Самолет Ту-154: летно-технические характеристики — РИА Новости, 10.04.2010
Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолетом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.
Проектное задание ставило задачу создать самолет, равный по дальности и надежности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено 6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство Ту-154 началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации Ту-154 М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта Ту-154 трехстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154 М — двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154», навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов (с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного гражданского самолетостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трехосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных режимах). Самолёт Ту-154 может продолжать полёт при отказе одного двигателя на любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки с одним работающим двигателем).
Ближайшим аналогом самолета является американский «Боинг-727» (первый полет в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров «Боинг» в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка на грунт у «Боинга» составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 — 17-19 т, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолёты данного типа.
Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.Багмут).
Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация — Ту-154 М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2005 года. Всего изготовлено 926 самолётов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию и др.
Ту154 — пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Наряду с Ту-134 вот несколько десятилетий являлся основным авиаперевозчиком России. Сотни самолетов продолжают успешно эксплуатироваться и в других странах.
Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» вывел из эксплуатации самолеты Ту-154М, в последний день 2009 года лайнер совершил свой заключительный рейс SU736 из Екатеринбурга в Москву, сообщила в четверг пресс-служба компании.
Ту-154 Фото. Видео. Характеристики. Двигатель
Работа над новым пассажирским самолетом Ту-154 началась в ОКБ А. Н. Туполева в 1963 г. Первые реактивные пассажирские самолеты этого ОКБ были спроектированы на базе боевых самолетов: Ту-104 на базе Ту-16, Ту-114 на базе Ту-95. В отличие от них новая машина третьего поколения стала для ОКБ первым пассажирским самолетом, не имевшим военного прототипа. В то время на линиях «Аэрофлота» средней протяженности летали три типа пассажирских самолетов: Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Это приводило к сложностям в обеспечении нормального процесса технической эксплуатации трех конструктивно разных машин.
Самолет Ту-154 — видео
Возникла необходимость в замене трех разнотипных самолетов одним, вобравшим в себя лучшие качества своих предшественников. Под руководством С.М. Егера рассматривался проект развития Ту-104, но с новой хвостовой частью под три двигателя типа НК-8. Параллельно рассматривался вариант с несколько измененной формой киля и расположением стабилизатора, с носовой частью без штурманской кабины, с носовым обтекателем РЛС. Официальное начало работ было инициировано постановлением правительства СССР № 647-240 от 24 августа 1965 г., по которому предусматривалось построить самолет Ту-154 с тремя двигателями НК-8-2.
В ноябре были утверждены тактико-технические требования МГА, основными из которых были следующие: взлетная масса до 80 т; число пассажирских мест — 160 и практическая дальность полета с крейсерской скоростью 900 км/ч, в зависимости от коммерческой нагрузки, до 5000 км. Окончательный вариант самолета представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом умеренной стреловидности, Т-образным хвостовым оперением и тремя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Проект самолета отличался от большинства современных ему пассажирских самолетов большой тяговооруженностью, равной 0,35—0,36 (0,22— 0,27 — у большинства самолетов).
В фюзеляже с левого борта расположены три двери — две для входа пассажиров и одна служебная, а также запасный выход с правого борта. Загрузка багажных помещений механизирована и проводится через два люка, открывающихся внутрь фюзеляжа со сдвигом в сторону. Пассажирская кабина была разделена буфетом-кухней и средним вестибюлем на два салона — передний и задний. В каждом ряду располагалось шесть кресел, разделенных посередине проходом. Кресла, по три в блоке, устанавливались на рельсах и могли перемещаться по ним с фиксацией через каждые 30 мм, что позволяло менять шаг кресел и размещать в зависимости от класса 158, 146 и 134 пассажира.
На опытном производстве были построены два первых самолета Ту-154, один для летных испытаний, второй для статиспытаний. Первый полет самолет совершил 3 октября 1968 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Ю.В. Суховым. В ходе испытаний первый опытный образец самолета в 1969 г. был показан на авиационном салоне в Ля — Бурже.
Первый пассажирский рейс планер совершил по маршруту Москва — Минеральные Воды 9 февраля 1972 г. В 1980-е гг. самолеты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами Аэрофлота. Всего на начало 1996 г. было выпущено около 950 машин различных модификаций.
Модификации
Ту-154
Производился в 1968—1969 годах. Серийное производство проектной версии Ту-154 началось в 1971 году. Первый коммерческий рейс был совершён 9 февраля 1972 года. Оснащён турбореактивные двигатели НК-8-2, мог принять на борт до 164 человек. Всего построено 49 таких самолётов. Бортовые номера с 85000 по 85055.
Ту-154А
На модификации Ту-154А в центроплане установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. Был оснащён усовершенствованными до версии НК-8-2У двигателями с большей степенью двухконтурности. Также были улучшены аэродинамические свойства крыла, взлётная масса была доведена до 94 тонн. С 1974 года было выпущено 63 самолёта. Бортовые номера с 85056 по 85120.
Ту-154Б
Усиленная конструкция крыла, в фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, также добавлены аварийные выходы в хвосте. Взлётный вес — 98 тонн. Автопилот (АБСУ-154) позволял производить полёт полностью в автоматическом режиме (кат. II ИКАО). Почти все собранные ранее Ту-154 и Ту-154А были усовершенствованы до этой модификации. Салон самолёта проектировался в двух вариантах — летнем (на 152 человека) и зимнем (на 144 человека), с возможностью переоборудования силами эксплуатирующей организации. Было выпущено 105 самолётов без учёта усовершенствованных. Бортовые номера с 85121 по 85225.
Ту-154Б-1
Были усовершенствованы топливная система, авионика, система воздушного кондиционирования, а также шасси. В салоне размещалось 160—169 пассажиров. Было выпущено 68 самолётов. Бортовые номера с 85226 по 85294.
Ту-154Б-2
Модификация Ту-154Б-1 эконом-класса под 180 пассажиров, с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Многие Ту-154Б-1 были доведены до этой версии позднее. Модификация выпускалась с 1978-го по 1986 годы, всего было выпущено 382 самолёта. Взлётный вес некоторых экземпляров достиг 100 или 102 тонн за счёт замены колёс шасси и тормозных механизмов на усовершенствованные. Бортовые номера с 85295 по 85605 (кроме 85317 — Ту-154М). По состоянию на 1 января 2011 года, большинство Ту-154Б уже списаны, в эксплуатации остаётся 15 самолётов. Последними авиакомпаниями, эксплуатировавшими самолёты Ту-154Б-2 в России, были «Кавминводыавиа» (до сентября 2011 года), «Оренбургские авиалинии» (до декабря 2011 года) и «Когалымавиа» (в январе 2011 года). В данный момент эксплуатируется только одной авиакомпанией (Air Koryo, КНДР) и в качестве транспортных самолётов ВВС и МВД России.
Ту-154ЛЛ
Пять летающих лабораторий, переоборудованных по программе многоразового космического челнока «Буран». Критерием выбора Ту-154 послужил приблизительно одинаковый посадочный вес и геометрические размеры. На самолётах была изменена система устойчивости и управляемости (СУУ) в системе АБСУ-154 и усилена хвостовая часть фюзеляжа. Все интерцепторы могли работать в режиме тормозов. На месте второго пилота была установлена часть штатной кабины космического корабля, с новой приборной доской и ручкой управления. На снижении внешние двигатели (№ 1 и 3) вводились в реверс для получения крутой глиссады. Два самолёта оснащены РТО челнока «Буран» и могли выполнять полностью автоматическую посадку. Всего по программе «Буран» на Ту-154ЛЛ было выполнено около 200 полётов.
