Герб личный и родовой — актуально ли сейчас?

Как сохраняются правила геральдики и нужен ли сегодня  родовой герб и опознавательные знаки семьи? Рассказывает

— магистр истории, член Правления Союза геральдистов России, историк-генеалог

 

 

 

 

Добрый день! Позвольте сегодня сказать несколько слов на такую провокационную тему. Поговорим о геральдике. Личный родовой герб — сегодня актуально это или нет? И поговорим без картинок. Гербы это картинка, но мы сегодня поговорим о другом. Поговорим о сути. И чтобы не отвлекаться на все красивое, картинок не будет.

Дело в том что геральдика и генеалогия — это такие две сестры науки, которые идут об руку одна и другая. Но в современном обществе они немножко по-разному стали развиваться. Если генеалогия испытывает бум, то геральдика до сих пор пользуются некоторым недоверием людей. Потому что что такое герб? У нас сразу возникает какая-то ассоциация с дворянством с голубой кровью. С чем-то таким изысканным, запредельным и никому не нужным. На самом деле история не совсем такова. История даже, можно сказать, совсем другая.

Что такое герб?

Герб — это некое изображение, созданное по определенным правилам. И чем это изображение по сути является? По сути это изобразительное имя. У каждого из нас есть простое имя, написанное буквами, и ни у кого не возникает сомнений в актуальности этого. А герб — это то же самое имя, но написанное образами, символами. Это имя может быть у государства. То есть мы все знаем наш государственный герб. Это имя есть у городов, областей и регионов. Это имя есть зачастую у корпораций, у семей и у людей. То есть, герб может быть личным — это может быть личное имя. Герб может быть родовым, и это будет родовое имя.

И, собственно говоря, рассуждая о том, актуален ли герб сейчас, мы рассуждаем актуально ли имя сейчас. Имя актуально! То есть можно заканчивать. Но продолжим, потому что действительно есть целый ряд вопросов, почему, как и почему именно герб.

Исходя из того, что я сказал (то что герб — это изобразительное имя) возникает собственно и функционал этого герба. То есть герб — это то, что означает человека, обозначает его. То есть вы приходите в какое то место, видите изображение герба. И это то же самое, что вы видите имя или фамилию человека, название города. Вы понимаете, кто здесь, что здесь.

Какую задачу выполняет герб?

По большому счету основная задача герба — обозначить человека. Обозначить его собственность, его присутствие так или иначе. Вы идете по городу, видите в гостинице вывешен флажок с гербом и говорите: «Это же мой знакомый! Это герб Кирилла Переходенко! Идем к нему чай с баранками пить». Потому что вы видите что я здесь, здесь мой знак. Или вам дают визитку. Вы можете не запомнить сразу фамилию, имя, но вы увидите картинку яркую. И она у вас тоже отложится в памяти, это будет тоже знаком имени. То есть это будет тоже обозначением человека. Вы увидите изображение на стене дома, над дверью еще где-то.

И вы понимаете что это изображение связано с конкретным человеком. Герб обозначает. Но почему же все-таки герб. Ведь герб это дворянство, скажут многие. Герб — это некая голубая кровь, что-то такое непростое и непонятное. И это будет одним из самых больших мифов. Дело в том, что геральдика никогда не была исключительно дворянской. Мы знаем, начиная с Средневековья, бюргерские гербы, крестьянские гербы, гербы ремесленников. Да, у нас в стране это было немножечко по-другому. У нас в стране все-таки исторически сложилось, что практически только потомственные дворяне имели гербы. Хотя уже в середине 19 века шла речь о том, что гербы могут иметь и личные дворяне, и почетные граждане. А они ни коим образом не имеют отношения к дворянству.

Но герб ведь все равно не дается просто так?

Другой вопрос, что герб — это что-то пожалованное, что-то данное властью. Это тоже большое заблуждение. Можно взять нашу российскую историю и посмотреть дворянские гербы. Причем разные гербы — простого дворянства,  и титулованного. Так многие тысячи из них не были пожалованы! Они даже не были зафиксированы в общем гербовнике дворянских родов. Они были самопринятые, самобытные. Даже есть целые сборники. В свое время исследователи писали сборники неутвержденных гербов, которые существовали, которые были и являются элементом нашего культурного исторического прошлого. Они существовали, и люди ими пользовались. Их передавали по наследству. Люди с ними идентифицировали себя и свое окружение. И это никак не связано с какими-то пожалованиями, награждениями, с какими-то такими историями.

