Содержание

Новости Турция — ВПК.name

Турция

Расположена на юго-востоке Европы и в Западной Азии. Столица: Анкара.

Подробнее о Турция

45 новостей, отображено с 1 по 20

Турецкая компания STM объявила о подписании 7 апреля в Анкаре контрактов на строительство для ВМС Турции трех фрегатов класса «Истанбул» в рамках проекта, который является продолжением программы MILGEM.

Глава Космического агентства Турции Сердар Хусейн Йылдырым сообщил, что ведомство и Роскосмос продолжают работать над совместными проектами

Космическое агентство Турции и Роскосмос продолжают работать над совместными проектами, в ближайшем будущем могут быть достигнуты важные результаты. Об этом заявил в понедельник в интервью ТАСС возглавляющий турецкое ведомство Сердар Хусейн Йылдырым в преддверии празднования Дня космонавтики.

По данным телеканала, такая возможность может быть рассмотрена «под усилившимся давлением США» или в случае ухудшения отношений с Россией

Появившиеся в сети секретные документы Пентагона и разведки США содержат сценарии потенциальной поставки Киеву летальных вооружений со стороны Израиля. Об этом в воскресенье сообщил телеканал CNN .

Беспилотное вооружение Турции переходит на новый уровень. Теперь нашумевшие дроны Bayraktar TB3 и Kızılelma будут размещаться на палубе TCG Anadolu – первом в мире авианосце для БПЛА.

Встреча глав МИД России, Ирана, Турции и Сирии перенесена из-за позиции Дамаска, который требует вывода турецких сил с сирийской территории, прежде чем участвовать в переговорах с Анкарой, сообщают арабские СМИ со ссылкой на информированный источник.

Европейська правда: НАТО отказала Украине в «быстром вступлении» в альянс

Украина решила воспользоваться примером Финляндии и подала «заявку на членство» в НАТО, пишет «Европейська правда». Также Киев выдвинул требования по упрощению процедуры вступления, но в альянсе их проигнорировали.

WP: российский Су-27 едва не сбил британский самолет-разведчик у Крыма в 2022 году

Согласно данным Пентагона, осенью 2022 года российский Су-27 едва не сбил британский самолет-разведчик над Черным морем, пишет WP. Что британские военные самолеты делают так далеко от дома? Этим вопросом задаются читатели издания.

«Наши лучшие противотанковые подразделения будут направлять туда, где предполагается использование самых современных танков противника». Такими словами военные эксперты комментируют заявления Минобороны о создании специальных групп по борьбе с бронетехникой стран НАТО, поставленной Украине. Как и с помощью какого оружия будут действовать эти группы?

«Дорога смерти» с брошенными бронеавтомобилями Kirpi турецкого производства появилась в районе » Артемовска (Бахмута). На ней замечено большое количество различной техники.

ЮАР в 2022 году экспортировала вооружений, военной техники и боеприпасов на сумму 4,679 млрд. рандов (256,8 млн. долл.), что на 38,6% больше по сравнению с результатом 2021 года (3,353 млрд. рандов).

Анкара. 7 апреля. ИНТЕРФАКС — Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что российская сторона готова рассмотреть возможность контакта с госсекретарем США Энтони Блинкеном «на полях» мероприятий по линии ООН в апреле в Нью-Йорке в том случае, если такое предложение поступит от США.

695

0

-2

По словам турецкого лидера, Анкаре «проведением взвешенной и сбалансированной политики» удалось не допустить разрастания боевых действий.

679

0

-1

Ilta-Sanomat: вступив в НАТО, финны захотели контролировать свою судьбу сами

Вступление Финляндии в НАТО дает альянсу новые возможности для сбора информации о передвижении российских вооруженных сил, пишет Ilta-Sanomat. Но страна не должна быть в организации ведомым игроком, предостерегает автор статьи. Финны должны контролировать свою судьбу сами.

Yeni Çağ: «пробуждающийся гигант» и Россия положат конец геополитическим амбициям США

Китай в последнее время предпринимает стратегические шаги, которые указывают на «пробуждение спящего гиганта», о котором предупреждал Наполеон, пишет Yeni Çağ. В частности, он подписывает «манифест нового миропорядка» с Россией и создает с ней коллективную архитектуру безопасности в Персидском заливе.

Mainichi Shimbun: Россия дала глобальному Югу возможность вырваться вперед

Блоковая борьба, вспыхнувшая в результате российской СВО на Украине, встряхнула глобальный Юг, пишет Mainichi Shimbun. Стремясь избежать «побочных эффектов», он воспользовался слабостью Запада и начал строить миропорядок, в центре которого Китай и Индия, способные урегулировать конфликт.

Al Mayadeen: Запад использует все инструменты империализма, чтобы уничтожить Россию

Капиталистический Запад всегда держал на мушке Россию: будь то в царские или советские времена, пишет Al Mayadeen. Приход к власти Путина и его желание обеспечить безопасность стране стали настоящим вызовом США и Европе, которые используют даже возрождение нацизма на Украине для противостояния московской «угрозе».

Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что группировка спутников страны на околоземных орбитах увеличится до 10 аппаратов

Первый турецкий наблюдательный спутник будет запущен в космос 11 апреля. Об этом в воскресенье сообщил в Ецшееук президент республики Реджеп Тайип Эрдоган.

