10 принципов военной пропаганды: о чем нужно всегда помнить

10:15

29.03.2022

#история #война #пропаганда

Как понять, читая военные сводки, где правда, а где пропаганда? Какими приемами  пользуются воюющие стороны? Почти 100 лет назад британский лорд Артур Понсонби, исследуя Первую мировую войну, написал книгу “Ложь во время войны” о 20 видах  военной пропаганды. 20 лет назад бельгийский исследователь  Анна Морелли  актуализировала труд Понсонби и вывела 10 главных принципов военной пропаганды. Прочитайте —  эти знания точно не будут лишними. 

Артур Понсоби и Анна Морелли

1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся!

Войны всегда нежелательны, население очень редко воспринимает войну положительно. С появлением демократии согласие населения становится необходимым, поэтому война должна быть отвергнута, и каждый должен быть пацифистом в душе, в отличие от средневековья, когда мнение населения не имело большого значения.

Поэтому важно создать образ того, что война — вынужденная мера ввиду отсутствия других вариантов.

2. Всю ответственность несет противник

Этот принцип вытекает из того факта, что каждая сторона должна быть вынуждена объявить войну, чтобы помешать противнику «уничтожить наши ценности», поставить под угрозу нашу свободу или уничтожить нас вообще. Это парадокс войны, которая ведется для предотвращения войн. В качестве примера Морелли приводит и войну США в Ираке, и нападение Германии на Польшу в 1939-м. 

3. Дискредитация личности лидера противника 

Эффективно направлять ненависть на руководящую личность вражеской страны. Вражеским лагерем, безусловно, управляет маньяк, монстр, ( … ) который бросает нам вызов и от которого нужно освободить человечество. Первым шагом в процессе демонизации, по мнению Морелли, является сведение целой страны к одному человеку. Она приводит в пример Ирак, в котором как будто никто не жил, кроме Саддама Хусейна с его оружием массового поражения.


4. Мы защищаем благородное дело, а не свои особые интересы

Экономические и геополитические цели войны должны быть замаскированы идеалом, ценностями морали и закона. В наших современных обществах война может быть начата только с согласия народа. Необходимо убедить общественное мнение, что мы, в отличие от наших врагов, идем на войну из бесконечно благородных побуждений.

5. Враг целенаправленно совершает зверства; если мы совершаем ошибки, то это происходит без умысла

Совершать военные преступления — естественное поведение врага, а если такое делаем мы, то это ошибка, человеческий фактор, технический бой. Более того, Морелли отмечает,  что военная пропаганда как правило не довольствуется реальными инцидентами, она должна выдумывать зверства, чтобы враг выглядел как альтер эго Гитлера.


6. Враг использует запрещенные методы 

Мы не совершаем зверств, а, наоборот, идем на войну по-рыцарски, следуя правилам.

Конечно, это жесткие и мужские правила. Во время Первой мировой войны были яростные протесты против применения отравляющего газа. Каждая воюющая сторона обвиняла другую в применении газа. Хотя обе стороны  использовали газ в качестве оружия и проводили исследования в этой области, он был символическим выражением бесчеловечной войны. 

7. Наши потери незначительны, врага — огромны

Потери противника были гигантскими, их армия не оказывала никакого сопротивления — этот тип информации повышает моральный дух в обоих лагерях и убеждает общественное мнение в эффективности конфликта. Например, во время войны США в Ираке ввели запрет на публикацию фотографий гробов американских солдат.

8. Интеллигенция поддерживает нас

Морелли утверждает, что после Первой мировой войны интеллектуалы в основном массово поддерживали свой собственный лагерь. Каждая сторона войны могла рассчитывать на поддержку художников, писателей и музыкантов, которые поддерживали интересы своих стран.


9. Наша миссия священна

В буквальном смысле война предстает как крестовый поход, подкрепленный божественной миссией: мы несем истинную веру, богатую культуру, защищаем людей. Иракская война, отмечает Морелли, представляется как крестовый поход против «оси зла», как «борьба добра со злом». 

