Субмарины за миллиарды: топ-5 стратегических атомных подлодок
- Бизнес
- Леонид Нерсисян Автор
Атомные подводные лодки четвертого, самого современного поколения сегодня есть только у России. Однако есть причина, по которой они пока не могут занять первое место в мировой пятерке лучших субмарин
Стратегические атомные подводные лодки являются одним из элементов триады ядерного сдерживания, в которую помимо них входят стратегическая авиация и межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования.
Подводные лодки типа Ohio
Стратегические атомные подлодки типа Ohio являются основой морского компонента ядерной триады США. Первая субмарина этого класса была принята на вооружение еще в 1981 году. С тех поры были построены 18 подлодок, однако первая серия из четырех субмарин была переделана в носители крылатых ракет «Томагавк».
Соответственно, на данный момент, США обладают 14 атомными подводными ракетоносцами стратегического назначения. Каждая Ohio несет до 24 БРПЛ Trident II. Эта твердотопливная ракета обладает уникальными характеристиками и самой высокой в мире надежностью – недавно прервалась рекордная серия из 157 успешных пусков (появилась информация о том, что в июне 2016 года пуск Trident II с британской подлодки Vangard оказался неудачным). Американская БРПЛ забрасывает массу до 2800 кг (14 легких боеголовок W-76 мощностью по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая) на дальность 7800 км при полной загрузке и до 12000 км с уменьшенным количеством боеголовок. Точность попадания боеголовок также лучше, чем у любого из конкурентов, – круговое вероятное отклонение (КВО) составляет около 90-120 метров. Такой точности достаточно для борьбы с высокозащищенными шахтными пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Сами подводные лодки типа Ohio также отличаются высокой надежность и безопасностью и имеют самую высокую в мире интенсивность боевого патрулирования (каждая подлодка находится в море в течение 60% времени своего существования).Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Российская атомная подлодка проекта 955 «Борей» на данный момент является самой современной субмариной в мире. Пока что это единственная стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения. Главное отличие таких субмарин – это заметно меньшая шумность, что усложняет ее обнаружение противником, и более простая эксплуатация. Свои проекты подлодок четвёртого поколения имеют США и Великобритания, но пока они находятся на стадии разработки. К примеру, первая подлодка американского проекта SSBN (X) по планам будет заложена в 2021 и принята на вооружение в 2030 году. Что же касается «Бореев», то три подлодки же уже приняты на вооружение ВМФ России, заложены еще 5 субмарин.
При своих характеристиках, превосходящих Ohio, стоимость первого «Борея» составила всего $713 млн (2010 год), против $1,5 млрд у Ohio (в ценах далекого 1980-го года). Стоимость же SSBN (X) оценивается минимум в $4 млрд.Может показаться, что мы ошиблись, поместив «Борей» на 2-е место, а не на 1-е. Сама подлодка действительно является на данный момент лучшей из существующих. Однако занять первое место ей мешают твердотопливные БРПЛ Р-30 «Булава», 16 из которых размещены на каждом «Борее». Мало того, что по своим характеристикам ракеты «Булава» заметно уступают Trident II (забрасываемый вес меньше в два раза), хотя разработаны они заметно позже, так они к тому же отличаются крайне низкой надежностью. Имеющихся результатов испытаний недостаточно, чтобы признать российскую БРПЛ в полной мере боеспособной. Из 26 пусков 9 оказались неудачными, что составляет 34,6%. Пока проблема надежности «Булавы» не будет решена, «Борей» никак не может претендовать на звание лучшей стратегической подводной лодки.
Подводные лодки типа Vanguard
Британские стратегические подводные лодки Vanguard начали поступать на вооружение Королевского военно-морского флота с 1993 года. Производство продолжалось до 1999 года, когда последняя, четвёртая, субмарина поступила в распоряжение военных. Vanguard можно назвать «двоюродным братом» американской подлодки типа Ohio, так как обе субмарины вооружены одними и теми же БРПЛ Trident II. Однако англичанин, в отличие от американца, несет только 16 ракет, а не 24. Технологии производства Vanguard также мало отличались от таковых у Ohio и были внедрены не без помощи компаний из США. В итоге Великобритания стала обладателем несколько упрощенной и урезанной версии Ohio, что нисколько не умаляет достаточно высоких характеристик подлодки и ее прекрасного вооружения.
