Кто такие сунниты и шииты – Власть – Коммерсантъ

14K 1 мин. …

Одним из главных противоречий в исламском мире является конфликт между суннитами и шиитами.

В исламе обычно выделяют три основных течения — суннизм, шиизм и ибадизм. В последнее время в качестве отдельной ветви рассматривается ваххабизм (салафизм), который ранее классифицировался как одно из направлений суннизма. Количественно доминирующее положение среди мусульман занимают сунниты (вместе с ваххабитами — не менее 80% верующих), шиитов насчитывается не более 20% (наиболее реалистичная оценка — 10-13%). Ибадизм распространен почти исключительно в Омане, где его исповедует от 50% до 75% населения (всего в стране живет около 3 млн человек), и значимой роли за пределами султаната он не играет.

Общее количество мусульман оценивается в 1,6 млрд человек (23% населения мира). Большинство суннитов и вообще мусульман (почти 1 млрд) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На Ближнем Востоке, где сосредоточены шииты, на них приходится примерно половина мусульманского населения. Свыше 40% всех шиитов мира живет в Иране. Крупные общины (более 5 млн человек) существуют в Пакистане, Индии, Ираке, Турции, Йемене и Азербайджане.

Возникновение суннитов и шиитов относят к VII веку, когда после смерти пророка Мухаммеда ислам раскололся на несколько толков. Ключевые различия сводятся к тому, что шииты не рассматривают в качестве законных преемников Мухаммеда первых трех халифов, признавая таковым только четвертого — зятя пророка Али.

Поэтому они не используют составленную до Али сунну (предание о жизни пророка) и разделяют догмат о «скрытом имаме», предопределяющем особую роль шиитского духовенства, которое независимо от мнения мусульманской общины.

Внутри обоих течений существуют подгруппы, оформленные как правовые школы (мазхабы), религиозные братства (тарикаты) или секты (например, исмаилиты и алавиты в шиизме). При этом доктринальные отличия неочевидны для самих верующих. Согласно опросу Pew Research Center, в формально суннитской Индонезии (страна с самым большим числом мусульман в мире) лишь 26% назвали себя суннитами, а 56% выбрали вариант «просто мусульманин». В то же время в некоторых ближневосточных странах значительная часть населения вовсе не считает шиитов мусульманами (в Египте таковых 53%, в Марокко — 50%, в Иордании — 43%).

Противостояние шиитов и суннитов вписано в институциональное оформление политических систем или выступает основным содержанием внутриполитического процесса большинства стран региона. В Ливане за общинами закреплены квоты в политическом руководстве: шиитам полагается пост спикера парламента, суннитам — премьер-министра. Аналогичная ситуация сложилась в Ираке, где шиит возглавляет правительство, а суннит — парламент. В населенной преимущественно суннитами Сирии политическая власть находится в руках шиитов-алавитов — абсолютного меньшинства населения (10%). Напротив, в заселенном на 75% шиитами Бахрейне правит суннитская королевская династия.

Вся лента

Шииты и Сунниты — в чем разница?

Комсомольская правда

Радио «Комсомольская Правда»Восток — дело тонкое

Аббас ДЖУМА

3 декабря 2015 23:05

Разбираемся в программе «Восток — дело тонкое» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Женщины в Тегеране. Большая часть населения Ирана — шиитыФото: Анатолий ЖДАНОВ

Джума:

— Приветствую всех! Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только.

Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов.

Рушан Рафикович, добрый день!

Аббясов:

— Добрый день!

Джума:

— Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению. Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают.

Аббясов:

— Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде.

Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет. Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины.

Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения.

После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму.

И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти. И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди – известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы.

Тегеран. На снимке: муллы идут слушать проповедь аятоллы Али Хаменеи, духовного лидера Ирана. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама.

Аббясов:

— Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать.

И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение. Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам – это именно религия мира, добра и добрых отношений.

Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками.

