Каждый пятый россиянин не смог ответить на вопрос о войне в Южной Осетии — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 23 марта
EUR ЦБ: 82,97 (+0,42) Инвестиции, 22 мар, 16:22 Курс доллара на 23 марта
USD ЦБ: 76,96 (+0,12) Инвестиции, 22 мар, 16:22

Мишустин заявил о комфортных условиях для иностранных компаний в России Политика, 15:02

Мостовой заявил об отсутствии права на ошибку у россиян в «Зените» Спорт, 14:52

Губернатор сообщил о пострадавшем при обстреле поселка в Брянской области Политика, 14:52

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:52

Как найти бухгалтера, юриста и сотрудников для малого бизнеса РБК и СберБизнес, 14:46

Мишустин назвал ЕГЭ социальным лифтом для школьников из регионов Политика, 14:45

На Ярославском моторном заводе начался пожар Общество, 14:42

Сформируйте образ делового человека

За 5 дней на интенсиве РБК Pro вы научитесь «управлять впечатлением» о себе и грамотно вести бизнес-коммуникацию

Прокачать навык

Риелторы зафиксировали резкий спад спроса на жилье в Москве в 2023 году Недвижимость, 14:40

Мишустин ответил Володину на предложение запретить вейпы Общество, 14:35

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 14:35

Мишустин сообщил об индексации МРОТ на 18,5% с 2024 года Политика, 14:31

Мировые новинки Volkswagen, Audi, Porsche, которые не увидят в России Авто, 14:21

Клубы НХЛ отказались от радужной формы из-за российского закона об ЛГБТ Спорт, 14:20

Мишустин пообещал ежегодный выпуск более 100 самолетов с 2026 года Экономика, 14:18

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Лишь 23% россиян хорошо знакомы с событиями войны 2008 года в Южной Осетии.

При этом 18% участников опроса признались, что никогда не слышали о «пятидневной войне»

Последствия военных действий в Цхинвале. Август 2008 года (Фото: Максим Авдеев / РИА Новости)

Опрос, проведенный Левада-центром к 10-летию войны в Южной Осетии, показал, что большинство россиян считают виновниками конфликта руководство Грузии, США и НАТО, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы опроса. При этом почти каждый пятый не знает о событиях августа 2008 года.

Руководство России в развязывании войны обвинили лишь 5% опрошенных. При этом больше трети респондентов (34%) считают, что ответственность за него несет руководство Грузии. 24% россиян возлагают вину на США и страны НАТО. Пятая часть респондентов (20%) считают, что виноваты «все в равной мере». 12% затруднились назвать виновников войны.

При этом лишь 23% опрошенных с уверенностью сказали, что хорошо осведомлены о событиях в Южной Осетии. Больше половины россиян показали свою частичную осведомленность о происходившем в 2008 году: 56% респондентов на вопрос «Знаете ли вы, что тогда происходило?» ответили «что-то слышали об этом». При этом почти пятая часть опрошенных (18%) не знала о «пятидневной войне».

adv.rbc.ru

Комментируя снижение осведомленности россиян о том конфликте, глава Левада-центра Лев Гудков пояснил, что причиной стало исчезновение тематики Грузии из медиаполя. «После окончания конфликта о Грузии не писали ни плохо, ни хорошо, СМИ резко ограничили поступление каких-либо сведений из страны», — прокомментировал он итоги опроса.

adv.rbc.ru

Как отмечает издание, с момента опроса 2010 года на 7% стало больше тех, кто считает, что руководство РФ «поддалось на провокацию с грузинской стороны и дало вовлечь себя в этот конфликт». Одновременно на 5% снизилось число тех, кто уверен, что Москва «сделала все возможное, чтобы не допустить эскалации конфликта и кровопролития».

Как утверждает Лев Гудков, причиной этого стала усталость населения от внешнеполитического курса страны. «На нем руководство делает акцент, вместо того чтобы решать внутренние проблемы», — полагает глава Левада-центра.

Конфликт в Южной Осетии начался 8 августа 2008 года, в день старта летней Олимпиады в Пекине. Согласно версии российской и юго-осетинской сторон, грузинские войска в ночь на 8 августа начали широкомасштабный штурм Цхинвала, используя при этом массированные артиллерийские обстрелы и бомбардировки. Российский следственный комитет возбудил в связи с действиями грузинской стороны уголовное дело о геноциде. В то же время Тбилиси возлагает ответственность за начало конфликта на Россию и руководство Южной Осетии.

По официальным данным, в ходе активных боевых действий, продолжавшихся до 12 августа, Россия потеряла 67 военнослужащих. После конфликта Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Затем на аналогичный шаг пошли Никарагуа, Венесуэла, Науру и Вануату. В конце мая 2018 года независимость республик признала Сирия.

