290 одрап — 65358

 Полк сформирован в феврале 1941 года на станции Укурей (Забайкалье ) на базе самолётов ДБ-3.

День части — 20 июля.

Первое командование полка


Командир полка — полковник Соколов
Комиссар полка — ст. бат. комиссар Ерёмин
Нач. штаба полка — полковник Петухов
Инженер полка — военн. инж. 3 ранга Новотворцев
Штурман полка — майор Генералов

Полк находился на восточных рубежах, обеспечивая сдерживание агрессивных действий японского милитаризма.

Первую боевую задачу составом 18 экипажей полк выполнил с 8 по 16 августа 1945 года, нанеся бомбовый удар по городу Харбину и объектам Квантунской армии.
            Всего — 91 самолёто-вылет.
23 августа 1945 года полку объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. В.Сталина.

Весь личный состав награждён медалью «За победу над Японией».

В ноябре 1950 года полк приступил к перевооружению на самолёты Б-25.

Отдельным распоряжением Генштаба Советской Армии 290 тбап был переформирован в ОДРАП с перебазированием в Новозыбков ( Брянская обл.)

27 ноября 1952 года полк перебазировался в местечко Зябровка  Гомельской обл.  C марта 1953 года полк приступил к переучиванию на самолёты Ту-4.

4 апреля 1962 года полк получил первые самолёты ТУ-22р. 

 Первыми переучились и вылетели :

 Командир полка — подполковник Плотников В.Д.

Зам. комполка — подполковник Александров Н.П.

Командиры эскадрилий — подполковник Попов А.И.

                                                 подполковник Ковальчук П. Г.


В 1967 году
полк закончил переучивание на самолёт Ту-22р.

В 1968 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке полк награждён Памятным Красным знаменем ЦК КП Белоруссии.

В 1988 году в полк поступили унифицированные самолёты Ту-22 рдм.

С распадом СССР в середине 90-х годов 290 одрап был расформирован.

 

Фотографии ветеранов 290 ОДРАП   

Служба в Зябровке, 290 ОДРАП (видео) 

Последний полет из Зябровки (перегон Ту-22 в Энгельс)

Прощание с Боевым знаменем полка в 1994 г. (видео)

Зябровка, 2015 год (видео)

Полет над Зябровкой на дельталете, 2017 год (видео) 

Посвящается технарям Зябровки (видео)

 

Подготовил — Бояркин Олег Владимирович, штурман самолета Ту-22 из 290 ОДРАП

290-й ОДРАП.

Зябровка

В 2011 году 290-му Отдельному Дальнему Разведывательному Авиационному Полку (ОДРАП) — гарнизон Зябровка — исполнилось 70 лет.

Полк сформирован в феврале 1941 года на станции Укурей (Забайкалье ) на самолётах ДБ-3. 

Командир полка — полковник Соколов.
Комиссар полка — ст. бат. комиссар Ерёмин.
Нач штаба полка — полковник Петухов.
Инженер полка — военн. инж. 3 ранга Новотворцев.
Штурман полка — майор Генералов.

Полк находился на восточных рубежах, способствуя сдерживанию агрессивных действий японского милитаризма. Первую боевую задачу составом 18 экипажей полк выполнил с 8 по 16 августа 1945 года нанеся бомбовый удар по городу Харбину и объектам Квантунской армии.
Всего — 91 самолёто- вылет.
23 августа 1945 года полку объявлена благодарность ВГК И.В.Сталиным. Весь личный состав награждён медалью «За победу над Японией».

В ноябре 1950 года полк приступил к перевооружению на самолёты В-25. 

Отдельным распоряжением Генштаба Советской Армии 290 тбап был переформирован в ОДРАП с перебазированием в Новозыбков (Брянская обл.).

27 ноября 1952 года полк перебазировался в местечко Зябровка ( Гомельской обл.). C марта 1953 года приступил к переучиванию на самолёты Ту-4. 

4 апреля 1962 года полк получил первые самолёты ТУ-22р.

