ЗИС-485 – водоплавающий грузовик — БАВ (большой автомобиль водоплавающий)

БАВ (большой автомобиль водоплавающий)

Подполковник в отставке А. Протасов,
к.т.н., подполковник В. Протасов

История создания этого серийного трехосного полноприводного (6х6) грузового автомобиля-амфибии насчитывает 54 года. Он был разработан на Московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗИС, ныне ЗИЛ) в 1950 г., и там же выпускался. Машина использовалась в инженерных войсках в качестве переправочно-десантной и предназначалась для транспортировки стрелковых подразделений, легких артиллерийских систем, минометов, автомобильной и другой техники массой не более 2,5 т. Ее также называли БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Она имела целый ряд интересных технических особенностей, ныне перешедших в разряд экзотических.

Корпус ЗИС-485 представлял собой металлический сварной водонепроницаемый понтон, внутри которого располагалась рама автомобиля с агрегатами и узлами. Корпус делился по длине на носовой, центральный и кормовой отсеки. В носовом, прикрытом палубой, размещалось моторное отделение, а на палубе – фары и шкиперское имущество: багор, ручной насос и спасательный круг.

В центральном отсеке находилась рубка для экипажа, состоявшего из водителя и его помощника. Здесь же располагались органы управления машиной и контрольные приборы. В этом отсеке имелся трюм, и размещалась передняя часть грузовой платформы. Пол рубки – деревянный, со съемными досками. Предусматривалась возможность обогрева рубки воздухом от системы охлаждения двигателя. В кормовом отсеке размещались топливные баки, привод водяного руля и грузовая платформа с откидным задним бортом.

В днище корпуса имелись ниши для передних и задних колес, ведущих мостов с карданной передачей, а также туннель для гребного винта и водяного руля. Кроме того, в днище были отверстия для слива воды, проникшей в корпус, и слива масла из агрегатов трансмиссии, которые закрыты пробками. В средней части днища слева находится кингстон (клапан для приема воды внутрь корпуса или ее отлива). Три серьги в носовой части корпуса служили для буксировки машины на суше и по воде (верхние). В кормовой части установлен буксирный прибор.

Грузовая платформа имела фанерный пол, уложенный на основание из стальных балок, сваренных с корпусом. Под полом платформы: впереди слева установлен ящик ЗИП, справа – кожух запасного колеса, доступный снаружи. На последних моделях машины запасное колесо размещалось на платформе справа.

В автомобиле устанавливался 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель ЗИС-123 мощностью 80,9 кВт (110 л.с.), развиваемой при 3 000 мин–1. Он позволял машине с полной нагрузкой двигаться с весьма приличной скоростью – до 60 км/ч по шоссе и до 10 км/ч на плаву. Мотор имел нижнее расположение клапанов, рабочий объем 5,55 л, степень сжатия 6,5 и карбюратор типа К-84 с падающим потоком. Система охлаждения двигателя в дополнение к радиатору имела теплообменник, охлаждаемый при движении на плаву забортной водой. Пуск двигателя производился электрическим стартером 1,32 кВт (1,8 л. с.). В качестве топлива использовался бензин – автомобильный А-70 или авиационный Б-70. Топливных баков было два, параллельно расположенных, по 120 л.

Уместно заметить, что этот двигатель работал и в серийном отечественном колесном бронетранспортере БТР-152, выпускавшимся на том же ЗИСе с 1950 г. Что, впрочем, справедливо и для большинства агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части.

Трансмиссия для движения по суше состояла из двухдискового сухого сцепления, 5-ступенчатой коробки передач, 2-ступенчатой раздаточной коробки, трех одноступенчатых конических главных передач со спиральными зубьями. Каждый мост приводился от раздаточной коробки собственной(!) карданной передачей. Всего этой цели служило шесть карданных валов с двумя промежуточными опорами. Механическая трансмиссия для движения на плаву состояла из коробки отбора мощности, установленной на коробке передач, карданной передачи (три вала, две промежуточных опоры и вал гребного винта) и трехлопастного гребного винта. (Не автомобиль, а сплошные карданы! – ред.)

Подвеска была зависимой. Спереди работали две продольных полуэллиптических рессоры с двумя гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двухстороннего действия. Сзади стояли две продольных полуэллиптических рессоры балансирной тележки с реактивными штангами. Такая подвеска характерна для современных трехосных полноприводных автомобилей. На ЗИС-485 она обеспечивала возможность двигаться по шоссе и грунтовым дорогам со средней скоростью соответственно 40 и 30 км/ч.

