Летно-технические характеристики Ту-154М — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 4 марта
EUR ЦБ: 80,05 (-0,14) Инвестиции, 03 мар, 16:19 Курс доллара на 4 марта
USD ЦБ: 75,46 (-0,01) Инвестиции, 03 мар, 16:19

«Тинькофф» перестал проводить переводы в Турцию Финансы, 19:34

СКА разгромил минское «Динамо» и вышел вперед в серии плей-офф КХЛ Спорт, 19:33

Соловьев заявил о попадании под обстрел под Угледаром Политика, 19:14

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Как управлять своими финансами в кризис: расходы, инвестиции и кредиты РБК и банк Ренессанс, 19:10

Германия заявила о независимости от поставок нефти и газа из России Политика, 18:47

В Москве 8 марта парковки сделают бесплатными Общество, 18:39

Лебеденко стал самым возрастным автором гола в истории чемпионатов России Спорт, 18:33

Внутренние и внешние опоры лидера в новой реальности

15 марта 19:00

Записаться

Захарова назвала условие для продления Россией зерновой сделки Политика, 18:31

Как получить полную информацию о своем бизнесе от смарт-терминала РБК и СберБизнес, 18:26

Шольц заявил, что время для гарантий безопасности Украине «еще не пришло» Политика, 18:26

Военная операция на Украине.

Онлайн Политика, 18:26

FT узнала о просьбе Британии к США «не ослаблять» «тихоокеанское НАТО» Политика, 18:23

В Британии прибывших на лодках мигрантов начнут выдворять из страны Политика, 18:20

В Макеевке задержали шестерых подростков Общество, 18:11

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Уже не первый год идут дискуссии на тему целесообразности серийного выпуска авиалайнера Ту-154. Этим летом самарская компания «Авиакор» прекратила выпуск этих самолетов.

Ту-154 — один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела. Тем не менее, до сих пор «тушка» — единственный пассажирский самолет, производившийся на экспорт.

Разработка модифицированной модели Ту-154 началась в конце 70-х годов прошлого века. Задачей было производство более экономичного двигателя. В 1984 году началось серийное производство Ту-154М с двигателем ТРДД Д-30КУ. Первый полет на серийной модели был выполнен летчиком-испытателем А.И. Талалакиным. Первоначально самолет назывался Ту-164. По сравнению с предыдущими моделями, удалось добиться повышения топливной эффективности до 30%. Часовая экономия топлива составила около 100 кг.

Производство самолета началось на Куйбышевском авиазаводе. Со временем предприятие освоило выпуск различных модификаций ТУ-154М. Среди них стоит выделить следующие: ТУ-154ЛЛ – летающая лаборатория для проекта «Буран»; Ту-154М-ОН – предназначенный для работ по программе «Открытое небо»; Ту-156 – с двигателем, работающим на природном газе.

Ту-154М – первая отечественная модель, которая приобрела летный ресурс 15 тыс. часов, вместо 4 тыс. часов, свойственных предыдущим моделям.

РБК публикует летно-технические характеристики пассажирского авиалайнера Ту-154М.

размах крыльев, м 37,55
длина самолета, м 48
высота самолета на стоянке, м 11,4
максимальный диаметр фюзеляжа, м 3,8
стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град 35
площадь крыла, м2 202
площадь горизонтального оперения, м2 42
максимальный взлетный вес, т 100000 (102000)
максимальный посадочный вес, кг 80000
масса снаряженного самолета, кг 59000
максимальный запас топлива, кг 39750
топливная эффективность, г/пасс. км 31,0-32,9
количество пассажиров, чел 152-176
масса максимальной коммерческой нагрузки, кг 18000
двигатели 3 Д-30КУ-154 2 сер.
тяга двигателей, кгс 3 х 11000
дальность полета на высоте 11400 м, при взлетной массе 100000 кг, с АНЗ=5000 кг, с коммерческой нагрузкой, км 18000 кг 3500-3800
16600 кг 4050 5450 кг с 39750 кг топлива 6500
максимальная крейсерская скорость, км/ч
935
крейсерская скорость, км/ч 850
максимальная приборная скорость, км/ч 650
крейсерская высота полета, м 11000-12000
экипаж, чел 3(4)

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Самолет Ту-154 🔥 конструкция, технические параметры, эксплуатация

В 1960 году Советский Союз серьезно заявил о себе, начав производить новые реактивные самолеты. Советским авиаконструкторам стал интересен новый тип газотурбинных двигателей для производства пассажирских судов, увеличивая их летно-технические характеристики и эксплуатационные качества.