Каждый Vanguard обошелся бюджету в 1,5 млрд фунтов стерлингов, что превышает стоимость любой из стоящих на вооружении американских или российских стратегических субмарин – этот фактор явно не самая сильная сторона британской субмарины.
Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»
Основной морского компонента сил ядерного сдерживания России остаются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Они являются ровесниками американских субмарин Ohio – первый «Дельфин» поступил на вооружение ВМФ СССР в 1984 году. С тех пор были построены еще 6 кораблей, один из которых впоследствии был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. По многим показателям, к примеру по шумности, «Дельфин» примерно аналогичен своему американскому конкуренту.
Однако российская подводная лодка несет меньше БРПЛ – 16 против 24 у американца. Впрочем, в условиях договора СНВ-3, ограничивающего количество ядерных боеголовок и их носителей, это уже не столь важно.Главным недостатком «Дельфина» являются жидкотопливные БРПЛ. Несмотря на то что по своей энергетике и забрасываемому весу последние модификации ракет Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер» даже немного превосходят американским БРПЛ Trident II, использование жидкого ракетного топлива заметно усложняет эксплуатацию подводной лодки, снижает ее безопасность и ухудшает шумность субмарины. Тем не менее стоит отметить, что подлодка К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» является единственной в мире стратегической субмариной, реально отстрелявшей в залповом режиме весь имеющийся запас БРПЛ. Это произошло в 1991 году в рамках учений «Бегемот-2».
Подводные лодки типа Triomphant
Французские подводные лодки типа Triomphant начали поступать на вооружение начиная с 1997 года. С тех пор были построены четыре субмарины этого класса. Сама подводная лодка, несмотря на то что появилась позже остальных конкурентов третьего поколения («Дельфин», Ohio, Vanguard), никакими преимуществами по сравнению с ними не обладает. Первые три подлодки Triomphant к тому же поступили на вооружение с откровенно слабой по характеристикам БРПЛ M-45, несущей шесть боеголовок на дальность 6000 км (тогда как конкуренты поражают цели на дистанциях более 10 000 км и несут более 10 боеголовок). Ситуацию несколько исправляют БРПЛ M-51, которые установили на последнюю выпущенную подлодку типа Triomphant — ее максимальная дальность пуска составляет 9000 км, что соответствует современным требованиям. Ведутся работы по замене БРПЛ на первых трех подлодках.
Что касается стоимости субмарин этого типа, то последняя подлодка серии обошлась в $3,1 млрд. Это является рекордной суммой, потраченной на производство стратегической атомной подводной лодки третьего поколения, что явно не входит в преимуществом для Triomphant. Учитывая не самые выразительные характеристики (притом что подлодки этого типа появились достаточно недавно), Triomphant оказывается на последнем месте нашего рейтинга. Однако даже такая подводная лодка способна защитить суверенитет Франции и отбить желание напасть на страну у любого гипотетического противника.
как подлодка «Кронштадт» усилит ВМФ России — РТ на русском
Короткая ссылка
Полина Духанова, Алёна Медведева
Подводная лодка «Кронштадт» проекта 677 успешно прошла второй этап заводских ходовых испытаний, сообщили в пресс-службе судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи». В ходе тестов в полигонах Финского залива осуществлялось погружение субмарины и проверка её систем. Теперь «Кронштадт» будут готовить к третьему этапу испытаний. Основными преимуществами субмарин проекта 677 эксперты называют их малошумность и способность выполнять широкий спектр задач. По мнению аналитиков, в перспективе такие лодки станут основой российского неатомного подводного флота.
Второй этап заводских ходовых испытаний подводной лодки проекта 677 «Кронштадт» успешно завершился в полигонах Финского залива. Об этом сообщили в пресс-службе судостроительного предприятия АО «Адмиралтейские верфи».
