Содержание

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, WEAPONS OF THE FATHERLAND. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО ОРУЖИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ. INFORMATION RESOURCE ON WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT


СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

SPORTS AEROBATIC JET AIRCRAFT SR-10


СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

Самолет СР-10 разрабатывается КБ Современные Авиационные Технологии» в инициативном порядке с 2007 года. Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009. Самолет выполнен цельнокомпозитным и имеет крыло умеренной (10 град) обратной стреловидности. Предполагается установка двигателя АЛ-55 или АИ-25ТЛ в зависимости от варианта использования
В настоящее время коллектив КБ Современные Авиационные Технологии» ведет разработку нового реактивного учебно-тренировочного самолета, предназначенного для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Самолет будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.

Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке -10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.
В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями.
В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0″, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.

По сравнению с аналогами самолет СР-10 обладает следующими преимуществами:
• удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
• кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
• аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.


Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009.
Проект самолета СР-10 участвовал в открытом конкурсе Министерства обороны России весной 2014 года на лучший проект самолета первоначального обучения совместно с проектом самолета Як-152, но победителем открытого конкурса стал Як-152. Однако после этого были начаты активные действия по продолжению продвижения СР-10 Министерству обороны – теперь уже в качестве «промежуточного» типа. Теперь СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения. При этом серийное производство СР-10 предлагается организовать на заводе ОАО «Авиаагрегат» (Дагестан), изготавливавшем часть элементов конструкции первого опытного образца машины.
25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область), ранее приинадлежавшем учебному авиационному центру ДОСААФ (а ныне аэроклубу «Альбатрос Аэро»), cовершил первый полет первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Д.
А. Кибеца. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов. прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.
В финальной версии предполагается установка на самолет российского двигателя АЛ-55 — в том числе в версии с управляемым вектором тяги.
Разрабатываемый на АО «А.Люлька-Сатурн» авиационный двигатель АЛ-55 создается с максимальным использованием опыта и конструктивно-технологических решений, накопленных при создании АЛ-31Ф, которыми оснащаются истребители семейства Су-27. Двигатель предназначался для применения на учебно-тренировочных самолетах типа Як-130 и МиГ-АТ. Да-да — на Як-130 хохляцкие моторы, хоть и освоенные в производстве внутри России, планируется выкинуть и заменить на чисто российские.
Опытное производство осуществляется на ОАО «УМПО». На базе АЛ-55 создан АЛ-55И для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 разработки корпорации Hindustan Aeronautics (Индия).
В мае 2016 года лётные испытания самолёта начались на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке. Опытный образец продемонстрирован в июле 2017 года в рамках лётной программы на авиасалоне МАКС-2017.

АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (Каменск-Уральский, Свердловская область) интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1.УТС для реактивного учебно-тренировочного самолета СР-10 был показан на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в Жуковском и Международном военно-техническом форуме «Армия 2020″ в Кубинке.
В 2020 году самолет СР-10 оснастили новой авионикой, в такои виде 19 сентября 2020 года СР-10 принял участие в «Русских авиационных гонках», проходивших на аэродроме Орешково (Калужская область).

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (входит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») представило интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1 для учебно-тренировочного самолета.
ИКБО-10.1 в составе учебно-тренировочного самолета СР-10 и его аналогов предназначен для проведения основной лётной подготовки курсантов лётных училищ и лётчиков военной авиации.

Интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1
реализует функции:
— в составе самолета обеспечивает пилотирование и навигацию;

— поддерживает интерактивный режим обучения;
— отображает картографическую и справочную информации;
— обеспечивает радиосвязь;
— поддерживает инструментальный заход на посадку;
— подключает самолетные системы и датчики.

Серийное производство самолёта СР-10 предполагалось осуществлять на АО «Смоленский авиационный завод», входящем в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
На базе самолета СР-10 предлагалось создать ударный беспилотный летательный аппарат АР-10 «Аргумент».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлётный вес нормальный, кг 2400
Взлётный вес максимальный, кг 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг 2000
Длина, мм 9590
Размах крыла, мм 8400
Двигатель ТРД АИ-25ТЛ (или АЛ-55)
Тяга двигателя, кгс 1500
Максимальная маневренная скорость, км/ч 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 900
Максимальное число М полёта 0,85
Практический потолок, м 6000
Скорость отрыва, км/ч 190

Посадочная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч 520
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с 60
Максимальная дальность, км 1500
Минимальный радиус установившегося виража, м 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед +10…- 8
Экипаж, чел. 2

Источники:
• www.kb-sat.ru,
• КБ Современные Авиационные Технологии»,
• bmpd.livejournal.com,
• fishki.net,
• www.dogswar.ru,
• Планшет » интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1″. УПКБ «Деталь». МАКС-2021 и др.

• СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10. НОВОСТИ

• ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-10.1 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОЛЕТА СР-10 ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021

• ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-10.1 НА МАКС-2021
• УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СР-10 НА МАКС-2017
• БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АР-10 «АРГУМЕНТ»
• УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
• УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
• АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Учебно-тренировочный самолет СР-10. — Российская авиация

Учебно-тренировочный самолет СР-10.

Разработчик: КБ САТ (Современные авиационные технологии).
Страна: Россия
Первый полет: 2015 г.

СР-10 — двухместный учебно-тренировочный самолёт для подготовки лётчиков в учебных заведениях ВВС и ГА, также предполагается его использование для проведения соревнований по высшему пилотажу на реактивных самолётах. СР-10 расшифровывается как «Самолёт реактивный, со стреловидностью крыла — 10°».

Разработка СР-10 была начата в 2007 году на инициативных началах и предполагала исследование возможностей создания лёгкого реактивного спортивно-пилотажного самолёта взлетной массой порядка 2700 кг. По ходу работ создатели машины пришли к выводу, что СР-10 может с успехом использоваться и в качестве двухместного учебно-тренировочного самолёта первоначальной и основной подготовки летчиков, заменив в этой роли неумолимо устаревающие и исчерпывающие свой ресурс более тяжелые, а значит и менее эффективные чешские L-39 – основные УТС такого класса в ВВС России и многих других стран. К СР-10 в роли УТС уже проявлен серьезный интерес. На МАКС-2009 был представлен макет самолёта СР-10.

В КБ «САТ» надеются, что их проект может заинтересовать российские ВВС, парк учебных самолетов L-39 которых давно нуждается в замене. Ведь заказанный ВВС России новый учебно-боевой Як-130 является, по сути, самолётом повышенной подготовки, а более простых и дешевых реактивных машин для получения первоначальных лётных навыков у нас нет. СР-10 вполне может занять эту нишу, взяв на себя и значительный объем основной лётной подготовки курсантов, которая проводится сейчас на более тяжелых L-39.

Проект самолета СР-10 участвовал в открытом конкурсе Министерства обороны России весной 2014 года на лучший проект самолета первоначального обучения совместно с проектом самолета Як-152, но победителем открытого конкурса стал Як-152. Однако после этого были начаты активные действия по продолжению продвижения СР-10 Министерству обороны — теперь уже в качестве «промежуточного» типа. Теперь СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения.

Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке — 10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Самолет выполнен цельнокомпозитным. Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.

В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700-1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.

Конечно, поверить в то, что небольшой «частный» конструкторский коллектив способен создать и запустить в серию эффективный современный реактивный самолет, летающий со скоростью почти 900 км/ч, а тем более в то, что его будут закупать военные – нелегко. Но ведь, вспомним, ещё несколько лет назад никто не верил, что энтузиасты из КБ «САТ» смогут вернуть в небо Як-30 и Як-32. Еще бы – они же не летали более 45 лет… Но ведь смогли! И сегодня оба «Яка» регулярно поднимаются в воздух, радуя своих реставраторов и всех, кому небезразлична история отечественной авиации.

