Содержание

Финал «бесконечной войны» в Афганистане: кто виноват и что же делать?

Быстрый и совершенно неожиданный успех талибов в Афганистане невольно заставляет вспомнить о падении Сайгона в 1975 году, ставшем сокрушительным поражением американской внешней политики. Пытаясь найти ответ на вызов надвигающегося афганского гуманитарного кризиса и полной катастрофы в области прав человека, международное экспертное сообщество в Женеве сталкивается с гораздо большим количеством вопросов, чем ответов на них.

Этот контент был опубликован 17 августа 2021 года — 07:00

Перевод с английского: Игорь Петров.

Поспешный вывод американских войск и эвакуация граждан США из Афганистана знаменуют собой окончание самой продолжительной войны в истории Соединенных Штатов. В течение 20 лет президенты этой страны, как республиканцы, так и демократы, при поддержке НАТО и союзников сохраняли там свое присутствие.

Эта миссия в итоге превратилась из попытки силового обеспечения безопасности в некую неявную форму того, что в политологии обычно называют nation building, или «строительство современного дееспособного государства». В ходе конфликта погибли тысячи американских военнослужащих, на материальное обеспечение афганской армии было потрачено более 83 миллиардов долларов, а всего в Афганистан было закачано более 1 триллиона долларов, и все, как видно, впустую. 

На завершающем этапе афганская правительственная насчитывала более 300 000 солдат, экипированных и обученных Соединенными Штатами, в рядах Талибана можно было насчитать только около 75 000 бойцов. И, казалось бы, для «строительства нации» созданы все условия. Но афганское правительство так и не завоевало «сердца и умы» народа. Это более чем очевидно, если посмотреть на стремительный успех талибов как в сельской местности, так и в городах. Уровень коррупции и некомпетентности правительства был критически недооценен как военными, так и внешнеполитическими кругами США.

Хотя вывод иностранных войск был неизбежен и о нем было объявлено давно и заранее, нежелание и неспособность афганской армии к обороне стали сокрушительным ударом для их наставников из-за океана. 

Показать больше

Большинство наблюдателей ожидали гражданской войны между афганской армией и талибами, которая могла, возможно, продлиться год-полтора. Однако правительственная армия рассыпалась и испарилась за 10 дней. Президент Дж. Байден заявил в свое время, что «Америка вернулась» и что она теперь проводит более многостороннюю внешнюю политику, отказавшись от лозунга «Америка прежде всего», исповедовавшегося администрацией Дональда Трампа. Изменит ли падение Афганистана под натиском талибов взгляд байденовского кабинета на этот курс? И как все это повлияет на престиж Америки в мире? Я подозреваю, что и среди союзников США, таких как Тайвань, возникнет заметное беспокойство на предмет того, насколько же можно теперь доверять обещаниям США защищать их.

Мирное соглашение было проигнорировано

Под большим вопросом оказался и потенциал дипломатии и гуманитарной помощи в качестве инструмента для исправления ситуации. Мирное соглашение, подписанное в Дохе между Соединенными Штатами и Талибаном в 2020 году, не принесло никаких результатов, как и последующие переговоры между афганским правительством и Талибаном, начатые при администрации бывшего президента США Дональда Трампа.

«Задержки, которые допускает другая сторона, то есть Талибан, в ходе переговоров, не соответствуют нашему пониманию ситуации, в соответствии с которым решать проблемы, накопившиеся в этой стране, нужно очень срочно», — указала еще в июле глава делегации афганского правительства Надер Надери (Nader Nadery) в интервью Wall Street Journal. «Насилие должно прекратиться, война должна закончиться, и нам необходимо достичь политического урегулирования», — добавила она. Никакого урегулирования, однако, так и не произошло.

Сегодня аэропорт Кабула забит беженцами. Соединенные Штаты должны не только помочь своим гражданам уехать; они также несут моральную ответственность за тех, чьи жизни сейчас находятся сейчас под угрозой, за тех, кто работал на них и с ними в течение последних двух десятилетий. Не все, кто хочет уехать из страны, смогут это сделать. Президент Афганистана бежал, в стране не осталось законного, международно признанного правительства.

Показать больше

Некоторые лидеры Талибана уже заявили о том, что они не будут подвергать репрессиям тех, кто помогал павшему правительству или западным союзникам, и о своей готовности позволить молодым женщинам и дальше продолжать образование. Однако обещания, данные ими в Дохе, так же не были выполнены, так что нынешнее положение в стране не сулит ничего хорошего для будущего прав человека в Афганистане. Политика Талибана на контролируемых им территориях прямо противоречит международно признанным нормам в этой области.

Нет простых ответов

Те, кто пытается сейчас как-то отреагировать на разворачивающийся в этой стране гуманитарный кризис, сталкиваются с большим количеством вопросов, на которые нет пока никаких ответов. Женевское экспертное сообщество отнюдь не уверено в том, что талибы пойдут на сотрудничество с мировым сообществом, поскольку у них в этом деле элементарно нет опыта. Откроют ли Турция и другие страны свои границы для беженцев? Каким образом будет осуществляться упорядоченное реагирование этих стран на массовый исход из Афганистана, коль скоро талибы в прошлом не проявляли особого уважения к гуманитарным нормам, действующим в отношении беженцев?

Агентства по оказанию гуманитарной помощи смогут функционировать в этих странах только при наличии согласия властей. Но согласится ли Талибан на иностранное, пусть даже чисто гуманитарное, вмешательство в ситуацию в стране, коль скоро помощь будет оказываться теми, кто традиционно враждебно настроен по отношению к идее создания фундаменталистского исламистского халифата? Убедить талибов в том, что такое сотрудничество находится в интересах всех, и их самих в том числе, будет очень трудно.

Извлекая уроки?

Сравнения между падением Сайгона в 1975 году и падением Кабула напрашиваются сами собой. Вьетнамская война была направлена на то, чтобы остановить распространение коммунизма, и Соединенные Штаты проиграли ее, несмотря на свое подавляющее военное превосходство. Сегодня Вьетнам — мирная и процветающая страна. Афганская интервенция первоначально была направлена на сдерживание терроризма. Сделать это не удалось. Аль-Каида и такие организации, как Исламское Государство, по-прежнему существуют. И снова, пусть и в другом контексте, подавляющее военное превосходство потерпело неудачу. При этом вряд ли следует ожидать, что Афганистан станет мирной и процветающей страной, такой, как нынешний Вьетнам. 

Показать больше

Скорее всего, он останется клановой страной, управляемой местными полевыми командирами, которые смогли победить три империи — британскую, советскую и теперь еще и американскую. Какие уроки можно извлечь из краха афганского правительства после 20 лет западной поддержки? Самый очевидный заключается в том, что военная мощь не гарантирует успеха в асимметричной войне.

Талибан, как и Вьетконг, смог добиться успеха, несмотря на подавляющее военное превосходство своих противников. «Сердца и умы» афганцев не последовали за военной мощью Америки. И снова, как и во Вьетнаме, военная разведка не смогла отслеживать и адекватно оценивать реальную ситуацию «на местах». Будут ли извлечены из всего этого какие-то уроки? Сомнительно. 

Первоначально убежденность в собственной правоте, стоявшая в начале этой 20-летней интервенции, была эмоциональной реакцией на кошмар 11 сентября, когда президент Джордж Буш-младший направил американские войска в Афганистан в ответ на теракты против башен-близнецов. Следовало наказать виновных и гарантировать на будущее, что Афганистан не будет и не сможет больше укрывать международных террористов. Со временем эта миссия стала чем-то гораздо большим. Как и на рисовых полях Вьетнама, Соединенные Штаты увязли на незнакомой местности, думая, что у них есть на все проблемы свои решения. Смирит ли падение Кабула эту гордыню? Пока неизвестно.

Никаких доказательств в пользу такой возможности у нас нет. Эта нация слишком погрязла в собственных внутренних проблемах. А собирать разбросанные всюду осколки придется, наряду со многими другими, Женеве Международной.

Показать больше

В соответствии со стандартами JTI

Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch

Показать больше

Поделиться этой историей

НАТО и Афганистан | Информационно-аналитический портал «НАТО.РФ»

Война в Афганистане (2001—настоящее время) — военный конфликт между войсками НАТО, поддержавшими военно-политическую организацию Афганистана «Северный альянс», в его борьбе с занимающей на тот момент лидирующие политические позиции в Афганистане, движение Талибан.

США провели «контртеррористическую» операцию в Афганистане в рамках операции «Несокрушимая свобода», осуществленный в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 года. Военная операция против  движения Талибан началась вечером 7 октября 2001 года. В нанесении первого удара принимали участие 40 боевых самолетов; с американских и британских кораблей было выпущено около 50 крылатых ракет.

В течение первого месяца боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам американской авиацией различных военных объектов движения Талибан. Система ПВО движения Талибан была выведена из строя почти сразу; вся имевшаяся у них авиация была уничтожена на аэродромах. «Талибы» объявили об уничтожении нескольких вертолетов и десятков солдат противника. Сообщения талибов были опровергнуты американским Центральным командованием. В целом практически вся информация о ходе военных действий исходила либо из американских и британских официальных источников, либо от катарского телеканала «Аль-Джазира» — единственного телеканала, чьим журналистам «талибы» позволили работать в Афганистане.

