Андрей Туполев — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, авиаконструктор

Биография

Андрей Туполев — конструктор, разработавший свыше сотни типов самолетов. Достижения ученого в развитии авиастроения и вклад в науку эквивалентны заслугам Сергея Королева в ракетостроении. Человек-эпоха Туполев воспитал плеяду учеников, продолживших дело его жизни.

Детство и юность

Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.

Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.

Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.

В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.

В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.

Личная жизнь

Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.

Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.

Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.

Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС

Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.

Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.

Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.

Авиаконструирование

Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.

Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.

Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).

В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.

Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.

Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.

Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Смерть

Еще в начале 20-х годов XX века Андрею Николаевичу из-за туберкулезной пневмонии удалили одно легкое. Врачи сказали пациенту, что с оставшимся прожить можно долго, если избегать перегрузок. Аресты и изнурительный труд привели к рецидиву заболевания.

Туполев скончался во сне в ночь с 22 на 23 декабря 1972 года. В последний вечер своей жизни авиаконструктор шутил и строил планы на летний отдых в Крыму. Могила Андрея Николаевича находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Память

  • В 1979 году режиссер Даниил Храбровицкий снял фильм «Крылья» о биографиях Туполева и иммигрировавшего в США Игоря Сикорского. Роль Андрея Николаевича исполнил Владислав Стржельчик, а образ Игоря Ивановича создал Юрий Яковлев.
  • Имя Туполева носит государственный технический университет в Казани.
  • С 2018 года имя ученого присвоено московскому аэропорту «Внуково».
  • Туполевские улицы и улицы Туполева есть в обеих российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме.
  • В 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
  • 6 июня 2020 года на телеканале «Звезда», уже выпускавшем о Туполеве передачу в цикле «Последний день», состоялась премьера документального фильма «Крылатый металл».

Награды

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Восемь орденов Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Два Ордена Трудового Красного Знамени
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • Ленинская премия
  • Государственная премия СССР
  • Золотая авиационная медаль ФАИ
  • Премия имени Леонардо да Винчи

Интересные факты

  • Андрей Николаевич был почетным гражданином подмосковного города Жуковского, Парижа и Нью-Йорка.
  • Дочь авиаконструктора прожила 91 год, а зять — 92.
  • В личном автопарке Туполева побывал «фюрерваген». Трофейную машину Йозефа Геббельса ему подарил маршал Константин Рокоссовский.
  • Подмосковная дача ученого соседствовала с дачей Сергея Михалкова, а в Крыму в распоряжение авиаконструктора советское правительство отдало участок, очертаниями напоминавший маленький замок, который до революции принадлежал дочери Саввы Морозова.
  • Туполев ухитрился прожить жизнь, руководить конструкторским бюро и избираться депутатом Верховного Совета СССР, так и не вступив в Коммунистическую партию.

Туполев Андрей Николаевич — Авиаконструктор

Российский ученый. Авиаконструктор. Генерал-полковник-инженер. Герой Труда. Трижды Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки РСФСР. Заслуженный деятель науки России. Доктор технических наук. Академик Российской Академии Наук. Под руководством великого конструктора спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.


Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверской области. Еще во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище. В училище серьезно увлекся аэродинамикой.

В 1909 году вошел в состав Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции.

Накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Трудовую и научную деятельность начал с разработки первого в России авиационного расчетного бюро. Конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.

В период с 1918 по 1936 год являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий — первоначально названный так по имени Кольчугинского завода, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль, является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

В 1925 году конструктор создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький».

Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП Туполев назначен 5 января 1936 года. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев и Харламов.

Андрей Туполев был арестован 21 октября 1937 года. Осужден на 15 лет лишения свободы. Работал в закрытом конструкторском бюро НКВД. 19 июля 1941 года досрочно освобожден, реабилитирован 9 апреля 1955 года.

Являлся создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолет «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» — фронтовой бомбардировщик. Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста.

На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить боевую нагрузку.

Производство первоначально организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолет строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны выпущено 800 самолетов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942 по 1952 год. В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолетов Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались новые боевые самолеты и их модификации. Позднее создал стратегический бомбардировщик Ту-4.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолет — Ту-104.

В 1957 году разработан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые он поднялся в воздух.

Под руководством великого конструктора спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года

в Москве. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища.

В аэропорту «Внуково» 8 ноября 2019 года прошло открытие бюста авиаконструктора Андрея Туполева. Также международному аэропорту было официально присвоено имя Российского ученого. На событие присутствовал внук Туполева, советник гендиректора ПАО «Туполев» Андрей Туполев. В том числе, в авиагавани проведена презентация фотовыставки «Андрей Туполев: «Я строил самолеты для своей страны» и демонстрация видеоролика о деятельности конструктора.