В ближайшее время на территории Европы будут развернуты беспрецедентные по масштабности учения НАТО. Речь идет о маневрах Air Defender-2023 («Воздушный защитник»), которые пройдут с 12 по 22 июня на территории и в воздушном пространстве Польши, Германии, Нидерландов, Чехии, над акваторией Балтийского моря. В них примет участие более 10 тысяч военнослужащих и не менее 220 самолетов тактической и стратегической авиации из 24 стран альянса.

Национальная программа MILDEN поможет Анкаре преодолеть зависимость от германских поставщиков

Турецкие корабелы планируют приступить к изготовлению первой лодки местной разработки в 2025-м и завершить ее строительство в 2031 году. Если испытания пройдут успешно, в течение следующего десятилетия будет построена начальная серия из шести кораблей.

Универсальный десантный вертолетоносец Anadolu — самый большой на данный момент турецкий корабль — должен войти в строй ВМС Турции в понедельник, сообщает в четверг «Сабах» со ссылкой на главу Управления оборонной промышленности Турции Исмаила Демира.

Оборонно-промышленный комплекс Турции на современном этапе (2021) — Турция — По странам — Статьи

Полковник С. Иванов,
ведущий научный сотрудник
Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Турецкая Республика (ТР) последовательно инициирует программы, направленные на модернизацию и оптимизацию национального военно-промышленного комплекса (ВПК), а также на снижение доли импортных вооружений и военной техники (ВВТ) в вооруженных силах (ВС) страны. Оборонная промышленность страны добилась значительных успехов за последние годы, создав хорошую базу для модернизации национальных ВС и росту объема экспорта ВВТ.

За 2019 год оборот отрасли составил около 10,9 млрд долларов США, что на 24% больше, чем в 2018-м (8,8 млрд).

Выручка от поставок за рубеж оружия и боевой техники выросла на 40% — с 2,2 млрд долларов в 2018 году до 3 млрд.

Наряду с этим увеличился также импорт ВВТ, который даже немного превысил объем зарубежных продаж, составив почти 3,1 млрд долларов (на 28% больше по сравнению с 2,4 млрд в том же году).

В настоящее время министерство национальной обороны может получать до 70% собственной продукции военного назначения (ПВН), включая производимую с использованием передовых технологий, в частности беспилотные летательные аппараты (БПЛА), РЛС, военно-морская техника и многое другое. Продолжается разработка такой техники, как РЛС дальнего обнаружения, управляемое оружие и боевые бронированные машины.

В соответствии с 11-м планом развития Турции на период с 2019 по 2023 год, страна стремится локализовать 75%

закупок оборудования и обеспечить оборот промышленности в размере 26,9 млрд долларов. Ключевым элементом, обеспечивающим реализацию этих планов, будет минимизация внешней зависимости на системном, подсистемном и компонентном уровне.

Оборонные отрасли в подавляющем большинстве зависят от поставок стали из Финляндии для производства бронетехники, комплектующих и турбовинтовых двигателей из Украины для изготовления беспилотников. Следует отметить, что некоторые европейские компании ввели эмбарго на торговлю с ТР, а ряд правительств запретили продажу определенных товаров из-за операции «Мирная весна» на севере Сирии в октябре-ноябре 2019 года.

Как известно, турецкая военно-карательная операция оказалась направленной против курдских ополченцев, вынесших основную тяжесть борьбы с боевиками террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). Финляндия прекратила экспорт стали в республику, а Великобритания приостановила участие своих фирм в первом проекте Анкары по созданию национального истребителя. Германия, Италия, Чехия, Норвегия и Швеция также запретили продажи ПВН турецким фирмам. По оценкам зарубежных экспертов, вследствие эмбарго, общие потери страны составили 1 млрд долларов.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в интересах ВС и ВПК в 2019 году в Турции выросли более чем на 15%, достигнув почти 1,7 млрд долларов по сравнению с 1,4 млрд в 2018-м.

Траты на развитие технологий оборонной отрасли приумножились еще более заметно, достигнув 249 млн долларов и увеличившись на 67% по сравнению со 149 млн в 2018-м. Это говорит о повышенном внимании к высокотехнологичным достижениям в военной промышленности республики. Следующие несколько лет станут крайне важными для будущего этой отрасли. От решений, предпринимаемых турецкими властями, будет зависеть, сможет ли она пройти этап устойчивого роста в течение нескольких последующих лет и превратиться в глобального игрока на мировом рынке вооружений.

ВПК Турции представлен тремя неофициальными секторами, каждый из которых конкурирует за бóльшую долю рынка и стремится к монопольному доминированию в своей отрасли.

Первый сектор — это контролируемый военными Фонд турецких вооруженных сил, который управляется отставными генералами — влиятельными лицами «Кемалистской Турции» доэрдогановской эпохи. Он вместе с подчиненными ему многочисленными компаниями доминировал в военной промышленности страны на протяжении более чем трех десятилетий. И по сей день ни одна частная компания не может соперничать с «Аселсан» (образована в 1975 году) в области создания средств связи, радиолокации и информационных технологий; с «Рокетсан» (1988) — в производстве управляемого и неуправляемого ракетного оружия; с «Хавелсан» (1982) — в создании средств радиоэлектронной борьбы; с ISBIR (1978) в части разработки систем электроэнергетики; с «Аспилсан» (1981) — в изготовлении источников питания (аккумуляторов) военного назначения.

