Армения и Азербайджан ведут переговоры о мире на фоне обвинений в расстреле военнопленных

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян (слева) и министр иностранных дел Азербаджана Джейхун Байрамов после переговоров в Женеве, 2 октября

Мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном в Женеве были омрачены опубликованным в соцсетях видео, где предположительно азербайджанские военные расстреливают армянских пленных.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян отреагировал заявлением в «Твиттере»: «Международное сообщество должно решительно осудить это военное преступление и принять соответствующие меры, чтобы остановить агрессию Азербайджана».

Российская сторона призвала Ереван и Баку провести анализ видеозаписи на предмет признаков военных преступлений. С похожим заявлением выступили в Госдепартаменте США.

«Соединенные Штаты глубоко обеспокоены недавними сообщениями об убийстве азербайджанскими солдатами безоружных армянских пленных. Мы призываем к проведению полного и беспристрастного расследования. Виновные в любых злодеяниях должны быть привлечены к ответственности», — заявил глава пресс-службы Госдепа Нед Прайс.

При этом у военных экспертов есть сомнения в подлинности этого видео.

Встреча в Женеве последовала за поездкой министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Нью-Йорк, где при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена им удалось положить конец самым ожесточенным столкновениям Армении и Азербайджана с момента окончания войны в 2020 году.

  • Россия или Запад: кто может остановить войну на Южном Кавказе?
  • «Обмен болью». Можно ли примирить азербайджанцев и армян после войны в Карабахе
  • Кто убил Беника и Юрия? Би-би-си разбирает видео с расстрелом пленников в Карабахе
  • Карабахский конфликт: две теории заговора

13 сентября минобороны Армении заявило, что азербайджанские военные обстреливают приграничные районы, а уже на следующий день генштаб Армении сообщил, что азербайджанские войска продвинулись на 7,5 км вглубь ее территории. Минобороны Азербайджана, в свою очередь, обвинило Армению в провокациях.

В результате последнего обострения с обеих сторон были убиты по меньшей мере 286 человек.

Конец обострению

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Встреча в Нью-Йорке положила начало переговорам о мире, и в понедельник иностранных дел Армении и Азербайджана встретились в Женеве, чтобы, как сообщил МИД Азербайджана, начать «разработку текста мирного договора».

Ранее в конце августа, на встрече президентов Армении и Азербайджана в Брюсселе, обсуждались требования сторон. Армения выступает за вывод азербайджанских войск со своей территории и введение международных механизмов контроля за границей.

Азербайджан также призывает к полному выводу армянских войск, а также открытия транспортных и коммуникационных линий.

Однако буквально перед встречей в сети появилось видео, на котором люди в военной форме — предположительно, азербайджанские военные — практически в упор расстреливают группу солдат, четверо из которых стоят на коленях.

«Думаем, в подлинности [видео] сомнений нет, этот почерк — типичный для азербайджанских вооруженных сил. Этот почерк известен и нам, и международному сообществу — по неопровержимым доказательствам предыдущих подобных дел», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь минобороны Армении Арам Торосян агентству «Арменпресс».

«Факт подтверждается изучением местности, совмещением видео с аналогичными, имеющимися в нашей и других базах данных, а также сочетанием погодных условий, обмундирования военнослужащих, разговора азербайджанских военнослужащих и других параметров», — заявила омбудсмен Армении Кристине Григорян.

Взаимные обвинения

Спецпредставитель ЕС по вопросам Южного Кавказа Тойво Клаара заявил, что если подлинность этого видео будет доказана, то это — военное преступление, которое необходимо расследовать и наказать виновных.

Это далеко не первый спор Баку и Еревана по поводу подобных видео, и обычно Азербайджан отвергает обвинения, называя ролики постановочными.

И на этот раз азербайджанский информационный портал 1News опубликовал анализ этого видеоролика от участника первой Карабахской войны и представителя Центра истории Кавказа в Турции Акифа Гасымова, который утверждает, что ролик — постановка.

Гасымов, в частности, обращает внимание на чересчур чистую одежду военных, продолжение огня после команды «Не стрелять!» — что, по убеждению эксперта, в азербайджанской армии невозможно из-за суровых наказаний за неподчинение приказу — а также насадки на одном из автоматов, которая указывает на применение патронов, которые обычно используют на съемках фильмов.

«Считаю, что эти кадры были организованы спецслужбами Армении для нанесения удара по международному имиджу Азербайджана», — заключает Гасымов.

Би-би-си также в прошлом уже расследовала подобные публикации.

Так, в октябре 2020 года журналисты Би-би-си изучили несколько видеозаписей, которые распространялись в соцсетях под видом убийств пленных во второй Карабахской войне, и пришли к выводу, что лишь в двух видео с армянскими пленными можно с уверенностью говорить о характере происходящего.

Один разошедшийся в соцсетях ролик выдавался за видео убийства азербайджанского военнопленного от рук армянских военных, однако на самом деле является эпизодом из криминальной жизни России, впервые опубликованным в 2013 году.

В случае других записей не хватает деталей для их верификации.

Вторая война между Арменией и Азербайджаном в непризнанном Нагорном Карабахе началась в конце сентября 2020 года и длилась 44 дня, унеся жизни более 6500 военнослужащих с обеих сторон.

Война закончилась прекращением огня при посредничестве России. Армения по соглашению уступила территории, которые она контролировала десятилетиями, а Москва направила около 2 тысяч миротворцев наблюдать за хрупким перемирием.

Сейчас, в связи с изоляцией России на мировой арене из-за февральского вторжения в Украину, ведущую роль в нормализации отношений между Баку и Ереваном взяли на себя США и ЕС.

Азербайджан и Армения на пороге новой войны / СНГ / Независимая газета

Никол Пашинян доложил парламенту об обострении конфликта с Азербайджаном. Фото с сайта www.primeminister.am

Ситуация на армяно-азербайджанской границе и в Нагорном Карабахе остается напряженной. Перестрелки продолжаются, несмотря на достигнутое между Баку и Ереваном соглашение прекратить огонь с 9 часов утра 13 сентября. В 16:55 позиций азербайджанцев обстреляли из артиллерии, уверяют в Баку. Обе стороны признают потери в живой силе и обвиняют друг друга в очередном конфликте.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая во вторник в парламенте, заявил, что Азербайджан атаковал рубежи Армении по семи направлениям. По его словам, в ходе боестолкновений погибло 49 армянских военнослужащих, но эта цифра не окончательная и нуждается в уточнении. Пашинян сообщил, что Ереван обратился за помощью в ОДКБ, после чего состоялось заседание постоянного совета этого альянса.

О решении ОДКБ ко времени подписания номера в печать известно не было. Армянская сторона надеялась, что организация, согласно своему уставу, окажет необходимую помощь, как это произошло во время январских беспорядков в Казахстане. Пашинян также сообщил, что уже созвонился с президентами РФ Владимиром Путиным и Франции – Эмманюэлем Макроном. Ереван попросил помощи у Москвы: у Армении и России прямой договор об оказании друг другу военной помощи.

Во Франции группа депутатов готовит обращение к правительству с просьбой оказать Армении военную помощь. Макрон сообщил, что может переговорить с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, чтобы содействовать исключительно мирному урегулированию этого конфликта и всех вытекающих из него вопросов, сообщила Le Figaro. Свою обеспокоенность происходящим выразили Соединенные Штаты Америки.

