Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото)

Главное

Уроженец Нижегородской области Валерий Чкалов, пожалуй, самый известный летчик за всю историю СССР. Он первым в мире совершил беспосадочный полет из Москвы в США через Северный полюс. Помимо этого, у него множество других рекордов, внесенных в летопись отечественной и мировой авиации.

История

Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать умерла, когда Валерий еще не пошел в школу. В школе Валерий хорошо учился и был физически развит. После школы Валерий поступил в училище, но оно закрылось. Валерий рано начал работать.

В 1919 году Валерий впервые увидел самолет и сразу захотел летать. Во что бы то ни стало. Он уехал в Нижний Новгород, вступил добровольцем в ряды Красной Армии и устроился работать учеником слесаря-сборщика по сборке самолетов. Валерию Чкалову в то время было 15 лет.

Через два года Чкалов направляется сначала в Егорьевскую военно- теоретическую школу ВВС, а затем в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Там мечта о небе становится реальностью. Парень из села совершает свой первый самостоятельный полет, успешно заканчивает школу летчиков и продолжает совершенствовать навыки в Московской военно- авиационной школе высшего пилотажа. Чкалов пилотирует боевые самолеты.Служба Чкалова начинается в Ленинграде. Он часто совершает рискованные полеты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии — пролет под Троицким мостом. За свои поступки и лихачества Чкалов неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы. Но каждый раз у Чкалова находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались.

В 1930 году Чкалов начинает работать летчиком- испытателем в московском НИИ ВВС РККА. Чкалов испытывает множество самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, экспериментальных машин. В 1935 году его награждают орденом Ленина.

Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. В 1936-1937 годах под руководством Чкалова совершаются сверхдальние перелеты, сначала из Москвы на Дальний Восток, затем из Москвы в США. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск.

Погиб Чкалов при испытаниях нового истребителя И-180. Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза посмертно.

Состояние

Нижегородская земля помнит Чкалова. Помимо его родины, носящей имя своего славного сына — Чкаловска, имя Чкалова в рамках общественного проекта “Великие имена России”присвоено аэропорту Нижнего Новгорода (Стригино). Новый терминал аэропорта вновь построен к Чемпионату мира по футболу — 2018 и может претендовать на звание одного из самых удобных и “эргономичных” аэропортов в стране. Имя Чкалова носит и еще один аэродром — «Чкаловский» в Московской области. В честь легендарного летчика названы горные вершины, заводы, теплоходы, самолеты, улицы, площади.

Впечатления

В Чкаловске есть мемориальный музей Валерия Чкалова, а на набережной Волги в Нижнем Новгороде построена огромная монументальная Чкаловская лестница с памятником Чкалову. Со своими 560 ступенями она претендует на звание самой большой лестницы страны, а своим архитектурным решением ассоциируется с легендарной Испанской лестницей в Риме.

Валерий Чкалов — герой на все времена. Яркий пример, когда простой парень, мечтавший о небе, становится настоящим асом.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand. name}}

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.

name}}

Комментарии для сайта Cackle

Чкалов, Валерий Павлович — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 2 февраля 1904 г. (20 января 1904 г. по старому стилю) в с. Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (с 1937 г. — г. Чкаловск Нижегородской области). Имя при рождении — Валериан. Его отец был мастером по ремонту котлов на волжских пароходах.

