20 лет «Иракской свободы». Как американская коалиция разгромила Ирак
Война против Ирака, проведенная США и их союзниками в период с 20 марта по 15 апреля 2003 года (когда прекратилось организованное сопротивление) может рассматриваться как очередное звено в цепи операций вооруженных сил США конца XX – начала XXI веков на Ближнем Востоке, среди которых — «Буря в пустыне» (1991 год), «Жало в пустыне» (1993 год), «Лиса в пустыне» (1998 год). Все они осуществлялись при непосредственном участии ВС Великобритании и ряда других стран.
Высшее военное командование США в 2003 году, безусловно, учитывало накопленный при этом опыт, а также реальное состояние сил и средств ВВС и ПВО Ирака. Именно поэтому оно сделало ставку на молниеносную воздушно-наземную кампанию, а не на чисто воздушную.
«Шок и трепет» от Джорджа Буша – младшего
Для ведения войны против Ирака в регионе Персидского залива была создана крупная коалиционная группировка ВВС, ВМС и сухопутных войск, насчитывавшая около 300 тыс. военнослужащих, имевшая более 1000 боевых самолетов, свыше 100 боевых кораблей, из них 35 носителей крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томагавк» (870 КРМБ), современные силы РЭБ, спутниковые системы разведки и навигации.
Переброску своих стратегических бомбардировщиков в район конфликта Пентагон начал еще в январе 2003 года и завершил за 16 суток до нападения на Ирак. Всего на передовых авиабазах было размещено 47 самолетов, в том числе В-2А, ранее действующих только с континентальной части США (авиабаза Уайтмен).
Основной этап формирования группировки тактической авиации близ границ Ирака пришелся на январь – середину марта 2003 г. К началу активной фазы операции общая численность боевых самолетов ВВС США и морской пехоты составила более 400 единиц. Кроме того, в этот же период они были подкреплены палубной авиацией пяти ударных авианосцев, действовавших в акватории Персидского залива и восточной части Средиземного моря.
Таким образом, общая численность созданной в районе кризиса группировки ударной авиации ВВС и ВМС США составляла около 700 боевых самолетов. Всего же в распоряжении коалиционных войск было до 1800 боевых и вспомогательных самолетов: более 850 – ВВС США, около 350 – морской пехоты США, примерно 400 – ВМС США, свыше 100 – ВВС Великобритании, более 20 – ВВС Австралии.
Основная часть этих машин находилась на передовых авиабазах в непосредственной близости от иракских объектов. Надо также отметить, что некоторые европейские государства, поддержав намерение Вашингтона атаковать Ирак, приняли решение о предоставлении в распоряжение американцев элементов национальной инфраструктуры и воздушного пространства.
Также на вооружении войска коалиции имели более 800 американских танков M1 Abrams, около 120 британских танков Challenger, более 600 американских бронемашин M2/М3 Bradley и около 150 британских бронемашин Warrior.
Чем располагал Ирак
Начиная с 1991 года, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, было введено эмбарго на торговлю Ирака с другими государствами, которое запрещало в первую очередь продажу ему какого-либо оружия. Вот почему от иракских военно-воздушных сил и противовоздушной обороны не следовало ожидать достойного противодействия. Имевшаяся у них техника отслужила свой срок. Она нуждалась в ремонте, замене ряда агрегатов новыми (запасными) частями, которые Багдад не имел возможности приобретать за рубежом.
Из 220 числившихся в составе ВВС Ирака боевых самолетов (в основном, Mirage F‑1EQ, МиГ‑29, МиГ‑25, МиГ‑23 и МиГ‑21) фактически могли воевать лишь менее 100. К тому же авиация Саддама Хусейна была сосредоточена на восьми центральных авиабазах (в частности, из-за введения запретных для полетов зон на севере и юге страны).
Правда, несколько лучше складывалась ситуация с наземными средствами противовоздушной обороны. К марту 2003 года Ирак обладал комплексной системой ПВО, основанной на наличии множества еще боеспособных ЗРК в районах Багдада и Тикрита. В зонах, над которыми были запрещены полеты иракской авиации, преобладали зенитные артиллерийские комплексы (ЗАК). Иногда здесь использовалась тактика кратковременного выдвижения ЗРК на позиции полевого типа.
Длительное присутствие в воздушном пространстве Ирака англо-американских ВВС, периодически наносивших ракетно-бомбовые удары по его территории, способствовало ослаблению и децентрализации сети командования и управления иракской ПВО, заставило полагаться в основном на РЛС, расположенные вне запретных зон. Состоявшие на вооружении ВС Ирака ЗРК советского производства (108 С-75 и С-125) морально устарели и не подвергались никакой значительной модернизации.
В целом вооруженные силы Ирака насчитывали 389 тыс. военнослужащих, 40‑60 тыс. бойцов полувоенных и полицейских формирований и 650 тыс. резервистов. На оснащении войск находились около 2,5 тыс. танков (в основном Т‑55 и Т‑62), около 1,5 тыс. боевых машин пехоты БМП‑1 и БМП‑2 и около 2 тысяч орудий полевой артиллерии калибром свыше 100 мм. В иракской армии имелось 100 боевых и около 300 транспортных вертолетов.
Саддам оказался не на высоте
Успеху и непродолжительности операции коалиционных сил (21 сутки) во многом способствовали грубые просчеты иракского военно-политического руководства. При более организованной обороне, непрерывности в управлении войсками и большей стойкости ВС Ирака американцам не удалось бы решить поставленные задачи в столь сжатый срок. Необходимо обратить внимание и на исключительную пассивность ВВС и ПВО Ирака.
На основании директивы главнокомандующего ВС Ирака, изданной накануне войны, боевые самолеты фронтовой и вертолеты армейской авиации были выведены из подчинения командующих видов ВС. Их применение в ходе боевых действий должно было осуществляться на основании прямых указаний президента Саддама Хусейна.
Перед началом военной кампании иракцы сосредоточили большинство исправных самолетов типа МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-29 (всего около 50 машин) в районе авиабазы Таммуз (н. п. Эль-Хаббания, 70 км западнее Багдада), которая, как считало иракское командование, была наиболее подготовленной и прикрываемой средствами ПВО.
Кроме авиабазы Таммуз, командование иракских ВВС намеревалось использовать в интересах поддержки своих сухопутных войск аэродромы Аль-Бакр (80 км севернее Багдада) и Аль-Хуррия (240 км севернее Багдада), где также находилось около 20 боевых самолетов. Однако этот план так и не был реализован.
