История истребителя Grumman F-14 Tomcat, который сыграл в фильме с Томом Крузом

Истребитель 1970-х годов, который сохранил свою актуальность и по сей день.

Wikipedia

Grumman F-14 Tomcat стал одним из самых известных боевых самолетов в истории — чем примечателен этот истребитель

В августе 1981 года в Средиземном море, к северу от Ливии, американские военно-воздушные силы одержали победы над ливийскими боевыми летчиками. Для Grumman F-14 Tomcat это стало первым успехом в воздушном бою — так началась история самолета, ставшего одним из самых известных американских боевых самолетов в истории.

«Томкэт» появился как ответ Grumman Aircraft Engineering Corporation на запросы военно-морского флота на создание самолета, способного защищать авианосцы от атак бомбардировщиков. Ожидалось, что будет создан новый самолет для военно-морского флота и военно-воздушных сил, но в итоге адмирал ВМС Томас «Томкэтом» Коннелли смог отстоять идею разработки отдельной машины именно для нужд флота.  

ВМС требовался самолет, который мог бы сочетать возможности короткого взлета и посадки, необходимые для палубного истребителя, с высокой максимальной скоростью, грузоподъемностью и маневренностью истребителя-перехватчика. В итоге был создан самолет с крылом с изменяемой геометрией, которое позволяет максимально увеличить подъемную силу во время взлета и минимизировать сопротивление во время высокоскоростного полета.

Проект Grumman Aircraft Engineering Corporation так понравился ВМС, что они решили вообще пропустить стадию прототипа, запустив истребитель в производство в 1969 году и получив свои первые новые F-14 в 1972 году. Grumman F-14 получил свое имя в честь адмирала, который был самым горячим сторонником нового самолета и сделал все, чтобы разработка стала серийной и встала на вооружение. 

Двухместный реактивный палубный истребитель-перехватчик/многоцелевой истребитель четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла мог развивать скорость более 1 Маха на уровне моря и превышать скорости 2,34 Маха на высоте благодаря двум турбовентиляторным двигателям General Electric F110-GE-400 с форсажным режимом, а кроме того F-14 мог преодолевать около 2,5 тысяч км без дозаправки, но обычно считалось, что его боевая дальность составляет 1,6 тысяч км.

Самолет мог отслеживать до 24 вражеских самолетов на расстоянии до 315 километров с помощью импульсно-доплеровского радара X-диапазона AWG-9, который, как оказалось, использовал один из первых микропроцессоров, которые когда-либо появлялись на истребителях. Мощные бортовые системы могли даже наводить дальнобойные ракеты одновременно на шесть отдельных целей, не теряя из виду остальные.

Вооружение истребителя было столь же надежным, с множеством вариантов на выбор в зависимости от типа цели и ее расстояния от Tomcat. Имея в общей сложности 10 точек подвески и грузоподъемность 6,5 тонн, самолет мог эффективно бороться с истребителями и бомбардировщиками.

Производство, стартовавшее в 1969 году, продолжалось до 1991 года, всего было построено 712 экземпляров F-14, но после распада Советского Союза в 1991 году ВМС США оказались на перепутье. Без надвигающегося призрака угрозы от российских бомбардировщиков, с которыми нужно было бороться, мощный F-14 стал воином без дела. В 2006 году F-14 был снят с производства в пользу более дешевого и менее требовательного в обслуживании Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

Но широкой публике «Томкэт» больше известен по фильму режиссера Тони Скотта, снятому в 1986 году — в Top Gun искусный пилот палубного истребителя, курсант элитного училища ВМС США, которого сыграл Том Круз, летал именно на Grumman F-14 Tomcat. Исполнивший главную роль F-14 Tomcat (S/N 160694) находится в музее-авианосце USS Lexington в Техасе, а сам самолет навсегда вписал свое имя в том числе и в мировую культуру.

F-14 Томкэт Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Грумман Ф-14 «Томкэт» (англ. Grumman F-14 Tomcat) — двухместный реактивный истребитель-перехватчик четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла, производства Grumman Aircraft Engineering Corporation. Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США истребителя F-4 «Фантом» II. На вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006 и заменён на F/A-18E/F Super Hornet. Поставлялся на экспорт в Иран и состоит там на вооружении в настоящее время.

