Фронтовой бомбардировщик Су-24М | izi.TRAVEL
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24 относится к реактивным фронтовым бомбардировщикам 3-го поколения, ставшим в 1990-е годы основной ударной силой фронтовой авиации. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям в любых погодных условиях, используя маловысотный режим полета. Быстро совершенствующиеся войсковые средства противовоздушной обороны оставляли высотным и средневысотным бомбардировщикам, пусть даже сверхзвуковым, мало шансов прорваться к цели и вернуться с задания невредимыми.
На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч.
Су-24 стал первым советским тактическим самолетом, оснащенным прицельно-навигационным комплексом, в состав которого, также впервые был включен цифровой компьютер. Ракетно-бомбовое вооружение размещалось на восьми точках внешней подвески: четырех подкрыльевых и четырех подфюзеляжных. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту была установлена шестиствольная 23-мм пушка.
В 1972 г. он был принят на вооружение ВВС СССР.
Почти сразу же после принятия Су-24 на вооружение начались работы по модернизации машины, что было обусловлено как созданием новых средств ПВО в США и странах NATO, так и появлением в СССР нового бортового оборудования и вооружения.
Пилотажно-навигационное оборудование Су-24М обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту, а после выполнения задания — автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку в сложных метеоусловиях до высоты 40-50 метров.
Су-24М — первый советский тактический самолет, оснащенный системой дозаправки топливом в полете. Су-24М был принят на вооружение в 1983 году и с большим успехом применялся во время войны в Афганистане. После распада СССР Белоруссии досталось 42 самолета Су-24.
Су-24М, находящийся в музее, выпущен авиапромышленностью в 1985 году. Состоял на вооружении 116-й бомбардировочно — разведывательной авиационной базы, аэродром Россь в Гродненской области.
Неудачи преследовали этот борт. В 1993 году перед взлетом не была выпущена механизация крыла. В процессе разбега экипаж передал в эфир информацию, что самолёт не хочет отрываться. Руководитель полётов поднял сеть аварийной тормозной установки. Однако экипаж, видя, что затормозить не успеет, принял решение взлетать. После отрыва шасси пошли на уборку, но успели убраться только наполовину и самолёт зацепился за трос аварийной тормозной установки. Нос машины прошел в 5 см выше троса. Трос скользнул вдоль нижней части фюзеляжа. Были срезаны не успевшие убраться щитки створок шасси. Однако самолёт сумел уйти с набором высоты, и после нескольких проходов экипаж слил топливо и совершил посадку.
Через 5 лет, в полёте открылся обтекатель радиолокационной станции, его развернуло и вырвало потоком вместе с системой приемника воздушного давления. Экипажу удалось удержать в воздухе, а потом и посадить машину на своем аэродроме. На заводе был изготовлен новый обтекатель, самолет восстановили, и он продолжал летать.
В 2008 году, во время стоянки самолёта возле капонира, внезапно рухнула сложенная из бетонных плит стена. Плитами снесло пол крыла, повредило стабилизатор, левый двигатель буквально вырвало из фюзеляжа. Восстановить самолет не представлялось возможным, и начальнику аэроклуба, Николаю Петровичу Мочанскому, удалось добиться передачи его на баланс ДОСААФ.
Бомбардировщики Су-24 начали применять авиабомбы с модулем планирования и коррекции
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
10.04.2023 21:17
Поделиться
Александр Степанов
Фронтовые бомбардировщики Су-24 активно наносят удары по позициям украинских подразделений в Артемовске, Угледаре и Авдеевке. Самолеты начали применять авиабомбы с модулем планирования и коррекции, которые способны пролететь до 60 километров.
