Галеон | это… Что такое Галеон?

Галеон 16 века на почтовой марке Молдовы, 1992

Испанский галеон. С гравюры А. Дюрера

Галеон с флагами

Битва при Гибралтаре. Морское сражение галеонов

Галеон (исп. galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий.

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут — из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан.
Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века после артиллерийского поединка бой, как правило, заканчивался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника еще до абордажа. Поэтому уже в 1530 году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от губительного действия артиллерийских снарядов. После этого сведений о защите кораблей бронёй не имеется до конца XVIII века. Это связано с тем, что деревянная броня обеспечивает равную металлической защиту от ядер при в 1,5—2 раза меньшем весе и тем, что парусный корабль при огромном весе рангоута просто не мог нести ещё и броневые листы.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде[1]. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов (см. Вест-индский флот).

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

См.

также
  • Список галеонов Испанского флота
  • Манильские галеоны
  • Вест-индский флот

Примечания

  1. Armada, 1588. Osprey, 2003

Галеон: что такое galeon

Автор Admin Просмотров 946 Обновлено

15.07.2022

История кораблестроения берет свое начало в средних веках. Еще с тех времен люди пытались покорить водную стихию, изведать морские просторы, отправляясь в плавания по морям и океанам. Галеон – парусное судно, изобретенное в XVI веке. Галеон превосходил предшественников лучшими мореходными свойствами, быстротой и маневренностью. Водоизмещение таких судов достигало 500 тонн, что было немыслимым для того времени. В XVI веке началась эпоха галеонов: они стали основой морских флотов у многих народов.

Содержание

  1. Что такое галеон
  2. Как правильно: галион или галеон
  3. Галеон
  4. Эпоха галеонов
  5. Конструкция галеона
  6. Вооружение галеона
  7. Батарейная палуба
  8. Галеоны разных стран
  9. Испанские галеоны
  10. Английские галеоны
  11. Закат эры галеонов

Что такое галеон

Галеон – это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия

Галеон – это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия. Термин “галеон” использовался задолго до того, как появился такой тип судна. Термин “галеон” был первоначально применен к определенным типам военных каторжных работ в Средневековье. Понижение бака и удлинение корпуса дали галеонам беспрецедентный уровень стабильности в воде и уменьшили сопротивление ветра на фронте, приводя к более быстрому, более маневренному судну.

В Португалии, галеоны были обычно очень большими судами в течение всего своего времени. Одним из самых больших и самым известным из португальских галеонов был галеон Сан Жоао Баптиста, построенный в 1534 году.
Галеоны были строили из дуба (для киля), сосны (для мачт) и других пород дерева для корпуса и отделки. Корпуса были обычно с обшивкой под гладь.

Расходы, вовлеченные в строительство галеона, были огромны. Сотни опытных торговцев (включая плотников, кузнецов, судомонтажников, и т.д.) работали день и ночь в течение многих месяцев прежде, чем галеон становился мореходным. Наиболее распространенное оружие, используемое на борту галеона, была малая-кулеврина.

Как правильно: галион или галеон

По информации справочно-информационного портала «Русский язык», обсуждаемое слово зафиксировано в написании «галион» во всех словарях, имеющих отношение к морскому делу (например, Морской энциклопедический словарь).

В словаре Даля это слово зафиксировано в написании «галiон» с отсылкой к слову «галера» (и толкуется в этой статье). В толковых словарях это слово не представлено, в том числе и в «Словаре современного русского языка», последний выпуск которого вышел в 1994 году. В БСЭ это слово также не зафиксировано.

В «Новом словаре иностранных слов» (Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева) слово отмечено в написаниях «галеон», «галион». В языке-источнике, если таковым считать испанский, galeon (во французском – galion). Орфографический словарь кодифицировал написание «галеон» в соответствии с испанским написанием.

Таким образом, словари пока не дают однозначных рекомендаций в отношении использования этих слов, поэтому допустимо использовать оба варианта: галион и галеон.

Галеон

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперёд ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн).

