Содержание

«Дельфин», «Сом» и «Форель»: история первых «потаенных судов» России

19 марта Подводному флоту России исполняется 116 лет. За этот срок российские подлодки прошли несколько этапов развития — от крошечных «потаенных судов» до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе Военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.

Впервые как реальная военная сила субмарины показали себя в Первую мировую войну. События же Русско-японской войны 1904–1905 годов продемонстрировали, что недавно поступившие на вооружение подлодки оказались плохо приспособлены к реалиям вооруженной борьбы на море. 

Первые шаги

Первым из наших соотечественников, кто подошел к строительству подводной техники с хорошей подготовкой военного инженера, стал генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер. Его подводный аппарат постройки 1834 года осуществил историческое трехчасовое погружение в воды реки Малая Невка в сентябре 1840 года.

Лодка Шильдера была вооружена ракетами, причем в ходе испытаний нашла практическое подтверждение идея их запуска из-под воды. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение мускульным приводом, для чего оснащалась «ластами», устроенными по принципу утиных лапок. Передвигаясь под водой, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем.

Модель подводной лодки К.А.Шильдера

© ЦКБ МТ «Рубин»

Следующим шагом в развитии отечественного подводного судостроения стала 350-тонная лодка Ивана Федоровича Александровского. Она могла не только погружаться, но и довольно долго передвигаться под водой, используя поршневые пневматические машины, питавшиеся сжатым воздухом из 200 чугунных баллонов.

Первым конструктором серийных подводных лодок считается Степан Карлович Джевецкий. Головной обитаемый подводный аппарат малого водоизмещения был построен и испытан во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.  

Наследник престола, будущий император Александр III, согласно его собственному дневнику, присутствовал при испытании аппарата. Возможно, его слово оказалось решающим, и казна профинансировала серию из 50 лодок, законченную в 1881 году. Они приводились в движение мускульным приводом, были вооружены двумя минами и предназначались для защиты морских крепостей.

Подводная лодка Джевецкого

© ЦКБ МТ «Рубин»

На фоне броненосцев того времени подобные корабли выглядели беспомощными и прослужили лишь до 1886 года. И все же несколько лодок Джевецкого оснастили гребными электродвигателями. Степану Карловичу принадлежит и другая гениальная идея — «оптической навигационной трубы».

При этом на рубеже XIX–XX веков пока еще не было ни теории подводного плавания, ни надлежащего инженерно-технического обеспечения. В практической деятельности первым русским подводникам приходилось опираться главным образом на знания в области фундаментальных наук и практический опыт, приобретенный за годы службы на надводных кораблях.

Миноносец №150

Судьбоносным решением, определившим будущее отечественного флота и судостроения, стало образование 19 декабря 1900 года Комиссии для проектирования подводных судов Морского ведомства. В нее вошли старший помощник судостроителя Иван Бубнов, старший инженер-механик Иван Горюнов и лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев.

Вскоре после образования комиссии, 22 декабря 1900 года, Бубнову и другим кораблестроителям были направлены уведомительные письма. Именно эта дата берется за начало истории Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» — старейшего отечественного проектанта подводных лодок.

Комиссия подготовила чертежи «Миноносца №113». После утверждения заказа на строительство (Балтийский завод) корабль зачислили в состав флота как «Миноносец №150». Позднее ему присвоили имя «Дельфин».

Спуск на воду подлодки «Дельфин», 1903 год

© Public domain/wikipedia

В июне — октябре 1903 года корабль прошел испытания в балтийских водах, а зимой началось строительство серии подводных миноносцев «русского типа» из шести единиц. По собственному имени одного из кораблей их называли «касатками».

Русско-японская война грянула 27 января 1904 года (здесь и далее — по старому стилю). Царское правительство искало пути усиления военно-морской группировки на Дальнем Востоке, выделяя дополнительное финансирование на передовые системы вооружений.

Немецкий электроход

В Германии был размещен заказ на три субмарины типа «Карп». Из благодарности фирма Круппа (которая к тому времени не смогла продать кайзеровскому флоту ничего подобного) подарила России электроход Forelle.

Подводная лодка «Карп», 1906-1914 года

© Public domain/wikipedia

На плаву и под водой 18-тонная лодка с двумя внешними трубами для торпед продемонстрировала хорошую управляемость. Двигателя внутреннего сгорания на борту не было — и подводный, и надводный ход обеспечивался электромотором мощностью 50 л.с., а зарядка батареи — в базе. Аккумуляторной емкости хватало, чтобы на скорости 4 узла пройти 20 миль.

В конкретной ситуации 1904 года «Форель» обладала еще одним важным достоинством. Субмарину малых габаритов и массы можно было сравнительно легко перевозить по железной дороге. После короткого пребывания на Балтике 11 августа лодка вместе с экипажем из шести человек по рельсам отправилась на Дальний Восток. На протяжении почти полугода «Форель» оставалась единственной формально действующей подводной лодкой во Владивостоке.

Заказ из Америки

Россия приобрела у фирм Lake Submarine Company и Electric Boat Company по одной готовой лодке. Их доставили на Балтику летом 1904 года.

