Иран заявил о подписании контракта на покупку истребителей у России

Су-35 – современный истребитель, который станет очень ценным приобретением для ВВС Ирана / Сергей Портер / Ведомости

Покупка российских истребителей Су-35 «технически одобрена Ираном», сообщило 11 марта иранское информагентство ИРНА со ссылкой на постоянное представительство страны при ООН. В заявлении постпредства говорится, что Иран обратился к ряду стран с просьбой изучить возможность продажи Ирану истребителей и Россия объявила, что готова их продать. По мнению постпредства, после октября 2020 г. в соответствии с соглашением о ядерной сделке (СВПД) оружейное эмбарго в отношении Тегерана не действует и Иран «наконец согласился их [Су-35] приобрести». Количество машин и сроки их поставки являются секретными, говорится в сообщении.

22 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял в ответ на вопрос о поставке Су-35 в Иран, что Кремль не комментирует вопросы военно-технического сотрудничества. Представитель Рособоронэкспорта отказался от комментариев по вопросу о том, подписан ли контракт с Ираном.

ВВС Ирана были одними из самых современных в последние годы шахского режима и оснащались новейшими на конец 1970-х гг. тяжелыми американскими истребителями F-4Е и F-14, а также легкими F-5Е. В ирано-иракской войне ВВС Ирана понесли значительные потери, и в 1990  Иран заключил реализованное вскоре соглашение с СССР о поставке примерно 20 истребителей МиГ-29 и другой авиатехники. В 1990 г. в Иран из Ирака накануне операции «Буря в пустыне» перелетело несколько десятков иракских боевых самолетов, в том числе истребителей Mirage F.1 французского производства разработки 1970-х гг. и несколько МиГ-29. В конце 1990-х гг. Иран получил около 20 китайских истребителей F-7 (развитие советского МиГ-21). Кроме того, в 2010-е гг. Иран заявил о начале серийного производства истребителей своей разработки, созданных на основе американских F-5Е начала 1970-х гг. В результате Иран сейчас имеет очень старый парк истребительной авиации.

Истребитель Cу-35 поколения 4++ был разработан ОКБ «Сухой» в конце 2000-х гг. как наиболее глубокая модернизация истребителя Су-27. К настоящему моменту для ВКС России заказано и поставлено около 120 таких машин, 24 экспортировано в Китай. В 2022 г. французское издание Air & Cosmos сообщало, что контракт с Египтом на 30 таких машин остановлен под давлением США, причем 15 машин уже собрано.

По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, Су-35 – современный истребитель, который станет очень ценным приобретением для ВВС Ирана. Но изменить баланс сил несколько десятков Су-35 не смогут, так как только у арабских стран Персидского залива имеется или заказано до полутысячи не менее современных истребителей, продолжает Пухов. Не говоря о более чем трех сотнях современных машин у ВВС Израиля, в том числе истребителей пятого поколения, говорит эксперт.

Истребительный авиапарк ВВС Ирана остро требует модернизации, говорит эксперт по оборонной промышленности Ирана Юрий Лямин. Самые «молодые» истребители, имеющиеся сейчас у Ирана, – это российские истребители МиГ-29 и китайские модернизированные копии МиГ-21 – F-7, которым порядка 30 лет. При этом костяк ВВС Ирана продолжают формировать купленные еще до революции 1979 г. американские истребители F-4, F-5 и F-14. Иранская промышленность не может удовлетворить потребности ВВС, так как приоритетом для нее являются ракетные и беспилотные программы, а в плане пилотируемых истребителей Иран сейчас может максимум производить модернизированные копии F-5 под названием Kosar (Kowsar). Таким образом, закупка современных многоцелевых истребителей стала одной из главных задач для Ирана после снятия действовавших до осени 2020 г. международных ограничений на импорт и экспорт обычных вооружений. Насколько известно, интерес ВВС Ирана был сначала обращен на Су-30, но затем сместился в сторону Су-35, говорит эксперт. Последнее заявление представительства Ирана в ООН, должно быть, следует трактовать так, что иранцы ждут уже непосредственных поставок самолетов, резюмирует Лямин.