F-14 Томкэт — видео

В конце 60-х в США началось проектирование дальнего палубного перехватчика для замены F-4 «Фантом-2». В финале конкурса оказались проекты Макдоннел Дуглас и Грумман. У фирмы Макдоннела-Дугласа был проект машины с фиксированным крылом, а у Груммана стреловидность крыла менялась.

После воздушных боев над территорией Вьетнама военные хотели, чтобы разработчики закладывали в создаваемые самолеты характеристики вертикальной и горизонтальной маневренности не хуже чем у МиГ-21, который тогда являлся основным воздушным соперником боевых самолетов ВВС США.

В теории изменяемая геометрия крыла должна была дать приемлемые характеристики взлета и посадки при большой массе, а также хорошую маневренность в ближнем бою, высокую максимальную сверхзвуковую скорость при перехвате и длительное время патрулирования.

Поэтому было вполне закономерно, что 3 февраля 1969 года был подписан контракт на создание истребителя F-14F с компанией Грумман. Самолету дали собственное имя «Томкэт», что отражало традиции фирмы Грумман давать своим морским истребителям названия разных кошек, а в этот раз случайно соединилось с вице-адмиралом Томом Конноли – заместителем начальника Командования морских операций по авиации, который был большим энтузиастом проекта. На ранней стадии F-14 называли «Кошка тома» — «Tom’s cat», а со временем это трансформировалось в «Tomcat».

Внешность нового самолета окончательно сформировалась к марту 1969 года. Конструкторы убрали один хвостовой и два складных подфюзеляжных киля, заменив их двухкилевым хвостовым оперением. Это должно было дать лучшую устойчивость в случае поломки одного из двигателей. Кроме того, в самолете просматривалось большое влияние революционного советского МиГ-25.

Темпы разработки самолета опередили проектируемый для него перспективный двигатель. Поэтому временно на первые опытные «Томкэты» ставили Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. В основе этих двигателей были ТРДДФ TF-30-P, устанавливаемые на ударные самолеты F-111 и А-7. Но даже увеличенной до 9070 кгс тяги не хватало для тяжелого истребителя. Еще одной проблемой стали неудовлетворительные устойчивость и приемистость двигателя TF-30 во время энергичного маневрирования с выходом на большие углы атаки.

Проблемы с силовыми агрегатами все время возникали у «Томкэтов». Примерно 28% всех разбившихся F-14 были потеряны именно по этой причине. По словам американских пилотов F-14 справляется с поставленными задачами, но требует осторожного пилотирования, в некоторых случаях полеты с малыми скоростями на больших высотах могут быть рискованными.

В течение полутора десятков лет для F-14 подыскивали более подходящие двигатели, но вопрос решился только к концу 80-х годов, после установки двигателя Дженерал Электрик F110-GE-400, которым оснащали истребители F-15 и F-16. Процесс переоснащения новыми двигателями происходил в течение 1988-90 годов. А в 1990-93 годах запустили производство еще одной версии «Томкэта» с ТРДДФ F110 и усовершенствованным БРЭО -F-14D.

Минимальный размах крыла самолета составлял 11.65 метра, а максимальный 19.54 метра. Длина – 19.1 метра, высота – 4.88 метра, площадь крыла -52.49 м2. Масса пустого самолета составляла 18100 кг. Крейсерская скорость 740 – 1000 км/ч. Практическая дальность – 2965 – 3200 км.

На вооружении была одна встроенная 20-мм пушка М61А-1 на 675 снарядов, находящаяся в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка составляла 6500 кг на восьми узлах подвески.

Под фюзеляжем можно было разместить 4 AIM-7 Sparrow — УР средней дальности в полуутопленном положении, или 4 AIM-54 Phoenix – УР большой дальности на специальных платформах. Также можно было подвесить 2-4 AIM-9 «Сайдвиндер» или AIM-120 AMRAAM – УР ближнего действия. Боевой потенциал машины определялся системой управления оружием Хьюз AWG-9.

Самая дальнобойная УР воздух-воздух «Феникс» вкупе с уникальной СУО сделали не очень-то удачный самолет одним из лучших истребителей-перехватчиков того времени.