То есть простые люди использовали гербы, и это было нормально. Это, собственно, практика. В нашей стране она прервалась на некоторое время, но в Европе у наших стран-соседей ближайших она сохранялась. Сохраняется она и поныне.

Почему именно герб?

Все-таки почему герб, а не, допустим, вензель? Или, допустим, не логотип? Вроде, казалось бы, символика разная бывает. Но почему именно герб? Почему, когда мы говорим о чем-то личном, семейном, мы сразу вспоминаем именно герб? Отчего не вензель? Наверно, ответ простой. Потому что вензель — это две буквы. Буквы имени, буквы фамилии — связаны с одним человеком. Например, К.П. — Кирилл Переходенко, Константин Петров. Кто? Непонятно. То есть, эти буквы понятны только в очень узком контексте и очень быстро забываются, теряются. Вот сейчас, если вы пойдете по каким-то там антикварным магазинам, блошиным рынкам, вы можете увидеть там столовое серебро с вензелями. Никто никогда уже не узнает, кому принадлежали вещи. Частью истории какой семьи и каких людей они были? Потому что контекст очень узкий.

Логотип — тоже хороший символ. Но логотип — это другая история. Это история корпорации, требующая жесткости, четкости, неизменности. Вспомните завитушку найка. Стоит изменить чуть-чуть пропорции — не тот угол, не тот радиус — все. Это уже ошибка. Не тот логотип, это все неправильно. А герб в этом отношении совсем другой. Герб очень пластичен. Он обладает еще несколькими особенностями, которые делают его актуальными именно сейчас.

Что же это за особенности?

Дело в том, что здесь собрались все люди, которые так или иначе интересуются историей своей семьи, рода. И важно отметить, что герб — это та вещь, которая по умолчанию обладает наследственностью.  Правила передачи герба по наследству разные, но в нашей стране они просты. Герб часто распространяется на весь род и даже на боковые ветви.

И вот эта функция передачи уже закладывает связь поколений. Она закладывает некое единство, некую общность людей как в рамках одного поколения семьи, так и в рамках нескольких поколений. Другая вещь, которая тоже безумно важна, отличает герб от всех других символов. Это его многоплановость в плане символики. Дело в том, что все символы, которые мы используем геральдике, прошли очень большую историю. Они пережили столетия разных смысловых историй, разных смысловых контекстов. И сейчас в гербе используемые символы не могут быть просто однозначны. То есть каждый символ в себе содержит хоть чуть-чуть, но чего-то потаенное. И это очень важно для семейных историй. Это очень важно для семьи, для человека.

Наверное, когда вы сталкивались с исследованиями, вы сталкивались с семейным преданиями, с семейными легендами. Они зачастую недоказуемы и ничем не подтверждаются. Но уже сам факт их существования, пока вы их научно не опровергли, — это уже факт истории семьи. Это ваше прошлое, пусть даже легендарное. Да и герб в этом отношении точно такой же. То есть он содержит разные уровни смысла.

Вы можете декларировать фигурой, каким-нибудь стрелецким бердышом… Вы можете декларировать военные подвиги ваших предков. И при этом намекать на то, что все-таки кто-то первый был непростой воин, а именно стрелец. Там где-то в петровской, допетровской эпохе.  То есть указывать какие-то особенности. Я уже не говорю про символы такие же широко распространенные как крест, звезда, полумесяц. Как геральдические животные лев, дракон, единорог. Все эти вещи очень-очень многоплановые и позволяют что-то показать вовне, а что то оставить внутри для себя.

Почему еще актуально использовать герб?

