Содержание

Герои до востребования – Огонек № 49 (5402) от 14.12.2015

190 лет восстания декабристов — отличный повод задуматься о том, как революции в России, от одноцветных до многоцветных, становились профессией. Выйти на площадь 14 декабря 1825 года, отвергнув присягу, и сделать из этого новый кодекс чести; провозгласить диктатуру во имя демократии и всеобщего блага; в общем, «глядеть в наполеоны», дабы установить всеобщее равенство,— все эти парадоксы родились, кажется, под той же «звездой пленительного счастья», что и легенда о декабристах. Рассказ о декабристах — это, пожалуй, самый яркий пример того, как может отличаться реальное историческое событие от народной памяти о нем. «Огонек» разбирался в деталях

Чтобы вывести солдат на площадь, декабристам пришлось объявить Николая I «самозванцем», а настоящим царем назвать Константина

Фото: Юрий Белинский /Фотохроника ТАСС

Сергей Эрлих*

Прежде чем исследовать какой-то эпизод прошлого, историки обосновывают его «значение», под которым подразумеваются ближайшие последствия.

Давайте попробуем обосновать, в чем же значение декабристского восстания, к каким последствиям привела деятельность тайных обществ?

Много шума из…

Как вы прекрасно знаете, «мятеж воинский» был подавлен в одночасье. По словам Тютчева, «зима железная дохнула — и не осталось и следов». Но, возможно, своим неудачным выступлением декабристы приблизили осуществление заявленных ими целей, например отмену крепостного права? С этим трудно согласиться. Восстание привело к тому, что в советское время называлось «николаевской реакцией». Ужесточение цензурного режима не способствовало обсуждению проблемы рабства русских крестьян.

Рассмотрим еще одну версию — декабристы повлияли на власть, «заставили ее задуматься». В каком-то смысле так оно и было. Николай I был человек неглупый и благодаря акции 14 декабря провел своеобразное «социсследование». Он велел записывать все «конструктивные предложения» по изменению государственного устройства, высказанные декабристами на следствии. Этот «свод пожеланий» революционеров хранился у царя в кабинете, и он к нему часто обращался. Но было бы преувеличением считать, что без этих «благоразумных советов из крепости» Николай Павлович не понимал, что крепостное право — это огромная проблема для страны. Еще Павел I пытался его ограничить: уменьшил число дней барщины, запретил продавать крестьян без земли и прочее. Александр I разрабатывал проекты отмены крепостничества, заставив этим заниматься даже самого Аракчеева. В русле все той же логики Николай I создал несколько «секретных крестьянских комитетов», которые должны были, не поднимая шума, найти решение крестьянского вопроса. Все упиралось в простую вещь: дворянское большинство вполне устраивало право собственности на людей. Царь это понимал и опасался заговора обделенных элит еще больше декабристского восстания. Не будь Крымской войны, обнаружившей, что Россия не в состоянии соревноваться с европейскими державами, крепостное право могло продержаться еще лет 30.

Итак, на власть декабристы большого влияния не оказали. Но может, они оказали существенное воздействие на общество? Чего нельзя отрицать, так это их влияния на жителей Сибири: там они действительно и лечили, и учили, и модернизировали производство, оставив о себе добрую память. Но если мы будем говорить в целом об империи, то на кого они повлияли? Были небольшие кружки студентов Московского университета, было общество Петрашевского в Петербурге — и, пожалуй, все. Эти маргинальные собрания никак не могли определять общественное мнение николаевского царствования.

Не случайно западные историки скептически оценивают «сверхзначимость» декабристов для русской культуры. Славистика — это огромное направление в зарубежной историографии, но там по состоянию на сегодняшний день можно найти чуть более 20 работ, посвященных феномену тайных обществ. Причем часть из них написана русскими эмигрантами. А вот в России общее число работ о декабристах — монографий, статей, романов, стихотворений, газетных публикаций — приближается к 20 тысячам. Удивительная диспропорция, согласитесь.

Так почему же декабристы нам так дороги? Очевидно, что решающую роль играют не рациональные соображения, а чувства. Разумеется, нам жаль блестящих молодых людей, отдавших свои жизни за освобождение русских крестьян от рабства. Но одного этого для благоговейной памяти недостаточно. В нашей истории были и другие люди, страдавшие за свои идеалы. Были, например, толстовцы, многие из которых заплатили за свои убеждения расстрелами и тюрьмами в годы сталинских репрессий, а о них Россия почему-то почти не помнит…