Заместитель генерального директора фонда отставной генерал С. Пияде в своем сентябрьском интервью 2020 года заявил, что в структуре продаж оборонной промышленности Турции на долю фонда приходится около 40% всех поставок на внутреннем рынке (почти 2,3 млрд долларов) и 38% — на экспорт (около 840 млн). Кроме того, его компании играют ключевую роль в оборонных исследованиях и разработках, занимая 62% этого сегмента.

Второй сектор представлен совместными предприятиями: это турецкие компании, сотрудничающие с западными партнерами-инвесторами. Большинство из них было образовано прозападно ориентированными подрядчиками национального военного ведомства (из числа фирм строительного сектора) и их зарубежными партнерами еще в 90-х годах прошлого столетия. Среди них компании «Нурол дефенс индастри», «Туркиш аэроспейс индастриз» (TAI), MİKES (72% капитала принадлежат «Аселсан») и «Oтокар» (входит в холдинг Koç). Эти совместные предприятия с участием турецкого и западного капиталов вышли на военно-промышленный рынок в начале 2000-х годов.

Третий сектор — это новые игроки турецкой оборонной промышленности.

Они и их компании связаны с президентом Р. Эрдоганом, как то: «Байкар Макина», принадлежащая семье зятя главы государства — С. Байрактара; BMC, принадлежащая семье Озтюрков и Этему Санджаку — члену правящей Партии справедливости и развития и ее исполнительного совета; TÜMOSAN, входящая в состав холдинга «Aлбайрак».

Фирма «Би-Эм-Си» (BMC) является ведущим производителем автобусов, грузовиков, железнодорожного подвижного состава, защищенных автомобилей «Кирпи» и бронеавтомобилей с усиленной противоминной защитой (MRAP) «Aмазон». Амбициозное совместное предприятие стремится к монопольному в турецкой промышленности положению в области производства дизельных двигателей для наземных транспортных средств и реактивных — для летательных аппаратов. Э. Санджак владеет 25% акций предприятия, семья Озтюрк — 25,1%, а остальные 49,9% принадлежат военно-промышленному комитету вооруженных сил Катара.

Американское интернет-издание «Дефенс ньюс» представило рейтинг 100 крупнейших оборонных компаний мира, основанный на доходах от продаж продукции военного назначения мировыми производителями в 2019 году. В него вошли семь турецких производителей: «Аселсан», TAI, фирма BMC («Би-ЭмСи»), «Рокетсан», STM, FNSS и «Хавелсан».

«Аселсан» является лидером военной промышленности Турции. Параллельно с выполнением государственных заказов компания активно продвигает свою продукцию и на внешнем рынке. В то же время ее разработки внедряются и в гражданском секторе. Сфера деятельности «Аселсан» охватывает связь и информационные технологии, микроэлектронику, производство радаров и электронных военных систем, оборонные технологии, транспорт, безопасность, энергетику.

Еще одна турецкая компания TAI, являющаяся одним из главных поставщиков таких международных гигантов, как «Боинг», «Эрбас», «Локхид-Мартин», «Нортроп-Грумман», «Бомбардьер» и «Леонардо», впервые попала в список еще в 2011 году — тогда она занимала 83-е место.

В начале 2019 года президент Р. Эрдоган предложил компании BMC возможность арендовать крупнейший в стране танковый завод в провинции Сакарья для организации производства своего танка «Aлтай» в рамках 25-летнего контракта с оплатой всего 50 млн долларов США. Турецкие военные уже озвучили планы по закупке в предстоящие два десятилетия свыше 1 тыс. единиц (Катар также разместил заказ на 100 машин).

Сделка с Катаром знаменует собой первую экспортную поставку танка турецкой разработки и производства, хотя сам он вряд ли нуждается в сотне боевых бронированных машин подобного класса с учетом его единственной сухопутной границы с Саудовской Аравией протяженностью около 64 км. Тем не менее столь масштабная сделка в области оборонной промышленности способствует укреплению двусторонних связей Дохи и Анкары, гарантирует стране поддержку Турции в противостоянии с возглавляемым Эр-Риядом региональным блоком монархий Персидского залива (ССАГПЗ), а также способствует диверсификации источников поставок вооружения и военной техники.

ВМС учредила совместное предприятие с катарским холдингом «Барзан» по производству силовой установки и трансмиссии для танка «Алтай». Сотрудничество может стать проблемным, если компания не выполнит взятое на себя обязательство разработать 100-процентно отечественную силовую установку для указанного танка.

Еще одно совместное предприятие было образовано в апреле 2017 года компанией SSTEK (Savunma Sanayi Teknolojileri A.S.), контролируемой секретариатом оборонной промышленности Турции.

Последний выступил единственным учредителем компании, созданной для проектирования и разработки турбинных двигателей для ВС страны. Впоследствии SSTEK продала 55% своих акций BMC и 35% TAI.

Первым реальным испытанием для турецко-катарского военного и военно-технического сотрудничества станет способность дочерней структуры BMC компании TRMotor поставлять дизельные двигатели для танка «Алтай».

BMC также стремится к доминированию на рынке дизельных и реактивных двигателей военного назначения, равно как и к монополизации добычи бора — отрасль, в которую она вошла совсем недавно.

В феврале 2020 года издание «Дефенс ньюс» разместило информацию со ссылкой на турецкое агентство оборонных закупок, касавшихся плана закупок МО ТР на текущий период. Сообщилось, что к концу года военные получили ударный беспилотник «Акынджи», построенный турецкой компанией «Байкар Макина».

