Не туда сел: как советский истребитель сбежал с аэродрома НАТО

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

13.02.2020 09:46

Поделиться

Антон Валагин

53 года назад история боевой авиации Советского Союза пополнилась курьезом — истребитель МиГ-21 новейшей модификации приземлился в аэропорту Тегель в Западном Берлине. Летчик перепутал аэродромы. Увидев солдат НАТО, пилот осознал свою ошибку, развернулся на рулежке — ВПП уже перекрыли, — и улетел к своим.

FaceMePLS/Wikimedia.org

13 февраля 1967 года — памятная дата в хрониках Группы советских войск в Германии. В этот день случилось ЧП, последствия которого могли быть весьма серьезными. На аэродроме Тегель во французской зоне оккупации Западного Берлина приземлился секретнейший на тот момент советский истребитель. Самолет был новенький — прямо с подмосковного завода «Знамя Труда». Пилотировал его капитан Федор Зиновьев.

ГДР была западным форпостом Восточного блока. Здесь размещалась мощная группировка советских войск, ГСВГ, руководство СССР щедро снабжало армию Восточной Германии новейшей техникой — в том числе самолетами. Немецкие истребители вместе с советскими летчиками дежурили на границе, отгоняя от нее самолеты НАТО.

В начале 1967 года на заводе КБ Микояна в Луховицах, где годом раньше запустили сборку МиГ-21 на экспорт, была готова к отправке в ГДР четверка новеньких истребителей последней модификации, МиГ-21ПФМ. На самолете установили новое катапультное кресло, усовершенствовали прицел и систему управления оружием, истребитель получил возможность применять ракеты с радиолокационным наведением. Наконец, МиГу вернули пушку — несколькими годами раньше ее почему-то объявили устаревшим оружием, не нужным для воздушного боя. Убедившись, что это не так, конструкторы предусмотрели возможность подвески под фюзеляж контейнера с 23-миллиметровой пушкой и боекомплектом. В общем, самолет получился серьезный.

Перегнать истребители в ГДР поручили летчикам из 16-й гвардейской истребительной авиадивизии, входившей в состав ГСВГ. Командиром звена назначили капитана Зиновьева. Из Луховиц до Минска долетели без приключений, там приземлились, заправились и заночевали. На следующее утро полетели дальше. Почему-то четверку истребителей направили не на аэродром Темплин под Бранденбургом, как обычно, а на Коттбус, находившийся намного южнее и Зиновьеву незнакомый.

Ошибившись с курсом, МиГи оказались рядом с Берлином — как вскоре выяснилось, Западным. Увидев под собой аэродром, капитан Зиновьев попытался выйти на связь с диспетчером, но тот не отвечал. Летчик решил, что отказала радиостанция и пошел на посадку. Звено он на всякий случай распустил — его ведомые, почуяв неладное, добрались да Коттбуса самостоятельно. А головной МиГ-21 с красными звездами на крыльях совершил мягкую посадку в аэропорту Тегель, находившемся во французской зоне Западного Берлина и отданном авиации НАТО. Приземлившись, капитан Зиновьев понял, что прилетел не туда: на стоянках стояли самолеты чужих типов с опознавательными знаками ВВС Франции и США. МиГ сбросил тормозной парашют и стал разворачиваться, чтобы взлететь по той же полосе, на которую приземлился. Но ВПП уже перегородили джипами и пожарными машинами — на аэродроме не верили своей удаче.

Делать было нечего: истребитель вновь развернулся, включил форсаж и, разогнавшись по узкой и короткой рулежной дорожке, свечой ушел в небо. Помимо прочих достоинств, модификация МиГ-21ПФМ предназначалась для работы с грунтовых аэродромов. Благодаря системе обдува закрылков взлетно-посадочные характеристики истребителя были значительно улучшены.

Вскоре капитан Зиновьев приземлился в Коттбусе. Рассказывают, что командир дивизии сказал ему: «Что сел в Тегеле — дурак, а что удрал — молодец», — и распорядился не наказывать летчика. Возможно, сыграло роль и то, что тремя годами ранее Зиновьев на МиГ-19 сбил в районе Магдебурга американский самолет-разведчик Douglas RB-66.

Поделиться

#истребители

#Германия

#НАТО

Охотники на стервятников: лучшие истребители СССР и России

https://ria. ru/20200125/1563794216.html

Охотники на стервятников: лучшие истребители СССР и России

Охотники на стервятников: лучшие истребители СССР и России — РИА Новости, 03.03.2020

Охотники на стервятников: лучшие истребители СССР и России

Скорость, маневренность и внезапность атаки — вот уже более века истребители остаются на поле боя важными игроками, способными повлиять на исход целой войсковой РИА Новости, 03.03.2020

2020-01-25T08:00

2020-01-25T08:00

2020-03-03T19:11

безопасность

окб сухого

су-27

миг-25

воздушно-космические силы россии

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155247/37/1552473726_0:107:1200:782_1920x0_80_0_0_1438edb9d302b6d954ecb7d1c094c6d3.jpg

