Оживший СТЗ-5: военный тягач своими глазами
Во второй половине 1930-х годов артиллерия Красной армии ускоренно переходила на механическую тягу. Причем тяга эта была гусеничной. Конечно, колесный тягач, особенно если он представляет собой адаптированный для военных нужд серийный гражданский грузовик, значительно дешевле обходится и при приобретении, и при последующей эксплуатации. Но нужно понимать, что ведение боевых действий не зависит от сезона года, и если летом колесные тягачи предвоенных лет еще справлялись со своими задачами, то в условиях осенне-весенней распутицы или зимних снежных заносов альтернативы гусеничным тягачам попросту не было. Поэтому на вооружении Красной армии появилась целая линейка гусеничных тягачей различных классов, рассчитанных на буксировку, начиная от противотанковых «сорокапяток» и заканчивая гаубичной артиллерией главного калибра.
Самым массовым среди всех таких тягачей стал СТЗ-5 снаряженной массой 5,8 тонны, предназначенный для перевозки дивизионных гаубиц и их расчетов. Его выпуск начался в 1937 году, то есть 85 лет назад. В честь юбилейной даты выставка «Моторы войны», каждую субботу устраивающая динамический показ одного из своих экспонатов, собрала всех неравнодушных к истории отечественной техники, чтобы перевести этот тягач из категории статического образца в образец действующий. Данный экземпляр СТЗ-5 был полностью отреставрирован в мастерской Евгения Шаманского и пополнил выставочную экспозицию несколько лет назад. А у меня в результате появилась возможность увидеть эту весьма необычную для своего времени машину своими глазами.
Для начала – немного истории. Разработка артиллерийского гусеничного тягача СТЗ-5 началась на Сталинградском тракторном заводе при участии специалистов НАТИ в 1933 году одновременно с разработкой гусеничного трактора СТЗ-3 массой 5 тонн. Идея была максимально унифицировать обе машины по конструкции, чтобы снизить расходы на разработку и последующее производство. И если СТЗ-3 ожидаемо получил классическую тракторную компоновку: прикрытый капотом моторный отсек впереди, кабина – за ним, то для тягача выбрали компоновку совсем иную, более соответствующую поставленным перед ним задачам. И тягач, и трактор оснастили одинаковым двигателем, ходовой частью и задним ведущим мостом с бортовыми фрикционами и тормозами. Двигатель был бензиновым: рядная карбюраторная четверка 1МА рабочим объемом 7,5 л развивала максимальные 52 л.с.
Все отличия между двумя машинами обуславливались их назначением. Сохранив без изменений ходовую часть с четырьмя опорными катками и расположение силового агрегата, СТЗ-5 оборудовали вместительным бортовым кузовом, предназначенным для перевозки расчета и боеприпасов для буксируемого орудия. Именно поэтому кабину пришлось сместить максимально вперед, по сути установив над моторным отсеком. Точнее, она его обтекала с двух сторон – водитель и пассажир сидели по бокам кожуха двигателя. По сути, у разработчиков получился трактор бескапотной компоновки. Кабина была деревометаллической, две половинки ветрового стекла можно было открыть кверху, рабочее место водителя располагалось не слева, как у автомобилей, а справа: тихоходным тракторам не требовалось то и дело совершать на трассе обгоны, зато оттуда, что важнее, было лучше видно обочину дороги.
Помимо компоновки, между СТЗ-3 и СТЗ-5 были и другие важные отличия. Так, тягачу расширили силовой диапазон коробки передач, что позволило поднять его максимальную скорость, по одним приводимым в технических описаниях данным, до 22 км/ч, по другим – до 30 км/ч против 8 км/ч у трактора. Чтобы при этом не потерять в тяге, в коробку передач ввели еще одну, пятую ступень, так называемую ползущую, обеспечивающую возможность двигаться со скоростью всего 1,9 км/ч. Это было важно для буксировки тяжелых орудий в сложных условиях местности: на такой скорости СТЗ-5 развивал тягу на пределе сцепления гусениц с грунтом, составлявшую 4850 кгс. Поскольку тягач получился более скоростным, его опорные и поддерживающие катки сделали обрезиненными и вдвое уменьшили шаг звеньев гусениц. Кроме того, СТЗ-5 снабдили лебедкой с вертикальным барабаном, так называемым кабестаном, с тяговым усилием 4000 кгс, который устанавливали сзади, над картером главной передачи.