Первая — Protector постройки 1902 года конструктора Саймона Лейка (Simon Lake), получила название «Осетр». Вторая — Fulton конструкции Джона Голланда (John P. Holland), постройки 1901 года, была переименована в «Сом». Корабль проходил ходовые испытания в сентябре — октябре 1904 года при участии американской сдаточной команды, которая также обучала российский флотский экипаж управлению кораблем и обслуживанию его механизмов. Лодка хорошо управлялась, имела сносную мореходность и сравнительно высокую точность стрельбы торпедами.

Подводная лодка «Осетр», 1904-1905 года

© Public domain/wikipedia

«Дельфин», «Сом» и «Осетр» отличались малыми размерами: длина корпуса не достигала и 20 м, водоизмещение у первых двух — менее 150 т, третьего — до 175. Скорость надводного хода не превышала десяти узлов, подводного — и того меньше.

«Осетр» послужил российскому флоту лишь девять лет (выведен из боевого состава летом 1913 года), «Сом» погиб в мае 1916-гоа «Дельфин» оставался на службе до августа 1917 года.

Первый опыт действий

Для участия в Русско-японской войне в течение ноября 1904 года во Владивосток отправились пять подводных лодок конструкции Бубнова («Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Дельфин») и одна американская («Сом»). Подобных транспортировок субмарин на дальность порядка 9 тыс. км история еще не знала.

Подводные лодки «Дельфин» и «Касатка», 1905-1917 года

© Public domain/wikipedia

Порт-Артур пал 20 декабря 1904 года. К тому времени с Балтики на Дальний Восток доставили семь подводных лодок и создали «Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта». Заведовал отрядом командир «Касатки» Александр Плотто. Его можно считать первым в мире командиром тактического соединения подводных лодок на театре военных действий.

Первый совместный поход подводники выполнили 16–19 февраля. При этом вооружен был лишь «Дельфин» — подходящие к аппаратам Джевецкого торпеды образца 1898 года обнаружились в запасах Владивостокского порта.

Найденные недостатки

Бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) того времени длительных нагрузок не выдерживали. Например, «касатки» оснащались двумя моторами фирмы «Панар». Это давало экипажам возможность использовать их поочередно, меняя через каждые пару часов. Практическая дальность плавания при благоприятнейших обстоятельствах составляла 1,5 тыс. миль.

Однако из-за ненадежности двигателей и низких мореходных качеств подводных лодок командиры старались не уходить от порта на расстояние свыше 100–120 миль. При этом они стремились держать запас емкости аккумуляторной батареи на восемь часов самого малого подводного хода.

Подводная лодка «Касатка»

© Public domain/wikipedia

У лодок типа «Касатка» при надводном ходе электрический двигатель мощностью 100 л. с. питался от двух динамо (электрогенераторов), приводимых в действие ДВС. Во время службы выяснится, что при плавании в позиционном положении в свежую погоду морская вода попадает внутрь корпуса. Приходилось задраивать люки, а наблюдение вести через иллюминаторы с ограниченными углами обзора.

Погружение из крейсерского положения под перископ занимало минимум пять-шесть минут, а в отдельных случаях затягивалось до десяти и более. Русские лодки могли стать легкой добычей японских надводных кораблей, особенно скоростных крейсеров и миноносцев. Во время одного из походов на «Касатке» ошибочно приняли остров за вражеский корабль и провели срочное погружение, которое заняло семь минут. Маневрирование признали неудовлетворительным: за такое время миноносец вполне мог потопить лодку таранным ударом.

Даже если удавалось вовремя погрузиться, занять удобную позицию для торпедной атаки по подвижной цели было бы делом непростым. На подводном ходу «касатки» плохо управлялись. А «Дельфин» имел тяжелое рулевое управление, что предъявляло повышенные требования к мастерству экипажа.

После Цусимы

Сражение броненосцев у острова Цусима 14–15 мая 1905 года завершилось уничтожением Второй Тихоокеанской эскадры. Россия сохранила в боеспособном состоянии на театре военных действий лишь крейсеры командира Владивостокского отряда контр-адмирала Иессена да «отдельный отряд миноносцев».

Читайте также

Полное погружение: история подводного флота РФ

Со временем отряд стал довольно многочисленным. Первая подводная лодка конструкции Лейка приехала по рельсам на Дальний Восток еще в апреле. Постепенно численность отряда увеличилась до 13 субмарин. Половина лодок находилась в ремонте, который велся, как правило, силами экипажей.

«Лодки есть одно из самых сильных средств береговой обороны. При умении ими пользоваться, подводными лодками можно наносить ужасный вред неприятелю в его же портах и своим там появлением наводить нравственный страх и переполох», — отмечал командир «Сома» контр-адмирал Владимир Трубецкой.

Война закончилась 23 августа 1905 года подписанием мирного договора.

Осмысление опыта

Четыре из 13 подводных лодок «отдельного отряда» достигли Владивостока уже после окончания войны. Ввиду поздней доставки субмарины типа «Осетр» принять участие в боевых действиях не успели.

Общий недостаток всех субмарин тех лет — ненадежная работа двигателей внутреннего сгорания. Волнение моря, сильная зыбь раскачивали лодки в надводном положении так, что выплескивался электролит. Несколько раз за время войны имели место внутренние взрывы. Гибель матроса повлек за собой случай на «Дельфине», причиной которого стало воспламенение паров бензина.