В то же время председатель Евросовета Шарль Мишель, направляющийся в Баку и Ереван, написал в Twitter, что находится в контакте с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьером Армении Николом Пашиняном по ситуации, связанной с напряженностью на азербайджано-армянской границе. Он подчеркнул, что попросил спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаара посетить Баку и Ереван, «чтобы поработать над предотвращением дальнейшей эскалации». Между тем президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о достижении всех имеющихся на текущий момент целей на границе с Арменией.

Министерство обороны Армении дает следующую картину происходящего. В ночь на 13 сентября азербайджанские войска начали обстрел населенных пунктов на юго-востоке республики – Джермук, Сотк, Горис.

Стрельба велась из артиллерийских орудий, крупнокалиберного оружия, применялись беспилотники. Атакованы были не только позиции военных, но и гражданская инфраструктура. Далее военные действия стали разрастаться и охватили изрядную часть армяно-азербайджанской границы. По словам пресс-секретаря Министерства обороны Армении Арама Торосяна, в первой половине 13 сентября ситуация оставалась крайне напряженной.

Азербайджанская сторона признает потери, но не уточняет их порядок. У нее своя трактовка происходящего. По словам заместителя начальника пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Анара Эйвазова, поздним вечером 12 сентября армянские подразделения стали совершать провокации в направлении Кельбаджара, Лачина (территории, перешедшие под контроль Азербайджана после 44-дневной войны. – «НГ»). По словам Эйвазова, армянские диверсионные группы минировали дороги между азербайджанскими позициями. Вооруженные силы Азербайджана были вынуждены пресечь эти действия.

«Для предотвращения расширения масштаба столкновений подавляются огневые точки Вооруженных сил Армении и принимаются необходимые меры», – заявил Анар Эйвазов и отметил, что подобные действия Армении преследуют цель замедлить реализацию крупных проектов в приграничных районах Азербайджана, «освобожденных от оккупации». Эйвазов назвал ложью сообщение о вторжении Азербайджана на территорию Армении. Однако Министерство обороны Армении обнародовало видеозапись попыток продвижения азербайджанских формирований вглубь территории Армении. Впрочем, накануне азербайджанские СМИ сообщили, что «азербайджанская армия готова провести спецоперацию по полной нейтрализации незаконных армянских формирований, действующих на суверенной территории Азербайджана». «Если Армения будет и дальше прибегать к тактике затяжек и не выполнять свои обязательства по их разоружению и выводу с территории, находящейся под контролем сепаратистского режима в Ханкенди (армянское название Степанакерта. – «НГ»), у Азербайджана есть все возможности и средства для осуществления спецоперации в кратчайшие сроки», – цитирует азербайджанские СМИ Telegram-канал «Баграмян».
В 16:55 в Баку сообщили, что азербайджанские позиции опять подверглись артиллерийскому обстрелу.

В экспертном сообществе указывают на то, что Армении невыгодно развязывать новый конфликт с Азербайджаном: у соперника по-прежнему серьезный перевес в технике, а главный союзник – Россия погружена в конфликт в Украине. Также нет больших надежд на ОДКБ, которая до этого всячески дистанцировалась от армяно-азербайджанского конфликта, находя различные поводы для этого. К тому же в самой ОДКБ никогда не было единодушия в вопросе армяно-азербайджанского конфликта. Например, член ОДКБ Белоруссия интенсивно поставляла оружие Азербайджану. К слову, продавала вооружения Баку и Россия. А для Казахстана и Киргизии, кажется, большее значение имеют отношения внутри Тюркского союза, куда входит и Азербайджан, чем отношения в рамках ОДКБ. После обращения Армении к Москве за помощью боевая готовность была объявлена на 102-й военной базе, дислоцированной в армянском городе Гюмри. Но пока не более того.

Азербайджанский политолог Шахин Рзаев по горячим следам выдвинул три версии происходящего. «Первая. Действительно, могла быть провокация со стороны армянских сил на границе с целью вовлечь в конфликт ОДКБ и в дальнейшем разместить российских «миротворцев» вдоль всей армяно-азербайджанской границы. Вторая. Во время встречи в Брюсселе 31 августа Никол Пашинян мог что-то пообещать Ильхаму Алиеву, но после встречи с Владимиром Путиным мог передумать. Третья. Происходящее является частью согласованного плана для подготовки армянского общества к подписанию мирного договора с Азербайджаном», – сказал «НГ» Шахин Рзаев.

По мнению его армянского коллеги Джонни Меликяна, причина азербайджанской агрессии в том, что на фоне противостояния Запада и России по украинскому кризису Баку, недовольный отсутствием прогресса по разблокировке коммуникаций на своих условиях, выбрал конфликтный путь, планомерно оккупируя территории Армении и пытаясь ее максимально ослабить. «Ползучая оккупация Азербайджана, не получив должного внимания и осуждения в марте–мае 2021 года, а также отвлеченность России на Украину предоставили Баку возможность силой получить то, что не удается за столом переговоров», – заявил «НГ» Джонни Меликян.

Вновь на грани. Армения и Азербайджан в игре больших держав

Новые боестолкновения, неожиданно начавшиеся на азербайджано-армянской границе в ночь на 13 сентября, причем за пару дней до важнейшего саммита ШОС в Узбекистане, стали самыми кровопролитными с момента окончания последней войны между этими странами осенью 2020 года. Баку и Ереван, как и всегда в прежние годы, обвинили в провокациях и начале боевых действий друг друга. Произошло ли это спонтанно, намеренно или очередное обострение старого конфликта следует рассматривать как одну из фаз большого противостояния в регионе других крупных держав? И какие интересы преследуют эти державы, с учетом радикально изменившейся после российского вторжения в Украину общей мировой обстановки?

В ночь с 12 на 13 мая вооруженные силы Азербайджана, как сообщила Армения, начали интенсивный артиллерийский обстрел городов Горис, Джермук и нескольких других селений, которые находятся на территории непосредственно Армении, а не в Нагорном Карабахе.

Баку в свою очередь заявил, что обстрел был ответом на провокации и диверсии со стороны Еревана. Азербайджанские власти утверждают, что армянские военные в ночное время заминировали пути снабжения азербайджанской армии и обстреляли несколько позиций, из-за чего погибли люди и пострадала военная инфраструктура.

С армянской стороны, по предварительным данным, есть как минимум 49 погибших, а также раненые, в том числе трое среди мирного населения. Азербайджан сообщил о 50 убитых со своей стороны. Это самые большие единовременные потери с обеих сторон со времени шедшей 44 дня «Второй карабахской войны», закончившейся 10 ноября 2020 года, которую тогда Ереван полностью проиграл.

Смотри также

Непримиримые. Кто толкает Армению и Азербайджан к войне

После того как президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян при прямом посредничестве российского президента Владимира Путина подписали соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, Москва превратилась в главного официального миротворца и гаранта безопасности в зоне армяно-азербайджанского конфликта, где до сих пор остается российский миротворческий контингент.

В конце прошлого августа именно российские миротворцы наконец передали Баку обещанный контроль над шестикилометровым Лачинским коридором – стратегическим участком важнейшей для Еревана дороги, соединяющей собственно территорию Армении и Нагорный Карабах.

Соглашение 10 ноября 2020 года, вызвавшее масштабные протесты оппозиции в Ереване, подтвердило достигнутые Баку военные успехи: Азербайджан вернул себе часть территорий бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, а также окружающие районы, занятые армянскими вооруженными формированиями в начале 1990-х годов. Однако летом этого года азербайджанские власти несколько раз заявляли, что Армения не соблюдает ряд подписанных договоренностей, в первую очередь подчеркнув, что армянские отряды не полностью выведены с территории Карабаха. Самопровозглашённая Нагорно-Карабахская республика при этом не признана ни одним государством мира, включая и саму Армению.

