Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). ГЛАВА 9
Часть третья
ПЕРИПЕТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Первая мировая война
Гражданская война и иностранная интервенция в России
◄◄ к содержанию ►►
в раздел библиотека
Первая мировая война
«Информация к размышлению». XX век внес множество серьезных перемен в традиционный уклад жизни людей всего мира. Одни из них уже осмыслены, другие еще должны подвергнуться обстоятельному анализу. Таков удел нашего сознания – постоянно возвращаться к пройденному, делая каждый раз новые выводы из него, в соответствии с иными условиями существования. Требует этого и практика психологической войны.
_____________________________
Во время Первой мировой войны 1914–18 гг. психологическая война стала одним из главных средств борьбы конфликтующих между собой государств. Этому способствовали определенные обстоятельства.
К началу XX века средства массовой информации превратились в неотъемлемый, широко распространенный и очень важный элемент повседневной жизни всех экономически развитых стран мира. Торговля, политика, культура, общественная жизнь уже не могли нормально функционировать без газет, журналов, брошюр, плакатов, устной, наглядной и печатной рекламы. Поэтому использование их в военных целях оказалось неизбежным. Соответственно, возможности того или иного государства вести психологическую войну прямо зависели от уровня развития его информационно-пропагандистской машины.
Особых успехов в данном вопросе добилась Великобритания, в меньшей степени США. К 1914 году англичане имели самый большой в мире штат профессиональных журналистов, огромное количество так называемых «коммерческих агентов» по всему свету, множество хорошо оснащенных типографий и отличную прессу.
Кроме того, англичане располагали превосходной дипломатической, консульской, почтовой и телеграфной службами практически во всех уголках земного шара. Все это они использовали для военных нужд.Германия по этим параметрам значительно уступала Британской империи. Профессиональная подготовка немецких журналистов, торговых и дипломатических представителей оставляла желать много лучшего. Численность их была существенно меньше, чем у англичан. Германская пресса была «зажата» жесткой регламентацией и цензурой. Кроме того, в немецких информационных агентствах и органах печати процветал бюрократизм.
С самого начала боевых действий англичане захватили инициативу в области психологической войны. Они показали пример хорошей координации военно-политических мероприятий с пропагандой, наладили эффективное взаимодействие политиков, военных руководителей и представителей прессы (американцы даже в период Второй мировой войны, имея систему государственного управления с более гибкой и менее сложной структурой, не смогли достичь такой согласованности действий).
В ходе войны правительства большинства воюющих стран (Германия только в 1918 г.) пришли к выводу о необходимости создания специального аппарата для ведения пропаганды на войска и гражданское население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах. С того времени подобные органы существуют во всех крупных армиях мира.
Радио тогда еще не использовалось для общедоступного вещания, а громкоговорящие установки были слишком примитивны и по своей эффективности мало чем отличались от рупоров. По этой причине пропагандистское воздействие осуществлялось, главным образом, с помощью печатной продукции: листовок, газет, плакатов, брошюр, открыток, писем. Особой популярностью у солдат пользовались иллюстрированные листовки. Их издавали огромными тиражами. Так, в октябре 1918 года только в Англии отпечатали 5 миллионов 360 тысяч различных листовок.
Вначале пропагандистские материалы распространяли специально выделенные для этих целей авиационные эскадрильи. В 1918 году в Англии был изобретен и испытан агитационный снаряд. Его принципиальное устройство мало чем отличалось от современного. Он снаряжался листовками, располагавшимися по кругу, был снабжен дистанционным взрывателем и вышибным зарядом, обеспечивавшим выброс листовок на высоте 100 метров. Однако военное ведомство отказалось принять агитационный снаряд на вооружение, так же как агитационную мину, ручную и винтовочную агитационные гранаты. Оно отдавало предпочтение воздушным шарам, как самому простому и экономичному средству распространения печатных материалов. Один воздушный шар транспортировать примерно 2 кг листовок (это, в зависимости от формата, составляло от 500 до 1000 штук).
Успех листовок зависел, в первую очередь, от их содержания. Листовки, в которых содержались «голые» призывы, покровительственные нравоучения или клевета, были обречены на неудачу. Интерес вызывали листовки, содержавшие деловую информацию (например, советы как перейти линию фронта, сообщения о судьбе боевых товарищей, об условиях заключения мира, о послевоенном переустройстве), а также веселые истории, сплетни, карикатуры и анекдоты.
Содержание первой из известных серий листовок составили письма немецких военнопленных, находившихся в английских лагерях, своим родственникам. Благодаря изобретению в Англии офсетной печати, копии их писем делались очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали по почте родственникам пленного. Письма не подвергались никакой литературной обработке. Их пропагандистское значение заключалось в соответствующей подборке писем.
Предпочтение отдавалось, во-первых, тем, в которых говорилось о хорошем обращении с военнопленными. При этом на авторов писем со стороны лагерной администрации не оказывалось давления, так как и без него имелись широкие возможности по выбору необходимых писем. Кроме того, существовали специальные лагеря, которые отличались хорошим питанием и обращением с военнопленными. Во-вторых, отбирали, как правило, письма рядовых солдат, в которых они излагали родным свои повседневные наблюдения, заботы и пожелания. Не принимались письма, содержащие преувеличения, критические выпады против кайзера или других уважаемых в Германии официальных лиц. Тем самым на первое место в пропаганде ставился вопрос о доверии.
Английская пропаганда зачастую выступала перед немецкими солдатами в псевдосоциалистической «упаковке». Так, в некоторых листовках использовалась острая классовая аргументация. В них ответственность за развязывание и ведение войны возлагалась на германского кайзера, прусское юнкерство, военную бюрократию. Пленным давали читать такую литературу, которую в Германии не допускали в казармы под страхом каторги. Тут были и статьи Карла Либкнехта, и социалистические немецкие брошюры, и другие подобные работы. Делалось это для того, чтобы воспринятая информация впоследствии находила свое отражение в письмах пленных своим родственникам в Германию.
С ростом доверия к английской пропаганде стало возможным при помощи листовок постепенно уменьшить ненависть к англичанам со стороны противника. Это привело к тому, что немецкие солдаты, сражавшиеся на фронте против англичан уже не стояли до последнего, а сдавались им в плен значительно раньше, чем французам.
Излюбленной темой американцев в их пропагандистских обращениях к немцам была продовольственная тема. Одно лишь перечисление названий продуктов суточного рациона военнопленных обладало большой притягательной силой для голодных немецких солдат, знающих к тому же, что их семьи дома тоже голодают. Так, в листовке американских экспедиционных войск, выполненной в форме немецкой почтовой открытки (1918 г.), говорилось:
«»Подними эту открытку, напиши на ней адрес своей семьи. Если ты попадешь в плен к американцам, то передай эту открытку первому офицеру, который проводит допрос. Он обязан отправить ее твоим родным»».
Далее следовал текст: «»Я нахожусь в плену, легко (тяжело) ранен (не ранен). Не беспокойтесь обо мне. Нас хорошо кормят: дают говядину, белый хлеб, картофель, бобы и горох, сливки, кофе, молоко, масло, табак и т.п. (ненужное зачеркнуть)»».
Наряду с листовками, с сентября 1918 года англичане приступили к изданию замаскированных окопных газет. Рядом с заголовком в этих газетах нередко помещался портрет кайзера, а также проставлялась цена – 10 пфеннигов (рис. 35). Эти газеты представляли собой великолепный материал для чтения немецким солдатам, которые, чтобы хоть как-то скоротать время, читали абсолютно все, что попадалось им под руку. Газеты выходили еженедельно, тиражом от 250 до 500 тысяч экземпляров каждая.
***
По мнению британских специалистов, первым условием эффективности пропаганды на противника явилось то, что она считалась делом государственной важности. Министерство информации было частью государственного аппарата и находилось в теснейшей связи с премьер-министром, министерством иностранных дел, военными ведомствами.
Во-вторых, в Англии понимали, что успех пропаганды в большой степени зависит от ее массовости. Поэтому англичане не жалели денег на пропаганду, считая, что все издержки окупятся сторицей.
В-третьих, министерству информации удалось так организовать пропаганду, что для пропагандируемых оставалась скрытой ее основная цель – привлечение их на свою сторону. Ведь лучшая пропаганда та, при которой объект воздействия не чувствует и не понимает, что его обрабатывают.
Рис. 35.
«Военный листок для немецких окопов» (Английская газета, июнь 1916 г.)
Разрозненные сначала пропагандистские органы стран Антанты к концу войны начали координировать свои планы, наращивая усилия на трех главных направлениях:
1) пропаганде безнадежности военно-политического положения Германии и Австро-Венгрии;
2) убеждении граждан этих стран в несокрушимой мощи держав Антанты;
3) убеждении военнослужащих противника сдаваться в плен.
В августе 1918 г. в Лондоне состоялась общесоюзническая конференция по пропаганде. Она явилась первым в истории международным форумом по теории и практике пропаганды в военных целях. Конференция обобщила итоги деятельности пропагандистских органов, осмыслила накопленный опыт и выработала рекомендации для осуществления согласованной пропаганды на Германию и Австро-Венгрию. К концу войны пропаганда стран Антанты подчинялась единому верховному командованию. Был создан специальный штаб по разложению войск противника, в котором имелись различные национальные секции.