Одним из новых проектов стал пассажирский самолет Ту-154, который до сих пор сравнивают с Боингом 727. Рассмотрим более подробно самолет Ту-154, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции Ту-154
  3. Крыло
  4. Шасси
  5. Салон
  6. Кабина
  7. Технические характеристики Ту-154
  8. Модификации самолета
  9. Производство и эксплуатация Ту-154
  10. Интересные факты

История создания

История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главному конструктору ОКБ «Туполева» Егеру С. М. было поручено разработать прототип летательного аппарата, который сумел бы составить конкуренцию самолету Boeing-727. Машина была собрана на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным предназначением Ту-154 являлась авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.

Чертежи Ту-154 создавались на платформе Ту-104, однако инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд корректив в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив практически неизменными крылья. Для того чтобы обеспечить нормальную работу главного силового агрегата, угол входной части его воздухозаборников был изменен по отношению к вертикальной оси.

История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда конструкторское бюро Туполева сумело предложить наилучший проект самолета, соответствующего тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет самолета Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин авиалайнер впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику пассажирского отечественного самолетостроения было решено прибегнуть к использованию необратимой бустерной системы.

Особенности конструкции Ту-154

Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.

4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.

Крыло

Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жесткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:

  • Предкрылки;
  • Закрылки щелевого типа;
  • Элероны;
  • Интерцепторы.

Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.

Шасси

Шасси самолета сделана на основе трехопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.

Салон

Салон самолета состоит из двух разделенных отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет. Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.

По классификации салон делится на три вида:

  • Бизнес класс;
  • Эконом класс;
  • Стандартный класс.

Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.

Кабина

В экипаже самолета состоят:

  • Первый и второй пилоты;
  • Бортинженер;
  • Бортпроводники от четырех до шести человек.

При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.

Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолета, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.

Технические характеристики Ту-154

Ту-154Б-2Ту-154М
Габариты
Длина47,9 м
Размах крыла37,55 м
Площадь крыла201,45 м²202,0 м²
Высота11,4 м
Диаметр фюзеляжа3,8 м
Ширина салона3,56 м
Высота салона2,02 м
Масса
Максимальная взлетная98-102 т100—104 т
Максимальная посадочная78 т80 т
Пустого51 т55 т
Максимальная коммерческая нагрузка18 т
Максимальный запас топлива39,75 т
Расход авиатоплива6200 кг/ч5400 кг/ч
Летные данные
Количество пассажиров152—180164—180
Крейсерская скорость900 км/ч900—950 км/ч
Максимальная скорость975 км/ч
Максимальное число М0,880,86
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой2650 км3900 км
Дальность полета с максимальной заправкой3900 км6600 км
Длина разбега2300 м
Длина пробега2200 м
Высота полета11 100 м
Потолок12 100 м
Экипаж4 чел.
Двигатели3 × 10 500 кгс НК-8-23 × 11 000 кгс Д-30КУ-154-II

Модификации самолета

Существует 12 модификаций пассажирского лайнера Ту-154:

  • Ту-154 – первая модель самолета, серийно производившаяся с 1971 по 1974. Первоначально использовалась в качестве почтовой.
  • Ту-154А – модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полета. Кроме того, отличительными особенностями Ту-154А является улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
  • Ту-154Б – вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлетной массой. Также имеется усовершенствованный автопилот.
  • Ту-154Б-1 – дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
  • Ту-154ЛЛ – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для испытаний космического корабля “Буран”.
  • Ту-154М – практически полная переделка самолета, обладающая увеличенной экономичностью (экономия топлива – около тонны в час), улучшенными аэродинамическими свойствами, новой системой авионики и увеличенной взлетной массой.
  • Ту-154М2 – модификация Ту-154, которая разрабатывалась в 1990-х годах и которая так и не была пущена в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будут установлены новые более экономичные двигатели и меньший уровень шума в салоне.
  • Ту-154М100 – модификация Ту-154М со встроенной западной системой авионики, улучшенным интерьером и пассажирским салонов увеличенной комфортабельности.
  • Ту-154ОН – самолет, предназначенный для пролетов над странами-участницами программы “Открытое небо”.
  • Ту-154М-ЛК-1 – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
  • Ту-154C – грузовая модификация лайнера, также имеет обозначение Ту-154Т.
  • Ту-155 – модификация Ту-154, являющаяся опытной версией самолета, способного работать на водороде или метане в качестве топлива.

