Первые на Луне: как Советский Союз обогнал в космосе американцев

Бытует мнение, что астронавты «Аполлон-11» первыми подробно изучили поверхность Луны и получили ценные научные данные. Однако это далеко не так. Задолго до высадки американских астронавтов на поверхность спутника Земли, советские ученые совершили невозможное — 12 сентября 1959 состоялся запуск космического корабля с межпланетной станцией «Луна-2», которой было суждено стать первопроходцем в изучении Луны.

Лунно-ракетная соната

21 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг и Баз Олдрин впервые прогулялись по Луне. Важность этого достижения сложно переоценить — колоссальный прорыв, торжество инженерии и науки способствовали доставке человека на поверхность другого небесного тела. За триумфом американской нации скрывалось одно маленькое, но очень важное обстоятельство —  американцы никогда не были первопроходцами в изучении Луны. Задолго до посадки лунного модуля первыми особенности спутника Земли изучили советские автоматические межпланетные станции «Луна».

Помимо доказательства того, что советская наука находится на пике технологического прогресса, специалистами в области ракетостроения и космонавтики двигал и сугубо научный интерес. Но для реального полета у советских ученых было гораздо больше догадок, чем просчитанных и подтвержденных данных. Перед советской наукой стояло сразу несколько сверхсложных задач, ведь запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году был мероприятием хоть и запланированным, но по большей части экспериментальным. Бросок к Луне в свою очередь предполагал не только вывод космического аппарата на орбиту Земли, но и спринт на 380 тысяч километров в совершенно незнакомом направлении.


Несмотря на сложность выполняемой задачи, принципы советской лунной программы патриархи отечественной науки Сергей Павлович Королев и академик Мстислав Всеволодович Келдыш сформулировали довольно просто: оказаться на поверхности Луны, изучить ее особенности и получить подробные фотоснимки. Для реализации полета Королев практически сразу предложил схему с использованием трехступенчатой ракеты.  Правда, первые пуски «королевской» Р-7, модернизированной под условия работы в космическом пространстве и особую полезную нагрузку, в 1958 году успехом не увенчались — из-за недостатков конструкции ракета-носитель  взрывалась спустя две-три минуты после отрыва от стартового стола.


«Семерка все-таки изделие военное, и адаптация в тех условиях под научные проекты требовала значительных изменений. Дело все заключалось не столько в объеме работ, сколько в сложности вспомогательного оборудования. Ну и плюс ко всему — это все же первый опыт советских ракетчиков в создании техники такого типа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями и сложностями», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Олег Куликов.


Однако в соревновании за право первыми оказаться на Луне неважно выступали и американцы. Талантливый эмигрант-ракетостроитель Вернер Фон Браун не мог обеспечить американское лидерство в лунной гонке — космические аппараты «Пионер-1», «Пионер-2» и «Пионер-3» гибли один за другим при взрыве ракеты-носителя, либо не выводились за пределы орбиты Земли из-за отказа двигателей одной из ступеней.

Цена успеха


 

Изнурительная и кропотливая работа над системами управления и бортовой электроникой позволила советским ученым 4 января 1959 года осуществить первый в истории человечества пролет в непосредственной близости от Луны. Через 34 часа после запуска межпланетная станция «Луна-1» оказалась на расстоянии в 6 тысяч километров от поверхности Луны, закрепив за Советским Союзом звание первой космической державы.

Помимо первого в истории человечества выхода космического аппарата на гелиоцентрическую орбиту, советские ученые получили целый массив научных данных для следующих полетов далеко за пределы родной планеты. Удалось с высокой степенью точности сформировать представление о границах внутреннего и внешнего радиационных поясов Земли, получить первые данные о солнечном ветре и укрепиться во мнении, что у Луны практически полностью отсутствует магнитное поле.


Практически одновременно с советскими специалистами свои попытки «достать до Луны» не переставали предпринимать и американские ученые. Наиболее удачной оказался запуск аппарата «Пионер-4» в марте 1959-го. Несмотря на то, что первоначальной цели — первыми попасть на поверхность Луны — специалисты из США так и не достигли, аппарат прошел на расстоянии в 60 тысяч километров от Луны и практически повторил успех советской межпланетной станции «Луна-1», успешно «оседлав» околосолнечную орбиту.


Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли. Помимо самого факта доставки космического аппарата на Луну, были также подтверждены и другие научные гипотезы.


Теперь практически с абсолютно точностью можно было утверждать, что у Луны нет собственных радиационных поясов, аналогичных по своей природе, структуре и воздействию земным, и есть точные доказательства отсутствия у искусственного спутника Земли собственного магнитного поля. Историческая по своему значению миссия была завершена, однако «королевцы» и не думали останавливаться на достигнутом. Единственной загадкой как для Королева лично, так и для всех специалистов, занятых в работе над лунными проектами, оставалась плотность и особенности лунного грунта, который в большинстве случаев ученым представлялся в виде мелкодисперсной пыли. С целью более тщательного изучения лунного грунта и поверхности в целом было решено совершить серию запусков космических аппаратов с мощной фотоаппаратурой на борту.

Луна твердая

Важнейшим этапом плана Королева было передать на Землю снимки обратной, темной, стороны Луны. Для этих целей, с учетом всего накопленного опыта, в октябре 1959 года, через месяц после триумфа советской космической промышленности и «попадания» в Луну, был запущен космический аппарат «Луна-3», практически целиком состоявший из аппаратуры для фотографии, проявки и сканирования прямо на борту. 7 октября, через трое суток после старта, аппарат впервые в истории прошел над темной стороной Луны на расстоянии около 65 тысяч километров. Даже несмотря на то, что из 29 сделанных снимков удалось принять всего 17 — это был колоссальный успех ученых и промышленности. Впервые советские ученые получили в свое распоряжение уникальные снимки поверхности Луны, которых не было больше ни у кого.

Американцам же в упражнении «стрельба в сторону Луны» по-прежнему не везло. С 1959 по 1962 специалисты NASA шесть раз терпели неудачи при попытках «забросить» собственные «Рейнджеры» и «Пионеры» на поверхность спутника Земли, а в 1960 году дважды с пусками не повезло и советским специалистам. Однако небольшие неудачи затмило другое, историческое и не подвергаемое ни малейшему сомнению достижение — первый пилотируемый полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961, едва не поставивший крест на американской лунной программе. Однако следующие пять лет были для советской науки не самыми простыми. Американские специалисты заметно наращивали темп — активно дорабатывали космические аппараты, совершенствовали ракеты-носители и в 1962 году получили первые, аналогичные советским, результаты доставки космического аппарата на поверхность Луны. Однако четкого и однозначного ответа о характере лунной поверхности по-прежнему не было. Ситуация складывалась абсолютно патовая — чтобы совершить посадку на Луну, необходимо знать параметры грунта, а такими данными ни советские специалисты, ни их американские коллеги не располагали.

Исходя из сроков выполнения и сложности задачи, Королев принимает во внимание рекомендации и расчеты советского радиофизика Всеволода Троицкого, который с помощью тяжелейшего с научной точки зрения эксперимента выводит некоторые необходимые для посадки космического корабля параметры. Исходя из расчетов Троицкого, Королев позднее от руки напишет справку, фактически подарившую Советскому Союзу Луну.


«Посадку лунного корабля следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы», — напишет Королев.


«Для таких расчетов использовали совершенно уникальные с технической точки зрения сооружения, которые называли не иначе, как «искусственная Луна». С помощью радиотелескопа команда исследователей, под руководством Троицкого вычисляла приблизительные параметры лунной поверхности — ее плотность, температуру и… химический состав. С последними двумя параметрами было особенно интересно. Исследователи высчитали, что лунный грунт обладает крайне низкой теплопроводностью, и может почти на 60% состоять из кварца — оксида кремния. Эти расчеты вместе с другими данными легли в основу заключения о плотности грунта», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» историк космонавтики, инженер-ракетостроитель Борис Кочергин.