Плохие условия обитаемости создавали постоянный дискомфорт, снижая эффективность работы экипажа. Поскольку конструктивно лодки были безотсечными, а система вентиляции — малопроизводительной, внутри корабля постоянно держалась смесь паров бензина, масляной гари и выхлопа. Прибавьте к этому повышенную влажность и отсутствие у экипажа возможности просушить одежду после вахты. Спецодежда для работы внутри лодки отсутствовала. Повезло только команде «Сома»: ее экипировали непромокаемой одеждой на беличьем меху.

Подводная лодка «Сом»

© Public domain/wikipedia

Лодки, построенные по проектам американских инженеров Голланда и Лейка, и лодки разработки Бубнова оказались сопоставимыми по общему техническому уровню, мореходным и боевым качествам.

Отечественные субмарины отличались от «чужестранок» высокой скоростью и дальностью плавания. Имели они и более сильное вооружение. Правда, торпедные аппараты Джевецкого на морозе не работали, что ограничивало боевую ценность «касаток» в зимнее время. Кроме того, торпеды в аппаратах Джевецкого все время похода находились в воде, и, чтобы сохранить готовность к стрельбе, их приходилось часто смазывать.

Учебные атаки

Днем 22 сентября 1906 года подлодка «Кефаль» условно потопила крейсер «Жемчуг» на якоре в бухте Новик. Находясь в Амурском заливе, «Кефаль» заняла выгодную для атаки позицию и имитировала выстрел из носового аппарата с дальности 3–3,5 кабельтовых (около 600 метров). Перископ атакующей подлодки наблюдатели на крейсере не заметили.

Читайте также

Холодное дыхание «Борея»

Продолжая учебную атаку, лодка сократила расстояние еще на 400–500 м, всплыла под перископ и имитировала выстрел из второго носового аппарата. Затем, выполнив маневр по глубине и курсу, развернулась и «выстрелила» по крейсеру из кормового аппарата. Выход из бухты подводники произвели, поддерживая глубину погружения 7–8 м. Поскольку на крейсере обнаружили перископ лишь перед «вторым торпедным выстрелом», атаку признали удачной.

Отработали подводники и действия в случае ночной атаки. Зайдя в бухту незамеченной и продолжая двигаться в надводном положении малым ходом, «Кефаль» подошла к крейсеру «Жемчуг» на предельно малую дистанцию торпедной стрельбы. А в погруженном положении наблюдатели крейсера не смогли различить подлодку даже вблизи, когда она шла малым ходом под перископом.

Признание

Рассуждая о будущем нового вида морского оружия, командиры тихоокеанских подводных лодок считали целесообразным строить большие субмарины, водоизмещением свыше 500–600 т (то есть в 4–5 раз крупнее тех, что составляли основу «отдельного отряда»).

Признанием растущей роли подводников можно считать указ «О классификации военных судов российского императорского флота», датированный 6 марта 1906 года (по новому стилю — 19 марта).

Император Николай II «высочайше повелеть соизволил» включить в классификацию «посыльные суда» и «подводные лодки». В тексте указа перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин, включая немецкую «Форель» и несколько находящихся в постройке.

Субмарины Русско-японской войны не стали грозной боевой силой, но послужили делу обучения подводников и началу системной работы по выработке тактики действий нового вида морского оружия. Боевые действия придали сильный толчок развитию подводной техники в России.

Владимир Карнозов 

Подводные лодки России | это… Что такое Подводные лодки России?

Первая российская подводная лодка «Дельфин»

Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми торпедными аппаратами системы Джевецкого и имела полное водоизмещение 124 тонны.

Советское время отмечено созданием ряда лодок мировых рекордсменов: самые большие лодки — проект 941 «Акула» (48 000 т), самая скоростная — проект 661 «Анчар» (до 44,7 узлов), самая глубоководная — 685 «Плавник» (до 1 250 м), скоростные и манёвренные подводные истребители проекта 705К «Лира».

В настоящее время на вооружении ВМФ России состоят подводные лодки 8 проектов, лодки двух проектов (885 «Ясень» и 955 «Борей») планируются к принятию на вооружение.

Ниже представлен список основных проектов советских и российских подводных лодок, упорядоченный по классу корабля и периоду истории.

Содержание

  • 1 Дизель-электрические
    • 1.1 Период Первой мировой войны
    • 1.2 Период Второй мировой войны
    • 1.3 Иностранные подводные лодки в ВМФ СССР во время Второй мировой войны
    • 1. 4 Многоцелевые
    • 1.5 С крылатыми ракетами
    • 1.6 С баллистическими ракетами
    • 1.7 Специального назначения
  • 2 Парогазотурбинные
  • 3 Атомные
    • 3.1 Торпедные и многоцелевые
    • 3.2 С крылатыми ракетами
    • 3.3 С баллистическими ракетами
    • 3.4 Специального назначения
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
    • 5.1 Классификация
    • 5.2 Проекты с наибольшим количеством модернизаций
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Дизель-электрические