Как сообщалось 27 августа 2014 года на сайте КавПолит, производство самолётов СР-10 планируется организовать на дагестанском заводе «Авиаагрегат». Заводом «Авиаагрегат» и предприятием «САТ» запланировано с 2015 года по 2016 год выпустить 28 машин СР-10.

25 декабря 2015 года без особой огласки на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область), ранее приинадлежавшем учебному авиационному центру ДОСААФ (а ныне аэроклубу «Альбатрос Аэро»), cовершил первый полет, первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Дмитрия Архиповича Кибец. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М.Кабанов и летчик М.Миронов. Прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ (по-видимому, бывшим в употреблении).

В июне 2016 года, на совещании в Министерстве обороны, принято решение о целесообразности продолжения разработки самолёта СР-10 и проведении в 2017 году государственных совместных испытаний (ГСИ). В мае 2016 года лётные испытания самолёта начались на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке. Самолёт был окрашен в ярко-красный цвет.

Первые учебно-тренировочные самолеты СР-10 для Воздушно-космических сил России будут выпущены в конце 2017 года, к 2020 году планируется передать на испытания партию примерно из 20 машин. Об этом сообщил ТАСС представитель конструкторского бюро «Современные авиационные технологии» («САТ»), где разрабатывают СР-10.

СР-10 будут оснащаться двигателями из запасов Минобороны. «На проходящем испытания самолете СР-10 установлен двигатель АИ-25ТЛ, который стоит на учебных Л-39. Для самолетов опытной партии, по решению военного ведомства, также предполагается использовать этот двигатель», — сказал представитель конструкторского бюро.  «Самое главное — двигателей в запасе достаточно для обеспечения парка самолетов СР-10 на ближайшие несколько лет.»

ЛТХ:

Взлётный вес нормальный, кг: 2400
Взлётный вес максимальный, кг: 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг: 2000
Максимальная маневренная скорость, км/ч: 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч: 900
Максимальное число М полёта: 0,85
Скорость отрыва, км/ч: 190
Посадочная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч: 520
Минимальный радиус установившегося виража, м: 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с: 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед: +9…-6
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с: 60
Практический потолок, м: 6000
Максимальная дальность, км: 1500
Экипаж, чел.: 2.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Сборка первого самолета СР-10.

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету.

СР-10 на рулежке.

СР-10 на рулежке.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

СР-10 после покраски. 2016 г.

СР-10 после покраски. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Передняя кабина самолета СР-10.

Проекции СР-10. Рисунок 1.

Проекции СР-10. Рисунок 2.

.

.

Список источников:
Сайт «Dogs of War» (http://www.dogswar.ru). Учебно-тренировочный самолет СР-10.
Сайт «Авиаторы и их друзья» (http://aviator.guru).
Сайт «Деловой портал Юга России» (http://expertsouth.ru). Дагестанский «Авиаагрегат» будет выпускать самолёты СР-10.
Сайт «WarWall» (http://warfiles.ru/show-104584-pervyy-polet-samoleta-sr-10.html). Первый полет самолета СР-10.
ТАСС. Производство учебного самолета СР-10 начнется в конце 2017 года.
Фотоархив сайта russianplanes.net

СР-10 в воздухе

25 декабря 2015 г. на аэродроме Орешково в Калужской области состоялся первый полет двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10. Это первый реактивный самолет, построенный в нашей стране частным конструкторским бюро – московским КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Пилотировал машину в первом полете Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Кабанов, в задней кабине находился летчик Максим Миронов – бизнесмен и большой энтузиаст авиации, ставший инициатором этого проекта.

Впервые о СР-10 стало известно почти семь лет назад, когда на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. КБ «САТ» продемонстрировало полноразмерный макет этого самолета с необычным сегодня крылом обратной стреловидности (см. «Взлёт» №10/2009, с. 48). Коллектив единомышленников Максима Миронова к тому времени уже реализовал одну амбициозную задачу – восстановив до летного состояния не поднимавшиеся в воздух почти полвека «яковлевские» реактивные самолеты Як-30 и Як-32 (см. «Взлёт» №1–2/2008, с. 72, №4/2009, с. 48). Главным инженером компании «ПропМоторс» – производственного подразделения КБ «САТ» – был в то время Юрий Кнох, а первым главным конструктором СР-10 стал Андрей Манжелий. Под его руководством был сформирован облик нового самолета, выполнен эскизный проект и началось рабочее проектирование. С 2011 г. главным конструктором КБ «САТ» является Юрий Кнох.

После МАКС-2009 о проекте СР-10 долгое время ничего не было слышно – но это не значит, что работа остановилась. В апреле 2014 г. проект СР-10 был рассмотрен на совещании в Минобороны России, по итогам которого было подготовлено заключение, утвержденное министром обороны и предусматривающее организацию постройки нескольких опытных самолетов для проведения их испытаний, в т.ч. с участием ВВС. Первый опытный СР-10 был собран к концу минувшего лета. А в самом конце года на аэродроме авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро» под Воротынском в Калужской области без особой огласки начались его летные испытания.

Постройка и подъем в воздух первого в России реактивного самолета, разработанного и изготовленного небольшим частным конструкторским бюро, без сомнения – беспрецедентное событие для нашей страны. Особенно, если добавить сюда намерения создателей СР-10 сделать на его базе учебно-тренировочную машину, которую сможет закупать для подготовки своих летчиков Министерство обороны. Поэтому неудивительно, что, наряду с восхищением очевидным успехом разработчиков СР-10, программа вызывает немало вопросов у специалистов и любителей авиации. Мы попросили рассказать о том, как зарождалась идея его создания, об уже пройденных этапах, о взаимоотношениях с заводом «Авиаагрегат» и Минобороны, о других волнующих многих вопросах главного конструктора КБ «САТ» Юрия Кноха.

Юрий Алексеевич, как начинался ваш проект? Кто был его инициатором? Какие задачи ставились перед ним изначально и претерпели ли они трансформацию в дальнейшем?

Шел 2006 г., еще не было кризиса 2008 г. и дальнейшей экономической турбулентности, в стране лавинообразно росло количество частных пилотов, в их числе были весьма состоятельные люди. Парк эксплуатируемых частных воздушных судов становился все более разнообразным, набирало популярность отдельное направление – спортивные и развлекательные полеты на легких реактивных самолетах. Стали появляться клубы, объединяющие энтузиастов этого направления. Основной «рабочей лошадкой», доступной частным пилотам, были снятые с эксплуатации в ВВС устаревшие чешские учебно-тренировочные самолеты Л-29. Но это были доживающие свой век машины, выпущенные преимущественно в 60–70-е гг. прошлого века. Кроме того, летные характеристики Л-29 не отвечали не только современным требованиям ВВС, но и потребностям частных пилотов. Была очевидна судьба и более новых, но также уже морально и физически устаревших чешских учебно-тренировочных Л-39, стоящих на вооружении ВВС. В нашей стране, да и за рубежом росла потребность в современном недорогом реактивном учебно-тренировочном и спортивно-пилотажном самолете.

В этих условиях в результате изучения рынка и на основе своих собственных представлений как летчика Максим Миронов с группой энтузиастов-единомышленников решил предпринять самостоятельную попытку создания самолета подобного типа. Изначально он предполагался двойного назначения – как спортивно-пилотажный для частных пилотов, так и учебно-тренировочный для базовой летной подготовки военных летчиков.   