Его испытания были признаны успешными, полет БПЛА продолжался 66 мин.

Аппарат, оснащенный двумя двигателями, сможет подниматься на высоту свыше 12 тыс. м с полезной нагрузкой массой более 1 т.

Турция вошла в число трех стран в мире, способных производить дроны-камикадзе. В 2020 году планировалась поставка в войска еще одного вида беспилотников — «Kаргу-2». Новые ударные мини-БПЛА, разработанные турецким оборонно-технологическим концерном STM, оснащены системой распознавания лиц и способны выполнять задачи в автоматическом режиме. Дальность действия дрона составляет 15 км, в воздухе он может находиться до 30 мин и быть задействован в боевых операциях.

Контракт, заключенный турецким правительством с STM, предполагает поставку 356 БПЛА «Kаргу-2».

Тактический ударный беспилотник «Aлпагу» — еще одно изобретение концерна STM. Военные заинтересованы в поставках этих дронов, полагая что их асимметричные боевые действия против курдских боевиков на юго-востоке Турции будут в значительной степени зависеть от возможностей БПЛА.

Планируется также пополнить парк вертолетной техники за счет закупок зарубежной. В 2020 году заключен контракт на приобретение десятков учебно-тренировочных вертолетов в США.

В июле 2019 года были сделаны заявки на приобретение тренировочных вертолетов и потенциальными участниками торгов стали «Эрбас» (производитель вертолетов h235), «Агуста-Уэстленд»» (учебные вертолеты TH-119), «Белл» (одномоторный вертолет GXi и двухмоторный «Глобал Рейнджер»).

Управление оборонной промышленности SSB ожидает, что вертолет боевого обеспечения Т-625, разработанный фирмой TAI, начнет поступать в войска в 2021 году.

На базе ударно-разведывательного вертолета T-129 «Aтак», который производился по лицензии итальянского А-129 «Мангуста», создан усовершенствованный «Aтак-2», оснащенный новыми средствами РЭБ и связи, а также системами предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении.

Турецкими верфями «Седеф» по лицензии испанской судостроительной компании «Навантиа» строится универсальный десантный корабль «Анадолу», который стал самым большим боевым кораблем в составе ВМС Турции.

Особый акцент в программе закупок делается на местных системах ПВО.

Две крупнейшие компании — «Аселан» и «Рокетсан», контролируемые государством, планируют начать огневые испытания ЗРК «Хисар-O». Кроме того, турецкие военные должны получить низковысотную ракетную зенитную систему ПВО «Коркут», полностью разработанную национальными конструкторами.

Президент Р. Эрдоган заявляет, что Турция вскоре войдет в число мировых лидеров по производству продукции оборонного назначения.

«Развитие оборонной промышленности является одним из важных приоритетов для Анкары», заявил он, поскольку «страна должна обрести независимость от иностранных компаний в военной индустрии уже с 2023 года».

Планируется также завершить проект, связанный с оснащением БПЛА национальными «умными» бомбами, продолжатся усилия по производству боеприпасов для вертолетов, находящихся на вооружении ВС Турции. К 2023 году военное руководство республики стремится покончить с зависимостью от импорта большей части боеприпасов из-за рубежа.

Глава Директората оборонной промышленности республики И. Демир в ответ на введенные против нее американские санкции также заявил, что Анкара откажется от приобретения и использования своими ВМС торпед американского производства и турецкий флот будет поэтапно переводиться на изделия, изготовленные национальными компаниями.

В частности, речь идет о торпеде «Орка», производителем которой должна стать компания «Рокетсан».

В числе достижений турецкой оборонной промышленности намерения испытать жидкостный ракетный двигатель для использования в системах космических запусков, модернизация наземной системы радиоэлектронной борьбы «Корал», разработка барражирующих боеприпасов и нового оборудования для оснащения БПЛА, включая двигатели, вооружение и электрооптику.

Планируется также завершить проекты по разработке национальных систем ПВО малой, средней и большей дальности, создать центры проектирования микроэлектронных чипов. Помимо этого, намечено реализовать все и другие проекты: от ракет большой дальности до средств радиоэлектронной борьбы. Будут начаты НИР по созданию первого беспилотного истребителя Турции, который планируется построить к 2023 году и провести его испытания.

Инвестиции в военно-промышленный комплекс ТР позволяют планомерно наращивать экспорт военной продукции за рубеж. Так, за первые девять месяцев 2020 года Анкара поставила за рубеж ВВТ на общую сумму свыше 2 млрд долларов. Как уточняет турецкое агентство «Анадолу» со ссылкой на данные Ассоциации экспортеров Турции, это на 4,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. С апреля 2019-го по апрель 2020-го страна экспортировала продукцию оборонного назначения на сумму 2,5 млрд долларов.

Стокгольмский международный институт стратегических исследований проблем мира (SIPRI) констатировал, что в период с 2014 по 2018 год Турция увеличила экспорт оружия на 170% по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом. 30% общего объема экспорта ВВТ были закуплены Объединенными Арабскими Эмиратами, далее следуют Туркменистан с 23% и Саудовская Аравия с 10% За тот же период ТР сократила импорт оружия на 21%, причем 60% его поступило из США.

Согласно официальным данным, первое место среди импортеров турецкой военной продукции удерживают Соединенные Штаты, которые с января по сентябрь 2020 года приобрели соответствующих изделий на 531,1 млн долларов.

