Советские войска вступили на территорию Афганистана

Основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в стремлении обеспечить безопасность южных границ СССР и поддержать просоветскую Народно-Демократическую партию Афганистана (НДПА), пришедшую к власти в результате Апрельской революции 1978 г.

Радикализм нового афганского руководства и насильственные меры, которыми оно пыталось построить «афганский» социализм в феодальном обществе, привели к гражданской войне. Против НДПА выступила коалиция исламских фундаменталистских организаций. В марте 1979 г., во время мятежа в г. Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом военном вмешательстве в события в Афганистане, которая было отклонена (всего таких просьб было около 20).

Гератский мятеж заставил СССР провести усиление войск у советско-афганской границы. Дальнейшее ухудшение ситуации в Афганистане и особенно события сентября 1979 г. (арест и убийство по приказу Х. Амина лидера НДПА Н.  Тараки) поставили советское руководство перед вопросом о решении афганской проблемы силовыми методами.

12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в «А»» решение о вводе войск в Афганистан.

24 декабря 1979 г. на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от столицы Афганистана Кабула, высадились части 105-й гвардейской воздушно–десантной дивизии. Афганские части были нейтрализованы: под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное состояния танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на праздник с сопровождавшим его застольем. В течение 25 и 26 декабря в Баграм на транспортных самолётах прибыла вся 105-я дивизия.

Одновременно с вводом войск советские спецслужбы осуществили операцию под кодовым названием «Шторм-333», целью которой было физическое устранение главы Афганистана Хафизуллы Амина.

Советские войска совместно с афганскими частями и подразделениями армии, Царандоя (МВД Афганистана), службы безопасности взяли под охрану аэродром, все основные автомобильные магистрали, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества, на которых жили и работали советские гражданские советники и специалисты. Советские гарнизоны поддерживали органы действовавшей на местах государственной власти Афганистана.

Одной из основных задач советских войск было ведение совместно с афганскими частями и подразделениями боевых действий различного масштаба по разгрому наиболее опасных отрядов и групп вооружённой оппозиции, а также борьба с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в Афганистан из Пакистана и Ирана.

Операция по «оказанию интернациональной помощи афганскому народу» проходила в условиях строгой секретности. Поскольку официально Советский Союз не находился в состоянии войны, гражданам страны ничего не сообщалось. Погибших солдат привозили домой в закрытых гробах, родным и близким запрещали разглашать сведения о причинах и месте их гибели.

Ввод войск в Афганистан крайне отрицательно сказался на международном положении СССР. Страна фактически оказалась в состоянии частичной изоляции. Так, например, большинство стран отказалось принять участие в проходивших в Москве в 1980 г. Олимпийских играх.

14 апреля 1988 г. было принято совместное советско-американское соглашение «О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану». Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 г., остальные подразделения ещё через шесть месяцев.

15 февраля 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана. По разным оценкам, всего за время вооружённого конфликта потери советской стороны составили около 15 тыс. человек.

Лит.: Ввод советских войск в Афганистан. Декабря 1979 [Электронный ресурс] // Российское военно-историческое общество. 2013-2019. URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vvod-sovietskikh-voisk-v-afghanistan; Во имя высокой цели. Л., 1988; Грешнов А. Б. «Афганистан: заложники времени». М., 2006; Иванов Н. Ф. Операцию «Шторм» начать раньше… М., 1993; Костыря А. А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979-1989 гг. ): монография. 2-е изд., доп. и испр. Донецк, 2009; Ляховский А. А., Забродин В. М. Тайны афганской войны. М., 1991.

30 лет назад советские войска покинули Афганистан

Афганская война — это особая, написанная кровью страница истории нашей страны. Слово «Афган» стало фактически нарицательным, утвердившись в коллективной памяти и коллективном сознании как время огромных потерь, не соизмеримых с заявленными целями борьбы (подавление сопротивления оппозиции и укрепление власти законного правительства), время нечеловеческих усилий позднесоветской армии. Каких только нелицеприятных эпитетов ни присваивали военной операции, осуществлявшейся Советским Союзом на территории сопредельного (на тот момент) и крайне неспокойного государства. Многие и тогда, и сейчас называют афганскую кампанию войной за чужие интересы. Многие до сих пор оспаривают ее целесообразность. Но давайте посмотрим на проблему внимательнее и подойдем к ней издалека.

Исторически Афганистан всегда был дружественным как для России, так и для СССР. Эта страна, завоевавшая суверенитет ровно сто лет назад, самой первой в мире признала СССР, тем самым начав процесс мировой легитимации нового советского государства. В последующие годы мы установили с Афганистаном не просто добрососедские, а конструктивные партнерские отношения, стали регулярно осуществлять экономическое сотрудничество, культурный обмен, политический диалог.

Русская ментальность, вне зависимости от текущего политического строя, неизменно предполагает взаимопомощь важной составляющей дружбы, в том числе на уровне международных отношений. А Афганистан в семидесятых годах прошлого века в помощи явно нуждался. Когда в 1973 году там произошел государственный переворот, в ходе которого свергли законного правителя — короля Захир-Шаха, основы политического строя сильно пошатнулись, форма правления сменилась с монархической на республиканскую.

Тем не менее, республика не дала больше свободы народу, не привела к демократии. Установилась авторитарная диктатура под руководством Мухаммеда Дауда, совсем ненадолго снискавшего народную лояльность. Проведение непопулярных реформ радикальными методами отвернуло от него большинство первоначальных единомышленников.