Сказано – сделано. Был сформирован коллектив авиационных специалистов и создано Конструкторское Бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Начались первые наброски и прорисовки различных компоновок перспективного реактивного УТС. 

По определению облика и компоновке будущего самолета было много споров. Окончательному решению помог случай. В нашей команде было несколько инженеров из ОКБ Сухого, благодаря им удалось познакомиться с Генеральным конструктором ОКБ, «отцом» Су-27 Михаилом Петровичем Симоновым (1929–2011). 

Михаил Петрович со свойственной ему всесокрушающей энергией рассказывал о преимуществах интегральной аэродинамической компоновки и крыла обратной стреловидности. В то время уже успешно летал экспериментальный самолет Су-47 «Беркут» – прототип многофункционального истребителя нового поколения с крылом обратной стреловидности. 

Михаил Петрович отстаивал, можно даже сказать пропагандировал эту аэродинамическую схему применительно к учебно-тренировочному самолету, прежде всего с точки зрения повышения безопасности летного обучения, поскольку непроизвольное сваливание при потере скорости и попадание такого самолета в режим штопора маловероятны. При этом легко могут быть реализованы впечатляющие пилотажные характеристики вплоть до выполнения элементов сверхманевренности. 

С этого момента наши изыскания обрели определенный вектор, и был окончательно сформирован нынешний облик перспективного учебно-тренировочного самолета  КБ «САТ». Официальное название СР-10 самолет обрел уже после определения основных обликовых решений. Расшифровывается оно очень просто – «Самолет реактивный с углом стреловидности -10°». Назначение самолета в итоге принято следующим: выполнение базовой летной подготовки будущих летчиков военной авиации, а также подготовка летчиков-спортсменов и пилотов-любителей легких реактивных самолетов.

Какие этапы работ уже пройдены? 

Концепция СР-10 сформировалась в 2007 г., тогда же началось эскизное проектирование. Затем была постройка полноразмерного макета самолета, который мы впервые продемонстрировали на международном авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласовали тактико-техническое задание с заказчиком. В марте 2010 г. наше КБ получило лицензию Министерства промышленности и торговли России на разработку авиационной техники, в т.ч. двойного назначения.

В марте 2014 г. проект самолета СР-10 принял участие в открытом конкурсе Министерства обороны России на новый самолет первоначального обучения.  

Параллельно шла постройка первого опытного самолета. Его выкатка из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и специалистов авиапромышленности России состоялась 23 августа 2015 г. Машина поступила на наземные испытания и доводки. Наконец, 25 декабря 2015 г. опытный образец СР-10 успешно совершил свой первый полет. Начался этап заводских летных испытаний.  

Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе. Кто в нем работает, каким опытом располагают Ваши коллеги? 

Небольшой коллектив КБ «САТ» состоит из инженерного и производственного персонала высокой квалификации. Численность конструкторского бюро примерно 35–40 человек. «Примерно» – потому что особенностью структуры КБ «САТ» является тесное взаимодействие с производством, притом настолько тесное, что по сути КБ и производство представляют собой единый организм и разделить инженеров на «КБшных» и производственных достаточно трудно. Конструктор при необходимости берет в руки гаечный ключ, а слесарь запросто участвует в процессе проектирования. Во многом благодаря универсальности наших специалистов стало возможным создание сложного образца авиационной техники таким небольшим коллективом.

С самого начала было принято решение выполнять проектирование самолета на современном уровне, с применением современных САПР. В процессе проектирования сначала создавалась электронная модель изделия. Далее в специализированном программном обеспечении выполнялся анализ прочности. Потом проводился процесс увязки конструкции, после этого готовились ассоциативные чертежи деталей или сборки, связанные с электронной моделью. Таким образом, при изменении формы детали или состава сборки чертежи и спецификации изменялись автоматически. Применение современной технологии проектирования позволило отказаться от плазовой увязки, снизить трудозатраты и избежать многих нестыковок при сборке агрегатов и самолета в целом.

Где находится ваша производственная база? Какие технологии и материалы использовались при постройке опытного экземпляра? Как решаются вопросы с производством деталей из композитов?

Производственная площадка КБ «САТ» расположена в Тверской области, на авиабазе «Волжанка». Там же расположен цех окончательной сборки СР-10.

Стратегия производства СР-10 основана на широкой кооперации. Самолет собирается из достаточно крупных деталей, что упрощает окончательную сборку. Детали изготавливаются на специализированных производствах. Так, например, большинство силовых элементов каркаса изготовлены методом фрезерования на станках с ЧПУ на ульяновской фирме «АвиаКАМ». Композитные панели обшивки изготавливались в Ульяновском научно технологическом центре ВИАМ, формование выполнялось по оснастке, выполненной на обрабатывающем оборудовании с ЧПУ.  

За счет грамотного применения возможностей современного технологического оборудования удалось снизить количество деталей каркаса и крепежа, упростить сборочную оснастку при заданной точности позиционирования деталей и выполнении требований к точности внешних обводов.

В дагестанской прессе в последнее время появились публикации об участии в вашем проекте расположенного в Махачкале ОАО «Авиагрегат». Как строятся взаимоотношения КБ «САТ» с этим заводом? В какой степени он был задействован в изготовлении опытного экземпляра СР-10 и как Вы видите это взаимодействие на перспективу?

Заводом «Авиаагрегат» были изготовлены некоторые нормализованные и чертежные элементы крепежа, а также часть арматуры топливной и гидравлической систем самолета. 

Представители завода присутствовали при торжественной выкатке самолета из сборочного цеха в августе прошлого года. 

В перспективе «Авиаагрегат» рассматривается как партнер КБ «САТ» в части производства деталей и комплектующих для самолета СР-10.

О технической стороне проекта. Первое, что наверняка все у вас спрашивают – почему принято решение использовать крыло обратной стреловидности? Что это дает? Есть ли какие-то «подводные камни» и как планируете их преодолевать?

Концепция и технический облик нового УТС строились на основе передовых взглядов на учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет с использованием современных принципов конструирования и применения материалов.

Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечивает повышенную маневренность самолета. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.

При этом относительно небольшой угол обратной стреловидности (-10°) практически не дает проявиться основному недостатку крыла обратной стреловидности – явлению аэроупругой дивергенции. Тем не менее, конструкция крыла СР-10 имеет особенности, обеспечивающие повышенную жесткость. В частности, обшивка крыла выполнена в виде трехслойных композитных панелей на основе углеволокна.

В ходе выполнения работ по самолету было успешно решено значительное количество научно-технических задач в области аэродинамики, прочности и технологии производства.

В частности, проведены исследования свойств самолета методами вычислительной газодинамики (так называемые «компьютерные продувки») и исследования аэродинамики модели самолета в аэродинамической трубе МАИ. Примечательно, что результаты продувок в аэродинамической трубе показали очень хорошее совпадение с результатами «компьютерных продувок».

Прочностные испытания деталей и агрегатов самолета выполнялись на базе кафедры прочности МАИ.

Какой двигатель используется на самолете? Как реализована система спасения экипажа? Какие возможны варианты комплектования бортового оборудования? 

На опытном самолете установлен двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТСР – специализированная модификация двигателя АИ-25 для самолета СР-10.

Кабина самолета оборудована современными катапультными креслами К-93‑10 конструкции ОАО «НПП «Звезда» им. Г.И. Северина», обеспечивающими спасение летчиков во всем диапазоне высот и скоростей полета самолета, включая режим «0–0» – при нулевой скорости и нулевой высоте.