Первыми переучились и вылетели:

командир полка — подполковник Плотников В.Д.
зам. комполка — подполковник Александров Н.П.
комэски — подполковники Попов А.И., Ковальчук П.Г.

В 1967 году полк закончил переучивание на самолёт Ту-22р.

В 1968 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке полк награждён Памятным Красным знаменем ЦК КП Белоруссии.

В 1988 году в полк поступили унифицированные самолёты Ту-22рдм.
В 1992 году заместителю командира полка, подполковнику Оськину Виктору Семёновичу, присвоено посмертно звание «Герой Российской Федерации», за героизм и мужество, проявленные в аварийной ситуации, когда В. С.Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолёта на город Гомель .

С распадом СССР 290-й одрап был расформирован. 

В разное время полком командовали:

п-к Соколов А.И.
п/п-к Дудченко А.Ф.
п-к Шапошников АИ
п-к Байданов В.В.
п-к Плотников В.Д.
п-к Парфёнов Г.Ф.
п-к Лелеков А.Я.
п-к Цирюльников Г.И.
п-к Гольцов Н.И.
п-к Асеев А.В.
п-к Опарин М.М.
п-к Комбаров ОП
п-к Попенков В.А.
п-к Красильников И.С
п-к Разин С.Я..
п-к Куцаков Н.Ф.

 


 

Из альбома стихов Олега Бояркина «Мы — дальники!!!», посвящённого 100-летию  Дальней Авиации России.

Конец полётов

М.М. Опарину – командиру 290 одрап посвящается!!!!

Устали самолёты от полётов,
Обводами своими взгляд маня.
Они, как растревоженные птицы,
Взлететь хотят, как будто от меня.
Ещё хранит тепло своё бетонка,
И не остыл загруженный эфир.
Проводит, как всегда, разбор полётов
Опарин, полковой наш командир.
И оживает ночь природным звуком,
Оглохшая от рёва форсажей,
Когда на взлёте мощные турбины
Рвут плотный воздух тысячью ножей.
И долго в тишине, так непривычной,
Заснуть не сможет лётный городок.
С полётов ждут мужей своих любимых,
Когда они нажмут дверной звонок.
А впереди заботы новой смены,
И черновой составлен замом план. 
И значит день рабочий не закончен, 
Приказ, чтоб отдохнуть, себе не дан.
— В штаб, — скажет сонному шофёру,
Не думая о том, что он устал.
Ведь у него особая забота
О тех, кто на крыло ещё не встал.

Управление 290 одрап Зябровка. 
Первый ряд: Красильников, Панькин, Комбаров, Опарин, Попов,Чупин.
Второй ряд: Петров, Пономарёв, Лабетик, Чернышов, Зацепин, Калинин.

 

Блиндер над Берлином

Ту-22 «Блиндер» гораздо реже наблюдались в ГДР, чем Ту-16 и Ту-22М2 — и в меньшей степени Ту-22М3 — вероятно потому, что они приземлялись реже на местных аэродромах. Тем не менее они присутствовали в небе над Восточной Германией. Особенно это касалось Ту-22Р. «Блиндер-С» (1). Разведывательные полеты над Балтийским морем проходили по довольно сложному маршруту, позволявшему охватить больше цели. Самолет действительно пролетел через Польшу в Чехословакию и, наконец, в ГДР. «Блайндер» поднялся вдоль межгерманской границы прежде чем, наконец, достичь Балтийского моря (2), где они обычно перехватывались шведскими SAAB Draken и Viggen. Когда последние несколько затянули эскортирование Ту-22, советские экипажи вызвали на помощь истребители 871-го иап, базировавшиеся в Колобжеге в Польше, недалеко от берега Балтийского моря. Поскольку шведы, скорее всего, слушали советские сообщения, этого призыва о помощи, прозвучавшего в эфире, могло быть достаточно, чтобы отослать перехватчики.