Рулевое управление без гидроусилителя. Рулевой механизм для движения по суше – «глобоидальный червяк с трехгребневым роликом», а для движения по воде использовался балансирный водяной руль с тросовым приводом от рулевого управления автомобилем. Минимальный радиус поворота на суше составлял 11,25 м по колее переднего колеса, что было меньше допустимого (12 м).

Автомобиль имел рабочий тормоз с барабанными механизмами на всех колесах и пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз – ленточный, с механическим приводом, устанавливался на раздаточной коробке.

Колея передних и задних колес совпадала и составляла 1 620 мм. Колеса дисковые, с разъемным ободом. На них монтировались шины низкого давления размером 11,00–18, иногда 12,00–18, с протектором «прямая елка» для грунтовых дорог. Задние колеса – односкатные. Крепление колес к ступицам на шести шпильках. Давление воздуха в шинах – 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), для повышения опорной проходимости в тяжелых дорожных условиях его можно было снизить до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) благодаря централизованной системе регулирования давления воздуха в шинах, впервые появившейся в нашей стране на ЗИС-485 и БТР-152. На автомобилях раннего выпуска воздух к шинам подводился снаружи, а в дальнейшем, на модификации БАВ-А – изнутри, через ступицы.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12В с «плюсом» на корпусе. В 1959 г. полярность электрооборудования изменили, что обеспечило возможность работы армейских радиостанций (при необходимости) от электрооборудования машины. Источниками электроэнергии были генератор постоянного тока Г15-Б мощностью 220 Вт и две 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-84, соединенные последовательно. Система зажигания двигателя батарейная.

Проходимость машины была хорошей. Она могла на сухом твердом грунте преодолевать с полной нагрузкой подъем крутизной до 30°, ров (канаву) шириной 0,75 м, эскарп с высотой стенки 0,5 м, переплывать водоемы и двигаться по косогору до 20°. Дорожный просвет в 280 мм позволял ей двигаться по довольно глубоким колеям. Запас хода по топливу, был большой – 510 км по шоссе, при норме расхода 47 л/100 км.

Автомобиль имел габариты 9 540х2 485х2 660 мм (по тенту) и массу с полной нагрузкой 9 650 кг, что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности и легко вписываться в складки местности, маскироваться.

Для удаления воды, попавшей в корпус через пробоины, имелась система водоотлива. Она состояла из двух центробежных насосов – трюмного и отсеков, коллектора водоотлива, системы трубопроводов и ручного (аварийного) насоса водоотлива. Трюмный насос и насос отсеков приводились в действие цепными передачами от промежуточного карданного вала привода гребного винта и имели производительность соответственно 300 и 150 л/мин при 3 000 мин-1.

Автомобиль имел лебедку с тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4 500 кгс). Диаметр ее троса составлял 13 мм, а рабочая длина – 60 м. Лебедка размещалась за рубкой под грузовой платформой и выдавала трос в сторону кормы. Правда, вытягивать его надо было вручную.

Многочисленные учения, в которых участвовали эти автомобили, подтвердили их полезность. Так, численность переправляемого в одном рейсе десанта составляла 28 человек со стрелковым оружием, или можно было перевезти пушку калибром до 85 мм вместе с расчетом, 122-миллиметровую гаубицу (тоже с расчетом), автомобиль ГАЗ-69 с грузом или ГАЗ-63 без груза.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

ДАЗ -485 / ЗИС-485 БАВ

Годы производства: 1949 – 1962
Разработчик оригинала: ДАЗ
Производитель оригинала: АМО/ЗИС/ЗИЛ и БАЗ
Производитель модели: YVS
Масштаб: 1:43

В 1944 г. из США по ленд-лизу в ряды советских войска стали поступать диковинные большие  автомобили-амфибии GMC DUKW-353, которую американцы по созвучию и схожести написания  прозвали «duck» — «утка». Использование этих машин в Висло-Одерской операции, при форсировании Свири и Даугавы показало их крайнюю эффективность. Действительно, боевые потери значительно уменьшались при форсировании водных преград сходу на американских «утках», нежели при традиционном использовании лодок, наведении понтонов и временных мостов под огнём противника. Таким образом, советские военные решили, что неплохо бы иметь и нам подобный автомобиль-амфибию.