В первые часы операции ВВС и ВМС коалиционных сил нанесли удары по всем действующим иракским авиабазам и вывели из строя ВПП и другие объекты аэродромной инфраструктуры. В результате за все время боевых действий авиация Ирака совершила один разведывательный вылет с авиабазы Аль-Бакр.
Перед началом операции на авиабазах находился весь их личный состав (в том числе и боевые летчики). 6 апреля командир базы Аль-Бакр генерал-майор М. Фарук приказал офицерам убыть по домам до особого распоряжения, которое так и не поступило: военное командование Ирака, учитывая полное превосходство в воздухе авиации коалиции, сочло использование своих ВВС нецелесообразным.
close
100%
Однако не исключено, что иракцы, полагая, что основные боевые действия развернутся в ходе обороны Багдада, намеревались пустить в дело самолеты при подходе противника к пригородам иракской столицы, однако по некоторым причинам этого не случилось.
Но было бы неверно утверждать, что силы ПВО Ирака совсем не оказали никакого противодействия авиации противника, несмотря на ее количественное и качественное превосходство. Командование ВВС США сообщило, что количество случаев применения иракцами установок ЗА составило 1224, пусков ракет класса «земля-воздух» – 1669, зафиксировано 436 включений РЛС на сопровождение целей. По официальным данным, коалиционные силы потеряли 7 пилотируемых летательных аппаратов, сбитых огнем с земли: 6 ударных вертолетов АН-64D «Апач-Лонгбоу» и AH-1W «Супер-Кобра», 1 штурмовик А-10А.
Разработанные и апробированные в ВС США принципы применения крылатых ракет получили дальнейшее развитие в ходе операции «Иракская свобода». Она, кстати, и началась 20 марта 2003 года с того, что КРМБ «Томагавк», наряду с авиационными высокоточными средствами поражения, обрушились на военные и государственные объекты в Багдаде. Всего же до 15 апреля из примерно 1700 ударов с воздуха, нанесенных по противнику американцами и их союзниками, около 700 было осуществлено КРВБ и КРМБ (использовано 950 крылатых ракет).
Согласованные по времени с действиями авиации ракетные атаки надводных кораблей и атомных подводных лодок обеспечили уничтожение заранее назначенных целей на территории Ирака, в первую очередь стратегического значения.
На что же направлялись в первую очередь крылатые ракеты? Это были здания Министерства обороны и Генерального штаба иракских ВС в центральной части Багдада, правительственные здания и резиденции (дворцы) Саддама Хусейна на южной окраине Багдада, объекты ВВС и ПВО в юго-восточной части иракской столицы, пункты управления военного и административного назначения.
Наиболее интенсивно пуски КР производились в первые четыре дня после начала боевых действий одновременно с трех направлений: северного, западного и южного. В последующем крылатые ракеты воздушного и морского базирования использовались в значительно меньшем количестве и по наиболее важным целям.
КРВБ AGM-86C/D вооружались стратегические бомбардировщики В-52Н, задействованные в основном на начальном этапе воздушной фазы операции. Самолеты проводили пуски крылатых ракет на удалении 400-600 км от назначенных целей – над юго-восточной частью Турции, восточными районами Иордании, северо-западной акваторией Персидского залива или над северной, юго-восточной и юго-западной частями Ирака. Всего проведено около 150 пусков КРВБ.
Для решения задачи боевого применения крылатых ракет морского базирования в операции «Иракская свобода» на этапе подготовки к ней командованием ВМС США и Великобритании была заблаговременно создана группировка из примерно 40 кораблей – носителей КРМБ с общим запасом от 1000 до 1200 «Томагавков». Крылатые ракеты морского базирования атаковали Ирак преимущественно в темное время суток.
Всего в ходе операции надводными кораблями и подводными лодками ВМС США и ВМС Великобритании было выпущено около 800 КРМБ «Томагавк» модификаций BGM-109C Block 2, 3 и BGM-109D Block 2, 3, причем большую часть составили ракеты ранней модификации.
Широко использовались вооружения с применением космической навигационной системы «Навстар», которая позволяла получать большую точность наведения средств поражения. Все это еще раз показывает, что для ВС США любой военный конфликт служит своего рода полигоном, где проходят тестирование новые виды и типы ВВТ и проводится отстрел устаревших образцов.
Крылатым ракетам присущи и недостатки. Один из основных – длительное время, необходимое для подготовки КРМБ к боевому применению, создания и введения полетного задания. К примеру, в операции «Буря в пустыне», требовалось 80 часов для отправки каждого «Томагавка» на цель, правда, весной 2003 года на это уходили уже одни сутки.
Рождение сетевой войны
В ходе операции «Иракская свобода» вооруженные силы США убедительно продемонстрировали, что за самый короткий срок в войне с применением только конвенциональных средств поражения способны разгромить практически любого противника, а количество танков, пушек и самолетов, которыми располагает противоборствующая сторона, большого значения уже не имеет. Цель была достигнута в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.
В военных действиях в марте – апреле 2003 года разнородные и принадлежащие вооруженным силам различных государств средства воздушно-космического нападения по единому замыслу и плану, согласовано по целям, задачам, месту и времени наносили скоординированные удары по важнейшим пунктам управления, объектам вооруженных сил и инфраструктуры Ирака.
В ходе боевых действий последовательно решались задачи по поражению объектов и войск противника, динамично изменялся состав, структура и характеристики сил и средств, привлекаемых к нанесению ударов, адекватно обстановке варьировалась огневая мощь ударов. Полным ходом шла отработка новых технологий войны и ведения боевых действий.
close
100%
В ходе операции США и их союзники продемонстрировали полное превосходство над противником, которое достигалось не за счет подавляющего перевеса в численности сил и средств, а за счет создания необходимых условий для более эффективных их действий, в том числе и в условиях численного превосходства противоборствующей стороны.
Именно после этого вооруженного конфликта Пентагон приступил к развертыванию глобальной информационной сети и практической отработке технологий нового вида вооруженной борьбы – сетецентрических войн.
Подобное вооруженное противоборство представляет собой систему взглядов на управление вооруженными силами и средствами в операциях XXI века и предусматривает ведение боевых действий в едином информационном пространстве.
То есть происходит процесс перехода от структуры информационного обеспечения войск, воспроизводящего иерархическое построение структуры боевого управления, к структуре, построение которой будет направлено на формирование унифицированной единой логической сети информационного обеспечения, гарантирующей соединение между любыми двумя точками на поле боя и любой точкой поля боя с любой точкой вне его.