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Николай Протопопов. Скорость, маневренность и внезапность атаки — вот уже более века истребители остаются на поле боя важными игроками, способными повлиять на исход целой войсковой операции. Первый серийный отечественный истребитель С-16 конструктора Сикорского построили 25 января 1915-го. Он предназначался для сопровождения и обороны бомбардировщиков “Илья Муромец”. Сегодня функции машин такого класса заметно расширились — они не только завоевывают господство в воздухе, но и эффективно работают «по земле». О советских и российских королях воздушного боя — в материале РИА Новости.Легендарные фронтовикиЗвездный час советских истребителей пришелся на годы Великой Отечественной. Поршневой Ла-7 впервые поднялся в небо в январе 1944-го, однако менее чем за год успел завоевать звание одного из лучших истребителей Второй мировой. Характерная отличительная особенность Ла-7 — воздушное охлаждение двигателя, значительно повысившее надежность и живучесть машины. В отличие от своих собратьев с масляным охлаждением, новый самолет не вспыхивал факелом от малейшего повреждения в бою моторного отсека. Конструкторы значительно улучшили аэродинамику, а за счет использования металлических лонжеронов крыла снизили общий вес. По сравнению с предшественником — Ла-5ФН — истребитель Ла-7 получился скоростным, имел преимущества по скороподъемности и практическому потолку. На высоте он разгонялся до 680 километров в час, у земли — до 600. Обладал не только высокой маневренностью, но и отличным вооружением в виде трех 20-миллиметровых пушек, нес почти двести килограммов бомб. Новая машина сразу полюбилась советским асам — известный летчик Иван Кожедуб сбил на Ла-7 семнадцать немецких самолетов, в том числе турбореактивный «Мессершмитт-262».Другой превосходный советский истребитель, по мнению военных экспертов, — заслуженный «фронтовик» Як-3. Он стал одним из самых массовых самолетов времен Великой Отечественной — с 1944-го с конвейера сошли около пяти тысяч машин.Конструкторы постарались максимально облегчить самолет — лонжероны крыла изготавливались уже не из дерева, как раньше, а из легкого дюралюминия, при этом площадь и размах консолей значительно уменьшили. Як-3 весил всего чуть более 2,5 тонны. За счет этого он получился простым в управлении и обладал отличными скоростными характеристиками. Легкие «Яки» часто выигрывали воздушные бои у более тяжелых немецких машин — высокая маневренность позволяла советским асам быстро заходить в хвост противнику и сбивать огнем бортового вооружения.Герой Корейской войныС началом реактивной эры ВВС СССР получили на вооружение легкий истребитель МиГ-15. Самолет имел цельнометаллический корпус с герметичной кабиной, однолонжеронное крыло и полностью убираемое шасси. Турбореактивный двигатель разгонял истребитель до максимальной скорости почти в 1100 километров в час. Из оружия МиГ-15 нес на борту одну 37-миллиметровую и две 23-миллиметровых пушки, под крыльями можно было подвесить две авиабомбы или дополнительные топливные баки. Боевое крещение новый МиГ получил в Корейской войне, где главным соперником для него выступил американский F-86 Sabre. За несколько лет активных боевых действий советские летчики сбили в два раза больше «американцев» — 650 F-86 против 340 потерянных МиГ-15. Кроме того, под огонь советских пулеметов попали несколько десятков воздушных крепостей B-29. МиГ-15 стал самым массовым советским истребителем — за годы производства было построено более 11 тысяч машин, еще несколько тысяч собрали по лицензии в Чехословакии и Польше. Они поставлялись во все страны Варшавского договора, КНДР, Китай, на Ближний Восток. Всего же МиГ-15 стояли на вооружении почти сорока стран. Тяжелый МиГВ 1950-х годах авиаконструкторы начали работать над созданием тяжелых истребителей–перехватчиков, чтобы противостоять американским сверхзвуковым бомбардировщикам. Военным срочно понадобился носитель управляемого ракетного вооружения, который мог бы обнаруживать на больших расстояниях и догонять сверхзвуковые B-58, XB-70 Valkyrie и разведчики SR-71 Blackbird на скоростях до трех Махов. Эту работу поручили ОКБ Микояна. Новый самолет получил заводское наименование Е-155, а когда вышел в серию — МиГ-25П. Разработчикам потребовалось создать высокопрочные материалы для фюзеляжа, выдерживающие огромный термодинамический нагрев при сверхзвуковом полете. В итоге корпус выполнили из высоколегированной стали, жаропрочных алюминиевых и титановых сплавов. Взлетная масса МиГ-25 превысила 35 тонн, поэтому для достижения необходимых скоростных характеристик потребовались и соответствующие двигатели. «Миги» в итоге оснастили двумя турбореактивными Р15Б-300 с тягой более 11 тысяч кгс.МиГ-25 имел выдающиеся летные характеристики и кардинально отличался от других типов истребителей. Например, на этом самолете установлен мировой рекорд высоты полета — почти 30 тысяч метров с грузом массой две тонны. МиГ-25 стал первым в мире серийным истребителем, способным лететь продолжительное время на скорости около трех тысяч километров в час. В начале 1970-х, несмотря на несколько катастроф при испытаниях, самолет приняли на вооружение. Он прослужил в российской армии до середины 1990-х, поставлялся в Ирак, Сирию, Ливию и Египет. «Миги» принимали участие в нескольких крупных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. «Сухое» семействоК созданию многофункционального истребителя четвертого поколения советские конструкторы подошли в начале 1970-х. К тому времени в США уже разработали такой самолет под индексом F-15. Отечественным КБ, в свою очередь, пришлось на него во многом ориентироваться. Характерная особенность боевых машин четвертого поколения заключается в том, что они предназначены не только для воздушных боев, но и для уничтожения наземных и морских целей. Основное вооружение — дальнобойные ракеты и авиабомбы. Решаемые задачи — поиск и перехват воздушных целей, разведка, прикрытие основных войск, сопровождение бомбардировщиков. При этом истребитель должен иметь большую дальность полета, оставаться маневренным и скоростным. Разработкой такой авиационной системы занялись специалисты ОКБ Сухого. Проект нового тяжелого фронтового истребителя утвердили в 1976-м. Он получил наименование Су-27.Сильная сторона Су-27 в том, что он одинаково эффективен как в ближнем бою, так и на дальних дистанциях. Специально для «двадцать седьмых» разработали турбореактивные двигатели АЛ-31Ф с огромным потенциалом для модернизации. В частности, их модификации до сих пор используются на Су-33, Су-30, Су-34 и Су-35. Су-27 остается рекордсменом сразу по нескольким критериям. Так, «сушка» установила рекорд по скороподъемности, поднявшись на высоту три километра всего за 25 секунд, а в 1989-м впервые исполнила новую фигуру высшего пилотажа — «кобра Пугачева» или, как ее называют летчики, динамическое торможение.