ДЭПЛ — дизель-электрические подводные лодки

Период Первой мировой войны

ПроектГодПостроеноГлавный конструкторЭнергетическая установкаПримечание
«Дельфин»19031И. Г. Бубнов, И. С. Горюнов, М. Н. Беклемишевбензин-электрическая
«Касатка»19046И. Г. Бубнов,
М. Н. Беклемишев
бензин-электрическая,
дизель-электрическая
«Форель»19041Р. Эквилей, верфь Ф. Круппаэлектрическаямалая экспериментальная,
подарена России Германией
«Карп»19043верфь Ф. Круппакеросин-электрическая
«Кета»19041лейтенант С. А. Яновичбензиноваяпеределана из ПЛ проекта Джевецкого
«Сом»19057Д. Голландбензин-электрическаяна базе проекта «Фултон»
«Осётр»19066С. Лэкбензин-электрическаяна базе ПЛ «Protector»,
американского проекта 1901 года
«Почтовый»19071С. К. Джевецкийбензиновая, единый двигатель
«Кайман»19124С. Лэкбензин-электрическая
«Акула»19121И. Г. Бубновдизель-электрическая
«Минога»19161И. Г. Бубновдизель-электрическая
«Краб»19161М. П. Налётовкеросин-электрическаяминный заградитель
«Морж» («Нерпа»)19163И. Г. Бубновдизель-электрическая
«Нарвал»19163Д. Голланддизель-электрическая
«Барс»191620+4И. Г. Бубновдизель-электрическая
«Святой Георгий»19161фирма «Лауренти»дизель-электрическаядвухкорпусная, итальянский проект «F»
«Ёрш»19171+1И. Г. Бубновдизель-электрическаяминный заградитель,
переоборудованы из пр. «Барс»
«27-В»19173Д. Голланддизель-электрическаямалые ПЛ для прибрежной обороны
«Американский Голланд»191711Д. Голланддизель-электрическая

Период Второй мировой войны

Проект[1]СерииПостроеноГлавный конструктор
Д — «Декабрист»I6Б. М. Малинин
Л — «Ленинец»II, XI, XIII, XIII-193825Б. М. Малинин
Подводные минные заградители.
Щ — «Щука»III, V, V-бис, V-бис-2, Х, X-бис86Б. М. Малинин
П — «Правда»IV3А. Н. Асафов
М — «Малютка»VI, VI-бис, XII, XV110А. Н. Асафов (VI), П. И. Сердюк (XII), Ф. Ф. Полушкин (XV)
С — «Средняя»
IX, IX-бис50С. Г. Турков, В. Н. Перегудов,
В. Ф. Критский, Д. В. Судравский
К — «Крейсерская»XIV12М. А. Рудницкий

Иностранные подводные лодки в ВМФ СССР во время Второй мировой войны

Трофейные корабли в этом разделе не указаны.

ПроектПредставителиСтрана-изготовительПроисхождение
«Калев»Калев, Лембит Великобритания, 1936из ВМС Эстонии
«Ронис»Ронис, Спидола Франция, 1927из ВМС Латвии
Тип «S»В-1, бывшая HMS Sunfish Великобритания, 1936поставлена по ленд-лизу
Тип «U»В-2, бывшая HMS Unbroken,
В-3, бывшая HMS Unison,
В-3, бывшая HMS Ursula
 Великобритания, 1936поставлены по ленд-лизу

Многоцелевые

Проект
Классификация НАТО
ПостроеноГлавный конструктор
611Zulu26С. А. Егоров
613Whiskey215В. Н. Перегудов,
Я. И. Евграфов,
З. А. Дерибин
Самая массовая подводная лодка в СССР.
А615Quebec30
(1 — 615, 29 — А615)
А. С. Кассациер
Малая подводная лодка полностью на дизельном ходу.
633Romeo20З. А. Дерибин
641Foxtrot75
(58 — 641, 17 — И641)
С. А. Егоров, З. А. Дерибин
641Б «Сом»Tango18Ю. Н. Кормилицин
877 «Палтус»Kilo24Ю. Н. Кормилицин
636 «Варшавянка»Improved Kilo20Ю. Н. Кормилицин
Экспортный вариант проекта 877 «Палтус».
677 «Лада/Амур»Kilo1
(2 строятся)
Ю. Н. Кормилицин
667Э «Амур-1650»0Ю. Н. Кормилицин
Экспортный вариант проекта 677 «Лада».

С крылатыми ракетами

ДПЛРК — дизельная подводная лодка с ракетами крылатыми

ПроектКлассификация НАТОПостроеноГлавный конструкторБазовый проект
644Whiskey Twin Cylinder6П. П. Пустынцевпереоборудованы из 613
665Whiskey Long Bin6Б. А. Леонтьевпереоборудованы из 613
651Juliett16А. С. Кассациер
667Э «Амур-950»0Ю. Н. Кормилицинэкспортный вариант проекта 677 «Лада»

С баллистическими ракетами

ПЛРБ — подводная лодка с ракетами баллистическими

ПроектКлассификация НАТОПостроеноГлавный конструкторПереоборудованы из проекта
611АВZulu-V5Н. Н. Исанин611
629Golf-I23Н. Н. Исанин
629БGolf-II1Н. Н. Исанин629
629АGolf-II14Н. Н. Исанин629
601Golf-III 1Н. Н. Исанин629
605Golf-IV1Н. Н. Исанин629
619Golf-V1Н. Н. Исанин629

Специального назначения

ПроектКлассификация НАТОПостроеноГлавный конструкторПредназначение
690 «Кефаль»Bravo4Е. В. КрыловПодводная лодка — мишень.
940 «Ленок»India2Б. А. Леонтьевподводные спасательные работы
865 «Пиранья»Losos2Л. В. Чернопятов[2]подводные спецоперации
1603 «Бентос-300»2И. Б. Михайлов[2]подводная лаборатория для биологических исследований
1710 «Макрель»Beluga1Г. П. Москалев[2]гидродинамические исследования
1840Lima1Е. С. Корсуков[2]подводная база-лаборатория
20120 («Саров»)1ЛПМБ «Рубин»[3]испытание новых вооружений