Один фронтовой бомбардировщик Су-24 по своему боевому воздействию равен роте танков. / РИА Новости
Информацию о том, что заслуженные «ветераны» нашей авиации — бомбардировщики Су-24 — все чаще используют планирующие авиабомбы, сообщают как российские источники, так и украинские военные. Боевики теробороны, сидящие на позициях в Артемовске, начинают жаловаться, что по их опорным пунктам «работают» авиабомбами. Причем самого самолета в небе они не наблюдают, слышен только свист планирующего снаряда, который в щепки разносит хорошо укрепленный опорный пункт.
Невидимые удары по позициям ВСУ, как правило, наносят бомбардировщики Су-24, которые находятся в строю уже без малого 50 лет. Уникальность этого самолета в том, что он способен маневрировать на малых и сверхмалых высотах, поддерживая при этом сверхзвуковую скорость. На Западе Су-24 прозвали «Фехтовальщиком».
Уникальность этого самолета в том, что он способен маневрировать на малых и сверхмалых высотах, поддерживая при этом сверхзвуковую скорость
Ветераны авиации постоянно модернизируются, поэтому, несмотря на возраст, исправно выполняют свои задачи в воздухе. Эксперты называют этот самолет недорогой и эффективной боевой платформой в составе ВКС России. Практический потолок высоты Су-24М составляет 11 км, боевой радиус — до 560 км, максимальная скорость у земли — 1400 км/ч.
Восемь точек подвески самолета позволяют разместить на нем до 8 тонн ракетно-бомбового вооружения. Ключевая особенность Су-24 заключается в возможности полетов на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Также самолет способен нести в воздухе сразу несколько полуторатонных бомб. По мнению экспертов, один самолет Су-24 по своему боевому воздействию равен роте танков.
Свои боевые характеристики Су-24 подтвердил в афганской операции и чеченской кампании. Второе «рождение» у, казалось бы, ушедшего на пенсию ветерана произошло в сирийской операции. Самолет в очередной раз модернизировали.
Он был оснащен поразительной по эффективности специализированной вычислительной подсистемой СВП-24 «Гефест», сконструированной компанией «Гефест и Т».
Этот прибор обеспечивает высокую точность поражения цели даже свободнопадающими боеприпасами.
Система «Гефест», которая применяется для наведения на цель авиабомб с модулем планирования и коррекции ФАБ-500М62, разработанным ГНПП «Базальт», дает очень впечатляющие результаты. Комплект стабилизаторов и блоки навигации GPS/ГЛОНАСС позволяют превратить обычную авиабомбу в высокоточную и увеличить дальность ее применения до 40-60 км в зависимости от режима и скорости самолета-носителя.
То есть бомбить противника буквально из-за горизонта.
Как рассказал «РГ» военный эксперт Алексей Леонков, сброс корректируемых авиабомб, которые направляет вычислительная система «Гефест», позволяет поразить цель с минимальным отклонением. «Огромным плюсом такой связки является тот факт, что самолет не входит в зону поражения украинских ПВО.
Кроме того, украинские ПВО не видят планирующие на позиции бомбы и не могут их сбить. Поэтому сейчас так много стонов от ВСУ из-за использования нашей авиацией такого вида боеприпасов», — сказал эксперт.
По его словам, сегодня на вооружении ВСУ в основном стоят комплексы противовоздушной обороны средней дальности иностранного производства. Они не умеют бороться с такими бомбами, потому что они имеют минимальную площадь отражения, у них нет головки самонаведения, которая хорошо видна радарам.
«Еще один плюс корректируемых авиабомб ФАБ-500 — их цена. Прикрепить «крылышки» на бомбу стоит копейки. А цена управляемой ракеты — миллионы», — сказал Леонков.
Российская газета — Федеральный выпуск: №77(9022)
Поделиться
Украина восстанавливает больше старых Су-24, чем Россия может сбить
Су-24 ВВС Украины.
Wikimedia CommonsДля сторонников усталых от войны ВВС Украины это было прекрасное зрелище: четыре бомбардировщика Су-24 с поворотным крылом летели строем над Украиной 30 октября или около того.