По окончании войны разработку отечественного большого водоплавающего автомобиля поручили столичному ЗИСу. Однако на ЗИСе от этого заказа отпихнулись, ссылаясь на перегруженность в связи с подготовкой к производству грузовиков ЗИС-150 и ЗИС-151, а так же военного БТР-152. Тогда для разработки и производства новой военной машины был выбран только что образовавшийся в Днепропетровске автомобильный завод ДАЗ. Там под руководством А. Грачёва, планировалось собирать грузовики ДАЗ-150 на основе аналогичной ЗИСовской модели. До этого Грачёв работал конструктором на ГАЗе в Горьком и прославился созданием целой плеяды полноприводных легковых автомобилей (ГАЗ-61-40, ГАЗ-61-73, ГАЗ-31-415, ГАЗ-61-417, армейские внедорожники ГАЗ-64 и ГАЗ-67). Днепропетровские конструкторы оценили все достоинства и недостатки американского прототипа и с энтузиазмом, по 10-12 часов в сутки, принялись работать над собственной амфибией.

Советская амфибия получила заводской индекс ДАЗ-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий), а за основу для шасси было решено взять отечественные полноприводные грузовики ЗИС-151 (6х6) и ГАЗ-63 (4х4).  Они же служили и донорами для сборки первых экземпляров водоплавающей машины. Сразу же огромное внимание конструкторы уделили разработке системы подкачки и спуска давления в шинах – когда автомобиль входил или выходил из воды, ему в большинстве случаев приходилось преодолевать зоны заболоченного грунта или мокрого песка, где проходимость автомобиля, пусть и полноприводного, резко снижалась. Чтобы этого избежать, нужно было спустить определённое количество воздуха в шинах, тогда под давлением массы автомобиля нижняя часть шин расширялась, и площадь давления на грунт увеличивалась, что позволяло успешно преодолевать болотистую и песчаную местность. После того как автомобиль выезжал на твёрдый грунт или шоссе, специальный компрессор должен был вернуть давление в шинах в норму. Именно такая система получившая название СРДВШ (система регулирования давления воздуха в шинах) была применена на ДАЗ-485. Кроме того, колёса амфибии могли выдержать до пяти сквозных пулевых прострелов каждое – компрессор восполнял утечку воздуха и продолжал поддерживать нужное давление. Снаружи эта система подкачки представляла собой сочленённые прямые трубки, которые подходили к каждому колесу с внутренней стороны. За внешнее сходство конструкции с лапками членистоногого СРДВШ прозвали «пауком».

Первый ДАЗ-485 БАВ был построен в августе 1949г. Когда машина была собрана, стояла глубокая ночь, но никто из конструкторов не пожелал отправиться домой – сразу же поехали к Днепру, где при свете фар «утки» — американского прототипа нашего БАВа  — было решено испытать новую амфибию. За руль ДАЗ-485 сел лично Грачёв, а ведь было достаточно рискованно направлять ночью в воды Днепра не обкатанный и не прошедший никаких испытаний, пусть и водоплавающий, автомобиль. Однако, БАВ не подвёл своих создателей и выдержал первый экзамен на «отлично». А впереди было ещё много испытаний: горные дороги Кавказа и Крыма; форсирование рек Кубань, Волга и Днестр; пробег  Москва – Сталинград – Астрахань – Баку – Батуми – Крым – Одесса – Минск – Москва протяжённостью свыше 10 000 км. Когда машину испытывали в Крыму при форсировании Керченского пролива, тогда ещё полностью не очищенного от мин и затонувших кораблей, поднялся сильный шторм. Сопровождающим катерам типа «морской охотник» запретили выходить в море, но Грачёв со своим коллективом всё же рискнул переплыть пролив и выехал на сушу благополучно. БАВ отлично всходил носом на волну, все агрегаты работали бесперебойно, а система водоотлива успешно справлялась с откачкой воды, попадавшей в грузовой отсек и трюмы. Но всё это было впереди, а пока коллектив ДАЗа праздновал заслуженную победу. ДАЗ-485 не только не уступал американскому DUKW-353, но и по многим параметрам превосходил его: наш БАВ имел гораздо более удачную компоновку, более вместительное грузовое отделение, откидывающийся задний борт, а главное – гораздо более совершенную, надёжную и эффективную систему подкачки шин СРДВШ.

