Истребитель-перехватчик «Спитфайр» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Авиация
  • /
  • Военная авиация в период с 1937 по 1945 г.
  • /
  • Истребитель-перехватчик «Спитфайр»
  • «Краткая справка: Истребитель-перехватчик «Спитфайр» — это крайне удачная британская попытка создать универсальный истребитель. Запущенный в производство в 1938 году, «Спитфайр» оставался в строю до 1950-х г.г. История создания, чертежи и техническое описание самолета»


    Истребители «Спитфайр»

    Содержание

      • 0.1 История создания истребителя-перехватчика «Спитфайр»
      • 0.2 Конструкция истребителя-перехватчика «Спитфайр»
      • 0.3 Модификации истребителя-перехватчика «Спитфайр»
    • 1 Характеристики Спитфайр Mk.I
      • 1.1 Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»

    История создания истребителя-перехватчика «Спитфайр»

    Летом 1934 года в КБ фирмы «Супермарин авиэйшн уоркс» под руководством Р. Митчелла был разработан проект истребителя под обозначением «тип 300».  Прототип «Спитфайра» был совсем не похож на привычный нам облик самолета, строго говоря, это вообще была вольная импровизация конструкторов, созданная в ответ на довольно расплывчатый запрос от руководства ВВС на создание «универсального истребителя».

    По мере того, как росло понимание со стороны заказчика относительно того, каким должен был быть новый самолет, менялись и очертания машины. В итоге, только к 1936 году требования были сформированы окончательно, и самолет (теперь это определенно был истребитель-перехватчик), наконец, поднялся воздух и показал неплохие летные данные и скорость 560 км/ч. Тогда же истребитель получил и собственное имя «Спитфайр».

    Впрочем, в августе 1936 года военные вновь подумали и решили, что нужно многое изменить в конструкции истребителя. Была увеличена жёсткость крыла, размещён дополнительный запас топлива, в конструкции широко применен метод штамповки.  Запуск в производство откладывали постоянные доработки и меняющиеся требования руководства ВВС и только в 1937 году был получен заказ на пробную партию в 200 самолетов, а полноценное производство началось только в 1938 году.

    Английский Истребитель-перехватчик второй мировой войны Спитфайр

    «Спитфайр» был самым массовым английским истребителем. Выпускался на заводах «Супермарин» в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, «Виккерс-Армстронг» в Кастл-Бромвиче, «Уэстленд» в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, «Канлифф-Оуэн». Более 60 предприятий-субподрядчиков изготавливали отдельные узлы самолёта. Производство продолжалось до марта 1949 года. Всего изготовлено 22759 самолётов всех модификаций (из них 2408 «Сифайров»). Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бирму, Грецию, Египет, Индию, Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Сирию, США, Таиланд, Турцию, Францию, Чехословакию, Швецию, ЮАС, Югославию.

    Конструкция истребителя-перехватчика «Спитфайр»

    «Спитфайр» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имеющий фюзеляж «полумонокок» эллиптического сечения с работающей металлической обшивкой. Крыло двухлонжеронное, эллиптической формы в плане. Механизация крыла состояла из элеронов типа «Фрайз», под крылом подвешивались щитки типа «Шренк». Законцовки крыла выпускались трёх типов: округлые, укороченные (почти прямоугольные) и удлинённые заострённые. Стабилизатор также эллиптический.

    Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. На первых самолётах применялись деревянные двухлопастные винты «Уэйбридж», позже металлические трёхлопастные, четырёхлопастные (с деревянными лопастями), пятилопастные и соосные фирмы «Ротол». Запас топлива размещался в 3 фюзеляжных баках, но для увеличения дальности полёта мог подвешиваться дополнительный бак объемом до 409 л.

    Защита лётчика включала бронестекло, бронеспинку и бронезаголовник сиденья. Для облегчения входа в кабину на левом борту имелась откидывающаяся вниз дверка. Сдвижная часть фонаря в аварийной ситуации сбрасывалась.

    Чертеж истребителя-перехватчика «Спитфайр»

    Модификации истребителя-перехватчика «Спитфайр»