Производство и эксплуатация Ту-154

Начиная с 1970 и по 1998 г. всего было выпущено 918 единиц Ту-154, среди которых:

  • 604 Ту-154, включительно с 9 грузовыми Ту-154С, переделанными в конце 80-х годов;
  • 313 Ту-154М.

Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. 150 самолетов Ту-154 были направлены на экспорт.

С момента первого успешного рейса, совершенного в 1972 году, и до нашего времени прошло более 40 лет. Оборудование самолета технически устарело, и, начиная с середины 2000-х годов, его начинают списывать с рейсов. На такой шаг пришлось пойти авиакомпаниям не столько из-за выработки ресурсов или недостатка качества комфорта в самолете, сколько из расчета стоимости полета. По сравнению со своими западными аналогами двигатель авиалайнера Ту-154 при одинаковых показателях мощности потребляет топлива в 2 раза больше. Это можно объяснить тем, что проектирование самолета припало на 60-е годы, когда цена на топливо не была определяющим фактором, и, соответственно, расход топлива в меньшей мере брался во внимание.

Однако даже под конец 2008 г. Ту-154 занимал половину авиапарка пассажирских самолетов русских авиакомпаний. Но мировой финансовый кризис, в который погрузилось много стран в конце 2008 − начале 2009 годов, заставил «старожила» быстрее покинуть свои позиции.

Одна за другой, учитывая будущие финансовые потери, от эксплуатации Ту-154 начали отказываться русские авиакомпании:

  • 17.10.2008 – полностью снят с эксплуатации весь авиапарк Ту-154 компанией «S7» − крупнейшим российским внутренним перевозчиком;
  • 2009 г. – отказ от эксплуатации Ту-154 компаниями ГТК «Россия» и «Аэрофлот». В последней Ту-154 исполнял регулярные рейсы на протяжении 38 лет.

По состоянию на начало XXI века элементы авиалайнера морально устарели, поэтому на его смену пришли более совершенные аналоги: «Боинг-737» и Airbus A320. Ту-154 был запрещен на совершение полетов в странах ЕС из-за превышения ограничения по уровню шума. Пропускались только летательные аппараты, укомплектованные специальными шумопоглощающими панелями. Полностью запретили летать Ту-154 (за исключением Ту-154М) над воздушным пространством ЕС в 2006 году. На данный момент эти авиалайнеры эксплуатируют регулярно лишь в странах СНГ.

Авиакомпании «Аэрофлот», ГТК «Россия» и «Сибирь» отказались от эксплуатации Ту-154 в 2008-2009 гг.

16.10.2011 г. – последний полет авиалайнера при поддержке «Уральских авиалиний». Эта компания эксплуатировала самый «пожилой» пассажирский Ту-154 в России, выпущенный еще в 1977 г. Но если брать мировой масштаб, то по данным 2012 г. в Северной Корее (авиакомпания AirKoryo) на регулярных рейсах еще стояла машина 1976 года выпуска с бортовым номером P-552.

В конце 2010 г. на территории РФ более 100 самолетов Ту-154 разных версий находились в полной эксплуатации. В июне 2013 года владельцем самого крупного авиапарка Ту-154 в России становится авиакомпания UTair (23 лайнера).

За пределами РФ больше всего машин Ту-154 в Казахстане − 12 шт.

На начало 2011 года самолеты Ту-154 совершали рейсы в Таджикистане (5 лайнеров), Белоруссии (5), Узбекистане (3), Азербайджане (3), Киргизии (3), Китае (3), Северной Корее (2).

20.02.2010 г. был введен запрет на эксплуатацию лайнеров Ту-154 государством Иран.

По одному самолету осталось в распоряжении правительств Чехии, Польши, Болгарии и Словакии.

