3 советских самолета, которые чаще всего терпели крушения

Источник: сайт «Русская семерка»

Автор: Ярослав Бутаков
Опубликовано: 24.12.2021, 15:09

Первые советские реактивные пассажирские лайнеры долго не могли изжить «детские болезни», свойственные их виду авиации. Поэтому их аварийность оказалась беспрецедентной по сравнению с данным показателем у других советских самолетов. Всего в результате аварий было потеряно 18% от общего числа произведенных Ту-104.

Ту-104

Свой первый полет Ту-104 совершил в 1955 году, а с 1956 года вышел на регулярные авиарейсы. Ту-104 стал гордостью СССР. Его демонстрационные полеты в Лондон и Нью-Йорк производили фурор. На тот момент это был единственный реактивный пассажирский самолет в мире, так как английские «Де Хевилленд Комета» после череды катастроф были сняты с линий, а американские «Боинги-707» еще только собирались поступить в эксплуатацию.

Реактивные самолеты совершили прорыв в авиации. Так, скорость их полета вдвое превысила таковую у поршневых пассажирских самолетов: (вместо 350-400 км/ч — 750-800 км/ч), а дальность беспосадочного полета возросла с 1500-2000 км до 3000-3500 км. Но, как известно, за все приходится платить, иногда слишком дорого.

Первая загадочная катастрофа Ту-104 произошла 15 августа 1958 года под Хабаровском. По непонятной причине самолет покинул эшелон, вошел в штопор и врезался в землю. Заключение следственной комиссии гласило, что на большой высоте лайнер был подхвачен восходящим потоком воздуха, потерял скорость и управление и начал пикирование. Выводов не последовало. Все повторилось, когда 17 октября 1958 года в Чувашии потерпел крушение еще один борт Ту-104, выполнявший рейс из Пекина в Москву.

После последней промежуточной посадки в Омске Ту-104 долетел уже практически до Москвы, однако тут диспетчеры отказали ему в посадке из-за сложных метеоусловий. Такие же неблагоприятные условия были и на запасном аэродроме в Горьком.

Экипаж самолета выполнил разворот и направился в Свердловск (аэропорт в Казани в то время не мог принимать Ту-104 из-за короткой взлетно-посадочной полосы). Над Чувашией лайнер, летевший на высоте 10 км, оказался подхвачен и выброшен турбулентным течением на высоту 13 км, где мощность двигателей резко упала, и самолет свалился в пике, из которого уже не вышел.

Причины крушения и на этот раз остались бы гипотетическими, если бы командир экипажа Г.Д. Кузнецов, будучи спокоен перед лицом неминуемой гибели, не докладывал бы по радио все обстоятельства аварии (черных ящиков в ту пору еще не было). Эта катастрофа послужила толчком для внесения технических усовершенствований в конструкцию рулей высоты, а также ограничения для Ту-104 по высоте полета.

В 1960 году производство Ту-104 было прекращено в связи с переходом к выпуску более совершенных самолетов. Однако в гражданской авиации они служили до 1979 года, когда после катастрофы во Внуково, причиной которой стал человеческий фактор, были окончательно выведены из состава гражданского воздушного флота.

Тем не менее в качестве военно-служебного самолет продолжал использоваться.

7 февраля 1981 года под Ленинградом произошла катастрофа, поставившая крест на эксплуатации Ту-104. После взлета из Пулкова рухнул самолет, на котором после штабных учений в Ленинграде возвращалось по Владивосток командование Тихоокеанского флота. Погибли 50 человек, в том числе командующий флотом адмирал Э.Н. Спиридонов и еще 15 адмиралов и генералов. Тихоокеанский флот был полностью обезглавлен. Комиссия установила, что причинами аварии стали неправильная центровка груза и неверные действия экипажа, то есть человеческий фактор.

Вина на экипаж была возложена в большинстве трагедий, случившихся с Ту-104 в 1960-1970-е годы. Однако установлено, что более трети (35%) из них произошли из-за сбоя техники. Ту-104 оказался самым опасным советским гражданским самолетом, унесшим в общей сложности 1140 жизней (хотя в катастрофах с Ил-18 погибло больше людей, правда, он и использовался намного дольше). Однако Ту-104 все-таки был лучше своего английского предшественника «Де Хевиленд Комета», в общей сложности было потеряно 23% парка этих машин.

