Транспортный трактор СТЗ-5

Транспортный трактор СТЗ-5
Транспортный трактор СТЗ-5


СТЗ-5 «Сталинец»

Когда в июле 1932 года на Сталинградском тракторном заводе, только что вышедшем на проектную мощность, началась под руководством В.Г.Станкевича разработка пахотного гусеничного трактора средней мощности (50 л.с.), сразу возникла идея сделать его универсальным, по образцу испытывавшегося у нас английского трактора «Виккерс-Карден-Ллойд» — одновременно сельскохозяйственным, транспортным и тягачом, способным буксировать прицепы по бездорожью. Последнее назначение учитывало прежде всего интересы армии. В мае 1933 года универсальный гусеничный трактор «Комсомолец» (не путать с тягачом Т-20) с опытным дизелем был построен, но оказался не совсем удачным, и не столько по своей конструкции (увеличенная масса, неудобная компоновка, недоведенность двигателя, малая надежность агрегатов), сколько по общему замыслу.

Выяснилось, что совместить в одной машине противоречивые требования к принципиально различным условиям эксплуатации невозможно. От идеи универсальной машины пришлось отказаться, но спроектировать два трактора — сельскохозяйственный и транспортный, максимально унифицированных по своим основным агрегатам, способных выпускаться параллельно на одном конвейере, представлялось тогда реальным.


СТЗ-5 поздних выпусков на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода. Весна 1942 г.

        С этой инициативой и выступили летом 1933 года конструкторы НАТИ. Ими предлагалась обратная поузловая унификация, когда сельскохозяйственный вариант трактора получал элементы трансмиссии и ходовой части, более характерные для быстроходной гусеничной машины: четырехступенчатую коробку передач с возможностью увеличения числа ступеней, двухкатковые блокированные пружино-балансирные каретки подвески, легкие и ажурные литые траки гусениц, торцевой отбор мощности, закрытую кабину.

Эти прогрессивные решения, заложенные в конструкцию транспортного трактора, при его ограниченных сцепных возможностях и мощности двигателя, не обеспечивали выполнения всех требований к полноценному среднему артиллерийскому тягачу для армии, но позволяли в определенной мере содействовать решению транспортных задач.

        Разработка двух видов тракторов под общим руководством В.Я.Слонимского (НАТИ) велась параллельно в течение двух лет на СТЗ объединенным КБ (30 человек), куда входили заводские инженеры и прикомандированные к ним работники института. Большой вклад в создание транспортного трактора СТЗ-НАТИ 2ТВ (чаще использовалось заводское название СТЗ-5) внесли конструкторы И.И.Дронг, В.А.Каргополов, Г.Ф.Матюков и Г.В.Соколов — от СТЗ; А.В.Васильев, В.Э.Малаховский, Д.А.Чудаков и В.Н.Тюляев — от НАТИ.

        В начале 1935 года была построена третья серия опытных образцов СТЗ-5. Эти машины, показанные 16 июля вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 высшему руководству страны во главе с И. В.Сталиным, получили полное одобрение, а в кузове СТЗ-5 члены Политбюро даже проехались по опытному полю НАТИ. 10 декабря 1935 года два СТЗ-5, участвовавших в зимнем пробеге Сталинград — Москва, успешно продемонстрировали в Кремле. Обнаруженные во время испытаний недостатки транспортного трактора устранили к 1936 году. Но на подготовку его к производству, вслед за СТЗ-3, на Сталинградском тракторном заводе ушло два года.


СТЗ-5 с 85-мм зенитной пушкой 52К образца 1939 года на улице освобожденного Витебска. 1944 г.