На момент своего создания управляемая ракета AIM-54 «Феникс» большой дальности была уникальной, у нее не было аналогов. Основная особенность – комбинированная система наведения, в которой сочетались автопилот на начальном этапе и полуактивное радиолокационное наведение на среднем участке с активным наведением на конечном участке: примерно 16-20 км. Также был режим пассивного наведения на любой источник электромагнитного излучения, к примеру, РЛС противокорабельной ракеты или самолета.

У ракеты «Феникс» максимальная дальность пуска составляла 160 км, на больших высотах ракета достигала скорости М=5. Стержневая боевая часть обладала радиусом поражения около восьми метров, обеспечивая подрыв инфракрасным, контактным или радиолокационным взрывателями.

В процессе разработки и доводки СУО и ракеты возникали большие трудности, поэтому ракета «Феникс» не сразу стала главным оружием самолета. Отчасти, из-за высокой стоимость одной ракеты – примерно 500 тысяч долларов в 70-х годах.

В конечном итоге, в ВМС посчитали, что им нужен «длиннорукий» перехватчик, поэтому альтернатив у «Феникса» не было. Еще один фактор в пользу «Феникса» — другие ракеты «воздух-воздух» не могли перехватить МиГ-25 на больших высотах.

Контракт на создание первой партии из 26 самолетов подписали в октябре 1970 года. 12 самолетов попали в программу летных испытаний. Были и потери. 30 декабря 1970 года произошла авария первой машины этого типа, но пилоты катапультировались.

Итог летным испытаниям самолета подвела группа летчиков ВМС, состоящих в испытательной эскадрилье VF-124. По словам их командира Фрэнка Шланца, самолет демонстрировал хорошие летные характеристики и потенциально может быть использован для достижения превосходства в воздухе, а также противовоздушной обороны корабельных соединений.

Отметим, что во время испытательных вылетов разбилось еще два самолета. 30 июня 1972 года разбился пилот Билл Миллер, управлявший десятым прототипом во время демонстрационного полета над авиабазой Патаксент-Ривер. Причина катастрофы не выяснена до сих пор. Всего за пару недель до гибели Миллер взлетал на «десятке» с борта авианосца «Форрестол». 28 июня он первым сел на авианосец.

20 июня 1973 года был потерян еще один самолет, под номером пять, производивший пуск УР «Спарроу». Ракета сошла со своих направляющих горизонтально, задев топливный бак, расположенный в центральной части фюзеляжа. В результате там произошел взрыв и пожар. Но так как в ракете не было боевой части, летчику и оператору удалось успешно катапультироваться.

В апреле 1972 года начались испытания комплекса истребителя F-14/УР «Феникс», в рамках которого производились сбросы массогабаритных ракетных макетов, подвешенных на «Томкэты». А в июле 1972 года случилось эпохальное событие: во время отработки системы самолет/ракета «Феникс» успешно поразил мишень AQM-37А «Стилетто», которая имитировала МиГ-25. В момент пуска перехватчик находился на высоте 14 300 метров на скорости М=1,2 на расстоянии 65 км от мишени.

Еще одно знаменательное событие – одновременные пуски управляемых ракет по нескольким целям. В середине декабря 1972 г. впервые был проведен одновременный пуск двух ракет «Феникс» по двум мишеням, имитирующим советские ПКР Х-22.

В дальнейшем производились пуски ракет по целям, создающим радиопомехи и имитирующим еще одну угрозу со стороны СССР Ту-22М – бомбардировщик, знаменитый на Западе, как и МиГ-25. В апреле 1973 года экипажу «Томкэта» удалось обнаружить мишень BMQ-34, которая имитировала «Бэкфайр» на дальности в 245 километров, а затем уничтожить ее на расстоянии в 134 километра от точки запуска ракет «Феникс». А в ноябре 1973 года летчику Джону Уилсону и оператору вооружения Джеку Ховеру удалось перехватить сразу шесть мишеней. В американской прессе этот эпизод назвали «рекордным». В течение примерно сорока секунда «Томкэт» запустил шесть управляемых ракет по шесть разным целям, которые находились на расстоянии от 80 до 115 километров. Четыре ракеты успешно попали в цели, у одной отказала аппаратура, а один пуск был признан неудачным в силу неисправности мишени.