Причем большинство катастроф первого английского реактивного авиалайнера произошли потому, что самолеты просто разваливались в воздухе на куски.

Ту-124

Ту-124 стал модернизацией Ту-104. Сохранив его компоновку при меньших размерах, он был впервые оснащен экономичными двухконтурными турбореактивными двигателями, которые с тех пор размещают на всех реактивных самолетах.

Ту-124 прославился поначалу аварийной посадкой на гладь Невы 21 августа 1963 года. К счастью, в тот раз все обошлось благополучно. 2 сентября 1970 года Ту-124, выполнявший рейс Ростов-Вильнюс, по неизвестной причине сошел с эшелона и врезался в землю в районе Днепропетровска. 16 декабря 1973 года Ту-124, летевший из Вильнюса в Москву, перешел в крутое пике и разбился в районе Волоколамска. 3 января 1976 года вскоре после взлета из Внукова упал Ту-124, следовавший в Минск. Во всех случаях причиной послужил отказ техники.

Печальным венцом эксплуатации Ту-124 стала гибель борта 29 августа 1979 года под Кирсановом Тамбовской области, когда лайнер вошел в штопор и развалился в воздухе на куски от перегрузок. После этого данная модель была окончательно запрещена. Всего в авариях Ту-124 погибли 312 человек, а общая доля потерянных самолетов составила 9%.

Ан-10

Ан-10 — первый пассажирский турбовинтовой лайнер советского гражданского воздушного флота. Его грузовой аналог Ан-12 летает до сих пор. Пассажирский же самолет постигла менее завидная судьба.

Ан-10 долгое время считался самым вместительным самолетом Аэрофлота. Даже после появления Ту-114 он оставался таковым на линиях средней дальности. Ему требовалась взлетно-посадочная полоса меньшей длины, чем для других советских самолетов. Отсюда его популярность и широкое использование. С течением времени, естественно, нарастал износ этих лайнеров.

Особенностью катастроф, приведших к снятию Ан-10 с линий, было то, что эти самолеты стали разваливаться в воздухе на части, причем в первую очередь отрывались крылья. Как выяснилось потом, крепление крыльев было действительно слабым местом этих самолетов. Именно характер катастроф, произошедших с Ан-10, породил мнение, что данная модель крайне опасна. Справедливости ради следует сказать, что только пять Ан-10 с пассажирами потерпели крушение за все время эксплуатации этого лайнера.

Причины первых двух катастроф, случившихся в аэропорту Львова зимой 1959-1960 гг., были идентичны: обледенение при полностью выпущенных закрылках. Это, скорее всего, свидетельствует о человеческом факторе, тем более что больше ни разу нигде подобная ситуация не повторилась. В 1962 году Ан-10 близ Сочи врезался в воздухе в гору из-за ошибки диспетчера. После этого в течение 10 лет аварий не было. Но в 1972 году две одинаковые катастрофы — под Луганском и под Харьковом (в последней погибли 122 человека) — положили конец полетам этого лайнера.

Дайджест прессы за 24 декабря 2021 года | Дайджест публикаций за 24 декабря 2021 года

Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Русская семерка». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике.

Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Экипаж борта Ту-124: одна могила на пятерых

Любовь Агеева
23 мая 2017 года

Совершенно неожиданно на католическом участке Арского кладбища я набрела на братскую могилу.

Обычно слова БРАТСКАЯ употребляют по отношению к воинским захоронениям, но когда погибает летный экипаж, его тоже иногда хоронят в одной могиле. Так случилось и с экипажем самолёта «Ту-124» (рейс 5484, CCCP-45038), следовавшего в августе 1979 года по маршруту Одесса-Киев-Казань.

29 августа авиалайнер пилотировал экипаж из 261-го лётного отряда в составе командира Геннадия Воробьёва (47 лет), второго пилота Геннадия Афонина (41 год), штурмана Геннадия Пономарёва (32 года) и бортмеханика Петра Стадника (42 года). В салоне работала стюардесса Надежда Лобашова (30 лет). Их имена на гранитных плитках с фотографиями.