    • «тип 224» — опытный истребитель с крылом «обратная чайка», двигателем «Госхок» с испарительным охлаждением, открытой кабиной пилота, неубирающимся шасси.
      Первый полёт в феврале 1934 года.
    • «тип 300» — прототип с прямым эллиптическим в плане крылом, двигателем «Мерлин» C мощностью 900 л.с., закрытой кабиной, убирающимся шасси. Первый полёт 6 марта 1936 года.
    • «тип 323» («Хай Спид Спитфайр») — рекордный.
    • «тип 342» — поплавковый. Изготовлен в 1940 году, но испытания не проводились.
    • «Спитфайр» Mk.I (Mk.IA) — первый серийный вариант с двигателем «Мерлин» Mk.II мощностью 1030 л.с. (позже Mk.III, Mk.IV). Вооружение состояло из 8 пулемётов калибра 7,69 мм. Первый полёт 15 мая 1938 года.
    • «Спитфайр» Mk.IB — вариант с 2х 20-мм пушками и 4х 7,69-мм пулемётами. Выпускался с мая 1940 года. Изготовлено 1566 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип A
      — разведчик. Отличался фонарём кабины, отсутствием вооружения, отделкой поверхности планёра, 2 фотокамерами F.24. Осенью 1939 года переобрудовано 2 самолёта.
    • «Спитфайр» Mk. IPR тип B — разведчик с дополнительным фюзеляжным топливным баком, фотоаппаратами с телеобъективами. Первый полёт а феврале 1940 года.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип C (PR.Mk.III) — разведчик. Отличался подкрыльевым ПТБ, фотокамерами в подкрыльевом контейнере (под вторым крылом). Позже установлен двигатель «Мерлин» Mk.45. Первый полёт в марте 1940 года.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип D (PR.Mk.IV) — разведчик. Отличался конструкцией крыла с топливным баком в передней кромке. Часть самолётов оснащадить тропическими фильтрами. Выпускался с октября 1940 года. Изготовлено 229 самолётов. Поставлялся по ленд-лизу в СССР.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип E (PR.Mk.V)
      — низковысотный разведчик. Отличался перспективными фотокамерами. Первый полёт в июле 1940 года.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип F (PR.Mk.VI) — переходный у типу D. Отличался 2 подкрыльевыми ПТБ, увеличенными маслобаком и кослородными баллонами, 2 фотокамерами F. 24 (позже заменены на F.8). Доработаны все разведчики типов B и C.
    • «Спитфайр» Mk.IPR тип G (PR.Mk.VII) — низковысотный разведчик. Отличался 3 фотокамерами, дополнительным фюзеляжным топливным баком. Вооружение состояло из 8 пулемётов. В 1941-1942 годах в мастерских в Хестоне изготовлено 45 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.II — самолёт с двигателем «Мерлин» Mk.XII мощностью 1175 л.с. Отличался пиростартером «Кофман», закрытым каплевидным выступом на правой части капота, протектированными топливными баками. Выпускался с июня 1940 года фирмой CBAF.
      • «Спитфайр» Mk.IIA — пулемётный. Изготовлено 750 самолётов.
      • «Спитфайр» Mk.IIA(LR) — с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным баком на передней кромке левой консоли крыла ёмкостью 136 л. Переоборудовано 100 самолётов.
      • «Спитфайр» Mk.IIB — с 2 пушками и 4 пулемётами. Изготовлено 170 самолётов.
      • «Спитфайр» Mk.IIC (ASR.II) — поисково-спасательный самолёт. Отличался двигателем «Мерлин» Mk. XX мощностью 1240 л.с., держателями для сигнальных бомб по левой консолью крыла, контейнерами с надувными лодками и пайками. Переоборудовано 50 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.III — модернизированный (опытный). Отличался двигателем «Мерлин» Mk.XX, усиленной конструкцией планёра и шасси, урезанными законцовками крыла. Первый полёт в марте 1940 года.
    • «Спитфайр» Mk.IV
      — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.IIB мощностью 1735 л.с., прототип «Спитфайра» Mk.XII. Отличался удлинённой моторамой, формой капота, крылом с урезанными законцовками. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 27 октября 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл).
    • «Спитфайр» Mk.V — модернизированный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.45 мощностью 1440 л.с., усиленной конструкцией планёра и шасси, наличием бронестекла, новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1941 года фирмой «Супермарин», с июня — CBAF, с января 1942 года — «Уэстленд эйркрафт». Всего изготовлено около 6500 самолётов. Переоборудовано также 145 ранее выпущенных Mk.I и Mk.II.
      • «Спитфайр» Mk.VA — пулемётный. Выпускался фирмой «Супермарин» в марте-июне 1941 года. Изготовлено 94 самолёта.
      • «Спитфайр» Mk.VB — с 2 пушками и 4 пулемётами. Часть самолётов оснащалась двигателями «Мерлин» Mk.46. Выпускался в марте-октябре 1941 года. Изготовлено 3923 самолёта.
      • «Спитфайр» Mk.VB/Trop — тропический. Отличался воздушным фильтром фильмы «Воукс».
      • «Спитфайр» Mk.VB — поплавковый. В 1941 году фирмой «Фолланд» переоборудовано 3 самолёта.
      • «Спитфайр» Mk.VC — пушечный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.50 мощностью 1470 л.с. (Mk.55), стойками колёс по типу Mk.III (с выносом колёс вперёд). Вооружение состояло из 4 20-мм пушек. Выпускался с октября 1941 года. Изготовлено 2447 самолётов.
      • «Спитфайр» Mk.VC/Trop — тропический.
      • «Спитфайр» LF.Mk.V — низковысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.45M (Mk.50M, Mk.55M), крылом с урезанными законцовками.
      • «Спитфайр» HF. Mk.V — высотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.46 (Mk.50A, Mk.56), крылом с урезанными законцовками.
      • «Куин Спитфайр» — радиоуправляемый (опытный). Переоборудован фирмой «ML авиэйшн» в 1944 году.
    Страна:Великобритания
    Тип:Истребитель
    Год выпуска:1938 г.
    Экипаж:1 человек
    Двигатель:Мерлин Mk.45SDV, 1440
    Максимальная скорость:594 км/ч
    Практический потолок:11125 м
    Дальность полета:1827 км
    Масса пустого:2267 кг
    Максимальная взлетная масса:2911 кг
    Размах крыльев:11,23 м
    Длина:9,13 м
    Высота:3,02 м
    Площадь крыла:22,48 кв.
    м.
    Вооружение:8х пулеметов 7,69-мм (а также 12,7-мм пулеметы, 20-мм пушки и т.п. — в зависимости от модификации)
    • «Спитфайр» Mk.VI (HF.Mk.VI) — высотный истребитель. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.47 мощностью 1415 л.с., четырёхлопастным винтом «Ротол», удлинёнными консолями крыла, наличием гермокабины. Вооружение состояло из 2 пушек и 4 пулемётов. Первый полёт 5 июля 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл). С декабря 1941 по октябрь 1942 года фирмой «Супермарин» изготовлено 97 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.VII (F.Mk.VII) — высотный с двигателем «Мерлин» Mk.64 мощностью 1710 л.с. (на первых сериях — Mk.61 мощностью 1565 л.с.). Отличался гермокабиной, 2 водяными радиаторами, увеличенными топливными баками, изменённым хвостовым оперением и убирающимся хвостовым колесом. Вооружение состояло из 4 пушек. Выпускался с августа 1942 года. Изготовлено 140 самолётов.
      • «Спитфайр» HF.Mk.VII — с двигателем «Мерлин» Mk. 71.
    • «Спитфайр» Mk.VIII — вариант Mk.VII без гермокабины. Отличался встроенным противопыльным фильтром «Аэро-Ви». Вооружение включало 4 пушки, до 454 кг бомб. Выпускался на заводе «Супермарин» с ноября 1942 года. Изготовлено 1658 самолётов.
      • «Спитфайр» LF.Mk.VIII — низковысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.66 мощностью 1580 л.с.
      • «Спитфайр» F.Mk.VIII — средневысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.63 (Mk.63A).
      • «Спитфайр» HF.Mk.VIII — высотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.70.
      • «Спитфайр» PR.Mk.VIII — фоторазведчик для съёмки с малых высот.
      • «Спитфайр» Mk.VIII JF299 — опытный с пониженным гаргротом и каплевидным фонарём. Изготовлен летом 1943 года.
    • «Спитфайр» Mk.IX — дальнейшее развитие Mk.V. Устанавливались двигатели «Мерлин» Mk.61, Mk.63, Mk.66, Mk.70. Поздние серии имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора. Вооружение состояло из 4 пушек или 2 пушек и 2 12,7-мм пулемётов. Выпускался с июня 1942 года. В процессе производства постоянно дорабатывался. Изготовлено 5665 самолётов.
