биография, история жизни и политическая деятельность

Имя Ататюрк Мустафа Кемаль известно многим. Его политические достижения до сих пор славят соотечественники. Он был основателем Турецкой Республики и первым президентом. Кто-то гордится деятельностью политика, кто-то находит минусы. А мы постараемся разобрать жизненный путь Мустафы Кемаля Ататюрка и узнаем о его достижениях.

Начало жизненного пути

В 1881 году, в городе Османской империи Салоники (ныне Греция), был рожден будущий предводитель турков. Интересно то, что точная дата рождения политика до сих пор неизвестна. Связано это с тем, что два брата Мустафы умерли при рождении, а родители, не веря в будущее своего третьего сына, даже не запомнили день его рождения.

История рода Ататюрка длилась не один век. Отец великого деятеля походил из племени Коджаджик. Успехами в военном деле отец не мог похвастаться. Несмотря на то что он смог выслужиться до звания старшого офицера, закончил свою жизнь он торговцем на рынке. Мать Мустафы Кемаля Ататюрка была и вовсе обычная крестьянка. Хотя, по словам историков, Зюбейде-ханым и её родственники были известны в своей социальной прослойке благодаря религиозным учениям.

Обучение маленького диктатора

Видимо поэтому, Мустафа Кемаль Ататюрк, биография которого известна многим его соотечественникам, пошел в школу религиозного направления. Для его матери это было очень важно, поэтому, несмотря на строптивость характера, будущий лидер терпел строгие порядки и установленные границы дозволенного.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика позже, если бы не перевод его в экономическую сферу. Тогда отец вернулся со службы в Европе. Его впечатляло новомодное стремление молодежи к изучению финансов, и он решил, что такой подход к образованию сына будет наиболее подходящим.

Конечно же, перевод для Мустафы стал огромной радостью. Но спустя некоторое время Ататюрка стали тяготить однообразные будни в училище экономистов. И он стал проводить много времени с отцом. Естественно, военное дело и то, чем занимался папа, его увлекло. В свободное время он стал изучать стратегию и тактику.

Но в 1888 году умер отец будущего турецкого лидера. Тогда Ататюрк Мустафа Кемаль решил продолжить обучение в военной школе. Теперь гарнизонная жизнь для парня была необходима. Он проходил весь путь обучения до старшего офицера с вдохновением и мыслями о будущем. В 1899 году, после получения среднего образования, он поступил в Стамбульское военное училище.

Именно тут он получил второе имя «Кемаль» от местного учителя математики. С турецкого оно значило «безупречный» и «совершенный», что, по мнению учителей, характеризовало юного лидера. Закончил училище он в звании лейтенанта и пошел учиться дальше в Военную академию. По окончании ее стал штабс-капитаном.

Первая мировая война под влиянием Ататюрка

Биография Мустафы Кемаля Ататюрка до сих пор поражает своей яркостью и успешностью. Правитель впервые столкнулся с реальными победами и поражениями в Первой мировой войне. Он доказал Антанте, что его обучение прошло не зря и что пролив Дарданеллы так просто не дастся врагам. Через месяц Ататюрк Мустафа Кемаль снова дал отпор силам Антанты на полуострове Геллиполи. Эти достижения позволили турку подобраться к заветной цели еще ближе: он получил звание полковника.

В августе 1915 года Кемаль оправдал свое звание — под его командованием турки выиграли битву при Анафарталар, Киречтепе и снова Анафарталар. Уже на следующий год Мустафу снова повысили в должности и он стал генерал-лейтенантом. После множества побед Ататюрк вернулся в Стамбул и через некоторое время уехал в Германию, на линию фронта.

Несмотря на тяжелую болезнь, Мустафа постарался вернуться в ряды своего войска как можно скорее. Став командующим, он провел блистательную оборонительную операцию. В конце 1918 года армию расформировали, а будущий президент вернулся в Стамбул и стал работать в Министерстве обороны.

С этого момента было проведено множество реформ, благодаря которым спасение отчизны стало реальным. Ататюрка Анкара встретила со всеми почестями. Турецкой республики еще не существовало, но первый шаг уже был сделан – на пост главы правительства был выбран Ататюрк Мустафа Кемаль.

Война Турков с Армянами проходила в три периода. На тот момент Ататюрк стал настоящим лидером своей страны. Ему помогали большевики как финансово, так и военно. Причем РСФСР поддерживала турков все два года (с 1920 по 1922). В начале войны Кемаль писал Ленину и просил его о военной поддержке, после чего в распоряжение турок прибыли 6 тысяч винтовок, патроны, снаряды и даже слитки золота.

В марте 1921 года был заключен договор о «дружбе и братстве» в Москве. Тогда была предложена безвозмездная финансовая помощь и поставка оружия. Итогом войны стало подписание мирного договора, в которым были определены границы воюющих стран.

Греко-Турецкая война с многочисленными потерями

Точная дата начала войны неизвестна. Тем не менее турки приняли решение считать 15 мая 1919 года началом противостояния с греками. Тогда греки высадились в Измире, а турки произвели первые выстрелы по врагам. За весь период сражения произошло множество ключевых битв, которые чаще всего заканчивались победой турков.

Как раз после одной из них, битвы при Сакарье, турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк получил от Великого национального собрания Турции титул «гази» и новое почетное звание маршала.

В августе 1922 года Ататюрк решил совершить финальное наступление, которое должно было решить итог войны. Фактически так и произошло – с точки зрения тактики. Греческие войска были уничтожены, однако при отступлении не хватило флота для всех солдат и лишь треть смогли сбежать из засады. Остальные попали в плен.