10. Тот, кто ставит под сомнение нашу пропаганду, помогает врагу и является предателем

Тот, кто ставит под сомнение хоть один из принципов, обязательно является коллаборационистом. Вы можете быть только “за” или “против” зла. Нормального плюрализма мнений не существует, вся оппозиция замалчивается и дискредитируется фальшивыми аргументами. Государство, ведущее войну, должно обладать монополией на всю информацию.

 

«Для галочек и отчетов». Как работает военная пропаганда в школах

Год назад, в первую неделю полномасштабного вторжения российских войск в Украину, свыше пяти тысяч школьных учителей в России поддержали петицию против начавшейся войны.

Но уже в конце марта 2022 года ее создатели скрыли фамилии подписавших: стало понятно, что выражать свою позицию стало небезопасно.

Идеологическое давление на российских школьников постепенно, но постоянно усиливается. Для них формируется курс начальной военной подготовки, создана новая провластная структура «Движение первых», активизировалась работа военно-патриотических объединений. По указанию властей каждый понедельник утром во всех школах России проводится торжественное поднятие флага и исполнение гимна – на это время вход в школу блокируется, – затем проходит новый урок «Разговоры о важном». Теперь занятия на эту же тему собираются проводить и для родителей.

В российских школах до сих пор работают учителя, выступающие против войны

С сентября 2023 года во всех школах страны у директоров будут специальные советники по воспитанию. Уже сейчас дети посылают открытки российским солдатам на фронт и участвуют в конкурсах с военной тематикой. Есть случаи увольнения учителей за оппозиционные взгляды и преследования родителей, дети которых высказываются в поддержку Украины.

В российских школах до сих пор работают учителя, выступающие против войны. Три человека из разных регионов рассказали, как сейчас устроена государственная пропаганда в системе образования, и есть ли возможность не проводить эту государственную линию в школах. По понятным причинам Радио Свобода не раскрывает имена собеседников.

Учитель из Нижегородской области

– У многих есть впечатление, что произошли кардинальные изменения в преподавании истории, в воспитательной работе. На самом деле нет. Квасной патриотизм нагнетался и до февраля 2022 года. С началом войны, конечно, всё это усугубилось, но пока это не является завершенной системой.

В «Разговорах о важном» сначала планировали рассказывать об «СВО» («специальной военной операцией» российские власти называют войну в Украине. – РС), но когда это вызвало явное неприятие родителей, программу резко поменяли перед 1 сентября 2022 года. В результате «Разговоры о важном» направлены на формирование скорее индивидуалистических ценностей: детям говорят, что хорошо стать бизнесменом, блогером. Кто как ведет «Разговоры о важном», на самом деле никто не проверяет.

Да, появились письма детей на фронт, другие формы солидарности с «СВО». Чиновники министерства просвещения пытаются продемонстрировать поддержку режиму. Все эти мероприятия не требуют больших усилий от учителей, иногда ещё и денежку платят, и дают чувство сопричастности – вроде как нашим помогаем. На местах есть перегибы, если чиновники или учителя пропаганду воспринимают буквально.

Есть учителя, директора, которые верят, что все всерьез, что мы строим «русский мир», а они ведут борьбу на своем фронте и должны подавлять несогласных. И чем дальше всё зайдет, тем больше таких будет.

Каждый реализует то, что в голову пришло

«Юнармия» реализуется, если в школе есть люди, которые за это болеют – в основном бывшие военные. До «Движения первых» было Российское движение школьников, которое никто уже не помнит. Тут средства тоже освоят и забудут. Ничего, кроме отвращения к патриотизму, таким образом не прививается. Все плохо продумано, не подготовлено, проводится для галочек и отчетов. И общество, и дети это видят.

В образовании не наблюдается последовательной стратегии, реализуются сиюминутные потребности. Чиновники в Министерстве просвещения меняются достаточно быстро. Каждый реализует то, что в голову пришло. Образование – это и бизнес, потому что на проведение мероприятий выделяются серьезные государственные средства.