И, собственно говоря, использование герба сейчас актуально еще чем? Именно в плане родовом, в плане семейном. Дело в том, что герб является некой точка отсчета. Вот вы занимаетесь историей семьи, создаете генеалогическое древо, энциклопедию рода. Что может быть на обложке, кроме фамилии? Некий общий знак объединяющий. Герб. Вы сделали, разработали герб. Это первый шаг. Дальше что? А дальше этот символ может жить и работать именно сохраняя традиции семьи.

Вот яркий пример. Вспомним Новый год. да еще не так давно новый год очень четко ассоциировался праздником запах мандаринов запах елки. богатый стол. то есть это все были элементы праздника и мы это чувствовали и праздновали. сейчас же. ну слава богу живем в эпоху изобилия и все как то сравнялась нету ощущения праздника.

Вот пример из моей практики. Семья разрабатывала свой герб, и они сделали небольшой семейный гербовый сервиз. Я не помню, сколько персон, но не на много персон. И этот сервис стоит все время  в специальном шкафу, достается четыре раза в год: на новый год и на каждый день рождения. То есть, папа, мама и ребенок. И вот прошло несколько лет. и люди говорят: «Вы знаете, у нас ребенок, когда видит, что мама достает гербовые эти тарелки из сервиза, у него ощущение праздника появляется, семейного праздника». То есть, это символ, который начинает работать, замещать то, что мы уже во многом потеряли.

Столовые серебро для нас — это в некой степени игра, конечно. Но для наших детей и внуков это будет фамильное столовое серебро. И его ценность будет уже не в серебре и не в изображении. Она именно в том, что это те предметы, которые родители, бабушки и дедушки создали и пронесли через всю свою жизнь.

Получается, не так важно где будет герб?

То есть, будь это вышивка на скатерти, экслибрис в семейной библиотеке, витраж в загородном доме. Никто не говорит о том что герб — это богатство, золото, миллионы. Необязательно. То есть, все эти вещи сейчас нынешние технологии позволяют делать довольно экономно. Но это вопрос, как вы к этому относитесь. Станет ли то, что вы делаете в генеалогии, восстанавливая историю своего рода некоей точкой сбора. И будет ли у этой точки сбора некий образ, некий визуальный символ, который вы сможете сделать для себя и передать своим детям. Потому что очень просто на самом деле именно передавать что-то визуальное. То есть, когда вы отдаете образ, этот образ сохраняется. Потому что на него уже много завязано: на него завязан папа, мама, бабушка, дедушка. И вот именно эти нотки, именно эти моменты делают геральдику и гербы актуальными сейчас.

 

То есть, это история об Иванах не помнящих или помнящих свое родство. Да и именно тот момент, когда мы говорим, что да, это мое, это моя история. И вот оно видно, прослеживается. Например, это наша домашняя библиотека, это предметы быта моего деда или еще что-то. Это становится ценным. И это уже имеет совершенно другую ценность — не финансовую, не материальную. Это уже уходит за пределы. Спасибо за внимание!

 

Будем рады встретить вас на ГЕНТЕХе в 2020 году, чтобы рассказать еще о важности геральдики и генеалогии!

Каких видов бывают гербы?

Если мысленно осмотреть всю массу гербов, встреченных нами за годы сознательной жизни, то мы подивимся непохожести их друг на друга. Но, во-первых, один герб и не должен быть похожим на другой, а иначе зачем он нужен. Во-вторых, внешний вид герба зависит от времени его создания, потому что каждая эпоха отличалась собственными художественными вкусами и пристрастиями. И, в третьих, герб может принадлежать не только семье, но какой-нибудь организации, или городу, или незнакомой стране, а от принадлежности герба напрямую зависит его содержание и, соответственно, внешний вид.

Но есть очень стройная и простая схема построения герба, которая принципиально отличает его от любой произвольной эмблемы. Еще со времен античности единственным удобным местом для размещения персонального отличия каждого воина оказывалась внешняя поверхность его боевого щита. Напомним, что военная униформа появилась лишь тысячу с лишним лет спустя. В Древней Греции щит стремились украсить изображением, отпугивающим врагов, но уже германцы и славяне предпочитали помещать на щите сакральные обереги от ран и смерти, нередко обозначавшие и родоплеменную принадлежность воина.

