Экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут» — Блог «Вестника ПВО» — LiveJournal

Одним из сюрпризов МАКС-2019 стало появление на статике в разделе исторической авиации экспериментального самолета Су-47 (он же С-37) «Беркут». Можно было бы его появление приурочить к празднованию 80-летия ОКБ П.О. Сухого, но самолет тихо появился и разместился в самом конце статики.
1.


О «Беркуте» с сайта «Уголок неба»:

Первые упоминания о разработке в ОКБ Сухого перспективного истребителя пятого поколения появились в западных авиационных журналах в 1994 1995 гг. Считалось, что к его проектированию приступили в конце 80-х годов. В публикациях эта машина проходила под обозначением «С-32». Поначалу о новом самолете было известно лишь то, что главной особенностью его аэродинамической компоновки является крыло обратной стреловидности. Представители ОКБ вообще отрицали факт существования подобного летательного аппарата. Ситуация резко изменилась, когда на страницы журнала «Вестник Воздушного Флота» (март-апрель 1996 г. ) случайно (?) попала фотография, сделанная С. Скрынниковым, в то время главным редактором журнала., запечатлевшая собравшихся на заседание Военного совета ВВС России представителей руководства Военно-Воздушных Сил РФ и авиационной промышленности. Hа столе находились две модели самолетов, в одной из которых можно было узнать многоцелевой истребитель Су-27М (Су-35), а другая, окрашенная в черный цвет, с номером «32» на борту, представляла собой самолет с ПГО, крылом обратной стреловидности и «заваленными» внутрь килями. Это был явно проект истребителя нового поколения. Сама модель этого самолета имела гриф «совершенно секретно».
2.

В июле самолет был перевезен на аэродром ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, где выполнил первые рулежки. Готовилась даже демонстрация машины на авиасалоне МАКС-97, но в последний момент руководство ВВС сочло это преждевременным. Hа МАКСе этот самолет продемонстрировали в 1999 г., но только в полете, без размещения на наземной экспозиции. Планировался его показ за рубежом, но на это не было получено разрешение со стороны Министерства обороны РФ.
25 сентября 1997 г. состоялся первый полет этого самолета, получившего вскоре обозначение «С-37-1». В этом обозначении недвусмысленно делался намек на то, что за первым должен будет последовать второй экземпляр. Самолет поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Тридцатиминутный полет «Беркута» прошел без замечаний. Двумя неделями раньше, 7 сентября того же года, в США взлетел первый предсерийный истребитель F-22, самолет пятого поколения, построенный с учетом технологии достижения малой заметности («стелс»).
3.

В создавшейся ситуации продолжение сокрытия от широкой публики факта создания «суховцами» нового «нашумевшего» самолета граничило с очевидной нелепостью. Hа второй день после первого полета 27 сентября в «Российской газете» появилось первое сообщение о начале испытаний «прототипа отечественного истребителя пятого поколения». 8 октября была распространена соответствующая информация по каналу ИТАР-ТАСС.
18 октября, через пять дней после совершения четвертого полета, состоялась «правительственная» презентация С-37 для руководства авиационной промышленности и Министерства обороны (правда, главком ВВС на ней не присутствовал). Журналисты не были допущены на мероприятие. 23 октября было дано «добро» на публикацию в «Hезависимой газете» и «Коммерсант-Daily» фотографий самолета С-37 и некоторых его характеристик.
4.

По данным Михаила Сунцова в качестве одного из основных вариантов первоначально рассматривался истребитель палубного базирования, который в будущем должны был заменить самолеты Су-27К на борту тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (он же «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). Позднее он должен был поступить на вооружение авиакрыльев, базирующихся на ТАКР «Рига» (он же «Варяг») и атомного ТАКР «Ульяновск».
Вариант для фронтовой авиации отличался от корабельного отсутствием механизма складывания консолей крыла и несколько измененным составом навигационного оборудования. В 1988 г. был выпущен аванпроект, через три года планировалось поднять в воздух экспериментальный вариант истребителя, а еще через пять лет — начать серийное производство. Hо этим планам не довелось сбыться.
Через несколько лет самостоятельного проектирования Симонов передал проект самолета С-32 в непосредственное руководство М. А. Погосяну (в настоящее время — ректор МАИ), который в это время занимал должность первого заместителя генерального конструктора. Самолет в конечном итоге получил обозначение «С-37» (позднее ставший Су-47) и наименование «Беркут».
5.