Куча чиновников, структур примазываются к грантам. Если вместо патриотизма нужен будет космополитизм – точно так же будут внедрять. Буквально до «СВО» внедряли участие во всемирной аттестации учеников PISA, а потом резко прекратили.

Директора часто слетают со своих должностей

Но Россия до сих пор остается в мировом тренде образования – российские школы нацелены на формирование у ребенка лидерских качеств, индивидуализации, в той или иной степени толерантности. В отношении ЛГБТ, конечно, нет, но в отношении людей с ограниченными возможностями – вполне. Пресекаются конфликты на национальной почве.

Родителей в школах очень боятся. Задача директора – чтобы на его территории все было спокойно. За что люди могут восстать? За своих детей. Директор находится между родителями и учителями, а с другой стороны – между чиновниками и бизнесом, который реализует свои проекты в школах. Директора часто слетают со своих должностей.

Если учительский коллектив хороший и есть взаимопонимание с директором, можно госпропаганду спускать на тормозах, отправляя чиновникам красивые отчеты. Я тоже веду «Разговоры о важном». Как я их веду: ко мне не придерешься, я соблюдаю все методические рекомендации. Но всегда можно так подать, чтобы у детей это вызывало смех или неприятие.

Все прекрасно знают в школе, что я подписывал петицию против войны и продолжаю быть против. Может быть, и ко мне начнут придираться, но пока нет.

Учитель из Иркутской области

– В феврале прошлого года, когда все началось, учителя между собой пытались разговаривать о происходящем, узнавать точки зрения друг друга.

Затем стали приходить директивы, что можно, что нельзя. На практике в каждой школе все это работает по-разному, очень многое зависит от директора.

У нас в школе директор заняла позицию, что мы о войне не разговариваем, тему не поднимаем лишний раз. Но директора начали продавливать: были доносы, что она срывает патриотическое воспитание. Доносы писали учителя.

Активизировалось военно-патриотическое направление

Во всех коллективах есть те, у кого родственники в Украине – они обычно адекватнее воспринимают ситуацию. Когда в сентябре начались «Разговоры о важном», многие максимально старались их саботировать. Особенно темы, касающиеся «СВО». В принципе во многих случаях можно вместо «разговоров» провести классный час.

Активизировалось военно-патриотическое направление: казаки, реконструкторы Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана. Они приходят в школу, чуть что, начинают скандалить: такая-то школа нас не пустила. Дети их мероприятия очень по-разному воспринимают: видел, как многие уходили при первой возможности.

«Юнармию» родителям рекламируют как организацию, где детей обучат дисциплине. Ну и есть идейные родители, которые поддерживают Кремль, родители «при погонах». Пятиклассника сложно разве мотивировать? Вот пойдешь в «Юнармию», будешь ходить в красивой форме. До войны «юнармейцы» в основном в походы ездили. Сейчас и стрельбы устраивают в тирах, и какие-то сборы у них проходят.

Писание писем на фронт у нас было спущено на тормозах. Правда, некоторые учителя проявили инициативу и сами заставляли детей это делать.

События в Украине будет комментировать детям только один учитель, историк

С сентября учителя о войне между собой или не говорят вообще, или полушепотом. Многие боятся доносчиков. Публичная критика войны в школе сейчас практически невозможна. Иногда школьники задают вопросы, отвечать на которые очень стрёмно: кто войну начал, как её закончить, кто прав, кто виноват. У нас на педсовете директор сказала, что события в Украине будет комментировать детям только один учитель, историк. Он на теме Украины «повернут».

Учитель из Удмуртии

– В разных школах ситуация разная: зависит от того, насколько патриотически заряжено руководство. Есть школы, которые лишь демонстрируют лояльность власти. Во всяком случае не очень это выпячивают, не сильно заставляют эти мероприятия проводить.

А есть школы, где не формальная, а настоящая агрессия ведется против Украины, украинского народа. Без конца муссируется эта тема: там враги, нацисты, «наших не бросаем» и все такое. Делается это абсолютно искренне: на уроках, переменах, классных часах, где уже никто и не просит. Хочется сказать: уроки ведите!