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут из сосны. Парусное вооружение состояло из трёх-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году.
В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперёд, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нёс парус — блинд.

Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклонённого ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.
Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов.

Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина – 50 метров (37 метров по килю), ширина –12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

Эпоха галеонов

Никто не знает точно, в каком году началась эпоха галеонов. Просто на базе усовершенствованной версии торговых судов XV века с их изящными обводами и невысокими палубными надстройками, особенно носовой части, появился новый тип кораблей.

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков. Были попытки установить пушки на торгово-грузовые суда. Однако это привело к увеличению размеров палубных надстроек, что отрицательно влияло на остойчивость.

Решением, позволившим использовать орудия на кораблях, стали боковые орудийные порты, которые были введены в начале XVI века. Англичанина Джеймса Бейкера посетила простая и блестящая идея поставить пушки на нижней палубе, с тем чтобы дула высовывались из портов, прорезанных в бортах корпуса. Когда порты не использовались, они закрывались крышками на шарнирах.

Первым кораблём, в котором была реализована эта идея Бейкера, стал “Грейт Харри”. Официальное название этого судна было “Henry Grace a Dieu”, оно было построено в 1514 г. и являлось флагманом эскадры Генриха VIII.

Грейт Харри” был гигантом, водоизмещением в 1000 тонн, но конструкция его всё ещё основывалась на принципах средневекового судостроения. Судно было оснащено четырьмя мачтами: фок-мачтой, грот-мачтой, бизань-мачтой и бонавентурой с продольными парусами. Самыми броскими элементами корабля были кормовые и носовые палубные надстройки.

Конструкция галеона

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков

Корабельное вооружение в целом повторяло вооружение прошлой эпохи. Кроме пушек (122 или 128 по разным источникам), помещённых в бортовых портах, корабль имел ещё и стрелков, для луков которых запасали 1200 тетив и 750 колчанов стрел. Несколько лет спустя, королева Елизавета, унаследовав трон Генриха VIII, поручила казначею королевского флота сэру Джону Хэнкинсу разработать проект нового корабля, основываясь на опыте “Грейт Харри” Бейкера, но без его недостатков. Сэр Джон сделал палубные надстройки ниже, убрал полубак, и таким образом, новая модель получила более длинный и узкий корпус. Классическое соотношение 3:1 было заменено на 4:1.

Такое парусное судно назвали “рейс-билт-шип”. Хэнкинс также ввёл многосекционные мачты, которыми оснащались все последующие парусные суда до наступления эпохи пароходов.
Приёмником Джеймса Бейкера стал Мэтью Бейкер (по-видимому, его сын), первый кого можно по праву считать отцом британского судостроения.

Мэтью Бейкер запечатлел технику кораблестроения своего времени в серии гравюр. Эта гравюра илюстрирует использование “закона” гидродинамики, ко который кораблестроители опирались до середины XIX века. Мореходность судна, считали они, завит от его обтекаемой формы: корпус должен напоминать рыбу с головой трески и хвостом скумбрии.

А его последователь Финеас Петт стал основателем целой династии инженеров-судостроителей, которые в течении двух столетий находились под патронажем английской королевской семьи.

В начале XVII в. Финеас Петт записал: “Я начал строить отличную модель (в те времена было принято представлять модель корабля на суд лордам недавно учреждённого Адмиралтейства) на свой страх и риск, она украшена скульптурой и росписями и стоит на подставке, обитой тафтой. Я представил её первому лорду Адмиралтейства в его резиденции в Уайтхолле”.

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее. Большее водоизмещение позволяло расположить орудия на трёх палубах. Адмиралтейство одобрило новое судно, и в 1610 г. на верфи Вулвич началось строительство “Принс Роял” – четырёхмачтового галеона, отличающегося целым рядом конструкторских новшеств.

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее

И хотя в течении XVI в. и Испания, и Франция, и Голландия строили большие парусники, вооружённые пушками, ведущие огонь через бортовые порты, английский галеон отстоял для своей страны титул морской сверхдержавы.

