Новости: Япония: страна восходящего флота — Эксперт — Новости экономики и политики. Новости сегодня. (7 октября 2021)

3 октября истребитель укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B совершил первые пробные посадки и взлеты с очередного авианесущего корабля. Это не стало бы новостью за пределами авиационных и военно-морских кругов, если бы не принадлежность носителя — впервые с окончания Второй мировой войны самолет взлетел с палубы корабля под японским флагом.

Статья по теме:

Япония: здравствуй, оружие!

Японский флот, как и другие вооруженные силы Токио, весьма самобытен и отличается от других из-за уникальных особенностей своего развития. Строго говоря, следовало бы говорить о Морских Силах самообороны, так как по своему законодательному статусу японские военные частично близки к полицейским, а частично и вовсе нелегальны.

Устранить последнее пытаются японские правые через планы изменения конституции, но мы не станем погружаться в «новояз», дабы не утруждать читателя. Так же поступим и в отношении классификации кораблей — вместо специфической японской послевоенной классификации будем использовать реальную.

Отметим только, что японские корабли первого и второго рангов имеют общий «базовый класс», который в западной традиции принято именовать destroyer, а в нашей, соответственно, «эсминец». Отсюда и рождается ирония по поводу того, что хитрые японцы выдумали какие-то «эсминцы-вертолетоносцы», но это следствие двойного упрощения и «испорченного телефона». В оригинале используются другие иероглифы, не те, которыми японцы называют зарубежные эсминцы, и в буквальном переводе речь, скорее, об «эскортных вертолетонесущих кораблях», «эскортных ракетных кораблях» и тому подобном.

Из побежденных — в союзники

Особенность развития и современного состояния японского флота обусловлена особым внешне- и внутриполитическим положением страны после поражения во Второй мировой войне. Старый Императорский флот был уничтожен, США взяли страну под жесткий контроль. Однако обострение борьбы с коммунизмом в Азии и Холодная война с СССР продиктовали смягчение отношения к побежденному. Несмотря на тщательно выстроенные и сохраняющиеся до сих пор «тесные союзные отношения», больше напоминающие отношения сюзерена и вассала, Токио было позволено с середины 1950-х годов начать восстанавливать вооруженные силы.

Первый эсминец национальной постройки, Harukaze, был спущен на воду ровно через десять лет после окончания войны, в сентябре 1955 года. Перед японским флотом ставилась задача противодействия Тихоокеанскому флоту СССР, освобождавшая американцам руки. В результате национальной специализацией японцев стала противолодочная борьба — беспокоящие США надводные силы появились в регионе не сразу, а лодки могли попортить крови действиями на тихоокеанских коммуникациях. Помимо прочего, такая оборонительная (по крайней мере, внешне) задача хорошо сочеталась с пацифистской внутриполитической идеологией, которую тогда выстраивал Токио. Результатом этих двух факторов (а также последовавшего экономического и промышленного подъема Японии) стало формирование флота крупного, технологически продвинутого, но имеющего «пробелы».

По тоннажу японские Морские силы самообороны являются ни много ни мало четвертым военным флотом мира, уступающим только флотам трех очевидных военных сверхдержав. В его боевом составе два десятка неатомных подводных лодок, причем практически все они — «молодые», крупные и, возможно, самые технологически продвинутые в мире (японцы, в частности, первыми поставили в строй лодки на литий-ионных батареях). Восемь крупных ракетных эсминцев с боевой информационно-управляющей системой «Иджис» (более крупных, чем американские аналоги «Арли Берк», на базе которых они были созданы) и большое количество кораблей второго ранга, вспомогательных и специальных судов.

Краса и гордость японцев — четыре крупных вертолетоносца типов Hyūga и Izumo. Два из них несут имена линкоров Второй мировой, еще один — имя крейсера начала века, а Kaga и вовсе назван в честь авианосца, героя Перл-Харбора, погибшего в Битве при Мидуэй.

Плюс ко всему Япония производит не только высокотехнологичные системы, но и вооружение. В частности, японские противокорабельные ракеты, возможно, одни из лучших в условно «западном» мире, но они при этом крайне мало известны из-за ограничений на экспорт, делающих бессмысленными их рекламу и продвижение.

Современный флот с несовременными проблемами

И все же — по политическим причинам — в естественном, казалось бы, процессе создания полноценного военно-морского флота Японии наблюдаются резкие «провалы».

Например, транспортно-десантные возможности не соответствуют флоту такого размера и уровня развития. Что, впрочем, неудивительно: у японцев отсутствует собственная морская пехота — ее заменой можно считать специализированную амфибийную высокомобильную бригаду (всего одну!), сформированную в составе сухопутных сил самообороны только в 2018 году.

В отличие от вертолетоносцев других стран, которые представляют собой развитие десантных кораблей, японские Hyūga и Izumo — это, в первую очередь, носители противолодочных вертолетов. Соответственно, отличиями в требованиях продиктованы куда более элегантные формы «японцев», их высокая скорость (почти вдвое больше, чем, например, у «Мистраля»). Расплатой же за это стали ограниченные объемы, отсутствие док-камеры и, как следствие, очень слабые десантные возможности.