Однако, не беря во внимание тактику, обе стороны проиграли в этой войне. Как греки, так и турки вели жестокие действия против мирного населения, и огромное количество людей осталось без жилья.

Достижения великого правителя

Когда упоминается имя Мустафа Кемаль Ататюрк, краткая биография должна содержать и достижения лидера. Естественно, наиболее впечатляющие реформы произошли уже после назначения его на пост президента. Сразу же, в 1923 году, страна перешла на новую форму правления — появились парламент и конституция.

Новой столицей Турции был назначен город Анкара. Реформы, которые последовали после этого, были построены не на «косметическом ремонте» страны, а конкретно на полноценной внутренней перестройке. Кемаль был уверен, что для кардинальных изменений нужно фундаментально перевернуть все в обществе, культуре и экономике.

Толчком к изменениям послужила вера в «цивилизацию». Это слово звучало в каждой речи президента, глобальная идея была в том, чтобы навязать турецкому обществу западноевропейские традиции и обычаи. За время своего правления Кемаль ликвидировал не только султанат, но и халифат. При этом множество религиозных школ и колледжей были закрыты.

Великолепный мавзолей в честь турецкого президента

Аныткабир (или Мавзолей Ататюрка) — это захоронение Мустафы Кемаля в Анкаре. Невероятное и грандиозное сооружение является популярной достопримечательностью для туристов. Строительство задумали в 1938 году после смерти турецкого президента. Архитекторы старались создать такой памятник культуры, чтобы на много веков он обозначил величественность данного политика и стал проявлением скорби всего турецкого народа.

Возводить мавзолей начали лишь в 1944 году, а открыли сооружение через 9 лет. Ныне площадь всего комплекса занимает более 750 тысяч квадратных метров. Внутри также представлено множество скульптур, которые напоминают местным жителям и туристам со всего мира о величии ушедшего правителя.

Мнение о правителе

Мнение общественности о турецком президенте двояко. Конечно, народ до сих пор почитает его, ведь не зря Ататюрка считают «отцом турков». Многие политики также в свое время лестно отзывались о правление Кемаля. Гитлер, например, считал себя вторым учеником Ататюрка, первым же считался Муссолини.

Многие считали лидера гениальным правителем и, несомненно, безупречным военачальником, так как Мустафа Кемаль Ататюрк про войну знал «все и еще больше». Некоторые все-таки считали, что его реформы были антидемократичны, а стремление перестроить страну привело к жесткой диктатуре.

fb.ru

АТАТЮРК, МУСТАФА КЕМАЛЬ | Энциклопедия Кругосвет

АТАТЮРК, МУСТАФА КЕМАЛЬ (Atatürk, Mustafa Kemal) (1881–1938), первый президент Турецкой республики. Родился в Салониках 12 марта 1881. При рождении получил имя Мустафа. Прозвище Кемаль («Зрелость и Совершенство») получил в военном училище за математические способности. Имя Ататюрк («Отец турок») присвоило ему Великое национальное собрание Турции в 1933. Получил образование в Салониках, затем в Военной академии и Академии генерального штаба в Стамбуле и получил звание капитана и назначение в Дамаск. Использовал свое положение в армии для политической агитации. Между 1904 и 1908 организовал несколько тайных обществ для борьбы с коррупцией в правительстве и армии. Во время революции 1908 разошелся во взглядах с лидером младотурок Энвером Беем и отошел от политической деятельности. Участвовал в итало-турецкой войне 1911–1912 и Второй Балканской войне 1913. Во время Первой мировой войны командовал османскими войсками, оборонявшими Дарданеллы.

После войны не признал капитуляции и раздела Османской империи по Севрскому мирному договору. После высадки греческих войск в Измире в 1919 Ататюрк организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии. Отношения между Анатолией и султанским правительством в Стамбуле были прерваны. В 1920 в Анкаре Ататюрк был избран председателем нового Великого национального собрания. Ататюрк воссоздал армию, изгнал греков из Малой Азии, вынудил страны Антанты подписать более справедливый Лозаннский договор (1923), упразднил султанат и халифат, основал республику (1923). Ататюрк был избран первым президентом Турции в 1923 и переизбирался в 1927, 1931 и 1935. Проводил политику модернизации турецкого государства и общества по западному образцу, реформировал систему образования и упразднил институты исламского права. После нескольких попыток мятежей был вынужден распустить оппозиционную Прогрессивно-республиканскую партию (в 1930 и пришедшую ей на смену Свободную республиканскую партию) и перейти к более авторитарным методам правления, необходимым для эффективного проведения реформ в традиционном турецком обществе.

Благодаря Ататюрку в 1928 в Турции было провозглашено равенство полов, женщины получили избирательные права. В том же году вместо арабского был введен латинский алфавит, а в 1933 – семейные фамилии по западному образцу. В экономике проводил политику национализации и опоры на национальный капитал. Внешняя политика Ататюрка была направлена на достижение полной независимости страны. Турция вступила в Лигу наций и наладила дружественные отношения с соседями, в первую очередь с Грецией и СССР. Умер Ататюрк в Стамбуле 10 ноября 1938.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Короли»

Как звали первого царя из династии Романовых?

www.krugosvet.ru

Кемаль Ататюрк. Человек, создавший Турцию

Внешний и внутренний облик

На фотографии статный мужчина с импозантной проседью и волевым подбородком, при пиджаке и галстуке — точь-в-точь киноактёр «золотой эпохи» Голливуда. А всего четвертью века ранее любой европейский художник изобразил бы османского правителя бородатым султаном в красной феске на фоне цветастых ковров, в окружении подобострастных визирей и одалисок. Уже одна эта трансформация образа свидетельствует о грандиозных переменах, произошедших в Турции всего за 15 лет правления Мустафы Кемаля (1923-1938).