Новшеством стали многосекционные мачты и маленикая вертикальная мачта, которую устанавливали на конце бушприта, нёсшая небольшой прямой парус и шпринтовый марсель. К концу XVII в. с галеонов убрали бонавентуры.
В XVI в. многие станы стали перенимать новшества английского флота. В тот период Франция не имела кораблей, способных соперничать с английским галеоном, и в 1624 г. кардинал Ришелье заказал пять кораблей в голландии. Это были усовершенствованные суда с тремя палубами, тремя мачтами, шпринтовом на бушприте и прямым бизань-марселем.

Шведы применили эту конструкцию в кораблестроении на много позже, первым усовершенствованным шведским судном стал “Ваза”.
Однако Англия оставалась законодательницей мод в кораблестроении. В 1637 году Финеас Петт построил “Властелина морей” длиной по килю 38 м, шириной почти 14 м и осадкой около 6м. Это судно опередило своё время по крайней мере на сто лет.

Вооружение галеона

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.
Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров.

Преимущество артиллерии наглядно показали два морских сражения: бой при Лепанто (Коринфский залив) в 1571 году и разгром «Непобедимой армады» в 1588 году, (когда англичане, не допуская абордажа, поражали большие испанские галеоны бopтoвым артиллерийским огнем.

Батарейная палуба

Батарейная палуба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.

Появление батарейных палуб стало результатом того, что в 1500 году французский корабел де Шарж изобрел запирающийся пушечный порт, что позволило размещать орудия на закрытых палубах для стрельбы через порты (амбразуры).

Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Галеоны разных стран

Испанские галеоны

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат.

В 1525 году при «инвентаризации» испанского флота в его составе насчитывалось уже двадцать пять галеонов, которые относились к военным кораблям, а не торгово-купеческим. К последним относились маленькие и легкие каравеллы, используемые для исследовательских целей, и громоздкие купеческие нао, используемые для международной торговли.

Процесс строительства галеонов был регламентирован инструкциями Мадридского двора. Каждый аспект проекта, выбора материалов и собственно строительства был жестко определен — от угла наклона ахтерштевня до промежутка времени, в течение которого находился в пути от места заготовки до верфи корабельный лес.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой

До конца XVI столетия кораблестроение было основано на личном опыте, глазомере и интуиции. После 1580 года были определены первые эмпирическо-математические принципы кораблестроения, и судостроителей обязали придерживаться их. Основополагающим для строительства галеона стало измерение длины кильбалки. В зависимости от ее размеров уже устанавливалось количество шпангоутов, кривизна и изгиб корпуса, толщина палуб и наружной обшивки и т.д. В крепеже корпуса стали использоваться железные конструкции.

В XVI веке Испания имела два главных кораблестроительных центра — верфи Ла-Коруни на севере Страны Басков и верфи в Кадише и Севилье на южном побережье Андалузии.

После 1610 года испанцы получили возможность строить галеоны в Новом Свете — на верфях Гаваны, где в первой по ловине XVII века и была построена большая часть галеонов. Также корабли такого класса могли строиться и на верфях Картахены, но они в основном использовались для ремонта и строительства мелких кораблей.
Лучшими стапелями обладали верфи в Бильбао, xoтя использовавшаяся там древесина из дуба уступала превосходному красному дереву, который применялся на кубинских верфях.

Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов.

Английские галеоны

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры

В XVII веке центр кораблестроения переместился в Англию. На английских верфях строились самые прочные и надёжные суда. Именно внедрение передовых технологий в кораблестроении позволило будущей Британской империи стать сильнейшей морской державой современности.

В предыдущем столетии на развитие английских галеонов оказывали сильное внимание венецианские мастера-корабелы. Соотношение длины киля и максимальной ширины корпуса тогда составляло от 2.5:1 до 3:1.

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры. Максимальная ширина галеона составляла 10 метров, глубина трюма – 4 метра, грузоподъёмность около 385 тонн при водоизмещении 480 тонн, масса вооружения на борту – примерно 35 тонн. Экипаж такого галеона составлял 250 человек.