Машина имела уже ставшую традиционной для транспортных тракторов компоновку с передним расположением двухместной (водитель и командир орудия) закрытой дерево-металлической кабины, установленной над двигателем. За кабиной и топливными баками находилась двухметровая грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съемным брезентовым верхом с целлулоидными окнами. Здесь на четырех откидных полумягких сиденьях размещался орудийный расчет, а на полу — боеприпасы и артиллерийское снаряжение. Легкая и рациональная рама трактора состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА — типично тракторный, четырехцилиндровый, карбюраторный (от дизеля пришлось отказаться), с зажиганием от магнето, малооборотный и относительно тяжелый, но выносливый и надежный (выпускался до 1953 года). Заводился он и мог работать на бензине (бак — 14 л), переходя потом (после прогрева до 90°) на керосин или лигроин (бак — 148 л), то есть был фактически многотопливным. Для предупреждения детонации и для повышения мощности, особенно при работе на керосине с большой нагрузкой в жаркое время года, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, пока в 1941 году не была введена антидетонационная камера сгорания. Двигатель имел полноценные системы смазки, охлаждения, питания, электрооборудования. Запуск — электростартером (его не было на СТЗ-3) или безопасной (при обратном ударе) пусковой рукояткой; управление — ножной педалью «по-автомобильному».

В коробке передач, стыкуемой с задним мостом, были изменены передаточные числа с целью увеличения силового диапазона (до 9,81 против 2,1 у СТЗ-3) и скоростей движения, введена еще одна (понижающая) передача. При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кГс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.

Задний мост с бортовыми фрикционами и тормозами (дополнены общим ножным приводом) вместе с конечными передачами полностью заимствовались от СТЗ-3, что оказалось очень важным при их совместном массовом производстве. Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: введены обрезиненные опорные и поддерживающие катки и мелкозвенчатая гусеница с вдвое уменьшенным шагом. Ведущая звездочка осталась прежней, а потому быстро изнашивалась. На картере заднего моста под платформой устанавливался вертикальный кабестан с тросом длиной 40 м для подтягивания прицепов (при раздельном преодолении тяжелых участков), самовытаскивания трактора и буксировки других машин.

Тяговое усилие кабестана составляло 4000 кгс, хотя мощность двигателя позволяла развивать до 12 000 кГс, но это было небезопасно для прочности трактора. Такое довольно простое и эффективное устройство вполне заменяло лебедку, которая уже тогда считалась обязательной для каждого артиллерийского тягача, кроме легкого. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней части — для организации ее проточной вентиляции; в противном случае летом температура здесь от нагрева массивным двигателем достигала 50°.

В 1939 году специально для СТЗ-5 на Харьковском тракторном заводе был построен дизельный двигатель Д-8Т (транспортный) мощностью 58,5 л.с. при 1350 об/мин, рабочим объемом 6,876 л, со стартерным запуском (затем — с пусковым двигателем СТЗ). Но из-за присущих ему недостатков и технологических трудностей в производство он не пошел.


Захваченный немцами в Красных Стругах СТЗ-5. 1941 г.

В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938-м — 136, в 1939-м — уже 1256 и в 1940 году — 1274. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. Скоро в РККА СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным артиллерийским тягачом, успешно работавшим во всех климатических зонах СССР. Летом 1939 года машина проходила армейские испытания в районе города Медведь Новгородской области. Были определены параметры ее геометрической проходимости: ров — до 1 м, стенка — до 0,6 м, брод — до 0,8 м. Это же подтвердили испытания СТЗ-5, проведенные в 1939 — 1940 годах на НИБТ Полигоне ГАБТУ КА.

Средне-техническая скорость движения тягача с прицепом по шоссе в составе батареи достигала 14 км/ч; в составе полка — 11 км/ч; по грунту — 10 км/ч. При эксплуатации сильно сказывалось его сельскохозяйственное происхождение: из всех отечественных машин этого назначения он имел самую плохую проходимость, небольшую удельную мощность, узкую колею (выбранную для работы с четырехкорпусным плугом), малый клиренс, недостаточные сцепные возможности гусениц с мелкими грунтозацепами высотой всего 35 мм, значительное удельное давление на грунт из-за малой ширины траков, сильную продольную раскачку при движении на больших скоростях — стоял даже вопрос о добавлении пятого опорного катка для увеличения базы (амортизаторы тогда еще не применялись). На зимних обледенелых дорогах сцепления гусениц с грунтом было недостаточно для устойчивого движения. Однако выносливость тягача не вызывала сомнений — он дважды (в ноябре — декабре 1935 года и в марте — апреле 1939 года) совершал безостановочные пробеги Сталинград — Москва и обратно без поломок и недопустимых износов. Дополнительные испытания СТЗ-5, проведенные в НАТИ летом — осенью 1943 года, показали низкие тяговые свойства машины.

