Результаты для «Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»» — Википедия — Study in China 2023

  • Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

    Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных…

  • Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»

    Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука» — серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Разработана под руководством главного конструктора…

  • Подводная лодка

    вытеснен высокопрочной сталью (смотри Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» и Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»). На Западе титановых лодок не строили…

  • Подводные лодки проекта 955 «Борей»

    АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Начиная с конца 1980-х годов, подводная лодка проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ. ..

  • Результаты для «Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»» — Википедия — Study in China 2023 — Wiki Русский

    К-27 (перенаправление с Подводные лодки проекта 645 ЖМТ «Кит»)

    подводная лодка, единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627…

  • Тихоокеанский флот ВМФ России (раздел «Подводные силы (Вилючинск)»)

    один ракетный катер проекта 12411 «Р-29». И была построена только одна многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» — К-152 «Нерпа», которую…

  • Подводные лодки проекта 945А «Кондор»

    Подводные лодки проекта 945А «Кондор» — серия советских и российских многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 3-го поколения. По классификации…

  • К-535 «Юрий Долгорукий» (перенаправление с Юрий Долгорукий (подводная лодка))

    условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по…

  • Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

    Союзе, стали основой для многоцелевых АПЛ проекта 945А «Кондор» и 971 «Щука-Б». При проектировании атомных подводных лодок второго поколения, ведущие конструкторские…

  • Подводные лодки типа «Вирджиния»

    Подводные лодки типа «Вирджиния» — многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения. Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных…

  • Подводные лодки проекта 705(К) «Лира»

    Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира», по классификации НАТО — «Alfa» — серия советских атомных подводных лодок, единственный в мире серийный проект…

  • Результаты для «Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»» — Википедия — Study in China 2023 — Wiki Русский

    Хаски (подводная лодка)

    (АУГ) США и в перспективе должны заменить подводные лодки проекта 949А «Антей», а также лодки проекта 971 «Щука-Б». Как было сообщено в августе 2016 г.,…

  • Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

    Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М») — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 4-го поколения. Головной…

  • Подводные лодки типа «Сивулф»

    в советском флоте субмарин нового поколения проекта 971 Щука-Б и были призваны заменить подводные лодки типа «Improved Los Angeles». Первоначально планировалось…

  • Калибр (крылатая ракета) (категория Крылатые ракеты подводных лодок)

    Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»; Подводные лодки проекта 677 «Лада»; Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»; Подводные лодки проекта 877 «Палтус»;…

  • Результаты для «Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»» — Википедия — Study in China 2023 — Wiki Русский

    Обнаружение подводных лодок

    Системами обнаружения кильватерного следа (СОКС) были оснащены подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». С повышением скрытности атомных ПЛ разница, например, температур…

  • К-331 «Магадан» (категория Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»)

    К-331 — советская и российская атомная подводная лодка 971У «Щука-Б». Была построена на судостроительном заводе № 199 имени Ленинского Комсомола, Комсомольск-на-Амуре…

  • Подводные лодки типа «Лос-Анджелес»

    Подводные лодки типа «Лос-Анджелес» (англ. Los Angeles class) — серия многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Всего было построено 62 лодки этого…

  • К-157 «Вепрь» (категория Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»)

    многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», заводской номер 834. Отличается от всех предыдущих субмарин проекта своим модернизированным…

  • Результаты для «Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»» — Википедия — Study in China 2023 — Wiki Русский

    К-461 «Волк» (категория Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»)

    К-461 «Волк» — советская и российская многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», заводской номер 831. 14.11.1987 заложена в цехе № 50 ПО…

#Wikipedia® is a registered trademark of the Wikimedia Foundation, Inc. Wiki (Study in China) is an independent company and has no affiliation with Wikimedia Foundation.
This article uses material from the Wikipedia article , which is released under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 license («CC BY-SA 3.0»); additional terms may apply. (view authors). Images, videos and audio are available under their respective licenses.

🌐 Wiki languages: 1,000,000+ articlesEnglishРусскийDeutschItalianoPortuguês日本語Français中文العربيةEspañol한국어NederlandsSvenskaPolskiУкраїнськаمصرى粵語DanskفارسیTiếng ViệtWinaraySinugboanong Binisaya

🔥 Top trends keywords Русский Wiki:

Заглавная страницаВоенное положение в РоссииСуровикин, Сергей ВладимировичСлужебная:ПоискВоенное положениеХерсонЦентральный федеральный округРоссияВторжение России на Украину (2022)YouTubeГруппа ВагнераСтрелков, Игорь ИвановичСоединённые Штаты АмерикиВКонтактеЮжный федеральный округКеосаян, Давид ЭдмондовичДамер, ДжеффриМоскваПригожин, Евгений ВикторовичСанкт-ПетербургСальдо, Владимир ВасильевичУкраинаХерсонская областьСписок умерших в 2022 годуПушкин, Александр СергеевичСтремоусов, Кирилл СергеевичБандера, Степан АндреевичФедеральные округа Российской ФедерацииПутин, Владимир ВладимировичБРИКССу-34Дом ДраконаБатальонМотылёк (фильм, 2017)Русский языкКаховская ГЭСЧеченская Республика ИчкерияVK (компания)Shahed 136Google (компания)Миротворец (сайт)Фокс, Майкл ДжейTelegramПереводчикРоснаноСоциальная сетьХ-101RobloxХэллоуинКалифорнияPython19 октябряСубъекты Российской ФедерацииЗеленский, Владимир АлександровичКеосаян, Тигран ЭдмондовичИранЯндексКадыров, Рамзан АхматовичБензема, КаримУткин, Дмитрий Валерьевич2021 годРоссийско-украинская войнаОднопользовательская играСоюз Советских Социалистических РеспубликГорода Центрального федерального округаГолодомор на УкраинеБатурин, Юрий АнатольевичВластелин колец: Кольца властиGoДонецкая Народная РеспубликаРадиационный инцидент в КраматорскеЗолотой мяч (France Football)ЕйскСан-БруноПервая мировая войнаZALA ЛанцетМаск, ИлонМногопользовательская играФейгин, Марк Захарович🡆 More

В РФ могут быть заложены по две дополнительные атомные подлодки проектов «Борей-А» и «Ясень-М»

Армия

wikipedia. org/Mil.ru/CC BY 4.0

В РФ могут быть заложены по две дополнительные атомные подводные лодки проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Информацию об этом опубликовал 13 июля ТАСС.

«Дополнительно к 10 ракетоносцам проекта «Борей/Борей-А» и к девяти ударным АПЛ проекта «Ясень/Ясень-М» могут быть построены как минимум по две лодки каждого проекта», — сообщил собеседник агентства. Он не исключил, что закладка некоторых из них может быть выполнена уже в этом году на судоверфи «Севмаш».

Об отечественных многоцелевых атомных подводных лодках c крылатыми ракетами 4-го поколения проектов 885 и 885М (шифры «Ясень» и «Ясень-М») я недавно уже рассказывал. Настала пора поговорить о «Бореях» и «Бореях-А» проектов 955 и 955А.

«Борей» был нужен еще вчера!

Проработка проекта перспективного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) 4-го поколения стартовала в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» еще в середине 80-х годов прошлого века. Продвигалась она не особенно быстрыми темпами, так как на тот момент ВМФ СССР располагал немалым количеством атомных подводных ракетоносцев, основу которых составляли РПКСН 2-го и 3-го поколений проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Распад Советского Союза в 1991 году коренным образом изменил ситуацию. Внезапно выяснилось, что РПКСН 4-го поколения «был нужен еще вчера»!

