Города России за полярным кругом

У каждого из нас есть город,
От детских снов неотделим,
Тот, что навеки сердцу дорог
И свято памятью храним…

    Какие города за Северным полярным кругом отмечают в этом году свои юбилеи? На этот вопрос поможет ответить книжная выставка «Города в Заполярье», организованная в читальном зале Центральной библиотеки.

Города России за полярным кругом 

     Для одних людей Северный Полярный круг – это далекое, таинственное место, добраться до которого просто невообразимо, где всегда снег и очень холодно, а для других – это привычная повседневная жизнь: дом, семья, работа. Огромное количество городов в мире находятся за Северным полярным кругом, причем многие далеко за ним. Среди них большую долю занимают города России. Крупные города с населением порядка 200 тыс. человек и даже более, небольшие городишки, поселки, села и деревни. Многие россияне живут на севере и безумно любят свои края.

Во многих произведениях художественной литературы закрепился образ северного полярного круга. В них полярный круг – это место отчаянное и опасное, покрытое толстым слоем снега, да и посмотрев на карту, становятся понятны данные невероятные описания.

Что же такое полярный круг с точки зрения науки? Именно с полярного круга начинается такое явление, как полярная день и полярная ночь. Это когда солнце за ночь не садится за горизонт, либо за день не появляется из него. Там, где проходит полярный круг, такая ночь и такой день случается по одному разу в год. Чем дальше к северу, тем дней таких становится больше. У каждого города и поселка своя продолжительность полярных дней и ночей.

Какие же города России находятся за Северным полярным кругом? Начнем с самых крупных.

МУРМАНСК – самый большой по численности населения северный город России, расположенный за полярным кругом (300 тыс. человек). Растянувшийся более чем на 150 кв. м, город находится на краю Кольского полуострова на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Восточная окраина города граничит с полярной тайгой.

Город Мурманск еще называют «воротами Арктики». Он является самым большим незамерзающим портом Заполярья с атомным ледокольным флотом в составе 8 ледоколов. Они не раз избороздили всю Арктику, побывав на самой макушке Земли. Береговая инфраструктура Мурманска, включая судоремонтные заводы – это ближайший тыл Северного военно-морского флота. А еще именно с этого города начинается старт многих российских и зарубежных путешественников, которые держат путь на северный полюс. В октябре 2016 года город отметит свое 100-летие.

Среди достопримечательностей в Мурманске можно выделить:

— океанариум – единственный в мире, расположенный за полярным кругом;

— знаменитый мемориал защитникам страны «Алеша», высота которого составляет 31,5 метров.

— Кольский мост длиной в 1611 метров, а с подъездными путями – 2500 метров, строящийся 12 лет. Мост соединяет Мурманск с западной частью Мурманской области, а также с Финляндией и Норвегией.

— смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на весь город.

Заполярье. Край земли.

Море. Чайки. Корабли.

Сопки с тучами сомкнулись.

Дуют ветры. Это Мурманск.

В этом году отмечает свое 50-летие  АПАТИТЫ – город в Мурманской области с населением 57,9 тыс. человек.  Он расположен на Кольском полуострове недалеко от реки Белая между озером Имандра и горами Хибинами. Зима здесь хоть и долгая, но не столь суровая, с 23 полярными ночами. Снег лежит до 250 дней в году. Город с развитой инфраструктурой, со своим аэропортом и ж/д вокзалом. Интерес горожан вызывает огромное озеро Имандра. Это почти маленькое море с большим количеством островов (около 140) и 20 притоками.

Я приглашаю вас в Хибины,
В снега, на крутые горы.
Я покажу вам любимый
Мой заполярный город

КИРОВСК – северный город с 75-летней историей, с населением более 27,7 тыс. чел. Город геологов и горняков, центр по добыче ценного ископаемого — апатита. Большую популярность городу приносят горнолыжные склоны гор Хибины. Похвастаться достопримечательностями архитектуры город не может, так как он еще очень молод, но красота природы и местности не может никого, кто посетил его, оставить равнодушным.

Население еще двух городов-юбиляров этого года меньше, однако, эти населенные пункты со своими традициями и достопримечательностями также заслуживают особого внимания. Среди них – г. ЗАПОЛЯРНЫЙ, который недавно отметил свое 60-летие.

 

Строительство города началось в 1955 в связи с сооружением Ждановского ГОКа. На строительство нового города и рудника (объявлены Всесоюзной ударной стройкой) приехала большая группа молодежи из Ленинграда, Псковской, Новгородской и др. областей. Зарегистрирован как поселок и присвоено наименование 20.04.1956. С 30.05.1957 — рабочий поселок, с 01.02.1963 — город районного подчинения. К январю 1964 — 12 тыс. жителей (вместе с пос. Горный), на 01.01.2005 — 18 600.

Я приехал! Я снова дома!

Я стою и любуюсь вновь,

Как с плотины летит Тулома –

Моя северная любовь.

Свой 50-летний юбилей в этом году отметил поселок ВЕРХНЕТУЛОМСКИЙ — поселок городского типа в 64 км к западу от г. Кола, на левом берегу р. Тулома. Он был образован как поселок строителей Верхнетуломской ГЭС и построен строителями-финнами. Дорога к поселку с 1961 сооружалась одновременно с двух сторон: из Колы советскими строителями, из финской Лапландии — финскими. В 1968 проживали 1,4 тыс. чел.; действовал Верхнетуломский леспромхоз (в 1996 признан банкротом). По переписи 2002 проживало 2003 жителя, в 2010 (перепись) насчитывалось 1580 человек.