На опытном самолете установлен сравнительно простой комплекс бортового оборудования. Приборная доска скомпонована на основе аналоговых и цифровых приборов. Имеется также современный комбинированный пилотажный прибор и спутниковый навигационный комплекс. Такой состав оборудования обеспечивает выполнение задач предварительных летных испытаний. В дальнейшем он может быть изменен по требованию заказчика.  

Самолет оборудован герметичной кабиной. Система кондиционирования воздуха обеспечивает поддержание комфортной температуры в кабине как в ручном, так и в автоматическом режимах. Кислородная система обеспечивает работу экипажа на больших высотах, а система питания противоперегрузочного костюма улучшает переносимость летчиком высоких перегрузок. 

Одновременно ведутся совместные работы с ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» под руководством Героя России Анатолия Квочура по созданию перспективной кабины для СР-10, отвечающей самым высоким требованиям к эргономике и информационно-управляющему полю кабины современного УТС. В рамках этой работы в ФГУП «ПИЦ» создан цифровой комплекс бортового оборудования на основе многофункционального индикатора с сенсорным управлением. В ближайшее время этот комплекс будет проходить испытания в составе самолета.

Расскажите, пожалуйста, о начавшихся летных испытаниях. 

Первый полет самолета СР-10 состоялся 25 декабря 2015 г. Пилотировал машину Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Кабанов. Юрий Михайлович в прошлом – военный летчик, полковник, много лет проработал летчиком-испытателем в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, затем в ГосНИИГА, участвовал в государственных и сертификационных испытаниях многих самолетов. 

По программе первого вылета была выполнена качественная оценка некоторых летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, работы бортовых систем и оборудования. По отзыву летчика-испытателя, самолет показал себя динамичным и приятным в пилотировании. 

Системы и оборудование работали в штатном режиме. Характеристики самолета на выполненных режимах соответствовали расчетным.

Полет, которого все мы так долго ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам самолет обладает большим потенциалом, и основная работа еще впереди. 

Летные испытания продолжаются. Конкретные результаты и полученные характеристики будут опубликованы после завершения испытаний.

Кого вы видите вашими потенциальными заказчиками? 

Потенциальными заказчиками могут быть как российские ВВС и авиация ВМФ, так и коммерческие отечественные и иностранные покупатели.

Мы сможем поставлять самолеты, оптимизированные под конкретные требования. Гибкая концепция позволяет выпускать как относительно недорогие варианты с узким кругом решаемых задач, так и оснащенные самым совершенным оборудованием многофункциональные учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты, в т.ч. и корабельного базирования. Таким образом, самолеты СР-10 смогут удовлетворять широкому спектру потребностей заказчиков на протяжении ближайших 15–20 лет.

 

Печатная версия материала опубликована в журнале «Взлёт» № 1-2/2016

В этих условиях в результате изучения рынка и на основе своих собственных представлений как летчика Максим Миронов с группой энтузиастов-единомышленников решил предпринять самостоятельную попытку создания самолета подобного типа. Изначально он предполагался двойного назначения – как спортивно-пилотажный для частных пилотов, так и учебно-тренировочный для базовой летной подготовки военных летчиков. 

Сказано – сделано. Был сформирован коллектив авиационных специалистов и создано Конструкторское Бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Начались первые наброски и прорисовки различных компоновок перспективного реактивного УТС. 

По определению облика и компоновке будущего самолета было много споров. Окончательному решению помог случай. В нашей команде было несколько инженеров из ОКБ Сухого, благодаря им удалось познакомиться с Генеральным конструктором ОКБ, «отцом» Су-27 Михаилом Петровичем Симоновым (1929–2011).

Михаил Петрович со свойственной ему всесокрушающей энергией рассказывал о преимуществах интегральной аэродинамической компоновки и крыла обратной стреловидности. В то время уже успешно летал экспериментальный самолет Су-47 «Беркут» – прототип многофункционального истребителя нового поколения с крылом обратной стреловидности.

Михаил Петрович отстаивал, можно даже сказать пропагандировал эту аэродинамическую схему применительно к учебно-тренировочному самолету, прежде всего с точки зрения повышения безопасности летного обучения, поскольку непроизвольное сваливание при потере скорости и попадание такого самолета в режим штопора маловероятны. При этом легко могут быть реализованы впечатляющие пилотажные характеристики вплоть до выполнения элементов сверхманевренности.

С этого момента наши изыскания обрели определенный вектор, и был окончательно сформирован нынешний облик перспективного учебно-тренировочного самолета  КБ «САТ». Официальное название СР-10 самолет обрел уже после определения основных обликовых решений. Расшифровывается оно очень просто – «Самолет реактивный с углом стреловидности -10°». Назначение самолета в итоге принято следующим: выполнение базовой летной подготовки будущих летчиков военной авиации, а также подготовка летчиков-спортсменов и пилотов-любителей легких реактивных самолетов.

Какие этапы работ уже пройдены? 

Концепция СР-10 сформировалась в 2007 г., тогда же началось эскизное проектирование. Затем была постройка полноразмерного макета самолета, который мы впервые продемонстрировали на международном авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласовали тактико-техническое задание с заказчиком. В марте 2010 г. наше КБ получило лицензию Министерства промышленности и торговли России на разработку авиационной техники, в т.ч. двойного назначения.

В марте 2014 г. проект самолета СР-10 принял участие в открытом конкурсе Министерства обороны России на новый самолет первоначального обучения. 

Параллельно шла постройка первого опытного самолета. Его выкатка из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и специалистов авиапромышленности России состоялась 23 августа 2015 г. Машина поступила на наземные испытания и доводки. Наконец, 25 декабря 2015 г. опытный образец СР-10 успешно совершил свой первый полет. Начался этап заводских летных испытаний.  

Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе. Кто в нем работает, каким опытом располагают Ваши коллеги?

Небольшой коллектив КБ «САТ» состоит из инженерного и производственного персонала высокой квалификации. Численность конструкторского бюро примерно 35–40 человек. «Примерно» – потому что особенностью структуры КБ «САТ» является тесное взаимодействие с производством, притом настолько тесное, что по сути КБ и производство представляют собой единый организм и разделить инженеров на «КБшных» и производственных достаточно трудно. Конструктор при необходимости берет в руки гаечный ключ, а слесарь запросто участвует в процессе проектирования. Во многом благодаря универсальности наших специалистов стало возможным создание сложного образца авиационной техники таким небольшим коллективом.

С самого начала было принято решение выполнять проектирование самолета на современном уровне, с применением современных САПР. В процессе проектирования сначала создавалась электронная модель изделия. Далее в специализированном программном обеспечении выполнялся анализ прочности. Потом проводился процесс увязки конструкции, после этого готовились ассоциативные чертежи деталей или сборки, связанные с электронной моделью. Таким образом, при изменении формы детали или состава сборки чертежи и спецификации изменялись автоматически. Применение современной технологии проектирования позволило отказаться от плазовой увязки, снизить трудозатраты и избежать многих нестыковок при сборке агрегатов и самолета в целом.

Где находится ваша производственная база? Какие технологии и материалы использовались при постройке опытного экземпляра? Как решаются вопросы с производством деталей из композитов?

Производственная площадка КБ «САТ» расположена в Тверской области, на авиабазе «Волжанка». Там же расположен цех окончательной сборки СР-10.

Стратегия производства СР-10 основана на широкой кооперации. Самолет собирается из достаточно крупных деталей, что упрощает окончательную сборку. Детали изготавливаются на специализированных производствах. Так, например, большинство силовых элементов каркаса изготовлены методом фрезерования на станках с ЧПУ на ульяновской фирме «АвиаКАМ». Композитные панели обшивки изготавливались в Ульяновском научно технологическом центре ВИАМ, формование выполнялось по оснастке, выполненной на обрабатывающем оборудовании с ЧПУ. 