Смысл сетевого принципа состоит в том, что главным элементом всей модели является обмен информацией – максимальное расширение форм производства этой информации, доступа к ней, ее распределения и обратной связи.
Сеть представляет собой новое пространство – информационное, в котором и развертываются основные операции как разведывательного, так и военного характера, а также их дипломатическое, экономическое, техническое и тыловое обеспечение.
Именно с учетом результатов кампании 2003 года и осуществляется дальнейшее совершенствование вооруженных сил США.
В качестве вывода можно сказать, что цели операции, проведенной ВС США и их союзниками в марте – апреле 2003 года, в целом достигнуты. Ирака, как сильного и независимого игрока на Ближнем и Среднем Востоке, больше нет. Государство разрушено и дефрагментировано. Саддам Хусейн как лидер, проводивший независимую от Соединенных Штатов политику, ликвидирован. Не совсем получилось с установлением в Ираке демократии по западному образцу, но это уже на фоне остальных решенных американцами проблем не так уже и критично.
Эксперты рассказали о трагичных последствиях вторжения США в Ирак
https://ria.ru/20230320/irak-1859022955.html
Эксперты рассказали о трагичных последствиях вторжения США в Ирак
Эксперты рассказали о трагичных последствиях вторжения США в Ирак — РИА Новости, 20.03.2023
Эксперты рассказали о трагичных последствиях вторжения США в Ирак
США начали в Ираке 20 марта 2003 года военную операцию, после ее завершения страна, столкнувшаяся с ростом террористической активности, не может оправиться от… РИА Новости, 20.03.2023
2023-03-20T07:17
2023-03-20T07:17
2023-03-20T19:52
в мире
ирак
сша
багдад (город)
саддам хусейн
колин пауэлл
цены на нефть
джордж буш (младший)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e7/03/10/1858329676_0:127:2001:1252_1920x0_80_0_0_12c0c87cf2c3add796da0ef0b64d196e.jpg
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости. США начали в Ираке 20 марта 2003 года военную операцию, после ее завершения страна, столкнувшаяся с ростом террористической активности, не может оправиться от последствий, сказали РИА Новости эксперты. Операция, в которой участвовали и другие страны, изначально получила название «Шок и трепет», потом была переименована в «Иракскую свободу», в то время как официальный Багдад тогда назвал войну Харб аль-Хавасим («решающая война»). Поводом для вторжения стала информация ЦРУ о якобы наличии в Ираке запасов оружия массового поражения (5 февраля 2003 года в ходе заседания СБ ООН госсекретарь Колин Пауэлл продемонстрировал пробирку с белым порошком), а также утверждалось о связи режима Саддама Хусейна с международным терроризмом. Военные действия начались без санкции Совбеза ООН с нанесения ракетных ударов по объектам критической инфраструктуры и правительственным кварталам. Активная фаза операции длилась 26 дней, а уже 1 мая президент США Джордж Буш — младший с авианосца «Авраам Линкольн» заявил об окончании операции в своей речи, получившей название по слогану с баннера, висевшего за его спиной: «Миссия выполнена». Однако за этим последовал затяжной внутренний конфликт, который окончился в конце 2011 года, — этому предшествовал постепенный вывод американских сил, последняя колонна которых покинула Ирак в декабре. Позднее выяснилось, что ЦРУ дезинформировало власти: биологического оружия в Ираке не нашли, а Пауэлл пояснил, что фальшивую пробирку он показывал для убедительности. Проблемы в Ираке Точных данных о потерях среди гражданского населения за весь период пребывания американских сил и их союзников в Ираке нет, число жертв варьируется — в частности, назывались цифры в несколько сотен тысяч человек. Помимо гуманитарных проблем, в Ираке налицо был и спад экономического благосостояния: ВВП в 2003 году, по данным Всемирного банка, упал на практически на 36,7 процента по сравнению с 2002 годом, добыча нефти — одного из основных ресурсов страны — также упала. Были и внутриполитические трудности. Посол России в Багдаде Эльбрус Кутрашев в интервью РИА Новости отмечал, что США началом своей операции в Ираке в 2003 году «как слон в посудной лавке, все здесь переломали», в результате страна находится в перманентном внутреннем кризисе. Востоковед и политолог Елена Супонина в разговоре с РИА Новости сказала, что экономического процветания нет до сих пор, несмотря на имеющиеся в Ираке крупные запасы месторождений. Она отметила, что людей за время присутствия США могло погибнуть больше, чем при Саддаме Хусейне: сколько точно погибло, никто не знает, но счет, добавила она, идет на сотни тысяч. Доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ Владимир Сотников в комментарии агентству также отметил, что и сейчас экономическое положение в Ираке остается крайне плохим — экономика «находится в руинах». Активизация террористов Эксперты выделяют и рост экстремизма в Ираке, как во время операции США, так и после. Сотников отметил, что следствием вторжения в Ирак стало не только ухудшение экономической ситуации в стране, но и деградация обстановки в сфере безопасности, внутри Ирака активизировались террористические группировки. «Потому что свержение режима Саддама Хусейна побудило многих офицеров, служивших при нем, перейти не просто в оппозицию, а стать членами международных террористических группировок», — сказал эксперт, указав на формирование террористической организации «Исламское государство»*.Именно эта группировка уже после вывода войск смогла захватить ряд городов в Ираке и Сирии и даже заявить о создании своего государства, которое никто не признал. О победе над ИГ власти Ирака заявили лишь по прошествии более чем трех лет — в конце 2017 года.Супонина тоже отмечала, что формирование движений в Ираке стало следствием событий марта 2003 года, добавив, что иракцы в годы присутствия США начали пополнять ряды такой террористической группировки, как «Аль-Каида»*», которой до вторжения в Ираке не было.* Террористические организации, запрещенные в России.
https://ria.ru/20230320/irak-1859019021.html
https://ria.ru/20230320/irak-1859014063.html
https://ria.ru/20230320/irakskaya_svoboda-1858513139. html
ирак
сша
багдад (город)
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/10/1858329676_81:0:1918:1378_1920x0_80_0_0_91e4656af27d2e3cd5096bde38e71914. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, ирак, сша, багдад (город), саддам хусейн, колин пауэлл, цены на нефть, джордж буш (младший), центральное разведывательное управление (цру), оон
В мире, Ирак, США, Багдад (город), Саддам Хусейн, Колин Пауэлл, Цены на нефть, Джордж Буш (младший), Центральное разведывательное управление (ЦРУ), ООН
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости. США начали в Ираке 20 марта 2003 года военную операцию, после ее завершения страна, столкнувшаяся с ростом террористической активности, не может оправиться от последствий, сказали РИА Новости эксперты.