Основную роль в ведении воздушной войны играли стратегические бомбардировщики. Большинство ударов наносилось высокоточными боеприпасами с лазерным или спутниковым наведением, что к сожалению, не позволило избежать трагических инцидентов с гибелью мирного населения. Были применены и сверхтяжелые авиационные бомбы «Дэйзикаттер» — самые мощные неядерные боеприпасы в мире на тот момент. Параллельно с военной проводилась гуманитарная операция: военно-транспортные самолеты разбрасывали над страной пакеты с продовольствием и медикаментами.

После месяца бомбардировок боеспособность движения Талибан значительно снизилась. Далее, 9 ноября 2001 года «Северный Альянс» совместно с войсками НАТО провел первую серьезную наступательную операцию с начала воздушной кампании, захватив крупный город Мазари-Шариф. При этом было убито много сторонников движения Талибан, прекративших сопротивление, а город подвергся мародерству. 13 ноября «талибы» без боя оставили Кабул, находившийся под их контролем с 1996 года. Несколько дней спустя они продолжали удерживать лишь южную часть Афганистана, за исключением Кундуза на севере. Осада Кундуза продолжалась с 16 по 25 ноября и завершилась капитуляцией удерживавших город сил Талибана. Пленные были помещены в старинную крепость Калайи-Джанги, где, подняли мятеж, который был жестоко подавлен Северным Альянсом при поддержке американских спецподразделений и авиации лишь через неделю. Из числа мятежников выжили только несколько десятков человек. В ходе боев в крепости Калайи-Джанги США понесли первую подтвержденную потерю от действий противника — погиб сотрудник ЦРУ Джонни «Майк» Спэнн.

К концу ноября под контролем сил Талибана оставался только один крупный город — Кандагар, где находился лидер движения мулла Омар. 25 ноября в Афганистане высадился первый крупный воинский контингент США — около 1000 морских пехотинцев были переброшены вертолетами  с кораблей в Аравийском море в район южнее Кандагара, где они создали передовую оперативную базу Кэмп-Рино (Camp Rhino). На следующий день к лагерю выдвинулась небольшая колонна бронетехники сил Талибана, которая была уничтожена вертолетами. Хотя морская пехота не участвовала в наземных боевых действиях, положение «талибов» в осажденном Кандагаре постепенно ухудшалось и 7 декабря город пал. Часть сторонников Талибана сумела отойти в соседний Пакистан, часть ушла в горы (включая и муллу Омара). Взятие Кандагара символизировало завершение основного этапа боевых действий.

Для поддержания безопасности в Афганистане была развернута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (International Security Assistance Force, создана согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года). Зона ответственности распространялась только на Кабул.

В 2003—2004 годах Талибан набирал силу и постепенно усиливал боевые действия в южных районах Афганистана. Одним из первых свидетельств восстановления талибами былой мощи стал бой 27 января 2003 года.  К осени 2003 года талибы настолько укрепились в южных районах страны, что назначили своих «теневых» губернаторов в провинциях Пактика, Пактия, Нангархар и Кунар. Усиление партизанской войны не осталось незамеченным: в октябре Совет Безопасности ООН одобрил расширение зоны ответственности ISAF за пределы Кабула. Несмотря на активизацию боевых действий, продолжалась экономическая и политическая реконструкция Афганистана. В январе 2004 года на Лойя Джирга была принята новая конституция, а 9 октября прошли президентские выборы в Афганистане, на которых победил Хамид Карзай.

2005 год был отмечен новой эскалацией конфликта. За год в результате боевых действий в Афганистане погибло в общей сложности 1500 человек. Возросли потери американского контингента и сил ISAF. В июне был сбит американский вертолет, погибло 16 военнослужащих частей специального назначения — наибольшая единовременная потеря США с начала войны. В августе 17 испанских военнослужащих погибли в очередной вертолетной катастрофе. Увеличилось число атак с применением самодельных взрывных устройств. В сентябре прошли выборы в парламент Афганистана.

Согласно данным Министерства Обороны США, на 17 июня 2008 года, количество погибших солдат американского контингента в Афганистане, Пакистане и Узбекистане составило 447 человек.

По военным отчетам во время непосредственно боевых действий в настоящее время в Афганистане было убито 310 американских военнослужащих и погибло четверо агентов ЦРУ (CIA).

Несмотря на всю военную и политическую мощь США и стран союзников (НАТО) осуществившие данную военную агрессию при молчаливом согласии ООН война в Афганистане продолжается до сих пор.


ПечатьИAП «НАТО.РФ»

Во сколько Западу обошлась военная кампания в Афганистане?

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Войска США находились в Афганистане с 2001 года

После вывода иностранных войск из Афганистана и захвата власти талибами Би-би-си пытается подсчитать, сколько США и их союзники по НАТО потратили в стране за 20 лет военных операций.

Какими силами велась борьба с талибами?

Американские военные начали кампанию против талибов в октябре 2001 года. Поводом послужило то, что талибы, по мнению американцев, укрывали Усаму бен Ладена и других членов группировки «Аль-Каиды» (запрещена в России), связанных с терактами 11 сентября.

Численность войск США росла, достигнув пика в 110 тысяч человек в 2011 году. Вашингтон постоянно выделял миллиарды долларов на борьбу с боевиками движения «Талибан» (запрещено в России) и финансирование восстановления Афганистана.

В прошлом году в Афганистане оставалось всего 4 тысячи американских военнослужащих .

Официальные данные не всегда включают силы специальных операций и другие временные подразделения.

Остальные страны, включая других членов альянса НАТО, также включили своих военных в состав контингента иностранных войск в стране. Но наиболее значительную его часть все равно составляли американские военные.

НАТО официально завершила свою боевую задачу в декабре 2014 года, но сохранила там 13 тысяч человек для помощи в обучении афганских сил и поддержки контртеррористических операций.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Силы НАТО помогали в обучении Афганской национальной армии

В Афганистане также работало значительное количество частных охранных компаний. Согласно исследованию Конгресса США, по состоянию на последний квартал 2020 года в них работали еще 7800 граждан США.

Сколько денег было потрачено?

Подавляющее большинство расходов в Афганистане также приходится на США.

По данным американского правительства, с 2010 по 2012 год, когда в Афганистане в течение некоторого времени находилось более 100 тысяч солдат, стоимость войны выросла почти до 100 миллиардов долларов в год.

Затем американские вооруженные силы сместили акцент с наступательных операций и сконцентрировались на обучении афганских сил, в результате расходы резко упали.

  • «Важные уроки»: изменился ли «Талибан» за последние 20 лет?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

К 2018 году годовые расходы составили около 45 миллиардов долларов, отчитался Конгрессу США в тот год высокопоставленный чиновник Пентагона.

По данным министерства обороны США, общие военные расходы в Афганистане (с октября 2001 года по сентябрь 2019 года) достигли 778 миллиардов долларов.

Кроме того, Госдепартамент США вместе с Агентством США по международному развитию (USAID) и другими правительственными агентствами потратил 44 миллиарда долларов на проекты реконструкции.

Таким образом, общая стоимость — по официальным данным — составила 822 млрд долларов в период с 2001 по 2019 год. В эту сумму, однако, не входят расходы в Пакистане, который США используют в качестве базы для операций, связанных с Афганистаном.

Согласно исследованию Университета Брауна в 2019 году, в котором рассматривались военные расходы как в Афганистане, так и в Пакистане, США потратили около 978 миллиардов долларов (эта оценка также включает деньги, выделенные на 2020 финансовый год).

В исследовании отмечается, что оценить общую стоимость сложно, поскольку методы бухгалтерского учета различаются в зависимости от государственных ведомств, а также со временем меняются, что приводит к различным общим оценкам.

  • «Пилюля, которую трудно проглотить». Афганистан потерян, критика в адрес Байдена звучит все громче

Великобритания и Германия, которые содержали в Афганистане самые крупные после США контингенты, потратили в течение войны примерно 30 и 19 миллиардов долларов соответственно.

Несмотря на вывод почти всех своих войск, США и НАТО пообещали в общей сложности 4 миллиарда долларов в год до 2024 года для финансирования собственных сил безопасности Афганистана.

В этом году НАТО отправила в Афганистан товаров и оборудования на 72 млн долларов.

Куда пошли деньги?

Основная часть денег, потраченных в Афганистане, была направлена ​​на операции по борьбе с повстанцами и на нужды войск, такие как продукты питания, одежда, медицинское обслуживание, особые выплаты и льготы.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

США помогали в восстановлении Афганистана

Согласно официальным данным, с 2002 года США также потратили около 143,27 миллиарда долларов на реконструкцию Афганистана.

Более половины (88,32 миллиарда долларов) было потрачено на укрепление афганских сил безопасности, включая Афганскую национальную армию и полицию.

Около 36 миллиардов долларов было выделено на управление и развитие, а меньшие суммы были также выделены на борьбу с наркотиками и гуманитарную помощь.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Афганские силы безопасности понесли тяжелые потери

Часть этих денег пропала из-за растрат, мошенничества и злоупотреблений на протяжении многих лет.