Почему?

Финансирование ОПК и ВМФ после 1991 года резко сократилось. Это заставило наших моряков отказаться от дальнейшей эксплуатации наиболее старых РПКСН 2-го поколения проекта 667БДР. Количество «Кальмаров», несущих службу, стало быстро сокращаться.

У новых и самых больших в мире (подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн!) «Акул» возникли проблемы с их вооружением — твердотопливными баллистическими ракетами Р-39, первые ступени которых изготавливались на «Южмаше». Тот после 1991 года стал украинским предприятием. Соответственно, отечественный ВМФ лишился возможности получения для «Акул» новых ракет, что ставило под вопрос необходимость сохранения РПКСН проекта 941 в составе Флота после того, как у Р-39, имеющихся с советских времен на подлодках и во флотских арсеналах, истекут регламентные сроки хранения.

wikipedia.org/Савин Игорь Игоревич/CC BY-SA 3. 0

Плюс к этому гигантские размеры «Акул» не лучшим образом сказывались на маневренности и скрытности этих подлодок — ВМФ хотелось бы иметь РПКСН меньшего тоннажа. Последнее обстоятельство вкупе с нехваткой средств на перевооружение «Акул» новым ракетным комплексом недвусмысленно намекало на то, что долго подводные гиганты проекта 941 в ВМФ России не прослужат.

Получалось, что единственными РПКСН, с которыми через 10-15 лет останется наш Флот, являются «Дельфины» проекта 667БДРМ. Но таких атомных подводных ракетоносцев имелось всего семь и возможности по их модернизации, позволяющей подтянуть характеристики РПКСН до уровня современных требований, а также существенно продлить сроки эксплуатации подлодок, были ограничены.

Вывод по итогам всего вышеперечисленного получался печальным – боевой потенциал РПКСН, являющихся важнейшим элементом Стратегических ядерных сил России, в ближайшем будущем может критически «просесть». Допустить этого военно-политическое руководство РФ не могло. В крайне непростых условиях «лихих девяностых» началось форсирование работ по созданию ракетного подводного крейсера стратегического назначения 4-го поколения проекта 955 «Борей».

Новая ракета — новые проблемы

Первоначально предполагалось, что «Борей» станет неким развитием РПКСН проекта 667БДРМ в виде атомной двухвальной двухкорпусной атомной подводной лодки с 16 баллистическими ракетами нового ракетного комплекса «Барк» и новейшим единым комплексированным автоматизированным цифровым гидроакустическим комплексом «Иртыш-Амфора-Б-055», превосходящим по своим характеристикам гидроакустические комплексы американских субмарин. Собственно, именно в таком виде головной РПКСН проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — 2 ноября 1996 года на «Севмаше» и заложили, пообещав сдать лодку заказчику в конце 2006 года. Это обещание судостроители по объективным причинам сдержать не смогли.

Во-первых, ранее согласованный график строительства корабля практически с самого начала оказался сорван из-за недостаточного финансирования и разрушения вследствие распада СССР кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками.

Во-вторых, строителей «Долгорукого» подвел «Барк». После трех подряд неудачных испытательных запусков этой баллистической ракеты и неутешительной оценки периода времени, нужного для доработки «Барка» до приемлемого состояния, Министерство обороны приняло решение о разработке вместо «Барка» нового ракетного комплекса с твердотопливной баллистической ракетой Р-30 «Булава». Последняя должна была иметь возможность гарантированно прорывать американскую ПРО и доставлять 6-10 боевых блоков мощностью по 100—150 кт каждый на дистанцию до 9300 км.

«Булава» серьезно отличалась своими системами и габаритами от «Барка», так что весь проект «Борея» пришлось подвергнуть масштабной переработке. Это, разумеется, привело к затягиванию строительства головного РПКСН проекта 955. Впрочем, нет худа без добра.

wikipedia.org/US Navy/Общественное достояние

Пользуясь тем, что всю схему РПКСН 4-го поколения пришлось «перепиливать», из проекта 955 «выкинули» двухвальную установку, впервые в истории строительства отечественных атомных подлодок заменив ее практически бесшумным водометным движителем с высокими пропульсивными характеристиками. Заодно, для ускорения строительства РПКСН проекта 955, в их конструкцию «вписали» секцию корпуса атомной подлодки проекта 971 «Щука-Б», благо три такие секции у Флота имелись после остановки строительства/утилизации субмарин К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар» и К-480 «Ак Барс».

Несмотря на фокус с использованием в конструкции «Долгорукого» уже готового отсека «Щуки-Б», К-535 удалось спустить на воду только 12 февраля 2008 года. Дальнейший процесс ввода в строй «Долгорукого» притормозила «Булава». Как когда-то «Барк», «Булава» отчаянно отказывалась летать!

Строить специальный подводный стенд для отработки подводного старта «Булавы» в условиях постсоветского безденежья посчитали слишком дорогим удовольствием. Вместо такого стенда решили использовать последнюю еще остававшуюся в строю «Акулу» — ТК-208 «Дмитрий Донской», который прошел соответствующее переоборудование для использования «Булавы» вместо Р-39.

Первые три испытательные пуска новой ракеты с «Донского» в 2004-2005 годах были сочтены успешными, а вот потом…

Пуск 07. 09.2006 — ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пуск 25.10.2006 — ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пуск 24.12.2006 — у ракеты отказал двигатель третьей ступени, что привело к самоликвидации «Булавы» на третьей минуте полета.

Новые три пуска – удача. Еще три пуска – провал.

В результате последующего разбирательства были выявлены ошибки, допущенные в технологии сборки баллистических ракет Р-30. Только после полного устранения этих ошибок в 2010 году были возобновлены испытательные пуски. Если бы «Булава» не полетела, то «Долгорукий» пришлось бы вновь полностью переделывать. Либо – в подлодку специального назначения, либо в подводный носитель крылатых ракет. К счастью, «Булава» полетела и программу испытательных пусков таки прошла.

Строительство надо продолжать

28 июня 2011 года головной «Борей» в первый раз выполнил пуск «Булавы». Он оказался успешным — боевые блоки ракеты достигли заданного района на Камчатке. 10 января 2013 года, полностью закончив всю обширную программу госиспытаний, головной РПКСН проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» наконец-то вошел в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота.

К этому моменту на «Севмаше» уже были спущены на воду следующие два «Борея» — К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Мало того, 30 июля 2021 года на том же предприятии успели заложить и головную лодку модернизированного проекта 955А «Борей-А» — К-549 «Князь Владимир».

wikipedia.org/Kremlin.ru/CC BY 4.0

Необходимость новой доработки проекта оказалась вызвана двумя причинами:

— У Флота кончились готовые секции корпусов подлодок проекта 971. Теперь корпуса новых «Бореев» строились полностью с нуля, что позволяло конструкцию этих самых корпусов оптимизировать по сравнению с корпусами «Долгорукого», «Невского» и «Мономаха»;

— За время испытаний головного «Борея» нашлось немало параметров, которые можно было прилично «подтянуть» в ходе серьезной модернизации, невозможной на уже построенных РПКСН проекта 955, но реализуемой на еще не заложенных подлодках.