Десять лет спустя | Euronews

10 лет назад, 8 августа, началась так называемая «Пятидневная война»: в ночь с 7 на 8 августа обострился грузино-осетинский конфликт, что привело к военным действиям с участием России.

Стоит напомнить, что Южная Осетия и Абхазия, автономии в составе советской Грузии, в начале 90-х заявили о желании отделиться от Тбилиси. За этим последовали две войны, подписание мирных соглашений с участием России и введение в самопровозглашенные республики миротворцев, в том числе и российских.

Летом 2008 тлеющий конфликт обостряется. События, согласно российским источникам, развивались так: Грузия в ночь на 8 августа обстреляла Южную Осетию, разрушив часть ее столицы Цхинвала; Россия, желая защитить жителей Южной Осетии и своих миротворцев, ввела в республику войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

Грузинская версия выглядит иначе: в Тбилиси считают, что вооруженный конфликт начался на сутки раньше, в ночь на 7 августа. И не с бомбардировки грузинской артиллерией Цхинвала, а с обстрела югоосетинской артиллерией грузинских сел, где были ранены два грузинских миротворца… В Тбилиси и тогда, и сегодня утверждают, что 8 августа Россия провела спланированную военную акцию акцию, которая, в числе прочего, была ответом на намерение Грузии сблизиться с НАТО.

Война оказалась стремительной: за считанные дни российские войска совместно с югоосетинскими отрядами вытеснили грузин из Южной Осетии, а также, при поддержке абхазских сил, из Кодорсокго ущелья Абхазии.

Данные о погибших за пять дней войны неоднозначны: Южная Осетия, Грузия, правозащитники и зарубежные наблюдатели называют разные цифры (от 400 до 1500 убитыми). По данным международных организаций, 120 тысяч человек были вынуждены тогда покинуть свои дома.

Дальнейшая эскалация конфликта была остановлена при посредничестве Запада. После многосторонних переговоров между президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии, России и международных партнеров свет увидел так называемый «план Медведева-Саркози» . Его краеугольные положения – вывод российских войск из зоны конфликта, демилитаризация Грузии и активное включение в процесс международных наблюдателей.

26 августа Москва официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии, через неделю Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения. В 2009 году в Южной Осетии была открыта российская военная база. В том же году ЕС обнародовал доклад международной независимой комиссии по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии; в нем говорится, что войну в августе 2008 года начала Грузия, но Россия ее спровоцировала. В докладе также отмечено, что ответные действия российской стороны в ходе вооруженного конфликта были «несоразмерными».

В 10 годовщину Пятидневной войны Великобритания, Канада, Латвия, Литва, Польша, Румыния, США, Украина, Чехия, Швеция и Эстония приняли в ОБСЕ совместное заявление в поддержку Грузии.

Они выразили твердую поддержку суверенитета и территориальной целостности республики в ее международно признанных границах и призвали Россию отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а также выполнить положения мирного договора от 2008 года.

Ранее с аналогичным заявлением выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Москва не раз заявляла, что признание независимости двух бывших грузинских автономий отражает существующие реалии и пересмотру не подлежит. Подразделения российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии входят в состав Южного военного округа.


Теперь вы можете следить за новостями Euronews на нашем канале в Telegram и в соцсети «Одноклассники».

Также по теме

В Грузии освобождены задержанные в ходе протестов

Закон об иноагентах отозван из парламента Грузии — правящая партия

Грузия: юридический комитет парламента принял в первом чтении законопроект об иноагентах

ПОЛИТИКА ГРУЗИИ СЕПАРАТИЗМ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ВОЙНА АБХАЗИЯ

Грузия остается решительно прозападной через 10 лет после войны с Россией | Особенности

В Грузии только одна автомагистраль. Он горизонтально пересекает страну посередине, соединяя ее восток с западом.

Любое враждебное действие на Е60 создаст экзистенциальную угрозу для всей нации, нарушив маршрут снабжения продовольствием.

И грузины прекрасно понимают возможные последствия такого сценария. Это именно то, что произошло всего 10 лет назад.

Пятидневная война, разразившаяся в ночь на 7 августа 2008 года между Грузией и Россией, привела к тому, что российские танки пронеслись по Южной Осетии – сепаратистскому региону с 1991, въехать в Грузию и разбить лагерь на трассе E60 недалеко от столицы Тбилиси.

Этот шаг не только унизил прозападно настроенную маленькую нацию, но и временно разломил страну пополам, обнажив последствия попытки уйти из российской сферы влияния.

