290 одрап — 65358
Полк сформирован в феврале 1941 года на станции Укурей (Забайкалье ) на базе самолётов ДБ-3.
День части — 20 июля.
Первое командование полка
Командир полка — полковник Соколов
Комиссар полка — ст. бат. комиссар Ерёмин
Нач. штаба полка — полковник Петухов
Инженер полка — военн. инж. 3 ранга Новотворцев
Штурман полка — майор Генералов
Полк находился на восточных рубежах, обеспечивая сдерживание агрессивных действий японского милитаризма.
Первую боевую задачу составом 18 экипажей полк выполнил с 8 по 16 августа 1945 года, нанеся бомбовый удар по городу Харбину и объектам Квантунской армии.
Всего — 91 самолёто-вылет.
23 августа 1945 года полку объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И.
В.Сталина.
Весь личный состав награждён медалью «За победу над Японией».
В ноябре 1950 года полк приступил к перевооружению на самолёты Б-25.
Отдельным распоряжением Генштаба Советской Армии 290 тбап был переформирован в ОДРАП с перебазированием в Новозыбков ( Брянская обл.)
27 ноября 1952 года полк перебазировался в местечко Зябровка Гомельской обл. C марта 1953 года полк приступил к переучиванию на самолёты Ту-4.
4 апреля 1962 года полк получил первые самолёты ТУ-22р.
Первыми переучились и вылетели :
Командир полка — подполковник Плотников В.Д.
Зам. комполка — подполковник Александров Н.П.
Командиры эскадрилий — подполковник Попов А.И.
подполковник Ковальчук П.
Г.
В 1967 году полк закончил переучивание на самолёт Ту-22р.
В 1968 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке полк награждён Памятным Красным знаменем ЦК КП Белоруссии.
В 1988 году в полк поступили унифицированные самолёты Ту-22 рдм.
С распадом СССР в середине 90-х годов 290 одрап был расформирован.
Фотографии ветеранов 290 ОДРАП
Служба в Зябровке, 290 ОДРАП (видео)
Последний полет из Зябровки (перегон Ту-22 в Энгельс)
Прощание с Боевым знаменем полка в 1994 г. (видео)
Зябровка, 2015 год (видео)
Полет над Зябровкой на дельталете, 2017 год (видео)
Посвящается технарям Зябровки (видео)
Подготовил — Бояркин Олег Владимирович, штурман самолета Ту-22 из 290 ОДРАП
290-й ОДРАП.
ЗябровкаВ 2011 году 290-му Отдельному Дальнему Разведывательному Авиационному Полку (ОДРАП) — гарнизон Зябровка — исполнилось 70 лет.
Полк сформирован в феврале 1941 года на станции Укурей (Забайкалье ) на самолётах ДБ-3.
Командир полка — полковник Соколов.
Комиссар полка — ст. бат. комиссар Ерёмин.
Нач штаба полка — полковник Петухов.
Инженер полка — военн. инж. 3 ранга Новотворцев.
Штурман полка — майор Генералов.
Полк находился на восточных рубежах, способствуя сдерживанию агрессивных действий японского милитаризма. Первую боевую задачу составом 18 экипажей полк выполнил с 8 по 16 августа 1945 года нанеся бомбовый удар по городу Харбину и объектам Квантунской армии.
Всего — 91 самолёто- вылет.
23 августа 1945 года полку объявлена благодарность ВГК И.В.Сталиным. Весь личный состав награждён медалью «За победу над Японией».
В ноябре 1950 года полк приступил к перевооружению на самолёты В-25.
Отдельным распоряжением Генштаба Советской Армии 290 тбап был переформирован в ОДРАП с перебазированием в Новозыбков (Брянская обл.).
27 ноября 1952 года полк перебазировался в местечко Зябровка ( Гомельской обл.). C марта 1953 года приступил к переучиванию на самолёты Ту-4.
4 апреля 1962 года полк получил первые самолёты ТУ-22р.
Первыми переучились и вылетели:
командир полка — подполковник Плотников В.Д.
зам. комполка — подполковник Александров Н.П.
комэски — подполковники Попов А.И., Ковальчук П.Г.
В 1967 году полк закончил переучивание на самолёт Ту-22р.
В 1968 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке полк награждён Памятным Красным знаменем ЦК КП Белоруссии.
В 1988 году в полк поступили унифицированные самолёты Ту-22рдм.
В 1992 году заместителю командира полка, подполковнику Оськину Виктору Семёновичу, присвоено посмертно звание «Герой Российской Федерации», за героизм и мужество, проявленные в аварийной ситуации, когда В.