Ближайшие сподвижники – это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку. Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву.

Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву.

Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком. Но при этом ислам – это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.

Иран. Тегеран. Поминки. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Опять же, не всех людей.

Аббясов:

— Не всех.

Джума:

— Не всей уммы.

Аббясов:

— И тут одна группа людей, когда возник острый вопрос, что должен быть руководитель, амир общины, они разделились. И сказали, что нет, должна быть родственная преемственность. И один из сподвижников пророка – это стал Али, которого они посчитали близким человеком. И сказали, что он должен возглавить мусульманскую умму, так как он был двоюродным братом пророка. И он же был зятем нашего пророка.

Джума:

— Я так понимаю, противоречия чисто политического характера.

Аббясов:

— Только политического, ибо даже слово «шиа», что называем сегодня «шииты», оно в переводе с арабского как некая партия. Это небольшая группа людей, которая в какой-то мере из-за своих политических воззрений, а как я сказал, основная причина, кто должен возглавить мусульманскую общину. И вот эта группа людей, которые называли себя «шиа», то есть, отделившаяся партия, они сказали, что обязательно должен выбираться человек из числа потомков пророка Мухаммада. А такой человек был. И считали, что он должен был возглавить мусульманскую общину и стать первым халифом. Это Али, то есть, праведный Али, который потом стал праведным халифом, но не первым. Он был двоюродным братом пророка и зятем. И от Фатимы и Али пошло потомство пророков. Это по женской линии, все-таки. По исламской традиции можно сказать, что родственные отношения передаются по мужской линии. Но вот у пророка было два внука. В детстве сыновья пророка, к сожалению, покинули мир по воле Всевышнего. И у него только от дочери Фатимы, которая была замужем за Али, пошли двое детей: Хасан и Хусейн, которых пророк очень сильно любил.

Еще раз подчеркну, это не религиозное деление. Если сравнивать с христианством: православие и католицизм, то там больше на религиозной основе произошло деление. В исламе на политической основе.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Халифата же давно нет! А вражда и недопонимание все еще остались. Почему так? И с какого периода началась именно вражда? Вооруженное столкновение между вот этими двумя направлениями? В том же Ливане недавно произошел теракт, в шиитском районе. Почему так? Когда все началось?

Аббясов:

— Началось, к сожалению, все тогда же, в седьмом веке. Уже одно из таких ярких событий: произошла мученическая смерть внука пророка. Пророк очень любил своих внуков. И то, что от рук самих мусульман погиб Хусейн…

Джума:

— Битва при Кербеле.

Аббясов:

— Да. Произошла страшная битва. И сегодня, например, шииты, помимо того, что отмечается в исламе два крупных праздника Ураза и Курбан Байрам, то Ашура, есть такой праздник – это месяц, когда начинается новый год по мусульманскому летоисчислению. В этот период мы видим, что произошла мученическая смерть внука пророка Хусейна. И мусульмане-шииты сегодня данное событие считают, как траурное событие. И мы видим, что иногда они себя истязают, бьют, вспоминая о событиях, что они не смогли защитить внука пророка.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, мы очень часто бываем на разных мероприятиях, на конференциях. И между учеными исламского мира, а мы сидим все за одним круглым столом, мы общаемся, мы встречаемся, обсуждаем разные темы, где присутствуют и сунниты, и шииты. Ливан возьмем, Ирак. Там есть целые советы мусульманских ученых, где присутствуют как сунниты, так и шииты. Да, каждый в своем убеждении считает себя правым, но это в любой религии каждый считает, что он идет правильным путем. Но при этом в исламе есть очень четкое понимание того, что ты насильственно ни в коем случае не имеешь права навязывать свою точку зрения.

Но мы видим, что сегодня есть силы, которые пытаются применять систему «Разделяй и властвуй». И, к сожалению, используют вот этот фактор именно религиозного обоснования – конфликтности между суннитами и шиитами.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Причем, как с той, так и с другой стороны! Вспоминают исторические недоразумения, и на фоне этого идет вражда.