Дорожный знак российских миротворцев в Лачинском коридоре

В Ереване в ночь на 14 сентября у здания парламента собралась большая толпа, требовавшая отставки Никола Пашиняна из-за очередной гибели армянских солдат. На следующий день акции протеста в центре армянской столицы продолжились.

Насколько вероятным выглядит сценарий, о котором сейчас говорят в Ереване: что Баку, воспользовавшись тем, что внимание всего мира привлечено к российскому вторжению в Украину, агрессивно старается добиться новых военно-политических побед? Пока Кремль терпит в Украине одну неудачу за другой, и у российских миротворцев в зоне армяно-азербайджанского конфликта, ряды которых поредели, так как часть их давно перебросили в Донбасс, явно нет прежних возможностей остановить новую возможную эскалацию.

Как напоминает политолог Аркадий Дубнов, в Баку недовольны тихим сопротивлением, которое Ереван демонстрирует на переговорах по заключению мирного договора между Арменией и Азербайджаном. На состоявшейся в Брюсселе 31 августа трехсторонней встрече Ильхама Алиева, Никола Пашиняна и председателя Европейского совета Шарля Мишеля была достигнута договоренность о предметных переговорах между главами МИД двух стран на сей счет, но не более того, и в целом наблюдатели оценили их беседу как неудачную:

«Ильхам Алиев решил не ждать и прибегнуть к испытанному методу напомнить о своём, громко выстрелив из заряженного ружья. Момент выбран точно: через два дня в Самарканде состоится саммит ШОС, в котором примут участие не только сами «шанхайцы», но и многочисленные гости, всего главы 15 государств. В том числе президенты Армении и Азербайджана, а также Турции и Ирана.

Лидерам ШОС, Путину и Си Цзиньпину, сегодня особенно важно показать, что они способны помирить всех со всеми, одновременно выстраивая бастион «единого Востока», противостоящего «коллективному Западу». Какое место тут отведено Украине, где продолжается СВО, начатая одним из отцов-основателей ШОС, ещё не решили… Но, так или иначе, повестка дня в Самарканде теперь будет насильно изменена, тем более что среди участников саммита большинство «болеет» за Азербайджан. Это главный козырь Алиева, который он очень вовремя вбрасывает на стол. Москве же здесь отводится роль пассивного миротворца-наблюдателя, усилиями которого удалось достичь срочного перемирия после ночной баталии. Но сколько таких перемирий уже было… Победителю это уже надоело, и он требует полной сатисфакции. Не в Москве или в Брюсселе, а уже в Самарканде. Новый мировой порядок нынче строят на Востоке, не так ли…»

Смотри также

Армения обвинила Азербайджан в атаке на приграничные города

Вечером 13 сентября координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, отвечая на вопрос о роли России в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, выразил опасение, что Москва, наоборот, может воспользоваться возникшей ситуацией, чтобы отвлечь внимание от Украины. Кирби при этом призвал Кремль использовать свое влияние в регионе для ослабления напряженности. Армения уже обратилась с соответствующими просьбами к России, странам-членам ОДКБ и Совету Безопасности ООН. Однако пока Совет коллективной безопасности ОДКБ на экстренном заседании лишь обсудил обстановку на армяно-азербайджанской границе и не нашел ничего лучше, чем направить в регион генерального секретаря организации Станислава Зася. И даже о том, окончательно ли было принято решение о его поездке, ничего не сообщается.

О том, как могут развиваться события дальше, в беседе с Радио Свобода рассуждает военно-политический аналитик Михаил Шерешевский:

– Как всегда, разобраться в том, что происходит сейчас на границе Азербайджана и Армении, очень сложно, тем более быстро установить, кто кого спровоцировал. Так кому больше выгодно было, что называется, выстрелить первым?

Я бы вообще не фокусировал внимание на том, кто выстрелил первым. Это не имеет никакого значения – в условиях непрерывной вялотекущей войны между двумя государствами это мог быть кто угодно. Куда важнее другое. После «44-дневной войны» прошло почти два года. Несмотря на то что Азербайджан тогда нанес Армении поражение и вернул под свой контроль семь районов, а также около 30 процентов территории Нагорного Карабаха, 70 процентов Нагорного Карабаха остались под контролем Еревана. Государственный аппарат в Азербайджане сегодня чувствует себя в странной ситуации: вроде бы победа одержана, но регион, который Азербайджан считает своим и который признан международным сообществом в этом качестве, до сих пор не под его контролем. Не вполне понятно, как все это объяснять азербайджанскому обществу. К тому же в Нагорном Карабахе расквартированы российские войска, а Москва – военно-политический союзник Армении, и это сдерживает Азербайджан.

Военная мощь Азербайджана очень велика, и она постоянно растет

Военная мощь Азербайджана очень велика, и она постоянно растет. В то же время Армения так и не смогла восстановить свои вооруженные силы после поражения во Второй Карабахской войне, в которой она потеряла больше половины танков и артиллерии. Азербайджан наступает потому, что может. Нагорный Карабах, где находятся несколько тысяч легковооруженных армянских ополченцев и солдат и сопоставимое количество российских военнослужащих (точное их число неизвестно), остается в окружении трех корпусов азербайджанской армии. А это 50 тысяч военных с современным тяжелым и высокоточным оружием. Тем не менее, Баку не хочет ссориться с Москвой. Поэтому азербайджанские подразделения не пытаются взять Степанакерт и другие города и поселки с армянским населением и не вступают в конфронтацию с россиянами, а медленно продвигаются в регионе — шаг за шагом занимают высоты, господствующие над местностью.

Но Азербайджан хочет вернуть весь Нагорный Карабах. Поэтому в Баку формируется повестка, связанная с так называемым Зангезурским коридором (который пока лишь проект, продвигаемый Баку и Анкарой) и Сюникской областью на юге Армении. Азербайджан говорит, что ему нужен коридор в его эксклав, Нахичевань, через который осуществится прямая связь с Турцией, его главным союзником. И что там, в районе армянской границы с Ираном, пройдет этот коридор, который либо будет иметь статус экстерриториальности, либо там будет армянская таможня. Однако, говорит дальше руководство Азербайджана, если там будет армянская таможня, то тогда в Лачинском коридоре, который соединяет Нагорный Карабах с Арменией, будет стоять азербайджанская таможня – и Баку будет решать, кого туда пускать, а кого нет. При этом проблема Зангезурского коридора еще в том, что нет договора между Азербайджаном и Арменией о делимитации границ. Армянское правительство не хочет подписывать договор, который не будет предусматривать армянский статус Нагорного Карабаха. А Азербайджан считает Нагорный Карабах частью своей территории. Тогда, говорит Баку, мы можем и сами военной силой пробить такой коридор.

Ильхам Алиев, Шарль Мишель (в центре) и Никол Пашинян на переговорах в Брюсселе. 31 августа 2022 года

У Азербайджана есть договоры с Ираном о транспортировке через его территорию грузов из эксклава Нахичевань на основную территорию Азербайджана. Зангезурский коридор Баку также нужен для этого, но сейчас скорее он используется для давления на Армению, с целью добиться от нее передачи Нагорного Карабаха Азербайджану. Расстояние от Нахичевани до основной территории Азербайджана через территорию Армении – всего около 30 километров, из которых несколько уже заняты азербайджанскими войсками. В принципе, если бы не ряд внешнеполитических факторов, о которых я скоро расскажу, Азербайджан давно бы эту территорию захватил. Но пока он с этим медлит и ведет время от времени военные действия с целью оказания давления на Армению, чтобы принудить ее «решить» карабахский вопрос.

