Вальхалла — это рай для доблестных воинов. Германо-скандинавская мифология. Рай викингов

Хель — богиня смерти, повелительница мира мёртвых в германо-скандинавской мифологии. Является дочерью бога и великанши Ангрбоды. В Эдде приводится описание богини Хель: она исполинского роста и по высоте превышает большинство великанов, одна половина её чёрно-синяя, а другая — мертвенно-бледная. Поэтому королеву Хельхейма часто называют сине-белой Хель. Считается, что когда придёт Рагнарёк, и боги подземного мира восстанут против Асгарда (город богов), Хель поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда и асов.

Хель, как богиня мёртвых и царица подземного мира, является точной копией нашей богини , которая также является королевой загробного мира, богиней зимы и смерти. Среди древних источников, в которых упоминается богиня Хель — Старшая и Младшая Эдда, Деяния Дана, а также различные саги, начиная с IX века. От имени богини смерти произошли такие слова, как Хэллоуин — праздник мёртвых, и английское слово «Hell», означающее — ад. Также слово «hel» у скандинавов использовалось для обозначения смерти и могилы. Во всяком случае, мир мёртвых скандинавы называли по имени богини — Хелльхейм. Хель стало именем нарицательным, которое в разных словоформах означает что-либо связанное с болезнями, смертью и опасностью. Такая же участь постигла и Мару (Морану, Марену) — мор, мрак, смерть и т. д.

Матерью и отцом богини являются Локи и Ангрбода. Её привезли к Одину вместе с её братьями — волком Фенриром и змеем Ёрмунгандом. Один отдал дочери Локи страну мёртвых в полное владение. Она стала здесь настолько полновластной, что перестала слушать богов и, в частности, Одина, который не смог заставить Хель вернуть ей его умершего брата Бальдра (Бальдура). Таким образом, в царство Хель попадают не только души умерших людей, но даже умершие боги! Её брат волк Фенрир был прикован глубоко под землёй, и считается защитником мира мёртвых Хельхейма. Другой брат — змей Ёрмунганд обитает на дне океана. Отец богини Локи также находится под землёй, прикованный к скале.

Можно сказать, что все члены семейства Локи являются властителями подземного мира мёртвых.

Все души после смерти попадают в Хельхейм. В Хельхейм не попадают только самые славные воины, которые отправляются к Одину в . Этот мир нельзя назвать адом или местом, где души умерших мучаются и страдают. Хельхейм — это место жизни душ после смерти, и по своей сути оно является местом лучше, чем та же земля или Мидгард. Конечно же, никакого пекла, огня, пыток и мучений в Хельхейме не существует и даже противоречит самому понятию жизни после смерти, где нет ни боли, ни несчастий, ни страданий. В качестве отступления стоит отметить, что понятие ада, объятого пламенем, характерно для Ближнего Востока, где жара является одной из самых смертельно-опасных напастей, способных уничтожить урожай и навредить людям. В скандинавских странах, в России и других странах, где половину года властвует зима, владычицу загробного мира приравнивали к владычице холода и зимы, а не жара и огня. Так Мара была одновременно и богиней смерти и богиней зимы.

По предположениям исследователей германо-скандинавских мифов, Хель является поздней интерпретацией богини домашнего очага и хозяйства Хольды. Хольда покровительствует дому и женщинам, женскому труду, материнству. Однако у Хольды была и другая ипостась: она насылает снег и бури, предводительствует в «Дикой охоте». В германском фольклоре Хольду также называли Госпожой Метелицей. Считалось, что в царство Хольды можно попасть, просто упав в колодец. Интересно, что подобное раздвоение личности богини мёртвых есть и в других языческих верованиях, например в Греции, где половину года живёт в мире мёртвых, а половину года живёт в мире людей, где считается покровительницей плодородия. Та же самая история с римской богиней мёртвых и богиней плодородия . Если учесть такое совпадение мифов, которые ведут начало из одного источника, то можно с большой уверенностью предположить, что в древности славяне именно такой представляли себе и Морану.

Что касается царства мёртвых Хельхейма , то это один из девяти миров германо-скандинавской мифологии. По некоторым описания, Хельхейм — это тёмное и туманное место. Стоит отметить, что это вовсе не значит, что жить здесь страшно и ужасно. Зачастую именно так и представляли себе в разных культурах мира подземный мир, где живут души умерших — тёмный мир, то есть мир, где нет света. Считать его злым и опасным нельзя по определению, так как свет необходим только людям, которые пользуются глазами для координации в пространстве. Для людей Хельхейм — это тёмное место и даже холодное место, а вот для душ ни темнота, ни температура никакого значения не имеют.

Хельхейм расположен на самом низком уровне вселенной. Страна мёртвых окружена непроходимой рекой Гьёлль. В славянкой мифологии такой рекой считается река , в древнегреческой — река Стикс.

Через реку Гьёлль перекинут мост Гьялларбру. В славянской мифологии таким мостом считается Калинов мост. В греческой моста нет, но через реку в мир мёртвых души перевозит на своей лодке Харон. Здесь стоит отметить, что по предположениям некоторых исследователей, мосты через загробные реки появились гораздо позже. В изначальной индо-европейской мифологии существовали только перевозчики на лодках. Именно по этой причине в древности существовала традиция сжигать умерших в лодках или оставлять с умершим монеты и драгоценности для платы за перевозку.

Мост через Гьёлль охраняет великанша Модгуд и пёс Гарм. Пёс Гарм — другое название волка Фенрира, который прикован к скале в подземной пещере Гнипа. Греческим аналогом Гарма-Фенрира считается пёс Цербер. В славянской мифологии таким защитником может быть Семаргл.

«Полинар» — медицинский центр доктора Климченко. Официальный сайт narkomaniya.polinar-clinic.com . Избавление от вредных привычек и зависимостей.

Hellblade: Senua»s Sacrifice — это проект от студии Ninja Theory, который является приключенческим экшеном, вдохновленным скандинавской мифологией. В игре нам, игрокам, предстоит гулять, не много, не мало, по аду.
Меня зовут Илья, я хочу немного углубится перед прохождением Hellblade: Senua»s Sacrifice в мифологию, которой Ninja Theory вдохновлялись. А вот это видок сандинавского ада — Хельхейма:

Впечатляет, однако.

Один из девяти миров, мир мёртвых, в Хельхейм бог Один низверг великаншу Хель, где она теперь и властвует.

Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом дне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма (Ну, правда, был там один посол, но он по блату пролетел). Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд, которых вы можете увидеть на картинке ниже. Перед вратами в Хельм находится железный лес — Ярнвинд. Если человек ни разу не помог нуждающимся, то пёс их непременно сжирал. Он есть некое жестокое правосудие, наказывающее небытием подлецов.


Выглядит как не вход в ад, а на стоянку. Ну, это претензии к художнику, не важно .

Оттуда не выходит никто из смертных. Физических страданий в Хельме не так много, сколько психологических. Из физических можно выделить лишь постоянных холод и голод. Местечко отвратное и попадёте вы туда если не боролись с честью и отвагой, детишки! В Вальгаллу попадёт лишь храбрый воин. Днём он будет драться, вечером пировать а ночью его будут ублажать женщины. Вот так-то вам, честные рабочие!

Попасть туда можно только через тонкий золотоой мост Гьялларбр. Если по мосту движется мёртвый, то он не издаёт никаких звуков. Но если по нему пройдёт живой — то он безумно зазвенит. Была даже традиция надевать мёртвых хорошие ботинки, ведь дорога в ад длинная, можно и ноги в кровь стереть.
А во время апокалипсиса Рагнарёка Хельм вместе с остальными мирами падёт, а души оттуда улетят в небытие.

Хельхельм в играх

Можно выделить два появления этого отвратного места в видеоиграх. Это в World of Warcraft. Скриншот локации ниже:

Из особенностей стоит выделить, что при смерти на этой локации вы получите дебафф «Потерянная душа».

Ваша душа станет принадлежать Хелии. Да и вообще, место угнетающее.

Вторе появление Хельхейма в играх это Tomb Rider: Underworld.

Аутентичненько.

Лара Крофт в игре попадает в царство мёртвых через ледовитый океан, как ни странно, но окей, я это принял.

Из больших появлений это всё, но не стоит забывать про God Of War, который ещё, правда, не вышел, но можно с уверенностью сказать, что царство мёртвых там будет.