      • «Спитфайр» LF.Mk.IX — низковысотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.66, укороченными законцовками крыла.
      • «Спитфайр» F.Mk.IX — средневысотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.61 (позже Mk.63, Mk.63A), обычными или укороченными законцовками крыла.
      • «Спитфайр» HF.Mk.IX — высотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.70, стандартным крылом.
      • «Спитфайр» Mk.IXE — с ракетным вооружением.
    • «Спитфайр» PR.Mk.X
      — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.VII. Отличался герметичной кабиной. Оборудование соответствовало PR.Mk.IV. В мае 1944 года изготовлено 16 самолётов. Поставлялся в СССР.
    • «Спитфайр» PR.Mk.XI — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.IX. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.61 (Mk.63, Mk.63A, Mk.70), дополнительными топливными баками, убирающимся хвостовым колесом и наличием радиостанции. Выпускался с ноября 1942 года по 1944 год. Изготовлен 471 самолёт (первые 15 переделаны из истребителей в мастерских в Бенсоне). Поставлялся в СССР.
    • «Спитфайр» Mk.XII — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.III (Mk.IV). Выпускался с октября 1942 по сентябрь 1943 года. Изготовлено 100 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.XIII — низковысотный разведчик на базе «Спитфайра» Mk.V. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.32 с четырёхлопастным винтом. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Весной 1943 года переоборудовано 26 самолётов Mk.IIA, Mk.VA, Mk.VB, PR.Mk.VII. После войны 3 самолёта проданы в Норвегию, 1 — в Аргентину.
    • «Спитфайр» Mk.XIV — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.65 мощностью 1529 л.с. (на первых самолётах Mk.61). Отличался удлинённой носовой частью фюзеляжа, пятилопастным винтом, хвостовым оперением увеличенной площади, убирающимся хвостовым колесом. Выпускался с октября 1943 года. Изготовлено 957 самолётов.
      • «Спитфайр» F.Mk.XIV — истребитель.
      • «Спитфайр» FR. Mk.XIV — фоторазведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24 доплолнительным топливным баком в хвостовой части фюзеляжа.
      • «Спитфайр» FR.Mk.XIVE — вариант фоторазведчика.
    • «Спитфайр» Mk.XVI — низковысотный вариант Mk.IX с двигателем «Мерлин» Mk.266 американского производства. Отличался каплевидным фонарём, килем увеличенной площади, дополнительным бензобаком в фюзеляже. Выпускался с октября 1944 года на заводе «Виккерс-Армстронг» в Кастл-Бромвиче. Изготовлено 1054 самолёта.
    • «Спитфайр» Mk.XVIII («Супер Спитфайр») — модернизированный. Отличался удлинённым фюзеляжем, усиленным крылом и шасси, дополнительным топливным баком на 150 л в хвостовой части. Выпускался с лета 1945 года.
      • «Спитфайр» F.Mk.XVIII — истребитель. Изготовлено 100 самолётов.
      • «Спитфайр» FR.Mk.XVIII — разведчик. Отличался 2 перспективными и 1 плановым фотоаппаратами F.24 (либо одним плановым F.52). Изготовлено 200 самолётов.
    • «Спитфайр» PR. Mk.XIX — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.XIV. Отличался двигателем «Гриффон» Mk.65 (Mk.66), гермокабиной, крылом от PR.Mk.XI, увеличенным запасом топлива, 3 фотокамерами в фюзеляже (2 плановых и 1 перспективная). Первый полёт в апреле 1944 года. Выпускался с мая 1944 года. Изготовлено 225 самолётов. После войны поставлялся в Швецию и Индию.
    • «Спитфайр» Mk.XX — опытный.
    • «Спитфайр» Mk.21 — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.61 (Mk.64). Отличался доработанным планёром, крылом типа Y, удлинёнными стойками шасси, пятилопастным винтом. Вооружение состояло из 4 пушек. Выпускался с января 1944 года на заводе CBAF в Саус-Марстоне. Изготовлено 122 самолёта.
    • «Спитфайр» Mk.22 — вариант Mk.21 с двигателем «Гриффон» Mk.85 мощностью 2373 л.с. Отличался фонарём кругового обзора, пониженным гаргротом, изменённой электросистемой. Изготовлено 278 самолётов.
    • «Спитфайр» Mk.23 — опытный с ламинарным крылом.
    • «Спитфайр» Mk.24 — вариант Mk.21 с хвостовым оперением от «Спайтфул». Отличался короткоствольными пушками «Испано» Mk.V, 2 дополнительными топливными баками. Выпускался с апреля 1946 по март 1948 года. Изготовлено 54 самолёта. Доработано ещё 27 Mk.22.
    • «Сифайр» («Си Спитфайр») Mk.IB — палубный вариант «Спитфайра» Mk.VB. Отличался посадочным гаком. Устанавливались двигатели «Мерлин» Mk.45, 46, 50, 50A, 55, 58. Выпускался фирмами «Эйр Сервис Трэйдинг» и «Канлифф-Оуэн» с июля 1942 года. Изготовлено 166 самолётов.
    • «Сифайр» («Си Спитфайр») Mk.IIC — палубный вариант «Спитфайра» Mk.VC. Отличался усиленным шасси, отсутствием 2 пушек. Выпускался с июля 1942 года. Изготовлено 372 самолёта.
    • «Сифайр» L.Mk.IIC — палубный с маловысотным двигателем «Мерлин» Mk.32. Отличался четырёхлопастным воздушным винтом фирмы «Ротол» и усиленным посадочным гаком. Выпускался с марта 1943 года на заводах «Супермарин» и «Уэстленд». Переоборудованы также все ранее выпущенные «Сифайры» Mk.IIC.
    • «Сифайр» LR.Mk.IIC — разведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24.
    • «Сифайр» Mk.IIC (Hybrid) — с двигателем «Мерлин» Mk.55. Изготовлено 32 самолёта. Позже переоборудованы по стандарту Mk.III.
    • «Сифайр» Mk.III — палубный со складывающимся крылом. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.55 мощностью 1585 л.с. Выпускался с ноября 1943 года. Изготовлено 1220 самолётов.
    • «Сифайр» L.Mk.III — с двигателем «Мерлин» Mk.55M.
    • «Сифайр» LR.Mk.III — разведчик.
    • «Сифайр» Mk.XV — с двигателем «Гриффон» Mk.VI мощностью 1850 л.с. Отличался пятилопастным винтом, формой посадочного крюка и нескладывающимся крылом. Первый полёт в марте 1944 года. В 1944 году на заводах «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн» изготовлено 390 самолётов.
    • «Сифайр» Mk.XVII (Mk.17) — с усиленным шасси с уширенной колеёй и удлинёнными стойками. Отличался каплевидным фонарём, пониженным гаргротом, складывающимся крылом, дополнительным топливным баком на 150 л. Выпускался с сентября 1945 года на заводах «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн». Изготовлено 232 самолёта.
      • «Сифайр» F.Mk.17 — истребитель.
      • «Сифайр» FR.Mk.17 — ближний разведчик.
    • «Сифайр» Mk.45 — с двигателем «Гриффон» Mk.61 с пятилопастным винтом. Отличался нескладывающимся крылом. Первый полёт в ноябре 1944 года. В конце 1945 года на заводе в Кэстл-Бромвиче изготовлено 50 самолётов.
    • «Сифайр» Mk.46 — с двигателем «Гриффон» Mk.85 (Mk.87) с соосными винтами. Отличался сбрасываемым фонарём. Первый полёт в июле 1946 года. В 1947 году на заводе в Саус-Марстоне изготовлено 24 самолёта.
      • «Сифайр» F.Mk.46 — истребитель.
      • «Сифайр» FR.Mk.46 — разведчик.
    • «Сифайр» Mk.47 — с двигателем «Гриффон» Mk.88 мощностью 2350 л.с. (некоторые с Mk.87 мощностью 2375 л.с.). Отличался соосными трёхлопастными винтами, гидросистемой складывания крыла (первые 14 выпущены с ручной системой), дополнительным усилением шасси, более широкой колеёй шасси, хвостовым оперением по типу «Спайтфул», короткоствольными пушками «Испано». Мог нести до 682 кг бомб или 8 реактивных снарядов. В 1947-1949 годах изготовлено 140 самолётов.
      • «Сифайр» F.Mk.47 — истребитель.
      • «Сифайр» FR.Mk.47 — разведчик.
    • «Спайтфул» F.Mk.14 — скоростной истребитель. Отличался двигателем «Гриффон» Mk.61, ламинарным крылом, каплевидным фонарём. Выпускался с декабря 1944 по май 1945 года изготовлено 17 самолётов.
    • «Спайтфул» F.Mk.15 — с двигателем «Гриффон» Mk.89 с соосными винтами. В 1946 году выпущена небольшая серия.
    • «Спайтфул» F.Mk.16 — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.101. На испытаниях достигнута скорость 790 км/ч.
    • «Сифэнг» F.31 («тип 382») — палубный вариант «Спайтфул» Mk.14. Отличался посадочным гаком. Первый полёт в январе 1946 года. Изготовлено 10 самолётов.
    • «Сифэнг» F.32 («тип 396») — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.89. В 1946 году изготовлено 2 самолёта.