Теперь самое время дать общее представление, что же представлял собой БАВ. В общих чертах сварной кузов понтонного типа походил на огромное корыто длиной в 9,5 метров. Конструкция была трёхосной – по три односкатных колеса с массивными протекторами. Узлы и агрегаты БАВ унаследовал от грузовика ЗИС-151. Кузов был разделён на три отсека: носовой, трансмиссионный и грузовой. Нужно сказать, что для обозначения элементов водоплавающей машины применялась корабельная терминология. Например, носовая часть называлась палубой, место водителя и его помощника – рубкой, полости под грузовым отсеком – трюмами, задняя часть машины – кормой, а багор, ручной насос и спасательный круг, уложенные на палубе, звались шкиперским имуществом. На воде БАВ приводился в движение винтом и развивал скорость до 10,7 км/ч. Если винт был сломан, автомобиль продолжал плыть в заданном направлении при помощи вращения колёс, но скорость была уже гораздо ниже. На случай попадания воды внутрь корпуса вследствие пробоин, были предусмотрены специальные насосы, которые откачивали воду из трюмов и грузового отсека. На суше БАВ становился полноценным вездеходом: он преодолевал грязь, снег, подъёмы с 30-градусным уклоном, передвигался со средней скоростью 10 км/ч по самому сильному бездорожью, а на шоссе развивал скорость 73 км/ч. Грузоподъёмность автомобиля составляла 2,5 тонны. За один рейс амфибия могла взять на борт и переправить через водоём либо 28 бойцов со стрелковым оружием, либо артиллерийское орудие с расчётом, либо автомобиль — гружённый ГАЗ-69 или порожний грузовик ГАЗ-63. БАВ был по достоинству оценен военными и высшим руководством страны: Грачёв и другие конструкторы, трудившиеся над созданием ДАЗ-485, были удостоены Сталинской премии второй степени.

Итак, 1951 г. ДАЗ-485 БАВ был рекомендован и полностью готов к серийному производству. Но почему же в автомобильную и историю БАВ вошёл не под именем ДАЗ-485, а как ЗИС? Дело в том, что по личной инициативе Л.П. Берия и с согласия И.В. Сталина Днепропетровский автозавод был отдан в ведомство вооружённых сил, переименован в Южмаш и перепрофилирован на создание ракет Р-1. На тот момент завод только входил в строй и должен был выпускать две оригинальные машины: гражданский четырёхтонный грузовик ДАЗ-150 и предмет нашего разговора —  водоплавающий ДАЗ-485. Судьба гражданского автомобиля оборвалась, как только ДАЗ превратился в ракетостроительное предприятие, но проект БАВ, вместе с Грачёвым и его командой конструкторов, был переведён в столицу на завод им. Сталина, где и получил путёвку в жизнь уже под новым обозначением ЗИС-485.

Полноценное конвейерное производство этого автомобиля началось с 1952 года, а на вооружение он был принят в следующем, 1953-м году. В 1957 г. ЗИС-485 был модернизирован. Система подкачки шин была помещена в ступицу колеса — теперь она не требовала ухода, не получала повреждений на бездорожье и не мешала смене колеса. БАВ получил шины большего размера с рисунком протектора в виде косой ёлки, усиленные ведущие мосты с расширенной колеёй, пневматический привод тормозов и ряд других нововведений. Этот автомобиль получил индекс ЗИС-485А, а его сборка была переведена на Брянский автомобильный завод (БАЗ), где продолжалась вплоть до 1962 г., пока не появились такие образцы плавучей бронетехники как БТР-60 и БМП-1. С их появлением отпала острая необходимость в специальных плавучих транспортёрах.

ЗИС-485 верой и правдой служил в частях Советской армии и в народном хозяйстве вплоть до 90-х годов. Отслужившие свой срок в армии, БАВы-дембеля никогда не резались на металлолом, а всегда передавались в народное хозяйство, где им находилось широкое применение. «Причем изъятие БАВ из войск происходило просто стремительно. Геологи, гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по роду деятельности приходилось иметь дело с перевозкой грузов в условиях развитой водной системы и российского бездорожья  по достоинству оценили высокую проходимость машины в сочетании со способностью плавать». (Источник)

В истории развития советского автомобилестроения ЗИС-485 стал своеобразной вехой. Именно эта машина положила начало тому, что на всех последующих грузовых автомобилях повышенной проходимости стали применяться односкатные колёса, одинаковый размер передней и задней колеи, и система регулировки давления воздуха в шинах.