Поверху – общая надпись, к сожалению, уже поврежденная временем: «Экипаж Ту-124 трагически погиб при исполнении служебных обязанностей 29 августа 1979 года».

В Интернете есть некоторые сведения об этой катастрофе, в основном технического характера. Есть общее число погибших – 5 членов экипажа, 53 взрослых пассажира и 5 детей. В основном жители Татарской АССР.

На высоте 9000 метров самолет сорвался в штопор, а на высоте 3000 метров начал разрушаться. Произошло это в Кирсановском районе Тамбовской области. В некоторых источниках ошибочно указывается Украинская ССР.

На тот момент это была крупнейшая катастрофа в истории Ту-124. После нее Министерство гражданской авиации Советского Союза прекратило эксплуатацию этих авиалайнеров, тем самым подтвердив, что причиной крушения была техническая неисправность самолета.

Вот что сообщает Википедия.

Ту-124В с бортовым номером 45038 (заводской – 3351003, серийный – 10-03) был выпущен Харьковским авиазаводом 12 февраля 1963 года, а 26 февраля передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления ГВФ. 15 февраля следующего года авиалайнер был направлен в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления Международных воздушных сообщений (ЦУМВС), а 26 декабря в том же году – в 1-й Казанский авиаотряд Приволжского управления ГВФ.

Изначально самолёт имел салон на 44 пассажирских места, но позже был переделан на 56-местный. Самолет был выпущен 12 февраля 1963 года, налетал 23232 часа (а это на 232 часа больше его амортизационного срока). На момент катастрофы борт 45038 имел 18 369 посадок.

Ясной ночью с 28 на 29 августа в 23:21 МСК авиалайнер вылетел из киевского аэропорта Борисполь после промежуточной посадки и занял эшелон 9000 метров при скорости по приборам 525–530 км/ч. В его 56-местном салоне находились 58 пассажиров: 53 взрослых и 5 детей. Полёт на эшелоне проходил под контролем автопилота. В 00:23 экипаж рейса 5484 связался с Пензенской РДС и доложил о входе в зону. После этого самолёт больше на связь не выходил и на вызовы диспетчеров не отвечал.

Ту-124 летел со скоростью 530 км/ч по магнитному курсу 65°, когда в 00:24:35 начали выпускаться закрылки. Экипаж заметил, что самолёт начал снижаться и уменьшилась вертикальная перегрузка, в связи с чем в 00:24:43 выключил автопилот по каналу тангажа. Закрылки продолжали выпускаться, что приводило к увеличению вертикальной скорости снижения, поэтому экипаж потянул штурвал на себя и выровнял авиалайнер, при этом выключив автопилот по крену. Однако в 00:24:52 по неустановленным причинам усилие на штурвал ослабло. Несколько секунд спустя закрылки выпустились полностью на 30°, и одновременно штурвал отклонился от себя, что сразу ввело самолёт в пике, а его скорость начала быстро расти и вскоре превысила допустимую 590 км/ч.

В 00:25:13, спустя 37,5 секунд с момента начала выпуска закрылков, самолёт на высоте 6 километров нёсся вниз с поступательной скоростью 660 км/ч и с вертикальной 36 м/с, когда на правом крыле воздушным напором оторвало внутренний закрылок, а следом и внешний. Из-за этого лобовое сопротивление данного крыла значительно возросло и Ту-124 перешёл в правый штопор, вращаясь с угловой скоростью 45°/с (7,5 оборотов в минуту). В 00:26 на высоте 3 километра скорость лайнера достигла 860 км/ч при скорости снижения 78 м/с. Перегрузка к этому моменту достигла 5g, в результате чего у самолёта оторвало левое крыло, а следом разрушился и фюзеляж.

Обломки самолёта были обнаружены в 7:40 утра по московскому времени близ деревни Иноковка 1 в Кирсановском районе Тамбовской области в пойме реки Вороны. Общая площадь их разброса имела размеры 10 750 на 1650 метров (площадь разброса обломков фюзеляжа – около 10 000 на 1200 метров).