Однако у новой системы оружия были и существенные недостатки. В первую очередь, систему сложно осваивать и эксплуатировать. Во-вторых, высокая стоимость одной ракеты. До 1975 года ракеты запускали только самые опытные экипажи. А проверку способности обычных строевых летчиков в максимально приближенных к боевым условиям провели на трехдневных учениях, в котором участвовало 1-ое палубное авиакрыло авианосца «Джон Ф. Кеннеди». Экипажу F-14A в составе оператора лейтенанта Крааю и летчика лейтенанта Эндрюса удалось сбить мишень CQM-10B «Бомарк», которая имитировала МиГ-25. Правда, это была лишь теоретическая проверка возможности использования управляемых ракет рядовыми экипажами. Лишь очень небольшое количество строевых летчиков и операторов смогли запустить управляемую ракету AIM-54. Стоимость «Феникса» была слишком высока, чтобы использовать его во время боевой подготовки.

Однако, если с «длинной рукой» у F-14 было все в порядке, то ведение маневренного воздушного боя было не таким гладким. Для того, чтобы вести наступательный воздушный бой, у истребителя должна быть приличная тяговооруженность, чего и не хватало у F-14A. По словам ряда экспертов и летчиков, «Томкэту» было необходимо 30%-ное увеличение тяги двигателей. Оставляла желать лучшего и горизонтальная маневренность, несколько самолетов упало из-за выхода в плоский штопор во время учебных маневров. Как оказалось, при выходе на большие углы атаки самолет начинает крениться и рыскать.

Если на таких скоростях одновременно использовать руль направления и дифференциально отклоняемый стабилизатор, заложенный в систему управления, то возникают очень большие угловые скорости, что способствует уходу в штопор.

В связи с этим возник вопрос о целесообразности продления срока службы многоцелевых самолетов F-4 и необходимости начать разработку палубной версии машины F-15.

В итоге адмиралы решили создать смешанный парк небольших, простых и дешевых, а также тяжелых, сложных и дорогих, истребителей, по примеру ВВС. Эти разговоры стимулировали разработку многоцелевого истребителя F-18 «Хорнет».

Две первые строевые эскадрильи приписали к атомному авианосцу «Эйзенхауэр». В свое первое плавание с «Томкэтами» корабль отправился 17 сентября 1974 года. За время похода летчики налетали 2900 часов на F-14, совершив в общей сложности 1600 посадок и взлетов на палубу. 460 было проведено ночью. За время этой операции и случилась первая авария – 2 января у одного из «Томкэтов» загорелся двигатель, но экипаж успел катапультироваться. Самолеты также приняли участие во Вьетнамской войне, прикрывая выход американцев из Сайгона.

Типовые задачи палубных F-14 – это перехват и патрулирование. Обычно пара самолетов патрулировала около пятидесяти минут на расстоянии в 550 километров от авианосца. В боевой нагрузке «Томкэта» было четыре управляемых ракеты «Феникс», еще две «Спарроу», две «Сайдвиндер», а также два ПТБ, емкость которых составляла 1060 литров. Если истребитель вылетал на перехват, то на внешних подвесках находился аналогичный груз. При скорости полета М=1.5 боевой радиус достигал 247 километров.

Второй авианосец, получивший «Томкэты» — «Джон Ф. Кенеди». В 1976 году на боевое дежурство на авианосце «Америка» заступили две эскадрильи «Томкэтов». Пик ввода самолетов пришелся на 1977 года, когда они появились на авианосцах «Китти Хок», «Констеллейшн», «Нимитц».

Всего «Томкэтами» вооружили 22 палубных эскадрильи, а также две учебные и четыре резервные эскадрильи. Было выпущено 557 машин F-14F, в том числе 79 для иранских ВВС и 12 опытных, а также 38 единиц F-14B, 37 F-14D.

После поступления в подразделения с «Томкэтами» начали происходить лётные происшествия. К примеру, пришлось два раза прекращать полеты машин этого типа после двух катастроф с интервалом в два дня 21 и 23 июня 1976 года. После тщательного расследования и инспекции всех самолетов ситуация не изменилась. 14 сентября один из самолетов врезался в воду при взлете, затонув на мелководье, рядом с кораблями советского ВМФ. Неизвестно, какая реакция на самолет была у советских военных, но американцы развернули бешенную деятельность, чтобы не позволить вероятному противнику поднять самолет. В район катастрофы вышло спасательное судно и два буксира. Самолет удалось поднять и доставить для осмотра на территорию английской базы Розайт. Ракеты с самолета сняли на дне, при помощи исследовательской субмарины ВМС США NR-1. К середине 1984 года аварии и катастрофы случились еще с 70 истребителями. В качестве основных причин фигурировали сваливание в штопор и пожар в двигателях.

