Впервые в бою участвовал самолет с вертикальным взлетом

Первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки штурмовик Як-38 стал и первым в мире самолетом такого типа испытанным в боевых условиях, произошло это 19 апреля 1980 года в ходе операции советских войск в Афганистане. Четыре таких самолета в испытательных целях были направлены в зону боевых действий, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Самолеты имели оригинальный коричнево-зеленый камуфляж. Одна боевая машина была потеряна по небоевой причине.

В целом проект Як-38 оказался неудачным, интерес военных моряков к штурмовику был недолгим. Самолет обладал слабой тяговооруженностью, в южных широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлетом и помимо всего прочего имел крайне небольшой радиус действия.

Став одним из трех принятых на вооружение самолетов вертикального взлета и посадки, вместе с британским «Харриером» и проходящей испытания модификации американского F-35B, Як-38 имел ряд как общих, так и специфических достоинств и недостатков.

Принятая схема использования для вертикального взлета дополнительных турбореактивных «стартовых» двигателей — в отличие от «Харриера», использующего отклоняемые сопла основного двигателя, и F-35B, использующего подъемный вентилятор, раскручиваемый турбиной основного двигателя — приводила к увеличению массы конструкции и риску потери стабильности парения.

Главным недостатком серийных Як-38 по сравнению с «Харриером», наиболее близким по характеристикам самолету, следует признать отсутствие бортовой радиолокационной станции и недостаточную гамму используемых боеприпасов. Отсутствие радара фактически не позволяло Як-38 вести воздушный бой иначе, как на очень близкой дистанции в условиях визуального обнаружения цели, превращая его в практически чистый штурмовик. Планировавшаяся модификация-перехватчик — Як-38П — так и не была создана.

Кроме того, на момент создания и принятия на вооружение самолета, в СССР отсутствовали компактные дальнобойные противокорабельные ракеты авиационного базирования. В результате ракетное вооружение самолета ограничивалось лишь ракетами Х-23 и Х-25, имевшими небольшой радиус действия. Это вынуждало штурмовик при атаке на объекты с дальнобойной ПВО подходить к ним почти вплотную, что существенно повышало риск для пилота.

Впрочем именно на Як-38 впервые было отработано множество вопросов, касающихся конструкции, техники пилотирования, эксплуатации, базирования на кораблях и боевого применения. В этом смысле достаточно вспомнить, что западные эксперты считали невозможным согласование работы трех двигателей двух типов без применения бортовой цифровой вычислительной машины, в то время как на Як-38 система управления двигателями была чисто механической — типичное порождение русской смекалки.

Еще один пример: система струйного управления позволила начать практическое изучение принципов сверхманевренности задолго до появления двигателей с отклоняемым вектором тяги. Благодаря осмыслению этого опыта советская морская авиация начала следующий этап развития в верном направлении: были спроектированы более совершенные авианесущие корабли с вооружением из истребителей МиГ-29К, Су-27К, сверхзвуковых «вертикалок» Як-141 и самолетов радиообнаружения и наведения Як-44.

Нельзя забывать и о военно-политическом эффекте: полеты Як-38 в отдаленных районах мирового океана демонстрировали технологические и военные приоритеты страны, служили делу защиты наших интересов. Этим по праву можно было гордиться.

Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе катапультирования, было не так уж много. К концу 1980-х годов выпуск Як-38 был прекращен, они были перебазированы на наземные аэродромы, а затем выведены из состава вооруженных сил. В 1991 году из-за морального и технического старения эти самолеты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения.

Самолет Як-38: фото, боевое применение

Идея создания СВВП занимала умы авиационных конструкторов давно. Существует много различных схем летательных аппаратов, способных взлетать с ограниченных площадок, но в мировой практике осуществлено всего несколько проектов. Частично эта идея была реализована в виде вертолета. Создание таких самолетов для СССР было особенно актуальным. Тяжелейшая война показала, как иногда боевая авиация становилась беспомощной из-за разрушенного аэродрома или поврежденной взлетно-посадочной полосы. Требовались самолеты, которые бы не нуждались в бетонных взлетно-посадочных полосах, а умели взлетать и садиться буквально с «пятачка».

Содержание

  • Первые разногласия
  •  «Черный ящик»
  • Як-38 – история рождения и основные этапы
  • Взлет с коротким разбегом
  • Вооружение
  • Другие модификации самолета
  • Общий взгляд на прошедшее

Первые разногласия

Несмотря на успехи в создании Як-36, правительством было отклонено предложение А.С. Яковлева о продолжении работ над развитием этого проекта. Для вертикального взлета требовалось, чтобы тяга двигателей превышала вес самолета, включая топливо и вооружение. Як-36 не имел достаточной мощности для этого. Требовалась абсолютно другая модель самолета.

