Страница не найдена — ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

It looks like nothing was found at this location. Maybe try a search or one of the links below?

Поиск для:

Архивы

Архивы Выберите месяц Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011

Рубрики

РубрикиВыберите рубрику50 ЛЕТ ПОЛИТУЧИЛИЩАМАНОНСАРМИЯ И ОБЩЕСТВОАРХИВ ЖУРНАЛАБЕЗ СРОКА ДАВНОСТИВ ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯВИДЕОВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВАВОЕННАЯ МЕДИЦИНАВОЕННАЯ РАЗВЕДКАВОЕННАЯ РЕФОРМАВОЕННАЯ СИМВОЛИКАВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИE ОТНОШЕНИЯВОЕННОЕ ИСКУССТВОВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОВОЕННОПЛЕННЫЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯВОЕННЫЕ МУЗЕИВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИГЕРОИ И ПОДВИГИГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТДОКУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫЖЕНЩИНЫ В АРМИИЗАБЫТОЕ ИМЯИЗ ИСТОРИИ ФОРТИФИКАЦИИИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВИМЕНА И СУДЬБЫИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВОИСТОРИОГРАФИЯИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫИСТОРИЯ ВОЕННОЙ НАУКИИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИИСТОРИЯ ВОИНИСТОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИИСТОРИЯ ТЫЛАИСТОРИЯ: ПРОТИВ ЛЖИКНИЖНАЯ ПОЛКАКРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫМЕМУАРЫМУНДИР ОТЕЧЕСТВАНАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯНАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬНЕОПУБЛИКОВАННЫЕ РУКОПИСИНОВОСТИОБМУНДИРОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕОБЪЯВЛЕНИЯОЧЕРКИ И ВОСПОМИНАНИЯПАМЯТНЫЕ ДАТЫПамятьПЕРВАЯ МИРОВАЯПОЗДРАВЛЯЕМПОЗДРАВЛЯЕМ!ПОЛКОВАЯ ЛЕТОПИСЬПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИРУБЕЖИ РОССИИРУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕСПЕЦСЛУЖБЫСПРАШИВАЕТЕ — ОТВЕЧАЕМСУЖДЕНИЯ.
ВЕРСИИТРАГЕДИЯ ПЛЕНАФАМИЛЬНЫЙ АРХИВФОРТИФИКАЦИЯФОТОХОЛОДНАЯ ВОЙНАЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

  • 50 ЛЕТ ПОЛИТУЧИЛИЩАМ
  • АНОНС
  • АРМИЯ И ОБЩЕСТВО
  • АРХИВ ЖУРНАЛА
  • БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
  • В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ
  • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
  • ВИДЕО
  • ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
  • ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА
  • ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА
  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА
  • ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА
  • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
  • ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИE ОТНОШЕНИЯ
  • ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
  • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  • ВОЕННОПЛЕННЫЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
  • ВОЕННЫЕ МУЗЕИ
  • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ
  • ГЕРОИ И ПОДВИГИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
  • ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ
  • ДОКУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫ
  • ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ
  • ЗАБЫТОЕ ИМЯ
  • ИЗ ИСТОРИИ ФОРТИФИКАЦИИ
  • ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
  • ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ
  • ИМЕНА И СУДЬБЫ
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО
  • ИСТОРИОГРАФИЯ
  • ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
  • ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ НАУКИ
  • ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ
  • ИСТОРИЯ ВОИН
  • ИСТОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
  • ИСТОРИЯ ТЫЛА
  • ИСТОРИЯ: ПРОТИВ ЛЖИ
  • КНИЖНАЯ ПОЛКА
  • КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
  • ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ
  • МЕМУАРЫ
  • МУНДИР ОТЕЧЕСТВА
  • НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ РУКОПИСИ
  • НОВОСТИ
  • ОБМУНДИРОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • ОЧЕРКИ И ВОСПОМИНАНИЯ
  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
  • Память
  • ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ!
  • ПОЛКОВАЯ ЛЕТОПИСЬ
  • ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
  • РУБЕЖИ РОССИИ
  • РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • СПЕЦСЛУЖБЫ
  • СПРАШИВАЕТЕ — ОТВЕЧАЕМ
  • СУЖДЕНИЯ. ВЕРСИИ
  • ТРАГЕДИЯ ПЛЕНА
  • ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ
  • ФОРТИФИКАЦИЯ
  • ФОТО
  • ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
  • ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

Как достигалось господство ВВС СССР в воздухе над Балтийским морем в войну

120 лет назад, 19 января 1902 года, в многодетной казачьей семье на хуторе Садковский ныне Урюпинского района Волгоградской области родился будущий генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Михаил Самохин. Этого незаурядного человека не раз обвиняли в начале войны в неумелом командовании, поверхностном отношении к решению боевых задач, принятии непродуманных решений, но он продолжил самоотверженно защищать небо страны и флот.

