«Черный четверг»: как МиГ-15 нанесли сокрушительное поражение ВВС США

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

12.04.2020 08:46

Поделиться

Николай Грищенко

12 апреля 1951 года над корейской рекой Ялуцзян произошел эпохальный воздушный бой — советские перехватчики МиГ-15 разгромили американскую армаду из бомбардировщиков В-29А и истребителей F-80 и F-84. В историю ВВС США сражение вошло под названием «черный четверг».

U.S. Air Force/ Wikimedia.org

О разгроме в этот день в США предпочитают не вспоминать. К примеру, в американской версии Wikipedia о событиях той поры есть лишь несколько строк в разделе о советском истребителе МиГ-15 и в описании Корейской войны. В них говорится, что были сбиты всего три В-29 и еще семь получили повреждения и добавляется — «после этого бомбардировочные полеты ВВС США над Кореей были приостановлены примерно на три месяца».

Впрочем, сохранились воспоминания непосредственных участников боя. Благодаря им становится понятно, как около 100 американских пилотов оказались в плену.

В «черный четверг» 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А Superfortress попытались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю. Их охраняли 18 истребителей F-86 Sabre, 34 F-84 Thunderjet и 24 F-80C Shooting Star. На перехват этих 124 самолетов в небо поднялись 44 советских МиГ-15.

— Бомбардировщики шли тремя группами, по 16 в каждой. Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29А. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолёт в эскадрилье Thunderjet и открыл огонь. Одна очередь прошла позади хвоста американского самолёта, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите своих «летающих крепостей» американские пилоты уже не думали, — вспоминает Герой Советского Союза Сергей Крамаренко.

Рассеяв истребительное прикрытие, советские перехватчики навалились на бомбардировщики. Шансов на спасение у В-29А было крайне мало, так как реактивный МиГ-15 превосходил бомбардировщик в скорости, а три пушки позволяли вести результативный огонь с дистанции 800 метров.

— Бомбардировщики Superfortress мы в обиходе прозвали «летающими сараями». Нескоростной самолет, длина которого составляла 50 метров, был очень легкой мишенью, — говорит Крамаренко.

Американцы стали уходить в сторону моря — под прикрытие ПВО кораблей США.

— Потом подсчитали, что воздушный бой у берегов реки Ялуцзян шел всего девять минут. За это время наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море. В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у них еще не было — сказал генерал-майор Сергей Крамаренко.

Отметим, что советские пилоты из 324-й истребительной авиадивизии не потеряли в том бою ни одного самолета. Всего Сергей Крамаренко в годы Корейской войны совершил 104 боевых вылета, провел 42 воздушных боя и сбил 13 самолетов противника.

Поделиться

#США

#самолеты

Драка за небо. Самые ожесточенные воздушные сражения ХХ века

https://ria.ru/20171216/1510964059.html

Драка за небо. Самые ожесточенные воздушные сражения ХХ века

Драка за небо. Самые ожесточенные воздушные сражения ХХ века — РИА Новости, 20.08.2020

Драка за небо. Самые ожесточенные воздушные сражения ХХ века

Самые ожесточенные воздушные сражения ХХ века

2017-12-16T08:00

2017-12-16T08:00

2020-08-20T16:45

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149609/45/1496094523_0:170:3000:1858_1920x0_80_0_0_d55856295b583ebf06078c593d4c1356.jpg

ссср

синайский полуостров

кндр (северная корея)

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149609/45/1496094523_149:0:2852:2027_1920x0_80_0_0_80289550aa96a998759f82b43a54b0a0.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.

xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, ссср, синайский полуостров, министерство обороны ссср, министерство обороны сша, вторая мировая война (1939-1945), миг-21, кндр (северная корея)

Безопасность, СССР, Синайский полуостров, Министерство обороны СССР, Министерство обороны США, Вторая мировая война (1939-1945), МиГ-21, КНДР (Северная Корея)

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Сотни самолетов, заслоняя небо, идут прямым курсом друг на друга. Летные задания получены, пушки и пулеметы заряжены, враг впереди — как на ладони.

Сталинградская битва

17 июля 2017, 04:07

Секунда — и безупречная геометрия боевых порядков ломается, моментально погружаясь в хаос ближнего воздушного боя. Семьдесят пять лет назад, 16 декабря 1942 года, под Сталинградом началась Среднедонская наступательная операция, в ходе которой силы Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронтов атаковали восьмую итальянскую и третью румынскую армии группы «Дон» под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна.

Каждая сторона привлекла для битвы от 400 до 500 самолетов различных типов. Красная армия за две недели прорвала вражеский фронт шириной в 340 километров, разгромила 11 дивизий противника и вышла в тыл группы армий «Дон». Такого успеха удалось достичь во многом благодаря эффективным действиям советской авиации. РИА Новости публикует подборку других заметных воздушных операций ХХ века.

Три боя

Экономический фронт: как поставки по ленд-лизу помогли Красной армии

11 июня 2017, 09:00

Одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны развернулось над Кубанью в апреле-июне 1943 года, в самый разгар битвы за Кавказ. Немецкая сторона, пользуясь численным превосходством в авиации, задействовала до 1,2 тысячи самолетов, чтобы сорвать наступление Красной армии. СССР же поднял в воздух до 1050 машин. Советские асы бились как на новых истребителях, так и на хорошо проверенных в прошлых сражениях. С люфтваффе боролись машины ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, а также полученные по ленд-лизу американские Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихоук» и британские «Спитфайр МК.V». Удары по наземным целям наносили главным образом пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2 и «дальники» Ил-4. Немцы в основном полагались на свои знаменитые мессеры — BF-109 новых модификаций G-2 и G-4, — а также на истребители FW-190. Костяк бомбардировочной авиации люфтваффе составляли самолеты He-111 и Ju-88.