    Спитфайр серии XVIII, уже фактически послевоенный истреитель

    Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»

    Первый бой с участием истребителей «Спитфайр» состоялся 6 сентября 1939 года, когда ими по ошибке были сбиты 2 «Харрикейна». 16 октября были сбиты и первые немецкие самолеты — ими были бомбардировщики He-111. В июле 1940 года «Спитфайры» прикрывали отход английских войск к Дюнкерку. В «битве за Англию» на «Спитфайры» пришлось 43% сбитых немецких самолётов.

    Позже воевали на Мальте, в Египте, Алжире, Марокко, Бирме, Франции, Бельгии, Германии. С 1943 года использовались в ПВО Австралии. Американцы применяли эти истребители до марта 1944 года в Англии и Северной Африке. На «Спитфайрах» воевали национальные эскадрильи в составе британских ВВС: польские, чехословацкие, норвежские, бельгийские, голандские, греческие, югославские. Воевали на них и лётчики «Свободной Франции». Кроме основной функции, «Спитфайры» выполняли роль тактического или стратегического разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта спасательной службы.

    В 1943 году «Спитфайр» по ленд-лизу начал поступать в СССР. Всего было поставлено 143 «Спитфайра» Mk.V, 1185 Mk.IX и 9 Mk.XVI. Эти самолёты использовались весной 1943 года во время боёв на Кубани и летом того же года на Дону. Потом были переданы в авиацию ПВО, где находились до 1948 года (кое-где и до 1951 года).

    После окончания Второй мировой войны «Спитфайры» участвовали в различных региональных конфликтах.

    • В 1945-1949 годах они применялись греческими королевскими войсками против партизан во время гражданской войны в Греции.
    • В 1945-1949 годах французы применяли «Спитфайры» и «Сифайры» против вьетнамских партизан.
    • В 1947-1949 годах голандские «Спитфайры» воевали в Индонезии.
    • Во время первой арабо-израильской войны 1947-1948 годов «Спитфайры» использовались обеими воюющими сторонами.
    • В 1948-1951 годах «Спитфайры» и «Сифайры» использовались англичанами против партизан в Малайе.
    • С июля по сентябрь 1950 года английские «Сифайры» принимали участие в корейской войне в качестве штурмовиков и ближних разведчиков.

    Спитфайр в окраске советских ВВС

    В Великобритании «Спитфайр» снят с вооружения в 1952 году. Некоторые самолёты эксплуатировались во вспомогательных и учебных подразделениях до ноября 1954 года. В Чехословакии «Спитфайры» эксплуатировались до конца 40-х годов (в 1948 году 50 самолётов были проданы в Израиль), в Италии — до 1952 года, в Нидерландах — до 1954 года, во Франции и Гонконге — до 1955 года, в Бирме — до конца 50-х годов.

     

     


    Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

    В тени «Спитфайра»: полузабытый истребитель, победивший люфтваффе в Битве за Британию

    • Стивен Даулинг
    • BBC Future

    Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

    Автор фото, Oli Scarff/Getty Images

    Воздушная Битва за Британию в начале Второй мировой войны (и провал немецких планов вторжения на остров) чаще всего ассоциируется с истребителем «Спитфайр». Но это далеко не вся правда.

    7 сентября 1940 года южная Англия пострадала от крупнейшего на тот момент истории авианалета.

    В течение предыдущих трех месяцев самолеты люфтваффе пытались сломить сопротивление британских Королевских ВВС (RAF). Британские ВВС, уже сильно истощенные тяжелыми боями во время вторжения немцев во Францию, едва поддерживали обороноспособность. Постоянные налеты на аэродромы и заводы, производящие истребители, привели к нехватке как самолетов, так и пилотов.

    Еще несколько недель таких налетов — и RAF были бы полностью разгромлены. На другой стороне Ла-Манша этого момента с нетерпением ожидал немецкий флот вторжения.

    Но затем британские военные получили неожиданную передышку: немецкие бомбардировщики почему-то переключились на британские города — видимо, в надежде, что ковровые бомбардировки посеют панику и вынудят Британию сдаться. Воздушные рейды начались 7 сентября, в бой были брошены все доступные люфтваффе самолеты.

    Рано утром британские операторы радаров обнаружили первые признаки надвигающегося нападения. С аэродромов по всей Франции волна за волной взлетали в воздух немецкие бомбардировщики и истребители, выстраиваясь в одну огромную группировку над Ла-Маншем.

    Почти 1100 самолетов заняли в воздухе пространство площадью более 2 тысяч квадратных километров. В последний раз подобная сила угрожала Британии 500 лет назад, когда испанцы собрали для вторжения в Англию свою Непобедимую армаду.

    • Зачем американцы восстанавливают легендарный советский штурмовик
    • Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?
    • Летчик, угнавший секретный советский перехватчик
    • Эрик Браун, самый невероятный летчик-испытатель Британии

    Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

    Подкаст

    Что это было?

    Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

    эпизоды

    Конец истории Подкаст

    7 сентября 1940 года защитники острова полагались прежде всего на истребители Supermarine Spitfire, поступившие на вооружение всего за несколько месяцев до начала Второй мировой. «Спитфайр» был быстрым и очень маневренным — и в дальнейшем в популярной культуре стал прочно ассоциироваться с Битвой за Британию.

    Однако в воздух тогда поднялись и другие машины — Hawker Hurricane, ими было оснащено большинство эскадрилий RAF, сражавшихся в тот день над Лондоном.

    Именно «Харрикейн» не только помог переломить ход войны, но и оставил наследие, признаки которого мы сегодня находим в самых разных областях современной жизни — от авиации до медицины.

    В 2020 году исполнилось 85 лет со дня первого полета Hawker Hurricane.

    Тот рейд 7 сентября стал первым в истории воздушным налетом, в котором приняли участие более 1000 самолетов (две трети из них — истребители, защищавшие бомбардировщики).

    В результате доки Лондона и рабочие кварталы Ист-Энда были разрушены. Пожары были настолько сильными, что один из аэродромов истребителей Королевских ВВС в 60 километрах от столицы не мог функционировать из-за огромных клубов дыма.

    Столица горела до поздней ночи, огонь служил маяком для последующих атак. «Черная суббота», как оказалось далее, стала началом блица, непрерывных ночных рейдов, продолжавшихся восемь месяцев. Пострадали и промышленные, и жилые кварталы, счет жертв шел на тысячи.

    Автор фото, Iwan Lewis/UK Ministry of Defence/Getty Images)

    Подпись к фото,

    «Харрикейн» остался в тени своего более изящного и известного собрата, истребителя «Спитфайр» (слева)

    7 сентября погибло несколько пилотов «Харрикейнов», в том числе Ричард «Дики» Рейнелл, австралиец ростом под два метра — вероятно, кабина самолета действительно была ему порядком тесновата.

    Самолет Рейнелла был сбит немецким истребителем в воздушном бою в небе над Гринвичем, районом на южной стороне реки Темзы. Местный военный историк Стив Ханнисетт, который получил доступ к рассекреченным документам эскадрильи Рейнелла, говорит, что тот, скорее всего, был ранен в самолете, и ему удалось открыть фонарь и выпрыгнуть из подбитой машины. Но Рейнелл, по-видимому, потерял сознание и не смог открыть парашют.