Наряду с этим отмечалась низкая надежность материального обеспечения новых самолетов, двигатели были ненадежные. На борту авианосца находилось, как минимум, восемь ТРДДФ TF-30, которыми должны были заменить вышедшие из строя. Нормальная боеготовность – это 8 из 12 «Томкэтов».

В реальные боевые действия F-14 попали в конце лета 1981 года. Американские авианосцы «Форрестол» и «Нимитц» подвергались облетам ливийских Су и МиГов. Во время одного из них два «Томкэта» из эскадрильи VF-41 сбили два Су-22.

Были и боевые потери. Зимой 1982 года сирийские ЗРК уничтожили три «Томкэта», которые сопровождали штурмовики А-6 для нанесения ударов по различным целям на ливанской территории. Шесть авианосцев было задействовано в операции «Буря в Пустыне». На четырех из них были самолеты F-14. «Томкэты» сопровождали ударные самолеты, выполняли разведывательные вылеты. «Томкэтам» удалось сбить один иракский вертолет. ПВО Ирака, в свою очередь, сбили один «Томкэт».

Если судить по опыту боевого применения «Томкэтов», то можно сделать вывод, что самолету не удалось решить возлагаемые на него задачи, особенно, если анализировать в соответствии с критерием «стоимость-эффективность». Самые громкие победы F-14 прошли над территорией залива Сидра во время боев с ливийцами. Условия были практически полигонные, никаких маневренных боев не было.

Многие эксперты сомневались в реалистичности технических характеристик, которые заявили американцы.

Если судить по отчету, который был подготовлен для американского конгресса, то нельзя точно спрогнозировать вероятность попадания ракеты AIM-54 из-за отсутствия статистики запусков в реальных условиях. Американцы вложили большие деньги в разработку варианта AIM-54С, который мог перехватить маловысотные цели с ЭПР около 0. 5 м2. Однако даже она с трудом перехватывала маловысотную крылатую ракету, скорость которой более М=3.

После завершения «холодной войны» и окончательной деградации морской авиации России в начале 2000-х годов начался постепенный вывод «Томкэтов из состава ВМС США. Их сменил мастер на все руки «Суперхорнет».

F-14 сопровождает советский стратегический бомбардировщик Ту-95, 1991 год

Варианты

YF-14A — Прототипы и предсерийные самолёты. Построено 12 экземпляров.

F-14A — Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. Позднее в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.

В Иран планировалось отправить 80 самолётов, однако было поставлено только 79; 80-й иранский самолёт остался в ВМС США.

F-14A+ или F-14B — Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Большая часть оборудования, в том числе радар AWG-9, оставлена без изменений. A+ получил отдельный от дисплея HSD прибор системы предупреждения об облучении в кабине пилота. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A. В конце 90-х годов у 67 F-14B был продлён ресурс планера и улучшено бортовое оборудование, в частности новый ИЛС SPARROWHAWK. Модифицированные самолёты получили обозначение F-14B Upgrade.

F-14D Super Tomcat — Последняя модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.

Боевое применение

F-14 был принят на вооружение ВВС США в сентябре 1974. Американские «Томкэты» участвовали в двух стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, сбив в 1981 году два Су-22, а в 1989 году — два МиГ-23.

В сентябре 1980 года американский F-14 сбил иранский истребитель «Фантом».

8 августа 1987 года иранский F-4E «Фантом» безуспешно выпустил ракету AIM-7 по американскому патрульному самолёту P-3C, в ответ американские «Томкэты» сопровождения выпустили две AIM-7, но обе ракеты также промахнулись.

F-14 приняли участие в операции «Буря в пустыне» (1991), где обеспечивали воздушное прикрытие американским бомбардировщикам и штурмовикам. Один «Томкэт» был сбит иракским ЗРК С-75.

В последующих конфликтах (операция «Умеренная сила» (1995), война против Югославии (1999), войны в Афганистане (2001) и Ираке) F-14 применялись для нанесения ударов по наземным целям.