Модель БАВ ЗИС-485 в масштабе 1:43, представленная на фото, произведена мастерской YVS. Судя по «ёлочке» на протекторах, перед нами модификация ЗИС-485А, а судя по УАЗу в кузове, перед нами экземпляр, дослуживший в армии, как минимум, до середины 70-х годов. Модель вполне достойно передаёт внешний вид оригинала, а особого шарма добавляет разнообразный скарб, погруженный в УАЗик. Детали масштабного БАВа неплохо проработаны, а сама модель является достаточно раритетной.

ЗиС-485 (БАВ-485): фотографии, история, технические характеристики

Транспортная машина-амфибия ЗиС-485 (БАВ 485) с колесной формулой 6×6 аналогична по размерам американской серии DUKW времен Второй мировой войны, которых Советский Союз приобрел почти 500 штук. по ленд-лизу. Впервые представленный в 1952 году, BAV 485 был разработан, чтобы придерживаться молниеносных концепций советской военной доктрины наземной войны, изученной во многих разрушительных сражениях с Германией во время Второй мировой войны.

Тип хорошо работал в Красной Армии и союзниках по Варшавскому договору до 1980-х, когда он был заменен транспортером-амфибией PTS Track Series, который способствовал лучшим внедорожным характеристикам и был изначально больше.

С самого начала предполагалось, что ЗиС-485 будет развернут вместе с колесными плавающими разведывательными машинами ГАЗ 46 серии 4×4, а затем поступит на вооружение Красной Армии. ГАЗ 46 был похож по конструкции на ЗиС-485 и поступил на вооружение в 1950-х годах.

Он имеет четыре колеса и частичную возможность 4×4 (задний привод), с лодочным шасси, установленным на стандартном автомобильном корпусе. В то время как ГАЗ-46 можно использовать где угодно в качестве разведывательной платформы, ЗиС-485 может доставить солдат на передовую.

Сама ЗиС-485 имеет лодкообразный корпус с приподнятой носовой частью на передней и боковой части борта. Первоначальная форма автомобиля была основана на семействе большегрузных автомобилей серии ЗиС-151. Водонепроницаемая конструкция лодки установлена ​​на шестиколесном шасси и обеспечивает вместимость 6×6, передний двигатель и задний привод. Силовая установка системы обеспечивается рядным 6-цилиндровым двигателем ЗиС123 с жидкостным охлаждением мощностью 110 л.с., работающим в паре с двухступенчатой ​​5-ступенчатой ​​коробкой передач с сухим сцеплением. Технические характеристики включают максимальную скорость 37 миль в час (6 миль в час в воде) и запас хода 330 миль.

Водяной привод принимает на себя специальный привод гребного вала отбора мощности. ЗиС-485 имеет длину ствола 31 фут 4 дюйма, ширину 9 футов 2 дюйма и высоту почти 8 футов 8 дюймов. Общий вес указан примерно как 21 278 фунтов.

ЗиС-485 обслуживается стандартным экипажем из двух человек, при этом пассажиры выгружаются и загружаются через заднюю погрузочную рампу или просто забираются на борт автомобиля в аварийной ситуации. Задняя погрузочная рампа также облегчает загрузку и разгрузку небольших транспортных средств, оборудования или расходных материалов по мере необходимости.

Основной грузовой отсек находится снаружи, но для защиты экипажа, пассажиров и багажа от непогоды предусмотрены тяжелые брезентовые покрытия. Водитель сидит за ветровым стеклом, состоящим из трех частей, передняя панель которого разделена на две части.

Вооружение (опция) состоит из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДШКМ для самообороны.

После принятия на вооружение грузовика ЗиЛ-157 серия ЗиС-485 была модернизирована до более современного вида с использованием основных базовых компонентов серии ЗИЛ-157. Это привело к тому, что название ЗиС-485 было изменено на ЗиС-485А (или аналогично «БАВ-А»), чтобы обозначить его усовершенствованный характер.

Год:

1952

Персонал:

2

Производство:

Автомобильный завод 2 — USSR

Производство:

002002002.

.