От кавалерии к авиации

Окончив неполную среднюю школу, Михаил Самохин в 1924 году был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) — недолго служил в кавалерии, но затем связал свою судьбу с авиацией. В 1929 году он окончил Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, а в следующем году — Качинскую военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова, после чего продолжил службу на Черноморском флоте. Через десять лет Самохина выдвинули на должность заместителя командующего ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а 4 июня 1940 года комиссия аттестовала его на звание генерал-майора авиации.

Читайте также

Стратегического значения: о ходе самой смелой десантной операции русского флота XX века

В начале Великой Отечественной войны ВВС КБФ оказались в непростой ситуации: базирование авиационных частей и соединений определялось не оперативными требованиями, а наличием пригодных аэродромов, которых на территории присоединенной к СССР Прибалтики имелось мало, да и оборудованы они были слабо. Основные силы ударной авиации располагались на аэродромных узлах в районе Ленинграда, что создавало дополнительные трудности при многочасовых полетах к фронту и обратно, изматывая личный состав. К тому же многие из 656 самолетов, например И-15бис, СБ или ранние И-16, к 22 июня уже являли собой устаревшие машины с частично израсходованным моторесурсом, а морские разведчики МБР-2 не имели шансов в бою с современными немецкими самолетами.

14 июля 1941 года генерал-майор Михаил Самохин занял место командующего ВВСБалтийского флота, придя на смену генерал-майору Василию Ермаченкову, которого перевели на Черное море. И практически сразу же организовал борьбу с врагом на дальних, а затем и ближних подступах к Ленинграду в непростых условиях: кроме общего превосходства неприятеля, захватившего стратегическую инициативу, приходилось учитывать сложные метеорологические условия. Балтийское море — один из самых непростых театров военных действий по своим климатическим особенностям: с плохой видимостью по несколько дней, частыми туманами, осадками.

В первые полгода войны наиболее ярким эпизодом в истории ВВС КБФ стала бомбардировка Берлина с аэродрома острова Эзель. Хоть основная ответственность за операцию лежала на командующем ВВС флота генерал-лейтенанте Семене Жаворонкове, но и Самохину пришлось решить немало задач, например с тыловым обеспечением боевой работы. Эти проблемы особенно усилились при отходе наших войск, а с началом блокады Ленинграда дефицитными стали запасные части ко всем типам самолетов, а также боеприпасы и горючее.  

Бомбардировка объектов Берлина, 1941 год

© Минобороны России/CC BY 4.0

Офицеры Особого отдела НКВД в 1941 году и первой половине 1942 года несколько раз высказывали предложение о необходимости снять командующего ВВС Балтфлота Михаила Самохина с должности. Когда в штабах подводились итоги первого года войны на Балтике, то оказалось, что потери флотской авиации составили 685 самолетов. Генерала Самохина обвинили в неумелом принятии решений, которые привели к неэффективному использованию авиации и, как следствие, большим потерям. Однако никаких взысканий или наказаний для командующего не последовало.

Читайте также

Первые бомбы по «логову врага». Как советские летчики бомбили Берлин летом 1941-го

Перелом в войне

В начале 1943 года перед Ленинградским и Волховским фронтами, а также Балтийским флотом поставили задачу — прорвать многомесячную блокаду города на Неве. Если корабли и форты поддерживали наступление артиллерийским огнем, то балтийские летчики совместно с фронтовыми прикрывали войска с воздуха, уничтожали живую силу и технику противника, его командные пункты на поле боя, вели разведку. Для этих целей всего было выполнено 2 169 самолето-вылетов.

Когда удалось прорвать блокаду, то советское наступление не завершилось. Теперь самолеты КБФ все чаще патрулировали воздушное пространство над водами Балтики; ставили мины вблизи баз противника, чтобы затруднить выход его кораблей в море, наносили удары по конвоям. Командование, во главе с генералом Михаилом Самохиным, не прекращало поиск оптимальных методов борьбы с противником и новых тактических приемов.