Исходя из определенных параметров, советскими специалистами была спроектирована принципиально отличная от других автоматическая межпланетная станция «Луна-9», которую снарядили творить историю советской космонавтики на борту ракеты-носителя «Молния-М» 31 января 1966 года. Уже 3 февраля 1966 года МПС совершила успешную мягкую посадку на лунную поверхность в районе океана Бурь, а еще через четыре минуты с аппаратом была установлена радиосвязь. Ценность полученных данных от всех межпланетных станций «Луна» вряд ли когда-нибудь получится измерить деньгами, ведь, помимо первой в истории круговой фотопанорамы Луны, также впервые был налажен процесс детального изучения лунного грунта, в том числе и откровенно небольших (размерами до 1 см) объектов прямо на поверхности.

Триумф науки омрачила лишь гибель ключевой фигуры в истории советской космонавтики. Не дожив буквально пару недель до запуска «Луны-9», скончался Сергей Павлович Королев — человек, отчаянно сражавшийся за советскую космонавтику. Патриарх отечественного ракетостроения и ответственный за все достижения советской космической науки человек так и не узнал, что обе фазы его лунной авантюры удалось реализовать ровно так, как и было запланировано.

Алексей Леонов: для посадки на Луну у нас было две секунды |

В этом году во второй раз в ООН отмечают Международный день первого полёта человека в космос — Юрия Гагарина. В эти дни чествуют и первую женщину- космонавта — Валентину Терешкову, поскольку в 2013 г. исполняется ровно 50 лет со времени её исторического полёта.

Ещё один советский космонавт, Алексей Леонов — тоже был первым: он совершил беспрецедентный выход в открытый космос в 1965 г. Правда, Леонову не удалось стать первым человеком, побывавшим на Луне. По предварительному плану, Леонов должен был стать командиром советского экипажа, готовящегося облететь Луну в сентябре 1968 года, и первым ступить на её поверхность. Но история распорядилась иначе, и первым на Луне побывал американец Нил Армстронг.

О тех незабываемых днях и о советской лунной программе с Алексеем Леоновым поговорил Никола Крастев.

*****

АЛ: У нас были запланированы три полета с облетом Луны на корабле Л1 или «Зонд», как мы потом называли их и, по результатам трех облетов должен быть определен экипаж с посадкой на Луну. Программа шла параллельно, ракета для облета была, «Протон» с разгонным блоком. И для посадки на Луну разрабатывалась ракета Н1 и вариант еще был — связка «Протонов», пять «Протонов» несли 200 тонн на орбиту напрямую. Ну, это отпало, осталось в программе ракета Н1. Не дожидаясь ее готовности, мы реализовывали программу с облетом. Вот там первый экипаж был я и Олег Макаров. Второй экипаж был Валерий Быковский и Николай Рукавишников. Я был одновременно и руководителем этой программы в Центре подготовки космонавтов. Вот так к этому мы и готовились. Готовность была очень высокая, мы даже проводили на космодроме электрические испытания нашего объекта, чего никогда раньше не делали. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева (руководителя советской космической программы) в январе 1966 г., то я был уверен, что мы на полгода бы опередили Франка Бормана (облет Луны «Апполон-8» в декабре 1968 г.)

НК: На ваш взгляд смерть Сергея Королева является основной причиной, что американцы вас опередили, так это понимать?

АЛ: Я думаю, что, анализируя состояние техники и готовность (советского) экипажа — у нас было все, кроме волевого решения. Надо кому-то считать риски, чего никто не хотел делать. А Сергей Павлович Королев хорошо просчитывал риски. Было принято решение, что я буду командиром первого экипажа по облету Луны. Мы планировали три облета. Но я не знаю, может быть, исходя из ситуации, могли бы после одного успешного облета пойти на вариант посадки на Луну. Но параллельно мы занимались, и я летал на динамическом тренажере на базе вертолета Ми-4, на котором отрабатывал ручную посадку на поверхность Луны с высоты 100 метров. Значит, дросселировали двигатель и с задросселированным двигателем сыпался с высоты 100 метров до земли. Вот такая же вертикальная скорость должна была быть у корабля Л3 при прилунении. Это я уже делал, а, в общем, никто кроме меня не делал. Поэтому заявка у меня была такая, но надо было еще облететь Луну.

НК: Как раз в связи с этими техническими параметрами, что вы сейчас объяснили — в ваших встречах с американскими астронавтами приходилось обсуждать преимущества и недостатки одной или другой системы?

