Впервые в бою участвовал самолет с вертикальным взлетом
Первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки штурмовик Як-38 стал и первым в мире самолетом такого типа испытанным в боевых условиях, произошло это 19 апреля 1980 года в ходе операции советских войск в Афганистане. Четыре таких самолета в испытательных целях были направлены в зону боевых действий, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Самолеты имели оригинальный коричнево-зеленый камуфляж. Одна боевая машина была потеряна по небоевой причине.
В целом проект Як-38 оказался неудачным, интерес военных моряков к штурмовику был недолгим. Самолет обладал слабой тяговооруженностью, в южных широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлетом и помимо всего прочего имел крайне небольшой радиус действия.
Став одним из трех принятых на вооружение самолетов вертикального взлета и посадки, вместе с британским «Харриером» и проходящей испытания модификации американского F-35B, Як-38 имел ряд как общих, так и специфических достоинств и недостатков.
Принятая схема использования для вертикального взлета дополнительных турбореактивных «стартовых» двигателей — в отличие от «Харриера», использующего отклоняемые сопла основного двигателя, и F-35B, использующего подъемный вентилятор, раскручиваемый турбиной основного двигателя — приводила к увеличению массы конструкции и риску потери стабильности парения.
Главным недостатком серийных Як-38 по сравнению с «Харриером», наиболее близким по характеристикам самолету, следует признать отсутствие бортовой радиолокационной станции и недостаточную гамму используемых боеприпасов. Отсутствие радара фактически не позволяло Як-38 вести воздушный бой иначе, как на очень близкой дистанции в условиях визуального обнаружения цели, превращая его в практически чистый штурмовик. Планировавшаяся модификация-перехватчик — Як-38П — так и не была создана.
Кроме того, на момент создания и принятия на вооружение самолета, в СССР отсутствовали компактные дальнобойные противокорабельные ракеты авиационного базирования.
В результате ракетное вооружение самолета ограничивалось лишь ракетами Х-23 и Х-25, имевшими небольшой радиус действия. Это вынуждало штурмовик при атаке на объекты с дальнобойной ПВО подходить к ним почти вплотную, что существенно повышало риск для пилота.
Впрочем именно на Як-38 впервые было отработано множество вопросов, касающихся конструкции, техники пилотирования, эксплуатации, базирования на кораблях и боевого применения. В этом смысле достаточно вспомнить, что западные эксперты считали невозможным согласование работы трех двигателей двух типов без применения бортовой цифровой вычислительной машины, в то время как на Як-38 система управления двигателями была чисто механической — типичное порождение русской смекалки.
Еще один пример: система струйного управления позволила начать практическое изучение принципов сверхманевренности задолго до появления двигателей с отклоняемым вектором тяги. Благодаря осмыслению этого опыта советская морская авиация начала следующий этап развития в верном направлении: были спроектированы более совершенные авианесущие корабли с вооружением из истребителей МиГ-29К, Су-27К, сверхзвуковых «вертикалок» Як-141 и самолетов радиообнаружения и наведения Як-44.
Нельзя забывать и о военно-политическом эффекте: полеты Як-38 в отдаленных районах мирового океана демонстрировали технологические и военные приоритеты страны, служили делу защиты наших интересов. Этим по праву можно было гордиться.
Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе катапультирования, было не так уж много. К концу 1980-х годов выпуск Як-38 был прекращен, они были перебазированы на наземные аэродромы, а затем выведены из состава вооруженных сил. В 1991 году из-за морального и технического старения эти самолеты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения.
Самолет Як-38: фото, боевое применение
Идея создания СВВП занимала умы авиационных конструкторов давно. Существует много различных схем летательных аппаратов, способных взлетать с ограниченных площадок, но в мировой практике осуществлено всего несколько проектов. Частично эта идея была реализована в виде вертолета. Создание таких самолетов для СССР было особенно актуальным.
Тяжелейшая война показала, как иногда боевая авиация становилась беспомощной из-за разрушенного аэродрома или поврежденной взлетно-посадочной полосы. Требовались самолеты, которые бы не нуждались в бетонных взлетно-посадочных полосах, а умели взлетать и садиться буквально с «пятачка».
Содержание
- Первые разногласия
- «Черный ящик»
- Як-38 – история рождения и основные этапы
- Взлет с коротким разбегом
- Вооружение
- Другие модификации самолета
- Общий взгляд на прошедшее
Первые разногласия
Несмотря на успехи в создании Як-36, правительством было отклонено предложение А.С. Яковлева о продолжении работ над развитием этого проекта. Для вертикального взлета требовалось, чтобы тяга двигателей превышала вес самолета, включая топливо и вооружение. Як-36 не имел достаточной мощности для этого. Требовалась абсолютно другая модель самолета.