    Рейнелл упал в саду дома офицера Королевского военно-морского флота в Блэкхите. Тело летчика доставили в военный госпиталь в Вуличе и позже захоронили на Бруквудском кладбище в графстве Суррей.

    Ричард Рейнелл умер в минуте ходьбы от моего дома. Он был очень опытным летчиком-испытателем, который летал на «Харрикейнах», помогая компании Hawker, разработавшей истребитель. Но в британских ВВС так не хватало пилотов, что Рейнелла летом прикомандировали к истребительной эскадрилье.

    Как говорит Ханнисетт, в компании хотели, чтобы Рейнелл получил боевой опыт и на основании его предоставил рекомендации для модификаций самолета.

    Увы, его командировка прервалась в то утро. Не реши он отложить возвращение в Hawker до понедельника, вероятно, к началу первого рейда «Черной субботы» он бы уже уехал далеко от Лондона.

    • «Мессер» и «Метеор»: кто открыл век реактивной авиации?
    • Горячее небо холодной войны: история столкновений в воздухе

    Будучи всего на несколько лет старше «Спитфайра», «Харрикейн» был родом из совсем другой эпохи самолетостроения. «Спитфайр» был гладким и обтекаемым, «Харрикейн» — коротким и рубленым.

    Но дело не только в эстетике. «Харрикейн» имел много общего как со «Спитфайром», так и с самолетами, построенными на 20 лет раньше, — в 1930-х годы авиация действительно шагала вперед семимильными шагами.

    «Харрикейн» стал первым истребителем-монопланом, поступившим на вооружение Королевских ВВС. До этого летчики летали на бипланах — прочных, маневренных, стабильных и легких в управлении. Но у них был существенный недостаток — скорость.

    Дополнительное сопротивление второго крыла ограничивало скорость самолета примерно 500 км/ч. Однако двигатели становились все более мощными, и авиаконструкторы уже разрабатывали конструкции бомбардировщиков-монопланов, которые летали быстрее, чем истребители-бипланы.

    «Харрикейн» изначально разрабатывался как биплан, основанный на более раннем самолете, который построила Hawker. Пол Бивер, историк авиации и пилот, говорит: «Оригинальный дизайн предусматривал обтянутые тканью несущие поверхности. Тканевые крылья очень легко ремонтировать, но они затрудняют надежное управление самолетом».

    Главный конструктор Hawker Сидни Камм заменил тканевые крылья на металлические — отчасти для того, чтобы они могли выдержать вес восьми пулеметов, которые должен был нести «Харрикейн».

    По словам Бивера, остальная конструкция самолета представляла собой деревянную раму, затем обтянутую «ирландским полотном», которое покрывали лаком, придававшим ткани необходимую жесткость.

    «Спитфайр» же был первым цельнометаллическим истребителем, конструкция и ремонт которого требовали гораздо больших навыков и сложного оборудования по сравнению с «Харрикейном».

    Автор фото, Kirsty Wigglesworth / WPA / Getty Images

    Подпись к фото,

    Предполагалось, что во время Битвы за Британию менее скоростной «Харрикейн» в первую очередь займется немецкими бомбардировщиками

    «Харрикейн» впервые поднялся в воздух в 1935 году и, по словам Ханнисетта, «полностью изменил правила игры».

    Например, у «Харрикейна» была закрытая кабина со сдвижным фонарем. До этого пилоты забирались в бипланы, кабина которых была открыта всем ветрам. Вспомните старые фильмы — в них летчики все, как один, в кожаных куртках — иначе в самолете недолго и замерзнуть.

    Новый истребитель был на 100 километров в час быстрее, чем большинство истребителей-бипланов того времени. До появления «Спитфайра» и его конкурента, тоже цельнометаллического немецкого Messerschmitt Bf 109, «Харрикейн» был эталоном дизайна истребителя.

    У Hawker были амбициозные планы экспорта «Харрикейна». В компании надеялись, что самолет произведет на военно-воздушные силы других стран такое же впечатление, как и на королевские ВВС. Авиационный журнал Flight с придыханием писал о показательном полете «Харрикейна» на Брюссельском авиашоу в 1939 году. Пилотировал самолет Ричард Рейнелл.

    «Те, кому посчастливилось стать свидетелем этого, никогда не забудут его полета на шоу в Брюсселе, — писал корреспондент журнала. — Его пилотаж был одним из самых ярких событий дня, вызвав ажиотаж и спонтанные аплодисменты зрителей. В какой-то момент всех присутствующих охватил ужас: «Харрикейн» пикировал с выключенным двигателем, и когда два огромных языка пламени лизнули фюзеляж, Рейнелл вышел из пике и совершил вертикальный разворот на фантастической скорости».

    «Полет Рейнелла поразил всех, — говорит Ханнисетт. — Он показал, на что способен самолет. В результате бельгийские ВВС тут же разместили заказ на «Харрикейн». В тот день шоу также посетили высокопоставленные немецкие офицеры, в том числе генеральный инспектор люфтваффе Эрхард Мильх.

    Немецким пилотам уже очень скоро предстояло более близкое знакомство с «Харрикейном».

    Автор фото, Sovfoto/Getty Images

    Подпись к фото,

    «Харрикейны» совершали боевые вылеты и с аэродромов на севере России, защищая арктические конвои

    С началом Второй мировой войны несколько эскадрилий «Харрикейнов» были отправлены во Францию, где время от времени сталкивались с немецкими самолетами в период относительного затишья.

    Именно там стало очевидным одно преимущество деревянно-тканевой конструкции «Харрикейна», которое разработчики даже не имели в виду. Немецкие истребители были вооружены небольшой скорострельной пушкой, снаряды которой взрывались при попадании в цель. Одного-двух попаданий обычно было достаточно для того, чтобы сбить самолет.

    Однако тканевый фюзеляж «Харрикейна» был недостаточно жестким, чтобы привести в действие взрыватели снарядов, и они прошивали его насквозь, не причиняя особого вреда.

    По словам Бивера, во время одного из первых столкновений с немецкими истребителями в 1940 году пилот Королевских ВВС вернулся из миссии с пятью дырами в фюзеляже от снарядов немецких пушек, даже не зная, что в него попали.

    • Как не нужно сажать истребители
    • Истребитель F-22 «Рэптор» за 60 секунд

    Однако так везло не всем. Доктрина Королевских ВВС во время Битвы за Британию предполагала, что «Спитфайры» будут атаковать немецкие истребители и позволят более медленным «Харрикейнам» попытаться остановить бомбардировщики.

    Хотя «Харрикейн» был весьма проворным ближе к земле, на больших высотах он становился неповоротливым. Немецкие летчики-истребители были обучены действовать агрессивно и атаковали с тыла, когда солнце светило в спину. Визуально обнаружить небольшой истребитель в такой позиции было практически невозможно.

    Сочетание дефектов конструкции и привычек пилотов стало причиной одной из особенно неприятных особенностей «Харрикейна». Поначалу у самолета не было бронированных топливных баков и изнутри они не были выложены специальной резиной, заполняющей пулевые пробоины. (Подобные «самозатягивающиеся» топливные баки стали стандартом во время Второй мировой войны.)