https://ria.ru/20190208/1550534526.html

https://ria.ru/20200117/1563447489.html

https://ria.ru/20200102/1562780126.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155247/37/1552473726_80:0:1147:800_1920x0_80_0_0_b9388ca5db3927a38f61ab6c02178712.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, окб сухого, су-27, миг-25, воздушно-космические силы россии, россия

Безопасность, ОКБ Сухого, Су-27, МиГ-25, Воздушно-космические силы России, Россия

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Николай Протопопов. Скорость, маневренность и внезапность атаки — вот уже более века истребители остаются на поле боя важными игроками, способными повлиять на исход целой войсковой операции. Первый серийный отечественный истребитель С-16 конструктора Сикорского построили 25 января 1915-го. Он предназначался для сопровождения и обороны бомбардировщиков “Илья Муромец”. Сегодня функции машин такого класса заметно расширились — они не только завоевывают господство в воздухе, но и эффективно работают «по земле». О советских и российских королях воздушного боя — в материале РИА Новости.

Легендарные фронтовики

Звездный час советских истребителей пришелся на годы Великой Отечественной. Поршневой Ла-7 впервые поднялся в небо в январе 1944-го, однако менее чем за год успел завоевать звание одного из лучших истребителей Второй мировой.

Характерная отличительная особенность Ла-7 — воздушное охлаждение двигателя, значительно повысившее надежность и живучесть машины. В отличие от своих собратьев с масляным охлаждением, новый самолет не вспыхивал факелом от малейшего повреждения в бою моторного отсека. Конструкторы значительно улучшили аэродинамику, а за счет использования металлических лонжеронов крыла снизили общий вес.

Пикирующая смерть. Как летчик Василий Раков потопил немецкий крейсер

8 февраля 2019, 08:00

По сравнению с предшественником — Ла-5ФН — истребитель Ла-7 получился скоростным, имел преимущества по скороподъемности и практическому потолку. На высоте он разгонялся до 680 километров в час, у земли — до 600. Обладал не только высокой маневренностью, но и отличным вооружением в виде трех 20-миллиметровых пушек, нес почти двести килограммов бомб.

Новая машина сразу полюбилась советским асам — известный летчик Иван Кожедуб сбил на Ла-7 семнадцать немецких самолетов, в том числе турбореактивный «Мессершмитт-262».

Другой превосходный советский истребитель, по мнению военных экспертов, — заслуженный «фронтовик» Як-3. Он стал одним из самых массовых самолетов времен Великой Отечественной — с 1944-го с конвейера сошли около пяти тысяч машин.

© РИА Новости / Игорь Михалев | Перейти в медиабанкИстребитель ЛА-7. На этой машине трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб завершил войну и сбил 17 фашистских самолетов, о чем свидетельствуют звездочки на фюзеляже

Истребитель ЛА-7. На этой машине трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб завершил войну и сбил 17 фашистских самолетов, о чем свидетельствуют звездочки на фюзеляже

Конструкторы постарались максимально облегчить самолет — лонжероны крыла изготавливались уже не из дерева, как раньше, а из легкого дюралюминия, при этом площадь и размах консолей значительно уменьшили. Як-3 весил всего чуть более 2,5 тонны. За счет этого он получился простым в управлении и обладал отличными скоростными характеристиками.

Легкие «Яки» часто выигрывали воздушные бои у более тяжелых немецких машин — высокая маневренность позволяла советским асам быстро заходить в хвост противнику и сбивать огнем бортового вооружения.

Истребитель «ЯК-3»

Герой Корейской войны

С началом реактивной эры ВВС СССР получили на вооружение легкий истребитель МиГ-15. Самолет имел цельнометаллический корпус с герметичной кабиной, однолонжеронное крыло и полностью убираемое шасси. Турбореактивный двигатель разгонял истребитель до максимальной скорости почти в 1100 километров в час.

Из оружия МиГ-15 нес на борту одну 37-миллиметровую и две 23-миллиметровых пушки, под крыльями можно было подвесить две авиабомбы или дополнительные топливные баки. Боевое крещение новый МиГ получил в Корейской войне, где главным соперником для него выступил американский F-86 Sabre. За несколько лет активных боевых действий советские летчики сбили в два раза больше «американцев» — 650 F-86 против 340 потерянных МиГ-15. Кроме того, под огонь советских пулеметов попали несколько десятков воздушных крепостей B-29.