Это было это самая большая группа двухместных сверхзвуковых бомбардировщиков, которую кто-либо видел в Украине за многие годы, и, безусловно, самая большая группа, появившаяся над Украиной с тех пор, как Россия расширила свою войну против страны, начавшуюся в конце февраля.
Самое удивительное в этом наблюдении то, что Украина потеряла из-за российской ПВО и бомбардировок больше четырехдесятилетних Су-24, чем она могла иметь на вооружении до войны. «Октябрьская четверка» — еще одно свидетельство того, что киевские техники усердно работают над восстановлением летной годности многих или всех бомбардировщиков, находящихся на хранении Украины.
Напомним: украинские ВВС участвовали в боевых действиях примерно со 125 боевыми самолетами, в основном истребителями МиГ-29, а также от дюжины до 16 Су-24, все они принадлежали 7-му бомбардировочному полку на авиабазе Староконстантинов на западе Украины.
Более высокая оценка исходит от Патрика Рогиса, Пола Гросса и Ханса Лойманса, которые написали для Дайджест авиационной фотографии еще в 2015 году, на втором году первого вторжения России на украинский Крымский полуостров и восточную часть Донбасса.
Россияне сбили 11 украинских Су-24, что могут подтвердить независимые аналитики, а также уничтожили 12 бомбардировщиков на земле. Без источника свежих планеров 7-й бомбардировочный полк к настоящему времени был бы не в состоянии поддерживать боевые вылеты.
Но Roegies, Gross и Looijmans в своих отчетах также насчитали еще девять или 17 почти годных к полетам Су-24 в Староконстантинове плюс еще около 30 бомбардировщиков, «хранящихся в относительно хорошем состоянии». Они насчитали , а не десятков заброшенных планеров Су-24, находящихся на открытом хранении на базах по всей Украине, в частности, на кладбище самолетов в Белой Церкви под Киевом.
В 1991 году украинские ВВС получили в наследство от распавшегося советского ВВС не менее 200 Су-24. Большая часть бомбардировщиков оказалась на открытом хранении. Вероятно, ни один из этих планеров не имеет никакой ценности, кроме как источники простых компонентов планера, которые действующие силы бомбардировщиков могут использовать в качестве запасных частей.
Короче говоря, ВВС располагали 63 Су-24, которые при определенных усилиях можно было привести в боевую готовность по состоянию на конец февраля. Вычтите дюжину, которую он потерял. Остается 51 Су-24.
Это… много бомбардировщиков. Потенциально на больше, чем на бомбардировщиков, для которых есть экипажи ВВС, даже после возвращения отставных пилотов и вторых пилотов на действительную службу. В конце концов, 7-й бомбардировочный полк похоронил как минимум 14 членов экипажа. И подготовка новых пилотов затруднена, пока воздушное пространство Украины остается даже в некоторой степени оспариваемым.
Тем не менее, относительное количество летающих бомбардировщиков помогает объяснить, почему даже в октябре до сих пор можно увидеть до четырех из них в полете одновременно. Можно с уверенностью предположить, что если четыре Су-24 находятся в воздухе, то еще восемь или около того находятся на земле и проходят регламентные работы.
Другими словами, 7-й бомбардировочный полк может иметь столь же почти годные к полетам Су-24 сейчас , как и восемь месяцев назад. И если темпы потерь последних восьми месяцев сохранятся, то Су-24 в 7-м бомбардировочном полку не закончатся до ноября 2025 года9. 0003
Подпишитесь на меня в Твиттере. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь. Отправьте мне безопасный совет.
Разведывательные группы ВВС Украины выполняют опасную работу, пролетая рядом с российскими войсками, чтобы сделать фото
Су-24МР ВВС Украины.
Фото с ВикискладаВ ВВС Украины было от 21 до 25 бомбардировщиков Су-24М и разведывательных самолетов Су-24МР, когда российские войска расширили свою войну против Украины, начиная с раннего утра. 24 февраля.