Самолет Як-36
Работая над техническими характеристиками нового самолета, у А.
С.Яковлева с коллегами по цеху возникли серьезные разногласия. А.С.Яковлев следовал традиционной схеме самолета с двигателями одного типа. Однако такого двигателя не было даже в проекте, а для его разработки потребовалось бы не менее десяти лет. Учитывая это обстоятельство, часть сотрудников, возглавляемая С. Г. Мордовиным (зам главного конструктора) параллельно начала работы над проектом СВВП с комбинированной силовой установкой – два подъемных и один подъемно-маршевый двигатель. Группой С. Г. Мордовина были проработаны общая концепция самолета и выполнены расчеты технических характеристик.
Для разрешения спора между двумя идеологиями был собран научно-технический совет Минавиапрома. Учитывая реальное положение и возможности авиапрома, было принято решение в пользу комбинированной силовой установки. КБ было поручено подготовить соответствующий проект, определив в нем поэтапно сроки изготовления и исполнителей.
В январе 1969 г. тактико-технические требования к будущему самолету были утверждены руководством ВВС.
«Черный ящик»
Для обеспечения безопасности пилотов в нештатных ситуациях на Як-36 впервые в истории авиации человеческую жизнь доверили автоматике, «черному ящику», как прозвали устройство принудительного катапультирования в своем кругу летчики. Схема расположения двигателей была такова, что отказ любого двигателя создавал очень опасную ситуацию. Расчеты и испытания на стенде подтверждали, что самолет становится неуправляемым в течение мгновенных 1–2 с. Летчик не способен за столь короткое время сориентироваться в ситуации и катапультироваться. Функцию спасения пилота следовало переложить на автомат, действующий хладнокровно и мгновенно в соответствии с показателями приборов. Так была разработана специальная система аварийного катапультирования (САК).
САК должна контролировать положение СВВП в моменты перехода от взлета в режим полета и, при резкой потере самолетом устойчивости, автоматически катапультировать летчика. На Як-38 использовалась такая же комбинированная схема силовых установок.
А следовательно присутствовала угроза жизни пилотам при отказе двигателя. Поэтому на Як-38 перенесли от Як-36 устройство принудительного катапультирования, сохранив ее принципиальную схему работы.
Поначалу летчикам это новшество не понравилось. Отношение к ней изменилось в лучшую сторону после ряда аварий, когда САК сработала оперативно, и летчики были вовремя катапультированы. Однако САК прошла еще много испытаний и доработок до своего окончательного варианта. Лишь к началу серийного производства Як-38 система получила сертификат.
Як-38 – история рождения и основные этапы
Наконец, руководством ВВС были утверждены в общем основные тактико-технические требования к новому самолету и сформулированы задачи и назначение. Перед конструкторским бюро поставили задачу создать принципиально новый самолет — легкий штурмовик Як-36М (индекс Як-38 был присвоен позже) вертикального взлета и посадки. Требовалось построить боевую машину, оснащенную современным оружием, способную принимать участие в любых боевых операциях, в воздухе, на море, на земле.
Вооружение самолета должно быть довольно мощным, чтобы уничтожать вражеские объекты любого базирования – наземного, морского или воздушного.
Самолет должен с воздуха обеспечивать поддержку сухопутным войсковым частям в боевых операциях, в т.ч. на вражеской территории. Самолету поручалось вести разведку в пределах обозримости на суше и с кораблей.
Первые успехи в создании самолета ВВП были незначительными. На начальных этапах заводских испытаний опытного самолета летчику-испытателю В. Г. Мухину удалось поднять машину и повисеть над землей всего в полуметре, но уже через пару месяцев он выполнил круг над аэродромом, взлетев пока как обычный самолет. Постепенно внося изменения в расчеты и дорабатывая изделие, разработчики продвигались к требуемым ТТХ. Спустя полгода проб и ошибок в открытом море самолет удалось безупречно посадить на авиакрейсер «Москва». Эта знаменательная дата была занесена в корабельный журнал как «День рождения палубной авиации».
После успешного завершения государственных испытаний комиссия разрешила допустить Як-36М в работу при испытаниях построенного авианосца «Киев».
За год были собраны три самолета. Такой темп сборки обеспечивался заранее подготовленной технической базы самолета. До передачи изделия в производство все агрегаты предварительно исследовались и дорабатывались на специально оборудованных стендах.
В процессе производства возможности самолета постоянно возрастали. Кроме испытаний, предусмотренных по технологии изготовления, выпускаемые самолеты обязательно направлялись дополнительно на специальные исследования конструкции в планах ее дальнейшего развитии. Или передавались в центр обучения и тренировок пилотов, которые в процессе освоения новой машиной внесли в конструкцию самолета немало дельных корректив. В результате новые самолеты со своим предшественником имели только общее название — это были совершенно другие машины.