Рыцарство превратило непохожую на все остальные раскраску щита всадника не просто в родовой опознавательный знак, но и придало этому лаконичному изображению юридическое содержание. Щитом конкретного феодала ограждались принадлежащие ему земли, изображенной на щите геральдической эмблемой метилось имущество, а сам рыцарь и его приближенные носили одежду гербовых цветов. Тогда же и появилось понятие герб (Herb, Wappen), на разных языках означающее наследство, знак на оружии. Поэтому основой герба независимо от времени его создания был и остается щит.

Рыцарь в гербовой тунике со скаковым знаменем.
Миниатюра Манесского кодекса. Цюрих, 1300

Щит как элемент защитного вооружения  окончательно вышел из употребления в XVII веке, когда исход боя решало огнестрельное оружие.

Но за время своего участия в европейских войнах и рыцарских турнирах он претерпел массу изменений размера, конструкции и формы. Разлохмаченные ударами копий турнирные кожаные щиты (тарчи) фантазией художников превратились в картуши всевозможных очертаний. Их популярность оказалась столь высокой, что они из геральдики перешли в архитектуру и декоративное искусство всей Европы.

Но в каждой стране предпочтение отдавалось определенным типам щитов — как реальных, так и геральдических, поэтому по абрису гербового щита нередко определяют национальность гербовладельца. На Руси особо распространены были обратнокаплевидные, треугольные, круглые щиты и павезы. По сложившейся в российской геральдике традиции в круглых щитах помещаются гербы представителей тюркских народов и их потомков (например, князей Юсуповых).

Только то, что изображено в щите, является неизменным, наследуемым и самодостаточным комплексом отличительных знаков и фигур, принадлежащих конкретному владельцу. Ни расположение этих знаков и фигур, ни их цвет и размер не могут видоизменяться с течением времени. Лишь вступление в брак и рождение сыновей могут дополнить родовой гербовый щит новыми вставками. Эти геральдические метаморфозы знаменуют отпочкование новой ветви от существующего родового древа.

Виды разделения щита

Добиться неповторимости геральдических отличий возможно несколькими способами. Одним из них является деление всей поверхности щита (поля) на простые геометрические фигуры, имеющие яркую окраску. С математической точки зрения это позволяет создать бесчисленное количество вариантов, но сам процесс деления регламентирован строгими правилами. Неукоснительное следование этим правилам позволяет даже весьма замысловатый рисунок точно и кратко описать геральдическими терминами. Описание герба (блазон) и его изображение нераздельны и юридически однозначны — многие древние сборники гербов (гербовники) состояли исключительно из одних блазонов.

Фигуры в щите

Другим не менее распространенным способом создания отличительной символики стало изображение на щите одной крупной или нескольких более мелких фигур зверей, рыб и птиц, предметов богослужения, оружия или быта, архитектурных сооружений, цветов и деревьев, а также целого ряда других объектов реального и фантастического миров. Эта традиция имеет древнейшие корни, когда родовым символом мог служить тотем — основатель и покровитель рода или племени в образе медведя, оленя, вепря или грозного явления природы.

На практике нередко оба этих способа применяются одновременно. Щит делится на несколько более мелких полей, которые заполняются реальными или фантастическими фигурами. Последние составляют подлинное сокровище, перейдя из геральдики во многие сферы изобразительного и декоративного искусства. Использование фантастических фигур оказывается не только наилучшим способом усилить отличительные особенности герба (разве можно перепутать с другим зверем крылатого быка или коня с львиной головой?), но и придает геральдике ни с чем не сравнимую таинственность и сакральность.

Фантастические фигуры в королевских и рыцарских гербах.
Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

Но сколь бы выразительны и впечатляющи ни были фигуры в поле щита, они не в состоянии ответить на вопрос о том, кому принадлежит тот или иной герб. В Средние века таким указателем принадлежности стал водруженный на щит рыцарский шлем. Никто, кроме зажиточного феодала, не мог приобрести себе стоивший целое состояние рыцарский доспех. Так с первых же шагов геральдики шлем стал принадлежностью исключительно дворянских гербов.

