Вадим Задорожный — основатель и хозяин музея техники.

Вадим Задорожный

Основатель и хозяин музея техники.

Вопросы задает:

Александр Кобенко

Главный редактор

Александр Кобенко

У вас здесь какое-то невероятное место. А как вообще это «царство» возникло?

Вадим Задорожный

В нашей стране большая проблема с гордостью — с гордостью за Родину. С тем, что мы называем патриотизмом. И сам по себе музей — это, прежде всего, уважение к нашему историческому прошлому. Любой человек в конце концов обязательно задает себе вопрос: что я сделал, зачем я живу на земле? Поэтому строительство музейного объекта, в данном случае — технического, автомобильного, военно-исторического — это попытка создания абсолютно бескорыстного пространства, попадая в которое любой человек испытывал бы чувство гордости за то, что он живет в России. Делаю это для того, чтобы показать, что у нашей страны все еще впереди. Я верю, что у нас есть еще надежда. И радуюсь, когда тысячи детей приходят сюда в субботу-воскресенье, радуюсь, когда вижу изумление иностранцев, осматривающих музей и удивляющихся тому, что в России это возможно.

Александр Кобенко

А ваш музей можно назвать бизнесом?

Вадим Задорожный

Нет, это образ жизни. Никакого отношения к бизнесу музей не имеет вообще. Это же касается и реставрации. Машины реставрируются только для музея и потом выставляются. Я не продаю машины. Когда появляются деньги, приобретаю и реставрирую машины, которые раньше были найдены в России или куплены за границей. Сбор идет везде и всюду, но на сегодняшний момент я больше занимаюсь реставрацией, потому что уже собрался достаточно большой парк автомобилей, которые нужно восстанавливать. Цены на машины очень резко выросли, поэтому я довольствуюсь тем, что у меня уже ждет реставрации. Мы живем только за счет того, что часть этажей арендуется, и те поступления, которые идут с аренды, вкладываются в развитие. Такая экономическая схема, позволяющая…

Александр Кобенко

…быть на самофинансировании?

Вадим Задорожный

Да, самофинансирование, позволяющее не получать от государства никаких дотаций. Полное самодотирование за счет аренды помещений здесь, в музейном комплексе. И все средства идут на музейные нужды.

Александр Кобенко

Давно вы начали свою музейную деятельность? Как удалось получить землю под музей?

Вадим Задорожный

Музей основан в 2003 году. Тогда был заложен первый кирпич. И через год здесь уже был музей. Тогда это было недорого. Взлет сумасшествия произошел значительно позже. Брал землю в аренду, потом строил. Поэтому здесь не было каких-то космических денег.

Александр Кобенко

Земля, конечно, наверняка приносила бы больше денег, если бы построить какую-нибудь коммерческую недвижимость.

Вадим Задорожный

Мы вот начали разговор о деньгах…Деньги… люди… цифры. У богатейших людей на счетах сотни миллионов долларов, но это люди-цифры: они живут с этими цифрами и умирают. На цифрах их жизнь начинается и на цифрах заканчивается. Понимаете? А необходимо переключение в созидание, в красоту. Красота спасет мир — так и надо понимать, дословно: именно красота спасет мир.

Добро и красота. Поэтому музей имеет отношение не к бизнесу, а к чувству любви к Родине. Моя позиция — гражданская позиция.

Александр Кобенко

Вы представляете, как устроена реставрационно-коллекционная автомобильная часть?

Вадим Задорожный

Конечно. Реставрация машин — это как реставрация живописи. Здесь человек должен не просто обладать техническими знаниями для ремонта машин. Во-первых, он должен быть подкованным автомобильным историком, потому что любое нарушение — это уход от оригинала. Поэтому мастера, которые занимаются реставрацией, досконально знают автотехнику 20–30-х годов, крайне увлечены своей темой и обладают хорошими знаниями ремонтной базы автомобилей того времени. Эти созидатели — фанаты. В России, думаю, таких людей всего несколько десятков — специалистов историков, реставрирующих автомобили.

Александр Кобенко

Вы себя ощущаете больше как коллекционер, историк, музейщик?

Вадим Задорожный

Прежде всего, музей — это самое важное из того, что я сегодня делаю. Я отношусь к этому как к главному делу жизни. Все, что «за музеем», только для того, чтобы музей существовал. Я — хранитель. Все экспонаты любовно сбережены для сегодняшнего дня и для будущего. Считаю, что музей — это не собирательство, а сохранение.

Александр Кобенко

А сколько всего у вас машин?