С.Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолёта на город Гомель .
С распадом СССР 290-й одрап был расформирован.
В разное время полком командовали:
п-к Соколов А.И.
п/п-к Дудченко А.Ф.
п-к Шапошников АИ
п-к Байданов В.В.
п-к Плотников В.Д.
п-к Парфёнов Г.Ф.
п-к Лелеков А.Я.
п-к Цирюльников Г.И.
п-к Гольцов Н.И.
п-к Асеев А.В.
п-к Опарин М.М.
п-к Комбаров ОП
п-к Попенков В.А.
п-к Красильников И.С
п-к Разин С.Я..
п-к Куцаков Н.Ф.
Из альбома стихов Олега Бояркина «Мы — дальники!!!», посвящённого 100-летию Дальней Авиации России.
Конец полётов
М.М. Опарину – командиру 290 одрап посвящается!!!!
Устали самолёты от полётов,
Обводами своими взгляд маня.
Они, как растревоженные птицы,
Взлететь хотят, как будто от меня.
Ещё хранит тепло своё бетонка,
И не остыл загруженный эфир.
Проводит, как всегда, разбор полётов
Опарин, полковой наш командир.
И оживает ночь природным звуком,
Оглохшая от рёва форсажей,
Когда на взлёте мощные турбины
Рвут плотный воздух тысячью ножей.
И долго в тишине, так непривычной,
Заснуть не сможет лётный городок.
С полётов ждут мужей своих любимых,
Когда они нажмут дверной звонок.
А впереди заботы новой смены,
И черновой составлен замом план.
И значит день рабочий не закончен,
Приказ, чтоб отдохнуть, себе не дан.
— В штаб, — скажет сонному шофёру,
Не думая о том, что он устал.
Ведь у него особая забота
О тех, кто на крыло ещё не встал.
Управление 290 одрап Зябровка.
Первый ряд: Красильников, Панькин, Комбаров, Опарин, Попов,Чупин.
Второй ряд: Петров, Пономарёв, Лабетик, Чернышов, Зацепин, Калинин.
Ту-22 «Блиндер» гораздо реже наблюдались в ГДР, чем Ту-16 и Ту-22М2 — и в меньшей степени Ту-22М3 — вероятно потому, что они приземлялись
реже на местных аэродромах. Полеты РТР вдоль границ между Варшавским договором и НАТО, называемые «специальными задачами» ( Спецзадания ), проводились не реже одного раза в месяц.
Их цель была классической: найти и определить местонахождение вражеских радаров и определить их рабочие параметры и характеристики. Шторка над Берлином Типичными задачами, разработанными для тяжелобомбардировочных полков при подготовке к войне, были бомбометание, пуски ракет, артиллерийские удары по наземным целям [Ту-16] и разведка,
хотя последний не был главной боевой ролью для агрегатов Ту-22К. Затем строй разделился на две колонны, одна из которых ударила по Берлину с востока, а другая — с запада. Приземлилась одна группа
на базе советских ВВС в Темплине, к северу от Берлина, а другой приземлился в Фалькенберге на юге, обе группы приземлились около 23:00.
Наличие целого полка ракетоносцев «Блиндер-Б», «вооруженных» учебными вариантами крылатой ракеты [Х-22] АС-4 «Кухня», требовало не только
НАТО неожиданно (4), а также старшие офицеры в штаб-квартире Группы советских войск в Германии в Цоссен-Внсдорфе.
Следующий день был назначен выходным, а ночью полк покинул Восточную Германию и снова направился над Балтийским морем, на этот раз на высоте
из 9000–10 000 м (29 530–32 800 футов), курсируя на высокой скорости и используя РЭБ, успешно избегая обнаружения средствами ПВО «красных сил». (Примечание: русские не последовали
западная практика обозначения участников учений «красными» и «синими» силами, но вполне вероятно, что в этом контексте эстонские немецкие и польские силы
сыграли роль «плохих парней»). отмечает (1)
Версии разведывательного Ту-22 могли быть сконфигурированы как обычные или ядерные бомбардировщики. — Ту-22РДМ : Ту-22РД, оснащенный Шомпол SLAR и Тангаж ELINT (12 модифицированных самолетов доставлены в 290.ОДРАП) (2) Маршрут неясен: с юга на север или наоборот? Может и то и другое… Читать «Гости дальней авиации» (3) Из «Туполев Ту-22 Блиндер» Сергея Бурдина и Алана Доуса, Pen & Sword Aviation, 2006. (4) Разве что НАТО ничего не увидело. Например, в отчете USMLM 1984 эта деятельность не упоминается. (5) Абзац «Blinder over Berlin» воспроизведен с разрешения редакции из «Tupolev Tu-22 Blinder» Сергея Бурдина и Алана Доуса, Pen & Sword Aviation, 2006.