Но боевой рыцарский шлем относительно недолго венчал гербы феодальной знати. Рыцарство увлеклось турнирами, считавшихся одними из самых заметных событий в культурной жизни средневековья. Главными состязаниями вооруженных всадников были поединки на копьях и схватки на деревянных булавах. В первом случае соперники пытались ударом копья вышибить противника из седла, во втором — сшибить палицей укрепленное на макушке шлема специальное украшение (клейнод, в переводе со старонемецкого «маленькое сокровище»). Участие в турнире наравне с королями и герцогами считалось чрезвычайно почетным, поэтому в гербах место боевого занял шлем турнирный.

По сей день принято дворянское достоинство гербовладельца обозначать либо глухим копьевым (кадочным) шлемом с единственной узкой прорезью для глаз, либо шарообразным шлемом для состязания на булавах, имеющим решетчатое забрало.

Но и тот, и другой шлем несут на себе нашлемное украшение — столь же индивидуальное, что и гербовый щит. Из-под клейнода на шлем и щит ниспадает намет — матерчатое покрывало, предохранявшее рыцаря от перегрева под жарким солнцем Крестовых походов. Изрубленные в битвах края покрывала фантазия художников со временем превратила в пышный орнамент.

Родовые гербы рыцарей.
Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

О нашлемных украшениях можно написать отдельную книгу. Именно в них фантастичность геральдики проявилась в полную силу. В качестве знакового звена геральдической знаковой системы клейнод обладал важной функцией: различные ветви одного и того же рода при единстве гербового щита пользовались различными нашлемными украшениями. Случалось даже, что при наличии единого родового клейнода разные семьи предпочитали собственные гербовые щиты.

Шлем с наметом и клейнодом, как и некоторые другие головные уборы, принято называть увенчанием герба, указывающего на общественный статус гербовладельца. Но как быть, если представитель дворянского рода (а в Средние века только так и было) стал священником и благодаря своему происхождению и семейным связям сразу же занял епископскую кафедру? Тогда над щитом красовались сразу два статусных знака: рыцарский шлем свидетельствовал о дворянском происхождении, а митра о священном сане архиерея. Высокое духовное звание подчеркивалось и святительским посохом епископа, имевшим в Римско-католической Церкви характерное спиралевидное завершение.

В отличие от привычной нам византийской традиции, средневековое западное духовенство могло не только становиться во главе суверенного феодального государства, но и образовывать духовно-рыцарские ордена. Рыцари-монахи по данному им обету всю жизнь не расставались с оружием, а благодаря своей отлично налаженной банковской деятельности по богатству превосходили королей (вспомним трагическую судьбу тамплиеров).

Гербы высшего духовенства — епископов и архиепископов.
Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

Городская буржуазия пыталась ни в чем не уступать землевладельческой аристократии. Все знают о том., какую роль сыграл банкирский дом Медичи в судьбах Франции и ее королей, а в Пруссии — государстве Тевтонского рыцарского ордена — не прекращались войны между монашествующим рыцарством и набиравшим экономическую мощь купечеством. Но геральдика тогда была полностью подвластной дворянству — «выбившиеся в люди» городские богатеи сначала добивались присвоения им аристократического титула, и только потом герба.

В то же время вольные торговые города и образованные ими союзы имели самобытную, не зависящую от королевских указов символику. Собственными гербами обладали и многочисленные ремесленные гильдии. Их главным отличием от рыцарских гербов было отсутствие шлема и помещение в щите фигур, указывающих на профессию конкретной корпорации: сапог у сапожников, крендель у булочников, ножницы для стрижки овец у суконщиков и так далее. Но поскольку геральдика в ту пору  была распространена ничуть не меньше письменности, никаких принципиальных отличий дворянских гербов от простонародных (бюргерских от нем. «бюргер» — горожанин) не возникло.

Классический тип герба, состоящего из щита и шлема с затейливо орнаментированным наметом и фантастичным клейнодом оказался наиболее популярной и устойчивой формой наследственного родового знака. По классификации геральдики новейшего времени такая композиция считается средним гербом. Но желание придать своему отличительному символу как можно больше торжественности путем дополнения его придаточными знаками роскоши возникло далеко не сегодня и уходит корнями опять-таки в рыцарские турниры.

