«Ливан теперь самостоятельным государством не является»

Ливан находился на периферии Арабской весны. По сравнению с соседями, на первый взгляд, жертвами волнений и боевых действий тут стало не очень большое число людей. Но вот структура страны распалась. С 1943 года там функционировала так называемая «ливанская модель», или конфессионализм. Разные этнические и религиозные группы десятилетиями налаживали относительно мирное сосуществование. О том, как 2011 год разрушил эту модель и, по сути, лишил страну суверенитета — в новой главе спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

«Ливан — это самая хрупкая государственность на Ближнем Востоке. Тут есть мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты, есть восточные католики марониты, есть православные, есть христиане-армяне. Деревни и районы, где проживают разные конфессии, перемешаны. Часто на одной улице живут сунниты, потом христиане. Политическая система Ливана построена на принципе равного представительства разных конфессий», — рассказывает «Газете. Ru» Андрей Молодых, режиссер-документалист, который неоднократно бывал в Ливане.

Предыстория волнений в стране начинается еще в 2005 году. Тогда в Бейруте в результате террористического акта погиб 21 человек. Среди них – бывший глава правительства страны, миллиардер и строительный магнат мусульманин-суннит Рафик Харири.

close

100%

Его карьера очень нетипична для Ливана. Почти сразу после его рождения семья уехала в Саудовскую Аравию. Там он получил финансовое образование и в 25 лет стал строительным подрядчиком королевского двора. Невероятно быстро разбогател. Потом вернулся на родину, занимался строительным, банковским и медийным бизнесом. Наконец, увлекся политикой и получил пост премьера.

Ливан всегда во внешней политике ориентировался на соседнюю Сирию, а Харири начал ориентировать страну на партнерство со своими друзьями саудитами. Это, а также подозрения в коррупции (якобы Харири получал деньги от саудовской монархии), вызывало недовольство ливанских шиитов. В итоге премьера отправили в отставку, а потом — убили. Кто именно совершил преступление, до сих пор точно неизвестно.

США и Франция навязали Ливану создание особого трибунала ООН по «делу Харири». Следствие длилось несколько лет. Обвинили в убийстве боевиков шиитской «Хезболлы». Резолюция трибунала совпала с Арабской весной и стала катализатором для начала волнений.

«Наглое иностранное вмешательство»

«Все в Ливане понимали, что трибунал ООН по Харири навязан извне. Никто не выступал против расследования, но людей очень задевало, что следствием занимаются иностранцы. Сам трибунал заседал в Нидерландах. Там были немецкие, бельгийские юристы. Это выглядело как возвращение колониализма. «Хезболла» готова была сама провести расследование и даже обещала выдать причастных, но хотела это сделать сама. Действия иностранных следователей и судей оскорбляли ливанцев. Это было наглое иностранное вмешательство. Тонкость заключалась как раз в том, что европейцы вели себя именно нагло и с самого начала считали виновными шиитов. То есть действовали в пользу суннитов и христиан», — говорит Молодых.

close

100%

Сами протесты начались в марте 2011 года. Особенность волнений в Ливане, или Ливанской Интифады, заключается в том, что протестующие сражались не столько с правительством, сколько друг с другом. На улицы вышли одновременно и сторонники погибшего Харири, и его противники. Первые требовали разоружения «Хезболлы», вторые протестовали против решения трибунала.

Ливан до 2011 года был очень богатым государством, даже респектабельным. Его называли «восточной Швейцарией». Да, страна прошла через гражданскую войну 1975-1990 годов. Да, была война с Израилем 1982 года, когда был разрушен Бейрут. Но с тех пор страна восстановилась. Ливанские банки считались самыми надежными на Ближнем Востоке, сельское хозяйство – просто образцовым. В стране были отличные курорты, в том числе горнолыжные, такие как Седар, Фарайя, Лаклук, Факра. Они не уступали французским.

Андрей Молодых

режиссер-документалист

Ситуацию еще больше запутывали многочисленные конспирологические версии по поводу убийства Харири.

По версии иранской газеты The Tehran Times, к убийству были причастны спецслужбы США. «Это было сделано коварно и с умыслом, чтобы обвинить потом «Хезболлу», а также сирийские спецслужбы и военных. Это позволило бы окончательно разрушить союзнические отношения Ливана и Сирии», — утверждали авторы The Tehran Times.

О возможной причастности США к убийству Харири заявлял в эфире CNN известный американский журналист-расследователь, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Майрон Херш.