| |||||
Туполев Ту-22 Блиндер | AeroScale
Краткая история
Туполев Ту-22 (обозначение по классификации НАТО: Blinder ) был первым сверхзвуковым бомбардировщиком, запущенным в производство в Советском Союзе, и первым в мире самолетом такого класса. Туполев Ту-22 поступил на вооружение советской армии в 1919 г.60-е годы. Последние экземпляры были списаны в начале 2000-х годов. Произведенный в сравнительно небольшом количестве, самолет разочаровал, поскольку ему не хватало ожидаемой межконтинентальной дальности полета.
В дальнейшем Ту-22 использовались в качестве стартовых площадок для советских противотанковых ракет Х-22 и в качестве самолетов-разведчиков. Ту-22 были проданы другим странам, включая Ливию и Ирак. Ту-22 был одним из немногих советских бомбардировщиков, участвовавших в боях; Ливийские Ту-22 использовались против Танзании и Чада, а иракские Ту-22 использовались во время ирано-иракской войны.
Ту-22 изначально задумывался как сверхзвуковая замена бомбардировщику Туполев Ту-16. Эскизный проект самолета, отвечающего этому требованию, получившего обозначение Туполева Самолет 105 , был начат в 1954 году, первый прототип был построен в декабре 1957 года. Он совершил свой первый полет из Жуковского 21 июня 1958 года под управлением летчика-испытателя Юрия. Алашеев. Наличие более мощных двигателей и повторное открытие ЦАГИ правила площади для минимизации трансзвукового аэродинамического сопротивления привели к созданию переработанного прототипа, 9-го.0075 105А . Первый полет совершил 7 сентября 1959 года.
Содержание.
Введение.
Ту — 22Варианты.
История развития Ту-22
Конструкция Ту-22
Ту-22 вооружение
Разведывательно-радиолокационные варианты Ту-22
Внедрение Ту-22
Боевое применение Ту-22 22Р
Боевое применение Ту-22К
Системы аварийного покидания и жизнеобеспечения
Инциденты и списания с Ту-22 ВВС дальней авиации в период с 1960 по 1989 г.
Подготовка летных экипажей Ирака и Ливии
Это предложение пера и меча по российскому Ту-22 представляет собой книгу в твердом переплете с прошитым корешком и страница 272.
Предыдущий военный опыт автора Сергея Бурдина в ВВС России дает ему преимущество в том, что он имеет непосредственный опыт работы с самолетом и его эксплуатацией. Кроме того, Бурдин недавно составил исчерпывающий отчет об авариях и катастрофах с участием Ту-22 за время его эксплуатации. это включает в себя полное описание обстоятельств и причин несчастных случаев с указанием вины виновной стороны / сторон в каждом случае.
Обзор
Предметом этой книги когда-то был один из самых страшных и уважаемых, хотя и недостаточно понятых противников советских ВВС, столкнувшихся с НАТО в самый мрачный период холодной войны. На самом деле, пожалуй, никогда еще не было в новейшей истории военного самолета, который породил бы столько «легенд» и столько спекулятивного анализа, как грозный туполевский Ту-22 «Блиндер». В немалой степени это было связано с тяжелым плащом секретности, окутывающим все, что касалось советского общества и его военных институтов, что делало Ту-22 для пытливого постороннего не менее загадочным, чем египетские пирамиды, слишком ранними исследователями.
Имея двадцать различных вариантов и все же только три военно-воздушные силы, которые использовали их, поскольку советское правительство в то время активно участвовало во внутренних дискуссиях о будущем своей оборонной политики, полагая, что это больше относится к сфере противоракетной обороны, чем к развертыванию.
Однако, несмотря на все эти слухи, срок испытаний 105А был продлен и было решено в кратчайшие сроки перейти ко второму этапу Государственных испытаний (испытания в эксплуатации).
В первые годы эксплуатации Ту-22Р обладал чрезвычайно энергичными взлетными характеристиками, что позволяло опытным пилотам совершать драматические наборы высоты с «высокой альфой», как на британских Avro Vulcan и Handley Page Victor в период их расцвета. .