К настоящему времени корабелы «Севмаша» передали ВМФ России пять «Бореев» и «Бореев-А»: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский», К-551 «Владимир Мономах», К-549 «Князь Владимир» и К-552 «Князь Олег». В разных стадиях строительства находятся еще пять РПКСН «Борей-А».

По мнению аналитиков, российские РПКСН проектов 955 и 955А по большинству своих тактико-тактических характеристик превосходят своих иностранных «коллег». В тоже время совокупно ВМС США, Великобритании и Франции имеют больше подводных лодок — носителей баллистических ракет, чем ВМФ России, да и сроки службы наших РПКСН 667БДРМ «Дельфин» явно близятся к завершению. Это неизбежно ставит на повестку дня необходимость продолжения строительства серии «Бореев-А». Раз так, то сегодняшнее сообщение о возможной закладке на «Севмаше» до конца 2022 года еще двух РПКСН проекта 955А является вполне ожидаемым.

С оглядкой на практику прошлых лет можно предположить, что контракт на постройку двух дополнительных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955А «Борей-А» будет подписан в ходе работы Международного военно-технического форума «Армия-2022».

Андрей Союстов

Подписаться

борей флот субмарины ясень-м юрий долгорукий вмф южмаш

Между «Щукой» и «Ясенем» – аналитический портал ПОЛИТ.

РУ

Российский флот собирается отказаться от атомных подводных лодок проекта «Щука». Эти лодки в 1980-е и начале 1990-х годов были основой многоцелевого атомного подводного флота Советского Союза и России, так как обнаружить их было практически невозможно.

Основной задачей «Щук» была борьба с авианосцами противника, и они с ней достаточно хорошо «справлялись» — насколько об этом уместно говорить в мирное время.

Авианосец — достаточно уязвимый корабль. Его цель — служить аэродромом посреди океана, хранить топливо, самолеты, запчасти к ним и прочие авиапринадлежности. Уничтожение авианосца — страшная потеря для флота. Сегодня авианосцы находятся на вооружении только в девяти государствах. Для сравнения — ядерным оружием обладают столько же стран. Обычно у каждой страны находится на вооружении один авианосец, редко — два, обычно в этом случае они относительно небольшие. Исключением являются Соединенные Штаты, в строю флота которых находится аж 10 авианосцев, благодаря чему американская армия и может воевать по всему миру. На борту каждого американского авианосца может находится до 90 летательных аппаратов. Следующие по вместимости авианосцы находятся в распоряжении России и Китая — они могут перевозить до 50 самолетов и вертолетов.

Для понимания того, насколько важны авианосцы в американской стратегии, достаточно узнать, что сегодня в районе Персидского залива находится только один авианосец «Дуайт Эйзенхауэр», «Джон Стеннис» плавает в районе Корейского полуострова, а «Нимиц» в Тихом океане. Остальные семь авианосцев находятся на базах — один в Японии, два в Калифорнии и четыре в Вирджинии. То есть в районе двух самых вероятных участков будущих войн — у берегов Ирана и Северной Кореи — находится только по одному авианосцу. В середине 2012 года в Персидском заливе находилось два авианосца, а у берегов Кореи — ни одного, если не считать «Джорджа Вашингтона», находящегося на морской базе в Йокосуке, пригороде Токио.

Во время похода вокруг авианосца, по правилам, должен быть выстроен ордер — строго определенное по направлениям и дистанциям расположение кораблей, которые должны обеспечивать противовоздушную и противолодочную оборону, а также противоминную защиту.

В Соединенных Штатах каждый авианосец входит в авианосную ударную группу — по сути самостоятельное подразделение, которые находится в подчинении контр-адмирала, и может своими силами провести небольшую войну. В состав каждой группы, помимо авианосца, входит отдельный авиаполк морского базирования. В ее состав входят по две эскадрильи многоцелевых истребителей и истребителей-бомбардировщиков, по эскадрильи самолетов радиоэлектронной борьбы, дальнего радиолокационного обнаружения, транспортной авиации, противолодочных вертолетов и ударных вертолетов. Вокруг авианосца курсируют один или два ракетных крейсера — они выполняют задачи противовоздушной обороны, а также часто несут на себе крылатые ракеты «Тамагавк», которыми можно успешно наносить удары по суше. Функцию противолодочной обороны, помимо вертолетов, выполняют 3-4 ракетных эскадренных миноносца (эсминца), которые вооружены глубинными бомбами и торпедами для борьбы с субмаринами. Под водой авианосец прикрывают до двух подводных лодок с торпедами на борту. Эсминцы и субмарины также часто вооружают крылатыми ракетами для нанесения ударов по суше. Боеприпасы, горючее и прочие необходимые в походе вещи не вмещаются на боевых кораблях, так что внутри ордера всегда идет несколько транспортов.

Российские подводные лодки «Щука» доказали в свое время, что могут пройти незамеченными мимо кораблей ордера. 29 февраля 1996 года во время морских учений Североатлантического альянса, после успешного выполнения задания по обнаружению подводных лодок условного противника, в центре ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка «Тамбов» проекта «Щука». Один из российских моряков нуждался в срочной операции — ранее ему неудачно удалили аппендикс и у него развился перитонит. Больной был доставлен на британский эсминец и оттуда вертолетом на сушу в госпиталь, а военные моряки НАТО получили информацию к размышлению о том, как российская субмарина прошла незамеченной мимо противолодочной защиты.

Однако развитие техники дает о себе знать: теперь «Щуки» считаются слишком шумными, особенно если идут на большой глубине — более 500 метров. Именно шум является главным способом обнаружения субмарин. А «вскрытую» подводную лодку в случае войны достаточно легко уничтожить — на глубине они не могут развивать высокую скорость (максимальная подводная скорость «Щук» 31 узел или менее 60 км/ч) или активно маневрировать, а значит становятся легкой мишенью для торпед или глубинных бомб.

Подводные лодки проекта «Щука» строились в 1977-1992 годах, в свое время в составе Северного флота находилось 17 таких подлодок, а в распоряжении Тихоокеанского флота — еще девять. Эти корабли были построены по передовым для конца 1970-х годов технологиям — именно тогда они, главным образом, и входили в строй. Из 26 лодок проекта «Щука» 14 были спущены на воду в 1979-1982 годах. Сейчас в составе российского флота находятся только два таких корабля, еще две подлодки проходят ремонт.

На смену «Щукам» должны прийти подводные лодки проекта 885 «Ясень». Эти подлодки водоизмещением 13,8 тысячи тонн способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на глубину 600 метров и находиться в автономном плавании в течение ста дней. Экипаж субмарины — 90 моряков, в том числе 32 офицера. Сердцем корабля должен стать атомный реактор нового поколения, срок службы которого — 25-30 лет — сравним со сроком службы собственно подлодки. «Ясени» будут оборудованы десятью торпедными аппаратами, а также восемью ракетными шахтами, каждая из которых вмещает до четырех крылатых ракет класса «корабль-корабль» или «корабль-земля», таким образом субмарина сможет противостоять не только подводным или надводным кораблям любого класса, но и наносить удары по наземным целям.