«Такое убийство вполне в духе ЦРУ. Я этого не исключаю. В 1950-х американская разведка организовала серию взрывов в Сайгоне, ответственность за которые свалили на коммунистов. Это стало поводом, чтобы проамериканский генерал Чинь Минь Тхе взял город. Почерк, скажем так, очень похожий», — говорил Херш.

close

100%

К апрелю и маю беспорядки обернулись открытыми городскими боями. Так, в ливанском Триполи — втором по величине городе в стране — развернулись столкновения между районами Джабаль Мохсен (шиитское большинство там поддерживало «Хезболлу» и Сирию) и Баб аль-Таббанех (там, напротив, проживали преимущественно сунниты).

close

100%

«Полиция и армия из этих районов просто были выведены. Государственная власть в любом виде там просто отсутствовала. Вооруженные формирования этих районов вели настоящую войну. Счет убитых шел на десятки», — писал корреспондент Reuters.

В начале июня начались столкновения между палестинскими боевиками из лагеря беженцев «Нахр-эль-Барид» с ливанской армией. Палестинцы также выступали против «Хезболлы». Кроме того, на фоне общей эскалации ситуации у них возник конфликт с армянской общиной и католиками-маронитами.

«Особенность Ливана в том, что власть там принадлежит муниципалитетам в гораздо большей степени, чем центральному правительству. Когда муниципалитеты и районы договариваются, они формируют правительство. Это всегда компромисс. Когда они по какой-то причине не находят общий язык, то разбегаются в разные стороны. Каждая община контролирует свою территорию, формирует свои боевые отряды. Это в традиции Ливана. Так было во время «Революции кедров» в 2005 году, так было и в 2011 году.

Ливан – это не государство, а конфедерация», — объясняет Молодых.

Финальным аккордом протестов должна была стать всеобщая забастовка, назначенная на начало осени. Правительству удалось убедить профсоюзы отказаться от манифестаций. Тем не менее, стало понятно, что контроль центральная власть теряет.

Филиал сирийской гражданской войны

Вторым этапом кризиса в Ливане стал ввод в страну иностранных войск, а именно сирийской правительственной армии. Решение об этом принял ливанский премьер Наджиб Микати.

Несколько полков Сирийской арабской республики вошли на территорию Ливана и почти сразу объединились с родственной им шиитской «Хезболлой».

close

100%

«Для Микати это был очень сложный выбор. Микати — суннит. Военная верхушка сирийской армии — это мусульмане-алавиты. Для суннитов они считаются недостаточно правоверными мусульманами или даже не мусульманами вовсе. Кроме того, Микати должен был учитывать позицию ливанских христиан, в том числе ультраправых христианских партий «Катаиб» и «Ливанские силы». Во-первых, они были представлены в парламенте. Во-вторых, их боевые подразделения контролировали значительную часть ливанских городов. И они еще больше, чем сунниты, ненавидят алавитов и шиитов. Но Микати был вынужден разрешить войти в страну сирийской армии, так как из Сирии в Ливан уже проникали исламистские группы. Фактически Ливан стал филиалом гражданской войны в Сирии», — рассказал «Газете.Ru» Саад Харти, профессор британского Даремского университета.

Ливанская политическая и экономическая модель создавалась десятилетиями. Разрушили же ее буквально за месяцы, что, конечно, настоящий парадокс. Еще один парадокс состоит в том, что с тех пор Ливан – в перманентном кризисе. Его как будто прокляли. Бейрут не смог платить по внешним долгам и объявил дефолт. То есть признал себя банкротом. С момента революции прошло уже больше десяти лет, а экономика Ливана до сих пор в состоянии шока.

Саад Харти

профессор Даремского университета

Военные действия в Ливане продолжались до 2017 года — с разной степенью интенсивности. В результате, по разным оценкам, погибло от 700 до 3000 человек. Это не кажется слишком большой цифрой по сравнению с другими странами, которые прошли через войны и революции Арабской весны. Тем не менее последствия событий 2011 года сказываются на стране по сей день.

close

100%

«Дамаск всегда считал независимость Ливана недоразумением и видел его как минимум своим вассалом, как максимум — частью Сирии. Поэтому, придя, сирийцы уже не хотели уходить», — писал в «Независимом военном обозрении» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

В стране на постоянной основе до сих пор работают представительства сирийских спецслужб — Управления политической безопасности, Управления военной разведки и Главного управления безопасности. При этом, по мнению Храмчихина, «сирийцы ведут себе не как гости, а как хозяева». Известный резон в этом был. Еще в 1920-х годах существовал проект так называемой «Великой Сирии»: государства, которое должно было состоять из современных Сирии, Ливана, отчасти Израиля и Иордании.

«По сути Ливан в итоге потерял независимость. Сирийский войска оттуда вышли в 2014 году, но потом возвращались в 2016 году. Еще раз возвращались в 2018 году. Они теперь могут заходить в Ливан в любое время, когда им вздумается. Страну дважды лишили независимости. Сначала — когда Запад навязал им трибунал по Харири. Это спровоцировало волнения. А второй раз — когда Сирия ввела туда войска. Можно смело констатировать, что Ливан теперь самостоятельным государством не является», — резюмировал Саад Харти.