Перевертыши

Сегодня историки склонны считать, что горячая любовь к декабристам — всецело заслуга Александра Ивановича Герцена. Этот тонкий стилист создал «декабристский миф», а главное — нашел формулу, которой так не хватало предшествующим мятежникам (в том числе и самим декабристам) для эффективного свержения действующей власти. В России веками существовала идея: царь — это святой рыцарь Георгий Победоносец, который защищает страну от внешних врагов и их внутренних прислужников. Единственным способом «сместить» царя было объявить его «ненастоящим». Все восстания проходили по этой схеме. Лжедмитрии и Пугачев прямо называли себя царями, поясняя, что там, в Кремле, сидят узурпаторы, Разин и Болотников представлялись «воеводами» умерших царевичей… И даже декабристы, люди европейского сознания, выводили солдат на площадь, говоря, что настоящий царь — это Константин, а не Николай. Другого способа бороться с мифом о «святом рыцаре на троне» не было. «Декабристоведам» известно, к чему привела попытка Сергея Муравьева-Апостола отказаться во время восстания на юге от этой идеологии и опереться на «катехизис революционера», утверждавший, что народ имеет право сместить царя, если тот неугоден Богу. Стоило ему сказать солдатам, что он не является представителем правого царя, как дисциплина в полку была потеряна. Поход Черниговского полка превратился в погром, пьяные солдаты, понявшие, что царя над ними нет, принялись грабить окрестные деревни. Этим, в частности, объясняется парадоксальный факт, мучивший историков: Муравьев-Апостол, боевой офицер, подполковник, в финальном акте своей драмы ведет восставший полк по открытому полю прямо на правительственные пушки. .. Зачем? Ведь он понимал, что это безумие… Но, похоже, это был жест отчаяния. Он хотел одного, чтобы этот кошмар скорее закончился.

Итак: мятежники могли выступить против власти только в том случае, если найдут подходящего «самозванца».

И тут появляется Герцен. Что он делает? Он переворачивает формулу. Говорит, что декабристы — это «богатыри, кованные из чистой стали», «святые рыцари», а царь на самом деле «дракон», «Медуза горгона», исчадие ада. И как только такой перевертыш был проглочен общественным сознанием, отпала нужда в самозванстве. Формула, предложенная Герценом, оказалась очень эластичной. Он связал ее не только с образами античных героев, рыцарей, но и с евангельскими мотивами. Герцен писал о декабристах: «Виселица превращается в крест». Их выход на Сенатскую площадь, последующие суд и казнь он сравнил со входом Господним в Иерусалим и страстями Христовыми. Гениально! Говоря иначе, они и герои, и мученики. В ситуациях, когда власть сильна, можно быть «декабристом-мучеником», а в периоды революционного подъема — «декабристом-героем». Очень удобно.

Из этого мифа в 1860-е годы родилась интеллигенция. Важнейшей для нее стала идея «жертвы во имя народа». Жертву стоит понимать в широком смысле: это не только жизнь, но и деньги, и время, и труд… Интеллигенция включала в себя далеко не только политических революционеров. Огромное количество людей вдохновилось герценовскими образами, занималось созидательным трудом ради «униженных и оскорбленных». Десятки тысяч отправились в деревенские школы, земские больницы… Это было искренне. Заметим, что интеллигенция, которая отказывается от своего «основного мифа», от «жертвы во имя народа», превращается просто в образованный слой. Или в «образованщину», как любил говорить Солженицын.

Таран истории

Два раза в нашей истории миф о декабристах сыграл очень серьезную роль и доказал свою «боеспособность». Известен афоризм, что история — это политика, обращенная в прошлое. Если говорить о мифе, то это политика, обращенная в будущее. Герценовский миф оказался тараном, способным свергнуть самодержавие, а потом и советский строй.

В начале ХХ века весь политический спектр тогдашней России, за исключением самых ярых монархистов, восхищался декабристами — от кадетов до эсеров и большевиков. Не один только Ленин отдавал им должное. После Февральской революции, например, Временное правительство заказало Мережковскому специальную брошюру о декабристах, которая была напечатана большим тиражом, распространялась среди солдат на фронте и имела посвящение: «Продолжателю дела декабристов — Александру Федоровичу Керенскому». В 1917 году «миф о декабристах-богатырях» победил «миф о светлом рыцаре на троне».

Спустя почти полвека, в 1960-е годы, его революционный потенциал активизировался вновь. Эйдельман, Окуджава, Галич, Евтушенко, Лебедев… Огромный поток литературы, существовавший внутри советского официоза и прикрывавшийся ленинскими цитатами о декабристах, стал производить подрывные для советского строя смыслы. Все прекрасно понимали, что под Николаем I подразумевается генсек, а декабристы — это интеллигенция, которая сопротивляется «дракону на троне».

Этот дух шестидесятничества дожил до 1991 года. Я изучал структуру самоидентификаций тех, кто выходил в 1991 году защищать Белый дом: пушкинский лейтмотив из послания декабристам в Сибирь «Оковы тяжкие падут…» был для них в те дни основным.

Политтехнологи декабря

После краха СССР из исторической памяти были выброшены второе и третье ленинские «поколения» революционных «бесов» — и народники, и большевики. С карты Питера, например, исчезли улицы Желябова, Перовской, Халтурина. Зато улицы Пестеля, Якубовича, Рылеева, Декабристов — остались. Декабристов никто не тронул, даже при изменившемся духе времени они продолжали считаться предками интеллигенции.