    Лакированный фюзеляж и деревянный каркас легко могли загореться. Из поврежденных баков в крыльях топливо вытекало в пустое пространство под кабиной, но более серьезную проблему представлял главный топливный бак, находившийся прямо перед кабиной. Если он воспламенялся, пламя ударяло прямо в лицо пилоту.

    Эту особенность «Харрикейна» усугублял еще один фактор. Некоторые из более опытных пилотов в начале Битвы за Британию изначально летали на истребителях-бипланах — как правило, с открытой кабиной.

    Кроме того, у ранних «Харрикейнов» была проблема с утечкой паров окиси углерода в кабину, и открытый фонарь позволял пилотам снять кислородную маску (носить ее на лице на протяжении всего полета было невероятно неудобно).

    В случае поражения основного бака температура в кабине поднималась до нескольких тысяч градусов примерно за три или четыре секунды. У пилотов часто было всего несколько секунд, чтобы выбраться. В противном случае можно было сильно обгореть или вовсе сгореть заживо.

    Автор фото, Ross Land/Getty Images

    Подпись к фото,

    Несколько «Харрикейнов» все еще находятся в рабочем состоянии

    Пилотов, получивших схожие травмы — сильные ожоги лица и рук (когда они пытались прикрыть лицо), — было так много, что британские хирурги назвали такие ожоги именем истребителя.

    Ожоги часто бывали очень тяжелыми. Выдающийся хирург-реконструктор, новозеландец Арчибальд Макиндо создал специальное хирургическое отделение в Ист-Гринстеде, что в Западном Суссексе, для лечения пилотов «Харрикейнов».

    Макиндо использовал экспериментальные методы, фактически положив начало пластической хирургии. Его новаторский подход произвел революцию в лечении ожогов.

    Как оказалось, солевой раствор помогает быстрее заживлять обожженную кожу — Макиндо заметил, что сбитые пилоты, парашютировавшиеся в воды Ла-Манша, как правило, восстанавливались быстрее, чем приземлившиеся на сушу.

    Макиндо видел, что некоторым из его пациентов могут потребоваться годы лечения, и понял, что лечение психических последствий травмы так же важно, как и физических.

    Во время выздоровления пилотам разрешалось носить и форму, и обычную гражданскую одежду. Им предлагали по желанию покидать территорию больницы в любое время.

    Жителей Ист-Гринстеда просили приглашать летчиков в гости и не обращать внимания на их травмы. В результате Ист-Гринстед стал известен как «город, где не глазеют».

    Пилоты, прошедшие через руки Макиндо, создали питейный клуб, с типично английской самоиронией названный «Морская свинка» и насчитывавший до 700 членов. Клуб проводил ежегодные встречи в Ист-Гринстеде аж до 2007 года, а некоторые его члены дожили до своего 100-летия.

    Многие методы Арчибальда Макиндо и сегодня применяются для лечения ожогов. В каком-то смысле недостатки «Харрикейна» стимулировали этот процесс.

    ***

    Ныне мемориальная эскадрилья «Битва за Британию знаменита наличием изящного «Спитфайра», возглавляющего парады. Но рядом с ним всегда летят «Харрикейны». Эти истребители внесли огромный вклад в воздушное сражение над южной Британией.

    Более половины из почти 1200 уничтоженных немецких самолетов были сбиты «Харрикейнами», но «Спитфайр» почему-то затмил эти достижения.

    «Со «Спитфайром» была какая-то загадка, — говорит Бивер. — Немецкие пилоты всегда утверждали, что их сбил «Спитфайр». Считалось незазорным признаться, что тебя сбил «Спитфайр» — но не «Харрикейн».

    Битва за Британию помешала Германии вторгнуться на остров и оккупировать страну, в итоге приблизив освобождение Европы.

    Во время блица «Харрикейны» служили в качестве ночных истребителей, направляемых к целям радистами на земле. Они помогли предотвратить вторжение на важнейший с точки зрения военных средиземноморский остров Мальта.

    В пустынях Северной Африки «Харрикейны» служили штурмовиками, будучи гораздо лучше приспособленными к суровым условиям пустыни, чем более хрупкие «Спитфайры».

    В начале войны британским ВМФ не хватало авианосцев для защиты конвоев, доставлявших необходимые продукты питания и припасы в Великобританию.

    Немецкие самолеты дальнего действия преследовали конвои, либо бомбя корабли, либо вызывая подводные лодки. Радиус действия немецкой дальней авиации значительно превосходил пределы досягаемости для британских истребителей наземного базирования.

    В качестве временной меры, до постройки новых авианосцев, на торговые суда устанавливали ракетные катапульты, с которых можно было запустить морской вариант «Харрикейна».

    Правда, это был полет в один конец, посадить самолет было некуда. Было переоборудовано более 30 кораблей, и несколько «Харрикейнов» приняли участие в морских боях.

    Кажется невероятным, но, несмотря на трудности посадки на воду в бурном и холодном море, во время этих вылетов погиб лишь один пилот.

    Автор фото, Hulton Archive/Getty Images

    Подпись к фото,

    Знаменитый пионер авиации Эми Джонсон служила пилотом британского управления вспомогательного воздушного транспорта

    «Харрикейны» прослужили до конца Второй мировой войны, в том числе в Бирме, где могли взлетать с примитивных аэродромов, практически вырубленных в джунглях.

    Всего было построено около 14 500 самолетов; меньше, чем «Спитфайров», но «Харрикейны» можно было производить быстрее и дешевле.

    Бивер утверждает, что без «Харрикейна» Британия проиграла бы войну.

    Десятки «Харрикейнов» сохранились как музейные экспонаты, но менее 20 из них в настоящее время пригодны для полетов. Анна Уокер — одна из пилотов, которые регулярно летают на них с аэродромов на юге Англии, тех самых, с которых «Харрикейны» взлетали и во время Битвы за Британию.

    Сегодня у многих пилотов есть лицензия на управление самолетом времен Второй мировой войны, но Уокер стоит особняком. Она начала летать со своим отцом в родной Бразилии, когда ей было всего шесть лет, а в 13 уже самостоятельно летала на планерах. Последние 27 лет она занималась аэробатикой.

    Она получила предложение от одной из команд, летающих на самолетах времен Второй мировой войны, после показа фигур высшего пилотажа на авиашоу. Научившись сначала управлять американским «Мустангом» 1940 годов, она начала летать на «Спитфайре», а затем, в 2009 году, и на «Харрикейне».

    Уокер хорошо знала о действиях британского Управления вспомогательного воздушного транспорта (Air Transport Auxiliary, ATA) в годы Второй мировой. Это были гражданские летчики, перегонявшие отремонтированные и поврежденные военные самолеты между заводами, пунктами доставки, подразделениями технического обслуживания, эскадрильями и аэродромами действующей службы.

    АТА также перевозила дежурный обслуживающий персонал из одного места в другое и выполняла некоторые функции санитарной авиации.

    Пилотов не хватало даже для ведения боевых действий, поэтому в ATA мог записаться любой, кто мог управлять самолетом. Среди более чем 1300 пилотов АТА было более 160 женщин.

    «История ATA мне очень близка, — говорит Уокер. — Мне посчастливилось познакомиться с женщинами-пилотами, побывать на их встречах. [Сейчас] в Великобритании остались только две женщины-пилота тех времен».