Как известно, прецедент имеет обычай повторяться, и всего через пять лет произошел новый социально-политический взрыв: Саурская Апрельская революция, приведшая к руководству страной социалиста Нур Мохаммада Тараки. Смена власти, сопряженная с централизацией всех властных институтов, мобилизацией правоохранительных органов на борьбу против инакомыслия, введением жестких репрессивных мер в отношении «несогласных», повлекла не только экономическую деградацию, но и крайнюю общественную нестабильность. В обществе сформировались новые и активизировались уже существовавшие, но бывшие на периферии, «в подполье» ультрарадикальные оппозиционные и террористические группировки. Они буквально вышли из тени на волне массовых арестов и казней, проводившихся властями.

Однако жестокость борцов против социалистического режима и его лидера в разы превзошла жестокость самого Тараки. На «подмогу» Пешаварской семерке и другим суннитским моджахедам пришли египетские джихадисты и флагман международного терроризма XX века — Аль-Каида. Так был создан костяк противостоявших официальному правительству сил. Вспыхнула полномасштабная гражданская война.

Напоминать о том, какая страна является «родительницей» Аль-Каиды, полагаю, не следует. Но эта же страна, сама впоследствии пострадавшая от рук своего детища (11 сентября 2001 года), включилась тогда, в семидесятых, в борьбу с «тираном» Тараки, создавая лагеря для подготовки боевиков, снабжая их деньгами и оружием, помогая им в транспортно-логистических, инфраструктурных и организационных вопросах. Солидарность с суннитскими моджахедами выразил целый ряд стран, среди которых Великобритания, ФРГ, Турция, Пакистан, Япония, Израиль, ОАЭ. Одновременно с этим вырастало и другое «крыло» противоборства правившему режиму: шиитское. Курируемое Ираном.

Афганскому народу в данных условиях грозил ни много, ни мало передел страны, ее раздробление, потеря суверенитета и любых признаков государственности. Собственно, то, что сейчас мы наблюдаем в Ливии. Беззаконие, криминал, террор…

Итак, все это творилось на территории, находящейся в непосредственной близости от нашей государственной границы. В так называемом «мягком подбрюшье» Советского Союза. И даже если абстрагироваться от уже упомянутой «русской ментальности» и нашего национального характера, привыкшего защищать тех, кто слаб, и помогать тем, кто нуждается, становится понятным, зачем нужно было вводить советские войска в Афганистан в 1979 году. Выполнение интернационального долга в рамках заключенных международных договоров лишь один из мотивов, по которым нужно было осуществлять данную операцию. Еще более важной причиной для этого являлась необходимость обеспечения безопасности СССР. Гражданская война в государстве всегда несет в себе угрозу для его соседей.

Мы помним, что тогдашнему советскому руководству тяжело далось решение ввести войска, о чем свидетельствует множество отклоненных просьб правительства Афганистана о военной помощи. Но когда ситуация накалилась до предела, когда после убитого мятежниками Тараки государство возглавил Хафизулла Амин и возникла угроза полноценной военной интервенции стран НАТО, 12 декабря 1979 года ЦК КПСС секретным постановлением утвердило ввод войск. Спустя две недели началась реализация этого решения.

В состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) входило управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения. Но все мы знаем, что душманы, гораздо лучше ориентировавшиеся на местности, где велись боевые действия, в короткие сроки нанесли серьезный урон нашим Вооруженным силам. Пришлось неоднократно пополнять контингент.

Преимущество, которое имели афганские повстанцы, коренные жители территорий — плацдармов боевых действий, перед нашими войсками сложно переоценить. Ведь бои велись преимущественно на земле (сухопутными войсками при поддержке штурмовой авиации), носили контактный характер. Нашим войскам приходилось постоянно передислоцироваться. И если душманы знали все окрестности как свои пять пальцев, то поначалу нашим ребятам, оказавшимся на чужой земле, порою приходилось действовать вслепую.

Тем не менее, задачи, стоявшие перед СССР в данной компании, наш ограниченный контингент выполнил. Зачастую, неверно истолковывая сами цели и задачи, которые стояли перед нами в Афганистане, историки, политологи, военные эксперты говорят: «В этой войне мы не победили». Напомню, что от ОКСВА не требовалось как таковой военной победы над мятежниками: нам важно было содействовать возврату власти в руки официального правительства и подавлению вооруженной борьбы моджахедов, оказать помощь правительственной армии.

И эта помощь была оказана. Если вначале советские войска преимущественно осуществляли самостоятельные боевые действия, то потом увеличилось число совместных с афганскими войсками операций. На завершающий этап противоборства повстанцам приходилась уже львиная доля операций, проводившихся самой афганской правительственной армией. Таким образом, наш военный контингент позволил частям и подразделениям правительственной армии укрепить свою мощь и боевой дух, лучше обучиться, в определенной мере снизить нагрузку и восстановиться, после чего вступать в бой уже с новыми силами. Конечно, в Афганистане так и не воцарился мир, не стабилизировалась обстановка. Но хотя бы частично с помощью наших войск порядок удалось навести. Так сказать, погасить полыхавшее пламя.