Самолет Як-36

Работая над техническими характеристиками нового самолета, у А. С.Яковлева с коллегами по цеху возникли серьезные разногласия. А.С.Яковлев следовал традиционной схеме самолета с двигателями одного типа. Однако такого двигателя не было даже в проекте, а для его разработки потребовалось бы не менее десяти лет. Учитывая это обстоятельство, часть сотрудников, возглавляемая С. Г. Мордовиным (зам главного конструктора) параллельно начала работы над проектом СВВП с комбинированной силовой установкой – два подъемных и один подъемно-маршевый двигатель. Группой С. Г. Мордовина были проработаны общая концепция самолета и выполнены расчеты технических характеристик.

Для разрешения спора между двумя идеологиями был собран научно-технический совет Минавиапрома. Учитывая реальное положение и возможности авиапрома, было принято решение в пользу комбинированной силовой установки. КБ было поручено подготовить соответствующий проект, определив в нем поэтапно сроки изготовления и исполнителей.

В январе 1969 г. тактико-технические требования к будущему самолету были утверждены руководством ВВС.

 «Черный ящик»

Для обеспечения безопасности пилотов в нештатных ситуациях на Як-36 впервые в истории авиации человеческую жизнь доверили автоматике, «черному ящику», как прозвали устройство принудительного катапультирования в своем кругу летчики. Схема расположения двигателей была такова, что отказ любого двигателя создавал очень опасную ситуацию. Расчеты и испытания на стенде подтверждали, что самолет становится неуправляемым в течение мгновенных 1–2 с. Летчик не способен за столь короткое время сориентироваться в ситуации и катапультироваться. Функцию спасения пилота следовало переложить на автомат, действующий хладнокровно и мгновенно в соответствии с показателями приборов. Так была разработана специальная система аварийного катапультирования (САК).

САК должна контролировать положение СВВП в моменты перехода от взлета в режим полета и, при резкой потере самолетом устойчивости, автоматически катапультировать летчика. На Як-38 использовалась такая же комбинированная схема силовых установок. А следовательно присутствовала угроза жизни пилотам при отказе двигателя. Поэтому на Як-38 перенесли от Як-36 устройство принудительного катапультирования, сохранив ее принципиальную схему работы.

Поначалу летчикам это новшество не понравилось. Отношение к ней изменилось в лучшую сторону после ряда аварий, когда САК сработала оперативно, и летчики были вовремя катапультированы. Однако САК прошла еще много испытаний и доработок до своего окончательного варианта. Лишь к началу серийного производства Як-38 система получила сертификат.

Як-38 – история рождения и основные этапы

Наконец, руководством ВВС были утверждены в общем основные тактико-технические требования к новому самолету и сформулированы задачи и назначение. Перед конструкторским бюро поставили задачу создать принципиально новый самолет — легкий штурмовик Як-36М (индекс Як-38 был присвоен позже) вертикального взлета и посадки. Требовалось построить боевую машину, оснащенную современным оружием, способную принимать участие в любых боевых операциях, в воздухе, на море, на земле. Вооружение самолета должно быть довольно мощным, чтобы уничтожать вражеские объекты любого базирования – наземного, морского или воздушного.

Самолет должен с воздуха обеспечивать поддержку сухопутным войсковым частям в боевых операциях, в т.ч. на вражеской территории. Самолету поручалось вести разведку в пределах обозримости на суше и с кораблей.

Первые успехи в создании самолета ВВП были незначительными. На начальных этапах заводских испытаний опытного самолета летчику-испытателю В. Г. Мухину удалось поднять машину и повисеть над землей всего в полуметре, но уже через пару месяцев он выполнил круг над аэродромом, взлетев пока как обычный самолет. Постепенно внося изменения в расчеты и дорабатывая изделие, разработчики продвигались к требуемым ТТХ. Спустя полгода проб и ошибок в открытом море самолет удалось безупречно посадить на авиакрейсер «Москва». Эта знаменательная дата была занесена в корабельный журнал как «День рождения палубной авиации».

После успешного завершения государственных испытаний комиссия разрешила допустить Як-36М в работу при испытаниях построенного авианосца «Киев».  За год были собраны три самолета. Такой темп сборки обеспечивался заранее подготовленной технической базы самолета. До передачи изделия в производство все агрегаты предварительно исследовались и дорабатывались на специально оборудованных стендах.

В процессе производства возможности самолета постоянно возрастали. Кроме испытаний, предусмотренных по технологии изготовления, выпускаемые самолеты обязательно направлялись дополнительно на специальные исследования конструкции в планах ее дальнейшего развитии. Или передавались в центр обучения и тренировок пилотов, которые в процессе освоения новой машиной внесли в конструкцию самолета немало дельных корректив. В результате новые самолеты со своим предшественником имели только общее название — это были совершенно другие машины.

Не обходилось без аварий, иногда курьезных, но жертв пока не было. В одной из аварий получил повреждения летчик, но машина не пострадала, в другой аварии летчик успел катапультироваться, но самолет был разрушен.