Неподалеку от ристалища каждый участник турнира разбивал свой шатер, а личность его обитателя отмечалась выставленным на показ рыцарским щитом. Щит сторожили два пажа или оруженосца, стоявшие по обе его стороны. Так возник в геральдике класс щитодержцев, в качестве которых могли быть не только люди, но и святые заступники, фантастические персонажи, звери реальные и мифологические. И если в период формирования этой традиции состав щитодержцев мог зависеть от сиюминутного каприза, со временем их постоянство стало таким же, как неизменность клейнода.

Становление класса щитодержцев.
Слева направо: фантастические щитодержцы из гербовников XVI века, герб Бранденбурга и герб князей Шварценберг в традициях геральдики новейшего времени.

Наличие щитодержцев, а вместе с ними постамента и девизной ленты превращает весь комплекс символических изображений в полную форму герба. Того же результата достигает замена щитодержцев на сходный по смыслу класс щитоносцев. Щитоносцами, как правило, могут быть только летающие существа — ангелы и птицы. Когда ангел-хранитель несет гербовый щит семьи, оберегать которую он определен Богом, что может быть достойнее и выразительнее?

Становление класса щитоносцев.
Слева направо: земельные гербы Священной Римской империи из гербовника XVI века, гербы королевства Венгрия и одной из испанских провинций в традициях геральдики новейшего времени.

Все вышесказанное справедливо и по отношению к недворянским родовым гербам. Единственным их принципиальным отличием от дворянских гербов является отсутствие выработанного веками статусного знака. Но, с одной стороны, после упразднения сословий в России дворянские привилегии были упразднены, а с другой — в бессословном обществе подобный знак потерял всякое юридическое значение. А что же должно быть вместо него?

Рыцарский шлем и короны достоинства на нем, впоследствии полностью вытеснившие его и олицетворявшие лишь аристократический титул, не сразу вошли в гербоведение, а формировались в нем десятками и сотнями лет. Современная отечественная геральдика еще слишком молода и не успела выработать подобные собственные традиции. Мы считаем, что место знака статуса, если только речь не идет о гербах кадровых офицеров, должна занять символика духовных приоритетов. И здесь открывается простор для совместной работы заказчика с геральдистами.

Кого-то увлекает космическая сущность человечества, кому-то важнее сохранить в гербе свои религиозные убеждения, кто-то очарован древней историей нашего Отечества — в ответ на любое пожелание мы в состоянии изыскать нужные средства символики. Нет необходимости приводить здесь примеры — они находятся в галереях наших клиентов.


геральдика, виды гербов

Похожие посты:

02.12.17

Почему еще 150 лет назад родовой герб был предметом гордости множества поколений, а сейчас никто даже не знает, зачем и для чего он нужен? Давайте попробуем разобраться, так ли много изменилось с тех пор — в людях, в их целях и в понимании человеком времени и парадигмы жизни собственной и жизни своих потомков.

зачем нужен герб, геральдика

Читать

01.12.17

Что такое геральдика и зачем она нужна? Постараемся объяснить это простыми словами и наглядными примерами.

геральдика

Читать

Герб Кыргызской Республики – Новости из Кыргызстана – АКИpress

27 лет назад – 14 января 1994 года – депутаты Жогорку Кенеша своим постановлением утвердили один из государственных символов независимой Кыргызской Республики – государственный герб.

Описание

Государственный герб Кыргызской Республики представляет собой изображение белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении, и расположенных на заднем плане озера отрогов гор Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета, помещенных по обе стороны стеблей хлопчатника и пшеничных колосьев, с надписью «Кыргыз», расположенной в верхней части круга, и надписью «Республикасы», расположенной в нижней части круга.

Водная гладь жемчужины Кыргызстана – озера Иссык-Куль – символ красоты природы, источник жизни и энергии. Вершины гор, освещённые солнцем, похожи на белый колпак кыргызского народа. Хлопок и пшеница, окаймляющие герб, говорят о разнообразии культур Кыргызстана и в то же время об их единстве, объединяющем всё их разнообразие в единое целое – народ Кыргызстана.