За счет грамотного применения возможностей современного технологического оборудования удалось снизить количество деталей каркаса и крепежа, упростить сборочную оснастку при заданной точности позиционирования деталей и выполнении требований к точности внешних обводов.

В дагестанской прессе в последнее время появились публикации об участии в вашем проекте расположенного в Махачкале ОАО «Авиагрегат». Как строятся взаимоотношения КБ «САТ» с этим заводом? В какой степени он был задействован в изготовлении опытного экземпляра СР-10 и как Вы видите это взаимодействие на перспективу?

Заводом «Авиаагрегат» были изготовлены некоторые нормализованные и чертежные элементы крепежа, а также часть арматуры топливной и гидравлической систем самолета.  

Представители завода присутствовали при торжественной выкатке самолета из сборочного цеха в августе прошлого года. 

В перспективе «Авиаагрегат» рассматривается как партнер КБ «САТ» в части производства деталей и комплектующих для самолета СР-10.

О технической стороне проекта. Первое, что наверняка все у вас спрашивают – почему принято решение использовать крыло обратной стреловидности? Что это дает? Есть ли какие-то «подводные камни» и как планируете их преодолевать?

Концепция и технический облик нового УТС строились на основе передовых взглядов на учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет с использованием современных принципов конструирования и применения материалов.

Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечивает повышенную маневренность самолета. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.

При этом относительно небольшой угол обратной стреловидности (-10°) практически не дает проявиться основному недостатку крыла обратной стреловидности – явлению аэроупругой дивергенции. Тем не менее, конструкция крыла СР-10 имеет особенности, обеспечивающие повышенную жесткость. В частности, обшивка крыла выполнена в виде трехслойных композитных панелей на основе углеволокна.

В ходе выполнения работ по самолету было успешно решено значительное количество научно-технических задач в области аэродинамики, прочности и технологии производства.

В частности, проведены исследования свойств самолета методами вычислительной газодинамики (так называемые «компьютерные продувки») и исследования аэродинамики модели самолета в аэродинамической трубе МАИ. Примечательно, что результаты продувок в аэродинамической трубе показали очень хорошее совпадение с результатами «компьютерных продувок».

Прочностные испытания деталей и агрегатов самолета выполнялись на базе кафедры прочности МАИ.

Какой двигатель используется на самолете? Как реализована система спасения экипажа? Какие возможны варианты комплектования бортового оборудования? 

На опытном самолете установлен двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТСР – специализированная модификация двигателя АИ-25 для самолета СР-10.

Кабина самолета оборудована современными катапультными креслами К-93‑10 конструкции ОАО «НПП «Звезда» им. Г.И. Северина», обеспечивающими спасение летчиков во всем диапазоне высот и скоростей полета самолета, включая режим «0–0» – при нулевой скорости и нулевой высоте.

На опытном самолете установлен сравнительно простой комплекс бортового оборудования. Приборная доска скомпонована на основе аналоговых и цифровых приборов. Имеется также современный комбинированный пилотажный прибор и спутниковый навигационный комплекс. Такой состав оборудования обеспечивает выполнение задач предварительных летных испытаний. В дальнейшем он может быть изменен по требованию заказчика. 

Самолет оборудован герметичной кабиной. Система кондиционирования воздуха обеспечивает поддержание комфортной температуры в кабине как в ручном, так и в автоматическом режимах. Кислородная система обеспечивает работу экипажа на больших высотах, а система питания противоперегрузочного костюма улучшает переносимость летчиком высоких перегрузок. 

Одновременно ведутся совместные работы с ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» под руководством Героя России Анатолия Квочура по созданию перспективной кабины для СР-10, отвечающей самым высоким требованиям к эргономике и информационно-управляющему полю кабины современного УТС. В рамках этой работы в ФГУП «ПИЦ» создан цифровой комплекс бортового оборудования на основе многофункционального индикатора с сенсорным управлением. В ближайшее время этот комплекс будет проходить испытания в составе самолета.

Расскажите, пожалуйста, о начавшихся летных испытаниях. 

Первый полет самолета СР-10 состоялся 25 декабря 2015 г. Пилотировал машину Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Кабанов. Юрий Михайлович в прошлом – военный летчик, полковник, много лет проработал летчиком-испытателем в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, затем в ГосНИИГА, участвовал в государственных и сертификационных испытаниях многих самолетов. 

По программе первого вылета была выполнена качественная оценка некоторых летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, работы бортовых систем и оборудования. По отзыву летчика-испытателя, самолет показал себя динамичным и приятным в пилотировании. 

Системы и оборудование работали в штатном режиме. Характеристики самолета на выполненных режимах соответствовали расчетным.

Полет, которого все мы так долго ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам самолет обладает большим потенциалом, и основная работа еще впереди. 

Летные испытания продолжаются. Конкретные результаты и полученные характеристики будут опубликованы после завершения испытаний.

Кого вы видите вашими потенциальными заказчиками? 

Потенциальными заказчиками могут быть как российские ВВС и авиация ВМФ, так и коммерческие отечественные и иностранные покупатели.

Мы сможем поставлять самолеты, оптимизированные под конкретные требования. Гибкая концепция позволяет выпускать как относительно недорогие варианты с узким кругом решаемых задач, так и оснащенные самым совершенным оборудованием многофункциональные учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты, в т.ч. и корабельного базирования. Таким образом, самолеты СР-10 смогут удовлетворять широкому спектру потребностей заказчиков на протяжении ближайших 15–20 лет.

 

UTS: 2022 Даты учебного года — Справочник UTS

Примечание: Если для конкретных предметов не указано иное, все экзамены проводятся в период обучения.

0011 9007 797777797777777977777777777777777777777777777779777920 КЛАСС 9007 . 11111111120119 4 Сессия 5 40005 9007 , Сессия 9007 . 9007 2922 9000 9000 .

Информация верна по состоянию на август 2022 года. Университет оставляет за собой право изменять любую информацию, указанную в Датах учебного года 2022, без предварительного уведомления.