В августе 1977 года штурмовик Як-38 (с новым обозначением) приняли на вооружение в ВМФ. Хронология основных этапов истории создания Як-38:

  • постановление Совета Министров о создании СВВП – декабрь 1967 г.;
  • утверждение руководством ТТТ- январь 1969 г.;
  • начало работ над проектом – сентябрь 1968 г.;
  • постройка опытного экземпляра – апрель 1970 г.;
  • испытания на стендах – 1970 г.;
  • первый вертикальный отрыв– сентябрь 1970 г.;
  • пробный полет — декабрь 1970 г.;
  • начало освоения вертикального взлета – февраль 1971 г.;
  • вертикальная посадка на авианосец «Москва» — август 1971 г.;
  • государственные испытания – апрель 1972 г. по сентябрь 1974 г.;
  • испытания авианосца Киев – 1974 г.;
  • начало серийного производства — 1974 г.;
  • начало служения в ВВС — август 1977 г.

Взлет с коротким разбегом

В 1978 г. на вооружение Тихоокеанского флота поступил авианосец «Минск». Крейсеру предстоял долгий переход из Севастополя в порт базирования Владивосток. Большей частью путь корабля пролегал по Индийскому океану в тропическом климате. На корабле базировалось несколько палубных Як-38 (фото ниже), подъемные двигатели которых в жару перестали запускаться.

Срочно потребовались новые испытания и доработка. Решение этой проблемы означало расширение области использования Як-38 от севера до тропиков. Первым решением стало увеличение мощности силовых установок, ресурсы которых небезграничны. Выход был найден в ином способе взлета — вертикальный взлет с коротким разбегом (ВКР).

Почти два года отрабатывался этот вариант, вначале на аэродроме, и только затем на корабле. В сентябре 1980 г. при испытаниях самолета Як-38 по этой методике на авианосце «Минск» в Индийском океане погиб летчик от Бога О. Г. Кононенко. Но внедрение ВКР позволило увеличить мощность самолета по сравнению с ВВП и, значит, расширить границы боевого применения Як-38.

Одновременно проходили исследования Як-38 на различных транспортных средствах — на автотранспорте и гражданских судах. Были оборудованы специальные платформы, приближенные к автомобильным прицепам. Также были проведены испытания самолета на теплоходе «Агостиньо Нето». Исследования эти имели отрицательный результат.

Як-38 на борту ТАВКР Минск

Вооружение

Тренировочные полеты Як-38 на крейсере «Киев» вскрыли новые проблемы. Выяснилось, что при утверждении технических характеристик будущего самолеты не были учтены особенности применения самолетов при базировании их на авианесущих крейсерах. Авиабомбы, первоначально заложенные в проект вооружения, не соответствовали требованиям безопасности применения их на кораблях. Для создания из самолета боевой машины требовалось переоснащение самолета вооружением. Необходимо было провести дополнительные испытания.

Конструкторы при тесном сотрудничестве с военными исследовали не один вариант комплекса вооружения, пока не пришли к окончательному. В итоге, оружейный арсенал Як-38 составили:

  • управляемые ракеты различных типов;
  • неуправляемые ракеты двух типов;
  • неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
  • авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.

Вооружение самолета было размещено на четырех подкрыльевых пилонах. В состав вооружения также входило прицельное оборудование.

Блоки НАР УБ-16-57УМП и УБ-32А

Другие модификации самолета

Кроме основной модификации штурмовика Як-38, был разработан учебный вариант Як-36У (и Як-36МУ), который отличался от исходного наличием двух кабин, вторая предназначалась инструктору. Особенностью самолета была уже обкатанная система принудительного катапультирования (САК) сразу обоих членов экипажа (инструктора и курсанта) по разведенным в стороны траекториям.

В ходе испытаний и освоения машин летно-технические качества самолета были доведены почти до совершенства.

Но грузоподъемность и дальность полета оставались на низком уровне. Единственным способом улучшить эти характеристики было усиление силы тяги двигателей. Решение проблемы было найдено в использовании внешних элементов конструкции.

Так появилась еще одна модель самолета вертикального взлета Як-38М с дополнительными топливными баками, подвешенными под крылом. Более двух лет были потрачены на испытания самолета. Однако ожидаемых улучшений эксперимент не принес: возросшие расходы горючего «обнуляли» все достоинства усовершенствованной силовой установки. Несмотря на это, Як-38М поступили на службу в военно-морской флот на авианосцы .

Як-38М

Общий взгляд на прошедшее

Распад Советского Союза и разразившийся затем кризис в экономике повлекли резкое сокращение финансирования в ВВС. Были свернуты многие перспективные проекты, произошли сокращения в армии. В результате Як-38 были досрочно сняты с вооружения и отправлены на консервацию. По аналогичным причинам были выведены из состава военно-морского флота корабли «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Чтобы оправдать сложившееся положение, многие аналитики пытаются возложить вину за случившееся на плохие ТТХ Як-38, и его слабое вооружение, сложность в пилотировании и трудности подготовки летного состава, а также особенности конструкции, часто работающей на грани срыва в нештатные ситуации под воздействием вибрации или высоких температур. Тем не менее, самолет хорошо справлялся с обязанностями и прослужил в вооруженных силах почти 15 лет.