Ту-154М
Глубокая модернизация Ту-154Б-2. Первый полёт состоялся в 1982 году, коммерческая эксплуатация началась в 1984 году. Оснащён более экономичными двигателями ТРДД Соловьёва Д-30КУ-154-II и пилотажно-навигационным комплексом «Жасмин» на базе инерциальной системы И-21 и АБСУ-154-3. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности (на 30 %) и позволило значительно увеличить дальность полёта (часовая экономия около тонны по сравнению с Ту-154Б). Трёхщелевые закрылки были заменены на двухщелевые, но более эффективные (третье звено закрылка сделали зацело со вторым и увеличили максимальный угол отклонения). Добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылков, что позволило снизить шум при посадке. Максимальный взлётный вес составил 102—104 тонны в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2012 года. Назначенный ресурс самолёта (по данным ОКБ) составляет 60 000 лётных часов, 25 000 циклов «взлёт-посадка» или сорок лет эксплуатации. Межремонтный ресурс соответственно — 30 000 часов, 11 000 циклов «взлёт-посадка», двадцать лет. Приблизительная цена самолёта в лётном состоянии от $ 0,4 до 28 000 000 (нового) в зависимости от года выпуска. В общей сложности было выпущено 320 самолётов. На май 2011 года на стапелях «Авиакора» ещё было два самолёта (85041 и 85042), которые были поставлены в августе 2012 года и феврале 2013 года в ВВС России. Таким образом серийное производство Ту-154М закончено. В ноябре 2008 года от эксплуатации Ту-154М отказалась S7 Airlines, в ноябре и декабре 2009 года «Россия» и «Аэрофлот» соответственно. Причина — экономическая неконкурентоспособность. С 2010 по 2014 годы крупнейшим в России гражданским пользователем этого типа самолёта оставалась авиакомпания UTair — в её парке был 21 самолёт Ту-154М. В 2017 году Ту-154М продолжает эксплуатироваться авиакомпанией «Алроса».
Ту-154М2
Находившаяся в разработке в конце 1990-х годов двухдвигательная версия Ту-154М. Предполагалось установить на самолёте два ТРДД ПС-90А-154 с целью снизить расход топлива на 15 % и обеспечить показатели самолёта по шуму и эмиссии вредных веществ в соответствии с нормами ICAO, однако ни один самолёт произведён не был.
Ту-154М-100
Усовершенствованная версия Ту-154М. Увеличенный до 104 тонн взлётный вес (посадочный — 82,5 тонны). Новые интерьеры, увеличенный шаг кресел, оснащён западной авионикой (Litton), в том числе обновлённой спутниковой системой навигации GPS взамен КЛН-90, и новым метеорадаром «Контур-10» взамен обычной «Грозы». Эти мероприятия позволили снизить массу пустого самолёта на 500 килограммов. Всего по заказу Slovak Airlines в 1998 году было поставлено три самолёта. Но в 2003 году они реимпортированы авиакомпанией «Пулково» и работали до ноября 2009 года в авиакомпании «Россия». С ноября 2009 года прекратили эксплуатацию, находились на хранении и в августе 2013 года были разрезаны на металлолом. Носили бортовые номера RA-85834, 85835, 85836. 12 самолётов этой модификации заказала авиакомпания Iran Air, но позднее отказалась от них.
Ту-154М-ОН
Проект самолёта, предназначенного для работ по программе «Открытого неба».
Ту-154М-ЛК-1
Самолёт-лаборатория для РГНИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Установлена РЛС бокового обзора «Ронсар», созданная в НИИ «Кулон». Выполняются полёты по программе «Открытого неба». Бортовой номер RF-85655, базируется на аэродроме Чкаловский.
Ту-154С
Транспортный самолёт Ту-154С (первоначальное обозначение Ту-154Т) разработан в ОКБ Туполева на базе пассажирского Ту-154Б в 1982 году. Максимальная коммерческая нагрузка — 20 тонн. Давление наддува гермокабины снижено с 0,59 до 0,55 кг/см². От пассажирского варианта отличается грузовым люком 2,8×1,87 м, расположенным по левому борту перед крылом, шаровыми и роликовыми направляющими по всей длине грузовой кабины, и наличием специального грузового оборудования. Груз размещается в салоне на 9 поддонах и закрепляется швартовочными сетками. Перемещение поддонов по салону — ручное. Для защиты кабины экипажа служит барьерная сетка. Лётный экипаж состоит из двух пилотов и бортинженера. Предусмотрено место штурмана. Первоначально планировалось переоборудовать на Куйбышевском авиазаводе 20 самолётов Ту-154А и Ту-154Б, но переоборудовано только 9 (борта 85019, 85037, 85060, 85062, 85063, 85065, 85067, 85081 и 85084). Последний из Ту-154С эксплуатировался до 1999 года.
Ту-155/156
Экспериментальные варианты с двигателями, работающими на водороде и метане. На Ту-155 (первый полёт в 1988 году) только двигатель № 3 (правый) использует метан. На Ту-156 на газе работают все три двигателя. Ту-155 и Ту-156 часто называют самолётами на криогенном топливе из-за способа хранения горючего на борту (в сжиженном состоянии при низкой температуре).
Тактико-технические характеристики Ту-154М
— Разработчик: КБ «Туполев»
— Производитель: Самарский авиазавод «Авиакор»
— Первый полёт: 3 октября 1968 года
— Начало эксплуатации: 9 февраля 1972 года
— Годы производства: 1968 — 2013
— Единиц произведено: 1 026
Экипаж Ту-154
— 4 чел. (КВС, второй пилот, штурман и бортинженер)
Вместимость Ту-154
— 164—180 пассажиров
Двигатели Ту-154
— Д-30КУ-154-II
— Тяга, кгс: 3 × 11 000
Размеры Ту-154
— Длина: 47,9 м
— Размах крыла: 37,55 м
— Площадь крыла: 202,0 м²
— Высота: 11,4 м
— Диаметр фюзеляжа: 3,8 м
— Ширина салона: 3,58 м
— Высота салона: 2,02 м
Вес Ту-154
— Максимальная взлётная масса: 100—104 т
— Максимальная посадочная масса: 80 т
— Масса пустого: 55 т
Грузоподъемность Ту-154
— Максимальная коммерческая нагрузка: 18 т
Расход топлива Ту-154
— 5400 кг/ч
— Максимальный запас топлива: 39,75 т
Скорость Ту-154
— Крейсерская скорость: 900—935 км/ч
— Максимальная скорость: 975 км/ч
— Максимальное число М: 0,86
— Длина разбега: 2300 м
— Длина пробега: 2200 м
Дальность полёта Ту-154
— с максимальной коммерческой нагрузкой: 3900 км
— с максимальной заправкой: 6600 км
Практический потолок Ту-154
— 12 100 м
Фото Ту-154
Кабина Ту-154
Добавить комментарий
Самолёты гражданской авиации
Выберите страну производителя
- Бразилия
- Великобритания
- Германия
- Индонезия
- Канада
- Китай
- Нидерланды
- Россия
- США
- Украина
- Франция
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Япония
Ту-154
Ту-154 самый массовый советский пассажирский самолет, совершивший множество рейсов на воздушных линиях СССР и эксплуатирующийся по сей день. Самолет разработан в КБ Туполева и производился серийно с 1968 по 1998 год. Всего было выпущено 935 самолетов.
История Ту-154.
1963 г. — начало разработки Ту-154, с целью замены устаревшего Ту-104.
1966 г. — построен первый опытный экземпляр.
1968 г. — 3 октября состоялся первый полет.
1970 г. — начало серийного производства под обозначением Ту-154А.
1971 г. — использование самолеты для перевозки почты по СССР.
1972 г. — первый регулярный рейс «Аэрофлота» на Ту-154, а так же начало использования Ту-154А на международных авиалиниях.
1975-1981 г. — модернизация самолета, выход новой версии под наименованием Ту-154Б-2.
1984 г. — старт серийного производства модификации Ту-154М.
2000-2009 г. — постепенный вывод лайнера из эксплуатации в связи с малой экономической эффективностью. 31 декабря 2009 Ту-154 совершил заключительный рейс под эгидой «Аэрофлота».
Модификации Ту-154.
Дополнительные топливные баки, Усовершенствована топливная система, Увеличенная дальность полета,Ту-154 Двигатели: НК-8-2.