Десятилетие кровавой войны унесло жизни 13835 советских солдат и офицеров. Эти данные приводятся в газете «Правда» за 1989 год. Однако цифры впоследствии, к сожалению, обновились: число советских безвозвратных потерь в Афганистане возросло до 15031 человека. Этот список пополнили умершие от болезней и ран, пропавшие без вести наши сограждане. Цифры, конечно, колоссальные, особенно с учетом того, что многие из погибших были совсем молодыми ребятами…

До сих пор не утихают споры: а надо ли было «лезть в Афган»? Дискуссии ведутся в разных кругах, на разных уровнях. Полагаю, что это решение оправдала сама история. Дальнейшие события продемонстрировали, насколько важным оказалось вмешаться в ход гражданской войны в Афганистане. Данный шаг, помимо достижения уже упоминавшихся целей (помочь дружественной стране, обеспечить собственную безопасность посредством борьбы с джихадистской угрозой на дальних подступах) сослужил нам хорошую службу в перспективе средне- и долгосрочной. Участие в боевых действиях в конце 70-х — конце 80-х годов в Афганистане стало для нас лакмусовой бумагой, наглядно показав определенные недостатки и ошибки нашей тогдашней армии.

«Лихие 90-е» мы в расчет не берем: этот период лишен каких бы то ни было попыток тогдашней власти развить, модернизировать, усовершенствовать нашу армию и флот. Но в нулевых процесс пошел стремительно, и благодаря ускоренным, даже в хорошем смысле форсированным темпам военного строительства наши Вооруженные силы пришли к нынешнему состоянию высочайшей обороноспособности и боеготовности.

Подтверждения тому — не только и не столько рапорты из военных округов и регулярные отчеты Министерства обороны, а результаты участия России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Напомню, что наши Вооруженные силы приступили к осуществлению данной операции 30 сентября 2015 года. На тот момент более 70% территории Сирии находилось под контролем террористов «Исламского государства». На сегодняшний день террористы контролируют менее 2% территории этой страны. И только лишь по одной причине эти 2% еще не освобождены: наши военнослужащие проводят «зачистку» аккуратно, дабы не задеть мирных жителей. А оставшиеся боевики скрываются в густонаселенных районах, рассеиваются по жилым кварталам, маскируются под обычных граждан. Если бы мы наносили удары так, как это делают страны НАТО, не считаясь с интересами простого народа, разумеется, террористические группировки в САР были бы полностью истреблены. Но такой путь для нас неприемлем, так как мы руководствуемся прежде всего интересами людей. Главное же наше достижение заключается даже не в площадях, освобожденных от игиловцев, а в том, что подорвана сама основа терроризма в Сирии. Уцелевшие на сегодняшний день боевики дезориентированы, деморализованы, дезорганизованы, морально и физически подавлены, лишены финансовой опоры и военных ресурсов для дальнейшей серьезной борьбы.

Конечно, прямое сравнение афганской и сирийской кампаний не вполне корректно. Исходные условия разные. Сирийский президент, действительно, пользуется народной поддержкой, чего нельзя сказать о тогдашнем главе Афганистана. Умалять значение данного фактора нельзя. Кроме того, повторюсь, в Афганистане мы воевали на земле, а в Сирии с террористами борются ВКС России. Но, тем не менее, в обоих случаях речь идет об участии ограниченного контингента в войне за рубежом по приглашению официальной власти страны. Поэтому определенные параллели проводить просто необходимо.

Успехами в сирийской кампании мы во многом обязаны тому, что нынешнее российское руководство — и Верховный главнокомандующий Владимир Владимирович Путин, и министр обороны, генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу, и другие ключевые фигуры, ответственные за развитие сферы обороны и за принятие решений в ней — сделало правильные выводы из Афганской войны. Россия укрепила армию по многим направлениям, усовершенствовала подготовку личного состава, улучшила координацию различных родов войск, оснастила солдат и офицеров качественным, современным, высокотехнологичным оружием, качественной, передовой военной и специальной техникой. Шагнули вперед наука и техника, НИОКРы военного назначения стали активно поддерживаться государственной властью, финансироваться, поощряться на всех уровнях, благодаря чему теоретические разработки активно конвертировались в практические достижения. Успешный опытный образец уже не оставался на уровне опытного образца, он выходил в серию и активно внедрялся. Таким образом, ценой огромных потерь, понесенных в Афганистане, мы добились сегодняшнего приоритета развития сферы обороны и оборонно-промышленного комплекса.

Возвращаясь к сегодняшней дате, скажу несколько слов о выводе ограниченного контингента СССР из Афганистана. Данное решение было продиктовано в большей степени политическими соображениями, в меньшей — экономическими. В преддверии 90-х горбачевское руководство взяло курс на сближение со странами Запада, в том числе членами НАТО. Много насчитывается уступок, сделанных позднесоветской властью и позднесоветскими правившими элитами. Одна из них — недавно денонсированный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который заключался на невыгодных для нас условиях в 1987 году. Вывод войск из Афганистана стал доказательством пацифистского, миротворческого настроя СССР, одним из последовательных шагов навстречу США и их союзникам. Как мы видим сейчас, ничуть не оцененных, а, напротив, истолкованных как слабость.

Мощь нынешней российской армии, а также геополитическое поведение России, все наши крайние действия на международной арене доказывают, что мы учим уроки истории. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но если бы не трудное, кровавое десятилетие 1979-1989 годов, возможно, мы бы не имели тот крепкий щит, который имеем сейчас.

И, наконец, хочу сказать о том, что мы должны сделать для подведения черты под Афганской войной. Отдать должное всем ее участникам: и погибшим в этой стране, и вернувшимся домой. Первых должна сопровождать светлая память, вторых — забота и уважение. Для меня и, уверен, для подавляющего большинства наших соотечественников каждый участник той войны — настоящий герой.