Причину выпуска закрылков комиссия не смогла выяснить ввиду того, что не была найдена значительная часть электрической системы по управлению закрылками, включая промежуточное реле управления и провода до контакторов выпуска закрылков. Существуют лишь предположения, почему это произошло.

  1. Командир случайно переместил рукоятку переключателя на угол, достаточный, чтобы переключатель сработал на «выпуск». Ранее проводившиеся проверки фиксатора данного переключателя на 16 самолётах Ту-124 уже подтверждали вероятность возникновения данной ситуации.
  2. Подача двух-трёх ложных сигналов в электрической системе управления закрылками. Сигналы могли попасть с соседних проводов, причём не сразу одновременно, а с некоторой задержкой, а потому не выявляться при проверках системы на работоспособность. Проверка 6 самолётов Ту-124 с аналогичным монтажом схемы электрической системы управления закрылками однако показала, что они имеют вполне удовлетворительное состояние

Также не было выяснено, почему в 00:25:13 экипаж ослабил усилие на штурвал, что привело к вводу самолёта в пике. На этот счёт также существуют лишь предположения.

  1. Экипаж был дезинформирован показаниями вариометра, который при отрицательной вертикальной скорости (снижение) 40–45 м/с показывал совсем противоположное – положительную (подъём) 15–20 м/с.
  2. Экипаж отвлёкся на выполнение какой-либо операции в кабине, включая, например, уборку закрылков, проверку положения интерцепторов, снижение мощности двигателей и так далее.
  3. Слишком высокие нагрузки на штурвал (вследствие выпущенных закрылков и высокой скорости).
  4. Из-за возникшей отрицательной перегрузки экипаж не мог приложить достаточное усилие на штурвал.
  5. Сочетание сразу нескольких перечисленных выше причин.

Непосредственно в заключении причиной катастрофы комиссия назвала конструктивные недостатки переключателя закрылков (ЗППН-45) со стороны левого пилота (командира) по части его размещения и фиксации.

Для борта 45038 это было уже второе происшествие с погибшими. 27 июля 1966 года близ Запорожья перегруженный авиалайнер (90 человек на борту) попал в мощный вертикальный воздушный поток. Один из пассажиров скончался от сердечного приступа, а сам самолёт был восстановлен.

После еще одной крупной авиакатастрофы самолета Казанского объединенного авиаотряда в 2013 году в газете «БИЗНЕС Online» появились некоторые подробности катастрофы 1979 года. Цитата из материала Тимура Латыпова:

«Экипаж и многих пассажиров похоронили на Арском кладбище. А вскоре по городу поползли слухи, что самолет случайно сбили военные, а пенсии семьям погибших платит министерство обороны.

В Киеве в кабину пилотов посадили восьмилетнего сына Сайрина Садыкова – штурмана одной из казанских эскадрилий. Была версия, что это он мог нажать что-то не то. Но это предположение отмели. В вердикте комиссии по расследованию катастрофы сказано, что она произошла из-за возможного непреднамеренного выпуска закрылков экипажем. Тем не менее после трагедии с бортом 45038 оргвыводы сделали не на уровне работы экипажей, а списали все оставшиеся Ту-124.

Известный казанский летчик и историк авиации Рашид Ибрагимов рассказывал:

«А ведь на этом самолете должен был быть я – по дальнему графику стоял на киевский рейс. Но приходит ко мне Гена Воробьев: «Рашид, уступи рейс на Киев – надо жену оттуда забрать. А ты вместо меня – в Ленинград». Я не возражал. Он и командира уговорил… Прилетаю из Ленинграда в Казань. Запрашиваю, куда поставить самолет. Да ставьте, куда хотите, отвечают, хоть в «железный ряд» (туда ставили неисправные машины). И добавляют: все, отлетали, командир, ваши ласточки. Оказывается, сразу же пришло указание ни одного Ту-124 в рейс не выпускать. Все 28 наших самолетов – а они были уже, конечно, старичками – списали».