Не обходилось без аварий, иногда курьезных, но жертв пока не было. В одной из аварий получил повреждения летчик, но машина не пострадала, в другой аварии летчик успел катапультироваться, но самолет был разрушен.
В августе 1977 года штурмовик Як-38 (с новым обозначением) приняли на вооружение в ВМФ. Хронология основных этапов истории создания Як-38:
- постановление Совета Министров о создании СВВП – декабрь 1967 г.;
- утверждение руководством ТТТ- январь 1969 г.;
- начало работ над проектом – сентябрь 1968 г.;
- постройка опытного экземпляра – апрель 1970 г.;
- испытания на стендах – 1970 г.;
- первый вертикальный отрыв– сентябрь 1970 г.;
- пробный полет — декабрь 1970 г.;
- начало освоения вертикального взлета – февраль 1971 г.;
- вертикальная посадка на авианосец «Москва» — август 1971 г.;
- государственные испытания – апрель 1972 г. по сентябрь 1974 г.;
- испытания авианосца Киев – 1974 г.;
- начало серийного производства — 1974 г.;
- начало служения в ВВС — август 1977 г.
Взлет с коротким разбегом
В 1978 г. на вооружение Тихоокеанского флота поступил авианосец «Минск».
Крейсеру предстоял долгий переход из Севастополя в порт базирования Владивосток. Большей частью путь корабля пролегал по Индийскому океану в тропическом климате. На корабле базировалось несколько палубных Як-38 (фото ниже), подъемные двигатели которых в жару перестали запускаться.
Срочно потребовались новые испытания и доработка. Решение этой проблемы означало расширение области использования Як-38 от севера до тропиков. Первым решением стало увеличение мощности силовых установок, ресурсы которых небезграничны. Выход был найден в ином способе взлета — вертикальный взлет с коротким разбегом (ВКР).
Почти два года отрабатывался этот вариант, вначале на аэродроме, и только затем на корабле. В сентябре 1980 г. при испытаниях самолета Як-38 по этой методике на авианосце «Минск» в Индийском океане погиб летчик от Бога О. Г. Кононенко. Но внедрение ВКР позволило увеличить мощность самолета по сравнению с ВВП и, значит, расширить границы боевого применения Як-38.
Одновременно проходили исследования Як-38 на различных транспортных средствах — на автотранспорте и гражданских судах.
Были оборудованы специальные платформы, приближенные к автомобильным прицепам. Также были проведены испытания самолета на теплоходе «Агостиньо Нето». Исследования эти имели отрицательный результат.
Як-38 на борту ТАВКР Минск
Вооружение
Тренировочные полеты Як-38 на крейсере «Киев» вскрыли новые проблемы. Выяснилось, что при утверждении технических характеристик будущего самолеты не были учтены особенности применения самолетов при базировании их на авианесущих крейсерах. Авиабомбы, первоначально заложенные в проект вооружения, не соответствовали требованиям безопасности применения их на кораблях. Для создания из самолета боевой машины требовалось переоснащение самолета вооружением. Необходимо было провести дополнительные испытания.
Конструкторы при тесном сотрудничестве с военными исследовали не один вариант комплекса вооружения, пока не пришли к окончательному. В итоге, оружейный арсенал Як-38 составили:
- управляемые ракеты различных типов;
- неуправляемые ракеты двух типов;
- неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
- авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.

Вооружение самолета было размещено на четырех подкрыльевых пилонах. В состав вооружения также входило прицельное оборудование.
Блоки НАР УБ-16-57УМП и УБ-32А
Другие модификации самолета
Кроме основной модификации штурмовика Як-38, был разработан учебный вариант Як-36У (и Як-36МУ), который отличался от исходного наличием двух кабин, вторая предназначалась инструктору. Особенностью самолета была уже обкатанная система принудительного катапультирования (САК) сразу обоих членов экипажа (инструктора и курсанта) по разведенным в стороны траекториям.
В ходе испытаний и освоения машин летно-технические качества самолета были доведены почти до совершенства.
Но грузоподъемность и дальность полета оставались на низком уровне. Единственным способом улучшить эти характеристики было усиление силы тяги двигателей. Решение проблемы было найдено в использовании внешних элементов конструкции.
Так появилась еще одна модель самолета вертикального взлета Як-38М с дополнительными топливными баками, подвешенными под крылом.
Более двух лет были потрачены на испытания самолета. Однако ожидаемых улучшений эксперимент не принес: возросшие расходы горючего «обнуляли» все достоинства усовершенствованной силовой установки. Несмотря на это, Як-38М поступили на службу в военно-морской флот на авианосцы .