В конце 80-х годов Иркутскому авиазаводу было поручено изготовить несколько прототипов для летных и статических испытаний. Hо начавшийся после 1991 г. кризис в экономике привел к прекращению финансирования программы. Дальнейшие работы проводились за счет средств ОКБ, поэтому было решено ограничиться постройкой одного прототипа, получившего обозначение «С-37». Hа самолете С-32 планировалось установить двигатели АЛ-41Ф с системой отклонения вектора тяги; в качестве запасного варианта рассматривалось использование модифицированных двигателей ДЗОФ-6М. Мало кто ожидал, что в условиях экономической и политической нестабильности ОКБ вообще сможет построить и поднять в воздух принципиально новую машину. Однако ОКБ Сухого не только сделало это, но и развернуло программу ее летных испытаний.
По заявлению Симонова, С-37 (Су-47) является экспериментальным самолетом, созданным для отработки новейших перспективных решений, которые могут быть реализованы на боевых самолетах будущего. В нем применена необычная аэродинамическая схема «триплан с КОС» (КОС с передним горизонтальным оперением (ПГО) и обычным задним), а также новые конструкционные материалы, покрытия и система управления полетом. С марта 1998 г. (согласно пресс-релизу АООТ «ОКБ Сухого». 2000 г.) главным конструктором самолета является С. С. Коротков (в настоящее время — вице-президент ПАО «ОАК»).
6.

При формировании облика этого экспериментального самолета учитывались новейшие разработки российской авиационной промышленности в области аэродинамических компоновок с большой степенью статической неустойчивости, систем дистанционного управления и сервоприводов нового поколения, технологии изготовления крупногабаритных панельных конструкций, технологии изготовления композиционных панелей крыла, двигателей с управляемым вектором тяги. Доля композиционных материалов достигает 13%. Самолет оснащен интегрированной системой жизнеобеспечения. Для уменьшения воздействия на летчика больших перегрузок катапультное кресло установлено под углом 30 град. В этом самолете, созданном в размерности истребителя (хотя и далеко не легкого), делается попытка объединить ряд технических достижений, включая КОС, ПГО и управление вектором тяги в полете.
7.

Hаличие на самолете отсека вооружения, показанного на компоновке самолета, они не отрицают и не подтверждают (на фото №3 вы сами можете увидеть створки отсека вооружения). Однако ясно, что при такой конструктивной схеме самолета наличие отсека не только оправдано, но и вполне реализуемо. Подтверждением этому являются длинные створки, хорошо заметные при виде самолета снизу в полете, расположенные по оси машины сразу же за створками ниши передней стойки шасси. Другое дело — расположение этого отсека относительно центра тяжести летательного аппарата, использование роторной пусковой установки и прочие детали. Поэтому компоновка самолета, повторно использующаяся в настоящем номере журнала, может рассматриваться исключительно как условная. Hаличие в компоновке оптико-электронной обзорно-прицельной системы и РЛС вполне оправдано необходимостью их установки на современных самолетах такого класса независимо от того, установлены эти системы в настоящий момент на самолете или нет.
8.

Самолет С-37 выполнен по аэродинамической схеме «интегральный неустойчивый триплан» с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, цельноповоротным ПГО и цельноповоротным задним хвостовым оперением относительно небольшой площади. Обеспечивается возможность выполнять динамическое торможение с выходом на углы атаки до 120 град на скоростях от предельно малых до сверхзвуковых.

При создании самолета реализована принципиально новая технология, позволяющая изготавливать детали обшивки в плоском виде, после чего формообразовывать их в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию и стыковать между собой с высокой точностью. Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности самолета и свести к минимуму крепеж. Это не только облагородило аэродинамику и снизило массу планера, но и уменьшило его радиолокационную заметность.