Когда Владимир Путин был еще исполняющим обязанности президента и проводил свою первую предвыборную кампанию, он встретился с представителями интеллигенции в иркутском Музее декабристов. Ловкий пиар-ход!

При этом интеллигентные пропагандисты новой власти с начала 90-х всячески подчеркивали, что декабристы — это не столько революционеры, сколько недопонятые реформаторы (вспомним название книги Якова Гордина «Мятеж реформаторов»), которых как раз сейчас пришло время «допонять». Так была намечена траектория постепенного «приручения», одомашнивания мифа о декабристах-революционерах.

Но не вышло. Уже в 2005 году период мирного сосуществования вертикальной власти и памяти о декабристах закончился. Главная причина здесь, на мой взгляд, прозаична: интеллигенция оказалась власти не нужна. В 1990-е годы она защищала режим Ельцина от опасности коммунистического реванша: в 1993 году призывала твердой рукой наводить порядок, в 1996 году взяла на себя всю пропагандистскую работу по очернению КПРФ… Но в 2000-е годы коммунисты уже не представляли угрозы, они стали даже полезными: карманная оппозиция, которая помогает выпускать пар. И зачем теперь все интеллигентные пропагандисты? Началось их выдавливание из структур власти и массмедиа.

Кроме как на пример декабристов интеллигентам в своем протесте опереться не на кого. В ходе захвата НТВ в 2001 году впервые прозвучали еще робкие декабристские ассоциации, потом случились «декабристы-лимоновцы», 14 декабря 2003 года захватившие приемную президента. .. В общем, пошла декабристская буза. А апогеем стало дело ЮКОСа. Когда Михаил Ходорковский понял, что тюрьмы не миновать, он, будучи сообразительным человеком, придумал себе декабристский имидж. Все ассоциации были выстроены вокруг декабристской темы. Международные адвокаты, которые знать не знают, кто такие декабристы, вдруг заговорили: «Ходорковский — это декабрист…» В своем последнем слове на суде Михаил Борисович трогательно назвал жену «декабристкой», поблагодарив ее за верность, а уж когда оказался в Чите, не преминул в первом послании на волю сообщить, что «находится в краю декабристов…».

Для власти это, конечно, означало одно: с мифом пора кончать. И уже в юбилейный — 2005-й — год на телевидении появляется первый антидекабристский фильм. Сегодня счет им уже перевалил за десяток (чего стоит один «Мираж пленительного счастья»). Кремль поступил изящно: не стал бороться за присвоение мифа, а просто его дискредитировал, рассказал, кем, с его точки зрения, были декабристы «на самом деле». Понятно, что на исторических деятелей всегда можно «найти компромат».

Сегодня деятельную поддержку в развенчании «декабристской идеи» власти оказывают православные монархисты. Это уже не та горстка маргиналов, которые всех забавляли еще в конце 1990-х — начале 2000-х. На дорогостоящих сайтах, организованных по последнему слову виртуальной техники, десятки кандидатов и докторов различных наук уничтожают декабристов с такой яростью, с какой их в эпоху Николая Павловича не уничтожали. Для православных монархистов декабристы — это «сатанисты», замыслившие извести Святую Русь. К ним присоединяются «конспирологи», вроде Николая Старикова, которые доказывают, что члены тайных обществ работали на английскую разведку. Последняя версия никак не подтверждается документально (следствие, которое проходило при царе, тоже искало иностранный след в деятельности восставших и составило отдельное заключение, что таковой отсутствует), однако никого это не смущает. В войне мифов главное — погромче заявить о себе.

Чужие своим

Но интересно здесь даже не это, а реакция «своих». Раз речь идет о войне, должны же интеллигенты восстать, защитить идеи декабристов?.. Я, честно говоря, был крайне удивлен, когда, проанализировав весь массив публикаций современных интеллектуалов в «Журнальном зале», где собраны либеральные толстые журналы, почти не обнаружил следов самозащиты. Есть буквально пара статей за последние 15 лет, и то написанных шестидесятниками, по инерции поддерживающих декабристский миф служения народу. Гораздо больше материалов, выдержанных в шутливо-ерническом «коржавинском» ключе» и вопрошающих «какая с… разбудила Ленина». Наконец, есть публикации, в которых декабристы обвиняются. В чем же? Общая идея такова: Герцен со своими декабристами призывал нас жертвовать собою. При царе мы шли на каторгу, приближали революцию, а дело закончилось ГУЛАГом и уничтожением интеллигенции. Потом память о том же Герцене с теми же декабристами внушала нам ненависть к КПСС, поднимала на борьбу за свободу, а дело обернулось развалом страны, обнищанием и вымиранием все той же интеллигенции.

То есть нас обманули два раза, заманив абстрактным «служением», и больше поддаваться на такие уговоры нельзя. А что же нужно? Вывод таков: нужно жить для себя!