Добавим, что уже 15 сентября 1979 года из нового аэропорта стали летать новые казанские лайнеры – Ту-134.

«БИЗНЕС Online» попросила вспомнить те события Олега Георгиева – преподавателя центра подготовки авиационного персонала ОАО «Авиакомпания «Татарстан», а тогда – заместителя командира казанского авиаотряда по летной службе.

Олег Васильевич, что тогда произошло?

– Ту-124 как переходная машина был неплох, но – с оговорками. Например, кабина летчиков с точки зрения эргономики была непродуманной. Это, видимо, и стало причиной катастрофы. Почему самопроизвольно выпустились закрылки? Комиссия предположила, что, передвигая сиденье, командир корабля подлокотником задел переключатель их выпуска – так неудобно он располагался.

Но до чего же прочным был самолет! Судя по регистрирующим приборам, экипаж до последнего старался выйти из пике, в котором самолет находился 35 секунд. И только уже на запредельной перегрузке у машины отломился закрылок и она начала разваливаться… Это случилось среди ночи, над рекой. Рыбаки нам рассказывали: гул, треск, а потом люди сверху посыпались… Обстановка тогда в Казани была тяжелая: почти все пассажиры – наши.

Говорят, ходили слухи, что самолет случайно сбили военные…

– Фактов, подтверждающих эту версию, нет.

На похоронах были?

– Да, народу было очень много. Нескольких пассажиров похоронили напротив могилы экипажа.

Правда, что машины были изношенные?

– Да. Нам эти самолеты со всего Союза собрали. Мы даже считали, сколько осталось посадок до выработки ресурса.

Правда ли, что на борту был лишний человек – сын Садыкова?

– «Зайцы» – была такая проблема. И ведь Воробьев вообще никогда, принципиально на борт лишних не брал. Но – взял мальчишку. Грешили, что паренек мог дотянуться до каких-то приборов. Нет, не мог – он находился в носу и внизу, где штурман.

Будете на Арском кладбище – поклонитесь погибшим в той авиакатастрофе. У экипажа – одна могила на пятерых. Погибших пассажиров определите по дате гибели – 29 августа 1979 года. Многих пассажиров похоронили в семейных могилах.

Захоронение экипажа найдете на лютеранском участке. Вход в него сразу за центральными воротами на Арское кладбище. Но лучше зайти с другой стороны, слева от офисного здания. Пройдете чуть вглубь от единственной на этом участке аллеи – и увидите надгробный памятник. Кстати, его не мешало бы привести в порядок.

Добавить комментарий

Катастрофа Туполева ТУ-124 в Ленинграде

Дата и время: 21 августа 1963 г., 12:15 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45021

Фаза полета:

Посадка (снижение или заход на посадку)

Тип полета:

Регулярный коммерческий рейс

Выжившие:

Да

Сайт:

Озеро, Море, Океан, Река

Расписание:

Таллинн – Москва

MSN:

2 35 07 01

Год:

1962

Расположение:

Ленинград

Ленинградская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажир на борту:

47

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

Вскоре после взлета из аэропорта Таллинн-Юлемисте в 08:55LT при наборе высоты у экипажа возникли технические проблемы с шасси, которое невозможно было правильно поднять. Поскольку в Таллинне был туман, экипаж принял решение лететь в аэропорт Ленинград-Пулково. Самолет прибыл над Ленинградом в 11.00 по местному времени, и экипажу было разрешено следовать по кругу ожидания на высоте 500 метров. Во время восьмого круга, когда топливные указатели показывали оставшееся количество в 750 литров, левый двигатель остановился. Экипаж получил разрешение на посадку, когда отказал и правый двигатель. В таких условиях капитан решил совершить вынужденную посадку на Неву. При приземлении самолет проскользил несколько метров и остановился у берега реки. Все 52 пассажира были благополучно эвакуированы, и только двое пассажиров получили легкие ранения. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту, а затем использовался для наземных тренировок.

Возможная причина:

Отказ обоих двигателей из-за выработки топлива из-за перерасхода в связи с тем, что рейс Таллинн-Ленинград выполнялся с опущенным шасси. Также было отмечено, что настройки, относящиеся к топливным бакам, не соответствовали действительности, что рассматривалось как способствующий фактор. Также экипаж не смог должным образом справиться с аварийной ситуацией.