Як-38М
Общий взгляд на прошедшее
Распад Советского Союза и разразившийся затем кризис в экономике повлекли резкое сокращение финансирования в ВВС. Были свернуты многие перспективные проекты, произошли сокращения в армии. В результате Як-38 были досрочно сняты с вооружения и отправлены на консервацию. По аналогичным причинам были выведены из состава военно-морского флота корабли «Киев», «Минск» и «Новороссийск».
Чтобы оправдать сложившееся положение, многие аналитики пытаются возложить вину за случившееся на плохие ТТХ Як-38, и его слабое вооружение, сложность в пилотировании и трудности подготовки летного состава, а также особенности конструкции, часто работающей на грани срыва в нештатные ситуации под воздействием вибрации или высоких температур.
Тем не менее, самолет хорошо справлялся с обязанностями и прослужил в вооруженных силах почти 15 лет.
Идеи самолетов ВВП и их реализация в «Яках» имели огромное значение для авиации. Во-первых, обозначились контуры перспективного направления в развитии воздушного флота. Во-вторых, был приобретен опыт организации полетов с авианосцев. В-третьих, было подготовлено целое поколение специалистов в авиации и морском флоте, готовых в будущем продолжить эти идеи. К сожалению, самолет, на целое поколение опередивший западных конкурентов, стал заложником большой политики. Но это совсем другая история.
38 — War Thunder Wiki
| Эта страница посвящена премиумному советскому штурмовику Як-38 . Об обычной версии см. Як-38М. |
360://https://wiki.
warthunder.com/images/0/02/Cockpit_yak-38.jpg
Як-38
Содержимое
- 22 Описание
- 2 Общая информация
- 2.1 Летные характеристики
- 2.1.1 Детали
- 2.1.2 Характеристики двигателя
- 2.2 Живучесть и броня
- 2.3 Модификации и экономичность
- 2.1 Летные характеристики
- 3 Вооружения
- 3.1 Наступательное вооружение
- 3.2 Подвесное вооружение
- 3.2.1 Пользовательские параметры загрузки
- 4 Использование в боях
- 4.1 Плюсы и минусы
- 5 История
- 5.1 Блог разработчиков
- 6 СМИ
- 7 См. также
- 8 Внешние ссылки
Описание
Як-38 — наградной подарочный советский ударный самолёт VI ранга.
с боевым рейтингом 9,3 (АБ/РБ) и 9,7 (СБ). Он был представлен как премиум-пакет в обновлении «Новая сила», но был удален из магазина после летней распродажи 2022 года.
Как СВВП (вертикальный взлет и посадка) он может выполнять стационарный полет, предлагая новые игровые возможности по сравнению с обычным реактивным самолетом.
Общая информация
Летные характеристики
| Характеристики | Максимальная скорость (км/ч на 0 м — уровень моря) | Максимальная высота | Время поворота (секунд) | Скороподъемность (м/с) | Разбег (метров) | |||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| АВ | РБ | АБ | РБ | АБ | РБ | |||
| На складе | 1 190 | 1 186 | 12500 | 40,0 | 41,2 | 77,4 | 70,5 | 520 |
| Модернизированный | 1 207 | 1 199 | 37,3 | 38,6 | 113,1 | 94,3 | ||
Детали
| Характеристики | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| Боевые закрылки | Взлетные закрылки | Посадочные щитки | Пневматические тормоза | Разрядник шестерня | Тормозной парашют |
| Х | ✓ | ✓ | х | х | ✓ |
| Пределы | ||||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Крылья (км/ч) | Передача (км/ч) | Закрылки (км/ч) | Максимальное статическое ускорение | |||
| Боевой | Взлет | Посадка | + | — | ||
| 1265 | 500 | Н/Д | 650 | 500 | ~12 | ~5 |
| Оптимальные скорости (км/ч) | |||
|---|---|---|---|
| Элероны | Руль направления | Лифты | Радиатор |
| < 650 | < 850 | < 920 | Н/Д |
Характеристики двигателя
| Двигатель | Масса самолета | |||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Название двигателя | Номер | Основная масса | Загрузка крыла (полное топливо) | |||
| Туманский Р-27В-300 (основной) | 1 | 6 645 кг | 502 кг/м 2 | |||
| Колесов РД-36-35ФВ (подъемные жиклеры) | 2 | |||||
| Характеристики двигателя | Масса с топливом (без вооружения) | Максимальный взлетный вес Вес | ||||
| Вес (каждый) | Тип | 7м топлива | 20 м топлива | 23 м топлива | ||
| 1350 кг (основной) | Осевой турбореактивный двигатель с векторной тягой | 7 470 кг | 8 939 кг | 9 395 кг | 10 300 кг | |
| 198 кг (струйный) | Осевой турбореактивный двигатель | |||||
| Максимальная тяга главного двигателя на высоте 0 м (RB / SB) | Тяговооружённость при прямом полете на высоте 0 м (100 %) | |||||
| Состояние | 100% | WEP | 7м топлива | 20 м топлива | 23м топлива | взлетно-посадочная полоса |
| Стационарный | 6600 кгс | Н/Д | 0,88 | 0,73 | 0,70 | 0,64 |
| Оптимальный | 6600 кгс (0 км/ч) | Н/Д | 0,88 | 0,73 | 0,70 | 0,64 |
| Максимальная тяга подъемного двигателя на высоте 0 м (RB / SB) | Тяговооружённость в СВВП (все 3 двигателя) на 0 м (100%) | |||||
| Стационарный | 2840 кгс | Н/Д | 1,64 | 1,37 | 1,31 | 1.![]() |
Живучесть и бронирование
Як-38 не имеет бронирования. Это довольно крупная цель, весь фюзеляж которой занимают двигатели и топливные баки.