Такие настроения свидетельствуют, что интеллигенция в России заканчивает свое существование. Не случайно слово «интеллигенция» уже почти не употребляется. Повторюсь: интеллигенция, не жертвующая собой во имя народа,— это просто образованный слой. Наша постинтеллигенция сегодня уже не страшно далека от народа, а, напротив, страшно близка к нему, живет теми же «мещанскими» ценностями престижного потребления, которые прежде всегда презирала.

Тут стоит задуматься: а может, это и неплохо? Ну правда: идеалы интеллигенции недостижимы, они сбивали людей с толку, приводили к гибели миллионов… Может, так и лучше: чтобы каждый начал обустраивать свой дом, сад, семью, тогда и страна начнет жить? Вроде бы логичная мысль.

Но она не учитывает одного: всякое общество нуждается в элите, в жертвенном меньшинстве, которое приумножает общественное богатство, не дает эгоистическому большинству тянуть одеяло на себя, перераспределяя в частных интересах общее достояние. «Критически мыслящие личности», в свою очередь, нуждаются в моделях поведения, в своем благородном мифе, кодексе чести. На якобы меркантильном Западе эти модели четко прописаны, поэтому университеты и больницы существует на пожертвования, миллиардеры превращают капиталы в эндаунтменты и так далее. А вот мы, победив «декабристов», пришли к тому, что остались без образов «светлых рыцарей», без элиты. Заметьте, сегодня бастуют дальнобойщики. В это время профессура, либеральнейшие люди с десятком степеней и званий, бунтовщики Facebook, молча терпят и слияние институтов, и невероятное увеличение «нагрузки», и реальное снижение зарплаты, и увольнения коллег… Образованный класс деморализован, ведет себя как «шаламовские» зэки: «Умри ты сегодня, а я завтра»…

Конечно, декабристский миф имеет большой недостаток — он черно-белый, он исключает возможность компромисса с «драконом», поэтому его, может, и неплохо заменить. Но тогда нужно предложить что-то новое, новую модель поведения элит, которая была бы основана на идее продуктивного самопожертвования.

Но для этого, по-видимому, потребуются даже не новые декабристы, а новый Герцен.

*Автор — кандидат исторических наук, автор книги «Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий»

Культ воспоминаний

О восстании декабристов «Огонек» писал на каждую годовщину, начиная с 1925-го, когда в СССР отметили 100-летие с момента «подвига первых русских революционеров». На исходе советской поры, в 1985 году, в журнале вышла последняя юбилейная публикация, где новым мотивом стала героизация потомков декабристов

В публикации, посвященной 160-летию восстания, подчеркивался «неубывающий интерес советских исследователей и широкой аудитории к жизни, деятельности и наследию декабристов» и представлялся новый формат сохранения памяти о них — через героизацию их потомков. Историк Л.С. Кишкин по архивным материалам рассказывал о судьбе дочери декабриста Никиты Михайловича Муравьева, участника Заграничных походов 1813-1814 годов, одного из руководителей Северного общества, автора «Конституции Российского государства».

«Огонек» писал: «10 мая 1829 года в Читинском остроге появился первый ребенок декабристской ссылки и каторги. Мать девочки, Александра Григорьевна Муравьева, урожденная Чернышева, была одной из трех декабристских жен, которые немедленно отправились за осужденными мужьями в Сибирь. Никита Михайлович безгранично любил свою дочь Соню и, имея склонность к шутливо-ласковому переиначиванию имен, называл ее Нонушка… Долгие годы она разделяла трудную судьбу большой группы декабристов в Читинском остроге, тюрьме Петровского завода и, наконец, на поселении под Иркутском».

«Рано потеряв мать, не вынесшую всех обрушившихся на нее невзгод (умерла в 1832 году), Нонушка в 13 лет потеряла и отца (1843),— рассказывалось в журнале.— Его мать Е.Ф. Муравьева обратилась к Николаю I с просьбой передать ей на воспитание внучку, однако царь решительно отказал, написав на ее прошении: «В Екатерининский институт в Москву, на мой счет». Доставленная в Москву с фельдъегерем и лишь за крупный подкуп повидавшая бабушку, Нонушка была определена в Екатерининский институт как девица мещанского звания Софья Никитина (дети декабристов не имели права носить фамилию родителей).

Сколь верна была Нонушка памяти отца и матери, свидетельствуют факты. На обращение «Никитина» она не откликалась… Посетившая как-то институт императрица спросила ее: «Почему ты говоришь мне madame, а не maman, как все другие девочки?» На это последовал ответ: «У меня одна только мать, и та похоронена в Сибири». Надо было иметь характер, волю и мужество, чтобы так сказать царице».