Между кабиной и бортовой платформой расположили бак для воды и топливные баки. Их было два: один, 14-литровый, для бензина – его использовали для пуска двигателя, а во второй, объемом 148 литров, заливали керосин или часто применяемый в ту пору для тракторов лигроин, которые начинали подавать в камеру сгорания после того, как двигатель прогреется до рабочей температуры. Чтобы при их воспламенении не происходила детонация, в цилиндры впрыскивалась вода – для этого и нужен был предназначенный для нее бак. Но его можно увидеть не у всех СТЗ-5: в 1941 году двигатель модернизировали, внедрив антидетонационные камеры сгорания, и необходимость во впрыске воды отпала. Часовой расход топлива при движении по шоссе составлял 10 л без прицепа и 12 л с прицепом, что обеспечивало запас хода в 145 км, преодолеваемые тягачом за 9 часов: при буксировке орудий в колонне скорость СТЗ-5 достигала 14 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту.
Как складывалась судьба тягача и сколько их было изготовлено? Интересно, что СТЗ-5 приняли на вооружение в 1939 году, то есть только через два года после начала серийного производства. И выпускался он до 13 сентября 1942 года, то есть до момента, когда дальше продолжать производство не позволили развернувшиеся жесточайшие городские бои в самом Сталинграде. В 1941 году часть этих машин была захвачена немцами в исправном состоянии и не только активно ими использовалась, но даже стала прообразом для тягача Steyr RSO, также известного как Ost («Восток»). И по компоновке, и по характеристикам он был очень похож на СТЗ-5 – прежде вермахт ориентировался на колесно-гусеничные машины, а перейти на чисто гусеничный тягач заставили реалии Восточного фронта. Steyr RSO выпускался несколькими заводами с 1943 по 1945 год и был произведен впечатляющим для подобной техники тиражом примерно в 23 тысячи экземпляров. А сколько было произведено СТЗ-5?
По данным музея «Моторы войны», к началу 1941 года в войсках числился 4121 такой тягач, а в 1941 и неполном 1942 годах их поставили в войска в количестве порядка 8 тысяч. В других источниках, в частности в книге Е. Прочко «Артиллерийские тягачи красной армии», приводятся несколько иные цифры. Согласно им, по годам выпуск СТЗ-5 был следующим: 1937 год – 173 ед., 1938 год – 136 ед., 1939 год – 1256 ед., 1940 год – 1274 ед., с 22 июня до конца 1941 года – 3146 ед., и 1942 год – 3359 ед. То есть в общей сложности получается 9344 ед., хотя, как видим, в этих данных есть существенный пробел, составляющий все первое полугодие 1941 года. Тем не менее это все равно больше количества выпущенных экземпляров еще одного массового армейского гусеничного тягача предвоенного периода, 3,5-тонного Т-20 «Комсомолец», с 1937 по 1941 год произведенного в количестве около 7,8 тысячи. Кстати, после начала войны СТЗ-5 очень скоро оказался единственным в стране оставшимся в серии гусеничным тягачом – все другие выпускавшие их заводы полностью перешли к изготовлению танков.
Помимо дивизионных гаубиц, тягач СТЗ-5, рассчитанный на работу с прицепами массой до 4,5 тонны, нередко использовали как буксировщика зениток калибра 76 и 85 мм, а по необходимости – любой крупнокалиберной артиллерии. С началом войны, поскольку ЗИС-6 в суровых фронтовых реалиях оказался недостаточно мощным и проходимым в качестве шасси под реактивные установки залпового огня, их стали монтировать на СТЗ-5, по данным одного из специалистов музея «Моторы войны», изготовив в подобном качестве несколько сотен экземпляров. Хотя последние СТЗ-5 вышли из ворот Сталинградского тракторного завода в самом начале осени 1942 года, многие из них сумели пережить войну и потом еще какое-то время даже применялись в народном хозяйстве – техническая исправность этих тягачей поддерживалась за счет унифицированных запчастей к продолжавшему выпускаться «брату» СТЗ-3. Причем у СТЗ-3 благодаря чисто гражданской профессии оказалась более долгая история: он производился серийно два десятка лет, до 1958 года, и был изготовлен в количестве более 190 тыс. экземпляров.