После окончания Первой мировой войны военно-политическое руководство крупнейших государств мира проявило значительный интерес к опыту пропагандистского обеспечения боевых действий. Изучение накопленного опыта осуществлялось прежде всего для того, чтобы пропагандистские аппараты этих стран могли учесть просчеты и ошибки, допущенные ими самими, а также их противниками. Были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые в широких масштабах приступили к подготовке квалифицированных специалистов в области пропаганды. Были собраны обширные коллекции листовок, газет, текстов передач громкоговорящих установок.
Обобщив эти материалы, военные теоретики почти единодушно признали за пропагандой право стоять в одном ряду с другими составными частями военного искусства. Один из них, англичанин П.Г. Уорбертон заявил следующее:
«»В нынешние времена основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий – это лишь одно из средств достижения той же цели»».
По его мнению, начинать пропагандистское воздействие на население страны — потенциального противника следует задолго до объявления войны, а подготовку кадров военных пропагандистов надо вести под видом специалистов по рекламе и газетных корреспондентов. Эту точку зрения разделяли очень многие западные военные деятели, хотя для претворения ее в жизнь они мало что сделали. Вплоть до сентября 1939 года большинство из них пребывало в убеждении, что уроков 1914–18 гг. вполне достаточно для организации пропагандистского воздействия на противника в новой войне.
▲
Гражданская война и иностранная интервенция в России
На всех этапах борьбы Советской России с интервентами и белогвардейцами большевики сочетали боевые действия войск с пропагандой на противника. Такому сочетанию они придавали исключительное значение.
Во-первых, большевики очень хорошо понимали роль идеологического воздействия на массы. В условиях революционного подъема в России популярные лозунги быстро доходили до сознания вражеских солдат, разлагающе действовали на их боевой дух;
Во-вторых, интервенты и белогвардейцы обладали военным и техническим превосходством над Красной Армией. Чтобы ослабить воздействие этого фактора, требовалось в самых широких масштабах использовать идеологическую форму борьбы.
Хорошо продуманная и разветвленная система политической пропаганды среди войск интервентов, белогвардейцев и населения давала значительные результаты. Это признавали и противники большевиков. Типичный пример – рецензия на книгу некоего А.А. фон Лямпе в белоэмигрантском журнале «Часовой»: «»Помимо прочих причин, повлекших за собой поражение белых, автор совершенно справедливо противопоставил блестяще организованную красную пропаганду против бездарно-бюрократических белых «Освагов» и полного отсутствия белых пропагандистов на фронте»».
Путем пропаганды социалистических идей большевики стремились изменить политическую ориентацию солдат противника, пробудить у них классовое сознание. Тем самым большевистская пропаганда добивалась расслоения неприятельских армий по классовому признаку, подрыва единства их рядов, что делало эти армии менее боеспособными.
Политическая работа среди интервентов отличалась от агитации и пропаганды в войсках белогвардейцев. Солдат экспедиционных корпусов большевики призывали поддержать лозунг «Руки прочь от Советской России!». В качестве конкретных путей выхода из войны им предлагали:
· по примеру трудящихся России повернуть оружие против своих классовых врагов - капиталистов;
· отказываться воевать и требовать от своего командования немедленного возвращения домой;
· сдаваться в плен Красной Армии.
Наиболее действенным оказался призыв требовать отправки домой, ибо он в наибольшей степени соответствовал сложившейся обстановке, особенностям национальной психологии солдат стран-интервентов, совпадал с требованиями гражданского населения этих стран.
В процессе пропагандистской работы среди белогвардейцев и интервентов большевики старались учитывать классовую психологию противника.
Основная масса населения России времен гражданской войны (более 80%) проживала в деревне. Учитывая этот факт, большевики апеллировали прежде всего к интересам крестьянства. Главной чертой крестьянской психологии была вековая мечта о земле. Вот почему вопрос о собственности на землю стал главным в пропаганде. Пообещав в 1919 году отдать крестьянам землю без всяких условий, большевики смогли, во-первых, набрать в свои войска более 1 миллиона добровольцев (причем почти все они имели опыт мировой войны), а во-вторых, получили мощнейший аргумент для привлечения на свою сторону насильно мобилизованных солдат белых армий. Как известно, землю крестьянам большевики в самом деле отдали. Другое дело, что они их обманули и всего через 12 лет превратили крестьян в рабов, лишенных и собственной земли, и каких бы то ни было прав.
Большую пропагандистскую работу большевики вели среди военнопленных. Об ее эффективности свидетельствует тот факт, что уже к сентябрю 1918 г. в Красной Армии сражалось более 130 тысяч иностранных военнопленных.
Ведущую роль в психологическом воздействии на противника играли печатные средства. Широко использовались такие формы, как устная пропаганда, наглядная агитация и обратный отпуск военнопленных.
Основными видами печатной продукции для войск и гражданского населения противника были листовки, газеты и брошюры. Их издавали как в центре – в Москве и Петрограде, так и на местах. Только политические органы РККА в 1919–20 гг. издавали 80 наименований специальных газет и журналов для солдат противника. Тиражи агитационно-пропагандистской литературы по тем временам были значительными. Листовки и брошюры издавали сотнями названий, тиражами в десятки и сотни тысяч экземпляров. Так, в решающие месяцы борьбы с войсками генерала Н.Н. Юденича (ноябрь–декабрь 1919 г.) 8-я армия распространила одних листовок 4 миллиона экземпляров.
Для повышения эффективности печатной пропаганды большевики старались использовать наиболее доходчивые материалы, такие, например, как листовки-ответы, листовки-письма, листовки-призывы. Они учитывали тот факт, что основная масса населения России значительно отставала по своему культурно-политическому уровню от населения западноевропейских стран. Соответственно особенностям аудитории упор делался на упрощенное изложение агитационного материала через политические карикатуры, лубочные картинки, лозунги, короткие стихи сатирического характера с рисунками и т.п.
Распространение агитационных материалов на территории противника осуществляли специальные лазутчики и разведывательные отряды, авиация, их доставляли воздушные шары, плоты или лодки по течению рек. Их расклеивали на строениях, разбрасывали на улицах и дорогах, оставляли в помещениях при отступлении. Учитывая важность печатной пропаганды, Совет народных комиссаров России в 1918 г. принял постановление, в котором агитационная литература была объявлена срочным грузом.
Устную пропаганду тоже вели как на оккупированной территории, так и непосредственно на фронте. В оккупированных районах основным видом устной пропаганды были индивидуальные беседы. В действующей армии устную пропаганду через линию фронта осуществляли главным образом в ночное время. Большевистские агитаторы, владевшие соответствующим иностранным языком, выдвигались поближе к вражеским позициям и громким голосом обращались к солдатам противника. Иногда во время таких выступлений завязывались беседы между агитаторами и солдатами противника. На некоторых участках фронта пропагандисты использовали рупоры.
Действенной формой большевистской пропаганды была наглядная агитация. С.Добровольский, бывший офицер армии белогвардейского генерала Миллера отмечал в своих мемуарах, что большевики выпускали отличные плакаты, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками: «»Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних. Противник лучше нас знал и понимал с кем имеет дело и бил нас в этой области на каждом шагу»».
Радиопропаганда в годы Гражданской войны и иностранной интервенции еще не получила широкого применения, особенно в войсках. Тем не менее, известны отдельные случаи использования радио в качестве средства пропаганды войсками Южного фронта, а также красными флотилиями на Волге, Каме и в Азовском море. Красные радисты общались с радистами белых на различные темы, в том числе на политические. Последние иногда записывали воззвания, призывы, обращения красных, а затем нелегально передавали их сослуживцам.
Одна из причин успеха красной пропаганды заключалась в том, что большевики развернули ее в больших масштабах. На пропаганду выделялись значительные силы и средства. Так, 14 августа 1918 г. В.И.Ленин направил телеграмму Пензенскому губисполкому: «»Вторая жалоба, что вы сократили агитацию, уменьшаете тираж листовок, жалуетесь на недостаток денег. Мы не пожалеем сотен тысяч на агитацию. Требуйте срочно денег от ЦИКа, недостатка денег не будет, такие оговорки мы не примем»».
Сильной стороной красной пропаганды было то, что она не скрывала трудностей и недостатков, имевших место в Советской России. Газеты и листовки откровенно рассказывали о бедности, голоде, разрухе, нехватке промышленных и продовольственных товаров. Такой подход создавал видимость объективности пропаганды, вызывал доверие солдат и трудового населения противника.