.plosiou Специальная цель

Длина:

9,54M

Ширина:

8,20 футов (2,5 м)

Высота:

8,73 фута (2,66 м) 0003

Вес:

11 тонн (9 650 кг; 21 275 фунтов)

1 x ЗиЛ-123 6-цилиндровый бензиновый рядный двигатель с водяным охлаждением мощностью 110 л.с. на обычных колесных формулах; 1 X PTO Propeller Drive

Максимальная скорость:

60 км/ч

Максимальный диапазон:

329 миль (530 км)

Сравните эту запись

для всех остальных в нашей Database)

1000 1 10001 1000 1 х 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДХСКМ.

Боеприпасы:

200 патронов 12,7 мм.

ЗиЛ-485 (БАВ-485) — базовая серия шасси 6х6 для грузовика ЗиС-151.

ЗиЛ-485А (БАВ-485А) — Модернизированный вариант шасси 6х6 грузовика ЗиЛ-157.

Советские конструкции десантных машин

ПТС-М 1-го понтонного батальона Сербской речной флотилии заходит в реку. Srđan Popović CC BY-SA 3.0

В истории Советы много раз пытались создать машину-амфибию. Некоторые из этих попыток были более успешными, чем другие.

ГАЗ-46 МАВ был ранней попыткой разработать такой автомобиль. Во время Второй мировой войны Ford производил автомобиль-амфибию, известный как GPA. Он был медленным на суше и неэффективным на воде, поэтому американские войска не хотели их использовать. Большая часть ГПД была отправлена ​​в Россию по программе ленд-лиза. Затем Советы получили лицензию от Ford на собственное производство GPA.

Когда война закончилась, в Советском Союзе был разработан ГАЗ-46 на основе конструкции Ford GPA. Он был немного больше, чтобы сделать его более плавучим в воде, но имел ту же базовую компоновку и дизайн, что и оригинальная модель Ford. Многие страны Восточного блока использовали машину для пересечения озер и рек, а также для ведения разведки на реках.

ГАЗ 46 в Auto & Technik Museum Зинсхайм, Германия. Автор AlfvanBeem CC0

«МАВ» — это русская аббревиатура, которая переводится как «небольшое плавучее транспортное средство». Было решено, что для преодоления ограничений MAV в 5 человек и относительно небольшого количества груза необходима более крупная амфибия. Так был разработан «БАВ», или «большой плавучий корабль».

ЗиС-485 был похож на ДУКВ, который использовался другими союзными войсками во Второй мировой войне и который в то время поставлялся в Советский Союз. Он вмещал до 28 человек или 2,5 тонны груза. Советы прекратили производство ЗиС-485 в 1919 г.60-х годов, но он продолжал использоваться в Восточном блоке и на Ближнем Востоке до 1980-х годов.

 

ЗИЛ-485 (БАВ) в Музее Великой Отечественной войны, г. Киев. By Varga Attila CC BY-SA 3.0

В 1960-х годах в Советском Союзе была разработана оригинальная машина-амфибия, которая пришла на смену BAV. Известная как ПТС, это была транспортная машина среднего размера, которая стала образцом для будущих конструкций десантных машин, некоторые из которых до сих пор используются российской армией.

Появилось в 1965, ПТС вмещал в два раза больше груза, чем БАВ. В отличие от BAV, у которого было шесть колес, в нем использовались гусеницы. ПТС также имел возможность действовать в районах, зараженных радиацией или химическим оружием.

 

ПТС-М Сербской речной флотилии 1-го понтонного батальона. Автор Срджан Попович CC BY-SA 4.0

Нива — популярный кроссовер советских времен, который можно было использовать как по бездорожью, так и по городу. Минобороны заказало амфибийную версию для использования в военных целях. ВАЗ-Э был разработан в 1976, чтобы удовлетворить этот запрос, но на совершенствование системы охлаждения двигателя ушло еще десять лет. 21 ВАЗ-Э был выпущен до того, как перестройка привела к прекращению его разработки.

УАЗ-469 — Виталий В Кузьмин CC BY-SA 4.0

Советы также разработали автомобиль-амфибию для воздушно-десантных войск для эвакуации раненых и доставки боеприпасов. Автомобиль, получивший обозначение ЛуАЗ-967, можно было вести в полулежачем положении. Он был достаточно легким, чтобы его можно было перевозить самолетом, но мог перевозить только 880 фунтов груза.