На этой стадии были «совершены погружения субмарины, проверены системы корабля».
Напомним, «Кронштадт» был заложен в июле 2005 года, однако впоследствии строительство было приостановлено и возобновилось только в 2013 году. Корабль был спущен на воду в сентябре 2018-го.
«Задержка в строительстве позволила учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», по всем показателям эта лодка превосходит своего предшественника — лодки 636-го проекта», — заявил тогда во время торжественной церемонии генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.
- Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург»
- РИА Новости
- © Алексей Даничев
«Подводные корабли проекта 677 относятся к четвёртому поколению неатомных подводных лодок и на сегодняшний день признаны самыми современными и перспективными отечественными неатомными подводными кораблями, как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим тактико-техническим характеристикам», — пояснили на «Адмиралтейских верфях».
Фокус на «Ладу»
Командование ВМФ сегодня уделяет большое внимание строительству неатомных подлодок — в приоритете проект 677 «Лада». Он был разработан в стенах Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», став развитием проекта 877 «Палтус».
В «Ладе» применяются новые решения в конструкции корпуса, особое покрытие и новейшая радиоэлектроника. Благодаря этому удалось реализовать изначальное требование к лодкам проекта — они обладают большей скрытностью и меньшей шумностью.
Как поясняют в «Адмиралтейских верфях», уровень шума удалось снизить благодаря применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установке виброактивного оборудования на виброизоляторы и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения.
Также по теме
Бесшумность и оснащение «Калибрами»: какими возможностями будут обладать новые подлодки Тихоокеанского флота
Одновременная закладка двух подлодок проекта 636. 3 «Варшавянка» на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге запланирована на 1…
«Военно-морской флот считает, что подводные лодки этого проекта станут основным (типом. — RT) для неатомного подводного флота России», — отмечал в 2017 году заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
Длина «Лады» — почти 67 м, ширина — 7 м, скорость подводного хода — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — более 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек.
«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — отмечается в материалах Минобороны РФ.
- Подводная лодка «Кронштадт» во время первого этапа заводских ходовых испытаний
- РИА Новости
- © Пресс-служба АО «Адмиралтейские верфи»
Эти подлодки предназначены для самостоятельных операций против субмарин, кораблей и наземных целей противника. Они также могут быть задействованы для противолодочной обороны в прибрежных районах и проливных зонах, а также для постановки минных заграждений.
«Подводные лодки данного проекта могут эксплуатироваться в любом районе Мирового океана (кроме районов со сплошным ледовым покрытием) в любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях», — уточняется на сайте «Адмиралтейских верфей».
«Дешевле и эффективнее»
Основными достоинствами субмарин проекта 677 эксперты называют их малошумность и компактность.
«Кронштадт» и ему подобные — однокорпусные подлодки. Соответственно, они меньшего водоизмещения, что при этом не сказывается на их возможностях по вооружению. Немаловажно, что удалось добиться снижения их шумности, что даёт им преимущество при выполнении боевых задач», — пояснил в беседе с RT капитан 1-го ранга в запасе, военный эксперт Василий Дандыкин.
По его словам, субмарины проекта «Лада» «превзошли предыдущие творения КБ «Рубин».
«Речь идёт об акустике, вооружении. Так, «Кронштадт» может не только торпедами стрелять, но и ракетами «Калибр» с торпедных аппаратов, то есть, по сути, является практически ракетной подводной лодкой», — сказал Дандыкин.
Также на russian.rt.com От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России
В свою очередь, военный эксперт Виктор Литовкин выделил многофункциональность «Кронштадта».
«Субмарина может решать множество задач: борьба с подводными лодками и надводными кораблями вероятного противника, борьба с наземными целями, обеспечение развёртывания стратегических атомных подводных лодок, а также многое другое», — рассказал он в интервью RT.
По мнению Василия Дандыкина, такие подлодки, как «Кронштадт», могут быть задействованы во внутренних морях, где нет атомных субмарин. По его словам, речь идёт о Северном и Балтийском флоте, а также в некоторой степени и о Тихоокеанском.