При движении на высшей, пятой передаче максимальное тяговое усилие на крюке не превышало 240 — 270 кГс, что позволяло тягачу уверенно работать без прицепа или тянуть его только по хорошим дорогам с подъемами до 1,5 — 2°. При этом запас тяговых усилий оказался крайне незначительным (2 — 6%) и при перегрузке скорость резко падала. Поэтому приходилось работать в основном на четвертой (нагрузка на крюке — 585 кгс) и на третьей (нагрузка — до 1230 кгс) передачах.


Гвардейский миномет М-13 на базе СТЗ-5

Движение в условиях бездорожья или при буксировке тяжелых прицепов было возможно только на второй передаче (тяговое усилие — 2720 кГс). Отмечался также очень низкий коэффициент сцепления гусениц с грунтом (f = 0,599).

        По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5 (13,2% парка), хотя по штатам полагалось иметь 5478 машин. Даже в стрелковой дивизии по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, должно было насчитываться 5 машин. В начале войны из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими тракторами закрывали все образовавшиеся бреши в системе мехтяги и транспортного обеспечения артиллерии, а также танковых частей, что вынуждало с помощью СТЗ-5 буксировать орудия и прицепы гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ. Такая же нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные минометы БМ-13, впервые примененные осенью 1941 года под Москвой, а затем широко — и на других фронтах. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, они использовались как шасси для постройки суррогатных танков «НИ» с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. На базе СТЗ-5 пытались делать даже легкие танки с 45-мм пушкой (но об этом чуть ниже).

        Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год — 3359. Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то, что из-за разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам. С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач СТЗ-5.

Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 — после начала войны. Однако в армии на 1 сентября 1942 года этих машин насчитывалось всего 4678 — сказывались большие летние потери. СТЗ-5 честно дослужили в армии до окончания военных действий. Нужно также отметить, что «Сталинец» работал не только на Красную армию, большое количество СТЗ-5 было захвачено немцами в ходе стремительного наступления. В Вермахте СТЗ-5 получил обозначение Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r).

До 1950-х годов их использовали в различных отраслях народного хозяйства, где работоспособность тягачей-ветеранов поддерживалась за счет запчастей, к еще выпускавшемуся и широко распространенному в народном хозяйстве «старшему брату» — трактору СТЗ-3 (АСХТЗ-НАТИ). Это говорит о том, что поставленная в 1930-е годы непростая задача создания недорогого и массового транспортного трактора, унифицированного с пахотным, была успешно выполнена.



Горящий СТЗ-5 с горючим в бочках

Тактико-технические характеристики
трактора СТЗ-5 «Сталинец»
Год выпуска
    1935
Число мест в кабине
    2
Число мест в кузове
    8
Масса, кг
    5840
Длина, м
    4,15
Ширина, м
    1,855
Высота, м
    2,36
Клиренс, м
    0,288
Ширина гусениц, м
    0,31
Двигатель
    «1МА»,
    4-цилиндровый, 52-56 л. с.
Коробка передач
    5 вперёд и 2 назад
Топливо, л
   керосин — 148
    петрол — 14
Запас хода по шоссе, км
   без прицепа — ?
    с прицепом — 145
Макс. скорость, км/ч
    21,5
Грузоподъёмность платформы, кг
    1500
Масса прицепа, кг
    4500
     7250 — с перегрузкой
Среднее удельное давление
на грунт с грузом на платформе, кг/см2
    0,64
Выпущено, шт
    9944
Фотографии тягача СТЗ-5 «Сталинец» 

            Чертежи транспортного трактора СТЗ-5:
                   — внутреннее устройство
                   — органы управления