Вадим Задорожный

Более сотни автомобилей, сотня мотоциклов, такое же количество техники в реставрации. Но остро не хватает площадей. Сейчас экспозиционная площадь — 9700 квадратных метров. Надо строить новое здание, гораздо большее, чем нынешнее. Моя идея — создать российский музей техники, лучший в Европе.

Александр Кобенко

Автомобили, которые стоят в музее, они все на ходу?

Вадим Задорожный

Любой автомобиль можно завести. Все машины ездовые, от первой до последней! Это главное качество музея живой истории. Все живое.

Александр Кобенко

Естественный вопрос человеческий: сколько же стоит такая коллекция?

Вадим Задорожный

А сколько стоит жизнь?

Александр Кобенко

Сама реставрация — это же очень затратный процесс?

Вадим Задорожный

Да, конечно. Все достаточно дорого. По сути дела, если машину расшивать, переделывать — не важно, какая это машина, 50-х годов или машина более ранняя, — времени и сил уходит очень много. Хорошая реставрация стоит от ста до двухсот тысяч долларов. Одной машины.

Александр Кобенко

А какие проблемы у нас встречает человек на этом пути?

Вадим Задорожный

Главное — найти правильных мастеров, ответственных, влюбленных, системных, тогда получится все — как на любом производстве. Но у нас еще, не забывайте, ответственность за парады 7 ноября. А ведь кроме танков Т-34, страна больше ничего выставить не может! Техники ходовой просто нет! Если клич кинуть, можно со всей страны собрать десяток государственных «тридцать четверок». И все! И я прекрасно понимаю, что сейчас наступил последний момент, когда можно еще воссоздать этот блок техники, который мог бы в достаточно большом объеме представлять историческое прошлое страны.

Александр Кобенко

Есть экспонаты, которые вам особенно дороги?

Вадим Задорожный

Я люблю каждый экспонат и к каждому отношусь с уважением.

Как семья, в которой много детей. Как можно одного любить больше, другого меньше? Но с точки зрения истории, конечно, есть интересные экспонаты. Например, «Гроссер-Мерседес-770», который принадлежал Гитлеру. В этом бронированном кабриолете он принимал парады. Это, безусловно, из мировых топов. И сразу же перед тобой возникает образ фашистской Германии. Через эту машину — через ее формы, облик — можно понять симпатии, взгляды, саму идеологию нацизма. Потом эта машина была подарена Павеличу — диктатору Хорватии. А когда к власти пришел Броз Тито, он подарил эту машину Сталину. Но Сталин посчитал, что непатриотично ездить на этом кабриолете — машине врага, и подарил ее первому секретарю Узбекистана. И уже много лет спустя, в 90-е годы, я вытащил ее к себе. Еще один очень интересный автомобиль — бронированная машина Сталина. Машина Гитлера еще в реставрации, а машина Сталина уже в экспозиции. Рядом — машина Берии, ЗИС-110 Б кабриолет.

Александр Кобенко

А у Сталина какая?

Вадим Задорожный

ЗИС-115. Броневик. С теми же стеклами, потемневшими от времени. Через окна этой машины Сталин смотрел на советскую империю. В этой машине сидит манекен Сталина, правда, не на привычном для него месте — он не сидел сзади, а предпочитал боковое кресло. Потом машина, которую Брежнев подарил в свое время лидеру ГДР Хонеккеру. Хонеккер на этой машине встречал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару.
Есть машина, на которой ездил Гагарин, машины Горбачева, Ельцина, Патриарха Пимена. И, конечно, машина Брежнева, в которой он сам сидел, — короткий ЗИЛ двухдверный.

Александр Кобенко

Которую он водил?

Вадим Задорожный

Да. Которую он сам лично водил. Из машин исторических персонажей…Машина контр-адмирала Хорти. Это фашистский диктатор, венгерский. Машина Генриха Шлоссера — главы химического концерна Германии, одного из главных сподвижников Гитлера. Очень интересна машина заместителя наркома авиационной промышленности Михаила Иванова — «Бьюик» 1929 года с пробегом всего в несколько тысяч километров.

Машина, по сути дела, была расконсервирована только в конце 80-х — начале 90-х годов. Она была, видимо, получена чиновником, когда он ездил в Америку покупать авиадвигатели. Эту машину погрузили на корабль, наверное, в качестве какого-то «отката». Или как подарок, в знак благодарности. Но по мере приближения к России, Иванов, судя по всему, стал понимать, что он сделал что-то не так. И когда он приехал в СССР, машину почти тайно вывезли в Малаховку и спрятали. И эта новая машина простояла в гараже до конца 90-х годов. В родной покраске, с родным салоном, с родными колесами. Была бережно закрыта одеялами и намазана толстенным слоем крема «Балет». Был такой коллекционер Михаил Стацевич — к сожалению, он умер не так давно. Он сумел сохранить этот автомобиль для музея.

