БТР-60 🔥 конструкция, технические параметры, боевое применение

БТР-60 представляет собой первый отечественный серийный четырехсносный бронетранспортер с полным приводом. Также данная машина стала первым советским БТР, способным самостоятельно преодолевать водные преграды.

Боевая техника настолько надежна, что при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР может продолжать движение.

Сегодня бронетранспортер БТР-60 стоит на вооружении более 40-ка государств. Он считается надежной боевой машиной, положившей начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.

Содержание

  1. История создания БТР-60
  2. Особенности конструкции БТР-60
  3. Технические характеристики БТР-60
  4. Модификации
  5. Боевое применение БТР-60
  6. Заключение

История создания БТР-60

После Великой Отечественной войны основным бронетранспортером Советской Армии был БТР-152. Данная машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот бронетранспортер был создан в короткие сроки, так как его основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя для машины, созданной на базе трехосного грузовика, БТР-152 обладал приемлемыми качествами, военные все же неоднократно высказывали недовольство, что машина не может двигаться вместе с танками и преодолевать траншеи.

Чтобы увеличить проходимость, конструкторам пришлось разрабатывать новую колесную формулу с равномерным расположением мостов. Первый же опытный образец БТР-Э152В, имеющий колесную формулу 8х8, доказал, что такая концепция работает. Зато управляемость новой модели была слишком низкой, что заставило конструкторов делать управляемыми две передних пары колес.

Новый военный автомобиль, разработку которого поручили Горьковскому автомобильному заводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый опытный экземпляр был готов уже через два года. Первый вариант БТР-60 имел такую же схему, как серийная модель, но отличался от нее двигателем.

Изначально на опытный образец было решено установить один карбюраторный двигатель ГАЗ-40П, развивающий 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что данный двигатель слишком слабый для десятитонного бронетранспортера. Сначала было решено установить на бронетранспортер мощный дизель ЯАЗ-206Б, который развивал 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжелый дизель не давал возможности бронетранспортеру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.

Теперь бронетранспортер получил достаточный запас мощности, а раздатка БТР-60, с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость в условия бездорожья.

Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортер подвергся модернизации:

  • Были установлены приборы ночного видения;
  • Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
  • Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортер.

Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.

Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, все же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.

Особенности конструкции БТР-60

Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.

Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.

У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.

Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.

Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.

В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.

В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.

Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.

В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).

Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.

В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.

Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.

БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.

В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.

Технические характеристики БТР-60

Длина, мм 7500
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2300
Масса, т 10,0
Десант, чел. 8-12
Толщина брони, мм 5-9
Двигатели 2* ГАЗ 40П
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч 80/15
Запас хода, км 500

Модификации

На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.

  • БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.
  • БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).

На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 — командирская машина для высших офицеров пехоты.

Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.

Боевое применение БТР-60

Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.

Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.

Заключение

БТР-60 — легендарный бронетранспортер, который сыскал спрос на всех континентах. За все время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.

Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.

Бронетранспортер БТР-60

 

 

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР — 60

 

 Бронетранспортеры

ГЛАВНАЯ

Сухопутные войска Мотострелковые войска и ВДВ

 

Предыдущая

Следующая

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ-2
Бронетранспортер БТР-40
Бронетранспортер БТР-152
Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер БТР-70
Бронетранспортер БТР-Д
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП — 3
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина десанта БМД-3 «Бахча»

 

 

 

 

 

 

 

К концу 50-х годов прошлого столетия основной бронетранспортер Советской Армии БТР-152 устарел и не соответствовал требованиям военного руководства. Недостаточная проходимость и неспособность преодолевать некоторые виды препятствий, ограничивали возможность его боевого применения совместно с танками. БТР-152 не был плавающей машиной и этот факт, учитывая значение, которое придавало советское командование способности боевой техники к преодолению водных преград, ставил точку в вопросе дальнейшего производства бронетранспортера и его эксплуатации в войсках. Начиная со второй половины 50-х годов разработкой нового плавающего БТР повышенной проходимости в СССР занимался ряд конструкторских коллективов. В 1954-1957 гг. в Военной академии бронетанковых и механизированных войск был разработан эскизный проект плавающего бронетранспортера с равномерным распределением мостов и колесной формулой 8 х 8. Материалы разработки в 1958 г. были переданы в СКБ Кутаисского автомобильного завода, где были использованы для создания проекта бронетранспортера «объект 1015 «.

