Настоящее имя: Кимитакэ Хираока (平岡 公威, Hiraoka Kimitake) Жанры:
Юкио Мисима родился 14 января 1925 года в семье крупного государственного чиновника Адзуса Хираока и его супруги Сидзуэ. Отец Мисимы, с отличием закончив юридический факультет Токийского императорского университета, блестяще сдал государственный экзамен, необходимый для работы чиновником на самом высоком уровне, однако из-за личной предвзятости и интриг в кулуарах бюрократического аппарата вместо Министерства финансов был принят на работу в министерство, которое теперь носит название Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства. До 12 лет, когда он перешёл в первый класс средней ступени школы, Кимитакэ жил и воспитывался в доме бабушки Нацуко. Даже с матерью он мог видеться только с разрешения бабушки. Совместная жизнь с Нацуко, забравшей болезненного Кимитакэ у родителей и, оградив его от внешнего мира, ставшей воспитывать ребёнка в строгих и утончённых аристократических традициях, оказала на формирование будущего писателя огромное влияние. Изоляция Кимитакэ от сверстников своего пола привела к тому, что он стал говорить в свойственной женской речи манере. Склонная к истерии Нацуко, несмотря на психологические стрессы, которые вызывало её поведение у Кимитакэ, будучи тонким ценителем кабуки и но, а также творчества Кёка Идзуми, привила Кимитакэ любовь к прозе и театру. Тяжелые болезни и постоянные недомогания, из-за которых Мисима не принимал участия в играх сверстников и часто пропускал школу, тоже наложили неизгладимый отпечаток на личность будущего писателя. Мисима рос впечатлительным и одарённым ребенком, много времени проводившим за чтением книг. Привилегированную школу он закончил с отличием, получив из рук японского императора серебряные часы. Подчинившись желанию отца, Мисима поступил на юридический факультет Токийского университета, где изучал немецкое право. К этому же периоду жизни писателя относится его сильное увлечение литературой немецкого романтизма, породившее позднее интерес к сочинениям Томаса Манна и философии Фридриха Ницше. 15 августа 1945 года капитуляцией Японии завершилась Война на Тихом океане. В потоке последовавшей за этим днём чередой самоубийств оказался и застрелившийся 19 августа в Малайзии лейтенант, а в прошлом литературный критик, Дзэммэй Хасуда, бывший в то время кумиром и духовным наставником Мисимы. 23 октября от тифа в возрасте 17 лет скончалась Мицуко, младшая сестра Мисимы. К этому же времени относится разрыв Мисимы со своей первой любовью Кунико Митани, которая стала прообразом одной из главных героинь романа «Исповедь маски». В 1946 году Мисима совершил паломничество в Камакуру к жившему там признанному классику японской литературы Ясунари Кавабата, показав ему рукопись своих рассказов с просьбой содействовать в их публикации. По рекомендации Кавабата, занимавшего в то время административный пост в библиотеке Камакуры один из рассказов был вскоре напечатан в одном из журналов. Таким образом вступив, благодаря протекции старшего мастера, в литературный мир, Мисима до конца жизни сохранил почтительное отношение к Кавабата как к своему учителю (при этом, впрочем, никогда прямо не называя его собственно учителем, ограничивась обращением Кавабата-сан). В ноябре 1947 года Мисима закончил юридический факультет Токийского университета. Пытаясь устроиться на работу в «Японский промышленный банк», он сдал соответствующий экзамен, но кандидатура Мисимы была отклонена по причине его неудовлетворительного здоровья. После этого, однако, успешно сдав государственный квалификационный экзамен, необходимый для работы чиновником высокого ранга (в списке результатов имя Мисимы значилось на 138 месте из 167), Мисима некоторое время проработал в Министерстве императорского двора, после чего по рекомендации отца перешёл в Министерство финансов. Совмещая работу чиновника с активной литературной деятельностью, Мисима написал свое первое произведение крупной формы, озаглавленное «Tōzoku». В 1948 году Мисима примкнул к литературному объединению «Современная литература». Получив заказ на написание романа, Мисима, пытавшийся жить двойной жизнью чиновника и писателя, из-за истощённости организма чуть не погиб, упав с железнодорожной платформы и едва не попав под поезд. Этот инцидент способствовал тому, что в сентябре 1948 года Мисима уволился из Министерства финансов и посвятил себя полностью литературной деятельности, с чем был вынужден постепенно смириться и его отец. В июле 1949 года был опубликован только что