Города России за полярным кругом

Для одних людей Северный Полярный круг – это далекое, таинственное место, добраться до которого просто невообразимо, где всегда снег и очень холодно, а для других – это привычная повседневная жизнь: дом, семья, работа. Огромное количество городов в мире находятся за Северным полярным кругом, причем многие далеко за ним. Среди них большую долю занимают города России. Крупные города с населением порядка 200 тыс. человек и даже более, небольшие городишки, поселки, села и деревни. Многие россияне живут на севере и безумно любят свои края.

Во многих произведениях художественной литературы закрепился образ северного полярного круга. В них полярный круг – это место отчаянное и опасное, покрытое толстым слоем снега, да и посмотрев на карту, становятся понятны данные невероятные описания.

Что же такое полярный круг с точки зрения науки? Именно с полярного круга начинается такое явление, как полярная день и полярная ночь. Это когда солнце за ночь не садится за горизонт, либо за день не появляется из него. Там, где проходит полярный круг, такая ночь и такой день случается по одному разу в год. Чем дальше к северу, тем дней таких становится больше. У каждого города и поселка своя продолжительность полярных дней и ночей.

Какие же города России находятся за Северным полярным кругом? Начнем с самых крупных.

Крупные города России за полярным кругом

Мурманск – самый большой по численности населения северный город России, расположенный за полярным кругом. Численность его составляет почти 300 тыс.человек. Мурманск, растянувшийся более чем на 150 кв.м., находится на краю Кольского полуострова на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Восточная окраина города граничит с полярной тайгой.

Город Мурманск еще называют «воротами Арктики». Он является самым большим незамерзающим портом Заполярья с атомным ледокольным флотом в составе 8 ледоколов. Они не раз избороздили всю Арктику, побывав на самой макушке Земли. Береговая инфраструктура Мурманска, включая судоремонтные заводы – это ближайший тыл Северного военно-морского флота. А еще именно с этого города начинается старт многих российских и зарубежных путешественников, которые держат путь на северный полюс. В 2016 году город отметит свое 100-летие.

Среди достопримечательностей в Мурманске можно выделить:

— океанариум – единственный в мире, расположенный за полярным кругом;

— знаменитый мемориал защитникам страны «Алеша», высота которого составляет 31,5 метров.

— Кольский мост длиной в 1611 метров, а с подъездными путями – 2500 метров, строящийся 12 лет. Мост соединяет Мурманск с западной частью Мурманской области, а также с Финляндией и Норвегией.

— смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на весь город.

Норильск – второй большой город нашей страны, расположившийся далеко за Северным Полярным кругом. Этот город был создан для того, чтобы осваивать уникальные природные богатства полуострова Таймыр. Численность его населения составляет 176,6 тыс.человек. Норильск находится в 300 км к северу от Полярного круга. Это город вечной мерзлоты. Даже лето здесь – это больше двухмесячный переход капризной весны на холодную осень. Морозы зимой доходят до отметки -56°С.

В советские годы здесь располагался исправительно-трудовой лагерь, входящий в состав ГУЛАГа. Его заключенные и построили сегодняшний город Норильск. Статус города присвоен Норильску в 1953 году.

К сожалению, Норильск входит в число экологически неблагоприятных городов России и даже мира из-за большого количества горно-металлургических предприятий.

В Норильске в очень больших количествах добывают драгоценные металлы: палладий, платину.

Воркута – город на севере Республики Коми с населением в 61.6 тыс.человек. Город расположен в тундре, в зоне вечной мерзлоты в 160 км от Ледовитого океана. В советское время здесь располагались исправительные лагеря ГУЛАГа. Лето, как и в других северных городах, холодное и короткое, но с длинными световыми днями. В недрах земли этой местности много угля и других полезных ископаемых. На сегодняшний день, благодаря большому спросу на уголь во всем мире, угольные предприятия отлично работают.

Апатиты – город в Мурманской области с населением 57,9 тыс.человек. Располагается на Кольском полуострове недалеко от реки Белая между озером Имандра и горами Хибинами. Зима здесь хоть и долгая, но не столь суровая, с 23 полярными ночами. Снег лежит до 250 дней в году. Город с развитой инфраструктурой, со своим аэропортом и ж/д вокзалом. Интерес горожан вызывает огромное озеро Имандра.

Это почти маленькое море с большим количеством островов (около 140) и 20 притоками.

Североморск с населением почти 49 тыс. человек находится северо-восточнее Мурманска на 25 км. Это морской порт Кольского залива Баренцева моря, также является военно-морской базой Северного флота Российской Федерации.

Салехард – единственный в мире город, находящийся на границе Северного Полярного круга. Его население составляет 47,9 тыс.человек. Это столица крупнейшего газодобывающего района – Ямало-Ненецкого АО. Основан в 1595 году.

Мончегорск с 43,5 тыс. жителей расположился за северным полярным кругом на Кольском полуострове на северной стороне горного массива Мончетундра у озера Имандра и Лумболка. Находится на 145 км южнее Мурманска. Город основан в 1937 году в связи с необходимостью добывать в данной местности медно-никелевые породы, которыми богата данная земля. В итоге Мончегорск – центр медно-никелевой промышленности страны.