Подытожим вышесказанное.

Собсна, вышло коротко и сердито, но это всё, что стоит знать про царство мёртвых перед игрой в Hellblade: Senua»s Sacrifice. Удачи вам в царстве мёртвых и не сойдите там с ума. Ну, знаете, такая обстановочка не будет будить ваших бабочек в животе. Максимум скелетов в шкафу. Место холодное, страшное и брутальное. Всё, мир во всех мирах

, народ, пока!

Как называется ад в скандинавской мифологии? и получил лучший ответ

Ответ от Chakan The Forever Man[гуру]
Хельхейм что-ли. ..
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как называется ад в скандинавской мифологии?

Ответ от Ua [гуру]
В кельтской, скандинавской мифологии ада как такового нет. у кельтов нет совсем, у скандинавов исключительно место куда попадут умершие от старости и болезней.
Скандинавия была заселена в результате переселения народов. с собой они принесли какое-то базовое миропонимание и общие символы: дерево, общее представление о создании мира (перво человек, убийство его, и на его костях создание мира) , общее деление на посмертия (условный рай и условный ад) . Аналог рая — Гимле. Вальхалла — воинство Высокого, а никак не рай — собственно, настоящая служба там только начинается… а вот Хель, Хельхейм — странное место. вроде и не ад, а вроде и похоже… Хель (Хельхейм) и Нифльхейм — два разных места. Хель — скорее всего своего рода скандинавское чистилище.. .

Из Хель человек ещё может возродиться, а вот из Нифльхейма — нет, его душа вечно бродит среди туманов. Не все умершие во время битвы попадают в Вальхаллу, только те, кого взяли валькирии.
Не зря ведь те, кому непосчастливилось пасть в битве и дожить до старости бросались на меч, чтобы попасть в более благоприятные «секции». Для таких уже не Хель, а Вальхалла.

Практически в каждой религии и мифологии существует понятие рая, который представляет собой бесконечное блаженство своим последователям, соблюдающим все правила. Между этими представлениями есть очень много общих черт, таких как вечная молодость, отсутствие зла и насилия, но в то же время между ними существует множество отличий.

1. Тлалокан — Мифология ацтеков

В мифологии ацтеков существует место под названием Миктлан, куда попадают все люди после смерти, неважно какую жизнь до этого они вели. При этом, если душа подходила по определенным условиям, она имела доступ и к другим загробным мирам. Одним из таких являлся Тлалокан — дом бога дождя Тлалока. Сюда попадали лишь те, кто был убит молнией, дождем, умирал от различных заболеваний кожи или просто был пожертвован какому-либо божеству. Это был рай цветов и танцев. Люди с физическими недостатками, за которыми при жизни присматривал Тлалок, тоже попадали в этот рай. Души умерших чаще всего перевоплощались в другое тело и странствовали из одного мира в другой.

2. Ган Эден — Иудаизм


В переводе с иврита Ган Эден означает «Эдемский сад». Он олицетворяет последнюю духовную «остановку» в иудаизме. В этом месте души праведников проводят вечность с Богом. Если верить описанию этого места, то в Эдене в 60 раз лучше чем то, что мы испытываем на земле. Ган Эден является противоположностью Геиномы — еврейского чистилища, куда попадают грешники, чтобы очистить себя от содеянных ими грехов. Ган Эден зачастую сравнивают с Эдемом из Библии, однако это совсем другое место.

3. Фолькванг — Скандинавская мифология


Большинство считает, что души погибших в бою воинов попадают в Вальхалль (скандинавский мифологический рай). На самом же деле, если верить мифам, половина из них попадает в место под названием Фолькванг («поле людей», «народное поле»). Этот загробный мир — полная противоположность Вальхаллы, которым правила Фрейя. До наших времен сохранилось мало описаний Фолькванга. Однако нам известно, что именно в этом месте был расположен главный зал Фрейи Сессрумнир («великий и справедливый»). Сюда попадали и женщины, несмотря на то, погибли ли они во время сражения или нет.

4. Поля Иару — Древнеегипетская мифология


В древнегреческой мифологии Поля Иару известны еще под названием «Елисейские поля», или «Поля блаженства». В них обитал Осирис после своего воскрешения. На пути праведника в Поля Иару стояли 15 ворот, каждые со своим стражем. Достигнув своей цели, души оказывались в землях вечного покоя, где постоянно были «хлеб и пиво», где всегда был прекрасный урожай. В этом месте мужчинам разрешалось обладать несколькими женами и наложницами. Иару был почти идеальным миром.

5. Вайкунтха — Индуизм


Вайкунтха является последним пристанищем душ, которые достигли мокши («спасения»). Это наивысший уровень рая в индуизме, где живет сам Вишну (главный Бог индуизма). Достигнув этого места, души праведников обретают вечную любовь и дружбу Вишну. В Вайкунтхе все праведники молоды и красивы, особенно женщины, которых сравнивают с Лакшми – богиней процветания. Жители Вайкунтхи перемещаются на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота. В лесах рая существуют деревья желаний. А мужчины получают столько жен и наложниц, сколько захотят.

6. Тир на Ног — Ирландская мифология


Тир на Ног («остров молодых») — остров в Атлантическом океане, земля вечной молодости и счастья. Обычным смертным запрещен вход на этот остров. Чтобы получить туда доступ, нужно пройти несколько сложных испытаний. Либо быть приглашенными феями, которые живут там. Оссиан, великий ирландский бард, был одним из таких смертных. Он попал туда с Ниам Златоглавой, дочерью короля Тир на Нога, и они жили там вместе на протяжение 300 лет. Хотя для Оссиана они показались одним годом. Со временем Оссиан захотел вернуться домой. По возвращению в Ирландию он погиб.

7. Загробный мир — Кельтская мифология


Загробный мир кельтов находился на Земле, где-то в Атлантическом океане. Кто-то описывал его как остров, другие говорили, что он расположен на дне океана. Это было место, где не существовало болезней, голода, старости и войн. Боги кельтской мифологии жили в этом Загробном мире, и души праведников могли общаться с ними вечно. В отличие от других райских мест из этого списка, сюда также иногда попадали простые смертные.

8. Элизий — Древнегреческая мифология


Еще известен под названием Элизиум, Острова блаженных или Елисейские поля. В жизни греков он играл различные роли. Изначально в него могли попасть лишь смертные, которых приглашали боги. Однако со временем приглашения раздавались всем праведным людям. В записях Гомера это место значилось как идеальное, где не было необходимости работать и не было причин горевать. Многие греческие писатели отмечали, что Эгейские острова или другие острова Атлантического океана могут быть настоящим Элизием. После появления в древнегреческой мифологии понятия реинкарнация, Элизий разделили на несколько ступеней – душе необходимо было 4 раза попасть в него до того, как ей разрешался доступ на Острова блаженных.

9. Шлараффенланд — Средневековая европейская мифология


Шлараффенланд не относится ни к какой религии. Это мифическое место, которое очень напоминает рай. Люди в нем делают все, что захотят. Тут текут реки вина, дома и улицы вымощены пряниками и т.д. Предположительное местоположение — Атлантический океан. Здесь на высоком уровне процветала сексуальная активность, люди увлекались различными порочными увлечениями. Никто в этом месте не обязан был работать.

10. Рай — Христианство


Что такое рай в Христианстве, известно всем. В нем отсутствуют войны, горе, грех. Однако в отличие от других характеристик рая, вечный христианский рай еще не существует. Он появится после Армагеддона. А до этого времени мертвые просто ожидают в промежуточном раю. Если верить «Откровению Иоанна Богослова», то рай этот будет величественным городом, настолько красивым, что стену его будут увенчаны драгоценными камнями, а улицы вымощены золотом. Люди будут ежедневно общаться с Богом.

Почти любая религия или мифология рассказывает о рае, предоставляющем бесконечное блаженство последователям, соблюдающим правила. В этих представлениях существует множество общих черт — в основном вечная молодость, умиротворение и отсутствие зла или вражды, но существует и множество отличий.

