Многоцелевой истребитель Су-30СМ: летно-технические характеристики
Су-30СМ (серийный модернизированный) является двухместным многофункциональным истребителем поколения 4++. Он предназначен для уничтожения как воздушных, так и наземных (надводных) целей широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолет разработан «ОКБ Сухого» и выпускается на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
Первый полет Су-30СМ состоялся в сентябре 2012 года.
Самолет продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ, созданного на базе самолета Су-30 для Индии.
Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.
Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).
Самолет обладает большой дальностью полета и возможностью дозаправки в воздухе.
В конструкции Су-30СМ не использована технология малозаметности, поэтому его защита основана на подавлении вражеских радиолокационных станций с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы.
Высокая степень маневренности самолета достигается за счет переднего горизонтального оперения (ПГО) и двигателей с управляемым вектором тяги. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.
Самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией управления «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить одну ближнюю цель или четыре дальних, а также преодолеть помехи вражеских средств радиоэлектронной борьбы. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.
Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину оптико-локационная станция, она является подсистемой системы управления вооружением. Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полета самолета.
На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.
Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет восемь тысяч килограмм. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограмм, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.
Летно-технические характеристики:
Размах крыла — 14,70 м
Длина самолета — 21,94 м
Высота самолета 6,375 м
Площадь крыла — 62,00 м2
Масса:
нормальная взлетная 24900 кг
максимальная взлетная 34500 кг
топлива — 9640 кг
Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга 2 х 12800 кгс
Максимальная скорость:
на высоте — 2125 км/ч
у земли 1350 км/ч
Практическая дальность 3000 км
Практический потолок 17300 м
Экипаж — 2
Истребитель Су-30СМ хорошо зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии. Стоит на вооружении десяти стран мира.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Многоцелевой истребитель Су-30. Досье — ТАСС
3 мая 2018, 08:57
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 мая 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что российский истребитель Су-30СМ при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим (Сирия) потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря.
По информации российского военного ведомства, оба летчика погибли. По предварительным данным, причиной катастрофы могло стать попадание в двигатель птицы.
Это первый потерянный Су-30 ВКС России.
Основные сведения
Су-30 (по классификации НАТО — Flanker-C) — российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ «Сухого» в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 при решении задач завоевания господства в воздухе, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
Читайте также
Аварии и катастрофы самолетов Су-30. Досье
От базового самолета его отличают расширенная номенклатура вооружений, модернизированное оборудование, наличие системы дозаправки в полете. Первый полет предсерийный вариант совершил 31 декабря 1989 года. Принят на вооружение в 1992 году, однако в Военно-воздушные силы (ВВС) РФ было поставлено всего три экземпляра базовой модификации.
Самолеты семейства выпускаются в России на Иркутском авиационном заводе (Корпорация «Иркут») и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.
Модификации и поставки
В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя — Су-30К («коммерческий»), эта модель первоначально поставлялись Индии, но затем была заменена на модифицированный и адаптированный для этой страны вариант Су-30МКИ (в настоящее время также находятся на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.
Впоследствии экспортные версии Су-30 стали наиболее востребованными за рубежом: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись Китаю (Су-30МКК), Вьетнаму (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэле (Су-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжиру (Су-30МКИ2). В 2017 году заключен контракт на поставку Су-30СМ Белоруссии. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этим государством шести экземпляров Су-30.
В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.
Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.
Конструкция и летно-технические характеристики
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с форсажными камерами размещены в мотогондолах, установленных под несущим корпусом. Хвостовое оперение — двухкилевое, шасси — трехточечное, убирающееся, с носовым колесом.
Летно-технические характеристики для версии Су-30МК:
Вооружение
- Длина самолета — 21,9 м;
- размах крыла — 14,7 м;
- высота — 6,4 м.
- максимальная взлетная масса — 34,5 т;
- максимальная масса боевой нагрузки — 8 т;
- максимальная дальность полета без дозаправки — 3 тыс. км;
- максимальная скорость — 2 Маха;
- практический потолок — 17,3 тыс. м;
- экипаж — два человека.