Дети в начальной школе на этих конкурсах делают макеты военной техники

Во многом поведение руководства зависит от того, какой контингент родителей в школе. Если школа немного повышенного уровня, и родители разные точки зрения имеют, руководство ведет себя осторожно.

В школе, где я работаю, нет ни кадетского движения, ни юнармейцев. В других школах эти движения, безусловно, активизировались. Даже в детских садах дети в военной форме читают стихи, где призывают с оружием в руках защищать нашу страну, на которую напали. Проводятся конкурсы «Мир без войны», и дети в начальной школе на этих конкурсах делают макеты военной техники.

При этом положение с правами работников ухудшается. Меняются должностные инструкции, выходят приказы, противоречащие всем трудовым нормам. Я болтаюсь на волоске – ощущение, что скоро меня погонят.

Агрессивное отношение к другим странам вышло, безусловно, на новый уровень

«Разговоры о важном» я не веду: у нас их не оплачивают, со мной никто соглашение не заключал, я имею право их не вести. Другие – ведут. Кто по убеждению, кто – потому что так проще. Материалы дали, прочитал. Меньше думать: учителя завалены работой по самые уши, думать некогда. Ходят слухи, что проведение «Разговоров о важном» будет контролировать Рособрнадзор.

Оплачиваются ли «Разговоры о важном» – видимо, зависит от того, есть ли на это деньги в региональном бюджете. Федералы только приказали, но денег не выделили.

То, что влияние организаций типа «Юнармии» выросло, однозначно. Приходят на родительские собрания, говорят о том, что через «Юнармию» в некоторые вузы можно поступить вне конкурса, обещают и другие плюшки.

В провинции критически настроенные учителя – в основном одиночки

Агрессивное отношение к другим странам вышло, безусловно, на новый уровень. Не во всех семьях есть понимание ситуации, и внушить детям что-либо очень легко. Я слышу, как сами учителя реагируют, когда ребенок говорит что-то «непатриотичное» – жалеет украинцев, например. Как учителя на таких детей агрессивно набрасываются. Безусловно, большую роль играет телевидение. И слепая вера в то, что всё, что сказано сверху – правильно, что там не могут врать. Вера абсолютно иррациональная.

В отличие от столицы, у нас нет возможности для родителей написать заявление, что их дети не будут посещать «Разговоры о важном». Москва – это другое государство, в провинции всё гораздо хуже и страшнее. В Москве просвещенных всё же больше. Я общаюсь с московскими учителями: у них есть поддержка, общность, понимание ситуации. В провинции критически настроенные учителя – в основном одиночки.

Пропаганда Второй мировой войны | Американский опыт | Официальный сайт

Человек, стоящий за Гитлером | Статья

USHMM, Предоставлено Библиотекой Конгресса

«Сущность пропаганды состоит в том, чтобы завоевать людей такой искренней и жизненной идеей, что в конце концов они полностью поддаются ей и никогда больше не смогут от нее убежать», — писал Йозеф Геббельс в его дневник. Адольф Гитлер согласился. После прихода к власти нацистов в 1933 году он учредил министерство народного просвещения и пропаганды Рейха во главе с Геббельсом. Геббельс продвигал нацистское послание через искусство, музыку, театр, фильмы, книги, радио и прессу и подвергал цензуре всю оппозицию. Геббельс работал над тем, чтобы разжечь гнев немцев по поводу их поражения в Первой мировой войне, и подчеркивал культурные и военные достижения Германии, чтобы повысить национальную гордость. Он сыграл важную роль в создании атмосферы в Германии , которая позволила нацистам совершать ужасные зверства против евреев и других меньшинств.