10. Тлалокан (Tlalocan)
Мифология ацтеков

Для ацтеков Миктлан (Mictlan) был местом, куда попадали почти все смертные после смерти, независимо от того, как они жили. Однако, если душа соответствовала нескольким условиям, ей предоставлялся доступ к другим загробным мирам. Один из этих миров был Тлалокан — дом бога дождя Тлалока. Сюда попали только те, кто погибал от дождя, молнии, различных болезней кожи или кто был пожертвован какому-либо божеству. По легенде это было мирное место полное цветов и танцев (достаточно логично, учитывая дожди). Те, у кого присутствовали физические недостатки, за которыми и при жизни присматривал Тлалок, также попадали в этот рай. Души тех, кто попадал в мир Тлалокан, зачастую перевоплощались в другое тело и переходили из одного мира в другой.

9. Ган Эден (Gan Eden)
Иудаизм


Ган Эден (Эдемский сад на иврите) — последняя духовная стадия в иудаизме, где души праведников проводят вечность с Богом. Ган Эден описывается, как что-то в 60 раз лучше чем то, что мы испытываем на земле, и является противоположностью Геиномы (Gehanna) — еврейского чистилища, куда грешники попадают для того, чтобы очистить себя от всех совершённых грехов (большинству приходится оставаться там всего 12 месяцев, но по-настоящему порочные люди не выходят никогда). Очень часто Ган Эден сравнивают с Эдемом из Библии, но это отдельное место, которое никогда не видели смертные люди.

8. Фолькванг (Fólkvangr)
Скандинавская мифология


Большинство людей, скорее всего, слышали о Вальхалле — подобном раю месте, куда попадают души павших воинов из скандинавской мифологии. Однако, согласно мифам, половина из них на самом деле попадали в место под названием Фолькванг, что переводится как «поле людей» или «народное поле». Этим загробным миром правила Фрейя и это было фактически противоположностью Вальхаллы. Очень мало описаний Фолькванга сохранилось до сих пор, но мы знаем, что именно там был расположен главный зал Фрейи Сессрумнир (Sessrúmnir), который описывают как «великий и справедливый». Считалось, что женщины также могли попасть сюда, даже если они не погибли во время битвы.

7. Поля Иару (Fields Of Aaru)
Древнеегипетская мифология


Поля Иару также известные, как «Елисейские поля» (в древнегреческой мифологии) и «Поля блаженства», были местом, где жил Осирис после своего воскрешения. Несколько ворот, 15 либо 21, каждые со своим собственным стражем стояли на пути души праведника к Полям Иару. Когда души наконец-то достигали своей цели, они оказывались на землях вечного покоя, богатых прекрасным урожаем и «вечными хлебом и пивом», которые никогда не выдыхались. Присутствовали и другие физические удовольствия — мужчинам позволено было обладать несколькими женами и наложницами (про то, что получали женщины ни слова, впрочем, они может, и не могли туда попадать). Иару почти полностью соответствовали реальному миру, только чуть лучше.

6. Вайкунтха (Vaikuntha)
Индуизм


Последним пристанищем душ, достигших мокши или «спасения», является Вайкунтха — самый высокий уровень рая в индуизме, где проживает сам Вишну (верховный бог индуизма). По достижению этого места души получают любовь и дружбу Вишну, которые длятся вечность. Все в Вайкунтхе красивы и молоды, особенно женщины, которые сравниваются с Лакшми — богиней процветания в индуизме. Животные и растения тут намного лучше, чем в реальном мире, и жители Вайкунтхи летают на воздушных кораблях, сделанных из лазурита, изумрудов и золота. Помимо этого, в лесах есть деревья желаний, специально выращенных для обитателей рая. И снова, мужчины получали столько жён и наложниц, сколько им было угодно.

5. Тир на Ног (Tir Na Nog)
Ирландская мифология


Тир на Ног, известный среди ирландцев как «остров юных», является островом, расположенном в Атлантическом океане, и являющемся землёй вечного счастья и молодости. Смертным обычно был запрещён доступ на остров, но они могли достичь его, если бы прошли несколько сложных испытаний, или были бы приглашены феями, жившими там. Одним таким смертным был Оссиан — самый великий бард в истории Ирландии. Он попал туда с Ниам Златоглавой (Níamh Chinn Óir), дочерью короля Тир на Нога, и они оставались там вместе 300 лет — хотя для Оссиана это показалось всего одним годом. Всё что может пожелать человек есть на этом острове. Однако Оссиан со временем захотел вернуться на родину и погиб по возвращению в Ирландию.

4. Загробный мир (Otherworld)
Кельтская мифология


В отличие от большинства представлений рая, загробный мир кельтов был расположен на Земле, где-то в Атлантическом океане. Иногда его описывали как остров или гряду островов, иногда говорили, что загробный мир находится на дне океана. Это было идеализированным отражением Земли, где болезни, старость, голод, война и другие напасти мира отсутствуют. Различные божества кельтской мифологии жили в Загробном мире и души праведных людей могли всю вечность с ними общаться. Помимо этого, в отличие от других райских мест из этого списка, сюда также иногда навещались простые смертные.

3. Элизий (Elysium)
Древнегреческая мифология


Также известный как Элизиум, Елисейские поля и Острова блаженных, Элизий играл различные роли для греков. Вначале, только смертные, которым делали специальное одолжение боги, могли попасть туда, но со временем приглашение распространилось на всех праведных людей. Гомер описывал его как идеальное место, где не нужно было работать и не приходилось горевать. Гесиод писал, что «сладкие как мёд фрукты» вырастали тут три раза в год, балуя блаженных. Затем греческие писатели указывали, что восточные Эгейские острова или другие острова Атлантического океана могут быть настоящим Элизием. Когда в древнегреческой мифологии появилось понятия реинкарнации, Элизий разделили на несколько ступеней — душе необходимо было четыре раза попасть в него до того, как ей разрешался доступ на Острова блаженных.

2. Шлараффенланд (Cockaigne)
Средневековая европейская мифология


Шлараффенланд не был связан с какой-либо религией и был мифическим местом очень похожим на рай, где все делали то, что им хотелось. Тут текли реки вина, а дома и улицы были сделаны из пряников (молочные реки и кисельные берега другими словами). Предположительным местоположением земли был Атлантический океан и её часто считали альтернативой «скучному» христианскому раю. Сексуальная активность тут была на высоте и все увлекались разнообразными порочными увлечениями (отдельно упоминались монашки и монахи). Помимо этого, никто не должен был работать, а по улицам расхаживали зажаренные гуси, упрашивающие их съесть. Миф о Конфетной горе (Big Rock Candy Mountain), распространённый среди американских бродяг, считается развитием этой идеи.

1. Рай (Heaven)
Христианство

Версия рая по христианству, самой распространённой религии в мире, известна всем. Такие черты как отсутствие горя, войны и греха знакомы любому, как и врата рая, но существует и несколько странных характеристик, отличающих христианский рай от других. Для начала — вечный рай ещё не существует, согласно Библии, новая Земля, где будет существовать рай, появится только после Армагеддона. До того мёртвые просто пережидают в промежуточном раю, не чувствуя течение времени. Согласно «Откровению Иоанна Богослова» рай будет великим городом, несравнимым ни с чем по своей красоте, стены которого будут сделаны из драгоценных камней, а улицы вымощены золотом. Бог будет ходить среди людей, попавших в рай, и они будут его почитать всю вечность. Ведётся много споров на предмет того, помнят ли о своих жизнях люди в раю, и библия не даёт точного ответа на этот вопрос, но обещание Иисуса повидать своих последователей там, скорее всего, означает, что люди должны помнить себя.

Рай викингов — ВАЛЬХАЛЛА и девы-воительницы ВАЛЬКИРИИ (иллюстрированное эссе)

    На рубеже I и II тысячелетий нашей эры вся Европа, в особенности жители ее прибрежных территорий, испытывали постоянный ужас перед кровожадными, не знающими ни жалости, ни страха викингами, известными в Западной Европе, как норманны, а в Восточной — как варяги. Ужас перед викингами объяснился их крайней жестокостью. Недаром одной из самых популярных молитв в южной Англии и северной Франции была: «Боже, спаси нас от норманнов».
    Но викинги вызывали не только ужас, но и восхищение своей вошедшей в предания храбростью и бесстрашием в бою. Именно поэтому викинги-варяги составляли элитную часть дружин русских князей времен Киевской Руси. Да и многие короли Западной Европы стремились нанять викингов, зная о их пренебрежении перед смертью в сражениях, которых в те времена было немало.
    В чем же причина легендарного бесстрашия викингов?
    На мой взгляд, одна из главных причин неустрашимости норманнов во время сражений заключалась в их религиозных верованиях, в основе которых лежал не страх перед Божьим наказанием, как в христианстве, а убежденность в том, что лишь доблестная смерть в бою гарантирует им счастливое посмертное существование в скандинавском мифологическом раю — ВАЛЬХАЛЛЕ — царстве верховного божества Одина. А попасть туда без помощи ВАЛЬКИРИЙ было невозможно.
    Так кто же такие эти валькирии?
    Ответу на этот вопрос и посвящено данное иллюстрированное эссе.