– Можно ли считать случайным совпадением то, что очередное резкое военное обострение между Азербайджаном и Арменией произошло в тот момент, когда на востоке Украины ВСУ внезапно для России перешли в успешное контрнаступление? Я видел мнения, что за этим стоит Кремль – ему срочно нужно оттянуть российское и мировое общественное внимание в другое место, чтобы не говорить о неудачах в Украине.

– Нет, я не люблю такие теории, согласно которым Кремль стоит за любым обострением на Южном Кавказе. Это примерно то же самое, что заявления в духе «Белый дом раздает печеньки на площадях столиц в странах Восточной Европы, чтобы организовать там «цветные революции». Мир слишком сложен для того, чтобы он мог всегда управляться чьими-то коварными планами. Есть достаточно причин для того, чтобы Азербайджан и Армения по своей воле поступали так, как они поступают, «рука Москвы» тут не просматривается. Другое дело, что, да, Кремль всегда там пытается играть роль посредника, добиваясь прекращения огня между сторонами. Это у него иногда получается, а иногда нет.

Смотри также

Проигранная война и давление Кремля. Опасные выборы в Армении

– Но после осени 2020 года некоторые политологи стали считать, что и Баку, и Ереван – не полностью самостоятельные игроки в регионе. За первым стоит Анкара, за вторым – Москва. По вашему мнению, не следует говорить о такого рода подчинённости – об «управляемости» Армении и Азербайджана?

– Думаю, это ошибочное мнение. Хотя, конечно, Ереван находится в большой зависимости от Москвы. И дело не только в военных базах, которые защищают от азербайджанской армии, но и в том, что основная инфраструктура Армении оказалась под российским контролем. В то время как сотни тысяч армян, не имеющих работы в собственной стране, уезжают на заработки в Россию. И все же, хотя зависимость Армении от России очень велика, она не тотальна.

Ереван осознает, что Кремль, поглощенный «спецоперацией» в Украине, не располагает сейчас ресурсами для крупных военных операций на Южном Кавказе

Ереван осознает, кроме всего прочего, что Кремль, поглощенный «спецоперацией» в Украине, не располагает сейчас ресурсами для крупных военных операций на Южном Кавказе и что, кроме того, международные санкции непрерывно ослабляют российскую экономику. Поэтому Никол Пашинян предпринимает усилия для развития отношений с Турцией, и на этом пути есть определенное продвижение. Ереван использует свою готовность к расширению контактов с Анкарой для того, чтобы влиять на союзный ей Азербайджан и удерживать его от военных действий в Нагорном Карабахе. Сложно сказать, помогает ли это Пашиняну, но он хотя бы пытается. И кроме того, Турция, с ее инвестициями и огромным внутренним рынком, может стать новой альтернативой для Армении. Например, хотя это не очень афишируется, но в Турцию на заработки приезжают десятки тысяч армянских рабочих.

Но и Азербайджан имеет вес в регионе. Он – безусловный стратегический и военный союзник Турции, с которой Армения только-только пытается наладить отношения. И даже если Пашинян в тактическом плане сможет как-то повлиять на ситуацию, допустим, несколько замедлив атакующие действия Азербайджана, он не может изменить геостратегическое положение вещей. Анкара не станет мешать продвижениям своего военного, политического и экономического союзника, Азербайджана, будь то в Сюнике или Нагорном Карабахе. Но есть и еще один важнейший аспект во всей этой запутанной ситуации – дело в том, что сейчас в регионе Азербайджану серьезно мешает Исламская Республика Иран.

Карта из турецкого сегмента твиттера с обозначением теоретического Зангезурского коридора и других важных городов и объектов:

Если российские военные миротворцы в Нагорном Карабахе в значительной мере тормозят решимость Азербайджана взять под контроль этот регион, то Иран делает то же самое на юге Армении. Тегеран прямо говорит, что не допустит азербайджанского контроля над Сюникской обласью и захвата им Зангезурского коридора, что это «красная линия» и что любая попытка Баку решить проблему силой может привести к военному вмешательству Ирана. Это очень серьезно. Вообще, когда эксперты говорят о Южном Кавказе, они постоянно забывают о роли Ирана здесь.

– И почему же Исламская Республика Иран так себя ведет?

– Прежде всего потому, что само существование независимого азербайджанского государства является для Тегерана экзистенциальной угрозой, вне зависимости от любой политики Баку. В Иране всего живут примерно 30 миллионов азербайджанцев, это намного больше, чем в самом независимом Азербайджане. Многие из них компактно, в так называемом «Южном Азербайджане», или Иранском Азербайджане, и там постоянно существует серьезное напряжение, тлеет конфликт местного населения с центральными властями.

Само существование независимого азербайджанского государства является для Тегерана экзистенциальной угрозой

По мере роста в Иране персидского национализма там десятилетиями рос и азербайджанский национализм. И тут в 1991 году появился независимый Азербайджан! Для Ирана это вызов, это может стимулировать сепаратистские настроения в Иранском Азербайджане. И поэтому, даже несмотря на то что Азербайджан в целом шиитское государство, как и Иран, режим в Тегеране поддерживает христианскую Армению.

Кроме того, Иран, как и Россия, очень опасается растущего турецкого влияния на Южном Кавказе. До «44-дневной войны» Москва доминировала в регионе. Но после того, как при поддержке турецкого оружия азербайджанские войска нанесли Армении сокрушительное поражение, и после того как в июне 2021 года была подписана Шушинская декларация, ставшая основой военно-политического союза Азербайджана и Турции, стало ясно, что роль Анкары в регионе теперь весьма велика – как стало ясно и то, что монополии Москвы там больше нет. Это очень встревожило не только Москву, но и Тегеран.

Президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Турции Реджеп Эрдоган во время подписания декларации. 15 июня 2021 года

Еще один важнейший фактор – то, что у Азербайджана есть и другой ключевой союзник, Израиль. Израильское правительство вместе с Реджепом Эрдоганом буквально накачали Азербайджан высокоточным оружием, аналогов которого у Армении нет. Иран боится, что Израиль создаст свои разведывательные или даже военные базы в Азербайджане. Для него растущее на его границах израильское влияние – адская проблема номер один. Ведь Израиль – принципиальный и главный противник Ирана, и между этими двумя странами идет тихая, но настоящая война.

В целом на всю проблему Южного Кавказа следует смотреть как на площадку соперничества более мощных держав. После ослабления арабских стран, в ходе Арабской весны, доминировать на всем Большом Ближнем Востоке стали три неарабских государства – Израиль, Турция и Иран. Именно вокруг них выстраиваются всякие блоки и коалиции, и именно эти три страны конкурируют за влияние в регионе. Южный Кавказ – это периферия Ближнего Востока. Усиление Турции и особенно Израиля на Южном Кавказе не может не тревожить Иран.

На всю проблему Южного Кавказа следует смотреть как на площадку соперничества более мощных держав

По всем этим причинам Тегеран и тормозит продвижение Азербайджана в Зангезурском коридоре, который отсекает его от Армении, лишая транспортного коридора, имеющего значение как для торговли, так и, что куда важнее, для поставок оружия в Армению. Но такое продвижение, пусть и очень медленное, все-таки происходит, что мы сегодня и наблюдаем – даже если речь идет скорее о демонстрации военной мощи Азербайджана. При этом Турция и Израиль продолжают масштабные поставки новейшего оружия в Азербайджан. Это современные гаубицы, дроны разных типов, многое другое. Очень похоже, что это оружие предназначено уже не для противостояния Армении (она давно Азербайджану не соперник), а для противостояния Ирану.