Советская историография разделяет сражение над Кубанью на три крупных воздушных боя. Первый произошел с 17 по 24 апреля в районе Мысхако. Силы вермахта при плотной поддержке авиации пытались уничтожить группу войск 18-й армии. На небольшой десант немцы бросили 450 бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. Им противостояли 500 советских самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. Немецкой стороне удалось сохранить инициативу в воздухе, однако истребительная авиация Советского Союза смогла достичь главной задачи: помешать бомбардировщикам врага организованно наносить удары по боевым порядкам советских войск.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкШтурмовик-бомбардировщик «Ил-2»

Второе крупное сражение произошло с 28 апреля по 10 мая над станицей Крымской. О его высокой интенсивности говорит тот факт, что за три часа наступления немецкая авиация совершила более полутора тысяч самолетовылетов. Последние крупные воздушные бои прошли с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской. Всего за время трех битв СССР потерял около 750 самолетов, Германия — около 1,1 тысячи. Воздушные сражения на Кубани оцениваются советской историей положительно — ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всем фронте. Кроме того, советские летчики прошли отличную школу во время битвы за Кавказ, выработали ряд эффективных тактических схем, научились воевать в новых боевых порядках.

Прямой путь в камикадзе

Одним из крупнейших воздушных сражений на тихоокеанском театре Второй мировой войны стала Битва при Марианских островах 19-20 июня 1944 года. Пятый флот ВМС США вступил в бой с мощным авианосным соединением Императорского флота Японии, насчитывавшим девять «плавучих аэродромов». Американцы наступали силами 12 авианосцев. Тысяче палубных самолетов Штатов противостояли порядка 750 японских машин. Эту битву Императорский флот проиграл с «разгромным счетом».

Налет на Перл-Харбор, или Как Япония стала непотопляемым авианосцем США

7 декабря 2016, 13:50

За два дня американцы потеряли 123 самолета. Однако они уничтожили более 600 машин противника и потопили три авианосца. К такому печальному для японцев итогу привело техническое несовершенство их истребителей, а также низкий уровень подготовки экипажей. Огромные потери в авиации Японской империи уже не удалось восполнить. В октябре 1944-го, во время сражения в заливе Лейте, которое считается крупнейшей морской битвой в истории, четыре японских авианосца не могли вступить в бой только потому, что для них не было самолетов.

Отчасти именно разгром на Марианских островах и острый дефицит в палубной авиации привели к созданию в японском флоте отрядов камикадзе.

«Черный вторник»

Ожесточенными воздушными сражениями запомнилась и Корейская война. Одно из своих самых крупных поражений американская стратегическая авиация потерпела 30 октября 1951 года от советских самолетов. В этот день, позже названный в США «Черным вторником», 21 тяжелый бомбардировщик B-29 Stratofortress в сопровождении 200 истребителей вылетел для нанесения ударов по аэродрому Намси. На перехват этой армады выдвинулись 44 советских МиГ-15.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкСоветский истребитель МИГ-15 на церемонии открытия «Армейских международных игр — 2016»

Истребительный эскорт сильно отставал от бомбардировщиков, так как поднялся в воздух с опозданием. B-29 определенный этап маршрута летели с минимальным прикрытием. Этим и воспользовались советские асы. Двадцать две пары МиГ-15 в пикировании прошли сквозь редкий строй американских F-86 и атаковали стратегические бомбардировщики. В результате скоротечного боя были сбиты 12 «летающих крепостей» и четыре истребителя прикрытия. Оставшимся бомбардировщикам пришлось ретироваться. По свидетельству штурмана одного из В-29, который участвовал в этом налете и позднее попал в плен, на всех уцелевших от атаки МиГ-15 самолетах были убитые и раненые. Советская сторона потеряла в этом бою лишь один истребитель.

Двое против двадцати восьми


В одном из первых сражений войны Судного дня произошла воздушная стычка, в очередной раз доказавшая, что в небе численное превосходство далеко не всегда является гарантией победы. Шестого октября 1973 года 28 египетских МиГ-17 и МиГ-21 атаковали израильскую авиабазу Офира на Синайском полуострове недалеко от Шарм-эш-Шейха. На аэродроме в тот момент находилась лишь одна дежурная пара истребителей-перехватчиков F-4 Phantom II с экипажами — по пилоту и штурману в каждой машине. Израильским летчикам здорово помог тот факт, что истребители противника просто не восприняли их как значимую угрозу и начали бомбить взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру базы.