    Среди женщин-пилотов ATA была пионер авиации Эми Джонсон, первая женщина, совершившая в одиночку перелет из Лондона в Австралию. Она утонула в устье Темзы после того, как спрыгнула с парашютом с самолета, который пилотировала для ATA — у него закончилось топливо.

    Джоан Хьюз ​​стала самой молодой женщиной-пилотом в Великобритании, получив лицензию пилота в 17 лет. Виннифред Кроссли Фэйр стала первой в мире женщиной, получившей лицензию на управление «Харрикейном».

    Уокер по-прежнему поддерживает связь с Нэнси Миллер Стратфорд, американским пилотом-добровольцем ATA, которой сейчас 102 года.

    Автор фото, Courtesy Anna Walker

    Подпись к фото,

    Анна Уокер — единственная в мире женщина-пилот, летающая на «Харрикейне»

    Сегодня, спустя 80 лет, Уокер — единственная женщина в мире, которая до сих пор управляет «Харрикейнами».

    Согласно ее собственным изысканиям, перед ней последней женщиной, совершившей полет на «Харрикейне», была южноафриканская сотрудница ATA, которая доставила самолет на слом по дороге домой после окончания войны. «Так было быстрее, чем плыть на пароходе, — говорит Уокер. — Так что, я думаю, с тех ранних послевоенных пор я — первая женщина за штурвалом «Харрикейна».

    Помимо демонстрации высшего пилотажа, Уокер выполняет увеселительные полеты на двухместных версиях «Спитфайра» и «Харрикейна». «Я люблю «Харрикейн», — говорит она. — Большинство пилотов, летающих на «Спитфайрах», думают, что «Харрикейн» безобразен, но мне он нравится».

    «Это не самый красивый самолет. Говоря о «Харрикейне», мне приходится тщательно подбирать слова. Но я не очень-то верю в красоту ради красоты. «Харрикейн» в действительности был просто полноценной рабочей лошадкой. Это был самолет, который только что превратился из биплана в моноплан».

    «Он и летает как биплан, лишенный дополнительных крыльев, как самолет 1930-х годов. Взгляните на него спереди, на толщину его крыла, и сразу понятно, что быстро он летать не будет».

    Среди пассажиров двухместного «Харрикейна», на котором летает Уокер, много тех, кто хорошо знает о его роли во Второй мировой: «Они делают это по совершенно другим причинам, нежели те, которые приходят полетать на «Спитфайре». Они знают, что сделал «Харрикейн» для победы».

    Хотя в 2020 году этих полетов было немного из-за пандемии коронавируса, Уокер все еще может немного поразвлечься в воздухе на «Харрикейне».

    С началом второго карантина ей пришлось вернуть двухместный «Харрикейн» компании Hawker Restoration в Саффолке, которая ранее восстановила самолет.

    «Уже действовали правила социального дистанцирования, поэтому я не могла никого брать на заднее сиденье, даже одного из инженеров, — говорит она. — Но зато, как только я попала в контролируемое воздушное пространство над аэродромом, я могла делать что душе угодно».

    Би-би-си благодарит Королевское авиационное общество Великобритании за помощь в работе над этой статьей.

    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

    Спитфайр | Британский самолет | Британика

    Supermarine Spitfire

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Р.Дж. Митчелл
    Похожие темы:
    истребитель

    Просмотреть весь связанный контент →

    Spitfire , также называемый Supermarine Spitfire , самый массовый и стратегически важный британский одноместный истребитель времен Второй мировой войны. «Спитфайр», прославившийся завоеванием лавров победы в битве за Британию (1940–41) вместе с Hawker Hurricane служил на всех театрах военных действий и выпускался в большем количестве модификаций, чем любой другой британский самолет.

    Spitfire был разработан Реджинальдом Митчеллом из Supermarine Ltd. в ответ на спецификацию Министерства авиации 1934 года, требующую создания высокопроизводительного истребителя с вооружением из восьми крыльевых пулеметов калибра 0,303 дюйма (7,7 мм). Самолет был прямым потомком серии гидросамолетов, разработанных Митчеллом для участия в соревнованиях за желанный трофей Schneider Trophy в 1919 году.20 с. Один из этих гоночных автомобилей, S.6, в 1929 году установил мировой рекорд скорости 357 миль (574 км) в час. получивший название «Мерлин»), «Спитфайр» впервые поднялся в воздух в марте 1935 года. Он имел превосходные летно-технические характеристики, а поставки в действующие эскадрильи Королевских ВВС (RAF) начались летом 1938 года. Более радикальная конструкция, чем «Харрикейн», «Спитфайр» имела алюминиевая конструкция с усиленной обшивкой и изящное эллиптическое крыло с тонким аэродинамическим профилем, которые в сочетании с эффективным двухступенчатым нагнетателем Merlin придавали ему исключительные характеристики на больших высотах.

    Викторина «Британника»

    Рукотворные птицы в небе

    Вариант «Спитфайра», участвовавший в Битве за Британию, был оснащен двигателем «Мерлин» мощностью 1030 лошадиных сил. Самолет имел размах крыльев 36 футов 10 дюймов (11,2 метра), длину 29 футов 11 дюймов (9,1 метра), максимальную скорость 360 миль (580 км) в час и потолок 34 000 футов (10 400 метров). . Более быстрые, чем его грозный немецкий противник Bf 109 на высоте более 15 000 футов (4600 метров) и такие же маневренные, «Спитфайры» предпочитали сражаться с немецкими истребителями, в то время как более медленные «Харрикейны» атаковали бомбардировщики. В Битве за Британию участвовало больше «Харрикейнов», чем «Спитфайров», и им приписали больше «убийств», но можно утверждать, что превосходные высотные характеристики «Спитфайров» обеспечили победу.

    Тем временем Supermarine разрабатывала более совершенные версии Spitfire, управляемые все более мощными Merlins. Восемь 0,303-дюймовых пулеметов уступили место четырем 0,8-дюймовым (20-мм) автоматическим пушкам, и к концу войны «Спитфайр» был выпущен только в более чем 20 версиях истребителей, оснащенных «Мерлинами» мощностью до 1760 лошадиных сил. Несмотря на то, что после появления этого самолета в 1941 году он уступил немецкому Fw 190, в следующем году «Спитфайр» восстановил паритет и в конечном итоге вернул себе преимущество. Он оставался истребителем первой линии воздух-воздух на протяжении всей войны. «Спитфайры» использовались при обороне Мальты, в Северной Африке и Италии, а с 19 июня, оснащенные хвостовыми крюками и усиленной хвостовой частью, как «Сифайры» с авианосцев Королевского флота.42. «Спитфайры» помогали обеспечивать превосходство в воздухе над плацдармами Сицилии, Италии и Нормандии и несли службу на Дальнем Востоке с весны 1943 года. Версии истребителей-бомбардировщиков могли нести 250- или 500-фунтовые (115- или 230-кг) бомба под фюзеляжем и 250-фунтовые бомбы под каждым крылом.

    Одним из наиболее важных вкладов «Спитфайра» в победу союзников был его фоторазведчик с начала 1941 года. Превосходные характеристики на большой высоте сделали его почти неуязвимым для перехвата, а также топливные баки, которые заменили установленные на крыле пулеметы и отсеки для боеприпасов. дали ему достаточную дальность, чтобы исследовать западную Германию с британских баз.