© AP PhotoАмериканские истребители F-86 «Сейбр» в небе Северной Кореи, 1952 год

© AP Photo

Американские истребители F-86 «Сейбр» в небе Северной Кореи, 1952 год

МиГ-15 стал самым массовым советским истребителем — за годы производства было построено более 11 тысяч машин, еще несколько тысяч собрали по лицензии в Чехословакии и Польше. Они поставлялись во все страны Варшавского договора, КНДР, Китай, на Ближний Восток. Всего же МиГ-15 стояли на вооружении почти сорока стран.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкСоветский истребитель МиГ-15 на церемонии открытия «Армейских международных игр — 2016»

Советский истребитель МиГ-15 на церемонии открытия «Армейских международных игр — 2016»

Тяжелый МиГ

В 1950-х годах авиаконструкторы начали работать над созданием тяжелых истребителей–перехватчиков, чтобы противостоять американским сверхзвуковым бомбардировщикам.

Военным срочно понадобился носитель управляемого ракетного вооружения, который мог бы обнаруживать на больших расстояниях и догонять сверхзвуковые B-58, XB-70 Valkyrie и разведчики SR-71 Blackbird на скоростях до трех Махов.

© AP Photo / Itsuo InouyeАмериканский самолет-шпион SR-71 Blackbird

© AP Photo / Itsuo Inouye

Американский самолет-шпион SR-71 Blackbird

Эту работу поручили ОКБ Микояна. Новый самолет получил заводское наименование Е-155, а когда вышел в серию — МиГ-25П. Разработчикам потребовалось создать высокопрочные материалы для фюзеляжа, выдерживающие огромный термодинамический нагрев при сверхзвуковом полете. В итоге корпус выполнили из высоколегированной стали, жаропрочных алюминиевых и титановых сплавов.

Взлетная масса МиГ-25 превысила 35 тонн, поэтому для достижения необходимых скоростных характеристик потребовались и соответствующие двигатели. «Миги» в итоге оснастили двумя турбореактивными Р15Б-300 с тягой более 11 тысяч кгс.

Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24

17 января 2020, 08:00

МиГ-25 имел выдающиеся летные характеристики и кардинально отличался от других типов истребителей. Например, на этом самолете установлен мировой рекорд высоты полета — почти 30 тысяч метров с грузом массой две тонны. МиГ-25 стал первым в мире серийным истребителем, способным лететь продолжительное время на скорости около трех тысяч километров в час.

В начале 1970-х, несмотря на несколько катастроф при испытаниях, самолет приняли на вооружение. Он прослужил в российской армии до середины 1990-х, поставлялся в Ирак, Сирию, Ливию и Египет. «Миги» принимали участие в нескольких крупных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.

Истребитель МиГ-25 РБ

«Сухое» семейство

К созданию многофункционального истребителя четвертого поколения советские конструкторы подошли в начале 1970-х. К тому времени в США уже разработали такой самолет под индексом F-15. Отечественным КБ, в свою очередь, пришлось на него во многом ориентироваться.

Характерная особенность боевых машин четвертого поколения заключается в том, что они предназначены не только для воздушных боев, но и для уничтожения наземных и морских целей. Основное вооружение — дальнобойные ракеты и авиабомбы. Решаемые задачи — поиск и перехват воздушных целей, разведка, прикрытие основных войск, сопровождение бомбардировщиков. При этом истребитель должен иметь большую дальность полета, оставаться маневренным и скоростным.

Войсковые обновки. Чем усилят российскую армию в 2020-м

2 января 2020, 08:00

Разработкой такой авиационной системы занялись специалисты ОКБ Сухого. Проект нового тяжелого фронтового истребителя утвердили в 1976-м. Он получил наименование Су-27.

Сильная сторона Су-27 в том, что он одинаково эффективен как в ближнем бою, так и на дальних дистанциях. Специально для «двадцать седьмых» разработали турбореактивные двигатели АЛ-31Ф с огромным потенциалом для модернизации. В частности, их модификации до сих пор используются на Су-33, Су-30, Су-34 и Су-35.

Су-27 остается рекордсменом сразу по нескольким критериям. Так, «сушка» установила рекорд по скороподъемности, поднявшись на высоту три километра всего за 25 секунд, а в 1989-м впервые исполнила новую фигуру высшего пилотажа — «кобра Пугачева» или, как ее называют летчики, динамическое торможение.

© РИА Новости / Пресс-служба президента Украины | Перейти в медиабанкИстребители Су-27 ВВС Украины во время многонациональных учений «Чистое небо — 2018» в Хмельницкой области. 11 октября 2018

Истребители Су-27 ВВС Украины во время многонациональных учений «Чистое небо — 2018» в Хмельницкой области. 11 октября 2018

Опасения по поводу просчета растут после столкновения российского истребителя с американским беспилотником над Черным морем | Военные США

Российский истребитель столкнулся с американским беспилотником Reaper, отбросив его в Черное море, что американские силы назвали «небезопасным и непрофессиональным» перехватом.

В заявлении Европейского командования США говорится, что столкновение произошло сразу после 7 утра во вторник, когда два российских истребителя Су-27 подлетели к беспилотнику MQ-9 Reaper над международными водами к западу от Крыма. В заявлении говорится, что российские пилоты пытались сорвать американский самолет перед столкновением.

«Несколько раз перед столкновением Су-27 сбрасывали топливо и пролетали перед MQ-9 в безрассудной, экологически небезопасной и непрофессиональной манере», — говорится в заявлении США. «Этот инцидент демонстрирует отсутствие компетентности в дополнение к тому, что он небезопасен и непрофессионален».

Затем один из российских истребителей ударил по пропеллеру беспилотника, «из-за чего силам США пришлось сбить MQ-9 в международных водах».

.