© Flickr / expertinfantry Американский военный самолет F-4E Phantom II

© Flickr / expertinfantry

Пара поднялась в воздух и сразу же навязала египетским самолетам маневренный ближний бой. Немалую помощь израильским летчикам оказал зенитно-ракетный комплекс MIM-23, развернутый на авиабазе. В ходе скоротечной шестиминутной стычки двум «Фантомам» удалось сбить от четырех до семи истребителей и продержаться до подхода подкрепления — четырех израильских «Миражей». После этого МиГи прекратили атаку и ушли в направлении гор. По мнению многих аналитиков, ахиллесовой пятой египетских самолетов в этом сражении была чрезмерная бомбовая нагрузка — их пилоты не рассчитывали встретить серьезное сопротивление со стороны авиации противника. Впрочем, египтяне нанесли немалый урон: они уничтожили РЛС аэродрома, а также добились не менее трех попаданий по взлетно-посадочным полосам.

Победа в воздушном сражении за Тайвань: уроки украинских операций с беспилотниками

Военные стратеги будут изучать причины того, почему России не удалось быстро победить Украину. Но есть один момент, по которому они, кажется, быстро пришли к соглашению: недорогие и простые в использовании беспилотные технологии играют ключевую роль в отражении продвижения России. Дроны превратили то, что когда-то было «тупым» артиллерийским снарядом, в высокоточное оружие, способное атаковать российскую бронетехнику и личный состав с разрушительным эффектом. Украина была первой, кто принял на вооружение низколетящие квадрокоптеры в качестве артиллерийских корректировщиков, но Россия быстро справилась с этим, потеряв так много своих беспилотников советской эпохи из-за украинской ПВО в начале войны. Коммерческие квадрокоптеры китайской военной компании DJI стали настолько распространены на поле боя, что иногда ни одна из сторон не уверена в их происхождении. Российские лидеры теперь приветствуют дроны DJI как «символ современной войны».

Служба национальной безопасности США сейчас пытается извлечь уроки из творческого использования дронов в межгосударственных конфликтах 21 века. Необходим тщательный анализ, поскольку эти уроки будут использованы ВВС США, ВМС США и Корпусом морской пехоты США для разработки боевых беспилотников нового поколения для усиления сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе. Один из возможных уроков, освещенный на этих страницах и в других местах, предполагает, что выживание Украины на сегодняшний день во многом зависит от ее способности защищать себя, просто оспаривая воздушное пространство с помощью средств ПВО и арсенала недорогих беспилотников, состоящих в основном из самодельных и коммерческих разновидностей, которые летают под обитаемыми самолетами противника. и ПВО. Максимилиан Бремер и Келли Грико ввели термин «недоступность воздуха» для описания нового подхода к сдерживанию и призвали ВВС США принять его в качестве «основной задачи».

Но лидеры национальной безопасности США не должны предполагать, что непроверенный метод воспрещения воздушного движения, основанный на относительно недорогих ракетах и ​​беспилотниках, может стать центральным элементом американской стратегии сдерживания. Концепция воспрещения воздушного пространства может иметь значение для более слабого защитника, такого как Тайвань, который может извлечь уроки из эффективного использования Украиной эшелонированной и недорогой обороны для сокращения (но не устранения) ракетных ударов по своей суверенной территории. Однако оперативные концепции и технологии вооруженных сил США, включая боевые беспилотники нового поколения, должны быть адаптированы для решения уникальных стратегических и оперативных задач страны. С этой точки зрения воспрещение воздушного движения не является разумным подходом для ВВС США, которые призваны сдерживать, сражаться и побеждать в войнах страны. Украина ведет борьбу за выживание, которая зависит от удержания и расчистки территории в ближнем бою. Но силы США призваны проецировать мощь на большие расстояния, чтобы победить легко адаптируемых, технологически продвинутых противников, таких как Китай. Военно-воздушные силы могут бороться за контроль над воздушным пространством в войне великих держав, но они не должны отказываться от 100-летней доктрины превосходства в воздухе, чтобы просто довольствоваться ее оспариванием.

Исход следующей войны Америки не будет решаться воздушными боями квадрокоптеров, поэтому боевые беспилотники ВВС нового поколения должны будут выглядеть и работать совершенно иначе, чем то, что мы видели до сих пор в Украине.

 

Стать членом

 

Руководители Министерства обороны и ВВС должны отклонить метод воспрещения воздушного движения для американских войск в Индо-Тихоокеанском регионе. Нет особых оснований предполагать, что силы, созданные для воспрепятствования с воздуха и сосредоточенные вокруг недорогих беспилотников ближнего радиуса действия и средств противовоздушной обороны, смогут сдержать китайское вторжение на Тайвань. То, что требуется ВВС, — это сочетание возможностей с экипажем и без экипажа, которые могут проникнуть в пределы досягаемости китайских систем вооружения, чтобы быстро истощить их силы вторжения. Дроны играют центральную роль, но беспилотники, которые принесут пользу силам США в войне, — это не дроны Украины. Беспилотникам ВВС потребуется большая дальность действия, живучесть, автономия, а также сложные датчики и полезная нагрузка, чтобы обеспечить реальное принудительное воздействие.

  Сдерживание с помощью отрицания и будущее войны с дронами  

Типы дронов, которые нужны ВВС для победы над Китаем в конфликте между великими державами, должны определяться оценкой того, что будет предложено службе. Хотя это звучит очевидно, сегодня нет четкого консенсуса относительно подхода, который должны использовать вооруженные силы США для отражения крупномасштабной агрессии великих держав. Стратегии национальной обороны на 2018 и 2022 годы призывают вооруженные силы США сдерживать крупномасштабную агрессию с помощью стратегии сдерживания путем отрицания, которая включает в себя наращивание сил, позиций и возможностей, чтобы достоверно убедить противников в том, что агрессия невозможна или вряд ли увенчается успехом. Как объясняет аналитик RAND Дэвид Очманек, отрицание «очевидно» является наиболее надежной стратегией сдерживания для Индо-Тихоокеанского региона, поскольку оно ставит Китай перед перспективой неспособности насильственно поглотить Тайвань. Кроме того, он делает это более правдоподобно и менее эскалаторно, чем угрозы наложить издержки на агрессора.