Первыми подразделениями советских ВВС, переоборудованными на Ту-22, были 203 ОДРАП и 290 ОДРАП в Барановичах и Зябровке соответственно в Белоруссии. Первым советским полком морской авиации, переоборудованным на «Блиндер», стал 15-й ОДРАП, подчиненный ВВС Балтийского флота и базировавшийся в Чкаловске Калининградской области.
Стало очевидным, что Ту-22К прекрасно летают на малых высотах. Одна из моих любимых фотографий в этой книге — пара двух Ту-22к, совершающих пролет на малой высоте над Мачулищами на высоте около 15 метров над землей.
. Такие полеты на малых высотах часто выполняли экипажи Ту-22, хотя и несколько более высокого уровня.
Ту-22КП играли бы в традиционную игру Холодной войны в кошки-мышки, когда Ту-22 влетал в воздушное пространство НАТО, а ведомые сообщали им о приближении истребителей НАТО, если Блиндеры отворачивались от границы, то и перехватывающий истребители однако некоторые полеты продолжались бы за сотни километров!
Пожалуй, самая необычная глава этой фантастической книги — это глава об инцидентах и списаниях Ту22 дальнемагистральных ВВС в период с 1960 по 1989 год. Air Force интересно прочитать некоторые из них, и вы искренне чувствуете, что инженеры и техники, возможно, не были лучшими в своей работе.
Инциденты при взлете и наборе высоты.
Списание Ту-22 в 1963 г. (без даты)
Обстоятельства
Майор В. и его экипаж только что взлетели в хороших условиях ПВП. После взлета и перехода в набор высоты самолет внезапно начал сильно качать из-за того, что пилот применил непропорциональные сигналы управления рулем высоты.
Во время резкой качки самолет превысил максимально допустимую перегрузку и развалился в воздухе. Экипаж погиб в аварии.
Причина
Самолет подвергся разрушительной перегрузке планера из-за того, что пилот применил чрезмерные усилия управления рулем высоты, поскольку эта ранняя модель Ту-22 не была оборудована системой искусственного ощупывания.
Заключение
Это предложение Pen and Sword представляет собой захватывающую тему, которая стала еще лучше благодаря главе об инцидентах и списаниях с участием дальнемагистральных Ту22 ВВС в период с 1960 по 1989 год. читать любые документы, касающиеся каких-либо происшествий или происшествий с любым самолетом ВВС России. Темой этой книги является Ту-22 Блиндер, как я выяснил, совершенно исключительный самолет, способный летать на очень малой высоте и доставлять тяжелую полезную нагрузку, а также способный играть многоцелевую роль, разведку, бомбардировку, радиоэлектронную борьбу. В этой книге много информации вплоть до знаний автора и его опыта службы в ВВС России.

Тем не менее они присутствовали в небе над Восточной Германией. Особенно это касалось Ту-22Р.
«Блиндер-С» (1). Разведывательные полеты над Балтийским морем проходили по довольно сложному маршруту, позволявшему охватить больше
цели. Самолет действительно пролетел через Польшу в Чехословакию и, наконец, в ГДР. «Блайндер» поднялся вдоль межгерманской границы
прежде чем, наконец, достичь Балтийского моря (2), где они обычно перехватывались шведскими SAAB Draken и Viggen.
Когда последние несколько затянули эскортирование Ту-22, советские экипажи вызвали на помощь истребители 871-го иап, базировавшиеся в Колобжеге в Польше, недалеко от берега Балтийского моря.
Поскольку шведы, скорее всего, слушали советские сообщения, этого призыва о помощи, прозвучавшего в эфире, могло быть достаточно, чтобы отослать
перехватчики.
290-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк
(ОДРАП) в Зябровке (Гомель) отвечал за север и северо-запад Европы, а 199.ОГвДРАП в Нежине на Украине контролировал южный регион. Эти две единицы были
приписан к 46.ВА под Смоленском. Навигационный радар Рубин-1Л (Рубин) иногда включался для наведения в ручном режиме своего луча на
потенциальные цели, чтобы заставить их переключиться из режима ожидания в активный режим, чтобы иметь возможность анализировать свои сигналы. Что еще более неожиданно, Ту-22Р также использовались для
проверить боеготовность ПВО СССР (ПВО) вокруг Москвы и промышленных и административных центров. Эти полеты часто
в сочетании с разведывательными миссиями вдоль границ между востоком и западом. «Блайндер» летел с юга на север и до этого облетел ГДР.
поворот в сторону Польши. Затем группа продолжила свой путь в полном радиомолчании с выключенной системой IFF, имитируя
внезапная атака группы бомбардировщиков НАТО (3).