Ирано-иракская война

Иран был единственной страной, куда экспортировались F-14, было заказано 80 самолётов. Всего для ВВС Ирана было поставлено 77 самолётов, ещё два разбились во время испытаний и один передан в ВМФ США (с/н: 160299-160378 (3-863 — 3-892, 3-6001 — 3-6050)). Они принимали участие в ирано-иракской войне. Несмотря на проблемы с запчастями, «Томкэты» до сих пор эксплуатируются иранскими ВВС.

Иран заказал 80 истребителей вместе с вооружением и запчастями в 1974 году. Весь парк самолётов начал службу тремя годами позже, к этому времени было обучено более 120 экипажей и почти столько же наземного персонала. Несмотря на исламскую революцию 1979 года, в результате которой были прекращены все отношения с США, иранские Tomcat оставались боеспособными.

Через год иранские F-14 приняли участие в войне с Ираком и стали единственным истребителем 4-го поколения активно участвовавшим в войне. Против наземных целей перехватчики практически не использовались.

В 1980 году иранские F-14 сбили несколько иракских самолётов, потеряв в воздушных боях только 1 уничтоженный «Томкэт» и 3 серьезно повреждённых.

В 1981 году иранский F-14 был сбит над островом Харк своим ЗРК HAWK. Зенитчики заявили что им создавал помехи пролетающий неподалеку американский E-2A «Авакс» и им казалось что они стреляют по иракскому МиГ-25. В этом же году эти зенитчики подбили ещё один «Томкэт». В 1984 этот же ЗРК сбил один иранский «Томкэт». Всего зенитчики одного и того же иранского ЗРК претендуют на три сбитых и 1 повреждённый иранских «Томкэта».

В октябре 1981 года иранские F-14 впервые встретились в бою с иракскими истребителями Mirage F1. В ходе этих встреч было сбито три «Миража». В свою очередь в ноябре иракские «Миражи» сбили три иранских «Томкэта».

F-14 по иранским заявлениям успешно боролись с иракскими скоростными разведчиками МиГ-25. Только за первый год (1982) активного применения МиГ-25 иранцы заявляли о сбитии четырёх «МиГов». По другим данным первая боевая потеря иракского МиГ-25 произошла лишь в 1985 году. По последним данным Тома Купера иранские F-14 претендуют лишь на 1 сбитый разведчик МиГ-25РБ. 1 «Томкэт» был тяжело повреждён в бою с МиГ-25ПД. Также F-14 эффективно боролись с иракскими ударными самолётами; в частности, только в боях октября 1980 года «Томкэтами» было уничтожено от 1 до 11 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН. Согласно данным министерства обороны США в 1983 году иракцы отправили в СССР обломки сбитого «Томкэта» и ракету AIM-54A.

11 августа 1984 F-14 встретились с новыми иракскими МиГ-23МЛ, в ходе боя «Томкэт» был сбит ракетой Р-60. Иран заявлял о 35-45 воздушных победах F-14, при том некоторые западные исследователи считают что иранское командование записало большое количество одержанных истребителями воздушных побед на счёт зенитчиков, или же вообще не учло. Неопределённые западные источники говорят о 4 подтверждённых победах при 4-5 потерях в воздушных боях. Согласно Г. Иванову и airvectors.net, документальное подтверждение имеют только 3 иранских воздушных победы (2 Миража и 1 МиГ-21), однако эти данные явно не полные — к примеру, задокументировано сбитие иракского МиГ-23 10 ноября 1980 года. По книги Тома Купера и Фарзада Бишопа, опирающийся на иранские источники, по данным на 2004 год девять F-14 было потеряно в бою, семь разбилось в инцидентах и как минимум восемь получили тяжёлые повреждения. По последним иранским данным 11 F-14 было потеряно в бою, 7 разбилось, 1 был угнан и 8 были тяжело повреждены, из 77 к концу войны осталось 58.

Послевоенное изучение некоторыми исследователями использования F-14 в Иране говорит о другой статистике. По этим данным иранские F-14 одержали 111 подтверждённых побед и 49 неподтверждённых. Также одна победа была одержана над МиГ-25РБ совместными усилиями F-14 и F-5. Эти заявления вызывают большие сомнения.