Вместительность: 164 человека.
Бортовые номера: 85006 — 85055Ту-154А
добавлены аварийные выходы.
Двигатели: НК-8-2У.
Взлетная масса: 94 тонны.
Бортовые номера: 85056 — 85119.Ту-154Б Усилена конструкция крыла,
установлены дополнительные баки,
аварийные выходы в хвосте.
Взлетный вес: 98 тонн.
Бортовые номера: 85120 — 85225.Ту-154Б-1
авионика, шасси,
система воздушного кондиционирования.
Бортовые номера: 85226 — 85294.Ту-154Б-2 Усовершенствована автоматическая бортовая
система управления (АБСУ-154-2).
Взлетный вес: 100-102 тонны.
Бортовые номера: 85295 — 85605.Ту-154М
переработана система закрылок.
Двигатели: Д-30КУ-154-II.
Взлетный вес: 102-104 тонны.Ту-154М2 Разработка, самолет в серию не пошел. Ту-154М-100 Взлетный вес: 104 тонны.
Масса самолета снижена на 500 кг.
Обновлен интерьер,
установлена западная авионика.
Бортовые номера: RA-85834 — RA-85836.Ту-155/156 Экспериментальный варианты на водороде и метане. Ту-154С Транспортный самолет.
Макс. коммерческая нагрузка: 20 тонн.
Добавлен грузовой люк,
шаровые и роликовые направляющие
в грузовой кабине,
специальное грузовое оборудование.
Характеристики Ту—154
Ту-154-Б2 | Ту-154М | |
Размеры | ||
Длина, м | 47,9 | 48 |
Размах крыльев, м | 37,55 | 37,55 |
Высота, м | 11,4 | 11,4 |
Площадь крыла, кв. м. | 201,45 | 202,0 |
Вес | ||
Максимальный взлетный вес, т | 98 | 100 (104) |
Посадочная максимальная масса,т | 78 | 80 |
Пустого, т | 52 | 54 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 18 | |
Двигатели | НК-8-2 | Д-30КУ-154 |
Взлётная тяга, кгс | 3×10500 | 3×11000 |
Топливо | ||
Запас топлива, т | 39,75 | |
Расход топлива, кг/час | 6200 | 5400 |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 2800 | 3500 |
ЛТХ | ||
Количество пассажиров, чел. | 152-180 | 164-180 |
Экипаж, чел | 4 | |
Скорость (земная), км/ч: | ||
максимальная | 950 | 935 |
крейсерская | 850 | |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 2800 | 3500 |
Практический потолок, м | 12100 | |
Крейсерская высота полёта, м | 11100 | |
Длина разбега, м | 2300 | |
Длина пробега, м | 1000 |
Фотографии
Ту-154 — труженик неба » Авиация России
В начале 60-х годов на воздушных линиях Аэрофлота протяжённостью от 1500 до 3500 км, прочно обосновались великолепно себя зарекомендовавшие самолёты Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Из них Ту-104 и его модификации обладали самой большой крейсерской скоростью и обеспечивали наилучший комфорт. Ан-10 имел наилучшие взлётно-посадочные характеристики, а Ил-18 — наибольшие дальности полёта и наилучшие экономические показатели. В составе отечественного гражданского воздушного флота находились три абсолютно разных пассажирских самолёта одного класса, что приводило к сложностям в обеспечении нормального процесса технической эксплуатации парка конструктивно значительно отличавшихся между собой самолётов.
Разрабатывая во второй половине шестидесятых годов проект нового пассажирского лайнера, коллектив опытного конструкторского бюро академика А. Н. Туполева стремился сочетать в нём лучшие качества трёх этих самолётов: скорость Ту-104, дальность и экономичность Ил-18, взлётно-посадочные качества Ан-10. И конструкторам удалось это осуществить. При крейсерской скорости в 900—950 км/час на высоте 11 тыс. м и коммерческой нагрузке в 18 т дальность Ту-154 превышала 3200 км. При скорости 850 км/час дальность полёта составляла более 4700 км.
Среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154 является одним из лучших представителей второго поколения советских турбореактивных самолётов. Работы по его проектированию в ОКБ А.Н.Туполева начались в 1963 году. Перед коллективом КБ стояла задача получить максимальную эксплуатационную экономическую эффективность самолёта подобного класса. В этой машине были воплощены последние достижения науки и техники, которые имелись на тот момент в распоряжении туполевского ОКБ.
Три мощных турбовентиляторных двигателя НК-8-2 со взлётной тягой по 9500 кг каждый позволяют эксплуатировать самолёт практически во всех климатических зонах. Высокая энерговооруженность даёт возможность Ту-154 взлетать с полной нагрузкой даже с высокогорных аэродромов. При этом два внешних двигателя были оборудованы реверсом тяги.
Для повышения весовой отдачи машины широко использовались конструктивные детали и прессованные элементы. Всё это вместе с другими технологическими решениями и при соблюдении требуемых норм прочности позволило уменьшить вес пустого самолёта до 51-55 тонн, а взлётный вес составляет 98-102 тонны.
Технические характеристики | ||
Самолёт | Ту-154Б | Ту-154М |
Экипаж, чел. | 5 | 3 |
Двигатели | НК-8-2У | Д-ЗОКУ-154 |
Число двигателей Х взлётная тяга, т | 3 x 10,5 | 3 x 11 |
Максимальный взлётный вес, т | 98-100 | 100-104 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 18 | |
Число пассажиров | 164-180 | 164-175 |
Крейсерская скорость полёта, км/час | 900 | 935 |
Практический потолок, м | 12300 | 12100 |
Дальность практическая с полной коммерч. загрузкой, км | 2650 | 3900 |
Дальность с макс., запасом топлива | 3900 | 6500 |
Расход топлива на пассажиро-километр г/пасс-км | 40,0 | 31,05 |
Потребная длина ВПП, м | 2200 | 2500 |
Диаметр фюзеляжа, м | 3,8 | |
Длина самолёта, м | 47.9 | |
Размах крыла, м | 37,55 | |
Площадь крыла, м2 | 201,45 | 202 |
Высота самолёта, м | 11,4 | |
Вес пустого самолёта, т | 51 | 55 |
Вес топлива, макс, т | 39,75 |
Фюзеляж Ту-154 — типа полумонокок круглого сечения. Носовая и средняя части, в которых размещены кабина экипажа и два пассажирских салона, представляют собой одну полностью герметизированную кабину, разделённую лишь лёгкими переборками.
Широкое использование легкосъёмных элементов оборудования герметизированного отсека позволяет легко менять количество кресел в салонах — от 128 в смешанном варианте до 158 в основном и 174 в туристическом. Объём фюзеляжа превышает 163 м³. Наружный диаметр его поперечного сечения 3,8 м. Ширина пассажирского салона 3,5 м, высота 2,2 м.
В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находится грузовое помещение, средний двигатель и вспомогательная силовая установка.
Размещение двигателей в хвостовой части и их компоновка позволили конструкторам максимально механизировать крыло, добиться уменьшения воздействия звуковых пульсирующих нагрузок от реактивных струй на конструкцию самолёта.
При отказе одного из двигателей кренящий и разворачивающий моменты очень невелики. Самолёт свободно продолжает полёт без потери высоты. А на высоте 5 тыс. метров горизонтальный полёт возможен даже при одном работающем двигателе.
Крыло самолёта трёхлонжеронное, стреловидное с углом 35° по линии 1/4 хорд. Его площадь 201,5 м². Крыло состоит из центроплана и двух отъёмных стреловидных частей. Помимо элеронов, крыло имеет элерон-интерцептор, трёхщелевые закрылки, щелевые предкрылки, занимающие носок крыла почти по всему размаху. Закрылки находятся между элеронами. Интерцепторы размещены над закрылками по четыре секции на каждом полукрыле. Элероны обеспечивают нормальную управляемость в крейсерском полёте. На меньших скоростях в помощь им подключаются внешние секции интерцепторов, а их средние секции используются как воздушные тормоза.