Аббясов:

— Именно так. И я думаю, что тут сильная политическая подпитка для того, чтобы развязать конфликт. Например, вспоминаю одну из этих встреч высшего исламского совета Ирака. Они приехали после свержения режима Саддама Хусейна. И они сказали следующее, а там председатель совета шиит, а его первый зам, как генеральный секретарь, представляет суннитскую часть. Они сказали следующее: я шиит, я готов быть суннитом. А суннит говорит: я суннит, но готов быть шиитом. У каждого есть свои убеждения, мы следуем предписаниям, которые есть, но у нас нет момента конфликтности. Мы, как ученые, призываем наши общины не конфликтовать, не проливать кровь, не сеять раздор. При Саддаме Хусейне, говорят они, было тяжело. Но сейчас, когда к нам вторглись военные США, Запада и так далее, нам стало в сто раз хуже. Притом, тогда мы более-менее жили, у нас не было конфликта, не допускали внутреннюю подоплеку конфликтности. Сейчас же специально развязывают, искусственным путем. Это были слова высшего совета исламского в Ираке.

Мы сегодня видим, что, к сожалению, некоторые политики в ряде государств применяют именно этот способ, когда пытаются развязать для своих внутренних политических целей конфликтность между суннитами и шиитами, как вы правильно отметили, вспоминая те или иные эпизоды истории, трактуя их в том или ином контексте. Тем более сегодня, как мы видим, это очень легко делается, применяя интернет, соцсети, настраивая одну группу против другой. И создавая вражду и конфликты.

Сирия. Дамаск. Женщина с детьми. Большинство жителей Сирии — сунниты.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Джума:

— Такой самый примитивный способ – зажечь толпу.

Помимо политических, идеологических, подчеркиваю, не религиозных различий, существуют ли какие внешние различия? В одежде, в поведении? В ритуалах?

Аббясов:

— В первую очередь хочу сказать, что нас объединяет. У нас нет ярких различий, например, как в том же христианстве. Нас объединяет вера в единого бога, чтение одного Корана, у нас нет второго издания Корана. Мы чтим Коран, его читаем, трактуем. И вера в пророка и посланника Всевышнего Мухаммада.

Конечно, есть определенные факт различий. Но больше, если посмотреть, они носят… Если в одежде, то это может быть в целом национальные приоритеты. Мы можем посмотреть, где у нас шиизм распространен? Иран. Если что-то ближе к нам, в арабских странах это Ирак, Ливан, Бахрейн. Если посмотреть наших соседей из бывшего СССР, это Азербайджан, где существенная часть населения именно шииты.

Джума:

— И понемножку они везде.

Аббясов:

— Да. Живут. И мы молимся в одних мечетях. Есть, конечно, в некоторых странах отдельные шиитские мечети. Например, у нас в Москве так же был построен комплекс в Отрадном, где есть отдельно суннитская и шиитская мечеть. Но при этом, подчеркну, что сунниты спокойно могут молиться в шиитских мечетях и наоборот.

Иран. Тегеран. На улицах висят знаки о запрете фотографированияФото: Анатолий ЖДАНОВ

Джума:

— Так везде? Я знаю, что вы четыре года жили в Катаре. Там так?

Аббясов:

— Когда я учился, сильных напряжений не было. Единственное, сейчас могут быть какие-то, на мой взгляд, геополитические моменты.

Мы заходили и в шиитские, и в суннитские мечети. Мы молились спокойно и не было проблем.

Внешне мусульмане сильно не отличаются. Единственное, есть особенности в поклонениях. Мусульмане все чтят пятикратную молитву, например, а в шиизме есть в некоторых мазхабах, течениях. У нас, помимо того, что есть два основных течения, идут определенные школы. В суннитском толке это четыре основных мазхаба: ханафи, шафи, ханбали, малики. Это все идет от названий ученых, которых разработали. В шиитском направлении, насколько мне известно, там около 12 основных.