Идеи самолетов ВВП и их реализация в «Яках» имели огромное значение для авиации. Во-первых, обозначились контуры перспективного направления в развитии воздушного флота. Во-вторых, был приобретен опыт организации полетов с авианосцев. В-третьих, было подготовлено целое поколение специалистов в авиации и морском флоте, готовых в будущем продолжить эти идеи. К сожалению, самолет, на целое поколение опередивший западных конкурентов, стал заложником большой политики. Но это совсем другая история.

38 — War Thunder Wiki

Эта страница посвящена премиумному советскому штурмовику Як-38 . Об обычной версии см. Як-38М.

360://https://wiki. warthunder.com/images/0/02/Cockpit_yak-38.jpg

Як-38

Содержимое

  • 22 Описание
  • 2 Общая информация
    • 2.1 Летные характеристики
      • 2.1.1 Детали
      • 2.1.2 Характеристики двигателя
    • 2.2 Живучесть и броня
    • 2.3 Модификации и экономичность
  • 3 Вооружения
    • 3.1 Наступательное вооружение
    • 3.2 Подвесное вооружение
      • 3.2.1 Пользовательские параметры загрузки
  • 4 Использование в боях
    • 4.1 Плюсы и минусы
  • 5 История
    • 5.1 Блог разработчиков
  • 6 СМИ
  • 7 См. также
  • 8 Внешние ссылки

Описание

Як-38 — наградной подарочный советский ударный самолёт VI ранга. с боевым рейтингом 9,3 (АБ/РБ) и 9,7 (СБ). Он был представлен как премиум-пакет в обновлении «Новая сила», но был удален из магазина после летней распродажи 2022 года.

Как СВВП (вертикальный взлет и посадка) он может выполнять стационарный полет, предлагая новые игровые возможности по сравнению с обычным реактивным самолетом.

Общая информация

Летные характеристики

Характеристики Максимальная скорость
(км/ч на 0 м — уровень моря)
Максимальная высота
(метров)
Время поворота
(секунд)
Скороподъемность
(м/с)
Разбег
(метров)
АВ РБ АБ РБ АБ РБ
На складе 1 190 1 186 12500 40,0 41,2 77,4 70,5 520
Модернизированный 1 207 1 199 37,3 38,6 113,1 94,3
Детали
Характеристики
Боевые закрылки Взлетные закрылки Посадочные щитки Пневматические тормоза Разрядник шестерня Тормозной парашют
Х х х
Пределы
Крылья (км/ч) Передача (км/ч) Закрылки (км/ч) Максимальное статическое ускорение
Боевой Взлет Посадка +
1265 500 Н/Д 650 500 ~12 ~5
Оптимальные скорости (км/ч)
Элероны Руль направления Лифты Радиатор
< 650 < 850 < 920 Н/Д
Характеристики двигателя
Двигатель Масса самолета
Название двигателя Номер Основная масса Загрузка крыла (полное топливо)
Туманский Р-27В-300 (основной) 1 6 645 кг 502 кг/м 2
Колесов РД-36-35ФВ (подъемные жиклеры) 2
Характеристики двигателя Масса с топливом (без вооружения) Максимальный взлетный вес
Вес
Вес (каждый) Тип 7м топлива 20 м топлива 23 м топлива
1350 кг (основной) Осевой турбореактивный двигатель с векторной тягой 7 470 кг 8 939 кг 9 395 кг 10 300 кг
198 кг (струйный) Осевой турбореактивный двигатель
Максимальная тяга главного двигателя на высоте 0 м (RB / SB) Тяговооружённость при прямом полете на высоте 0 м (100 %)
Состояние 100% WEP 7м топлива 20 м топлива 23м топлива взлетно-посадочная полоса
Стационарный 6600 кгс Н/Д 0,88 0,73 0,70 0,64
Оптимальный 6600 кгс
(0 км/ч)
Н/Д 0,88 0,73 0,70 0,64
Максимальная тяга подъемного двигателя на высоте 0 м (RB / SB) Тяговооружённость в СВВП (все 3 двигателя) на 0 м (100%)
Стационарный 2840 кгс Н/Д 1,64 1,37 1,31 1.
19

Живучесть и бронирование

Як-38 не имеет бронирования. Это довольно крупная цель, весь фюзеляж которой занимают двигатели и топливные баки.

Модификации и экономика

Вооружение

Баллистический вычислитель
CCIP (оружие) CCIP (Ракеты) CCIP (бомбы) CCRP (бомбы)

Наступательное вооружение

Основная статья : GSH-23L (23 мм)

YAK-38 вооружено:

  • Выбор между двумя предустановками:
    • Без наступательного вооружения
    • 1 x 23 мм подфюзеляжный контейнер ВСПУ-36 с пушкой ГШ-23Л (160 выстрелов)

Подвесное вооружение

Основные артикулы : ОФАБ -250св (250 кг) , ФАБ-500М-54 (500 кг) , Х-23М , Р-60

3880005 Основные артикулы : ЗБ-500 зажигательная , С-5КП , С-8КО , 904Б 08, 004Б 009 С-02006 ГШ-23Л (23 мм)