Конструкция планера на 13 град) по массе выполнена из композиционных материалов (в дальнейшем процент использования КМ должен быть существенно увеличен). На самолете применены принципиально новые «интеллектуальные» композиционные материалы для самоадаптирующихся и саморазгружающихся конструкций. Ряд элементов (фонарь, шасси, некоторые бортовые системы), для снижения стоимости и ускорения работы по программе, заимствован у серийных истребителей семейства Су-27.

Крыло обратной стреловидности (по передней кромке -20 град, по задней -37 град) в консольной части и прямой стреловидности — в корневой имеет удлинение порядка 4,5 и выполнено на 90% из композиционных материалов. Консольная часть крыла выполнена складной. Ее передняя поверхность снабжена отклоняемым носком, а всю заднюю поверхность занимают односекционный закрылок и элерон.

Имеется развитый корневой наплыв, к которому крепится цельноповоротное ПГО, имеющее трапециевидную в плане форму. Стреловидность ПГО по передней кромке +50 град, по задней кромке -16 град.

Цельноповоротное заднее хвостовое оперение имеет стреловидность по передней кромке 50 град.

9.

Фюзеляж выполнен, в основном, из алюминиевых и титановых сплавов. Его сечение близко к овальному. Передняя часть носового обтекателя выполнена «приплюснутой», с оребрением. В хвостовой части расположены два обтекателя, которые в дальнейшем могут быть использованы для размещения различного радиоэлектронного оборудования.

Вертикальное оперение конструкционно подобно оперению самолета Су-27, однако имеет значительно меньшую относительную площадь (это достигнуто за счет аэродинамической компоновки, обеспечивающей повышенную эффективность работы ВО на больших углах атаки). Кили имеют развал во внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью ВО, снижает радиолокационную заметность самолета.

Фонарь кабины практически аналогичен фонарю самолета Су-27. Кресло К-36ДМ, установленное на экспериментальном самолете, имеет спинку, наклоненную на 30 град, что уменьшает воздействие на летчика высоких перегрузок, характерных для маневренного воздушного боя (в перспективе самолет может быть оснащен усовершенствованным катапультным креслом, обеспечивающим, в частности, спасение летчика на малых высотах из перевернутого положения).

Основные опоры шасси снабжены одним колесом и убираются в ниши по бокам воздушных каналов воздухозаборника. Передняя двухколесная стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед.

10.

Силовая установка. Экспериментальный самолет снабжен двумя ТРДДФ Д-З0Фб (2х15.600 кгс) расположенных в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем предполагается переоснащение самолета двигателями АЛ-41Ф с системой управления вектором тяги. Нерегулируемые воздухозаборники, форма сечения которых близка к сектору круга, расположены под крыльевыми наплывами. Воздушные каналы имеют S-образную форму, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров ТРДДФ. На верхней поверхности фюзеляжа расположены две створки, служащие для дополнительного забора воздуха при маневрировании и на взлетно-посадочных режимах.
11.

В 2006-2007 годах «Беркут» использовали в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем — Су-57). На Су-47 «обкатывали» ряд элементов внутреннего оснащения «невидимки».

12.

13. Логотип АО «Авиадвигатель», Пермь

14.

15.

16.

17. Вот такая красота

Продолжение картинок с МАКС-2019 следует…

Tags: #avgeek, #aviation, Жуковский, МАКС2019, ОАК, Су-47, Сухой, авиация, выставки, история, самолеты

Невиданный Беркут: к 25-летию первого полета Су-47

Истребитель Су-47, впервые поднятый в воздух 25 сентября 1997 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Игорем Вотинцевым, считается одним из самых необычных самолетов. В первую очередь, благодаря своей главной особенности — крылу обратной стреловидности. Не такими приметными внешне, но не менее передовыми технологиями в Су-47 стали цифровая система управления и композитные материалы.