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Над Крымом впервые с начала войны замечены устаревшие российские истребители. Разбираемся, почему РФ стала их использовать

Телеканал Минобороны России «Звезда» впервые с начала войны показал кадры полета самолетов Су-27СМ. Это одна из первых постсоветских модернизаций главного истребителя СССР Су-27 — и на данный момент, пожалуй, самая старая из замеченных на поле боя. Рассказываем, что это за самолет и разбираемся, почему такие машины появились на поле боя только сейчас.

Какие истребители Россия использует в войне

Практически все самолеты для воздушного боя, которыми пользуется Россия, представлены моделями Су-30СМ и Су-35 — относительно современными машинами поколения 4+ и 4++, которые производятся и сейчас (поставки истребителя пятого поколения Су-57 исчисляются единицами, и нет никаких признаков, что российская авиация в обозримом будущем перейдет на них). Еще один более-менее современный самолет ВКС РФ, МиГ-35 (модернизация МиГ-29), в войсках присутствует в небольших количествах и на войне, насколько известно, ни разу не был замечен.

Самолетов Су-27СМ, которые показал канал Минобороны РФ, в воздушно-космических силах России примерно 50 штук. Даже в предвоенное время они базировались как нельзя более удачно для того, чтобы использоваться в качестве фронтовых истребителей — вооруженный ими 38-й истребительный авиаполк (ИАП) базируется на аэродроме Бельбек вблизи Севастополя в оккупированном Крыму. Однако за почти десять месяцев войны ни один Су-27СМ в воздухе ни разу не был замечен.

Су-27СМ в небе. Фото: airwar.ru

Сейчас, судя по кадрам Минобороны России, Су-27СМ осуществляют воздушное патрулирование над Крымом, а не готовятся наносить удары по наземным целям — под крыльями самолетов замечены две ракеты Р-27 и четыре Р-73 класса «воздух-воздух». Соответственно, сбивать они могут только самолеты, вертолеты, крылатые ракеты или беспилотники.

Что представляет собой истребитель Су-27СМ

После развала СССР Россия долгое время не принимала на вооружение новых истребителей, так как ввиду плачевной экономической ситуации вкладываться в новые самолеты страна попросту не могла. Однако к концу 90-х годов советские самолеты уже устаревали — в основном модернизировались лишь машины, предназначенные для экспорта в страны, которые могли себе позволить оплачивать такую разработку (к примеру, «индийский» Су-30МКИ, из которого вырос Су-30СМ).

Однако для своих войск тоже требовались соответствующие времени машины — эту роль и взял на себя Су-27СМ. Первый полет усовершенствованного самолета состоялся 27 декабря 2002 года. В 2003 году в войска поступили уже пять таких истребителей, и понемногу авиапарк России стал ими пополняться. Самолеты не производились с нуля, а переделывались из обычных Су-27 на заводе в Комсомольске-на-Амуре.

Модернизация Су-27СМ в первую очередь коснулась ударных возможностей самолета: оригинальный «27-й» был чистым истребителем, предназначенным для завоевания господства в воздухе. Теперь же его «научили» использовать ракеты «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты (одновременно машину оснащали подвесным контейнером с системой управления оружием).

Также Су-27СМ получил большую дальность выявления целей, чуть большую маневренность и запас топлива. Американское военное издание The Drive упоминает, что при улучшении некоторые аналоговые приборы заменили цифровыми, а на самолет поставили новую систему управления огнем, похожую на ту, что используется в Су-30, сделанных для Китая, а также новые прицелы. Отдельным плюсом модернизированной версии стала возможность работать по морским целям.