    ВАЛЬКИРИЯМИ в скандинавской мифологии (VALKYRJA — с древнеисландского — «выбирающая убитых») называли воинственных дев, подчиненных Одину и участвующих в распределении побед и смертей в битвах.

«… девы в шлемах с просторов небесных
Мчались в кольчугах, обрызганных кровью,
Свет излучали копья валькирий.»

(См.: «Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга» / Скандинавский эпос: Старшая Эдда, Младшая Эдда. Исландские саги. — М, 2009. С. 81.)

  Обладающие внешностью прекрасных дев, валькирии были сродни норнам, только норны определили судьбу мира и богов, а валькирии — каждого конкретного человека, точнее, воина в битве. Образно выражаясь, «из костей и кишок» валькирии ткали будущее каждого сражения.
    Вот какие слова были вложены в уста валькирий в «Саге о Ньяле»:

«Соткана ткань, большая, как туча,
Чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью.
Накрепко ткань, стальную от копий,
Кровавым утком битвы свирепой
Ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих…

… Мы ткем, мы ткем стяг боевой,
Рвутся вперед смелые воины.
Конунга жизнь мы защитим, —
Нам выбирать, кто в сече погибнет.»

(См.: Исландские саги. В 2 томах. — СПб., 1999.)

  Заранее определив исход сражения, валькирии кружили над полем битвы в облике всадниц, скачущих на крылатых конях-облаках. Из грив коней-облаков валькирий капала на землю оплодотворяющая роса, а от их мечей и копий исходил свет. Во время самого кровавого действа валькирии витали над битвой и забирали с окровавленной земли (или палубы драккара) отважных воинов — ЭЙНХЕРИЕВ. Забирали не просто куда-то, а уносили в Вальхаллу (с древнеисландского — «чертогубитых»).


  В находящемся на небе, принадлежавшем самому Одину жилище, павшие в бою храбрые воины — эйнхерии проводят свою загробную жизнь в привычных им в жизни земной реалиях: смертельных поединках. Но наносимые им друг другу смертельные раны заживают сами собой, а отрубленные боевыми топорами и мечами конечности волшебным образом вновь отрастают.

   После сражений эйнхерии пируют за столом Одина, пьют неиссякающее медовое хмельное молоко козы Хейдрун и едят никогда не кончающееся мясо вепря Сэхримнира, которое варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир. При этом съеденный храбрыми мертвецами волшебный вепрь ежедневно возрождается целым и невредимым.
    Во время пиров в Вальхалле отважным погибшим воинам прислуживают валькирии. Они подносят им питье, меняют посуду и чаши.

  Всего валькирий тринадцать. Это известно благодаря саге «Речи Гринмира» из «Старшей Эдды», в которой приводится полный перечень валькирий:

«Христ и Мист пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скегуль, Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур, Гейр и Гейрёлуль,
Рангрид и Радгрид, и Регинлейя
Тоже цедят пиво эйнхериям. «

(См.: «Речи Гринмира» / Скандинавский эпос… С. 42-43.)

    Некоторые имена валькирий расшифровываются:

Хильд — «битва»;
Херфьётур — «путы войска»;
Хлёкк — «шум битвы»;
Труд — «сила»;
Христ — «потрясающая»;
Мист — «туманная».
    Остальные имена: Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахед (Гейрёлуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейя — точной расшифровке пока не подаются.

(См.: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. — М., 1994. Т. 1. С. 211.)

    Впрочем, учитывая транскультурные параллели, скорее всего валькирии оказывали эйнхериям и другие услуги, ублажая их по ночам. По крайней мере, в поздней, романтизированной традиции.


   В поздних скандинавских мифах образ валькирий романтизировался, и они превратились в нордических красавиц с ослепительно яркими голубыми глазами и длинными светлыми волосами. Как достойные пары павшим героям, одеты валькирии были соответственно: обычно в доспехи (чаще всего в облегченном варианте), в руках — мечи или копья, на голове — шлем, украшенный рогами либо птичьими крыльями.

   Согласно поверьям, от блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.

    Романтизация образа привела к тому, что валькирии стали более самостоятельными персонажами, способными противостоять воле Одина, влюбляться в земных героев, выходить за них замуж и рожать от них детей. Природа валькирий серьезно изменилась: они перестали быть дочерями Одина и обзавелись человеческой сущностью.

«Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю. Она дала Хельги имя и часто потом защищала его в битвах.»

(См.: «Песня о Хельги сыне Хьерварда» / Скандинавский эпос… С. 88.)

    Во время христианизации Скандинавии все эти мифологические персонажи были, разумеется, демонизированы. ВАЛЬХАЛЛА стала ассоциироваться с Адом — преисподней, боги скандинавской мифологии — асы — превратились в демонов, герои-воины — эйнхерии — стали великими грешниками, а валькирии, конечно же, — ведьмами и суккубами.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

Человеческие жертвоприношения викингов: темная практика «диких ослов» севера (АBC, Испания)

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://inosmi.ru/20210102/248715044.html

Викинги-русы были прекрасны и жестоки: смелые мореходы приносили людей в жертву и насиловали рабынь (ABC)

Викинги-русы были прекрасны и жестоки: смелые мореходы приносили людей в жертву и насиловали рабынь (ABC)

Викинги-русы были прекрасны и жестоки: смелые мореходы приносили людей в жертву и насиловали рабынь (ABC)

Какими были викинги? Испанский автор приводит факты, подтверждающиеся находками из погребальных курганов от Ирландии до Волги. Похоже, что эти воины жили как… | 02.01.2021, ИноСМИ

2021-01-02T00:01

2021-01-02T00:01

2022-10-07T15:38

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/img/24868/05/248680517_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_e40202b4c912464410c5bca3ef352ba6.jpg

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2021

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/img/24868/05/248680517_0:0:1708:1281_1920x0_80_0_0_0e3ec859a325af17792e0016941fc8e0.jpg

1920

1920

true

ИноСМИ

[email protected] ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

общество, история, всеми любимые викинги

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Какими были викинги? Испанский автор приводит факты, подтверждающиеся находками из погребальных курганов от Ирландии до Волги. Похоже, что эти воины жили как все завоеватели. Предпочитали мясную и молочную диету, порой продавали и казнили питавшихся рыбой и овощами рабов. С такой диетой рабы выжили, а викинги потихоньку исчезли или вернулись на Север.

Сесар Сервера (César Cervera)

Плоть в обмен на плоть. Культура викингов полна легенд и правдивых историй, когда для получения власти или победы требуется жертва в виде увечий или непосредственно потери жизни приносящим себя в жертву воином. Одна из центральных историй скандинавской мифологии — жертва Одина, отца всех богов, который, не колеблясь, вырвал себе глаз, чтобы иметь возможность испить из колодца Мимира и таким образом обрести бесконечную мудрость.

Если даже верховный бог был способен пожертвовать часть своего тела, то до каких пределов мог пойти простой смертный в обмен на божественную милость? Чтобы быстро отправиться в Валгаллу (рай скандинавских язычников),0 нужно было погибнуть с мечом в руке, облегчало попадание в Валгаллу и жертвоприношение. Неудивительно, что постоянная война и человеческие жертвоприношения в ритуальных целях были обычным делом среди викингов.

Как объясняют Ким Хьярдар и Вегард Вике в своей книге «Викинги на войне», викинги приносили в жертву животных и людей в своих ритуалах, но тем не менее идут споры, насколько такая практика была распространена. «Мы должны различать жертвоприношения в религиозных церемониях и ритуальные казни на похоронах выдающихся личностей», — предупреждают они в этой работе.

Арабский путешественник десятого века по имени Ахмад ибн Фадлан рассказывает в летописи о том, как он стал свидетелем этого второго вида жертвоприношения, когда на берегу Волги была казнена рабыня, а ее останки сожжены рядом с хозяином на похоронном судне. Археологические остатки свидетельствуют о многочисленных аналогичных случаях захоронения рабов рядом с благородными персонами из числа викингов.

Впрочем, и в других подвластных викингам местах они вели себя также. На острове Мэн, в Ирландском море, недавно была найдена могила богатого викинга рядом с останками молодой женщины, которая была убита ударом по голове. Анализ останков показал, как и в других подобных случаях, что не было родственных отношений между обладателями этих двух тел. Более того, по качеству костей можно было отличить бедных людей, преимущественно питавшихся рыбой (предположительно, рабов), от других, которые питались мясом и молочными продуктами — то есть едой, характерной для людей с достатком.

Исключительное событие

Что касается человеческих жертвоприношений, не связанных с погребением, то наиболее распространенная теория заключается в том, что к ним прибегали только во времена великих социальных потрясений или в тех случаях, когда смерть животных считалась слишком скудным приношением. Обычным делом было приносить в жертву людей с более низким социальным статусом: женщин, рабов или детей. При этом в «Саге о Инглингах», высшей жертвой, которую могли принести викинги, был сам король.

Адам Бременский писал о тех местах в Швеции, где проводились эти ритуалы:

«Рядом с этим храмом стоит очень большое дерево с очень широкими ветвями, вечно зеленое зимой и летом. Что это за дерево, никто не знает. Есть также колодец, где язычники обычно приносят свои жертвы. Они погружают в колодец живого человека»

Описания таких ритуалов присутствуют почти во всех хрониках наблюдателей, посетивших деревни викингов. Француз Дудо де Сен-Кантен, автор ключевого труда о норманнах, среди обычаев викингов выделяет человеческие жертвоприношения в честь бога войны Тора. По верованиям викингов, этот бог мог утихомирить штормы в открытом море или предсказать будущее, но с одним условием — в обмен на живую плоть.

Дудо указывает на то, что судьба приносимых в жертву решалась с помощью гадания маленькими костями — клеромантией. Жертву, избранную богами, убивали сильными ударами по голове. А когда из нее вытекала кровь, воины обмазывали этой кровью свое тело. Вряд ли это было приятное занятие, но поскольку контроль над штормами в открытом море предположительно зависел от этих предложений богу Тору, обряды время от времени совершались.

Византийские летописцы также рассказывают, как викинги хоронили своих павших в битве. Они повествуют, что все это происходило при лунном свете и сопровождалось умерщвлением пленных, которые обычно убивались прямо на месте, у могил.

Гигиена викингов

Фильм «Воин номер 13» с Антонио Бандерасом в роли эмиссара из Багдада, который жил с группой воинов-викингов, основан на реальной истории вышеупомянутого Ахмада ибн Фадлана. Этот мусульманский миссионер познакомился на берегах реки Волги с большой общиной викингов-русов, которых он пытался обратить в исламскую веру в конце десятого века. Русами тогда называли в тех местах всех «северных людей».

Контакт между такими разными цивилизациями послужил Ахмаду ибн Фадлану поводом для многих наблюдений. Так, он подчеркивает культурную пропасть между привычной ему ближневосточной культурой и культурой скандинавов, отмечая самые яркие традиции этих народов глазами мусульманина. Он отмечал, что скандинавы часто расчесывают волосы и что они физически прекрасны, но при этом его шокировала редкость у них омовений, на Ближнем Востоке совершавшихся весьма часто. Ибн Фадлан считал это очень негигиеничным образом жизни:

«Северяне-русы физически очаровательны, но нет сомнения, что из всех созданий Аллаха русы — самые нечистоплотные. Они не моются после секса и после испражнений, поэтому нисколько не удивительно, что они не моются и после еды. Они как дикие ослы…

Они умываются каждый день, но водой из чаши, которую они делят между собой, а чашу эту подносит то одному, то другому рабыня. Каждый человек в эту чашу высмаркивается и плюет туда, а потом они в той же воде моют лицо и волосы!

Они живут группами по десять или двадцать человек в деревянных домах, где они всей семьей сидят на большой лавке. Рядом выстраиваются кружком рабы, чтобы можно было продавать их купцам. Можно иметь с рабыней интимные связи прямо при ее муже или суженом (…) Иногда случается, что купец приходит забрать купленную рабыню, и вдруг он обнаруживает хозяина дома, который как раз в этот момент познает с ней радости любви. И вот, новый хозяин вынужден ждать, пока старый хозяин не насладится вдосталь, прежде чем приступить к покупке»

Правда в том, что Скандинавия не рай и не ад

Ранее в этом году британский писатель-путешественник и житель Дании Майкл Бут разозлил читателей Guardian провокационной статьей, в которой утверждает, что развеивает миф о Скандинавии как об идеальном месте для жизни. Сейчас многие в замешательстве. Все, что мы думали о социальных идеалах Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, — ложь? Ну, не совсем, но и не все мы пьяные серийные убийцы.

Основанные в значительной степени на его книге «Почти почти идеальные люди: правда о скандинавском чуде», «откровения» Бута о гниении, разъедающем скандинавские общества всеобщего благосостояния, должны были «исправить дисбаланс» недавней утопической идеализации скандинавских страны в британских СМИ.

Это правда, что скандинавские страны получили беспрецедентно хорошие отзывы в Великобритании. Отчасти это связано с наметившейся в первые годы XXI века тенденцией оценивать благосостояние наций не по ВВП, а по другим, более человеческим факторам. Страны Северной Европы неизменно выходят на первое место.

В мировом опросе Gallup 2005-2011 Дания заняла первое место по уровню счастья, за ней следуют Финляндия и Норвегия. В Индексе лучшей жизни ОЭСР за 2012 г. Норвегия, Швеция и Дания вошли в пятерку ведущих стран, а в отчете о состоянии матерей в мире за 2014 г. организации «Спасите детей», в котором оценивается благополучие матерей и детей во всем мире, пять скандинавских стран оказались в первой пятерке. топ шесть. Между тем, исследование качества жизни журнала Monocle, проведенное в 2014 году, в третий раз назвало Копенгаген самым пригодным для жизни городом в мире9.0003

Но эти цифры начинают опровергаться людьми из самых разных сфер. Если жизнь в Скандинавии идеальна, то почему существует так много драм и книг, которые изображают скандинавские общества как безудержные коррумпированные институты, алкоголиков, неблагополучных семей и мужчин, жестоко обращающихся с женщинами? Эти темные изображения не могут появиться на фоне ясного голубого скандинавского неба.

Хотя «Убийство» и «Мост» новы, интерес к гнилым штатам Скандинавии — нет. Восприятие стран Северной Европы за границей колебалось между двумя крайностями в течение почти столетия.

В 1936 году американский журналист маркиз Чайлдс опубликовал международный бестселлер «Швеция: срединный путь». Написанный во времена Великой депрессии, Чайлдс рассматривал шведский социал-демократический компромисс между либеральным капитализмом и государственным коммунизмом как прагматичную модель, которая может гарантировать полную занятость, социальную защиту и равенство, не ставя под угрозу экономическое развитие и демократические институты.

В 1970-х картина радикально изменилась после выхода книги британского журналиста Роланда Хантфорда «Новые тоталитаристы». Для Хантфорда шведы, в которых на протяжении 40 лет доминировала Социал-демократическая партия, оказались ближе к жизни в антиутопическом «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, чем Советы. Даже шведский сексуальный либерализм, вызывавший всеобщее восхищение, стал в глазах Хантфорда выражением тоталитарного государственного контроля. Высокий уровень самоубийств и высокие налоги были другими далеко не идеальными тенденциями, которые он стремился подчеркнуть.

С тех пор утопический взгляд вернулся, но, возможно, это не столько отражение Скандинавии, сколько остального мира. В последние годы глобальная рецессия и меры жесткой экономии сказались на Европе, и люди начинают искать лучшие модели. Опасаясь разрушения благосостояния и социальной сплоченности, естественно искать утешения в другом месте, даже если оно существует только в воображении (как любая хорошая утопия) или в опросах, лишенных какой-либо формы культурного контекста.

Защищая свой антиутопический контрнарратив от тысяч критических комментариев в The Guardian, Бут объяснил, что его изображение ура-патриотических датчан на антидепрессантах, вялых норвежцев, опьяненных нефтяным богатством, и пьющих финнов с оружием в руках в значительной степени основано на о чем сообщили сами скандинавские эксперты. Тем не менее, вы в равной степени можете утверждать, что он тщательно отобрал данные, чтобы доказать заранее заданное повествование.

Книга Бута, тем не менее, доказывает важную мысль о восприятии скандинавских стран. Скандинавы преимущественно довольны своей жизнью, но они не утописты. Они также не ослеплены своим успехом. Они могут не сталкиваться с социальными проблемами в том же масштабе, что и люди в других странах, но они по-прежнему яростно спорят о том, какие проблемы у них есть. К ним относятся цель государства всеобщего благосостояния в 21 веке и его размеры.

Скандинавские страны — это реальные места, а не утопии, и, как и многие другие страны, они пытаются преодолеть социальные разногласия, приспосабливаясь к меняющимся глобальным реалиям. Меры жесткой экономии и реформы социального обеспечения были реализованы во всех странах, и, похоже, ни одно право, ранее гарантированное государством всеобщего благосостояния, не было исключено, когда дело доходит до сокращений. Рост психических заболеваний может быть первым серьезным последствием увеличения социально-экономического неравенства в скандинавских странах — именно такая проблема оказывается столь увлекательной для любителей мрачных скандинавских криминальных историй за границей.

Правда в том, что Скандинавия не рай и не ад | UCL European Institute

Скандинавские страны получали исключительно хорошие отзывы в Великобритании – по крайней мере, до начала этого года, когда британский писатель-путешественник и житель Дании Майкл Бут заявил, что развеял Скандинавию как идеальное место для жизни. Сейчас многие в замешательстве. Все, что мы думали о социальных идеалах Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, — ложь? Ну, не совсем, но и не все мы пьяные серийные убийцы.

Доктор Джейкоб Стоугард-Нильсен

Ранее в этом году британский писатель-путешественник и житель Дании Майкл Бут разозлил читателей Guardian провокационной статьей, в которой утверждается, что развеивает миф о Скандинавии как об идеальном месте для жизни. Сейчас многие в замешательстве. Все, что мы думали о социальных идеалах Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, — ложь? Ну, не совсем, но и не все мы пьяные серийные убийцы.

В значительной степени основанные на его книге «Почти почти идеальные люди: правда о скандинавском чуде», «откровения» Бута о гниении, разъедающем скандинавские общества всеобщего благосостояния, должны были «исправить дисбаланс» недавней утопической идеализации скандинавских страны в британских СМИ.

Это правда, что скандинавские страны получили беспрецедентно хорошие отзывы в Великобритании. Отчасти это связано с наметившейся в первые годы XXI века тенденцией оценивать благосостояние наций не по ВВП, а по другим, более человеческим факторам. Страны Северной Европы неизменно выходят на первое место.

Во всемирном опросе Гэллапа 2005–2011 гг. Дания заняла первое место по уровню счастья, за ней следуют Финляндия и Норвегия. В Индексе лучшей жизни ОЭСР за 2012 г. Норвегия, Швеция и Дания вошли в пятерку ведущих стран, а в отчете о состоянии матерей в мире за 2014 г. организации Save the Children, в котором оценивается благополучие матерей и детей во всем мире, пять топ шесть. Между тем, исследование качества жизни журнала Monocle, посвященное стилю жизни, в 2014 году в третий раз назвало Копенгаген самым пригодным для жизни городом в мире9.0003

Но эти цифры начинают опровергаться людьми из самых разных сфер. Если жизнь в Скандинавии идеальна, почему так много драм и книг , изображающих скандинавские общества как безудержные коррумпированные институты, алкоголиков, неблагополучных семей и мужчин, жестоко обращающихся с женщинами? Эти темные изображения не могут появиться на фоне ясного голубого скандинавского неба.

Хотя «Убийство» и «Мост» новы, интерес к гнилым штатам Скандинавии — нет. Восприятие стран Северной Европы за границей колебалось между двумя крайностями в течение почти столетия.

В 1936 году американский журналист маркиз Чайлдс опубликовал международный бестселлер Швеция: срединный путь. Написанный во времена Великой депрессии, Чайлдс рассматривал шведский социал-демократический компромисс между либеральным капитализмом и государственным коммунизмом как прагматичную модель, которая может гарантировать полную занятость, социальную защиту и равенство, не ставя под угрозу экономическое развитие и демократические институты.

В 1970-х годах образ радикально изменился после выхода книги британского журналиста Роланда Хантфорда «Новые тоталитаристы». Для Хантфорда шведы, в которых на протяжении 40 лет доминировала Социал-демократическая партия, оказались ближе к жизни в антиутопическом «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, чем Советы. Даже шведский сексуальный либерализм, вызывавший всеобщее восхищение, стал в глазах Хантфорда выражением тоталитарного государственного контроля. Высокий уровень самоубийств и высокие налоги были другими далеко не идеальными тенденциями, которые он стремился подчеркнуть.

С тех пор утопический взгляд вернулся, но, возможно, это не столько отражение Скандинавии, сколько остального мира. В последние годы глобальная рецессия и меры жесткой экономии сказались на Европе, и люди начинают искать лучшие модели. Опасаясь разрушения благосостояния и социальной сплоченности, естественно искать утешения в другом месте, даже если оно существует только в воображении (как любая хорошая утопия) или в опросах, лишенных какой-либо формы культурного контекста.

Защищая свой антиутопический контрнарратив от тысяч критических комментариев в The Guardian, Бут объяснил, что его изображение ура-патриотических датчан на антидепрессантах, вялых норвежцев, опьяненных нефтяным богатством, и пьющих финнов с оружием в руках в значительной степени основано на о чем сообщили сами скандинавские эксперты. Тем не менее, вы в равной степени можете утверждать, что он тщательно отобрал данные, чтобы доказать заранее заданное повествование.

Книга Бута, тем не менее, доказывает важную мысль о восприятии скандинавских стран. Скандинавы преимущественно довольны своей жизнью, но они не утописты. Они также не ослеплены своим успехом. Они могут не сталкиваться с социальными проблемами в том же масштабе, что и люди в других странах, но они по-прежнему яростно спорят о том, какие проблемы у них есть. К ним относятся цель государства всеобщего благосостояния в 21 веке и его размеры.

Скандинавские страны — это реальные места, а не утопии, и, как и многие другие страны, они пытаются преодолеть социальные разногласия, приспосабливаясь к меняющимся глобальным реалиям. Меры жесткой экономии и реформы социального обеспечения были реализованы во всех странах, и, похоже, ни одно право, ранее гарантированное государством всеобщего благосостояния, не было исключено, когда дело доходит до сокращений. Рост душевных заболеваний может быть первым серьезным последствием увеличения социально-экономического разрыва в скандинавских странах – именно такая проблема оказывается столь увлекательной для любителей темных скандинавских криминальных историй за границей.


  • Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочтите исходную статью.
  • Д-р Якоб Стоугард-Нильсен, старший преподаватель скандинавской литературы, Школа европейских языков, культуры и общества UCL

 

Валгалла – рай или ад? 10 фактов, которые могут вас удивить — факты о Скандинавии

В разгар эпохи викингов воины-мореплаватели из современной Скандинавии терроризировали Северную Европу, совершая набеги и грабя города и деревни, которые не могли защититься от них. Широко распространено мнение, что мужество и ярость викингов-захватчиков коренились в их глубоко укоренившейся вере в то, что умереть в бою было почетно, а в загробной жизни их ждала великая награда.

Вальхалла ближе к раю, чем к аду, но это не точная параллель. Расположенная в Асгарде, Валгалла — это место, где правит Один, бог грома. Валькирии, девы-воительницы Одина, выбирают, какие элитные воины-викинги могут войти. Описание Вальхаллы — это то, что викинги сочли бы раем.

Многие популярные представления о скандинавской мифологии и образе жизни (и смерти) викингов не совсем точны. Некоторые распространенные представления о загробной жизни викингов неточны и не раскрывают всей истории, в то время как другие заблуждения являются результатом того, что факты со временем затуманиваются. Не вызывает сомнений то, что реальные факты, скорее всего, удивят вас, углубляя ваше понимание мира викингов.