Представитель Пентагона, бригадный генерал Патрик Райдер, заявил, что российские самолеты находились в непосредственной близости от беспилотника около получаса, и что ударивший его Су-27, вероятно, был поврежден.

— По сути, он столкнулся с MQ-9, — сказал Райдер. Предполагается, что российский Су-27 приземлился на авиабазе в оккупированном Крыму.

Минобороны России опровергло факт столкновения и предположило, что беспилотник был сбит из-за неправильного обращения пилота.

Сбитый беспилотник стоимостью 32 миллиона долларов вызвал гонку по поиску обломков, поскольку он содержит некоторые из самых передовых технологий США и станет неожиданной находкой для разведки России, если она доберется до самолета первой.

Графика

«Насколько мне известно, на данный момент русские не вернули этот самолет», — сказал генерал Райдер во вторник днем.

Заявление европейского командования предупредило: «Эти агрессивные действия российского экипажа опасны и могут привести к просчету и непреднамеренной эскалации».

«Наш самолет MQ-9 выполнял обычные операции в международном воздушном пространстве, когда он был перехвачен и сбит российским самолетом, что привело к крушению и полной потере MQ-9», — заявил командующий ВВС США генерал Джеймс Хекер. Европе и Африке, сказал. «На самом деле, это небезопасное и непрофессиональное действие русских едва не привело к падению обоих самолетов».

В заявлении Минобороны России говорится, что его истребители «не применяли бортовое вооружение и не вступали в контакт» с американским беспилотником.

В министерстве сообщили, что истребители его войск ПВО были подняты по тревоге для идентификации беспилотника, который, по утверждениям министерства, направлялся «в направлении государственной границы Российской Федерации».

«В результате резкого маневрирования около 9. 30 (мск) беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью», — говорится в сообщении ведомства. благополучно добраться до своей базы.

Это первое столкновение между самолетами России и НАТО после полномасштабного вторжения России чуть более года назад, но оно высветило опасность столкновения, ведущего к эскалации из-за ошибки или просчета, поскольку силы России и НАТО выставляют все больше военных оборудование по Украине – риски усугубляются безрассудным поведением.

«Меня больше всего беспокоит и там, и на Тихом океане, что агрессивный российский или китайский пилот или капитан судна подходят слишком близко, не понимают, где находятся, и вызывают столкновение», — заявил глава морской пехоты США. — сказал генерал Дэвид Бергер.

В заявлении европейского командования говорится, что инцидент был частью «схемы опасных действий российских пилотов при взаимодействии с самолетами США и союзников в международном воздушном пространстве, в том числе над Черным морем».

Во вторник в Белом доме официальный представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби сказал: «Конечно, за последние недели это не первый случай прослушивания».

Но Кирби добавил: «Это первый случай, когда перехват привел к «расплескиванию» одного из наших дронов».

Он сказал, что Джо Байден был проинформирован об инциденте, а официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил, что США вызвали посла России Анатолия Антонова, чтобы «передать наши решительные возражения».

Он подчеркнул, что американский беспилотник действовал над международными водами, и что столкновение не помешает американским силам патрулировать Черное море.

«США будут продолжать действовать в международном воздушном пространстве над международными водами», — сказал Кирби. «Черное море никому не принадлежит».

Позже Антонов заявил, что Москва рассматривает инцидент как «провокацию», но сказал, что Москва не хочет конфронтации с США.

Выступая во время визита в Японию, министр обороны Великобритании Бен Уоллес призвал Москву уважать международное воздушное пространство.

Дара Массикот, старший научный сотрудник Rand Corporation, сказала, что этот инцидент был лишь последним в длинной череде эпизодов за многие годы того, что она назвала «принудительной сигнализацией» со стороны российских сил. Это был первый раз, когда она узнала о том, что российский самолет сливает топливо на самолет НАТО, но она сказала, что это «согласуется с более широкой схемой эскалации сигналов перед тем, как подойти слишком близко к платформе».

«В данном случае пилот Су-27, как говорят, ударил по винту, повредив MQ-9 — вероятно, проход, призванный заставить его изменить курс — который подошел слишком близко», — написал Массикот в Twitter.

Мэри Эллен О’Коннелл, профессор юридической школы Нотр-Дам и эксперт по международному праву и применению силы, отметила, что, сливая топливо и сбивая беспилотник, российский пилот «еще больше загрязняет хрупкое Черное море», но она отметил, что США не назвали перехват «незаконным».

«По всей вероятности, Жнец вел наблюдение за Украиной. По законам вооруженного конфликта Россия может сорвать такую ​​помощь», — сказал О’Коннелл.

Инновационный советский ас-истребитель — Warfare History Network

Кристофер Дж. Хлон

Согласно современным советским источникам новостей, ас-истребитель Александр Покрышкин был самым известным пилотом Красных ВВС во время Второй мировой войны. Он был первым военнослужащим советских вооруженных сил, трижды удостоенным звания Героя Советского Союза.

Этот герой раскритиковал тактику воздушных боев Красных ВВС как устаревшую и опасную. Он предложил новый подход и был вознагражден заземлением, переназначением, изъятием членского билета коммунистической партии и назначением военного трибунала. Противоречие доктрине воздушного боя в тоталитарном мире Советского Союза влекло за собой огромные риски, включая аресты, пытки, тюремное заключение и казнь, но у Покрышкина были сторонники в нужных местах. Его новая тактика была проанализирована и одобрена; затем его не только восстановили в должности, но и наградили повышением в должности.