Туполев ТУ-124 | Бюро архивов авиационных происшествий

Дата и время: 29 августа 1979 г., 00:26 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45038

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Сайт:

Равнина, Долина

Расписание:

Одесса — Киев — Казань

MSN:

3 35 10 03

Год:

1963

Номер рейса:

SU5484

Расположение:

Кирсанов

Тамбовская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

58

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

63

Налет самолета:

23232

Летные циклы самолетов:

18369

Обстоятельства:

Самолет вылетел из аэропорта Киев-Борисполь в 23:21 на второй этап рейса Одесса-Казань. При крейсерском полете ночью на высоте 9000 м и скорости 530 км/ч закрылки выпускались на угол 30°. Самолет вошел в штопор и частично развалился на высоте 4000 метров, после чего упал в поле возле Кирсанова. Самолет был полностью разрушен, а обломки были обнаружены на большой территории. Ни один из 63 пассажиров не выжил.

Возможная причина:

Не удалось установить точную причину выпуска закрылков на угол 30° при крейсерском полете самолета с включенной системой автопилота. Различные анализы не могли определить, было ли расширение результатом сбоя в электроснабжении или действия человека, добровольного или нет. Наиболее вероятной причиной выпуска закрылков могло быть перемещение рукоятки левого переключателя управления закрылками в положение «вниз» на угол, достаточный для срабатывания переключателя. Конструкция устройства блокировки переключателя ЗППМ-45 левого летчика и его географическое положение не исключают возможности непреднамеренного выпуска закрылков, что было выявлено при разовой проверке этих устройств еще на 16 Туполев Ту-124. самолет.

Дата и время: 31 декабря 1977 г.

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

53 красный

Тип полета:

Военный

Выжившие:

Да

МСН:

3 35 01 05

Год:

1963

Расположение:

Ворошиловград

Луганская область

Страна:

Украина

Регион:

Европа

Экипаж на борту:

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

При заходе на посадку в аэропорт Ворошиловград экипаж забыл опустить шасси. Самолет приземлился на брюхо, проскользил несколько десятков метров и остановился в огне, разломившись надвое. Пострадавших нет, но самолет списали. Точная дата несчастного случая остается неизвестной, где-то в 1977.

Возможная причина:

Посадка на брюхо после того, как экипаж забыл опустить шасси при заходе на посадку.

Дата и время: 5 ноября 1977 г., 1942 г. LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

В643

Тип полета:

Правительство

Выжившие:

Да

Расписание:

Нью-Дели — Джорхат

MSN:

6 35 19 02

Год:

1966

Расположение:

Джорхат

Ассам

Страна:

Индия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

11

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

9

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

5

Обстоятельства:

Самолет вылетел из аэропорта Нью-Дели-Палам в 17:03 по местному времени официальным рейсом в аэропорт Джорхат-Роуриа, на борту находились несколько членов правительства Индии, в том числе премьер-министр Морарджи Десаи, министр штата Аруначал-Прадеш П. К. Тунгон и директор Джон Лобо. индийских разведывательных служб. При заходе на посадку капитан решил уйти на второй круг, поскольку самолет не был правильно выровнен. Несколько минут спустя, во время второй попытки приземлиться, пилот не понял, что его высота слишком мала, когда самолет врезался в верхушки деревьев, заглох и разбился на рисовом поле, расположенном в нескольких сотнях метров от порога взлетно-посадочной полосы. Самолет разломился на две части, кабина пилотов была разрушена, пять членов экипажа погибли. Еще 15 пассажиров получили ранения.
Убитых было:
Командир Wg Кларенс Джозеф Д’Лима, капитан,
S/Ldr Мэтью Сайриак, второй пилот,
Wg Cdr Джогиндер Сингх, штурман,
S/Ldr В.В.С. Сункар, бортинженер,
Ф/лейтенант О.П. Арора, бортпроводник.