Это вовсе не значит, что между Азербайджаном и Ираном завтра начнется война. Надеюсь, нет, тем более что экономические, торговые связи между этими двумя странами растут, создаются крупные совместные инфраструктурные проекты, выгодные обоим правительствам. Это купирует противоречия. Задыхающаяся под американскими санкциями экономика Ирана нуждается в валюте, и поэтому Тегерану тоже не до войны. И все же ситуация вокруг Сюникской области очень опасна. Так что скоро мы поймем, готовы ли иранцы к попытке вооруженным путем противостоять азербайджанской армии в этой местности или нет.

Смотри также

Украинская война и дружба против Запада. Путин и Эрдоган в Иране

– Насколько стратегические и тактические цели, которые ставят перед собой и Армения, и Азербайджан, соответствуют целям Владимира Путина и Реджепа Эрдогана? Насколько опасен и для Москвы, и для Анкары вариант, при котором обстановка на юге Кавказа вдруг совсем выйдет из-под контроля?

– В целом и Турция, и Россия, и Иран сегодня не заинтересованы в новой большой войне между Арменией и Азербайджаном. Думаю, они постараются ее всеми силами избежать и для этого разными путями повлиять на Ереван и Баку. Говоря о будущем – то, что Азербайджан хочет вернуть Нагорный Карабах и взять под контроль Зангезурский коридор, Анкару вполне устраивает. Чего хочет там сегодня Москва, занятая войной в Украине и поэтому утратившая прежнюю возможность влиять на процессы в других местах, сказать сложно. Россия все еще пытается играть роль посредника, сохраняя военное присутствие в Нагорном Карабахе и на территории самой Армении. Если бы не это, то, может быть, азербайджанские войска давно стояли бы под Ереваном.

Из-за того, что война в Украине отнимает все больше сил и ресурсов, Путин сейчас тем более не хочет конфликта с Эрдоганом

Из-за того, что война в Украине отнимает все больше сил и ресурсов, Путин сейчас тем более не хочет конфликта с Эрдоганом. И потому, что уже не может себе такого позволить, и потому, что рассчитывает на то, что Эрдоган, с его все более независимой от НАТО политикой, поможет ему выстраивать цепочки новых экономических отношений с разными странами мира, пока более-менее благосклонно относящимися к его поведению на мировой арене. Что поможет Кремлю смягчить или обойти западные санкции. Поэтому Россия не заинтересована и в конфликте с союзником Турции Азербайджаном, и не выступает против него с оружием в руках, пока азербайджанцы медленно продвигаются в Нагорном Карабахе или Сюникской области. Россия очень серьезно замедляет успехи Азербайджана, но она не останавливает их.

– По какой причине сейчас, пока, по крайней мере, на словах, в который раз так «развоевался» турецкий президент Реджеп Эрдоган? Он на днях обрушился с невообразимыми угрозами на Грецию, после ряда двусторонних инцидентов, и в адрес Еревана вновь прозвучали предостережения из его уст, хоть и не такие резкие. Ему мало курдской и других проблем в иных местах?

– Не думаю, что он инициировал последние столкновения между Арменией и Азербайджаном. Что касается Греции, то это еще один особый, очень древний конфликт, тут ничего нового я не видел и не услышал. Полагаю, все пафосными словами и ограничится, как всегда, рассчитанными на самих турок, разумеется. В Турции приближаются общие выборы, а популярность Эрдогана сильно упала, в первую очередь из-за растущей инфляции, которая скоро превысит трехзначный показатель. Он должен как-то поддерживать популярность и свой имидж «отца нации» и патриота.​

Реджеп Эрдоган произносит угрозы в адрес Греции и греков. Фестиваль «Технофест», город-порт Самсун на севере Турции, 3 сентября 2022 года

– При этом Эрдоган скоро встречается с Путиным в Самарканде на саммите лидеров Шанхайской организации сотрудничества, в которой Турция имеет статус важного наблюдателя. Многие следят за тем, как там пройдет встреча Путина и лидера КНР Си Цзиньпина – но ведь российский и турецкий президенты в Узбекистане также будут переговариваться. И, по многим сообщениям, Эрдоган опять попытается там прощупать почву для организации при помощи Анкары переговоров России и Украины, чуть ли не прямо Владимира Путина и Владимира Зеленского. Это пока идея совершенно безнадежная. Так зачем турецкому президенту во все это ввязываться?

– Турецко-российская торговля растет, товарооборот между странами увеличивается. Россия поставляет около половины газа и около 15–20 процентов нефти, необходимых Турции, продает Турции ракетные системы С-400 и строит атомную станцию Аккую. Стоимость только одной этой АЭС – примерно 22 миллиарда долларов. Причем Москва предоставила Анкаре еще и кредит для проведения строительных работ, речь опять идет о миллиардах долларов, которые стабилизировали на время катящуюся вниз турецкую лиру. Россия, возможно, захочет купить доли в турецких компаниях, чтобы через них иметь возможность торговать энергоресурсами, обходя американские и европейские санкции. И еще Путин, уверен, хочет на самом деле иметь Эрдогана всегда под рукой, на всякий случай – в роли гипотетического нейтрального посредника в столь же теоретических пока российско-украинских переговорах. Вряд ли Анкара согласится на покупку Москвой долей в собственных компаниях: это слишком опасно для нее из-за угрозы вторичных американских санкций. Но как-то же и где-то Эрдоган должен пойти навстречу Путину, чтобы поддерживать все это сотрудничество? Вот он и пытается – так, как сам видит ситуацию и возможные будущие услуги.

Как-то и где-то Эрдоган должен пойти навстречу Путину. Вот он и пытается

В целом все объясняется просто. Турция сегодня – большой и очень независимый игрок на мировой арене. Она использует там, где ей это выгодно, связи с Россией с одной стороны, и с Западом и Украиной – с другой. Анкара пытается ослабить Москву в Черноморском регионе и с этой целью строит для Украины беспилотники «Байрактар» в большом количестве, и одновременно извлекает выгоды из торговли с Россией. Но за все надо будет расплачиваться – не знаю, насколько хорошо Реджеп Эрдоган это понимает.

Видео показывает, как азербайджанские силы казнят армянских военнопленных

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Вокруг горы Мец Ишханасар появляются клубы дыма и следы ожогов по состоянию на 13 сентября 2022 года, 09:19 по центральноевропейскому времени (11:19 по местному времени). Спутниковый снимок © 2022 ПБК «Планета Лабс». Анализ и графика © Хьюман Райтс Вотч, 2022 г.

(Берлин, 14 октября 2022 г.) – Казнь армянских военнопленных (военнопленных), по всей видимости, азербайджанскими войсками во время боевых действий между двумя странами в сентябре 2022 г., является военным преступлением, за которое необходимо нести ответственность, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. . Хьюман Райтс Вотч проанализировала размещенное в социальных сетях в начале октября видео, на котором запечатлена внесудебная казнь не менее семи армянских военнопленных, по всей видимости, азербайджанскими силами.

Власти Азербайджана должны обеспечить эффективность расследования, начатого их прокуратурой, и привести к ответственности солдат и командиров, ответственных за это.

«Убийство сдавшихся солдат является отвратительным военным преступлением, — заявил Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Азербайджанские власти начали расследование, которое, помимо привлечения к ответственности, должно стать ключевым элементом в обеспечении того, чтобы подобные бесчинства больше никогда не повторились».