Будущий трижды Герой Советского Союза родился в Новониколаевске, ныне Новосибирске, в Сибири 6 марта 1913 года. Сын каменщика, в 12 лет побывал на авиашоу и начал мечтать стать летчиком. . Мечта никогда не покидала.

В 15 лет он поступил на подготовительные курсы при фабрично-заводском училище и, окончив их осенью 1928 г., вместе со своими сокурсниками освоил азы приборостроения и начал работать в заводском инструментальном цехе. Он стал учеником строителя крыш и продемонстрировал способности и навыки обращения с инструментами, которые он унаследовал от своего отца. Его будущее казалось предрешенным.

Работая по профессии, он мечтал стать пилотом, постоянно очарованный звуками двигателей самолетов. Он начал думать о том, чтобы научиться летать, и, работая на работе и посещая вечерние занятия в фабричном училище, он также начал посещать занятия по планеризму. Школа находилась в ведении Общества содействия противовоздушной и химической защите (Осоавиахим). Он закончил эту школу в 1932 году и вскоре с комсомольским билетом в кармане отправился поступать в Объединенную летно-техническую школу в Перми.

Александр Прокрышкин.

Однако его не приняли в школу пилотов, а вместо этого отдали в класс бортмехаников, чтобы он научился выполнять техническое обслуживание авиационных двигателей. Несмотря на разочарование, он сохранил свою мечту о полете и задавался вопросом, каким пилотом он был бы, если бы не знал о двигателях своего самолета.

Во время учебы в школе бортмехаников Покрышкин записался в планерную группу и учился управлять планерами по воскресеньям. Группа управляла древними планерами US-4 и поднялась на максимальную высоту 600 футов. Набравшись опыта в области аэродинамики и обращения с органами управления безмоторным самолетом в воздухе, планерная группа предоставила ему обучение, которого не было в заводской школе. Парение над землей воспитывало такие качества, как отвага, находчивость и уверенность в себе, необходимые пилоту.

Хороший бортмеханик, Покрышкин был направлен на курсы повышения квалификации в Ленинград. Находясь там, он продолжал заниматься планеризмом в Дудергофском планерном клубе. После прохождения курсов повышения квалификации был направлен в часть ВВС в/ч

Краснодар бортмехаником. Он много раз просил поступить в летную школу, но каждый раз ему отказывали. Его желание стать летчиком не ослабевало, и в свободное время он изучил все правила пилотирования учебного самолета. Где бы он ни был, он занимался изучением авиации. В то же время другие, кто поступил на службу, были приняты в летную школу, что усилило его разочарование, но также и его желание летать. Его решимость побудила его построить небольшой учебный самолет, чтобы он мог сидеть за штурвалом и выполнять движения взлета и посадки.

Покрышкин окончил заводскую школу в 1933 году и начал свою службу бортмехаником. Он хорошо справлялся со своей работой и к декабрю 1934 года получил звание старшего авиационного механика 74-й стрелковой дивизии. Он занимал это звание до декабря 1938 года. Несмотря на то, что он очень хотел стать летчиком, он применял свои навыки и изобретал усовершенствования советского пулемета ШКАС и самолета-разведчика Р-5.

Находясь в отпуске зимой 1938 года, он нашел способ обойти систему отбора пилотов. Записался в Краснодарский аэроклуб 3.10.19.38, а через три дня совершил свой первый самостоятельный полет. Он прошел необходимый тест всего за 17 дней, и это автоматически дало ему право на поступление в летную школу. Его успехи в клубе настолько впечатлили его командира, что он организовал перевод в Качинскую авиашколу в Крыму. Покрышкину так не терпелось начать обучение, что он сел в поезд, не упаковав чемодан. В 1939 году окончил с отличием, получил звание старшего лейтенанта и был направлен в 55-й истребительный авиаполк. Его начальство хотело, чтобы он занял должность инструктора, но он отказался. 900:03 Несколько пилотов Красных ВВС стоят рядом с истребителем Bell P-39 Airacobra. P-39 был поставлен Соединенными Штатами по ленд-лизу, и хотя он разочаровал в большинстве сценариев воздушных боев, он оказался надежным штурмовиком.

22 июня 1941 года немецкие войска атаковали Советский Союз в ходе операции «Барбаросса». Покрышкин находился в Молдавии недалеко от границы с Германией. Его первый боевой день был катастрофой. Находясь в воздухе, он заметил самолет, которого никогда не видел, атаковал его и сбил, запоздало заметив, что на крыльях у него советские красные звезды. Это был советский легкий бомбардировщик Су-2. В ужасе и бешенстве он летел впереди всех других советских пилотов, которые выстраивались в очередь на другие бомбы, предотвращая любые другие смертельные ошибки.

Вернувшись в воздух на следующий день, он и его ведомый столкнулись с пятью немецкими истребителями Ме-109 Мессершмитт. Будучи в меньшинстве и имея мало времени на размышления, он решил нанести лобовую атаку, зная, что его ведомый находится там для поддержки. Когда он стремительно приближался к немцу на огромной скорости, лобовое столкновение казалось неизбежным, но вражеский пилот пошел на набор высоты вправо. Управляя истребителем МиГ-3, Покрышкин сделал разворот с набором высоты и приблизился к противнику с тыла. Однако немецкие истребители были у него на хвосте и стреляли по нему.