Насколько точны современные изображения викингов? Посмотрите, как на самом деле выглядели викинги? Узнать больше.

Какое отношение Валькирии имеют к Валгалле? См. ниже

Вальхалла — рай, но не для всех викингов

Вальхалла широко воспринимается (несколько правильно) как место последнего упокоения воинов-викингов, павших на поле боя. Как описано в древнескандинавских сагах и текстах, Валгалла — это царство скандинавской загробной жизни, в которое викинги стремились войти после своей смерти .

Итак, в этом смысле Вальхалла похожа на христианское представление о рае. Однако между ними есть серьезные различия, начиная с того, кому было разрешено входить и как.

Как описано в древнескандинавских писаниях , Вальхалла («зал убитых») — это большой зал, расположенный в Асгарде , одном из девяти царств скандинавской вселенной. Именно здесь павшие воины и лидеры викингов ходят среди скандинавских богов, включая величайшего из них, Одина.

С золотыми мерцающими башнями, соломенной крышей из щитов и стропилами из копий Валгалла представляет собой чудесное зрелище , особенно глазами воина-викинга .

Одина сопровождают в Валгалле его прекрасные девушки-воительницы, Валькирии , которым поручено выбрать самых храбрых из павших воинов викингов, чтобы они пополнили их ряды.

Иногда упускают из виду тот факт, что не только Валькирии выбирают, кто из убитых в бою появится в Валгалле , но они также выбирают, кто будет жить или умрет по мере развития битвы. [1]

Интересуетесь скандинавской мифологией? См. 14 великих книг по скандинавской мифологии, которые объясняют богов, героев и злодеев этих древних историй Скандинавии.

Как Рагнарёк связан с Валгаллой? См. ниже

В загробной жизни викингов есть два рая

Интересно, что самые храбрые и свирепые воины викингов и скандинавские лидеры могут не оказаться в Валгалле после своей смерти. На самом деле, самое большее, только половина из них.

Есть еще одно царство загробной жизни викингов , которое также ищет самые смелые и героические души, и, по некоторым сведениям, оно даже имеет первый выбор павших викингов с поля битвы.

Известная как Folkvangr («поле армии»), эта загробная жизнь управляется богиней Фрейей , в чьи владения входят вопросы любви, красоты и плодородия.

В то время как Валгалла является предполагаемым раем викингов в умах многих, на самом деле только половина из Павшие солдаты и воины Скандинавии оказываются там.

Другая половина, столь же благородная и благородная после смерти , переходит в Фольквангр, менее известное, но столь же престижное царство скандинавской загробной жизни. [2]

Независимо от того, заслужили ли павшие герои-викинги достижение священных залов Вальхаллы или идиллических полей Фольквангра, проживание в воинском раю имело подвох.

Даже в Валгалле всему хорошему приходит конец

Саги о викингах описывают Валгаллу как рай воина . Дни тратятся на оттачивание боевых навыков, и любые раны, полученные в пылу боя, чудесным образом исцеляются к концу дня.

Ночи проходят за пиршеством в компании великого бога Одина , товарищей-воинов и почитаемых Валькирий . Эти сцены заново переживаются каждое утро, но не вечно. (Также см. Верят ли люди в Одина?)

Даже в Valhalla , упрямый и практичный воин мышление правит всем. Это объясняет, почему только элитные воины (известные как Эйнхерий ) были отобраны, чтобы присоединиться к Одину в Асгарде .

Согласно скандинавской мифологии, вековых пророчества предсказывали королевскую битву, которая станет войной, которая положит конец всем войнам, когда практически все формы жизни будут полностью уничтожены, что приведет к возрождению космоса .

Согласно Viking , наступит время, когда Один и его легионы Эйнхерий сразятся с великим волком Фенриром в эпической битве, в которой добро и благородство сразятся с силами всемогущего зла.

Этот космический конфликт известен как Рагнарок , и, к сожалению, исход был предопределен: Одину и всей его армии суждено встретить свой конец в поражении.

Несмотря на трагическую и ужасающую судьбу, ожидавшую их в загробном мире, Викинги были слишком готовы положить свою жизнь на линии битвы за их семейное наследие в мире смертных, а также товарищество и честь, которые ждали их в Валгалле . [3]

Как и Вальхалла, богини важны для скандинавской системы верований. См. 10 богинь в скандинавской мифологии, которые вам нужно знать, чтобы узнать больше.

Что такое Хель в скандинавской мифологии? См. ниже

Пять направлений в загробной жизни викингов

Концепция загробной жизни занимает видное место в норвежской культуре, религии и обществе. Викинги верили не менее чем в пять отдельных миров загробной жизни .

Valhalla является наиболее известным, а Folkvangr также получает свою долю (хотя и значительно меньшую, чем Valhalla) известности в Viking lore.

Valhalla и Folkvangr — два места загробной жизни для отважных воинов, павших в бою, но что случилось с трудолюбивым скандинавским фермером или добросердечным крестьянином, когда они умерли?

Согласно скандинавской мифологии , у них тоже было царство в загробной жизни, где их душа будет жить после ухода из Мидгарда , обитаемого царства вселенной викингов .

Это пять царств загробной жизни викингов, каждое из которых предназначено для определенного сегмента скандинавского общества:

  • Валгалла — «Зал убитых» содержит бога Одина, его девушек-воительниц и павших героев-викингов. , пока они тренируются и пируют до Рагнарока, скандинавской версии апокалипсиса.
  • Фольквангр – Те, кто не выбран Валькириями Одина для входа в Вальхаллу (или наоборот по некоторым сведениям), оказываются в компании Фрейи в Фольквангре. Столь же идиллические, но с той же судьбой конца света, что и Вальхалла, воины в Фольквангре знают, что их ждет Рагнарек.
  • Хель (также известный как Хельхейм) . Несмотря на то, что звучит жутко похоже на нежелательный христианский ад загробной жизни, Хель является местом назначения для подавляющего большинства граждан викингов, которые вели нормальную жизнь, занимаясь сельским хозяйством, разведением скота или торговлей.

Хель находится под присмотром одноименной богини. Хотя большинство викингов , скорее всего, проведут там свою загробную жизнь , об этом мало что написано, за исключением тех, кто умер способом, не достойным отбора в Валгалла или Фольквангр. (Также см. Были ли у викингов татуировки?)

Внутри Хель есть место, зарезервированное для зла сердца, которое имеет сходство с Христианином представление об аде.

Известный как Настронд , убийцы, мошенники и им подобные могли рассчитывать провести там загробную жизнь со всей тьмой и ужасом, которые, как ожидается, предназначены для нечестивых.

  • Царство Ран . Известные как своими мореходными навыками, так и своими набегами по всей Северной Европе, неудивительно, что в скандинавской мифологии есть царство в загробной жизни, предназначенное только для моряков и тех, кто потерялся в море.

Богиня Ран (которая также великанша) живет на дне океана, где она правит накопленными сокровищами и душами тех, кто зарабатывал себе на жизнь (или встретил свою смерть) в открытом море.

  • Курганы – Не все души умерших викингов отправляются в другое царство. Некоторые остаются со своими телами и задерживаются вокруг кургана, где похоронен их труп. Подобно призракам, эти духи могли быть доброжелательными или, в некоторых случаях, злонамеренными.

A Huagbui («житель кургана») навсегда связан с местом своего захоронения и мирно сосуществует с живыми, если только их могила не будет потревожена или их захороненное имущество не будет незаконно изъято, и в этом случае они могут стать опасная сущность, с которой нужно иметь дело.

Напротив, Драуг (также известный как Аптргангр — «тот, кто ходит после смерти») должен бояться живых. Древнескандинавские сказки описывают драугров, убивающих невинных людей, забивающих домашний скот и уничтожающих собственность и имущество. [4]

В загробной жизни скандинавов может существовать шестое царство, известное как Хельгафьелль . На этой святой горе , недавно умершие воссоединяются с семьей и близкими, которые ранее ушли, чтобы провести вечность, «живя» мирным существованием .

Из всех царств загробной жизни викингов это, пожалуй, самое безобидное и безобидное (но также и самое общее). [5]

В скандинавской мифологии есть много интересных существ. См. Гиганты скандинавской мифологии: кто они? Узнать больше.