Пока что, однако, с «Ясенями» у Военно-морского флота России как-то не ладится. Инженеры начали разработку нового типа субмарин еще в 1977 году, в 1993 был заложен головной корабль серии — лодка «Северодвинск». Однако спущен на воду «Северодвинск» был только в 2010 году, а сейчас все еще проходит испытания. В 2009 году была заложена вторая лодка проекта «Ясень» — «Казань», летом 2013 года ожидается церемония закладки «Уфы», третьего представителя серии, однако уже сейчас корабль готов примерно на 10 процентов.

 Различные представители заинтересованных компаний и ведомств в разное время по-разному оценивали будущее количество подводных лодок «Ясень» — от пяти до десяти. 20 марта 2013 года генеральный директор санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев заявил, что серия будет включать семь подлодок.

Общее сокращение атомных подводных лодок в российском флоте не должно удивлять. Россия больше не готовится к войне с Соединенными Штатами, теперь военная доктрина обращает внимание на региональные и локальные конфликты и отмечает малую вероятность крупномасштабной мировой войны. Например, во время российско-грузинской войны в морской блокаде побережья Грузии участвовали два больших десантных корабля, малый противолодочный корабль и малый ракетный корабль. Флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» оставался на базе.

Мощный подводный флот важен для обозначения своих интересов и своего суверенитета перед странами НАТО или их союзниками, но вряд ли пригодится для, например, борьбы с пиратами или небольших войн. Для участия в региональных конфликтах России нужна мобильная армия и флот — а это, за исключением сверхдорогих авианосцев — более практичные ракетные крейсеры, вертолетоносцы и десантные корабли. 

Краткая история борьбы с подводными лодками

Подводные лодки снова признаны ключевым фактором в поддержании мощной армии. Исторически оказалось невозможным для страны сохранить глобальный военный статус без господства на море. Со времен Первой мировой войны надводные корабли также не могли удерживать господство на море без использования подводных лодок. На самом деле, сегодня использование подводных лодок не только играет ключевую роль в морских кампаниях, но с их растущими возможностями крылатых и баллистических ракет подводные лодки также являются важной частью любого крупного наземного наступления.

Способность подводной лодки развертывать военную мощь в районе, не будучи обнаруженной, еще до возникновения конфликта имеет стратегическое значение. И наоборот, способность нейтрализовать подводную силу противника должна быть главной целью. Поскольку подводные лодки становятся все более важными для военного успеха, противолодочная война (ПЛО) никогда прежде не была так важна.

Ранняя противолодочная тактика

В далеком прошлом не было способа обнаружить подводное судно, и однажды подводная лодка нырнула под воду, она исчезла, как призрак. Джон Холланд, спроектировавший первую подводную лодку ВМС США, писал в 1900, что «подводная лодка действительно является «морским дьяволом», против которого никакие средства, которыми мы располагаем в настоящее время, не могут победить». Таким образом, ранняя противолодочная тактика в значительной степени зависела от использования стационарных средств защиты, таких как подводные мины и сети из звеньев цепи, для предотвращения перемещения подводных лодок в безопасные районы. Торпедные сети также были подвешены к кораблям в качестве защиты от подводных лодок, чтобы не дать торпедам достичь их корпусов. Типично для постоянно развивающейся тактики / контртактики противолодочной обороны, подводные лодки начали противодействовать торпедным сетям, добавляя лезвия для резки сетей к передней части своих торпед.

Корабли также оптимистично пытались повредить подводные лодки, буксируя крюки, соединенные с зарядами взрывчатки, в надежде зацепить подводную лодку или бросая заряды за борт в направлении подозрительного судна. Также широко применялось использование дымовых завес для сокрытия кораблей.

В общем, заставить подводную лодку всплыть и атаковать перископ было целью большинства наступательных тактик. Было рассмотрено множество отчаянных и необычных схем, в том числе распыление на море краски или масла, которые затем прилипали к перископу субмарины, когда она всплывала, ослепляя субмарину. Другая включала в себя обучение птиц или морских существ распознавать подводные лодки или препятствовать им. Еще одна предложенная тактика заключалась в том, чтобы отправить несколько небольших гребных лодок на поиски всплывших подводных лодок, чтобы люди, ожидающие в лодках с кувалдами, могли затем разбить открытые перископы.

 

ПЛО Во время Первой мировой войны

В начале Первой мировой войны единственной наступательной тактикой борьбы с подводными лодками было простое ожидание их всплытия на поверхность, а затем их атака, как если бы вы атаковали корабль. Некоторое время противолодочная война была просто расширением существующей тактики боя между кораблями. Подводные лодки должны были часто всплывать, чтобы ориентироваться, подтверждать цели или пополнять запасы, а надводные корабли затем атаковали, используя артиллерийский огонь или таран, как и любое судно. В 1914 году одной из первых успешных противолодочных атак был таран немецкой подводной лодки SM U-15, когда она всплыла с проблемами двигателя. Использование ложных целей «Q-Ships» также имело определенный успех против подводных лодок. Q-Ships были хорошо вооруженными противолодочными кораблями, замаскированными под уязвимые цели и предназначенными для заманивания подводных лодок в надводные атаки. Как только подводная лодка всплывала и подходила достаточно близко, Q-корабль открывал огонь и часто удивлял и подавлял их.

Поскольку подводные лодки показали себя как серьезная угроза в Первой мировой войне, были изучены более продвинутые противолодочные тактики. Эффективной оборонительной тактикой было использование морских конвоев, когда в случае нападения на один корабль все остальные в конвое отвечали. Основным наступательным оружием стало применение глубинных бомб. Ранние глубинные бомбы (или «сбрасывающие мины») использовали трос, прикрепленный к надводному поплавку, который приводил в действие спусковой крючок детонации, когда канистра опускалась на нужную глубину. Эти ранние глубинные бомбы ВМС США Mark 1 весили 100 фунтов, содержали 50 фунтов тротила и приводились в действие путем сброса за борт над предполагаемыми подлодками.

Более поздние модели, такие как Mark 2 (по прозвищу «Пепельница»), взрывались с помощью гидростатического пистолета, управляемого давлением воды, для стрельбы на заранее выбранной глубине. Ближе к концу Первой мировой войны использовались вариации глубинной бомбы Mark 2 (или Type D) с зарядом взрывчатого вещества в 300 фунтов тротила, которые должны были взорваться на глубине от 40 до 200 футов. Эти тяжелые глубинные бомбы устанавливались на стеллажи и скатывались с кормы кораблей.

 Однако просто ждать, пока субмарина покажет себя над водой и вести себя как надводный корабль, было просто непрактично. Требовалось решение проблемы поиска подводных лодок до того, как они нападут. Гидросамолеты и дирижабли (дирижабли) использовались для обнаружения надводных подводных лодок издалека, но не могли уничтожать подводные лодки и не могли обнаруживать подводные лодки под водой. Когда США вступили в войну в 1917 октября ВМС США начали работу над инновационной технологией эхо-локации (тогда называвшейся «сверхзвуковой»), которая, наконец, должна была обеспечить средства для обнаружения подводных лодок.

Еще одной новейшей противолодочной технологией времен Первой мировой войны было использование индикаторных петель, когда металлические кабели, размещенные на морском дне, обнаруживали магнитное поле вражеской подводной лодки. Когда подводная лодка была обнаружена петлей, мины рядом с петлей взорвались и потопили ее. Петля оказалась эффективной и была использована для потопления немецкой подводной лодки UB-116, когда она пыталась войти в британскую гавань. Противолодочная индикаторная петля использовалась до конца войны и до начала Второй мировой войны как часть первой современной противолодочной системы защиты гавани.