Чтобы не быть сбитым, он дернул за ручку, настолько замедлив свой самолет, что немцы пролетели мимо и под ним. Он выиграл достаточно времени, чтобы увидеть, как его ведомый выходит из боя из-за неисправности двигателя. Он увидел над собой немецкий истребитель, готовый открыть огонь, но уклонился от него, а затем нырнул и открыл огонь с близкого расстояния, попав в Ме-109, который загорелся и рухнул на землю. Это было его первое убийство.

Взволнованный своей победой, он ненадолго расслабился и увидел, как несколько снарядов немецкой пушки пробили его крылья и топливный бак. Его самолет перевернулся и быстро упал. После борьбы ему удалось выпрямить его. Затем он погрузил свой самолет в пике и начал прыгать, хромая обратно на свою базу, и драматично закончил свой первый бой с немецкими пилотами. К 3 июля он одержал несколько побед и был сбит в тылу немцев, но сумел благополучно вернуться на базу.

В первые недели войны Покрышкин воочию убедился, что советская боевая доктрина устарела, и предложил новый подход к тактике истребителей.

Ему предстоял военный трибунал. К счастью, была издана совершенно секретная директива, предписывающая радикально изменить тактику. Указав на некоторые недостатки и плохую организацию боевых действий, директива одобрила развертывание истребителей группами по два и четыре самолета; эшелонированные образования; приемы взаимной поддержки, координации, надлежащего сопровождения и прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков; вертикальный маневр; и полное использование высоты. Директива признавала превосходство тактики авиации противника и призывала советских летчиков изучать ее и подражать ей. Эти новые идеи были аналогичны тем, которые отстаивал Покрышкин, и как только они были одобрены, он получил звание командира эскадрильи 4-й воздушной армии.

Покрышкин приветствовал этот новый вызов. В первые дни войны на земле были уничтожены тысячи советских самолетов. В результате советские возможности по борьбе с немцами в воздухе были уничтожены. Летчики Люфтваффе превзошли своих советских коллег превосходной тактикой.

Покрышкин, обучаясь в различных авиационных академиях и летных училищах, нашел массу материалов, пропагандирующих устаревшие представления о воздушном бое. Чтобы помочь улучшить советскую тактику, он создал свои собственные принципы: «Высота, Скорость, Маневр, Огонь».

Для Покрышкина высота была первостепенным элементом, поскольку она давала советским летчикам преимущество: свободу поиска противника и выбора наилучшего варианта атаки. С высоты инициатива принадлежала советскому летчику. После пикирования на противника скорость, приобретаемая по вертикальной оси, давала пилоту решающий фактор времени — часто всего несколько секунд — для атаки. Высота и скорость обеспечивали набор гибких вариантов маневра как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. Покрышкин также подчеркивал важность ближнего огня по самолетам противника. Летные навыки и терпение, необходимые для этой дисциплины, принесли очевидные награды, а также большую точность и концентрацию огневой мощи.

Новая тактика повлекла за собой эффект маятника. Летя над противником на большой высоте, советские истребители на большой скорости пикировали в атаку. После этого они поднялись и повторили свои атаки. С земли истребители как бы двигались как маятник, пикируя на противника, а затем набирая высоту, позволявшую продолжать атаки по тактике Покрышкина. Эта формула позволяла советским летчикам-истребителям проявлять более грамотную и агрессивную позицию, атакуя с высоты и прикрывая друг друга. Благодаря новой тактике количество побед увеличилось, а потерь уменьшилось.

С начала войны до лета 1942 года Покрышкин и его товарищи летали на истребителях МиГ-3 Микояна и Як-1 Яковлева. Решимость, мастерство и мужество советских летчиков на этих самолетах вылились в победы в воздушных боях, но немецкие самолеты уступили им. Разрушения от первых немецких атак в ходе операции «Барбаросса» оставили советские ВВС без самолетов, запчастей, боеприпасов и всего необходимого для борьбы с немцами. Ситуация изменилась, когда первый американский Bell P-39Начали прибывать истребители «Аэрокобра».

В рамках программы ленд-лиза США поставили P-39 Королевским ВВС Великобритании, которые отказались от него. Королевские ВВС определили, что летно-технические характеристики самолета были недостаточными. Однако новый истребитель стал долгожданным дополнением к советским авиационным возможностям. Советским летчикам нравились вооруженные пушками Р-39. Они разработали тактику воздушных боев и одержали победы над немецкими самолетами. Впервые летая на самолете американской постройки на Кубани, Покрышкин показал свои навыки летчика-истребителя, одержав 10 побед над немецкими Ме-109.с 9 по 24 апреля, двухмоторный бомбардировщик Юнкерс Ю-88 29 апреля и еще один Ме-109 30 апреля, всего 12 за месяц.

Его P-39, украшенный победными звездами, стоит на заднем плане, когда советский истребитель-ас Александр Покрышкин беседует с наземным персоналом после возвращения с боевого задания против немцев на Восточном фронте во время Второй мировой войны.

Во время ожесточенных боев на Кубани Покрышкин применил формирование, получившее название «книжная полка». Самолеты были устроены как набор полок, каждая из которых имела определенную высоту над нижней, каждая имела широкий фронт и у каждой была определенная задача. У этой формации были свои преимущества. Если противник попытается уйти с первой полки, его атакует вторая полка, а затем и третья. Это новое образование также стало известно как «Кубанская стремянка».

Покрышкин не только изменил тактику советских истребителей, но и изучил свои самолеты, проанализировал свои бои, нарисовав их на бумаге, проанализировал то, что произошло, и определил, как можно улучшить. Он читал лекции и обучал новых пилотов и опытных ветеранов техническим аспектам воздушного боя. Он заимствовал идеи у других, таких как майор В.В. Соколова, который яростно и мгновенно атаковал врага с первого взгляда. Покрышкин изучал стиль Соколова, пытаясь научиться атаковать с силой и резкостью. По словам Соколова, летчики противника, столкнувшись с такой атакой, потеряли волю к бою.