Каждое государство разрабатывало собственный регламент размеров и пропорций в кораблестроении. Если для купеческих судов важнейшим моментом являлась высокая грузоподъёмность, то для военных кораблей приоритетными были высокая скорость и хорошая маневренность, что было сложно совместить с требованиями повышения огневой мощи.

Военные галеоны англичан сильно отличались от торговых испанских. Британцы, поняв ценность идеи корабела из Бреста де Шаржа, стали вырезать в бортах отверстия для стволов пушек – пушечные порты. На своих галеонах они значительно понизили кормовую надстройку и уменьшили высоту борта.

Закат эры галеонов

конце XVI — начале XVII века наметились две генеральные линии развития галеонов — англо-датская и испано-портутальская. Галеоны северной Европы были более быстроходны и лучше подходили для артиллерийского сражения. Корабли южной Европы продолжали нести архаичные башеноподобные структуры в носовой части корабля — это объяснялось традиционным предпочтением испанцев к абордажной схватке. Взаимное соперничество продолжалось до 30-х годов XVII века, после чего преимущество англо-голландской системы стало неоспоримым.

Самым известным галеоном стал английский корсарский корабль Френсиса Дрейка «Золотая лань». Френсис Дрейк – корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577—1580 гг. , в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда.

И именно с беспримерной «кругосветкой» Дрейка связано начало заката испанской Империи, потому что безнаказанный вояж Дрейка спровоцировал принятие Испанией решения о вторжении на Острова и подготовке Непобедимой Армады. Гибель Армады повлекла с собой и угасание империи. Империи, созданной галеонами.

В середине XVII века три ведущие морские державы – Англия, Франция и Голландия – начали активное строительство трёхпалубных тяжеловооружённых галеонов. Постепенно на смену традиционным галеонам пришли линейные корабли и фрегаты, которые и стали основой военных флотов до второй половины XIX века.

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт. Решение о строительстве корабля было принято в августе 1634 г. по инициативе короля Англии Карла I.

Корабль был спущен со стапеля 13 октября 1637 г. Галеон «Sovereign of Seas» был наиболее экстравагантно украшенным военным кораблем в Королевском флоте, с позолоченной резьбой на черном фоне, сделанной Джоном и Матиасом Кристмасами. Его создание стало началом периода сверхмощных военных кораблей. Хотя он был прекрасно вооружён, но был трудноуправляемым и не мог развить высокую скорость. В результате его пришлось подвергнуть полной перестройке, превратив в один из первых в истории флота линейных кораблей.

Большое влияние на развитие кораблестроения в XVII веке оказала Франция – этот извечный соперник Великобритании за мировое господство на суше и на море. Когда в 1624 году Ришелье пришёл к власти, он занялся улучшением некогда мощного французского флота, находившегося в плачевном состоянии. Он заказал в Голландии пять кораблей, положивших начало большому флоту. Предшественником крупных 2000-тонных кораблей, которые вскоре начала строить Франция, надеясь вырвать у своих противников господство на море, стал крупный и быстроходный корабль «Courronne»(«Корона»).
«Courronne» — первый парусный линейный корабль французского флота. Корабль был заложен на верфи Ла-Роше Бернар в 1629 гг. по личной инициативе и при непосредственном участии кардинала Ришелье. Постройка галеона «Courronne» завершилась в 1633 г.

В пику английскому «Sovereign of Seas» французское военно-морское ведомство построило трехпалубный корабль «Soleil-Royal» («Королевское Солнце»). Хотя «Soleil-Royal» был меньших размеров и имел меньшую площадь парусов, чем «Sovereign of Seas».

Строителем парусника был корабельный мастер Лоран Хубак. Корабль был спущен на воду в 1669 году и вошёл в состав французского флота. «Soleil-Royal» был хорошим парусником, художественное оформление его корпуса считалось одним из самых красивых и сложных из всех причудливых флагманских кораблей. Гальюнная (носовая) корабельная фигура в виде «солнца» была выбрана по настоянию Людовика XIV, как его личный символ.

Это был первый трехпалубный корабль, построенный на основе технических правил, изданных французским Адмиралтейством и касавшихся строительства и оснащения военных судов.