О том, какой катастрофой для Ливана обернулись события 2011 года, — следующая глава спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

Шииты и сунниты делят Грузию / События / Независимая газета

О создании новой религиозной организации ≈ Управлении мусульман Грузии (УМГ) ≈ было объявлено на прошлой неделе. Во главе УМГ стал муфтий-суннит Джамал Багшадзе. Руководители новой структуры заявили о своей независимости от Управления мусульман Кавказа (УМК), центр которой расположен в столице соседнего Азербайджана, и намерении объединить под своим контролем мусульманские общины Грузии.

Вскоре последовала реакция Управления мусульман Кавказа. Председатель УМК шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде заявил 16 мая с.г. в ходе заседания Высшего религиозного совета народов Кавказа, что новая организация «не служит благим намерениям, так как может стать разделяющим фактором между азербайджанцами Грузии и Азербайджаном». По словам Пашазаде, «это события не сегодняшних дней, это началось с того дня, когда был принят четырехкрестный флаг Грузии». Как отметил Пашазаде, создание УМГ можно было бы оправдать, если бы в стране «были созданы подобные управления по всем религиям». По словам шейх-уль-ислама, в Грузии проживают более полумиллиона азербайджанцев, поэтому этот вопрос будет обсуждаться с ними, а также затронут «на межправительственном уровне и на уровне духовных лидеров двух стран».

В минувший понедельник представитель Управления мусульман Кавказа в Грузии Али Алиев отметил на встрече с журналистами, что «мечети в Грузии будут продолжать свою деятельность и будут продолжать подчиняться УМК».

В стране не существует закона, который регулирует религиозные вопросы, поэтому, как отметил Алиев, новая организация не имеет ни полномочий, ни статуса. «Учредителями подобной структуры должны быть представители религии, духовные лица, – заявил представитель УМК. – Там нет ни одного духовного лица, они мирские люди, а некоторые работают в государственных структурах». Алиев отметил, что руководство управления всегда находилось в Баку и состояло из азербайджанцев-шиитов. «На сегодняшний день в руководстве Управления мусульман Грузии нет ни одного азербайджанца, которые в нем находятся на второстепенных должностях», – заявил представитель УМК. Как считает Алиев, подавляющее большинство мусульманской уммы Грузии – это азербайджанцы, которые поддерживают Управление мусульман Кавказа. Вместе с тем грузинская умма представлена и проживающими в Аджарии грузинами-мусульманами. Также в Грузии проживают другие народы Кавказа, исповедующие ислам суннитского толка, в том числе чеченцы, лезгины, татары, аварцы.

В то же время Алиев не склонен видеть политическую подоплеку возникновения нового духовного управления. По его словам, «грузинское правительство и лично президент Михаил Саакашвили постоянно декларируют дружбу с Азербайджаном и азербайджанским народом, поэтому мы не считаем, что цель создания этого комитета исходит от грузинского правительства».

В свою очередь, сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде заявил в интервью ИА Regnum, что за созданием УМГ стоят грузинские власти. «Грузия старается сделать так, чтобы все больше отделить азербайджанцев, живущих в Грузии, от Азербайджана, и пресекать помощь Азербайджана азербайджанцам, являющимся грузинскими гражданами, – сказал Ализаде. – Это целенаправленная политика Михаила Саакашвили». По словам Ализаде, причиной действий грузинских властей стал тот факт, что подавляющее большинство азербайджанцев, проживающих в Грузии, принадлежат к суннитскому направлению ислама. Тогда как УМК состоит из мусульман-шиитов. По мнению азербайджанского политика, власти Грузии «хотят таким образом вбить раскол и уменьшить авторитет Управления мусульман Кавказа».

Таким образом, УМК придется теперь вести войну на два фронта. Уже не один год длится противостояние Совета муфтиев России с этой организацией. СМР, так же как и грузинские единоверцы, построил свою позицию на идее независимости суннитов Северного Кавказа и Поволжья от духовной власти шиитского лидера Аллахшукюра Пашазаде.

Шейх Ахмад Сирхинди | Индийский мистик и теолог

Дата рождения:
1564? Индия
Умер:
1624 Индия
Предметы изучения:
ислам мистика

См. весь связанный контент →

Шейх Ахмад Сирхинди (род. 1564?, Сирхинд, Патиала, Индия — умер в 1624, Сирхинд), индийский мистик и теолог, во многом ответственный за восстановление и возрождение в Индии ортодоксального суннитского ислама как реакция на синкретические религиозные тенденции, преобладавшие во время правления императора Великих Моголов Акбара.