завершённый Мисимой роман «Исповедь маски», который, с одной стороны стал сенсацией из-за откровенно представленного в ней гомосексуализма, а с другой — был высоко оценён критиками, что позволило Мисиме занять своё место в литературной элите Японии. За «Исповедью маски» последовали «Жажда любви» (1950) и «Запретные удовольствия» (1951). На основе вновь гомосексуальных по своей тематике «Запретных удовольствий» Тацуми Хидзиката в 1959 году поставил одноимённый спектакль, который принято отождествлять с зарождением танца буто. Успех многочисленных произведений Мисимы вывел его в лидеры японской послевоенной литературы. В декабре 1951 года по протекции своего отца и в качестве специального корреспондента газеты «Асахи симбун» Мисима отправился в кругосветное путешествие, откуда вернулся в августе следующего года.Из своего кругосветного путешествия Мисима вынес, по его собственным словам, личное переоткрытие солнечного света, телесности и ощущений, что оказало огромное влияние на его дальнейшую литературную деятельность. Вернувшись в Японию, начиная примерно с 1955 года он взялся за радикальную перестройку собственного тела, став заниматься бодибилдингом. В то же время Мисима, заинтересовавшись классической японской литературной традицией (его внимание привлёк прежде всего Мори Огай), стал изменять и свой писательский стиль. В эти годы начался период восторженного восприятия каждой новой работы Мисимы читателями. Написанный на фоне идиллического пейзажа острова Камисима по мотивам греческой классики «Дафнис и Хлоя» роман «Шум прибоя» (1954), а затем и последующие романы этого периода открыли череду произведений, ставших бестселлерами. Многие из них обрели столь большую популярность, что были экранизированы. Мисима стал одной из центральных фигур японского литературного мира. В это же время, словно демонстрируя многогранность собственного таланта, Мисима обратился к драматургии и написал, наряду с многочисленными пьесами, сборник современных пьес для театра Но, а затем, примкнув к театру «Бунгакудза», дебютировал как постановщик собственных произведений и актёр. В личной жизни Мисимы также произошли изменения. В 1958 году он женился на Ёко Сугияма, дочери известного мастера классической японской живописи Ясуси Сугияма.Уже к 1962 году у Мисимы достаточно подробно созрел замысел тетралогии «Море изобилия», а позже разразился скандал вокруг его пьесы, которую руководство театра «Бунгакудза» категорически отказалось ставить ввиду его излишней политизированности: в результате Мисима и 14 ведущих актёров театра демонстративно покинули театр. Однако, несмотря на то, что пьеса и некоторые другие работы Мисимы во многом соответствовали духу того времени, когда на волне беспрецедентного по своему масштабу гражданского протеста против японско-американского договора безопасности пересечение политики и искусства стало повсеместным, политизированность Мисимы была ещё далека от того фанатизма, до которого она дошла во второй половине 1960-х. В этот период к своим занятиям бодибилдингом Мисима добавил тренировки по кэндо. Снимаясь в главной роли в фильме Ясудзо Масумура «Караккадзэ яро» (1960), позируя известному фотографу Эйко Хосоэ для изобиловавшего мазохистическими мотивами альбома, озаглавленного «Форма розы» (1963), а также другими средствами Мисима целенаправленно стал создавать в СМИ культ своего тела, сильного и преображённого после изнурительных тренировок. Кроме того, данный период характеризуются многочисленными исполнениями постановок драматургических сочинений Мисимы, а также популяризацией его творчества в Европе и Америке, благодаря начавшим появляться в печати переводам на европейские языки. Начиная с этого времени, произведения Мисимы получают всемирную известность и удостаиваются высокой оценки критиков на Западе. В 1965 году началась продолжавшаяся до 1967 года серийная журнальная публикация романа «Весенний снег», первой части посвящённой интерпретации буддийской концепции круговорота человеческого существования тетралогии «Море изобилия», задумывавшейся Мисимой как работа всей его жизни. В том же году вышла пьеса «Маркиза де Сад». К последнему периоду жизни Мисимы относятся и несколько подряд выдвижений кандидатуры Мисимы на соискание Нобелевской премии по литературе. В эти годы Мисимой написан и поставлен (с самим автором в главной роли) «Патриотизм» (1965), опубликованы «Голоса духов героев» (1966) и получивший название «Несущие кони» второй том «Моря изобилия» (1967—1968), а также многочисленные другие