Полеты РТР вдоль границ между Варшавским договором и НАТО, называемые «специальными задачами» ( Спецзадания ), проводились не реже одного раза в месяц. Их цель была классической: найти и определить местонахождение вражеских радаров и определить их рабочие параметры и характеристики. 290-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (ОДРАП) в Зябровке (Гомель) отвечал за север и северо-запад Европы, а 199.ОГвДРАП в Нежине на Украине контролировал южный регион. Эти две единицы были приписан к 46.ВА под Смоленском. Навигационный радар Рубин-1Л (Рубин) иногда включался для наведения в ручном режиме своего луча на потенциальные цели, чтобы заставить их переключиться из режима ожидания в активный режим, чтобы иметь возможность анализировать свои сигналы. Что еще более неожиданно, Ту-22Р также использовались для проверить боеготовность ПВО СССР (ПВО) вокруг Москвы и промышленных и административных центров. Эти полеты часто в сочетании с разведывательными миссиями вдоль границ между востоком и западом. «Блайндер» летел с юга на север и до этого облетел ГДР. поворот в сторону Польши. Затем группа продолжила свой путь в полном радиомолчании с выключенной системой IFF, имитируя внезапная атака группы бомбардировщиков НАТО (3).

Шторка над Берлином

Типичными задачами, разработанными для тяжелобомбардировочных полков при подготовке к войне, были бомбометание, пуски ракет, артиллерийские удары по наземным целям [Ту-16] и разведка, хотя последний не был главной боевой ролью для агрегатов Ту-22К.

Впрочем, как и во всех полках советских ВВС, навыки разведки отрабатывались часто во время большинства полетов всеми экипажами. Полки, конечно же, отрабатывали свои главные роли на всех крупных учениях, проводившихся в пределах границ дивизии. Западный театр военных действий, одним из таких учений являются широко разрекламированные Учения 9.0012 Запад-84 (Запад-84) проходил в 1984 году. Крупный участник в этом упражнении было 121.ТБАП. В ответ на учения по тревоге Ту-22К полка поднялись из Мачулищ в полковой численности и взяли курс. для полигона Рийка, расположенного в 35 км к северо-западу от Тарту в Эстонии. «Отработав» диапазон в соответствии с планом упражнений, полковые соединения снизились до 100 м (328 футов) и на этом уровне продолжили полет над центральной частью Балтийского моря. Их полет продолжался незамеченным над Балтикой до тех пор, пока самолеты не оказались на траверзе бывшей Германской Демократической Республики, при этом находившиеся в этом районе системы ПВО Варшавского договора не могли видеть бомбардировщики, не говоря уже о принятии мер против них.

Затем строй разделился на две колонны, одна из которых ударила по Берлину с востока, а другая — с запада. Приземлилась одна группа на базе советских ВВС в Темплине, к северу от Берлина, а другой приземлился в Фалькенберге на юге, обе группы приземлились около 23:00. Наличие целого полка ракетоносцев «Блиндер-Б», «вооруженных» учебными вариантами крылатой ракеты [Х-22] АС-4 «Кухня», требовало не только НАТО неожиданно (4), а также старшие офицеры в штаб-квартире Группы советских войск в Германии в Цоссен-Внсдорфе. Следующий день был назначен выходным, а ночью полк покинул Восточную Германию и снова направился над Балтийским морем, на этот раз на высоте из 9000–10 000 м (29 530–32 800 футов), курсируя на высокой скорости и используя РЭБ, успешно избегая обнаружения средствами ПВО «красных сил». (Примечание: русские не последовали западная практика обозначения участников учений «красными» и «синими» силами, но вполне вероятно, что в этом контексте эстонские немецкие и польские силы сыграли роль «плохих парней»).

На обратном пути группа провела учебные пуски ракет ( тактические пуски ) над полигоном Б-46 на Куршской косе. (Куршская коса) под Калининградом, а затем взял курс на базу в Белоруссии. Идентичный план учений отрабатывал 203.ТБАП из Барановичей, но в данном случае самолет приземлился в Дебрецене в Венгрии (5).

