Д/с «Битва оружейников». «Ту-95 против B-52. Противостояние стратегических бомбардировщиков» (16+)

АНОНС

03:50 25.03.2023

Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Реактивный стратегический бомбардировщик Б-52 ВВС США первоначально проектировался как турбовинтовой. Что заставило американских авиаконструкторов пересмотреть проект и оснастить этот межконтинентальный самолёт турбореактивными двигателями? И почему вопреки прямому указанию Сталина конструкторское бюро Туполева начало разработку не реактивного, а винтового сверхдальнего бомбардировщика? Что позволяет самолётам, спроектированным более полувека назад, до настоящего времени находиться на вооружении в качестве носителей ядерного оружия? Об этом новый фильм цикла «Битва оружейников» — «Ту-95 против B-52. Противостояние стратегических бомбардировщиков».

Студия НКО «ФОНД ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ПЕЧЕРСКОГО»

Режиссер(ы): Павел Ковязин

Музыка: The Orchand music, библиотека Apollo, Библиотека DE Wolfe

Россия, 2021 год.

Главные новости

23.03.2023, 15:27

МО РФ: уничтожен склад боеприпасов украинской мехбригады на Донецком направлении

22.03.2023, 13:12

«Пусть попробуют»: Лукашенко о словах посла Польши о готовности вступить в конфликт с РФ

06.03.2023, 13:40

Ветеран Великой Отечественной из Краснодара рассказал, как выжил после попадания снайпера

24.02.2023, 18:48

Бразильцы Малком и Клаудиньо из «Зенита» получили российское гражданство

23.02.2023, 05:00

Путин: российская промышленность осваивает серийный выпуск перспективных образцов вооружения

Экспертное мнение и аналитика

Картина дня

20:55 В стране и мире

Путин: правда о взрывах на «Северных потоках» когда-нибудь вскроется

20:06 ОПК

Путин: российское производство и ВПК развиваются очень быстрыми темпами

18:26 В стране и мире

Эксперт Санакоев: Си Цзиньпину нет смысла звонить Зеленскому, пока у того связаны руки

17:30 В стране и мире

В США из-за торнадо в Миссисипи погибли 23 человека

17:59 Спорт

Россиянка Анастасия Демурчян взяла золото чемпионата мира по боксу в Индии

События дня

Популярное

В украинском сериале при помощи нейросетей заменили лицо русского актера

Фьюри назвал Усика «маленьким крысенышем» после отмены боя

Альтштейн: при попадании сибирской язвы в легкие удается спасти только 50% больных

МО РФ: применение боеприпасов с обедненным ураном негативно скажется на населении Украины

«За храбрость»: как будет выглядеть учрежденная Путиным новая медаль

Лукашенко предупредил о страшном ответе на применение снарядов с обедненным ураном на Украине

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

19FortyFive рассказало о преимуществе «устаревших» Ту-95 России перед американскими B-52

Армия

mil.ru

Российский стратегический бомбардировщик Ту-95 имеет важное преимущество перед самолетом ВВС США B-52. Таким мнением поделился американский военный эксперт Питер Сучиу.

Впервые поднявшийся в воздух в 1952 году стратегический бомбардировщик Ту-95 до сих пор стоит на вооружении ВКС РФ и играет там важную роль. По словам Питера Сучиу, российский самолет, известный на Западе под прозвищем «Медведь», имеет значительное преимущество перед американским бомбардировщиком B-52.

Об этом сообщает издание 19FortyFive. «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ статьи.

«”Медведь” является единственным в мире винтомоторным бомбардировщиком, до сих пор стоящим на вооружении. Несмотря на свой возраст он продолжает оставаться высокопроизводительным самолетом, который также как и B-52 Stratofortress ВВС США, постоянно модернизируется и, судя по всему, останется на службе до 2040-х годов», — отмечает автор 19FortyFive.