Константин Закурдаев
RSO OstSTZ-5артиллерийский тягачгусеничный тягачистория тягачейСТ-КТСталинградский тракторныйСТЗ-3СТЗ-5тягач красной армиитягач орудий
Читайте также:
Сверхмощный Mercedes-Benz Actros: российский дебют
16. 07.2019 в 05:30
«Садко NEXT» на пороге серийного выпуска
22.07.2019 в 05:00
FM Logistic: сервис создания заявок и контроля доставок
26.07.2019 в 05:00
Гусеничные тягачи ЧЕТРА поставлены в Норильскгазпром
18.11.2022 в 05:00
«АвтоМастер»: автопоезд для виноделов
01.08.2019 в 05:00
Тягач FIAT-SPA TM 40. Итальянский подход
12.10.2022 в 01:22
ГРАЗ: новые стальные 38-кубовые нефтевозы
02.08.2019 в 05:00
Луидор-Тюнинг: оригинальные автомастерские для Уфы
30.07.2019 в 05:00
Российские Ford, Isuzu и УАЗ получат одинаковые агрегаты
19.07.2019 в 05:30
Галичские 50-тонники: модернизация без подорожания
31.07.2019 в 05:00
СТЗ-5: незаменимый боевой труженик войны
Наверняка многие знают, что на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) выпускался легендарный танк Т-34, причем даже во время битвы на Волге. Но было и еще одно заводское «изделие», которое также производилось на СТЗ и сыграло значительную роль в истории Великой Отечественной войны. Это тягач СТЗ-5 – его историю восстановил наш военный обозреватель Александр Фолиев.
Разработка транспортного трактора на Сталинградском заводе началась в 1933 году в объединенном конструкторском бюро, в которое входили как заводские инженеры, так и прикомандированные сотрудники НАТИ. Поэтому новая машина получила свое первое название – СТЗ-НАТИ 2ТВ. В 1937 году с конвейера СТЗ сошли первые серийные машины.
Интересно, что не в самое подходящее время года, в ноябре-декабре 1935 года и в марте-апреле 1939 года, на СТЗ-5 предприняли
безостановочные пробеги по маршруту «Сталинград – Москва – Сталинград», и машины прошли их без поломок и недопустимых износов.
К началу Великой Отечественной в армии СТЗ-5 был основным средним гусеничным артиллерийским тягачом. Он мог буксировать почти все артиллерийские системы калибра 76‑152 мм, вес которых доходил до 3400 кг. Достаточно высокая унификация СТЗ-5 с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 повышала его ремонтопригодность.
Тягачи СТЗ-5 выпускались даже в начале Сталинградской битвы.
Бывшие трактористы, ставшие в армии механиками-водителями артиллерийских тягачей, без особых проблем осваивали военную технику и более грамотно ее эксплуатировали. К тому же машина вполне успешно работала во всех климатических зонах СССР.
Механик-водитель и командир орудия располагались в закрытой металлической кабине, которая устанавливалась над двигателем. При этом командир (или пассажир) сидел слева от двигателя.
Двигатель тягача фактически был многотопливным – он заводился на бензине, а после прогрева до 90 градусов переводился на керосин.
Топливные баки располагались за кабиной, за ними – деревянная грузовая платформа с откидными бортами и съемным брезентовым тентом с целлулоидными окнами. В кузове размещались откидные сиденья для номеров орудийного расчета, ящик шоферского инструмента, боеприпасы и артиллерийские приборы располагались на полу.
Из-за больших потерь осенью 1941 года другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть обеспечения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный завод, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5, за 1942 год – 3359.
Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то что из‑за разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам.
С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач. Всего СТЗ выпустил 9944 машины, из которых 6505 – уже после начала войны. СТЗ-5 прошел по всем фронтам Великой Отечественной до победного мая 1945 года. И до 60‑х годов продолжал трудиться в народном хозяйстве.
В России СТЗ-5 есть лишь в двух музеях.
В рабочем состоянии эти заслуженные машины поддерживались благодаря запчастям широко распространенного «мирного брата» – трактора СТЗ-З.