  

ПЛО Во время Второй мировой войны

После Первой мировой войны противолодочная борьба продолжала развиваться. Военно-морской флот продолжал свои усилия по совершенствованию глубинных бомб и разработал противолодочное оружие прямого метания. Когда подводные лодки получили возможность погружаться на большую глубину, стали использоваться более крупные заряды, которые могли детонировать еще глубже. Оборонительная тактика морских конвоев и кораблей сопровождения была расширена, и ей противостояло использование скоординированных ударных групп подводных лодок (или волчьих стай), которые могли сокрушить оборону сопровождения.

Использование активного сонара (ASDIC) теперь может обнаруживать акустическую сигнатуру подводной лодки, и был разработан дальномер для определения местоположения цели. Сочетание гидроакустической технологии для обнаружения подводных лодок и глубинных бомб для их последующего уничтожения стало основой борьбы с подводными лодками. В то время как статические индикаторы по-прежнему использовались для предупреждения об активности подводных лодок в фиксированных районах, гидролокатор и глубинные бомбы позволили флоту начать охоту за подводными лодками противника.

Самолеты также начали использовать в качестве охотников за подводными лодками и были оснащены противолодочным оружием, таким как FIDO (Mk 24 «мина»), сбрасываемая с воздуха самонаводящаяся торпеда. Эти «умные» торпеды достигли боевой эффективности около 22% по сравнению с примерно 9% для глубинных бомб.

Авиационный радар также стал одним из лучших способов охоты на подводные лодки. К концу Второй мировой войны самолеты, оснащенные радаром, приписывают большую часть убийств союзников подводных лодок. Подводные лодки противника с большим трудом видели самолеты над собой, пока не стало слишком поздно. Кроме того, военно-морской флот начал разрабатывать тактику «Охотник-убийца», при которой объединенные группы будут работать вместе, чтобы активно искать и уничтожать подводные лодки противника.

Другим важным фактором противолодочной войны был взлом вражеских кодов связи Enigma. Наличие разведывательных данных о местонахождении и планах субмарин значительно улучшило способность ВМС США выслеживать и уничтожать вражеские подводные лодки.

Страны Оси были менее успешны в ПЛО, отчасти по технологическим причинам, отчасти из-за отсутствия навыков противолодочной обороны, а также потому, что они недооценили глубину погружения подводных лодок ВМС США. К сожалению, эти данные военной разведки стали известны им в результате майского инцидента 1943 года, когда один политик сообщил прессе конфиденциальную информацию.

 

ПЛО Во время холодной войны

Значение сильных подводных сил стало очевидным во время Второй мировой войны. В послевоенный период сверхдержавы продолжали развивать свои военно-морские возможности. Подводные лодки стали быстрее, тише, маневреннее и могли дольше оставаться под водой. По мере того, как подводные лодки становились сильнее и незаметнее, они могли действовать независимо, и тактика групповых волчьих стай во время Второй мировой войны больше не требовалась. Более поздняя разработка атомных подводных лодок, способных нести баллистические ракеты, сделала совершенствование методов борьбы с подводными лодками главным приоритетом.

Разработано оружие нового поколения для уничтожения подводных лодок. В этот период использование глубинных бомб в основном прекратилось, и их заменили более совершенные управляемые торпеды, такие как Mark 48. Эти акустические торпеды находят цели, прослушивая их характерные шумовые сигнатуры с использованием активных или пассивных датчиков. Более поздние версии включали торпеды с проводным наведением, которые получали команды управления по металлическому проводу связи. Совсем недавно металлический провод был заменен оптическим волокном, которое может передавать гораздо больше информации. Связь между торпедой с проводным наведением и кораблем полезна после запуска, чтобы подтвердить, что торпеда находится на правильном курсе перехвата. Однако, когда эти торпеды захватывают цель, они переключаются на внутреннюю систему наведения, и провод обрывается.

Также было внесено множество улучшений в определение подводных лодок, спрятанных под поверхностью океана. Новые технологии акустического обнаружения означали, что подводные лодки перестали быть невидимыми морскими дьяволами. Были разработаны глобальные системы прослушивания, такие как SOSUS (система звукового наблюдения), в которых использовались установленные на морском дне группы гидрофонов, соединенные подводными кабелями с береговыми сооружениями, для обнаружения позиций подводных лодок с помощью триангуляции. Также были разработаны акустические перехватчики, такие как гидролокаторы, в дополнение к буксируемым пассивным устройствам, таким как детектор магнитных аномалий (MAD), который может точно отслеживать крупные металлические подводные объекты. На фото ниже показан противолодочный вертолет SH-60B Seahawk ВМС США, оснащенный устройством «MAD-Bird».

 

ПЛО Сегодня

Поскольку каждое новое поколение подводных лодок становится все тише и их труднее обнаружить, технология обнаружения, используемая в ПЛО, в свою очередь, совершенствуется. Если подводную лодку нельзя увидеть или услышать, то ее нельзя найти, атаковать и уничтожить. Торпеды для охоты за подводными лодками последовали этому примеру и теперь также стали тише, и их стало труднее обнаруживать и избегать подводных лодок.

Сегодня боевые действия против подводных лодок осуществляются взаимосвязанной сетью надводных кораблей, самолетов и других подводных лодок. Разведка, наблюдение и рекогносцировка (ISR) продолжает оставаться основой противолодочной обороны и осуществляется с помощью набора датчиков, используемых для обнаружения и отслеживания акустической активности подводных лодок противника. Усовершенствованная развертываемая система ВМС США (ADS) является хорошим примером современной системы акустического подводного наблюдения. Целью является всепроникающая осведомленность о поле боя с использованием сетецентрического подхода к полю боя.

В то время как ВМФ запускает новое поколение подводных лодок класса «Вирджиния» и планирует строительство подводных лодок класса «Колумбия», он также продвигает будущие противолодочные проекты. Недавние разработки в области технологий морских беспилотников могут привести к новой эре борьбы с подводными лодками, когда роботы-охотники за подводными лодками смогут взять на себя ведущую роль в патрулировании морей. Уже полным ходом идет работа по развертыванию беспилотных надводных кораблей, таких как Sea Hunter ACTUV, а также групп AUV (автономных подводных аппаратов), которые можно использовать для охоты и, возможно, даже для уничтожения подводных лодок.

Наступила новая эра подводных лодок. Достижения в области технологий будут продолжать делать подводные лодки более скрытными, а системы обнаружения более эффективными в продолжающейся эволюции противолодочной войны.

 

 

 

 

Почему извержение в Тонге войдет в историю вулканологии

Извержение, опустошившее Тонгу 15 января, продолжалось всего 11 часов, но ученым потребуются годы, чтобы выяснить, что именно произошло во время катастрофического взрыва и что это означает для будущих вулканических рисков.

Вулкан, названный Хунга Тонга — Хунга Хаапай, выбросил шлейф пепла в верхние слои атмосферы и вызвал цунами, разрушившее дома на близлежащих островах Тонга. Отголоски извержения многократно облетели земной шар.