«Эти корабли могут прикрывать развёртывание атомного подводного ракетного флота и надводных кораблей. Они также могут стрелять и по берегу из подводного положения. Там, где раньше задачи приходилось решать атомным субмаринам, теперь нишу заполнят они. Они и дешевле, и даже в каких-то моментах эффективнее», — отмечает аналитик.
Он также подчеркнул, что проект 677 является исключительно российским продуктом.
«Раньше были трудности из-за обрыва цепочек производства после развала СССР. Но теперь это будет основная неатомная субмарина в российском флоте», — резюмировал Дандыкин.
Армия Безопасность В России ВМФ России Военная техника Военнослужащие Корабль Минобороны Море Оборона Оружие Предприятие Ракета Россия Северный флот Флот Эксперт
Россия представляет радикально новую ракетную подводную лодку-невидимку
Ядерное оружие — это высшая страховка России от вмешательства НАТО в Украине.
Поскольку подчеркивается их важность, была обнаружена новая амбициозная подводная лодка с баллистическими ракетами. Дизайн с намеками на новейшее западное мышление представляет собой следующее поколение после класса Borei.Х. И. Саттон 16 августа 2022 г.
Российское конструкторское бюро подводных лодок «Рубин» представило новейший проект подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) на выставке «Армия-2022». Новая лодка, названная «Арктур» (Арктур) в честь самой яркой звезды в северном небесном полушарии, представляет собой радикальный дизайн.
Наиболее поразительным в этом дизайне является то, что он имеет наклонный внешний корпус с наклонными сторонами и плавными линиями. У него есть скулы, идущие вдоль всего борта, напоминающие современные малозаметные самолеты.
Подводные лодки по своей природе незаметны. Однако дизайн Arcturus идет дальше, чем большинство других, добавляя наклонный внешний корпус. Это соответствует аналогичным идеям в других странах по отклонению входящего активного сонара. Это напоминает немецкий Type-212CD , который строится для Германии и Норвегии. И британская подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Дредноут» проекта .
Наклонный внешний корпус, предназначенный для защиты от активного гидролокатора, будет сопровождаться традиционным пассивным гидролокатором-невидимкой. Это включает в себя установку оборудования на плотах для изоляции источников шума. Также будут безэховые покрытия снаружи прочного корпуса. Российские безэховые покрытия сложны и широко используются на их подводных лодках.
Подлодка имеет 12 ракетных шахт. Их достаточно для баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые, по-видимому, являются основной задачей. А вот одна из труб выведена со спуско-подъемным механизмом среднего АНПА (автономного подводного аппарата). Это подразумевает возможность многозадачности.
12 труб меньше, чем у нынешних ПЛАРБ, но другие производители подводных лодок идут в том же направлении. По мере того, как ракеты становятся все более мощными, их количество, необходимое для обеспечения неприемлемых потерь противника, становится все меньше. Кроме того, ракеты невероятно дороги в производстве и обслуживании.
Подводный дрон-специалист: Surrogat-V
Новая особенность, отсутствующая в предыдущих проектах, заключается в том, что на борту находятся два (возможно, 3) специализированных AUV. На корме видны 3 больших свободнозатопляемых ангара для АНПА «Суррогат-В» (Суррогат-В). Эти сопутствующие AUV предназначены для работы вместе с подводной лодкой Arcturus.
Предыдущие конструкции AUV для Rubin, использующие имя Surrogat, были разработаны как приманки и учебные устройства. Утверждается, что они могут воспроизводить сигнатуры других подводных лодок.
Тем не менее, Surrogat-V, по-видимому, является противолодочным дроном. Он имеет относительно большую конформную гидролокационную решетку и водометный движитель, что предполагает высокую скорость под водой.