    В конце 1943 года на вооружение начали поступать «Спитфайры» с двигателями Rolls-Royce Griffon мощностью до 2050 лошадиных сил. Способные развивать максимальную скорость 440 миль (710 км) в час и потолки высотой 40 000 футов (12 200 метров), они использовались для сбивания «жужжащих бомб» Фау-1. Во время Второй мировой войны «Спитфайры» в небольшом количестве экспортировались в Португалию, Турцию и Советский Союз, а также использовались ВВС США в Европе. Когда производство было прекращено в 1947 году, было выпущено 20 334 «Спитфайра» всех версий, 2053 из них с двигателем Griffon.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Истребительные версии Spitfire были сняты с вооружения ВВС Великобритании в начале 1950-х годов, а фоторазведывательные Spitfire продолжали нести службу до 1954 года. | В Смитсоновском институте

    Корреспондент

    Летный лейтенант Роберт Стэнфорд Так из Королевских ВВС приближался к своей добыче. Он только что сбил один Мессершмитт Bf 110, а затем чудом избежал столкновения с другим двухмоторным истребителем над побережьем Дюнкерка весной 1940 года. Так, управляя Supermarine Spitfire, бросился в погоню, пытаясь держаться поближе к уклоняющемуся вражескому самолету. Когда он навел цель на прицел, в его голове зазвенел тревожный звоночек. Что-то было не так.

    Впереди Так заметил проблему: он летел прямо на электрические провода. С молниеносной реакцией он натянул рычаги управления. Гибкий и проворный «Спитфайр» среагировал мгновенно, и Так едва избежал смертельной ловушки.

    Затем пилот ВВС восстановил самообладание, заглушил свой мощный двигатель Rolls Royce PV-12, известный как «Мерлин», и направился к хвосту Bf 110. Он нажал на курок и выпустил короткую очередь из восьми . 303 пулемета Browning Mk II в немецкий истребитель, в результате чего он разбился.

    Роберт Стэндфорд Так совершил большинство из своих 27 убийств (свастики на кабине указывают на количество сбитых вражеских самолетов) на «Спитфайре». Апик, автор, Getty Images

    Так был командиром звена 92-й эскадрильи, и это было боевое крещение для «Спитфайра». Самолеты выполняли миссии поддержки, чтобы защитить британский экспедиционный корпус и то, что осталось от французской армии, когда они ютились на холодных и продуваемых ветрами песках Дюнкерка — всего в 21 миле через Ла-Манш от Англии.

    С 23 мая по 4 июня 1940 года «Спитфайры» совершили бесчисленное количество боевых вылетов против «мессершмиттов», «штуков» и других немецких самолетов, пытаясь уничтожить войска союзников, застрявшие на этих пляжах. Так быстро стал британским героем, сбив пять немецких самолетов за два дня, чтобы заработать звание аса. Его подвиги и подвиги других пилотов «Спитфайра», вероятно, спасли десятки тысяч солдат союзников в Дюнкерке от смерти или заключения в лагерях для военнопленных на время войны.

    Благодаря превосходной аэродинамике и элегантному дизайну Supermarine Spitfire стал одним из культовых самолетов Второй мировой войны. Как и P-51 «Мустанг», этот истребитель ознаменовал эпоху мужественных сражений с отчаянными врагами, хотя и требовал гораздо большего развития, чем другие самолеты.

    «Форма крыла и все сложные изгибы самолета сделали его красивым», — говорит Алекс Спенсер, куратор британских и европейских военных самолетов в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики. «Однако за эту красоту приходится платить. Это был чрезвычайно сложный в изготовлении самолет. Была задержка за задержкой доставки. Но они избавились от ошибок и подготовились к конфликту, который, как они все знали, грядет».

    «Спит» будет выставлен в галерее авиации времен Второй мировой войны Музея авиации и космонавтики, где в настоящее время проводится масштабная реконструкция на Национальной аллее, открытие которой запланировано на осень 2022 года. НАСМ Истребитель, разработанный Реджинальдом Митчеллом, был построен британской авиастроительной компанией Supermarine и поставлен в конце лета 1919 года. 38 — за год до того, как в Европе разразилась война с вторжением в Польшу. НАСМ Просто взглянув на самолет, можно увидеть, что делало его превосходным: изящные контуры, мощный двигатель с жидкостным охлаждением и утопленную кабину в виде купола. НАСМ

    Он прибыл как раз вовремя. Истребитель, разработанный Реджинальдом Митчеллом, был построен британской авиастроительной компанией Supermarine и поставлен в конце лета 1919 года.38 — за год до того, как в Европе разразилась война с вторжением в Польшу. Пилоты получили возможность потренироваться на новейшем английском оружии, прежде чем им пришлось подняться в кабину для боя.

    «Спит» хранится в коллекциях Музея авиации и космонавтики, который в настоящее время проходит масштабную реконструкцию и полностью откроется осенью 2022 года. Музейный HF Mk VIIc был построен в 1943 году и передан ВВС США. Force, чтобы он мог изучить эту высотную версию самолета. ВВС подарили его Смитсоновскому институту в 1949.

    Просто взглянув на этот самолет, можно увидеть, что делало его превосходным: изящные контуры, мощный двигатель с жидкостным охлаждением и утопленную кабину в виде купола. Однако именно крыло отличает его от других самолетов той эпохи. Более широкая эллиптическая форма уменьшила лобовое сопротивление и увеличила скорость — и была определяющей характеристикой, которая говорила «Спитфайр» любому, кто пытался идентифицировать самолет, когда он пролетал.

    Самолет сыграл важную роль в нашумевшем фильме 2017 года «Дюнкерк» Кристофера Нолана. В фильме рассказывается о героической попытке кораблей и частных катеров Королевского флота спасти британские войска от французского прибрежного сообщества во время операции «Динамо». Кто-то может возразить, что настоящими звездами были два настоящих самолета «Спитфайр», которые использовались для съемок сцен воздушных боев.

    Летный офицер Роберт Стэнфорд Так, управляющий самолетом с регистрационным номером FZ-L K9906, возглавляет два звена 65-й восточно-индийской эскадрильи истребительного командования Королевских ВВС Supermarine Spitfire Mk1 в понижающем строю из Королевских ВВС Хорнчерч в мае 1939 года. Беттман, Getty Images

    «Есть веские основания считать, что это величайшая движущаяся машина из когда-либо созданных», — сказал Нолан во время показа фильма в Смитсоновском институте четыре года назад. «Это классический дизайн. Это одна из тех машин, которые не устаревают и не стареют, потому что баланс между формой и функциями удивительно совершенен. Как символ для англичан, он рассматривается как нечто, спасшее нашу культуру».

    Самолет сыграет ключевую роль во время Битвы за Британию, помогая разгромить Люфтваффе, когда они бомбили Лондон и другие английские города во время Блица, а также в других важных сражениях. Многие американцы впервые почувствовали себя в воздушном бою на «Спитфайрах». Три эскадрильи американских добровольцев летали в составе Королевских ВВС до того, как их собственная страна вступила во Вторую мировую войну. Эти эскадрильи были переданы 4-й истребительной группе 8-й воздушной армии США в 1942 году.