Модификации и экономика
Вооружение
| Баллистический вычислитель | |||
|---|---|---|---|
| CCIP (оружие) | CCIP (Ракеты) | CCIP (бомбы) | CCRP (бомбы) |
Наступательное вооружение
Основная статья : GSH-23L (23 мм)
YAK-38 вооружено:
- Выбор между двумя предустановками:
- Без наступательного вооружения
- 1 x 23 мм подфюзеляжный контейнер ВСПУ-36 с пушкой ГШ-23Л (160 выстрелов)
Подвесное вооружение
Основные артикулы : ОФАБ -250св (250 кг) , ФАБ-500М-54 (500 кг) , Х-23М , Р-60 Як-38 может быть оснащен следующими комплектами вооружения: Як-38 — один из самых универсальных самолетов советской ветки развития, так как имеет достаточное вооружение для всех видов боя: воздух-воздух, воздух-земля, воздух-земля. В воздушных боях Як-38 имеет впечатляющее вооружение для всех видов воздушных боев. Его можно использовать как стандартный истребитель с артиллерийскими установками, истребитель наземных подразделений с артиллерийскими установками, ракетами, ракетами и бомбами или как ракетный истребитель с мощными ракетами Р-60 класса «воздух-воздух». Как боец: Як-38 имеет 2 эффективных снаряжения в Air RB. Первый вариант — 4 ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, обладающие высокой маневренностью в бою на коротких и средних дистанциях и способные оказаться чрезвычайно эффективными против противников с таким же боевым рейтингом, особенно если они не могут противодействовать им с помощью осветительных ракет. Другой вариант — обменять 2 Р-60 на 2 ракеты С-24 «воздух-земля». Ракеты С-24 имеют взрыватель замедленного действия; установка часового взрывателя на 1000 м и стрельба ракетами в лоб на расстоянии примерно 1,7-1,5 км может привести к убийству, неожиданному для цели (рекомендуется стрелять обеими ракетами в быстрой последовательности). Як-38 имеет до 4 скорострельных 23-мм артиллерийских установок, способных уничтожать наземные боевые единицы, такие как артиллерия, зенитные установки, бронетехника и даже легкобронированные суда, такие как грузовые корабли. Тем не менее, не рекомендуется брать с собой пушечные капсулы в начале матча, потому что это сильно ограничивает вашу производительность и возможности ведения воздушного боя, используйте это снаряжение в конце игры, чтобы нанести удар по земле, когда вы уверены в победе. Джей однажды приземлился и отремонтировался на аэродроме, чтобы сменить снаряжение. В качестве нападающего: Наземное вооружение Як-38 не оставляет желать лучшего, он несет широкий спектр бомб, ракет и снарядов, которые можно принимать в зависимости от ситуации. У него есть доступ к неуправляемым ракетам С-5КП, которые можно использовать против дотов, бронетехники, такой как танки, вражеские корабли, такие как эсминцы, и даже вражеские базы (не рекомендуется, поскольку тротиловый эквивалент действительно низок по сравнению с бомбами). Как бомбардировщик: Благодаря бомбовой нагрузке Як-38 может действовать как ударный бомбардировщик с малой высоты (летит максимально близко к земле), хотя это не рекомендуется, так как полезной нагрузки, которую он несет, недостаточно для брать единую базу полностью (2 х 500 кг и 2 х 250 кг бомбы). Играть за бомбардировщика не рекомендуется с точки зрения рентабельности, но это остается на усмотрение пилота. При посадке Обычная посадка: Если вы заходите на посадку, вам нужно сначала избавиться от скорости. К сожалению, у Як-38 нет аэродинамических тормозов и слабые закрылки, так что вы не сможете легко снизить скорость, если летите больше 500 км/ч только с закрылками. Подойдя к аэропорту, маневрируйте кругами, пока не сбросите скорость. Как только ваша скорость значительно снизится, двигайтесь к концу взлетно-посадочной полосы и опустите шасси и закрылки, если это необходимо. Посадка вертикального взлета и посадки: Подойдите к аэропорту и сбросьте скорость. Когда вы достигнете обычной посадочной скорости, медленно увеличьте вертикальный взлет (без мощности