Полет Су-47 не пошел в серию, машина выпущена в единственным экземпляре. Однако технологии, примененные на «Беркуте», легли в основу новейших российских самолетов — истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

История создания

В конце 1970-х годов советские конструкторы начали работы над созданием истребителя следующего поколения. Ведущие конструкторские бюро задумались над концепцией новой машины, предлагали свои варианты внешнего вида и определяли основные характеристики. По мнению военных, новый многофункциональный истребитель должен был развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою, а также обладать малозаметностью для радаров. Помимо всего этого, одним из главных требований являлась сверхманевренность.

Именно эта черта определила футуристичный вид новой машины. Сделать истребитель более маневренным должно было необычное конструкторское решение — крыло обратной стреловидности (КОС).

Работы по данной теме начались в ОКБ Сухого в 1983 году под условным шифром С-22. К тому времени уже были, в основном, завершены работы по испытаниям и внедрению в серию базового истребителя Су-27. В этой ситуации по инициативе М.П. Симонова ОКБ Сухого получило от Министерства авиационной промышленности СССР задание по созданию экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). Впоследствии, после распада СССР и последующего кризиса в авиапроме, финансирование проекта прекратилось, и работы продолжались по инициативе ОКБ Сухого. Решено было остановиться на постройке одного прототипа, который получил обозначение «С-37». ОКБ Сухого удалось не только построить новую машину, но и осуществить программу ее летных испытаний.

Самолет впервые поднялся в небо 25 сентября 1997 года. Широкой публике новинка была представлена на авиасалоне МАКС в 1999 году под именем С-37. Название Су-47 и прозвище «Беркут» истребитель получил в 2001 году — за свою способность быстро менять направление движения или угол атаки.

Самолет крыльями вперед

Су-47 отличался от своих современников более продвинутыми характеристиками и практически приближался к пятому поколению. Но главная особенность этого самолета — крыло обратной стреловидности (КОС). Если большинство рассматривает КОС просто как стильную деталь, которая, безусловно, придает самолету необычный вид, то у специалистов обоснования более аргументированные.

Экспериментировать с таким крылом авиаконструкторы начали давно. Еще в 1944 году впервые взлетел немецкий бомбардировщик Ju-287. Впрочем, до серии он так и не «долетел». Сразу же после войны исследовать КОС начали и у нас в стране. Например, в 1947 году был создан планер с КОС и пороховым ускорителем, который достигал скорости 1150 км/час. Подобные эксперименты проводились как отечественными, так и зарубежными конструкторами. Чем же их так привлекали модели «с крыльями вперед»? Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующие достоинства: меньшее сопротивление воздуху, хорошее «поведение» на больших углах атаки, отклоненная «внутрь» передняя кромка для лучшей малозаметности.

Из этих особенностей вытекает и сверхманевренность, даже без применения двигателей с управляемым вектором тяги.

Достоинства крыла обратной стреловидности плавно перетекают в его главный недостаток, а вернее в техническую сложность при конструировании. При увеличении скорости растет нагрузка на крыло, и оно изгибается. Справиться с таким «саморазрушением» крыла пытались, увеличивая жесткость, что приводило к утяжелению конструкции. Здесь на помощь пришли композиты — крыло Су-47 наполовину состоит из них. Новая технология стыковки длинных композитных панелей позволила повысить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. Планер Су-47 в общей сложности на 13% состоит из композитов, что позволило снизить общий вес самолета, а также его радиолокационную заметность.

Таким образом, Су-47 «Беркут» стал первым отечественным прототипом боевого самолета, получившим «черное крыло». В его основу был положен опыт, полученный при создании композитных изделий для «Бурана» в Обнинском НПП «Технология».

Работа над крылом для «Беркута» позволила впоследствии применить композиты из Обнинска при создании истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

Несмотря на то, что «Беркут» не пошел в серию, проект этот можно по праву назвать удачным. Испытания Су-47 позволили конструкторам ОКБ им. Сухого отработать ряд технологий, которые впоследствии появились в истребителе пятого поколения Су-57.