Самолет превосходил свою изначальную версию, но явно оказался недостаточно хорош, чтобы стать основой российской авиации. Хотя машина и получила возможность бить по наземным и надводным целям, отсутствие продвинутой электроники не позволяло ей полноценно использовать вооружение класса «воздух-земля» (похожая ситуация сложилась с вертолетом Ка-50 «Черная акула», который изначально сделали одноместным, но из-за невозможности эффективного прицеливания добавили второго члена экипажа, создав двухместный Ка-52).

К концу нулевых годов РФ за счет прибыли от продажи углеводородов стала намного богаче — но вкладывать свалившиеся деньги в перевооружение Су-27СМ не стала. Ставка была сделана на адаптированный под российские нужды самолет Су-30МКИ, созданный для Индии — так появился двухместный Су-30СМ, умевший работать и по земле, и по воздуху.

Су-30СМ в небе. Фото: Alex Beltyukov, http://russianplanes.net, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Позже парк дополнили двумя более специализированными машинами: Су-35 в качестве «чистого» истребителя и несущим броню Су-34 в роли бомбардировщика. Ничем не выделяющийся Су-27СМ уступал новым машинам по всем параметрам — переделка самолетов под эту версию ограничилась полусотней машин, и они понемногу устаревали.

Почему сейчас Су-27 появились в небе

Вряд ли дело в том, что российская авиация понесла большие потери. Хотя ВКС России лишились в Украине больше современных самолетов, чем в любых предыдущих войнах, они еще многочисленны. Однако есть два момента, которые на первый взгляд не бросаются в глаза.

Во-первых, для выполнения боевых задач самолетам постоянно приходится летать — а ресурс любой машины конечен. Использование Россией устаревших истребителей может свидетельствовать о желании поберечь более современные самолеты на будущее.

Второе — начавшиеся в конце лета удары, которые ВСУ наносит по крымским аэродромам. Хотя Бельбек, где базируются Су-27СМ, насколько известно, не подвергался ранее обстрелам, после взрывов на авиабазе в Саках Россия понесла очень серьезные потери в машинах (на десятки миллионов долларов). А после этого Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что РФ начала перемещать самолеты и вертолеты с аэродромов в Крыму вглубь своей территории, чтобы избежать их гибели.

Среди летательных аппаратов, которые тогда перебрасывались, были названы и самолеты уже упомянутого 38-го ИАП, и новейшие Су-34 из 559-го бомбардировочного авиаполка, и другие машины. С аэродрома Бельбек улетели также несколько самых современных российских истребителей Су-35.

Однако переброска современных самолетов на дальние аэродромы, до которых тяжелее дотянуться украинцам, означает, что для выполнения боевых задач российским машинам придется также преодолевать большое расстояние, тратить топливо, а в воздухе они смогут находиться не так долго.

Поэтому логичным выглядит решение оставить в Крыму для патрулирования машины, которые имеют меньшую ценность, пусть и менее эффективные. «Модернизация для бедных» Су-27СМ для этого вполне подходит: морально устаревшие машины не так жалко потерять в случае чего.

Наконец, вполне возможно, что сейчас российское командование сильно опасается ударов украинских беспилотников по своим авиабазам: недавние дерзкие атаки на аэродромы в Энгельсе и под Рязанью показали, что систем ПВО явно недостаточно для эффективной обороны. Патрулирование относительно старыми самолетами воздушного пространства с целью своевременного выявления и уничтожения дронов (если те появятся) как раз не требует уникальных летных характеристик.

Зато так же неумолимо тратит ресурс двигателей, как и любые другие полеты. Учитывая, что под крыльями у замеченных Су-27 исключительно ракеты «воздух-воздух», устаревающие самолеты могут быть использованы для борьбы с дронами как раз потому, что они не особо полезны для других целей.

Читайте также

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • Темы: Война в Украине, оружие

смертоносных пар российских штурмовиков Су-25 «улетели вглубь», чтобы нанести удар по сильно укрепленным позициям Украины, сообщает РУМО

28 ноября Минобороны России опубликовало видео, на котором пара штурмовиков Су-25 совершает маловысотный боевой вылет.