Эсминцы обладают большим количеством пусковых установок, но несут только зенитные, противокорабельные и противолодочные ракеты — создание или покупку крылатых ракет для поражения наземных целей японское военно-политическое руководство только начало с трудом пробивать.

В результате японский флот обладает многочисленными и современными средствами борьбы с воздушными и морскими целями, но почти неспособен — по крайней мере, пока — «работать по земле». Разумеется, это обусловлено политическими соображениями — демонстративным самоограничением в способностях осуществлять захват территорий.

Вертолетоносец «Идзумо» Морских сил самообороны Японии Источник: Фото из открытых источников

Великая антикитайская стена

Но обстановка в мире меняется. Меняется и ситуация в регионе — теперь, в отличие от прошлого раза, Токио выпало оказаться не на второстепенном фронте Холодной войны США и СССР, а в самой горячей точке разгорающейся новой Холодной войны США и Китая. Причем, в тот момент, когда Пекин — похоже, неожиданно для оппонентов — стремительно строит современный флот, который уже является определенно сильнейшим в регионе и вероятно стал бы вторым в мире, если бы китайские моряки были так же активны в дальних походах, как американцы.

Темпы развития китайского флота таковы, что США уже не сдерживают амбиции союзников, как раньше, а напротив, рады их поощрять. Изменяется и внутриполитическая обстановка в самой Японии: новые поколения куда меньше хотят продолжать каяться за грехи дедов, и часть политического истеблишмента уже считает, что стране необходимо играть более активную, подобающую ее экономической величине, роль в мировой политике. Подогревает такие настроения и агрессивная антияпонская пропаганда, которая некоторыми соседями воспринимается как важнейшая часть внутренней повестки — в первую очередь в этом плане отличаются Китай и обе Кореи, но и у других стран региона еще с первой половины ХХ века накоплено к Японии много вопросов.

В общем, пояснять, что эта часть Земного шара накаляется, милитаризуется и разбивается на блоки, нет нужды. Лучшей иллюстрацией тому служат новостные заголовки — в индо-тихоокеанский регион активно устремились даже «старые» европейские державы, казалось бы, покинувшие его после краха колониальной системы.

Лондон, например, в своей постбрекзитной программе построения «Глобальной Британии» ставит на первое место задачу усиления присутствия в регионе. Английский авианосец «Королева Елизавета» в своем первом дальнем походе, который продолжается и сейчас, отправился именно к японским островам и демонстрировал флаг Королевского флота во множестве дружественных портов и на учениях с союзными флотами. А в Южной Корее он еще и рекламирует достижения британских судостроителей — в этой стране идет конкурс по выбору проекта и иностранного партнера по строительству перспективного авианосца для самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B.

Главной международной новостью прошлого месяца, и возможно одной из важнейших новостей года, стало объявление о формировании американо-австрало-британского блока AUKUS, одной из главнейших целей которого

было объявлено строительство австралийского атомного подводного флота. Вызванный этим разрыв Австралией крупнейшего контракта с Францией на строительство неатомных подлодок вызвал крупный дипломатический скандал, но на фоне построения «великой антикитайской стены» американцы, похоже, даже не подумали о ссорах в НАТО.

Лучшая самооборона — это…

Япония не просто реагирует на окружающие события, но активно включилась в региональную гонку вооружений. Флот продолжает строиться высокими темпами: планируются заказы новых кораблей, закупаются американские истребители F-35 (японский объем заказов на них — крупнейший после самих США). Развиваются возможности в области авиационной и морской мобильности — Япония первый и пока единственный зарубежный покупатель конвертопланов V-22 Osprey. Есть и собственные программы создания военно-транспортных самолетов и истребителя пятого поколения.

Однако ключевым моментом в этом процессе является для японцев «затыкание дыр» и обретение возможностей, которые ранее отсутствовали. Для флота, судя по всему, планируется строительство крупных универсальных десантных кораблей — крупных вертолетоносцев с док-камерой уже привычного европейского облика. Военно-воздушные силы уже начали закупать крылатые ракеты JSM — формально противокорабельные, но способные эффективно применяться по наземным целям.

Активизировались и разговоры о закупке крылатых ракет для флота. Частично это подается под соусом северокорейской угрозы — якобы подобные средства нужны исключительно для «предпускового перехвата», которыми в последние мгновения перед стартом будут поражены ракетные комплексы КНДР. В этом случае японские крылатые ракеты как бы превращаются из средства борьбы с наземными целями в некую систему ПРО.

Истребитель- бомбардировщик вертикальной посадки F-35B Источник: Фото из открытых источников

Открыто ведутся работы над гиперзвуковыми ракетными комплексами — как противокорабельными (что естественно и ожидаемо), так и предназначенными для поражения наземных целей.