Источники:
Е. Прочко «Артиллерийские тягачи Красной Армии» («Бронеколлекция» №3, 2002 г.)
С.Былинин «Сталинградская битва». Изд.центр «Экспринт». 2005 г.
Галерея автомотостарины


  

Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5-НАТИ | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Артиллерия
  • /
  • Артиллерия в период с 1937 по 1945 г.г.
  • /
  • Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5-НАТИ
  • Содержание

    • 1 Характеристики артиллерийского трактора СТЗ-5
    • 2 История создания и производства артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ
    • 3 Конструкция гусеничного тягача СТЗ-5
    • 4 Эксплуатация гусеничного трактора-тягача СТЗ-5

    Характеристики артиллерийского трактора СТЗ-5

    Страна:СССР
    Тип:Легкий артиллерийский трактор
    Дата выпуска:1937 год
    Длинна:4150 мм
    Ширина:1855 мм
    Высота:2360 мм
    Броня, лоб:Нет
    Броня, борт:Нет
    Броня, башня:Нет
    Экипаж:1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8)
    Двигатель:Двигатель 1МА мощностью 52-56 л. с. при 1250 об./мин
    Дальность хода:140 км
    Максимальная скорость:21,5 км/ч (по шоссе)
    Масса:6000 кг
    Вооружение:Нет

    История создания и производства артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ

    Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец».  Тягач разработан конструкторским бюро сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство проектом осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.

    СТЗ-5 был предназначен для буксировки дивизионной и корпусной артиллерии весом до 8 тонн или перевозки груза весом 1,5 тонны на грузовой платформе.

    Разработка нового трактора началась ещё в 1933 году. Принято говорить, что СТЗ-5 был чуть ли не первым чисто военным трактором изначально приспособленным под армейские нужды. Но, на самом деле, во-первых разработка велась сразу по двум направлениям — и армейского тягача и мирного, сельскохозяйственного варианта, а во-вторых, армейский тягач в итоге взял многое от гражданского варианта в угоду совместимости, отчего естественно совсем не выиграл.

    Трактор СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Гражданский собрат СТЗ-5. Выпускался до 1950-ых г.г.
    Советский трактор-тягач СТЗ-5-НАТИ

    Впрочем, об этом позднее. А пока достаточно знать лишь то, что в итоге на испытания в 1935 году было представлена не одна, а сразу две машины:

    • СТЗ НАТИ 1ТА (сельскохозяйственные вариант трактора в дальнейшем известный как СТЗ-3)
    • СТЗ НАТИ 2ТБ (военный тягач известный как СТЗ-5)

    Обе машины были собраны одном шасси, имели один и тот же двигатель, но имели совершенно разные корпуса. И СТЗ-3 и СТЗ-5 прошли испытания успешно, однако доводка тракторов и подготовка производства потребовала ещё 2 года. В результате серийное производство обоих машин началось в 1937 году

    Производство СТЗ-5 продолжалось до 1942 года, за все время было изготовлено 9944 тягачей этого типа, что делает СТЗ-5 самым массовым «армейским трактором» времен Великой Отечественной войны. К большому сожалению, даже и это немалое число машин не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии, особенно учитывая тот факт, что до начала войны было выпущено только 3438 тракторов этого типа (по штату на 1 января 1941 г. в армии полагалось иметь 5478 тягача).

    Производство СТЗ-5 продолжалось до самого прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года.

    Внутреннее устройство гусеничного тягача СТЗ-5

    Конструкция гусеничного тягача СТЗ-5

    Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия.

    За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом. Кабина была металлической, кузов — деревянным. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые вентиляционные жалюзи в передней и задней части. Зимой в СТЗ-5 было тепло, но вот летом, если жалюзи закрыты — температура доходила до пятидесяти градусов.

    гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие

    На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин). Двигатель имел полноценные системы смазки, охлаждения, питания, электрооборудования.

    Запуск двигателя осуществлялся электростартером или пусковой рукояткой, управление газом было автомобильным, и регулировалось ножной педалью. В коробке передач по сравнению с СТЗ-3 были изменены передаточные числа с целью увеличения силового диапазона (до 9,81 против 2,1 у СТЗ-3), кроме того введена еще одна (понижающая) передача.