Кандалакша – город, населенность которого 33,5 тыс. человек. Это южные ворота Кольского полуострова. Город расположен в устье залива Кандалакша Белого моря и у реки Нива. Солнце в июле и августе практически за заходит за горизонт, а в ноябре и декабре – не появляется из него. С морского торгового порта Кандалакши обеспечивается выход во все моря и океаны.

Кировск – северный город нашей страны с населением более 27,7 тыс.чел. Это город геологов и горняков, является центром по добыче ценного ископаемого — апатита. Большую популярность городу приносят горнолыжные склоны гор Хибины. Похвастаться достопримечательностями архитектуры город не может, так как он еще очень молод, но красота природы и местности не может никого, кто посетил его, оставить равнодушным.

Нарьян-мар – завершает десятку крупных по численности населения городов России, расположенных за северным полярным кругом. Город расположен на берегу реки Печора. Основан в начале 20 века. Население города 23,4 тыс.человек. Сюда съезжаются многие рыбаки России. Здесь водятся в больших количествах семга, нельма, сиг и другая ценная рыба.

Малые города России за полярным кругом

Следующие города России тоже находятся выше полярного круга. Население их меньше, однако, эти города со своими традициями и достопримечательностями также заслуживают особого внимания.

Полярный (17 тыс. чел)

Заполярный (15,4 тыс. чел)

Полярные зори (14,9 тыс. чел)

Никель (12,1 тыс. чел)

Гаджиево (11,8 тыс. чел)

Воргашор (10,9 тыс. чел)

Кола (10,1 тыс. чел)

Заозерск (9,9 тыс. чел)

Островной (2 тыс. чел)

Верхоянск (1,2 тыс. чел)

Арктический институт – Центр исследований циркумполярной безопасности

Арктическая территория России простирается вдоль 24 140 километров береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана и вод за Полярным кругом от Баренцева моря на западе на границе с Норвегией до Берингова моря и моря Охотска на Дальнем Востоке. Береговая линия России составляет 53 процента береговой линии Северного Ледовитого океана и охватывает Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. В арктических водах страны можно найти ряд архипелагов, в первую очередь Новая Земля в Карском море, Северная Земля в море Лаптевых и Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море. К северо-востоку от норвежского архипелага Шпицберген российская Земля Франца-Иосифа расположена всего в 950 километров от Северного полюса. Ближайшая точка России к Северному полюсу — мыс Флигели на острове Рудольфа. Мыс находится всего в 911 километрах от полюса.

На арктической территории России преобладают три крупные речные системы: река Енисей на западе впадает в Карское море, река Лена впадает в море Лаптевых, а река Колыма впадает в Восточно-Сибирское море. Хотя эти реки в течение части года замерзают, в течение части года они представляют собой жизненно важный транспортный маршрут, которому отчасти помогает специализированный флот мелкосидящих ледоколов, обеспечивающий доступ к населенным пунктам и городам вдоль этих рек.

Температура на арктической и субарктической территории России является самой низкой за пределами Антарктиды. В селе Оймякон в Якутской области регулярно наблюдаются температуры ниже -50°C, а в 1924 г. была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2°C. Среднесуточные низкие температуры зимой, хотя и неизбежно колеблются на таких больших участках земли, колеблются в пределах -20°C. С –40°С. В течение летних месяцев среднесуточные высокие температуры колеблются в пределах 15-25°C, но могут достигать 35°C, особенно во внутренних субарктических регионах России. Летом 2018 года в северных прибрежных регионах России также наблюдалась беспрецедентная жара с температурой выше 30°C.

Эта страница была обновлена ​​1 августа 2022 года. Если мы что-то пропустили, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Арктическое население России составляет около 2 млн человек, что составляет около половины населения Арктики во всем мире. Крупнейшими городами России за Полярным кругом являются Мурманск, также самый густонаселенный город Арктики и исторически известный как арктический центр, с населением 303 754 человека. В Норильске проживает 175 365 человек, а в Воркуте — 70 548 человек. Однако по последней переписи 2017 года население Мурманской области явно сокращалось. С 2010 года за последние 7 лет население сократилось почти на 40 000 человек.

В России насчитывается более 100 выявленных этносов, из которых 41 юридически признана Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока . Из 41 группы 11 проживают за Полярным кругом или за ним. Ловозеро в Мурманской области считается российской «саамской столицей» с населением 2800 человек. В российской Арктике проживает около 67 000 человек, принадлежащих к коренным малочисленным народам, из которых 75 процентов проживает в сельской местности. Крупнейшими коренными народами России являются долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы (или юпики) и юкагиры.

В то время как традиционные возможности получения средств к существованию варьируются от региона к региону, жизнь всех арктических народов России тесно переплетена с долгой историей эксплуатации ресурсов на Севере России, который содержит огромное количество природных ресурсов, включая нефть и газ, уголь, древесина и различные полезные ископаемые. Разведка ресурсов часто происходит в непосредственной близости от традиционных мест проживания коренных народов. Хотя воздействие индустриализации и приспособление к ней варьируется от региона к региону, большие участки земли и рек, используемые для оленеводства, рыболовства и охоты, были утрачены или деградированы в результате промышленного развития. При этом традиционные знания были утеряны, а вековые модели землепользования игнорировались, что привело к высоким социальным издержкам и упадку традиционной культуры.