Относительно последних имеется трогательное в своей наглости обоснование, что это «средства защиты удаленных островов с небольшим гарнизоном». Мол, некий враг высадит на них десант и будет прямо тут же, на плацдарме, на пляже поражен запущенными с «большой земли» баллистическими ракетами с гиперзвуковыми управляемыми планирующими боевыми блоками-глайдерами. Безусловно, только для этого — никаких неприличных вещей вроде поражения целей на территории противника!

На этом фоне полеты американских F-35B с палубы Izumo — важный символический шаг. Японцы после войны несколько раз серьезно поднимали вопрос о закупке или постройке авианосцев — еще с середины 1950-х годов, когда обсуждалась возможность приобретения американского авианосца. В тот период ВМС США переориентировали ряд кораблей времен войны на решение противолодочных задач, и он оказался бы вполне ко двору. После появления самолета вертикального взлета и посадки Harrier японцы десятилетиями возвращались к возможности его закупки для палубной эксплуатации, и если бы он больше годился для ПВО корабельного соединения, то вероятно покупка даже состоялась бы.

Но Токио все же подозревал, что против советских Ту-22 Harrier не будет столь же эффективен как против аргентинцев в Фолклендской войне.

И, наконец, свершилось. Более сбалансированный, многоцелевой истребитель пятого поколения F-35B оказался для японских военных долгожданной находкой. Сыграло свою роль и изменение политической ситуации, сделавшее для Японии допустимым приобретение палубных самолетов с ударными возможностями. Трудно сказать, с какого именно момента вынашивалась эта мысль, но в 2019 году Япония объявила о планах закупки 42 F-35B (в дополнение к чисто сухопутным F-35A) и модернизации двух кораблей типа Izumo под их базирование. А в обозримом будущем стоит ожидать и объявления о планах строительства специализированных трамплинных авианосцев — Izumo все же не имеют требуемых объемов для авиационного топлива и вооружения, применять с них долго более полудюжины истребителей будет неудобно, да и палубу хотелось бы побольше. Очевидно также, что с учетом эксплуатации F-35B будут строиться и универсальные десантные корабли.

Пока Izumo прошел только упрощенную предварительную модернизацию, заключавшуюся, в первую очередь, в установке посадочной сигнализации и усилении палубы, чтобы выдержать высочайшие температуры. F-35B, взлетавший и садившийся на Izumo, тоже не японский (они пока в производстве), а Корпуса Морской пехоты США, из 242-й ударной эскадрильи «Летучие мыши», второй из американских эскадрилий F-35B, развернутых на юге страны. Но то, что американский, даже лучше — демонстрируется лишний раз союзное единство и слаженность. Австралийцы, например, для двух своих универсальных десантных кораблей типа «Канберра» изначально заложили возможность базирования F-35B, хотя закупку самолетов (официально, по крайней мере) пока, не планируют. Зачем? А все для совместных операций с американцами. А теперь, может быть, и с японцами.

Возвращение авианосцев (пусть легких) в японский флот станет важным моментом — особенно с точки зрения разрушения «табу» на расширение его возможностей и превращение в сбалансированный. В свою очередь, вместе с наращиванием ударных возможностей авиации и созданием наземных ракетных комплексов значительной дальности, это изменит облик всех вооруженных сил Страны восходящего солнца. Хотя процесс займет годы, японцы похоже твердо встали на этот путь и не уступят ни австралийцам, ни корейцам свою позицию сильнейшего и важнейшего союзника США в регионе.

Другой вопрос — будет ли это место столь же выгодным и безопасным в XXI веке, каким было во второй половине XX.

Возвращение журавлей: получит ли японский флот полноценные авианосцы? | Статьи

Морские силы самообороны Японии в ближайшей перспективе могут получить первый с момента окончания Второй мировой войны авианосец: вертолетонесущий корабль «Идзумо» в 2019 году начнут переоборудовать под истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. О приобретении до ста самолетов этого типа недавно сообщили японские СМИ.

Вертолетонесущие эсминцы

Морские силы самообороны Японии (так называется структура, которую дальше для краткости мы будем именовать японским флотом) сегодня по своему потенциалу уже превосходят большинство флотов Европы. По числу находящихся в составе флота крупных боевых кораблей (водоизмещением более 5000 тонн) Япония сегодня уступает только США и КНР, располагая четырьмя вертолетоносцами (вертолетонесущими эсминцами по японской классификации), тремя большими десантными кораблями и 28 эсминцами различных типов, без учета меньших по размерам кораблей.

Вместе с тем ударный потенциал этой группировки до настоящего времени был не слишком велик: в основном японский флот готовился к выполнению вспомогательных задач в рамках операций ВМС США, имея ограниченные противокорабельные возможности и фактически не имея возможностей поражения береговых целей. Эта ситуация в обозримом будущем может измениться.