«Огонек» вкратце описывал, как дальше складывалась жизнь дочери декабриста: «В институте Нонушка тосковала и часто болела. Под этим предлогом ее тетка С.Г. Чернышева-Кругликова увезла девочку за границу, где и шло ее дальнейшее образование. В 1848 году она вышла замуж за племянника М.И. и С.И. Муравьевых-Апостолов, майора Михаила Илларионовича Бибикова, который тогда же вышел в отставку. С этого времени, став наследницей бабушки, Софья Никитична жила в Москве. Воспитанию детей и сохранению памяти о декабристах, по существу, и посвятила Софья Никитична всю свою жизнь».

Софья Бибикова хранила переписку с декабристами, начиная с детских лет, как сообщалось в публикации: «Многочисленны письма декабристов к Нонушке. Они малоизвестны… Полны любви и заботы обращенные к ней письма Ивана Якушкина, Захара Чернышева, Александра Муравьева, Матвея Муравьева-Апостола…» Она делилась воспоминаниями с Л.Н. Толстым о времени декабристской ссылки. Вот как об этом рассказывал «Огонек»: «Не раз бывал у С.Н. Бибиковой Л.Н. Толстой. В феврале 1878 года он писал жене: «Нынче был у двух декабристов, обедал в клубе, а вечер был у Бибикова, где Софья Никитична мне пропасть рассказывала и показывала». Начало знакомства было связано с замыслом романа «Декабристы»».

«Особое место в бумагах С.Н. Бибиковой занимают воспоминания об отце, которого она обожествляла… Слово «Отец» дочь Н.М. Муравьева писала с большой буквы»,— рассказывал «Огонек» и далее приводил фрагменты из ее мемуаров: «Отец всегда до конца готов был пожертвовать и своею жизнью, и даже детьми за святость своих убеждений… Он так любил правду, что не терпел лжи даже в шутку… От природы нрава впечатлительного и вспыльчивого, он так владел собою, что никто не видел его гнева. .. Он был застенчив, как девушка, всякое нескромное слово заставляло его краснеть… На всех его окружавших Отец имел огромное, благотворное влияние… Сословные предрассудки не существовали для него. Он сажал с собою за стол крестьянина к великому негодованию камердинера Семена…» Из воспоминаний Бибиковой: «Отец был прекрасен и увлекал своим красноречием… Однажды какой-то заезжий офицер коснулся тогдашних злоупотреблений правительства и потом? нагнувшись к уху Отца, прибавил вполголоса: «Я должен вам сознаться, что не люблю Россию». Отец в сильном негодовании отодвинулся от него и громко ответил: «Зачем вы это говорите мне? Если бы я не любил Россию, я не был бы здесь»».

«Софья Никитична активно помогала оставшимся в Сибири декабристам. После амнистии ее дом стал своеобразным очагом декабристской традиции, там царил «культ воспоминаний» о Сибири и декабристах»,— заключал «Огонек» рассказ о дочери Н.М. Муравьева, «достойной наследнице своего отца».

О Петербурге — Восстание декабристов

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло событие, которое впоследствии стали называть восстанием декабристов. На Сенатской площади выстроились несколько воинских полков, возглавляемых членами тайного общества, с целью блокировать работу правительственных органов и заставить сенаторов подписать документы, в которых фактически объявлялось об изменении государственного строя России.

В 20 — 30 гг. 19 века по всей Европе прошла волна восстаний, революций, освободительных войн, целью которых было свержение монархов и проведение либеральных реформ. Активное участие в этих событиях принимали образованные военные. С одной стороны, восстание декабристов стало в один ряд с подобными событиями. С другой стороны, ничего подобного тому, что произошло в России, не было нигде: против существующих порядков выступили представители дворянства, которое всегда было опорой российского трона.

Первое тайное общество в России появилось вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года. Его членами стали молодые и образованные участники войны, которые после победоносного изгнания войск Наполеона вернулись в Россию с ожиданием обновления, освобождения крепостных, героически боровшихся за свободу страны рядом с правительственными войсками. Но время шло, а император так и не приступал к либеральным реформам в стране. Более того, наметилось стремление к укреплению монархической власти.

Павел Пестель   

В 1816 году был создан «Союз спасения» — тайная политическая организация, цель которой «была в обширном смысле благо России». В составе организации было около 30 человек, которые назвали себя «истинными и верными сынами Отечества». Через два года, в 1818 году «Союз спасения» реформировался в «Союз благоденствия». Новая организация была более многочисленной — около 200 человек.

Члены «Союза благоденствия» поставили своей задачей постепенное изменение порядков в стране путем распространения своих либеральных идей в среде образованных представителей высшего общества, развитие просвещения, борьбы с произволом в армии. На основе этого общества в 1821 году возникли две организации — Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Южное общество возглавил Павел Пестель, который был настроен к более решительным революционным действиям, а Северное — более умеренное — Никита Муравьев. Члены обоих обществ серьезно работали над программами будущего развития России, которую видели республиканским государством. Совместное военное выступление члены обоих обществ планировали на лето 1826 года. Однако обстоятельства сложились иначе.