советских войск в Афганистане

моджахедов бойца в Афганистане во время советской оккупации в начале 1980-х годов

В 1979 году войска Советского Союза вошли и оккупировали Афганистан, маленькую страну в Центральной Азии. Советское вмешательство в Афганистан вызвало споры, возродив напряженность в отношениях с Соединенными Штатами и другими странами. Это привело к значительным протестам и способствовало тому, что многие назвали «Второй холодной войной». Советы оставались в Афганистане почти десять лет, прежде чем постепенно уйти, не сумев обеспечить безопасность страны и подавить местных повстанцев.

Предыстория

Афганистан — небольшая страна в Центральной Азии, не имеющая выхода к морю. Во время холодной войны она граничила с советскими республиками на севере, Ираном на западе и Пакистаном на юге. Из-за удаленности, гористой местности и племенного населения Афганистан долгое время считался на Западе местом экзотики и тайн. Страна-перекресток, соединяющая Восток и Запад, Афганистан уже давно имеет стратегическое значение.

На протяжении большей части холодной войны Афганистаном правил Мохаммед Захир, образованный и несколько просвещенный шах (король), который искренне пытался модернизировать свою страну.

К середине 1960-х годов Афганистан имел большинство признаков современного демократического государства: свободные выборы, представительный парламент и реформы, улучшающие права женщин. Захир и его правительство отказались сотрудничать ни с Соединенными Штатами, ни с Советским Союзом, хотя и те, и другие обхаживали его, финансируя дороги и другие инфраструктурные проекты.

Переворот 1973 года

Мохаммед Дауд Хан, афганский лидер, свергнутый в результате переворота 1978 года

В 1973 году, когда Мохаммед Захир находился за границей на операции, он был свергнут в результате бескровного переворота. Этот переворот возглавил Мохаммед Дауд Хан, двоюродный брат Захира и премьер-министр.

Дауд немедленно отменил монархию и занял пост президента. Он созвал лойя джиргу («большой совет племен») для утверждения новой конституции, превратившей Афганистан в однопартийное республиканское государство. Дауд стремился подорвать коммунистическую оппозицию своему правительству, уменьшив зависимость Афганистана от СССР. Вместо этого он стремился наладить связи с богатыми нефтью мусульманскими странами, такими как Египет, Иран и Саудовская Аравия.

Опасаясь, что Дауд в конечном итоге присоединится к Западу, советские агенты и местные коммунисты начали планировать его свержение. В 1978 года Дауд был смещен в результате переворота — так называемой Саурской революции — организованной Коммунистической народно-демократической партией Афганистана (НДПА) и проведенной сочувствующими ему армейскими офицерами. 28 апреля НДПА объявила о своей победе, заявив, что Дауд «подал в отставку по состоянию здоровья» (отчасти это было правдой: он был расстрелян).

Советское вторжение

Советские танки катятся на юг в Афганистан во время вторжения 1979 года

К 1979 году нестабильность в Афганистане заметно возросла, и правительство было на грани краха. Группы повстанцев, известные как моджахедов совершали нападения на правительственных и военных чиновников и по некоторым причинам фактически взяли под свой контроль. По мере того, как их численность и сила росли, казалось, что они могут в конечном итоге взять под контроль Кабул, столицу Афганистана.

Столкнувшись с анархией и неминуемой революцией, коммунистический режим в Кабуле часто призывал Москву к военному вмешательству. Эта нестабильность обострилась в сентябре, когда лидер Афганистана Нур Мухаммад Тараки был убит своим заместителем Хафизуллой Амином. Советские лидеры опасались, что Амин, вероятно, встанет на сторону США.

В декабре 1979 года Кремль принял меры, отправив более 100 000 солдат Красной Армии в Афганистан, чтобы поддержать правительство и стабилизировать ситуацию в стране. Этот шаг был представлен на Западе как агрессивная, империалистическая советская акция. На самом деле это была попытка остановить дальнейшее погружение Афганистана в хаос и его попадание в руки исламских экстремистов, что имело бы эффект домино в других советских республиках Азии.

Международный ответ

Организация Объединенных Наций выступила с осуждением советского вторжения в Афганистан, в то время как 34 мусульманские страны опубликовали коммюнике, призывающее к безоговорочному выводу всех советских войск.

Началось движение протеста за бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве. Президент США Джимми Картер предупредил, что американские спортсмены не приедут на Олимпийские игры в Москве, если советские войска не выведут свои войска из Афганистана к 20 февраля 1980 года. Советы проигнорировали ультиматум Картера, и 65 стран, включая США, Японию, Израиль и Канаду, Московская Олимпиада.

В частном порядке американские стратеги были в восторге от событий в Афганистане. Мало того, что советское вмешательство предоставило возможности для пропаганды, Советы столкнулись с тем, что один американский политик назвал «их собственным Вьетнамом».

Тайная деятельность США

Усама бен Ладен, использующий поставленное США оборудование во время своей службы с афганскими моджахедами

Вашингтон работал над тем, чтобы усложнить советскую задачу в Афганистане, дестабилизируя коммунистический режим и вооружая и обучая своих врагов, используя тайную деятельность.

Действуя в основном через Пакистан, оперативники США начали поставлять военную технику и средства местным моджахедам , сражавшимся против советских и лоялистских правительственных войск. Агенты ЦРУ работали подпольно в Афганистане, обучая моджахедов и набор новых членов. С этой целью в страну контрабандой было ввезено 20 миллиардов долларов.