Операция, в которой участвовали и другие страны, изначально получила название «Шок и трепет», потом была переименована в «Иракскую свободу», в то время как официальный Багдад тогда назвал войну Харб аль-Хавасим («решающая война»).
Поводом для вторжения стала информация ЦРУ о якобы наличии в Ираке запасов оружия массового поражения (5 февраля 2003 года в ходе заседания СБ ООН госсекретарь Колин Пауэлл продемонстрировал пробирку с белым порошком), а также утверждалось о связи режима Саддама Хусейна с международным терроризмом.
Военные действия начались без санкции Совбеза ООН с нанесения ракетных ударов по объектам критической инфраструктуры и правительственным кварталам. Активная фаза операции длилась 26 дней, а уже 1 мая президент США Джордж Буш — младший с авианосца «Авраам Линкольн» заявил об окончании операции в своей речи, получившей название по слогану с баннера, висевшего за его спиной: «Миссия выполнена».
Однако за этим последовал затяжной внутренний конфликт, который окончился в конце 2011 года, — этому предшествовал постепенный вывод американских сил, последняя колонна которых покинула Ирак в декабре.
Позднее выяснилось, что ЦРУ дезинформировало власти: биологического оружия в Ираке не нашли, а Пауэлл пояснил, что фальшивую пробирку он показывал для убедительности.
Экс-консул Турции осудил действия США в годовщину вторжения в Ирак
20 марта, 05:38
Проблемы в Ираке
Точных данных о потерях среди гражданского населения за весь период пребывания американских сил и их союзников в Ираке нет, число жертв варьируется — в частности, назывались цифры в несколько сотен тысяч человек.
Помимо гуманитарных проблем, в Ираке налицо был и спад экономического благосостояния: ВВП в 2003 году, по данным Всемирного банка, упал на практически на 36,7 процента по сравнению с 2002 годом, добыча нефти — одного из основных ресурсов страны — также упала. Были и внутриполитические трудности.
Посол России в Багдаде Эльбрус Кутрашев в интервью РИА Новости отмечал, что США началом своей операции в Ираке в 2003 году «как слон в посудной лавке, все здесь переломали», в результате страна находится в перманентном внутреннем кризисе.
Востоковед и политолог Елена Супонина в разговоре с РИА Новости сказала, что экономического процветания нет до сих пор, несмотря на имеющиеся в Ираке крупные запасы месторождений.
Она отметила, что людей за время присутствия США могло погибнуть больше, чем при Саддаме Хусейне: сколько точно погибло, никто не знает, но счет, добавила она, идет на сотни тысяч.
Доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ Владимир Сотников в комментарии агентству также отметил, что и сейчас экономическое положение в Ираке остается крайне плохим — экономика «находится в руинах».
Эксперт рассказал, какие уроки вынесли США из вторжения в Ирак
20 марта, 03:15
Активизация террористов
Эксперты выделяют и рост экстремизма в Ираке, как во время операции США, так и после.
Сотников отметил, что следствием вторжения в Ирак стало не только ухудшение экономической ситуации в стране, но и деградация обстановки в сфере безопасности, внутри Ирака активизировались террористические группировки.
«Потому что свержение режима Саддама Хусейна побудило многих офицеров, служивших при нем, перейти не просто в оппозицию, а стать членами международных террористических группировок», — сказал эксперт, указав на формирование террористической организации «Исламское государство»*.
Именно эта группировка уже после вывода войск смогла захватить ряд городов в Ираке и Сирии и даже заявить о создании своего государства, которое никто не признал. О победе над ИГ власти Ирака заявили лишь по прошествии более чем трех лет — в конце 2017 года.
Супонина тоже отмечала, что формирование движений в Ираке стало следствием событий марта 2003 года, добавив, что иракцы в годы присутствия США начали пополнять ряды такой террористической группировки, как «Аль-Каида»*», которой до вторжения в Ираке не было.
* Террористические организации, запрещенные в России.
Военная операция США против Ирака «Иракская свобода»
20 марта, 02:24
Через 20 лет после начала войны в Ираке: взгляд на общественное мнение США
Кэрролл Доэрти и Джоселин Кили это второй раз, когда он воевал в этой стране чуть более чем за десятилетие. Это было началом восьмилетнего конфликта, в результате которого погибло более 4000 военнослужащих США и сотни тысяч иракцев.
Война началась 19 марта 2003 года ошеломляющей демонстрацией американской военной мощи, описанной незабываемой фразой «шок и трепет». В течение нескольких недель Соединенные Штаты достигли основной цели операции «Иракская свобода», как называлась военная операция, свергнув режим диктатора Саддама Хусейна.
Тем не менее, военная кампания, начавшаяся столь благоприятно, закончилась глубоким расколом между американцами и отчуждением ключевых союзников США. Когда американцы оглядывались на войну четыре года назад, 62% сказали, что воевать не стоит. К такому же выводу пришло большинство ветеранов войны, в том числе служивших в Ираке или Афганистане.
Мрачные ретроспективные суждения о войне затемняют широту общественной поддержки военных действий США в начале конфликта и, что, возможно, более важно, в месяцы, предшествовавшие ему. На протяжении 2002 г. и в начале 2003 г. президент Джордж Буш и его администрация добивались широкой поддержки применения военной силы в Ираке как среди общественности, так и в Конгрессе.
Успех администрации в этих усилиях стал результатом нескольких факторов, не последним из которых был климат общественного мнения в то время. Все еще оправляясь от ужасов террористических атак 11 сентября 2001 года, американцы чрезвычайно мирились с возможным применением военной силы в рамках того, что Буш назвал «глобальной войной с терроризмом».
К началу 2002 года, когда американские войска уже воевали в Афганистане, подавляющее большинство американцев выступало за использование военной силы в Ираке для отстранения Хусейна от власти и уничтожения террористических группировок в Сомали и Судане. Такое отношение представляло собой «решительное одобрение предполагаемого применения силы по сравнению с другими военными миссиями в эпоху после окончания холодной войны», — отметил в то время исследовательский центр Пью.
Затем Буш и высокопоставленные члены его администрации потратили более года на описание опасностей, которые, по их утверждениям, Ирак представлял для Соединенных Штатов и их союзников. Два аргумента администрации оказались особенно убедительными, учитывая настроения общественности: во-первых, режим Хусейна обладал «оружием массового уничтожения» (ОМП), сокращением для ядерного, биологического или химического оружия; и, во-вторых, что она поддерживала терроризм и имела тесные связи с террористическими группами, включая «Аль-Каиду», которая напала на США 9 сентября./11.