На втором находятся ОАЭ (127,9 млн), затем — Германия (123,7 млн), Азербайджан (123,2 млн) и Индия (114,9 млн).

Отмечается, что только в сентябре 2020-го Азербайджан закупил у Турции ВВТ на 77,1 млн долларов. По итогам месяца в рейтинге импортеров турецких военных товаров ему уступили первенство Оман (62,9 млн долларов), США (62,7 млн), Индия (15,6 млн) и Германия (14,5 млн). В прошлом году Анкара поставила ПВН в общей сложности 113 заказчикам (в 2019-м насчитывалось 110 импортеров турецких ВВТ).

Таким образом, турецкому руководству удалось за последние годы приступить к ускоренной модернизации национальных ВС за счет импорта современных вооружений и боевой техники и одновременно заложить основу собственной оборонной промышленности, которая уже сейчас способна не только удовлетворять основные потребности всех видов турецких вооруженных сил, но и экспортировать военную продукцию на сумму до 3 млрд долларов в год.

Зарубежное военное обозрение. — 2021. — №5. — С. 24-29

Бесперспективная оборонная промышленность Турции — Фонд Карнеги за международный мир

Растущая оборонная промышленность Турции является краеугольным камнем независимой и напористой внешней политики Эрдогана по двум основным причинам. Промышленность отвлекает внимание от валютного кризиса Турции и проблем во внешней политике. Турция подорвала своих традиционных союзников, купив российскую ракетную систему С400, преследуя энергетические амбиции в Восточном Средиземноморье, расширяя сферу своего влияния в Ливии и продвигая операцию «Источник мира», которая побудила членов НАТО ввести санкции против Турции. Следовательно, растущая оборонная промышленность дает Турции большую маневренность во внешней политике, обеспечивая меньшую зависимость от импорта оружия и большую автономию.

В последнее десятилетие оборонная промышленность Турции процветала. В 2010 году у Турции была одна компания в списке 100 лучших оборонных компаний мира. В настоящее время у него семь компаний — больше, чем в Израиле, России, Швеции и Японии вместе взятых. Доля Турции в импорте вооружений с 2015 по 2019 год снизилась на 48 процентов по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Страна перешла от импорта 70 процентов своей военной техники к 30 процентам. В то же время турецкая военная промышленность выросла с 1 миллиарда долларов в 2002 году до 11 миллиардов долларов в 2020 году, из которых более 3 миллиардов долларов пришлось на экспорт, что сделало Турцию четырнадцатым по величине мировым экспортером вооружений. Государство инвестировало 60 миллиардов долларов в оборонные проекты, и, учитывая напряженность между Грецией и Турцией по поводу прав на энергоносители в Восточном Средиземноморье, Турция создала военно-морской флот, чтобы соответствовать греческому.

Кроме того, Турция является одним из двадцати двух государств, производящих вооруженные дроны, что добавляет еще одно измерение ее региональной военной мощи. Освещение в проправительственных СМИ свидетельствует о том, что стремление Эрдогана расширять и развивать отечественную оружейную промышленность стало личным проектом. Эрдоган издал президентский указ от 10 июля 2018 года, поставив Подсекретариат оборонной промышленности (SSB) под непосредственный контроль президента и переименовав SSB в Президентство оборонной промышленности. Это — политические амбиции Эрдогана — возможно, является главной движущей силой растущей оборонной промышленности Турции.

Может показаться, что оборонная промышленность Турции превратилась в мощную экспортную отрасль, поскольку в 2018 году она экспортировала 2,2 миллиарда долларов, что фактически сделало ее 14-м -м крупнейшим экспортером оружия в мире. Однако, как и другие мегапроекты Турции — Стамбульский канал, мост Селима Султана, новый стамбульский аэропорт и мечеть Чамлыджа, — турецкая оборонная промышленность в такой же степени нацелена на то, чтобы проецировать образ власти на местное население. Свидетельством этого являются вызовы продолжающемуся буму в отрасли.

Например, Соединенные Штаты заблокировали лицензию на экспорт турбовального двигателя CTS-800A, частично произведенного в США, в Турцию на фоне растущей дипломатической напряженности. Между тем, Турции не хватает рентабельных технических возможностей для разработки двигателей для своих военных разработок. С вмешательством Вашингтона Турция рискует потерять более миллиарда долларов потенциального экспорта из-за этой технической нехватки. В частности, подписанный в 2018 году экспортный контракт между Турцией и Пакистаном на 30 ударных вертолетов на сумму 1,5 миллиарда долларов остается невыполненным. Контракт, скорее всего, не будет выполнен из-за того, что США заблокировали экспортную лицензию на необходимый двигатель. Следовательно, Пакистан теперь надеется, что Китай обновит оборонную инфраструктуру, которую Турция не смогла предоставить.

Зависимость Турции от двигателей также привела к задержкам в выполнении другого крупного контракта на основной боевой танк Турции, Altay. Altay — самый дорогой боевой танк в мире по цене 13,75 миллиона долларов за единицу. Катар подписал неуказанный контракт на миллиард долларов на покупку до 100 танков Altay в Турции, что станет одним из крупнейших экспортных поставок вооружений оборонной промышленности за последние десятилетия. [1] Тем не менее, Турция полагается на немецкий опыт в области двигателей для производства этих танков, и Германия удерживает технологию от Турции из-за политических соображений. Точно так же турецкий беспилотник Akinci, который будет играть решающую роль в поддержании боеспособности ВВС, зависит от украинских турбовинтовых двигателей АИ-450. Однако Украина также не хочет обмениваться военными технологиями с Турцией из-за общих опасений по поводу прав на технологии и интеллектуальную собственность. Таким образом, проблема с двигателем в Турции поставила под угрозу несколько контрактов на миллиарды долларов и является свидетельством высокого уровня внешней зависимости, от которой Турция парадоксальным образом пытается уйти.