На Ту-154 применено стреловидное хвостовое Т-образное оперение, с верхним расположением подвижного стабилизатора. Изменение его угла установки при взлёте и посадке производится специальным электромеханизмом. Рули направления и высоты сотовой конструкции. При этом рули высоты не связаны друг с другом. Удачная компоновка всего самолёта и его мощные двигатели обеспечивают короткий для такого класса машин разбег — 1000—1300 м и относительно небольшую посадочную скорость — 212—225 км/час.
Самолёт Ту-154 оснащён оборудованием, позволяющим выполнять регулярные полёты в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.
Уже в период проектирования и постройки первого опытного самолёта в ОКБ рассматривался грузовой вариант, рассчитанный на перевозку 25000 кг на расстояние 2000-2500 км с крейсерской скорость 900 км/ч. В этот же период в эскизном проектировании находился вариант самолёта с увеличенной длиной фюзеляжа на 240-250 пассажирских мест и с дальностью беспосадочного полёта 2000-2500 км.
В ходе проектирования предлагалось подготовить три основных варианта самолёта: Ту-154А, Ту-154Д и Ту-154Б. Ту-154А — основной серийный вариант; Ту-154Д — дальний вариант с уменьшенной коммерческой загрузкой, увеличенным запасом топлива и увеличенным размахом крыла; Ту-154Б — самолёт с увеличенной пассажировместимостью и коммерческой нагрузкой за счёт врезки в фюзеляж дополнительной секции.
Первый полёт Ту-154 совершил 3 октября 1968 г. Серийное производство самолётов Ту-154А с максимальным взлётным весом 94 т было начато в 1970 году, в конце того же года самолёт поступил во Внуково. В мае 1971 года его начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы «Аэрофлота» лайнер вышел в начале 1972 года. Свой первый регулярный рейс Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил в день 49-й годовщины «Аэрофлота» — 9 февраля 1972 года. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И. Багмута, второго пилота А.В. Алимова, штурмана В.А. Самсонова и бортинженера С.С. Сердюка. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлётным весом 98 т.
Самолёт производился на Куйбышевском авиационном заводе, в настоящее время — ОАО «Авиакор-авиационный завод», Самара. Всего было построено 930 самолётов типа Ту-154.
На базе самолёта Ту-154Б в первой половине 80-х годов была создана усовершенствованная модификация — Ту-154М. Главное достоинство этого самолёта – топливная эффективность. Он оснащён более экономичными ТРДД Соловьёва Д-30КУ-154-II и пилотажно-навигационным комплексом «Жасмин» на базе инерциальной системы И-21 и АБСУ-154-3. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало повышение топливной эффективности на 30% и позволило значительно увеличить дальность полёта — часовая экономия составляла около тонны по сравнению с Ту-154Б.
Трёхщелевые закрылки были заменены на более эффективные двухщелевые — третье звено закрылка сделали единым целым со вторым и увеличили максимальный угол отклонения. Была добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылков, что позволило снизить шум при посадке. Максимальный взлётный вес составил 102-104 тонны в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2012 года.
В эксплуатацию самолёты Ту-154М поступили в 1986 году. Шум на местности, создаваемый самолётом Ту-154М, удовлетворяет требованиям главы 3 стандарта ИКАО. Последняя модификация Ту-154М по своим лётным и экономическим характеристикам значительно превосходила первые модификации Ту-154.
Первый серийный самолёт Ту-154М совершил первый полёт 16 июля 1984 г. и вскоре был запущен в серию. Самолёты Ту-154 активно экспортировались за рубеж, всего за границу было поставлено 166 машин различных модификаций, из них Ту-154М — 98 машин.
Читайте также: Идём в кино на «Экипаж»!В истории советской/российской авиации есть трагические страницы, связанные с Ту-154 — достаточно вспомнить авиакатастрофы Ту-154Б-2 СССР-85311 под Учкудуком (Узбекистан) 10 июля 1985 года, Ту-154М RA-85185 под Донецком 22 августа 2006 года или крушение Ту-154Б-2 RA-85572 при вылете из Сочи 25 декабря 2016 года.
Лайнер снимался в фильме «Экипаж» Юрия Митты в 1979 году. Эпизодическая, но важная и трагическая роль выпала этому самолёту и в новом фильме «Экипаж», вышедшем на экраны в апреле 2016 года. В фильме «Ёлки-2» в истории «Самолёт» использованы реальные события, произошедшие с авиалайнером в 2010 году.
7 сентября 2010 года Ту-154М RA-85684 авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва. Через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге экипаж произвёл вынужденную посадку лайнера по визуальным ориентирам в бывшем аэропорту Ижма в Республике Коми на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолёта 81 человека не пострадал.
Фото (с) Михаила Комарова, http://russianplanes.net/id29156Самолёт был сильно повреждён, и первоначально объявили о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима ВПП длиной 2500 метров, в то время как полоса в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Затем авиакомпания «Алроса» решила восстановить борт RA-85684, его отбуксировали на ВПП, где начали готовить к вылету. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.
24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».
Позже борт RA-85684 получил имя собственное — «Ижма»
К 16 июня 2011 года ремонт закончился. Отремонтированный лайнер был передан авиакомпании «Алроса», в которой он эксплуатировался до 29 сентября 2018 года.
Последний полёт 29 сентября 2018 года / Александр Листопад. Толмачёво, Новосибирск, https://russianplanes.net/id23885129 сентября 2018 года лайнер Ту-154М RA-85684 выполнил свой последний рейс из Мирного в аэропорт Толмачёво. Здесь он будет установлен на привокзальной площади рядом с Ил-86 на вечное хранение.
Теперь в России пассажирские перевозки выполняет только один самолёт Ту-154М — это борт RA-85757 авиакомпании «Алроса».
Но самолёт продолжает свою лётную жизнь. Большая часть оставшихся в строю лайнеров используется в лётном отряде министерства обороны России. Также самолёт эксплуатируется в ВВС Китая, в Северной Корее, Казахстане, Словакии.
Источники:
Андрей Величко специально для сайта «Авиация России»
Загрузка…Какая судьба ждёт последний пассажирский Ту-154, оставшийся в Новосибирске
Год назад самолёт совершил свой последний рейс, после чего остался на вечной стоянке в Толмачёво. Экипаж боялся, что машину порежут на металлолом, но лайнер спас бизнесмен из Омска
В салоне последнего гражданского Ту-154 в России могут открыть музей и кафе, правда для этого самолёт сначала должны транспортировать в Омск. Год назад лайнер Ту-154 (а точнее его модификация Ту-154М) авиакомпании «Алроса» совершил свой последний полёт из города Мирный (Якутия) в Новосибирск. Хотя различные модификации Ту-154 продолжают эксплуатироваться силами ВВС стран постсоветского пространства, Китая и КНДР, в России этот самолёт как пассажирский более не используется.
Разработка Ту-154 началась в 60-х годах прошлого века. Перед конструкторами стояли задачи, с одной стороны, сделать самолёт соответствующим международным стандартам, чтобы его обслуживанием могли заниматься работники любого аэропорта мира, а с другой – неприхотливым, чтобы лайнер мог эксплуатироваться на не самых современных отечественных аэродромах. Первый полёт Ту-154 состоялся 3 октября 1968 года.
Самолёт стал одним из самых массовых в истории советского авиастроения, за 45 лет было произведено 1026 машин, считая все модификации. Которых, к слову, была целая дюжина, плюс прототипы Ту-155 и Ту-156, работавшие на водороде и метане соответственно.
Самая массовая и популярная модель, Ту-154М, появилась в 1982 году и, по сути, представляет собой совершенно другой самолёт в старом корпусе.