Как впоследствии установили многочисленные расследования независимых и правительственных комиссий, ни одно из этих утверждений не имело под собой никаких фактических оснований. Спустя два десятилетия продолжаются дебаты о том, стала ли администрация жертвой ошибочных разведданных, или же Буш и его старшие советники преднамеренно ввели общественность в заблуждение, в частности, в отношении ее возможностей оружия массового уничтожения.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших войне, значительное большинство американцев считало, что Ирак либо обладал ОМП, либо был близок к его получению, что Ирак был тесно связан с терроризмом — и даже что сам Хусейн играл роль в
годах./11 атак. Спустя два десятилетия после начала войны обзор опросов исследовательского центра Pew Research Center о войне в Ираке показывает, что поддержка военных действий США была построена, по крайней мере частично, на ложной основе.
«Ирак продолжает выставлять напоказ свою враждебность по отношению к Америке и поддерживать террор», — заявил президент Джордж Буш в своем первом обращении к нации в 2002 году. (Douglas Graham/Roll Call/Getty Images)Путь к войне : От «оси зла» до «грибовидного облака»
В своем обращении к Конгрессу США в 2002 году Буш начал доказывать, почему Соединенным Штатам может потребоваться применение военной силы для отстранения Саддама Хусейна от власти. «Ирак продолжает выставлять напоказ свою враждебность по отношению к Америке и поддерживать террор», — сказал он. «Иракский режим замышлял разработку сибирской язвы, газа нервно-паралитического действия и ядерного оружия более десяти лет».
Ирак был одной из трех стран, наряду с Ираном и Северной Кореей, которые, по словам Буша, составляли «ось зла». Но Ирак привлек гораздо больше внимания бывшего президента, чем эти страны. «Это режим, которому есть что скрывать от цивилизованного мира», — сказал Буш.
Еще до его выступления американцы были склонны верить в худшее о режиме Хусейна. В опросе, проведенном за несколько недель до «О положении в стране», 73% высказались за военные действия в Ираке, чтобы положить конец правлению Хусейна; всего 16% были против. Более половины (56%) заявили, что США должны принять меры против Ирака, «даже если это означает, что американские силы могут понести тысячи потерь».
Буш произнес эту речь, одну из самых запоминающихся за время своего президентства, всего через четыре месяца после террористических атак в Нью-Йорке и близ Вашингтона, округ Колумбия, и в Шанксвилле, штат Пенсильвания. Американцы оставались в напряжении: 62% заявили, что очень или в некоторой степени обеспокоены неизбежностью очередного теракта.
На тот момент, более чем за год до того, как Соединенные Штаты начали войну, подавляющее большинство американцев восприняло несколько возможных причин военных действий: 83% заявили, что, если США узнают, что Ирак помогал террористам 11 сентября, это будет «очень важная причина» для применения военной силы в Ираке; почти столько же сказали бы то же самое, если бы было показано, что Ирак разрабатывает оружие массового уничтожения (77%) или укрывает других террористов (75%).
В течение следующих нескольких месяцев Буш и другие высокопоставленные чиновники с разной степенью уверенности заявляли, что имеются доказательства, оправдывающие применение военной силы США. В речи на съезде ветеранов зарубежных войн в августе 2002 года бывший вице-президент Дик Чейни недвусмысленно заявил: «Проще говоря, нет никаких сомнений в том, что у Саддама Хусейна теперь есть оружие массового уничтожения. Нет сомнений, что он собирает их, чтобы использовать против наших друзей, против наших союзников и против нас».
В других случаях Буш и его советники предположили, что даже если бы не было окончательных доказательств того, что Ирак обладает ОМП, было бы слишком рискованно бездействовать, учитывая неспособность Хусейна соблюдать резолюции ООН по оружию. «Проблема здесь в том, что всегда будет некоторая неопределенность в отношении того, как быстро он [Хусейн] сможет получить ядерное оружие», — сказала советник по национальной безопасности Кондолиза Райс в интервью CNN. «Но мы не хотим, чтобы дымящийся пистолет превратился в грибовидное облако».
Такие предупреждения вызвали сильный отклик у американцев: большинство считало, что Хусейн либо уже обладал ОМП, либо был близок к его получению. В октябре 2002 года 65% населения заявили, что Хусейн был близок к тому, чтобы получить ядерное оружие, а еще 14% заявили, что оно уже у него есть. Всего 11% заявили, что не были близки к разработке такого оружия.
В том же месяце Конгресс подавляющим большинством голосов одобрил резолюцию, разрешающую Бушу использовать вооруженные силы США «так, как он сочтет необходимым и уместным» для защиты безопасности Соединенных Штатов и обеспечения выполнения резолюций ООН по Ираку. (В этом месяце, более чем через 20 лет после ее принятия, Конгресс собирается отменить резолюцию.)
В дополнение к утверждениям о том, что Хусейн обладал (или был на грани получения) нетрадиционным оружием, представители администрации также неоднократно связывали его режим с террористы и терроризм. По большей части эти утверждения были расплывчатыми и неконкретными, но иногда высокопоставленные чиновники, включая самого президента, напрямую связывали Ирак с «Аль-Каидой», террористической группировкой, напавшей на Соединенные Штаты 9 сентября./11. «Мы знаем, что у Ирака и террористической сети «Аль-Каида» общий враг — Соединенные Штаты Америки», — заявил Буш в октябре того же года. «Мы знаем, что Ирак и «Аль-Каида» имели контакты на высоком уровне, которые насчитывают десятилетие».
Ни Буш, ни высокопоставленные представители администрации напрямую не связывали Ирак или его лидера с планированием или проведением терактов 11 сентября. Тем не менее, значительное большинство американцев считало, что Хусейн помогал террористическим атакам, унесшим почти 3000 жизней.
В том же месяце, когда Конгресс одобрил резолюцию о применении силы против Ирака, 66% населения заявили, что «Саддам Хусейн помогал террористам в терактах 11 сентября»; только 21% сказали, что он не участвовал в 9/11. В феврале 2003 г., за месяц до начала войны, это мнение было лишь несколько менее распространенным; 57% считают, что Хусейн поддерживал террористов 11 сентября.