Награды и Признание Андрея Туполева

трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
Восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
Орден Октябрьской Революции (26.04.1971)

Орден Суворова II степени (19.08.1944)
Орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
Орден Красной Звезды (17.08.1933)
Орден «Знак Почета» (13.08.1936)
Медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
Орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолета Ту-104
Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолета (Ту-2)
Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолетов
Сталинская премия (?) степени (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолетостроения
Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолета Ту-134 и его модификаций
премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Память об Андрее Туполеве

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева — был открыт памятник А.

Н. Туполеву.
В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
В 1988 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
В 1979 году снят фильм-биография, посвященный двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Семья Андрея Туполева

Отец — Николай Иванович Туполев (1842-1911), родом из Сургута, выходец из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга.

Мать — Анна Васильевна (1850-1928) (урожденная Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Жена — Туполева (урожденная Желчакова) Юлия Николаевна (1894-1962).

Сын — Туполев Алексей Андреевич (1925-2001) — известный советский авиаконструктор.

Дочь — Туполева Юлия Андреевна (1920-2011) — заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.

Зять — Вуль Владимир Михайлович (род. 1920) — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

08.03.2021

Андрей Николаевич Туполев | Советский авиаконструктор

Туполев Андрей Николаевич

Смотреть все СМИ

Год рождения:
10 ноября 1888 г. Россия
Умер:
23 декабря 1972 г. (84 года) Москва Советский Союз
Известные члены семьи:
сын Алексей Андреевич Туполев

Просмотреть все материалы по теме →

Туполев Андрей Николаевич , (род. 29 октября [10 ноября по новому стилю] 1888 г., Пустомазово, Россия — ум. 23 декабря 1972 г., Москва), один из крупнейших авиаконструкторов Советского Союза, бюро (см. Туполева) выпустило ряд военных бомбардировщиков и гражданских авиалайнеров, в том числе первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.

В 1909 году Туполев поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), где стал учеником и учеником Николая Юрьевича Жуковского, которого многие считают отцом русской авиации. В 1918 они организовали Центральный аэрогидродинамический институт, помощником директора которого Туполев стал в 1918 году. Он стал начальником конструкторского бюро института в 1922 году и руководил работой различных конструкторов, в том числе Павла О. Сухого (см. КБ Сухого), Владимира М. Мясищева и Владимира М. Петлякова, впоследствии ставших самостоятельными. Это бюро, производя военные и гражданские самолеты, которые обозначались инициалами Туполева АНТ, сделало цельнометаллическую конструкцию стандартной чертой советской авиации.

В 1937 году Туполев, как и многие советские конструкторы того времени, был арестован по обвинению в деятельности против государства. После заключения он был назначен руководителем группы, которая должна была проектировать военные самолеты. Так появился Ту-2, двухмоторный бомбардировщик, который нашел широкое применение во Второй мировой войне и в 1943 году принес Туполеву свободу и Сталинскую премию. Ближе к концу войны ему поручили скопировать американские B-29 Superfortress, три из которых совершили вынужденную посадку на Дальнем Востоке СССР. Результатом этого проекта стал Ту-4 (обозначение НАТО «Бык»), который впервые поднялся в воздух в 1919 г.47 и был основным стратегическим бомбардировщиком СССР до середины 1950-х годов.

После адаптации реактивной тяги к нескольким планерам с поршневыми двигателями Туполев в 1952 году представил Ту-16 («Барсук»), бомбардировщик средней дальности со стреловидным крылом и конструкцией из легкого сплава. Группа под руководством Александра А. Архангельского, давнего соратника Туполева, разработала Ту-95 («Медведь»), огромный турбовинтовой бомбардировщик, который впервые поднялся в воздух в 1954 году и стал одним из самых надежных военных самолетов, когда-либо построенных. На их основе были созданы два гражданских самолета — Ту-104, появившийся в 1919 г.55 и стал одним из первых реактивных транспортных средств, обеспечивающих регулярные пассажирские перевозки, а также дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114, самый большой винтовой самолет, когда-либо находившийся на регулярных рейсах.

В 1963 году сын Туполева Алексей стал главным конструктором бригады по созданию сверхзвукового транспортного Ту-144. Ту-144 преодолел звуковой барьер во время испытательного полета в 1969 г., став первым пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер, а через год достиг вдвое большей скорости звука, но его преследовали конструктивные проблемы и неумелое управление, и просуществовал он недолго. пассажирский самолет в 1977–78.

Туполев Андрей Николаевич | Encyclopedia.com

шторм

просмотров обновлено 27 июн 2018

Русский авиационный инженер и армейский офицер Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) был ведущим конструктором больших и тяжелых самолетов в быв.

Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово (ныне Калининская область). В 1909 году он поступил в Московское высшее техническое училище, учился у Николая Егоровича Жуковского, «отца русской авиации», студентом строил аэродинамические трубы, участвовал в воздухоплавательном клубе училища. Считается, что дальнейшее обучение он получил у Хуго Юнкерса, который под руководством 1922 Русско-германское соглашение. После окончания университета Туполев помогал Жуковскому в организации Центрального аэрогидродинамического института, где он был заместителем директора с 1918 по 1935 год, а с 1922 года возглавлял его конструкторское бюро. Он стал пионером в строительстве цельнометаллических самолетов из дюралюминия. За свою карьеру Туполев сконструировал более 100 самолетов, от своего первого АНТ-1, легкого транспортного самолета, сделанного в основном из дерева, до сверхзвукового реактивного транспортного самолета Ту-144, самого сложного в мире коммерческого самолета. Одними из наиболее значительных его ранних разработок являются двухместный АНТ-2, построенный в 1919 г.24 полностью из дюралюминия; ТБ-1, двухмоторный бомбардировщик с дальностью полета 625 миль и скоростью 138 миль в час; и очень удачный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3, весящий более 43 000 фунтов и способный нести более 2 тонн.

Туполев возглавил конструкторское бюро, создавшее необычный 40-тонный самолет Максим Горький, с шестью двигателями на крыльях и двумя на фюзеляже. В самолете были предусмотрены телефонный коммутатор, телеграфный узел, радиостанция, типография, фотолаборатория и кинопроекторы. С большой помпой Максим Горький совершил пробный полет в июне 1934 года. В следующем году он столкнулся с другим кораблем, в результате чего погибло 35 человек; его никогда не заменяли.

В 1936 году Туполев посетил США и Германию для изучения методов конструирования самолетов, а в следующем году его обвинили в продаже Германии чертежей самолета, который якобы стал истребителем Мессершмитт 109. Впоследствии он был назван «врагом народа» и приговорен к казни. Находясь в тюрьме, он сконструировал двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ту-2. За свою роль в производстве единственного нового бомбардировщика Советского Союза времен Второй мировой войны он был освобожден из тюрьмы. В 19В 44 году он был главным конструктором советских тяжелых бомбардировщиков. После вынужденной посадки трех самолетов Boeing B-29 Superfortress в 1944 году на Дальнем Востоке СССР Туполев произвел российскую версию этого американского бомбардировщика.

В послевоенный период лучшие разработки Туполева включают Ту-104, двухреактивный транспортный самолет, широко использовавшийся в СССР; Ту-114, двухпалубный четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет; и Ту-144, советская разработка в области сверхзвуковых транспортных средств. 31 декабря 19 г.68 в испытательный полет поднялся Ту-144 — первый сверхзвуковой транспортный самолет, поднявшийся в воздух. Он был способен развивать скорость до 1500 миль в час при дальности полета 4000 миль.

Туполев был произведен в генерал-лейтенанты технической части Красной Армии во время Великой Отечественной войны. В 1953 году он стал действительным членом Академии наук СССР и работал во многих государственных учреждениях.

Умер в 1972 году.

Дополнительная литература

Окончательной работы о Туполеве на русском или английском языке нет. Разрозненные упоминания в советских газетах, авиационных журналах и обзорах советской авиации дают некоторую информацию о его вкладе. Тем не менее, прекрасный раздел по истории советской военной авиации появляется у Уильяма Грина и Джона Фрикера, Военно-воздушные силы мира: история, развитие и современная численность (1958). Материалы о самолетах Туполева можно найти в книгах Роберта А. Килмаркса, , История советских ВВС, (1962 г. ), и Ашера Ли, , Советские ВВС, (1962 г.). □

Энциклопедия мировой биографии

шторм

просмотров обновлено 11 июня 2018 г.

(1888–1972), патриарх советского авиастроения.

Андрей Туполев был одним из крупнейших авиаконструкторов Советского Союза в межвоенный период и трижды за свою карьеру был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Многие считают Туполева отцом советского самолетостроения из цветных металлов, он разработал более пятидесяти оригинальных конструкций самолетов и более 100 модификаций. Помимо истребителей и тяжелых дальних бомбардировщиков, Туполев также проектировал аэросани, дирижабли и торпедные катера. Получив образование в престижном Бауманском техникуме в Москве, он был одним из основателей Центрального авиационного института в 1918 и создал в нем конструкторское бюро. Большую часть своей карьеры он провел в конструкторском бюро и в 1936 году получил приказ Наркомата тяжелой промышленности о переводе в ГУАП (Государственное управление авиационной промышленности) в качестве их главного инженера, курировавшего производство самолетов.