Начиная с 2011 года в Японии построены четыре корабля, официально классифицированных как «вертолетонесущие эсминцы»: два корабля типа «Хюга» полным водоизмещением 19 тыс. тонн и два — типа «Идзумо», полным водоизмещением 27 тыс. тонн. Фактически и те, и другие представляют собой быстроходные противолодочные корабли, использующиеся в качестве лидеров эскортных групп, предназначенных для усиления противолодочной обороны американских авианосных соединений при действии в западной части Тихого океана.

Японский вертолетонесущий эсминец «Идзумо»

Фото: commons.wikimedia.org/Japan Maritime Self-Defense Force/Kaijō Jieitai

Авианосные возможности этих кораблей не слишком велики, как и у других кораблей подобного водоизмещения. Так, состав авиагруппы мирного времени на вертолетоносцах типа «Хюга» включает четыре вертолета — три американских SH-60 и один более крупный MCH-101 — модернизированный под задачи ПЛО вариант европейского AW101. Максимальная численность авиагруппы оценивается в 18 вертолетов. Корабли типа «Идзумо» по штату мирного времени несут до девяти вертолетов, в том числе семь противолодочных и два поисково-спасательных, а максимальная численность авиагруппы составляет 28 вертолетов.

Собственно, «Идзумо» станет первым японским кораблем послевоенной постройки, который должен получить помимо вертолетов боевые самолеты. Предполагается, что он сможет нести до 12 истребителей F-35B, число вертолетов в этом случае сократится до четырех–шести машин — размещение и обслуживание истребителей потребует большего внутреннего объема, что сократит общую численность группы.

Корабль должен встать на переоборудование в 2019 году, предполагается, что уже в 2020-м он вернется в строй. Объем переделок, судя по сроку, не будет слишком большим — скорее всего, речь пойдет об усилении самолетоподъемника, теплозащите полетной палубы и собственно оборудовании для управления полетами и обслуживания F-35B.

Большие планы

Очевидно, что с таким достаточно ограниченным объемом предполагаемых работ «Идзумо» станет скорее первой ласточкой, и 100 самолетов F-35, включая несколько десятков F-35B, которые Япония приобретет в дополнение к 42-м уже заказанным F-35A обычного взлета и посадки, предназначены не только для этого корабля, особенно с учетом возможного дальнейшего увеличения объема закупок.

Это количество избыточно, даже если предполагать переоборудование в авианосцы всех четырех имеющихся вертолетоносных эсминцев: суммарная численность необходимых для них F-35B не превысит 40 единиц с учетом того, что корабли типа «Хюга» не смогут нести больше 4–6 самолетов этого типа.

Можно предположить, что F-35B также может использоваться на островных аэродромах, например, там, где не хватит места для размещения полос под машины обычного взлета и посадки, а воздушное прикрытие необходимо для противостояния Китаю — скажем, в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао). Однако ряд специалистов полагает, что с наибольшей вероятностью стоит ждать строительства новых авианесущих кораблей для японского флота.

Японский реактивный истребитель F-35

Фото: TASS/AP/Eugene Hoshiko

Какими они могут быть? Возможно, отчасти ответ на этот вопрос дают британские авианосцы типа «Куин Элизабет», способные нести до 24 истребителей F-35B и и 14 вертолетов одновременно. Следует иметь в виду, что для в 70 тыс. тонн водоизмещением эта численность авиагруппы явно недостаточна — что вызвано избыточной площадью командных кубриков. Предполагается, что «Куин Элизабет» сможет нести до батальона морской пехоты, соединяя таким образом роль авианосца и десантного корабля.

Японская судостроительная промышленность теоретически позволяет строительство кораблей любых размеров — при желании до 100 тыс. тонн и более, вопрос заключается только в осмысленности и финансировании подобного проекта. Оставаясь в рамках реальности, можно предположить, что, скорее всего, перспективный авианосец японского флота уложится в рамки водоизмещения 40–50 тыс. тонн, при этом по численности авиагруппы он не будет уступать британскому проекту в силу меньшей ориентированности на десантные задачи. Два–четыре таких корабля технически могут быть построены в течение 10–15 лет, позволив японскому военно-морскому руководству создать в составе флота уже не эскортные, а ударные группы.

Кому бояться

Российский читатель, изучая новости о японском флоте, обычно сразу примеривает их на спор вокруг южных островов Курильской гряды, однако в данном случае усиление направлено всё же в другую сторону. На случай гипотетического конфликта с Россией на Дальнем Востоке Япония располагает сетью аэродромов на острове Хоккайдо, находящемся в непосредственной близости от Курил и Сахалина. На юге Японии ситуация меняется: ближайшая крупная авиабаза на острове Окинава отделена от спорного архипелага Сенкаку пространством в 400 с лишним километров, чуть меньшая дистанция отделяет острова от берегов Китая. Но у Китая уже есть авианосец, проходит испытания второй корабль, и строится третий. 