Не совсем понятно, почему так много американцев, включая большинство в обеих партиях, приняли эту ложь. Но связав Хусейна с терроризмом и группой, напавшей на Соединенные Штаты, представители администрации стерли границы между Ираком и 11 сентября. «Идея была подкреплена этими намеками, обсуждениями, которые они вели о возможных связях» с террористами «Аль-Каиды», сказал покойный Эндрю Кохут, директор-основатель Pew Research Center, The Washington Post после начала войны в 2003 году9. 0003 Тысячи демонстрантов вышли на митинг в Нью-Йорке 15 февраля 2003 г. (Don Emmert/AFP/Getty Images) войны, большинство от 55% до 68% заявили, что они выступают за военные действия, чтобы положить конец правлению Хусейна в Ираке. Не более трети выступили против военных действий.
Тем не менее, поддержка военных действий в Ираке была неизменно менее выраженной среди горстки демографических и партизанских групп.
Последний опрос Центра перед вторжением США, проведенный в середине февраля 2003 г., выявил следующие различия: женщины примерно на 10 процентных пунктов меньше, чем мужчины, поддерживали применение военной силы против Ирака (61% против 71%).
Значительное большинство республиканцев и сторонников республиканцев (83%) высказались за применение военной силы для прекращения правления Хусейна. Демократы и сторонники демократов были менее благосклонны; тем не менее, больше демократов выступали за (52%), чем против (40%) военных действий.
Тем не менее, мнения демократов о том, стоит ли начинать войну в Ираке, разделились. Либеральные демократы менее склонны, чем консервативные и умеренные демократы, поддерживать использование военной силы.
Чтобы заручиться большей поддержкой применения силы среди союзников США и успокоить давние опасения общественности по поводу войны, администрация направила одного из своих самых популярных деятелей, госсекретаря Колина Пауэлла, в Совет Безопасности ООН. В решающий момент в дебатах по Ираку Пауэлл представил то, что он назвал «фактами и выводами, основанными на надежных разведданных», чтобы показать, что Ирак не выполнил резолюции ООН по оружию. «Оставлять Саддаму Хусейну оружие массового уничтожения еще на несколько месяцев или лет — это не вариант, во всяком случае, в ситуации после сентября. 11 место в мире», — сказал Пауэлл.
Обращение Пауэлла оказало значительное влияние на общественное мнение США, даже среди тех, кто был противником войны. Примерно шесть из десяти взрослых (61%) заявили, что Пауэлл четко объяснил, почему Соединенные Штаты могут применить военную силу, чтобы положить конец правлению Хусейна; это больше, чем доля говорящих, что Буш четко объяснил ставки в Ираке (52%). Пауэлл был особенно убедителен среди тех, кто выступал против применения силы в Ираке: 39% заявили, что он четко объяснил, почему США могут потребоваться военные действия, и примерно в два раза больше тех, кто сказал то же самое о Буше.
В последней отчаянной попытке предотвратить войну миллионы протестующих вышли на улицы многих городов мира и США 15 февраля. В то время как крупнейшие демонстрации прошли в Лондоне и Риме, собралось несколько сотен тысяч антивоенных демонстрантов. улицы Нью-Йорка с табличками «Нет крови за нефть».
Государственный секретарь Колин Пауэлл представил Совету Безопасности ООН то, что, по его словам, является доказательством наличия у Ирака химического и биологического оружия 5 февраля 2003 г. (Тимоти А. Клэри/AFP через Getty Images) 900:26 Американцы изначально сплотились вокруг войны; затем поддержка резко упалаПосле начала войны представители администрации были уверены, что Соединенные Штаты быстро одержат верх. Какое-то время казалось, что они правы: войска США и их союзников легко разгромили иракскую армию.
К 9 апреля американские войска и иракские гражданские лица снесли статую Саддама Хусейна на площади Багдада. А 1 мая Буш встал на палубу авианосца «Авраам Линкольн» — перед транспарантом с надписью «Миссия выполнена» — и заявил, что основные боевые действия завершены.
Морские пехотинцы США сносят статую Саддама Хусейна в центре Багдада 9 апреля 2003 года. (Mirrorpix/Getty Images)Однако война продолжалась еще восемь лет. Общественная поддержка использования военной силы США в Ираке, которая выросла до 74% в течение месяца, когда Буш произнес то, что стало известно как его речь «Миссия выполнена», больше никогда не достигала этого уровня.
Когда силы США столкнулись с растущим иракским повстанческим движением, растущая доля американцев, особенно демократов, выражали сомнения по поводу войны. Доля американцев, считающих, что военные действия США в Ираке идут хорошо, превысила 90 % в первые недели войны, упал примерно до 60 % в конце лета 2003 г.
С тех пор как Буш в 2002 г. начал поднимать вопрос о возможности войны, в отношении к Ираку существовали партийные разногласия. Но по мере продолжения войны эти разногласия усиливались. : В октябре 2003 года 56% демократов заявили, что американские войска должны быть выведены домой из Ирака как можно скорее, что на 12 пунктов больше, чем месяцем ранее. Напротив, менее половины независимых (40%) и только 20% республиканцев высказались за вывод войск США.
В следующем году поддержка военных действий США еще больше снизилась, поскольку два инцидента заставили американцев ощутить ужасы войны. В марте 2004 года четверо американских частных охранников были убиты, а их тела осквернены в результате волны антиамериканского насилия. Затем появились первые фотографии издевательств над заключенными со стороны американских войск в иракской тюрьме Абу-Грейб. В опросе, проведенном в мае, доля американцев, заявивших, что применение военной силы идет, по крайней мере, «довольно хорошо», впервые упала ниже 50%. 900:03 Морские пехотинцы США патрулируют улицы Эль-Фаллуджи, Ирак, в декабре 2004 года. (Таусиф Мустафа/AFP через Getty Images) 90 002 Переизбрание Буша президентом в ноябре показало, насколько война в Ираке разделила нацию. Среди узкого большинства избирателей (51%), одобривших тогда решение о начале войны, 85% проголосовали за Буша; среди меньшей доли (45%), кто не одобрял, 87% проголосовали за его оппонента-демократа Джона Керри, согласно общенациональным опросам на выходе.
Общественная поддержка войны еще больше снизилась во время второго президентского срока Буша. К январю 2007 года, когда ситуация на местах ухудшилась, Буш бросил вызов растущим призывам демократов вывести американские войска из Ирака и вместо этого объявил, что направляет еще военнослужащих в страну. То, что Буш назвал «новым путем вперед» в Ираке, — которое стало более широко известно как наращивание войск или наращивание войск, — было рискованным гамбитом, направленным на изменение траектории войны.
Новая стратегия, в соответствии с которой в Ирак было переброшено более 20 000 дополнительных американских войск, была в целом непопулярна среди населения, уставшего от войны. Примерно два к одному (61% против 31%) американцы выступили против плана Буша по отправке дополнительных сил в Ирак. Новая стратегия Буша «вызвала усиление партийной поляризации в дебатах о том, что делать в Ираке», — отметил Центр в своем отчете об опросе за январь 2007 года.