В бюро внешних заказов автомобильного завода им. Лихачева (ныне АМО ЗИЛ, г. Москва) разрабатывался проект плавающего трехосного бронетранспортера ЗИЛ-153. По этой же теме работали и в конструкторских бюро Алтайского тракторного завода — АТЗ (ныне ОАО «Алтайский трактор» г. Рубцовск, Алтайский край), где проектировали БТР «объект 19» и Мытищенского машиностроительного завода (ныне ОАО «ММЗ», г. Мытищи Московская область), разрабатывающего свой проект под заводским обозначением ММЗ-560. Зимой 1956 г. к разработке собственного проекта приступили и на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ, ныне ОАО «ГАЗ», г. Нижний Новгород), где проектированием бронетранспортера занималось Бюро серийных автомобилей (СКБ) под руководством известного советского конструктора легкой бронетехники В.А. Дедкова. Первый опытный образец бронетранспортера ГАЗ-49 или БТРП (бронетранспортер плавающий) был готов к середине 1958 г.
Как и образцы конструкций предприятий работающих над созданием новой машины, ГАЗ-49 имел ряд технических новшеств: несущий сварной корпус из противопульной брони, гидромеханическую передачу (ГМП), водометный движитель, гидропневматическую подвеску. Прототип был оборудован шестицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-40П мощностью в 90 л.с., что было изначально неприемлемо для БТР массой около 10 т. Были неудачные попытки установки на ГАЗ-49 дизельный двигатель Я-206Б мощностью 205 л.с. В конечном итоге было принято решение установить на машине два двигателя ГАЗ-40П смонтированных параллельно на общей раме в корме БТР. Каждый двигатель имел свою трансмиссию и обслуживал привод двух мостов: правый — первого и третьего, левый, соответственно, второго и четвертого. В конце лета 1959 г., после рассмотрения опытных образцов конструкторских бюро работающих по теме колесного БТР, приемочной комиссией заказчика было принято решение  рекомендовать принять на вооружение и организовать серийное производство конструкции Горьковского автозавода ГАЗ-49. Интересно, что внутренняя комиссия Минавтопрома СССР оценило решение конструкторов по установке двух спаренных двигателей как безграмотное и авантюрное, однако оно неожиданно получила поддержку от представителей заказчика — Министерства обороны. Дело в том, что при выходе из строя одного из двигателей БТР имел возможность продолжать движение со скоростью около 60 км/ч, используя оставшийся рабочий двигатель. ГАЗ-49 был выбран в качестве основного колесного БТР благодаря отработанной на ГАЗе технологии производства, использования хорошо освоенного двигателя ГАЗ-40П, более низкой по сравнению с другими прототипами, себестоимости. Машина была принята на вооружение приказом МО СССР № 0202 от 13 ноября 1959 г. под названием БТР-60П. Серийное производство БТР-60П началось на Горьковском автозаводе в 1960 г. В конце года на бронетранспортер стали устанавливать водительский прибор ночного видения и командирский смотровой прибор. С 1963 г. БТР-60П сменил в производстве БТР-60ПА, отличающийся от первого более высоким корпусом и наличием 7мм бронированной крыши с двумя люками для посадки и высадки десанта. С 1965 г. производился БТР-60ПА1, имеющего усовершенствованные трансмиссию и агрегаты двигателей. С 1966 г. в производство принимается наиболее известная и массовая модификация БТР-60 — БТР-60ПБ. Корпус бронетранспортера выполнялся из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 5-11 мм при помощи сварки. Все броневые верхние вертикальные листы установливались под рациональными углами наклона, что повышало защищенность БТР от пуль и осколков. Бронекорпус БТР-60ПБ, как и корпуса машин более ранних модификаций, имел обтекаемую форму. В носовой части корпуса монтировался щит водоотражателя. Отделение управления располагалось в носовой части машины, где оборудовались рабочие места, слева -водителя, справа командира мотострелкового отделения. В средней части корпуса оборудовано боевое отделение совмещенное с десантным. Боевое отделение представло собой башню конической формы, изготовленной из 7 мм броневых листов с тремя амбразурами и подвижной броневой маской, разработанная в начале 60-х годов для установки на БРДМ-2. Башня крепилась на шариковой опоре над вырезом в крыше десантного отделения и поворачивалась вручную с помощью винтового механизма. Рабочее место стрелка размещалось в башне, где было подвешено сидение. В десантном отделении установлены вдоль бортов две трехместные скамьи и два одноместных сидения для размещения десанта. В кормовой части БТР размещались двигательная установка и водометный движитель. По левому и правому бортам корпуса располагались по одному десантному люку и по три амбразуры, закрывающимися бронезаслонками для ведения огня из автоматов и ручного пулемета. На крыше корпуса оборудовались два десантных люка, расположенных по диагонали и люки для водителя и командира, расположенных в передней части. Кроме этого, в корпусе машины был оборудован целый ряд технологических люков и лючков.  