Авторы герба

Авторами герба являются Асеин Абдраев и Садырбек Дубанаев.

Асеин Абдраев

Садырбек Дубанаев

Как создавался и принимался герб?

Один из авторов герба – Садырбек Дубанаев – рассказал агентству АКИpress историю создания и принятия герба:

«14 января 1994 года «легендарный парламент», состоящий из 350 депутатов, утвердил герб Кыргызской Республики. Я тогда был депутатом Верховного совета от Ат-Башинского округа и еще начальником УВД Нарынской области. Тогда в «легендарном парламенте» в связи с тем, что Кыргызстан стал суверенным государством, была создана комиссия по государственной символике. В комиссию вошел 21 человек, председателем был известный писатель Казат Акматов. Комиссия объявила конкурс на герб, флаг. Флаг был принят 3 марта 1992 года, а по гербу дискуссии длились 2 года.

Всего со всей республики поступило 1636 работ-эскизов. Комиссия выбрала 5 эскизов герба. Из пяти был и вариант, разработанный мной и художником Асейином Абдраевым. Наш эскиз шел под номером 19 и девизом «Нур». Мы с ним создали 53 варианта герба. Дело было так. Когда объявили конкурс, я проявил инициативу и предложил Асейину Абдраеву, работавшим в то время директором детской художественной школы Нарына, вместе принять участие от Нарынской области. Я предложил Абдраева, хотя у меня на примете был еще один художник. И мы с Абдраевым начали работать.

Как я уже сказал, один из наших вариантов был утвержден комиссией в числе пяти лучших. И тогда в легендарном парламенте голосовали 350 депутатов, 286 голосами наш вариант эскиза выиграл…

При разработке герба мы подробно изучили энциклопедию гербов всех стран мира. В условиях конкурса было указано, что герб должен содержать национальные символы, то, чем Кыргызстан гордится. В этой связи мы решили включить наши Ала-Тоо, наши белоснежные вершины. Тогда еще была очень актуальной тема Кумтора, поэтому мы включили в свой вариант эскиза золотые «Бөксө-Тоо». Далее вошли наш голубой Иссык-Куль, который знает весь мир и которым мы гордимся. И так как наша страна солнечная, вошло и Солнце с лучами. В качестве символа солидарности, дружбы и спокойствия в стране мы решили включить белого ак-шумкара (кречета) нашего предка Манаса. Далее, для того, чтобы герб отражал и северную и южную части страны, по бокам герба изображен белый хлопок (ак пахта), который растет на юге республики, и стилизованные колосья пшеницы. Они отражают Сары-Өзөн, то есть Чуй. Вверху написали «Кыргызская» и внизу «Республика».

То есть герб содержит 4 основных элемента – Ала-Тоо, Иссык-Куль, Ак-шумкар и колосья с хлопком. Цветов в гербе тоже 4 – белый, желтый, голубой и коричневый.

Когда мы только начинали разрабатывать эскизы, начинали с орла. Попробовали несколько видов орла. Но орел не очень смотрелся, мы перешли к соколу. Мы изучили эпос «Манас» и решили изобразить птицу самого Манаса. Потом многие говорили, что белый сокол – это действительно находка. Тогдашний руководитель Турдакун Усубалиев также поддержал идею с соколом. Именно он отметил, что сокол – птица Манаса. Еще сначала в нашем эскизе не было хлопка и колосьев. Но потом в парламенте депутаты с юга начали говорить, что в эскизе герба не отражена южная часть страны, и мы включили хлопок, а также и колосья с зернами.

Для того, чтобы герб не подделывали, мы с А.Абдраевым решили, что в каждом из элементов герба будет по семь составляющих. К примеру, Ала-Тоо в гербе имеет семь вершин, Бөксө-Тоо – тоже. У белого сокола по 7 перьев с каждой стороны, хлопка с листьями тоже семь. Почему мы взяли именно это число семь? Потому у кыргызов оно имеет особое значение. А сейчас мы видим, что при печати герба не точно соблюдается первоначальные изображения – то сокола рисуют похожим на ворона, но в элементах рисуют не по 7 составляющих и т.д…

Выбор основного цвета, голубого, объясняется тем, в 1993 году Кыргызстан как раз стал членом ООН, у которого цвет флага – синий».