Советская авиация ВМФ после первых недель поражений и неясности ситуации добилась к концу 1943 года почти неоспоримого господства в воздухе над морем. Ее самолеты совершали до 17 воздушных атак в день. Число самолетов, участвовавших в каждом налете, доходило до 25. Налеты отличались систематичностью и упорством действий

Немецкий военный журнал «Марине Рундшау», 1962 год

Готовя десантные операции на острова в Выборгском заливе, советское командование считало одним из самых опасных на тот момент противников финский броненосец «Вяйнямейнен». Примерно неделю наши разведчики следили за крупным кораблем, который, как позднее оказалось, был германским крейсером ПВО «Ниобе», превращенным в мощную плавучую батарею, которая действительно была похожа очертаниями на «Вяйнямейнен» и стояла в порту Котка.

Германский крейсер ПВО «Ниобе»

© Dutch Navy Personel

12 июля 1944 года командующий ВВС КБФ принял решение потопить врага силами только флотской авиации в ходе однодневной операции. Как отмечалось в отчете, «генерал-лейтенант Самохин лично поставил задачи перед командирами частей и соединений, участвующих в операции, и детально разобрал с ними общий замысел».

После подтверждения от самолетов-разведчиков того факта, что крейсер ПВО по-прежнему находится на базе, в течение 16 июля на цель, меняя друг друга, устремились штурмовики, пикировщики и торпедоносцы, которые использовали метод топмачтового бомбометания (способ, при котором бомбы сбрасываются с предельно малой высоты и, рикошетируя от водной глади, поражают корабль в борта). Всего в этой атаке участвовало 28 Пе-2 и четыре А-20, при этом 24 Ил-2 обстреливали зенитные средства, сумев в значительной степени подавить весьма мощную ПВО неприятеля. В результате налета советских ВВС крейсер «Ниобе» затонул.  

Одна из первых волн, состоявшая из пикировавших и обстреливавших «Ниобе» бомбардировщиков, добилась попадания в платформу 7-го тяжелого орудия. Прислуга вышла из строя, сам ствол вместе с лафетом оторвался и вылетел за борт… Сразу после этого последовали два-три попадания бомб в 4-е тяжелое орудие и рядом с ним. Прислуга и орудие полностью вышли из строя, система управления огнем была уничтожена… Примерно в 16:03 с правого борта показалось 4 «бостона», по ним немедленно начали стрелять, но атаку не удалось предотвратить, две торпеды или тяжелые бомбы попали в цель. Весь корабль задрожал, и столбы воды значительной высоты поднялись у борта. Почти в тот же самый момент корабль стал наклоняться на правый борт и начал переворачиваться, затем верхушки мачт коснулись воды. ..

Из доклада командира «Ниобе» в штаб кригсмарине

Это был первый крупный вражеский корабль, потопленный морскими летчиками на Балтике. Указом Президиума Верховного Совета СССР участников операции наградили орденами и медалями. Подполковнику Илье Пономаренко, капитану Ивану Тихомирову и старшему лейтенанту Иосифу Сачко присвоили звание Героя Советского Союза, а пикировщику подполковнику Василию Ракову вручили вторую медаль «Золотая Звезда». Командующего ВВС КБФ Михаила Самохина удостоили ордена Ушакова первой степени.

Эффективное оружие против кораблей и судов

Нельзя не сказать еще об одной задаче, которую решали только флотские экипажи в Великую Отечественную войну, — постановка мин. Хотя еще до войны с Германией полки, вооруженные самолетами ДБ-3 и ДБ-3ф, назывались минно-торпедными, опыт применения этого оружия в ходе Советско-финляндской войны у личного состава имелся весьма скупой. Овладевать всеми премудростями нового дела приходилось на ходу. Обычно, получив директиву или приказ командующего КБФ вице-адмирала Владимира Трибуца, генерал Самохин и его штаб сразу приступали к разработке плана авиационных минных постановок.

Экипаж бомбардировщика ДБ-3, 1941 год

© Минобороны России/CC BY 4.0

Читайте также

Проект «Звено»: как в СССР создавали летающий авианосец

Финский и Рижский заливы, да и само Балтийское море — мелководные, а следовательно, удобны для применения этого оружия. Задания по минированию имели много специфики: постановки могли выполняться в светлое время суток или ночью, при тонком льде или чистой воде, с больших высот или малых… Важно было определить наиболее распространенные маршруты движения немецких и финских транспортов, чтобы создать им наибольшие проблемы, а в идеале самолетами-миноносцами полностью закрыть фарватер.

По мере накопления опыта работа ширилась. Всего подчиненные генерала Самохина выставили 1 588 мин, произведя на это 1 067 самолето-вылетов. Конечно, наибольшее количество мин — 938 штук — удалось установить в третьем периоде войны, когда обстановка на земле, море и в воздухе стала наиболее благоприятной для наших войск, хотя зенитная оборона неприятеля и усилилась. Особо успешными были минирования в устье Западной Двины (51 штука) в июле 1944 года, в Ирбенском проливе и у портов Виндавы и Либавы с сентября. У последнего удалось установить 148 мин, включая неконтактные магнитные, — через Либавы шло основное снабжение курляндской группировки противника. Несколько ранее 171 мину самолеты КБФ выставили на подходе к Таллину.  

Роль командующего трудно переоценить — именно Михаил Самохин ввел в военную практику так называемый крейсерский полет (не на основании данных воздушной разведки, а методом свободного поиска, или «охоты») с возвращением над облаками, умело использовал тактику применения различных типов самолетов в единой группе. А перед принятием важных решений он часто проводил опрос подчиненных по сложному вопросу, учитывая их мнение.

Читайте также

Не за службу, а за дружбу с Берией? О тайне имени и гибели одного из создателей ВВС СССР

Война закончилась, что дальше

После войны Михаил Самохин еще некоторое время занимал прежнюю должность, а затем много учился: в мае 1947 года окончил Высшие академические курсы при Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова; в 1951 году — при Военной академии Генштаба. После чего был назначен начальником противовоздушной обороны — заместителем командующего ВВС ВМФ СССР.

Посвятив армии 40 лет и уйдя в отставку по возрасту, работать Самохин не прекратил. Почти до конца своих дней он трудился в научных учреждениях космического профиля. Весьма плодотворным было его сотрудничество с основоположником советской космонавтики Сергеем Королевым, когда началось создание и испытания тяжелой ракеты-носителя Н-1 для полетов на Луну.

Энергии и желания оказывать нам всяческую помощь, пользуясь высоким генеральским чином и связями в Министерстве обороны, Самохину было не занимать. Он быстро познакомился со всеми главными и ведущими специалистами. Обладая общительным характером, незаурядными организаторскими способностями, неисчерпаемым запасом остросюжетных рассказов из истории своей военной службы, Самохин завоевал всеобщие симпатии. Вскоре его присутствие на полигоне для решения массы организационных, хозяйственных, транспортных и бытовых проблем стало совершенно необходимым. К нему непосредственно обращался министр, если требовался самолет, главные конструкторы звонили по поводу перевозки срочных грузов и бронирования мест в гостиницах…

Борис Черток

Ученый-конструктор (книга «Ракеты и люди»)

Михаил Самохин ушел из жизни в 96 лет, оставаясь и в преклонном возрасте деятельным человеком, который много сил отдавал пропаганде опыта Великой Отечественной войны. Всего за долгую жизнь Михаил Самохин был награжден 14 орденами и многими медалями, он единственный в морской авиации кавалер трех полководческих наград — два ордена Ушакова первой степени и один орден Суворова второй степени.

 

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала старшему научному сотруднику Центра военной истории Института российской истории РАН Мирославу Морозову и историку авиации Андрею Симонову 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass. ru

Project MUSE — Out of the Blue: забытая история советских ВВС во Второй мировой войне

Деятельность советских ВВС (ВВС) относится к числу наименее документированных аспектов Второй мировой войны . В начале 1980-х фон Хардести, куратор отдела аэронавтики Музея авиации и космонавтики Смитсоновского института, написал Red Phoenix , новаторский отчет о ВВС с 1941 по 1945 год. Хардести объединился с Ильей Гринбергом, профессором отдел технологии Государственного университета Нью-Йорка в Колледже в Буффало, чтобы существенно переработать этот классический рассказ, который обязательно опирался на некритические и ультрапатриотические советские мемуары. В Red Phoenix Rising: The Society Air Force in World War II (University of Kansas Press, 2012), Хардести и Гринберг воспользовались рассекреченными российскими архивными материалами, ставшими доступными за последние три десятилетия, чтобы дать исчерпывающий и захватывающий отчет о Эпическое противостояние ВВС с Люфтваффе и Вермахтом. Мы публикуем обзор книги «Внезапно», сделанный Хардести, вместе с интервью, которое старший редактор Дональд А. Йеркса провел с Гринбергом в июле 2012 г. .

Русско-германская война (1941-1945 гг.) началась с потрясающей демонстрации авиации. Утром 22 июня 1941 года в предрассветной темноте бомбардировщики Люфтваффе нанесли удар по передовым авиабазам ВВС СССР ( Военно-воздушные силы — ВВС ). Тщательно продуманный план вторжения под кодовым названием «Операция Барбаросса» был нацелен на ВВС как на первую жертву войны. Упреждающие налеты нанесли огненный урон открытой и плохо подготовленной советской ПВО. Огромное количество самолетов было уничтожено на месте. Несколько советских самолетов поднялись в воздух, но были быстро сбиты мародерствующими немецкими истребителями. Оценки разнятся, но один российский архивный источник предполагает, что ко второму дню ВВС могли потерять аж 3,922 самолета, при этом было сбито всего семьдесят восемь немецких самолетов. Это жестокое истощение будет продолжаться в течение летних месяцев, и окончательный подсчет советских потерь приблизится к 10 000 самолетов. Первые залпы войны превратили авиабазы ​​ВВС в кладбища сгоревших и поврежденных самолетов. В анналах воздушной войны не было прецедента такого опустошения. Образовавшийся в результате образ разрухи и унижения закрепился в западном восприятии советских ВВС.