произведения, воспевающие героическую смерть и подчёркивающие неразрывность связи между эстетической красотой и политически окрашенными действиями. В декабре 1966 года Мисима познакомился с редактором националистического журнала «Ронсо». Между Мисимой и группой активистов журнала завязались тесные отношения, натолкнувшие его на идею создания собственной военизированной группы. Первыми шагами к её реализации стали личное вступление Мисимы в состав сил самообороны и совершение полёта на истребителе «Локхид Ф-104 Старфайтер», а также начало формирования группы на базе участников журнала «Ронсо». В это же время Мисима сблизился с Киёкацу Ямамото, командующим японскими силами самообороны. Вышли в свет политически ангажированные «Солнце и сталь», «Хагакурэ Нюмон», «В защиту культуры» и другие публицистические работы. В 1968 году началась публикация «Храма на рассвете», третьего тома тетралогии Мисимы, а также вышла пьеса «Мой друг Гитлер». 3 ноября того же года из активистов журнала «Ронсо» была сформирована военизированная группа «Общество щита». В 1969 году Мисима обратился к написанию пьес для театра кабуки и опубликовал несколько произведений в этом жанре. Во время студенческих волнений Мисима посетил захваченный студентами Токийский университет, где принял участие в ожесточённой дискуссии о месте императора и государственном устройстве. Из-за разногласий, связанных с финансированием военных расходов «Общества щита», Мисима прекратил сотрудничество с журналом «Ронсо», однако в составе «Общества щита» остался участник японской студенческой лиги Масакацу Морита, которому суждено было сыграть ключевую роль в последовавших далее событиях, закончившихся смертью Мисимы. Утром 25 ноября 1970 года Мисима и четверо его соратников-самураев из «Общества щита» вошли в здание штаба «сил самообороны». Связав начальника штаба генерала Маситу, потребовали выстроить на плацу расквартированные рядом военные подразделения и разрешить Мисиме выступить перед ними с речью. Вооруженные мечами, они проложили себе путь на крышу здания, где Мисима произнес десятиминутную речь перед тысячами служащих, собравшихся внизу. Он нападал на японскую конституцию с ее запретом на создание армии, обвиняя ее в том, что она предала дух Японии: «Мы видим, как Япония купается в благосостоянии, — объяснял он аудитории, — и все больше вязнет в духовной пустоте. .. Неужели возможно, чтобы вам нравилась жизнь, которую дает вам мир, где дух умер?». Штаб немедленно оцепила полиция, а через полчаса взволнованные солдаты выстроились на плацу. Репортеры оккупировали крыши соседних домов, в небе зависли вертолеты телекомпаний. Из-за поднявшегося свиста и криков слышны были лишь отдельные фразы: «Вы должны восстать, чтобы защитить Японию! Императора!.. Другого шанса изменить конституцию не будет!» Но желающих штурмовать парламент не нашлось. Прокричав «Да здравствует император», Мисима скрылся в кабинете генерала Маситы. Трагический финал был спланирован заранее. Морита, любимый ученик Мисимы, протянул ему старинный меч работы известного мастера. Мисима сел на пол, обнажил живот и сделал мечом длинный глубокий разрез. В соответствии с традициями один из его последователей, Морита который, по слухам, являлся любовником Мисимы, отрубил голову своему учителю его же мечом, а после покончил с собой. Перед своей последней поездкой к штабу Мисима утром отослал своему редактору текст романа «Падение ангела», ставшего последним томом тетралогии «Море изобилия» и последним сочинением Мисимы вообще. Фантастическое в творчестве автора: НФ-роман «Utsukushii Hoshi» («Прекрасная Звезда», 1962). Фабула романа построена на взаимоотношениях землян и жителей планеты Прекрасная Звезда. Пьесы классического театра Но. По традиции, часто персонажами этих пьес являются духи и призраки, жаждущие отмщения или успокоения. Мисима написал ряд пьес Но. С мистическими сюжетами следующие из них: «Ее высочество Аои», «Надгробие Комати», «Парчовый барабан», «Ханьданьская подушка». Цикл из 4-х романов «Море изобилия» — главный литературный труд Мисимы. Одним из основных мотивов цикла является буддийская концепция круговорота человеческого существования (метемпсихоз, реинкарнация). © Википедия (с изменениями и дополнениями) |
Юкио Мисима (Yukio Mishima) биография, фильмы, спектакли, фото
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Юкио Мисима: странная история печально известного японского писателя
Загрузка
(Изображение предоставлено Getty Images)
прочный, но тревожный миф, пишет Томас Грэм.