Дайджест прессы за 29 сентября 2022 года | Дайджест публикаций за 29 сентября 2022 года

Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Су-47 (С-37 Беркут) Истребитель Беркут

Су-47 «Беркут» был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019. Фото: Анна Зверева.

Первый полет самолета состоялся в сентябре 1997 года. Фото: Леонид Фаерберг.

Планер Су-47 изготовлен из алюминиевых и титановых сплавов. Фото: Дмитрий Пичугин.

Истребитель Су-47, ранее именовавшийся С-37 Беркут или Беркут, разработан ОКБ Сухого в Москве, Россия, и совершил свой первый полет 19 сентября.97.

Су-47 имеет крыло обратной стреловидности и крайне неустойчивую трипланную (с тремя несущими поверхностями) аэродинамическую схему.

Он сохранил некоторые конструкции систем и компонентов от Су-27 (всепогодный сверхзвуковой истребитель с названием Flanker по классификации НАТО), например, дизайн фонаря, шасси, часть авионики и почти вертикальные хвосты.

Детали разработки Су-47

Су-47 введен в эксплуатацию в январе 2000 г. и прошел первый этап летных испытаний в декабре 2001 г.

«Су-47 обладает чрезвычайно высокой маневренностью на дозвуковых скоростях.»

В мае 2002 года Сухой был выбран генеральным подрядчиком для программы российского истребителя нового поколения ПАК ФА. Истребитель ПАК ФА является развитием Су-47, но без крыла с обратной стреловидностью. Первые летные испытания истребителя ПАК ФА завершились 29 января 2010 г.

В основу конструкции прототипа сверхвысокой маневренности легли технологии авионики и аэродинамики, разработанные для программы модернизации Су-27.

Самолет не был запущен в серийное производство, и единственный самолет использовался в качестве демонстратора технологий. Он служит базой для разработки Су-57, сверхзвукового истребителя-невидимки пятого поколения.

Су-47 «Беркут» экспонировался на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019, проходившем в Международном аэропорту Жуковский, Москва, в августе 2019 года. , что позволяет самолету очень быстро изменять угол атаки и траекторию полета, а также сохраняет маневренность в сверхзвуковом полете.

Самолет Су-47 обладает очень высокими показателями маневренности при сохранении устойчивости и управляемости на всех углах атаки.

Максимальная скорость разворота и верхний и нижний пределы воздушной скорости для пуска оружия являются важными критериями с точки зрения боевого превосходства в ближнем бою, а также на средних и дальних дистанциях, когда задача может заключаться в поражении последовательных целей в разных секторах воздушного пространства.

Высокая скорострельность Су-47 позволяет летчику быстро развернуть истребитель к следующей цели для начала стрельбы.

По сравнению со стреловидным крылом той же площади, стреловидное крыло имеет ряд преимуществ: более высокое аэродинамическое качество; более высокая производительность в маневрах воздушного боя; большая дальность полета на дозвуковой скорости; улучшенная устойчивость к срыву и противобуксовочные характеристики; улучшенная устойчивость на больших углах атаки; меньшая минимальная скорость полета; и более короткая взлетно-посадочная дистанция.

Фюзеляж Су-47

Фюзеляж Су-47 имеет овальное поперечное сечение, планер изготовлен в основном из алюминиевых и титановых сплавов и 13% по массе композиционных материалов.

Носовой обтекатель слегка приплюснут в носовой части и имеет горизонтальную кромку для оптимизации противоштопорных характеристик самолета.

Крылья с обратной стреловидностью

Среднерасположенное крыло с обратной стреловидностью придает необычный и характерный внешний вид Су-47. Значительная часть подъемной силы, создаваемой крылом прямой стреловидности, приходится на внутреннюю часть размаха крыла. Подъемная сила не ограничена срывом законцовки крыла.

Элероны — рули крыла — сохраняют работоспособность на самых больших углах атаки, а управляемость самолета сохраняется даже в случае отрыва воздушного потока от остальной поверхности крыльев.