В первые дни войны в оперативном состоянии находились все из 77 «Томкэтов». В середине войны на параде участвовали 25 F-14A. К концу войны число боеготовых самолётов составляло 7—9. В среднем в ходе войны из-за нехватки запчастей 4—5 F-14 оставалось в состоянии выполнять боевые задачи, Ирак заявлял об уничтожении более 70 «Томкэтов», то есть подавляющего большинства имевшихся у Ирана самолётов, однако после окончания войны у Ирана ещё оставалось 58 «Томкэтов».

За время войны произошло несколько случаев дезертирства иранских лётчиков. В 1986 году один F-14 был угнан в Ирак. Есть информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж «Томкета» вместе с самолётом дезертировал в «страну советов». Иранцы категорически отрицали что поставляли F-14 для СССР.

Снятие с вооружения

Первоначально окончание эксплуатации F-14 было запланировано на 2008 год, но успешное введение в строй истребителей F/A-18E/F Super Hornet позволило сделать это раньше установленного срока.

F-14 официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полёт эскадрильи VF-31 и VF-213, оснащённые F-14D, совершили 10 марта того же года, а все самолёты моделей A и B были выведены в резерв ещё раньше.

Дополнительные факты

— На F-14 летала Кара Халтгрин, первая в истории ВМС США женщина, получившая квалификацию лётчика-истребителя. Она погибла в авиакатастрофе 25 октября 1994 года.

— Самый результативный пилот F-14 — иранский ас Джалил Занди (1951—2001), сбивший 11 самолётов противника, в том числе неподтверждённых, среди которых 4 Миг-23, 2 Су-22, 2 Миг-21, и 3 Mirage F1 во время Ирано-Иракской войны, погибший в результате автокатастрофы в 2001 году.

— О пилотах F-14 был снят художественный фильм Top Gun c Томом Крузом в главной роли.

— F-14 появляется в фильмах «Последний Отсчёт», «Астероид», «Месть», «Свобода удара» и «Турбулентность»

— Документальные фильмы — «Speed and Angels», «Знаменитые Самолёты — F-14 Tomcat»

Тактико-технические характеристики F-14

Экипаж F-14

— 2 человека (пилот и оператор вооружения)

Размеры F-14

— Длина: 19,1 м
— Размах крыла в сложенном положении: 11,65 м
— Размах крыла в развёрнутом положении: 19,45 м
— стреловидность по передней кромке в полёте: 20° — 68°, на стоянке 75°
— Высота: 4,88 м
— Площадь крыла: 54,5 м²

Вес F-14

— Масса пустого: 18191 кг
— Масса снаряжённого: 26632 кг
— Максимальная взлётная масса: 33720 кг

Двигатель F-14

— 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой General Electric F110-GE-400
— максимальная тяга: 61,4 kN
— тяга на форсаже: 124,7 kN

Скорость F-14

— Максимальная скорость: 2485 км/ч (M=2,34 ) (на высоте)
— Боевой радиус: 926 км
— Скороподъёмность: 229 м/с
— Нагрузка на крыло: 553,9 кг/м²
— Тяговооружённость: 0,91

Перегоночная дальность F-14

— 2960 км

Практический потолок F-14

— 16150 м

Вооружение F-14

— Пушечное: 1 шестиствольная пушка M61A-1 Vulcan калибра 20 мм, 675 снарядов
— Боевая нагрузка: 6576 кг различного вооружения:
— Ракеты «воздух-воздух»: AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder (Ракеты AIM-120 AMRAAM прошли испытания на F-14D но так и не были введены в состав вооружения Томкетов из-за значительной стоимости доработки бортов состоящих на вооружении)
— Бомбовое вооружение: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway I/II/III LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk-83 и Mk-84

— На подфюзеляжном пилоне в ущерб ракете воздух-воздух возможна подвеска разведывательного контейнера TARPS а на подкрыльевой пилон — LANTIRN.

Фото F-14


Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Групповые туры В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились.
Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятие
  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • Грумман Ф-14А Томкэт | Музей авиации

    Неспособность General Dynamics F-111B соответствовать требованиям ВМС США к усовершенствованному палубному истребителю завоевания превосходства в воздухе привела к новому конкурсу на проектирование, который выиграл Grumman с его двухместным двухмоторным самолетом с изменяемой геометрией. . Обозначенный F-14 и названный Tomcat, первый полет произошел 19 декабря.70. Поставки ВМФ начались в июне 1972 г., а первоначальное развертывание авианосных эскадрилий началось в 1974 г. Всего в 1969-1991 гг.