Як-38 может быть оснащен следующими комплектами вооружения:

  • 2 x 23-мм пушки ГШ-23Л (250 выстрелов = 500 всего)
  • 2 ракеты Р-60
  • 4 ракеты Р-60
  • 64 ракеты С-5КП
  • 64 ракеты С-5КП
  • 40 ракет С-8КО
  • 4 ракеты С-24Б
  • 2 ракеты Х-23М
  • 10 бомб ОФАБ-100 по 100 кг (всего 1000 кг)
  • 4 бомбы ОФАБ-250св по 250 кг (всего 1000 кг)
  • 2 бомбы ФАБ-500М-54 по 500 кг (всего 1000 кг)
  • 2 зажигательные бомбы ZB-500
  • 4 x 23-мм пушки ГШ-23Л (250 выстрелов = 1000 всего)
Варианты снаряжения по индивидуальному заказу
1 2 3 4
23-мм пушки ГШ-23Л (250 выстрелов) 1 1 1 1
100 кг бомб ОФАБ-100 4 1 1 4
250 кг бомб ОФАБ-250св 1 1 1 1
500 кг бомб ФАБ-500М-54 1 1
Зажигательные бомбы ЗБ-500 1 1
Ракеты С-5КП 16, 32 16 16 16, 32
Ракеты С-8КО 20 20
Ракеты С-24Б 1 1 1 1
Ракеты Х-23М 1* 1*
Ракеты Р-60 1 1 1 1
Дельта-НГ 1*
Максимально допустимый дисбаланс веса: 450 кг
* При оснащении ракет Х-23М обязательно наличие блока наведения «Дельта-НГ»

Использование в боях

Як-38 — один из самых универсальных самолетов советской ветки развития, так как имеет достаточное вооружение для всех видов боя: воздух-воздух, воздух-земля, воздух-земля. в море. Благодаря своим возможностям вертикального взлета и посадки он может при необходимости использовать «вертолетный» стиль игры.

В воздушных боях

Як-38 имеет впечатляющее вооружение для всех видов воздушных боев. Его можно использовать как стандартный истребитель с артиллерийскими установками, истребитель наземных подразделений с артиллерийскими установками, ракетами, ракетами и бомбами или как ракетный истребитель с мощными ракетами Р-60 класса «воздух-воздух».

Как боец:

Як-38 имеет 2 эффективных снаряжения в Air RB. Первый вариант — 4 ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, обладающие высокой маневренностью в бою на коротких и средних дистанциях и способные оказаться чрезвычайно эффективными против противников с таким же боевым рейтингом, особенно если они не могут противодействовать им с помощью осветительных ракет. Другой вариант — обменять 2 Р-60 на 2 ракеты С-24 «воздух-земля». Ракеты С-24 имеют взрыватель замедленного действия; установка часового взрывателя на 1000 м и стрельба ракетами в лоб на расстоянии примерно 1,7-1,5 км может привести к убийству, неожиданному для цели (рекомендуется стрелять обеими ракетами в быстрой последовательности). Ракеты С-24 также могут действовать как псевдовспышки, просто стреляйте в одну из них и уклоняйтесь в другую сторону, когда к вам приближается мощная ИК-ракета.

Як-38 имеет до 4 скорострельных 23-мм артиллерийских установок, способных уничтожать наземные боевые единицы, такие как артиллерия, зенитные установки, бронетехника и даже легкобронированные суда, такие как грузовые корабли. Тем не менее, не рекомендуется брать с собой пушечные капсулы в начале матча, потому что это сильно ограничивает вашу производительность и возможности ведения воздушного боя, используйте это снаряжение в конце игры, чтобы нанести удар по земле, когда вы уверены в победе. Джей однажды приземлился и отремонтировался на аэродроме, чтобы сменить снаряжение.

В качестве нападающего:

Наземное вооружение Як-38 не оставляет желать лучшего, он несет широкий спектр бомб, ракет и снарядов, которые можно принимать в зависимости от ситуации. У него есть доступ к неуправляемым ракетам С-5КП, которые можно использовать против дотов, бронетехники, такой как танки, вражеские корабли, такие как эсминцы, и даже вражеские базы (не рекомендуется, поскольку тротиловый эквивалент действительно низок по сравнению с бомбами). Он имеет доступ к баллистическому компьютеру CCIP, который делает прицеливание подвесных боеприпасов действительно простой задачей при нанесении ударов CAS.

Как бомбардировщик:

Благодаря бомбовой нагрузке Як-38 может действовать как ударный бомбардировщик с малой высоты (летит максимально близко к земле), хотя это не рекомендуется, так как полезной нагрузки, которую он несет, недостаточно для брать единую базу полностью (2 х 500 кг и 2 х 250 кг бомбы). Играть за бомбардировщика не рекомендуется с точки зрения рентабельности, но это остается на усмотрение пилота.