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

галеонов | парусное судно | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Galleon — World History Encyclopedia

Галеон (испанский: galeón , французский: galion ) был типом парусного корабля, использовавшегося как для перевозки грузов, так и в качестве военного корабля. Галеоны доминировали на море во второй половине 16 века, и с их более низкими надстройками они были гораздо более маневренными и мореходными, чем корабли предыдущих типов, такие как караки.

Особенностью галеонов было внушительное количество тяжелых пушек, которые они могли нести. Еще более крупной версией этого класса был испанский галеон, в котором скорость была снижена для большей грузоподъемности. Испанские галеоны использовались для перевозки товаров из Нового Света и Азии в составе испанских флотилий сокровищ, которые плыли в Европу, и поэтому они стали непреодолимой мишенью для пиратов и каперов.

Удалить рекламу

Реклама

Эволюция дизайна средиземноморского корабля

Галеон был создан для решения новых задач морской войны, где стратегия абордажа вражеского корабля была заменена подрывом его из воды с помощью тяжелых пушек. Таким образом, галеон объединил в себе лучшие конструктивные черты трех типов кораблей:

. YouTube Следите за нами на YouTube!
  • камбуз
  • каравелла
  • тележка

Камбуз

Удалить рекламу

Реклама

Галера была развитием триеры Древней Финикии и Греции. Это был длинный, мелкосидящий корабль с большим одинарным парусом на мачте, отстоящей на две трети от носа. В боевых условиях его приводили в движение гребцы, обычно по три человека на весло, по 20 весел с каждой стороны. Галера имела отношение длины к ширине 8: 1 или более. Это не было судно, способное плавать в открытом море. Название «галеон» происходит от «галеры», поскольку этот термин ассоциировался с военными кораблями любого типа с древних времен.

Копия каравеллы Джона Кэбота «Мэтью»

Бен Солтер (CC BY)

Каравелла

К 15 веку многие европейские государства стремились расширить свои горизонты и открыть новые территории для ресурсов и потенциальной колонизации. Движение европейских парусных судов зависело либо от команд гребцов, либо от фиксированных парусов, либо от того и другого; барка с квадратным вооружением является наиболее распространенной. Серьезным ограничением этих судов было то, что паруса и такелаж требовали ветра сзади. Потребовалось серьезное улучшение конструкции, если открытое море должно было стать открытым для исследования, где парусному судну нужно было бы плыть в ситуациях, когда ветер может дуть с любого направления.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Гибкие латинские паруса позволяли судну плыть против ветра и даже лавировать против встречного ветра.

Португальский принц Генрих Мореплаватель (он же Инфанте Дом Энрике, 1394-1460) собрал команду морских специалистов в Сагреше на южной оконечности Португалии в 1419 году. Перед ними была поставлена ​​задача создать корабль нового типа, и результат их произведением, основанным на типе португальского рыболовного судна, была каравелла ( caravela на испанском и португальском языках). Каравелла имела небольшую осадку, была быстрой, маневренной, и для плавания требовался лишь небольшой экипаж. Ранние каравеллы были небольшими и весили не более 80 тонн, но более поздние версии действительно увеличивались до 100-150 тонн и даже более 300 тонн в классе круглых каравелл или caravela redonda .

Каравелла имела кормовой руль, две или три мачты, характерный приподнятый полубак и ахтерштевень. Каравелла имела типичное соотношение длины к ширине 3,5: 1. Важнейшей частью дизайна было использование квадратных и латинских или треугольных парусов. Название латинского паруса происходит от «латыни», хотя оно было вдохновлено парусами арабских парусных судов, особенно доу с его единственным латинским парусом. Гибкие латинские паруса позволяли судну плыть в пределах пяти баллов по ветру и даже лавировать (двигаться зигзагом вперед) против встречного ветра. Мэтью Джона Кабота (ок. 1450 — ок. 1498) и Нинья и Пинта Христофора Колумба (1451-1506) были каравеллами.