отмечает

(1) Версии разведывательного Ту-22 могли быть сконфигурированы как обычные или ядерные бомбардировщики.
      — Ту-22Р: камеры в бомбоотсеке / SRS-6 Romb-4A Комплект РТР
      — Ту-22РД: Ту-22Р с дозаправочным зондом в полете

      — Ту-22РДК: Ту-22РД с Куб Комплекс ELINT
      — Ту-22РДМ : Ту-22РД, оснащенный Шомпол SLAR и Тангаж ELINT (12 модифицированных самолетов доставлены в 290.ОДРАП)
(2) Маршрут неясен: с юга на север или наоборот? Может и то и другое… Читать «Гости дальней авиации»
(3) Из «Туполев Ту-22 Блиндер» Сергея Бурдина и Алана Доуса, Pen & Sword Aviation, 2006.
(4) Разве что НАТО ничего не увидело. Например, в отчете USMLM 1984 эта деятельность не упоминается.
(5) Абзац «Blinder over Berlin» воспроизведен с разрешения редакции из «Tupolev Tu-22 Blinder» Сергея Бурдина и Алана Доуса,
     Pen & Sword Aviation, 2006.


План сайта — Карта сайта

Туполев Ту-22 Блиндер | AeroScale

Краткая история

Туполев Ту-22 (обозначение по классификации НАТО: Blinder ) был первым сверхзвуковым бомбардировщиком, запущенным в производство в Советском Союзе, и первым в мире самолетом такого класса. Туполев Ту-22 поступил на вооружение советской армии в 1919 г.60-е годы. Последние экземпляры были списаны в начале 2000-х годов. Произведенный в сравнительно небольшом количестве, самолет разочаровал, поскольку ему не хватало ожидаемой межконтинентальной дальности полета. В дальнейшем Ту-22 использовались в качестве стартовых площадок для советских противотанковых ракет Х-22 и в качестве самолетов-разведчиков. Ту-22 были проданы другим странам, включая Ливию и Ирак. Ту-22 был одним из немногих советских бомбардировщиков, участвовавших в боях; Ливийские Ту-22 использовались против Танзании и Чада, а иракские Ту-22 использовались во время ирано-иракской войны.

Ту-22 изначально задумывался как сверхзвуковая замена бомбардировщику Туполев Ту-16. Эскизный проект самолета, отвечающего этому требованию, получившего обозначение Туполева Самолет 105 , был начат в 1954 году, первый прототип был построен в декабре 1957 года. Он совершил свой первый полет из Жуковского 21 июня 1958 года под управлением летчика-испытателя Юрия. Алашеев. Наличие более мощных двигателей и повторное открытие ЦАГИ правила площади для минимизации трансзвукового аэродинамического сопротивления привели к созданию переработанного прототипа, 9-го.0075 105А . Первый полет совершил 7 сентября 1959 года.

Содержание.

Введение.

Ту — 22Варианты.

История развития Ту-22

Конструкция Ту-22

Ту-22 вооружение

Разведывательно-радиолокационные варианты Ту-22

Внедрение Ту-22

Боевое применение Ту-22 22Р

Боевое применение Ту-22К

Системы аварийного покидания и жизнеобеспечения

Инциденты и списания с Ту-22 ВВС дальней авиации в период с 1960 по 1989 г.

Подготовка летных экипажей Ирака и Ливии

Это предложение пера и меча по российскому Ту-22 представляет собой книгу в твердом переплете с прошитым корешком и страница 272.

Предыдущий военный опыт автора Сергея Бурдина в ВВС России дает ему преимущество в том, что он имеет непосредственный опыт работы с самолетом и его эксплуатацией. Кроме того, Бурдин недавно составил исчерпывающий отчет об авариях и катастрофах с участием Ту-22 за время его эксплуатации. это включает в себя полное описание обстоятельств и причин несчастных случаев с указанием вины виновной стороны / сторон в каждом случае.

Это довольно необычные для российских военных авиакатастрофы.