Советское высшее командование издало директиву, предписывающую лучшим пилотам взять на себя миссии по «свободной охоте» на важных немецких коммуникациях. В истребительных частях эти задачи выполнялись, как правило, парой истребителей, а в штурмовиках и бомбардировщиках — отдельными экипажами. Миссия свободной охоты была сложной и представляла огромный риск для пилотов. У этих действий был лозунг: «Без риска не будет победы».

Покрышкин принимал участие в вольных охотах, которые он называл «разъездными». Он описал задачи и необходимые навыки пилотирования: «Летая парами или парами пар, они пересекают линию фронта и проникают на территорию противника на большую глубину. Там они прячутся в засаде, нападая на авиацию противника врасплох и пресекая его планы в зародыше. Они попадают на транспортные и штабные самолеты и терроризируют противника на большой территории. Бродячий лоцман [занимается] азартными играми; могут возникнуть всевозможные непредвиденные обстоятельства. Поэтому он должен быть максимально уверен в себе, в своем самолете и в своем партнере. Он должен чувствовать себя, если можно так сказать, единоличным хозяином воздуха или что-то в этом роде.

— Летчик-истребитель в бродяжничестве брошен на собственные силы и может рассчитывать только на себя, — продолжал Покрышкин. «Он выбирает свои цели, которые должны быть достойны его усилий и риска, на который он идет.

Трезвый рассудок, смелая хитрость и прекрасное знание летательных аппаратов являются необходимыми условиями для тактики бродяжничества. Эту тактику может освоить и усовершенствовать только летчик, постоянно изучающий тактику противника, систематически и критически анализирующий свои действия и обладающий, кроме того, значительным боевым опытом».

Свободные охотничьи миссии расширены на 60-90 миль за немецкой линией фронта. Отсутствовала радиосвязь с наземными станциями наблюдения и некому было оповещать пилотов о ситуации в районах целей. Они не могли рассчитывать на какую-либо поддержку в чрезвычайной ситуации.

По его собственным воспоминаниям, Покрышкин участвовал во многих вольных охотничьих вылетах и ​​одержал свою 50-ю победу над немецким самолетом связи «Физелер-Шторх». Он писал: «Эти машины, похожие на стрекоз, несли службу между немецкими штабами, перевозя срочные оперативные документы и офицеров. Я выследил маршрут, по которому летели некоторые из этих самолетов связи, и получил свою добычу.

Мотивация для своих пилотов занимала его мысли с начала и до конца войны. Он писал: «Боевой дух летчика-истребителя — одно из его главных орудий. Это один из решающих факторов успеха, как все мы поняли в первый день войны. Само собой разумеется, что хороший пилот должен хорошо знать технику. Но кроме военного фактора есть факторы морального порядка. Эту моральную силу нельзя взвесить на весах войны, но влияние ее огромно».

Одерживая боевые победы, обучая новых и опытных пилотов улучшенной тактике и мотивируя их, Покрышкин завоевал солидную репутацию среди своих учеников, сверстников и вышестоящих офицеров. Однажды новые пилоты, назначенные в его подразделение, ждали инструкций, чтобы начать, и спросили, кто будет их инструктором. Генерал Ибрагим Дзусов сказал группе: «Вы будете тренироваться по системе Покрышкина».

Свой тренировочный режим Покрышкин начал с ознакомления курсантов со своими истребителями. Он объяснил формулу: высота, скорость, маневр и огонь. Держа в руках макет истребителя, курсанты выполняли различные маневры по сбитию противника. Его подопечные также прошли курс стрельбы по подвижным макетам самолетов. «Боевая подготовка летчика-истребителя, на мой взгляд, сложный процесс», — предположил он. «Главное — вселить в него уверенность в победе».

Александр Покрышкин одержал 59 побед, 47 из них в кабине Р-39. Его первая победа на Р-39 состоялась 9 апреля 1943 года, когда он сбил Ме-109. Через три дня он сбил четыре Ме-109. Его успехи были хорошо известны Люфтваффе — до такой степени, что его пилоты отказывались атаковать советские истребители, если знали, что он, возможно, находится в воздухе. Когда его часть перебрасывали на Украину, он использовал радиосигнал «сотка», потому что знал, что Люфтваффе приказало своим пилотам оставаться на земле, если они узнают, что он в воздухе. За успехи его части было присвоено звание 16-го гвардейского истребительного полка.

Покрышкин одержал всего шесть побед за последние два года войны. Многие из его убийств были совершены в то время, когда советские ВВС сражались в очень невыгодном положении в течение первых двух лет войны. Помимо звания Героя Советского Союза, он получил множество других советских наград и несколько наград других стран, в том числе медаль за выдающиеся заслуги в ВВС США.

В послевоенные годы карьера Покрышкина практически закончилась из-за его предпочтения несоветских самолетов. Он упорствовал и в 1948 окончил Военную академию имени Фрунзе. В 1949—1955 годах — заместитель командира 33-го истребительного авиационного полка ПВО, командир 88-го истребительного авиационного корпуса во Ржеве. Несмотря на его блестящий военный послужной список и репутацию, его неоднократно упускали из виду при продвижении по службе. Только после смерти премьер-министра Иосифа Сталина он вернул себе расположение в армии и получил звание маршала авиации.