на берегу первичных учебных занятий (основной календарь)
Осенняя сессия
Ориентация понедельник 7 — пятница 18 февраля 2022
Сессионные Комму0011
Last day to enrol Monday 7 March 2022
Census date Friday 25 March 2022
Mid-session StuVac (Study vacation) Monday 11 – Sunday 17 April 2022
Формальные классы Конец Пятница, 20 мая 2022 г.
Финал Stuvac (учебные каникулы) Понедельник 23 — пятница, 27 мая 2022
ПЕРИОНАЦИЯ Оценки Суббота, 28 мая — суббота 18229
Весенняя сессия
Ориентация Понедельник 25 — пятница, 29 июля 2022 г.
Сессия начинается понедельник, 1 август 2022
. Прошлый день.
Дата переписи Среда, 24 августа 2022 г.
StuVac в середине сессии (учебные каникулы) Понедельник, 26 сентября – воскресенье, 2 октября 2022 г.
Формальные классы Конец Пятница, 28 октября 2022 г.
Финал Стувак (каникул.
Летняя сессия (10 недель)
Ориентация Понедельник, 28 ноября – пятница, 2 декабря 2022 г.
Начало сессии Понедельник, 5 декабря 2022 г.
в последний день, чтобы зарегистрироваться во вторник 13 декабря 2022 г.
Перепись Дата Во вторник, 20 декабря 2022 г.
Средний сеанс (учебные каникулы) 26 декабря-воскресенье. 1 января 2023 г.
Окончание официальных занятий Пятница 17 февраля 2023 г.
Здоровье – Календарь UG – См. указанные ниже курсы.
Осенью C Session
Ориентация Понедельник 7 — пятница 18 февраля 2022 г.
Сессия начинается Понедельник 21 февраля 2022
в прошлый день. Дата переписи Пятница, 25 марта 2022 г.
StuVac в середине сессии (учебные каникулы) Понедельник 11 – воскресенье 17 апреля 2022 г.0011 Пятница, 20 мая 2022 г.
Финал Stuvac (учебные каникулы) Понедельник 23 — пятница, 27 мая 2022
Период окончательной оценки Суббота, 28 мая, 18 июня 2022 г.
.
Ориентация Понедельник 1–5 августа 2022 г.
Начало сеанса Понедельник, 1 августа 2022 г.0011 2020 понедельник, 15 августа 2022 г.
Перепись дата 2020 24 августа 2022 г.
Средний сеанс Стювак (каникул для отдыха) Понедельник 26 сентября 2 октября 2022 г.
Формальные классы Конец 2020202020202011
. 28 октября 2022 г.
Final StuVac (учебные каникулы) Понедельник 31 октября – пятница 4 ноября 2022 г.
Окончательный период оценки Суббота 5 – Суббота 26 ноября 2022 г.
Образование UG + PG Календарь – См. указанные ниже курсы.
Autumn D Session
Orientation Monday 14 – Friday 18 February 2022
Session commences Monday 21 February 2022
Last day to enrol Monday 7 March 2022
Дата переписи Пятница, 25 марта 2022 года
Середина-сессия Stuvac (учебные каникулы) понедельник 11-воскресенье 17 апреля 2022 г.
Формальные занятия Конец Пятница 10 июня 2022 г.
Финал Stuvac (Отпуск в учебе) С понедельника 13-пятница 17 июня 2022 года.
Окончательный период оценки Суббота, 18 июня — суббота 2 июля 2022 г.
Spring D Сессия
Ориентация Понедельник 18 — пятница 22 июля 2022 г.
Сессия начинается 20202020, 18 июля 2022 г.
Последний день, чтобы зарегистрироваться Понедельник 1 август 2022
Стоимость переписи . Среда, 24 августа 2022 г.
Mid-STUVC. Понедельник, 26 сентября – воскресенье, 2 октября 2022 г.
Окончание формальных занятий Пятница, 4 ноября 2022 г.0011
Окончательный период оценки Суббота 12 – Суббота 26 ноября 2022 года
Календарь GSH – См. указанные ниже курсы.
Осень B Session
Ориентация Понедельник 14 — пятница 18 февраля 2022
Сессия. Сессия.0011
Перепись Дата Пятница, 25 марта 2022 г.
Средний сеанс Stuvac (каникулы) С понедельника 18 апреля-воскресенье 24 апреля 2022
Формальные классы Конец Пятница 3 июня 2022
Final StuVac (учебные каникулы) Понедельник 6 – пятница 10 июня 2022 г.
Окончательный период оценки Суббота 11 – суббота 25 июня 2022 г.
Весенняя сессия B 005
Ориентация Понедельник 18 — пятница 22 июля 2022 г.
Сессия начинается Понедельник, 25 июля 2022 г.
в последний день, чтобы зарегистрироваться Понедельник 922
Кенс. 24 августа 2022 г.
StuVac в середине сессии (учебные каникулы) Понедельник 19 – Воскресенье 25 сентября 2022 г.
Формальные занятия заканчиваются Пятница, 4 ноября 2022 г.
Финал Stuvac (учебные каникулы) Понедельник 7 — пятница, 11 ноября 2022 г.
Период окончательной оценки Суббота 12 — суббота 26 ноября 2022
Студенты аспиранта только
. Исследовательская сессия 1
Начало сессии Суббота, 1 января 2022 г.
Курсовая работа Дата переписи (в соответствии с основным календарем) Friday 25 March 2022
Research Census date Thursday 30 June 2022
Session ends Thursday 30 June 2022
Research Session 2
Session commences Friday 1 Июль 2022 г.
Курсовая работа Дата переписи (согласно основному календарю) Среда, 24 августа 2022 г.0011
Окончание сессии Суббота, 31 декабря 2022 г.
Онлайн-календарь UTS (только для аспирантов) — См. указанные ниже курсы.
Сессия 1
Ориентация Во вторник 4 — воскресенье 9 января 2022 г.
Сессия начинается понедельник, 10 январь 2022
Прошлый день.0011
Перепись Дата 2020, 20 января 2022 г.
Формальные занятия Конец Воскресенье 27 февраля 2022
Сессия 2
Ориентация 27 Fenbrual
Ориентация . СЕССИО
Начало сессии Понедельник, 7 марта 2022 г.
Последний день регистрации Понедельник, 7 марта 2022 г.
Дата переписи Friday 18 March 2022
Mid-session StuVac Monday 18 – Sunday 24 April 2022
Formal classes end Sunday 1 May 2022
Session 3
Orientation Понедельник 2 – Воскресенье 8 мая 2022 г.
Начало сессии Понедельник, 9 мая 2022 г.
Последний день регистрации Понедельник, 9 мая 2022 г.
Перепись Дата Четверг, 19 мая 2022 г.
Формальные классы Конец Воскресенье 26 июня 2022
Сессия 4
27 июня — воскресенье 3 июля 1922 27 июня — воскресенье 3 июля. Начало сессии Понедельник, 4 июля 2022 г.
Последний день регистрации Понедельник, 4 июля 2022 г. 0011
Formal classes end Sunday 21 August 2022
Session 5
Orientation Monday 22 – Sunday 28 August 2022
Session commences Monday 29 August 2022
Последний день регистрации Понедельник, 29 августа 2022 г.
Дата переписи Четверг, 8 сентября 2022 г.
Формальные классы заканчиваются Воскресенье, 16 октября 2022 г.
Сессия 6
Ориентация Понедельник 17 — Воскресень Понедельник, 24 октября 2022 г.
Дата переписи Четверг, 3 ноября 2022 г.
Окончание формальных занятий Воскресенье, 11 декабря 2022 г.
Параллельный календарь UTS – См. указанные ниже курсы.
Сессия 1
Ориентация Во вторник 4 — воскресенье 9 января 2022
Сессия начинается понедельник 10 января 2022
Прошлый день.
Дата переписи Четверг, 20 января 2022 года
Formal classes end Sunday 27 February 2022
Session 2
Orientation Monday 28 February – Sunday 6 March 2022
Session commences Monday 7 March 2022
Last день регистрации Понедельник, 7 марта 2022 г.
Дата переписи Пятница, 18 марта 2022 г.0011
Formal classes end Sunday 1 May 2022
Session 3
Orientation Monday 2 – Sunday 8 May 2022
Session commences Monday 9 May 2022
Последний день регистрации Понедельник, 9 мая 2022 г.
Дата переписи Четверг, 19 мая 2022 г.0011
Сессия 4
Ориентация Понедельник 27 июня — воскресенье 3 июля 2022 г.
Сессия начинается Понедельник 4 июля 2022
Последний день.
Дата переписи Четверг, 14 июля 2022 г.
Окончание занятий Воскресенье, 21 августа 2022 г.
Ориентация Понедельник 22 — Воскресенье 28 августа 2022 г.
Сессия начинается 29 августа 2022 г.
в последний день до зачисления Понедельник
. 8 сентября 2022 г.
Окончание формальных занятий Воскресенье 16 октября 2022 г.
Сессия 6
Ориентация Monday 17 – Sunday 23 October 2022
Session commences Monday 24 October 2022
Last day to enrol Monday 24 October 2022
Census date Thursday 3 November 2022
Окончание официальных занятий Воскресенье, 11 декабря 2022 г.
Короткие учебные занятия
Январская сессия
Сессия начинается 2020202020 3 января 2022 г.
в последний день, чтобы зарегистрироваться во вторник, 11 января 2022
Перепись Дата Во вторник, 11 января 2022
Сессия . Во вторник, 1122
, концы 20202020202020202020202020202020202020202.
.
Февральская сессия
Начало сессии Понедельник, 7 февраля 2022 г.
Последний день регистрации во вторник, 15 февраля 2022 г.
Дата переписи Во вторник, 15 февраля 2022 г.
Сессия заканчивается Пятница, 18 марта 2022 г.
Март. Сессия
Март
Сессия
Последний день регистрации Пятница, 18 марта 2022 г.
Дата переписи Пятница, 18 марта 2022 г.
Окончание сессии Пятница, 15 апреля 2022 г.
Сессия апреля
Сессия. Сессия Понедельник 4 апреля 2022 г.
в последний день, чтобы зарегистрироваться Во вторник 1222
2020 Кенс. Апрель 2022 г.
Окончание сессии Пятница, 13 мая 2022 г.
Майская сессия
2 2 мая 200011
Last day to enrol Tuesday 10 May 2022
Census date Tuesday 10 May 2022
Session ends Friday 10 June 2022
June session
Начало сессии Понедельник, 6 июня 2022 г.
Последний день регистрации Вторник, 14 июня 2022 г.
Дата переписи Вторник, 14 июня 2022 г.
Session ends Friday 15 July 2022
July session
Session commences Monday 4 July 2022
Last day to enrol Thursday 14 July 2022
Дата переписи Четверг, 14 июля 2022 г.
Окончание сессии Пятница, 12 августа 2022 г.
Августовская сессия
Сессия начинается 202020202010 августа 2022 г.
в последний день, чтобы зарегистрироваться во вторник, 9 августа 2022 г.
Дата переписи Во вторник, 9022
Сессия. Сессия Пятница 2022
Сессия 9022 2922
.
Сентябрьская сессия
Начало сессии Понедельник, 5 сентября 2022 г.
Последний день регистрации Вторник, 13 сентября 2022 г.
Census date Tuesday 13 September 2022
Session ends Friday 14 October 2022
October session
Session commences Tuesday 4 October 2022
Last day для зачисления Вторник, 11 октября 2022 г.
Дата переписи Вторник, 11 октября 2022 г.0011
November session
Session commences Monday 7 November 2022
Last day to enrol Tuesday 15 November 2022
Census date Tuesday 15 November 2022
Окончание сеанса Пятница, 16 декабря 2022 г.
Декабрьский сеанс
Начало сеанса Понедельник, 5 декабря 2022 г.
Last day to enrol Wednesday 14 December
Census date Wednesday 14 December 2022
Session ends Friday 20 January 2023
Offshore only
Сессия с января по март
Начало сессии Понедельник, 6 декабря 2021 г.
Дата переписи Вторник, 11 января 2022 г.
Session ends Friday 11 March 2022
March to May session
Session commences Monday 28 February 2022
Census date Tuesday 22 March 2022
Окончание сеанса Пятница, 3 июня 2022 г.
Сессия с мая по июль
Начало сеанса Понедельник, 18 апреля 2022 г.
Перепись Дата во вторник, 10 мая 2022 г.
Сессия Пятница, 22 июля 2022 г.
июль по сентябрь. Дата переписи Вторник, 21 июня 2022 г.
Окончание сессии Пятница, 2 сентября 2022 г.
С августа по октябрь сессия
Сессия начинается понедельник 1 август 2022 г.
Перепись Дата Во вторник 23 августа 2022
Сессия Пятница 4 ноября 2022
Начало сессии Понедельник, 19 сентября 2022 г.
Дата переписи Вторник, 11 октября 2022 г.
Окончание сессии Friday 23 December 2022
December to February session
Session commences Monday 24 October 2022
Census date Tuesday 15 November 2022
Session ends Friday 27 январь 2023 г.