Пропагандистская работа большевиков против войск и населения противника отличалась конкретностью и оперативностью. Особое внимание они уделяли тому, чтобы нащупать самое «больное» место у противника и немедленно воздействовать на него. Так, при окружении польской армии под Киевом частями красной 12-й армии стало известно, что в рядах противника паника, но польские солдаты боятся сдаваться в плен, опасаясь расстрелов и избиений. Тогда срочно, в течение одной ночи, политотдел армии отпечатал 300 тысяч листовок, которые утром на самолете были доставлены в Киев из Конотопа. В них убедительно опровергались эти опасения поляков. «»Чтобы дать приблизительную картину способов ведения войны большевистской властью, достаточно упомянуть,» – писал впоследствии бывший белогвардейский генерал Ю.Данилов, – «что во время операции большевистских войск на Березине против польских войск Пилсудского было выпущено в течение месяца 1 миллион 300 тысяч листовок – настоящий бумажный ливень «психологической заразы», причем в день на каждого польского солдата приходилось от 2-х до 3-х листовок»».
Высокая оперативность пропаганды на противника достигалась в первую очередь за счет выполнения этой работы низовыми звеньями – политотделами армий и дивизий. Так, редакционное отделение политотдела 3-й армии только в мае 1919 г. отпечатало и отправило в политотделы дивизий для переброски в войска белых 702 тысячи экземпляров воззваний. «»Приходилось краснеть от стыда и бешенства», – вспоминал позже белый пропагандист А. фон Лямпе, – «когда большевики, занимая на 2–3 часа какую-нибудь деревню или станцию, полностью обклеивали ее своими прокламациями и газетами»».
В то же время большевистская пропаганда в годы Гражданской войны и иностранной интервенции не была лишена недостатков. Еще не сложился аппарат спецпропаганды. Не имевшие четких инструкций и опытных кадров местные политорганы вынуждены были работать вслепую, на свой страх и риск. Слабой была пропаганда среди солдат стран-вассалов Антанты: греков, датчан, румын, африканцев. То же самое касается военнослужащих только что возникших прибалтийских государств: Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии. Значительная часть листовок носила общеполитический характер, не имела определенного адресата. Некоторые листовки были слишком длинными, не отличались ясной и убедительной аргументацией.
Вместе с тем все эти недостатки не умаляют того факта, что большевики намного превосходили противника в умении внедрять свои идеи и взгляды в сознание широких солдатских масс и гражданского населения противника. Деникинская газета «Жизнь» отмечала в 1919 г.: «Советская пропаганда, пожалуй, самое страшное оружие большевиков».
Если говорить об интервентах, то решающее воздействие на сознание их военнослужащих оказала та действительность, с которой им пришлось столкнуться в России. Большинство английских, французских, американских солдат отправляясь в Россию надеялось, что они будут там в основном нести караульную службу, спокойно дождутся окончания мировой войны и без потерь возвратятся домой. Для многих пребывание в России первоначально представлялось занимательной «туристической» поездкой, в которой за счет государства можно познакомиться с далекой незнакомой страной. Но ожесточенные бои с частями Красной Армии, неизбежные потери, ненависть местного населения зарождали в сознании солдат сомнения в правдивости утверждений командования о том, что их миссия – «спасение русского народа от большевиков».
Однако процесс изменения психологических установок солдат на основе одного только личного опыта протекает медленно и непоследовательно. Именно целенаправленная массовая пропаганда в очень большой степени усилила воздействие на них факторов действительности. Значение большевистской пропаганды признавали даже враги. Французский военный теоретик генерал Серриньи писал: «»Большевики оказались мастерами в искусстве сочетать действия морального порядка с чисто военными. Их боевым операциям в Сибири, Польше, на Кавказе всегда предшествовали в нужный момент агиткампании, параллельно направленные к внесению деморализации в ряды армии и в народную толщу противной стороны. Последовавшие результаты были изумительны и заслуживают глубочайшего изучения»».
Не случайно Германия одним из условий Брестского мира поставила прекращение революционной пропаганды среди войск и военнопленных, а также потребовала закрыть все советские газеты для австро-венгерских войск. Немецкий главнокомандующий генерал Людендорф в октябре 1918 г. просил рейхсканцлера принца Макса Баденского принять срочные меры, чтобы спасти немецкий народ «от заражения большевизмом». К концу 1919г. уже не осталось ни одного руководителя оккупационных армий, который не сознавал бы морально-политическое разложение своих войск в связи с воздействием большевистской пропаганды.
Что же касается результатов пропагандистского воздействия на белогвардейцев, то, как утверждает в своих мемуарах генерал А.И.Деникин, «советская пропаганда имела успех неодинаковый: во время наших боевых удач – никакого; во время перелома боевого счастья ей поддавались казаки и добровольческие солдаты, но офицерская среда почти вся оставалась совершенно недоступной советскому влиянию».
Высокая эффективность большевистской пропаганды среди войск и населения противника несомненна. В то же время ее опыт является весьма специфическим, так как она осуществлялась в условиях гражданской войны, где классовые, социальные отношения играли ведущую роль. Главная ее задача была идеологическая – доходчиво объяснять всем причины и цели войны с точки зрения большевиков. Поэтому неправомерны утверждения некоторых исследователей о том, что ее действенность объяснялась в первую очередь «высоким идейным содержанием». Конечно, определенное содержание является основой любой пропаганды. Но главное для эффективности пропагандистского воздействия – не само содержание агитационно-пропагандистских материалов, а соответствие его общей военно-политической ситуации, конкретной оперативно-тактической обстановке, морально-политическому состоянию противника, его социально-психологическим особенностям.
▲
◄◄ к содержанию ►►
в раздел библиотека
Образ японского солдата в американской информационно-пропагандистской литературе 1941–1945 годов
Опубликовано в журнале «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», № 1 (49), 2016 год, с. 137-149.
Руслан Владимирович КУЛЕПАНОВ
научный сотрудник
Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
В статье рассматриваются основные принципы изображения японского солдата в американской военной пропаганде в период войны на Тихом океане.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Японская армия, Американская военная пропаганда.
Kulepanov R.V.
Image of the Japanese soldier in US military propaganda 1941–1945.
The article examines basic principles of image of the Japanese soldier in US military propaganda in the Pacific war.
Key words: World War II, Japanese army, US military propaganda.
Развитие средств массовой информации в XX веке вывело на принципиально новый уровень использование пропаганды в ходе военных конфликтов. Особенно широко военная пропаганда использовалась в ходе мировых воин. Мировые войны имели характер тотальной войны, с использованием массовых призывных армии. В этих условиях военная пропаганда, направленная на мобилизацию людских резервов, являлась не менее значимым фактором, чем промышленное развитие государства.
Научное исследование вопросов, связанных с использованием военной пропаганды, началось практически сразу же после окончания I Мировой войны. Особенно следует выделить работу члена британского парламента А. Понсонби «Falsehood in war-time: Propaganda lies of the First World War» («Обман в военное время: Пропагандистская ложь Первой Мировой войны»), изданную в 1928 году, в которой рассмотрены основные пропагандистские приемы, использовавшиеся средствами массовой информации Антанты в войне против Германии11. Несмотря на то, что данная работа была опубликована в 1928 году, она не потеряла актуальности и до настоящего времени.
На основе работы А. Понсонби современный бельгийский историк А. Морелли сформулировала 10 базовых принципов военной пропаганды. Эти базовые принципы характерны для военной пропаганды любого государства, как в прошлом, так и в настоящее время. А. Морелли показала, что принципы пропагандистской кампании в ходе конфликта на территории бывшей Югославии ничем не отличаются от принципов, описанных А. Понсонби по итогам I Мировой войны:
- Мы не хотим войны;
- В начале войны виновен исключительно противник;
- У противника лицо дьявола;
- Мы защищаем благородное дело, а не частные интересы;
- Противник совершает злодеяния сознательно; мы делаем непреднамеренные ошибки;
- Противник использует несанкционированное оружие;
- Мы несем очень небольшие потери, в то время как потери противника огромны;
- Художники и интеллектуалы поддерживают нас;
- Наше участие в войне имеет священную природу;
- Те, кто подвергает сомнению наши заявления, являются предателями10.
Однако это лишь базовые принципы. Опыт ведения пропагандистских кампаний в ходе военных конфликтов показывает, что конкретные пропагандистские приемы различаются в зависимости от объекта пропаганды. Как отмечал Р. Зульцман: «Пропагандисты всегда должны помнить о том, что между пропагандой, которая имеет целью поднять моральный дух собственного народа, и пропагандой, которая свою задачу видит в ослаблении воли противника к сопротивлению, существует большая разница»1. Таким образом, можно выделить 4 объекта, на которые направлена военная пропаганда, различная по своему содержанию:
- Собственное гражданское население.
- Личный состав собственных вооруженных сил.
- Гражданское население враждебного государства.
- Личный состав вооруженных сил противника.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что правильное ведение пропаганды среди собственных солдат является одним из важнейших факторов, определяющим боеспособность вооруженных сил. Как показал опыт нацистской Германии, гражданское население в условиях информационного вакуума готово доверять любой, даже самой откровенной лжи. В то же время ложь в направленной на солдат вермахта военной пропаганде производила обратный эффект, поскольку заблокировать информацию для находящихся на передовой солдат было невозможно. Военнослужащий был способен адекватно оценивать состояние собственных вооруженных сил и вооруженных сил противника. Значительный процент военнослужащих, в отличие от гражданского населения, имел доступ к любым источникам информации посредством использования радиостанций.