Дата и время: 3 января 1976 г., 10:05 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45037

Фаза полета:

Взлет (набор высоты)

Выжившие:

Расписание:

Москва — Минск — Брест

MSN:

2 35 10 02

Год:

1962

Номер рейса:

SU2003

Расположение:

Москва-Внуково

Московская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

56

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

62

Налет самолета:

17014

Летные циклы самолетов:

14409

Обстоятельства:

Через 26 секунд после взлета с ВПП 24 аэропорта Москва-Внуково при наборе высоты 200 метров экипаж убрал шасси и снизил мощность двигателя до номинальной. После набора высоты 250 метров при скорости 340 км/ч самолет вошел в правый разворот, когда экипаж получил разрешение на набор высоты 1500 метров. Экипаж не успел подтвердить это разрешение, когда через семь секунд самолет вошел в левый разворот, занес нос и на скорости 550 км/ч врезался в дом, расположенный в 5400 м от конца взлетно-посадочной полосы и в 1800 м правее ее продолжения. центральная линия. Самолет и дом были полностью разрушены, все 61 человек, находившиеся в нем, погибли, а также один человек в доме. Еще один человек на земле был ранен.

Возможная причина:

Было установлено, что оба искусственных горизонта вышли из строя во время начального набора высоты по неустановленным причинам. Сочетание отказа этого прибора и ограниченной видимости вызвало у пилотов пространственную дезориентацию, а затем и потерю управления.

Дата и время: 23 декабря 1973 г., 22:08 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45044

Фаза полета:

Взлет (набор высоты)

Выжившие:

Сайт:

Равнина, Долина

Расписание:

Львов — Киев — Куйбышев

МСН:

3351104

Год:

1963

Номер рейса:

SU5398

Расположение:

Винники

Львовская область

Страна:

Украина

Регион:

Европа

Экипаж на борту:

6

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

11

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

17

Налет самолета:

13476

Летные циклы самолетов:

10942

Обстоятельства:

После ночного взлета из аэропорта Львов-Снилов при наборе высоты экипаж обнаружил серьезную техническую неисправность левого двигателя, который загорелся. Самолет вышел из-под контроля и разбился в результате мощного взрыва в Винниках, примерно в 12 км восточнее аэродрома. Самолет разрушился при ударе, все 17 пассажиров погибли.

Возможная причина:

Установлено, что лопатка турбины, расположенная на 1-й ступени ТВД левого двигателя, оторвалась вскоре после вращения, в связи с нарушением замысла. Анализы показали, что вышедшая из строя лопатка турбины не подвергалась стандартной термической обработке, в результате чего ее сопротивление и твердость оказались ниже требований технических условий. Следователи заявили, что отказ лопасти турбины вызвал внезапную потерю мощности левого двигателя и несколько обломков попали в камеру турбины, что привело к разрыву топливопровода. Под давлением топливо просачивалось в камеру и воспламенялось при контакте с различными элементами, температура которых была высокой. При таких обстоятельствах летный экипаж не смог обеспечить адекватный контроль над самолетом.

Дата и время: 16 декабря 1973 г., 19:10 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45061

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Сайт:

Равнина, Долина

Расписание:

Вильнюс — Москва

MSN:

4 35 14 06

Год:

1964

Номер рейса:

SU2022

Расположение:

Карачарово

Тверская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

46

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

51

Налет самолета:

14903

Летные циклы самолета:

13832

Обстоятельства:

Экипаж получил разрешение на спуск на высоту 5700 метров, когда возникла техническая проблема в системе триммера руля высоты. Самолет вошел в пикирование, и во время снижения капитан смог восстановить управление на высоте 2000 метров. Во время ночного полета гироскоп вышел из строя, и пилот потерял ориентацию в пространстве. Так он снова потерял управление самолетом, который нырнул в землю и разбился почти в вертикальном положении на скорости 900 км/ч в чистом поле примерно в 480 метрах от Карачарово. Самолет разрушился при ударе, и все 51 человек на борту погибли.

Возможная причина:

Произошло короткое замыкание в системе триммера руля высоты, в результате чего руль высоты заклинило в нижнем положении. В таких условиях самолет вошел в пикирование и стал неуправляемым после отказа гироскопа.