S
Стоящая на балконе, словно на сцене, маленькая безупречная фигурка взывает к собравшейся внизу армии. Это Юкио Мисима, настоящее имя Кимитаке Хираока. Он был самым известным из ныне живущих японских писателей, когда 25 ноября 19 г.В 70-м он отправился на военную базу в Токио, похитил командующего, заставил его собрать гарнизон, а затем попытался совершить переворот. Он выступал против поддерживаемого США государства и конституции, ругал солдат за их покорность и призывал их вернуть Императора на его довоенное положение живого бога и национального лидера. Публика, сначала вежливо притихшая или просто ошарашенно молчавшая, вскоре заглушила его насмешками. Мисима вернулся внутрь и сказал: «Не думаю, что они меня услышали». Затем он встал на колени и убил себя на сэппуку , ритуальное самоубийство самурая.
Еще как:
— Лучшие книги 2020 года
— Таинственная привлекательность лабиринта
— Почему мы не ценим забавные тексты?
Смерть Мисимы потрясла японскую общественность. Он был литературной знаменитостью, мачо и провокационным, но в то же время довольно смешным персонажем, возможно, сродни Норману Мейлеру в США или Мишелю Уэльбеку в сегодняшней Франции. Но то, что казалось позированием, вдруг стало очень реальным. Это было утро открытия 64-й сессии Сейма, парламента Японии, и присутствовал сам император. Выступление премьер-министра о повестке дня правительства на предстоящий год было несколько омрачено. К 9 еще никто не умер0013 сэппуку с последних дней Второй мировой войны.
На этой фотографии, сделанной за несколько дней до его смерти, изображен Мисима со своими верными кадетами. (Фото: Getty Images)
выражение желания шокировать, которым он прославился», — писал японский философ Хидэ Исигуро в эссе 1975 года для The New York Review. «Несколько правых политических деятелей увидели в его смерти патриотический жест протеста против современной Японии. Другие полагали, что это отчаянный, ужасный фарс, придуманный талантливым человеком, бывшим enfant ужасно и кто не мог дожить до среднего возраста и посредственности». Со своей стороны, Мисима однажды сказал своей жене, что «даже если меня не сразу поймут, это нормально, потому что меня поймет Япония через 50 или 100 лет».
В 1949 году Мисима появился на литературной сцене Японии с «Исповедью маски», своего рода автобиографией, слегка завуалированной как роман, которая сделала его знаменитым в начале двадцатых годов. В нем рассказывается история хрупкого, чувствительного мальчика, который почти находится в плену у своей бабушки. Она больна, и он вынужден ухаживать за ней. Вместо того, чтобы играть на улице с другими мальчиками, он годами проводит с ней в приторно-сладко пахнущей темноте ее спальни.
Мисима провел часть своего детства, живя с бабушкой — опыт, который он увековечил в романе 1949 года «Исповедь маски» (Фото: Alamy)
Ум мальчика развивается в этой комнате. Фантазия и реальность никогда не бывают полностью разделены; фантазия, более сильный близнец, становится доминирующей. К моменту смерти бабушки и появления мальчика у него развилась фиксация на ролевых играх, на жизни как на театре. Он не может сопротивляться наслаиванию фантазий на окружающую его жизнь. Мужчинам и мальчикам, особенно мускулистым, прямолинейным, отводятся роли в его ярких, часто жестоких мечтах. Тем временем он одержим собственным отклонением и выглядит нормальным. Он учится играть свою собственную роль: «Начался невольный маскарад».