Подобно многим патриотам империи, тот родился на её окраине, в небогатой семье в городе Салоники около 1880 года. Фамилию Ататюрк, то есть «Отец турок» или «Великий турок», получил много позже, по предложению парламента в 1934 году.

Великий реформатор являлся «Отцом нации» и в буквальном смысле: Аллах не дал Ататюрку детей — тот усыновил десятерых сирот, а за год до смерти передал государству свои земельные владения и часть имущества.

Но всё это было много позже… А пока Мустафа заканчивает военный колледж и Академию генерального штаба в Стамбуле, до Первой мировой участвует в боевых действиях в Ливии — против итальянцев, во Фракии — против болгар.

Во время Великой войны — успешно, насколько то позволяет общее плачевное состояние османской армии, командует войсками на решающих участках малоазийского фронта.

Однако война проиграна. Империя повержена. Летом 1919 года, не желая участвовать в ликвидации армии, Мустафа Кемаль увольняется со всех официальных должностей и собирает в восточной части страны сторонников независимости; оккупационная администрация приговаривает его к смертной казни.

Кемаль-паша создаёт альтернативный центр власти — весной 1920 года в Анкаре созывается Великое Национальное Собрание Турции (заметьте: не раскинувшейся на трёх континентах Османской империи, а именно Турции). Будущий Ататюрк избирается председателем этого парламента и главой правительства.

Впрочем, его окончательная победа вряд ли могла быть достигнута без помощи Советской России: в 1920-22 годах РСФСР поставила Кемалю оружие, боеприпасы и около двух центнеров золота. Цели товарища Ленина, помимо поддержки революционного движения в соседней стране, были сугубо прагматичны: установление дружественного режима, контролирующего черноморские проливы, критически важные для экспортных поставок зерна из Новороссии — одного из немногих источников валюты для молодого Советского государства.

russian7.ru

АТАТЮРК — это… Что такое АТАТЮРК?

(Atatürk), Мустафа Кемаль (1880 или 1881 — 10.XI.1938) — турецкий гос., политич. и воен. деятель, основатель и первый президент (1923-38) Турецкой республики. Фамилию Ататюрк («отец турок») получил от Великого нац. собрания Турции в 1934, при введении фамилий. Род. в Салониках в семье мелкого торговца лесом, б. тамож. чиновника. В 1904 окончил Стамбульскую академию ген. штаба в чине капитана. Находясь на воен. службе в Сирии (1905-07) и Македонии (1907-09), участвовал в младотур. движении, но после Младотурецкой революции 1908 отошел от к-та «Единение и прогресс». В апр. 1909 возглавил штаб «Армии действия», подавившей контрреволюц. мятеж Абдул-Хамида II. Участвовал в итало-турецкой (1911-12) и 2-й Балканской (1913) войнах. В 1913-14 — воен.

атташе в Болгарии. В годы 1-й мировой войны сыграл видную роль в обороне Дарданелл (1915), в 1916 получил чин генерала и звание паши.

В 1919 Кемаль возглавил антиимпериалистич. нац.-освободит. движение в Анатолии, получившее по его имени назв. «кемалистского». Под его руководством были проведены в 1919 в Эрзуруме и Сивасе конгрессы бурж. революц. об-в «защиты прав». Избранный конгрессом в Сивасе Представительный к-т под председательством Кемаля выполнял фактически функции пр-ва на неоккупированной державами Антанты терр. Анатолии. После оккупации Стамбула войсками стран Антанты и разгона Англией заседавшей там палаты депутатов Кемаль созвал в Анкаре (23 апр. 1920) новый парламент — Великое нац. собрание Турции (ВНСТ). Пред. ВНСТ и созданного им пр-ва был избран Кемаль (находился на этих постах до избрания его президентом). Он же руководил вооруж. силами в нац.-освободит. войне против импери-алистич. интервенции. За победу над греч. войсками в 22-дневной битве при р. Сакарье (23 авг. — 13 сент. 1921) получил от ВНСТ чин маршала и титул «Гази» («Победитель»). Под команд. А. тур. армия в 1922 окончательно разбила интервентов.

Отражая интересы тур. нац. буржуазии, Кемаль стремился обеспечить независимое развитие Турции по капиталистич. пути. По его инициативе был упразднен султанат (1 нояб. 1922), провозглашена республика (29 окт. 1923), ликвидирован халифат (3 марта 1924), проведен ряд прогрессивных реформ бурж.-нац. характера в области гос. и адм. устройства, юстиции. Основанная Кемалем в 1923 на базе об-в «защиты прав» Народная (с 1924 — Народно- республиканская) партия, в к-рой он был пожизн. председателем, выступала против реставраторских попыток феод.-клерикальных и компрадорских кругов, поддерживавшихся империалистич. державами. В области внеш. политики Кемаль стремился к поддержанию дружеств. отношений между Турцией и Сов. Россией. 26 апр. 1920 он направил В. И. Ленину; письмо с предложением установить дипломатич. отношения и с просьбой поддержать тур. народ в его борьбе за независимость. Сов. пр-во ответило согласием, оно оказало бескорыстную помощь нац. пр-ву Турции. В марте 1921 в Москве был подписан договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, в окт. 1921 — о дружбе между сов. республиками Закавказья и Турцией, в янв. 1922 — о дружбе и братстве между Сов. Украиной и Турцией. Эти договоры значительно укрепили междунар. положение борющейся Турции и облегчили тур. народу борьбу против империалистов. А. и в дальнейшем содействовал укреплению и развитию сов.-тур. дружбы, хотя со 2-й пол. 30-х гг. пр-во А. стало более тесно сближаться с империалистич. державами, идя им на значит. уступки.