Александр Кобенко

Что, с 1929 года колеса не спустили?

Вадим Задорожный

Представьте, нет. И у машины Сталина то же самое. В колесах – воздух того времени!

Александр Кобенко

А по какому принципу вы ищете и выбираете экспонаты?

Вадим Задорожный

Это внутреннее чутье. Я стараюсь собирать шедевры, наиболее харизматичные, интересные экспонаты, которые могли бы дать представление о той или иной эпохе машиностроения, мотостроения, танкостроения, авиастроения. Что-то ищу, что-то нахожу, покупаю на аукционах. Что-то было куплено раньше, что-то вымениваю. Кое-что предлагают, есть свои, скажем так, поставщики. Сегодня интересных машин в России практически не осталось: они или уехали за границу, или осели в частных коллекциях.

Александр Кобенко

Но объектами музея являются не только автомобили?

Вадим Задорожный

Здесь собрана коллекция, представляю-щая историю мировой техники. Техника — это и автомобили, и мотоциклы, и авиационные раритеты. Одно из направлений — реставрация отечественных самолетов — как советских, так и российских. Самолеты же времен Великой Отечественной войны выделены в отдельную программу «Крылатый памятник победы». Мы готовили большое шоу к столетию авиации, и я с гордостью скажу, что только в нашем музее есть эскадрилья «живых» летных машин-ветеранов, и другой в России нет! Мы летаем на наших машинах со «звездочками» в самых разных точках мира — и в Англии, и во Франции, и в Арабских Эмиратах — и наше военное героическое прошлое повсюду вызывает восторг.

Александр Кобенко

А где базируетесь?

Вадим Задорожный

Частично в Жуковском, частично — в Новосибирске. А сейчас будем восстанавливать аэродром Второй мировой войны совместно с ДОСААФ.

Александр Кобенко

Аэродром?

Вадим Задорожный

Аэродром 1936 года. Под Медынью — это в Калужской области. И там же мы хотим собрать тяжелую технику — танки. Уже второй парад на Красной площади летает. Можно будет прыгнуть с парашютом, пройти курс молодого бойца.
Не надо забывать, что «войну» за созда- ние в послевоенной Германии процветающего демократического общества выиграл немецкий учитель — прусский учитель, как сейчас говорят. И у нас «войну» за общество должен выиграть учитель, наставник. Только он может создать культурный пласт образованных людей, любящих страну.

Александр Кобенко

Там, наверное, можно будет и сдать нормы ГТО?

Вадим Задорожный

И сдать нормы, и преодолеть полосу препятствий. Любой городской мальчишка хочет быть героем. Кэндзабуро Оэ в романе «Опоздавшая молодежь» подробно рассказывает о том, что вся японская система образования была «заточена» на подготовку человека-воина и гражданина, который должен был умереть за идею императорской Японии, вообще за Японию. Именно в этом идея бусидо, идея самурая. Но война закончилась, мальчишки опоздали умереть, но из себя-то этот настрой, это воспитание не выбросишь — так и возникла японская идеология «опоздавшей молодежи». Но мы в каком-то смысле тоже опоздавшая молодежь, потому что в 70–80-е годы мы жили подругим стандартам. И у нас был настоящий патриотизм, не придуманный!

Александр Кобенко

Да, вера в великую страну.

Вадим Задорожный

Конечно! И мы были готовы сражаться — в Афганистане, где угодно — за страну, за родину против ее врагов. Во всяком случае, среди моего окружения, когда я служил в армии, именно так все и было. Мы любили Родину, мы верили, хотели ее защищать, воевать за нее — все это у нас было в корнях. Была такая красивая идея — служить Родине. Мы опоздали. Пришло другое время, совершенно непонятное, гах и сражениях, про которые они прочли в книжках. Они очень хотят знать историю наших побед. Не надо этого отнимать.