Четырехмоторный винтовой самолет Ту-95 был разработан в 1950-х годах после того, как советские стратеги запросили четырехмоторный бомбардировщик, способный поражать цели в Соединенных Штатах. Ставка в пользу турбовинтовых двигателей была сделана из-за того, что реактивные силовые агрегаты того времени слишком быстро сжигали топливо и имели небольшую дальность полета. У советских военных не было возможности проводить заправку своих бомбардировщиков в полете и поэтому Ту-95 получил более экономичные двигатели. В итоге самолет получил впечатляющую дальность полета, превышающую 15 тысяч км.

mil.ru

Помимо турбовинтовых двигателей, Ту-95 был оснащен крыльями стреловидной формы. Данное техническое решение позволило самолету летать на более высоких скоростях, чем бомбардировщики с прямым крылом, поскольку угол наклона стреловидных крыльев в 35 градусов обеспечивал улучшенную аэродинамику.

«Самолет, находящийся в эксплуатации более 60 лет, примечателен тем, что может преодолевать такие большие расстояния с огромной полезной нагрузкой до 15 000 кг. Что еще более впечатляюще, модернизированная версия Ту-95МС, была оснащен новыми ракетами класса “воздух-поверхность”», — сообщил американский военный аналитик.  

По оценкам Питера Сучиу, Ту-95 имеет важное преимущество перед американским B-52, с которым его часто сравнивают. Российский самолет принято считать очень старой машиной, однако это суждение оказалось неверно. Оригинальные бомбардировщики, сошедшие с конвейера в 1950-х и 1960-х годах, не подходили для модернизации и поэтому в 80-х было возобновлено их серийное производство. Таким образом эксплуатируемые сегодня ВКС РФ самолеты оказались гораздо моложе американских B-52, которые выпускались в середине XX века.

wikipedia.org/Master Sgt. Lance Cheung (U.S. Air Force)
«Бомбардировщики Ту-95МС, летающие сегодня, на самом деле значительно новее своих американских собратьев, хотя российские самолеты могут показаться почти устаревшими по сравнению с ними», — добавил автор американского издания.

Более того, на первый взгляд «устаревшие» Ту-95, как оказалось, оснащены весьма неплохими двигателями. Их турбовинтовые моторы были модернизированы, в результате чего они стали гораздо тише, а также более простыми в обслуживании в сравнении с реактивными силовыми агрегатами американских B-52.

Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о необычной тактике вертолетов ВКС РФ, которая вызвала споры на Западе.

Теги: россия переводы иностранных сми американские сми 19FortyFive Ту-95

Познакомьтесь с тем, что некоторые называют российской версией B-52: Ту-95 «Медведь»

Ключевой момент:  Ту-95 — это классика времен холодной войны, которая до сих пор смертоносна и летает.

Немногие самолеты столь же характерны, как массивный Туполев Ту-95 «Медведь», четырехмоторный российский стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет с гигантским заправочным зондом, похожим на единорога, что придает ему вид чудовища, пришедшего из доисторических времен. — или, по крайней мере, вскоре после Второй мировой войны, как это и есть на самом деле.

Не позволяйте внешнему виду обмануть вас. Более шестидесяти лет спустя Ту-95 остается на вооружении, потому что немногие самолеты могут преодолевать такие большие расстояния в течение таких длительных периодов времени с огромной полезной нагрузкой. Иными словами, Ту-95 — это российский B-52, но с ярко выраженным морским уклоном и привычкой стучаться в двери береговых систем ПВО в Европе, Азии и Северной Америке.

Ядерный бомбардировщик времен холодной войны

«Медведь» появился на свет благодаря стремлению Советского Союза создать собственные силы стратегических бомбардировщиков, чтобы они могли сравниться с теми, что были выставлены Соединенными Штатами во время Второй мировой войны. Советские планировщики запросили в 1950 четырехмоторный бомбардировщик, который мог пролететь пять тысяч миль и поразить цели в Соединенных Штатах, неся при этом более двенадцати тонн бомб.

Однако реактивные двигатели того времени слишком быстро сжигали топливо. Так, конструкторское бюро Андрея Туполева задумало самолет с использованием четырех мощных турбовинтовых двигателей НК-12 с винтами противоположного вращения.