Красота и разрушение
Признания Маски продолжаются до конца подросткового возраста мальчика, подробно описывая переплетение эволюции его внутренней и внешней жизни и его гомосексуальное пробуждение. Во многих смыслах это ключ к пониманию дальнейшей жизни и творчества Мисимы. Это раскрывает корни эстетической чувствительности, столь тесно связанной с его сексуальностью, которая оказалась главной навязчивой идеей Мисимы. Рассказчик пишет, что он «чувственно принял популярное во время войны кредо смерти», когда воинская повинность и самопожертвование казались неизбежными и неминуемыми, и действительно, Мисима навсегда был зациклен на идее, что красота прекраснее всего, когда она преходяща — и прежде всего на пороге разрушения. Это кредо смешивается с восхищением мужской формой, формой, которой не хватает хрупкому рассказчику, чтобы порождать фантазии о храбрых воинах и их кровавой гибели. Этот частный мир «Ночи, Крови и Смерти» был наполнен «самыми изощренными жестокостями и самыми изысканными преступлениями», рассказанными с холодной отстраненностью.
Но тогда «Признания Маски» также предполагают скользкое взаимодействие между исполнением и реальностью, которое характеризовало все, что делал и писал Мисима. Создавалось впечатление, что автор застрял в какой-то темной борьбе с самим собой, а также предполагалось, что это может быть просто мастерское манипулирование средствами массовой информации и рекламой. У Мисимы было и то, и другое: он шокировал общество, сохраняя при этом толику отрицания.
Мисима находился под сильным влиянием европейской культуры и философии, включая Ницше и поздних романтиков (Фото: Getty Images)
Формула сработала. Это превратило Мисиму в enfant Horror послевоенной японской литературы и принесло ему широкую читательскую аудиторию дома. Он был хоть и декадентом, но дисциплинированным и плодовитым писателем, производившим огромное количество популярной фантастики наряду с высокой литературой и десятками пьес Noh . Он работал в токийском высшем обществе с той же целью, культивируя образ денди. Его лицо с грубыми костями и мягкими глазами хорошо сфотографировано. И он был другом иностранных бюро и их корреспондентов, заискивал и делал все возможное, чтобы распространить свою известность через Тихий океан — и с некоторым успехом. «Если Акио Морита из Sony был самым известным японцем за границей, — писал Джон Натан, переводчик, а затем и биограф Мисимы, — Мисима занял второе место».
Романы Мисимы 1950-х годов в основном имели тот же наводящий на размышления автобиографический оттенок, что и «Исповедь маски». В «Запретных цветах» (1951) стареющий писатель манипулирует молодым геем, который обручился ради удобства и финансовой безопасности. В «Храме Золотого павильона» (1956) служитель храма заворожён его красотой, веря, что он будет разрушен бомбардировками, а когда он переживёт войну, он берёт на себя его разрушение. А в доме Кёко (1959) боксер занимается правой политикой, а актер втягивается в садомазохистские сексуальные отношения, заканчивающиеся двойным самоубийством.
Тематика Мисимы была его собственной, но по стилю, по крайней мере, он считался протеже лауреата Нобелевской премии Ясунари Кавабата, который видел в литературе художественную, а не пропагандистскую функцию. Большая часть произведений Мисимы, кажется, полностью придерживается этого убеждения, с его формальным, почти традиционным стилем, сосредоточенным прежде всего на интенсивно чувственном описании. По отношению к телам, одежде и запахам это выборочное изображение почти фетишистское. «Шокирующие объятия прозрачного нейлона и имитация дамасской кушетки вызвали в комнате ощущение волнения… Резкое шипение разматывающегося пояса, словно предостережение змеи, сопровождалось более тихим свистящим звуком, когда кимоно соскользнуло на пол. ” (Из «Моряка, отпавшего от благодати моря», 1963)
Но потом что-то изменилось, и в 60-е годы, можно сказать, начался политический этап жизни Мисимы. Изображая себя чистым эстетом, декадентским романтиком, Мисима в последние 10 лет своей жизни претерпел трансформацию. Именно тогда он занялся бодибилдингом, работая в спортзале по два часа в день, чтобы нарастить мышечную массу к своему хрупкому телу ростом 5 футов 3 дюйма. Он тоже начал загорать на солнце и организовал группу студентов-мужчин, принадлежащих к правым взглядам, которых он тренировал. Заявленной целью этого Общества щита была помощь армии в случае коммунистической революции.