    В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка. Хотя задний мост с бортовыми фрикционами и тормозами были полностью заимствовались от СТЗ-3, ходовая часть СТЗ-5 была более приспособленной к движению с высокими скоростями: введены обрезиненные опорные и поддерживающие катки и мелкозвенчатая гусеница с вдвое уменьшенным шагом. Также был добавлена ножная педаль тормоза.

    Трактор преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. Максимальная скорость порожнего СТЗ-5 составляла до 25 км/ч, с артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.

    Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.

    На картере заднего моста тягача СТЗ-5, под грузовой платформой устанавливался вертикальный кабестан (лебедка) с тросом длиной 40 метов для подтягивания прицепов, самовытаскивания трактора и буксировки других машин. Тяговое усилие кабестана составляло 4000 кгс.

    Эрзац-танк на базе СТЗ-5 типа Ни-1. Пушка — бутафорская, «броня» — обычный стальной лист

    Эксплуатация гусеничного трактора-тягача СТЗ-5

    В целом, в армии тягач СТЗ-5 получил высокую оценку, особенно отмечалась его неприхотливость и надежность. С другой стороны, отмечалась и его довольно посредственная проходимость по пересеченной местности. Дело в том, что «армейский» трактор, как не крути, имел узкую «колхозную» колею (для работы с четырехкорпусным плугом его собрата СТЗ-3 использующего то же шасси) — ну никак не мог СССР периода голодных 1930-ых, позволить себе такую роскошь, как два действительно разных трактора для гражданских и военных.

    «наша артиллерия, которая входит в состав механизированного корпуса, имеет такой трактор — Ст3-5, который не успевает в своем продвижении за танковыми частями, поэтому требуемого взаимодействия мы не получаем. Этот трактор необходимо снять с вооружения механизированного корпуса и заменить его более мощным и вездеходным»
    М. И.Потапов, командир 4 МК, на совещании в декабре 1940 г

    Как трактор СТЗ-3 применялись для буксировки артиллерии, так и гусеничный тягач СТЗ-5 вполне исправно применялся в народном хозяйстве

    Тем не менее, при всех его недостатках, именно СТЗ-5 во многом «вывез» на себе тяжелый 1941 год. А когда нужно было, даже примерял на себя совсем «боевые» роли, о которых разработчики машины не думали и в страшных снах.

    • На некотором количестве этих машин, осенью 1941 года была установлена 132-мм ракетная установка (БМ-13-16). Эти импровизированные «катюши» использовались потом и в боях под Москвой в 1941 году и под Сталинградом в 1942 году.
    • При обороне Одессы, тягачи СТЗ-5 использовались как база для постройки эрзац-танков «НИ» (На испуг) с тонкой броней и пулеметным вооружением, снятым с подбитых бронемашин.

    После окончания войны, тягачи СТЗ-5 ещё долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве — благодаря совместимости оп запчастям с СТЗ-3, они до 1950-ых исправно трудились над восстановлением страны. Таким образом, обратная совместимость армейской и гражданской версии имела не только отрицательные, но и положительные стороны. К примеру, переделка в тракторы боевых машин на базе танков, во множестве оставшихся после войны не у дел, заранее была обречена на удачу — вес, ширина гусениц, невозможность использования с ними имеющихся в хозяйстве плугов и т.п. навесного оборудования заранее обрекали эту попытку на провал. СТЗ-5, понятное дело, таких проблем не имел.

    Немецкая армия использовала захваченные тракторы СТЗ-5 под обозначением СТЗ-601(r).

     

    Тягач СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13

     

    Источник: armedman.ru, Автор: автор компиляции: Александр Фролов, для сайта armedman.ru

    Советский артиллерийский тягач СТЗ-5 | Armorama™

    Здесь мы рассмотрим недавний выпуск «Звезды» в виде советского артиллерийского тягача СТЗ-5.