Убийства произошли во время боев между армянскими и азербайджанскими войсками, которые вспыхнули в середине сентября, когда Азербайджан вторгся в Армению и вдоль границы. Эти боевые действия были одним из нескольких нарушений заключенного при посредничестве России перемирия 2020 года, положившего конец боевым действиям из-за неурегулированного конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

2 октября Генеральная прокуратура Азербайджана заявила, что военная прокуратура начала «всестороннее расследование» видеозаписей расстрелов, чтобы установить, являются ли они подлинными, и если да, то «для установления личности военнослужащих, изображенных на них…. По результатам расследования будут приняты правовые меры».

Хьюман Райтс Вотч проверила 40-секундное видео с помощью различных методов, в том числе путем консультаций с экспертами по оружию и медиками, анализа языка, слышимого в видео, и использования поисковых систем изображений, чтобы установить, было ли видео ранее размещено в сети. середина сентября.

Самое раннее появление видео в Интернете было в Telegram, опубликованном незадолго до полуночи по среднеевропейскому времени 1 октября. На нем видно, как не менее 15 солдат, которые, по всей видимости, азербайджанцы, окружают группу из восьми невооруженных мужчин в армянской военной форме. Камуфляжный рисунок на форме солдат соответствует азербайджанской армии, но никакие знаки различия не опознаются. Один солдат в явно азербайджанской форме также носит что-то похожее на рюкзак с рацией внутри, что еще раз подтверждает выводы о том, что это азербайджанские силы.

На девятнадцатой секунде видео один солдат начинает стрелять из автомата Калашникова в группу безоружных мужчин, сидящих на земле. Крик «не стреляйте» ( вурма на азербайджанском языке) раздается сразу после начала стрельбы. По крайней мере, двое других солдат присоединяются к стрельбе. Стрельба ведется с близкого расстояния и длится первые 12 секунд. После этого спорадический ружейный огонь продолжается до конца видео.

Стрельба убила как минимум семерых мужчин. Рохини Хаар, врач неотложной помощи с опытом работы в области здравоохранения и прав человека, а также адъюнкт-профессор Школы общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Беркли, рассказала Хьюман Райтс Вотч, что вероятность выживания при постоянном автоматическом и полуавтоматическом стрельба из винтовки таким образом слаба.

2 октября в Twitter-аккаунте сообщалось, что казни проводились между горой Мец Ишханасар и горой Малый Ишханасар, недалеко от озера Сев, на юго-восточной границе Армении с Азербайджаном. Хьюман Райтс Вотч запросила информацию у владельца аккаунта. Владелец аккаунта ответил на вопрос, почему Хьюман Райтс Вотч связывается с ним, но не ответил ни на один вопрос. Расследование, проведенное французской газетой Libération и опубликованное 5 октября, показало, что видео было снято по тому же хребту, указанному в аккаунте Twitter.

Хьюман Райтс Вотч проанализировала спутниковые снимки, сделанные 13 и 14 сентября из этого места, и применила различные методы, включая 3D-моделирование, геолокацию и фотограмметрию, которые включают в себя измерения с помощью фотографии, чтобы точно установить, где было записано видео. Хьюман Райтс Вотч не удалось независимо проверить точное место казни.

На спутниковом снимке, сделанном в 9:19 по центральноевропейскому времени 13 сентября, видны шлейфы дыма и следы ожогов в районе гор Мец Ишханасар и Малый Ишханасар. За 24 часа до этого, 12 сентября, на спутниковых снимках не было видно следов активных пожаров или следов ожогов. Заместитель мэра Гориса, города на юге Армении, примерно в 15 км от горы Мец Ишханасар, сообщил о боевых действиях в этом районе днем ​​13 сентября9.0003

В аппарате омбудсмена Армении Хьюман Райтс Вотч сообщили, что инцидент произошел 13 сентября между 6 и 7 часами утра по местному времени. Низкое положение солнца на видео указывает на то, что оно было снято на рассвете или на закате. Отсутствие снега в горах также соответствует позднему лету в регионе.

На протяжении всего видео слышен один мужской голос. Хьюман Райтс Вотч не удалось установить, был ли говорящий тем, кто снимал сцену. Мужской голос на азербайджанском языке неоднократно призывает: «Не стреляйте!» ( vurma ) и «стоп» ( saxla). На 30-й секунде видео человек, который, по-видимому, снимает сцену, также поднимает автомат Калашникова и несколько раз стреляет в тело одного из военнопленных, лежащего на земле.

Хьюман Райтс Вотч также проанализировала несколько фотографий, размещенных в Telegram 13 сентября в 10:30 по центральноевропейскому времени, на которых запечатлены тела девяти якобы мертвых мужчин в армянской военной форме. Хьюман Райтс Вотч подтвердила, что по крайней мере два тела принадлежат мужчинам, фигурирующим в видео. Местность на всех фотографиях полностью соответствует местности на видео.

Международное гуманитарное право или законы войны требуют от сторон в международном вооруженном конфликте гуманного обращения с военнопленными при любых обстоятельствах. Третья Женевская конвенция регулирует обращение с военнопленными с момента захвата. Он защищает военнопленных «особенно от актов насилия или запугивания, а также от оскорблений и публичного любопытства». Военным преступлением является умышленное убийство, жестокое обращение или пытки военнопленных, а также умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или вреда здоровью.

Помимо соблюдения обычного международного права в области прав человека и гуманитарного права, Азербайджан является участником Женевских конвенций, Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ), последние два из которых строго запрещают внесудебные казни.

«Эти солдаты были схвачены и сложили оружие, — сказал Уильямсон. «Их похитители были обязаны обращаться с ними гуманно, а вместо этого, похоже, азербайджанские силы хладнокровно расстреляли их. Теперь их нужно привлечь к ответственности».

Что дальше для Армении и Азербайджана?

По сообщениям, сотни армянских и азербайджанских солдат были убиты в ходе боевых действий, начавшихся 13 сентября. Филипп Гамагелян и Пынар Саян оцените, что эта последняя эскалация боевых действий означает для будущего двух стран.

13 сентября в результате вторжения азербайджанской армии на территорию Армении сотни солдат с обеих сторон были убиты. Эта последняя эскалация боевых действий между двумя странами свела на нет тот небольшой прогресс, который был достигнут в двусторонних переговорах между Арменией и Азербайджаном, а также между Арменией и Турцией в предыдущие месяцы. Теперь наблюдателям остается искать возможные следующие шаги, которые помогут установить мир в регионе.

Справочная информация

Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) была автономной областью в Советском Азербайджане, где большинство населения составляли этнические армяне. После распада Советского Союза этнотерриториальный спор по поводу территории привел к Первой Нагорно-Карабахской войне между Арменией и Азербайджаном.

В 1994 году прекращение огня остановило боевые действия, оставив армянской стороне контроль над НКАО и семью прилегающими районами Азербайджана. Для содействия урегулированию конфликта под эгидой Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была сформирована так называемая «Минская группа» посредников, известная сейчас как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). под сопредседательством Франции, России и США. Фаза активных переговоров продолжалась до 2011 года, когда посредники выдвинули ряд мирных предложений. Однако армянские и азербайджанские переговорщики продолжали отстаивать максималистские позиции и не смогли прийти к соглашению.