Как отмечал Р. Зульцман: «Здесь решающим оказалось действие бумеранга, вызванное всей пропагандой предыдущих лет, которая в дни побед твердила немцам о том, что советский человек является «представителем низшей расы, а в период отступления и военных неудач значительно ослабила силу сопротивления немецких войск»1. Таким образом, военная пропаганда, направленная на личный состав собственных вооруженных сил, вынуждена балансировать между объективной информацией о противнике и пропагандистской ложью, призванной мотивировать военнослужащих на активное участие в боевых действиях.
В этой связи наибольший интерес представляет американская информационно-пропагандистская литература, предназначенная для личного состава вооруженных сил США в период войны с Японией на Тихом океане. Американская военная пропаганда периода II Мировой войны имела ряд характерных особенностей. В первую очередь, необходимо отметить то, что противостояние США и Японии не несло столь сильную идеологическую окраску, как противостояние СССР и Германии. Во-вторых, удаленность театра военных действий от территории США не позволяла в полной мере использовать «Пропаганду Ужасов». По этой причине многочисленные военные преступления японской армии на оккупированных территориях не были отражены в пропагандистских источниках столь же широко, как преступления нацистов на территории СССР. В-третьих, американские информационно-пропагандистские источники, предназначенные для военнослужащих, имели гриф «For use of military personnel only. Not to be published» («Только для военнослужащих. Публикация запрещена») и были довольно четко отделены от пропаганды, направленной на гражданских лиц.
Массовая публикация информационно-пропагандистских материалов о японских вооруженных силах и характеристиках японского солдата началась осенью 1942 года, когда американские вооруженные силы впервые столкнулись с особенностями ведения боевых действий японской армией в ходе боев за остров Гуадалканал. Необычайная стойкость японских солдат, их преданность императору и готовность совершать самоубийственные «банзай-атаки» потребовали от американской пропаганды объяснить эти особенности своим солдатам и подготовить их к встрече с новым противником.
Одной из первых комплексных работ, детально рассматривающих особенности национального характера японского солдата, стала лекция «Японский солдат крупным планом» подполковника генерального штаба армии США У.Д. Клеара, прочитанная в форте Левенворт в Канзасе в октябре 1942 года. Главной целью своей лекции подполковник У. Клеар видел ознакомление личного состава вооруженных сил США с личными качествами японского солдата: «Это — наш противник. Будет мудро узнать как можно больше об этом полудиком животном, чьи кривые ноги принесли флаг Восходящего Солнца на четверть земного шара, от ледяных берегов Берингова моря, до горящих песков южных островов… Наши солдаты, морские пехотинцы и моряки, которые сейчас сражаются, слишком заняты уничтожением японцев, чтобы узнать, как японцы добились этого. Но мы, дома, можем узнать — и должны узнать, как эти бойцовые животные удерживают самый протяженный боевой порядок в мире, от Кыски до Тулаги»4. При анализе данного отрывка помимо объяснения причин интереса к японцам ясно видны расистские высказывания. Данный элемент в дальнейшем широко использовался в американской пропаганде, особенно в агитационных плакатах. Следует помнить, что в 40-е годы XX века идеи превосходства белой расы были широко распространены в США, и использование расистской идеологии никак не осуждалось.
В своей лекции У. Клеар отмечал, что данных о японской армии, полученных в предвоенный период, недостаточно для объективной оценки ее возможностей. Имея сведения о численности японской армии, ее организации, характеристиках вооружения, американцы недооценили значение идеологии японского народа. У. Клеар утверждал, что в Японии нет четкой границы между вооруженными силами и гражданским населением. По его мнению, все японское общество формировалось в условиях непрекращающихся военных конфликтов, что привело к крайней степени милитаризации всего японского народа. Утверждение У. Клеара о том, что именно для японцев характерно крайне жестокое отношение к своим противникам, явно не соответствовало действительности. Заявление о том, что «скрытый садизм японцев должен быть удовлетворен», ставило своей целью дегуманизировать японцев в глазах американских солдат, и в то же время подготовить американцев к встрече с опасным противником4. Следует отметить, что в качестве примеров японской жестокости У. Клеар использовал события из истории средневековой Японии. Реальные преступления японской армии в Китае и на территории Юго-Восточной Азии были неизвестны автору или же не использовались в качестве пропагандистского материала. Использование расистских высказываний при описании «скрытого садизма японцев», вероятно, подчеркивало расовую природу японской жестокости. При этом факты не менее страшных преступлений, совершенных европейскими нацистами, никак не упоминались.
Помимо «врожденной жестокости» У. Клеар проанализировал феномен безграничной преданности японцев своему императору. На основе преданности императору У. Клеар показывает систему господства и подчинения, пронизывающую все японское общество: «Военная жизнь в Японии не ограничена периодом, когда призывник находится на военной службе. Это — образ жизни, с рождения до смерти, всей страны»4. Точно так же показаны экспансионистские устремления Японии. У. Клеар утверждал, что японская идеология иерархичности переносится и на внешнюю политику. По мнению японцев, в мире следовало выстроить иерархичную систему во главе с Японией, точно так же, как в самой Японии выстроена иерархическая система во главе с императором. Очевидно, что японские идеи иерархичности и коллективизма вызывали резкое отторжение американцев с их идеями равенства, индивидуализма и личной свободы.
Таким образом, У. Клеар заложил основные черты образа японского солдата — жестокого фанатика, беспрекословно подчиняющегося своим командирам, готового умереть за императора, бездумно верящего в необходимость контроля над всем миром.
Лекция У. Клеара была прочитана довольно узкому кругу слушателей, но в дальнейшем пропагандистские материалы получили широкое распространение среди американских военнослужащих. Одним из основных информационно-пропагандистских источников стал «Бюллетень разведки», с сентября 1942 года ежемесячно издававшийся Управлением военной разведки военного департамента США. «Бюллетень» содержал информацию об организации, тактике, вооружении войск как Оси, так и Антигитлеровской коалиции, и предназначался для распространения среди рядового, сержантского и младшего офицерского состава. Очевидно, что в его материалах не могло не быть пропагандистской составляющей.
Уже в самых первых номерах «Бюллетеня разведки» японская армия характеризовалась как опасный противник. При этом подчеркивалось, что причиной побед японской армии в начальный период войны было не превосходство в тактике или вооружении: «ни в коем случае, ранний успех японцев не является результатом применения передовой тактики или новейшего вооружения»8. Акцент был сделан на подготовке японского солдата, его способности действовать внезапно и легко адаптироваться к условиям театра военных действий. Помимо описания стандартных тактических приемов японской армии большое значение уделялось обманным действиям. В числе прочих упоминалось использование японцами белого флага, имитация сдачи в плен для последующей внезапной атаки. Отмечался факт использования пленных индийских солдат в качестве «живого щита»8. Описывались случаи, когда раненые японские солдаты убивали американских санитаров, пытавшихся оказать им помощь6. Это описание, а также раздел, посвященный действиям японской «пятой колонны», должны были подготовить американских солдат к войне, в которой не существует никаких правил, а противник готов на любые действия для достижения цели.
Успешная для США кампания на острове Гуадалканал позволила получить довольно много информации о личном составе вооруженных сил Японии. Особо следует отметить захват личных дневников японских военнослужащих, выдержки из которых публиковались в «Бюллетене разведки». Официально целью публикации дневников называлось изучение по материалам противника эффективности действий американских войск. Однако не вызывает сомнений тот факт, что некоторые эпизоды из дневников относились к «пропаганде ужасов» и имели задачу возбудить ненависть американских солдат к японцам. Так, в одном из дневников показывалась готовность японцев к массовым убийствам пленных: «в этом районе находилось около 9000 пленных. Все они радовались, наблюдая сегодняшнюю бомбежку. Среди них были и те, кто аплодировал. Все члены моего подразделения, услышав это, согласились, что было бы лучше убить их всех до единого… Конечно, если бы мы были на их месте, мы бы также радовались, как и они. Я полагаю, что это естественно. Однако, зная, что пленные были счастливы, я полагаю, что естественно было сказать «убейте их всех»5.
Еще один отрывок из японских дневников являлся прямым признанием участия в военном преступлении, направленном против гражданских лиц: «13 августа — аборигены привели нам девять австралийских пленных — пять мужчин, троих женщин и одного ребенка. 14 августа — приблизительно в 08:00 мы обезглавили и расстреляли девять пленных» 5.
Следует отметить, что главным достоинством этих материалов с пропагандистской точки зрения было то, что эта пропаганда не была явной и агрессивной. По этой причине приведенная информация выглядела убедительно и не вызывала сомнений.