Тем не менее, несмотря на то, что общее влияние волны на Ирак активно обсуждалось, широко признавалось, что она помогла снизить уровень насилия в стране, как среди американских военнослужащих, так и среди иракских гражданских лиц. Хотя американцы признали улучшение ситуации в Ираке, они по-прежнему глубоко скептически относились к решению начать войну.
В ноябре 2007 года почти половина американцев (48%) заявили, что война идет очень или довольно хорошо, что на 18 процентных пунктов больше, чем в феврале того же года. Тем не менее поддержка вывода войск США из Ирака не уменьшилась; на 54% против 41% больше американцев выступали за то, чтобы как можно скорее вернуть войска из Ирака, а не держать их там до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Это отношение практически не изменилось по сравнению с предыдущим 2007 годом9.0003
С приближением президентской кампании 2008 года и примерно 100 000 американских солдат, все еще находящихся в Ираке, казалось вероятным, что война снова станет серьезной проблемой. Во время праймериз Демократической партии Барак Обама неоднократно противопоставлял свою раннюю оппозицию войне голосованию Хиллари Клинтон в Сенате в 2002 году в поддержку санкционирования войны.
Однако после того, как Обама победил Клинтон в выдвижении от Демократической партии и столкнулся с Джоном Маккейном на всеобщих выборах, война в Ираке все больше омрачалась потрясениями на финансовых рынках, которые спровоцировали мировой экономический кризис. В общенациональных экзит-полах, проведенных после победы Обамы над Маккейном, 63% избирателей назвали экономику самой важной проблемой, стоящей перед страной; только 10% упомянули войну в Ираке.
Во время предвыборной кампании 2008 года Обама поклялся положить конец войне в Ираке, добавив, что Соединенные Штаты «будут столь же осторожными, уходя из Ирака, сколь неосторожны мы туда вошли». Три года спустя США вывели все свои войска, кроме горстки; на церемонии 15 декабря 2011 г. Соединенные Штаты приспустили командный флаг, развевающийся над Багдадом. Решение президента Обамы получило широкую общественную поддержку. За месяц до церемонии 75% американцев, в том числе почти половина республиканцев, одобрили его решение вывести все боевые части из Ирака. 900:03 Церемония поднятия флага в Багдаде 15 декабря 2011 года ознаменовала окончание военной операции США в Ираке. (Пабло Мартинес Монсивайс – Пул/Getty Images)
Тем не менее Обама вскоре понял, насколько трудно США будет полностью выйти из Ирака. В 2014 году в Ираке возникла новая угроза безопасности – Исламское государство Ирака и Сирии, или ИГИЛ. Когда ИГИЛ захватило территорию в Ираке и совершило громкие террористические акты, группировка быстро стала одной из главных угроз безопасности США. В ответ Обама неохотно санкционировал авиаудары США и отправил небольшое количество американских войск обратно в Ирак. Пять лет спустя его преемник, тогдашний президент Дональд Трамп, заявил, что группировка была на грани поражения в Ираке и Сирии, хотя некоторые сотрудники службы безопасности США говорят, что она по-прежнему представляет угрозу.
Суждения по войне в Ираке и ее влияние на наследие Буша
У войны в Ираке долгое и сложное наследие. После официального окончания войны она в той или иной степени оставалась проблемой как в президентских избирательных кампаниях 2012, так и в 2016 году. Даже в предвыборной кампании 2020 года, спустя почти десятилетие после окончания войны, Трамп и Джо Байден изображали себя способными лучше вытащить нацию из так называемых «бесконечных войн» — войн в Ираке и Афганистане.
К тому моменту большинство американцев в значительной степени отошли от войны. Незадолго до того, как Соединенные Штаты вывели свои войска в 2011 году, большинство американцев (56%) пришли к выводу, что, несмотря на огромные затраты на войну, США «в основном преуспели» в достижении своих целей в Ираке.
Но в течение следующих нескольких лет эта вера угасла. К 2018 году, к 15-й годовщине начала войны, только 39% американцев заявили, что США добились успеха в Ираке, а 53% заявили, что им не удалось достичь своих целей.
Даже среди республиканцев, которые последовательно выступали за использование военной силы США на протяжении всей войны и до ее начала, существовали разногласия по поводу того, достигли ли США своих целей в Ираке. Только около половины (48%) республиканцев и сторонников республиканцев заявили, что США добились успеха, хотя это на 10 пунктов выше, чем четырьмя годами ранее.
Война в Ираке долгое время будет ассоциироваться с президентством Джорджа Буша-младшего, ее главного архитектора и одного из ее самых ярых сторонников. Когда Буш оглядывался на войну в своих мемуарах 2010 года «Точки принятия решений», он признал, что были допущены ошибки. Среди них, сказал он в интервью NBC News, была его речь 2003 года «Миссия выполнена». «Без сомнения, это была ошибка», — сказал Буш.
Что касается неудачи с обнаружением оружия массового уничтожения в Ираке, «никто не был более шокирован и зол, чем я, когда мы не нашли оружие», — сказал Буш. Тем не менее, он настаивал на том, что начать войну в Ираке и отстранить Хусейна от власти было правильным решением.
Влияние войны на отношение американцев к президентству Буша было подчеркнуто в опросе, проведенном в декабре 2008 года незадолго до того, как он покинул свой пост. На вопрос, чем Буша больше всего запомнят, примерно половина (51%) назвала войны, а 29% конкретно упомянули войну в Ираке. Никакой другой вопрос, даже лидерство Буша после терактов 11 сентября, не упоминался так часто.
Заглавное изображение слева: президент Джордж Буш-младший заявляет, что «крупные боевые действия в Ираке завершены» 1 мая 2003 года. Солдаты в Кувейте недалеко от иракской границы. Багдад горит в начале операции «Иракская свобода». Студенты в Лос-Анджелесе протестуют против грядущей войны. Деревянные кресты в память о погибших американских солдатах у придорожного мемориала в Лафайете, Калифорния, 2007 г. (Стивен Джаффе/AFP; Ян Уолди; Mirrorpix; Роберт Готье/Los Angeles Times; Джастин Салливан, все через Getty Images)
Самым необратимым ущербом эпохи Буша была не война в Ираке
Голосование на этой неделе за отмену Разрешения на использование военной силы 1991 и 2002 годов, или AUMF, не были в подавляющем большинстве случаев однобоко, но по тем временам это было поразительно двухпартийно: девятнадцать Республиканцы присоединились к демократам, чтобы вывести из эксплуатации некоторые из самых смертоносных законодательства со времен Гражданской войны. (Хотя напоминая, что у нас никогда не будет все, AUMF 2001 года остается в силе.)