В отчете Конгрессу США в октябре 2020 года наблюдательный орган, отвечающий за надзор за усилиями по восстановлению в Афганистане, подсчитал, что с мая 2009 года по 31 декабря 2019 года таким образом было потеряно около 19 миллиардов долларов.

Сколько людей погибло?

С начала войны против «Талибана» в 2001 году погибло более 3500 членов коалиции, из них более 2300 американцев.

Погибло более 450 британских военнослужащих.

Еще 20 660 солдат США получили ранения.

Автор фото, Getty Images

Но по сравнению с потерями среди афганских сил безопасности и гражданского населения эти цифры невысоки.

  • Август смертей в Афганистане. Что показало расследование Би-би-си

В 2019 году президент Гани заявил, что более 45 тысяч сотрудников афганских сил безопасности были убиты за те пять лет, что он возглавлял страну.

По оценке Университета Брауна в 2019 году, с октября 2001 года, когда началась война, национальные вооруженные силы и полиция Афганистана потеряли более 64 тысяч человек.

А по данным Миссии ООН по содействию Афганистану, почти 111 тысяч мирных жителей были убиты или ранены с момента начала систематического учета жертв среди гражданского населения в 2009 году.

Как 20-летняя война в Афганистане изменила армию США

Конец должен был быть болезненным. В течение нескольких администраций американская общественность устала от войны в Афганистане и просто хотела, чтобы она закончилась. Администрация Байдена решила сорвать повязку, но, к сожалению, оказалось, что они сорвали жгут, и мы наблюдаем кровоизлияние в американскую честь и смерть надежд и мечтаний многих афганцев, особенно многих девушек и женщин.

Как мы дошли до этого? Позвольте мне поделиться своим путешествием.

Война в Афганистане началась 11 сентября 2001 года. Я был только что избранным адмиралом с одной звездой, золотой галун на рукавах моего парадного синего мундира был совершенно новым. Мой офис находился на внешнем «Е-кольце» Пентагона, и через окна, расположенные напротив, я увидел «Боинг-757» как раз перед тем, как он врезался в здание. Нос самолета рейса 77 American Airlines врезался во второй этаж Пентагона. Я был примерно в 150 футах от меня на четвертом этаже, и меня пощадили.

Когда пламя и дым охватили секцию Пентагона с моим офисом, я, спотыкаясь, спустился по нескольким лестничным пролетам на травянистое поле внизу и попытался сделать все, что мог, для выживших и раненых, пока не прибыли первые спасатели. Все, о чем я мог думать, это ирония дня для меня: после десятилетий службы в армии я повидал свою долю боев, но меня чуть не убили в здании, которое, как мы все считали, было одним из самых безопасных в мире. Пентагон охраняют сильнейшие военные на земле в столице самой богатой и могущественной страны планеты. И все же именно там я был ближе всего к тому, чтобы меня убили за всю мою 37-летнюю карьеру.

И тогда я этого не знал, но террористические удары по Нью-Йорку и Вашингтону также были связаны с предыдущей атакой, которую я провел несколькими годами ранее. В качестве командира эскадрильи эсминцев я руководил нанесением ударов крылатыми ракетами «Томагавк» по бен Ладену в Афганистане в августе 1998 года в отместку за смертоносные взрывы Аль-Каидой двух посольств США в Восточной Африке. В так называемой операции «Бесконечная досягаемость» мы едва не убили бен Ладена, когда он сбежал из своего лагеря, возможно, после того, как его предупредили о готовящемся нападении пакистанских спецслужб. Мои томагавки чуть не убили его, а теперь его атака чуть не прикончила меня.

В течение нескольких недель меня назначили руководителем инновационной ячейки ВМФ «Deep Blue», небольшой элитной группы, которой было поручено разрабатывать стратегические идеи и проводить тактические операции для использования возможностей ВМФ в том, что впоследствии стало известно как «Глобальный Война с терроризмом.» Проработав год в этой должности, меня снова отправили в море в качестве командира авианосной ударной группы на атомном авианосце USS Enterprise, где я проводил операции на Африканском Роге, а также в Афганистане и Ираке. Позже я служил старшим военным помощником министра обороны Дональда Рамсфелда и, в конце концов, стал верховным главнокомандующим объединенными силами НАТО, неся стратегическую ответственность за войну в Афганистане.

Таким образом, я был глубоко вовлечен в то, что стало известно как «Вечные войны», с момента их начала в 2001 году в Афганистане, на протяжении всего трагического несчастного случая в Ираке и до моей отставки с поста командующего НАТО в 2013 году. Вооруженные силы США сильно изменились в результате опыта как в Афганистане, так и в последовавшей войне в Ираке. Сегодня я с глубокой грустью наблюдаю за хаотичным выводом американских войск и дипломатов из Афганистана и падением Кабула.

Что все это значило и какие уроки должны извлечь американские военные из этого затяжного конфликта?

Более трех тысяч американцев и их союзников погибли, десятки тысяч получили серьезные ранения, и потрачено несколько триллионов долларов, не говоря уже о сотнях тысяч убитых и раненых афганцев. Стоило ли?

Лиэнн Маккейн (справа) и ее дети обнимаются над могилой ее убитого мужа на Арлингтонском национальном кладбище 28 мая 2012 года. Ее муж, отец четверых детей, военнослужащий SFC Джонатан Маккейн, был убит в результате взрыва придорожной бомбы в Афганистане в ноябре 2011 года.

Джон Мур—Getty Images

В некотором смысле, каждая война — это трагическая трата времени, сокровищ и, самое главное, крови. Но я считаю, что войска, сражавшиеся в Афганистане, могут с гордостью держать головы в одном ключевом смысле: нас отправили в Афганистан, чтобы найти и привлечь к ответственности нападавших 11 сентября и, что более важно, предотвратить новое нападение на Родина США исходит из этого неуправляемого пространства. В течение двадцати лет мы делали это. Эти войска стояли у стены на другом конце света, защищая нашу нацию.

И успехи в Афганистане — часть нашей стратегии борьбы с повстанцами — значительны. Миллионы людей теперь умеют читать и писать, многие из них девочки и женщины. Продолжительность жизни резко увеличилась, а детская смертность значительно снизилась. Доступ к информации, технологическим стартапам, улучшенной инфраструктуре и медицинскому обслуживанию реален, хотя многое находится под угрозой, поскольку талибы захватывают власть.

С другой стороны, я подписал 2026 писем с соболезнованиями семьям погибших во время моей миссии НАТО. Кстати, почти треть писем была отправлена ​​европейским и другим коалиционным семьям. Этим семьям я бы сказал, что их близкие пали на службе значимой миссии для пятидесяти разных народов. Но я бы также сказал, что мы могли бы действовать лучше, потерять меньше из них, потратить гораздо меньше денег и использовать некоторые уроки Вьетнама (и предыдущих войн в Афганистане), которые могли бы помочь. Мы могли бы лучше общаться с народом нашей страны и народом страны, в которой мы боролись за наши цели и устремления. Мы также могли бы гораздо лучше распределять и учитывать наши ресурсы и защищаться от коррупции и расточительства. Мы могли бы сдержать нашу гордыню и оптимизм за дверью, особенно после того, как первоначальные успехи казались такими легкими.

Итог: финансовые и человеческие затраты на участие США были огромными и будут ощущаться в течение десятилетий как в экономическом плане из-за долга США, так и в плане долгосрочного медицинского обслуживания раненых ветеранов.

Американцы на военной заставе в Газни 16 августа 2018 года, после того как США помогли афганским силам отбить город у талибов.

Эмануэле Сатолли для TIME

Сразу после терактов 11 сентября все вооруженные силы осознали необходимость быстрых перемен. Неповоротливые платформы времен холодной войны, в которые мы продолжали вкладывать большие финансовые и операционные ресурсы, внезапно стали гораздо менее актуальными. Основные боевые танки и моторизованные гаубицы, истребители пятого поколения, авианосцы с ядерными двигателями, программы наступательных кибератак и зенитно-ракетные батареи имели ограниченное применение в Афганистане.

Вместо этого нам нужны были хорошо бронированные, но легкие машины, которые могли бы быстро передвигаться по пыльным дорогам и выдержать столкновение с самодельным взрывным устройством. У нас их не было, и Рамсфелда чуть не уволили за то, что он сказал (правильно и честно, но без сочувствия): «Вы идете на войну с той армией, которая у вас есть. Это не та армия, которую вы могли бы захотеть иметь в будущем». Вначале мы мечтали о бронированных «Хаммерах», а также о более шустрых спецподразделениях, специалистах по обезвреживанию боеприпасов, экспертах по борьбе с повстанцами, переводчиках и историках Центральной Азии. Почтенный A-10 «Бородавочник», самолет поддержки войск в полевых условиях, который внезапно пролетал низко, стал больше, чем гламурный F/A-18 Hornet. Короче говоря, службам пришлось заново изобретать, переориентировать и переосмысливать каждый аспект боя.