Если же перенестись вперед во времени, к 19 мая45 мы сталкиваемся с еще одним изображением советских ВВС. Этот портрет столь же яркий и драматичный, но он расходится с экстраординарными обломками и параличом, вызванными операцией «Барбаросса». Советский Союз начал долгожданный штурм Берлина. Закаленные в боях ВВС, теперь организованные в высокомобильные воздушные армии, насчитывали более 7500 боевых самолетов. Советские истребители смели с неба последние остатки люфтваффе. И, что более важно, советская авиация, состоящая из истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, совершила тысячи боевых вылетов для непосредственной авиационной поддержки наступающей Красной Армии. Когда война подошла к концу, ВВС насчитывали 20 000 самолетов, это были крупнейшие тактические военно-воздушные силы в мире. Теперь впервые ВВС безраздельно действовали с воздуха


Щелкните для увеличения
Просмотр в полном разрешении

Советские штурмовики Ил-2 готовятся к взлету, 1 февраля 1945 г. © Евгений Халдей/Corbis.

s — превосходство над обширной периферией контролируемой Советским Союзом территории от Берлина до Дальнего Востока.

Эти два снимка советских ВВС, разделенные почти четырьмя годами, вызывают резкий контраст, который нелегко примирить или объяснить. Первое изображение 1941 года нам знакомо; второй, в меньшей степени, по многим сложным причинам. Даже западные отчеты о Второй мировой войне, тесно связанные с темой военно-воздушных сил, склонны игнорировать этот забытый эпизод. Для россиян воздушная война на Востоке осталась значимой частью большой национальной эпопеи — Великой Отечественной войны. Для ВВС годы войны были временем большой переменчивости и вызовов, контекстом одного из самых примечательных военных поворотов в истории.

В этой истории есть и потерянное человеческое измерение. Мало…

Карта ВВС СССР, 1939 г.

Карта ВВС СССР, 1939 г.

В предыдущем сообщении в блоге я отметил, что файлы индийского офиса содержат множество различных карт, хотя и не всегда карты Индии. Другим интересным примером с пометкой «Секретно» является карта, показывающая численность и расположение ВВС СССР в 1939 г.

IOR/L/WS/1/130

Карта находится в файле в серии документов военного штаба в отчетах офиса Индии и посвящена боевому порядку Красных ВВС. Военный штаб был подразделением Военного департамента Управления Индии, сформированным военным секретарем с началом войны в 1939 году. Обычные военные вопросы по-прежнему решались персоналом военного департамента, в то время как все административные мероприятия, касающиеся Война велась Военным штабом.

IOR/L/WS/1/130 Карта распределения советских ВВС

Летом 1939 года ситуация действительно выглядела очень мрачной, а дрейф к войне казался неудержимым. 23 августа 1939 года в Москве министром иностранных дел СССР Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом был подписан советско-германский пакт о ненападении. В сентябре 1939 года Германия и Россия вторглись в Польшу, разделив страну между собой. Поэтому информация о численности и расположении вооруженных сил противника была жизненно важна для подготовки к обороне. Однако доступ к информации строго контролировался, и на первой странице файла перечислены имена тех, кто должен был ее увидеть.

IOR/L/WS/1/130 Среднеазиатский военный округ

Файл содержит таблицы с информацией, анализирующей численность ВВС России, такую ​​как количество и тип самолетов, а также места их дислокации. Карта сопровождает этот анализ и по понятным причинам показывает основную часть российских ВВС, дислоцированных вдоль европейской границы. Однако Индийское бюро, по-видимому, особенно интересовали бы 58 самолетов, дислоцированных в Ташкенте, и 105 самолетов, дислоцированных в Баку, местах, ближайших к северной границе Индии.

IOR/L/WS/1/130 Фрагмент карты с изображением границы с Европой

IOR/L/WS/1/130 Фрагмент карты с изображением границы с Индией

John O’Brien
Офисные документы Индии

Дополнительная литература:
СССР: Боевой приказ ВВС Красной Армии, 1939 г.