Бронекорпус БТР-60ПБ полностью герметизирован. БТР-60ПБ оборудован фильтр — вентиляционной установкой (ФВУ). Вооружение бронетранспортера состояло из спаренной установки 14, 5 мм пулемета КПВТ и 7, 62 мм ПКТ. Наведение установки в цель осуществлялось с помощью оптического прицела ПП-61. Максимальная дальность поражения составляло 2000 м для КПВТ и 1500 м для ПКТ. Стрельба производилась с помощью электроспуска. На бронетранспортере имелись следующие приборы наблюдения: перископические приборы ночного видения ТВН-2 и ТКН-1, находящиеся на рабочих местах водителя и командира, дневной перископический смотровой прибор ТПКУ-2Б на рабочем месте командира, а также пять смотровых приборов ТНП-Б на рабочих местах водителя и командира, кроме того для обеспечения наблюдения из десантного отделения на крыше слева от башни устанавливался прибор МК-4Н и в верхнем бронелисте напротив от него —  ТНП-Б. На БТР-60ПБ монтировались радиостанция Р-123 (Р-123М) и танковое переговорное устройство ТПУ-124 на трех абонентов. На бронетранспортере устанавливалась силовая установка состоящая из двух шестицилиндровых карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-40П, установленных на общей раме вдоль оси БТР, каждый из которых, также как и на БТР-60П, обеспечивал привод на два моста. Оба двигателя имели общий привод на движитель водомета, а правый  и на привод лебедки. Привод на два передних моста можно было отключить. Каждый двигатель имел собственную трансмиссию, состоящую из однодискового сцепления сухого трения с гидравлическим приводом, четырехступенчатой механической коробки передач с коробкой отбора мощности, две главные передачи с кулачковыми дифференциалами, четыре колесных редуктора, набор карданных валов, правый двигатель, кроме этого, имел механизм отбора мощности на лебедку. БТР-60ПБ имел ходовую часть с колесной формулой 8х8 с четырьмя равномерно расположенными мостами, два передних из которых были управляемыми. Колеса односкатные, пулестойкие, имеющие независимую подвеску торсионного типа. На бронетранспортере устанавливалась центральная система регулирования давления воздуха в шинах колес с двумя компрессорами. Благодаря наличию четырех мостов БТР имел возможность продолжать движение потеряв любые два колеса. В кормовой части БТР монтировался водометный движитель, представлявший собой водовод с четырехлопастным винтом диаметром в 600 мм с приводом на оба двигателя. Поворот на плаву осуществлялся с помощью двух рулей, расположенных в водоводе. При выходе движителя из строя, движение в воде могло осуществляться за счет вращения колес со скоростью 4 км/ч. Серийное производство БТР-60ПБ на Горьковском автозаводе продолжалось до 1976 г., а на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ, ныне ОАО «Русич»), до 1987 г. На базе БТР-60 был разработан и серийно производился целый ряд специальных бронированных машин различного назначения: БТР-60ПУ — машина управления на базе БТР-60ПА, БТР-60ПУ-12 — машина управления подразделениями ПВО на базе БТР-60ПБ, 1В18 «Клен-1» — машина командира батареи из состава комплекса 1В17 «Машина-Б» на базе БТР-60ПБ, 1В19 «Клен-2» — машина командира дивизиона из состава комплекса 1В17 «Машина-Б» на базе БТР-60ПБ, Р-118АМЗ, Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ, Р-156, Р-161Б, Р-409БМ — передвижные радиостанции различного назначения на базе БТР-60ПА и БТР-60ПБ, БТР-60П-238БТ, БТР-60П 239БТ, БТР-60П 240БТ, БТР-60 241БТ — передвижные полевые телефонные станции на базе БТР-60ПА и БТР-60ПБ, БТР-60ЛБГС — укладчик телефонного кабеля на базе БТР-60ПБ, Р-975, Р-975М, Р-975М -машины наведения авиации на базе БТР-60ПБ, БТР-60 З-351-БР — передвижная зарядная станция, МТП-2 — машина технической помощи на базе БТР-60ПА, 15Я56 — машина боевого поста охраны позиций РВСН на базе БТР-60ПБ. БТР-60 и его модификации поставлялся на экспорт в страны социалистического содружества и во многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, кроме того в Финляндию и в Турцию. Производился по лицензии в Румынии под названием ТАВ-71.

        Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БТР-60П БТР-60ПА БТР-60пб
1 Экипаж чел. 2 2 2
2 Десант чел. 14 12 8
3 Вооружение пулемет 7,62 мм СГМБ 7,62 мм СГМБ (ПКБ)  14,5 ммКПВТ

7,62 мм ПКТ

4 Боекомплект 14,5 мм патроны

7,62 мм патроны обр. 1908 г. шт.

1250

1250

500

2000

5 Мощность двигателя ГАЗ-40П л. с. 2 х 90 2 х 90 2 х 90
6 Максимальная скорость км/ч 80 80 80
7 Скорость на плаву км/ч 10 10 10
8 Боевая масса т 9,9 10,2 10,2
9 Запас хода по топливу км 500 500 500
10 Колесная формула   8 х 8 8 х 8 8 х 8
11 Длина по корпусу мм 7220 7560 7560
12 Ширина мм 2906 2906 2830
13 Высота мм 2240 2380 2420
14 Дорожный просвет мм 475 475 475
15 Радиостанция шт. Р-113 Р-113 (Р-123) Р-123М
16 Бронирование мм 5-9 5-9 5-11

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: [email protected]

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Немецкий StuG III Второй мировой войны

Марко Пантелич / 22 октября 2022 г.

Германия (1941 г.) Штурмовая пушка — количество построенных 50 Ausf.C и 150 Ausf.D Вслед за Ausf.A и Ausf.B, следующие машины…

Подробнее

  • Прототипы США времен Первой мировой войны

Эндрю Хиллс / 19 октября 2022 г.

США (1916 г.) Сухопутный корабль — не построен «Предположим, что гигантский военно-морской флот Великобритании теперь может выйти из моря в…

Подробнее

  • Прототипы итальянских танков времен Второй мировой войны

Артуро Джусти / 17 октября 2022 г.

Королевство Италия (1943 г.) Бронетранспортер — Бумажный проект Semicingolato da 8 t (англ.: 8 tonne Half-track), короткий…

Подробнее

  • Немецкие истребители танков Второй мировой войны

Марко Пантелич / 15 октября 2022 г.

Германия (1943 г.) Самоходная противотанковая машина — 750-800 Построено По ходу Второй мировой войны немецкая армия столкнулась с постоянно растущим. ..

Подробнее

  • Современная итальянская броня

Артуро Джусти / 12 октября 2022 г.

Италия (с 2010 г. по настоящее время) Транспортер для перевозки личного состава — измененный номер неизвестен IVECO Daily Homeland Security — итальянский небронированный транспортер для…

Подробнее

  • Британские прототипы времен Первой мировой войны

Эндрю Хиллс / 10 октября 2022 г.

Великобритания (1915-1918) Прототип — 1 Частично достроен Полковник Рукс Эвелин Белл Кромптон присутствовал при рождении…

Подробнее

  • Легкие танки США времен Второй мировой войны

Кристофер Янусас / 8 октября 2022 г.

США (1935-1938) Легкий танк – 237 построено (M2A2), 73 построено (M2A3) Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетехнику, которая когда-либо бороздила поле боя, от «сухопутных линкоров» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

С участием (уже десять лет!)

 

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанные авторы.

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Социальные сети

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Твиты от tankenc Follow @tankcenc

Бронетранспортер БТР-60

Бронетранспортер БТР-60

ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС

Бронетранспортер БТР-60, первый в линейке российских 8-колесных БТР, был разработан в конце 1950-х годов для замены БТР-152 (6х6) и впервые был представлен публике в 1919 году.61. Он постоянно совершенствовался на протяжении 1960-х годов, что привело к созданию БТР-60ПБ, который впоследствии был заменен в производстве аналогичным БТР-70 (8×8). Численно БТР-60 был самой важной машиной в Советской Армии. Он был выпущен в большом количестве для восточногерманской, болгарской и румынской армий. Он также был экспортирован в Югославию. Примечательно, что это был стандартный бронетранспортер советской морской пехоты [Советской морской пехоты].