Использование

Государственный герб Кыргызской Республики помещается на печатях и бланках документов президента КР, Жогорку Кенеша и депутатов Жогорку Кенеша, Правительства, министерств и государственных комитетов, административных ведомств, а также других органов исполнительной власти, Верховного суда и судов всех уровней, Конституционной палаты Верховного суда, органов прокуратуры, Национального банка, Акыйкатчы (омбудсмена), Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, Счетной палаты, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, государственных нотариальных контор.

Государственный герб КР воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Кыргызской Республики, и иных документах общегосударственного образца, выдаваемых государственными органами республики.

Государственный герб Кыргызской Республики помещается:

— на фасаде здания государственной резиденции президента КР;

— на фасадах зданий Жогорку Кенеша, Правительства, Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Кыргызской Республики за пределами Кыргызской Республики;

— в залах заседаний Жогорку Кенеша, Правительства, министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, Верховного суда и в других залах судебных заседаний, Конституционной палаты Верховного суда, прокуратуры, Национального банка, Акыйкатчы (омбудсмена), Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

— в рабочих кабинетах президента КР, торага и депутатов Жогорку Кенеша, премьер-министра, председателя Верховного суда, председателя Конституционной палаты Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Национального банка, Акыйкатчы (омбудсмена), председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, руководителей министерств, государственных органов, находящихся в ведении президента, глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления, глав дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе постоянных представительств Кыргызской Республики при международных организациях;

— на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики;

— боевых знаменах воинских частей.

Государственный герб может помещаться на: государственных наградах Кыргызской Республики и документах к ним, знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования, денежных знаках Кыргызской Республики.

Объяснение фамильных гербов и гербов

Что такое герб?

Геральдика возникла в 11 и 12 веках, примерно во время крестовых походов, серии военных походов, предпринятых христианскими армиями с 1096 по 1487 год. быть узнаваемым для друга или врага , поэтому возникла необходимость в новом методе идентификации. Щит, самый узнаваемый элемент геральдики, представлял собой широкую плоскую поверхность, на которой можно было рисовать цветами и символами, приписываемыми конкретному дворянину и его рыцарям. Дворянин также обычно носил верхнюю одежду, называемую сюрко, для защиты от солнечного зноя, часто украшенную теми же украшениями, что и на рыцарском щите. Именно от этого предмета одежды произошло выражение «герб».

Истоки геральдики уходят в глубокую древность. Воины часто украшали свои щиты узорами и мифологическими мотивами. Армейские подразделения Римской империи были идентифицированы по отличительной маркировке на их щитах. Они не были геральдическими в средневековом смысле, поскольку ассоциировались с воинскими частями, а не с отдельными лицами или семьями.

Геральдическое описание герба

Официальное письменное описание герба называется «гербом». Герб может показаться иностранным языком, но это просто система кодовых слов для обозначения цветов, размещения и стиля с использованием экономии слов.

Большая часть дизайна современного изображения данного герба является скорее предпочтением художника или стилем конкретного вестника, а не частью какого-либо конкретного герба. Например, плащ и знамена с именами и девизами не являются официальным элементом герба. Некоторые историки придают значение дизайну шлема или шлема как представителю определенного века или социального статуса, но по этому поводу существуют разные мнения.

Золото Щедрость и возвышенность ума
Серебро или Белый (Серебряный) Спокойствие и искренность
Красный (Красный)0048 Воин или мученик, военная сила и великодушие
Синий (лазур) Правда и лояльность
Зеленый (Vert) Надежда, радость и лояльность в любви
. Постоянство или горе
Фиолетовый (Purpure) Королевский величие, суверенитет и правосудие
Оранжевый (Tawny OR Tenne) MARTAIN
MAROON MAROON (SARUTY)
MAROON MAROON (SARUTY)
MAROON (SARLY)
MAROON MAROON (SARUTY)
MAROON MAROON) MARUNGA0048 Терпеливый в бою, но победоносный