Парогазотурбинные

ПроектКлассификация НАТОПостроеноГлавный конструкторПримечание
617Whale1А. А. Антипин, С. Н. Ковалёв[4]проект основан на немецких разработках ПЛ серии XXVI

Атомные

Подводная лодка проекта 705(К) «Лира», 1984

АПЛ — атомные подводные лодки. В большинстве проектов использовались водо-водяные реакторы. Использование реакторов с с жидкометаллическим теплоносителем было ограниченным (проекты 645 ЖМТ «Кит», 705, 705К «Лира»). В проекте 651Э переоборудования ДЭПЛ использовалась модульная атомная энергетическая установка мощностью 600 МВт.

Торпедные и многоцелевые

ПЛАТ — подводная лодка атомная торпедная. Также включают МПЛАТРК — многоцелевые атомные подводные лодки торпедные с крылатыми ракетами.

ПроектКлассификация НАТОПостроеноРеакторГлавный конструкторПримечание
627, 627А «Кит»November13
(1 — 627, 12 — 627А)
2 x ВМ-А, по 70 МВтВ. Н. Перегудовпервый проект советской атомарины
645 ЖМТ «Кит»November1ЖМТ[5],
ВТ-1
A. K. Назаровэкспериментальная лодка
671 «Ёрш»Victor-I152 x ВМ-4, по 72 МВтГ. Н. Чернышёв
671РТ «Сёмга»Victor-II72 x ВМ-4ПГ. Н. Чернышёв
671РТМ(К) «Щука»Victor-III262 x ВМ-4, по 72 МВтГ. Н. Чернышёв
685 «Плавник»Mike1ОК-650Б-3 190 МВтН. А. Климов, Ю. Н. Кормилицинтитановый корпус, рекорд глубины погружения
705, 705К «Лира»Alfa7
(1 — 705, 6 — 705К)
ЖМТ[5],
ОК-550, БМ-40А
М. Г. Русанов, В. В. Роминтитановый корпус, подводная лодка — истребитель
945 «Барракуда»Sierra-I2ОК-650А 180 МВтН. И. Квашатитановый корпус
945А «Кондор»Sierra-II2ОК-650Б 190 МВтН. И. Кваша[6]титановый корпус
945Б «Марс»Sierra-III0
(разобрана на стапеле)
ОК-650Н. И. Кваша[7]титановый корпус
971 «Щука-Б»Akula14ОК-650Б или ОК-9ВМГ. Н. Чернышёв, Ю. И. Фарафонтовна базе проекта 945 «Барракуда»
885 «Ясень»Graney0
(1 — ввод в строй планируется в 2010 году)
ОК-650ВВ. Н. Пяловпервый российский проект ПЛАТ 4 поколения

С крылатыми ракетами

ПЛАРК — подводная лодка атомная с ракетами крылатыми.

ПроектКлассификация НАТОПостроеноРеакторГлавный конструкторКРПЛ
651Э,
переоборудована из 651
Juliett1модульная установка мощностью 600 кВтН. И. Кваша4 х П-5, впоследствии 4 х П-6
659 (659Т)Echo-I52 x ВМ-А, по 70 МВтП. П. Пустынцев, Н. А. Климов6 х П-5
675Echo-II292 x ВМ-А, по 70 МВтП. П. Пустынцев8 х П-6
661 «Анчар»Papa12 х В-5Р, по 177,4 МВтН. Н. Исанин, Н. Ф. Шульженко10 х П-70 Аметист
667AT «Груша»,
переоборудована из 667А «Навага»
Yankee-Notch32 x ВМ-4О. Я. Марголин8 х ТА (РК-55 «Гранат»)
667M «Андромеда»,
переоборудована из 667А «Навага»
Yankee-Sidecar12 x ВМ-4ЦКБ МТ «Рубин»12 х «Метеорит-М»
670 «Скат»Charlie-I11ВМ-4-1 89,2 МВтВ. К. Шапошников[8][9], В. П. Воробьёв8 х П-70 Аметист
670M «Чайка»/«Скат-М»Charlie-II6ВМ-4-1 89,2 МВтВ. П. Воробьёв[10]8 х П-120 Малахит
06704 «Чайка-Б»,
переоборудована из 670М «Чайка»
Charlie-III1ВМ-4-1 89,2 МВтА. Г. Лещев24 х П-800 Оникс
949 «Гранит»Oscar-I22 x ОК-650В, по 190 МВтП. П. Пустынцев, И. Л. Баранов24 х П-700 Гранит
949A «Антей»Oscar-II112 x ОК-650В, по 190 МВтИ. Л. Баранов24 х П-700 Гранит

С баллистическими ракетами

ПЛАРБ — подводная лодка атомная с ракетами баллистическими. Чаще обозначаются как РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения

ПроектКлассификация НАТОПостроеноРеакторГлавный конструкторБРПЛ
658, 658M, 658T, 658УHotel-I, -II82 x ВМ-А, по 70 МВтС. Н. КовалёвД-2, 3хР-13
701,
переоборудована из 658
Hotel-III1А. С. Смирнов, Н. Ф. Шульженко[11]Д-9, 6хР-29
667А «Навага»,
667АУ «Налим»
Yankee-I342 x ВМ-2-4С. Н. КовалёвД-5, 16хР-27,
Д-5У, 16хР-27У
667AM «Навага-М»,
переоборудована из 667А «Навага»
Yankee-II1О. Я. МарголинД-11, 12хР-31
667Б «Мурена»Delta-I182 x ВМ-4БС. Н. КовалёвД-9, 12хР-29
667БД «Мурена-М»Delta-II4С. Н. КовалёвД-9Д, 16хР-29Д
667БДР «Кальмар»Delta-III142 x ВМ-4СС. Н. КовалёвД-9Р, 16хР-29Р
667БДРМ «Дельфин»Delta-IV72 x ВМ-4СГС. Н. КовалёвД-9РМ, 16хР-29РМ или Д-9РМУ2, 16хР-29РМУ2
941 «Акула»Typhoon62 х ОК-650ВВ, по 190МВтС. Н. КовалёвД-19, 20хР-39
955, 955А «Борей»Borei1
(2 строятся)
OK-650B 190 МВтВ. А. ЗдорновР-30 Булава

Специального назначения

ПроектКлассификация НАТОПостроеноРеакторГлавный конструкторПредназначение
1910 «Кашалот», 1851 «Палтус»[12][13]Uniform, «X-Ray»5
(2 — 1910, 3 — 1851)
1 х (36МВт)[14]Е. С. Корсуковисследование новых типов АЭУ
09774 (667АН),
переоборудована из 667А «Навага»
Yankee-Stretch1ЛПМБ «Рубин»носитель сверхмалых ПЛ
09780 «Аксон-2»,
переоборудована из 667АК «Аксон-1»,
базовый проект 667А «Навага»
Yankee-Pod, Yankee Big Nose1ЦКБ МТ «Рубин»испытание новых типов ГАК
210 «Лошарик»[15][16]1специальные операции, глубина погружения — 6000 м

Примечания

  1. Лодки основных серий, town. ural.ru
  2. 1 2 3 4 Бизнес Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» российского агентства по судостроению правительства РФ, Проверено 13 мая 2008
  3. Субмарина рассталась с секретом, rg.ru, 19 декабря 2007
  4. Марушин, Владимир Академик, конструктор, живописец. «Военно-промышленный курьер» (2003-2007). Проверено 3 июня 2008.
  5. 1 2 с жидкометаллическим теплоносителем
  6. День моряка-подводника 19 марта. Имена мирового уровня, sormovich.nnov.ru
  7. Является главным конструктором базового проекта 945 «Барракуда» и модификации 945А «Кондор». Принимал участие в работе над модификацией 945Б «Марс». См. Создатель «Барракуды» Николай Кваша отмечает 75-летний юбилей, serovad.narod.ru
  8. Рождённая на «Красном Сормове», sormovich. nnov.ru
  9. Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин, ЦБС Сормовского района г. Н.Новгорода
  10. Воробьёв Владимир Петрович, podlodka.info
  11. Проект 701 (НАТО — «Hotel III»), deepstorm.ru
  12. ГРУ контролирует океанские глубины, nvo.ng.ru, 2007-09-21
  13. В редакции «Версии» произвели выемку прошлогоднего номера газеты, compromat.ru
  14. Тепловая мощность 36МВт соответствует мощности ГЭУ в 10 000 л.с.
  15. Зачем на флот пришел «Лошарик»?, izvestia.ru, 14.01.09
  16. Подводные лодки: наш ответ «супостату», pravda.ru, 03.11.2004

См. также

В Википедии есть проект
«Подводные лодки»
  • Никонов, Ефим Прокопьевич — изобретатель первой российской подлодки.
  • Список современных типов подводных лодок

Классификация

  • Поколения подводных лодок
  • Классификация подводных лодок

Проекты с наибольшим количеством модернизаций

  • Подводные лодки проекта 613 — ДЭПЛ
  • Подводные лодки проекта 667А «Навага» — АПЛ

Ссылки

  • deepstorm. ru — «Штурм Глубины». Энциклопедия отечественного подводного флота
  • submarine.id.ru — Российский Подводный Флот
  • submarines.narod.ru — «Русский подплав». Энциклопедия о Подводном Флоте России
  • town.ural.ru/ship — советские ПЛ времён Великой Отечественной войны
  • flot.sevastopol.info — подводные лодки Черноморского флота
  • www.navy.su — царские, советские, российские ПЛ

Литература

  • Кузин В. П.,Никольский В. И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.
  • А. Е. Тарас Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1
  • А. Е. Тарас Дизельные подводные лодки 1950—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 272 с. — ISBN 5-17-036930-1
  • А. Е. Тарас Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4

   

Российские подводные лодки класса «Кило» — реальная угроза

Ключевой момент: Россия — подводная сверхдержава, и эта подводная лодка доказывает это.

В отличие от ВМС США, которые полностью сосредоточились на ядерной энергетике, в России имеется флот как дизельных, так и атомных подводных лодок. Сухопутная держава, охватывающая большую часть Евразии, российские подводные лодки базируются гораздо ближе к «действию», чем американские подводные лодки. В то время как Россия содержит атомные подводные лодки для дальнего океанского патрулирования, ее флота дизельных подводных лодок более чем достаточно для конфликтов в Европе, на Ближнем Востоке и в ближнем зарубежье.