Необычайная сила взрыва, зафиксированная рядом сложных спутников наблюдения за Землей, бросает вызов представлениям о физике извержений. Исследователям трудно объяснить, почему вулкан поднял облако на такую ​​высоту, но выбросил меньше пепла, чем можно было бы ожидать при извержении такого масштаба. А ударные волны, прокатившиеся по атмосфере и океанам, не похожи ни на что, виденное в современную научную эпоху.

Извержение вулкана Хунга Тонга – Хунга Хаапай заставляет ученых переосмыслить свои представления об опасностях, исходящих от множества подводных вулканов, скрывающихся под волнами Тихого океана.

«Это просто срывает пластырь с нашим непониманием того, что происходит под водой», — говорит Нико Фурнье, вулканолог из GNS Science в Таупо, Новая Зеландия.

Тонганские ученые наблюдали извержение вулкана за день до основного взрыва. Фото: Tonga Geological Services/ZUMA Press

Новая опасность

Извержение, произошедшее всего в 65 километрах от столицы Тонги Нукуалофа, стало катастрофой для более чем 100 000 жителей Тонги. Они работают над тем, чтобы расчистить толстый слой пепла, который покрыл все вокруг, наладить снабжение чистой питьевой водой и восстановить урожай после ущерба, который оценивается почти в 39 миллионов тонганских паанга (17 миллионов долларов США). По меньшей мере три человека погибли в Тонге в результате извержения. Кризис усугубляется COVID-19, с тонганцами, столкнувшимися с первой волной случаев, которая началась после того, как корабли с гуманитарной помощью прибыли из других стран.

Но землетрясения продолжают сотрясать регион, и вулканическая опасность еще не миновала. Предварительные исследования пепла от извержения 15 января предполагают, что он был подпитан свежей порцией магмы, поднимающейся изнутри Земли. Hunga Tonga–Hunga Ha‘apai может оставаться активным в течение некоторого времени с неопределенными последствиями для жителей Тонги.

Как извержение на Тонге помогает космическим ученым понять Марс

Ученые-геологи имеют ограниченные возможности дать людям в регионе хорошее представление о будущих рисках. «Это действительно трудная ситуация — желать, чтобы вулканология могла дать больше местному населению», — говорит Джанин Криппнер, вулканолог из Глобальной программы вулканизма Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия, которая базируется в Новой Зеландии. — Но сейчас это не так.

Большая часть Хунга Тонга – Хунга Хаапай находится под водой. Он возвышается более чем на 2000 метров над уровнем моря и является частью вулканической дуги Тонга-Кермадек. Эта цепочка преимущественно подводных вулканов находится над массивной геологической зоной столкновения, где западный край Тихоокеанской плиты земной коры погружается под Индо-Австралийскую плиту. Край Тихоокеанской плиты нагревается по мере того, как он погружается в недра планеты, и расплавленная порода поднимается вверх, питая вулканы дуги Тонга-Кермадек.

Геологические данные показывают, что крупные извержения сотрясали Хунга Тонга – Хунга Хаапай примерно раз в тысячелетие, а мощные взрывы происходили примерно в 200 и 1100 годах нашей эры. Прошлое столетие принесло более мелкие, в 1937 и 1988 годах. вершина вулкана выглядывала из-под волн в виде двух небольших островов, названных Хунга Тонга и Хунга Хаапай.

Затем, в 2009 году, вулкан начал извергаться пеплом и паром в результате извержения в Хунга Хаапай. В декабре 2014 г. и январе 2015 г. в результате еще одного извержения образовалась новая земля, которая соединила два острова, образовав единый массив суши 9.0127 1 , 2 .

Несколько исследовательских групп посетили новый остров вскоре после его образования и собрали образцы вулканического пепла и горных пород. Геохимический анализ этого материала, описанный в статье Lithos 3 , показал, что извержения 2009 и 2014–2015 годов включали расплавленную породу, которая недавно не поднималась из больших глубин земной мантии.

Вместо этого он провел некоторое время на геологической промежуточной станции, магматическом очаге, расположенном на глубине 5–8 километров в земной коре. Находясь там, магма претерпела некоторые явные химические изменения, почти как вино, выдержанное в бочке, прежде чем в конечном итоге извергнуться на поверхность.

Магма, извергавшаяся в январе этого года, была другой. Шейн Кронин, вулканолог из Оклендского университета в Новой Зеландии, и его коллеги проанализировали пепел от извержения, который военные спасатели собрали возле аэропорта на крупнейшем острове Тонга. Химический анализ показывает, что он отличается от извержений 2014–2015 гг. Кронин говорит, что свежая магма поднималась быстро, не тратя много времени на химические изменения в погребенном магматическом очаге.

Остров Тонгатапу в Тонге до взрыва Тонга-Хунга Хаапай и после него покрылся пеплом. Предоставлено: Максар через Гетти

Геолог Тааниела Кула и его коллеги из Геологической службы Тонги в Нукуалофе собирают образцы пепла с островов по всей Тонге, которые Кронин и другие анализируют.

Изучая пепел с разных островов, в том числе отмечая, насколько густо и широко он распределен, исследователи смогут составить более точную картину того, как происходило извержение.

Удивительно, но пепла было выброшено относительно мало, учитывая мощность взрыва. Это может быть результатом условий, в которых произошло извержение Хунга Тонга – Хунга Хаапай: под водой, но на относительно небольшой глубине.

Водный фактор

Глубоководные вулканы редко извергаются через поверхность океана большими взрывами, потому что давление вышележащей воды препятствует образованию и росту газовых пузырей со взрывной силой. Но жерло вулкана, извергавшееся 15 января в Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, имело глубину всего от десятков до 250 метров. Это достаточно мелко, чтобы вода не подавила силу взрыва, но достаточно глубоко, чтобы извергающаяся магма столкнулась с большим количеством воды.

Вода может вызывать взрывные извержения путем мгновенного нагревания с образованием пара, который быстро расширяется.

Таким образом, он эффективно преобразует тепловую энергию магмы в кинетическую энергию извержения, говорит Майкл Манга, геолог из Калифорнийского университета в Беркли. «Некоторые из самых мощных извержений происходили через воду», — говорит он.

Извержение вулкана Тонга вызвало загадочную рябь в атмосфере Земли

Другим важным фактором является то, сколько вулканического газа смешивается с магмой перед ее извержением. Богатый газом апвеллинг магмы мог подпитать извержение 15 января, создав большое количество пузырьков, подпитывающих взрыв, говорит Рэймонд Кас, вулканолог и почетный профессор Университета Монаш в Мельбурне, Австралия.

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай необычно тем, что сочетало в себе черты, которые обычно не наблюдаются вместе, говорит Кас. Вулканологам известны и другие примеры извержений, которые происходили под водой или под снегом и льдом и, таким образом, включали воду. Ученые также видели чрезвычайно высокие шлейфы извержений, которые возвышались над атмосферой. Но Hunga Tonga–Hunga Ha’apai — уникальный пример того, как оба явления происходят вместе. По его словам, в конечном итоге это может стать прототипом недавно признанного типа стиля извержения.

Большинство подводных извержений не производят особенно высоких шлейфов. Например, в 2012 году в результате сильного глубоководного извержения вулкана Гавр к северу от Новой Зеландии в основном образовалась огромная плавучая коллекция легких пемз 4 . Это извержение произошло на глубине более 900 метров. «У нас относительно немного случаев, когда мы видим большие шлейфы, пробивающиеся через поверхность океана», — говорит Кристен Фаурия, ученый-вулканолог из Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси.