В то время как экономическое развитие в Арктике составляет растущую долю валового национального продукта России, коренным народам по-прежнему трудно воспользоваться возможностями получения высшего образования и прямо или косвенно воспользоваться экономическими возможностями , связанными с индустриализацией севера. Кроме того, таяние вечной мерзлоты в тундре вызвало вспышки смертельной сибирской язвы и серию мощных взрывов в российской Арктике. Это представляет серьезную опасность как для оленей, экосистемы, так и для жителей Арктики. В 2017 году на Ямале от сибирской язвы умер мальчик, а 20 инфицированных вылечились и выжили. Температуры, достигающие более 30 ° C во время сильных волн тепла по всей Сибири, привели к таянию вечной мерзлоты.

В экономике России преобладает добыча природных ресурсов, прежде всего нефти и природного газа. Страна является третьим по величине производителем углеводородных ресурсов в мире, и более 50 процентов федерального бюджета России зависит от доходов, полученных от добычи нефти и газа. На российские арктические и субарктические регионы приходится 90 процентов добычи природного газа в России и 10 процентов добычи нефти. Однако в последние годы Россия достигла рекордного уровня добычи природного газа. Всего в российскую энергетику в 2017 году было инвестировано 3,5 миллиарда рублей, что на 10 процентов больше, чем в предыдущие годы. Добыча природного газа в 2017 году достигла самого высокого уровня за 17 лет, при этом экспорт также достиг пика. К 2020 году на новом Бованенковском месторождении на полуострове Ямал будет добывать рекордные 115 миллиардов кубометров9. 0003

История добычи нефти и газа в российской Арктике

Разработка нефти и газа в российской Арктике восходит к началу 1930-х годов. В 1930 году в Республике Коми было открыто первое в Арктике нефтяное месторождение — Чибьюское, а в 1932 году — Ярегское нефтяное месторождение. В ходе геологоразведочных работ в 1960-е и 1970-е годы. Развитие сосредоточено в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а точнее в арктической части провинции, известной как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО).

В ЯНОА открыт ряд гигантских месторождений природного газа, превосходящих по масштабам и размерам все известные ранее месторождения природного газа, начиная с Тазовского месторождения, за которым в 1964 г. последовали Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение, Губкинское нефтегазоконденсатное месторождение и Заполярное газовое месторождение в 1965 году, Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение в 1966 году, Медвежье газовое месторождение в 1967 году и Русское нефтяное месторождение в 1968 году. 80-х гг. в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции по низовьям Енисея с открытием Ванкорского, Тагульского, Лодочного и Сузунского месторождений. В 1970-х и 1980-х годах на полуострове Ямал последовала разработка Бованенковского газового месторождения в 1971 году, Харасавэйского и Южно-Тамбейского месторождений в 1974 году и Ростовцевского нефтегазового месторождения в 1986 году. нефтегазоносная провинция остается крупнейшим газодобывающим регионом мира, а также обеспечивает значительную долю добычи нефти в России.

В 2010 году Норвегия и Россия урегулировали 44-летний спор о делимитации границы в Баренцевом море. Страны договорились разделить спорную территорию площадью 175 000 квадратных километров, которая может содержать до 4 миллиардов баррелей нефти и 878 триллионов кубических футов природного газа. Реализация западных санкций Соединенными Штатами и Европейским союзом против России влияет на разведку и разработку углеводородных ресурсов в Арктике. ExxonMobil подписала соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью» по 10 совместным предприятиям, в первую очередь по разведке в Карском и Черном морях, а также по совместной разработке баженовских сланцев в Западной Сибири.

После санкций ExxonMobil была вынуждена приостановить свою деятельность в совместных предприятиях. Это следует за объявлением от сентября 2014 года об успешном обнаружении нефтяных ресурсов на скважине Кей-1 в Карском море. Точно так же в июне 2015 года французская энергетическая компания Total вышла из совместного предприятия с российской «Лукойл», в рамках которого они планировали разрабатывать сланцевые месторождения Бажено в Западной Сибири. Компания также решила вернуть «Газпрому» 25-процентную долю в отложенном Штокмановском газовом месторождении. Не затронуты западными санкциями разработка первой в мире ледостойкой нефтяной платформы «Приразломное», которую «Газпром» построил в Печорском море. Добыча нефти началась в апреле 2014 года.

Сотрудничество России с Китаем

В 2014 году российский энергетический гигант «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставках газа из российской Арктики в Китай. Сумма сделки составила около 400 миллиардов долларов. Хотя Европа остается для России крупнейшим экспортным рынком энергоносителей, Россия использует такие сделки для диверсификации партнеров по торговле газом со странами Азии.

Проект «Ямал СПГ», пожалуй, самый примечательный пример сотрудничества Китая и России в Арктике. «Ямал СПГ» — это газовый завод в российской Арктике, на который, по оценкам, приходится 22 процента мировых запасов газа. Китайские компании обеспечивают финансирование и владеют крупными пакетами акций проекта. В 2013 году «Новатэк» и Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписали контракт, по которому 20-процентная доля в проекте «Ямал СПГ» была передана Китайскому фонду Шелкового пути (SRF). Контракт включает соглашение о поставках более 3 млн тонн СПГ в год в Китай.