При посадке

Обычная посадка:

Если вы заходите на посадку, вам нужно сначала избавиться от скорости. К сожалению, у Як-38 нет аэродинамических тормозов и слабые закрылки, так что вы не сможете легко снизить скорость, если летите больше 500 км/ч только с закрылками. Подойдя к аэропорту, маневрируйте кругами, пока не сбросите скорость. Как только ваша скорость значительно снизится, двигайтесь к концу взлетно-посадочной полосы и опустите шасси и закрылки, если это необходимо.

Посадка вертикального взлета и посадки:

Подойдите к аэропорту и сбросьте скорость. Когда вы достигнете обычной посадочной скорости, медленно увеличьте вертикальный взлет (без мощности двигателя у вертикального взлета и посадки нет мощности) и поднимите самолет, чтобы вы могли избавиться от оставшейся скорости. Когда у вас не останется движения вперед, вы можете включить режим зависания и медленно снимать мощность зависания (0% — стационарная высота, 100% — увеличение высоты, -100% — уменьшение высоты). Уменьшите мощность зависания до 0, когда находитесь близко к земле, и избегайте контакта с мощностью зависания -100%.

В наземных боях

Именно здесь Як-38 блистает благодаря необычной подвеске ракеты Х-23М «воздух-земля» с ручным наведением. Ракета Х-23М управляется игроком с помощью ввода с клавиатуры, как и другие ракеты с ручным наведением, такие как ракета «Норд» и «Буллпап». Несмотря на то, что он может нести только 2 ракеты, каждая из них может быть нокаутом при правильном использовании. Используйте их в атаке сверху, желательно по азимуту более 35° от цели, чтобы ракета имела прямую видимость без препятствий (заборы, деревья, здания и т. д.) и могла пробить крышу, так как она действительно низкая бронепробиваемость. Ракета может быть запущена на расстоянии 10 км от цели, хотя это не рекомендуется делать, если пилот не очень опытен в плане управления ракетами с ручным наведением. Помимо Х-23М, Як-38 имеет доступ к бомбам и ракетам, которые можно использовать с баллистическим вычислителем для нанесения точечных ударов по целям противника. На усмотрение пилота решается вопрос о наличии подвесных боеприпасов.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Возможность вертикального взлета и посадки
  • Быстрое ускорение — один из самых быстрых дозвуковых самолетов, может быстро достичь скорости 0,98 Маха в горизонтальном полете!
  • Множество вариантов полезной нагрузки (20 комплектов)
  • Имеет доступ к очень эффективным ракетам С-24Б и ракетам Х-23М, а также ракетам Р-60
  • CCIP для его орудий и ракет означает, что вы можете легко поражать наземные подразделения противника — ракеты S-24B особенно эффективны

Минусы:

  • Дозвуковой
  • Очень маленькие лифты с плохими скоростными характеристиками означают медленные повороты
  • Массивная потеря энергии во время высокоскоростных поворотов
  • Не может использовать вектор тяги в крейсерском полете или в бою, в отличие от «Харриеров» — сопла и подъемные двигатели автоматически отключаются на крейсерской скорости
  • Нет аэродинамических тормозов, может быть трудно набрать достаточную скорость для обычной посадки, хотя он может использовать свои двигатели вертикального взлета и посадки в качестве аэродинамического тормоза при скорости ниже 500 км/ч
  • Вертикальные приземления требуют внимательного отношения к сбросу скорости.
  • Несколько хрупкое снаряжение означает, что неосторожная посадка может привести к тому, что самолет врежется в полосу или палубу авианосца
  • Очень высокая частота вращения в сочетании с низким количеством РПГ означает, что вы должны быть очень осторожны при использовании оружия

История

Блог разработчиков

до 19 декабря67 до того, как был отдан официальный заказ на разработку легкого ударного самолета вертикального взлета и посадки, а также соответствующей учебно-тренировочной версии. В результате инженеры конструкторского бюро Яковлева начали работу над новым самолетом в конце 1960-х годов, основываясь на опыте, полученном при разработке предшествующего Як-36 — раннего демонстрационного проекта вертикального взлета и посадки.

Новый самолет, получивший обозначение Як-36М, разрабатывался для непосредственной службы на передовой, как с сухопутных баз, так и с авианесущих кораблей. Основная роль самолета заключалась в том, что он был ударным самолетом, поражающим наземные и надводные цели, а также подходящим для перехвата самолетов и вертолетов противника, если это необходимо.

Вскоре после начала работы над проектом первый прототип был завершен и совершил свой первый полет в декабре 1970 года. Последующие прототипы и испытания продолжали проверку характеристик самолета, особенно его новых возможностей вертикального взлета и посадки. К 1973 году самолет был признан готовым, и началось его серийное производство.

После дополнительных испытаний и обучения экипажей самолет официально поступил на вооружение ВМФ СССР в августе 1977 года, получив обозначение Як-38. К 1982 было построено более 140 Як-38, все они служили на борту тогда еще новых авианосцев типа «Киев». В середине 1980-х годов на вооружение поступила модернизированная версия Як-38М, в первую очередь отличавшаяся более мощными двигателями, а также другими улучшениями. Около 50 Як-38М было построено до окончательного вывода из эксплуатации в 1991 году.