Новая реальность

После войны 2008 года территория, которую Грузия потеряла в результате провозглашения независимости от разваливающегося Советского Союза в 1991 году, немного расширилась. В настоящее время около 20 процентов территории Грузии находится под оккупацией.

Москва взяла под свой контроль дополнительные участки земли, граничащие с Южной Осетией, после заключения перемирия, установила вокруг них колючую проволоку и пограничные знаки и официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии — второго отколовшегося от Грузии региона.

Колючая проволока однажды появилась в 400 метрах от Е60, всего в 65 км от Тбилиси.

Колючая проволока и де-факто пограничные знаки появились после войны 2008 года [Тамила Варшаломидзе/Аль-Джазира]

Де-факто граница разделила некоторые грузинские села пополам и даже проходит через палисадники некоторых домов. Другие в одночасье оказались поглощены территорией, контролируемой Россией.

Были случаи, когда грузины, перешагнувшие через проволоку, чтобы вернуть своих коров с оспариваемой земли, были арестованы российскими солдатами.

Тбилиси клеймит такие случаи как похищения людей.

Во время нашего недавнего визита в Грузию нас пришлось сопровождать вооруженной полицией, чтобы приблизиться к разделительной линии возле оккупированного села Цинагари, чтобы избежать такой участи.

В Карапиле, другом селе на краю оккупированной территории, куда мы проникли без вооруженного сопровождения, жители выразили беспокойство за нашу безопасность.

Охраняющий деревню грузинский офицер отговаривал нас от того, чтобы мы были видны российским солдатам, стоящим по ту сторону проводов, говоря, что это создаст длительные проблемы для жителей.

«Пока в этой деревне не было никаких происшествий. Мы хотим не провоцировать русских. Нынче, если корова забредет на оккупированную территорию, ее разрешат забрать. Если они увидят, что вы их фотографируете сейчас, они могут разозлиться и ожесточиться против всей деревни», — сказал офицер, пожелавший остаться неназванным, потому что он не уполномочен общаться со СМИ.

До 2008 года у южных осетин были тесные связи с этническими грузинами [Тамила Варшаломидзе/Аль-Джазира]

Олеся Вартанян, аналитик по Южному Кавказу из НПО «Кризисная группа», говорит, что страдают жители по обе стороны границы.

«[Война 2008 года] превратила местных жителей в заложников большой политики и внесла огромные изменения в их человеческие судьбы», — сказала она.

«Нынешняя ситуация не способствует послевоенному примирению, [совсем] наоборот – она только разжигает конфликт с [нарастающим] чувством несправедливости к [людям], живущим вблизи разделительной линии».

Вартанян сказала, что до 2008 года южные осетины имели тесные связи с этническими грузинами, несмотря на то, что они отделились от Тбилиси в 1991 году. .

«Эти связи постепенно разрушаются, и [] молодое население чаще смотрит на север, а не на собственно Грузию».

 

«Те, кто приезжает в Тбилиси, часто говорят мне, что до сих пор предпочитают не обсуждать свои поездки с соседями, а иногда даже с членами семьи», — сказала она.

«Они боятся, что их будут шантажировать по возвращении домой, и были случаи, когда де-факто власти [резко критиковали] Тбилиси».

Вартанян также подтвердил, что Южная Осетия не разрешает грузинам посещать регион.

«Специальные документы могут получить только переселенцы из [оккупированного] Ахалгорского района», — сказала она.

Правительство Грузии возлагает большие надежды на тесное взаимодействие простых югоосетин с грузинами.

«Политика Грузии по возвращению утраченных территорий основана на возможности невозможности добиться прогресса в этом направлении в обозримом будущем», — заявил «Аль-Джазире» грузинский политолог Гиа Нодия.

«[Тбилиси] может только попытаться сделать так, чтобы ситуация не ухудшилась на правовом фронте — минимизировать признание Южной Осетии и Абхазии [еще одного отколовшегося от Грузии региона] другими странами».

«Человеческие контакты»

Нодия также сообщил, что вторым компонентом грузинской политики разрешения конфликтов является «поддержание человеческих контактов» жителей подконтрольных России территорий с Тбилиси.

Грузия предлагает бесплатное медицинское обслуживание южным осетинам и абхазам, и многих заманивают в Тбилиси для лечения.

Растущий успех программы вызвал озабоченность в Москве и спровоцировал в прошлом году сделки между де-факто властями и Россией, которые позволили жителям Южной Осетии и Абхазии с российским гражданством пользоваться теми же медицинскими услугами, что и россияне.

Люди по-прежнему предпочитают грузинскую медицину, потому что Тбилиси ближе.