В отсутствие всеобъемлющего мирного процесса продолжалась эскалация нарушений режима прекращения огня, что привело сначала к «четырехдневной войне» в 2016 году, а затем к полномасштабной Второй карабахской войне осенью 2020 года. Азербайджан, открыто поддерживаемый Турция вышла из этой войны, контролируя семь регионов, а также часть самой бывшей НКАО. Заявление о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. при посредничестве России имело серьезные геополитические последствия для региона. Усилилась роль Турции и тем более России, а США и Европа временно потеряли рычаги влияния. По условиям декларации о прекращении огня Россия направила в зону конфликта миротворческий контингент.

После объявления о прекращении огня Турция начала прямые переговоры с Арменией. В то же время Турция объявила, что ее отношения с Азербайджаном остаются приоритетными и что две страны продолжат тесно координировать свои переговорные стратегии. Переговоры, однако, продвигались медленно, и до сих пор было мало ощутимых результатов.

На армяно-азербайджанском фронте вторжение России в Украину привело к двум параллельным событиям. С одной стороны, отвлечение внимания и ресурсов России от Южного Кавказа открыло двери для ЕС, чтобы выступить в качестве посредника. Начиная с марта 2022 года президент Европейского совета Шарль Мишель провел в Брюсселе серию встреч между Ереваном и Баку.

С другой стороны, поскольку Россия находится под международными санкциями, роль Азербайджана как альтернативного поставщика энергии и торгового пути значительно повысила его значение как регионального игрока. Одновременно выросли требования Азербайджана в отношении Армении, подкрепленные периодическими обострениями в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Кульминацией этого стало нападение на всю южную половину границы с Арменией 13 сентября.

Армения и Турция

Дальнейшее развитие отношений между Арменией и Турцией относительно просто предугадать по сравнению с развитием отношений между Арменией и Азербайджаном. Возможны два сценария. Первый — это сохранение статус-кво с закрытыми границами между двумя странами, отсутствием дипломатических отношений и периодическими нерешительными усилиями по нормализации.

Второй сценарий — это реальный шаг к нормализации отношений между двумя сторонами. Пока это возможно, текущее окно для такого хода закрывается. Недавняя эскалация между Азербайджаном и Арменией, приближающиеся выборы в Турции, устойчивое сопротивление армянской оппозиции нормализации обстановки и возвращение геополитического соперничества на Южный Кавказ — все это способствует этому.

Если обе стороны серьезно настроены на нормализацию, им нужно будет действовать быстро и предпринять конкретные ощутимые шаги, по крайней мере, в тех областях, где у них есть принципиальное соглашение, таких как открытие границ для граждан третьих стран. Осуществление таких небольших шагов потребует постоянного технического участия юристов, экономистов, дорожных инженеров, экспертов по развитию сельских районов и других и может послужить мерой укрепления доверия, на основе которой могут быть построены будущие шаги к нормализации.

Наихудшие сценарии

Отношения между Арменией и Азербайджаном, напротив, исключительно сложны. Стоит рассмотреть как минимум семь потенциальных результатов, которые, в свою очередь, можно разделить на три отдельные категории: сценарии наихудшего случая; максимальные результаты; и компромиссы. Два наихудших сценария одновременно являются самыми разрушительными и наиболее реалистичными из-за продолжающегося насилия, последовавшего за Второй карабахской войной в 2020 году, и отсутствия прогресса в переговорах.

Первый из наихудших сценариев можно назвать сценарием Южной Осетии . Несмотря на некоторые важные различия, нынешний нагорно-карабахский конфликт имеет параллели с конфликтом в Южной Осетии, который привел к войне 2008 года между Россией и Грузией. Южная Осетия провозгласила независимость от Грузии в начале 1990-х годов, и после вспышек насилия в регионе в 1992 году были развернуты грузинские, осетинские и российские миротворцы. Спустя более полутора десятилетий война 2008 года привела к тому, что Россия признала независимость Южной Осетия от Грузии, а Москва поддерживает тесные отношения с регионом, который Грузия рассматривает как фактическую аннексию.

Населенные армянами районы бывшей НКАО в настоящее время де-факто функционируют под российским протекторатом, что не отличается от статуса Южной Осетии после 1992 года. сказал о России и Грузии в эпоху Бориса Ельцина в 1990-х годах. В связи с этим возникает вопрос, может ли НКАО в итоге оказаться в положении, аналогичном Южной Осетии.

Этот сценарий вызывает беспокойство. Война 2008 года имела разрушительные последствия не только для Грузии, но и для Южной Осетии. Регион потерял более половины своего населения в результате насилия, насильственного перемещения и внешней миграции. Те, кто остался, живут в состоянии изоляции от остального мира, столкнувшись с постоянной угрозой будущего конфликта с Грузией и присутствием российского военного и разведывательного надзора.

Второй наихудший сценарий можно назвать сценарием Сирии . Это было бы еще более разрушительным и повлекло бы за собой начало длительной опосредованной войны над всем Южным Кавказом. Эскалация на азербайджано-армянской границе, вторжение России в Украину и неспокойная история региона не должны оставлять иллюзий относительно реалистичности этого сценария. Предотвращение этого должно быть в максимальных интересах всех сторон.

Максималистские исходы

Есть два максималистских исхода, соответствующие решениям, одобренным некоторыми армянскими и азербайджанскими элитами. Хотя эти сценарии пользуются поддержкой в ​​Армении и Азербайджане, любая попытка их реализации потенциально может привести к двум описанным выше наихудшим сценариям.

Первый максималистский исход — Косовский сценарий . Это повлечет за собой независимость Нагорно-Карабахской Республики в бывших границах НКАО. Эту резолюцию предпочитают многие армянские политические элиты, однако у Армении нет ни ресурсов, ни союзов, ни международного авторитета, необходимых для достижения такого результата. Тем не менее, хотя нынешний премьер-министр Никол Пашинян все больше дистанцируется от этого сценария, смена правительства в будущем может вернуть преследование этого сценария. Это приведет к новому циклу насилия и вовлечению третьих сторон, приближая конфликт либо к сирийскому, либо к южноосетинскому сценарию, описанному выше.

Второй максималистский исход — это чеченский сценарий , показывающий притеснение или вытеснение Азербайджаном армянского населения Нагорного Карабаха. Это исход, предпочитаемый некоторыми азербайджанскими политическими элитами. Однако пока Азербайджан держит верх в своей непосредственной конфронтации с Арменией, любая попытка реализовать такую ​​стратегию, скорее всего, приведет к гуманитарной катастрофе.

Кроме того, реализация этой стратегии может сделать сценарий Южной Осетии более вероятным. В то время как часть армянского населения, скорее всего, поддастся давлению и уйдет, как это произошло в Южной Осетии, наиболее обездоленные и готовые к сопротивлению группы останутся, что облегчит российским миротворцам задачу поддерживать, защищать и контролировать оставшееся население. .

Компромиссы

Остается возможным ряд потенциальных компромиссов, которые были бы сравнительно менее жестокими и могли бы помочь создать минимально приемлемые условия для повседневной жизни и функционального сосуществования, несмотря на большие риски.

Первый сценарий Аландских островов . Это повлечет за собой высокую степень политической автономии армянского населения Нагорного Карабаха. Долгое время рассматриваемое как наиболее устойчивое компромиссное решение, такое решение обеспечит полное самоуправление и безопасность армянского населения Нагорного Карабаха, а также сохранит территориальную целостность Азербайджана. При этом вряд ли эта модель будет серьезно рассматриваться Баку в ближайшее время, учитывая победу Азербайджана во Второй карабахской войне.