Многие, кто воспользовался этой американской помощью, позже присоединились к Талибану, исламской группировке, захватившей контроль над Афганистаном в 1996 году. Другим бенефициаром американской помощи во время советской оккупации был молодой доброволец из Саудовской Аравии по имени Усама бен Ладен. Американская помощь увеличилась при президентстве Рональда Рейгана. Правительство США ежегодно выделяет более 600 миллионов долларов на вооружение, обучение и поддержку афганского сопротивления.

«Советский Вьетнам»

Представители моджахедов встреча с президентом США Рональдом Рейганом в Белом доме

Советская Красная Армия сочла оккупацию и стабилизацию Афганистана сложной задачей. В некотором смысле Афганистан стал «Советским Вьетнамом», военной операцией, которую невозможно было выиграть, и политической трясиной, из которой было слишком сложно выйти.

К началу 1980 года советские войска контролировали многие города Афганистана, основные дороги и объекты инфраструктуры, но более четырех пятых территории страны оставались под контролем местных племен и исламских группировок. Советы предприняли серию наступлений, чтобы захватить провинции, контролируемые афганцами, но были разбиты местным сопротивлением.

моджахедов применяли диверсионную, террористическую и партизанскую тактику как против советских солдат, так и против сил, лояльных гражданскому правительству. Электричество в городах регулярно вырубалось из-за нападений на электростанции; правительственные здания регулярно подвергались бомбардировкам; политики и государственные служащие были убиты. моджахедов нападения на мощную советскую армию были гораздо реже, хотя небольшие патрули и отдельные солдаты часто попадали в засады и убивались.

Вывод

Советско-афганская война продолжалась до середины 1980-х годов, когда Москва решила постепенно вывести свои войска из Афганистана. Были созданы местные силы, а советское присутствие было свернуто. Боевых действий было мало, и после 1987 года было всего несколько наступательных кампаний.

Почти 15 000 советских солдат и личного состава погибли во время восьмилетней оккупации Афганистана СССР. Напротив, более полумиллиона моджахедов и один миллион афганских мирных жителей были убиты. Был нанесен огромный ущерб национальным городам, инфраструктуре, сельскохозяйственным угодьям и животноводству в стране, которая еще до 19 века была одной из беднейших стран мира.79.

Вывод советских войск представлял собой победу Вашингтона в холодной войне, но имел долгосрочные последствия для США. Без поддержки советских войск правительство Афганистана рухнуло, и нация распалась на годы гражданской войны.

Восстание талибов

После многих лет хаоса и междоусобиц в 1996 году небольшая, но дисциплинированная группа фундаменталистских мусульман-суннитов захватила столицу Кабул. Они называли себя талибами («студенты»).

В течение следующих пяти лет талибы правили Афганистаном с религиозным рвением и безжалостным угнетением. Их лидеры запретили телевидение и радио, запретили западную одежду и ввели законы шариата и жестокие наказания. Возможно, самыми страшными жертвами правления талибов стали афганские женщины, которым запретили работать, получать образование и даже покидать свои дома без сопровождения мужчины.

Талибан также предоставил убежище небольшой группе исламских террористов, называющих себя «Аль-Каида» («база»). Именно в своих тренировочных лагерях в Афганистане Усама бен Ладен и члены «Аль-Каиды» замышляли крупный террористический удар по Соединенным Штатам. Они начали эту атаку 11 сентября 2001 года, убив более 3000 человек в трех местах в США.

Взгляд историка:
«Советское участие в Афганистане, особенно после Второй мировой войны, было явно направлено на то, чтобы поставить Афганистан под советскую гегемонию. СССР использовал несколько методов интерактивно. До Второй мировой войны основное внимание уделялось чисто дипломатическим инициативам и экономической помощи, но после войны Советы расширили свой подход, включив в него военную помощь и политические манипуляции. К 1978 году эти методы увенчались успехом: СССР был крупнейшим торговым партнером Афганистана и источником экономической помощи, он модернизировал афганские вооруженные силы, и при его поддержке зарождающаяся коммунистическая партия Афганистана управляла страной. Но одна из самых кровопролитных и разрушительных войн в истории Афганистана была еще впереди».

Ларри П. Гудсон, историк

1. Афганистан – азиатская страна, не имеющая выхода к морю, граничащая с Ираном, Пакистаном и несколькими советскими республиками. До 1973 года это было относительно демократическое и прогрессивное государство.

2. Два переворота в 1970-х годах, спровоцированные Коммунистической народно-демократической партией (НДПА) и поддержанные Москвой, привели к приходу к власти в Афганистане коммунистического правительства.

3. Это привело к росту антикоммунистического повстанческого движения во многих частях Афганистана. В конце 1979 советских войск вторглись в страну якобы по требованию НДПА.

4. Эти антисоветские повстанцы, называемые моджахедами , были местными соплеменниками, которых поддерживали и снабжали США через ЦРУ. Одним из них был будущий исламский террорист Усама бен Ладен.

5. Советская оккупация Афганистана длилась почти десять лет и обошлась очень дорого: там погибло почти 15 000 русских. Уход советских войск в конце 1980-х привел к подъему талибов, фундаменталистской исламской группировки.