Встречи PTA — UTS PTA

Все встречи проходят в столовой начальной школы .
 Пропускаете встречу? Нажмите ссылку «минуты» рядом с датой, чтобы узнать, что вы пропустили!

Расписание собраний на 2022–2023 годы
17 августа в 18:00 Протокол
21 сентября в 19:30 Присутствие
12 октября в 19:30
9 ноября в 19:30 9 декабря Нет собрания 9 579 11 января, 19:30
В феврале встреч не будет
8 марта, 19:30
19 апреля, 19:30
10 мая, 19:30
7 июня, 19:30 Сентябрь – 13 сентября 2021 г., 19:00 – Zoom
Октябрь – 20 октября 2021 г., 19:00 – Zoom
Ноябрь – 17 ноября 2021 г., 19:00 – Zoom
Декабрь – Нет встречи
Январь – январь 19 марта 2022 г. , 19:00 — Zoom
, февраль — встречи нет
, март — 16 марта 2022 г., 19:00 — Zoom
Апрель – 20 апреля 2022 г., 19:00 – Zoom
Май – 18 мая 2022 г., 19:00 – Zoom

Расписание совещаний на 2020–2021 гг. 23 октября 2020 г., 19:00 – Zoom -> 
октября   – 21 октября 2020 г., 19:00 – Zoom —> 
ноября   — 18 ноября 2020 г., 19:00 – Zoom—>
Декабрь   — Нет встречи
Январь   – 20 января 2021 г., 19:00 – Zoom —> 
февраль  — встреча не проводится :00 pm – Zoom

Расписание встреч на 2019-2020 гг.
Сентябрь  – Четверг, 26 сентября, 19:00 (Библиотека UTES) —> Протокол
, октябрь , – Четверг, 9:00 24:00 (Кафетерий UTES) —> 
Ноябрь   – Четверг, 21 ноября, 19:00 (Библиотека UTES) —> Минуты 
декабрь — нет встречи
январь — четверг, 23 января, 9 утра (кафетерий UTES) —>
февраль, — нет встречи
март, — (четверг, 26 марта, 7:00 Библиотека) — Отменено
апреля — Четверг, 23. 04, 9:00 (кафетерий UTES) — Отменено
, май, — Среда, 20.05, 19:00 (виртуальный зум) —

Встреча 2018-2019 Расписание
Сентябрь — Вторник, 18 сентября, 19:00 (Библиотека UTES) —> Минуты
Октябрь — Пятница, 19.10, 9:00 (Кафетерий UTES) —>
Ноябрь, — Четверг, 29.11, 19:00 (Библиотека UTES) —>
Декабрь, — Нет собрания
январь — пятница, 11.01, 9:00 (кафетерий UTES) —>
, февраль, — нет собрания
, март — вторник, 19 марта, 19:00 (библиотека UTES) 9 — среда, 10.04, 9:00 (кафетерий UTES)
, май — вторник, [email protected] 19:00 (Библиотека UTES) ****ОБНОВЛЕНО****
__________________________________________________________________________
Расписание собраний на 2017-2018 гг.
Сентябрь  – Вторник, 26 сентября в 19:00 (Библиотека UTES) —> МИНУТЫ
Октябрь — Среда, 25. 10, 19:00 (Библиотека UTES) —> МИНУТЫ
Ноябрь, — Пятница, 17.11, 9:00 (кафетерий UTES) —> МИНУТЫ Вторник, декабрь , 13 декабря в 19:00 (Библиотека UTES) —>  минуты
январь -пятница, 1/[email protected] 9:00 (Utes Cafeteria) -> Минут
Февраль -во вторник, 2/[email protected] 7 вечера (библиотека Юта)
март -пятница, 3/20. 16 09:00 (Кафетерий UTES)
Апрель — Среда, 18:00, 19:00 (Библиотека UTES)
Май, — Пятница, 18:00, 09:00 (Кафетерий UTES)