Публикации в «Бюллетене разведки» стремились показать, что ставка японцев на силу духа и моральное превосходство не может привести к реальным достижениям на поле боя. Несколько статей, анализировавших моральные качества японцев, внушали американским солдатам мысль о том, что японцы опасны только как бездумные фанатики, неспособные противостоять грамотной тактике и превосходству в современном вооружении. В «Бюллетене разведки» за июнь 1944 года приводятся высказывания лейтенанта японской армии, свидетельствующие о моральном превосходстве японских солдат над солдатами союзников: «Чего ожидать от американцев и австралийцев? Они могут гордиться только своей материальной мощью. Ждите и смотрите! Мы будем вести войну на уничтожение. Чувства каждого офицера и солдата, всей армии, заключаются в желании уничтожить всех американцев и австралийцев»9. В результате американские солдаты признали силу духа японского солдата и поняли, что противостоять японской морали можно лишь полностью уничтожив ее носителей. Так Р. Леки, участник боев на острове Новая Британия, охарактеризовал японский боевой дух следующим образом: «Те же японцы, которых мы обнаружили, находились в тяжелейшем состоянии… У них не было оружия, еды и одежды, но остался боевой дух, который не смогли сломить лишения. Именно высочайший боевой дух — неотъемлемая черта японской императорской армии — делал плохо обученного и слабо вооруженного солдата опаснейшим противником. Они все сопротивлялись, и все были уничтожены, в основном заколоты штыками, поскольку стрелять во время патрулирования неизвестной территории опасно» 2.
Наибольшего размаха публикация информационно-пропагандистских материалов достигла в 1944–1945 годах. В этот период американские вооруженные силы активно участвовали в боевых действиях на островах центральной части Тихого океана, Новой Гвинее, Филиппинах. Кроме того, американское командование готовилось к возможному вторжению на территорию Японии и к противостоянию не только с вооруженными силами Японии, но и со всем японским народом. В данный период было издано несколько подробных справочников, детально рассматривавших вооруженные силы Японии. В первую очередь следует назвать справочник «Soldiers guide to the japanese army. Military intelligence service special series N 27» («Солдатский справочник по японской армии. Специальная серия N 27 Службы военной разведки»). Данная работа также изображает японских солдат бездумными фанатиками: «Пропаганда тщательно лелеет его ненависть к Союзникам; его религия, неразрывно переплетенная с его патриотизмом, убеждает его, что он достиг наибольших высот в своей судьбе, находясь в благородной профессии военного»13. Также подчеркивалась склонность японских солдат к совершению преступлений: «Несмотря на предписания и стимул награждений и премий, преступления и нарушения дисциплины не редки в японской армии. Грабежи, насилие, и злоупотребления — текущие нарушения, и нет особых причин полагать, что обучение преуспело в том, чтобы существенно сократить дезертирство, разрушение военной техники и уход со сторожевых постов»13.
Еще одним примером информационно-пропагандистских материалов следует назвать справочник «Handbook of Japanese military force. War department technical manual TM-E 30-480» («Справочник по японским вооруженным силам. Техническое руководство ТМ-Е 30-480 Военного департамента»). В нем особенности японской нации характеризовались следующим образом: «В японской социальной системе нет никакого места индивидуализму. Детям преподают, что как члены семьи они должны слепо повиноваться своим родителям, и, забывая собственные эгоистические желания, всегда помогать семье. Эта система повиновения и лояльности расширена на японское общество и жизнь в целом, проникая вверх от семьи, через соседские собрания, школы, фабрики и другие более крупные организации, пока, наконец, все японское государство не наполнится духом самопожертвования и лояльности непосредственно императору»7. Кроме того, в данном справочнике японский солдат характеризуется следующим образом: «ликующий от военных успехов и наполненный идеями японского расового превосходства, японский солдат склонен установить это превосходство над завоеванными людьми и забыть строгие инструкции, данные в период обучения. Зафиксированы многочисленные нарушения законов ведения войны, докладывается о случаях насилия, мародерства, пьянства и грабежей»7.
В сокращенной форме информация о японской армии подавалась в справочнике «Battle experiences against the Japanese» («Опыт в боях с японцами»). В первой главе сформулированы 6 основных характеристик японского солдата, о которых всегда должен был помнить американский военнослужащий:
«1. Японцы всегда опасны.
- Японцы бесчеловечны.
- Японцы могут скрываться где угодно.
- Японец не может действовать самостоятельно.
- Японцы иногда совершают ошибки.
- Японец всегда готов к смерти»3.
Еще один справочник был целиком посвящен военным хитростям, которые японские солдаты использовали против войск союзников. В справочнике «The Punch below the belt. Japanese ruses, deception tactics and antipersonnel measures» («Удар ниже пояса. Японские хитрости, обманная тактика и действия против личного состава») детально описывались обманные приемы японских солдат. Данная работа подчеркивала, что «японцы предпочитают бить ниже пояса. Возможно, в военной истории не существовало армии, сравнимой с японской по вероломству и хитрости»14. Как отмечалось в справочнике, «основной прием — опасность должна выглядеть безобидной»14. Данное утверждение в сочетании с утверждениями о том, что японцы готовы умереть за императора и никогда не сдаются в плен, вело к тому, что американские солдаты уничтожали всех японских солдат. Следует отметить, что в отношении японцев эти информационно-пропагандистские материалы были по большей части верны. Большинство японских солдат действительно были готовы умереть за императора, но те немногие, кто осознавали бессмысленность дальнейшей борьбы, не получали возможности сдаться в плен. Опасаясь засады, американские солдаты расстреливали сдающихся в плен и добивали раненых. Зачастую жертвами американских солдат становились не идейные самураи, а жители Кореи и Формозы, насильственно мобилизованные во вспомогательные подразделения японской армии.
Результатом использования информационно-пропагандистских материалов стало крайнее ожесточение американских солдат по отношению к противнику. Идеи расового превосходства вели к тому, что японцы воспринимались не как люди, а как объекты охоты. В воспоминаниях морского пехотинца США Р. Леки описывается охота за трофеями после сражения на реке Тенару: «Один из морпехов методично шагал среди мертвых тел с парой щипцов. Он сделал наблюдение, что японцы имеют большую склонность к золотым зубам. Он заглядывал в каждый рот. Он разжимал челюсти со всей сноровкой опытного дантиста с Парк-авеню, затем осторожно, очень осторожно, чтобы, не дай бог, не пораниться и не заразиться, выдергивал все, что блестит. Он хранил золотые зубы в мешочке из-под табака, который всегда носил на шее, как амулет. Мы звали его Сувенир»2. Подобные случаи описаны в воспоминаниях морского пехотинца Ю. Следжа: «Во время этого затишья солдаты обшарили ранцы и карманы мертвых врагов в поисках трофеев. Это было ужасным занятием, но морские пехотинцы делали это методично. Нашлемные повязки были проверены на наличие флагов, сумки и карманы вывернуты, золотые зубы были вырваны. Мечи, пистолеты и ножи для харакири чрезвычайно ценились и тщательно сохранялись, пока их нельзя было послать домой или продать какому-нибудь пилоту или моряку за круглую сумму»12. Дегуманизация противника приводило к таким крайним формам ожесточения, когда японские солдаты воспринимались как неодушевленные объекты: «Когда мы говорили, я заметил такого же минометчика, сидящего рядом со мной. Он держал горстку коралловой гальки в левой руке. Правой рукой он праздно бросал их в открытый череп японского пулеметчика. Каждый раз, когда его подача была верна, я слышал небольшой всплеск дождевой воды в ужасном сосуде. Мой приятель бросал коралловые куски так небрежно, как мальчик, бросающий гальку в лужу на грязной дороге за своим домом; в его действии не было ничего злонамеренного. Война настолько ожесточила нас, что это было невероятно»12. В отдельных случаях дегуманизация противника принимала такие крайние формы, что трофеями становились части тел японских солдат: «Он объяснил, что думал, что высушенная японская рука будет более интересным подарком, чем золотые зубы. Так, когда он нашел труп, который был высохшим на солнце и не гниющим, он просто вынул свой Ka-bar и отрезал руку от трупа…»12.
Таким образом, американская информационно-пропагандистская литература создавала образ японского солдата как жестокого фанатика, беспрекословно подчиняющегося императору, одержимого идеей мирового господства. Подчеркивалась готовность японских солдат к совершению военных преступлений. Готовность японцев сражаться до последнего и частое упоминание об их военных хитростях подталкивали американских солдат к поголовному уничтожению японских солдат без каких-либо попыток уговорить их сдаваться в плен.
С пропагандистской точки зрения созданный образ идеально соответствовал своим задачам и внешне не отличался от той реальности, с которой столкнулись американские солдаты. Что касается реальных глубинных причин поведения японцев, то их анализ не являлся задачей пропаганды. Наконец, подчеркивание расовых различий помогало дегуманизировать врага и снимало с американского солдата любые моральные ограничения.
Список источников и литературы
- Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне. // Итоги Второй Мировой войны. Выводы побежденных. / пер. с немецкого Л.К. Камоловой. Спб.: Полигон. М.: АСТ. 1998. — с. 516 — 545.
- Леки Р. Каска вместо подушки. Воспоминания морского пехотинца США о войне на Тихом океане / Пер. с англ. С. В. Лисогорского. — М.: Центрполиграф, 2005. — 367 с.