  Князь Сергей Трубецкой

В конце 1825 года император Александр I по время поездки по стране умер в Таганроге. По существующим в России законам его место на престоле должен был занять его брат Константин, однако мало кому было известно, что тот подписал отречение от престола в пользу брата Николая, который был крайне непопулярным среди дворян и особенно в армии. В стране на некоторое время сложилась непонятная политическая ситуация: часть военных уже присягнули Константину, и предстоящая переприсяга была для них чем-то очень странным. Сложившейся ситуацией междуцарствия и решили воспользоваться члены тайных обществ. По их планам следовало собрать войска на Сенатской площади, чтобы не дать сенаторам присягнуть новому царю, заставить их подписать документ, в котором объявлялось о свержении самовластия, отмене крепостного права, сокращении срока службы в армии, провозглашении в России гражданских свобод. Диктатором (руководителем) восстания был назначен князь С. Трубецкой. Часть военных под командованием А. Якубовича должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Планировали также захватить Петропавловскую крепость.

Петр Каховский   

Николаю стало известно о готовящемся выступлении, и он постарался сделать все, чтобы препятствовать намеченному мятежниками развитию событий. Рано утром 14 декабря сенаторы присягнули новому императору, а затем покинули здание. Не состоялся и штурм Зимнего дворца: Якубович в последний момент отказался командовать войсками, опасаясь, как он говорил впоследствии, кровопролития.

К 11 часам утра на Сенатскую площадь прибыл Московский полк, позже подошли Гренадерский полк и Морской экипаж. Войска выстроились в каре вокруг Медного всадника. Все пространство вокруг площади постепенно заполнилось народом, тут были просто любопытные, но были и откровенно сочувствующие. К восставшим на коне подъехал генерал-губернатор Петербурга М. Милорадович и стал призвать солдат и офицеров вернуться в казармы и присягнуть Николаю Павловичу. Все знали Милорадовича как смелого боевого генерала, героя войны 1812 года, и руководители восстания всерьез опасались его влияния на солдат. Один из активных членов тайного общества П. Каховский выстрелил в генерала и смертельно его ранил.

Время шло, а никаких решительных действий восставшие так и не предпринимали. На площадь не явился диктатор восстания С. Трубецкой, и план выступления с самого начала был нарушен. Между тем, Николай отправил на площадь верные ему войска, численность которых в несколько раз превосходила количество восставших. Несколько попыток атаковать бунтовщиков были ими отбиты, а собравшийся вокруг народ стал криками подбадривать восставших, в сторону правительственных войск даже полетели камни и поленья. Постепенно темнело, и Николай, опасаясь, что волнения распространятся на народ, окруживший войска, приказал применить против восставших артиллерию. После первых же выстрелов на площади остались убитые и раненые военные и гражданские, остальные солдаты стали отходить — одни по Галерной улице, другие по льду Невы. По ним тоже стреляли, лед ломался, и многие тонули. К ночи восстание было разгромлено.

Через несколько дней, узнав о событиях в Петербурге, члены Южного общества тоже предприняли попытку антиправительственного выступления, однако были разгромлены правительственными войсками.

    Кондратий Рылеев   

Сразу же после разгрома восстания в Петербурге начались аресты его участников. Самых активных членов тайного общества допрашивал сам Николай в Зимнем дворце. Для расследования всех обстоятельств подготовки восстания был создан тайный Следственный комитет под председательством военного министра А. Татищева. Через полгода Комитет представил императору отчет, в котором определялась степень виновности участников мятежа.

Арестованные содержались в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях в очень суровых условиях. Все они во время следствия вели себя по-разному: лишь немногие не давали никаких показаний, большинство же подробно написали обо всех обстоятельствах своего участия в заговоре. Сегодня трудно судить этих людей, ведь для многих из них превыше всего были понятия дворянской чести, которые предписывали быть откровенными с государем. Другие хотели, рассказав подробно о планах общества, обратить внимание властей на необходимость решить существующие о стране проблемы.

  Михаил Бестужев-Рюмин   

Приговор Верховного уголовного суда был оглашен специальным манифестом 1 июня 1826 года. Все арестованные были разделены на 11 разрядов по степени их виновности. Самых опасных преступников было пятеро — Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев — Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Их приговорили к самой страшной мере наказания — четвертованию. Тех, кто вошел в первый разряд, осудили на отсечение головы, остальных к разным срокам каторги. Николай I высочайшим указом смягчил приговор: пятерым самым опасным преступникам четвертование заменили повешением, остальным сохранили жизнь. Все члены Верховного суда поддержали приговор, против высказался только адмирал Н. Мордвинов, который сослался на закон об отмене смертной казни, приятный еще Елизаветой и подтвержденный Павлом I.

 

Приговор пятерым осужденным на казнь привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Во время казни произошел поистине страшный случай: после того, как скамьи были выбиты из-под ног у осужденных, три веревки не выдержали тяжести тел и оборвались. По всем существующим христианским понятиям повторная казнь была невозможна. Но принесли новые веревки, и, как рассказывал потом начальник кронверка, трое преступников «вскоре опять были повешены и получили заслуженную смерть».