Информация для цитирования
Название: «Советы в Афганистане»
Авторы: Дженнифер Ллевелин, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory/. -afghanistan/
Дата публикации: 26 сентября 2020 г.
Дата обращения: 01 ноября 2022 г.
Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

Советское вторжение в Афганистан — декабрь 1979 г. — Ассоциация дипломатических исследований и обучения

Оно должно было длиться почти десять лет и посеять семена подъема талибов и исламского терроризма и последующего вторжения США более чем на 20 лет спустя. 24 декабря 1979 года Советский Союз направил в Афганистан тысячи солдат и сразу же взял на себя полный военный и политический контроль над Кабулом и значительной частью страны. Это был единственный раз, когда Советский Союз вторгся в страну за пределами Восточного блока (это также почти соответствовало 12-летней схеме крупных советских вторжений — Венгрия 19).56 и Чехословакия, 1968.)

Вторжение можно рассматривать как кульминацию растущего советского господства, начиная с 1973 года, когда Мохаммед Дауд, бывший премьер-министр Афганистана, совершил успешный переворот против короля Захира. Хотя Дауд был скорее националистом, чем социалистом, его переворот зависел от просоветских военных и политических группировок. С 1955 года Москва предоставляла Афганистану военную подготовку и технику; к 1973 году треть его действующих войск прошла обучение на советской земле. Потом 19 апр.78 января солдаты, связанные с фракцией Нура Тараки «Хальк», казнили Дауда и его семью. Тараки стал премьер-министром, а Бабрак Кармаль (из партии Дауда) стал заместителем премьер-министра. Администрация Картера в конечном итоге признала новое правительство и вскоре назначила Адольфа «Спайка» Дабса своим послом в Афганистане, который поддерживал хорошие отношения с режимом в надежде, что поддержка США будет сдерживать советское влияние.

Летом 1979 года Хафизулла Амин, давний союзник Тараки, ставший заместителем премьер-министра после Апрельской революции, получил известие о том, что Кармаль возглавляет заговор с целью свержения режима Тараки. Амин воспользовался возможностью, чтобы укрепить свою власть. Для Советов становилось все более очевидным, что Тараки не может предотвратить захват власти враждебным исламским правительством. К середине 1979 Москва искала замену Тараки и Амину и направила боевые части на авиабазу Баграм за пределами Кабула. Этот шаг побудил администрацию Картера начать оказание нелетальной помощи исламским повстанцам.

Силы, верные Амину, в октябре казнили Тараки, что привело Москву в ярость. К зиме 1979 года афганская армия не смогла обеспечить базовую безопасность правительства от натиска исламских боевиков, приближающихся к Кабулу. Затем вторглись Советы. Советские войска убили Амина и поставили Бабрака Кармаля марионеточным главой советского правительства. Администрация Картера ввела экономические санкции и торговое эмбарго против Советского Союза, призвала к бойкоту 1980-й Олимпиаде в Москве и увеличил помощь афганским повстанцам. Прошло десять лет, прежде чем Москва, наконец, ушла, оставив после себя разрушенную страну, в которой исламские фундаменталисты Талибан захватили контроль, позже предоставив Усаме бен Ладену тренировочную базу для проведения террористических операций по всему миру. Посольство США в конечном итоге закрылось в 1989 году, а затем вновь открылось в конце 2001 года.

Джордж Гриффин был направлен в Кабул вскоре после начала советского вторжения в Афганистан и прослужил там 18 месяцев. Он обсуждает отчаянные усилия по сокращению посольства с более чем 1200 человек до 12, кропотливую работу по уничтожению гор секретных материалов и печальную историю одного советского солдата, который хотел дезертировать. Гриффин дал интервью Чарльзу Стюарту Кеннеди, начиная с апреля 2002 года. Вы также можете прочитать об убийстве посла Спайка Дабса 19 февраля.79.

 

«Афганистан становился источником проблем для советских среднеазиатских республик»

ГРИФФИН: [Афганистан] вначале выглядел довольно спокойно. В 1975 году, когда я начал работать в INR [Бюро разведки и исследований], Афганистан был местом нашего крупнейшего USAID [U.S. Агентство международного развития] миссия в мире. Он был занят крупными проектами: строительством плотин, автомагистралей и так далее. Он также работал над программами замены сельскохозяйственных культур, пытаясь отучить афганских фермеров от выращивания опийного мака. Многие из наших программ были разработаны как конкуренция Советскому Союзу, который строил плотины и шоссе в других частях страны, ближе к Гималаям и Памирскому хребту. Мы шли с востока на запад, а они шли с севера на юг, больше по военным причинам, чем по каким-либо другим причинам.

Все было относительно спокойно до убийства президента Дауда (слева) в 1978 году. Он сверг своего двоюродного брата короля Захира в 1973 году и упразднил монархию, заявив, что режим стал коррумпированным и что стране необходимо демократическое правительство. Его сменил коммунистический режим, которому, вероятно, закулисно помогал Советский Союз…

Наша точка зрения на все была окрашена действиями Советов. Со своей стороны, Советы, казалось, думали, что мы пытаемся сделать союзниками исламских боевиков, выступающих против коммунизма. Это напугало их, потому что это была главная причина, по которой они отправились в Среднюю Азию. Они опасались, что то, что они видели в 1920-е годы возвращались – что рост ислама будет угрожать советской федерации и политическим структурам, которые они построили за эти годы. Поэтому я думаю, что они увидели, что мы идем вместе с новой угрозой, и, вероятно, поэтому они двинулись в Афганистан. Более того, они видели, как рушится шах, и надеялись, что смогут собрать там осколки. Они пробовали это однажды и потерпели неудачу, и, возможно, думали, что на этот раз это может сработать.