Тем не менее шлейф извержения Хунга Тонга – Хунга Хаапай поднялся на высоту не менее 30 километров, далеко в верхние слои атмосферы или стратосферу. Это настолько высоко, что исследователи изо всех сил пытаются понять, какое долгосрочное влияние это может иметь. Спутниковые снимки с высоким разрешением позволяют им отслеживать, как пепел, газ и некоторые химические вещества дрейфуют в атмосфере — гораздо более подробно, чем в 1991 году, когда вулкан Пинатубо на Филиппинах извергался даже сильнее, чем вулкан Хунга Тонга — Хунга Ха. ‘апай. «Мы никогда не видели ничего подобного», — говорит Аня Шмидт, вулканолог из Немецкого аэрокосмического центра в Оберпфаффенхофене.

Гигантское облако пепла, вырвавшееся из Хунга Тонга — Хунга Хаапай, снято японским спутником Химавари-8. Предоставлено: EyePress News/Shutterstock

Вулкан Тонга не выбрасывает достаточное количество диоксида серы, чтобы изменить глобальный климат, как это произошло в результате извержений некоторых других вулканов. Приблизительно 400 000 тонн SO 2 было выброшено, тогда как извержение Пинатубо в 1991 году выбросило почти 20 миллионов тонн. Этот взрыв временно охладил планету почти на 0,5 °C, так как сера образовала частицы сульфата, которые отражали часть солнечной радиации обратно в космос.

Новая наука о вулканах использует искусственный интеллект, спутники и датчики газа для прогнозирования извержений

Одно из возможных объяснений несоответствия состоит в том, что большая часть SO 2 из Хунга Тонга – Хунга Хаапай могла «выпасть» из шлейфа на малых высотах до того, как шлейф поднялся слишком высоко. Но Hunga Tonga-Hunga Ha’apai действительно выбросили пепел высоко в стратосферу, и исследователи будут искать признаки любого воздействия на климат, говорит Шмидт. Они также будут следить за тем, вызывает ли вулканический материал какое-либо разрушение стратосферного озона и влияют ли атмосферные волны, вызванные извержением, на характер атмосферной циркуляции в ближайшие месяцы.

Первые результаты могут быть получены в ходе экспериментов с воздушными шарами, поднятыми над шлейфом вулканического извержения Тонги. Несколько исследовательских групп уже запустили воздушные шары с инструментами с острова Реюньон в Индийском океане. По словам члена команды Элизабет Ашер, ученого-атмосферника из Совместного исследовательского института, в рамках одного из таких усилий, проведенного Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США, удалось измерить вулканические частицы на высоте до 28 километров, когда шлейф дрейфовал над Реюньоном. в науках об окружающей среде в Боулдере, Колорадо. Это настолько высоко, что она ожидает, что атмосферные эффекты извержения будут сохраняться дольше, чем после менее мощных извержений.

Эффекты ряби

Еще один аспект, который может изменить вулканологию, — это то, как Хунга Тонга — Хунга Хаапай выпустили на волю множество разнообразных волн, прокатившихся по океанам и атмосфере. Отголоски, которые он послал по всему миру, напоминают те, которые наблюдались после извержения Кракатау в 1883 году в Индонезии, говорит Алан Робок, климатолог из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Извержение в прошлом месяце вызвало волны давления и гравитационные волны в атмосфере, а также волны цунами по всему Тихому океану — даже в отдаленных океанских бассейнах. Спутники GPS также зафиксировали возмущения в ионосфере, слое атмосферы, расположенном над стратосферой, начиная с высоты 80–90 километров.

«В этой головоломке есть огромные кусочки, которые нам так и не удалось собрать воедино, — говорит Фурнье.

Теперь задача состоит в том, чтобы собрать достаточно данных, чтобы решить головоломку. Вулканологи обычно наблюдают за действующим вулканом, используя сейсмометры для изучения землетрясений в окрестностях. В настоящее время в Тонге нет активных сейсмометров, поэтому сильные землетрясения, которые происходили вокруг Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай после извержения 15 января, подробно не отслеживались. Однако имеющиеся данные предполагают, что землетрясения вызваны свежей магмой, поднимающейся в земную кору, чтобы пополнить резервуар, который был опустошен в результате крупного извержения, говорит Кронин.

Другим приоритетом является обследование морского дна вокруг вулкана, чтобы увидеть, какие части его подводной структуры взорвались или иным образом изменились со времени предыдущих исследований. По словам Кронина, спутниковые радиолокационные снимки показывают, что верхняя часть вулкана опустилась как минимум на 10 метров. Но пока слишком опасно приближаться к вулкану, чтобы проводить научные исследования.

Некоторые ранние данные могут быть получены от кораблей помощи, которые путешествовали в Тонгу и вокруг нее, например, с корабля, которому было поручено ремонтировать подводный кабель, соединяющий Тонгу с Фиджи. Он был разорван во время извержения, прервав международные коммуникации. Кабель мог быть засыпан оползнем, сошедшим со склона вулкана, или перерезан в нескольких местах.

В первую очередь все думают о том, что Хунга Тонга-Хунга Хаапай может сделать дальше. Группа международных экспертов предоставляет информацию Геологической службе Тонги, чтобы помочь правительству Тонги оценить риск и решить, что делать. Исследователи взвешивают три возможных сценария: извержение может закончиться, оно может продолжаться на низком уровне или может произойти еще один мощный взрыв. «Все эти сценарии все еще актуальны», — говорит Кронин.

Независимо от того, какое ближайшее будущее ждет этот конкретный вулкан, извержение заставило вулканологов переосмыслить опасности подводных вулканов в более широком смысле, говорит Шмидт. «Это яркое напоминание о том, что такие вулканы существуют, что они представляют опасность и недостаточно изучены».

Туфовая порода | Типы, свойства, образование, использование » Геология Наука

  • Фенотрахитовый спаянный туф

Туф представляет собой относительно мягкую и пористую породу, состоящую из пепла и других отложений из вулканических жерл рок. После выброса и осаждения пепел уплотняется в твердую породу в процессе, называемом консолидацией. Порода, содержащая более 50% туфа, считается туфогенной. Его можно классифицировать как осадочную или магматическую породу. Их обычно изучают в контексте магматической петрологии, хотя иногда их описывают с использованием седиментологических терминов.

Название Происхождение : Название Tuff происходит от итальянского tufo, также известен как вулканический туф

Структура : Пирокластическая

Происхождение : Экструзивный/вулканический

Химический состав : Felsic

Цвет : От светлого до темно-коричневый

Минеральный состав : Преимущественно стекло

Разное : Свет фрагменты серой пемзы в матрице из белого ясеня

Тектоническая среда : Конвергентная граница — зоны субдукции андского типа, внутриконтинентальные горячие точки. и рифты

Классификация и состав туфа

Туф сварной

Туф сварной — это пирокластическая порода, которая была достаточно горячей во время напыления сваривать вместе. Если камень содержит рассеянный, фрагментов размером с горошину или fiamme в нем, его обычно называют сварным лапилли-туф. Во время сварки осколки стекла и фрагменты пемзы прилипают вместе деформируются и уплотняются.