Александр Кобенко

И не надо отнимать то образование, тот его уровень, который был в СССР…

Вадим Задорожный

Разумеется. Советский Союз был выстроен на академическом образовании царской России. На собственных фундаментальных научных школах математики, химии, физики, географии. А школа отечественной инженерии? Это сумасшедшая школа! А сейчас — стоп! Все это выродилось, продолжения нет. Вот это меня больше всего тревожит. На заводах нет специалистов, которые могли бы работать качественно. В авиационной промышленности нет конструкторов и инженеров, продолжателей традиций Туполева и Ильюшина и многих талантливых конструкторов всех областей. Деньги есть, а рук нет. Нет ничего. Все разбалансировалось, машина едет туда, непонятно куда, непонятно зачем. Сегодня самое главное, чтобы у страны было направление. А тут каждый — кто куда. Самое главное, чтобы у Страны была не опоздавшая молодежь. Главное, чтобы у Страны были успевшие Правители.

Вадим Задорожный | Агентство деловых новостей «Бизнес-вектор»

В шествии «Бессмертного полка» участвовала группа Саратовского авиазавода, а «Объединенная авиационная корпорация» заинтересовалась самолетами Як

Опубликовано Оставить комментарий

9 Мая в Саратове состоялось ставшее уже традиционным шествие «Бессмертного полка», в котором по официальным данным приняли участие 120 тысяч человек. Маршрут «полка» пролегал от железнодорожного вокзала до Театральной площади. Читать далее

Подлинный Як-3, сделанный на деньги Головатого, навсегда застрял в частном музее, в Саратове установили его фанерную копию

Опубликовано Оставить комментарий

В саратовском музее боевой и трудовой славы на Соколовой горе установили лишь копию легендарного истребителя, а подлинник зарабатывает деньги в частной коллекции Вадима Задорожного. Читать далее

Хватит и копии: Як-3 Ферапонта Головатова не вернется в Саратов, но разрушенный мемориал САЗа восстановят

Опубликовано 2 комментария

Информацию о заказе макета, вместо возвращения военной реликвии «Бизнес-Вектору» подтвердил вице-губернатор Игорь Пивоваров. Читать далее

Борьба за возвращение в Саратов знаменитого ЯК-3 Ферапонта Головатого возобновляется

Опубликовано Один комментарий

На этот раз бороться за самолет будет депутат Госдумы от «Единой России». Читать далее

Самоуправство ОКБ им.А.С. Яковлева в отношении Як-3 стало предметом разбирательств на высоком уровне

Опубликовано 2 комментария

Правительство области послушно согласилось принять вместо нашего легендарного самолета нечто, извлеченное из болот поисковыми отрядами, но простые ветераны САЗа не смирились с обещанной подачкой от музея Вадима Задорожного. Читать далее

Депутат Госдумы Ольга Алимова: в борьбе за возвращение легендарного Як-3 в Саратов рано ставить точку

Опубликовано Один комментарий

Несмотря на пораженческие настроения, которые царят на ул. Московской,72, активисты-ветераны саратовского авиазавода и депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова продолжают борьбу за возвращение военной реликвии на историческую родину. Читать далее

Министерство культуры РФ не считает знаменитый саратовский ЯК-3 музейным предметом

Опубликовано 4 комментария

Первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов дал отрицательный ответ на запрос депутата Госдумы Ольги Алимовой. Между тем история саратовского колхозника и его подарков фронту не сходит с газетных полос.

Читать далее

Родственники Головатого из Саратова и глубинки просят Ольгу Алимову обратиться в прокуратуру

Опубликовано Один комментарий

История с передачей знаменитого самолета в частный музей в Подмосковье возмутила родственников нашего земляка, ставшего родоначальником почина, охватившего всю страну. Читать далее

Ольга Алимова: саратовский ЯК-3 – реликвия, которая не должна находиться в частной коллекции

Опубликовано Один комментарий

Вчерашняя наша новость о том, что самолет Ферапонта Головатого установлен в частном Музее военной техники Вадима Задорожного возмутила наших читателей. Но депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова уверена, что сдаваться рано. Читать далее

Саратовскую реликвию, самолет Ферапонта Головатого, установили в частном московском музее

Опубликовано 2 комментария

Как сообщает «Вечерняя Москва», возвращение самолета в Россию из США произошло благодаря Вадиму Задорожному — владельцу музея боевой техники. Читать далее



Музей техники Вадима Задорожного

Музей техники Вадима Задорожного – крупнейший частный музей России, в котором представлены интереснейшие коллекции старинных автомобилей, военной техники и сельскохозяйственной техники. Здесь также выставлено различное оружие и другие не менее интересные предметы. Это первый технический музей, которому удалось выйти на мировой уровень. Дает представление об автопроме в России и других странах с 1930 по 1980 годы.