В этих условиях ответ Японии становится очевиден. Полноценный тяжелый авианосец под машины с катапультным стартом и посадкой на аэрофинишер потребовал бы слишком большого объема работ и финансирования. Корабль меньших размеров, под машины укороченного взлета и вертикальной посадки, при поддержке самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, действующих с Окинавы и главных японских островов, может быть построен куда быстрее, а главное — размножен в большем количестве.

Вертолетоносец «Хюга» Морских сил самообороны Японии

Фото: Global Look Press/imago stock&peopleФото: commons.wikimedia.org/Japan Maritime Self-Defense Force/Kaijō Jieitai

***

Япония активно называет свои корабли именами, прославившимися в прежние исторические периоды. Так, их эсминцы системы «Иджис» несут названия тяжелых крейсеров японского императорского флота. Вертолетоносцы типа «Хюга» — собственно «Хюга» и его систершип «Исе» — названы в честь пары линейных кораблей, в 1943–44 году переоборудованных в линкоры-авианосцы. Имя «Идзумо» носил раньше броненосный крейсер времен русско-японской войны, а второй корабль этого типа, «Кага», назван в честь одного из линейных кораблей «программы 8+8», перестроенного впоследствии в авианосец и погибшего в бою у атолла Мидуэй.

Как будут называться их перспективные авианосцы — неизвестно, но вполне вероятным вариантом становятся «Сёкаку» и «Дзуйкаку» — «Парящий журавль» и «Счастливый журавль» — также в честь пары авианосцев, считающихся наиболее удачными кораблями этого типа в ВМС Японии времен Второй мировой.

Впрочем, ждать осталось недолго. Возможно, какую-то ясность в вопрос планов развития японского флота внесет новая госпрограмма вооружений страны, которая должна быть обнародована в ближайшие месяцы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Японский флот намного мощнее, чем вы думаете

Ключевой момент:  Может у Японии и есть проблема старения населения, но ее флот очень развит. На самом деле, Токио все еще, возможно, может составить конкуренцию военно-морскому флоту Пекина за свои деньги… может быть.

Лучший флот Азии насчитывает 114 боевых кораблей и 45 800 добровольцев. Он имеет большой флот быстрых, мощных эсминцев, современных дизель-электрических ударных подводных лодок и десантных кораблей, которые могут перевозить танки и другие наземные силы. Он может охотиться на подводные лодки, сражаться с флотом вторжения и сбивать вражеские баллистические ракеты. Несмотря на всю эту огневую мощь, на самом деле это вовсе не военно-морской флот, а вооруженная когорта государственных служащих.

(впервые появился в 2016 г.)

Технически Морские силы самообороны Японии представляют собой «силы самообороны», предназначенные для преодоления конституционных ограничений страны на вооруженные силы. Это, корабль за кораблем, лучший флот в Азии.

Основным компонентом MSDF является флот из сорока шести эсминцев и фрегатов — больше, чем у Великобритании и Франции вместе взятых. Организованный в эскортные флотилии японский военно-морской флот предназначен для защиты страны от вторжения, помощи в возвращении японской территории и сохранении морских путей открытыми.

Самыми мощными надводными кораблями Японии являются ракетные эсминцы класса «Конго». Четыре корабля — Kongo , Kirishima , Myoko и Chokai — названы в честь линкоров и крейсеров Императорского японского флота. Когда-то этой практики обычно избегали, но она становится все более популярной по мере того, как угасают воспоминания о Второй мировой войне. .

Эсминцы Kongo основаны на оригинальных эсминцах класса Arleigh Burke Flight I ВМС США по общей форме и вооружению. Как и у класса «Берк», сердцем корабля является боевая система «Иджис», способная отслеживать и устранять угрозы ПВО. Он также обеспечивает национальную систему противоракетной обороны для всей Японии — всего два «Конго» могут защитить большую часть страны.

Вооружение эсминцев в основном оборонительное, с девяноста ракетными шахтами вертикального пуска Mark 41, разделенными между носовой и кормовой палубами. Kongos несут зенитные ракеты SM-2MR и перехватчики баллистических ракет SM-3 Block IB, последние вскоре будут заменены более новой версией Block IIA. Эсминцы также несут одно пятидюймовое главное орудие, восемь противокорабельных ракет Harpoon, шесть противолодочных торпедных аппаратов и две двадцатимиллиметровые системы вооружения ближнего боя Phalanx.

Еще один грозный японский корабль — JS Изумо . При полной загрузке двадцать семь тысяч тонн и длине более восьмисот футов Izumo имеет полноразмерную полетную палубу, остров для управления полетами, авиационные лифты и ангар, который охватывает всю длину корабля.

Хотя это звучит как обычный авианосец, Япония настаивает на том, что корабль на самом деле является «вертолетным истребителем». Izumo не может нести истребители с неподвижным крылом, но может нести до четырнадцати вертолетов. Эти вертолеты и их задачи могут быть разными: от борьбы с подводными лодками до траления мин и аэромобильного штурма вертолетов. Это делает Izumo гибкая платформа, способная решать самые разные задачи. Второй корабль класса, Kaga , в настоящее время находится в стадии строительства.