В 1916-1918 г. учился в Череповецком техническом училище (было закрыто в 1918 г.). В 1922 г. окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1923 г. — Борисоглебскую авиационную школу, в 1924 г. – 1-ю Московскую военную авиационную школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1918-1919 гг. работал помощником молотобойца, кочегаром. В 1919 г. в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии. В боевых действиях не участвовал, до 1921 г. работал учеником слесаря, сборщиком самолетов в авиационном парке Нижнего Новгорода, где увлекся летным делом.
С июня 1924 г. Валерий Чкалов служил в строевых частях Военно-воздушных сил (ВВС) РККА. В Ленинградской истребительной эскадрилье был летчиком, старшим летчиком-истребителем, командиром звена. Получил известность как пилот, в совершенстве овладевший мастерством высшего пилотажа. Часто совершал рискованные полеты, неоднократно получал дисциплинарные взыскания. 16 ноября 1925 г. был осужден военным трибуналом на один год лишения свободы поскольку «явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал, шумел». Затем срок был снижен до шести месяцев.
В 1927 г. Чкалова восстановили в правах. Как лучший летчик Ленинградской авиаэксадрильи он был направлен в Москву для участия в параде на Красной площади, посвященном 10-летию Октябрьской революции. 8 ноября 1927 г. выполнил ряд фигур высшего пилотажа и был замечен военным и политическим руководством страны. Приказом наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова Чкалову была объявлена благодарность и выдана денежная премия.
В марте 1928 г., в период службы в 15-й эскадрилье Брянской авиабригады, разбил истребитель Fokker D.VII, задев на бреющем полете телеграфные провода. После этого был приговорен военным трибуналом Белорусского военного округа к одному году исправительных работ за «недисциплинированность в полетах, именуемую хулиганской тактикой, проходящей красной нитью через всю его полетную службу». Был уволен из РККА. В заключении находился лишь 16 дней, затем по ходатайству заместителя начальника ВВС РККА Якова Алксниса и Климента Ворошилова был помилован постановлением Центрального исполнительного комитета СССР.
В 1929-1930 гг. работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов.
В 1930 г. был восстановлен на военной службе, до 1933 г. работал летчиком-испытателем в Научно-испытательном институте ВВС РККА. Совершил более 800 испытательных полетов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях). В 1931 г. провел государственные испытания истребителя И-5. В январе 1933 г. был уволен в запас с действительной военной службы.
В 1933-1936 гг. – летчик-испытатель Московского авиазавода им. Менжинского (№39) и Опытно-конструкторского бюро Николая Поликарпова. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17. Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа – восходящий штопор и замедленную бочку.
Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 (второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков), совершившего в 1936-1937 гг. два сверхдальних перелета.
20-22 июля 1936 г. Валерий Чкалов командовал беспосадочным перелетом по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Тикси — Петропавловск-Камчатский — о. Удд (ныне — о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря). Протяженность полета составила 9 тыс. 374 километров, полетное время — 56 ч 20 мин. 24 июля 1936 г. всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Глава СССР Иосиф Сталин (Джугашвили) 10 августа 1936 г. лично приехал на подмосковный Щелковский аэродром встречать возвратившийся с Дальнего Востока самолет.
18–20 июня 1937 г. экипаж Чкалова в том же составе совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – г. Ванкувер (США, шт. Вашингтон; до Сан-Франциско долететь не удалось из-за нехватки топлива), ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч 16 мин преодолел 9 тыс. 130 км. В США советские летчики побывали в Портленде, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтоне и Нью-Йорке, где участвовали в различных торжественных мероприятиях. Также они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом.
С декабря 1936 г. Валерий Чкалов работал шеф-пилотом авиационных заводов №21 в г. Горьком (ныне — Нижний Новгород) и №84 в пос. Химки Московской области (тестовая база ОКБ Н. Н. Поликарпова). Проводил испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2.
12 декабря 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР I созыва.
15 декабря 1938 г. Валерий Чкалов погиб при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. В его самолете заглох двигатель, и Чкалову, который нарушил полетное задание и вылетел за пределы Ходынского аэродрома (Москва), не хватило запаса высоты, чтобы спланировать до взлетно-посадочной полосы. Его самолет сел на территории захламленного стройматериалами склада, в результате столкновения Валерия Чкалова выбросило из кабины. Он ударился головой о металлическую арматуру и через два часа скончался от полученной травмы в Боткинской больнице.
Валерий Чкалов был похоронен в Москве на Красной площади, урна с его прахом помещена в Кремлевской стене.

Имел воинское звание комбрига (1938).

Герой Советского Союза (1936). Награжден двумя орденами Ленина (1935, 1936), орденом Красного Знамени (1937), медалью «XX лет РККА» (1938).

Автор и соавтор книг «Наш полет на АНТ-25» (1936), «Три дня в воздухе» (1937), «Наш трансполярный рейс Москва – Северный полюс – Северная Америка» (1938).

С 1927 г. состоял в браке с педагогом Ольгой Ореховой (1901-1997). Имел трех детей. Cын Игорь (1928-2006), был инженером ВВС. Дочери — Валерия (1935-2013), Ольга (род. 1939).

Валерий Чкалов Валерий Чкалов — советский военный летчик. Совершил 63-часовой перелет из Москвы в Вашингтон через Северный полюс :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля в Васильевской слободе, ныне город Чкаловск (Нижегородская область). С 1921 по 1924 год учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховском высшем училище воздушной стрельбы. В 1924-1928 годах служил в ВВС и заработал нехорошую репутацию из-за разного рода хулиганств и безрассудства. Дважды был уволен из ВВС и даже арестован из-за авиакатастрофы. Он отсидел 1 год в Брянской тюрьме, затем работал в ленинградской авиации.

Потом снова служил в ВВС летчиком-испытателем. В 1930 году он подарил Сталину новый самолет И-5. Его успешная презентация спасла Николая Поликарпова – знаменитого репрессированного конструктора. Чкалов спас его от 10 лет концлагеря. Затем Чкалов стал майором КГБ. Он водил равнины «И-15» и «И-16». Почти все конструкции существуют в одном экземпляре, поэтому Чкалов постарался сохранить самолет, если это было возможно. Он испытал более 70 типов самолетов. Чкалов теоретически и практически доказал возможность выполнения множества новых фигур высшего пилотажа.