На 12 точках подвески может нести широкую номенклатуру ракет воздух — воздух, ракет и бомб воздух — земля, оснащен встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.
Теги:
Россия
Расшифровка Утверждение Китая о том, что его копия российского Су-30 превосходит оригинальный
Широкомасштабная военная модернизация Китая, начавшаяся в начале 1980-х годов, встревожила экспертов по ряду причин.
В то время как угрозы своим соседям вызывают очевидную озабоченность, эксперты также обеспокоены использованием Китаем шпионажа и обратного проектирования для модификации собственного оружия.
Пожалуй, наиболее наглядным примером использования Китаем обратного проектирования была его работа над российским истребителем завоевания превосходства в воздухе Су-27, разработанным конструкторским бюро самолетов Сухого. Китай стал первым экспортным покупателем Су-27, который составляет основу многочисленных самолетов, таких как многоцелевой истребитель Су-30, легкий бомбардировщик Су-34 и многоцелевой истребитель Су-35.
Все производные истребители тяжелее Су-27 и могут нести дополнительное вооружение, в том числе ракеты и бомбы для наземных атак. Су-35 — самый совершенный член «семейства» Су-27, учитывая его электронику и усовершенствованные двигатели, которые придают ему значительную маневренность в воздушном бою. Наиболее важным истребителем в ВВС Индии является Су-30МКИ, самолет, который ведет свое происхождение от Су-27. В ВВС Индии имеется более 240 истребителей Су-30МКИ.
С момента получения первых самолетов Су-27 в 1992 году Китай самостоятельно разработал несколько модификаций этого самолета. В конце 1990-х Китай закупил у России многоцелевой истребитель Су-30, а в 2015 году стал первым экспортным покупателем Су-35.
Согласно данным Международного института стратегических исследований (IISS) за 2019 год, в Китае насчитывается более 600 истребителей, созданных на базе Су-27. К ним относится серия J-11, основанная на оригинальной российской конструкции. Самым передовым отечественным истребителем, разработанным Китаем на основе семейства Су-27, является J-16, который, по утверждениям экспертов, является копией конструкции Су-30.
Считается, что первый полет J-16 состоялся в 2011–2012 годах, и, по данным IISS, к 2019 году Китай построил не менее 90 истребителей J-16. Согласно отчету британского аналитического центра Royal United Services Institute за 2020 год, J -16 является «в настоящее время самым мощным многоцелевым и ударным самолетом Китая». RUSI отметила, что J-16 оснащен усовершенствованной РЛС с электронным сканированием (AESA), которая позволяет ему одновременно отслеживать как воздушные, так и надводные цели. J-16 также считается использовать больше углеродных композитов в его конструкции, чтобы уменьшить его вес, и имеет «стеклянную кабину», заменяющую циферблаты старых российских самолетов.0003
Ранее на этой неделе китайские государственные СМИ процитировали действующего офицера ВВС Народно-освободительной армии (НОАК), который заявил, что у J-16 «нет недостатков, поскольку он оснащен многими видами оружия и может работать в любых погодных условиях». .
Ван Сунси, летный инструктор Командования ВВС Северного театра военных действий Народно-освободительной армии, Global Times цитирует: «С точки зрения характеристик J-16 превосходит все типы самолетов, на которых я летал. …» Он утверждал, что у J-16 были «огромные достижения в области радаров и систем управления огнем по сравнению с предыдущими самолетами».
Ван утверждал, что, хотя J-16 и Су-30 внешне похожи, «многое отличается внутри» и «существует разрыв, который делает J-16 поколением более продвинутым, чем Су-30».
Цзян Цзяцзи, еще один награжденный пилот НОАК, по словам Global Times , сказал, что у J-16 лучше скрытность. Цзян заявил, что J-16 «теперь покрыт серебристо-серой краской, что делает его менее заметным для невооруженного глаза и электромагнитных устройств».