Война и пропаганда
Во время Второй мировой войны немецкая пропаганда подчеркивала доблесть немецкой армии и противопоставляла ее британской и союзной армиям, которые изображались трусами и палачами или храбрыми, но заблудшими. Русские войска были представлены как бесчеловечные звери и убийцы, которые нападали, не опасаясь смерти. После поражения нацистов под Сталинградом в феврале 1943 года Геббельс признал недавние потери и выступил за тотальную войну в своей знаменитой речи на Спортпаласте. Хотя новая стратегия продлила войну, Геббельс признал, что его усилия терпят неудачу. За месяц до своего самоубийства в Берлине он обратил внимание на направленную против него пропаганду союзников. «Вражеская пропаганда начинает оказывать неприятно заметное воздействие на немецкий народ. Англо-американские листовки теперь больше не небрежно отбрасывают, а внимательно читают; британские радиопередачи имеют благодарную аудиторию».

Британская пропаганда
Радиопередачи были делом рук британского Управления политической войны (P.W.E.), созданного Уинстоном Черчиллем в 1941 году для распространения пропаганды, способной подорвать боевой дух противника. Передачи Британской радиовещательной компании на иностранных языках стали ключевым элементом кампании союзников за лояльность Германии. К 1945 году британцы создали более 40 подпольных псевдогерманских радиостанций, использующих мощные американские передатчики. P.W.E. также передавали подрывные сообщения немецкому народу через так называемую черную пропаганду, печатные открытки и листовки, сбрасываемые в тылу врага. Несмотря на то, что фильм Уильяма Уайлера создан в Голливуде, отмеченный наградами  Миссис Минивер  (1942) изображала борьбу в британском тылу и прославляла решимость Британии сражаться. Фильм закончился воодушевляющей проповедью в разбомбленном храме: «Это война народная. Это наша война. верно.» Президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт нашел речь настолько вдохновляющей, что распечатал ее и сбросил по воздуху над европейским фронтом.

Американская пропаганда
Управление военной информации (O.W.I.) было источником такой пропаганды в США. В 1941 году большинство американцев, особенно те, кто помнил Первую мировую войну, все еще были изоляционистами, полагая, что их страна должна восстановиться после Великой депрессии, а не бороться с дальняя война. После нападения японцев на Перл-Харбор большинство было убеждено поддержать войну, но Рузвельт создал O.W.I. в 1942 году, чтобы увеличить военное производство в стране и подорвать боевой дух противника в Европе, Азии и Африке. Фотографы OWI документировали аспекты жизни и культуры тыла, такие как женщины в составе рабочей силы, и занимались широким спектром моральных проблем, таких как вопрос об использовании американцев японского происхождения в качестве солдат и «подрывной деятельности», такой как бунты в костюмах зутов в Лос-Анджелесе.

Высокозаметные сообщения
Другая пропаганда использовалась в виде плакатов, фильмов и даже мультфильмов. Недорогие, доступные и вездесущие в школах, на фабриках и в витринах, плакаты помогли мобилизовать американцев на войну. Представительный плакат призывал американцев: «Остановите этого монстра, который не останавливается ни перед чем. ПРОИЗВОДИТЕ до предела!» На нем было изображено чудовище с двумя головами, одна нацистская, другая японская, сжимающее в одной руке Статую Свободы, а другой отбивающееся от американцев. Рядом рука держит гаечный ключ с надписью «производство» — ключ к победе в войне.

Фильмы и мультфильмы
В то время как большая часть пропаганды была направлена ​​на повышение патриотизма, некоторые из них приобрели расистский подтекст. Режиссер Фрэнк Капра снял семь фильмов под названием « Почему мы сражаемся », в которых Германия, Италия и Япония изображались как нации бесчеловечных убийц. По мере развития Второй мировой войны O.W.I. приложил руку к Голливуду, который выпустил патриотические фильмы, такие как « Yankee Doodle Dandy » (1942) с Джеймсом Кэгни, « Pin-Up Girl » (1944) с Бетти Грейбл в роли артистки USO и Anchors Aweigh  (1945) с Джином Келли в роли танцующего моряка. В дело вмешались даже мультяшные персонажи. Warner Brothers отправили Попая и Багза Банни сражаться с японцами, а Disney выпустила короткометражный фильм, в котором Дональд Дак выводит Гитлера из строя спелым помидором. Война, фильмы и мультфильмы внесли свой вклад в то, чтобы американцы сосредоточились на военных действиях, даже когда их развлекали. Войска союзников долго и упорно сражались с нацистами в воздухе и на земле, а также с помощью мощного инструмента пропаганды.