Чкалов начал совершать дальние перелеты с летчиками Байдуковым и Беляковым. В 1936 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили первый беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. (9374 км за 56 ч 20 мин). В 1937 году, 18 июня, команда Чкалова, Байдукова и Белякова на одном самолете начала первый в истории авиации трансполярный беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. 20 июня самолет совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон (США), преодолев расстояние в 8582 км за 63 часа 16 минут. Команда Чкалова впервые пролетела над Северным полюсом и полюсом недоступности и открыла кратчайший путь, соединивший два континента, летчики прославили российскую авиационную мощь.

Чкалов прожил всего 34 года; он погиб в авиакатастрофе при испытании равнины И-180 15 декабря 1938 года. Условия этой трагедии были очень странными. Валерий Чкалов взлетел и сделал низкий круг вокруг аэродрома. Затем он поднялся на высоту более 2000 м, хотя план полета прямо запрещал превышение 600 м. Чкалов не дотянул до аэродрома, но при попытке исправить двигатель заглох из-за очень низкой температуры – 24 градуса по Цельсию. Пилот избежал нескольких зданий, но врезался в линию электропередач. Чкалов был выброшен с равнины, доставлен в госпиталь и через два часа скончался.

Дочь Чкалова позже заявила, что Чкалов был убит НКВД из-за его резкого характера и нежелания заискивать перед Сталиным.

Мастерство Чкалова служило русским летчикам в годы Великой Отечественной войны. Умение летать очень тряпкой к земле спасало летчиков в боях с более мощной немецкой авиацией. Немецкие летчики не могли лететь так низко и остановились, чтобы следовать за советскими равнинами.

Валерий Чкалов — IMDb

  • Биография
  • Награды
  • Общая информация

IMDbPro

Советский летчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолета, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон) в 1937 году. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолет и, страстно мечтая об авиации, уехал в Нижний Новгород, где познакомился с односельчанином Владимиром Фролищевым, работавшим бригадиром сборки самолетов в 4-м Канавинском авиапарке. По его совету Валерий в 15 лет пошел добровольцем в Красную Армию и начал работать учеником слесаря.

В 1921 января Чкалов получил направление на учебу в Егорьевское военно-теоретическое училище ВВС. После ее окончания в 1922 году был направлен для дальнейшего обучения в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, где совершил свой первый самостоятельный полет на самолете Авро 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах, в соответствии с тогдашней практикой подготовки военных летчиков, прошел обучение в Московской военной авиационной школе высшего пилотажа, где освоил боевые самолеты (истребители «Мартинсайд» и «Юнкерс»). Затем учился в Серпуховском высшем авиационном училище стрельбы, бомбометания и воздушного боя. 19 июня24 февраля военный летчик-истребитель Чкалов был направлен на службу в Ленинградскую Краснознамённую истребительную эскадрилью имени Нестерова (Комендантский аэродром). Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Равенским (Троицким) мостом в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет совершил летчик Евгений Иванович Борисенко. В 1926 г. 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья была передислоцирована с Комендантского аэродрома на аэродром Троцк (ныне Гатчина), где Чкалов служил с 1926 по 1928 гг.
27 лет Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года его перевели на службу в 15-й Брянский авиаотряд, а жена и сын Игорь остались в Ленинграде. В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский НИИ ВВС Красной Армии. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авианосца (авианосца), представлявшего собой тяжелый бомбардировщик, несущий на своих крыльях и фюзеляже до пяти истребителей. В 1932 года НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром под городом Щелково Московской области. Переезд из рядового мероприятия превратился в первый в СССР воздушный парад с пролетом над Красной площадью. 45 самолетов летели колонной из трех машин подряд, а во главе шел бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова. С января 1933 года Валерий Чкалов снова в строю и переведен на работу летчиком-испытателем на Менжинский Московский авиационный завод № 39.
. Вместе со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытал новейшие истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и опытных машин ОКБ Поликарпов. Автор нового высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленный ствол. 5 мая 1935 года за создание лучшего истребителя авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Маршрут Сталина», которая сохранилась при следующем перелете через Северный полюс в Америку. Оба рейса Чкалова официально носили это название до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелет на Дальний Восток всему экипажу присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медали «Золотая Звезда», введенной в 1939 после смерти Чкалова, был вручен только его детям в 2004 году.
Кроме того, Чкалову был подарен частный самолет У-2 (ныне находится в музее в Чкаловске). На исключительное для своего времени пропагандистское значение этого полета указывает тот факт, что Сталин лично прибыл 10 августа 1936 года на подмосковный Щелковский аэродром для встречи возвращавшегося самолета. С этого момента Чкалов приобрел всенародную известность в СССР. Чкалов продолжал добиваться разрешения вылететь в США, и 19 мая37 разрешение было получено. Старт самолета АНТ-25 состоялся 18 июня. Полет проходил в гораздо более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере. , Вашингтон, США. Протяженность полета составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Среди встречающих на американской земле экипажа были посол СССР в США Трояновский и Дж.К. Маршалла, будущего генерала и госсекретаря США, который позже принял членов экипажа у себя. За этот полет экипаж был награжден орденом Красного Знамени.