Остальные осужденные были приговорены к разным срокам каторжных работ, офицеров разжаловали в рядовые, при этом вначале был устроен унизительный обряд гражданской казни с лишением всех дворянства и чинов. Участвовавших в выступлении солдат жестоко наказали розгами, многих отправили в действующую армию на Кавказ.

В 1975 году на месте казни декабристов на кронверке Петропавловской крепости был установлен памятный обелиск.

  Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1.Петербург декабристов. Сост. А Марголис. СПб., 2001
2.Эйдельмен Н. Удивительное поколение. Декабристы: лица и судьбы. М., 2001
3.Нечкина М. День 14 декабря 1825 года. М., 1985

Социально-политическое значение жен декабристов

Линн Энн Хартнетт, Университет Вилланова

Женщины, которые последовали в изгнание за мужчинами, участвовавшими в восстании декабристов 1825 года, оказали сильное влияние на общественно-политическую сцену России. Они стали воплощением «политического и социального мученичества». Их модель самопожертвования будет прославлена ​​русскими поэтами и станет отличительной чертой революционного этического кодекса для грядущих поколений.

Жены декабристов придали новый смысл русским революционерам. (Изображение: Коллекция Эверетта/Shutterstock)

Похвал Достоевского

Вряд ли деяния этих Жен-декабристок имели бы непреходящее значение, если бы не их прославление в русской литературе.

Романист Федор Достоевский рассказал о своей встрече с женщинами, которые тогда дали ему экземпляр Нового Завета с деньгами внутри. Жены раздавали еду и одежду многим мужчинам, проходившим через лагерь.

Спустя годы Достоевский описал эту встречу как встречу с живыми святыми. Он заметил, что, хотя женщины были «ни в чем не виноваты, они терпели в течение долгих 25 лет все, что терпели их осужденные мужья». Достоевский говорил, что его встреча с этими «великими мучениками» послужила источником великого духовного вдохновения.

В романе «Преступление и наказание », опубликованном в 1866 году, Достоевский ввел в литературу жен-декабристов, смоделировав по ним образ Сони Мармеладовой, святой, многострадальной проститутки, которая следует за героем романа Раскольниковым в Сибирь после того, как он осужден за убийство.

Похвальный стих Николая Некрасова

В начале 1870-х годов Некрасов написал оду женщинам, канонизировавшую их в либеральных и революционных кругах.

Стихотворение Некрасова «Русские женщины» посвящено двум женам-декабристам: Марии Волконской и Екатерине Трубецкой. Он описывает их как представительниц всех русских женщин, которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за освященные идеалы.

Вдохновение для женщин

В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин строило свою деятельность по образцу жен-декабристок и с энтузиазмом относилось к революционному делу. Революционная энергия возобновилась после того, как Александр II отменил крепостное право и провел реформы в правовой, образовательной и военной системах, начиная с 1861 г.

Русские женщины стали принимать непосредственное участие в революционных дискуссионных группах. Стекаясь в деревню, чтобы работать учителями, клерками, акушерками и фельдшерами, женщины-активистки презирали царя, говоря с крестьянами о неравенстве и революции.

В то время как многие из женщин изначально могли рассматриваться как мирные пропагандисты, тщательный контроль полиции и правительственные репрессии подтолкнули их не только к речам и посланиям, но и к насильственным действиям.

Дело Веры Засулич

Пять женщин были сосланы на каторгу в Сибирь по обвинению в народнических волнениях в 1877 и 1878 годах. Впервые в истории России женщины были приговорены к каторжным работам за собственные политические преступления.

После завершения уголовных дел против женщин и десятков их соотечественников — известного как «Процесс 193-х» — дочь дворянина Вера Засулич расстреляла известного царского чиновника генерала Федора Трепова, губернатора Санкт-Петербурга. Петербург.

Для совершения покушения Засулич выдавала себя за обычного просителя и проносила револьвер в кабинет генерала Трепова, где выстрелила и тяжело ранила, но не успела его убить.

Засулич ожидала приговора к смерти, и спокойно приняла свою судьбу, никогда не отрицая своих поступков. Но присяжные усмотрели в действиях Засулич мученичество. Сама Засулич романтизировала самопожертвование, когда писала: «Бывают времена… когда нет ничего прекраснее и желаннее тернового венца».

Женщины берут на себя инициативу

Многие женщины-революционерки присоединились к делу, вдохновленные женами декабристов. (Изображение: Роман Сибиряков/Shutterstock)

Еще одной дворянкой, ставшей революционной террористкой, была Вера Фигнер, которая несколько лет работала фельдшером в российской деревне, чтобы продвигать популистское дело. Изгнанный полицией из деревень, Фигнер в 1879 году присоединился к двум дюжинам других членов жестокой террористической организации, известной как «Народная воля».