В более поздние годы Мисима занялся бодибилдингом, чтобы добавить объема своему хрупкому телосложению. (Фото: Getty Images) и «Ритуальная смерть», загадочное эссе, опубликованное в 1968 году, за два года до его смерти. Оглядываясь назад, он видел, что был разъеден и ослаблен избытком фантазии и слов и недостатком материальности и действия. «В среднем человеке «Я полагаю, тело предшествует языку, — пишет Мисима. — В моем случае прежде всего пришли слова, потом — запоздало, с всяким видом крайнего нежелания и уже облеченная в понятия — пришла плоть. Это было уже, как Само собой разумеется, к сожалению, потраченные впустую слова. Он стремился восстановить равновесие и возродил старую самурайскую концепцию «гармонии пера и меча».0003
Последний всплеск творчества
Мисиме было уже за сорок, и он прекрасно осознавал свой возраст. «Красивые должны умереть молодыми, а все остальные должны жить как можно дольше», — написал он в статье о ранней смерти актера Джеймса Дина. «К сожалению, 95% людей понимают это наоборот: красивые люди доживают до восьмидесяти, а отвратительные дураки падают замертво в 21 год». Мисима почувствовал, что его момент проходит, и начал планировать свой последний акт.
Каждый в какой-то момент воспринимает жизнь как сцену. Но немногие живут и строят свою жизнь как театр, и еще меньше используют сэппуку , чтобы закрыть свое выступление. Однако для Мисимы это стало кульминацией его давней фантазии. Элементы присутствовали с самого начала, в «Исповедях Маски»: солдаты, смерть и кровь. Превращение себя в воина сделало его объектом его желаний: чем-то прекрасным, чем-то достойным разрушения. И зацикленность на сэппуку выросла у всех на виду. Мисима даже написал сценарий и снялся в короткометражном фильме «Патриотизм», в котором подробно разыграл его. Возможно, последнее выступление Мисимы тоже было политическим протестом, но это определенно была смерть как искусство.
25 ноября 1970 года Мисима произнес речь перед собравшейся под ним армией, прежде чем покончить с собой. Фертилити своему издателю. Эти четыре книги, написанные в бешеном порыве творчества, были чем-то новым. Начиная с 1912 года, вскоре после русско-японской войны, и заканчивая 1975 годом, они охватывают период необычайных перемен: от господства империалистической Японии через уничтожение Второй мировой войны до появления капиталистической, потребительской Япония. Их объединяет один персонаж, Хонда — возможно, дублер Мисимы — и повторяющаяся реинкарнация его друга детства, стойкой души, окруженной переменами и упадком.
По сравнению с ранними произведениями Мисимы, «Море плодородия» содержит много глубоких философских рассуждений. И, после второго, объемы кажутся поспешными, становясь все более тонкими. Мисима написал большую часть заключительного тома «Распад ангела» во время семейного отдыха на море в августе 1970 года. В письме от 18 ноября 1970 года своему наставнику Фумио Киёмидзу Мисима писал: [книга] — не что иное, как конец света». Последние строки «Распада ангела» очень тихие.
«Это был светлый, тихий сад, ничем не примечательный. Словно четки, растертые между ладонями, царил визг цикад.
Других звуков не было. Сад был пуст. Он пришел, подумал Хонда, в место, где нет воспоминаний, ничего.
Полуденное летнее солнце заливало тихий сад.
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на наш Facebook или напишите нам по номеру Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc. com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
;
Мисима Юкио | Биография, книги и факты
Мисима Юкио
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 14 января 1925 г. Токио Япония
- Умер:
- 25 ноября 1970 г. (45 лет) Токио Япония
- Известные работы:
- «Признания Маски» «Патриотизм» «Сбежавшие лошади» «Весенний снег» «Падение ангела» «Море плодородия» «Храм рассвета» «Храм Золотого Павильона»
Просмотреть весь связанный контент →
Мисима Юкио , псевдоним Хираока Кимитаке , (род. 14 января 1925 г., Токио, Япония — умер 25 ноября 1970 г., Токио), плодовитый писатель, которого многие критики считают наиболее выдающийся японский писатель 20 века.