Одной из главных особенностей конструкции самолёта является расположение двигателей в хвостовой части, благодаря которой уменьшается шум в салоне, повышается стабильность, в случае отказа одной из турбин, а также сводится к минимуму вероятность аварии из-за столкновения со стаей птиц. Однако расплачиваться за это пришлось худшим балансом самолёта, который без топлива начинает «вставать на дыбы». Также из-за превышения угла атаки лайнер рискует свалиться в плоский штопор, вывести из которого машину такого размера штатными средствами попросту невозможно. Последнее стало причиной авиакатастроф под Учкудуком в 1985 году и под Донецком в 2006 году.
Ещё одна особенность – мощные стойки шасси, на которых расположено сразу по шесть колёс, благодаря которым, в том числе, Ту-154 стал единственным гражданским реактивным среднемагистральным самолётом, который может взлетать и садиться на аэродромах с грунтовой ВПП.
Последний Ту-154 сошёл со стапелей завода «Авиакор» в Самаре в 2013 году. С тех пор производство было остановлено. По сегодняшним меркам этот самолёт получается слишком не экономичным в плане расхода топлива, несмотря на то что является одним из самых быстрых пассажирских лайнеров в мире – его крейсерская скорость более 900 км/ч.
Лайнер компании «Алроса», прилетевший в Новосибирск в 2020 году, был списан по банальной причине – окончание срока эксплуатации. По воспоминаниям командира, взлетая из Мирного экипаж не удержался и сделал над городом «прощальный» круг.
Этот конкретный самолёт был построен в 1992 году, а с 2002 года выполнял регулярные рейсы из Мирного. За 18 лет лайнер выполнил 737 рейсов в обе стороны и перевёз больше 160 тыс. пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты.
Прощаясь с самолётом, экипаж выразил опасения, что машину попросту отправят на металлолом. На подъезде к Толмачёво уже стоит один Ту-154, так что место в музее авиации лайнеру вряд ли было уготовано. Однако, по информации местных СМИ, самолёт спас владелец омского частного аэродрома им. Егора Летова Александр Анисимов, который в марте 2021 года якобы купил лайнер и планирует открыть в нём музей и кафе.
Прмечательно, что сначала сам Анисимов этот факт отрицал, называя шуткой. Позднее, правда, он всё-таки подтвердил факт покупки и заявил, что планирует открыть в нём музей и ресторан. Главная задача – решить вопрос транспортировки из Новосибирска в Поповку Омской области, где находится его аэродром. Лететь своим ходом самолёту запретил суд.
Ранее «Царьград Новосибирск» рассказывал о бомбардировщике Су-24, который установили на постаменте на территории НГТУ в Новосибирске.
Самолет Ту-154: фото, характеристики
Фото самолета Ту-154 в наше время можно встретить преимущественно на просторах Интернета, так как он давно выведен из обслуживания пассажиров. Среди пилотов его часто называли «Авророй», «Большой Тушкой» или «Полтинником». В советские времена этот авиалайнер с трехдвигательной системой был популярен и перевозил на своем борту от 152 до 180 пассажиров, при этом крейсерская скорость самолета Ту-154 превышала заявленные 900 км/час. Разработкой занималось не менее известное в 1960-е годы ОКБ им. Туполева. Вместимость лайнера составляет 180 человек.
Самолет Ту-154
Подобнее о самолете
Свой первый взлет выполнил в начале октября 1968 года. В период с 1970 по 1998 год осуществлялся серийный выпуск модели, в течение которого произошло несколько этапов модернизации. В истории отмечен наиболее короткий рейс, составлявший около 190 км от Ташкента до Намангана, и один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолету были присущи индивидуальные особенности:
- сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
- обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
- заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.
Зимой 2013 года производство этой модели самолетов было официально прекращено.
Кабина самолета Ту-154
Важные исторические моменты
Основная цель, которую преследовали конструкторы при разработке авиалайнера, была связана с необходимостью замены таких моделей, как Ан-10, Ту-104 и Ил-18. ОКБ тщательно занималось этим вопросом, ведь стране нужен был новый, модернизированный лайнер по своим параметрам, не уступающий американскому прототипу Боинг-727. Хотелось бы отметить следующие знаковые события из истории Ту-154:
- в 1966 году создан первый экземпляр самолета опытного характера;
- первый полет пришелся на 3 октября 1968 года, а в следующем году он был представлен на всемирно известной выставке авиасалона Лэ-Буржэ;
- изначальное использование было связано с перевозкой почты из столицы в разные города, а начиная с 1972 года был переведен в состав известного авиаперевозчика «Аэрофлота» и использовался для пассажироперевозок местного значения. Немного позже переведен на рейсы международного уровня;
- начиная с 1975 по 1984 год включительно был неоднократно модифицирован. Например, была замена двигателя на более мощный, увеличена взлетная масса;
- в этом же 1984 году определенное количество «Тушек» было переделано. Одни в количестве 9 штук — в грузовые воздушные судна, другие (5 штук) — в лаборатории в связи с проводимыми испытаниями космического челнока, третьи (2 единицы) — в авиасудна, ведущие всесторонний контроль за деятельность стран СНГ и НАТО.
На Ту-154 были возложены основные функции по перевозке пассажиров как внутри страны, так и за ее пределы. Эти самолеты приобретали многочисленные авиакомпании, некоторые единицы перешли в собственность ВВС Советского Союза.
Салон Ту-154
Устройство и оснащение модели
Конструкция выполнена преимущественно из алюминиевых и магниевых сплавов, а также стали. Фюзеляж имеет круглое сечение, а в его состав входят 3 разъемные части, стыкующийся между собой. На каждую из них возложена своя функция (размещение экипажа, пассажиров на борту, багажный отсек и помещения техназначения).
Кабина Ту-154 изначально подразумевала размещение летного экипажа в количестве трех человек, но в связи с возникновением неприятных инцидентов в ней находились пятеро. В ней находилось все необходимое оборудование начиная от приборной доски, различных пультов и щитков и заканчивая панелью АЗС.
Конструкция крыла кессонная и трехлонжеронная. Основными частями являются центроплан и два ОЧК, снабженных предкрылками и закрылками. В носу крыла находится система, препятствующая обледенению путем электрообогрева. Что касается силовой установки, то она имела три двигателя. Первые два находились в фюзеляже (хвостовая часть – мотогондолы), а последний третий двигатель — практически там же, но уже непосредственно в форкиле S-образного канала вместе с воздухозаборником.
Топливная система довольно сложная. В нее входили баки с топливом и некоторые системы, связанные с их «питанием». Емкость резервуаров разная начиная от 471 тыс. и заканчивая 8.3 тыс. л. Система гидравлики включала в себя 3 подсистемы.
Электроснабжение подразумевало применение переменного тока при наличии трех сетей. Его источником являлись генераторы также в количестве трех штук. Также присутствовала и сеть вторичного характера, а для работы кухонного оборудования применялась особенная сеть мощностью 27 Вольт, что можно увидеть на фото салона Ту-154.
Обладает рядом особенностей и система управления. Ее главной чертой являлось необратимое бустерное управление. Использование такого новшества было мотивировано желанием улучшить характеристики управляемости и устойчивости авиасудна, а также с целью автоматизации процессов, связанных с набором высоты, выбором маршрутного полета, снижением по сигналам НПК и посадкой.
Технические характеристики – это одни из самых важных моментов, благодаря которым авиалайнер вошел в историю советской авиации. По тем временам его внешние параметры впечатляли, поэтому возникал логичный вопрос: сколько весит самолет Ту-154? Масса пустого составляет более 55 т, а вот максимально взлетная уже равна 104 т.
Рекомендуем ознакомиться и с другими техническими характеристиками Ту-154:
Часовой расход топлива составляет от 5300 до 6 200 кг, а максимальная дальность полета — 3900 км.
Сведения об эксплуатации
Более 35-ти лет эти авиалайнеры осуществляли рейсы внутреннего и международного назначений. Особая востребованность этих воздушных судов пришлась на период с 1972 года по начало XX века.