- Battle experiences against the Japanese / Headquarters European Theater of operations United States Army., 1945. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm/singleitem/collection/p4013coll8/id/4051/rec/1
- Clear W. J., Close-up of Jap fighting-man. Lecture delivered at the Command and General Staff school Fort Leavenworth Kansas, October 1942. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm/singleitem/collection /p4013coll8/id/2921/rec/1
- Extracts from diaries. // Intelligence bulletin Vol. I № 6 / Washington D. C.: Military Intelligence service. War Department. 1943. — c. 18 — 26. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/diaries.html
- Fighting in the Solomon Islands. // Intelligence bulletin Vol. I № 4 / Washington C.: Military intelligence service. War Department. 1942. — c. 1 — 15. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/fighting-solomon-islands.html
- Handbook of Japanese military force. War Department technical manual TM-E 30-480 / Washington C.: United States Government Printing Office, 1944. URL: http://www.ibiblio.org /hyperwar/Japan/IJA/HB /index.html
- Japan: Ground forces. // Intelligence bulletin Vol. I № 1 / Washington D. C. : Military intelligence service. War Department. 1942. — c. 52 — 69. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/ground-forces-japan.html
- Morale, Characteristics of Japanese soldiers. // Intelligence bulletin Vol. II № 10 / Washington C.: Military intelligence service. War Department. 1944. — c. 80 — 82. URL: http://www.lonesentry.com /articles/intelligence-report/morale-japanese.html
- Morelli A. Principes élémentaires de propagande de guerre. // Investig’Action. 2011. URL: http://www.michelcollon.info/Principes-elementaires-de.html?lang=fr
- Ponsonby A. Falsehood in war-time: Propaganda lies of the First World War. / London.: George Allen and Unwin, 1928. URL: http://www.vlib.us/wwi/resources/archives/texts/t050824i/ponsonby.html
- Sledge E. B. With the Old Breed at Peleliu and Okinawa. / New York.: Presidio Press, 2007.
- Soldiers Guide to the Japanese Army. Military intelligence service special series № 27. / Washington C.: Military intelligence service War Department. 1944. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm /singleitem/collection/p4013coll8/id/2919/rec/46
- The Punch below the belt. Japanese ruses, deception tactics and antipersonnel measures. Military intelligence Division special series № 33 / Washington C.: United States Government Printing Office, 1945. URL: https://archive.org/details/ThePunchBelowTheBelt
Военная пропаганда | AHA
Нацисты готовились к войне с момента прихода Гитлера к власти в 1933 году. В лихорадочном наращивании немецкой ударной мощи они пользовались поддержкой профессиональных военных. Нацисты не только производили военное оружие; они приспособили свою экономику к напряжению будущего конфликта. Они вели политические интриги для достижения своих целей. Их пропагандистская машина уже давно работала, когда Гитлер почувствовал, что готов нанести удар по Польше, что стало первым шагом в амбициозном плане положить мир к его ногам.
Военное, экономическое, политическое и пропагандистское оружие было создано для битвы. Великобритания и Франция, а вскоре после этого и другие миролюбивые страны были вынуждены создать их, чтобы противостоять натиску нацистов.
Сегодняшняя война четырехмерна. Это сочетание военного, экономического, политического и пропагандистского давления на противника. Призыв к одной лишь силе в двадцатом веке не считается достаточным для окончательной и прочной победы. Война ведется сразу на всех четырех фронтах — фронте военном, фронте экономическом, фронте политическом и фронте пропаганды.
Чтобы понять, как возникла эта четырехмерная война, нам нужно обратиться к истории. Мы должны вернуться к подъему национализма в восемнадцатом веке.
До того, как в конце восемнадцатого века произошли Американская и Французская революции, многие армии сражались на содержании монархий, таких как Бурбоны, Габсбурги и Гогенцоллерны, или отдельных лидеров. Это были наемные армии. Они воевали не из патриотических побуждений. Они не боролись за причины. Они воевали, потому что воевать было их делом. Нет борьбы, нет оплаты!
Что-то новое произошло, когда американцы сформировали гражданскую армию, чтобы завоевать свою независимость, и когда французы сбросили иго Бурбонов. Французы собрали национальную армию, чтобы дать отпор австрийцам и пруссакам, стремившимся задушить новое французское государство. Эти французы сражались за Францию, за страну, которую они любили. Они сражались не за деспота, королевский дом или деньги. Как и американцы, они сражались за свою страну.
Примерно в то же время промышленная революция внесла существенные изменения в методы ведения войны. Все большее и большее производство стало возможным благодаря оборудованию. В ход пошли новые механизированные виды оружия. Сегодняшнее продолжение этой истории можно увидеть в самолетах, танках, десантных катерах, авианосцах и тысячах других современных орудий войны.
Одним из результатов этого изменения является то, что современная война требует больших армий на поле боя. Там, где когда-то считалось, что 1 процент населения может призывать к знаменам, теперь можно мобилизовать 10 процентов. И населения намного больше, чем раньше. Но современная война — это не только наличие больших армий на поле боя. Это также означает наличие еще более крупных гражданских армий позади них, в тылу. Нам говорят, что на каждого человека в поле приходится полдюжины рабочих на фабриках и полях дома. Так что массы мужчин, непосредственно вовлеченных в современные военные действия, ошеломляют.
Есть и другие изменения. Нынешнее большое накопление капитала означает, что война может вестись в больших масштабах и в течение длительного времени. Механизация армий и флотов означает не только то, что реальный фронт сражения может простираться на тысячи миль, где в прошлом район сражения был относительно невелик, но и то, что воины могут продолжать поход, не останавливаясь, сквозь русскую зиму, Бирманский сезон дождей или африканское лето.
Результатом этих изменений стало то, что в современной войне пропаганда стала не только грозным оружием против врага, но также и необходимым инструментом в продвижении национальных военных усилий. Через него проходят народные призывы пойти на необходимые жертвы и вложить силы, разум и деньги в успешное ведение войны. В демократической стране с правительствами, избранными и ответственными перед народом, все население, в военной форме и без нее, должно быть информировано о ходе войны. Свободный поток информации служит для стимулирования военных действий, укрепляет нацию, чтобы противостоять неудачам, сохранять стойкость в течение длительного конфликта, мужественно нести потери, храбро идти на жертвы, щедро покупать облигации и всеми возможными способами сотрудничать в великое национальное стремление к победе.
Со всем этим тесно связаны политические аспекты войны, как показали, например, Московская, Каирская и Тегеранская конференции. Воюющие нации должны иметь программы победы и программы мира. И их люди должны быть рассказаны о них.
Но и это еще не все. Пропаганда в военное время должна стремиться деморализовать боевой дух противника. Основная цель пропаганды, направленной против враждебных наций, состоит в том, чтобы сломить их волю к борьбе. Он стремится снизить волю врага к сопротивлению и делает это несколькими способами. Во-первых, изобразить военные успехи на стороне пропагандиста. Другой — представить себе вооруженную мощь и экономическую мощь, с которыми приходится сталкиваться врагу. Еще один способ — изобразить моральное превосходство дела, против которого борется враг. Частью стратегического плана нации является запугивание вражеских лидеров, отделение их от своего народа и подавление сопротивления путем предоставления доказательств того, что масса вражеского народа была обманута и введена в заблуждение.
Пропаганда также является инструментом поддержания единства и доброй воли между союзниками, объединенными общими усилиями. Иногда это эффективно для привлечения мнения в нейтральных государствах к той или иной стороне. А в зонах боевых действий он служит для поддержания боевого духа людей, выполняющих настоящую боевую работу.
Так что, сопоставляя колоссальный объем и интенсивность военной пропаганды сегодня с положением на войнах других эпох, нельзя не прийти к выводу, что происходящее сейчас — явление современное. Правда, пропаганда того или иного рода использовалась в военных действиях на протяжении столетий. Но все социальные, экономические, промышленные и военные факторы, делающие пропаганду широкомасштабной частью войны в 1944 впервые серьезно заявили о себе в Первую мировую войну. В этой войне пропаганда впервые стала всей важной и формальной ветвью власти. Именно в новейшее время мы познакомились с такими государственными учреждениями, как британское министерство информации, немецкое министерство пропаганды и народного просвещения, американский комитет общественной информации (в Первую мировую войну), Управление военной информации (в Второй мировой войны), и их аналоги во многих других странах.
Не следует забывать, что поразительные успехи в области коммуникаций в двадцатом веке во многом связаны с развитием пропаганды, особенно радиовещания. Пропаганда не только жизненно важна для ведения современной войны; также можно регулярно, днем и ночью достигать многих миллионов людей, которые всего двадцать пять лет назад могли бы быть почти вне досягаемости пропаганды. Не только слова, но и настоящие голоса лидеров воюющих наций знакомы миллионам людей во всем мире благодаря магии радио.
Из EM 2: Что такое пропаганда? (1944)
Сила убеждения | Национальный архив
Пушки, танки и бомбы были основным оружием Второй мировой войны, но были и другие, более изощренные формы ведения войны. Слова, плакаты и фильмы вели постоянную борьбу за сердца и умы американских граждан так же уверенно, как военное оружие сражалось с врагом. Убеждение американской публики стало отраслью военного времени, почти такой же важной, как производство пуль и самолетов. Правительство развернуло агрессивную пропагандистскую кампанию с четко сформулированными целями и стратегиями, чтобы активизировать общественную поддержку, и привлекло некоторых из ведущих интеллектуалов, художников и кинематографистов страны для ведения войны на этом фронте.