Риолитовый туф

Туф обычно классифицируют в соответствии с природой вулканическая порода, из которой он состоит. Риолитовые туфы содержат пемзу, стекловидную обломки и мелкие шлаки с кварцем, щелочным полевым шпатом, биотитом и др. измельченная пемза прозрачна и изотропна, а очень мелкие частицы обычно имеют серповидные, серповидные или двояковогнутые очертания, показывающие, что они возникает при разрушении везикулярного стекла, иногда описываемом как ясень-структура.

Трахитовый туф

Трахитовые туфы содержат мало или совсем не содержат кварца, но много санидина или анортоклаза и иногда олигоклаза полевого шпата, иногда с биотитом, авгитом и роговой обманкой. При выветривании они часто превращаются в мягкие красные или желтые глины, богатые каолином с вторичным кварцем.

Андезитовый туф

По цвету они красные или коричневые; их фрагменты шлаков имеют все размеры от огромных блоков до мельчайшей зернистой пыли. Полости заполнены многими вторичными минералами, такими как кальцит, хлорит, кварц, эпидот или халцедон; однако в микроскопических срезах природу первоначальной лавы почти всегда можно определить по форме и свойствам маленьких кристаллов, которые встречаются в разложившейся стекловидной основе.

Базальтовый туф

Базальтовые туфы также широко распространены как в районах, где в настоящее время действуют вулканы, так и в землях, где извержения давно прекратились. Они черного, темно-зеленого или красного цвета; сильно различаются по шероховатости, некоторые из них полны круглых губчатых бомб диаметром в фут или более; и часто будучи подводными, могут содержать сланец, песчаник, песок и другой осадочный материал, а иногда и ископаемые.

Ультраосновные туфы

Ультраосновные туфы чрезвычайно редки; их особенностью является обилие оливина или серпентина и недостаток или отсутствие полевого шпата и кварца. К редким проявлениям могут относиться необычные поверхностные отложения мааров кимберлитов алмазоносных месторождений Южной Африки и других регионов. Основная порода кимберлита представляет собой темно-голубовато-зеленую, богатую серпентином брекчию (голубой грунт), которая при полном окислении и выветривании превращается в рыхлую коричневую или желтую массу («желтый грунт»).

Складчатость и метаморфизм

С течением времени изменения, отличные от выветривания, могут охватывать туфовые отложения. Иногда они участвуют в складчатости, скалываются и скалываются. Зеленый цвет обусловлен большим развитием хлорита. Среди кристаллических сланцев многих районов встречаются зеленые пласты или зеленые сланцы, которые состоят из кварца, роговой обманки, хлорита или биотита, окислов железа, полевого шпата и др. и представляют собой, вероятно, перекристаллизованные или метаморфизованные туфы. Они часто сопровождают массы эпидиоритов и роговых обманок – сланцев, которым соответствуют лавы и силлы. Некоторые хлоритовые сланцы также, вероятно, представляют собой измененные пласты вулканического туфа.

Туфовая формация

Большинство туфовых формаций включают фрагменты различных размеров и разновидностей. Они варьируются от мелкозернистой пыли и пепла (пепловые туфы) до обломков среднего размера, называемых лапилли (лапилли-туфы), до крупных вулканических блоков и бомб (бомбовые туфы). Туфы возникают, когда вспенивающаяся магма выходит на поверхность в виде смеси горячих газов и раскаленных частиц и выбрасывается из вулкана. Условия, при которых затвердевает выброшенный пепел, определяют конечную природу туфа. Они могут различаться как по текстуре, так и по химико-минералогическому составу из-за вариаций условий их образования и состава выбрасываемого материала. Если пирокластический материал достаточно горячий, чтобы расплавиться, сразу же образуется спаянный туф (называемый игнимбритом). Другие туфы медленно литифицируются за счет уплотнения и цементации и могут расслаиваться, когда накапливаются под водой.

Туф Использование

Это относительно мягкая порода, поэтому она использовалась для строительства с древних времен. Поскольку он распространен в Италии, римляне часто использовали его для строительства. Жители Рапануи использовали его для изготовления большинства статуй моаи на острове Пасхи.

Основная экономическая ценность – строительный материал. В древнем мире относительная мягкость туфа означала, что его обычно использовали для строительства там, где он был доступен. Это распространено в Италии, и римляне использовали его для многих зданий и мостов.

Пеперино много используемый в Риме и Неаполе в качестве строительного камня, представляет собой трахитовый туф. Поццолана также представляет собой разложившийся туф, но основного характера, первоначально полученный недалеко от Неаполя. и используется в качестве цемента, но это название теперь применяется к ряду веществ не всегда одинакового характера. В районе Эйфель в Германии трахитоз, пемзовый туф, называемый трассом, широко использовался в качестве гидравлического раствора.

Хранилище ядерных отходов Юкка-Маунтин, терминальное хранилище Министерства энергетики США для отработавших ядерных реакторов и других радиоактивных отходов, находится в туфе и игнимбрите в провинции Бассейн и Рейндж в Неваде. В долине Напа и долине Сонома, Калифорния, участки, сделанные из Они обычно выкапываются для хранения винных бочек.

Туф из Рано Рараку использовался народом рапа-нуи с острова Пасхи для изготовления подавляющего большинства их знаменитые статуи моаи.

Заключение

  • Толщина отложений туфов может достигать сотен миль, а общий объем извержения может достигать многих кубических миль. Эта толщина может образоваться в результате одного или нескольких извержений в течение длительного периода времени.
  • Небольшой вулканический конус низкого рельефа, окружающий неглубокий кратер, называется туфовым кольцом. Кратеры известны как маары и образуются в результате взрывов, вызванных контактом между холодными грунтовыми водами и горячей магмой. Кольцо формируется, когда материалы падают обратно на Землю.
  • Сварной туф представляет собой горную породу, образовавшуюся, когда выброс достаточно горячий, когда он приземляется, а его частицы мягкие и липкие. Выброшенные частицы спаиваются между собой. Отложения могут быть вблизи жерла и «несваренного» туфа на расстоянии, где более холодные и более мелкие частицы упали на землю.
  • Широкий спектр материалов часто называют туфом. Часто единственным требованием является то, чтобы материалы были получены в результате извержения вулкана.
  • Он может содержать частицы разного размера, от частиц размером с пыль до частиц размером с валун, и состоять из многих различных типов материалов.
  • Большое количество туфовых отложений может содержать фрагменты, не связанные с вулканической деятельностью. Участие происходит из-за вулканических взрывов, происходящих под землей.
  • Многочисленные залежи туфа образуются из магмы риолитового состава, но могут вносить свой вклад базальтовые, андезитовые и другие типы магмы.
  • Они обычно значительно изменяются по составу и текстуре после осаждения. Переделка может начинаться с тушения слоя горячей золы в собственных газах и сконденсировавшихся жидкостях, либо с добавлением в горячую золу посторонней воды.
  • Эти породы могут быть найдены на северо-западе США, большей части Вашингтона и Орегона в результате взрыва на горе Сент-Хеленс. Другие области включают Новую Зеландию, остров Пасхи, Грецию и Перу.
  • Он использовался в качестве строительного материала с древних времен, потому что с ним легко работать и он относительно мягкий.
  • В прошлом из туфа делалась большая резьба, и на острове Пасхи есть знаменитые статуи, сделанные из туфа.
  • Он распространен в Италии, и римляне использовали его для строительства зданий и мостов. Римляне также думали, что пчелы гнездятся в туфе.