Решив нанести вред самодержавию, «Народная воля» решила убить Александра II как шаг к мобилизации борьбы за свободу. С помощью ручных бомб, заложенных в квартире Веры, убийцы под руководством другой женщины, Софьи Перовской, убили императора 13 марта 1881 года.

Софья Перовская, сыгравшая главную роль в убийстве царя, была первой женщиной в русской истории быть повешенным за политическое преступление. Она была повешена вместе с четырьмя своими товарищами через несколько недель перед толпой из десятков тысяч зевак.

Вера Фигнер, принимавшая участие в изготовлении бомб, убивших царя, была приговорена к пожизненному заключению в печально известной Шлиссельбургской крепости под Санкт-Петербургом. Там она пережила десятилетия одиночного заключения в том, что она назвала живой могилой.

Жены декабристов: путеводные звезды

Обе женщины были идеализированы и даже мифологизированы последующими поколениями русских революционеров. Как и многие другие женщины-революционерки ее поколения, Фигнер черпала вдохновение для своего радикализма в жертвах и мученичестве жен-декабристок.

В 1925 году, к 100-летию восстания декабристов, ее попросили задуматься о значении движения. Она сосредоточилась на женах декабристов, а не на мужчинах.

Фигнер признал женщин «светилами, которые издалека освещают наше революционное движение». Не поддерживая политическую идеологию или революцию, она сказала: «Их лишения, потери и моральные страдания объединяют их с нами, женщинами более позднего революционного движения».

Общие вопросы об общественно-политическом значении жен-декабристов

В: Как Достоевский представил в своем произведении Жен декабристок?

В романе «Преступление и наказание » , опубликованном в 1866 году, Достоевский ввел в литературу жен-декабристок , смоделировав по ним образ Сони Мармеладовой, святой, многострадальной проститутки, которая следует за героем романа Раскольниковым в Сибирь. после того, как его осудят за убийство.

В: Кто прославлял в своей поэме Жен декабристок?

Русский поэт и общественный критик Николай Некрасов прославил и воспел двух жен декабристов : Марию Волконскую и Екатерину Трубецкую в своем стихотворении «Русские женщины». Он описывает их как представительниц всех русских женщин, которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за освященные идеалы.

Вопрос: Какое влияние оказали жены декабристов на общественно-политическую ткань России?

В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин моделировало свою деятельность по образцу 9-го века. 0071 Жены декабристов , и с энтузиазмом принял революционное дело. Русские женщины стали принимать непосредственное участие в революционных дискуссионных группах.

Продолжайте читать


Национализм и история нации
Почему происходят революции?
Влияние Французской революции на европейскую историю

Восстание декабристов, 1825 г., Сенатская площадь, санкт-петербург, россия, царь николай I приказывает стрелять из пушек…

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

режим — турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Восстание декабристов, 1825 год, Сенатская площадь, ул, петербург, россия, царь николай I приказывает пушкам стрелять по восставшим, 14 декабря 1825 года, со старой акварели К, Колмана

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»UIG4899828″,»item_brand»:» прочее»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»не определено_авторское право»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»the_decembrist_uprising_1825_senate_square_st_petersburg_russia_tsar_nicholas_i_fired_cannons» ,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложением текста могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Название

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Отфильтровать регионВеликобританияГерманияФранцияИталияСоединенные Штаты——АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБоливияОстров ИндийскаяБосния и ГерцеговинаБоритская ГерцеговинаБот Бруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые островаКолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-Д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГамбияГрадаГрецияГрецияГрецияГреция ГватемалаГернсиГвинеяГвинея-бисауГайанаГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая РеспубликаКореяЛайтКыргызстанКузия, Республика Кузуа Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская Республика МадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияНамимарЧерногорияНэмбианМонецратМарокко землиНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэОстров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-ХеленаСент-Винсент-Китс и НевисСент-Винсент-Китс и НевисСент-Винсент и Невис СамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮг АфрикаЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТуркменистанТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОстрова Объединенные Арабские ЭмиратыСоединенное КоролевствоУзбекистанНорландияСоединенные Штаты anuatuВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение число
УИГ4899828
Название
Восстание декабристов, 1825 год, Сенатская площадь, ул, петербург, россия, царь николай i приказывает пушкам стрелять по восставшим, 14 декабря 1825 года, со старой акварели k, kolman
Средний
фотография
Описание

Восстание декабристов, 1825 г.

, Сенатская площадь, санкт-петербург, россия, царь николай I приказывает пушкам стрелять по восставшим, 14 декабря 1825 г., со старой акварели К. Колмана © Sovfoto/UIG/Leemage
Фото кредит
Совфото/UIG/Bridgeman Images

Хотите скачать это изображение сейчас?


Персональное использование £20.00

Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.

Презентация £25. 00

Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.

Веб-сайт или социальные сети £30.00

Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования). Все языки. 5 лет. Нет рекламы.

Журналы и журналы £50.00

Печатные и/или цифровые. Используйте внутри одного журнала или журнала.