Мисима был сыном высокопоставленного государственного служащего и посещал аристократическую школу пэров в Токио. Во время Второй мировой войны, не физически годный для военной службы, он работал на токийской фабрике, а после войны изучал право в Токийском университете. В 1948–49 лет работал в банковском отделе Министерства финансов Японии. Его первый роман, Kamen no kokuhaku (1949; Confessions of a Mask ), является частично автобиографическим произведением, которое с исключительным стилистическим блеском описывает гомосексуалиста, который должен скрывать свои сексуальные предпочтения от окружающего его общества. Роман сразу же получил признание Мисимы, и он начал полностью посвящать себя писательству.
Британская викторина
Литературные фавориты: правда или вымысел?
Он продолжил свой первоначальный успех несколькими романами, главные герои которых мучаются от различных физических или психологических проблем или одержимы недостижимыми идеалами, делающими повседневное счастье невозможным. Среди этих работ Ai no kawaki (1950; Thirst for Love ), Kinjiki (1954; Forbidden Colors ) и Shiosai (1954; The Sound of Waves ). Kinkaku-ji (1956; The Temple of the Golden Pavilion ) — это история беспокойного молодого служителя буддийского храма, который сжигает знаменитое здание, потому что сам не может достичь его красоты. Utage no ato (1960; After the Banquet ) исследует две темы любви среднего возраста и коррупции в японской политике. Помимо романов, рассказов и эссе, Мисима также писал пьесы в форме японской драмы Но, создавая переработанные и модернизированные версии традиционных историй. Среди его пьес Sado kōshaku fujin ( 1965; Madame de Sade ) и Kindai nōgaku shu (1956; Five Modern Noh Plays ).
Последнее произведение Мисимы, Hōjō no umi (1965–70; Море плодородия ), представляет собой четырехтомный эпос, который многие считают его самым значительным достижением. Четыре отдельных романа: Haru no yuki ( Spring Snow ), Homma ( Runaway Horses ), Akatsuki no tera (). 0013 The Temple of Dawn ) и Tennin gosui ( The Decay of the Angel ) — действие происходит в Японии и охватывает период примерно с 1912 по 1960-е годы. Каждая из них изображает разные реинкарнации одного и того же существа: молодого аристократа в 1912 году, политического фанатика в 1930-х, тайскую принцессу до и после Второй мировой войны и злого юного сироту в 1960-х. Эти книги эффективно передают растущую одержимость Мисимы кровью, смертью и самоубийством, его интерес к саморазрушительным личностям и его неприятие бесплодия современной жизни.
Романы Мисимы типично японские в своем чувственном и творческом восприятии природных деталей, но их основательные и грамотные сюжеты, их проницательный психологический анализ и определенный сдержанный юмор помогли сделать их широко читаемыми в других странах.
Рассказ «Юкоку» («Патриотизм») из сборника «Смерть в середине лета и другие рассказы » (1966) раскрыл собственные политические взгляды Мисимы и оказался пророческим в отношении его собственного конца. История с явным восхищением описывает молодого армейского офицера, который совершает сэппуку, или ритуальное выпотрошение, чтобы продемонстрировать свою лояльность японскому императору. Мисиму глубоко привлекал строгий патриотизм и воинственный дух японского прошлого, которые он неблагоприятно противопоставлял материалистичным западным людям и процветающему обществу Японии послевоенной эпохи. Сам Мисима разрывался между этими разными ценностями. Хотя в личной жизни он придерживался преимущественно западного образа жизни и обладал обширными познаниями в области западной культуры, он неистовствовал против японского подражания Западу. Он усердно развивал вековые японские искусства карате и кендо и сформировал противоречивую частную армию из примерно 80 учеников, Татэ но Кай (Общество щита), с целью сохранения японского боевого духа и помощи в защите императора. символ японской культуры) на случай восстания левых или нападения коммунистов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.