Но как на практике будет выглядеть кампания по отрицанию? Это до сих пор является предметом споров, и все же это имеет огромное значение для того, как службы организуют, обучают и оснащают свои силы для сдерживания и отражения агрессии со стороны наиболее способных противников страны.

Возможно, самым ясным изложением стратегии отрицания является концепция Очманека о прямом и удержании, вариации которой поддерживаются некоторыми влиятельными руководителями оборонных ведомств США. В целом, тупой и устойчивый задает высокую планку для сдерживания, потому что он требует от вооруженных сил США развертывания сил, которые могут быстро потопить большое количество китайских военных кораблей, подводных лодок и грузовых кораблей, а также любых самолетов воздушной мобильности, доставляющих силы вторжения. Цель, конечно же, состоит в том, чтобы реализовать эту стратегию на поле боя до того, как Народно-освободительная армия (НОАК) сможет закрепиться на Тайване и нанести Соединенным Штатам удар в 9 раз. 0023 свершившийся факт . В такой кампании ВВС необходимо будет быстро наносить масштабные ударные удары по потенциальным десяткам тысяч китайских военных целей и делать это без заблаговременного предупреждения. Войска США столкнутся с китайскими ракетами большой дальности, из-за чего ВВС будет сложно завоевать и поддерживать превосходство в воздухе. Чтобы внести свой вклад в тупиковую кампанию, беспилотникам следующего поколения потребуются живучесть, дальность действия, а также правильные датчики и полезная нагрузка для работы внутри огромной китайской сети ракет, радаров и систем радиоэлектронной борьбы, чтобы они могли обнаруживать и обнаруживать силы вторжения и убивать. цели возможностей.

Воздушное воспрещение предлагает альтернативный стратегический подход с очень разными последствиями для структуры сил, концепций и технологий дронов. Бремер и Грико утверждают, что «тупить и удерживать» слишком сложно и дорого, потому что для того, чтобы остановить китайское вторжение, требуется проецирование силы в оспариваемые районы за счет использования передовых технологий выживания, таких как обитаемые самолеты, подводные лодки и малозаметные боеприпасы большой дальности. Они утверждают, что такая стратегия становится все более неустойчивой, о чем свидетельствует рост стоимости современных боевых самолетов с экипажем. В своей вдумчивой статье о необходимости изучения альтернатив методу «прямой и устойчивый» Эван Монтгомери отмечает, что «тупой и устойчивый» также требует от американских вооруженных сил поддерживать активы в состоянии высокой готовности как для раннего предупреждения, так и для быстрого реагирования. Поддержание такой силы в бытии требует финансовых затрат и, по иронии судьбы, может создать возможности для противника. Он отмечает, что Китай практикует изнурение противников путем навязывания затрат в мирное время. Таким образом, очевидный вариант для Пекина — повышать и снижать напряженность ровно настолько, чтобы финансовые и политические издержки США, поддерживающие позицию быстрого истощения в Индо-Тихоокеанском регионе, со временем стали непомерно высокими.

 

 

Бремер и Грико Лишение доступа к воздуху является привлекательной альтернативой, поскольку оно позволит Соединенным Штатам и их союзникам изменить соотношение затрат в пользу американских войск. Избавляя от необходимости размещать силы, необходимые для быстрого уничтожения сил вторжения противника, блокирование воздушного пространства снижает планку простого передового развертывания средств, чтобы лишить противника свободы передвижения по суверенной территории союзников. Бремер и Грико указывают на то, что они считают успехом воспрещения воздушного пространства Украины, где ни одна из сторон не смогла добиться превосходства в воздухе. Они утверждают, что противовоздушная оборона эффективно лишает убежища на больших высотах, а коммерческие беспилотники оспаривают воздушное пространство на более низких высотах — то, что они называют «воздушным побережьем». Однако неясно, действительно ли дроны оспаривали воздушное пространство на более низких высотах; они не регулярно сбивают российские самолеты.

Применительно к конфликту между великими державами Бремер и Грико действительно представляют себе более масштабную версию воспрещения воздуха, которая включает в себя создание «воздушного минного поля» над суверенным воздушным пространством союзников США, где тысячи беспилотников, низколетящие ракеты, слоняющиеся по воздуху боеприпасы, средства противодействия — авиационная артиллерия, системы радиоэлектронной борьбы и управляемые с плеча ракеты работают согласованно, чтобы отразить приближающиеся силы вторжения. Развернутые на Тайване или на восточном фланге НАТО, они рассматривают блокирование воздушного пространства как основу стратегии, направленной на увеличение как затрат, так и неопределенности усилий Китая и России по быстрому захвату территории. Этот подход, по крайней мере, делает больший упор на уничтожение сил вторжения, что как раз и требуется для сдерживания путем воспрепятствования. Тем не менее, аргумент по-прежнему имеет серьезные недостатки применительно к вооруженным силам США и оперативным проблемам, и нет никаких доказательств того, что это действующий план планирования вооруженных сил США.