Соч.: Atatürk’ün söylev ve demeçleri, (cilt) 1-2, Ankara, 1945-52; Nutuk, cilt 1-3, Istanbul, 1934 (рус. изд. — Путь новой Турции, т. 1-4, М., 1929-34).

В. И. Шпилькова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Мустафа Кемаль Ататюрк

 (1881-1938)

«Ататюрк» в переводе с турецкого означает «отец народа», и это в данном случае не преувеличение. Человека, носившего эту фамилию, по заслугам именуют отцом современной Турции. Столько реформ, сколько провёл этот человек, в Турции (и Османской Империи) до этого не совершалось много столетий.
  Один из современных архитектурных памятников Анкары — мавзолей Ататюрка, сложенный из желтоватого известняка. Мавзолей стоит на холме в центре города. Обширный и «сурово простой» он производит впечатление величественного сооружения. Мустафа Кемаль в Турции повсюду. Его портреты висят в государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят на городских площадях и скверах. Его изречения встретишь на стадионах, в парках, в концертных залах, на бульварах, вдоль дорог и в лесах. Люди слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется уцелевшая кинохроника его времен. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры.

Вряд ли в современной Турции можно найти что-либо подобное культу Ататюрка. Это официальный культ. Ататюрк один, и никого с ним нельзя соединять. Его биография читается как жития святых. Спустя более полувека после смерти президента его почитатели с затаенным дыханием говорят о проницательном взгляде его голубых глаз, о его неутомимой энергии, железной решимости и непреклонной воле.

  Путь к власти

Мустафа Кемаль родился в 1881 году в Салониках в Греции, на территории Македонии. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его Али Рыза Эфенди был среднего ранга таможенным чиновником, мать Зюбейде Ханым — крестьянкой. После трудного детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889 году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучал произведения Руссо, Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей. В возрасте 20 лет он был направлен в Высшее военное училище Генерального штаба. Во время обучения Кемаль и его товарищи основали тайное общество «Ватан». «Ватан» — турецкое слово арабского происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или «место жительства». Общество характеризовалось революционной направленностью.
  Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул Ватан и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.

Когда разразилась первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако, вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище «Спаситель Стамбула», это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным:

«Я не приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!» Важно, что этот приказ не только давался, но и исполнялся.

В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце воины, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами. Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла «Большой державой Европы» — ибо годы автократии привели ее к внутреннему разложению, — война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал: «Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?» Однако турецкий народ смог возродить из пепла свою державу, когда во главе национально-освободительного движения стал Мустафа Кемаль. Кемалисты превратили военное поражение в победу, восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной страны.

  Союзники рассчитывали сохранить султанат, и многие в Турции верили, что султанат выживет в условиях иностранного регентства. Кемаль же хотел создать независимое государство и покончить с имперскими пережитками. Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение, направленное против многочисленных «иностранных интересов». Он сформировал в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил «священную войну» против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.

Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. Когда армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года.

Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание распустило султанат Мехмеда VI, а 29 октября 1923 года Мустафа Кемаль был избран президентом новой Турецкой Республики. Провозглашенный президентом, Кемаль, на деле, без колебаний стал настоящим диктатором, не видя для себя в этом никаких противоречий. Он объявил вне закона все соперничавшие политические партии и вплоть до своей смерти инсценировал свое переизбрание. Свою абсолютную власть Кемаль употребил на реформы, надеясь превратить страну в цивилизованное государство.

Демократию же Кемаль понимал очень своеобразно: в своё время он, отвечая на замечание французского журналиста о том, что Турцией правит один пьяница (сам Кемаль), один слепой (премьер-министр) и триста дураков (парламент), ответил «Враньё, Турцией правит только один пьяница — я».

  Реформы Кемаля

В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден, что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с решимостью и энергией.

Слово «цивилизация» бесконечно повторяется в его речах и звучит как заклинание: «Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней… Те, которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации… Цивилизация — такой сильный огонь, что тот, кто его игнорирует, будет сожжен и разрушен… Мы будем цивилизованными, и будем гордиться этим…». Не вызывает сомнений, что у кемалистов «цивилизация» означала безусловное и бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и культуры Западной Европы.

Новое турецкое государство приняло в 1923 году новую форму правления с президентом, парламентом, конституцией. Однопартийная система диктатуры Кемаля продержалась более 20 лет, и лишь после смерти Ататюрка была заменена многопартийной.

  Религиозная реформа

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры-младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.

Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам.

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама — первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.

Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов — государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась — ведь в Коране в конце концов было важно, не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти косо смотрели на появление новых мечетей и приветствовали закрытие старых.

Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.

Однако сопротивление лаицизму — светским реформам — оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и восстановить халифат.