АЛ: В книге, которую я написал совместно с Дэйвидом Скоттом, «Две стороны Луны» (2006 г. , с предисловием Нила Армстронга) – там, в общем, эта работа параллельная, американцы несколько раньше начали, чем мы и вложили другие деньги совершенно, чем Советский Союз — там мы все это обсуждали. Параметры были те же самые, орбита та же самая, но — что было у нас очень рискованно, и я думаю, что, наверное, мы бы все-таки не пошли на вариант посадки одного человека. У нас планировалось, чтобы на поверхность Луны сел один человек и вышел. На мой взгляд, это в общем-то дело рискованное. Я рисковый человек, но это уже слишком. Это было связано с маломощностью ракеты, она была рассчитана на один груз, а потом, после аварии, связанной с конструкцией, ее усилили, и она уже могла выводить на орбиту меньший груз. Вот почему пошли на создание лунного корабля с меньшими параметрами по весу. Ясно, что в первую очередь пожертвовали одним членом экипажа, а это — вопрос безопасности.

НК: Я читал, что существовал план отправить на Луну автоматический аппарат, который оставил бы такую же ракету недалеко от предполагаемого места посадки, так что в случае аварии, если что-то непредвиденное произошло — у космонавта был бы запасной вариант с другой ракетой, которая бы находилась поблизости?

АЛ: Это все фантазия. Дело в том, что там не ракета, а там посадочный модуль. Знаете, это трудно предположить, как бы посадочный модуль сел отдельно и где бы он сел? И на чем туда, к модулю идти или доехать? Этого не было. А пешком по поверхности Луны к модулю идти — на такой разброс по дальности это невозможно. Это был всего лишь один из вариантов. Мы обсуждали, что и так можно сделать, но когда задавали вопрос «А как же безопасность»? Вот тогда находились умники, которые говорили «А мы посадим рядом беспилотный модуль», и тогда человек должен пройти от своего аппарата. А зачем ему уходить оттуда? А если сломался свой аппарат — то до другого аппарата сложно дойти, они должны были рядом сесть. Это проблематично.

НК: Где в большей степени учитывался фактор риска — в американской или советской лунной программе?

АЛ: У нас в советской программе, конечно, было больше риска, я имею ввиду вариант с посадкой на поверхность Луны. Здесь риск не только в том, что на Луну идет один человек. На заключительном этапе посадки — когда корабль зависал над лунной поверхностью на высоте 100 метров, космонавт должен был в течение полутора — двух с половиной секунд выбрать точку посадки и сесть. Другой вариант — в те же самые 1,5-2,5 секунды отказаться от посадки. Я думаю, что никто бы из нас не отменил, мы бы пошли «на авось». Прилететь туда и двумя ручками в перчатках — представьте себе планшет и на планшете две ручки — ручка X и ручка Y. Надо поворотами этих ручек поставить крестик на выбранную площадку. На это давалось как максимум две с половиной секунды.

НК: А этого времени, видимо не хватало, это очень быстро, да?

АЛ: Да, это очень быстро. Но мы все-таки натренировались, мы это делали. Значит вопрос в другом: а вдруг я буду себя там плохо чувствовать или мало ли что, да? То есть, на Земле мы это уже делали. А как там, на Луне, после трех суток полета? Значит, у наших друзей, наших американских коллег, это было раз 10 по времени больше (запасного топлива у Армстронга и Олдрина после посадки на Луну оставалось на 32 секунды с учетом необходимого топлива на обратный взлет). Они могли зависать дольше, поскольку топлива больше оставалось, вот, и, конечно, рисков у них было меньше, чем у нас.

НК: Алексей Архипович, опишите, пожалуйста, ваши воспоминания, ощущения, эмоции 20 июля 1969 г, когда стало известно, что американцы (Армстронг и Олдрин) высадились на Луну.

АЛ: Ну, во первых, я это все сам видел (смеется). Только в двух странах мира это не показывали, две коммунистические страны — Китай и Советский Союз. Но у нас было место на Комсомольском проспекте, была одна организация, предвестник нашего ЦУПа (Центр управления полетами), где мы принимали телевизионный сигнал. Я смотрел запуск «Апполлона-8» (Франк Борман), поскольку мы специалисты. Можно было кому угодно там пудрить мозги и не показывать, а нам-то это надо все знать.