Отказ в воздухе, отказ 

Основываясь на опыте Украины, Бремер и Грико рекомендуют ВВС резко изменить структуру своих сил. По их мнению, ВВС должны отказаться от проникновения и точечных ударов с помощью обитаемых самолетов в пользу концепции воспрещения воздушного пространства, основанной на роях беспилотников и средствах противовоздушной обороны. Но у воспрещения воздушного пространства есть два фундаментальных недостатка: оно переоценивает сдерживающее воздействие соперничества в воздушном пространстве и в то же время недооценивает сдерживающее воздействие превосходства в воздухе и проецирования силы. Структура вооруженных сил, предназначенная для воспрещения воздушного движения, резко ослабила бы силу принуждения ВВС США, что имело бы серьезные последствия для стратегического сдерживания США.

Основная проблема с перекрытием воздуха как стратегией сдерживания заключается в том, что нет никаких доказательств того, что она работает. Бремер и Грико утверждают, что это может сохранить статус-кво, но беглый взгляд на любую обновленную карту Украины показывает, что это не удержало Россию от оккупации территории. Не менее важно и то, что Украина не смогла предотвратить серьезный и постоянный ущерб своей национальной инфраструктуре и населению. Украина продолжает оспаривать аннексию Россией четырех своих восточных провинций, в то время как Россия продолжает наступление на Украину. В лучшем случае, воспрещение в воздухе удерживало Украину в бою, хотя вопрос о том, насколько это связано с ловким использованием Украиной воспрепятствования в воздухе, по сравнению с собственной неспособностью России добиться превосходства в воздухе, остается спорным. Предполагая, что первое, а не второе, воспрепятствование воздушному движению может быть полезным асимметричным подходом, позволяющим более слабым союзникам, таким как Тайвань, по крайней мере гарантировать, что, если начнется вторжение, оно будет долгим, кровавым и трудным. Но данные войны на Украине говорят о том, что даже силы, хорошо подготовленные для перекрытия воздушного пространства, не могут полностью предотвратить вторжение, а настойчивость России в Украине доказывает, что после вторжения реваншистские державы, скорее всего, сдадутся ради победы. несмотря на более слабое сопротивление защитника.

Еще одна слабость запрета на доступ в эфир заключается в том, что он игнорирует центральную роль демонстрации силы в стратегии национальной безопасности США. Военно-воздушные силы закрепляют способность вооруженных сил США проецировать крупномасштабную военную мощь на межконтинентальные расстояния и проводить продолжительные операции — способность, необходимая для компенсации дисбаланса военной мощи в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе. Проецирование силы идет рука об руку с превосходством в воздухе, потому что без хотя бы небольших, ограниченных окон управления воздушным движением невозможно проникнуть в воздушное пространство противника, чтобы быстро уничтожить силы вторжения. Напротив, отказ в воздухе, по-видимому, сводит к минимуму потребность в проецировании силы и превосходстве в воздухе в пользу борьбы за воздушное пространство в оборонительной позиции — то, что Бремер и Грико называют «обороной в глубине по вертикали». Такая позиция может стоить меньше на этапах планирования, но она также уступает убежище силам вторжения и делает ставку на то, что дружественные силы смогут измотать агрессора в войне на истощение, которая в конечном итоге может оказаться весьма дорогостоящей. Такой подход небезопасен против Китая, который имеет крупнейшие в мире вооруженные силы и активно проводит собственную версию войны на истощение с помощью разумных роев.

Если бы ВВС отказались от превосходства в воздухе и проецирования силы в пользу воспрещения воздушного пространства, этот выбор мог бы серьезно подорвать доверие к средствам сдерживания США и их обязательствам в отношении альянса, а, следовательно, к мощи и влиянию США. Даже украинские лидеры, которые сосредоточены на национальном выживании, а не на выполнении глобальных обязательств, давно осознали сдерживающий эффект переноса борьбы на противника. Киев еще в апреле 2022 года стремился усилить сдерживание, вступив в бой с русскими. Украина продолжает просить западных союзников о большей дальнобойной огневой мощи, включая беспилотники MQ-1C Grey Eagle, а в последнее время — истребители F-16 и высокоточные противотанковые артиллерийские установки дальнего действия. В настоящее время Киев разрабатывает и размещает на вооружении собственный беспилотник дальнего радиуса действия, защищенный от электронных атак, чтобы выдержать противовоздушную оборону России. Со своей стороны, Россия также стремится глубже проникнуть на оспариваемую украинскую территорию для достижения своих военных целей. В последние месяцы Москва задействовала тысячи быстрых, низколетящих и дальнобойных беспилотников «Шахед» иранского производства, чтобы противостоять украинской стратегии воспрещения воздушного пространства путем подавления и истощения украинской ПВО. Обе стороны считают, что эти дальнобойные удары имеют сдерживающее значение, пусть даже и символическое. Эксперт по России Майкл Кофман сравнил удары украинских беспилотников по российским аэродромам в декабре 2022 года с налетом Дулиттла на Токио 18 и 19 апреля.42. Хотя эти американские бомбардировщики нанесли небольшой ущерб, они продемонстрировали, что японская родина уязвима для нападения, и сплотили общественное мнение США.