Критики борьбы за здравоохранение говорят, что эту политику можно понимать так, что правительство Грузии выступает против отколовшихся регионов, тогда как на самом деле в конфликте участвуют только Россия и Грузия.

Правящая партия «Грузинская мечта», находящаяся у власти с 2012 года, также подверглась критике за стремление к улучшению отношений с Россией.

«Печальный факт, что правительство пытается наладить отношения с Россией, — сказал «Аль-Джазире» Бесо Катамадзе, бывший грузинский солдат, участвовавший в войне 2008 года.

«На этом фоне Россия продолжает свою аннексию и оккупацию», — сказал он, призвав «принять практические меры, а не только на уровне риторики» против поведения Москвы.

Катамадзе заявил, что «непоследовательная политика» правительства Грузии сбила с толку западных партнеров страны, которые поддержали Грузию в осуждении Москвы.

Но в последние годы многие грузины чувствуют, что Запад все больше их подводит.

Большие надежды

Прозападники ожидали, что Европейский Союз и Соединенные Штаты предпримут решительные шаги для защиты своего верного союзника, а не ограничат свою поддержку риторикой и финансированием.

Надеялись на ускоренное принятие в НАТО; Референдум Грузии о присоединении к военному союзу — явный вызов Москве — был воспринят как провокация, приведшая к российскому вторжению.

Опросы общественного мнения, проведенные за последние полгода, показывают, что до 75 процентов респондентов хотели бы, чтобы Грузия вступила в НАТО.

Запад остается главным гарантом суверенитета Грузии и, естественно, большинство населения по-прежнему поддерживает политику европейской и трансатлантической интеграции.

Гия Нодиа, грузинский политолог

В интервью «Аль-Джазире» представитель НАТО в Грузии сказал, что приверженность страны альянсу очевидна, но ей нужно выполнить требования, проведя дополнительные реформы.

«В НАТО главное действие, если вы спросите меня. Мы не просто поощряем Грузию к проведению реформ, мы очень конкретно поддерживаем Грузию в проведении реформ, которые помогают укрепить ее обороноспособность», — заявила Розария Пульиси, глава офиса связи НАТО в Грузии, отрицая, что она не предпринимала никаких действий для пойти навстречу Тбилиси.

Она указала на Существенный пакет НАТО-Грузия (SNGP) – набор из 14 инициатив, посредством которых страны НАТО помогают Грузии подготовиться к членству.

«Речь идет, например, об Объединенном учебно-оценочном центре в Крцаниси — через который грузинские военные проходят подготовку по стандартам НАТО. Речь идет об инициативе противовоздушной обороны, которая помогает Грузии установить систему ПВО над своей территорией», — сказал Пульиси.

«Речь идет об инициативе безопасной связи, которая поддерживает Грузию в установлении каналов безопасной связи с НАТО. Речь идет об инициативах, касающихся кибербезопасности, законодательства о закупках в сфере безопасности и обороны и, что очень важно, об усилении береговой охраны».

Представитель НАТО в Грузии заявила, что приверженность страны альянсу очевидна [Рейтер]

Она сказала, что благодаря «осязаемой поддержке» НАТО помогла грузинским вооруженным силам и другим институтам безопасности и обороны лучше защищать людей и территорию.

Но спустя 10 лет после войны некоторые грузины засомневались, стоит ли игнорировать российскую угрозу «серьезных последствий», если НАТО предпримет шаги по интеграции Грузии и Украины в альянс.

«[В последние годы] в Грузии несколько усилились пророссийские настроения, — сказал Нодия.

«Одной из причин этого является тот факт, что Запад проявил определенную слабость в войне 2008 года, а затем и в Украине.

«Но Запад остается главным гарантом суверенитета Грузии и, естественно, большинство населения по-прежнему поддерживает политику европейской и трансатлантической интеграции».

Следите за Тамилой Варшаломидзе из Al Jazeera в Твиттере: @tamila87v 9

7 августа 2018 г. Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Швеция, Украина, Великобритания, Соединенные Штаты Америки.

Мы подтверждаем нашу полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ.

Спустя десять лет после военного вторжения России в Грузию, мы по-прежнему глубоко обеспокоены продолжающейся оккупацией грузинских территорий и подчеркиваем необходимость мирного разрешения конфликта на основе полного соблюдения Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и основные нормы и принципы международного права.

Мы призываем Российскую Федерацию отменить свое признание так называемой независимости грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии.