И, конечно, мы смотрели запуск Бормана, и смотрели запуск «Апполона-11» (Армстронг, Олдрин, Коллинз). И я вам скажу — я знаю привычку американских астронавтов держать пальцы крестом при старте. Я тоже держал пальцы крестом, когда осуществлялся запуск «Апполлона-11». У нас был старт хорошо виден, а потом — посадка на Луну, были включены телевизионные камеры наружные на посадочном модуле. И сам этот первый шаг, который так осторожно Нил Армстронг сделал, как бы щупал. Это, конечно, был настоящий восторг и мы радовались, клянусь Богом, мы радовались, что вот, человек там находится, действительно это было торжество разума.

Кадры высадки на Луну: посмотрите исторические моменты миссии «Аполлон-11»

Посмотрите высадку на Луну в 1969 году

02:11

Сейчас играет

— Источник: CNN

Профессор объясняет, почему внутреннее ядро ​​Земли могло остановиться

03:33

Сейчас играет

— Источник: CNN

«У нас есть влияние»: DART успешно изменил орбиту астероида

01:09

Сейчас играет

— Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

«Просто меня тронуло»: НАСА в восторге от новых снимков

02:19

Сейчас играет

— Источник: CNN

См. запуск ракеты Artemis I

Потрясающее изображение, показывающее результат столкновения двух галактик

02:11

Сейчас играет

— Источник: CNN

Жуткий звук — это то, как звучит черная дыра, говорит НАСА

01:54

Сейчас играет

— Источник: CNN

Смотрите первые изображения поверхности Венеры

01:41

Сейчас играет

— Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Нил де Грасс Тайсон объясняет, что означает открытие НАСА для жизни за пределами Земли

01:14

Сейчас играет

— Источник: CNN. 00:45

Сейчас играет

— Источник: CNN

Гигантская рука? Скачущая лошадь? Посмотрите потрясающее изображение, снятое телескопом Джеймса Уэбба 9.0003

01:31

Сейчас играет

— Источник: CNN

Смотреть: миссия SpaceX доставила в космос первую индейскую женщину

01:40

Сейчас играет

— Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Именно здесь Perseverance обнаружил больше органического вещества, чем когда-либо на Марсе

Первая высадка на Луну Быстрые факты

‘Один маленький шаг’: Артефакты высадки на Луну —

Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, который ежегодно посещают миллионы людей, является домом для нескольких лунных модулей «Аполлон», построенных для программы посадки на Луну.

Alex Wong/Getty Images file

‘One small step’: Артефакты высадки на Луну —

Модель ракеты «Сатурн-5» и ее стартовая шлангокабина являются примерами того, что использовалось в эпоху Аполлона.

Alex Wong/Getty Images file

‘One small step’: Артефакты высадки на Луну —

Знаменитая прогулка Нила Армстронга на Луну отмечена в Национальном музее авиации и космонавтики.

Алекс Вонг/Getty Images

«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну —

Командный модуль «Аполлона-11», выставленный сейчас в Национальном музее авиации и космонавтики, был одной из трех частей космического корабля «Аполлон».

Alex Wong/Getty Images file

«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну —

Американский флаг является частью экспозиции Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики.

Alex Wong/Getty Images file

‘One small step’: Артефакты высадки на Луну —

Для программы посадки на Луну «Аполлон» было построено 12 лунных модулей.

Alex Wong/Getty Images file

‘One small step’: Артефакты высадки на Луну —

Командный модуль «Аполлона-11» благополучно доставил астронавтов на Землю.

Алекс Вонг/Getty Images файл

‘Один маленький шаг’: Артефакты высадки на Луну —

Командный модуль Аполлона-11 «Колумбия» доставил астронавтов Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза на Луну и обратно в июле 1969 года.

Эрик Лонг/Национальный музей авиации и космонавтики

«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну —

На выставке представлен лунный модуль «Аполлон» № 2.

Эрик Лонг/Национальный музей авиации и космонавтики

«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну —

Квалификационная испытательная установка лунохода выставлена ​​в Национальном музее авиации и космонавтики.