Операции с беспилотниками ВВС  

Пресечение полета не является подходящей основной задачей для ВВС США, поэтому нет оснований полагать, что концепции и операции беспилотников Украины автоматически применяются к стратегическим требованиям или оперативным потребностям США. Чтобы укрепить боеспособность ВВС, служба должна продолжать полагаться на свои передовые средства для демонстрации мощи и завоевания превосходства в воздухе. Поскольку бюджетное давление привело к сокращению количества этих систем, ВВС также должны будут предоставить более доступную массу для участия в конфликте, который может привести к уровню боевого истощения на уровне Второй мировой войны. Анализ, проведенный ВВС США, корпорацией RAND, и наша собственная работа в Центре исследований БПЛА и автономии Института Митчелла показывают, что большое количество недорогих дронов может сыграть решающую роль в снижении риска для миссий ВВС, значительно повышая при этом издержки агрессии равных противников. Но этим дронам нужна живучесть, дальность действия, датчики и полезная нагрузка, необходимые для участия в тупиковой и удерживающей кампании.

Возможно, самой важной характеристикой дронов ВВС следующего поколения будет живучесть. Беспилотники следующего поколения должны будут действовать в китайской среде, препятствующей доступу/запрещению территории, чтобы обнаруживать силы вторжения и уничтожать возможные цели, высвобождая передовые жилые активы для обеспечения огневой мощи в больших объемах. Независимые от взлетно-посадочной полосы беспилотники, запускаемые с ракет, или дроны, способные работать с более коротких гражданских взлетно-посадочных полос или грунтовых дорог, обеспечивают средства для рассредоточения от основных оперативных баз, которые могут стать целями китайских самолетов и ракетных атак. Дронам также потребуется живучесть в воздухе, которую можно достичь двумя способами, оба из которых имеют ценность. Один из способов — использовать недорогие «исправимые» дроны в большом количестве, чтобы их можно было легко заменить; Украина приняла этот подход, как и ВВС, которым нужна доступная масса для увеличения парка обитаемых самолетов. Другой вариант — создавать беспилотники с малозаметными характеристиками, которые затрудняют их обнаружение. Низкая наблюдаемость приобретает особое значение, если беспилотник несет ценные датчики или полезную нагрузку, которым необходимо долететь до своих целей, или если дрон сопровождает обитаемый самолет, которому необходимо сохранить элемент неожиданности.

Дальность действия — еще одно важное соображение. В Украине военные и коммерческие беспилотники малой дальности доказали свою эффективность для обнаружения артиллерийских орудий и некоторых прямых атак на линии фронта. Но между Тайванем и Китаем находится 100 миль океана — Тайваньский пролив, и ракетные угрозы авиабазам США потребуют, чтобы беспилотники базировались дальше, в таких местах, как японские острова или, возможно, Филиппины. Исследования Института Митчелла показывают, что дронам может потребоваться минимальная дальность полета в 1000 морских миль или более только для того, чтобы эффективно выполнить миссию внутри первой цепи островов. Это далеко от дальности полета Bayraktar TB2 в 100 морских миль или 46 минут полета дрона DJI.

Дронам ВВС также нужна правильная полезная нагрузка. Бремер и Грико предполагают, что «простой угрозы» столкновения может быть достаточно, чтобы удержать передовые самолеты противника от перенасыщенного беспилотниками воздушного пространства. Но это не та ставка, на которую должны быть готовы ВВС США. Дроны должны делать больше, чем просто появляться; им нужны недорогие датчики для обнаружения целей, а как беспилотники с оружием, так и барражирующие боеприпасы могут помочь обеспечить объем огня, необходимый для уничтожения китайских сил вторжения.

Необходимость доставки массы в ожесточенное поле боя также создаст новые проблемы как для операций с дронами, так и для логистики. Беспилотники Украины принимают команды от своих операторов по радиоуправлению или по спутниковой связи. Беспилотные летательные аппараты нового поколения ВВС должны будут работать более независимо от контроля человека, включая автономию, чтобы ускорить принятие решений, уменьшить зависимость от уязвимых систем связи и уменьшить нагрузку на людей-операторов. Запуск большого количества беспилотников в западной части Тихого океана также представляет собой серьезную логистическую проблему для сил США, действующих вдали от их родной территории. И, конечно же, все эти беспилотные технологии должны поддерживаться программным обеспечением, которое может быстро развиваться, поскольку и США, и Россия соревнуются в улучшении своих возможностей глушить, имитировать или сбивать дроны по мере развития конфликта.

Создание дронов нового поколения для конфликтов между великими державами затяжная, кровавая битва. Конечно, беспилотникам ВВС не нужны такие дальнобойные и проникающие способности, как их продвинутым обитаемым самолетам — это далеко не так. Самым фундаментальным преимуществом любой технологии дронов является то, что она может0023 уменьшит затраты крови, сокровищ и даже политических последствий. Использование боевых беспилотников следующего поколения и других инновационных воздушных и морских технологий, которые не изменили бы соотношение затрат в пользу США, было бы огромной упущенной возможностью. Но необходимость создания большого количества недорогих беспилотников должна быть сбалансирована со стратегическими и оперативными требованиями, которые стоят перед ВВС США в Индо-Тихоокеанском регионе, которые сильно отличаются от тех, которые сейчас стоят перед Украиной.

 

Стать участником

 

Кейтлин Ли возглавляет Центр исследований БПЛА и автономности в Институте аэрокосмических исследований Митчелла.  