И с самого начала было ясно, что нам потребуется обучить значительную афганскую армию и полицию, если мы собираемся добиться успеха в Афганистане. Эти усилия начались рано, даже когда мы постепенно увеличивали численность американских войск в стране. Силы США приложили огромные усилия для обучения, отправив высокопоставленных генералов, таких как Дэйв Петреус и Марти Демпси (будущий председатель Объединенного комитета начальников штабов) в качестве офицеров с 3 звездами, чтобы возглавить эти усилия. В конечном итоге более миллиона молодых афганцев прошли через учебные программы США и союзников (которые включали обучение грамоте). Нам удалось укрепить техническое мастерство афганских сил, но иногда мы терпели неудачу в наших усилиях по искоренению коррупции в некоторых секторах и не могли должным образом донести наше видение мирного и процветающего будущего для страны. Серьезным препятствием была неграмотность, которая была серьезной проблемой по всей стране. Мы недооценили степень, в которой Талибан смог проникнуть в ряды, что в конечном итоге привело к нападениям афганцев на своих инструкторов по схеме «зеленый против синего». И так много афганцев какое-то время проходили обучение, получали при этом зарплату и просто исчезали в своих деревнях.

Другой частью кривой обучения было открытие того, как лучше всего сражаться с союзниками на поле боя. Остальная часть НАТО, действуя первый и единственный раз в своей истории под эгидой своей статьи V («нападение на одного — нападение на всех»), вошла с нами в Афганистан. К тому времени, когда весной 2009 года я принял командование операцией, известной как операция «Несокрушимая свобода» (OEF), у нас было более 70 000 военнослужащих США и около 35 000 военнослужащих НАТО и коалиции. Разочарования в войне коалиции огромны, от плохой связи до предостережений, предъявляемых к силам (например, страна X не будет проводить операции ночью). Однако, несмотря на все разногласия, со временем мы узнали, что сэр Уинстон Черчилль был прав, когда сказал, что единственное, что более разочаровывает в том, что сражаться вместе с союзниками — это сражаться против без союзников.

Центральное место во всем этом занимало военное лидерство США в бою. Лидеры на местах в Афганистане, в основном армия и корпус морской пехоты, были чрезвычайно смелыми, вдумчивыми и компетентными. Но, как мы узнали за долгие годы, мы просто слишком часто меняли их. Если бы мы вели Вторую мировую войну, ограничив срок службы генерала Эйзенхауэра или адмирала Нимица одним годом, результат был бы, мягко говоря, другим. Мы совершили ту же ошибку во Вьетнаме, где все были в однолетнем туре, и результат был катастрофическим. Это отражалось вверх и вниз по цепочке подчинения, а отсутствие преемственности и чувство «мне просто нужно успеть к дате моего отъезда» сильно мешали стратегической согласованности.

Два примера: Работая на меня в качестве четырехзвездного генерала в течение четырех лет моей работы в качестве главного командующего миссией НАТО, работали четыре отдельных офицера: Стэн Маккристал, Дэйв Петреус, Джон Аллен и Джо Данфорд. Все были преданы миссии и работали по 18 часов в день; но смены командования были просто слишком частыми, поскольку менялись философия командования и тактический подход. В другом примере мы наняли блестящего однозвездника Г. Р. Макмастера (впоследствии советника Дональда Трампа по национальной безопасности) для борьбы с коррупцией в Афганистане. Как только он начал набирать обороты в решении этой центральной задачи в стране, пришло время ему уходить. Эта схема однолетних туров — понятная с человеческой точки зрения — глубоко навредила военным усилиям. Не будет преувеличением сказать, что мы вели не двадцать лет войны, а двадцать однолетних войн.

Наконец, мы должны признать упорство, новаторство, стойкость и безжалостную тактику талибов. В любой войне, как говорится, противник получает право голоса. Талибан использовал все атрибуты успешных мятежей: терроризировал гражданское население, атаковал критическую инфраструктуру, подрывал экономику, устрашал рейды против более крупных сил, проникал в афганские подразделения и просто пересидел терпение США

Все это было очень похоже на походов их предков против Советов в 20-м веке, англичан в 19-мго века, и вплоть до Александра Македонского в древности. «У американцев есть часы, а у нас есть все время», — гласила их мантра, и, в конце концов, время для американцев истекло. Как и во Вьетнаме, войска США никогда не терпели поражения на поле боя, но, как сказал после войны один северовьетнамский генерал американскому генералу, «это правда; но это тоже неважно». Все это так предсказуемо задним числом, конечно. Таким образом, центральный вопрос становится простым: почему мы не извлекли уроков из этой истории?

Американский оптимизм является одновременно одной из наших самых сильных сторон, а иногда и одной из наших самых уязвимых сторон. Мы верим, что, поскольку наши мотивы обычно благие, а люди и оружие сильны, мы можем преодолеть любое препятствие. И мы можем. Но то, что мы слишком часто не принимаем, это может занять гораздо больше времени, чем нам хотелось бы. Нет смысла говорить жителям страны, которая веками страдала от жестоких конфликтов, что мы считаем двадцать лет «вечной войной».

Девочки едут в школьном автобусе после занятий в средней школе Заргуна в Кабуле, 25 июля 2021 года. Школа вновь открылась после почти двухмесячного перерыва из-за пандемии коронавируса.

Паула Бронштейн—Getty Images

Споры о , «кто потерял Афганистан», только начинаются. Как и в случае во Вьетнаме, согласно разным анализам, существует множество подозреваемых, от предположительно неуклюжих генералов и адмиралов до безвольных дипломатов, наркобаронов и обескураживающих СМИ, беспомощных афганских политиков и гнусных сотрудников пакистанской разведки. История расставит все по своим местам.

Но меня интересуют уроки, которые мы могли бы и должны извлечь. Их в основном четыре.

Во-первых, мы должны изучить и понять историю, культуру и языки любой страны, в дела которой мы пытаемся вмешаться — будь то в военном или экономическом плане. В Афганистане мы не смогли этого сделать в полной мере, и наша гордыня и высокомерие не сослужили нам хорошую службу. Борьба с повстанцами — это действительно долгая игра, и мы не обратили внимания на историческую потребность в терпении — противоположность необоснованной самоуверенности. И повсеместная коррупция со стороны афганского правительства на всех уровнях очень сильно навредила нам, но мы не сделали достаточно, чтобы искоренить ее.

Во-вторых, постоянно перебрасывать силы очень больно. У армии и морской пехоты обычно были 12-месячные командировки по стране, у ВМФ обычно шесть месяцев, а у ВВС часто меньше. Спецназ каждые несколько месяцев приезжал и уезжал из страны. Все это понятно с человеческой точки зрения, но это сильно навредило нам с точки зрения преемственности и опыта.

В-третьих, мы недостаточно быстро и эффективно адаптировали нашу технологию к этой новой битве. Например, нам потребовалось слишком много времени, чтобы найти решение проблемы с самодельными взрывными устройствами, улучшить доставку спутниковой разведки на удаленные поля сражений; закупить более простые авиационные системы, которые можно было бы адаптировать к суровым условиям Афганистана и относительно неискушенным афганским специалистам по обслуживанию; и создать более совершенные системы связи между различными национальными силами. Оглядываясь назад, мы должны были подготовить афганские боевые силы, которые больше походили бы на «Талибан» — легкие, быстрые, менее зависимые от тяжелой логистики, изысканной разведки и авиации.

Наконец, мы не создали в тылу условий, которые могли бы выдержать по-настоящему долгосрочные усилия. По мере того как потери уменьшались, когда мы выводили подавляющее большинство войск при президенте Обаме, война в Афганистане просто исчезла из поля зрения средств массовой информации и национальных радаров. Нескольким администрациям мы не смогли сообщить, почему наше присутствие в Афганистане по-прежнему полезно и какую пользу США и нашим союзникам извлекли траты жизней и средств. Возможность «вернуть все войска домой», преподносимая Трампом в качестве предмета обсуждения предвыборной кампании (хотя 95% из 150 000 уже давно вернулись) был пустым, но заманчивым призывом. Сохранение небольшого присутствия (до 2500 человек к тому времени, когда Байден вступил в должность) имело бы смысл, но к тому времени политическое терпение лопнуло.

Периметр посольства США в Кабуле 15 августа 2021 года, после того как талибы вошли в город.

Джим Хайлебрук—The New York Times/Redux

Итак, мы подошли к концу — военному вмешательству США. Как все обернется?

Трудно построить позитивный сценарий. Если повезет, будущее Талибана 2.0 будет несколько менее апокалиптическим, чем предыдущее издание, но мы не можем на это рассчитывать. Но успехи женщин и девочек находятся под серьезной угрозой (если не сказать больше), и террористические группы, которые когда-то находили Афганистан благоприятной средой, скорее всего, планируют 9/11 юбилейных воссоединений худшего из возможных. Джихадисты во всем мире будут радоваться двум «великим триумфам» с разницей в двадцать лет — падению Всемирных торговых башен и падению Кабула.