Впервые речь о снятии Ту-154 с производства пошла в середине 2000-го года. На тот момент причиной такого решения стало не выработка ресурса и качество, а низкие показатели топливной эффективности. Проблема была в том, что при проектировании не ставились задачи по экономии топлива, а по прошествии времени данный параметр стал очень актуальным, так как цены на горючее существенно выросли.
Как свидетельствуют данные статистики на конец 2008 года, именно эта модель являлась основополагающим звеном большинства авиакомпаний РФ и выполняла большую часть рейсов. Кризис, начавшийся в это время, повлиял на окончательное решение по поводу полного вывода судов из эксплуатации.
По мнению современных конструкторов, Ту-154 морально устарел, а его технические характеристики перестали отвечать мировым стандартам. Некоторые страны ЕС запретили полеты на этих лайнерах в связи с превышением уровня шумовых показателей. Процедура вывода длилась несколько лет с 2008 по 2013 годы. Одними из первых, кто отказался от самолетов стали компании S7 Airlines, «Аэрофлот», «Россия», UTair и «Уральские авиалинии».
Негативный отпечаток отложили и катастрофы с участием Ту-154, которых из года в год становилось все больше, причем заканчивалось все полной гибелью как экипажа, так и всего пассажирского состава. Многочисленные расследования последствий крушений приводили к выводу, что их причины заключаются не только в несовершенстве модели, но и человеческом факторе. Пилоты в некоторых случаях не могли повлиять на благоприятный исход событий в связи с особенностями устройства некоторых систем.
Проанализировав эту ужасающую статистику, президентом России было вынесено решение о прекращении дальнейшей работой с этими самолетами. Сейчас некоторые единицы можно встретить в музеях, частных ангарах, а также на хранении у определенных авиакомпаний. Эпоха существования лайнера навсегда останется в истории и в воспоминаниях людей.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Российский самолет Ту-154: история происшествий
Следователи осматривают поврежденный авиалайнер Ту-154 Дагестанских авиалиний в московском аэропорту Домодедово, 5 декабря 2010 года. REUTERS/Сергей Карпухин Москва (AFP) – Туполевский авиастроительный самолет Ту-154, самолет, разбившийся в воскресенье в Черном море с 92 людьми на борту, является стареющей российской рабочей лошадкой, чей послужной список изобилует авариями.Хотя российские коммерческие авиакомпании больше не используют этот самолет, который впервые поднялся в воздух в 1972 году и был снят с производства в 1994 году, он по-прежнему используется военными.
Несмотря на трагедию, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил в воскресенье местным информационным агентствам, что безвозвратно списывать все самолеты Ту-154 было бы «преждевременно».
Подобный по размерам и характеристикам Boeing 737, с дальностью полета 4000 километров (2500 миль), Ту-154 может перевозить от 155 до 180 пассажиров на крейсерской скорости 850 километров в час.
В России произошло несколько происшествий с участием самолета, в том числе произошедших в 1990-х годах.
1 января 2011 года Ту-154Б, принадлежащий коммерческой авиакомпании, загорелся перед взлетом на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Крайнего Севера России. В результате инцидента три человека погибли и более 30 получили ранения, в результате чего некоторые самолеты приземлились.
4 декабря 2014 года пассажирский самолет Ту-154 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в московском аэропорту Домодедово, в результате чего погибли два человека.
10 апреля 2010 года Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским и другими высокопоставленными польскими чиновниками упал в тумане недалеко от российского города Смоленска, все 96 человек на борту погибли.
Делегация направлялась на церемонию в Катынском лесу в России в память о тысячах офицеров польской армии, убитых советской тайной полицией в 1940 г. Кремль отрицал эту резню до 1990 г.
В июле 2009 г. Иранская компания Caspian Airlines потерпела крушение на севере Ирана, погибли все 168 человек на борту.
В августе 2006 года в Украине после попытки полета над штормом разбился самолет Туполев российской авиакомпании «Пулково», в результате чего погибли 170 человек.
В феврале 2012 г. на юго-западе страны разбился Ту-154 внутреннего рейса Ирана, погибло 117 человек. , а в августе 1996 года на норвежском острове Шпицберген погиб 141 человек.
Туполев Ту-154 | Общая информация | Особенности
Общая информация
Производитель: TuPolev
Роль: Узкообязательность Airliner
Первый рейс
Первый рейс: Октябрь 4 октября 1968
Основные авиакомпании: Aeroflot Russian Airlines, Air Koryo, Alluza Airlines , Азербайджанские Авиалинии, ВВС России, Узбекские Авиалинии
Пассажировместимость: 114-180
Модели: Ту-154, Ту-155, Ту-324, Ту-334
Особенности
6 КунестовНК-НК6 82У и двухвальные турбовентиляторные двигатели малой двухконтурности Соловьева Д-30КУ-154Интересные факты
- В 1921 году Туполев стал первым советским самолетом.
- С момента основания авиакомпании в 1923 году Ту-154 перевез половину всех пассажиров Аэрофлота.
- Ту-144 Charger — первый в мире коммерческий сверхзвуковой транспортный самолет (ССТ).
- В 1971 году Ту-154 начальной версии доставили почтой.
- Ту-154 выпускался с 1968 по 2013 год одним из самых продолжительных серийных выпусков в истории авиалайнеров. дальность полета 3280 миль (5280 км)
Типовая квалификация
Пилоты должны получить квалификацию на Туполев Ту-154, чтобы получить квалификацию для управления этим самолетом.В большинстве случаев авиакомпания, которой вы летите, дает вам типовой рейтинг.
Готовы научиться летать на Ту-154?
Вы всегда хотели стать коммерческим пилотом и летать на авиалиниях? Мы обучили тысячи пилотов коммерческих авиакомпаний, которые теперь летают в авиакомпаниях по всему миру, и мы можем обучить вас! Жизнь пилота полна духа товарищества и приключений, и заработок тоже хороший. Если вы хотите узнать, имеете ли вы право на обучение в летной школе, , мы будем рады услышать от вас и помочь вам осуществить вашу мечту стать пилотом!
Россия Приземлился весь парк самолетов Туполев Ту-154 – AirlineGeeks.ком
[ Новости ]28 декабря 2016 г., 9:05 по восточному времениПаркер Дэвис
Россия остановила весь парк самолетов Туполев Ту-154
Министерство обороны России объявило о приостановке полетов всех самолетов Ту-154 после обнаружения одного из черных ящиков после рождественской аварии с участием российского военного Ту-154, сообщило во вторник российское информационное агентство «Интерфакс».
Ожидается, что самолеты будут выведены из эксплуатации до завершения расследования причин авиакатастрофы 25 декабря, в результате которой погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе знаменитый Хор Красной Армии.Сроков проведения расследования нет, хотя различные новостные агентства сообщают, что оба черных ящика были обнаружены, и один из них был обнаружен.
Следователи заявили, что они изучают четыре причины, которые, вероятно, могут быть причиной крушения: техническая неисправность, неисправное топливо, предмет в двигателе и ошибка пилота. Большой процент аварий Ту-154 был вызван человеческим фактором, но единственная причина, которую следователи исключили в последней катастрофе, — это терроризм.
Ту-154 участвовал в 17 «крупных инцидентах» с 2000 года, в результате которых погибло более 800 человек, включая авиакатастрофу 2010 года, в которой погиб тогдашний президент Польши Лех Качиньский.Его показатели безопасности считаются «средними»: с момента его создания в начале 1970-х годов произошло 110 крупных инцидентов.
В настоящее время этот самолет используют три авиакомпании и три разных правительства, при этом Air Koryo из Северной Кореи, белорусская Белавиа и российская АЛРОСА являются единственными коммерческими авиакомпаниями, которые эксплуатируют этот самолет, используя в общей сложности девять самолетов. Россия, Китай и Казахстан используют Ту-154 в правительственных или военных целях. Сорок девять самолетов все еще находятся в эксплуатации по всему миру.
В то время как этот самолет десятилетиями был основным самолетом многих европейских, африканских и азиатских флотов, Ту-154 так и не закрепился в США по множеству причин, начиная от правительственных ограничений и заканчивая конкуренцией со стороны Boeing и Airbus.