Панели крыла Су-47 почти на 90% состоят из композитов. Среднее крыло с прямой стреловидностью имеет большое удлинение, что способствует дальнобойности.

Корневые удлинители передней кромки плавно переходят в панели крыла, которые оснащены отклоняемыми предкрылками на передней кромке, а также закрылками и элеронами на задней кромке.

Цельноповоротные трапециевидные утки малой площади соединены с передними корневыми выступами.

Вооружение

Экспериментальный истребитель Су-47 имеет 14 узлов подвески (две законцовки крыла, шесть-восемь подкрыльевых, шесть-четыре конформных под фюзеляжем). На узлах подвески установлены ракеты класса «воздух-воздух» Р-77, Р-77ПД, Р-73, К-74.

Также оснащен ракетами класса «воздух-поверхность» Х-29Т, Х-29Л, Х-59М, Х-31П, Х-31А, КАБ-500, КАБ-1500.

Кабина самолета Су-47 «Беркут»

Конструкция кабины ориентирована на обеспечение высокого уровня комфорта для пилота, а также на возможность пилота управлять самолетом при экстремально высоких маневрах перегрузки.

Самолет оснащен новым катапультируемым креслом и системой жизнеобеспечения. Адаптивное катапультное кресло с изменяемой геометрией наклонено под углом 60°, что снижает воздействие высоких перегрузок на пилота.

Сиденье позволяет выполнять маневры в воздушном бою со значительно более высокими перегрузками, чем обычно может выдержать пилот.

Пилот использует боковую ручку управления с малым ходом и тензометрическое управление дроссельной заслонкой.

Шасси

В самолете используется убирающееся шасси трехопорного типа с одним колесом на каждой единице. Меньшее переднее колесо убирается назад, а два основных колеса убираются вперед в основания крыла.

Двигатель

Истребитель Су-47 оснащен двумя турбовальными двигателями Д-30Ф6 «Пермский авиадвигатель». Каждый двигатель может развивать тягу всухую примерно 83,4 кН. Двигатель используется в ближнемагистральных самолетах для пассажирских перевозок.

Длина и диаметр законцовки вентилятора двигателя составляют 3,98 м и 1,05 м соответственно, а сухой вес и вес двигателя в поставке составляют 1550 кг и 1712 кг соответственно. Двигатель также имеет реверсор тяги и компрессор низкого давления.

Характеристики Су-47

Истребитель Су-47 может подниматься со скоростью 233 м/с. Крейсерская скорость составляет 1800 км/ч. Дальность полета и практический потолок самолета составляют 1782 морских миль (3300 км) и 18000 м соответственно.

Максимальный взлетный вес самолета 34 000 кг. Нагрузка на крыло и максимальная перегрузка Су-47 составляют 360 кг/м² и 9g соответственно.

Другие проекты

Посмотреть больше

Россия построила этот прототип реактивного истребителя с передним крылом в процессе развала

Распад Советского Союза и последующее создание современной России были не столько быстрым, катастрофическим взрывом, сколько медленным, затяжным , постоянное состояние едва сдерживаемого хаоса на протяжении большей части 1990-х годов. По крайней мере, так было до прихода путинского режима. К лучшему или гораздо чаще к худшему.

Это только делает историю Су-47 «Беркут» еще более примечательной. Это один из самых необычных прототипов истребителя, который спрыгнул с чертежей и попал в нашу земную реальность. Один с ярким и единственным в своем роде внешним видом. Это история о концепте российского истребителя с крыльями причудливой стреловидности.

Идея крыльев самолета, направленных вперед, а не прямо или назад, возможно, не такая футуристическая, как вы думаете. Хотя до конца Второй мировой войны он почти не летал, немецкий Юнкерс Ju-287 стал первым самолетом, испытавшим принципы работы крыла с обратной стреловидностью. Оснащенный теми же турбореактивными двигателями Junkers Jumo 004, что и Messerschmitt Me-262, Ju-287 доказал, что самолет такой конфигурации действительно может летать.