——— ————————————————— ————————————————— ———-
2016-2017 Примечания к собранию
сентябрь -среда, 9/28 @ 19:00 (Utes CAF) -> Примечания
октября ** ОТВЕТСТВЕННЫЕ ** понедельник 10/2004 **. 24 @ 10:00 (Библиотека UTES)
** СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ** Среда, 2 ноября @ 9:30 (UTES Caf) —> ПРИМЕЧАНИЯ
Ноябрь — вторник, 29 ноября, 19:00 (UTMS Caf) —> ПРИМЕЧАНИЯ
Декабрь — Понедельник, 12 декабря, 19:00: Обмен файлами cookie! (УТМС Каф)
Январь — Понедельник, 23.01.17 @ 10:00 (Библиотека UTES) —> ЗАМЕЧАНИЯ
Февраль — Вторник, 28/02 @ 19:00 (UTMS Caf) —> ПРИМЕЧАНИЯ
март  – понедельник, 27 марта, 10:00 (Библиотека Клинтона) —> ПРИМЕЧАНИЯ
апреля  – вторник, 25 июля, 19:00 (кафе UTMS) —> ПРИМЕЧАНИЯ (см. также Письмо комитета по назначениям PTA )
Май — Понедельник, 22 мая, 10:00 (Библиотека UTES) —> ПРИМЕЧАНИЯ
Июнь — Понедельник, 05.06., 10:00: Благодарность участникам (UTMS Caf)

———————————————- ————————————————— —————————————
Протоколы заседаний 2015-2016 гг.
Сентябрь
— Вторник, 22 сентября, 9:15 — Кафетерий UTMS
Октябрь — Вторник, 20 октября, 19:00 — Кафетерий UTMS
— 30 октября, 9:15 — Муниципальное здание UT —> ПРИМЕЧАНИЯ
9 ноября0005 — вторник, 17 ноября, 9:15 — муниципальное здание UT —> ПРИМЕЧАНИЯ
декабря — вторник, 15 декабря, 19:00 — кафетерий UTMS -> ПРИМЕЧАНИЯ
январь — Вторник, 19 января, 9:15 — Кафетерий UTMS —> ПРИМЕЧАНИЯ
Февраль — Четверг, 18 февраля, 9:15 — Кафетерий UTMS —> ПРИМЕЧАНИЯ 9 март — Понедельник, 21 марта, 19:30 — UTMS Кафетерий —> ПРИМЕЧАНИЯ
апрель — Четверг, 28 апреля, 9:15 — Кафетерий UTMS ** НОВОЕ ВРЕМЯ ** —> ПРИМЕЧАНИЯ
Июнь (Благодарность участников) 
 — Вторник, 7 июня, 9:15 — Кафетерий UTMS

Добро пожаловать в Техасский университет в Сан-Антонио

Добро пожаловать в Техасский университет в Сан-Антонио | УТСА

Отпразднуйте крупнейшую комплексную кампанию в истории UTSA.

О нашем влиянии

15 октября — наш следующий День UTSA

Присоединяйтесь к нам на предстоящем мероприятии с 11:00 до 15:00, где вы сможете узнать все, что вам нужно знать, чтобы начать свое путешествие по Roadrunner

Зарегистрируйтесь сегодня

Приходите к нам в гости!

Присоединяйтесь к нам на предстоящей экскурсии по университетскому городку и узнайте, что UTSA может предложить вам

Зарегистрируйтесь сегодня!

Высшее исследовательское мастерство

Являясь учебным заведением R1, программы магистратуры и докторантуры UTSA, основанные на исследованиях, позволят вам оказаться в авангарде выбранной вами области

Изучить программы для выпускников

М.С. Программа в области наук об окружающей среде признана за выдающиеся достижения

Престижный знак признания Excelencia подчеркивает лидерство UTSA в образовании латиноамериканских студентов

Подробнее о программе

Исследователи UTSA делятся своим опытом на общесистемном саммите по здоровью мозга

Преподаватели Консорциума здоровья мозга UTSA присоединятся к ведущим ученым из всей системы UTSA, чтобы поделиться коллективным прогрессом в инновационных исследованиях здоровья мозга

Подробнее о вершине

Лауреат премии McNair Scholar и Jane Findling Award способствует улучшению здоровья других

Эрика МакФарланд глубоко привержена делу улучшения здоровья и всестороннего благополучия других людей как в UTSA, так и во всем Сан-Антонио

Подробнее об Эрике

21 октября, начало в 16:00.

Посетите фестиваль возвращения домой UTSA

Карнавальные аттракционы, киоски с едой, живая музыка, фейерверки и многое другое. BestFest 2022 подходит для всей семьи и открыт для всего сообщества Сан-Антонио.

Посмотреть полное расписание

Билеты на футбол

Поддержите наших Roadrunners в их рекордном прошлогоднем сезоне.

Купить билеты сейчас

ЦелеустремленностьУспех студента превыше всего

Нахождение в группе людей, которые ценят не только свое образование, но и то, что они лучшие в своем деле, подтолкнуло меня к тому, чтобы выйти за пределы своей зоны комфорта и стремиться стать лучше, чем раньше. – Неемия Джексон, 21 год

UTSA готовит студентов к работе сегодня и завтра, снабжая их инструментами, необходимыми для изменения мира.

Узнайте, как учащиеся преуспевают в UTSA

22 октября в 11:30. Возвращение домой UTSA — пришло время задней двери!

Ассоциация выпускников UTSA устанавливает заднюю дверь игры «Возвращение домой», которую вы не захотите пропустить. Благодаря фирменному концерту Bexar Brass Band эти живые музыканты принесут смелое развлечение. Присоединяйтесь к нам за едой, музыкой, весельем и отличной компанией, пока мы болеем за наших Roadrunners!

Задняя дверь Roadrunner Nation

FamiliaA Hispanic

процветающий университет

Присвоение UTSA федерального статуса латиноамериканского учебного заведения (HSI) — это только часть нашей истории. Мы предпринимаем смелые шаги, чтобы выйти за рамки нашего статуса HSI и стать учебным заведением, в котором латиноамериканские студенты преуспевают.

Узнайте, как мы поддерживаем наших латиноамериканских студентов

AudaciousМоделирование будущего высшего образования

UTSA была основана с обещанием социальной мобильности и возможностей для малообеспеченных техасцев. Сегодня UTSA устанавливает стандарт обучения студентов, отражающий демографическое будущее Соединенных Штатов.

Откройте для себя смелый взгляд UTSA на будущее

Подключиться к UTSA

Предприятия и корпорации

Узнайте, как ваша компания может сотрудничать с UTSA

Партнерство с UTSA

Сообщество Сан-Антонио

Откройте для себя офисы и программы UTSA, которые предоставляют ресурсы услуг и возможности для обучения местных жителей.

Research Partners

Сотрудничайте с научным сотрудником одной из многочисленных специализированных лабораторий, центров и институтов UTSA.

Наши партнеры по исследованиям

Доноры

Внесите значительный вклад в UTSA благодаря своей финансовой поддержке.

Дать сейчас

Найти эксперта факультета

Преподаватели UTSA могут поделиться своим опытом и знаниями по темам, заслуживающим освещения в печати, и разработке политики

Просмотрите наш экспертный каталог