В Турции Ислам существовал на двух уровнях — формальный, догматический — религия государства, школы и иерархии, и народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс, который находил свое выражение в дервишестве. Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична. В ней нет алтаря и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в духовный сан. Общие молитвы — это дисциплинирующий акт общины для выражения покорности единому, нематериальному и отдаленному Аллаху. С древнейших времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в учении, конформистская в политике, не могла удовлетворять эмоциональные и социальные потребности значительной части населения. Оно обращалось к культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы заменить формальный религиозный ритуал или что-то добавить к нему. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами.

  В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на ремесленников и торговцев. Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление лаицизму.

Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние. С тех пор Кубилай считается как бы «святым» кемализма.

Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена, запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время глубоко законспирированы.

  Перенос столицы

Мустафа Кемаль поменял столицу государства. Ею стала Анкара. Еще во время борьбы за независимость Кемаль выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время лежал вне досягаемости врагов. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил ее столицей. Он не доверял Стамбулу, где все напоминало об унижениях прошлого, и слишком много людей было связано со старым режимом.

В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с населением около 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях.

Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издевкой: «Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит Министерством иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, и где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы — анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет».

Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул.

  «Шляпочная» реформа

Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в цивилизацию. С этой целью кемалисты решили внедрить в обиход европейскую одежду. В одной из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения таким образом: «Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить ее шляпой — головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни». Или в другой речи: «Друзья! Цивилизованная международная одежда достойная и подходящая для нашей нации, и мы все будем носить ее. Ботинки или башмаки, брюки, рубашки и галстуки, пиджаки. Конечно, все завершается тем, что мы носим на голове. Этот головной убор называется «шляпа».

Был издан декрет, который требовал от чиновников носить костюм, «общий для всех цивилизованных наций мира». Сначала обычным гражданам позволялось одеваться, как они хотят, но затем фески объявили вне закона.

Для современного европейца насильственная смена одного головного убора другим может показаться комичной и раздражающей. Для мусульманина это было делом большой важности. С помощью одежды турок-мусульманин отделял себя от гяуров. Феска в то время была распространенным головным убором мусульманина-горожанина. Вся остальная одежда могла быть европейской, но на голове оставался символ османского ислама — феска.
  Реакция на действия кемалистов была любопытной. Ректор университета Аль-Азхар и главный муфтий Египта писал в то время: «Ясно, что мусульманин, который хочет походить на не мусульманина, принимая его одежду, кончит тем, что воспримет его верования и действия. Поэтому тот, кто носит шляпу из склонности к религии другого и из презрения к своей собственной, является неверным…. Разве не сумасшествие отказаться от своей национальной одежды, чтобы принимать одежду других народов?» Заявления такого рода не публиковались в Турции, но многие их разделяли.

Смена национальной одежды показала в истории желание слабых походить на сильных, отсталых — на развитых. Средневековые египетские хроники рассказывают, что после великих монгольских завоеваний ХII-го века даже мусульманские султаны и эмиры Египта, отбившие нашествие монголов, начали носить длинные волосы, как и азиатские кочевники.

Когда османские султаны в первой половине XIX века стали проводить преобразования, они, прежде всего, облачили солдат в европейские мундиры, то есть в костюмы победителей. Тогда и был введен вместо тюрбана головной убор, названный феской. Он настолько привился, что спустя столетие стал эмблемой мусульманской ортодоксии.

На юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции «Кто такой турецкий гражданин?» студенты дали ответ: «Турецкий гражданин — это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама».

Даже спустя много десятилетий после введения кемалистами новых правовых норм чувствуется определенная искусственность в их применении к турецкому обществу.

Швейцарское гражданское право, переработанное применительно к нуждам Турции, было принято в 1926 году. Кое-какие правовые реформы проводились и раньше, при танзимате (преобразованиях середины XIX веки) и младотурках. Однако в 1926 году светские власти впервые осмелились вторгнуться в заповедник улемов — семейно-религиозную жизнь. Источником права вместо «воли Аллаха» были провозглашены решения Национального собрания.

  Гражданская реформа

Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Конечно, новый кодекс носил вполне определенные специфические черты. Взять хотя бы то, что он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако условия общества, установившиеся веками традиции сдерживали применение новых брачно-семейных норм на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалось (и считается) девственность. Если муж обнаруживал, что его жена — не девственница, он отсылал ее обратно родителям, и до конца жизни она несла позор, как и вся ее семья. Иногда ее убивали без жалости отец или брат.

Мустафа Кемаль всячески поддерживал эмансипацию женщин. Женщины были допущены на коммерческие факультеты еще во времена первой мировой войны, а в 20-ые годы они появились и в аудиториях гуманитарного факультета Стамбульского университета. Им разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор, хотя раньше их не выпускали из кают, разрешали ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам.

В одной из своих речей Мустафа Кемаль обрушился на чадру. «Она причиняет женщине большие страдания во время жары, — говорил он. — Мужчины! Это происходит из-за нашего эгоизма. Не будем же забывать, что у женщин есть такие же моральные понятия, как и у нас». Президент требовал, чтобы «матери и сестры цивилизованного народа» вели себя подобающим образом. «Обычай закрывать лицо женщинам делает нашу нацию посмешищем», — считал он. Мустафа Кемаль решил внедрить эмансипацию женщин в тех же пределах, что и в Западной Европе. Женщины получили право голосовать и быть избранными в муниципалитеты и в парламент.

Кроме гражданского, страна получила новые кодексы для всех отраслей жизни. На уголовный кодекс оказали влияние законы фашистской Италии. Статьи 141-142 использовались для расправы с коммунистами и всеми левыми. Коммунистов Кемаль не любил. Великий Назым Хикмет (знаменитый турецкий поэт) за свою приверженность коммунистическим идеям провел в тюрьме много лет.