Джума:

— Самое крупное – это джафари.

Аббясов:

— Да. Джафаритский мазхаб.

Есть небольшие различия в молитвах.

Турция. Стамбул. Большинство жителей Турции являются суннитами.Фото: Антон ПИКУС

Джума:

— А какие?

Аббясов:

— Например, пятикратная молитва. Шииты могут объединять. Совершается пять молитв у шиитов, но в пяти промежутках времени. Каждая молитва в определенное время. Например, в шиитских некоторых мазхабах есть объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. По времени. Но при этом, опять же, пять молитв.

Джума:

— Но правонарушением это не считается?

Аббясов:

— Мы знаем, что есть пять молитв. Например, когда сунниты отправляются в путь, то им тоже дозволено объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. В одно время совершить две молитвы. Но сам всевышний, как справедливый судья, рассудит всех.

Некоторые моменты поклонения. Про намаз. Даже слово «намаз» в фарси имеет персидское значение. Арабское «саляф». У нас настолько все переплетено. Мы понимаем друга друга и совершаем совместные молитвы.

Есть определенные тонкости в отношении молитв: кто как совершает, но основные моменты соблюдены. Это стояние и чтение суры с Корана, поясные и земные поклоны, восхваление Всевышнего. И пророка. И дополнительно некоторые мазхабы шиизма восхваляют так же Али. Приверженность потомства, родственных уз с пророком.

Джума:

— Как и перевод: люди дома, ты дома пророк.

Аббясов:

— И считается, например, имам. Если в суннитских направлениях имам избирается из числа уммы, то в шиитских мазхабах предпочтение отдается родственности. Но при этом и у суннитов это так же почитается, чтобы… Мы, например, знаем несколько лидеров, например, король Марокко, Иордании. Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада.

Джума:

— Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия?

Аббясов:

— Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация – ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов.

Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти.

Чечня. Девушки на улице. Все мусульмане России являются суннитами.Фото: Евгения ГУСЕВА

Джума:

— Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть!

Аббясов:

— Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество.

Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Рамзан Ахмедович Кадыров вообще сказал, что называйте из Иблисским государством, если хотите сохранить аббревиатуру ИГИЛ. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры.

Джума:

— Перевод такой же?

Аббясов:

— Да. Но так же слово «даеш» — это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.

У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру.

Джума:

— Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии, например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?

Аббясов:

— Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.

В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения.

Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.

Джума:

— Различия чисто такие… Адаты. Традиции.

Аббясов:

— Да. У нас в России ислам – это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан – призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси (988 год). Волжская Булгария – именно оттуда пошло зарождение.

У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся.

У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.

Джума:

— Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином?

Аббясов:

— Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний – обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации!

Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего. И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя».

Джума:

— Спасибо вам большое!

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Различия между суннитами и шиитами

Дуглас Ховард с чашкой кофе

Дуглас Ховард, профессор истории в Колледже Кальвина, говорит, что конфликт, начавшийся в эти выходные между Саудовской Аравией и Ираном, которые придерживаются различных форм ислама, касается не только религии, но и политики.

«Мы упустим то, что происходит, если сосредоточимся только на богословских различиях между ними», — сказал Говард.

«Саудовская Аравия была центром американской власти на Ближнем Востоке. Иран рассматривался как отличная альтернатива американской системе. Зачастую они находятся по разные стороны проблемы».

Тем не менее противостояние, в котором обе страны разорвали дипломатические отношения друг с другом, дает возможность рассмотреть контраст между двумя ветвями ислама.

Большинство населения Саудовской Аравии составляют мусульмане-сунниты, в то время как в Иране большинство населения составляют мусульмане-шииты.

«Различия проистекают из того, как эти двое думают о смерти пророка Мухаммеда, что приводит к разным взглядам на природу власти», — сказал Ховард, эксперт по истории Османской империи.