В июле 2018 года «Новатэк» доставил первую партию СПГ по Северному морскому пути (СМП) в Китай. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что «использование Северного морского пути как перспективного транспортного маршрута способствует развитию северных регионов и очень важно для экономического развития страны». На данный момент CNPC и SRF совместно владеют около 30% проекта «Ямал СПГ». «Новатэку» принадлежит 50,1% акций, а французскому энергетическому гиганту Total — 20%. Китайские СМИ отмечают «Ямал СПГ» как «веху в китайско-российском сотрудничестве» в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Это первый крупный арктический энергетический проект Китая в рамках его стратегии развития. В настоящее время CNPC и SRF рассматривают возможность присоединения к многомиллиардному проекту «Арктик СПГ-2», который должен быть запущен в 2023 году9.0003

Северный морской путь

Развитие Северного морского пути (СМП) началось в июне 1936 года, когда Советом Народных Комиссаров бывшего СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Перед Управлением была поставлена ​​задача установить и развить маршрут от Баренцева моря до Берингова пролива. В его задачу входило создание морских, речных и воздушных транспортных путей, необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и руководство всеми советскими исследованиями в Арктике. Кроме того, он также возглавил освоение природных ресурсов Арктики и строительство необходимых производственных мощностей. Кроме того, он также отвечал за содействие экономическому развитию коренных народов Арктики. С тех пор Северный морской путь стал иметь первостепенное значение в национальных и региональных планах развития.

После окончания Холодной войны многие пути сообщения пришли в негодность, а связанная с ними инфраструктура пришла в упадок из-за сокращения использования Северного морского пути. Грузовые перевозки сократились почти на 90 процентов в течение 1990-х годов по сравнению с началом 1980-х годов. С наступлением все более свободных ото льда летних сезонов, особенно после рекордного сезона таяния 2007 и 2012 годов, СМП начал возрождаться как национальный и международный транспортный коридор. Несмотря на то, что объемы остаются весьма ограниченными по сравнению с глобальными точками судоходства, такими как Суэцкий и Панамский каналы, маршрут, тем не менее, имеет ключевое значение для экономического развития российского региона, расположенного вдоль маршрута, а также для доступа, разработки и экспорта углеводородных ресурсов в Арктический.

В 2018 году президент Путин подписал указ, в котором говорится, что СМП будет развиваться непрерывно, а к 2024 году объемы грузов в год должны увеличиться до 80 миллионов тонн. Это в 8 раз больше, чем в 2017 году. стратегия, в которой делается упор на превращение СМП в глобальную и всеобъемлющую транспортную артерию. Всего через 5 месяцев после открытия проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал» на севере России объемы отгрузки превысили два миллиона тонн СПГ. Еще одним существенным приростом товаров на СМП является уголь. По данным VostokCoal, к 2025 году на Таймыре ежегодно можно будет добывать 30 млн тонн угля. Кроме того, судно Maersk, загруженное российской рыбой и южнокорейской электроникой, стало первым судном, полностью прошедшим арктический морской путь. Россия надеется, что это станет ее новой судоходной магистралью, которая значительно сократит время транспортировки из Азии в Европу, избегая Суэцкого канала. СМП по-прежнему не является жизнеспособным и устойчивым вариантом для большинства судоходных компаний, поскольку проход возможен только в течение 3 месяцев в году.

В 2020 году первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» также спроектирована для Арктики и эксплуатируется Росатомом. Это новый тип инфраструктуры, используемый в арктических водах и предназначенный для обеспечения электроэнергией отдаленных российских населенных пунктов.

Учитывая важность Арктики для развития национальной экономики, а также централизованный характер и доминирование государственных компаний нефтегазового сектора, управление Арктикой в ​​основном было централизованным при прямом влиянии Москвы. Этот факт был подчеркнут созданием новой федеральной Арктической комиссии в ​​феврале 2015 года9.0003

Комиссия отвечает за координацию работы всех других органов, задействованных в Арктике, включая Совет национальной безопасности и Министерство природных ресурсов, Министерство энергетики, Министерство экономического развития и Министерство транспорта. Комиссии и примерно 60 ее должностным лицам поручено оценивать эффективность существующей политики и принимать решения, связанные с региональным развитием. Создавая Комиссию, президент Путин стремился к тому, чтобы единый ответственный орган реализовывал арктическую политику. Более того, он передает больший контроль над арктической политикой и развитием в руки назначаемых на федеральном уровне должностных лиц, таких как глава Комиссии, а не избираемых на региональном уровне губернаторов и других должностных лиц, еще более удаленных от контроля Москвы.

Стратегия Российской Федерации в Арктике является предметом споров в академических кругах, СМИ и при разработке политики. Правительство России заявило, что вся деятельность в Арктике должна быть связана с интересами «обороны и безопасности в максимальной степени». Однако политика России, как правило, больше сосредоточена на внутренней безопасности и экономических проектах, чем на внешней экспансии. Когда аналитики говорят о «борьбе за Арктику» и о «плане России доминировать в Арктике», мы рискуем столкнуться с дилеммой безопасности.

В отчете Министерства обороны США за 2013 год содержится предупреждение: «Существует некоторый риск того, что восприятие милитаризации Арктики может привести к гонке вооружений». Изображение России как угрожающего соперника в Арктике искажает наше понимание стратегии Кремля в регионе. Адмирал Роберт Папп, специальный представитель Госдепартамента по Арктике при президенте США Обаме, заявил: «Россия делает то, что мы делали бы сами, если бы движение над нашим побережьем увеличилось».