У каждого из НК-12 по два винта, причем второй вращается в направлении, противоположном первому. Это не только противодействует крутящему моменту, создаваемому вращательным воздушным потоком первого пропеллера, но и использует его для большей скорости. Таким образом, винты противоположного вращения немного более эффективны, но поскольку они дороже в производстве и обслуживании, а также невероятно шумны, они не получили широкого распространения. На самом деле шум производимый Ту-95s, как сообщается, был замечен экипажами подводных лодок и пилотами реактивных самолетов .

Однако на Ту-95 нетрадиционные двигатели оправдали себя: огромный Ту-95 на самом деле является одним из самых быстрых существующих винтовых самолетов, способных развивать скорость более пятисот миль в час. Наконечники его пропеллеров диаметром восемнадцать футов фактически вращаются со скоростью, немного превышающей скорость звука. Медведь также является одним из очень немногих винтовых самолетов со стреловидными крыльями, которые приносят пользу только самолетам, способным летать на более высоких скоростях.

Ту-95 также обладал огромным запасом топлива и мог пролететь более девяти тысяч миль только на внутреннем топливе. После первоначального серийного варианта более поздние типы добавили характерный зонд для дозаправки в полете, что еще больше расширило их диапазон. Типичное патрулирование во время холодной войны длилось десять часов, но некоторые полеты Ту-95 длились почти вдвое дольше.

Экипаж Ту-95 состоял из шести-восьми человек в зависимости от типа, включая двух пилотов и двух штурманов, а остальные управляли артиллерийскими или сенсорными системами. Первоначальная версия «Медведя» имела две двухствольные 23-миллиметровые пушки в днище и хвосте, а также одну стационарную пушку в носу, и все это предназначалось для защиты от вражеских истребителей. Этот вид вооружения становился все более устаревшим в эпоху ракет класса «воздух-воздух» большой дальности, поэтому более поздние модели избавились от всего, кроме хвостового орудия. (Честно говоря, хвостовые стрелки на B-52 сделал два или три убийства над Вьетнамом).

Первоначальная предполагаемая миссия Медведя была довольно четкой: в случае, если холодная война станет действительно горячей, десятки отдельных Медведей пролетят через Полярный круг и сбросят ядерные бомбы на цели над Соединенными Штатами. Даже если многие пали жертвами ракет класса «земля-воздух» и обороняющихся истребителей, причина заключалась в том, что прорвется какой-нибудь .

Это имитировало собственные военные планы ВВС США, увековеченные в фильме Доктор Стрейнджлав . Однако в Советском Союзе не было круглосуточных авиадесантных бомбардировщиков с ядерными боеголовками, как в Соединенных Штатах.

В том же духе Ту-95 также использовались при испытаниях ядерного оружия. Ту-95В сбросил самую мощную ядерную бомбу из когда-либо взорванных над Северным островом в 1961 году, пятьдесят мегатонную Царь-бомбу . Выпущенный на парашюте, Царь взорвался в четырех километрах над землей, подняв в небо грибовидное облако более чем на сорок миль. Ударная волна отбросила «Медведя» на тысячу метров к земле, но пилоту удалось сохранить управление и вернуться на базу. Экипаж ранее был проинформирован, что у них есть только 50-процентный шанс выжить во время испытания.

Морские мародеры

К 1960-м годам Советский Союз сделал мудрый вывод, что ядерные стратегические бомбардировщики, пытающиеся сбросить ядерные гравитационные бомбы над Соединенными Штатами, были расточительным занятием, учитывая возрастающую эффективность противовоздушной обороны и сравнительно более низкую стоимость неостановимых баллистических ракет. Поэтому были разработаны новые варианты Ту-95 для выполнения различных задач.