Хотя Турция хочет использовать свою растущую отечественную военную промышленность, чтобы освободиться от традиционных союзников, промышленность по-прежнему сильно зависит от этих партнерских отношений, и не только в том, что касается производства двигателей. Начало турецкой операции «Весна мира», когда Турция вторглась в контролируемые курдами районы на севере Сирии, привело к тому, что ряд европейских стран ввели эмбарго на первичные и вертикально интегрированные секторы, связанные с оборонной промышленностью Турции. Двухмесячное эмбарго обошлось промышленности Турции примерно в 1 миллиард долларов, что является высокой ценой для отрасли с доходом всего в 11 миллиардов долларов. Большая часть оборонной промышленности Турции зависит от западных военных технологий, в том числе помимо двигателей, — факт, который Анкара не решается признать. Таким образом, крупнейшее военно-морское судно Турции — 27000-тонный десантный корабль TCG Anadolu — создано на основе испанского корабля «Хуан Карло I». быстроходные ударные катера, спроектированные в Германии. Попытка Турции создать отечественный истребитель опирается на британскую компанию, которая свернула усилия по сотрудничеству, а южнокорейская компания технологически помогает боевому танку Altay. Таким образом, исследования и разработки Турции просто недостаточно сложны для ее основных престижных проектов.

Учитывая, что права на интеллектуальную собственность являются основным предметом спора в военной промышленности, в обозримом будущем Турция, скорее всего, останется зависимой от дорогостоящей иностранной технологической помощи. Стоимость этой зависимости будет усугубляться затруднительным положением обесценивания турецкой валюты. Кроме того, после неудавшегося переворота в июле 2016 года Эрдоган организовал крупномасштабную чистку гюленистов, которая ведет к национальной утечке мозгов. Растет кумовство и политический климат страха, и только в прошлом году 330 000 человек мигрировали из Турции. В то время как затронуты все сектора, общенациональная утечка мозгов оказывает значительное влияние на оборонную промышленность. В 2018 году 270 старших оборонных подрядчиков либо были уволены, либо покинули Турцию в поисках лучших возможностей за границей. Двумя основными направлениями иммиграции были Германия и Соединенные Штаты, обе из которых продемонстрировали нежелание делиться военными технологиями с Турцией с последствиями в миллиарды долларов. И есть основания полагать, что это явление будет только усиливаться по мере того, как рабочие ссылаются на нынешнюю политическую атмосферу страха как на причину эмиграции.

В то время как турецкая оборонная промышленность росла в геометрической прогрессии [2] , эта траектория может прерваться из-за хронических проблем с двигателем, утечки мозгов из сектора и общего отсутствия сложных ноу-хау. При этом следует подчеркнуть, что основным получателем турецкой военной техники является именно Турция. В связи с тем, что внутренние рынки вскоре будут насыщены, а краткосрочное решение этих вполне реальных технических структурных проблем не просматривается, турецкая оборонная промышленность, возможно, не сможет продолжать свой бум. Тем не менее, создание местной оборонной промышленности стало крупной внутриполитической победой Эрдогана, и только по этой причине она, скорее всего, продолжит развиваться. Это может быть экономически невыгодно, но политически это остается приоритетом. Теперь Эрдоган может проецировать на турецкий народ образ растущей турецкой военной мощи, часто нагруженной османской символикой. В то время как рост отрасли выдвинул на первый план внешнюю зависимость, коннотации военного производителя дают Эрдогану больше свободы действий внутри страны для проведения напористой внешней политики, соответствующей политике крупной военной державы.

Ферхат Гурини — независимый журналист из Лондона, специализирующийся на транснациональных курдских проблемах и турецкой политике. Подпишитесь на него в Твиттере @FerhatGurini.

[1]  Хотя до 2010-х годов Турция была страной-импортером оружия, в 2018 году Турция экспортировала оружия на 2,2 миллиарда долларов. Хотя точные цифры продажи танков Катару неясны, наиболее вероятно, что это около 100 танков при себестоимости производства 13,75 млн долларов (при этом затраты на покупку еще выше). Таким образом, одни только производственные затраты составят более половины экспорта в 2018 году, и поэтому продажа Алтая является одним из крупнейших экспортных поставок оружия Турции за последнее десятилетие.

[2] Турция была третьей страной-импортером оружия в 1999 году. В 2018 году она была 14-й -й страной-экспортером оружия.

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Турецкая оборонная промышленность планирует расширить экспорт, поскольку правительство находится на геополитической арене

АНКАРА, Турция. Согласно данным, опубликованным 3 мая одной из зонтичных отраслевых организаций страны, продажи оборонной и аэрокосмической продукции в Турции выросли в десять раз за последние два десятилетия, при этом экспортный бизнес сектора вырос почти на 1200%.

Продажи в 2002 году составили около 1 миллиарда долларов, а годовой экспорт составил около 248 миллионов долларов. Но в 2021 году продажи оборонного и аэрокосмического сектора Турции достигли 10,1 млрд долларов, а экспорт составил 3,2 млрд долларов, превысив импорт на 2,6 млрд долларов, сообщила Ассоциация производителей оборонной промышленности.

В том же году турецкие компании получили новые заказы на сумму 8,5 миллиардов долларов, в течение которых в отрасли было занято 75 000 человек и было потрачено 1,6 миллиарда долларов на исследования и разработки, как выяснила ассоциация.

«Эти цифры говорят сами за себя. Это впечатляющая история роста», — сказал Озгур Экси, оборонный аналитик из Анкары. «За последние два десятилетия турецкое машиностроение предприняло несколько крупных шагов в области собственных решений, которые впоследствии проложили путь к выгодным экспортным контрактам».

См. список 100 крупнейших компаний здесь

Кроме того, оборонный и аэрокосмический экспорт Турции в первой половине 2022 года достиг рекордного уровня почти в 2 миллиарда долларов, что на 48% больше, чем за тот же период 2021 года, согласно официальной статистике, опубликованной 19 июля. По данным Ассамблеи экспортеров Турции, к концу 2022 года экспорт может приблизиться к отметке в 4 миллиарда долларов или превысить ее, что является рекордным годовым показателем.

Сделки с дронами

«Рост экспорта, который произошел после двухлетнего спада во время пандемии в 2020 и 2021 годах, следует отнести в первую очередь к аэрокосмическим и, в частности, самодельным дронам», — сказал Экси в интервью Defense News. «Эти цифры говорят нам о том, что зависимость турецкой промышленности от местных продаж уменьшается, а экспорт помогает турецким компаниям стать самодостаточными».

Украина, например, стала постоянным покупателем дронов Bayraktar TB2 производства турецкой фирмы Baykar. Поставки беспилотников начались еще до вторжения России в Украину 24 февраля, но с тех пор продолжаются. В мае Киев получил 12 дронов TB2 и соответствующие операционные системы, а затем заказал еще 24.

Всего Турция поставила 96 дронов TB2 по всему миру, в том числе в Польшу, которая стала первым европейским заказчиком. Два правительственных чиновника, занимающихся экспортом продукции оборонной промышленности, сообщили Defense News, что потенциальными покупателями являются Великобритания, Венгрия, Латвия, Литва, Саудовская Аравия, Босния и Герцеговина, Сербия, Словакия, Уругвай и Албания.

Беспилотник Bayraktar TB2 турецкого производства на презентации на базе ВВС Литвы в Шяуляе, Литва, 6 июля 2022 года. Литва планирует отправить этот самолет в раздираемую войной Украину. (Петрас Малукас/AFP через Getty Images)

В 2019 году производитель дронов объединился с украинской государственной организацией по экспорту вооружений «Укрспецэкспорт» для работы над технологиями дронов в стране. Благодаря этим отношениям Baykar надеялся закупить в Украине турбовинтовые двигатели семейства МС-500В-С, которые генерируют 9Тормозная мощность 50-1050 л.с., а также турбовинтовые двигатели серии AI-450C, обеспечивающие тормозную мощность 450-630 л.с. для беспилотника Akinci.

В 2021 году Baykar получила землю в Украине для строительства центра тестирования, обучения и обслуживания, а также завода по производству беспилотных систем TB2. Но вторжение России в Украину 24 февраля помешало этим планам.

Хотя компания не раскрыла точное местонахождение запланированного проекта, ссылаясь на соображения безопасности, источники в отрасли сообщили Defense News, что земля находится вокруг Харькова и Донецка, которые были целями российских атак.

«Планы совместного производства Турции и Украины отложены на неопределенный срок. Следует ожидать серьезных задержек, а в некоторых случаях они могут занять годы», — сказал Экси, в зависимости от того, как закончится российское вторжение.

Центральная Азия также становится еще одним рынком для TB2. В прошлом году Кыргызстан подписал соглашение о покупке вооруженного беспилотника, став первой страной Центральной Азии, купившей систему, хотя неясно, сколько именно было заказано.

В мае 2022 года Турция и Казахстан договорились о совместном производстве турецких беспилотников, которые страна Центральной Азии закупила в 2021 году. Anka производства Turkish Aerospace Industries будет совместно производиться на предприятии в Казахстане, которое официальные лица планируют открыть в конце 2022 или начало 2023 года. TAI заняла 67-е место в списке 100 лучших в этом году вместе с двумя другими турецкими компаниями: Aselsan на 49-м месте.и Roketsan на 86.

Также в мае появились сообщения о том, что Таджикистан, еще одна центральноазиатская страна, купил TB2, а соседний Кыргызстан выразил тревогу в связи с гонкой вооружений между двумя странами.

Совсем недавно посол Турции в Бангладеш Осман Туран заявил 25 июля, что правительство Дакки и Baykar согласовали условия контракта на продажу TB2 азиатской стране. Посол не сообщил ни количества, ни стоимости контракта.

Воздушным, наземным и морским транспортом

Хотя Африка является новым рынком для турецких оборонных фирм, экспорт оборонной и аэрокосмической продукции на континент растет с 83 миллионов долларов в 2020 году до 288 миллионов долларов в 2021 году. Турецкие компании продали различное оборудование и бронетехнику 14 африканским странам: Буркина-Фасо , Алжир, Чад, Марокко, Гана, Кения, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Руанда и Уганда.