Шейх Ахмад, который по отцовской линии ведет свое происхождение от халифа Умара I (второго халифа ислама), получил традиционное исламское образование дома, а затем в Сиалкоте (ныне в Пакистане). Он достиг зрелости, когда Акбар, прославленный император Великих Моголов, попытался объединить свою империю, сформировав новую синкретическую веру (Дин-э-Илахи), которая стремилась объединить различные мистические формы верований и религиозные практики многих общин, составляющих его империя.

Шейх Ахмад присоединился к мистическому ордену Накшбандия, самому важному из индийских суфийских орденов, в 159 г.3–94. Всю свою жизнь он проповедовал против склонности Акбара и его преемника Джахангира (правил в 1605–1627 гг.) к пантеизму и шиитскому исламу (одному из двух основных ответвлений этой религии). Из нескольких его письменных работ наиболее известным является Maktūbāt ​​ («Письма»), сборник его писем, написанных на персидском языке его друзьям в Индии и регионе к северу от Амударьи (реки). По этим письмам можно проследить большой вклад шейха Ахмада в исламскую мысль. В опровержении крайней монистической позиции ордена Накшбандия вахдат аль-вуджуд (концепция божественного экзистенциального единства Бога и мира и, следовательно, человека), он вместо этого выдвинул понятие вахдат аш-шухуд (концепция единства видения). Согласно этому учению, любое переживание единства между Богом и сотворенным им миром чисто субъективно и происходит только в сознании верующего; у него нет объективного аналога в реальном мире. Шейх Ахмад считал, что прежняя позиция ведет к пантеизму, противоречащему принципам суннитского ислама.

Концепция шейха Ахмада о вахдат аш-шухуд помогла возродить орден Накшбандия, который сохранял свое влияние среди мусульман Индии и Центральной Азии в течение нескольких столетий после этого. Показателем его важности в развитии исламской ортодоксии в Индии является присвоенный ему посмертно титул Муджаддид-и Альф-и Тани («Обновленец второго тысячелетия»), отсылка к тому факту, что он жил в начало второго тысячелетия мусульманского календаря. Его учение не всегда было популярно в официальных кругах. В 1619 г.по приказу императора Великих Моголов Джахангира, оскорбленного его агрессивным сопротивлением шиитским взглядам, шейх Ахмад был временно заключен в тюрьму в крепости в Гвалиоре. Место его захоронения в Сирхинде до сих пор является местом паломничества.

Ислам суннитского толка

Религия Ислам имеет несколько течений или ответвлений, из которых наиболее многочисленной деноминацией является суннитское толкование.

Ислам суннитского толка основан на вере в то, что Пророк Мухаммед умер, не назначив преемника во главе мусульманской общины ( умма ). По мнению мусульман-суннитов, после смерти Мухаммеда неразбериха, возникшая из-за отсутствия человека, возглавляющего общину, привела к избранию Абу Бакра, близкого друга и тестя Пророка, первым халифом. Это контрастирует с верой мусульман-шиитов в то, что Мухаммед сам назначил своим первым преемником Али ибн Аби Талиба в качестве первого халифа и первого имама-мусульманина . Сектантский раскол, произошедший в исламе между мусульманами-суннитами и шиитами, основан на этом раннем вопросе о лидерстве.

Через тридцать лет после смерти Мухаммеда различные фракции исламской веры были втянуты в гражданскую войну, известную как Фитна . Многие из родственников и соратников Мухаммеда были вовлечены в борьбу за власть, и война, наконец, стабилизировалась, когда Муавия, губернатор Сирии, взял под свой контроль халифат. Это ознаменовало подъем династии Омейядов, правившей исламом до 750 года. По завершении Фитны возникли и возникли три течения ислама: суннитский и шиитский ислам и секта хориджей, которую исламские ученые обычно отвергают как незаконно и сегодня практикуется только в Йемене и Омане. Исламские секты, возникшие после Фитны 7-го века, такие как «Нация ислама», не считаются мусульманами-суннитами законными мусульманами.

Традиционный исламский закон, или шариат, интерпретируется четырьмя различными способами в суннитском исламе. Школы права, или мазхаб , развивались в первые четыре века ислама. Четыре школы права — это ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская традиции, каждая из которых основана на верованиях их основателей. Некоторые мусульмане-сунниты говорят, что нужно выбрать мазхаб, а затем следовать всем его постановлениям. Другие сунниты говорят, что допустимо смешивать мазхабы, принимать постановления одного мазхаба по одному вопросу и принимать другой.Постановление 0029 мазхаба по другому вопросу. Сунниты также относятся к хадисам , или исламскому устному закону иначе, чем мусульмане-шииты. Хадис можно найти в нескольких сборниках, и сунниты считают некоторые из этих сборников более священными и достоверными, чем другие, особенно сборник Бухари из хадисов .

Несмотря на то, что основной раскол в исламской практике происходит между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами, внутри суннитской общины есть несколько разногласий.