Остался как минимум один Су-24МР. Этот и другие самолеты-разведчики, которые уцелели, российские ПВО, вероятно, сейчас очень заняты, выявляя цели для ударов других сил.
Все довоенные бомбардировщики и самолеты-разведчики — 16 первых и девять вторых — принадлежали 7-му бомбардировочному полку на авиабазе Староконстантинов на западе Украины.
За 10 месяцев тяжелых полетов и смертоносных боев полк списал не менее 12 Су-24. Мы точно знаем, что русские сбили один Су-24МР и уничтожили два его экипажа над Полтавской областью в центральной Украине 22 октября. Неясно, сколько из остальных 11 потерь было связано с разведывательными вариантами.
К счастью для 7-го бомбардировочного полка, по всей Украине на хранении находилось до 47 старых самолетов Су-24, многие из них на кладбище самолетов в Белой Церкви под Киевом. Техники чинили эти старые самолеты, чтобы сохранить 7-й бомбардировочный полк на войне.
После всех потерь и пополнений в составе лётного состава на Староконстантинове в составе 7-го БАП остался как минимум один разведчик Су-24МР. Это видно на фоне фотографий, сопровождающих интервью с командиром полка полковником Евгением Богдановичем Булацыком.
Возможно, хотя и маловероятно, что этот единственный Су-24МР является последним самолетом-разведчиком в ВВС Украины, которые начали большую войну со 125 самолетами и потеряли 51 из них, добавив еще несколько за счет иностранных пожертвований— или путем ремонта заброшенных планеров.
Вероятно, Су-24МР осталось как минимум несколько. В любом случае, они являются ценным ресурсом для страны, жаждущей разведки на поле боя.
Компания Сухой разработала Су-24МР в середине 1970-х годов в качестве замены устаревающим самолетам-разведчикам Ильюшина Ил-28Р. Фирма взяла базовый двухместный сверхзвуковой бомбардировщик Су-24М, убрала пушку и штурмовую авионику и заменила их камерами, радаром бокового обзора и приспособлениями для подбрюшной станции связи и разведки.
Су-24МР на сегодняшний день является чем-то вроде анахронизма. ВВС США и ВМС США больше не используют тактические самолеты-фоторазведчики, а вместо этого используют спутники и беспилотники для визуализации целей. В конце концов, это опасная работа — летать низко над вражеской территорией или рядом с ней, чтобы сфокусировать направленную вниз камеру. Не каждая авиация готова рисковать пилотами ради нескольких фотографий.
Но Украина обладает лишь несколькими крупными беспилотниками и полностью полагается на своих иностранных союзников или коммерческие фирмы в плане спутниковых снимков. Су-24МР по-прежнему полезен для страны, у которой мало альтернатив.
Не совсем понятно, как именно украинские командиры используют свои разведывательные самолеты. Возможно, собственные операции российских ВВС с Су-24МР дают ключ к разгадке. У русских в феврале было около 50 самолетов-разведчиков. С тех пор они потеряли девять Су-24, по крайней мере один из которых был Су-24МР.
Взлетев из Смоленска на западе России, а также из оккупированного Россией Крыма, российские Су-24МР «обширно нанесли на карту» поле боя на Украине, пишут Джастин Бронк, Ник Рейнольдс и Джек Уотлинг в новом исследовании для Королевского института объединенных служб в Лондон.
«ВВС Украины зафиксировали, что [Су-24МР] постоянно совершали от двух до четырех самолето-вылетов в день на средней и большой высоте вдоль границ Украины с начала февраля до конца апреля», — пишут аналитики. Средний или высокий полет увеличивает дальность действия камер и радаров Су-24МР, помогая экипажам оставаться вне досягаемости украинских ПВО.
Проблема для украинских разведывательных групп заключается в том, что лучшие средства противовоздушной обороны России — ее зенитно-ракетные комплексы С-400 — имеют больший радиус действия, чем собственные украинские С-300: 155 миль против 70 миль.