Эта рабочая концепция была косвенно доработана и улучшена американской компанией Grumman Aerospace из Бетпейджа, Нью-Йорк, с их X-29.исследовательский самолет. С дистанционным управлением и сложной конструкцией из углеродного композита X-29 взял базовую архитектуру Ju-287 и перенес ее в век цифровой информации.

В то время как стреловидность крыла Ju-287 была довольно скромной, у X-29 она была противоположной и составляла ошеломляющие 33 градуса. Эта глубокая стреловидность крыла была визитной карточкой и Су-47. Часто высказываются предположения, что на ОКБ Сухого произвели сильное впечатление кадры с Х-29 Груммана, опубликованные в прессе. Результаты обоих проектов указывают на такую ​​возможность.

Фото: Российские государственные СМИ

Позаимствовал ли Сухой элементы конструкции у Груммана или нет, получившийся планер был не чем иным, как захватывающим дух. Су-47, получивший название «Беркут» (по-русски «Золотой орел»), ошеломил граждан России и весь мир своим поразительным внешним видом. В то время, когда западные суперкары были на пике своей показухи, «Беркут» был подобен гиперкару в небе.

Имея размеры 22,6 метра в длину (74 фута 2 дюйма) и 16,7 метра (54 фута 9в) размах крыла, Су-47 был на одном уровне с двухмоторными истребителями НАТО. Ваш McDonnell Douglas F-15 Eagle, Grumman F-14 Tomcats, Panavia Tornados и так далее. Оснащенный двумя ТРДД Соловьева Д-30Ф6 с тягой 93,1 кН (20 900 фунтов силы) каждый, это фактически превышало тягу 16 610 фунтов силы (73,9 кН) спаренных самолетов General Electric F110 F-14D.

Этой мощности было более чем достаточно, чтобы проверить, действительно ли крылья с прямой стреловидностью обладают такими преимуществами, как более высокое аэродинамическое качество, улучшенная скорость сваливания и более высокая дозвуковая дальность полета, как надеялись инженеры. Для улучшения управляемости на Су-47 было установлено сопло двигателя с регулируемым вектором тяги. Они могли поворачивать двигатели на оси под углом крутого поворота, чтобы заставить самолет атаковать кривую под более резким углом.

В то время этой функцией обладали только находящиеся в разработке Lockheed-Martin YF-22 и несколько экспериментальных исследовательских самолетов. Это по-прежнему отличительная черта современных истребителей пятого поколения, последовавших за «Беркутом». Другие аэродинамические плюшки, такие как набор канард за кабиной и перед крыльями, действовали как спойлер на гоночном автомобиле, обеспечивая большую устойчивость по всем осям самолета.

Фото: Российские государственные СМИ

Стреловидность передней части крыла Су-47 была устойчивой под нагрузкой и проверена на скоростях, превышающих 1,5 Маха. Хотя планер «Беркута», скорее всего, был способен развивать скорость до двух Маха, инженеры обнаружили, что преимущества передней стреловидности крыла более очевидны на дозвуковом уровне, поэтому дальнейшие высокоскоростные испытания не проводились.

Если внимательно посмотреть на Беркут сверху вниз, то можно заметить, что правая задняя хвостовая балка немного длиннее левой. Это связано с тем, что в левой стреле находился комплекс радиоэлектронного противодействия (ECM) самолета. С другой стороны, в правой хвостовой балке размещался радар, обращенный назад. Обеспечивая большее поле зрения, чем фронтальный импульсно-доплеровский радар того времени, мог сам по себе.

Имея все это в виду, становится ясно, что Су-47 должен был стать демонстрацией Россией того, что недавно созданная Федерация может в ближайшем будущем выставить на вооружение истребитель пятого поколения. И это несмотря на застой в экономике, политическую нестабильность и российского президента, известного в основном на Западе тем, что несколько раз напивался с Биллом Клинтоном.

Ничто из этого не помешало инженерам Сухого построить прототип реактивного истребителя с передним крылом, который действительно работал и двигался так, как рекламировалось.