    Введение

    Следующее введение предоставлено Звездой:

    Серийное производство артиллерийского тягача СТЗ-5 (СТЗ-НАТ И-2 ТВ) начато в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Его выносливость была несомненной, так как в 1935 и 1939 годах он совершал беспосадочные пробеги из Сталинграда в Москву и обратно без поломок. СТЗ-5 был самым массовым военным тягачом Красной Армии. К началу Великой Отечественной войны на вооружении находилось 3438 тракторов этого типа. Производство машины продолжалось во время войны, пока 19 августа немецкая армия не напала на Сталинградский тракторный завод.42. Всего было изготовлено 9944 трактора СТЗ-5.

    Обзор

    Это предложение от Звезды поставляется в коробке с откидной крышкой, которая затем упаковывается в открывающуюся коробку с изображением модели на ней. Все основные литники модели упакованы в один пластиковый пакет, а прозрачный литник упакован в пакет Ziploc вместе с декалями, что мне не нравится видеть. Детали в этом выпуске находятся в хорошем состоянии, с хорошим доступом к различным частям. Удаление некоторых более тонких молдингов может оказаться проблематичным из-за риска повреждения.

    Это предложение от Звезды поставляется с достаточно полным двигателем и коробкой передач. Меня весьма впечатлил уровень детализации, и я бы сравнил его с тем, что в настоящее время предлагает ICM, из-за того, что «Звезда» в настоящее время не включает фототравление в свои выпуски. Это своего рода палка о двух концах, так как отсутствие фототравления делает модель более легкой для любого моделиста, но в то же время теряется улучшенный реалистичный масштаб, который обеспечивает фототравление. Этот конкретный автомобиль кажется мне немного странным, так как двигатель установлен в передней части автомобиля, а приводной вал проходит по всей длине автомобиля к трансмиссии, которая обеспечивает привод гусениц.

    Колеса в сборе для этого выпуска состоят из нескольких частей, в которых, пока пружина подвески зафиксирована, четыре колеса в сборе можно раскачивать, чтобы обеспечить некоторые манипуляции, чтобы показать модель на неровной поверхности. Гусеницы в этом выпуске имеют звенья и длину по дизайну и имеют очень хороший уровень детализации, но я бы посоветовал вам принять во внимание одну вещь во время сборки, это то, что ведущее колесо представляет собой всего одну шестеренку, и поэтому я бы нижняя гусеница проходит, а затем поднимается до задней шестерни, чтобы получить правильную ориентацию гусениц. Особенно приятным аспектом этой версии является то, что верхний участок гусеницы был точно снабжен провисанием гусеницы, что может быть трудно воспроизвести в противном случае. Следует отметить, что, поскольку все эти элементы собираются вместе, шасси автомобиля состоит из четырех направляющих, которые, хотя и присутствуют приятные детали, требуют использования двигателя, чтобы собрать все правильно.

    Советские конструкторы никогда не задумывались о комфорте экипажа, а функциональность превыше формы означала самые основы дизайна. Я отдаю им должное за мягкое сиденье, но не уделялось внимания спинке. Прозрачное остекление окон и фонарей было хорошо решено, поскольку оно достаточно тонкое и через него легко видеть. «Звезда» включила декали для комбинации приборов, и я считаю, что это такой же хороший метод, как и любой другой. Еще одним приятным аспектом кабины является то, что двери были предоставлены отдельно, а дверная фурнитура также поставлялась отдельно, и поэтому ее можно было показать открытой с небольшим усилием. Я считаю, что двери в этом автомобиле открываются назад, так что примите это во внимание. На некоторых молдингах есть видимые следы выталкивающих штифтов, которые необходимо устранить.