Афганистан становился источником неприятностей для советских среднеазиатских республик, особенно для Узбекистана и Таджикистана. Это были не только одни и те же этнические народы, но и семьи, разделенные советскими нашествиями в 19-м веке.20 с. Советы боялись этого, увидели возможность посадить на трон в Кабуле марионетку и сделали это. Это вызвало множество других реакций, но все же было довольно тихо, когда я отправился в ту поездку в ноябре 1978 года…

Среди прочего, я хотел узнать у [посла в Афганистане] Спайка Дабса, чтобы убедиться, что он действительно хочет, чтобы я был его DCM [заместителем начальника миссии]. Он это сделал… Затем, в феврале 1979 года, он был убит. Ситуация в Афганистане начала выглядеть очень безобразно. Я предполагал, что мое задание в Кабуле будет сорвано, но отдел кадров и бюро НЭА сказали, что я должен идти, и чем скорее, тем лучше.

«Когда я приземлился, советские МиГи бомбили возле аэропорта, где люди стреляли по советским войскам»

ГРИФФИН: Перед тем, как отправиться в Кабул, я приехал в FSI, чтобы изучить дари, который должен быть 12-месячным курс. Через три или четыре месяца NEA [Бюро по делам Ближнего Востока Азии] сообщило мне, что ситуация утомила персонал посольства. Им нужно было перевести людей, и они хотели, чтобы я поехал немедленно. Мне удалось убедить их позволить мне остаться на Рождество, чтобы я мог быть со своей семьей.

На следующий день после Рождества, когда я смотрел, как упаковщики увозят все наше домашнее имущество, мне позвонили из Департамента и сказали… «Советы вторглись в Афганистан позавчера. В конце концов, ты можешь не поехать. Я был потрясен, но сказал ему, что хочу продолжить, потому что я буду нужен больше, чем когда-либо в Кабуле… Сообщения летали туда и обратно временному поверенному Брюсу Амштуцу в Кабуле…

Президент приказал эвакуировать весь персонал миссии и разорвал отношения с правительством Афганистана. Поначалу они как будто не знали, что делать, но вскоре было решено оставить там совсем небольшой штат сотрудников. Не под покровительственной державой третьей страны, а как миссия без официального статуса… Президент решил оставить посольство открытым со штатом из 12 человек.

Я прилетел в Кабул …8 января. Когда я приземлился, советские МиГи обстреливали и бомбили аэропорт и гудели по городу, где люди стреляли по советским войскам. Это напугало Амштуца, приехавшего в аэропорт встречать меня. Мы помчались к посольству, которое находится на главной дороге из аэропорта.

На первой встрече я пришел к выводу, что сокращение штата до 12 человек не сработает. В то время там был контингент из 15 морских пехотинцев, и Вашингтон сказал, что мы должны оставить 6 из них. Осталось 6 американцев для укомплектования оперативной части посольства. Так что мы спорили с Департаментом и в конце концов добились согласия на штат из 18 человек… Так что мой приезд был довольно волнительным. Но вскоре я немного поссорился с Амштуцем.

Он был DCM Спайка Дабса… Он выматывался. Убийство посла Дабса сильно ударило по нему, так как несколько других были переведены, но он остался в качестве поверенного. Я думаю, именно поэтому Департамент хотел, чтобы я приехал туда как можно скорее, потому что Брюс так устал.

На следующий день после моего приезда мы с Брюсом обсудили вопросы подбора персонала и тут же возникли некоторые разногласия. Пока мы шли по списку, кто должен остаться, а кто должен уйти, я сказал, что RSO [региональный сотрудник службы безопасности] должен уйти… Брюс не согласился и, по-видимому, попросил Вашингтон отправить меня обратно в Нью-Дели, пока будут решаться кадровые вопросы, сказав: в этом месте было слишком много людей… [Через несколько недель] Департамент прислал мне немедленную телеграмму, в которой говорилось: «Немедленно приезжайте в Кабул». Итак, я прыгнул на другой самолет и отправился на постоянную пересадку в Кабул. Мы с Амштуцем консультировались пару дней, потом он ушел, а я остался с сумкой. Месяца через три-четыре Департамент прислал более старшего офицера. Итак, Хоторн «Ястреб» Миллс прибыл в качестве поверенного, поставив меня на должность исполняющего обязанности DCM на следующие полтора года.

Что ж, произошла монументальная неразбериха. Мы старались сделать все сразу. Мы буквально за шесть недель эвакуировали из этой миссии 1200 человек. Прежде чем весь старый американский персонал исчез, я постарался встретиться с как можно большим количеством их контактов, чтобы быть в курсе того, что происходит. Мы уволили большую часть местного персонала, но постарались сохранить лучших, особенно тех, у кого были хорошие связи.

Уборка канцелярии была еще одним веселым занятием. Его бросили в такой спешке, что я находил секретные документы в каждом отделе. Их должны были уничтожить до моего приезда. Удивительно, где я нашла секретные документы, но мы, наконец, разобрались.

Я заставил заплакать начальника FSN [Национальная дипломатическая служба, теперь известная как местный персонал] в экономическом и коммерческом управлении, когда я сказал ему сжечь свои картотеки на компании и людей, ведущих дела с Америкой. Мы также уничтожили все заявления на получение визы, чем расстроили ФСН в консульском отделе. В конце концов я убедил их, что если Советы или их местные союзники проникнут в здание и найдут эти файлы, все эти люди будут мертвы. Нам удалось отправить некоторые файлы и сделать ксерокопии других перед тем, как сжечь их, хотя доставлять наши пакеты было все труднее и труднее.