Загрязняющие фильмы по всей стране — Berkeley High Jacket

Когда в 1986 году вышел фильм «Лучший стрелок», он мгновенно стал хитом. Фильм собрал более 350 миллионов долларов в прокате и остался любимой классикой американского кино. Утверждения о том, что фильм резко повысил уровень вербовки в армию через год после его выхода, распространились среди граждан по всей стране, хотя эти утверждения часто были преувеличены и преувеличены. Однако на самом деле фильм был снят в сотрудничестве с ВМС США.

Военно-пропагандистские фильмы вряд ли уникальны для современной Америки. Исторически фильм использовался в качестве пропаганды с момента его создания. Фактически, самый первый лауреат премии «Оскар» за лучший фильм, «Крылья» 1927 года, был создан при поддержке армии. На другом конце света «Битва на озере Чанджин» 2021 года побила рекорды как самый кассовый фильм всех времен в Китае. Фильм был заказан непосредственно Коммунистической партией Китая и подвергся критике за исторические неточности. Популярность этих военных фильмов не уменьшилась, несмотря на участие в них различных правительственных партий.

Милитаристские атаки продолжаются в Соединенных Штатах. Конечно, есть «Лучший стрелок: Маверик» наряду с другими произведениями, которые более скрытны. «Капитан Марвел» 2019 года был создан при участии ВВС США и надеялся увеличить набор женщин, о чем свидетельствует показ рекламы ВВС перед началом фильма. Неясно, влияет ли это на зачисление, но эти компании упорствуют в своих попытках независимо от обстоятельств. Что делает эти военные центральные фильмы настолько привлекательными для продюсерских компаний, так это то, что они могут получить поддержку Министерства обороны в обмен на привилегии редактирования сценария. Для фильмов, которые требуют доступа к военным базам и оборудованию, невозможно не заключить сделку. Как можно винить эти компании за такую ​​выгодную возможность?

Это означает, что Пентагон может придираться к мелочам и вносить изменения во что угодно и когда угодно. Поскольку производство зависит от Пентагона, это либо их путь, либо шоссе. В «Лучшем стрелке» Министерство обороны внесло как незначительные, так и серьезные правки в сценарий, которые были вынуждены принять продюсеры. Персонаж Келли МакГиллис, Чарли, изначально был однополчанином, но в финальном фильме стал инструктором, чтобы не поощрять отношения между военнослужащими. Министерство обороны даже изменило ключевые моменты фильма, такие как обстоятельства смерти Гуся, измененные с авиакатастрофы на катапультирование. Активное участие правительства США в Голливуде создает, в некотором смысле, монополию на собственное изображение. Хотя его влияние в некоторых случаях более тонкое, в конце концов правительство США, кажется, всегда побеждает. Пентагон привлек внимание прессы, когда в 2020 году помогал в производстве «Вандавидения». Хотя в сериале действительно фигурирует вымышленное правительственное агентство в качестве антагонистов, им в конечном итоге мешает героический агент ФБР Джимми Ву. Пентагон также сотрудничал с Marvel в сериале «Сокол и Зимний солдат», в котором новый Капитан Америка сражается с группой политических радикалов, мечтающих о мире без границ. Через средства массовой информации, ориентированные в первую очередь на детей и подростков, Пентагон может кооптировать якобы прогрессивное телевидение для усиления идеи «Америка прежде всего».

«Лучший стрелок: Маверик» не превысил миллиард долларов в прокате из-за своих связей с военно-морскими силами. Он заработал эти деньги, потому что зрителям это понравилось. Тем не менее, большинство зрителей в конечном итоге покинут театр с мыслью о величии военно-морского флота США.

Понятно, что военные фильмы, даже сведенные на нет Пентагоном, все равно могут быть великолепными.