    Задняя часть автомобиля украшена хорошими деревянными деталями там, где это необходимо. Тщательная окраска добавит привлекательности. В палубе задней кровати есть две отдельные двери, которые позволяют получить доступ к верхней части задней трансмиссии, и это дает возможность начать сюжетную линию. Сиденья в задней части автомобиля могут быть показаны как в сложенном, так и в сложенном положении. Инструменты, установленные здесь, отлиты с установленными кронштейнами, и я доволен этим. Только трос, который крепится к задней двери, я бы заменил полностью или частично. Когда вы дойдете до конца сборки, приятной заключительной частью будет то, что кровать может отображаться тремя различными способами, вы можете иметь кровать голой со сложенными креплениями для холста, а также есть коробка, которая идет на фронт, который, как я полагаю, содержит этот холст. Вы могли бы закончить его с поднятыми обручами без холста; наконец, есть ряд деталей, предназначенных для сборки холста с прозрачными оконными портами на месте.

    Звезда предлагает два варианта отделки для этого выпуска: базовый советский зеленый, и я сомневаюсь только в красных огнетушителях, установленных на машине. Моя претензия к этой области заключается в том, что не предоставлено никаких подробностей о том, что представляют собой варианты отделки.

    Заключение

    Этот выпуск от Звезды представляет собой довольно симпатичную маленькую модель, которая с экипажем и, возможно, с буксировкой орудия сделает ее визуально привлекательной. Имеющиеся следы штифта выталкивателя никоим образом не являются чрезмерными, но потребуют некоторых усилий для их очистки из-за доступа. Детализация двигателя и подвески гусеницы очень приятна, а остальная часть модели находится на хорошем уровне. Тем не менее, эта модель выиграла бы от предоставления подробной информации о том, что представляют собой готовые автомобили, поскольку, несмотря на то, что она является очень общей, некоторые рекомендации были бы полезны. В остальном очень хорошая бюджетная модель.

    СТЗ-5, Звезда 3663 (2022)

    Советский гусеничный трактор

    Звезда | № 3663 | Масштаб 1:35

    Факты

    Марка:
    Звезда
    Название:
    СТЗ-5 Советский гусеничный трактор
    Номер:
    3663
    . 5 »Утилита (транспортные средства)

    Сроки продукции

    Zvezda

    Полная история»

    Инструкции

    Скачать 15458KB (.pdf)

    Marketplace

    Интернет -магазины

    € 25.00

    € 25.00

    0003 В наличии »

    € 26,13

    В наличии »

    € 27,00

    В наличии »

    € 28,95

    В наличии »

    € 29,53

    В наличии »

    € 29,95

    В наличии »

    € 29,95 90303 В наличии 2 (всего 90 90 ) 2

    Альтернативные артикулы для Звезды 3663 :
    ЗВЭ3663 | ЗВ3663 | 4600327036636 | ЗВЕ03663 | Z3663

    Примечание. Цены и наличие являются ориентировочными. Также проверьте, действительно ли продукт соответствует!

    Сопутствующие товары

    Интерьерные 3D декали СТЗ-5 для Звезды комплект

    Quinta Studio 1:35

    QD35048 2022 Новый инструмент

    Зимняя решетка для STZ-5

    Imodelist 1:35

    IM35080 2022 Новый инструмент

    STZ-5 PEDAIL SET FOR FORSDA

    STZ-5 PE-DETAIL SET FOR FORSDA

    STZ-5 PEDAIL SET FOR FARDA

    STZ-5.

    MD 035438 2022 New tool

    STZ-5 masks

    KAV models 1:35

    KAV M35 134 2022 New tool

    Metal Tracks for STZ-5

    MasterClub 1:35

    MTL35073 2019 New tool

    Все сопутствующие товары » (всего 6)

    Входящие отзывы

    Внешние отзывы

    Реклама

    Отзыв i-modelist.ru

    Отзыв DetailScaleView

    Все отзывы » (всего 6)

    Журналы

    КИТ | 206, том 53 NR 3

    Голландский французский (TOC: 15 строк)

    Август-декабрь 2021

    Проекты

    STZ-5

    10 Изображения

    1:35

    Проект: STZ-5

    .

    7 изображений

    1:35

    Проект: STZ-5

    STZ-5

    7 Изображения

    1:35

    Проект: отслеживаемый трактор STZ-5

    STZ-5

    5 Изображения

    1:35

    Проект: STZ- 5

    Комментарии

    GS1128
    Некоторые фотографии тестовой билды: VK.