Несмотря на то, что был достигнут прогресс в вывозе из страны многих афганских переводчиков и членов их семей, которые работали с нами, это, похоже, не было хорошо спланировано или продумано — гораздо больше нужно было сделать раньше. Тысячи других афганцев, которые работали с американскими военными, разведкой и дипломатическими кругами, также находятся в опасности. Кроме того, есть те, кто поддерживал американских подрядчиков и медиа-организации, которые также станут мишенью талибов. Мы также должны помочь им сбежать, но для многих из них может быть слишком поздно. Кстати, небольшим плюсом во всем этом будет то, как эти беженцы из Афганистана окажутся здесь, в Америке. Я предсказываю, что они будут процветать — так же, как южновьетнамцы, избежавшие чисток в середине-конце 19-го века.70-е сделали.

В течение многих лет Соединенные Штаты находились где-то между чрезмерным оптимизмом и почти бредом в отношении того, чего можно достичь. А когда дела пошли еще хуже, мы со свистом пронеслись мимо кладбища империй. Администрация Байдена и администрация Трампа до этого начали громко сигнализировать о том, что США стремятся уйти из Афганистана, к лучшему или к худшему. Это сообщение было получено как талибами, так и афганским правительством, ускорившим крах.

Новыми действующими лицами на этой древнейшей сцене явно станут китайцы, иранцы, пакистанцы и — наряду с их партнерами — талибы. Ведь это их район.

К сожалению, операция «Несокрушимая свобода» оказалась непродолжительной и не принесла свободы афганскому народу. Это действительно принесло два относительно свободных от терроризма десятилетия здесь, в Соединенных Штатах, и за это мы можем поблагодарить США и союзные вооруженные силы, которые рисковали всем ради нас в этой стране. Но очевидно, что нам нужно заново усвоить уроки истории и применить их в любой будущей интервенции, иначе мы можем снова столкнуться с ожидающей нас неудачей, когда мы подойдем к концу нашего следующего крупного зарубежного сражения.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Талибан вернулся — что дальше для Афганистана?

  • Опубликовано

Связанные темы

  • ВОЙНА В Афганистане (2001 -й -представление)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, EPA

Изображение,

. большинство афганцев не помнят мирного времени

После 20 лет войны талибы одержали победу в Афганистане.

Группа завершила свое невероятно быстрое продвижение по стране, захватив Кабул 15 августа.

Это произошло после вывода иностранных войск из Афганистана в результате сделки между США и талибами, спустя два десятилетия после того, как американские войска отстранили боевиков от власти в 2001 году.

Силы Талибана обязались не допустить превращения Афганистана в базу террористов, которые могут угрожать Западу.

Но уже задаются вопросы о том, как группа будет управлять страной и что означает их правление для женщин, прав человека и политических свобод.

Почему США вели войну в Афганистане и почему она длилась так долго?

Еще в 2001 году США реагировали на теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, в результате которых погибло около 3000 человек. Официальные лица назвали ответственными исламистскую военизированную группировку «Аль-Каида» и ее лидера Усаму бен Ладена.

Бен Ладен находился в Афганистане под защитой талибов, исламистов, находившихся у власти с 1996 года. устранить террористическую угрозу.

Источник изображения, Reuters

Image caption,

Афганский конфликт стал самой продолжительной войной Америки

Боевики ускользнули и позже перегруппировались.

Союзники по НАТО присоединились к США, и в 2004 году к власти пришло новое афганское правительство, но смертоносные атаки талибов продолжались. «Наращивание войск» президента Барака Обамы в 2009 г.помогли оттеснить Талибан, но это было ненадолго.

В 2014 году, в конце самого кровавого года с 2001 года, международные силы НАТО завершили свою боевую задачу, возложив ответственность за безопасность на афганскую армию.

Это придало Талибану импульс, и они захватили больше территории.

Мирные переговоры между США и талибами начались предварительно, без участия афганского правительства, и соглашение о выводе войск было достигнуто в феврале 2020 года в Катаре.

Сделка между США и талибами не остановила атаки талибов — вместо этого они переключили свое внимание на афганские силы безопасности и гражданских лиц, а также на целенаправленные убийства. Зоны их контроля расширились.

Двадцать лет конфликта в Афганистане – что когда произошло?

От 11 сентября & запятая; к интенсивным боям на земле & запятая; а теперь и полный вывод сил под командованием США, вот что случилось.

Аль-Каида, во главе с Усамой бен Ладеном в Афганистане, совершает крупнейший теракт, когда-либо совершенный на территории США.

Image caption Всемирный торговый центр превратился в руины Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Захвачены четыре коммерческих авиалайнера. Двое летят во Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, который рушится. Один попал в здание Пентагона в Вашингтоне, и один врезался в поле в Пенсильвании. Убито около 3,000 человек.

Коалиция под руководством США бомбит объекты Талибана и Аль-Каиды в Афганистане.

Цели включают Кабул, Кандагар и Джелалабад.

Талибан&запятая; который пришел к власти после десятилетней советской оккупации, за которой последовала гражданская война, отказываются выдать бен Ладена. Их ПВО и небольшой парк истребителей уничтожены.

Северный Альянс, группа антиталибских повстанцев, поддерживаемая силами коалиции, входит в Кабул, когда талибы бегут из города.

Подпись к изображению Поддерживаемые коалицией бойцы Северного Альянса въезжают на танках в Кабул, когда талибы отступают Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

К 13 ноября 2001 г.&запятая; все талибы либо бежали, либо были нейтрализованы. Другие города быстро падают.

После длительных переговоров на «лойя джирге» или большом собрании, принята новая конституция Афганистана. Конституция прокладывает путь к президентским выборам в октябре 2004 года.

Image caption Хамид Карзай возглавлял антиталибские группы вокруг Кандагара, прежде чем стать президентом Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Хамид Карзай&запятая; вождь племени Попалзай Дуррани, становится первым президентом в соответствии с новой конституцией. Он отбывает два пятилетних срока на посту президента.

Британские войска прибывают в провинцию Гильменд, оплот талибов на юге страны.

Image caption Солдаты парашютно-десантного полка возглавляют первое британское развертывание в Гильменде Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Их первоначальная миссия — поддерживать проекты реконструкции, но быстро втягиваются в боевые действия. В ходе конфликта в Афганистане погибло более 450 британских военнослужащих.

Президент США Барак Обама одобряет значительное увеличение численности войск, направляемых в Афганистан. На пике своей популярности&запятая; их насчитывается около 140,000.

Image caption Войска США ведут интенсивные боевые действия на юге страны Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Так называемый «всплеск» моделируется стратегией США в Ираке, где силы США сосредоточились на защите гражданского населения, а также на уничтожении повстанцев.

Image caption Бен Ладен прослеживается до объекта, расположенного менее чем в миле от пакистанской военной академии Авторское право на изображение принадлежит Гетти. 900:02 Лидер «Аль-Каиды» убит в результате нападения морских котиков США на комплекс в Абботтабаде в Пакистане. Тело бен Ладена вывезли и похоронили в море. Операция завершает 10-летнюю охоту под руководством ЦРУ. Подтверждение того, что бен Ладен жил на пакистанской земле, вызывает в США обвинения в том, что Пакистан является ненадежным союзником в войне с терроризмом.

Основатель движения «Талибан», Мулла Мохаммед Омар, умирает. Его смерть держится в секрете более двух лет.

Image caption Лидер Талибана, как полагают, получил осколочное ранение правого глаза в 1980-х годах Авторские права на изображение принадлежат EPA

По данным афганской разведки, Мулла Омар умирает от проблем со здоровьем в больнице пакистанского города Карачи. Пакистан отрицает, что он был в стране.

На церемонии в Кабуле, НАТО прекращает боевые действия в Афганистане. Теперь, когда всплеск закончился&запятая; США выводят тысячи военнослужащих. Большинство из тех, кто остается, занимаются обучением и поддержкой афганских сил безопасности.

Талибан совершает серию терактов смертников&запятая; взрывы автомобилей и другие нападения. Здание парламента в Кабуле, и город Кундуз подверглись нападению. Боевики «Исламского государства» начинают операцию в Афганистане.

Image caption Международный аэропорт Кабула подвергся нападению 10 августа 2015 года Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Президент Афганистана Ашраф Гани говорит, что с тех пор, как он стал лидером в 2014 году, было убито более 45 000 сотрудников сил безопасности его страны. Эта цифра намного выше, чем считалось ранее.

США и талибы подписывают «соглашение об установлении мира» в Афганистане, в Дохе, Катар. Союзники США и НАТО соглашаются вывести все войска в течение 14 месяцев, если боевики поддержат сделку.

Image caption В сделке изложен график полного вывода средств Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Президент США Джо Байден объявляет, что все войска США покинут Афганистан к 11 сентября 2021 года.

Чуть больше месяца&запятая; талибы захлестнули Афганистан, взяв под свой контроль города и поселки по всей стране, включая Кабул. Афганские силы безопасности терпят поражение перед лицом наступления талибов.

Image caption Талибы почти не встречают сопротивления со стороны афганских сил безопасности Авторское право на изображение принадлежит Гетти.

Кто такие талибы?

Возникли в годы гражданской войны, последовавшей за выводом советских войск в 1989, преимущественно на юго-западе и в приграничных с Пакистаном районах.

Это видео невозможно воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Медиа-титр,

Полное интервью: представитель Талибана Сухаил Шахин беседует с корреспондентом Би-би-си Ялдой Хакимом

Они пообещали бороться с коррупцией и повысить безопасность, но также следуют суровой форме ислама.