Согласно статистике судьба остальных экземпляров Ту-154 распределилась следующим образом:

  • 73 – разрушены вследствие серьезных аварий и катастроф;
  • 187 – направлены на металлолом;
  • 89 – планируется порезать на металлолом;
  • 24 – музейные экспонаты, из них 1 – музей-ресторан;
  • 283 – во владении авиакомпаний, из них более 100 – в полной летной пригодности.

К июню 2013 г. Ту-154 совершал регулярные рейсы в следующих авиакомпаниях России:

  • Utair – 23 лайнера. Планируется до конца 2014 г. полностью заменить весь авиапарк Ту-154 на Airbus 321;
  • «Якутия» – 4 самолета;
  • «Алроса» – 7 самолетов. На будущее планируется их полная замена на Боинг-737;
  • «Космос» – 4 авиалайнера;
  • «Газпромавиа» − 2 летательных судна;
  • «Татарстан» − 2 лайнера, планируют купить третий. Эксплуатируются на подмене других бортов.

По состоянию на начало 2014 года в мире готовы выполнять свою работу всего 80 лайнеров Ту-154. Тем не менее этот самолет еще надолго останется в истории как один из самых массовых серийных авиалайнеров отечественного производства. Причиной отказа многих авиакомпаний от эксплуатации Ту-154 стали не только его устаревшее оснащение и большой расход топлива, но и многочисленные аварии и катастрофы с его участием (хотя расследования чаще всего устанавливали причину крушений в человеческом факторе). Согласно прогнозам экспертов гражданской авиации уже в 2015 г. Ту-154 будет полностью списан с учета авиакомпаний и заменен на более современные машины.

Однако имеется возможность эксплуатации этих самолетов различными правительственными структурами (МВД, ФСБ, МО).

Последний самолет Ту-154 был выпущен 19.02.2013 г. на заводе «Авиакор» (бывший КуАЗ) в Самаре и получил заводской номер 998.

Интересные факты

Внешний вид Ту-154 очень схож с Боингом 727, но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трехмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолета.

По статистике рейтинга безопасности, западный аналог проигрывает со счетом 58-33, это цифры случившихся катастроф с 1964 года.

В съемках фильма «Экипаж» принимали участие два самолета Ту-154. Один из самолетов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссеру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошел.

The European Facility for Airborne Research

Акроним самолета ТУ 154 — ГФРИ Регистрационный номер RA85317
Оператор ЛИИ им. Громова Статус транснационального доступа Закрыто для ТП
Производитель Туполев, Ту-154М Категория двигателя Джет
Тип самолета Исследования Категории Тропосфера, UTLS (верхняя тропосфера, нижняя стратосфера)

Размеры

  • Длина: 47,93 м
  • Высота: 11,4 м
  • Размах крыла: 37,55 м

47,93 м 11,4 м 37,55 м

Летные характеристики

Скорость

Минимальная скорость 67 м/с
Максимальная скорость 167 м/с
Обычная скорость при измерениях 0 м/с
Обычная скорость при транзитных рейсах 167 м/с
Скорость подъема 25 м/с

Высота

Минимальная высота
  • Над уровнем моря: 164 фута
  • Над землей: 164 фута
Максимальный потолок 39 700 футов
Обычный потолок при измерениях 39 372 фута
Потолочные ограничения

н/д

Полезная нагрузка

Пустой вес 58 000 кг
Максимальный взлетный вес 102 000 кг
Максимальная полезная нагрузка 18 000 кг
Максимальная научная полезная нагрузка н/с
Обычная научная полезная нагрузка при измерениях 18 000 кг
Научная полезная нагрузка для максимальной выносливости н/с

Выносливость

Максимальная автономность при минимальной научной полезной нагрузке и максимальном топливе 7 ч (координата Y 1-й точки)
Выносливость при максимальной научной полезной нагрузке н/с

Диапазон

Максимальный диапазон 5 200 км (при минимальной научной полезной нагрузке и максимальном топливе)
Условия для максимального диапазона

максимальная полезная нагрузка: 12000 кг

Дальность при максимальной научной полезной нагрузке Нет км
Обычная дальность во время измерительного полета 4 000 км

Прочее

Ограничения по погодным условиям

IFR: высота облаков 30 м * горизонтальная видимость 400 м, VFR: высота облаков 60 м * горизонтальная видимость 800 м, обледенение: 10 мин