Россия обновила свою официальную Арктическую стратегию 2020 года на следующие пятнадцать лет документом под названием «Основные принципы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года». Стратегия во многом похожа на предшествующие документы. Сохранение Арктики в качестве «региона мира» остается ключевым национальным интересом, а также необходимостью развития сотрудничества и взаимовыгодного партнерства с арктическими и неарктическими субъектами. «Обеспечение суверенитета и территориальной целостности» указано в качестве главного приоритета, тогда как «улучшение благосостояния коренных народов в российской Арктике» возведено в ранг национальных интересов. Эти приоритеты также включены в повестку дня российского председательства в Арктическом совете на 2021–2023 годы. Россия приняла председательство в Арктическом совете в мае 2021 года и передаст председательство Норвегии в мае 2023 года. Приоритеты председательства включают ответственное управление, коллективные подходы к устойчивому развитию, многостороннюю дипломатию и защиту окружающей среды, включая изменение климата. В новой арктической стратегии России также делается упор на «закрепление Арктического совета как ключевого регионального института, координирующего международное сотрудничество в Арктике».

Серьезное ухудшение отношений России и Запада после эскалации конфликта на Украине серьезно повлияло на сотрудничество в Арктике и привело к паузе в деятельности Арктического совета. Семь государств-членов Арктического совета осудили военные действия России на Украине, а многие другие арктические организации приостановили сотрудничество с Россией. Российские арктические чиновники назвали приостановку «прискорбной» и ориентировали свое председательство на внутреннее развитие.

В июле 2022 года Российская Федерация подписала новую Военно-морскую доктрину, которая охватывает многие аспекты национальных интересов России в Мировом океане, включая развитие Арктической зоны, а также Северного морского пути.

Что стоит за интересом России к потеплению в Арктике? | Военные

Арктика — один из последних неосвоенных районов мира.

Его суровый климат и температуры, враждебные человеческой жизни, долгое время служили естественным барьером для развития и эксплуатации, но климатический кризис быстро меняет это положение.

Шесть стран окружают Северный Ледовитый океан и находятся на вершине мира: Россия, Канада, США, Дания, Норвегия и Исландия.

Теперь эта отдаленная дикая местность меняется. Катастрофические последствия глобального потепления привели к таянию полярных льдов, и доступ к ресурсам стоимостью в десятки триллионов долларов оказался в пределах досягаемости человечества. Есть рыба, чтобы прокормить растущее население, и ископаемое топливо в пределах досягаемости в эпоху истощающихся запасов, поскольку мировая промышленность по-прежнему зависит от старых способов производства энергии.

Усиление международной конкуренции, которое это вызовет, подстегнуло военные расходы и развертывание специальных сил в регионе для защиты притязаний и собственных интересов каждой страны.

Сейчас идет гонка между странами, окружающими Арктику, за претензии на этот район и жизненно важные ресурсы под поверхностью океана. Страна, доминирующая в этой гонке, – Россия.

По мере того, как Арктика нагревается, обостряется конкуренция за огромные ресурсы региона [Натали Томас/Reuters]

Потепление в Арктике, неиспользованные богатства

Климатический кризис оказывает сильное влияние на мировую экономику и быстро становится стратегической проблемой по мере изменения погодных условий.

Полярные льды отступают с нарастающей скоростью, и по некоторым оценкам, Арктика полностью освободится от летнего морского льда уже к 2035 году. Европа и Северная Азия в летние месяцы. Эти новые маршруты значительно короче классических торговых путей через Суэцкий или Панамский каналы.

Этот легкий доступ к региону открывает большие экономические возможности как для коммерческого судоходства, используя северо-западный проход через Канаду, так и северо-восточный проход через вершину России, сокращая путь на тысячи километров.

В Арктике имеются обширные месторождения нефти, природного газа и полезных ископаемых, таких как никель, платина, палладий и редкоземельные металлы, залегающие на дне океана и в самых северных районах окружающих его стран. Оценки разнятся, но примерно 16 процентов неосвоенной нефти в мире и 30 процентов неразведанного газа в мире лежат под океаном.

Добавьте к этому огромное количество рыб, обитающих в богатых планктоном арктических водах, и регион с его неиспользованными богатствами становится все более желанным.

Для коммерческого судоходства преимущества жизнеспособных северо-западных и северо-восточных проходов огромны.

Чтобы проиллюстрировать, насколько важны эти новые проходы, рассмотрим традиционный маршрут из Роттердама в Нидерландах в Шанхай в Китае. В начале 19 века корабль должен был пройти вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке. Это расстояние около 26 000 км. Когда-то Суэцкий канал в Египте открылся в 1869 году., долгого и трудного путешествия по Африке можно было избежать, и то же самое путешествие стало на 23 процента короче. Северо-восточный проход сокращает этот путь еще на 24 процента, обеспечивая значительную экономию времени и затрат на топливо, что делает его стратегически важным водным путем.

Несмотря на то, что в настоящее время трафик невелик, в самом ближайшем будущем корабли смогут плыть по этому маршруту без помощи ледоколов — мощных бронированных кораблей, которые прокладывают себе путь сквозь лед, создавая канал, по которому затем могут пройти обычные корабли. Прогресс таким образом медленный и дорогостоящий. Более теплые свободные ото льда моря позволят безопасно пропускать большие объемы транспорта.

Но как разделить все это недавно доступное богатство, оказывается камнем преткновения.

Сам регион разделен территориальными водами самих окружающих стран и их исключительными экономическими зонами – закрепленной за каждой страной площадью прибрежных вод с исключительно их береговой линией.

Претензии к этим водам и зонам пересекаются, и решение о том, кто имеет право на то, начинает усложняться, поскольку нескольким арктическим соседям приходится решать споры между собой по поводу права собственности. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, или ЮНКЛОС, действует как руководство, но все больше США, Дания, Канада, Норвегия и Исландия глубоко обеспокоены растущим военным влиянием своего северного соседа, России. Вторжение в Украину потрясло весь мир, а не только соседей России.