двигателя у вертикального взлета и посадки нет мощности) и поднимите самолет, чтобы вы могли избавиться от оставшейся скорости. Когда у вас не останется движения вперед, вы можете включить режим зависания и медленно снимать мощность зависания (0% — стационарная высота, 100% — увеличение высоты, -100% — уменьшение высоты). Уменьшите мощность зависания до 0, когда находитесь близко к земле, и избегайте контакта с мощностью зависания -100%. В наземных боях Именно здесь Як-38 блистает благодаря необычной подвеске ракеты Х-23М «воздух-земля» с ручным наведением. Ракета Х-23М управляется игроком с помощью ввода с клавиатуры, как и другие ракеты с ручным наведением, такие как ракета «Норд» и «Буллпап». Несмотря на то, что он может нести только 2 ракеты, каждая из них может быть нокаутом при правильном использовании. Плюсы: Минусы: до 19 декабря67 до того, как был отдан официальный заказ на разработку легкого ударного самолета вертикального взлета и посадки, а также соответствующей учебно-тренировочной версии. В результате инженеры конструкторского бюро Яковлева начали работу над новым самолетом в конце 1960-х годов, основываясь на опыте, полученном при разработке предшествующего Як-36 — раннего демонстрационного проекта вертикального взлета и посадки. Новый самолет, получивший обозначение Як-36М, разрабатывался для непосредственной службы на передовой, как с сухопутных баз, так и с авианесущих кораблей. Основная роль самолета заключалась в том, что он был ударным самолетом, поражающим наземные и надводные цели, а также подходящим для перехвата самолетов и вертолетов противника, если это необходимо. Вскоре после начала работы над проектом первый прототип был завершен и совершил свой первый полет в декабре 1970 года. Последующие прототипы и испытания продолжали проверку характеристик самолета, особенно его новых возможностей вертикального взлета и посадки. К 1973 году самолет был признан готовым, и началось его серийное производство. После дополнительных испытаний и обучения экипажей самолет официально поступил на вооружение ВМФ СССР в августе 1977 года, получив обозначение Як-38. К 1982 было построено более 140 Як-38, все они служили на борту тогда еще новых авианосцев типа «Киев». В середине 1980-х годов на вооружение поступила модернизированная версия Як-38М, в первую очередь отличавшаяся более мощными двигателями, а также другими улучшениями. Около 50 Як-38М было построено до окончательного вывода из эксплуатации в 1991 году. Стрельбище #239 — Страницы истории раздел в 04:06 обсуждает Як-38. На Як-38 Forger использовались два рядных рыбинских подъемных двигателя РД-36-35ФВР (тяга 6722 фунта каждый) непосредственно за кабиной, наклоненной с выхлопом двигателя на 13° назад. Первый прототип поднялся в воздух в 1971 году, а Як-38 (первоначально обозначенный как Як-36М) впервые появился на Западе в июле 1976 года, когда Киев вместе с опытной эскадрильей Forger-A совершил путешествие по Средиземному морю. Обычным комплектом межпалубного авианосца типа «Киев» была дюжина одноместных «Форджер-А» и один или два двухместных учебно-тренировочных Як-38У «Форгер-Б». Основными задачами были защита флота (особенно от слежки за самолетами морской разведки), разведка и противокорабельные удары, но в бою он никогда не использовался. Фальсификатор был снят с передовой в 19 г.92-93, хотя некоторые из них оставались на вооружении еще на год в качестве учебно-тренировочных самолетов ограниченной квалификации. Источник: AHS V/STOL Wheel На Як-38 Forger использовались два рядных рыбинских подъемных двигателя РД-36-35ФВР (тяга 6722 фунта каждый) сразу за кабиной, наклоненной с выхлопом двигателя на 13° назад. Один турбореактивный двигатель Союз Туманский / Хачатуров Р-27В-300 (тяга 13 444 фунта) был установлен в центральной части фюзеляжа и выпускался через два управляемых сопла с гидравлическим приводом (соединенные поперечным