Длина взлетно-посадочной полосы 1 500 м
Двигатели

3 х Авиадвигатель Д30-КУ

Авионика

н/д

Экипаж и ученые на борту

Экипаж (пилоты + операторы)

4

Свободные места для ученых

5

Кабина

Длина 12,70 м
Ширина 3,20 м
Высота 1,70 м
Отверстия

2 левые двери: Ш0,8 м x В2,66 м; 2 правые двери: Ш0,6 м x В2,26 м; 2 грузовые двери: Ш1,35 м x В0,80 м; аварийный люк

Кабина герметичная

да

Дополнительная информация

20% в настоящее время занято научным оборудованием.
Площади багажных отделений 15 и 16 м.куб.

Модификации самолетов

Носовая балка

нет

Windows

Перископ заднего обзора для фиксации образования следов конденсата и т.п.

Отверстия

н/д

Жесткие точки

н/д

Входы

н/д

Дополнительные системы

н/д

Системы сбора данных

Система сбора данных выполнена на базе промышленного ПК-совместимого компьютера с набором соответствующих интерфейсных плат и твердотельных жестких дисков различной емкости, что позволяет записывать во время полета в виде синхронизированного потока данных полетные параметры различного типа, такие как аналоговые, дискретные (TTL), мультиплексные 1553, ARINC429, последовательный (RS-232/422/485), параллельный (LPT), прямой доступ к памяти (DMA) и т. д.

Электричество

Суммарная электрическая мощность самолета (кВт)

27 В постоянного тока, 4 кВт, 208 В постоянного тока

Электрическая мощность (кВт) и напряжение (В), доступные для ученых

27 В постоянного тока, 2 кВт

Все на борту советского эпоса Туполев Ту-154 Два полета на самолете, который помог определить советскую авиацию. Серия фотографий — Meduza

Фото: Андрей Волков

Туполев Ту-154 был самым массовым пассажирским самолетом, когда-либо построенным в Советском Союзе. Первый полет Ту-154 совершил в 1968 г. В 1970 г. началось серийное производство, и до 2009 г. с конвейера сошло 1026 самолетов.. До конца 2000-х годов Ту-154 оставался одним из основных самолетов для полетов средней дальности в России. Однако в последние годы российские авиакомпании отказываются от этих самолетов, в основном, в пользу самолетов с большей топливной экономичностью и меньшим экипажем (на каждый Ту-154 требуется два пилота, штурман и бортинженер). Сегодня в российских ангарах осталось менее дюжины Ту-154, а в воздушных флотах стран бывшего СССР их еще немного. Фотограф Андрей Волков сопровождал два рейса Ту-154 авиакомпании «Белавиа», летевших из Гомеля в Нягань и Ноябрьск, вместе с работниками нефтяной компании из Белоруссии и западной Украины.

Фото: Андрей Волков

Старый заправочный шланг КРАЗ в аэропорту Гомель перед вылетом в Ноябрьск.

Фото: Андрей Волков

Бортинженер проводит предполетный осмотр самолета.

Фото: Андрей Волков

Борттехник готовит самолет к взлету в аэропорту Нягани.

Фото: Андрей Волков

На крейсерской высоте после выхода из Нягани.

Фото: Андрей Волков

На крейсерской высоте над Ноябрьском.

Фото: Андрей Волков

Ключи от различных люков и дверей на самолете вокруг пульта бортинженера.

Фото: Андрей Волков

Часы. На Ту-154 есть несколько приборов, которые используются редко, если вообще используются, и многие системы являются избыточными. Например, различные приборы, отображающие скорость самолета, состоят из пяти разных частей.

Фото: Андрей Волков

Командир самолета на пути в Нягань.

Фото: Андрей Волков

Фото: Андрей Волков

Фото: Андрей Волков

Экипаж обсуждает вектор захода на Нягань: без работающей системы посадки по приборам пришлось садиться по маякам. Навигатор теперь использует планшет для доступа к нужным картам. Раньше ему приходилось нести на борту чемодан, полный бумажных карт.

Фото: Андрей Волков

Навигатор читает контрольный список перед посадкой.

Фото: Андрей Волков

Бортинженер следит за работой двигателей.

Фото: Андрей Волков

Штурман настраивает навигационную систему перед взлетом из Нягани.

Фото: Андрей Волков

Второй пилот.