Ледокол прокладывает путь грузовому судну у острова Земля Александры, где находится Нагурское — самый северный военный форпост России, ощетинившийся ракетами, радаром и расширенной взлетно-посадочной полосой [Александр Земляниченко/AP Photo]

Россия: пробуждение белого медведя

Четное до войны России с Украиной Россия быстро расширяла и модернизировала свои вооруженные силы, и Арктика была областью особого внимания. Хотя российские вооруженные силы были лучше оснащены и обучены, идея новых профессиональных и эффективных российских вооруженных сил сильно преувеличена — ее вооруженные силы барахтаются на Украине, ее солдат не хватает и их плохо руководят. Непроходимые полярные льды когда-то защищали северный фланг страны — теперь это не так.

Россия, самая большая страна в мире, охватывающая 11 часовых поясов, осознала, что таяние арктических льдов теперь означает, что ее самая длинная граница — более 24 000 км в длину — которая находится за Полярным кругом, обнажается.

Эта новая уязвимость изменила российское военное мышление и значительно расширила ее арктические активы.

Россия вновь открыла более 50 старых, законсервированных бывших советских военных аванпостов на севере. Модернизированы десять радиолокационных станций, созданы поисково-спасательные станции, реконструированы пограничные заставы. В связи с таянием арктических льдов России теперь приходится рассматривать комплексный подход к своей обороне.

Необходимо следить за огромными расстояниями, и ключом к этому является мощь авиации. Старая военно-воздушная база в Нагурском на острове Земля Александры, самом северном военном форпосте России в Арктике, была расширена. Там будут базироваться модернизированные дальние истребители-перехватчики МиГ-31, противокорабельные и зенитно-ракетные батареи.

Северное командование ВМФ, имеющее юрисдикцию в арктическом регионе, в 2021 году было преобразовано в один из пяти российских военных округов, что подчеркивает важность региона. Он начал испытания 13 новых кораблей, входящих в состав его флота, и вооружит свои самолеты и корабли новой гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Морские пехотинцы и другие войска провели учения вдоль северного побережья России, отрабатывая оборону и отбивание портов у воображаемых врагов.

Тревога из-за всплеска активности

Модернизация и расширение военного потенциала России в Арктике ведется уже десять лет.

На ежегодном Параде Победы, прошедшем в Москве в 2015 году, были представлены защищенные бронетранспортеры, адаптированные к суровому климату, и высокомобильные ракетные комплексы, способные передвигаться по пересеченной местности в экстремальных условиях, безопасно доставляя войска и ракеты в зону боевых действий.

Соседние страны встревожены всплеском военной активности.

Еще до того, как российское вторжение в Украину изменило стратегические расчеты Запада, аннексия Крыма Россией в 2014 году вызвала все большую тревогу ее соседей, показав им, что, когда Россия считает, что у нее достаточно веская причина, она без колебаний применит военную силу, чтобы для достижения своих целей, игнорируя международные нормы.

В течение последних 10 лет западные державы стремились увеличить свой собственный арктический военный потенциал в результате возобновления российской агрессии, а также экономического потенциала более теплых вод.

Это не просто вопрос переброски военной техники на север.

Борьба с экстремальными холодами сопряжена со своим собственным набором проблем, и боевые задачи в Арктике весьма значительны.

Громоздкая одежда мешает движению и эффективности, автомобильные смазки замерзают, а материалы становятся хрупкими. Небольшие травмы, даже царапины, могут быстро стать опасными для жизни, поскольку незначительные раны, часто незаметные на сильном холоде, могут стать гангренозными, а сильный холод также может привести к обморожению. Двигатели не запускаются, дороги и взлетно-посадочные полосы покрыты толстым слоем льда. Войска должны быть специально обучены, чтобы выжить в таких экстремальных условиях. Вдобавок ко всему, на компасы нельзя положиться, а полярные магнитные возмущения в атмосфере означают, что связь неоднородна.

Несмотря на эти проблемы, США и их союзники имеют значительный опыт операций в Арктике в результате холодной войны, когда полярный бой с предшественником России, Советским Союзом, был вполне возможен.

Поселение угледобывающих компаний, ставшее исследовательской станцией Ню-Олесунн, самое северное невоенное поселение в мире, расположено на Шпицбергене, Норвегия. С присутствием Норвегии, члена НАТО, у альянса есть стратегический плацдарм на Крайнем Севере, важность которого возрастает по мере того, как Россия расширяет свое присутствие в регионе, а геополитические сдвиги в мировом порядке происходят после вторжения России в Украину [Анна Филипова/Reuters ]

Военные операции США в Арктике

Ряд радиолокационных станций раннего предупреждения действует от Аляски через Канаду до Гренландии и Норвегии. Новейшие истребители пятого поколения размещены на Аляске, а подводные лодки США и Организации Североатлантического договора (НАТО) регулярно работают вокруг полярных льдов и под ними.

ВМС США увеличивают число эсминцев, патрулирующих Арктику, с четырех до шести, и отправляют регулярные патрули в Баренцево море, которое долгое время считалось «задним двором» России, но служит своевременным напоминанием о том, что это международные воды. Россия ответила в 2019 годупроведя учения с боевой стрельбой в Баренцевом море, выразив свое неудовольствие.