Одним из способов обойти уязвимость бомбардировщиков к перехвату было использование их в качестве платформы для крылатых ракет большой дальности. Ту-9Вариант 5К мог нести огромную ядерную крылатую ракету Х-20, известную в НАТО как AS-3 Kangaroo. Ракета имела дальность от трехсот до шестисот километров и выглядела как бескрылый самолет, потому что она более или менее была — она была смоделирована на основе фюзеляжа МиГ-19.

Другая миссия, назначенная Медведю, заключалась в слежке за боевыми группами авианосцев США. Даже с самыми современными датчиками поиск и отслеживание кораблей на просторах океана было сложной задачей. Однако, если бы удалось обнаружить авианосную группу США, на нее могли бы напасть полчища наземных бомбардировщиков. «Медведь» с его способностью часами летать над океаном и покрывать обширные территории идеально подходил для выяснения местоположения флота США и отслеживания их перемещений.

Вариант морского разведчика Ту-95РТ был создан специально для выполнения этой задачи: он имел РЛС надводного поиска в нижней части и даже добавил стеклянный наблюдательный блистер сразу за позицией хвостового орудия.

Мало того, что отслеживание перемещений флота было полезно в случае войны, оно также служило психологической тактикой, чтобы подчеркнуть уязвимость ВМФ для воздушных атак. Авианосные истребители США часто поднимались, чтобы отогнать назойливых медведей. Фотографии многочисленных столкновений медведей с истребителями являются символами эпохи холодной войны.

Варианты Ту-95

Было множество экспериментальных «Медведей», в том числе Ту-95ЛАЛ с ядерным реактором и Ту-95К, предназначенный для перевозки истребителей МиГ-19 для десантирования.

Поступившие в производство модели включали фоторазведчик Ту-95МР и усовершенствованные Ту-95К и КМ с улучшенными датчиками и возможностью запуска ракет Х-22

Медведь, Ту-142. Это произошло из-за страха перед новой баллистической ракетой подводного базирования (БРПЛ) Polaris, которая осуществила первый подводный пуск баллистической ракеты в 1960. Ту-142 отличается наличием РЛС надводного поиска и целеуказания «Беркут». В стреле в хвостовой части находится детектор магнитных аномалий, полезный для поиска подводных лодок. Ту-142 немного растянут, чтобы вместить все датчики, упакованные внутри него.

Эти системы пришлось несколько раз модернизировать во время холодной войны, чтобы не отставать от технологий подводных лодок США. Текущий вариант, Ту-142МЗ, может использовать улучшенные гидроакустические буи RGB-16 и RGB-26 и имеет более мощные двигатели. Неоднократно Ту-142 удавалось обнаруживать американские подводные лодки и преследовать их в течение нескольких часов. Также были изготовлены два специальных Ту-142МР, предназначенных для связи с российскими подводными лодками.

Авиация ВМФ России до сих пор эксплуатирует пятнадцать Ту-142. Один из них недавно был замечен в Сирии — либо он использовал свои системы для слежки за позициями сирийских повстанцев, либо для наблюдения за передвижениями американского флота.

Военно-морские силы Индии с 1988 года эксплуатируют восемь Ту-142МК-Э, хотя в ближайшем будущем они должны быть заменены двенадцатью самолетами P-8I Poseidon.

«Медведь» также был преобразован в первый в России самолет ДРЛО — Ту-126 — и Ту-114 авиалайнер , на котором Хрущев совершил беспосадочный одиннадцатичасовой перелет из Москвы в Нью-Йорк в 1959. Однако сегодня ни один из этих типов не летает.

Помимо Ту-142, единственными Ту-95, находящимися сегодня на вооружении, являются более пятидесяти самолетов Ту-95МС, фактически разработанных на основе планера Ту-142 для использования в качестве носителя крылатых ракет, способных запускать ракеты Х-55, также известные как AS-15 НАТО. Недавно они были модернизированы, чтобы нести по шестнадцать крылатых ракет каждая, и оснащены новыми системами навигации и наведения. Х-55 выпускается во многих модификациях, как обычных, так и ядерных, с дальностью действия от трех тысяч километров до трехсот.