Плакаты находятся в центре внимания этой онлайн-выставки, основанной на более обширной выставке, которая была представлена в здании Национального архива в Вашингтоне, округ Колумбия, с мая 1994 года по февраль 1995 года. Она исследует стратегии убеждения, о чем свидетельствуют форма и содержание. плакатов Второй мировой войны. Цитаты из официальных руководств и общественных деятелей показывают, как правительство стремилось сплотить общественное мнение в поддержку целей войны; цитаты из популярных песен и поговорок свидетельствуют об успехе кампании, которая помогла поддержать военные усилия во время потрясающих мир событий Второй мировой войны.
Перейти к первой части Галереи:
Стреляй!
Это тоже женская война!
United We Win
Используйте это, изнашивайтесь
Четыре свободы
Перейти к части 2 Галереи:
Внимание!
Это жестокость нацистов
Он следит за тобой
Значение жертвоприношения
Распечатать их
Часть 1: Отечественная гордость
Стреляй!
Медиа-галерея
DownloadPrintPrint
Man the Guns — Join the Navy, by McClelland Barclay, 1942, Records of Government Reports View in Online Catalog
(NAID: 513519)
DownloadPrintPrint
Продолжайте сражаться. Производство выигрывает войны. Остановите несчастные случаи, отпечатано для Национального совета по безопасности, Inc., записи Управления правительственных отчетов Просмотр в онлайн-каталоге
(NAID: 514767)
Мужская сила была обычной визуальной темой на патриотических плакатах. Изображения могучих людей и могучих машин иллюстрировали способность Америки направлять свою огромную силу на военные нужды. Американские мускулы были представлены в гордом проявлении национальной уверенности.
Подчеркните положительное, устраните отрицательное, зацепитесь за положительное, не связывайтесь с мистером Посередине.
1945, музыка Гарольда Арлена, слова Джонни Мерсера
Это тоже женская война!
Медиа-галерея
ЗагрузитьПечать
Победа ждет ваших пальцев — Keep ‘Em Flying Miss U. S.A, Изготовлено компанией Royal Typewriter Company для Комиссии по делам государственной службы США, Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 515979)
СкачатьРаспечатать
Тоска не вернет его раньше… Получите военную работу!
(NAID: 513840)
DownloadPrintPrint
We Can Do It!, Дж. Ховард Миллер, Подготовлено Westinghouse для Координационного комитета военного производства, Records of the War Production Board Просмотреть в онлайн-каталоге
Из всех изображений работниц периода Великой Отечественной войны преобладает изображение женщин на фабриках. Клепальщица Рози — сильная, компетентная женщина, одетая в комбинезон и бандану, — была представлена как символ патриотической женственности. Снаряжение военной работы — униформа, инструменты и обеденные ведра — были включены в пересмотренный образ женского идеала.
(НАИД: 535413)
В условиях острой нехватки рабочей силы в военное время женщины были нужны в оборонной промышленности, на гражданской службе и даже в Вооруженных Силах. Несмотря на продолжающуюся в 20-м веке тенденцию выхода женщин на рынок труда, рекламные кампании были нацелены на тех женщин, которые никогда раньше не работали. Изображения плакатов и фильмов прославляли и приукрашивали роли работающих женщин и предполагали, что не нужно приносить в жертву женственность женщины. Выполняя свой долг по дому, на фабрике, в офисе или в армии, женщины изображались привлекательными, уверенными в себе и полными решимости внести свой вклад в победу в войне.
» data-version=»1″>Эти рабочие места должны быть прославлены как патриотическая военная служба, если мы хотим убедить американских женщин браться за них и придерживаться их. Их важность для нации, вовлеченной в тотальную войну, должна быть убедительно представлена.
Базовый план программы поддержки женщин Office of War InformationUnited We Win
Медиа-галерея
СкачатьПечать
United We Win, Фотография Александра Либермана, 1943 г., Отпечатано правительством, Типография Комиссии по военным кадрам, Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513820)
Загрузить и распечатать
Выше и за пределами служебного долга, Дэвид Стоун Мартин, отпечатано правительством, типографией Управления военной информации, отчеты Управления военной информации Просмотреть в онлайн-каталоге
В начале войны афроамериканцы могли присоединиться к военно-морскому флоту, но могли служить только посыльными. Дорис («Дори») Миллер присоединилась к военно-морскому флоту и служила на борту авианосца West Virginia во время нападения на Перл-Харбор. Ограниченный должностью столового, он не проходил артиллерийской подготовки. Но во время атаки, с большим личным риском, он укомплектовал орудие упавшего боевика и сумел поразить японские самолеты. Он был награжден Военно-морским крестом, но только после упорного давления со стороны черной прессы.
(NAID: 535886)
DownloadPrint
Pvt. Джо Луис говорит: «Мы собираемся внести свой вклад». . . и мы победим, потому что мы на стороне Бога. Отчеты Управления Правительственные отчеты Посмотреть в онлайн-каталоге жизнь в армии США. Тем не менее, подавляющее большинство афроамериканцев искренне участвовало в борьбе против держав Оси. Однако они сделали это с прицелом на прекращение расовой дискриминации в американском обществе. Эта цель выразилась в инициированном в черной печати призыве к «двойному V» — победе над фашизмом за границей и над расизмом внутри страны. Правительство хорошо осознавало деморализующее воздействие расовых предрассудков на американское население и их влияние на военные действия. Следовательно, он продвигал плакаты, брошюры и фильмы, освещающие участие и достижения афроамериканцев в военной и гражданской жизни.
Мы бойко говорим, что в Соединенных Штатах Америки все люди свободны и равны, но относимся ли мы к ним так, как если бы они были таковыми? . . . Повсюду в стране существуют религиозные и расовые предрассудки, и если где-то и есть большее препятствие для достижения совместной работы, то никто не знает, что это такое.
Артур Апхэм Поуп, председатель Комитета национальной морали, в Америке организуется, чтобы выиграть войну 90 095Используй, изнашивай
Медиа-галерея
DownloadPrint
Когда вы едете в одиночку, вы едете с Hilter!, Веймер Перселл, 1943 г., отчеты Управления правительственных отчетов. Посмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 516143) , Генри Кернер, 1943 г., Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513832)
В годы войны бензин, каучук, сахар, масло и мясо были нормированы. Правительственная реклама напомнила людям, что нехватка этих материалов возникла из-за того, что они идут в войска, и что гражданские лица должны принимать участие в кампаниях по консервации и спасению.
» data-quotation=»Astronomical quantities of everything and to hell with civilian needs. » data-version=»1″>Астрономические количества всего и к черту гражданские нужды.
Дональд Нельсон, председатель Совета по военному производству, описывает военный взгляд на американскую военную промышленность.
Четыре свободы
Медиа-галерея
ЗагрузитьРаспечатать
Наши… за что бороться — свобода от нужды, с картины Нормана Роквелла, © 1943 SEPS: The Curtis Publishing Co., агент
Напечатано государственной типографией для Управления военной информации, отчеты Управления государственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513710)
DownloadPrint
Save Freedom of Speech, by Norman Rockwell, © 1943 SEPS: The Curtis Publishing Co., Agent, Printed Government Printing Office for Office of War Information, Записи Управления правительственных отчетов. Просмотреть в онлайн-каталоге. Правительственная типография Управления военной информации, Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513712)
DownloadPrint
Наши… бороться за — свобода от страха, с картины Нормана Роквелла, © 1943 SEPS: The Curtis Publishing Co., агент, напечатано государственной типографией для Управления военной информации, Отчеты Управления правительственных отчетов. Посмотреть в онлайн-каталоге. 6 января 1941 года он обратился к Конгрессу с исторической речью «Четыре свободы». В то время, когда Западная Европа находилась под властью нацистов, Рузвельт представил концепцию, согласно которой американские идеалы индивидуальных свобод распространялись на весь мир. Предупредив Конгресс и нацию о необходимости войны, Рузвельт сформулировал идеологические цели конфликта. Он красноречиво апеллировал к самым глубоким представлениям американцев о свободе. Речь настолько вдохновила иллюстратора Нормана Роквелла, что он создал серию картин на тему «Четыре свободы». В сериале он перевел абстрактные понятия свободы в четыре сцены повседневной американской жизни. Хотя правительство первоначально отклонило предложение Роквелла создать картины на тему «Четыре свободы», изображения были широко распространены, когда The Saturday Evening Post, один из самых популярных журналов страны, заказал и воспроизвел картины. Получив общественное одобрение, картины стали центральным элементом масштабной кампании США по выпуску военных облигаций и были введены в эксплуатацию, чтобы помочь объяснить цели войны.
. . anywhere in the world. » data-version=»1″>Мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных человеческих свободах. Во-первых, это свобода слова и самовыражения во всем мире. Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — везде в мире. Третье — свобода от нужды. . . везде в мире. Четвертое — свобода от страха. . . в любой точке мира.
Президент Франклин Д. Рузвельт, Послание Конгрессу, 6 января 1941 г.Часть 2: Будьте бдительны
Внимание!