«Угрозы терроризма, усиливающееся геополитическое соперничество [и] растущие зоны конфликтов привели к значительному увеличению расходов на оборону в Африке, предлагая, среди прочего, экспортные возможности турецким производителям», — написал Мурсел Байрам, доцент Университета Анкары. социальных наук.

Со своей стороны, компания Nurol Makina, производящая полноприводные тактические бронированные машины Yoruk и Ejder Yalcin, продала свою продукцию в 18 стран, от Чили до Малайзии и от Сенегала до Узбекистана.

Полноприводный автомобиль Ejder Yalcin на оборонной выставке 2018 года в Джакарте, Индонезия. (Nurol Makina)

Обе машины поступили на вооружение Венгрии в сентябре 2019 года, а в марте 2022 года компания объявила о своем дебюте на европейском рынке, открыв представительство в стране. Генеральный директор Nurol Энгин Айкол сказал, что новое предприятие нацелено на создание решений специально для Сухопутных войск Венгрии.

Также в марте Нурол поставил 40 тактических колесных бронированных машин «Гидран» в Венгрию, еще 100 должны быть произведены там. Gidran — это название противоминной и противозасадной машины Ejder Yalçın компании Nurol, которая используется турецкими военными.

Турецкий морской рынок также сделал шаги в Украине. В ноябре 2020 года две страны подписали соглашение о промышленном сотрудничестве, в соответствии с которым Турция в 2021 году начала строительство первого корвета класса «Ада» для Украины, поставка которого запланирована на 2023 год. Второй корвет класса «Ада» должен быть построен украинской верфью «ОКЕАН». .

Однако дипломатические проблемы замедляют реализацию некоторых турецких программ и приостанавливают экспортные сделки.

В 2018 году Пакистан выбрал турецкий ударный вертолет T129 для замены своего парка боевых кораблей AH-1F Cobra, приобретенных в 1980-х годах. Пакистан подписал с TAI контракт на 1,5 миллиарда долларов на поставку 30 вертолетов T129; однако сделка не продвинулась, поскольку двигатель T129 является совместным продуктом США и Великобритании, для поставки которого требуется экспортная лицензия.

Турецкая армия T129Вертолет летит в сторону деревни Аль-Маабатли, Сирия, 2 марта 2018 г. (Bakr Alkasem/AFP via Getty Images)

5-тонный T129 — двухмоторный многоцелевой вертолет, произведенный по лицензии итало-британской компанией. AgustaWestland и на базе A129 Mangusta. Он оснащен двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-4A, каждый из которых может производить 1014 киловатт выходной мощности.

T800-4A — экспортная версия двигателя CTS800. LHTEC, производитель двигателя, является совместным предприятием американской фирмы Honeywell и британской компании Rolls-Royce.

Американские законодатели незаметно заморозили все основные продажи оружия США союзнику по НАТО Турции почти на два года, как сообщили Defense News в августе 2020 года, чтобы заставить Анкару отказаться от построенной в России системы ПВО С-400, но турецкое правительство еще не сделало этого.

Тем не менее, Турция и Филиппины объявили в мае 2021 года, что TAI будет экспортировать шесть вертолетов T129 в азиатскую страну без ограничений США; почти год спустя, в марте, Филиппины получили первые два самолета, а поставка остальных четырех запланирована на 2023 год9. 0003

В прошлом месяце TAI объявила о новых сделках по экспорту шести T129 в Нигерию. Фирма также объявила о продаже Чаду неуказанной партии своего Hurkus HYEU, усовершенствованной версии базового учебно-тренировочного самолета Hurkus.

TAI ранее продала две платформы HYEU Нигеру и в настоящее время участвует в гонке за продажу 18 из них малазийским военным. TAI отказалась комментировать стоимость контракта по сделкам с Нигерией и Чадом, а также не сообщила количество самолетов по сделке с Чадом.

Юго-Восточная Азия также служила рынком для турецких радарных технологий. Сотрудник по закупкам при президенте оборонной промышленности Турции сообщил, что переговоры между подконтрольной государству оборонной организацией ASFAT и правительством Филиппин достигли заключительной фазы в апреле по оффшорным патрульным кораблям турецкого производства. Источник сообщил, что Турция ожидает заключения контракта на сумму 600 миллионов долларов по экспортной сделке.

О Бураке Эге Бекдиле

Бурак Эге Бекдил — турецкий корреспондент Defense News.

Поделиться:
Еще в 100 лучших компаниях
Полоса пропускания братьев: 101-я воздушно-десантная дивизия армии США получит передовые радиостанции
В 2021 году началось развертывание армии, при этом особое внимание уделялось пехоте. Дополнительные партии снаряжения ожидаются каждые два года.
Подразделение Lockheed проигрывает протест компании Textron Bell по поводу присуждения армейского конвертоплана
Счетная палата правительства отклонила протест Sikorsky по поводу решения армии выбрать Bell для создания своего будущего штурмового самолета большой дальности.
Реагирующая космическая стратегия Космических сил США обретает форму
Служба вскоре отправит свою вторую оперативную космическую миссию, взяв спутник, построенный примерно за восемь месяцев, и запустив его всего за 24 часа.
ВМС США нуждаются в бесшовном «виртуальном облаке», говорят киберлидеры
Корабли ВМФ усеивают воды по всему миру и, как ожидается, сыграют решающую роль в конфликте с Китаем или Россией.