Корабль Carrack от Брейгеля

Питер Брейгель (общественное достояние)

Каррак

Со временем каравеллы становились больше, самая большая из них представляла собой четырехмачтовую каравеллу с бушпритом и шпритом, предназначенную для использования в качестве военного корабля. Затем, когда морские державы построили колониальные империи, им потребовались корабли для перевозки больших объемов товаров. Следующим шагом вперед в проектировании кораблей был, следовательно, карарак ( nao на испанском языке, nau на португальском языке и nef на французском языке). Этот тип корабля мог перевозить на сотни тонн больше груза, чем каравелла. Карракс имел каркасный корпус с четырьмя палубами. У них было соотношение длины к ширине 2: 1, что давало им большую устойчивость в сильном море, хотя это снижало маневренность. Высоко на носу и корме были построены замковые надстройки для жилых помещений. Как и самые большие каравеллы, каракки имели три или четыре мачты и несли квадратные и латинские паруса.

Удалить рекламу

Реклама

Галеон сочетал в себе лучшие конструктивные особенности каравеллы и каррака, но имел гораздо более низкий полубак.

Известные карракеры включают Санта-Мария Христофора Колумба (1451–1506) и Виктория , совершивших первое кругосветное плавание в 1522 году в составе экспедиции под руководством Фердинанда Магеллана (ок. 1480–1521). Во второй половине 16 века господству карака было брошено вызов появлением нового судна: галеона.

Дизайн галеона

Галеон был крупнее и более мореходным, чем его предшественники в европейских флотах. Он использовался как торговое судно, так и как военный корабль европейских морских держав. Галеон сочетал в себе лучшие конструктивные особенности каравеллы и каррака, но имел гораздо более низкий полубак, был быстрее, маневреннее и мог нести гораздо больше тяжелых пушек. Характерный клювовидный нос галеона был вдохновлен более выраженной версией галеры.

Галеон обычно имел отношение длины к ширине 3:1. Галеоны имели гладкий резной корпус, часто сделанный из индийского тика, бразильской лиственной древесины или азиатских лиственных пород, таких как молава и лананг. Внешняя часть корпуса была покрыта густой черной смоляной смесью выше ватерлинии, чтобы предотвратить гниение. Ниже ватерлинии для покрытия досок использовали горячую смолу, чтобы повысить водостойкость древесины. Затем весь корпус намазывали смесью смолы и сала (животного жира) для отпугивания морских животных и особенно корабельных червей.

Удалить рекламу

Реклама

Военный корабль Ark Royal

Claes Jansz Visscher (общественное достояние)

Уменьшенные надстройки галеона использовались для размещения офицеров и морских пехотинцев, в то время как рядовые члены экипажа, которых могло насчитываться более 300 человек, спали в тесноте под палубой в то время, когда гамак еще не прижился.

Противовес надстройкам составлял массив тяжелых пушек, расположенных под палубой по обеим сторонам корабля. Когда это требовалось для боя, дула пушек выкатывались через орудийные порты, деревянные окна на палубе, которые можно было закрыть, когда они не использовались. Эти орудийные порты проходили по обеим сторонам корабля, иногда на нескольких уровнях. Кроме того, в отличие от карака, галеон мог стрелять из пушек как с носа, так и с кормы. Большой испанский галеон мог нести под палубой не менее 40 тяжелых пушек. Дополнительные пушки меньшего размера были установлены на поворотных стойках в разных точках верхней палубы; они обычно имели калибр 90 мм (3,5 дюйма). Основным недостатком огневой мощи галеонов было то, что пушки были настолько тяжелыми, что их нельзя было сильно повернуть, если вообще, к быстро движущемуся противнику сам корабль должен был поворачиваться, чтобы удерживать вражеское судно в пределах досягаемости.