Однако Ту-154 обладает многочисленными качествами, которые сделали его привлекательным выбором в качестве рабочей лошадки для многих авиакомпаний. Его крейсерская скорость составляет 606 миль в час, что делает его одним из самых быстрых гражданских самолетов в небе.Он также может работать вне грунтовых и гравийных взлетно-посадочных полос и в других аэропортах с ограниченными возможностями, что позволяет российским авиакомпаниям обслуживать северные и западные регионы России, где другие самолеты, как правило, не могут работать.
Подавляющее большинство Ту-154 базируется в России, и с последним приземлением самолета самолет, количество которого и без того сокращается, становится все ближе к исчезновению. Если будет установлено, что причина рождественской катастрофы связана с неисправностью самолета российского производства, его жизнь может быстро подойти к концу.
Паркер присоединился к AirlineGeeks в качестве писателя и фотографа в 2016 году, сочетая свою давнюю любовь к авиации с вновь обретенной страстью к журналистике. С тех пор он работал старшим писателем, прежде чем стать главным редактором сайта в 2020 году. Он родился в Далласе и часто летал в Америке, но оставил богатую историю авиации города, чтобы поступить в колледж в Северной Каролине, где изучает экономику. .
Просмотреть все сообщения
Паркер присоединился к AirlineGeeks в качестве писателя и фотографа в 2016 году, сочетая свою давнюю любовь к авиации с вновь обретенной страстью к журналистике.С тех пор он работал старшим писателем, прежде чем стать главным редактором сайта в 2020 году. Он родился в Далласе и часто летает в Америке, но оставил богатую историю авиации города, чтобы поступить в колледж в Северной Каролине, где изучает экономику. .
Последние сообщения Паркера Дэвиса (посмотреть все)Ту-154, анонсированный весной 1966 г., предназначался для замены Ту-104, Ил-18 и Ан-10 на средних/дальних протяженность этапов до 6000 км.Он может работать с аэродромов класса B. поверхности, включая утрамбованную землю и гравий. Нормальный полет может сохраняться после выключения любого из двигателей. Одномоторный полет возможен на меньшей высоте. Первый из шести прототипов и опытных образцов совершил первый полет 4 октября 1968 года. седьмой Ту-154 был доставлен в Аэрофлот для первоначальной отработки маршрута и обучения экипажа в начале 1971 г. Почта и грузовые рейсы начались в мае. Первые пассажирские перевозки выполнялись в течение нескольких дней в начале лета 1971 года между Москвой и Тбилиси.Регулярные рейсы начались 9 февраля 1972 года по маршруту 1300 км между Москвой и Минеральными Водами на Северном Кавказе. Международные услуги начались с испытательный полет между Москвой и Прагой 1 августа 1972 года.
| Company Профиль |
TU-154 — Последний полет удивительной рабочей лошади Туполева, который стоял в тесте времени
28 октября 2020 года флагманский самолет советской авиации Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнил последний гражданский полет этого типа в России.
28-летний самолет с регистрационным номером RA-85757 вылетел из аэропорта Мирный в Якутии со 140 пассажирами на двухчасовой рейс в аэропорт Новосибирск-Толмачево.
Пятьдесят лет назад знаменитый авиалайнер Туполева Ту-154 совершил первую полетную маркировку. Это стало началом долгой карьеры культового самолета советской эпохи и настоящим прорывом отечественного авиастроения.
Туполев Ту-154 был разработан ОКБ Туполева и в 1960-х годах конкурировал с Ил-74 за замену старых и устаревших самолетов Аэрофлота.Все авиалайнеры, ранее эксплуатировавшиеся в Советском Союзе (Ту-104, Ту-114, Ту-124 и Ту-134), проектировались на базе ранее существовавших боевых самолетов, при этом Ту-154 был первым самолетом, изначально предназначенным для гражданские рейсы. Конструкторы планировали применить максимальное количество нововведений для создания аппарата, способного заменить несколько находящихся в эксплуатации моделей
. Советское министерство авиапрома выбрало Ту-154, потому что он лучше всего отвечал ожидаемым требованиям Аэрофлота 1970-х и 1980-х годов, а также представлял новейшие в советском авиастроении.
Ту-154 оснащался тремя расположенными сзади ТРДД малой двухконтурности, компоновочными по аналогии с Боингом 727. Пассажирский салон вмещал до 180 пассажиров при высокой плотности компоновки с дальностью полета 5800–7000 км. С крейсерской скоростью 975 километров в час (606 миль в час) Ту-154 был с американским Convair 990 Coronado, самым быстрым гражданским самолетом, использовавшимся в то время.
Первый полет совершил 3 октября 1968 года летчик-испытатель Ю.В. Сухов. Первый серийный самолет поднялся в воздух в 1970 году, и в этом же году началось серийное производство самолетов Ту-154А с максимальной взлетной массой 94 тонны.Первые поставки в Аэрофлот были осуществлены в 1970 г., грузовые перевозки начались в мае 1971 г., пассажирские — в феврале 1972 г. В 1972 г. Ту-154 совершил первый международный рейс Москва-Берлин.
Серийное производство самолета продолжалось 45 лет, в течение которых была построена тысяча самолетов.
Разработанный как рабочая лошадка советской авиационной промышленности, летающий на одних из самых суровых аэродромов в мире, Ту-154 прошел там, где другие реактивные самолеты его размера не смогли бы. Благодаря крупногабаритному шасси Ту-154 мог садиться даже на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Самолет неустанно служил бурно развивающейся нефтяной и газовой промышленности в течение нескольких десятилетий через необъятную Сибирь и ее суровый климат.
Вопреки распространенному мнению, Ту-154 не был небезопасным самолетом. По данным Aviation Safety Network, самолет советской постройки участвовал в 110 серьезных инцидентах, 68 из которых привели к повреждению корпуса. Большинство аварий было вызвано либо факторами, не связанными с самолетом, либо его интенсивным использованием в тяжелых условиях.
В январе 2010 года российская авиакомпания «Аэрофлот» объявила о списании своего парка Ту-154 через 40 лет, при этом последним регулярным рейсом Аэрофлота был рейс 736 из Екатеринбурга в Москву 31 декабря 2009 года. После крушения Ту-154 в Черном море 25 декабря 2016 года с певцами Хора Красной Армии на борту Министерство обороны России объявило, что остановило все свои Ту-154. Северокорейские Air Koryo и Air Kyrgystan оказались последними операторами, использовавшими культовый самолет.
Джейсон Рабиновиц, корреспондент Airliner Reporter, сказал: «Ту-154 навсегда останется в истории авиации как танк самолета, способный пройти там, где другие самолеты даже не мечтают. Несмотря на то, что в пути у него было немало черных глаз, этот советский самолет выдержал испытание временем».