AUV Surrogat-V (Суррогат-В), через Michael Jerdev ( Twitter )Он также оснащен СОКС (Система Обнаружения Килватерново Следа), неакустической системой обнаружения подводных лодок. Он «нюхает» химические вещества и радиацию, оставленные подводной лодкой, чтобы выследить ее. Россия и Великобритания используют для этого аналогичные системы. Включение СОК подразумевает, что АНПА предназначен для борьбы с подводными лодками.
Еще одной новой моделью, представленной на выставке, стал дизайн Е-Амур (Е-Амур). Это очень маленькая подводная лодка без традиционных парусов и крестообразных рулей. Фланговые гидроакустические решетки привиты к внешней стороне, что подразумевает однокорпусную конструкцию, аналогичную существующим проектам класса «Лада/Амур». Несут четыре торпедных аппарата.
Перспективы подводной лодки «Арктур»
«Рубин» имеет давнюю традицию строительства впечатляющих подводных лодок. Они спроектировали «Тайфун» класса , до сих пор являющуюся самой большой подводной лодкой из когда-либо построенных. И класс «Борей», который заменяет все старые подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), тоже. Поэтому неудивительно, что их концепции дизайна амбициозны и представляют собой передовое мышление.
Но шансы на постройку Арктура невелики. Дизайн представляет собой предложение компании, а не санкционированный проект, иначе он имел бы номер проекта. И нынешняя экономическая ситуация в России, и значительные задержки в нынешнем строительстве подводных лодок не сулят ей ничего хорошего.
Но дизайн интересен сам по себе. И это показывает направление мышления российских конструкторов подводных лодок. Там могут быть намеки на будущие проекты, которые действительно могут попасть в воду. Российские конструкторы подводных лодок сделают все возможное, чтобы не отставать от Запада, если не в стали, то на бумаге.
Северный флот России получает новый класс подводных лодок, который беспокоит ВМС США
- В мае ВМФ России наконец-то принял на вооружение новую и полностью современную ракетную подводную лодку «Казань».
- Казань — это кульминация более чем десятилетних усилий, и это заметное улучшение по сравнению с его предшественником, который уже вызывал беспокойство у командующих НАТО.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
7 мая ВМФ России наконец-то сдал в эксплуатацию первую атомную подводную лодку с управляемыми ракетами (ПЛАРК) проекта «Ясень-М» «Казань».
«Казань» — головная лодка подкласса, происходящего от класса «Ясень», первая из которых, «Северодвинск», введена в строй в 2013 году.
«Казань» является кульминацией более чем десятилетних усилий по созданию новой и совершенно современной ПЛАРК, и это заметное улучшение почти во всех отношениях по сравнению с его предшественником, который уже вызывал беспокойство у американского командования и их союзников по НАТО.
Северодвинск и Казань представляют новую главу российских подводных сил, которые долгое время считались самой важной частью российского флота.
Класс Ясен
Российская подводная лодка К-560 Северодвинск. Минобороны РоссииУ корабля класса «Ясен-М» интересная история. Хотя считается, что это самая передовая и дорогая подводная лодка из когда-либо существовавших в России, первоначальный проект «Ясеня» относится к последним дням холодной войны.
С самого начала программу Yasen преследовали задержки и неудачи. За распадом СССР последовало масштабное сокращение бюджета ВМФ России и разрушение критической судостроительной инфраструктуры и опыта.
Северодвинск заложен в 1993 г., но введен в эксплуатацию только в 2013 г. Строительство Казани началось только в 2009 г..
При длине 456 футов «Северодвинск» имеет 10 торпедных аппаратов, расположенных рядом с центральным постом вместо носовой (впервые для российских подводных лодок) и восемь вертикальных пусковых аппаратов, каждый из которых способен нести несколько ракет.
Экипаж К-560 «Северодвинск» во время базовой тренировки в ЗАО Заозерск в Мурманске, 14 марта 2018 г. Лев Федосеев\ТАСС via Getty Images 900. 04 Северодвинск также вооружен либо 32 ракетами П-800 «Оникс», либо 40 ракетами 3М-14 «Калибр», либо их комбинацией. Обе ракеты имеют варианты, которые можно использовать для поражения наземных целей или боевых кораблей противника.«Калибр», принятый на вооружение в 2015 году, представляет особую угрозу, так как его дальность более 1500 миль впервые дает ВМФ России возможность выполнять дальние ударные задачи с использованием обычных вооружений.