Подводные силы Японии являются еще одним важным компонентом MSDF. Япония наращивает численность до двадцати двух подводных лодок, чтобы противостоять растущему военно-морскому флоту Китая. Флот будет состоять из двух классов подводных лодок: старого класса Oyashio и нового, более смертоносного класса Soryu.

Подводные лодки Soryu водоизмещением 4100 тонн являются крупнейшими японскими подводными лодками со времен Второй мировой войны класса I-400. Подводные лодки оснащены независимыми воздушными двигательными установками Стирлинга, способными бесшумно водить подводную лодку под водой в течение двух недель и развивать скорость до тринадцати узлов в надводном положении и до двадцати узлов в подводном.

«Сорюс» оснащен шестью 533-миллиметровыми носовыми торпедными аппаратами, двадцатью тяжелыми самонаводящимися торпедами Тип 89 и ракетами Sub-Harpoon американского производства. Они также могут закладывать мины, чтобы заблокировать многие проливы, которые силы вторжения попытаются форсировать.

Наконец, у Японии есть три танкодесантных корабля типа «Осуми». Корабли напоминают небольшие авианосцы со 130-метровой полетной палубой, протянувшейся по всей длине корабля. Однако на этом сходство заканчивается, поскольку на кораблях Осуми отсутствуют авиационные лифты и ангар. Корабли были предназначены для быстрого перемещения танков Сухопутных сил самообороны между основными островами Японии, усиливая любой из них против вторжения.

Осуми может перевозить до 1400 тонн груза, четырнадцать танков Тип 10 или Тип 90 и до тысячи наземных войск. Они оснащены хорошо оборудованными палубами и судами на воздушной подушке LCAC американской разработки, что позволяет им спускать на воду тяжелое оборудование и отправлять его на берег. Эта возможность особенно полезна в свете новой динамической стратегии обороны Японии, которая требует десантных сил, способных вернуть острова, захваченные гипотетическим противником.

Последняя причина, по которой флот Японии является лучшим в Азии? 11 марта 2011 г. магнитудой 9Землетрясение магнитудой 0,0 произошло у побережья северной Японии. Вице-адмирал Хироми Такашима, комендант военно-морского округа Йокосука, немедленно принял на себя временное командование всеми силами MSDF и приказал всем имеющимся кораблям двигаться на север, в зону землетрясения. Первый корабль ушел всего через сорок пять минут после землетрясения. Еще семнадцать кораблей, нагруженных гуманитарной помощью, отплыли в течение восемнадцати часов, некоторые с лишь частично отозванными экипажами. Эта способность быстро выводить флот практически без предупреждения была, возможно, настоящим испытанием профессионализма и эффективности MSDF.

Кайл Мизоками — писатель из Сан-Франциско, специализирующийся на вопросах обороны и национальной безопасности. Он появлялся в журналах Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по вопросам обороны и безопасности Japan Security Watch. Вы можете следить за ним в Твиттере: @KyleMizokami . Впервые это появилось в 2016 году.

Изображение: Reuters.

Решение проблемы военного несоответствия Японии

Аргумент

Точка зрения эксперта на текущее событие.

Учитывая, что основные угрозы Японии связаны с морем, почему она так много инвестировала в наземные силы?

Автор: Сэмюэл П. Портер , историк современной Японии и современной японской военной истории.

Премьер-министр Японии Фумио Кисида приветствует военнослужащие Морских сил самообороны Японии (MSDF) во время международного смотра флота, посвященного 70-летию основания MSDF, в заливе Сагами у Йокосука, Япония. 900:02 Премьер-министр Японии Фумио Кисида приветствует военнослужащие Морских сил самообороны Японии (MSDF) во время международного обзора флота, посвященного 70-летию основания MSDF, в заливе Сагами у Йокосука, Япония, 6 ноября 2022 года. Иссей Като — бассейн / Getty Images

Если Япония вступит в войну в ближайшем или отдаленном будущем, она, скорее всего, будет против Китая. Японское правительство считает китайское вторжение на Тайвань все более вероятным, и, судя по заявлениям высокопоставленных министров правительства Японии в последние годы, вполне вероятно, что Силы самообороны Японии (JSDF) присоединятся к Соединенным Штатам в защите Тайваня. Такой сценарий будет означать только второй раз после Корейской войны, когда японские силы развернуты в зоне активных боевых действий, чтобы защитить соседнюю страну от вторжения.

Если Япония начнет войну в ближайшем или отдаленном будущем, она, скорее всего, будет против Китая. Японское правительство считает китайское вторжение на Тайвань все более вероятным, и, судя по заявлениям высокопоставленных министров правительства Японии в последние годы, вполне вероятно, что Силы самообороны Японии (JSDF) присоединятся к Соединенным Штатам в защите Тайваня. Такой сценарий будет означать только второй раз после Корейской войны, когда японские силы развернуты в зоне активных боевых действий, чтобы защитить соседнюю страну от вторжения.