БТР-60ПБ хорошо проходит по пересеченной местности в условиях, благоприятствующих колесам. На суше или на воде транспортное средство управляется двумя передними колесами, которые также имеют гидроусилитель руля. Корпус в форме лодки со скошенными бортами обеспечивает хорошую плавучесть и помогает отражать вражеский огонь. БТР-60ПБ имеет прожектор и инфракрасное оборудование, что дает ему возможность вести бой в ночное время.

БТР-60ПБ — полноприводная машина с удлиненным лодкообразным корпусом, с хорошо наклоненными бортами и верхним бронепокрытием. Корпус представляет собой цельносварную стальную конструкцию с местами водителя и командира в передней части, отсеком для личного состава в средней части и моторным отсеком в задней части корпуса. БТР-60 имеет полностью закрытое десантное отделение, над которым находится одноместная башня. Небольшая коническая башня, расположенная над второй парой колес, идентична той, что установлена ​​на БРДМ-2. Справа на нем установлены спаренные 14,5-мм пулеметы КПВ и 7,62-мм ПКТ, слева — оптический прицел. Экипаж использует два полукруглых люка в носовой части башни и пару прямоугольных люков в задней части башни для доступа до восьми пассажиров. По бокам десантного отделения расположены три огневых порта.

Этот восьмиколесный автомобиль имеет равномерное расположение колес, за исключением немного большего расстояния между вторым и третьим колесами. Шины имеют систему централизованного регулирования давления, характерную для советских колесных БТР, и частично заполнены поролоновым веществом. Все восемь колес имеют привод, а первые четыре, которые используются для рулевого управления, имеют усилитель. В кормовой силовой установке используется пара 6-цилиндровых бензиновых двигателей мощностью 90 л. с., установленных в задней части корпуса. Привод первой и третьей осей осуществляется через трансмиссию правого двигателя, а второй и четвертой осей — через трансмиссию левого двигателя. БТР-60П является полностью амфибийным и приводится в движение одним водометом, установленным в задней части корпуса.

Хотя его броня толще, чем у старых моделей БТР, БТР-60ПБ уязвим как для осколочно-фугасных снарядов, так и для огня из стрелкового оружия. Шины чрезвычайно уязвимы к проколам. Мягкое вспомогательное оборудование (антенны и встроенные топливные баки) уязвимы для поражения средствами полевой артиллерии. Войска должны садиться и спешиваться через верхние люки, открывающие им доступ к огню. Заметной уязвимостью является то, что пассажиры должны выходить из транспортного средства через верхние люки, что делает их уязвимыми для пожаров. Кроме того, артиллеристы должны находиться на высоте не менее плеч от машины, чтобы управлять установленным вооружением.

ВАРИАНТЫ

БТР-60ПБ впервые появился в 1965 году как третья модификация серии БТР-60П. В 1961 году ему предшествовал БТР-60П с открытым верхом, а в 1964 году — БТР-60ПК (также известный как БТР-60ПА), в котором был добавлен верхний броневой кожух, но не было башни БТР-60ПБ. Более поздние модификации — это командирская машина БТР-60ПУ со специальным брезентовым верхом и дополнительными радиостанциями, а также передовая машина управления воздушным движением, модифицированный БТР-60ПБ с большим окном из плексигласа, заменяющим спаренные пулеметы в башне и установленный большой переносной генератор. на задней палубе. Все версии этой серии до сих пор находятся на вооружении, хотя модели БТР-60П и 60ПК сегодня редко можно увидеть в частях первой линии. БТР-60ПБ экспортировался во многие страны, включая Северную Корею и большинство стран Варшавского договора. Есть также польская и чешская версии этого автомобиля. С 1978 БТР-70 начал замену БТР-60ПБ.

Другой вариант БТР-60, артиллерийская командно-разведывательная машина (АКРВ) М1 979(2), используется в качестве машины командно-наблюдательного пункта (КП) в буксируемых артиллерийских батареях и дивизионах.