Основу флота ВМФ России с обычными двигателями составляют подводные лодки проекта 877, известные в НАТО и на Западе как класс «Кило». Этот класс создавался более или менее непрерывно в течение тридцати лет, что свидетельствует об их эффективности в море.

Первоначально лодки класса «Кило» предназначались для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, заменяя более старые лодки классов «Виски» и «Фокстрот». Размеры субмарины составляют всего 238 футов в длину и 32 фута в ширину, а водоизмещение в подводном положении составляет 3076 тонн. Экипаж корабля состоит всего из двенадцати офицеров и сорок одного рядового, а запас хода составляет сорок пять дней, прежде чем потребуется пополнение запасов.

Корабли питаются от двух дизель-генераторов и электропривода, что дает им достаточную мощность, чтобы развивать десять узлов на поверхности и семнадцать узлов под водой. Это не быстроходные подводные лодки. Они имеют дальность действия от шести тысяч до 7500 морских миль, а это означает, что из штаба российского Северного флота они могут патрулировать тысячу морских миль, а затем отправиться на Кубу.

Они не особенно глубоко ныряют. Согласно Combat Fleets of the World , класс Kilo обычно погружается всего на 787 футов с максимальной глубиной погружения 984 фута. Подводные лодки особенно хорошо себя чувствуют на мелководье, где пара винтов с воздуховодами, приводимых в действие низкоскоростными моторными двигателями, вероятно, позволяет им работать ближе к морскому дну.

Килосу пришлось много молчать. Корпус описывается как имеющий приблизительную форму капли воды и значительно снижающий водонепроницаемость по сравнению с более старыми конструкциями подводных лодок времен Второй мировой войны. Силовая установка изолирована на резиновой основе, поэтому она не касается корпуса, что предотвращает превращение вибраций в шум, слышимый за пределами лодки. Корабль имеет резиновое безэховое покрытие для глушения шума, исходящего от подводной лодки, что иногда придает подводным лодкам блочный вид, заметный на фотографиях. Система регенерации воздуха может снабжать экипаж кислородом до 260 часов, что дает кораблю почти две недели автономной работы под водой.

Сенсорный комплекс состоит из низкочастотного активного и пассивного радиолокатора MGK-400 Rubikon (Shark Gill) с пассивной антенной решеткой. Он также имеет высокочастотный радар MG519 Mouse Roar для классификации целей и уклонения от мин. Для простой навигации и поиска на поверхности «Килосы» оснащены РЛС МРК-50 «Альбатрос».

Наконец, Kilos имеют шесть торпедных аппаратов стандартного диаметра 533 миллиметра и изначально были сконфигурированы для несения самонаводящихся торпед и восемнадцати противолодочных ракет SS-N-15A Starfish. На последних кораблях этого класса два торпедных аппарата способны стрелять торпедами с проводным наведением. Также уникальным для этого класса является место для моряка с переносным зенитно-ракетным комплексом «Игла».

Двадцать четыре подводных лодки типа «Кило» находились в ведении Советского Союза, одиннадцать из которых до сих пор эксплуатируются в России. Один был продан в Польшу, который до сих пор работает, а другой, проданный в Румынию, больше не находится в эксплуатации. Десять были проданы в Индию; девять все еще находятся в эксплуатации, а десятый загорелся и затонул у пирса в августе 2013 года. У Ирана есть три килограмма, а у Алжира — два. У Китая было две подводные лодки, купленные после окончания холодной войны.

Подводные лодки были одними из первых судов, которые российские верфи начали строить после распада СССР. Усовершенствованная версия класса «Кило», известная как проект 636.3 или просто «Улучшенный Кило», была разработана для омоложения ослабленных российских подводных сил и получения твердой валюты от экспорта.

Класс 636.3 был всесторонним обновлением. Размеры подводной лодки практически те же, но форма носовой части изменена для улучшения гидродинамического обтекания. Он отличается улучшенной бесшумностью за счет дополнительной изоляции оборудования, перемещая другое оборудование в места, где они будут производить меньше шума. Подводная лодка также имеет на 25 процентов большую дальность полета, чем предыдущие версии. Однако основные гидроакустические системы в основном такие же, как и в оригинальном классе Kilo.

Одним из основных улучшений класса 636.3 является возможность запуска крылатых ракет «Калибур». «Калибур» (экспортная версия известна как «Клаб») — это универсальный класс ракет с наземными, противокорабельными и противолодочными версиями. В декабре 2016 года российская подводная лодка 900:15 Ростов-на-Дону запустил ракеты наземного нападения «Калибур» против Исламского государства.

Китайская Народная Республика была одним из первых заказчиков 636.3, купив десять подводных лодок в 1990-х годах. Судя по всему, субмарины разделены между Восточным и Южным флотами. Другим покупателем был Алжир, который купил две современные «Кило» в дополнение к своей паре оригинальных подводных лодок.

Вьетнам закупил шесть лодок 636.3, из которых пока поставлено пять, в качестве ядра сил, препятствующих доступу/запрещению территории, против своего традиционного врага, Китая. Две страны имеют историю взаимной враждебности, которая в настоящее время подогревается китайским бурением нефтяных скважин в оспариваемой исключительной экономической зоне и конкурирующими претензиями в Южно-Китайском море. Вьетнам купил шесть подводных лодок примерно за 1,8 миллиарда долларов — настоящая сделка.