Учитывая, что китайское военно-морское господство в водах Тайваня практически исключает возможность переброски войск на помощь Тайваню, боевые действия, скорее всего, будут вестись в воздухе и на море, а не на суше. Несмотря на эту реальность, военно-морской флот Японии — ключевой субъект, который возглавит любое потенциальное вмешательство, — испытывает тревожную нехватку кадров из-за хронической нехватки кадров. Японская армия также испытывает значительную нехватку личного состава. Но больше всего беспокоит то, что численность военного персонала Японии несоразмерна ее нынешним потребностям в области безопасности в то время, когда материковая часть Японии не сталкивается с реальной угрозой вторжения.

Токио не предоставил никаких объяснений этому озадачивающему несоответствию, и его недавно объявленное увеличение расходов на оборону не включает никаких мер по решению проблем с набором персонала в краткосрочной перспективе. Учитывая нынешние демографические проблемы Японии и трудности с набором персонала, японское правительство должно решить проблему нехватки личного состава военно-морского флота путем переназначения военнослужащих из армии. Если Япония не сможет быстро решить эти проблемы, она рискует подорвать свой оборонный потенциал на море, когда она больше всего в этом нуждается.


Японская армия, официально известная как Сухопутные силы самообороны (GSDF), в настоящее время насчитывает 139 620 солдат, что составляет почти 65 процентов от общего числа военнослужащих в 230 754 человек. Военно-морской флот, известный как Морские силы самообороны (MSDF), насчитывает всего 43 435 моряков, что почти на 2 000 человек меньше, чем его штатная численность в 45 307 человек. Он составляет всего 19 процентов от общей численности сил, несмотря на то, что он, возможно, является самым важным подразделением для защиты Японии в ее нынешних условиях безопасности.

Корни этой ситуации двойственны: они происходят из-за неудач с набором и анахроничной структуры сил, которая не соответствует оборонным приоритетам Японии.

Нехватка кадров характерна не только для флота. Энтузиазм по поводу службы в армии никогда не был особенно высок в послевоенной Японии. Но нынешние трудности с вербовкой выходят за рамки борьбы военных за то, чтобы отмежеваться от довоенного японского милитаризма. Будучи полностью добровольческой силой, военные не предлагают конкурентоспособную заработную плату в японской экономике, испытывающей нехватку рабочих. Что еще хуже, население Японии быстро сокращается, в то время как число японцев в возрасте от 18 до 26 лет, идеальный возрастной диапазон для новобранцев, уменьшилось до 10,5 миллионов с пикового значения 14 миллионов в 1919 году.94. Демографический спад в Японии и ряд других экономических и социальных факторов почти гарантируют, что маловероятно, что японские вооруженные силы когда-либо будут соответствовать законной численности в 247 154 военнослужащих, установленной недавно парламентом Японии в 2020 году. Нехватка персонала заключается в том, что размеры каждого филиала — пережитки поздней холодной войны. В тот период страхи перед советским вторжением оправдывали размещение наземных войск скромных размеров. После распада СССР в 19В 1991 году японское правительство осуществило крупнейшее на сегодняшний день сокращение личного состава армии. Как цитирует Гаррен Маллой в Defenders of Japan , количество было сокращено почти на 15 процентов, наряду со значительным сокращением запасов армейских танков и артиллерийских орудий.

Эти сокращения мало изменили тот факт, что основной структурой GSDF являются обычные сухопутные войска. Японская армия в основном состоит из девяти боевых дивизий, численность которых варьируется от 6000 до 9000 солдат. Девять единиц якобы предназначены для отражения крупномасштабного вторжения на родные острова Японии. В последние годы японское правительство сформировало новые, небольшие подразделения размером с бригаду численностью от 2000 до 4000 солдат, которые могут быстро развернуться для защиты многочисленных небольших островов Японии от потенциального нападения Китая. В нынешних условиях безопасности в Японии у боевых дивизий ее армии нет очевидной цели.

Японское правительство не наметило сценарий, при котором оно даже рассматривало бы возможность крупномасштабного развертывания сухопутных войск за границей, и даже если бы это было сделано, GSDF не хватает материально-технических возможностей для морских и воздушных перевозок, необходимых для развертывания и поддержки более чем небольшого часть своих боевых дивизий за границей. В любом случае развертывание японских сухопутных войск для защиты Южной Кореи, например, от северокорейского вторжения почти невозможно из-за сохраняющегося недоверия. Пока между Японией и Южной Кореей сохраняется историческая вражда, японские солдаты, скорее всего, останутся нежелательными, что еще больше усугубит бесполезность чрезмерных инвестиций Японии в боевые подразделения.