Медиа-галерея
СкачатьПечать
ВНИМАНИЕ! Наши дома сейчас в опасности! , выпущено корпорацией General Motors, 1942 г., Отчеты Управления правительственных отчетов. Просмотреть в онлайн-каталоге. Г. К. Оделл, отчеты Управления правительственных отчетов, просмотр в онлайн-каталоге
Исследование рекламных плакатов, проведенное правительством США, показало, что изображения женщин и детей, находящихся в опасности, являются эффективным средством выражения эмоций. Канадский плакат справа был частью исследования и послужил образцом для американских плакатов, таких как тот, что ниже, с аналогичной визуальной темой.
(NAID: 513550)
DownloadPrint
Не позволяйте этой тени коснуться их. «Купите военные облигации». Лоуренс Б. Смит, 1942 г., подготовлено для государственной типографии Министерства финансов США, отчеты Управления правительственных отчетов. Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513572)
DownloadPrint
We’re Fight to Prevent This, by C. R. Miller, Think America Institute, Kelly Read & Co., Records of Government Reports View in Online3 Catalog 9000
(NAID: 516102)
Специалисты по связям с общественностью сообщили правительству США, что наиболее эффективными военными плакатами были те, которые апеллировали к эмоциям. Показанные здесь плакаты играли на страхе публики перед врагом. На изображениях изображены американцы, находящиеся в непосредственной опасности — прижатые к стене, живущие в тени господства Оси.
В обычное время коммерческая реклама обычно воспринимается положительно. . . Но это не нормальные времена; это даже не нормальная война; это адский идеал человеческой катастрофы [sic], поэтому мотивы угрозы и страха являются определенной частью рекламных программ, в том числе визуальных.
Заявление об объективе текущей информации Управление фактов и цифр
Это нацистская жестокость
Медиа-галерея
ЗагрузитьРаспечатать
Это нацистская жестокость, с картины Бена Шана, 1942 г. , отпечатано правительственной типографией для Управления военной информации, отчеты Управления. Правительственные отчеты. Посмотреть в онлайн-каталоге. уничтожен нацистами в отместку за расстрел нацистского чиновника двумя чехами в 1942 году. Все мужчины деревни были убиты в ходе 10-часовой резни; женщин и детей отправили в концлагеря. Разрушение Лидице стало символом жестокости нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
(NAID: 513687)
DownloadPrint
Мы, французские рабочие, предупреждаем вас… Поражение означает рабство, голод и смерть. , Records of Government Reports View in Online Catalog
(NAID: 513688)
DownloadPrint
The Sewers, by Thomas Hart Benton, 1942, Records of the Office of Government Reports, View Online in Office of Government Reports
Художник Томас Харт Бентон считал, что роль художника заключается либо в том, чтобы сражаться, либо в том, чтобы «донести кровавые реальные реалии этой войны до американского народа». В серии из восьми картин Бентон изобразил насилие и варварство фашизма. «Сеятели» изображают врагов в виде громоздких грубых монстров, бросающих на землю человеческие черепа.
(NAID: 515648)
Многие внушающие страх плакаты изображали зверства нацистов. Хотя жестокость всегда была частью войны, зверства Второй мировой войны были настолько ужасны и масштабны, что породили новую категорию преступлений — преступления против человечности. Изображения здесь были составлены, чтобы посеять страх. В этих плакатах скрыта идея о том, что то, что произошло там, может произойти и здесь.
» data-version=»1″>В их системе личность есть винтик в военной машине, цифра в экономической деспотии; человек является рабом. Эти факты задокументированы в деградации и страданиях покоренных стран, чью судьбу в равной степени разделяют добровольные сателлиты и заблуждающиеся умиротворители Оси.
Правительственное информационное руководство для киноиндустрии Управление военной информации
Он следит за вами
Медиа-галерея
DownloadPrint
Он наблюдает за тобой, с картины Гленна Гроэ, ок. 1942 г., картон, гуашь, Записи Военного управления. Информация. Просмотреть в онлайн-каталоге. Информация Управления войны, Записи информации Управления войны Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513672)
DownloadPrint
…Потому что кто-то говорил!, Уэсли, 1943 г., напечатано правительственной типографией для Управления военной информации, Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513669)
DownloadPrint
Разыскивается! «Об убийстве», Виктор Кепплер, 1944 г. , «Отчеты Управления правительственных отчетов» Посмотреть в онлайн-каталоге
плакат в образе невольной убийцы.
Как минимум один зритель высказал возражение против выбора девушки-модели. В письме жительницы Гавайев в Управление военной информации, в частности, говорится: «Американские женщины, которые вяжут, скручивают бинты, много часов работают на военных работах, а затем выполняют «женскую работу» дома — короче говоря, берут на себя над бесчисленными унылыми обязанностями, к которым не прибавляется ни жалованья, ни славы, возмущаюсь этими необоснованными и самонадеянными обвинениями, не имеющими под собой никакой реальной основы, а исходящими из застарелых шуток газетных шутников».
(NAID: 513599)
Опасения по поводу национальной безопасности усиливаются в военное время. Во время Второй мировой войны правительство предупреждало граждан о присутствии вражеских шпионов и диверсантов, скрывающихся прямо под поверхностью американского общества. Плакаты «Неосторожный разговор» предупреждали людей, что небольшие фрагменты информации о передвижении войск или других логистических подробностях будут полезны противнику. Граждане из лучших побуждений могли легко поставить под угрозу национальную безопасность и безопасность солдат неосторожными разговорами.
Слова — это боеприпасы. Каждое слово, которое произносит американец, либо помогает, либо вредит военным усилиям. Он должен пресечь слухи. Он должен бросить вызов цинику и умиротворителю. Он не должен говорить безрассудно. Он должен помнить, что враг подслушивает.
Правительственное информационное руководство для киноиндустрии Office of War Information
Значение жертвоприношения
Медиа-галерея
СкачатьРаспечатать
Вы действительно пытались сэкономить бензин, зайдя в автомобильный клуб? , Гарольд фон Шмидт, 1944 г., напечатано государственной типографией, отчеты Управления правительственных отчетов. Посмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 513630 )
DownloadPrint
Мили ада до Токио!, Амос Сьюэлл, 1945 г., напечатано государственной типографией для Комиссии по военным кадрам, отчеты Управления правительственных отчетов. Просмотреть в онлайн-каталоге
(NAID: 515009)
Чтобы не допустить самоуспокоенности, правительство распространяло сообщения, напоминающие гражданским лицам Америки о страданиях и жертвах, которые приносят ее вооруженные силы за границей.
Смертельные реалии войны должны быть ярко запечатлены в сознании каждого гражданина. У картины войны есть и более светлая сторона, особенно среди американцев, которые неудержимо жизнерадостны и оптимистичны. Но война означает смерть. Это означает страдание и печаль. Солдаты на службе не питают иллюзий относительно мрачности дела, которым они занимаются. Мы обязаны перед ними избавиться от любых ложных представлений о природе войны, которые у нас могут быть.
Правительственное информационное руководство для киноиндустрии Управление военной информации
Stamp ‘Em Out
Медиа-галерея
СкачатьПечать
Stamp `Em Out!, Произведено RCA Manufacturing Company, Inc., Отчеты Управления правительственных отчетов Просмотреть в онлайн-каталоге Зудор, отпечатано Государственной типографией для Управления военного производства, отчеты Управления военной информации, просмотр в онлайн-каталоге
(NAID: 7387556)
Правительство попыталось определить наиболее эффективный стиль плаката. Одно исследование, проведенное по заказу правительства, пришло к выводу, что лучшими плакатами были те, которые вызывали прямую эмоциональную привлекательность и представляли реалистичные изображения с фотографическими деталями. Исследование показало, что символические или юмористические плакаты привлекали меньше внимания, производили менее благоприятное впечатление и не вызывали энтузиазма. Тем не менее, многие символические и юмористические плакаты были признаны выдающимися на национальных конкурсах плакатов во время войны.
Военные плакаты, носящие символический характер, не привлекают большого внимания и не вызывают энтузиазма. Часто их неправильно понимают те, кто их видит.
Как сделать плакаты, которые помогут выиграть войну, Office of Facts and Figures, 1942
Дополнительные носители
Песня: «Сегодня есть облигации?»
Стенограмма:
«Есть облигации сегодня?
Облигации свободы
Вот что я продаю
Есть облигации сегодня?
Наскребите как можно больше
А вот и человек свободы
Прошу вас сегодня купить долю свободы
Сегодня есть марки?
Мы будем благословлены
Если мы все инвестируем
В США
А вот и человек свободы
Не могу составить план на завтра
Нет, если вы не купите долю свободы сегодня»
Речь: Обращение президента Рузвельта
Стенограмма: отрывок из послания президента Франклина Д.
Рузвельта Конгрессу от 6 19 января.41«Первое — это свобода слова и самовыражения — везде в мире. Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — везде в мире. означает экономическое соглашение, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей во всем мире. и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии против любого соседа — где бы то ни было в мире». (аплодисменты)
Видео: Багз Банни