Как признается сам основатель, этот музей для него не бизнес. Прибыль идет на приобретение экспонатов и их реставрацию, а также на расходы и развитие музея. Вадим Задорожный сохраняет прошлое для современников и будущих поколений. Ему очень нравится, что посетители проявляют неподдельный интерес к его уникальной коллекции.

Экспозиции

Вся коллекция разделена на две экспозиции. Часть оборудования находится на улице. Площадь территории составляет 3,5 га. Есть и выставочные залы. Их площадь – 6 тысяч квадратных метров. Они расположены сразу на трех этажах. Всего здесь представлено 1000 экспонатов. Их количество постоянно увеличивается. Посетители могут увидеть необычные ретро-автомобили, различные старинные мотоциклы, всевозможную артиллерию, а также самолеты, оружие, агитационные плакаты и многое другое, не менее интересное.

Начало коллекции положил достаточно компактный BMW с кузовом необычной формы. Год выпуска – 1934. Интересный экспонат – «Гроссер-Мерседес», который использовался для парадов Гитлером. Затем он подарил его хорватскому диктатору А. Павеличу. Позже эту машину передали Сталину. Другие интересные автомобили в составе – ЗИС-110 и ЗИС-115, на которых ездили Берия и Сталин. Также можно увидеть автомобили глав Российского государства.

Уникальный экспонат этого необычного музея – загадочный Бьюик. Год выпуска – 1929. Его представили одному из депутатов. наркомов авиационной промышленности, когда он был в Америке. Машину тайно отвезли на дачу и поставили в гараж. Здесь она была полностью покрыта обычным кремом и тщательно укрыта одеялами. В таком виде он простоял до 1990-х годов. Автомобиль прекрасно сохранился до наших дней. У него все «родное»: диски, покрытие и салон.

Техника музея абсолютно «живая». Все машины заводятся и работают отлично. Эти экспонаты очень часто принимают активное участие в различных реконструкциях, различных парадах, а также снимаются в различных российских фильмах.

Помимо автомобилей в музее можно увидеть мотоциклы 1920-х – 1960-х годов, железнодорожную технику и другие не менее интересные экспонаты.
В здании и на улице выставлены самолеты времен Первой мировой войны, а также послевоенных эпох. Танки, БТР, пушки, гаубицы, артиллерия 1930-1980-х годов выставлены на специальной площадке возле музея.

Музей Вадима Задорожного – очень интересное место. Обязательно стоит посетить его всей семьей, чтобы увидеть различную ретро-технику и узнать много нового.

28.07.2022

Новости по теме

Квартиры

Музей техники в Архангельском

Усадьба Архангельское, Москва, Центр

Примерно в полукилометре от усадьбы Архангельское находится экспозиция танков и вооружения – Музей техники Вадима Задорожного. Здесь можно увидеть большую экспозицию военной техники под открытым небом, а также очень интересную внутреннюю экспозицию ретро-автомобилей, мотоциклов и оружия.

Музей техники, созданный бизнесменом Вадимом Задорожным в 2001 году, сегодня является крупнейшим музеем подобного рода в России. Коллекции ретроавтомобилей и военной техники, наверное, представляют не меньший интерес.

Представленные автомобили позволяют проследить эволюцию автомобилестроения. История автомобилестроения начинается с первого безлошадного экипажа американской фирмы Holsman, выпущенного в 1902 году. Всего было изготовлено 4 таких экипажа. Автоматизация была на самом низком уровне. У машины не было ключа зажигания, поэтому двигатель заводился изогнутой рукояткой. Фары зажигались с помощью спичек.

Родстер Horch 852А (Германия, 1937 г.) — одна из лучших моделей Horch (сейчас компания называется Audi).

BMW 326 (Германия, 1936 г.). В отличие от Horch и Mercedes модели BMW уже тогда имели обтекаемые формы.

Здесь можно увидеть даже знаменитый Ford Model Т, в просторечии известный как Tin Lizzie, первый автомобиль, который был доступен по цене американскому среднему классу. Там же можно увидеть и другие, более поздние модели Форда, в том числе известные по гангстерским фильмам мощные Кадиллаки.

Особую ценность представляют немецкие автомобили 30-40-х годов прошлого века: Horch (нынешняя Audi), Mercedes-Benz и BMW. Именно на этих машинах ездила верхушка Третьего рейха. Также можно найти там несколько машин уже несуществующей французской фирмы Dalahaye, в том числе 135СС, «Синюю птицу», на которой когда-то ездил знаменитый французский гонщик Рене Дрейфус. Есть в музее и интересные спортивные модели Alfa Romeo 1930-х годов, а также современные гоночные автомобили, участвовавшие в гонках «Формулы-1».