Вариант Ту-95МСМ также может стрелять крылатыми ракетами-невидимками Х-101 и ядерными Х-102, которые летят на малой высоте и имеют уменьшенную радиолокационную диаграмму направленности. Эти ракеты могут достигать расстояния до 5500 километров.

Несмотря на такие смертоносные грузы, Медведь, возможно, страдает от своего возраста. Летом 2015 года они были ненадолго остановлены после второй аварии за два года.

Туполев сегодня

Медведь все еще летает через Тихий и Атлантический океаны в двадцать первом веке. Одна из его основных миссий может быть описана как троллинг других стран.

Ту-95 были обнаружены жужжащими над побережьем Англии, в пятидесяти милях к западу от Калифорнии, в опознавательной зоне ПВО Аляски и в воздушном пространстве Японии. Более близкие полеты обычно провоцируют ответный перехват истребителей. В большинстве случаев они фактически не нарушают иностранное воздушное пространство.

Российский «Б-52»: бомбардировщик Ту-95 стал по-настоящему опасным «ракетным грузовиком» принял участие в плановом патрульном полете над Черным морем. Полет, который длился пять часов, был последним боевым вылетом бомбардировщика времен холодной войны и продемонстрировал его способность преодолевать огромные расстояния.

«Два стратегических ракетоносца дальней авиации Ту-95МС выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Черного моря», — говорится в сообщении Минобороны России, сообщает ТАСС.

Во время полета над Черным морем два бомбардировщика сопровождали истребители Су-27 из состава ВВС и ПВО Южного военного округа.

ТУ-95: старый, но вполне смертоносный

Ту-95 — одна из старейших моделей, находящихся на вооружении российской армии, а «Медведь» — единственный в мире винтовой бомбардировщик, стоящий на вооружении. Четырехмоторный винтовой самолет был разработан в 1950-х годов после того, как советские планировщики запросили четырехмоторный бомбардировщик, который мог бы пролететь пять тысяч миль и поражать цели в Соединенных Штатах. Выбор винтовых двигателей был сделан из-за того, что реактивные двигатели того времени слишком быстро сжигали топливо.

Воздушно-космические силы России значительно модернизировали самолет — намного больше, чем его первоначальная способность сбрасывать неуправляемые бомбы. Самолет, находящийся в эксплуатации более 60 лет, примечателен тем, что может преодолевать такие большие расстояния, неся при этом изрядную полезную нагрузку.

Модернизированный Ту-95МС был представлен в 1981 году для установки новых ракет класса «воздух-поверхность». В отличие от B-52 ВВС США, который также был значительно модернизирован, Ту-95МС на самом деле представляет собой не просто обновленный планер, а потому, что старые боевые птицы, сошедшие с конвейера в 1950-х и начале 1960-х годов, были непригодны для модернизации. , Советский Союз решил возобновить производство в 1980-х годах.

В результате бомбардировщики Ту-95МС значительно новее своих американских собратьев, даже если российские самолеты по сравнению с ними кажутся почти устаревшими.

Именно поэтому Ту-95МС остался ключевым элементом авиационного компонента ядерной триады России, а модернизированные версии были модернизированы под новейшие крылатые ракеты Х-101. Эти ракеты могут быть перенацелены, когда бомбардировщики уже находятся в воздухе.

«Медведь» регулярно совершал полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана. В последние месяцы Россия увеличила развертывание «Медведя» над Беринговым проливом.

В марте НОРАД объявил, что российский самолет часами оставался в водах северной части Тихого океана и Бэрингова пролива. Генерал ВВС Глен ВанХерк, глава Североамериканского командования воздушно-космической обороны и Северного командования США, объяснил расширение деятельности России в арктическом регионе текущей динамикой конкуренции между великими державами.

Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военном стрелковом оружии и является автором нескольких книг о военных головных уборах, в том числе Галерея военных головных уборов , которая доступна на Amazon.com .

В этой статье:Военные, NotHome, Россия, ВВС России, Ту-95, Ту-95МС

Биография эксперта: Старший редактор журнала 1945 г.