В нашей стране сохранились всего два трактора СТЗ-5, это образец с установкой БМ-13 выпуска 1941 года в Новомосковске Тульской области и машина выпуска 1938 года в транспортном исполнении в «Музее Техники Евгения Шаманского» в подмосковных Мытищах.
– Мы собирали эту машину буквально по частям – от Мурманска до Севастополя, от Норильска до Варшавы, – рассказал старший научный сотрудник музея Андрей Пузанов. – Работа по комплектации, изучению и реставрации заняла больше трех лет.
Образец собран полностью из оригинальных частей, исключение: дерево, стекла, брезент, электропроводка, дерматин и резина на опорных катках – на местах боев они не смогли сохраниться, как и часть утраченного крепежа.
Поэтому их заново выполнили по заводским спецификациям, найденным в архивах. так что в этом музее СТЗ-5 выглядит так, будто только сошел с конвейера. К сожалению, в Волгограде таких машин не сохранилось.
Благодарим за помощь в подготовке материала «Музей Техники Евгения Шаманского».
СТЗ-5 | Weaponsystems.net
СТЗ-НАТИ 2ТБ
Обзор
СТЗ-5
Советский тягач СТЗ-5 буксирует два прицепа с грузом
Источник: Неизвестный автор — 900 14 © Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Происхождение
Советский Союз
Тип
Первичный двигатель
Введен в эксплуатацию
1937
Статус 900 17
Не работает
Разработка
1933 — 1935
Разработчик
Советский Союз
—
СТЗ
Производство
1937 — 1942
Производитель
Советский Союз — СТЗ
Номер выпуска
9. 944
СТЗ-НАТИ 2ТВ / СТЗ-НАТИ 2ТБ (наименование проекта)
Kettenschlepper STZ 601(r) (индекс Beutewaffen)
Известные пользователи
Советский Союз
Подробности
Факты СТЗ-5
Общий
Происхождение
Советский Союз
Тип
Первичный двигатель
Экипаж
1 + 1 + 8 (водитель, пассажир в кабине, 8 пассажиров на читальной платформе)
Размеры
Масса
5,8 т с экипажем и без груза
Длина
4,15 м
Ширина
1,8 6 м
Высота
2,36 м до крыши кабины
Шасси
Тип шасси
Гусеничное шасси
Компоновка
Направляющее колесо переднее, ведущее колесо заднее
Давление на грунт
0,64 кг/см²
Ширина гусеницы
0,31 м 90 017
Протектор
1,44 м
Подвеска
Нет
Автомобильный
Модель двигателя
1MA
Тип двигателя
7,5-литровый 4-цилиндровый рядный бензиновый двигатель
Выходная мощность
52 л. с. при 1250 об/мин
Трансмиссия
5 вперед, 2 назад
Топливо
148 + 14 л
Подвижность
Скорость
От 22 до 25 км/ч 9001 7
Диапазон
145 км
Отношение мощности к весу
9 л.с./т без груза
5 л.с./т с 4,5 т буксируемого груза
Дорожный просвет
0,29 м 900 17
Градиент
40° без груза
17 ° с максимальной нагрузкой
Вброд
0,8 м
Защита
Тип брони
Нет, автомобиль с мягкой обшивкой
Система ОХБ
Нет
Дымовая система
№
Оборудование
Ночное видение
Нет
Радио
Нет
Лебедка
Да, с кабелем 40 м
9006 9 ГрузоподъемностьГруз
1,5 т
Буксируемый груз
4,5 т
Медиа
СТЗ-5
Советский тягач СТЗ-5, действовавший во время Второй мировой войны.
Источник: Кузьмин Виталий В.
Авторское право: CC BY-SA 4.0
СТЗ-5 с М-30 122-мм гаубица М-30.
Источник: Автор неизвестен
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
СТЗ-5
Захваченный советский тягач СТЗ-5, использовавшийся немецко-фашистскими войсками в качестве эвакуационной машины во время Второй мировой войны.
Источник: Неизвестный автор
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
< Предыдущий > Следующий
Связанные статьи
СТЗ-3
СТЗ-5 был разработан вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3. Оба автомобиля имеют один и тот же двигатель и различные другие детали.