В сообщении, сопровождающем видео, говорится, что экипаж этих штурмовиков нанес ракетные удары по военным объектам и технике Вооруженных Сил Украины (ВСУ).

В рамках широко принятой в Воздушно-космических силах России (ВКС) тактики пуски ракет проводились попарно с малых высот. По данным Минобороны России, этими ракетными ударами успешно уничтожены замаскированные укрепленные полевые позиции и бронетехника ВСУ.

На видео ниже видно, как летчик-истребитель с фронта наносит множественные удары и умело маневрирует самолетом на малой высоте. Хотя Минобороны не уточнило, какие ракеты были выпущены по Украине, вооружение Су-25 исторически состояло из реактивных снарядов, кассетных бомб и неуправляемых 250- или 500-килограммовых бомб.

Десять подкрыльевых пилонов самолета, на которых могут размещаться различные системы вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», могут быть вооружены ракетами класса «воздух-земля» Х-23, Х-25МЛ и Х-29л, а также ракет класса «воздух-воздух» Р-3С и Р-60.

Кроме того, самолет может быть оснащен 240-мм управляемыми ракетами С-24, 330-мм управляемыми ракетами С-25, блоками Б-8М1 для 80-мм ракет С-8 и блоками УБ-32А для 57-мм ракет С-5.

После выполнения боевых вылетов Су-25 в паре инженерно-технический состав ВКС провел обслуживание самолета и подготовил авиационную технику ко второму боевому вылету. Минобороны России не уточнило регион, где проводились эти боевые вылеты.

27 ноября на камеру попала пара Су-25, совершающих маловысотные боевые вылеты в районе Бахмута и Донбасса, где вовсю идут бои. Су-25 «Грач», также известный как Frogfoot, — советский самолет непосредственной авиационной поддержки (CAS). Он предназначен для поражения небольших, стационарных и движущихся наземных целей.

Нелегкий путь для советского лягушонка

Су-25 широко использовался в продолжающемся конфликте обеими воюющими сторонами. Оба ВВС эксплуатируют свои самолеты Су-25 близко к земле, главным образом для того, чтобы не быть обнаруженными радиолокационными системами противника.

Однако несколько Су-25 были сбиты средствами ПВО из-за их близости к земле.

ТРД «Союз/Гаврилов Р-195» имели максимальную взлетную массу 17 600 кг и тягу 44,17 кН каждый. Су-25 развивает максимальную скорость 950 км/ч, боевой радиус 375 км и дальность полета 750 км. Самолет имеет практический потолок 7000 метров и может подниматься со скоростью 58 метров в секунду.

Однако больше всего в этой войне было сбито Су-25: в общей сложности было сбито более трех десятков самолетов. Согласно данным, опубликованным ранее в этом месяце военным блогом Oryx на основе визуальной проверки, было уничтожено 38 Су-25, 23 из которых принадлежали России и 15 Украине.

Сухой Су-25 — Википедия

Превзойденные по численности и численности украинские силы выполнили план воспрещения воздушного движения, развернув средства ПВО и ПВО, которые сдерживали российские истребители. Вооруженные «Джавелинами» и «Стингерами» ВСУ сбили несколько российских боевых самолетов, летевших на малых высотах.

Именно поэтому России пришлось прибегнуть к крылатым ракетам наземного базирования и беспилотникам-камикадзе для уничтожения целей на территории Украины. Несмотря на численное превосходство над ВВС Украины 10:1, Россия оказалась в шатком положении и теряла истребители с беспрецедентной скоростью.

ВВС Украины относительно уступают ВКС, и в них преобладают архаичные Су-24, Су-25, Су-27 и МиГ-29. Россия задействовала свой самолет МиГ-31 «Фоксхаунд», который летает на большой высоте и запускает ракеты большой дальности, чтобы сбивать украинские истребители.