К 1998 году они взяли под свой контроль почти всю страну.

Узнайте больше об афганском конфликте 2001-2021

  • Во что конфликт обошелся США?
  • В цифрах: Жизнь в Афганистане после ухода США
  • Кто есть кто в руководстве Талибана
  • Когда Би-би-си посетила Талибан

Они навязали свою жесткую версию шариата, или исламского закона, и ввели жестокие наказания. Мужчины были вынуждены отращивать бороды, а женщины должны были носить полностью закрывающую бурку. Телевидение, музыка и кино были запрещены.

После свержения они перегруппировались в приграничных районах Пакистана.

Насколько дорого обошлась война?

Что касается потерянных жизней, то, очевидно, нелегко сказать точно. Число жертв коалиции регистрируется гораздо лучше, чем количество жертв талибов и афганских мирных жителей.

Исследование Университета Брауна оценивает потери афганских сил безопасности в 69 000 человек. Он оценивает число убитых мирных жителей и боевиков примерно в 51 000 человек.

С 2001 года погибло более 3500 солдат коалиции — около двух третей из них американцы. Более 20 000 американских солдат получили ранения.

По данным ООН, Афганистан занимает третье место в мире по численности перемещенных лиц.

С 2012 года около пяти миллионов человек бежали и не смогли вернуться домой, будучи перемещенными внутри Афганистана или найдя убежище в соседних странах.

Исследование Университета Брауна также оценивает расходы США на конфликт, включая военные средства и фонды восстановления в Афганистане и Пакистане, в 978 миллиардов долларов (706 миллиардов фунтов стерлингов) до 2020 года.

Что может произойти дальше?

Остается неясным, как талибы планируют управлять Афганистаном.

Женщин ждет неопределенное будущее. Представитель талибов Сухейл Шахин заявил, что группа будет уважать права женщин и меньшинств «в соответствии с афганскими нормами и исламскими ценностями».

Боевики объявили амнистию по всему Афганистану и заявили, что хотят, чтобы женщины присоединились к его правительству.

Но есть опасения по поводу свободы женщин работать, одеваться по своему выбору или даже выходить из дома в одиночестве под властью талибов.

Источник изображения, Reuters

Image caption,

В 1990-е годы талибы заставляли женщин одеваться определенным образом и отказывали им в равных правах.

Чиновники Талибана настаивают на том, что они будут полностью придерживаться соглашения США и не допустят использования какой-либо группой афганской земли в качестве базы для нападений на США и их союзников.

Они говорят, что нацелены только на создание «исламского правительства» и не будут представлять угрозы ни для какой другой страны.

Но многие аналитики говорят, что «Талибан» и «Аль-Каида» неотделимы друг от друга, причем боевики последней тесно связаны и заняты тренировочной деятельностью.

Также важно помнить, что талибы не являются централизованной и единой силой. Некоторые лидеры, возможно, захотят заставить Запад молчать, не создавая проблем, но сторонники жесткой линии могут не захотеть разрывать связи с «Аль-Каидой».

Насколько сильна «Аль-Каида» и сможет ли она теперь восстановить свою глобальную сеть, также неясно.

Затем есть региональное отделение группировки «Исламское государство» — ИСКП (провинция Хорасан), которому противостоят талибы.

Как и «Аль-Каида», ИГКП подверглась деградации со стороны США и НАТО, но может использовать период после вывода войск для перегруппировки.

Численность ее бойцов может составлять от нескольких сотен до 2000, но она может попытаться закрепиться в Казахстане, Кыргызстане и некоторых частях Таджикистана, что может вызвать серьезную региональную озабоченность.

  • Война в Афганистане (с 2001 г. по настоящее время)
  • Афганистан
  • Армия США
  • Талибан
  • Мирные переговоры между США и талибами
  • Мировое объяснение
  • США

Обзор

Коммандос афганской армии стоят на песчаной отмели в районе Балакино-Базар в Мардже, 24 февраля 2010 года. (Фото Патрика База, сделанное AFP)

Правительство США уже потратило 20 лет и 145 миллиардов долларов, пытаясь восстановить Афганистан, его силы безопасности, гражданские правительственные учреждения, экономику и гражданское общество. Министерство обороны (DOD) также потратило 837 миллиардов долларов на боевые действия, в ходе которых 2443 американских военнослужащих и 1144 союзных военнослужащих были убиты и 20 666 американских военнослужащих получили ранения. Тем временем афганцы понесли еще большие потери. По меньшей мере 66 000 афганских военнослужащих были убиты. С 2001 года более 48 000 афганских мирных жителей были убиты и по меньшей мере 75 000 получили ранения — и то, и другое, вероятно, сильно занижено.

Чрезвычайные расходы должны были служить определенной цели, хотя определение этой цели со временем менялось. В разное время правительство США надеялось ликвидировать «Аль-Каиду», уничтожить приютившее ее движение «Талибан», лишить все террористические группы убежища в Афганистане, создать афганские силы безопасности, чтобы они могли лишить террористов убежища в будущем, и помочь гражданское правительство станет легитимным и достаточно дееспособным, чтобы завоевать доверие афганцев. Считалось, что каждая достигнутая цель приближает правительство США на один шаг к возможности уйти.

Несмотря на то, что в нескольких областях произошли улучшения, особенно в области здравоохранения, материнского здоровья и образования, прогресс был призрачным, а перспективы сохранения достигнутого прогресса сомнительны. Правительство США часто ошеломлено масштабами восстановления страны, которая на момент вторжения США уже пережила два десятилетия советской оккупации, гражданской войны и жестокости талибов.

С момента своего основания в 2008 году SIGAR пытался повысить вероятность успеха восстановления Афганистана правительством США. Наши расследования привлекли преступников к ответственности за обман правительства США; наши аудиторские проверки и отчеты по специальным проектам выявляли слабые места в программах до того, как стало слишком поздно их исправлять; наши ежеквартальные отчеты давали практически в реальном времени анализ проблем реконструкции по мере их возникновения; и в наших отчетах об извлеченных уроках выявлены проблемы, которые угрожают жизнеспособности всей американской инициативы по восстановлению Афганистана и любых подобных усилий, которые могут быть предприняты после этого. SIGAR провела 427 аудитов, 191 специальный отчет по проекту, 52 ежеквартальных отчета и 10 всеобъемлющих отчетов об извлеченных уроках. Между тем, в результате уголовных расследований SIGAR было вынесено 160 обвинительных приговоров. Эта надзорная работа в совокупности позволила налогоплательщикам США сэкономить 3,84 миллиарда долларов.

После проведения более 760 интервью и изучения тысяч правительственных документов наш анализ извлеченных уроков выявил проблемные усилия по восстановлению, которые принесли определенные успехи, но также были отмечены слишком большим количеством неудач. Используя этот объем работы, а также работу других надзорных организаций, SIGAR определила семь ключевых уроков, которые охватывают всю 20-летнюю кампанию и могут быть использованы в других зонах конфликтов по всему миру.

Подробнее (PDF)

Уроки

Афганцы сидят на пожертвованиях еды в кузове пикапа перед раздачей нуждающимся семьям в округе Нава, провинция Гильменд, сентябрь 2010 года. (Фото морской пехоты, сделанное сержантом Марком Файлогой)

Урок 1: Стратегия

Президент Джордж Буш встречается с представителями Совета национальной безопасности в Ситуационной комнате Белого дома 20 сентября 2001 г. (фото Белого дома)

Правительство США постоянно боролось за разработку и реализацию последовательной стратегии того, чего оно надеялось достичь.

Проблемы, с которыми столкнулись официальные лица США при создании долгосрочных и устойчивых улучшений, вызывают вопросы о способности правительственных учреждений США разрабатывать, реализовывать и оценивать стратегии реконструкции. Разделение обязанностей между учреждениями не всегда учитывало сильные и слабые стороны каждого учреждения. Например, предполагается, что Государственный департамент возглавит усилия по восстановлению, но ему не хватает опыта и ресурсов, чтобы взять на себя инициативу и владеть стратегией в Афганистане. Напротив, у Министерства обороны есть необходимые ресурсы и опыт для управления стратегиями, но не для крупномасштабных миссий по реконструкции со значительными экономическими и управленческими компонентами. Это означало, что ни у одного агентства не было необходимого мышления, опыта и ресурсов для разработки и управления стратегией восстановления Афганистана. Чтобы правительство США успешно восстановило страну, особенно ту, которая все еще переживает насильственный конфликт, гражданским агентствам потребуются необходимые ресурсы и гибкость, чтобы руководить на практике, а не только на бумаге.