За десять лет после августовской войны 2008 года Грузия добилась прогресса в укреплении демократии и надлежащего управления, а также в процессе европейской и евроатлантической интеграции и экономического развития. Вызывает разочарование тот факт, что этими льготами не могут воспользоваться жители грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии. Мы считаем, что мирное урегулирование российско-грузинского конфликта окажет преобразующее воздействие не только на Грузию, но и на регион в целом.

Мы поддерживаем Женевские международные дискуссии (ЖМД) как важный формат для решения проблем безопасности, прав человека и гуманитарных проблем, связанных с неурегулированным конфликтом.
Спустя десять лет после создания ГМР мы сожалеем об отсутствии прогресса по ключевым вопросам обсуждений, включая неприменение силы, установление международных механизмов безопасности в грузинских регионах Абхазии и Южной Осетии, направленных на обеспечение безопасности и стабильности на на землю и обеспечение безопасного и достойного возвращения внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и беженцев.

Мы призываем Российскую Федерацию к полному выполнению Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, заключенного при посредничестве ЕС, в частности, вывести свои войска с оккупированных территорий Грузии.

Мы поддерживаем Механизмы Предотвращения и Реагирования на Инциденты (МПРИ) в Гали и Эргнети и призываем участников найти правильные решения для обеспечения безопасности и гуманитарных потребностей пострадавшего от конфликта населения.

Осуждаем заключение Российской Федерацией так называемых договоров об интеграции и союзничестве с регионами Абхазии и Южной Осетии Грузии, что представляет собой явное нарушение Российской Федерацией принципов международного права и прямо противоречит обязательствам в рамках ОБСЕ.

Мы выражаем глубокую озабоченность в связи с увеличением числа российских военных учений и их дальнейшим наращиванием военной мощи в грузинских регионах Абхазии и Южной Осетии.

Осуждаем грубые нарушения прав на свободу передвижения и жительства и на собственность, а также ограничение образования на родном языке. Подчеркиваем, что так называемая бордеризация путем создания искусственных заграждений и укрепления оккупационной линии заборами из колючей и колючей проволоки, а также закрытия так называемых пропускных пунктов еще больше усугубляет гуманитарную ситуацию на местах.

Мы осуждаем убийство грузинских ВПЛ Арчила Татунашвили, Гиги Отхозория и Давида Башарули и призываем Российскую Федерацию, как государство, осуществляющее эффективный контроль над Абхазией и Южной Осетией, устранить любые препятствия для привлечения виновных к ответственности. В этом контексте мы поддерживаем превентивные шаги Грузии, направленные на искоренение чувства безнаказанности и ущемление прав человека в оккупированных регионах Грузии, и отмечаем принятие Постановления правительства Грузии об утверждении списка Отхозория-Татунашвили на основе о соответствующем постановлении Парламента Грузии.

Мы по-прежнему глубоко обеспокоены этнической дискриминацией в регионах Абхазии и Южной Осетии Грузии и массовым разрушением домов грузинских ВПЛ, что свидетельствует о целенаправленной политике России, направленной на полное стирание следов этнического грузинского населения и культурного наследия в оккупированных регионах.

Мы поддерживаем добровольное возвращение ВПЛ и беженцев в места их происхождения в условиях безопасности и достоинства.

Призываем Российскую Федерацию предоставить доступ международным правозащитным механизмам на оккупированные территории Грузии.

Мы высоко оцениваем эффективную работу и вклад Миссии Наблюдателей ЕС (МНЕС) в предотвращение эскалации напряженности на местах и ​​призываем Российскую Федерацию позволить МНЕС полностью выполнить свой мандат и обеспечить доступ миссии в грузинскую Абхазию и Районы Южной Осетии.

Мы приветствуем соблюдение Грузией Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, заключенного при посредничестве ЕС, и ее одностороннее обязательство не применять силу, и призываем Российскую Федерацию ответить взаимностью, подтвердить и выполнить обязательство не применять силу против Грузии.

Мы поддерживаем новую мирную инициативу правительства Грузии «Шаг к лучшему будущему», направленную на улучшение гуманитарных и социально-экономических условий людей, проживающих в регионах Грузии, Абхазии и Южной Осетии, и развитие отношений между людьми. установление контактов и доверия между разделенными сообществами на благо всех людей.

Мы поощряем участие ОБСЕ в процессе поиска мирного решения российско-грузинского конфликта и поддерживаем реализацию мер по укреплению доверия с целью восстановления доверия и улучшения условий жизни пострадавших от конфликта сообществ.

Мы сожалеем о закрытии миссии ОБСЕ в Грузии в 2009 году.

Мы призываем государства-участники ОБСЕ договориться об открытии межпространственной миссии ОБСЕ в Грузии в интересах пострадавшего от конфликта потенциал, способный беспрепятственно действовать через линию оккупации.