Не любил Кемаль и исламистов. Кемалисты убрали из конституции статью «Религия турецкого государства — ислам». Республика и по конституции и по законам стала светским государством.

Мустафа Кемаль, сшибая феску с головы турка и вводя европейские кодексы, пытался привить соотечественникам вкус к изысканным развлечениям. В первую же годовщину республики он устроил бал. Большинство собравшихся мужчин были офицерами. Но президент заметил, что они не решались приглашать дам на танец. Женщины отказывали им, стеснялись. Президент отановил оркестр и воскликнул: «Друзья не могу себе представить, что в целом мире найдется хоть одна женщина, способная отказаться от танца с турецким офицером! А теперь — вперед, приглашайте дам!» И сам подал пример. В этом эпизоде Кемаль выступает в роли турецкого Петра I, тоже насильно вводившего европейские обычаи.

  Введение нового алфавита

Преобразования затронули и арабский алфавит, действительно удобный для арабского языка, но не подходящий для турецкого. Временное введение латиницы для тюркских языков в Советском Союзе подтолкнуло к тому же деянию Мустафу Кемаля. Новый алфавит был подготовлен за несколько недель. Президент республики появился в новой роли — учителя. Во время одного из праздников он обратился к собравшимся: «Мои друзья! Наш богатый гармоничный язык сможет выразить себя новыми турецкими буквами. Мы должны освободиться от непонятных значков, которые в течение веков держали наши умы в железных тисках. Мы должны быстро выучить новые турецкие буквы. Мы должны обучить им наших соотечественников, женщин и мужчин, носильщиков и лодочников. Это нужно считать патриотической обязанностью. Не забывайте, что для нации позорно на десять-двадцать процентов состоять из грамотных и на восемьдесят-девяносто из неграмотных». Национальное собрание приняло закон, вводивший новый турецкий алфавит и запретивший применение арабского с 1 января 1929 года. Введение латиницы не только облегчало обучение населения. Оно знаменовало новый этап разрыва с прошлым, удар по мусульманским верованиям.

В соответствии с мистическим учением, принесенным в Турцию из Ирана в средние века и принятым дервишеским орденом бекташи, образ Аллаха — это лицо человека, знак человека — его язык, который выражается 28 буквами арабского алфавита. «В них содержатся все тайны Аллаха, человека и вечности». Для ортодоксального мусульманина текст Корана, включая язык, на котором он сложен и шрифт, которым он напечатан, считается вечным и нерушимым.

Турецкий язык в османские времена стал тяжелым и искусственным, заимствовав не только слова, но и целые выражения, даже грамматические правила из персидского и арабского. С годами он становился все более напыщенным и неэластичным. В период правления младотурок пресса начала использовать несколько упрощенный турецкий язык. Этого требовали политические, военные, пропагандистские цели.

После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило себе задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком культурном языке.

Затем последовало более смелое наступление на сами персидские и арабские слова, сопровождавшееся перехлестами. Арабские и персидские языки были классическими языками для турок и внесли в турецкий такие же элементы, как греческий и латинский в европейские языки. Радикалы из лингвистического общества были настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть языка, на котором каждый день говорил турок. Общество готовило и публиковало список чужеродных слов, осужденных на выселение. А тем временем исследователи собирали «чисто турецкие» слова из диалектов, других тюркских языков, древних текстов, чтобы найти замену. Когда ничего подходящего не находили, изобретали новые слова. Термины европейского происхождения, столь же чуждые турецкому языку, не подвергались гонениям, и даже импортировались, чтобы заполнить пустоту, создавшуюся после отказа от арабских и персидских слов.

Реформа была нужна, но отнюдь не все соглашались с крайними мерами. Попытка отделиться от тысячелетнего культурного наследия вызывала скорее обеднение, чем очищение языка. В 1935 году новая директива остановила на некоторое время изгнание привычных слов, восстановила какую-то часть арабских и персидских заимствований.

Как бы то ни было, турецкий язык менее чем за два поколения существенно изменился. Для современного турка документы и книги шестидесятилетней давности с многочисленными персидскими и арабскими конструкциями несут на себе печать архаичности и средневековья. Турецкая молодежь отделена от сравнительно недалекого прошлого высокой стеной. Но есть и благотворные результаты. В новой Турции язык газет, книг, правительственных документов примерно тот же, что и разговорный язык городов.

  Введение фамилий

В 1934 году было решено отменить все титулы старого режима и заменить их обращениями «господин» и «госпожа». Одновременно 1 января 1935 года вводились фамилии. Мустафа Кемаль получил от Великого национального собрания фамилию Ататюрк (отец турок), а его ближайший сподвижник, будущий президент и лидер народно-республиканской партии Исмет-паша — Иненю — по месту, где он одержал крупную победу над греческими интервентами.

Хотя фамилии в Турции — дело недавнее, и каждый мог выбрать себе что-нибудь достойное, но значение фамилий столь же разнообразно и неожиданно, каки в других языках. Большинство турок придумали себе вполне подходящие фамилии. Ахмет-бакалейщик стал Ахметом Бакалейщиком, Исмаил-почтальон остался Почтальоном, корзинщик — Корзинщиком. Некоторые выбрали такие фамилии, как Вежливый, Умный, Красивый, Честный, Добрый. Другие подобрали Глухой, Толстый, Сын человека без пяти пальцев. Есть, например, Тот, у кого сотня лошадей, или Адмирал, или Сын адмирала. Фамилии, вроде Сумасшедший или Обнаженный, могли пойти от ссоры с правительственным чиновником. Кто-то воспользовался официальным списком рекомендованных фамилий, и так появились Настоящий турок, Большой турок, Суровый турок.