Плохое разделение труда привело к слабой стратегии. Хотя первоначально эта стратегия была связана с уничтожением «Аль-Каиды», она значительно расширилась, включив в себя разгром талибов, повстанческой группировки, глубоко укоренившейся в афганских общинах, а затем снова расширилась, включив коррумпированных афганских чиновников, которые подрывали усилия США на каждом шагу. Между тем ухудшение безопасности вынудило миссию еще больше расшириться. Официальные лица США считали, что решение проблемы отсутствия безопасности заключается в вливании все большего количества ресурсов в афганские институты, но отсутствие прогресса после всплеска гражданской и военной помощи в период с 2009 г.и 2011 г. ясно показали, что фундаментальные проблемы вряд ли удастся решить за счет изменения уровня ресурсов. Правительство США просто не было способно предпринять что-то столь амбициозное в такой бескомпромиссной среде, независимо от бюджета. После десятилетия эскалации Соединенные Штаты начали постепенное десятилетнее сокращение, которое неуклонно показывало, насколько зависимым и уязвимым остается афганское правительство.

Подробнее (PDF)

«У нас не было фундаментального понимания Афганистана. Мы не знали, что делаем».

Совет национальной безопасности «Царь войны», генерал-лейтенант Дуглас Лют

Ассигнования США и численность войск США в Афганистане по финансовым годам, 2002–2021 гг.

Пропустить диаграмму

Урок 2: Хронология

Президент Обама встречается со своей командой национальной безопасности по Афганистану и Пакистану в Оперативной комнате Белого дома 20 октября 2010 года. (Фото Белого дома, сделанное Питом Соузой)

Правительство США постоянно недооценивало время, необходимое для восстановления Афганистана, и создавало нереалистичные сроки и ожидания, в которых приоритет отдавался быстрым расходам. Такой выбор увеличил коррупцию и снизил эффективность программ.

Усилия США по восстановлению в Афганистане можно описать как 20 однолетних усилий по восстановлению, а не как одно 20-летнее усилие. Официальные лица США часто недооценивали время и ресурсы, необходимые для восстановления Афганистана, что приводило к краткосрочным решениям, таким как наращивание войск, денег и ресурсов в 2009–2011 годах. Официальные лица США также отдавали приоритет своим собственным политическим предпочтениям в отношении того, как они хотели, чтобы реконструкция выглядела, а не того, чего они могли бы реально достичь, учитывая ограничения и условия на местах. В начале войны официальные лица США отказывали миссии в ресурсах, необходимых для оказания воздействия, а неявные сроки еще больше усложняли задачу. По мере ухудшения безопасности и увеличения требований к донорам росло и давление с целью демонстрации прогресса. Официальные лица США создали четкие временные рамки, ошибочно полагая, что решение в Вашингтоне может изменить исчисление сложных афганских институтов, влиятельных лиц и сообществ, против которых выступает Талибан.

По своему замыслу эти временные рамки часто игнорировали условия на месте и вынуждали к безрассудным компромиссам в программах США, создавая порочные стимулы к быстрым расходам и сосредоточению на краткосрочных, неустойчивых целях, которые не могли создать условия для победоносного вывода США. Вместо того, чтобы реформировать и улучшать, афганские институты и влиятельные лица нашли способы кооптировать средства в своих собственных целях, что только усугубило проблемы, для решения которых предназначались эти программы. Когда официальные лица США в конце концов осознали эту динамику, они просто нашли новые способы игнорировать условия на местах. Войска и ресурсы продолжали сокращаться на фоне неспособности афганского правительства справиться с нестабильностью или предотвратить ее обострение.

Подробнее (PDF)

«Это как налить в воронку много воды; если налить слишком быстро, вода выльется из воронки на землю. Мы заливали землю».

Дэвид Марсден, бывший сотрудник USAID

Урок 3: Устойчивое развитие

Члены PRT Kunar готовятся осмотреть строящийся мост в районе Маравара, провинция Кунар, 2005 г. (Фото Гарольда Ингрэма)

Многие учреждения и инфраструктурные проекты, построенные Соединенными Штатами, оказались неустойчивыми.

Программы реконструкции не похожи на гуманитарную помощь; они не предназначены для временного облегчения. Вместо этого они служат основой для создания необходимых институтов правительства, гражданского общества и торговли, чтобы поддерживать страну на неопределенный срок. Считалось, что каждая миля дороги, построенной Соединенными Штатами, и каждый обученный ими государственный служащий служат трамплином для еще большего улучшения и позволяют в конечном итоге завершить работы по восстановлению. Однако правительству США часто не удавалось обеспечить устойчивость своих проектов в долгосрочной перспективе. Миллиарды долларов на реконструкцию были потрачены впустую, поскольку проекты не использовались или пришли в негодность. Требование добиться быстрого прогресса побудило официальных лиц США выявлять и реализовывать краткосрочные проекты, мало принимая во внимание возможности правительства принимающей страны и долгосрочную устойчивость. Об агентствах США редко судили по продолжительной полезности их проектов, а только по количеству завершенных проектов и потраченных долларов.

Со временем в политике США стало подчеркиваться, что все американские проекты реконструкции должны быть устойчивыми, но афганцам часто не хватало возможностей взять на себя ответственность за проекты. В ответ правительство США пыталось помочь афганским учреждениям наращивать свой потенциал, но эти учреждения часто не могли удовлетворить требования США о быстром прогрессе. Более того, широко распространенная коррупция подвергает средства США, направляемые через афганское правительство, риску растраты, мошенничества и злоупотреблений. Эта динамика побудила официальных лиц США оказывать большую часть помощи не по каналам афганского правительства. Хотя такой подход и был целесообразным, он означал, что у афганских чиновников не было опыта управления и поддержки проектов реконструкции США в долгосрочной перспективе. В результате, даже когда программам удавалось достичь краткосрочного успеха, они часто не могли продолжаться долго, потому что афганцы, которые в конечном итоге брали на себя ответственность за них, были плохо оснащены, обучены или мотивированы для этого.

Подробнее (PDF)

«У афганского правительства не было мотива для создания собственного бюджетного процесса, потому что кран [донора] был открыт на полную мощность».

официальный представитель USAID

Урок 4: Персонал

Офицер армии США и афганская национальная полиция отрабатывают тактические движения в рамках учебной программы Целенаправленного развития округа в Кандагарском региональном учебном центре. (Фото НТМ-А Давида Вотрубека)

Контрпродуктивная политика и действия гражданского и военного персонала помешали усилиям.

Неспособность правительства США найти нужных людей на нужных должностях в нужное время была одним из самых значительных провалов миссии. Он также является одним из самых сложных в ремонте. Американский персонал в Афганистане часто был неквалифицированным и плохо обученным, а квалифицированных было трудно удержать. Полицейские советники министерства обороны США смотрели американские телепередачи, чтобы узнать о полицейской деятельности, группы по гражданским делам массово формировались с помощью презентаций PowerPoint, и каждое агентство подвергалось ежегодным лоботомиям, поскольку сотрудники постоянно увольнялись, оставляя преемников начинать с нуля и повторять одни и те же ошибки снова и снова. Эта динамика оказала непосредственное влияние на качество реконструкции. Часто не хватало персонала для надзора за расходами, и, конечно же, не хватало квалифицированных специалистов для этого. Это особенно верно для гражданских агентств, таких как Государственное управление США или Агентство США по международному развитию (USAID), которые должны были возглавить усилия, но не могли полноценно выполнять эту роль. Это вынуждало министерство обороны с лучшими ресурсами заполнить образовавшуюся пустоту, создавая напряженность в отношениях с гражданскими агентствами, у которых часто были другие идеи, но меньше сотрудников.

Подробнее (PDF)

«Я получил эту работу, потому что у меня был пульс и степень магистра».

официальный представитель USAID

Урок 5: Ненадежность

Частные охранники охраняют строительство дороги Хост-Гардез, 30 марта 2010 г. (фото USAID)

Постоянное отсутствие безопасности серьезно подорвало усилия по восстановлению.

Отсутствие насилия было важнейшей предпосылкой для всего, что американские официальные лица пытались сделать в Афганистане, однако усилия США по восстановлению страны происходили в то время, когда ее раздирали на части. Например, оказание помощи афганцам в организации заслуживающего доверия избирательного процесса становилось все более трудным по мере того, как неуклонно ухудшалась ситуация с безопасностью по всей стране — запугивание избирателей, препятствование регистрации избирателей и закрытие избирательных участков в день выборов. В отдаленных районах, где талибы оспаривали контроль, официальные лица США не смогли добиться достаточных успехов, чтобы убедить напуганных сельских афганцев в преимуществах поддержки их правительства. Отсутствие безопасности и неуверенность, которую оно порождает, также сделали Афганистан одной из самых неблагоприятных сред в мире для ведения бизнеса. Долгосрочное развитие сил безопасности Афганистана также привело к ряду вредных компромиссов, вызванных неотложной необходимостью решить проблему растущей нестабильности. Опасность означала, что даже программы по реинтеграции бывших боевиков потерпели неудачу, поскольку бывшие комбатанты не могли быть защищены от возмездия, если они присоединились к своим общинам.

Подробнее (PDF)

«[Сельские афганцы] не чувствовали, что их правительство может их защитить, и мы не могли изменить это, независимо от того, сколько мы построили, сколько людей мы наняли или как сильно они любили нас за это».

официальный представитель USAID

Урок 6: Контекст

Американские солдаты из 1-го батальона 5-го кавалерийского полка на наблюдательном посту над шоссе 1 в провинции Вардак, 12 августа 2013 г.