По мере того, как капитаны кораблей пытались нести все больше и больше пушек, галеоны становились больше, достигнув высшей точки в классе испанских галеонов. Эти корабли также имели более толстые корпуса, чтобы лучше выдерживать артиллерийские выстрелы. Пушки были нужны не только в морских сражениях, но и для борьбы с каперами и пиратами, которые подстерегали корабли, перевозившие сокровища империи по всему миру. Действительно, со временем громоздкий испанский галеон с его заметно большим кормовым замком часто использовался в качестве грузового корабля только потому, что компромисс в скорости и маневренности, вызванный их большим размером, делал их менее полезными против более маневренных меньших галеонов в морских сражениях. Тем не менее, эти грузовые корабли могли вести мощный бортовой огонь.

Удалить рекламу

Реклама

Испанская армада 1588 г. н.э. Автор ван Виринген

Корнелис Клас ван Виринген (CC BY-NC-SA)

Испанские галеоны

доставили в Европу золото Америки и серебро Восточной Азии через испанские Филиппины — манильские галеоны — в то время как португальская версия помогла сохранить такие колонии, как Estado da India и португальская Бразилия. Это сделало их непреодолимой мишенью не только для пиратов Карибского моря, но и для пиратов повсюду от Азорских островов до Малаккского пролива.

Гоночные галеоны

Новое направление в дизайне кораблей пришло от французских корсаров, стремящихся бегать кольцами вокруг кораблей-галеонов с сокровищами. Уменьшили размеры галеона и убрали одну палубу, чтобы корабль описывался как разде или бритый. Это название было потеряно при переводе на английский язык и стало «расовым». Кроме того, корпус над ватерлинией теперь сужался к верхней палубе, что придавало кораблю более низкий центр тяжести. Эти конструктивные изменения сделали судно намного быстрее и маневреннее. Затем корсары могли атаковать более крупные галеоны и избегать их артиллерийского огня.

Англичане также увидели ценность более гладкой версии галеона, начиная с работ под руководством Джона Хокинса (1532-1595) в 1570-х годах. Хокинс стал казначеем Королевского флота и руководил строительством таких известных галеонов, как Ark Royal и Revenge (см. ниже). Другие новшества включали введение четырехгусеничных лафетов для колесных пушек в порты для орудий и из них. Лафет ускорил время перезарядки и позволил пушкам стрелять более тяжелыми снарядами. Это также привело к гораздо меньшей нагрузке на корпус корабля, потому что отдача пушки поглощалась лафетом. Галеонам была предоставлена ​​​​лучшая вентиляция для большего комфорта и безопасности моряков, и использовались более плоские паруса, что облегчало управление ими и придавало кораблю большую скорость.

Английский флот пожинал плоды наличия более быстрых кораблей с большей огневой мощью в 1588 году, когда они встретили и разбили испанскую армаду короля Филиппа II Испанского (годы правления 1556-1598). Армада была огромной и насчитывала всего 132 корабля. Он был разработан, чтобы осуществить великую «Английскую авантюру» Филиппа: разгромить Королевский флот и разрешить сухопутное вторжение в Англию. Испанские галеоны шли вдоль Ла-Манша дисциплинированным строем в ряд, образуя на волнах гигантский полумесяц. Погода во многом способствовала победе над испанцами, но скорость, маневренность и превосходство пушек 20 галеонов флота Королевского флота ни в коем случае не были незначительным фактором победы. Испанцы отреагировали на эволюцию конструкции кораблей своим собственным уменьшенным галеоном, 9-й моделью.0144 гализабра , которую они использовали для более безопасной перевозки богатств своей империи обратно в Испанию. Теперь это стало тенденцией в дизайне кораблей 17-го века, когда большой и громоздкий галеон был заменен более гладкими судами, такими как бригантина, барк и фрегат.