(Источник: Aeroflot/Tupolev/flyhistoria/Wikipedia/Airline Reporter/IPFS – Фото: Ту-154 в московском аэропорту Внуково в феврале 2005 г./energy global news/Ren.B)
Данные A : Файл данных о самолетах Таблица 7 : Российские производители Примечания
|
По
Википедия, http://en. wikipedia.org/wiki/Туполев_Ту-154
Туполев Ту-154 ( русский : Туполев Ту-154 ) (по классификации НАТО Careless ) — советский трехреактивный авиалайнер средней дальности, аналогичный (но более мощный) Boeing 727, разработанный в середине 1960-х годов. Как один из важнейших гражданских самолетов 20 века, Ту-154 на протяжении нескольких десятилетий был основной «рабочей лошадкой» советских авиакомпаний, перевезя за это время не менее половины всех пассажиров, перевезенных Аэрофлотом и всеми его дочерними предприятиями (137,5 млн человек). в год или 244 млрд пасс/км). Самолет экспортировался и эксплуатируется как минимум 17 иностранными авиакомпаниями, а также рядом иностранных ВВС. Он остается стандартным авиалайнером для внутренних рейсов по России и другим странам бывшего Советского Союза и, в меньшей степени, по Восточной Европе.Ту-154 предназначен для обслуживания грунтовых и гравийных аэродромов и часто эксплуатируется в экстремальных арктических условиях северных территорий России. Ожидается, что со сроком службы 45 000 часов (18 000 циклов) самолет будет эксплуатироваться до 2016 года. РазработкаТу-154 был разработан для удовлетворения потребности Аэрофлота в замене реактивных Ту-104, а также турбовинтовых самолетов Ан-10 «Украина» и Ил-18. Требования предусматривали либо грузоподъемность 16–18 тонн (35 270–39 680 фунтов) на расстоянии 2 850–4 000 км (1 770–2 480 миль) при крейсерской скорости 900 км/ч (559 миль в час), либо полезная нагрузка 5.8 тонн (12 790 фунтов) на расстояние 5 800–7 000 км (3 600–4 350 миль) при крейсерской скорости 850 км/ч (528 миль в час). Также была предусмотрена взлетная дистанция 2600 м (8530 футов) при максимальной взлетной массе. Ту-154 составил конкуренцию Ильюшину Ил-62. Министерство авиационной промышленности СССР выбрало первое, поскольку оно включало в себя новейшие разработки советских самолетов и лучше всего соответствовало ожидаемым требованиям Аэрофлота на 1970-е и 1980-е годы. Первым руководителем проекта был Сергей Михайлович Ергер. В 1964 году Дмитрий С.Марков занял эту позицию. В 1975 году он передал его Александру Сергеевичу Шенгардту. Первый полет Ту-154 состоялся 4 октября 1968 года. Коммерческая эксплуатация началась в феврале 1972 года, по состоянию на январь 2009 года производство модели 154М все еще ограничено (ссылка на фото), несмотря на предыдущие объявления об окончании производства в 2006 году. завершено производство Туполев Ту-154М после выполнения последнего заказа Построено 919 Ту-154, 247 из которых по состоянию на 17 июня 2009 г. находятся в эксплуатации. ДизайнТу-154 оснащен тремя расположенными сзади ТРДД малой двухконтурности, устроенными аналогично Боингу 727, и немного крупнее своего американского аналога.И 727, и Ту-154 используют S-образный воздуховод для среднего (номер 2) двигателя. У исходной модели был Кузнецов НК-8-2, а у Ту-154М — Соловьев Д-30КУ-154. Все модели самолетов Ту-154 имеют более высокую тяговооруженность, чем у 727, что дает им превосходные характеристики, хотя и за счет меньшей эффективности использования топлива, что стало важным фактором в последующие десятилетия по мере роста стоимости топлива. Салон Ту-154, хотя и с такой же шестиместной компоновкой, производит впечатление овального салона, с более низким потолком, чем это принято на западных авиалайнерах (Boeing или Airbus).Пассажирские двери также меньше, чем на западных аналогах Ту-154. Кроме того, места для багажа в верхних отсеках очень мало. Как и Туполев Ту-134, Ту-154 имеет крыло со стреловидностью 35 градусов по линии четверти хорды. Британский Hawker Siddeley Trident имеет такой же угол стреловидности, а Boeing 727 имеет чуть меньший угол стреловидности — 32 градуса. Как и многие другие авиалайнеры советской постройки, Ту-154 имеет увеличенное шасси, позволяющее ему приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, которые когда-то были обычным явлением в сельской местности Советского Союза.Самолет имеет две основные шестиколесные тележки, оснащенные большими шинами низкого давления, которые убираются в гондолы, отходящие от задних кромок крыльев (обычная особенность Туполева), а также двухколесный передний редуктор. Мягкие масляные стойки (амортизаторы) обеспечивают гораздо более плавную езду по ухабистым аэродромам, чем западные авиалайнеры, которые очень редко работают на таких плохих поверхностях. Пассажирский салон вмещает 128 пассажиров в двухклассной компоновке и 164 пассажира в одноклассной компоновке, а также до 180 пассажиров в высокоплотной компоновке. Компоновку можно модифицировать до так называемого зимнего варианта, в котором убраны некоторые сиденья и установлен шкаф для верхней одежды пассажиров. Первоначально требовалось иметь экипаж из 3 человек — капитана, первого помощника и бортинженера — в отличие от экипажа из 4 или 5 человек на других советских авиалайнерах. Однако обычно присутствует и четвертый член экипажа, штурман, по крайней мере, в бывшем Советском Союзе, по союзным правилам. Штурманов больше не готовят, и эта профессия устареет с выводом из эксплуатации старых советских самолетов. Комплекс авионики самолета впервые в Советском Союзе выполнен в соответствии с западными стандартами летной годности. В его состав входят доплеровская навигационная система НВУ-Б3, тройной автопилот, обеспечивающий автоматический заход на посадку по ИЛС по погодным минимумам II категории ИКАО, автомат тяги, доплеровская система измерения дрейфа и скорости (ДИСС), радионавигационный комплекс «Курс-МП». и другие. Современные обновления обычно включают TCAS, GPS и другие современные системы, в основном западного производства. Ранние версии Ту-154 не могут быть модифицированы для соответствия действующим нормам по шуму Stage III, и им запрещено летать в странах, где эти нормы действуют, например в Европе.Ту-154М может использовать комплекты шумоизоляции, чтобы соответствовать Этапу III и, теоретически, Этапу IV. Однако действующие правила Европейского Союза запрещают использование комплектов для тишины для соответствия Стадии IV. Ту-154М необходимо будет переоборудовать, чтобы соответствовать Stage IV в ЕС, что является обширной и потенциально дорогостоящей модернизацией. Варианты
Было построено множество вариантов этого авиалайнера. Помимо обычных различий в весе и силовых установках, Ту-154 выпускался в вариантах, использующих экзотические виды топлива.Как и его западный аналог Боинг-727, многие из стоящих на вооружении Ту-154 были модернизированы, а некоторые переоборудованы в грузовые.
ОператорыГражданские операторыПо состоянию на 17 июня 2009 года в эксплуатации авиакомпании оставалось 247 самолетов Туполев Ту-154 (всех модификаций). Крупнейшие операторы: Аэрофлот (16), Аэрофлот-Дон (7), Air Koryo (4), Мирнинское авиапредприятие Алроса (6), Атлант-Союз (3), Азербайджанские авиалинии (5), БАЛ Башкирские авиалинии (5). , Белавиа (4), Далавиа (8), Иран Эйр Турс (10), Кавминводыавиа (10), Когалымавиа (7), КрасЭйр (15), Кыргызстан (10), Московия (6), Россия (25), «Самарские авиалинии» (8), «Таджик Эйр» (7), «Туркменские авиалинии» (1), «Уральские авиалинии» (10), «ЮТэйр» (21), «Узбекистон хаво йуллари» (5), «Владивосток Авиа» (6) и «Якутия» (7). Бывшие и действующие операторы: Военные операторыТекущий
Бывший
ИнцидентыНа Ту-154 произошло 63 серьезных летных происшествия, в том числе 36 повреждений корпуса с человеческими жертвами. Шесть из этих инцидентов произошли в результате террористических или военных действий, несколько из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы (в том числе один случай, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись снегоочистители) и столкновений в воздухе из-за неисправного управления воздушным движением. Другие инциденты были вызваны механическими проблемами (два случая до 1998 г.), нехваткой топлива на незапланированном продленном маршруте, ошибкой пилота и возгоранием груза. После того, как Ту-154 прослужил 26 лет (1998 г.) и налетал 21 миллион часов, показатели безопасности у него были выше среднего (1.в 7 раз меньше происшествий, чем в среднем по миру [статистика ИКАО]).
Технические характеристики (Ту-154Б-2)Общие характеристики
Производительность
Технические характеристики (Ту-154М)Общие характеристики
Производительность
См. такжеСопутствующая разработка Сопоставимые самолеты Связанные списки Внешние ссылкиТекст из Википедии доступен по лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike; могут применяться дополнительные условия. |