валом), по одному с каждой стороны фюзеляжа сразу за хвостовым. край крыла. Первый прототип поднялся в воздух в 1971 году, а Як-38 (первоначально обозначенный как Як-36М) впервые появился на Западе в июле 1976 года, когда Киев вместе с опытной эскадрильей Forger-A совершил путешествие по Средиземному морю. Обычным комплектом межпалубного авианосца типа «Киев» была дюжина одноместных «Форджер-А» и один или два двухместных учебно-тренировочных Як-38У «Форгер-Б». Основными задачами были защита флота (особенно от слежки за самолетами морской разведки), разведка и противокорабельные удары, но в бою он никогда не использовался. Фальсификатор был снят с передовой в 19 г.92-93, хотя некоторые из них оставались на вооружении еще на год в качестве учебно-тренировочных самолетов ограниченной квалификации. К моменту окончания производства в 1988 г. был построен в общей сложности 231 самолет. Источник: AHS V/STOL Wheel Данные о конструкции, производстве и статусе Родительский тип: Тип не определен Статус самолета: Больше не летает Основные летно-механические характеристики СВВП Тип: Другой механический подъемник Тип соединения: Н/Д Подъемные устройства: 4 в гибридной конфигурации Выделенное устройство управления: 99 Другое Требуемый экипаж: 1 в одноместной компоновке Шасси: Колеса (все убирающиеся) Компоновка и размеры Вес и производительность Детали двигателя Основное подъемное устройство Данные силовой установки приведены для неустановленной, на уровне моря, статической работы. Ресурсы, связанные с Як-38 Forger, предоставлены из общедоступных источников в Интернете.3880005 Основные артикулы : ЗБ-500 зажигательная , С-5КП , С-8КО , 904Б 08, 004Б 009 С-02006 ГШ-23Л (23 мм)
Варианты снаряжения по индивидуальному заказу
1 2 3 4 23-мм пушки ГШ-23Л (250 выстрелов) 1 1 1 1 100 кг бомб ОФАБ-100 4 1 1 4 250 кг бомб ОФАБ-250св 1 1 1 1 500 кг бомб ФАБ-500М-54 1 1 Зажигательные бомбы ЗБ-500 1 1 Ракеты С-5КП 16, 32 16 16 16, 32 Ракеты С-8КО 20 20 Ракеты С-24Б 1 1 1 1 Ракеты Х-23М 1* 1* Ракеты Р-60 1 1 1 1 Дельта-НГ 1* Максимально допустимый дисбаланс веса: 450 кг * При оснащении ракет Х-23М обязательно наличие блока наведения «Дельта-НГ» Использование в боях
в море. Благодаря своим возможностям вертикального взлета и посадки он может при необходимости использовать «вертолетный» стиль игры.
Ракеты С-24 также могут действовать как псевдовспышки, просто стреляйте в одну из них и уклоняйтесь в другую сторону, когда к вам приближается мощная ИК-ракета.
Он имеет доступ к баллистическому компьютеру CCIP, который делает прицеливание подвесных боеприпасов действительно простой задачей при нанесении ударов CAS.
Используйте их в атаке сверху, желательно по азимуту более 35° от цели, чтобы ракета имела прямую видимость без препятствий (заборы, деревья, здания и т. д.) и могла пробить крышу, так как она действительно низкая бронепробиваемость. Ракета может быть запущена на расстоянии 10 км от цели, хотя это не рекомендуется делать, если пилот не очень опытен в плане управления ракетами с ручным наведением. Помимо Х-23М, Як-38 имеет доступ к бомбам и ракетам, которые можно использовать с баллистическим вычислителем для нанесения точечных ударов по целям противника. На усмотрение пилота решается вопрос о наличии подвесных боеприпасов. Плюсы и минусы

История
Блог разработчиков

Медиа
youtube.com/embed/eRBzLn1se_Y?» frameborder=»0″ allowfullscreen=»true»> См. также
Внешние ссылки