  • БТР-60П: Первоначальная версия представляет собой крупную машину с лодкообразным корпусом, наклонной броней и задней силовой установкой. Все восемь колес приводятся в движение, а передние две пары управляют транспортным средством. Водометная тяга — водометная, аналогичная используемой в амфибийных разведывательных машинах серии БРДМ. Силовая установка необычна тем, что используются два шестицилиндровых рядных бензиновых двигателя типа применяемых на БРДМ. БТР-60П также оснащен инфракрасным оборудованием для ночного вождения. Шины имеют обычную советскую централизованную систему регулирования давления.
  • БТР-60ПА : Первая модификация в значительной степени примечательна своим верхним броневым покрытием, отсутствующим в оригинальном БТР-60П.
  • БТР-60ПБ: Вторая модификация также оснащена верхним бронезащитным кожухом, но дополнительно имеет небольшую коническую башню на передней половине машины. В этой башне, идентичной той, что установлена ​​на машине-амфибии БРДМ-2, установлены пулеметы калибра 14,5 и 7,62 мм. Этот крытый вариант бронетранспортера с открытым люком БТР-60П имеет сверху установленный 12,7-мм пулемет перед прямоугольным люком наводчика. Там, где установлены два дополнительных 7,62-мм пулемета, они находятся справа и слева от люка. Из-за нехватки места в проеме могут поместиться не более одного-двух стрелков.
  • БТР-60ПБ: Самый распространенный вариант имеет одноместную башню, 14,5-мм пулемет КПВ-Т, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и дневные/ночные прицелы.
  • БТР-60ПБК: вариант командира роты с 3 дополнительными радиостанциями
  • БТР-60 ПУ: вариант бронированной командирской машины (БКМ) с брезентовой крышей, без башни и дополнительным оборудованием связи. Его легко узнать по изогнутой дипольной антенне, которая проходит почти по всей верхней части автомобиля. БТР-60ПУ обычно не имеет встроенного вооружения.
  • БТР-60 ПУ-12/-12М: ББМ ПВО и ее модернизация
  • БТР-60 Р-975: Передовая машина управления воздушным движением представляет собой модифицированный БТР-60ПБ с снятым вооружением с башни, которая затем оснащена окном из плексигласа. На задней палубе установлен большой переносной генератор, аналогичный тому, что установлен на командирской машине БРДМ-2.
  • МТП-2: Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • Р-145БМ: ББМ с радиостанциями Р-111, Р-123, Р-130М и отличительная антенна для бельевой веревки
  • Артиллерийские командно-разведывательные машины. ACRV 1V18 представляет собой командно-наблюдательная машина (КС). АКРВ 1В19 пожарный центр направления (ЦДП).
Альтернативные обозначения БТР-60-ПК
Дата введения 1963
Распространение Не менее 30 стран (включая варианты)
Описание
Экипаж 2
Численность войск 12
Боевая масса (т) 10,1
Общая длина шасси (м) 7,22
Высота общая (м) 2,06
Ширина Габаритная (м) 2,82
Давление на грунт (кг/см 2 ) INA
Формула привода 8 x 8
Автомобильная производительность
Тип двигателя 2 бензиновых двигателя по 180 л. с.
Запас хода (км) 500
Скорость (км/ч)
Макс Роуд 80
Максимум для бездорожья 60
Средний по пересеченной местности INA
Max Swim 10
Глубина брода (м) Амфибия
Радио INA
Защита
Броня передней части башни (мм) 7-9 мм передняя часть корпуса (без башни)
Броня аппликации (мм) Н/Д
Взрывоопасная реактивная броня (мм) Н/Д
Система активной защиты Н/Д
Оборудование для разминирования Н/Д
Самозаглубляющийся отвал Н/Д
Система защиты от ОМП Коллективная
Дымовое оборудование Н/Д
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение
Калибр, тип, наименование 12,7-мм (12,7 x 108) крупнокалиберный пулемет ДШК
Скорострельность (выстр/мин) 80-100 (практическая)
Тип погрузчика Ленточная подача
Готовые/убранные снаряды INA
Высота () -10/+80
Огонь в движении Да
Вспомогательное вооружение
Калибр, тип, наименование 2 х 7,62-мм пулемета ПКТ
Тип крепления Верх автомобиля
Максимальная прицельная дальность (м) 1500
Максимальная эффективная дальность (м)
День   1000
Ночь Н/Д
Пожар в движении Да
Скорострельность (выстр/мин) 250 практическая / 650 циклическая, 2-10 выстр очередями
Пусковая установка ПТУР Н/Д
Стрелковые порты 3 с каждой стороны
ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ
Имя FCS Н/Д
Стабилизация главного орудия Н/Д
Дальномер Н/Д
Инфракрасный прожектор Н/Д
Прицелы с увеличением
Наводчик
День К10-Т
Поле зрения () INA
Дальность захвата (м) 1500 (оценка)
Ночь Н/Д
Основное орудие командира огня

Источники и методы



ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
http://www.