Раскол между двумя группами возник после того, как Мухаммед умер в 632 году, не назначив преемника для руководства мусульманской общиной, и возникли споры о том, кто должен быть лидером.

Оба придерживаются многих основных верований ислама и следуют пяти принципам ислама: они постятся во время Рамадана, обязуются совершить паломничество в Мекку, которая находится в Саудовской Аравии, совершают ритуальные молитвы, раздают милостыню бедным и посвящают себя в ислам.

Но, сказал Говард, за столетия, прошедшие после смерти пророка, они использовали разные подходы. Сунниты подчеркивают силу Бога в общественной и политической сфере, тогда как шииты ценят духовный опыт страдания.

Группа суннитов, в конечном счете, сосредоточилась больше на священных писаниях, Коране и других писаниях, в то время как шииты, как правило, уделяли больше внимания личности пророка и его непосредственных преемников.

«Сунниты представляют завет Божьего народа под руководством старейшин. Они уделяют большое внимание правильному толкованию Священных Писаний и закона», — сказал Ховард.

Сунниты, сказал он, верят, что вы познаете Бога через Божий закон, в то время как шииты отождествляют себя с опытом пророка.

«Шииты больше думают о святой семье пророка и особым образом видят присутствие Бога в Мухаммеде».

Это можно рассматривать как сходство еврейского Ветхого Завета с фокусом на Божьем законе, а не на новозаветном опыте, в котором мы отождествляем себя с жизнью Христа, сказал Ховард.

Для дальнейшего сравнения, сказал он, можно рассматривать суннитов и шиитов как разные деноминации: шиитов как католиков, а суннитов как консервативных протестантов.

Римские католики, хотя и привержены истине Библии, также практикуют множество ритуалов и имеют множество святых. В протестантизме Библия имеет первостепенное значение.

«Когда вы заходите в их дома, в каждом из них чувствуется разное чувство и атмосфера», — сказал Говард.

Обе ветви, сказал он, включают прихожан от светских до фундаменталистских.

По данным New York Times , более 85 процентов из 1,5 миллиарда мусульман мира являются суннитами. Они живут в арабском мире, а также в таких странах, как Турция, Пакистан, Индия, Бангладеш, Малайзия и Индонезия.

Иран, Ирак и Бахрейн в основном шииты.

Важно отметить, сказал Ховард, что мусульмане во всем мире не обязательно согласны с подходами ислама, отраженными в Саудовской Аравии и Иране.

«Каждый из них является узким случаем и представлением ислама, — сказал он, — тот же суннитский подход, принятый, например, в Саудовской Аравии, отличается в таких странах, как Америка и Турция».

Ховард добавляет, что суннитские и шиитские группы столкнулись на протяжении веков, иногда из-за вопросов веры, смешанных с политикой того времени.

Ховард также сказал, что связывает текущую борьбу между Саудовской Аравией и Ираном с вторжением США и последующим выводом войск из Ирака, что привело к вакууму власти между суннитами и шиитами в этой стране и в прилегающих регионах.

Оставить отзыв

В чем разница между суннитским и шиитским исламом? | Факты о мусульманах и религии ислам

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Мусульмане-сунниты и шииты имеют много общих аспектов исламского учения, но также имеют и различия. Эта статья служит кратким обзором сходств и различий между двумя группами.

Большинство мусульман сунниты или шииты?

Сунниты составляют большую часть мусульман. Примерно 87-90% мусульман являются суннитами, а остальные 10-13% — шиитами.

Где они сосредоточены?

Мусульмане-сунниты и шииты живут по всему миру. Однако сунниты густо заселены в таких странах, как Саудовская Аравия, Турция, Египет, Индонезия. Мусульмане-шииты составляют большинство или значительную часть населения таких стран, как Иран, Ирак, Ливан и Сирия.

Во что они верят?