  Поиски национальной гордости

Последние фамилии косвенно преследовали еще одну цель. Мустафа Кемаль искал исторические аргументы, чтобы восстановить у турок чувство национальной гордости, подорванное за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом. О национальном достоинстве заговорила прежде всего интеллигенция. Ее инстинктивный национализм носил по отношению к Европе оборонительный характер. Можно представить себе чувства турецкого патриота тех дней, который читал европейскую литературу и почти всегда находил слово «турок», употребленным с оттенком пренебрежения. Правда, образованные турки забывали, как они сами или их предки презирали своих соседей с утешительной позиции «высшей» мусульманской цивилизации и имперского могущества.

Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: «Какое счастье быть турком!» — они упали на благодатную почву. Его изречения прозвучали как вызов остальному миру; Они же показывают, что любые высказывания должны сопрягаться с конкретными историческими условиями. Это изречение Ататюрка ныне повторяют бесконечное число раз на все лады и по поводу и без оного.

Во времена Ататюрка была выдвинута «солнечная языковая теория», в которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого (тюркского). Шумеров, хеттов, этрусков, даже ирландцев и басков объявили турками. Одна из «исторических» книг времен Ататюрка сообщала следующее: «В Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив турок начать кочевничество… Восточная группа турок основала китайскую цивилизацию…»

Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на юг — в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в Испанию. Турки, которые поселились в районе Эгейского моря и Средиземноморья, согласно той же теории, основали знаменитую Критскую цивилизацию. Древнегреческая цивилизация пошла от хеттов, которые, конечно же, были турками. Турки проникли также глубоко в Европу и, перебравшись через море, заселили британские острова. «Эти мигранты превосходили народы Европы в искусствах и знаниях, спасли европейцев от пещерной жизни и поставили их на путь умственного развития».

Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом.

  Буржуазный лидер

В 20-е годы правительство Кемаля немало делало для того, чтобы поддержать частную инициативу. Но социально-экономическая действительность показала, что в Турции этот метод в чистом виде не работает. Буржуазия устремилась в торговлю, домостроительство, спекуляцию, занималась пенкоснимательством, в последнюю очередь думая о национальных интересах и развитии промышленности. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определенное презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал за тем, как частные предприниматели игнорировали призывы вкладывать деньги в индустрию.

Грянул мировой экономический кризис, больно ударивший по Турции. Мустафа Кемаль обратился к политике государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма. Правительство распространило государственную собственность на значительные секторы промышленности и транспорта, а с другой стороны открыло рынки для иностранных инвесторов. Эту политику в десятках вариантов повторят потом многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития.

Однако реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь самым краем они касались деревни, где до сих пор живет почти половина турок, а во время правления Ататюрка жило большинство.

Несколько тысяч «народных комнат» и несколько сот «народных домов», призванных пропагандировать идеи Ататюрка, так и не донесли их в гущу населения.

Культ Ататюрка в Турции официальный и массовый, но вряд ли можно считать, что он безусловный. Даже кемалисты, которые клянутся в преданности его идеям, на самом деле, идут своим путем. Утверждение кемалистов, будто всякий турок любит Ататюрка, — всего лишь миф. У реформ Мустафы Кемаля было много врагов, — явных и тайных, и попытки отказаться от некоторых его преобразований не прекращаются и в наше время.

Левые политические деятели постоянно вспоминают о репрессиях, которым подвергались их предшественники при Ататюрке и считают Мустафу Кемаля просто сильным буржуазным лидером.

  Штрихи к портрету

В 1937 году Ататюрк подарил свою земли Казначейству, а часть своей недвижимости – мэриям Анкары и Бурсы. Часть наследства он отдал своей сестре, приёмным детям, турецким обществам лингвистики и истории. Ататюрк любил чтение, музыку, танцы, верховую езду и плавание, питал чрезвычайный интерес к танцам зейбек, борьбе и народным песням Румелии, получал большое удовольствие от игры в нарды и бильярд. Владел французским и немецким языками. Конь по кличке Сакарья и пёс по кличке Фокс были предметом его большой привязанности. Ататюрк собрал богатую библиотеку. Он приглашал разделить ужин государственных руководителей, учёных и деятелей искусств, с ними он дискутировал проблемы родины. Ататюрк всегда придавал большое значение опрятной и изящной одежде. Он очень любил природу, часто посещал лесное хозяйство его имени и лично принимал участие в проводимых здесь работах.

У сурового и блестящего солдата и крупного государственного деятеля Мустафы Кемаля были и достоинства и человеческие слабости. Он обладал чувством юмора, любил женщин и веселье, однако сохранял трезвый ум политика. Его уважали в обществе, хотя его личная жизнь отличалась скандальностью и распущенностью. Кемаля часто сравнивают с Петром I. Как и русский император, Ататюрк питал слабость к спиртному.

Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, 10 ноября 1938 года в 9:05 утра скончался в стамбульском дворце Долмабахче в возрасте 57 лет. 21 ноября 1938 года тело Ататюрка было временно предано земле у здания Анкарского этнографического музея. После завершения строительства Аныткабира, 10 ноября 1953 года, останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены на его последний и вечный погост. Его ранняя смерть стала трагедией для Турции.