Изображение: Министерство обороны Украины

Комментарий

Величайшие воздушные сражения Второй мировой войны | Телеканал Sky HISTORY

С незапамятных времен всегда были конфликты. Люди воевали друг с другом по множеству причин, включая экономическую или территориальную выгоду, религиозную, политическую или националистическую идеологию, месть или, в случае Ремонтеля, французского повара-экспатрианта, живущего в 19го века Мехико, кондитерская.

Он был разграблен мародерами во время восстания 1828 года, которое привело к войне между Францией и Мексикой, когда мексиканское правительство отказалось выплатить французскому изготовителю помадной массы 600 000 песо в качестве компенсации.

Орудия войны, от дубинок, требушетов и кипящего масла до мечей, мушкетов и ружей, доказали свою эффективность, но по мере того, как мы переходили из 19-го века в 20-й, мы наблюдали сдвиг парадигмы в том, как велись войны.

Бой в небе

Китайцы перешли от воздушных змеев к войне с воздушными шарами где-то в конце второго или начале третьего века, а французы использовали привязной воздушный шар в битве при Флерюсе в 1794 году, но у них был недостаток в том, что они были восприимчивы к ненастная погода, а также тот факт, что они были большими и медлительными, что делало их сидячими утками.

Гражданская война в США была первым конфликтом, который стал свидетелем устойчивого использования боевой аэронавтики с воздушными шарами, которые использовались корректировщиками для поиска лагерей повстанцев и сигналами флагов, направляя артиллерийский огонь по намеченным целям, но к лету 1863 года, практически вся разведка воздушных шаров была остановлена.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, ВМС США экспериментировали со стрельбой из пушек с самолета, а первое использование самолетов в войне произошло во время итало-турецкой войны в 1911 году, когда итальянские монопланы Blériot XI и Nieuport IV атаковали турецкую базу в Ливии. .

Через год после начала Первой мировой войны зародились воздушные бои, известные как воздушные бои, но именно во время Второй мировой войны самолеты стали использоваться в качестве боевых машин. Современные самолеты были быстрее, могли летать дольше и нести больше, и целые сражения велись исключительно в воздухе, по сути, одни из самых известных воздушных сражений в истории войн…

Битва за Британию

Когда: 10 июля — 31 октября 1940 г.

Кто: Королевские ВВС и Люфтваффе назван до того, как с ним воевали. Об этом говорилось в речи премьер-министра за три недели до ее начала.

«То, что [французский военачальник] генерал Вейган назвал «Битвой за Францию», окончено. Я ожидаю, что битва за Британию вот-вот начнется…»

Уинстон Черчилль, 18 июня 1940 г.

В июле 1940 г. Гитлер предложил, чтобы «британские военно-воздушные силы были ликвидированы до такой степени, чтобы они были неспособны оказывать какое-либо устойчивое сопротивление вторгающимся войскам». Он хотел, чтобы свастика пролетела над Биг-Беном к Рождеству 1940 года и, собрав три воздушных флота, состоящих из 2500 самолетов, Люфтваффе начали свой воздушный десант, атакуя береговые цели и корабли, действующие в Ла-Манше.

Двигаясь вглубь суши, они сосредоточили свое внимание на аэродромах и центрах связи, и, хотя они нанесли серьезный ущерб, немецкое верховное командование переоценило нанесенный ими ущерб и ошибочно предположило, что Королевские ВВС находятся на последнем издыхании.

Из-за ошибки, которая стала иметь решающее значение (и потенциально стоила немцам всей войны), немцы переместили вес своих атак на Лондон вместо того, чтобы продолжать разрушать аэродромы и инфраструктуру. Это оказало разрушительное воздействие на город и его жителей, но в решающей степени дало RAF время для восстановления.

Немецким истребителям не хватало дальности сопровождения своих бомбардировщиков вглубь британской территории, и, неся большие потери, их штурм становился все более неустойчивым. С каждым сбитым самолетом становилось все яснее, что немцам не удалось добиться превосходства в воздухе, необходимого им для массированного наземного вторжения.

Люфтваффе был нанесен удар, от которого они так и не оправились. Великобритания и ее союзники смогли остаться в войне, несмотря на тяжелые потери как с точки зрения авиации, так и с точки зрения гибели гражданских лиц, но победа позволила Великобритании быстро восстановить свою систему противовоздушной обороны, которая послужила базой для освобождения Западной Европы и для решающей победы. в 1945 г.

Рейд на Дьепп

Когда: 19 августа 1942 г.

Кто: союзные войска и Германия

Крупнейшее однодневное воздушное сражение Второй мировой войны также стало настоящей катастрофой для союзных войск. Более 6000 пехотинцев, в основном канадских, высадились в оккупированном немцами французском порту Дьепп, которому было поручено захватить и удержать порт, разрушить береговую оборону, собрать разведданные и вывести порт из строя. Кроме того, операция была разработана для поднятия боевого духа и демонстрации британской приверженности открытию западного фронта в Северной Европе.

Однако рейд был обречен на провал еще до его начала. Было явное отсутствие разведывательных данных о немецкой обороне (кто заранее знал, что собираются предпринять союзники благодаря французским двойным агентам), была путаница и в последнюю минуту вносились изменения в оперативные планы и, что особенно важно для рейда такого рода, было мало или совсем не было элемента неожиданности.

Почти ни одна из целей не была достигнута. Огневой поддержки было совершенно недостаточно, и десант очень быстро оказался в ловушке на берегу. Несмотря на то, что Королевские ВВС отправили 74 эскадры (а Королевский флот отправил 237 кораблей, включая восемь эсминцев), союзники были разбиты.

Королевским ВВС не удалось заманить Люфтваффе в открытое сражение, и окончательный баланс показал большие потери союзников. Точные цифры оспариваются, но один источник оценивает потери в 88 истребителей (в том числе 44 «Спитфайра»), 10 самолетов-разведчиков и восьми бомбардировщиков. Другие источники утверждают, что эта цифра достигала 70 «Спитфайров» и 28 бомбардировщиков. Достаточно сказать, что рейд на Дьепп пошел не по плану.

Из 6000 человек, высадившихся на берег, более 60% были либо убиты, либо ранены, либо взяты в плен, но если и можно было извлечь пользу из такой неудачи, так это то, чего не следует делать при высадке на берег, урок, который следует усвоить День Д.

Курская битва

Когда: 4 июля – 23 августа 1943 г.

Кто: Советский Союз и Германия

После того, как Красная Армия значительно ослабила немцев в Сталинградской битве предыдущей зимой, немцы, их последний шанс восстановить господство на Восточном фронте, начал наступление, направленное на уничтожение Советов под Курском, что позволило Гитлеру отвлечь свои войска на Западный фронт.

В том, что было названо величайшим сражением Второй мировой войны и поворотным моментом войны (и в войне ошеломляющей численности), Курск превзошел их всех. Три миллиона человек, восемь тысяч танков и пять тысяч самолетов побили все предыдущие рекорды самого дорогостоящего дня воздушной войны и крупнейшего танкового сражения в истории.

Было вырыто три тысячи миль траншей, заложено 500 000 противотанковых мин, 440 000 противопехотных мин и в рамках подготовки к бою здесь было сосредоточено около трети всей военной военной машины Германии.

Когда битва подошла к концу, Советы потеряли почти 2500 самолетов, в то время как немцы потеряли около 800

Несмотря на то, что у Советов было численное преимущество 2:1, немцы были абсолютно уверены — как они часто делали — что их техника и тактика была намного лучше, и под Курском они имели смысл. Их Bf 109был быстрее и маневреннее советского Як-1 и обладал гораздо большей огневой мощью.

Когда битва подошла к концу, Советы потеряли почти 2500 самолетов, а немцы потеряли около 800. В то время как Красная Армия была в состоянии покрыть такие большие потери и заменить людей и технику, немцы не смогли, и Советы получили преимущество. оперативное преимущество на Восточном фронте, от которого немцы так и не оправились.

Пока немцы терпели поражение под Курском, высадка западных союзников в Италии открыла новый фронт, который отвлек все более редкие немецкие силы.

Большая неделя

Когда: 20–25 февраля 1944 г.

Кто: союзные войска и Германия

«Мы должны заставить ВВС США вступить в бой с большей силой. Мы можем разрушить Берлин от края до края, если туда войдут ВВС США. Это будет стоить между нами 400-500 самолетов. Это будет стоить Германии войны»

Маршал ВВС сэр Артур «Бомбардировщик» Харрис в письме Черчиллю, 3 ноября 1943 г. уличная банда, поэтому британцы и американцы провели недельную серию воздушных налетов, призванных полностью демобилизовать промышленную основу авиационной промышленности Германии.

Начав с налета 823 бомбардировщиков на завод Мессершмидта в Лейпциге, на следующий день увидели тысячу бомбардировщиков (B-17 Flying Fortresses и B-24 Liberators) при поддержке 700 истребителей, включая Lockheed P-38 Lightning, Republic P-47 Thunderbirds и американские P-51 Mustang атакуют еще 12 целей, включая возвращение в Лейпциг.

В течение следующих нескольких дней заводы в Брауншвейге, Готе, Аугсбурге, Штутгарте и Регенсбурге подверглись бомбардировкам, и после 3300 боевых вылетов союзников было потеряно 226 бомбардировщиков и 28 истребителей. Немцы потеряли 290 истребителей (а вместе с ними и их лучших пилотов), еще 90 сел на землю, и, хотя нацистская военная машина была остановлена, она не была полностью уничтожена в соответствии с первоначальным планом.

Вскоре после окончания Большой недели генерал США Дуайт Д. Эйзенхауэр взял под свой контроль военно-воздушные силы в рамках подготовки к тотальному вторжению во Францию, и союзники были на пути к завоеванию превосходства в воздухе и на земле и к победе.

И, наконец, воздушный бой, о котором мало кто знает, которого вообще не должно было быть….

Воздушный бой над Нишем

Когда: 7 ноября 1944 года

Кто: США и Советский Союз ужасно неудачный случай дружественного огня.

После наступления на Белград, в ходе которого город был освобожден от немецкого вермахта совместными усилиями Красной Армии, югославских партизан и Болгарской Народной Армии, колонне машин 6-го стрелкового корпуса Красной Армии было приказано усилить южное крыло Венгерского фронта, и они конвоем двинулись из Ниша в сторону Белграда.

В то же время трем группам американских истребителей P-38 Lightning было приказано атаковать немецкие наземные войска вблизи Косово, и, увидев технику и марширующие войска, открыли огонь.