Медиа

Скины
  • Скины и камуфляжи для Як-38 от live.warthunder.com.
Изображения
  • Як-38 Devblog Изображения
Видео

Стрельбище #239 Страницы истории раздел в 04:06 обсуждает Як-38.

См. также

  • Як-38М

Внешние ссылки

  • [В разработке] Як-38 и Як-38М: Hover Jet
  • Официальный техпаспорт – более подробная информация о производительности
А.С. Яковлева КБ ( Яковлев Опытное конструкторское бюро )
Истребители
Як-1 Як-1 · Як-1Б
Як-3 Як-3 · Як-3 (ВК-107) · Як-3П · Як-3Т · Як-3У
Як-7 Як-7Б
Як-9 Як-9 · Як-9Б · Як-9К · Як-9 ГоловачеваМ · Як-9П · Як-9Т · Як-9У · Як-9УТ
Двухмоторные истребители И-29
Реактивные истребители
Як-15 Як-15П · Як-15
Як-17 Як-17
Як-23 Як-23
Як-30 Як-30Д
Як-141 Як-141
Ударный самолет
Як-2 Як-2 КАББ
Як-38 Як-38 · Як-38М
Бомбардировщики Як-4
Реактивные бомбардировщики Як-28Б
Зарубежное использование ▄Як-3 · ▄Як-9Т Шалле
Захвачен ▀Як-1Б

Реактивный самолет СССР
Березняк-Исаев БИ
Яковлев Як-15 · Як-15П · Як-17 · Як-23 · Як-28Б · Як-30Д · Як-38 · Як-38М · Як-141
Микоян-Гуревич МиГ-9 · МиГ-9(л) · МиГ-15 · МиГ-15бис · МиГ-15бис ИШ · МиГ-17 · МиГ-17АС · МиГ-19ПТ
МиГ-21Ф-13 · МиГ-21ПФМ · МиГ-21С (Р-13-300) · МиГ-21СМТ · МиГ-21бис
МиГ-23М · МиГ-23МЛ · МиГ-23МЛД · МиГ-27М · МиГ-27К
МиГ-29
Лавочкин Ла-174 · Ла-15 · Ла-200
Сухой Су-9 · Су-11 · Су-7Б · Су-7БКЛ · Су-7БМК · Су-17М2 · Су-17М4 · Су-22М3 · Су-25 · Су-25К
Ильюшин Ил-28 · Ил-28Ш
Туполев Ту-14Т

Премиум самолёт СССР
Истребители И-15бис Краснолуцкого · И-16 тип 28 · И-153-М62 Жуковского · И-153П · И-180С · И-301 · ИТП (М-1)
ЛаГГ-3-4 · ЛаГГ-3-23 · ЛаГГ-3-34 · Ла-7 Долгушина · Ла-11
Як-3 (ВК-107) · Як-3Т · Як-9М Головачева
▂П-39К-1 · ▂П-39 ПокрышкинаН-0 · ▂P-39Q-15 · ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 · ▂P-63A-5 · ▂P-63A-10 · ▂P-63C-5
▂Hurricane Mk IIB · ▂Spitfire Mk IXc · ▂Fw 190 D-9
Двухмоторные истребители И-29
Реактивные истребители Су-11 · МиГ-15бис ИШ · МиГ-17АС · МиГ-21С (Р-13-300) · МиГ-23МЛ
Ударный самолет Ил-2М «Авенджер» · Ил-2 М-82 · Су-6 · Тандем МАИ · ТИС МА · Су-8 · Ту-1
Як-38 · Су-7БМК · Су-25К
Бомбардировщики По-2М · Бе-6 · МБР-2-М-34 · Пе-2-205 · ТБ-3М-17-32
▂PBY-5A Каталина · ▂Hampden TB Mk I · ▂A-20G-30 · ▂B-25J-30

Vertipedia – Яковлев Як-38 Forger

 На Як-38 Forger использовались два рядных рыбинских подъемных двигателя РД-36-35ФВР (тяга 6722 фунта каждый) непосредственно за кабиной, наклоненной с выхлопом двигателя на 13° назад. . Один турбореактивный двигатель Союз Туманский / Хачатуров Р-27В-300 (тяга 13 444 фунта) был установлен в центральной части фюзеляжа и выпускался через два управляемых сопла с гидравлическим приводом (соединенные поперечным валом), по одному с каждой стороны фюзеляжа сразу за хвостовым. край крыла.

 

Первый прототип поднялся в воздух в 1971 году, а Як-38 (первоначально обозначенный как Як-36М) впервые появился на Западе в июле 1976 года, когда Киев вместе с опытной эскадрильей Forger-A совершил путешествие по Средиземному морю. Обычным комплектом межпалубного авианосца типа «Киев» была дюжина одноместных «Форджер-А» и один или два двухместных учебно-тренировочных Як-38У «Форгер-Б».