P.S. Рассказывая о Мустафе Кемале и, соответственно, о Турции, никак нельзя обойти острый вопрос армянского геноцида, который многие страны во главе с Арменией признают, а некоторые страны, в том числе Турция и Израиль, отрицают. Скорее всего, как обычно, правда лежит где-то посередине. Ататюрк в интервью 1926 года швейцарскому журналисту назвал события 1915-23 годов «резнёй», возложив вину за это на младотурков. Однако именно Ататюрк наложил табу на упоминание об этих событиях и дал турецким историкам право на собственную трактовку тех лет. Именно в конституции, написанной Ататюрком, и появилась печально известная 301-я статья за «оскорбление национального достоинства».

Источник: www.renascentia.ru

my-article.net

Как Кемаль Ататюрк создал Турцию

Внешний и внутренний облик

На фотографии статный мужчина с импозантной проседью и волевым подбородком, при пиджаке и галстуке — точь-в-точь киноактёр «золотой эпохи» Голливуда. А всего четвертью века ранее любой европейский художник изобразил бы османского правителя бородатым султаном в красной феске на фоне цветастых ковров, в окружении подобострастных визирей и одалисок. Уже одна эта трансформация образа свидетельствует о грандиозных переменах, произошедших в Турции всего за 15 лет правления Мустафы Кемаля (1923-1938).

Подобно многим патриотам империи, тот родился на её окраине, в небогатой семье в городе Салоники около 1880 года. Фамилию Ататюрк, то есть «Отец турок» или «Великий турок», получил много позже, по предложению парламента в 1934 году.

Великий реформатор являлся «Отцом нации» и в буквальном смысле: Аллах не дал Ататюрку детей — тот усыновил десятерых сирот, а за год до смерти передал государству свои земельные владения и часть имущества.

Но всё это было много позже… А пока Мустафа заканчивает военный колледж и Академию генерального штаба в Стамбуле, до Первой мировой участвует в боевых действиях в Ливии — против итальянцев, во Фракии — против болгар.

Во время Великой войны — успешно, насколько то позволяет общее плачевное состояние османской армии, командует войсками на решающих участках малоазийского фронта.

Однако война проиграна. Империя повержена. Летом 1919 года, не желая участвовать в ликвидации армии, Мустафа Кемаль увольняется со всех официальных должностей и собирает в восточной части страны сторонников независимости; оккупационная администрация приговаривает его к смертной казни.

Кемаль-паша создаёт альтернативный центр власти — весной 1920 года в Анкаре созывается Великое Национальное Собрание Турции (заметьте: не раскинувшейся на трёх континентах Османской империи, а именно Турции). Будущий Ататюрк избирается председателем этого парламента и главой правительства.

Впрочем, его окончательная победа вряд ли могла быть достигнута без помощи Советской России: в 1920-22 годах РСФСР поставила Кемалю оружие, боеприпасы и около двух центнеров золота. Цели товарища Ленина, помимо поддержки революционного движения в соседней стране, были сугубо прагматичны: установление дружественного режима, контролирующего черноморские проливы, критически важные для экспортных поставок зерна из Новороссии — одного из немногих источников валюты для молодого Советского государства.

russian7.ru

Кемаль Ататюрк. Человек, создавший Турцию

Внешний и внутренний облик

На фотографии статный мужчина с импозантной проседью и волевым подбородком, при пиджаке и галстуке — точь-в-точь киноактёр «золотой эпохи» Голливуда. А всего четвертью века ранее любой европейский художник изобразил бы османского правителя бородатым султаном в красной феске на фоне цветастых ковров, в окружении подобострастных визирей и одалисок. Уже одна эта трансформация образа свидетельствует о грандиозных переменах, произошедших в Турции всего за 15 лет правления Мустафы Кемаля (1923-1938).

Подобно многим патриотам империи, тот родился на её окраине, в небогатой семье в городе Салоники около 1880 года. Фамилию Ататюрк, то есть «Отец турок» или «Великий турок», получил много позже, по предложению парламента в 1934 году.

Великий реформатор являлся «Отцом нации» и в буквальном смысле: Аллах не дал Ататюрку детей — тот усыновил десятерых сирот, а за год до смерти передал государству свои земельные владения и часть имущества.

Но всё это было много позже… А пока Мустафа заканчивает военный колледж и Академию генерального штаба в Стамбуле, до Первой мировой участвует в боевых действиях в Ливии — против итальянцев, во Фракии — против болгар.

Во время Великой войны — успешно, насколько то позволяет общее плачевное состояние османской армии, командует войсками на решающих участках малоазийского фронта.

Однако война проиграна. Империя повержена. Летом 1919 года, не желая участвовать в ликвидации армии, Мустафа Кемаль увольняется со всех официальных должностей и собирает в восточной части страны сторонников независимости; оккупационная администрация приговаривает его к смертной казни.

Кемаль-паша создаёт альтернативный центр власти — весной 1920 года в Анкаре созывается Великое Национальное Собрание Турции (заметьте: не раскинувшейся на трёх континентах Османской империи, а именно Турции). Будущий Ататюрк избирается председателем этого парламента и главой правительства.

Впрочем, его окончательная победа вряд ли могла быть достигнута без помощи Советской России: в 1920-22 годах РСФСР поставила Кемалю оружие, боеприпасы и около двух центнеров золота. Цели товарища Ленина, помимо поддержки революционного движения в соседней стране, были сугубо прагматичны: установление дружественного режима, контролирующего черноморские проливы, критически важные для экспортных поставок зерна из Новороссии — одного из немногих источников валюты для молодого Советского государства.

russian7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *