Летно-технические характеристики Ту-154М — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 4 марта
EUR ЦБ: 80,05
(-0,14)
Инвестиции, 03 мар, 16:19
Курс доллара на 4 марта
USD ЦБ: 75,46
(-0,01)
Инвестиции, 03 мар, 16:19
«Тинькофф» перестал проводить переводы в Турцию Финансы, 19:34
СКА разгромил минское «Динамо» и вышел вперед в серии плей-офф КХЛ Спорт, 19:33
Соловьев заявил о попадании под обстрел под Угледаром Политика, 19:14
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Как управлять своими финансами в кризис: расходы, инвестиции и кредиты РБК и банк Ренессанс, 19:10
Германия заявила о независимости от поставок нефти и газа из России Политика, 18:47
В Москве 8 марта парковки сделают бесплатными Общество, 18:39
Лебеденко стал самым возрастным автором гола в истории чемпионатов России Спорт, 18:33
Внутренние и внешние опоры лидера в новой реальности
15 марта 19:00
Записаться
Захарова назвала условие для продления Россией зерновой сделки Политика, 18:31
Как получить полную информацию о своем бизнесе от смарт-терминала РБК и СберБизнес, 18:26
Шольц заявил, что время для гарантий безопасности Украине «еще не пришло» Политика, 18:26
Военная операция на Украине.
FT узнала о просьбе Британии к США «не ослаблять» «тихоокеанское НАТО» Политика, 18:23
В Британии прибывших на лодках мигрантов начнут выдворять из страны Политика, 18:20
В Макеевке задержали шестерых подростков Общество, 18:11
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Вклад «Стабильный»
Ваш доход0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Уже не первый год идут дискуссии на тему целесообразности серийного выпуска авиалайнера Ту-154. Этим летом самарская компания «Авиакор» прекратила выпуск этих самолетов.
Ту-154 — один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела. Тем не менее, до сих пор «тушка» — единственный пассажирский самолет, производившийся на экспорт.
Разработка модифицированной модели Ту-154 началась в конце 70-х годов прошлого века. Задачей было производство более экономичного двигателя. В 1984 году началось серийное производство Ту-154М с двигателем ТРДД Д-30КУ. Первый полет на серийной модели был выполнен летчиком-испытателем А.И. Талалакиным. Первоначально самолет назывался Ту-164. По сравнению с предыдущими моделями, удалось добиться повышения топливной эффективности до 30%. Часовая экономия топлива составила около 100 кг.
Производство самолета началось на Куйбышевском авиазаводе. Со временем предприятие освоило выпуск различных модификаций ТУ-154М. Среди них стоит выделить следующие: ТУ-154ЛЛ – летающая лаборатория для проекта «Буран»; Ту-154М-ОН – предназначенный для работ по программе «Открытое небо»; Ту-156 – с двигателем, работающим на природном газе.
Ту-154М – первая отечественная модель, которая приобрела летный ресурс 15 тыс. часов, вместо 4 тыс. часов, свойственных предыдущим моделям.
РБК публикует летно-технические характеристики пассажирского авиалайнера Ту-154М.
размах крыльев, м | 37,55 | |
длина самолета, м | 48 | |
высота самолета на стоянке, м | 11,4 | |
максимальный диаметр фюзеляжа, м | 3,8 | |
стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град | 35 | |
площадь крыла, м2 | 202 | |
площадь горизонтального оперения, м2 | 42 | |
максимальный взлетный вес, т | 100000 (102000) | |
максимальный посадочный вес, кг | 80000 | |
масса снаряженного самолета, кг | 59000 | |
максимальный запас топлива, кг | 39750 | |
топливная эффективность, г/пасс.![]() | 31,0-32,9 | |
количество пассажиров, чел | 152-176 | |
масса максимальной коммерческой нагрузки, кг | 18000 | |
двигатели | 3 Д-30КУ-154 2 сер. | |
тяга двигателей, кгс | 3 х 11000 | |
дальность полета на высоте 11400 м, при взлетной массе 100000 кг, с АНЗ=5000 кг, с коммерческой нагрузкой, км | 18000 кг | 3500-3800 | 16600 кг | 4050 | 5450 кг с 39750 кг топлива | 6500 |
максимальная крейсерская скорость, км/ч | 935 | |
крейсерская скорость, км/ч | 850 | |
максимальная приборная скорость, км/ч | 650 | |
крейсерская высота полета, м | 11000-12000 | |
экипаж, чел | 3(4) |
Вклад «Стабильный»
Ваш доход
0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Самолет Ту-154 🔥 конструкция, технические параметры, эксплуатация
В 1960 году Советский Союз серьезно заявил о себе, начав производить новые реактивные самолеты. Советским авиаконструкторам стал интересен новый тип газотурбинных двигателей для производства пассажирских судов, увеличивая их летно-технические характеристики и эксплуатационные качества.
Одним из новых проектов стал пассажирский самолет Ту-154, который до сих пор сравнивают с Боингом 727. Рассмотрим более подробно самолет Ту-154, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.
Содержание
- История создания
- Особенности конструкции Ту-154
- Крыло
- Шасси
- Салон
- Кабина
- Технические характеристики Ту-154
- Модификации самолета
- Производство и эксплуатация Ту-154
- Интересные факты
История создания
История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главному конструктору ОКБ «Туполева» Егеру С. М. было поручено разработать прототип летательного аппарата, который сумел бы составить конкуренцию самолету Boeing-727. Машина была собрана на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным предназначением Ту-154 являлась авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.
Чертежи Ту-154 создавались на платформе Ту-104, однако инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд корректив в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив практически неизменными крылья. Для того чтобы обеспечить нормальную работу главного силового агрегата, угол входной части его воздухозаборников был изменен по отношению к вертикальной оси.
История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда конструкторское бюро Туполева сумело предложить наилучший проект самолета, соответствующего тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет самолета Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин авиалайнер впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику пассажирского отечественного самолетостроения было решено прибегнуть к использованию необратимой бустерной системы.
Особенности конструкции Ту-154
Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.
4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.
Крыло
Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жесткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:
- Предкрылки;
- Закрылки щелевого типа;
- Элероны;
- Интерцепторы.
Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.
Шасси
Шасси самолета сделана на основе трехопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.
Салон
Салон самолета состоит из двух разделенных отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет. Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.
По классификации салон делится на три вида:
- Бизнес класс;
- Эконом класс;
- Стандартный класс.
Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.
Кабина
В экипаже самолета состоят:
- Первый и второй пилоты;
- Бортинженер;
- Бортпроводники от четырех до шести человек.
При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.
Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолета, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.
Технические характеристики Ту-154
Ту-154Б-2 | Ту-154М | |
Габариты | ||
Длина | 47,9 м | |
Размах крыла | 37,55 м | |
Площадь крыла | 201,45 м² | 202,0 м² |
Высота | 11,4 м | |
Диаметр фюзеляжа | 3,8 м | |
Ширина салона | 3,56 м | |
Высота салона | 2,02 м | |
Масса | ||
Максимальная взлетная | 98-102 т | 100—104 т |
Максимальная посадочная | 78 т | 80 т |
Пустого | 51 т | 55 т |
Максимальная коммерческая нагрузка | 18 т | |
Максимальный запас топлива | 39,75 т | |
Расход авиатоплива | 6200 кг/ч | 5400 кг/ч |
Летные данные | ||
Количество пассажиров | 152—180 | 164—180 |
Крейсерская скорость | 900 км/ч | 900—950 км/ч |
Максимальная скорость | 975 км/ч | |
Максимальное число М | 0,88 | 0,86 |
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой | 2650 км | 3900 км |
Дальность полета с максимальной заправкой | 3900 км | 6600 км |
Длина разбега | 2300 м | |
Длина пробега | 2200 м | |
Высота полета | 11 100 м | |
Потолок | 12 100 м | |
Экипаж | 4 чел.![]() | |
Двигатели | 3 × 10 500 кгс НК-8-2 | 3 × 11 000 кгс Д-30КУ-154-II |
Модификации самолета
Существует 12 модификаций пассажирского лайнера Ту-154:
- Ту-154 – первая модель самолета, серийно производившаяся с 1971 по 1974. Первоначально использовалась в качестве почтовой.
- Ту-154А – модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полета. Кроме того, отличительными особенностями Ту-154А является улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
- Ту-154Б – вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлетной массой. Также имеется усовершенствованный автопилот.
- Ту-154Б-1 – дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
- Ту-154ЛЛ – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для испытаний космического корабля “Буран”.
- Ту-154М – практически полная переделка самолета, обладающая увеличенной экономичностью (экономия топлива – около тонны в час), улучшенными аэродинамическими свойствами, новой системой авионики и увеличенной взлетной массой.
- Ту-154М2 – модификация Ту-154, которая разрабатывалась в 1990-х годах и которая так и не была пущена в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будут установлены новые более экономичные двигатели и меньший уровень шума в салоне.
- Ту-154М100 – модификация Ту-154М со встроенной западной системой авионики, улучшенным интерьером и пассажирским салонов увеличенной комфортабельности.
- Ту-154ОН – самолет, предназначенный для пролетов над странами-участницами программы “Открытое небо”.
- Ту-154М-ЛК-1 – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
- Ту-154C – грузовая модификация лайнера, также имеет обозначение Ту-154Т.
- Ту-155 – модификация Ту-154, являющаяся опытной версией самолета, способного работать на водороде или метане в качестве топлива.
Производство и эксплуатация Ту-154
Начиная с 1970 и по 1998 г. всего было выпущено 918 единиц Ту-154, среди которых:
- 604 Ту-154, включительно с 9 грузовыми Ту-154С, переделанными в конце 80-х годов;
- 313 Ту-154М.
Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. 150 самолетов Ту-154 были направлены на экспорт.
С момента первого успешного рейса, совершенного в 1972 году, и до нашего времени прошло более 40 лет. Оборудование самолета технически устарело, и, начиная с середины 2000-х годов, его начинают списывать с рейсов. На такой шаг пришлось пойти авиакомпаниям не столько из-за выработки ресурсов или недостатка качества комфорта в самолете, сколько из расчета стоимости полета. По сравнению со своими западными аналогами двигатель авиалайнера Ту-154 при одинаковых показателях мощности потребляет топлива в 2 раза больше. Это можно объяснить тем, что проектирование самолета припало на 60-е годы, когда цена на топливо не была определяющим фактором, и, соответственно, расход топлива в меньшей мере брался во внимание.
Однако даже под конец 2008 г. Ту-154 занимал половину авиапарка пассажирских самолетов русских авиакомпаний. Но мировой финансовый кризис, в который погрузилось много стран в конце 2008 − начале 2009 годов, заставил «старожила» быстрее покинуть свои позиции.
Одна за другой, учитывая будущие финансовые потери, от эксплуатации Ту-154 начали отказываться русские авиакомпании:
- 17.10.2008 – полностью снят с эксплуатации весь авиапарк Ту-154 компанией «S7» − крупнейшим российским внутренним перевозчиком;
- 2009 г. – отказ от эксплуатации Ту-154 компаниями ГТК «Россия» и «Аэрофлот». В последней Ту-154 исполнял регулярные рейсы на протяжении 38 лет.
По состоянию на начало XXI века элементы авиалайнера морально устарели, поэтому на его смену пришли более совершенные аналоги: «Боинг-737» и Airbus A320. Ту-154 был запрещен на совершение полетов в странах ЕС из-за превышения ограничения по уровню шума. Пропускались только летательные аппараты, укомплектованные специальными шумопоглощающими панелями. Полностью запретили летать Ту-154 (за исключением Ту-154М) над воздушным пространством ЕС в 2006 году. На данный момент эти авиалайнеры эксплуатируют регулярно лишь в странах СНГ.
Авиакомпании «Аэрофлот», ГТК «Россия» и «Сибирь» отказались от эксплуатации Ту-154 в 2008-2009 гг.
16.10.2011 г. – последний полет авиалайнера при поддержке «Уральских авиалиний». Эта компания эксплуатировала самый «пожилой» пассажирский Ту-154 в России, выпущенный еще в 1977 г. Но если брать мировой масштаб, то по данным 2012 г. в Северной Корее (авиакомпания AirKoryo) на регулярных рейсах еще стояла машина 1976 года выпуска с бортовым номером P-552.
В конце 2010 г. на территории РФ более 100 самолетов Ту-154 разных версий находились в полной эксплуатации. В июне 2013 года владельцем самого крупного авиапарка Ту-154 в России становится авиакомпания UTair (23 лайнера).
За пределами РФ больше всего машин Ту-154 в Казахстане − 12 шт.
На начало 2011 года самолеты Ту-154 совершали рейсы в Таджикистане (5 лайнеров), Белоруссии (5), Узбекистане (3), Азербайджане (3), Киргизии (3), Китае (3), Северной Корее (2).
20.02.2010 г. был введен запрет на эксплуатацию лайнеров Ту-154 государством Иран.
По одному самолету осталось в распоряжении правительств Чехии, Польши, Болгарии и Словакии.
Согласно статистике судьба остальных экземпляров Ту-154 распределилась следующим образом:
- 73 – разрушены вследствие серьезных аварий и катастроф;
- 187 – направлены на металлолом;
- 89 – планируется порезать на металлолом;
- 24 – музейные экспонаты, из них 1 – музей-ресторан;
- 283 – во владении авиакомпаний, из них более 100 – в полной летной пригодности.
К июню 2013 г. Ту-154 совершал регулярные рейсы в следующих авиакомпаниях России:
- Utair – 23 лайнера. Планируется до конца 2014 г. полностью заменить весь авиапарк Ту-154 на Airbus 321;
- «Якутия» – 4 самолета;
- «Алроса» – 7 самолетов. На будущее планируется их полная замена на Боинг-737;
- «Космос» – 4 авиалайнера;
- «Газпромавиа» − 2 летательных судна;
- «Татарстан» − 2 лайнера, планируют купить третий.
Эксплуатируются на подмене других бортов.
По состоянию на начало 2014 года в мире готовы выполнять свою работу всего 80 лайнеров Ту-154. Тем не менее этот самолет еще надолго останется в истории как один из самых массовых серийных авиалайнеров отечественного производства. Причиной отказа многих авиакомпаний от эксплуатации Ту-154 стали не только его устаревшее оснащение и большой расход топлива, но и многочисленные аварии и катастрофы с его участием (хотя расследования чаще всего устанавливали причину крушений в человеческом факторе). Согласно прогнозам экспертов гражданской авиации уже в 2015 г. Ту-154 будет полностью списан с учета авиакомпаний и заменен на более современные машины.
Однако имеется возможность эксплуатации этих самолетов различными правительственными структурами (МВД, ФСБ, МО).
Последний самолет Ту-154 был выпущен 19.02.2013 г. на заводе «Авиакор» (бывший КуАЗ) в Самаре и получил заводской номер 998.
Интересные факты
Внешний вид Ту-154 очень схож с Боингом 727, но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трехмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолета.
По статистике рейтинга безопасности, западный аналог проигрывает со счетом 58-33, это цифры случившихся катастроф с 1964 года.
В съемках фильма «Экипаж» принимали участие два самолета Ту-154. Один из самолетов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссеру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошел.
The European Facility for Airborne Research
Акроним самолета | ТУ 154 — ГФРИ | Регистрационный номер | RA85317 |
Оператор | ЛИИ им.![]() | Статус транснационального доступа | Закрыто для ТП |
Производитель | Туполев, Ту-154М | Категория двигателя | Джет |
Тип самолета | Исследования | Категории | Тропосфера, UTLS (верхняя тропосфера, нижняя стратосфера) |
Размеры
- Длина: 47,93 м
- Высота: 11,4 м
- Размах крыла: 37,55 м
47,93 м 11,4 м 37,55 м
Летные характеристики
Скорость
Минимальная скорость | 67 м/с |
Максимальная скорость | 167 м/с |
Обычная скорость при измерениях | 0 м/с |
Обычная скорость при транзитных рейсах | 167 м/с |
Скорость подъема | 25 м/с |
Высота
Минимальная высота |
|
Максимальный потолок | 39 700 футов |
Обычный потолок при измерениях | 39 372 фута |
Потолочные ограничения | н/д |
Полезная нагрузка
Пустой вес | 58 000 кг |
Максимальный взлетный вес | 102 000 кг |
Максимальная полезная нагрузка | 18 000 кг |
Максимальная научная полезная нагрузка | н/с |
Обычная научная полезная нагрузка при измерениях | 18 000 кг |
Научная полезная нагрузка для максимальной выносливости | н/с |
Выносливость
Максимальная автономность при минимальной научной полезной нагрузке и максимальном топливе | 7 ч (координата Y 1-й точки) |
Выносливость при максимальной научной полезной нагрузке | н/с |
Диапазон
Максимальный диапазон | 5 200 км (при минимальной научной полезной нагрузке и максимальном топливе) |
Условия для максимального диапазона | максимальная полезная нагрузка: 12000 кг |
Дальность при максимальной научной полезной нагрузке | Нет км |
Обычная дальность во время измерительного полета | 4 000 км |
Прочее
Ограничения по погодным условиям | IFR: высота облаков 30 м * горизонтальная видимость 400 м, VFR: высота облаков 60 м * горизонтальная видимость 800 м, обледенение: 10 мин |
Длина взлетно-посадочной полосы | 1 500 м |
Двигатели | 3 х Авиадвигатель Д30-КУ |
Авионика | н/д |
Экипаж и ученые на борту
Экипаж (пилоты + операторы) | 4 |
Свободные места для ученых | 5 |
Кабина
Длина | 12,70 м |
Ширина | 3,20 м |
Высота | 1,70 м |
Отверстия | 2 левые двери: Ш0,8 м x В2,66 м; 2 правые двери: Ш0,6 м x В2,26 м; 2 грузовые двери: Ш1,35 м x В0,80 м; аварийный люк |
Кабина герметичная | да |
Дополнительная информация | 20% в настоящее время занято научным оборудованием. |
Модификации самолетов
Носовая балка | нет |
Windows | Перископ заднего обзора для фиксации образования следов конденсата и т.п. |
Отверстия | н/д |
Жесткие точки | н/д |
Входы | н/д |
Дополнительные системы | н/д |
Системы сбора данных
Система сбора данных выполнена на базе промышленного ПК-совместимого компьютера с набором соответствующих интерфейсных плат и твердотельных жестких дисков различной емкости, что позволяет записывать во время полета в виде синхронизированного потока данных полетные параметры различного типа, такие как аналоговые, дискретные (TTL), мультиплексные 1553, ARINC429, последовательный (RS-232/422/485), параллельный (LPT), прямой доступ к памяти (DMA) и т. д.
Электричество
Суммарная электрическая мощность самолета (кВт) | 27 В постоянного тока, 4 кВт, 208 В постоянного тока |
Электрическая мощность (кВт) и напряжение (В), доступные для ученых | 27 В постоянного тока, 2 кВт |
Все на борту советского эпоса Туполев Ту-154 Два полета на самолете, который помог определить советскую авиацию. Серия фотографий — Meduza
Фото: Андрей Волков
Туполев Ту-154 был самым массовым пассажирским самолетом, когда-либо построенным в Советском Союзе. Первый полет Ту-154 совершил в 1968 г. В 1970 г. началось серийное производство, и до 2009 г. с конвейера сошло 1026 самолетов.. До конца 2000-х годов Ту-154 оставался одним из основных самолетов для полетов средней дальности в России. Однако в последние годы российские авиакомпании отказываются от этих самолетов, в основном, в пользу самолетов с большей топливной экономичностью и меньшим экипажем (на каждый Ту-154 требуется два пилота, штурман и бортинженер). Сегодня в российских ангарах осталось менее дюжины Ту-154, а в воздушных флотах стран бывшего СССР их еще немного. Фотограф Андрей Волков сопровождал два рейса Ту-154 авиакомпании «Белавиа», летевших из Гомеля в Нягань и Ноябрьск, вместе с работниками нефтяной компании из Белоруссии и западной Украины.
Фото: Андрей Волков
Старый заправочный шланг КРАЗ в аэропорту Гомель перед вылетом в Ноябрьск.
Фото: Андрей Волков
Бортинженер проводит предполетный осмотр самолета.
Фото: Андрей Волков
Борттехник готовит самолет к взлету в аэропорту Нягани.
Фото: Андрей Волков
На крейсерской высоте после выхода из Нягани.
Фото: Андрей Волков
На крейсерской высоте над Ноябрьском.
Фото: Андрей Волков
Ключи от различных люков и дверей на самолете вокруг пульта бортинженера.
Фото: Андрей Волков
Часы. На Ту-154 есть несколько приборов, которые используются редко, если вообще используются, и многие системы являются избыточными. Например, различные приборы, отображающие скорость самолета, состоят из пяти разных частей.
Фото: Андрей Волков
Командир самолета на пути в Нягань.
Фото: Андрей Волков
Фото: Андрей Волков
Фото: Андрей Волков
Экипаж обсуждает вектор захода на Нягань: без работающей системы посадки по приборам пришлось садиться по маякам. Навигатор теперь использует планшет для доступа к нужным картам. Раньше ему приходилось нести на борту чемодан, полный бумажных карт.
Фото: Андрей Волков
Навигатор читает контрольный список перед посадкой.
Фото: Андрей Волков
Бортинженер следит за работой двигателей.
Фото: Андрей Волков
Штурман настраивает навигационную систему перед взлетом из Нягани.
Фото: Андрей Волков
Второй пилот.