Раскручивание «войны с террором» не закончено, но я не мог не подумать, что если бы вы спросили меня в 2003 году, что окончательно деструктивной политики Демократы и республиканцы найдут разумный консенсус по к 2023 году — американские военные внешнеполитические подвиги или равный доступ к репродуктивная забота — я бы не угадал. Вернее, я бы предположил что если бы политики стали брезговать кровопролитием, то, может быть, будет применяться к случаям смерти как дома, так и за границей.
Недавняя годовщина вторжения в Ирак побудила яркие воспоминания того, насколько безумно ясными глазами должны были стать американские политики кровавый жаворонок, у которого даже тогда были только самые мрачные из реальных целей. Бездумный провоенный ура-патриотизм (флаг булавки! «Встроенный» репортеров!) лишь едва опережала карательные насмешки и молчание любой критик операции (MSNBC уволил Фил Донахью! Люди перестал есть французский сыр!). Сторонники неоконсервативного проекта заняли постоянное место в мягких дебатах телевизионных новостей, которые они никогда особо не сдавался, так как их болтовня о вежливости и американских идеалах с тех пор плавно превратились в безмозглые банальности «Никогда не козыри».
Тем не менее, я не чувствую себя глупо, если когда-то вообразил, что амбиции неоконсерваторов, скорее всего, крепче пылких замыслов право на жизнь. В конце концов, десятки демократов подписались на эти AUMF, гордые участники кульминации кампании после 11 сентября, чтобы запугать любое инакомыслие о защите «родины». (Только сейчас это начинает звучать противный снова.)
С другой стороны, как бы тяжело это ни было верить, оптимисты в начале 2000-х могли смотреть на политический ландшафт и найти начало точки соприкосновения в дебатах об абортах. Не только были там еще достаточно про-выбора Республиканцы поддерживают целых два (если скромно) политических комитеты действий, самый скандальный акт президентства Буша в ночь на 10 сентября, 2001, был его 9 августа, 2001 г. , развертывание федерального финансирования исследований стволовых клеток. политика, которую все ненавидели. Группы защиты жизни придрались, что он вообще отказался от принципа финансирования исследований стволовых клеток; исследователи указал, что, ограничив исследование существующими линиями, он не сделал много добра. Умеренные республиканцы в Палате представителей и Сенате присоединился к демократам в принятии законопроектов, которые пытались расширить руководящие принципы, несмотря на Обещание Буша наложить вето на любое дальнейшее финансирование.
Было ли расширено финансирование исследований эмбрионов, история может быть другим. Аргумент номинально выступающих за жизнь политиков, которые поддерживал исследования стволовых клеток (включая Билла Фрист, Оррин Хэтч и Нэнси Рейган) заключалась в том, что вред от уничтожения неимплантированных эмбрионов развился в пробирка была перевешена потенциальной выгодой для людей, гуляющих по миру. Но право больше не признает такого рода моральные расчеты, и правовые рамки подорвать ее возникла одновременно, подталкиваемая теми же людьми, которые казалось таким разумным в отношении исследований стволовых клеток.
Безжалостная трагедия двух его бессмысленных войн (вместе с финансовый крах, завершивший его правление), возможно, оттолкнул это от нашего воспоминаний, но первое насильственное вторжение Буша было атакой на логику телесной автономии. В свой первый срок он подписал целый ряд законопроектов. с тактически ужасными именами — «Закон о нерожденных жертвах насилия» и «Закон о неполных абортах при рождении», которые, впервые, закрепившие в федеральном законе юридические права оплодотворенных яйцеклеток и зародыши как заслуживающие федеральной защиты от насилия независимо от человек, несущий их.
Демократы поддержали эти меры, соблазнившись на построение основ решения Dobbs с помощью упрощенных схем именования которые прогнозировали возражающих как выходящих за рамки приемлемых норм — мало чем отличающихся от того, сколько обнаружили, что поддерживают операцию «Иракская свобода».
Я не сомневаюсь, что есть несколько диссертаций, достойных спор о том, почему именно политический консенсус вокруг войны и консенсус вокруг телесной автономии имело такие несопоставимые траектории. В конце концов, это просто похоже на рассказы о мертвых солдатах и постоянно меняющихся иностранных политические цели, обрекшие их на гибель, имеют такой эффект, что рассказы об отчаянных женщины и прогрессирующая медицинская антиутопия — нет.
Любителям американского военного бахвальства фантазия Авантюра в Ираке столкнулась с реальностью сломанных тел и потраченных впустую миллиардов за несколько лет на проект, о котором СМИ рассказали с поразительным недостатком. самосознания и институциональной памяти. Демократы быстро и республиканцы с меньшей поспешностью осознали со временем человеческие и материальные затраты на их решение и соответствующим образом изменили свою позицию.
С адским ландшафтом, созданным сокращение доступа к репродуктивной помощи. Я уверен, что это отчасти потому, что катастрофа произошло таким образом и с людьми, которые позволили потенциально убедительным Республиканцы и, скажем прямо, большинство демократов и болтунов игнорировать это. Роу упал в Америке не с решением Доббс а в этапы, начиная с самых уязвимых американцев, пока занавес, наконец, упал на всех остальных.
Только сегодня мы видим такие заголовки — такие же зловещие и душераздирающее — это подорвало поддержку «войны с терроризмом». А ребенок вынужден уехать из штата, чтобы прервать беременность, начавшуюся в результате изнасилования. Люди вынуждены в опасное для жизни выкидыши по законам которые мешают врачу умение правильно ухаживать. Даже на макроуровне ужас неизбежно: рожать в штате, где запрещены аборты, означает, что вам три года раз больше скорее всего умрет.
Правдивость политики принудительных родов побудила горстку заметные дезертирства от бывших противников выбора, таких как Южная Каролина представитель государства, который со слезами на глазах отказался от своего голоса за законопроект штата о «сердцебиении плода» после того, как его сообщил об особенно мучительном исходе 19-летней девушки: «Всю эту неделю я не спал… То, что мы делаем, имеет значение». Наше невыносимое положение заставляет нас приветствовать таких безмозглых болванов на нашей стороне.
Однако в краткосрочной перспективе авторы сегодняшнего обстоятельства встречают страшилки с какой-то версией «Это не то, что мы намеревался.