Повлияла ли скандинавская мифология на Властелин колец ? См. ниже

Связь викингов с современным миром

Одной из фигур викингов, которая наверняка оказалась бы в величественных залах Валгаллы, пируя с дикими кабанами и попивая мед с другими скандинавскими лидерами, был король Харальд Гормссон , правивший с 958 года. до 987 г. н.э.

Считается, что король Харальд был смертельно ранен в битве , отражая силы, верные своему сыну Свейну, который возглавлял восстание против своего отца. [6]

Королю Харальду приписывают объединение Дании и Норвегии под одним общим правилом, тем самым объединив королевство викингов.

Один только этот подвиг помещает его в элитную компанию в норвежской истории и, безусловно, сделал бы его отличным выбором для Валькирий Одина .

Однако его прозвище установило вечную связь между его правлением более тысячи лет назад и сегодняшним современным миром.

Короля Харальда часто называли Харальд Bluetooth из-за его мертвого и обесцвеченного зуба.

В 1996 году технологические компании Ericsson, Nokia и Intel совместно разработали технологию связи ближнего действия, которая получила внутреннее кодовое название Bluetooth (как дань уважения тому, как король Харальд «соединил» и объединил королевство викингов) до официального имя было определено.

Сегодня название Bluetooth является синонимом жизненно важной технологии, которая позволяет людям подключать свои устройства к различному оборудованию без проводов.

В более широком смысле, он создает беспрецедентный уровень связи, которой пользуются во всем мире.

Даже культовый логотип Bluetooth представляет собой гибрид инициалов Harald Bluetooth в старом руническом алфавите викингов , Hagall (ᚼ) и Bjarkan (ᛒ). [7]

Интересуетесь скандинавской мифологией? См. 14 великих книг по скандинавской мифологии, которые объясняют богов, героев и злодеев этих древних историй Скандинавии.

Властелин колец Трилогия и скандинавская мифология

Любимый автор Хоббит и Трилогия Властелин колец , Дж.Р.Р. Толкин был беззастенчиво очарован скандинавской мифологией . Из него он черпал вдохновение для своих знаменитых литературных произведений.

В частности, известно, что два источника повлияли на написание этих литературных классиков.

Одной из них была няня, живущая у Толкина, которая была родом из Исландии и поделилась исландскими историями и мифологией с английским писателем.

Другой был корпусом древнескандинавских писаний , которые посеяли семена того, что станет вселенной, которую Толкин создал для инсценировки своих историй. [8]

Исландские саги, которые Толкин начал читать с юных лет, вдохновили многие из ключевых элементов его рассказов, в том числе:

  • Гномы , эльфы и другие мифические существа и существа значение колец и мечей
  • Мудрые волшебники и полубоги (сравнения были сделаны между скандинавским богом Одином и персонажем Толкина Гэндальф )
  • Средиземье, которое занимает видное место в рассказах Толкина, является английским переводом

    3 Мидгард

    • Валинор в мире Толкина очень похож на Асгард в скандинавской мифологии

    Женщины играли важную роль в культуре викингов. См. Пошли ли женщины-викинги в Валгаллу? Узнать больше.

    Исландия и скандинавская мифология

    Самые важные письмена (насколько это касается знаний о викингах) происходят не из Дании, Норвегии, Швеции и даже не с европейского континента, а из места почти в тысяче миль от Скандинавии – остров Исландия.

    Скандинавские истории, касающиеся образа жизни викингов и их мифологии, традиционно передавались устно.

    В 13 -м веке исландский поэт Снорри Стурлусон написал ряд работ по сохранению скальдической (исконно норвежской и исландской) поэзии. При этом он создал письменные записи скандинавской мифологии .

    Хотя Стурлусон был христианином, писавшим о языческих богах и о том, что христиане считали языческим обществом, его работы, такие как Поэтическая Эдда и Прозаическая Эдда , опираются сегодня на понимание скандинавской мифологии и Образ жизни викингов. [9]

    Скандинавское мировоззрение полно очаровательных персонажей. См. 25 скандинавских богов, которых вам нужно знать, чтобы узнать больше.

    Конец эры викингов

    По иронии судьбы, не завоевания, чума или междоусобицы привели к концу эры викингов . Это было обращение от их «языческих» обычаев и поклонения языческим богам, таким как Один и Тор , к христианским ценностям и верованиям. Набеги и грабежи уже не были ни прибыльными, ни привлекательными

    Другими словами, как только они обратились в христианство , викинги медленно, но верно перестали быть скандинавскими воинами.

    Они стали немцами , шотландцами , англичанами , и так далее, по мере ассимиляции со своим окружением (и в большинстве случаев с ранее завоеванными землями). [10]

    Жизнь в Мидгарде: другие интересные факты о викингах

    Викинги считали, что вселенная состоит из девяти отдельных царств, каждое из которых населено разными существами.

    Особое значение для типичного викинга имел Мидгард («средняя земля»), царство людей, и Асгард , царство богов и дом для Валгалла и Фольквангр. [11]

    В то время как Скандинавская мифология помогла объяснить вопросы об их происхождении и загробной жизни, предоставив своего рода моральный компас, викинги в значительной степени были предоставлены сами себе, поскольку они сражались и жили в Средневековой Европе .

    Их жестокость в бою и морские подвиги много говорят о них, но их семейная жизнь не менее показательна.

    Скандинавская мифология и христианство оказали сильное религиозное влияние на викингов. Сравните их здесь: скандинавская мифология и христианство, чтобы узнать больше.

    Как викинги женились?

    Жизнь в эпоху викингов (не только в Скандинавии, но практически в любой точке мира) была трудной и значительно короче по сегодняшним меркам.

    Как и во многих культурах того времени, в обществе викингов доминировали мужчины, но это не значит, что женщины не были важными и полезными членами сообщества викингов.

    Пока мужчины отсутствовали, сражаясь в битвах или совершая набеги на дальние земли, женщины-викинга должны были выполнять двойную работу, выполняя как свои обязанности, так и обязанности своих отсутствующих мужей.

    Браки устраивались семьями жениха и невесты и заключались до достижения сторонами 20-летнего возраста (женам викингов могло быть всего 12 лет).

    Учитывая, что средняя продолжительность жизни была значительно ниже 50 , этот ускоренный график вполне понятен. (Также см. Были ли викинги высокими?)

    Семьи обеих сторон были вовлечены в союз, как в прямом, так и в переносном смысле. Сторона жениха, по сути, приобрела исключительное право выйти замуж за в семье невесты (формальный контракт, если хотите).

    Семья невесты ответила взаимностью на брак в виде приданого выплачивается семье жениха. Учитывая финансовые последствия для тех, кто в этом участвовал, викингов не воспринимали брак легкомысленно.

    Викинг жены пользовались большим количеством свобод и прав, чем их европейские коллеги в ту эпоху.

    Например, они имели право разводиться со своими мужьями, владеть имуществом , накапливать богатства , и даже торговать своими товарами и изделиями.

    Считается даже, что Викинг женщины сражались вместе с воинами-мужчинами на полях сражений, что доказывает, что храбрость была свойственна не только мужчинам-викингам. [12]

    Люди, конечно, верили в Валгаллу в Средние века, но что насчет сегодня? См. Верят ли люди все еще в Валгаллу? Узнать больше.

    Сколько жен было у викингов?

    Хотя женщины-викинги пользовались большей независимостью, чем их коллеги по всей Европе , они все еще существовали в культуре, где доминировали мужчины.

    Многоженство (одновременный брак с несколькими женами) и содержание наложниц были обычным явлением среди богатых и влиятельных мужчин викингов.

    Недавние исследования предполагают, что эта практика была настолько широко распространена, что конкуренция за жен была очень жесткой.

    Большая часть мотивов, лежащих в основе набегов викингов и разграбления соседних земель, была не жадностью или кровожадностью , а скорее желанием воинов-викингов накопить богатство и социальный статус, чтобы стать привлекательными женихами для сокращающегося числа желающих выйти замуж Женщины викингов . [13]

    Заключительные мысли

    Хотя не все граждане викингов владели мечом при жизни, те, кто ступил на поле битвы, делали это, зная, что вполне могут умереть там.

    Умереть в бою было самой почетной и благородной смертью для норвежских людей, хотя это было лишь первым из двух насильственных концов, которые им предстояло встретить.