 

Основными задачами были защита флота (особенно от слежки за самолетами морской разведки), разведка и противокорабельные удары, но в бою он никогда не использовался. Фальсификатор был снят с передовой в 19 г.92-93, хотя некоторые из них оставались на вооружении еще на год в качестве учебно-тренировочных самолетов ограниченной квалификации. К моменту окончания производства в 1988 г. был построен в общей сложности 231 самолет.

 

Источник: AHS V/STOL Wheel

На Як-38 Forger использовались два рядных рыбинских подъемных двигателя РД-36-35ФВР (тяга 6722 фунта каждый) сразу за кабиной, наклоненной с выхлопом двигателя на 13° назад. Один турбореактивный двигатель Союз Туманский / Хачатуров Р-27В-300 (тяга 13 444 фунта) был установлен в центральной части фюзеляжа и выпускался через два управляемых сопла с гидравлическим приводом (соединенные поперечным валом), по одному с каждой стороны фюзеляжа сразу за хвостовым. край крыла.

 

Первый прототип поднялся в воздух в 1971 году, а Як-38 (первоначально обозначенный как Як-36М) впервые появился на Западе в июле 1976 года, когда Киев вместе с опытной эскадрильей Forger-A совершил путешествие по Средиземному морю. Обычным комплектом межпалубного авианосца типа «Киев» была дюжина одноместных «Форджер-А» и один или два двухместных учебно-тренировочных Як-38У «Форгер-Б».

 

Основными задачами были защита флота (особенно от слежки за самолетами морской разведки), разведка и противокорабельные удары, но в бою он никогда не использовался. Фальсификатор был снят с передовой в 19 г.92-93, хотя некоторые из них оставались на вооружении еще на год в качестве учебно-тренировочных самолетов ограниченной квалификации. К моменту окончания производства в 1988 г. был построен в общей сложности 231 самолет.

 

Источник: AHS V/STOL Wheel

Обзор

Данные о конструкции, производстве и статусе


Родительский тип: Тип не определен

Статус самолета: Больше не летает

Конфигурация

Основные летно-механические характеристики


СВВП Тип: Другой механический подъемник

Тип соединения: Н/Д

Подъемные устройства: 4 в гибридной конфигурации

Выделенное устройство управления: 99 Другое

Требуемый экипаж: 1 в одноместной компоновке

Шасси: Колеса (все убирающиеся)

Ключевые характеристики
Данные о ключевых физических характеристиках

Максимальный вес брутто (земля):  

Количество двигателей: 3 неизвестных
Максимальная скорость горизонтального полета:  
Максимальный диапазон:  
Максимальная выносливость:  

Детали самолета
Данные о конфигурации самолета, весе, летно-технических характеристиках и оборудовании

Компоновка и размеры

Вес и производительность

Детали двигателя

Основное подъемное устройство

Габаритные размеры
Общая высота:  
Полная длина:  
Общая ширина:  

Размеры планера
Длина планера:  
Ширина планера:  
Высота планера:  

Размеры шасси
База шасси:  
Трасса шасси:  

Размеры кабины
Внутренняя высота кабины:  
Внутренняя длина кабины:  
Внутренняя ширина кабины:  

Гири
Максимальный вес брутто (земля):  
Максимальная полная масса (в воздухе):  
Максимальный взлетный вес:  
Пустой вес:  

Характеристики набора высоты
Максимальная скорость набора высоты:  
Производительность наведения
Hover Потолок IGE:  
Hover Потолок ОГЭ:  
Ограничения
Максимальная скорость горизонтального полета:  
Никогда не превышайте скорость:  
Потолок обслуживания:  
Дальность и выносливость
Максимальный диапазон:  
Максимальная выносливость:  

Данные силовой установки приведены для неустановленной, на уровне моря, статической работы.

Силовая установка
Количество двигателей: 3

нормальных оценок
Макс непрерывно:  
Взлетный / расчетный:  
Средний:  
Максимум:  
Рейтинг OEI
Непредвиденные обстоятельства OEI:  
OEI непрерывный:  
OEI 30 секунд:  
промежуточное звено OEI:  

Характеристики несущего винта
Диаметр:  
об/мин:  
Направление вращения: Неизвестно
Тип концентратора:  

Характеристики лопасти несущего винта
Конструкция лезвия:  
Аккорд лезвия:  
Геометрия кончика лезвия:  
Поворот лезвия:  
Количество лезвий:  

Производные характеристики несущего винта
Площадь диска:  
Загрузка диска:  
Прочность:  

Производные характеристики лопастей несущего винта
Площадь лезвия на лезвие:  
Скорость наконечника:  

Характеристики хвостового винта
Диаметр:  
Конфигурация: Неизвестно
Направление вращения: Неизвестно
об/мин:  

Характеристики лопасти хвостового винта
Количество лезвий:  
Конструкция лезвия: н/д
Аккорд лезвия:  
Поворот лезвия:  

Производные характеристики хвостового винта
Площадь диска:  
Прочность:  

Производные характеристики лопасти хвостового винта
Скорость наконечника:  
Площадь лезвия (на лезвие):  

Связанные общедоступные ресурсы

Ресурсы, связанные с Як-38 Forger, предоставлены из общедоступных источников в Интернете.