Модель золотой лани

Алекс Баттерфилд (CC BY)

Знаменитые галеоны

Золотая лань

Самый известный английский галеон — Golden Hind 9.0145 сэра Фрэнсиса Дрейка (ок. 1540–1596). Это был построенный для гонок галеон, на котором Дрейк совершил кругосветное плавание между 1577 и 1580 годами, всего лишь второе подобное путешествие после экспедиции Магеллана. Golden Hind был небольшим галеоном всего 140-150 тонн, длиной около 30,5 метров (100 футов) и шириной 5,5 метра (18 футов). Осадка при полной загрузке составляла почти 4 метра (13 футов). Корабль имел экипаж из 90 человек, общую площадь парусов 385 квадратных метров (4150 квадратных футов) и имел семь пушек с каждого борта, еще две на юте и несколько пушек меньшего размера, если это необходимо. Опытный португальский пилот Нуньо да Силва описал Золотая лань как:

… очень толстый и очень прочный, с двойной обшивкой… Это корабль французского [стиля], хорошо оснащенный хорошими мачтами, снастями и хорошими парусами, и он хороший моряк, хорошо слушающийся руля. Она не нова, и ее днище не покрыто свинцом … Она устойчива при плавании с задним ветром, если он не очень силен, но в море, которое заставляет ее трудиться, она делает не мало воды.

(Уильямс, 119)

Корабль, безусловно, был «крепким и очень прочным», так как совершил плавание вокруг мыса Горн, вдоль западного побережья Южной Америки, совершил краткий поиск Северо-Западного прохода в водах Северной Америки, прошел через Тихий океан, через Индийский океан, и вокруг мыса Доброй Надежды домой.

Во время эпического 33-месячного плавания Дрейк захватил еще один знаменитый галеон, Cacafuego ( Nuestra Señora de la Concepción ) в марте 1579 года у берегов Перу. Захват огромного груза галеона, состоящего из золота и серебра инков, был одним из самых богатых призов, полученных елизаветинскими каперами. Дрейк также загрузил свой корабль специями на Островах пряностей, и в награду за его вклад в королевскую казну Елизавета I Английская (годы правления 1558–1603) посвятила моряка в рыцари на борту Golden Hind в апреле 1581 года. Теперь, имея право на герб, Дрейк выбрал для своего дизайна галеон, плывущий над земным шаром.

Месть

Месть был еще одним известным английским галеоном, который Дрейк использовал в качестве своего флагмана в битве с Испанской Армадой. Revenge приобрел еще большую известность, когда в 1591 году на Азорских островах им командовал сэр Ричард Гренвилл (1542-1591). Небольшой английский флот поджидал испанские корабли с сокровищами, но был удивлен гораздо большим флотом, возможно, 56 кораблями. Когда его товарищи-капитаны подняли якорь и бежали, Гренвилл остался один на один с врагом. Revenge героически оборонялся более 15 часов, потопив два вражеских корабля и повредив множество других, но в конце концов поддался неизбежному, и Гренвилл скончался от ран. Захват Revenge стал легендой и на протяжении столетий упоминался в песнях, искусстве и литературе.

Vasa Galleon

Scoobyfoo (CC BY-NC-ND)

Васа

Единственным сохранившимся оригинальным галеоном является 17 век Васа . Шведский галеон Vasa водоизмещением 1200 тонн имел две орудийные палубы, на которых в общей сложности было установлено 64 пушки. Корабль был сделан особенно широким, чтобы выдержать огромный вес железа, и был великолепный кормовой замок, украшенный декоративной резьбой, восхваляющей достоинства короля Швеции Адольфа (годы правления 1611-1632). К сожалению, и ко всеобщему ужасу, наблюдавшему с берега, Vasa затонул на дно стокгольмской гавани через несколько минут после своего первого рейса в августе 1628 года. резкие изменения направления ветра. В 1961, корабль был найден, тщательно отреставрирован, и теперь у него есть собственный специализированный музей в Стокгольме. Великолепный, но злополучный Vasa — одна из главных туристических достопримечательностей Швеции.

Представительства галеонов

Возможно, самой известной книгой, полной изображений каравелл, карраков, галеонов и других судов того периода, отсортированных экспедиционными флотами, является середина 16-го века Livro das Armadas ныне находящаяся в Академии наук в Лиссабоне. Еще один интересный каталог кораблей — 1616 9.0144 Livro das Traças de Carpinteria, , который, по сути, является руководством по строительству и содержит подробные иллюстрации конкретных частей судов. На знаменитой гравюре 1626 года Фридриха ван Хульсена изображены Golden Hind и Cacafuego в ближнем бою.