Эти различия проистекают из крайних требований с обеих сторон. Как только это политическое различие имело место, у суннитов и шиитов возникли небольшие разногласия по более крупным богословским вопросам. Однако мусульмане-сунниты и шииты верят в один и тот же Коран. Они согласны с основными элементами веры, такими как вера в Бога, ангелов, пророков, книги и будущее. Обе группы разделяют основные обычаи ислама, такие как пятикратная молитва в день, пост в месяц Рамадан, совершение хаджа и выплата милостыни.

Чем они отличаются на практике?

Ислам основан на Коране и учении Пророка Мухаммеда, мир ему. Учения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, были сохранены и переданы его сподвижниками. Различия между двумя группами проистекают из того, какие высказывания Пророка Мухаммеда они принимают. Мусульмане-шииты склонны испытывать недоверие к некоторым сподвижникам Пророка, таким как Абу Бакр, Умар и Аиша, из-за их позиции в первые дни разногласий по поводу руководства. Эти сподвижники рассказывали предания о жизни, учениях и духовных делах Пророка. Мусульмане-шииты не принимают рассказы некоторых сподвижников и поэтому расходятся в некоторых элементах религиозной практики.

Как возник раскол суннитов-шиитов?

Различие между мусульманами-суннитами и шиитами началось как политический вопрос в ранней истории ислама. После смерти Пророка Мухаммеда, мир ему и благословение, его сподвижникам нужно было решить, кто станет лидером мусульманской общины. Сунниты верят, что Пророк, мир ему и благословение, не назначал никого явным образом, чтобы он стал правителем после него. Мусульмане-шииты, с другой стороны, утверждают, что Пророк, мир ему и благословение, прямо назначил своего двоюродного брата и зятя Али правителем после его смерти.

Мусульмане-сунниты верят, что Абу Бакр, ближайший сподвижник Пророка, лучше всего подходил для руководства мусульманской общиной. Мусульмане-шииты считают, что лидером должен был быть Али. Сам Али не был недоволен решением Абу Бакра стать правителем, но некоторые остались недовольны. Абу Бакр был первым халифом, Али со временем стал четвертым. Теологические различия между двумя группами проистекали из этого политического различия. Если бы Али был явно назначен Пророком, мир ему и благословение, это означало бы, что Абу Бакр несправедливо узурпировал права халифа.

Разногласия по поводу руководства

Мусульмане-сунниты считают это неприемлемым, поскольку Абу Бакр в суннитской традиции является одним из лучших мусульман. Если бы он узурпировал халифа от Али, это означало бы, что Абу Бакр не подчинялся приказам Пророка. Кроме того, это означало бы, что сподвижники, принявшие руководство Абу Бакра, также не подчинялись Пророку. Сунниты считают эту точку зрения проблематичной, потому что они высоко ценят всех сподвижников, основываясь на восхвалении их Кораном. Важно отметить, что Али также играет важную роль в суннитской мысли.

Али, как и второй и третий халифы, убит. Его сыновья Хасан и Хусейн, внуки Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, претендовали на титул халифов. Однако Хусейн и многие члены его семьи были убиты. Хотя и мусульмане-сунниты, и мусульмане-шииты оплакивают убийство Хусейна, шииты отмечают определенный день в исламском месяце Мухаррам, чтобы ежегодно оплакивать его убийство. Большинство мусульман-шиитов считают, что после Али осталось 12 имамов, последний из которых пропал в Ираке в 9 в.век. Они верят, что он вернется как Мессия. Мусульмане-шииты считают, что имамы всегда имеют прямую связь с Али, тогда как сунниты не имеют никакой иерархии среди духовенства.

Заключение

Некоторые сравнивают раскол суннитов и шиитов с расколом между католиками и протестантами в том смысле, что они разделяют одну и ту же религию, но различаются по некоторым важным элементам. Важно отметить, что, несмотря на их различия, обе группы имеют больше общего, чем различий.