900:02 Сообщение китайских государственных СМИ о возможностях J-16 может попахивать пропагандой и преувеличением, учитывая продолжающуюся борьбу Китая за разработку надежных двигателей для своих истребителей. В 2015 году, когда было объявлено о сделке по истребителям Су-35, аналитики предупредили, что Китай рассматривает возможность реинжиниринга двигателей самолета и инфракрасных датчиков, которые используются для обнаружения самолетов противника.Однако некоторые эксперты предупреждают, что Пекин действительно идет впереди России во многих областях авиастроения. Например, в отчете RUSI за прошлый год отмечается, что использование Китаем каналов передачи данных для связи и улучшенные возможности радиоэлектронной борьбы дали таким самолетам, как серии J-11 и J-16, преимущество перед истребителями российского производства.
В отчете RUSI также упоминаются значительные успехи Китая в разработке ракет класса «воздух-воздух» и технологий малозаметности. В RUSI отметили, что «российская промышленность страдает от нехватки высокотехнологичных микроэлектронных компонентов после введения западных санкций в ответ на аннексию Крыма». С другой стороны, использование Китаем шпионажа и его статус крупной промышленной державы и центра инноваций привели к прогрессу в разработке электроники «двойного назначения», которая имеет отношение к военному использованию.
Индия против Китая: Су-30 МКИ IAF против Chengdu J-20 — У кого самый современный истребитель? | Новости авиации
Индия и Китай в очередной раз вступили в потасовку на восточной границе в районе Таванг. Драка в Таванге стала первой после кровопролитных столкновений в июне 2020 года, когда индийские и китайские войска вступили в рукопашную схватку в долине Галван в Ладакхе. Индия и Китай являются двумя крупнейшими военными державами в Азии, но часто находятся в конфликте из-за спорной границы в восточном секторе. После того, как в новостях появились сообщения о драке, стало также известно, что Индия развернула свои истребители Су-30 МКИ, чтобы отразить вторжение китайских самолетов, которые летели рядом с индийским ЛАК.
В то время как у Индии есть передовые самолеты, такие как Sukhoi Su-30 MKI, Dassault Rafale и Tejas LCA, ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) развернули свой новейший истребитель Chengdu J-20, утверждая, что он обладает малозаметностью и является самым совершенным истребителем в мире. вся Азия. Тем не менее, топовый истребитель ВВС Индии Су-30 МКИ неоднократно сталкивался с Chengdu J-20, доказывая, что он не такой малозаметный, как заявляют китайцы.
Взгляните на характеристики и возможности самолетов Су-30 МКИ и Chengdu J-20:
Су-30 МКИ: Совместно разработанный советским авиационным гигантом Сухой и индийской HAL двухместный многоцелевой истребитель является одним из самых мощных и боеспособных реактивных самолетов ВВС Индии и неоднократно доказывал свою мощь. . Самолет Су-30 МКИ длиной 21,9 м, высотой 6,4 м и размахом крыла 14,7 м производится исключительно для Индии и имеет максимальную взлетную массу 38 800 кг.
Он оснащен двумя турбореактивными двигателями Ал-31ФП и может развивать максимальную скорость 2120 километров в час (1,9 Маха) и скорость набора высоты 300 метров в секунду. Истребитель имеет дальность полета 3000 километров без дозаправки и 8000 километров с системой дозаправки в полете.
Он оснащен интегрированным комплексом авионики, включающим проекционный дисплей Elbit Su 967 (HUD), семь жидкокристаллических дисплеев с активной матрицей (AMLCD) и основные приборы кабины. Су-30 МКИ также является одним из самых тяжеловооруженных истребителей в мире на сегодняшний день и может нести сверхзвуковые ракеты «Брамос» индийского производства, 30-мм пушку ГШ-30-1 и 12 узлов подвески, способных нести ракеты и бомбы.
Chengdu J-20: J-20 — это истребитель пятого поколения, созданный китайской авиационной компанией Chengdu, которая также производила другие истребители, такие как J-17 Thunder, для ВВС Пакистана. Это одноместный многоцелевой стелс-истребитель длиной 20,5 м, высотой 4,45 м и размахом крыла 13,50 м. Истребитель может пролететь около 1200 км с возможностью увеличения до 2700 км за счет подвесных топливных баков.
Самолет может летать с максимальной скоростью 2100 километров в час (около 1,8 Маха), и Китай заявляет, что у него есть способности «Стелс», которые не доказаны иначе.