Национальный музей авиации и космонавтики, Смитсоновский институт

«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну —

Этот скафандр носил астронавт Нил Армстронг, командир миссии «Аполлон-11», которая 20 июля 1969 года высадила первого человека на Луну.

Эрик Лонг/Национальный музей авиации и космонавтики
«Один маленький шаг»: артефакты высадки на Луну

Си-Эн-Эн —

Вот посмотрите на первую высадку на Луну 20 июля 19 года.69. За высадкой на Луну наблюдали около 600 миллионов человек по всему миру.

20 июля 1969 г. — [16:17] EDT] Аполлон-11 становится первым пилотируемым космическим кораблем, приземлившимся на Луну.

В состав экипажа входили Нил Армстронг (командир), Базз Олдрин (пилот лунного модуля) и Майкл Коллинз (пилот командного модуля).

Космический корабль «Аполлон-11» состоял из командного модуля «Колумбия» и лунного модуля «Игл».

Экипаж преодолел 240 000 миль от Земли до Луны за 76 часов.

ABC, CBS и NBC вместе потратили от 11 до 12 миллионов долларов на освещение Аполлона-11 и освещали миссию с утра воскресенья до вечера понедельника.

25 мая 1961 г. Президент Джон Ф. Кеннеди обращается к Конгрессу: «Во-первых, я считаю, что эта нация должна посвятить себя достижению цели, прежде чем это десятилетие закончится, высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Луну. земля. Ни один космический проект в этот период не будет более впечатляющим для человечества или более важным для дальнего освоения космоса; и ни один из них не будет таким трудным или дорогостоящим».

21 ноября 1962 г. — Президент Кеннеди говорит администратору НАСА Джеймсу Уэббу: «Нравится нам это или нет, это гонка. Все, что мы делаем [в космосе], должно быть связано с тем, чтобы добраться до Луны раньше русских».

18 мая 1969 г. Аполлон-10 стартует из Космического центра Кеннеди, Флорида. Этот запуск является генеральной репетицией для Аполлона-11. Экипаж, Томас Стаффорд, Джон Янг и Юджин Сернан, облетают Луну, а затем возвращаются на Землю через восемь дней, три минуты и три секунды.

16 июля 1969 г. — В 9:32 утра по восточному поясному времени Аполлон-11 стартует с площадки А, стартовый комплекс 39, Космический центр Кеннеди, Флорида.

20 июля 1969 г. — В 13:47. EDT Армстронга и Олдрина в лунном модуле Eagle отдельно от командного модуля. Коллинз остается на борту корабля «Колумбия», вращающегося вокруг Луны.
— 16:17 EDT — Орел приземляется.
— 16:18 EDT — «Хьюстон, База Спокойствия здесь. «Орел» приземлился», — сообщает Армстронг. Когда лунный модуль приземляется на поверхность Луны в Море Спокойствия, у него остается меньше 40 секунд топлива.
— 22:56 EDT — Армстронг говорит: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества», когда он становится первым человеком, ступившим на Луну.
— 23:15 EDT (прибл.) — Базз Олдрин присоединяется к Армстронгу на Луне. Мужчины читают табличку, подписанную тремя членами экипажа и президентом: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну, июль 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром для всего человечества».
— 23:48 EDT — Президент Никсон разговаривает с Армстронгом и Олдрином по радио из Овального кабинета: «(это) определенно должен быть самый исторический телефонный звонок из когда-либо сделанных». Они говорят в течение двух минут, и звонок транслируется по телевидению на обоих концах.
— Армстронг и Олдрин тратят более двух часов на сбор образцов и данных о лунных породах и проводят ночь на борту «Орла».

21 июля 1969 г. — В 13:54. EDT — Орел отправляется с Луны на встречу с Колумбией.
— 17:35 EDT — стыковка Eagle с Колумбией. После передачи лунных камней, данных и оборудования «Орел» сбрасывается, и экипаж начинает полет обратно на Землю.

22 июля 1969 г. — Колумбия достигает траектории к Земле.

24 июля 1969 г. — В 12:50. EDT Columbia приводняется через восемь дней, три часа и 18 минут после старта.