США и Норвегия, их союзник по НАТО и страна, граничащая с Россией, внесли поправки в свое давнее соглашение, чтобы разрешить размещение американских баз на норвежской земле, расширив три авиабазы ​​и один военно-морской объект, чтобы обеспечить расширение военных активов в случае необходимости. Американские военные хранят большое количество боеприпасов, оружия и транспортных средств на охраняемых объектах на севере страны, заранее подготовленных на случай любого потенциального конфликта с Россией.

В 2018 году НАТО провела крупнейшие за последние годы учения Trident Juncture, направив более 50 000 военнослужащих в северную Норвегию. Это было подкреплено сотнями бронетехники и самолетов, что подчеркивало как необходимость, так и способность альянса защищать свой северный фланг.

Когда на Украине бушует война, альянс подчеркнул свою готовность к боевым действиям в Арктике, проведя на севере Норвегии серию реалистичных военных учений Cold Response 2022 с участием десятков тысяч специалистов по ведению боевых действий в Арктике и сотен транспортных средств, самолетов и военных кораблей. .

Неарктические страны также предоставили свой опыт и военное имущество. Великобритания предложила Канаде свою помощь в укреплении ее северной обороны, проводя военно-морские учения и усиливая патрулирование подводных лодок. Канада укрепила свой собственный оборонный потенциал, построив военно-морские дозаправочные базы на крайнем севере страны и построив арктические оффшорные патрульные корабли (AOPS) для наблюдения за любой военной деятельностью в регионе, который они считают подозрительным.

Однако озабоченность вызывает не только Россия. В настоящее время Китай также уделяет все больше внимания богатой ресурсами Арктике.

Противокорабельные ракетные комплексы занимают позиции на острове Земля Александры недалеко от Нагурского, Россия, май 2021 г. [Александр Земляниченко/AP Photo]

Интерес Китая к Арктике

С прицелом на огромные природные ресурсы, лежащие под Северным Ледовитым океаном, Китай считает регион международным значением, а не только заповедником соседей по Арктике.

Чтобы защитить свои торговые пути и расширить свое глобальное присутствие, Китай построил исследовательские суда для исследования ледяных северных вод над Россией.

Признавая растущее значение арктического региона, Китай направил в Арктику 10 научных экспедиций и рассматривает возможность строительства атомных ледоколов. Китай стремится подключить Арктику к своей постоянно расширяющейся инициативе «Один пояс, один путь» — обширной растущей сети железных дорог, автомагистралей и портов, которые служат для Китая основными артериями для получения жизненно важных ресурсов со всего мира. Были сделаны предложения о покупке скандинавских портов, обсуждалось железнодорожное сообщение из Финляндии в Китай, и китайская компания купила старую шведскую ручку для подводных лодок.

Это повышенное внимание было подчеркнуто предложениями Китая в 2018 году построить три аэропорта в Гренландии и аэродром на северных островах Шпицберген в Норвегии. В марте 2021 года Финляндия отклонила просьбу Китая помочь Финляндии расширить свою северную авиабазу, чтобы оттуда могли действовать китайские самолеты дальнего действия, якобы в исследовательских целях.

Китайский военно-морской флот также проявляет интерес к этому северному маршруту, поскольку китайские военно-морские корабли будут иметь гораздо более быстрый доступ к Атлантическому океану, области, на которой Китай давно сосредоточил свое внимание по мере расширения его глобального влияния.

Остров Земля Александры, где когда-то обитали в основном белые медведи, является местом расположения самого северного военного форпоста России. Арктические соседи России обеспокоены всплеском военной активности в последние годы [Александр Земляниченко/AP Photo]

Разрезание арктического пирога

Новые судоходные маршруты в Арктике принесут прибыль быстрорастущим городам, которые вырастут вдоль этих новых морей переулки. По мере увеличения внимания к этим новым маршрутам другие будут снижаться. Меньше трафика будет проходить через Суэцкий канал, а Малаккский пролив в Индонезии, хотя и останется важным, больше не будет единственным крупным морским путем в Китай, поскольку новые жизнеспособные маршруты в страну и из страны будут введены в эксплуатацию.

Гонка будет продолжаться, чтобы перейти от глобальной зависимости от нефти к альтернативным видам топлива, в сочетании с истощением проверенных ресурсов, что вызовет усиление конкуренции за то, что осталось.

Индия, как и Китай, заявила, что Арктика и ее ресурсы должны быть разделены со всем миром, а не только с соседями по региону. Коммунистическая партия Китая дошла до того, что предложила каждой стране получать сумму, пропорциональную численности ее населения.

Таким образом, Китай будет претендовать на четверть всех запасов Арктики.

Россия смотрит на Арктику как на пирог, кусочки которого распределяются в соответствии с береговой линией, окружающей его, и Россия, безусловно, является крупнейшим получателем. Эта идея осложняется тем, что Арктика не имеет идеальной формы и состоит из конкурирующих притязаний, протяженных границ и международных вод. В UNCLOS нет четкого определения того, кто чем владеет, и в конечном итоге это может быть случай, когда владение составляет девять десятых закона.

Такое сочетание неясных требований и крупных вооруженных сил в непосредственной близости обязательно создаст повышенную напряженность, повышающую вероятность случайного конфликта. Россия, однако, потеряла всякую легитимность, когда вторглась в Украину, нарушив международное право, и расширяющийся конфликт с участием НАТО, случайный или нет, теперь гораздо более вероятен.

Чтобы избежать любого такого катастрофического сценария, необходимо международное сотрудничество, и в этом уже есть шаги.