«Северодвинск» также имеет гораздо более совершенную технологию подавления шума, чем его предшественники, и уже доказал свою способность избегать обнаружения.
В 2019 году представители Пентагона сообщили «60 Minutes», что субмарина вышла в Атлантику в 2018 году и «в течение нескольких недель» уклонялась от всех попыток найти ее.
Ясень-М
Казань прибывает на базу в Североморск, 1 июня 2021 года. Лев Федосеев\ТАСС via Getty ImagesПоскольку на разработку Казани ушло гораздо больше времени, она могла быть загружена передовыми технологиями, разработанными за последние несколько лет. Его общий дизайн также был усовершенствован, что поместило его в отдельный подкласс.
«У вас действительно принципиально новая подводная лодка во многих отношениях», — сказал Insider Джеффри Эдмондс, научный сотрудник Центра военно-морского анализа.
Несмотря на то, что он немного меньше, чем «Северодвинск», класс «Ясень-М» оснащен новыми системами управления, новой технологией подавления шума, новыми комплектами датчиков, новыми системами спасения персонала, новыми системами защиты от повреждений и даже модернизированным ядерным реактором, предназначенным для меньше шума.
Хотя «Ясень-М» имеет только восемь торпедных аппаратов по сравнению с 10 у «Северодвинска», он может нести такое же количество и тип ракет.
Также сообщается, что Казань будет вооружена российской гиперзвуковой ракетой «Циркон», которая, как сообщается, способна развивать скорость от 6 до 8 Маха. Ожидается, что заключительные испытания «Циркона» начнутся в июне.
На первый взгляд, «Ясени» могут показаться менее опасными, чем российские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, особенно нового класса «Борей».
Но эти катера с баллистическими ракетами более предсказуемы; на них распространяются такие соглашения, как новый договор о СНВ, и их ядерные арсеналы, скорее всего, будут использоваться только в самых наихудших сценариях.
Ясены, с другой стороны, вооружены передовым обычным вооружением, способным поражать цели в глубине суши. В сочетании с их скрытностью и способностью находиться почти в любом месте в любом океане, угрозу Ясен трудно недооценить.
«Северодвинск [предназначен] для дальнего патрулирования в океане», — сказал Эдмондс. «В военное время нас бы беспокоили подводные лодки «Северодвинск», находящиеся у восточного или тихоокеанского побережья».
‘Больше не убежище’
Казань прибывает в свою постоянную дислокацию в Североморск, 1 июня 2021 года. Лев Федосеев\ТАСС via Getty Images 900:04 ВМС США неоднократно били тревогу в связи с усилением возможностей и деятельности ВМФ России.Вице-адмирал Эндрю Льюис, командующий 2-м флотом, в прошлом году предупредил, что «наши корабли больше не могут рассчитывать на то, чтобы действовать в безопасной гавани на восточном побережье или просто беспрепятственно пересекать Атлантику».
Вице-адмирал Дэрил Л. Кодл, командующий Военно-морскими подводными силами, повторил эти опасения в сентябре, заявив, что «теперь хорошо известно, что наша родина больше не является убежищем, поэтому мы должны быть готовы вести здесь высоко- прекратить боевые действия в местных водах».
Эти опасения в основном связаны с улучшением российского подводного флота, особенно Северодвинска и Казани.
После того, как «Казань» завершена и введена в эксплуатацию, а проект «Ясень-М» завершен, предполагается, что на постройку однотипных лодок «Казани» уйдет меньше времени.
Второй Ясень-М, Новосибирск, спущен на воду в декабре 2019 года и должен быть передан ВМФ до конца этого года. Третий катер, «Красноярск», будет спущен на воду в августе и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в конце 2022 года9.0007 Эсминец ВМС США в перископ подводной лодки класса «Лос-Анджелес» USS San Juan во время учений, 12 сентября 2020 года.