А.С. Яковлева КБ ( Яковлев Опытное конструкторское бюро ) Истребители Як-1 Як-1 · Як-1Б Як-3 Як-3 · Як-3 (ВК-107) · Як-3П · Як-3Т · Як-3У Як-7 Як-7Б Як-9 Як-9 · Як-9Б · Як-9К · Як-9 ГоловачеваМ · Як-9П · Як-9Т · Як-9У · Як-9УТ Двухмоторные истребители И-29 Реактивные истребители Як-15 Як-15П · Як-15 Як-17 Як-17 Як-23 Як-23 Як-30 Як-30Д Як-141 Як-141 Ударный самолет Як-2 Як-2 КАББ Як-38 Як-38 · Як-38М Бомбардировщики Як-4 Реактивные бомбардировщики Як-28Б Зарубежное использование ▄Як-3 · ▄Як-9Т Шалле Захвачен ▀Як-1Б Реактивный самолет СССР Березняк-Исаев БИ Яковлев Як-15 · Як-15П · Як-17 · Як-23 · Як-28Б · Як-30Д · Як-38 · Як-38М · Як-141 Микоян-Гуревич МиГ-9 · МиГ-9(л) · МиГ-15 · МиГ-15бис · МиГ-15бис ИШ · МиГ-17 · МиГ-17АС · МиГ-19ПТ МиГ-21Ф-13 · МиГ-21ПФМ · МиГ-21С (Р-13-300) · МиГ-21СМТ · МиГ-21бис МиГ-23М · МиГ-23МЛ · МиГ-23МЛД · МиГ-27М · МиГ-27К МиГ-29 Лавочкин Ла-174 · Ла-15 · Ла-200 Сухой Су-9 · Су-11 · Су-7Б · Су-7БКЛ · Су-7БМК · Су-17М2 · Су-17М4 · Су-22М3 · Су-25 · Су-25К Ильюшин Ил-28 · Ил-28Ш Туполев Ту-14Т Премиум самолёт СССР Истребители И-15бис Краснолуцкого · И-16 тип 28 · И-153-М62 Жуковского · И-153П · И-180С · И-301 · ИТП (М-1) ЛаГГ-3-4 · ЛаГГ-3-23 · ЛаГГ-3-34 · Ла-7 Долгушина · Ла-11 Як-3 (ВК-107) · Як-3Т · Як-9М Головачева ▂П-39К-1 · ▂П-39 ПокрышкинаН-0 · ▂P-39Q-15 · ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 · ▂P-63A-5 · ▂P-63A-10 · ▂P-63C-5 ▂Hurricane Mk IIB · ▂Spitfire Mk IXc · ▂Fw 190 D-9 Двухмоторные истребители И-29 Реактивные истребители Су-11 · МиГ-15бис ИШ · МиГ-17АС · МиГ-21С (Р-13-300) · МиГ-23МЛ Ударный самолет Ил-2М «Авенджер» · Ил-2 М-82 · Су-6 · Тандем МАИ · ТИС МА · Су-8 · Ту-1 Як-38 · Су-7БМК · Су-25К Бомбардировщики По-2М · Бе-6 · МБР-2-М-34 · Пе-2-205 · ТБ-3М-17-32 ▂PBY-5A Каталина · ▂Hampden TB Mk I · ▂A-20G-30 · ▂B-25J-30 Vertipedia – Яковлев Як-38 Forger
. Один турбореактивный двигатель Союз Туманский / Хачатуров Р-27В-300 (тяга 13 444 фунта) был установлен в центральной части фюзеляжа и выпускался через два управляемых сопла с гидравлическим приводом (соединенные поперечным валом), по одному с каждой стороны фюзеляжа сразу за хвостовым. край крыла.
К моменту окончания производства в 1988 г. был построен в общей сложности 231 самолет.
Обзор
Конфигурация
Ключевые характеристики
Данные о ключевых физических характеристиках Максимальный вес брутто (земля): Количество двигателей: 3 неизвестных Максимальная скорость горизонтального полета: Максимальный диапазон: Максимальная выносливость: Детали самолета
Данные о конфигурации самолета, весе, летно-технических характеристиках и оборудовании Габаритные размеры Общая высота: Полная длина: Общая ширина: Размеры планера Длина планера: Ширина планера: Высота планера: Размеры шасси База шасси: Трасса шасси: Размеры кабины Внутренняя высота кабины: Внутренняя длина кабины: Внутренняя ширина кабины: Гири Максимальный вес брутто (земля): Максимальная полная масса (в воздухе): Максимальный взлетный вес: Пустой вес: Характеристики набора высоты Максимальная скорость набора высоты: Производительность наведения Hover Потолок IGE: Hover Потолок ОГЭ: Ограничения Максимальная скорость горизонтального полета: Никогда не превышайте скорость: Потолок обслуживания: Дальность и выносливость Максимальный диапазон: Максимальная выносливость:
Силовая установка Количество двигателей: 3 нормальных оценок Макс непрерывно: Взлетный / расчетный: Средний: Максимум: Рейтинг OEI Непредвиденные обстоятельства OEI: OEI непрерывный: OEI 30 секунд: промежуточное звено OEI: Характеристики несущего винта Диаметр: об/мин: Направление вращения: Неизвестно Тип концентратора: Характеристики лопасти несущего винта Конструкция лезвия: Аккорд лезвия: Геометрия кончика лезвия: Поворот лезвия: Количество лезвий: Производные характеристики несущего винта Площадь диска: Загрузка диска: Прочность: Производные характеристики лопастей несущего винта Площадь лезвия на лезвие: Скорость наконечника: Характеристики хвостового винта Диаметр: Конфигурация: Неизвестно Направление вращения: Неизвестно об/мин: Характеристики лопасти хвостового винта Количество лезвий: Конструкция лезвия: н/д Аккорд лезвия: Поворот лезвия: Производные характеристики хвостового винта Площадь диска: Прочность: Производные характеристики лопасти хвостового винта Скорость наконечника: Площадь лезвия (на лезвие): Связанные общедоступные ресурсы