Обзор

Предметом этой книги когда-то был один из самых страшных и уважаемых, хотя и недостаточно понятых противников советских ВВС, столкнувшихся с НАТО в самый мрачный период холодной войны. На самом деле, пожалуй, никогда еще не было в новейшей истории военного самолета, который породил бы столько «легенд» и столько спекулятивного анализа, как грозный туполевский Ту-22 «Блиндер». В немалой степени это было связано с тяжелым плащом секретности, окутывающим все, что касалось советского общества и его военных институтов, что делало Ту-22 для пытливого постороннего не менее загадочным, чем египетские пирамиды, слишком ранними исследователями.

Имея двадцать различных вариантов и все же только три военно-воздушные силы, которые использовали их, поскольку советское правительство в то время активно участвовало во внутренних дискуссиях о будущем своей оборонной политики, полагая, что это больше относится к сфере противоракетной обороны, чем к развертыванию.

больших бомбардировщиков.

Однако, несмотря на все эти слухи, срок испытаний 105А был продлен и было решено в кратчайшие сроки перейти ко второму этапу Государственных испытаний (испытания в эксплуатации).

В первые годы эксплуатации Ту-22Р обладал чрезвычайно энергичными взлетными характеристиками, что позволяло опытным пилотам совершать драматические наборы высоты с «высокой альфой», как на британских Avro Vulcan и Handley Page Victor в период их расцвета. .

 

Первыми подразделениями советских ВВС, переоборудованными на Ту-22, были 203 ОДРАП и 290 ОДРАП в Барановичах и Зябровке соответственно в Белоруссии. Первым советским полком морской авиации, переоборудованным на «Блиндер», стал 15-й ОДРАП, подчиненный ВВС Балтийского флота и базировавшийся в Чкаловске Калининградской области.

Стало очевидным, что Ту-22К прекрасно летают на малых высотах. Одна из моих любимых фотографий в этой книге — пара двух Ту-22к, совершающих пролет на малой высоте над Мачулищами на высоте около 15 метров над землей. . Такие полеты на малых высотах часто выполняли экипажи Ту-22, хотя и несколько более высокого уровня.

Ту-22КП играли бы в традиционную игру Холодной войны в кошки-мышки, когда Ту-22 влетал в воздушное пространство НАТО, а ведомые сообщали им о приближении истребителей НАТО, если Блиндеры отворачивались от границы, то и перехватывающий истребители однако некоторые полеты продолжались бы за сотни километров!

Пожалуй, самая необычная глава этой фантастической книги — это глава об инцидентах и ​​списаниях Ту22 дальнемагистральных ВВС в период с 1960 по 1989 год. Air Force интересно прочитать некоторые из них, и вы искренне чувствуете, что инженеры и техники, возможно, не были лучшими в своей работе.

Инциденты при взлете и наборе высоты.

Списание Ту-22 в 1963 г. (без даты)

Обстоятельства

Майор В. и его экипаж только что взлетели в хороших условиях ПВП. После взлета и перехода в набор высоты самолет внезапно начал сильно качать из-за того, что пилот применил непропорциональные сигналы управления рулем высоты. Во время резкой качки самолет превысил максимально допустимую перегрузку и развалился в воздухе. Экипаж погиб в аварии.

Причина

Самолет подвергся разрушительной перегрузке планера из-за того, что пилот применил чрезмерные усилия управления рулем высоты, поскольку эта ранняя модель Ту-22 не была оборудована системой искусственного ощупывания.

 

Заключение

Это предложение Pen and Sword представляет собой захватывающую тему, которая стала еще лучше благодаря главе об инцидентах и ​​списаниях с участием дальнемагистральных Ту22 ВВС в период с 1960 по 1989 год. читать любые документы, касающиеся каких-либо происшествий или происшествий с любым самолетом ВВС России. Темой этой книги является Ту-22 Блиндер, как я выяснил, совершенно исключительный самолет, способный летать на очень малой высоте и доставлять тяжелую полезную нагрузку, а также способный играть многоцелевую роль, разведку, бомбардировку, радиоэлектронную борьбу. В этой книге много информации вплоть до знаний автора и его опыта службы в ВВС России.