Тем не менее, потери продолжают расти с обеих сторон, поскольку боевые действия не ослабевают. Однако одно можно сказать наверняка: реактивные истребители советской эпохи, действовавшие в разгар холодной войны, по-прежнему доминируют на поле боя в Европе.

  • Свяжитесь с автором на sakshi.tiwari9555 (at) gmail.com
  • Следите за новостями EurAsian Times в Google News

Российская армия уничтожила собственный современный истребитель в Украине

Дружественный огонь: Российская армия уничтожила собственный современный истребитель в Украине

ЕН

  • дополненная реальность
  • Великобритания

ЕН

  • дополненная реальность
  • Великобритания

Война на Украине

Согласно сообщению бывшего полковника ФСБ Игоря Гиркина в Twitter от 18 июля, российские силы ПВО по ошибке сбили российский истребитель Су-34М в воздушном пространстве Украины.

Стоимость этого новейшего и самого современного российского истребителя оценивается примерно в 50 миллионов долларов.

На обломках сбитого самолета виден регистрационный номер RF-95890. Понятно, что на Су-34 летают только российские войска.

Инцидент подтвердил спикер Одесской областной военной администрации Сергей Братчук. Он указал, что в небе над оккупированным Алчевском Луганской области был сбит российский истребитель. Скорее всего, российские военные случайно уничтожили его, когда пытались вывести из строя ракету, выпущенную украинской системой залпового огня HIMARS.

Благодаря военной поддержке западных союзников Украина смогла укрепить свою систему ПВО и успешно уничтожить российские линии снабжения с помощью беспилотников. Однако недавние сообщения свидетельствуют о том, что Украина теряет свое преимущество в некоторых регионах, поскольку Россия усилила свою противовоздушную оборону и использует более совершенные истребители.

По данным Business Insider, российские СМИ называют Су-34М истребителем-бомбардировщиком поколения 4++. Его конструкция основана на Су-27, который должен был конкурировать с американскими военными F-14 Tomcat и F-15 Eagle.

Су-34 впервые поднялся в воздух в 1990 году, но с тех пор его модифицировали. В настоящее время оснащенный российскими двигателями АЛ-31ФМ1, Су-34 может развивать тягу в 30 000 фунтов, что позволяет самолету развивать максимальную скорость 1,8 Маха. Его технические характеристики позволяют нести более 17 000 фунтов боеприпасов и 30-мм орудие.

Более того, обновленная версия Су-34М может похвастаться тремя разными датчиками, электронной ГСН, фотокамерой и РЛС с синтезированной апертурой, способной обнаруживать цели даже в плохую погоду.

Однако, несмотря на все свои современные возможности, Су-34М все же смог стать жертвой дружественного огня. По данным Forbes, это могло произойти из-за сбоя в системе идентификации «свой-чужой», которой обладают современные самолеты. Или это могло произойти из-за ошибки оператора.

На сегодняшний день, по официальной информации и подтвержденным фотосвидетельствам, Россия потеряла не менее 35 истребителей. В отчете Генштаба ВСУ сообщается, что в период с 24 февраля по 21 июля общие боевые потери противника составляют 221 самолет и 38 850 человек ликвидированных.

Анна Неплий

Анна выросла в Одессе, в 2019 году переехала в Киев, чтобы учиться на кафедре кино и телевизионных искусств в Институте журналистики КНУ им. Т. Шевченко. Увлекается актерским мастерством и имеет опыт выступлений на сцене театра. В журналистском векторе специализируется на написании аналитических статей. Электронная почта: [email protected]

СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ

Рекламный контент

Подробнее по этой теме

Будущая поддержка Вашингтона может зависеть от контрнаступления

Новости в понедельник предполагают, что за закрытыми дверями Белый дом считает, что, если контрнаступление Украины не принесет существенных результатов, то, возможно, пришло время настаивать на прекращении огня.