С 2012 года неуклонный рост военно-морской мощи Китая решительно сместил оборонную политику Японии в сторону морских владений. Во время холодной войны Япония сосредоточилась в первую очередь на защите Хоккайдо от советского десантного вторжения. Но теперь, учитывая растущую вероятность китайского вторжения на Тайвань, стратегический взгляд Японии сместился на юг, к Восточно-Китайскому морю и южным островам Японии, которые контролируют доступ к западной и центральной части Тихого океана.

Чтобы защитить этот район, японские военно-морские силы за последнее десятилетие добавили в свой флот новые корабли и намереваются, чтобы будущим кораблям требовалось меньше матросов. Но эти рискованные изменения и быстрые темпы строительства флота не могут решить более фундаментальную проблему острой нехватки личного состава флота для эксплуатации существующих кораблей и проведения регулярных ремонтных работ.

Желание Токио создать еще больший флот без увеличения числа моряков — не только нежизнеспособный, но и опасный план. Нехватка моряков на флоте подорвет его боевые возможности. Корабли с недостаточным экипажем подвержены авариям и могут легко выйти из строя в бою, потому что члены экипажа утомлены выполнением дополнительных обязанностей. Военно-морской флот планирует приобрести все больше беспилотных кораблей, но они не панацея от нехватки личного состава. Даже беспилотные суда требуют подготовки специализированных экипажей на суше для их обслуживания и поддержки их операций.


В ноябре прошлого года премьер-министр Фумио Кисида привлек внимание всего мира, объявив о своих планах значительно увеличить оборонный бюджет Японии. Предлагаемый план предусматривает увеличение расходов с 1% до 2% ВВП Японии к 2027 году, но, как отмечают бывшие офицеры, он, по-видимому, ничего не делает для удовлетворения неотложных кадровых потребностей японского флота. Вместо этого Токио планирует расширить свое командование кибервойной и разработать новые наступательные ракетные возможности в армии, что потребует набора новых сотрудников или переподготовки существующего персонала.

Без каких-либо перспектив привлечения новых рекрутов японские военные должны использовать уже имеющиеся кадры, чтобы компенсировать нехватку кадров в военно-морском флоте и выполнять свои обязанности по обороне. К счастью, японское правительство, похоже, понимает эту реальность. В декабре JSDF создала прецедент для перевода персонала из разных родов войск, когда объявила, что намерена к 2025 году перевести 2000 человек из армии в военно-морской флот и ВВС Японии для создания нового подразделения радиоэлектронной борьбы и разведки. Это важный шаг для модернизации возможностей MSDF, но он не решает острой потребности японского флота в дополнительных моряках для пополнения недоукомплектованных кораблей и формирования экипажей вновь построенных судов.

Требуются более масштабные действия, если Япония серьезно относится к достижению своих оборонных целей. С этой целью Токио следует разработать план перевода дополнительных армейских служащих в состав флота. При необходимости можно было бы также рассмотреть вопрос о сокращении одной или нескольких армейских дивизий до размера бригады, что обеспечило бы примерно 3000-9000 дополнительных военнослужащих для военно-морского флота. Сэкономленные деньги и добавленный персонал в результате этого шага обеспечат флот ресурсами, которые в противном случае были бы недоступны только за счет найма. Переводы личного состава должны осуществляться поэтапно в течение длительного периода, чтобы уменьшить влияние на оперативные возможности затронутых армейских подразделений. Поскольку этот процесс будет растянут на длительный период времени, необходимо начать как можно раньше.

Несмотря на крайне низкую популярность Кишиды, переназначение японских военнослужащих не требует общественного одобрения и вряд ли вызовет сопротивление. Однако более сложной задачей будет предсказуемо ожесточенное сопротивление этим сокращениям со стороны армейского руководства. Но если японское правительство серьезно относится к противодействию растущей военно-морской мощи Китая, оно должно быть готово противостоять любому бюрократическому сопротивлению, с которым оно наверняка столкнется. Неспособность решить растущие кадровые проблемы MSDF означает, что возможности морской обороны Японии по-прежнему будут серьезно не соответствовать задачам, с которыми она сталкивается.

Сэмюэл П. Портер — историк современной Японии и современной японской военной истории. Он имеет докторскую степень. и степень магистра истории в Университете Висконсин-Мэдисон и получил степень бакалавра. по востоковедению и японскому языку в Университете Джорджа Вашингтона. Недавно он работал адъюнкт-профессором в Университете Джорджа Вашингтона и в настоящее время проводит исследование для книги о вмешательстве японской императорской армии в гражданскую войну в Китае после Второй мировой войны.

Метки: Япония, Военный

Еще из Foreign Policy

Газеты в Тегеране публикуют на первых полосах новости о заключенной при посредничестве Китая сделке между Ираном и Саудовской Аравией о восстановлении отношений, подписанной в Пекине накануне, 11 марта 2023 года.

Саудовско-иранская разрядка — тревожный сигнал для Америки

Мирный план — это большое дело, и не случайно Китай выступил его посредником.

Остин и Галлант стоят на трибунах бок о бок рядом с национальными флагами друг друга.