    было произведено 712 «Томкэтов».

    F-14 со своими ракетами класса «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс» в сочетании с бортовой РЛС дальнего радиолокационного обнаружения был способен одновременно перехватывать, поражать и уничтожать до шести приближающихся самолетов противника на расстоянии до ста миль от авианосная оперативная группа. Tomcat также мог нести ракеты с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow, AIM-9Ракеты Sidewinder с инфракрасным наведением и установленная внутри 20-мм пушка M61A-1. Позже F-14 также использовался в качестве штурмовика. Одна версия экспортировалась в Иран в 1975-1978 гг.

    Способность крыла в полете поворачивать на 68 градусов в сочетании с двумя двигателями тягой 21 000 фунтов позволила F-14 развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука. Сокращение потребностей в силах и одновременное сокращение расходов на оборону потребовали постепенной замены F-14 на F/A-18 к 2006 году.

    Музейный F-14 был изготовлен на заводе Grumman в Бетпейдже, штат Нью-Йорк, и поставлен ВМФ в 1977 году. В его послужной список входят задания на VF-84 («Веселый Роджерс»), VF-101, VF-41, VF- 74, ВФ-11 и ВФ-51. Он завершил свою летную карьеру в Центре морских ударов и боевых действий в воздухе (NSAWC) в Неваде. На момент выхода на пенсию в ноябре 2001 года Tomcat налетал 4958 часов и сделал 1188 выстрелов из катапульты авианосца.

    Этот самолет предоставлен Национальным музеем морской авиации в Пенсаколе, Флорида.

    Регистрация:

    160382

    Wingspan:

    64.08 футов

    Длина:

    63 футов

    :

    16 футов

    . Вес:

    59 714 фунтов

    Максимальная скорость:

    1544MPH

    Круиз Скорость:

    610MPH

    Энергетическая установка:

    Два Пратт и Уитни TF30-P-414A, 20,900 фунтов. 0003

    Диапазон:

    2400 миль

    Неспособность General Dynamics F-111B соответствовать требованиям ВМС США к усовершенствованному палубному истребителю завоевания превосходства в воздухе привела к новому конкурсу на проектирование, который выиграл Grumman с его двухместным двухмоторным самолетом с изменяемой геометрией. . Обозначенный как F-14 и названный Tomcat, первый полет состоялся в декабре 1970 года. Поставки ВМФ начались в июне 1972 года, а в 1974 году было развернуто начальное развертывание авианосных эскадрилий. Всего за 19 лет было произведено 712 самолетов Tomcat.69-1991.

    F-14 со своими ракетами класса «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс» в сочетании с бортовой РЛС дальнего радиолокационного обнаружения был способен одновременно перехватывать, поражать и уничтожать до шести приближающихся самолетов противника на расстоянии до ста миль от авианосная оперативная группа. Tomcat также мог нести ракеты с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow, ракеты с инфракрасным наведением AIM-9 Sidewinder и внутреннюю 20-мм пушку M61A-1. Позже F-14 также использовался в качестве штурмовика. Одна версия была экспортирована в Иран в течение 1975-1978.

    Способность крыла в полете поворачивать на 68 градусов в сочетании с двумя двигателями тягой 21 000 фунтов позволила F-14 развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука. Сокращение потребностей в силах и одновременное сокращение расходов на оборону потребовали постепенной замены F-14 на F/A-18 к 2006 году.

    Музейный F-14 был изготовлен на заводе Grumman в Бетпейдже, штат Нью-Йорк, и поставлен ВМФ в 1977 году. В его послужной список входят задания на VF-84 («Веселый Роджерс»), VF-101, VF-41, VF- 74, ВФ-11 и ВФ-51. Он завершил свою летную карьеру в Центре морских ударов и боевых действий в воздухе (NSAWC) в Неваде. На момент выхода на пенсию в ноябре 2001 г. Tomcat накопил 4,958 часов налета и 1188 выстрелов из авианосной катапульты.

    Этот самолет предоставлен Национальным музеем морской авиации в Пенсаколе, Флорида.

    Регистрация:

    160382

    Wingspan:

    64.