Наконец, Россия купила шесть подводных лодок проекта 636.3 для укрепления собственного подводного флота. Последняя подводная лодка проекта Колпино была спущена на воду в феврале с Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге. Колпино будет служить в составе Черноморского флота, где в будущем он сможет наносить удары крылатыми ракетами по объектам ИГИЛ. Россия, по-видимому, приостановила дальнейшие закупки Kilos, стремясь перейти на класс Lada.

Подводные лодки типа «Кило» были очень удачными как в техническом, так и в экспортном отношении. Подводная лодка, предназначенная для советских союзников чуть ли не как второстепенная вещь, стала легендой в глазах НАТО. Пятьдесят три подводные лодки были построены в течение тридцати трех лет, что часто обеспечивало российские верфи критически важной работой, которая позволяла им работать в скудные годы после окончания холодной войны. В дополнение к российским операциям против Исламского государства, поскольку напряженность в Южно-Китайском море увеличивает вероятность морской стычки, мы могли видеть подводные лодки Kilo в действии в азиатских водах.

Кайл Мизоками — писатель из Сан-Франциско, специализирующийся на вопросах обороны и национальной безопасности. Он появлялся в журналах Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по вопросам обороны и безопасности Japan Security Watch. Вы можете следить за ним в Твиттере: @KyleMizokami . Впервые это появилось несколько лет назад.

Изображение: Викимедиа.

Раскрыты новые детали российской подводной лодки «Белгород» «Судный день»

Раскрыты новые подробности о российской подводной лодке «Белгород» «Судный день» — USNI News

«,»sameAs»:[]}]}

Главная » Иностранные силы » Раскрыты новые подробности о российской подводной лодке «Белгород» «Судный день»



Автор: H I Sutton

Иллюстрация подводной лодки «Белгород». H I Sutton Изображение использовано с разрешения

Новейшая сверхразмерная подводная лодка России, Белгород , был загадкой для заинтересованных наблюдателей. Хотя его существование далеко не секрет, Москва приложила большие усилия, чтобы скрыть некоторые ключевые детали от общественности. В то время как военно-морские силы традиционно скрывают винт или гребной винт от камер, в случае с белгородским корпусом все было наоборот: винты демонстрировались на церемонии спуска на воду в 2019 году, но фотографии носовой части никогда не публиковались.

Секрет «Белгорода» заключается в устройстве основной системы вооружения: нового класса торпед с ядерными боеголовками. Российские государственные СМИ Известия сообщили 11 февраля, что Белгород готовится к испытаниям нового оружия под названием «Посейдон» — массивной ядерной торпеды, которая выбрасывается вперед из носовой части подводной лодки.

Время публикации статьи «Известия» соответствует свежим спутниковым снимкам подводной лодки на севере российской базы подводных лодок в Северодвинске, на которых может быть показана часть испытаний.

В отсутствие официальных фотографий коммерческие спутниковые снимки стали основным источником информации. Хотя долгие арктические ночи и густые облака ограничивали доступ к новым изображениям в течение многих месяцев, теперь, когда арктическая зима уходит, над Северодвинском снова активизировались коммерческие спутники.

10 февраля спутник Airbus сделал снимок гавани в высоком разрешении. Рядом с причалом пришвартован Белгород с открытыми дверцами торпедного аппарата. Эти аппараты предназначены не для обычных торпед, а для ядерной торпеды «Посейдон». Это одно из так называемых чудо-оружий президента России Владимира Путина, наряду с гиперзвуковыми ракетами и крылатой ракетой с ядерной энергетической установкой.

Посейдон Торпеда. Минобороны России Фото

На спутниковом снимке отчетливо видно два больших отверстия в носовой части. Каждое отверстие имеет ширину примерно шесть футов (два метра), что примерно в три раза превышает диаметр отверстий для обычных 21-дюймовых (533 мм) торпед. Это связано с тем, что оружие «Посейдон» примерно в 20–30 раз больше, чем традиционная тяжеловесная торпеда.

Обнародованная в 2015 году торпеда размером со школьный автобус представляет собой стратегическое оружие, предназначенное для того, чтобы проникнуть под систему противоракетной обороны США. Оружие предназначено для «уничтожения важных экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного сокрушительного ущерба территории страны путем создания обширных зон радиоактивного заражения, приведения их в непригодное для ведения военной, хозяйственной и иной деятельности длительное время». к переводу исходного документа BBC в 2015 году.

В предыдущих отчетах указано, что Белгород будет вооружен шестью Посейдонами. Будучи такими большими и работающими на атомной энергии, они, вероятно, вынесены за пределы основного герметичного корпуса, поэтому неясно, будут ли все шесть труб иметь свои собственные двери-жалюзи или они смогут циклически проходить через две заслонки, видимые на спутниковых снимках.

Из изображений можно сделать вывод: Белгород , вероятно, имеет носовую часть корпуса между двумя открытыми створчатыми дверями. Это могло позволить установить обычные торпедные аппараты в носовой части, стреляющие поверх гидролокатора.

Хотя в некоторых сообщениях о «Посейдоне» подразумевается, что Белгород в ближайшее время проведет испытательные пуски, это маловероятно. Неясно, проводила ли подводная лодка испытания погружения, и только сегодня российское информационное агентство ТАСС сообщило, что подводная лодка готовится к первому выходу в море.