Правительство США не понимало афганского контекста и поэтому не смогло соответствующим образом адаптировать свои усилия.

Эффективное восстановление Афганистана требовало детального понимания социальной, экономической и политической динамики страны. Однако официальные лица США постоянно действовали вслепую, часто из-за сложности сбора необходимой информации. Правительство США также неуклюже навязывало западные технократические модели афганским экономическим институтам; обученные силы безопасности в современных системах вооружения, которые они не могли понять, не говоря уже о обслуживании; установил формальное верховенство закона в стране, которая обратилась с 80 к 90 процентов его споров через неофициальные средства; и часто изо всех сил пытались понять или смягчить культурные и социальные барьеры на пути поддержки женщин и девочек. Без этих фоновых знаний официальные лица США часто уполномочивали влиятельных лиц, которые охотились на население или отвлекали помощь США от ее предполагаемых получателей, чтобы обогатить и расширить возможности себя и своих союзников. Отсутствие знаний на местном уровне означало, что проекты, направленные на смягчение последствий конфликта, часто усугубляли его и даже непреднамеренно финансировали повстанцев.

Подробнее (PDF)

«В большинстве районов мы даже не слышали о настоящих проблемах людей. Мы делали предположения, проводили военные операции, привлекали правительственный персонал и предполагали, что это приведет к безопасности и стабильности».

Джабар Найми, бывший губернатор провинций Кундуз, Вардак, Хост и Лагман

Урок 7: Мониторинг и оценка

Оценщик программы, финансируемой USAID, берет интервью у старейшины в районе Айбак, провинция Саманган, май 2014 г. (фото USAID)

Государственные учреждения США редко проводили достаточный мониторинг и оценку, чтобы понять влияние своих усилий.

Мониторинг и оценка (МиО) — это процесс определения того, что работает, а что нет и что в результате необходимо изменить. Концептуально МиО относительно проста, но на практике она чрезвычайно сложна. Это особенно актуально в сложных и непредсказуемых условиях, таких как Афганистан, где текучесть кадров происходит быстро, несколько агентств должны одновременно координировать программы, ограничения безопасности и доступа затрудняют понимание проблем и воздействия программы, а множество переменных соревнуются за влияние на результаты. Отсутствие периодической проверки реальности создавало риск совершения неправильного действия: проект, в котором были выполнены требуемые задачи, считался бы «успешным», независимо от того, достиг ли он более широких и важных целей или нет.

Обширная аудиторская работа SIGAR в секторах, охватывающих здравоохранение, образование, верховенство закона, права женщин, инфраструктуру, помощь в обеспечении безопасности и другие, в совокупности рисует картину того, как агентства США пытаются эффективно измерить результаты, иногда полагаясь на сомнительные данные, чтобы заявить об успехе. . Усилия правительства США по мониторингу и оценке в Афганистане недооценивались и недоукомплектовывались персоналом, потому что общая кампания была сосредоточена на том, чтобы сделать как можно больше и как можно быстрее, а не на обеспечении того, чтобы программы были хорошо разработаны с самого начала и могли адаптироваться по мере необходимости. В результате правительство США упустило множество возможностей выявить критические недостатки в своих действиях или принять меры по их устранению. Эти недостатки поставили под угрозу жизнь сотрудников правительства США, Афганистана и коалиции и гражданских лиц и подорвали прогресс в достижении стратегических целей.

Подробнее (PDF)

«Невозможно было создать хорошие метрики. Мы пытались использовать количество обученных войск, уровень насилия и контроль над территорией, но ничего из этого не давало точной картины. В конце концов, нам не за что было зацепиться, кроме количества нападений на мирных жителей, ANDSF и [партнеров по коалиции]».

Высокопоставленный чиновник США

Вывод

В рамках операции «Медуза» солдаты 4-го взвода роты «Браво» Королевского канадского полка ворвались в предполагаемый опорный пункт талибов в Пашмуле, небольшой деревне к северу от округа Панджваи, 11 сентября 2006 г. (Фото Грэма Смита)

В заключение, этот отчет поднимает критические вопросы о способности правительства США проводить восстановительные работы в масштабах, наблюдаемых в Афганистане. Как офис генерального инспектора, которому поручено контролировать расходы на реконструкцию в Афганистане, подход SIGAR в целом был техническим; мы выявляем конкретные проблемы и предлагаем конкретные решения. Однако после 13 лет надзора совокупный список системных проблем, выявленных SIGAR и другими надзорными органами, ошеломляет. Как сказал SIGAR бывший советник по национальной безопасности Стивен Хэдли: «У нас просто нет работающей модели постконфликтной стабилизации. Каждый раз, когда у нас есть одна из этих вещей, это игра в пикап. У меня нет уверенности, что если бы мы сделали это снова, у нас бы получилось лучше».

Это также стало очевидным после войны во Вьетнаме, когда измученная войной и разделенная страна не хотела участвовать в другом подобном конфликте. После Вьетнама, например, армия США распустила наиболее активные подразделения по гражданским делам и сократила количество офицеров за границей, армейских «региональных экспертов по военно-политическим операциям». Силы специального назначения отошли от борьбы с повстанцами и вместо этого сосредоточились на проведении небольших операций в поддержку обычных сил. И штат USAID по всему миру постепенно сократился на 83 процента.

Другими словами, по словам бывшего заместителя начальника штаба генерала армии Джека Кина, «после войны во Вьетнаме мы очистились от всего, что имело отношение к нерегулярным военным действиям или повстанческим действиям, потому что это было связано с тем, как мы потеряли та война. Оглядываясь назад, это было плохим решением». Ведь отказ от подготовки после Вьетнама не помешал войнам в Ираке и Афганистане; вместо этого это гарантировало, что они превратятся в трясину.

Вместо того, чтобы мотивировать правительство США на улучшение, сложность этих миссий может вместо этого побудить американских чиновников двигаться дальше и готовиться к чему-то новому. По словам Роберта Гейтса, бывшего министра обороны с 2006 по 2011 год:

«Я заметил слишком сильную тенденцию к тому, что можно было бы назвать «следующей войной», склонность значительной части оборонного истеблишмента поддерживать то, что может понадобиться в будущем конфликте. . . . В целом, те возможности, которые нам, скорее всего, понадобятся в ближайшие годы, часто будут напоминать возможности, которые нужны нам сегодня».

Пост-афганский опыт ничем не отличается. Как показано в этом отчете, существует множество причин для развития этих возможностей и подготовки к миссиям по восстановлению в странах, пострадавших от конфликтов:

  1. Они очень дорогие. Например, все связанные с войной затраты на усилия США в Афганистане, Ираке и Пакистане за последние два десятилетия оцениваются в 6,4 триллиона долларов.
  2. Обычно они идут плохо.
  3. Широкое признание того, что они идут плохо, не помешало официальным лицам США заняться их преследованием.
  4. Восстановление стран, погрязших в конфликтах, на самом деле представляет собой непрерывную деятельность правительства США, о чем свидетельствуют усилия на Балканах и Гаити, а также более мелкие усилия, предпринимаемые в настоящее время в Мали, Буркина-Фасо, Сомали, Йемене, Украине и других странах.
  5. Крупные кампании по реконструкции обычно начинаются с малого, поэтому правительству США не составит труда снова скатиться по этому склону где-нибудь в другом месте и добиться того же результата, что и в Афганистане.

Тем не менее, после двух последних десятилетий в Афганистане и Ираке, штат, USAID и Министерство обороны дали понять, что они не видят возможности крупномасштабных миссий в будущем. В Обзоре помощи в стабилизации, одобренном всеми тремя агентствами в 2018 году, отмечается: «Нет желания повторять крупномасштабные усилия по восстановлению, и поэтому наши обязательства должны быть более взвешенными по масштабу и гибкими в исполнении». Как и после Вьетнама, сегодня у американских политиков и общественности, которой они служат, могут быть веские причины избегать еще одного затяжного конфликта и миссии по восстановлению. Тем не менее, это не означает, что подобных попыток можно избежать в будущем.

Как отмечается в отчете SIGAR Stabilization , «вероятно, в будущем будут времена, когда контроль или влияние повстанцев над определенной территорией или населением будут считаться непосредственной угрозой интересам США». Если правительство США не подготовится к такой вероятности, оно может еще раз попытаться на лету накопить необходимые знания и потенциал. Как видно из Афганистана и Ирака, это оказалось трудным, дорогостоящим и подверженным ошибкам, которых можно было бы избежать.

Как заметил бывший посол США в Афганистане Райан Крокер: «Вы должны начать работать над этим до того, как оно вам понадобится». Один бывший высокопоставленный чиновник Минобороны также отметил, что восстановление другой страны требует передовых навыков, которые необходимо развивать заранее. «Вы не будете изобретать, как вести пехотные операции [или] артиллерию в начале войны. Вам нужно [уже иметь] науку, стоящую за [реконструкцией], и людей, которые думают об этом 24/7».

Основываясь на работе SIGAR, а также на работе генеральных инспекторов в правительстве, этот отчет указывает на концептуальную, административную и логистическую работу, которая должна быть проделана между крупномасштабными усилиями по реконструкции, чтобы увеличить шансы правительства США на успехов в будущих кампаниях.