Дата и время: 20 ноября 1973 г.

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45031

Выжившие:

Да

МСН:

2 35 09 01

Год:

1962

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

После приземления в аэропорту Казань-Борисоглебское самолет не смог остановиться на оставшейся дистанции, пролетел несколько десятков метров и остановился. Пострадавших нет, но самолет списали.

Дата и время: 2 сентября 1970 г., 15:37 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45012

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Сайт:

Равнина, Долина

Расписание:

Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс

MSN:

1 35 04 02

Год:

1961

Номер рейса:

SU3630

Расположение:

Лиховка Заполишки

Полтавская область

Страна:

Украина

Регион:

Европа

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

32

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

37

Налет самолета:

7504

Летные циклы самолета:

6996

Обстоятельства:

Самолет вылетел из аэропорта Ростов-на-Дону в 14:55 и в 15:14 достиг заданной высоты 8400 метров. В это время УВД дало указание экипажу подняться на высоту 9000 метров из-за движения впереди. Новая высота 9000 метров была достигнута двумя минутами позже в 15:16 по местному времени. Во время полета в хороших метеоусловиях экипаж послал короткое сообщение и назвал число «45», после чего последовала долгая пауза. На частоте было слышно второе сообщение с цифрой «ноль», затем третье сообщение с пилотом, выкрикивающим цифру «12». Затем контакт определенно прервался, и самолет вошел в пикирование. При снижении он достиг скорости 950 км/ч и накренился налево на угол 75°, после чего врезался в кукурузное поле, расположенное примерно в 90 км от Днепропетровска и в 57 км от Кременчуга. При ударе самолет образовал огромную воронку, и в результате аварии выжить было невозможно.

Возможная причина:

Точная причина аварии не может быть определена с уверенностью. Тем не менее, сообщалось о следующих фактах:
— Столкновения в полете не было,
— Возгорания в полете до удара не было,
— Военных действий в этом районе на момент аварии не велось,
— Оба двигателя вращались на холостом ходу при ударе.

Дата и время: 18 августа 1970 г., 14:40 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

ОК-ТЕБ

Выжившие:

Да

Расписание:

Прага — Цюрих

MSN:

4 35 15 04

Год:

1964

Номер рейса:

ОК744

Расположение:

Цюрих-Клотен

Цюрих

Страна:

Швейцария

Регион:

Европа

Экипаж на борту:

6

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

14

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

Капитан / Общее количество часов налета:

12478

Капитан / Общее количество часов на типе:

593. 00

Второй пилот / Общий налет:

8056

Второй пилот / Общее количество часов на типе:

58

Налет самолета:

6817

Обстоятельства:

При снижении в аэропорту Цюрих-Клотен бортинженер столкнулся с техническими проблемами с давлением в кабине и был вынужден контролировать его вручную. Сосредоточившись на этой проблеме, он не услышал и не понял указания капитана опустить шасси. В таких условиях самолет приземлился брюхом на взлетно-посадочную полосу 16 и проскользил 875 метров, прежде чем остановился в огне. Все 20 пассажиров были быстро эвакуированы и не пострадали, а самолет был поврежден и не подлежал ремонту. Судя по всему, экипаж не услышал сигнала тревоги шасси.

Возможная причина:

Приземление на брюхо из-за ошибки экипажа. Следующие факторы считались способствующими:
— Плохо спланированный подход,
— Отсутствие координации экипажа,
— Отсутствие концентрации экипажа.

Дата и время: 29 января 1970 г., 19:27 LT

Тип самолета:

Туполев ТУ-124

Оператор:

Регистрация:

CCCP-45083

Выжившие:

Да

Сайт:

Горы

Расписание:

Ленинград — Мурманск

MSN:

5 35 17 06

Год:

1965

Номер рейса:

SU145

Расположение:

База ВВС Кильпьявр

Мурманская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

6

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

32

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

11

Налет самолета:

7425

Летные циклы самолетов:

5854

Обстоятельства:

После ночного полета без происшествий на заданной высоте 8400 м экипаж получил разрешение на снижение до 2400 на авиабазу Кильпявр под Мурманском.