Вторым компромиссом будет сценарий Южного Тироля . Это повлечет за собой культурную автономию и возвращение Нагорному Карабаху статуса, аналогичного бывшей НКАО, со всеми его преимуществами и недостатками. Армянское население сохранит определенную степень самоуправления, но оно будет политически подчинено Баку, что, вероятно, приведет к периодическим конфликтам. Однако успешное осуществление будет зависеть от значительной степени демократизации и соблюдения международных норм в области прав человека. Учитывая продолжающуюся автократизацию Азербайджана, эффективная реализация этого сценария потребует серьезного поворота политической судьбы.

Последний вариант — это кипрский сценарий , где нормализация достигается в отсутствие политического решения. Этот подход, связанный с продолжающимся присутствием иностранных вооруженных сил, будет опираться на долгосрочные международные инвестиции в процесс нормализации. Необходимо было бы заняться вопросами повседневного сосуществования, исключив насилие и приостановив поиски политического решения конфликта.

В поисках пути вперед

Как показывают эти сценарии, существует множество возможностей и рисков, с которыми сталкивается Армения, Азербайджан и Турция. Чтобы избежать новых циклов насилия, переговоры между тремя странами должны отдавать приоритет сосуществованию и нормализации превыше всего. Это будет иметь жизненно важное значение, если регион не хочет стать ареной опосредованных войн и длительного насилия.


Примечание. Исследование, на основе которого написана эта статья, финансировалось Фондом Галуста Гюльбенкяна. Выраженные взгляды принадлежат авторам и не отражают точку зрения Фонда Галуста Гюльбенкяна, EUROPP – European Politics and Policy или Лондонской школы экономики. Избранное изображение предоставлено: Европейский совет


Планирует ли Азербайджан долгосрочное присутствие в Армении?

Недавние крупномасштабные трансграничные атаки Азербайджана на территории Армении, по сообщениям, по меньшей мере, о 286 убитых с обеих сторон и еще сотнях раненых, выдвигают на первый план более широкую картину краха возглавляемой Россией системы безопасности в Евразии.

Нападения, совершенные 12 сентября, совпали с успешным контрнаступлением Украины в Харькове и новыми боями между Таджикистаном и Кыргызстаном. А обращения Армении к России и ее союзникам по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) о поддержке были встречены сдержанно, что привело лишь к мобилизации миссии по установлению фактов.

Несколько ключевых игроков в Евразии теперь видят в Азербайджане важнейшего – или, по крайней мере, важного – партнера в решении новых проблем, вытекающих из войны на Украине. Для Кремля Азербайджан является ключевым связующим звеном для более изолированной России, ищущей новые пути в Иран и Азию.

Европейский союз (ЕС) также ищет в Азербайджане альтернативу российскому газу. В июле он подписал с Баку соглашение, направленное на удвоение поставок азербайджанского газа к 2027 году, хотя общий вклад в дефицит газа в ЕС остается небольшим. ЕС также сделал ставку на посредническую инициативу между Азербайджаном и Арменией, проведя с декабря 2021 года четыре встречи между президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном9. 0003

Азербайджан по-прежнему пользуется солидной поддержкой, в том числе военной, со стороны своего близкого союзника Турции, и только Иран выразил озабоченность по поводу возможного риска для его границы с Арменией.

А фильтрация событий на Кавказе через призму Украины позволяет проводить аналогии, которые находят отклик у международной аудитории. Нацелившись на Армению, формального союзника России, можно увидеть, что Азербайджан косвенно ослабляет влияние России на Южном Кавказе — анализ, популярный, в частности, в более ястребиных американских кругах.

Использование стратегии принудительных переговоров

Но хотя более широкий и благоприятный контекст войны России на Украине важен, движущие силы военной стратегии Азербайджана ближе к дому, поскольку эскалация вдоль армяно-азербайджанской границы задолго до российского вторжения, начиная с май 2021 г.

Азербайджан по-прежнему пользуется солидной поддержкой, в том числе военной, со стороны своего близкого союзника Турции, и только Иран выразил озабоченность по поводу возможного риска для его границы с Арменией

Эти эскалации являются стратегией принуждения к переговорам, направленной на то, чтобы заставить Армению договориться о двух ключевых препятствиях, которые, по-видимому, задерживают прогресс в переговорах.

Во-первых, это унаследованный вопрос о правах и безопасности армянского населения Карабаха, который до сих пор широко рассматривается как центр конфликта. Азербайджан определил свою переговорную повестку с Арменией как включающую только урегулирование межгосударственных вопросов, без упоминания о правах или гарантиях безопасности для армян в Карабахе.

Армения дала понять, что согласна на продвижение межгосударственной повестки дня, но хочет, чтобы был процесс, обеспечивающий гарантии безопасности армянскому населению Карабаха. Армянское руководство дистанцировалось от прежних ирредентистских формулировок, утверждая, что его заботит не территория, а базовая безопасность армянского населения.

Но Азербайджан отвергает это как продолжение армянского ирредентизма, в котором он видит истинную причину конфликта. Для Баку то, что происходит в Карабахе, является исключительно его внутренним делом – даже если на самом деле это сейчас вопрос переговоров с Россией.

Второй, новый театр конфликта связан с пониманием статьи 9 соглашения о прекращении огня, которая предусматривает открытие всех экономических и транспортных связей, с гарантиями Армении безопасного азербайджанского транзита между материковым Азербайджаном и его эксклавом Нахчываном.

Здесь речь идет о том, может ли безопасный азербайджанский транзит быть удовлетворен доступом к существующей дорожной системе Армении, находящейся под суверенитетом Армении, или же безопасный азербайджанский транзит подразумевает коридор без таможенных и нормативных проверок – коридор с элементами экстерриториальности, уменьшающими Армению. суверенитет над ним.

Несколько ключевых игроков в Евразии теперь видят в Азербайджане важнейшего – или, по крайней мере, важного – партнера в решении новых проблем, вытекающих из войны на Украине

С 2020 года последнее понимание, оформленное как «Зангезурский коридор», возрождающее историческое топоним, набирает обороты в Азербайджане. Это основано на предположении, что коридор, соединяющий Армению с Карабахом через Лачинский район, так называемый «лачинский коридор», был уступлен в соглашении о прекращении огня 2020 года, и поэтому Армения должна уступить его взамен.

Поскольку в соответствии с этим соглашением Россия уполномочена контролировать оба маршрута, она также заинтересована в создании «Зангезурского коридора». Здесь интересы России и Азербайджана совпадают.

Армения заявляет, что «Зангезурский» и Лачинский маршруты не могут быть привязаны друг к другу, потому что функции этих двух коридоров различны – транзитные и гуманитарные соответственно – и что транзитные потребности Азербайджана могут быть удовлетворены существующей дорожной системой Армении.

Азербайджан сейчас стремится решить эти вопросы силовым путем. В настоящее время сообщается, что по меньшей мере 50 квадратных километров территории Армении оккупированы азербайджанскими войсками. Атака Азербайджана продемонстрировала потенциальную возможность разрезать Армению надвое, учитывая, что ее ширина в самом узком месте составляет всего 40 километров.

Возвращение идеи «буферной зоны»

Одновременно с трансграничными нападениями на Армению несколько азербайджанских правительственных СМИ и депутат от правящей партии выдвинули идею создания буферной зоны на территории Армении вдоль границы с Азербайджаном.

Эта идея показывает, как концепция «Зангезур» быстро трансформируется в новый и нестабильный территориальный «бренд», продвигаемый чиновниками, активистами, интеллектуалами и пользователями социальных сетей, подобно российскому проекту «Новороссия».