Вскоре у нас кончились воспламенители стволов, а наши измельчители неоднократно ломались. Мы на горьком опыте усвоили то, что уже знали наши коллеги в Тегеране и Исламабаде: уничтожение документов — утомительный и опасно медленный процесс.

«Однажды вечером в меня стреляли»

Вначале у нас был военный атташе из двух человек, потому что некоторые в Вашингтоне считали это нашей основной задачей — посмотреть, какие вооружения и силы есть у Советов. приведение в уезд. Они часто проверяли пределы, поэтому Советы вскоре сказали нам, что мы все ограничены. Они сказали, что мы не можем выезжать за пределы Кабула, хотя нам удалось получить несколько исключений.

Нам также разрешили посетить пару других мест, например, загородный дом короля в Пагмане, но не более того. Если бы мы попытались уйти в другое место, появился бы БТР — патрульная бронированная машина — с направленными на нас орудиями.

Британское посольство (справа, фото британского дипломата Лесли Скулара) находилось за городом, так что это была еще одна дорога, по которой мы могли воспользоваться. Это было роскошное место со съемочной площадкой – почти невероятное. Что-то из времен Раджа. Но прекрасное место, чтобы пойти, когда мы были приглашены.

Однажды вечером, возвращаясь оттуда, в меня выстрелили. Ночной комендантский час немного смягчили, и, полагаю, советский солдат на блокпосту подумал, что я иду на него слишком быстро. Он выпустил пулю, пробившую крышу автомобиля. Я остановился и крикнул ему, что я дипломат, потом хлопнул дверью и пошел дальше. Мне пришлось открыть дверь, чтобы меня услышали, потому что бронированные окна были заклеены. Тот осветил салон машины, что удовлетворило солдат.

Мы достаточно регулярно имели дело с советским посольством. У нас были своего рода дела с афганским правительством, но в основном через наших FSN. Мы отказались говорить с ними по существу, но если нужно было что-то сделать, например, по консульскому вопросу или получить визы для вновь прибывших, я шел в министерство и делал это. Мы закрыли консульский отдел, так как не было претендентов на получение визы, а дела с американцами можно было вести от случая к случаю.

В: Сегодня все еще остается большой вопрос: какого черта Советы сделали это?

ГРИФФИН: Я думаю, они были обеспокоены тем, что воинствующий ислам поднимается в Центральной Азии, и они увидели возможность заблокировать его. Другая теория заключалась в том, что дела в Иране, Пакистане и Афганистане разваливались, и Советы увидели в этом шанс получить то, чего они хотели со времен Петра Великого, а именно собственный круглогодичный порт с теплой водой. В идеале это мог быть один из существующих портов в Иране или Пакистане, но это означало бы борьбу с потенциальными врагами, которые отреагируют, включая США 9 .0005

Я подозреваю, что они не думали, что мы отреагируем на их авантюру в Афганистане, которую они назвали «ответом на мольбы должным образом избранного правительства в Кабуле». Они утверждали, что исходили от Хафизуллы Амина, захватившего власть у советской марионетки Нур Мухаммеда Тараки. Но Москва явно не любила Амина, который плохо выполнял приказы. Итак, они вторглись, убили Амина, вернули из Чехословакии Бабрака Кармаля, изгнанного лидера Парчама, и помогли ему стать премьер-министром.

Что касается теории порта с теплой водой, то вдоль побережья Макрана, между Ормузским проливом и Карачи, есть сухая пустыня. Там нет ничего, кроме нескольких рыбацких деревень, так что это идеальное место для нефтепровода, если вам так хочется. Но на самом деле я не знаю, что у них было на уме. Вероятно, мы еще не видели достаточно литературы из России, чтобы рассказать нам настоящую историю.

Я думаю, что [Советы] были серьезно обеспокоены неуклонно ухудшающейся, неурегулированной ситуацией к югу от них, особенно грохотом в среднеазиатских республиках. Возможно, они увидели в этом еще одну возможность немного расширить советскую империю.

Огромное количество людей приходили поговорить с нами. Например, я встретил Абдула Кадира, убитого на днях на улицах Кабула. Он был из Джелалабада. Однажды нас обоих пригласил афганец на обед, предположительно, чтобы познакомиться друг с другом. Ему не нравились Советы или их марионетки в Кабуле, и он говорил о том, что происходит в Джелалабаде. У меня не было возможности проверить его историю напрямую или сразу, но со временем то, что он мне рассказал, оказалось правдой.

Мы пытались подтвердить каждое сообщение, которое мы отправляли, хотя некоторые из них мы отправляли без подтверждения, когда они соответствовали шаблону или исходили из источника, который мы всегда считали надежным…

Мы уничтожали наши оригиналы, как только они были успешно переданы, и хранили входящие секретные сообщения не более 24 часов. Это означало, что нам не на что было сослаться, поэтому, если Департамент или другое почтовое отделение отправило сообщение с указанием «номер ссылки 1234», нам пришлось бы отправить его обратно, заявив, что мы понятия не имеем, о чем они говорят, и попросить их дать нам контекст.

Если бы я получил одно подтверждение истории, я бы сообщил об этом. Я не ждал ни трех, ни четырех. Помогали этому процессу и, скажем так, национальные разведывательные ресурсы.

« Большая часть Кабула была похожа на часть лагеря Красной Армии »

Все наши союзники по НАТО, кроме Турции, отозвали своих послов и сократили свое представительство до временного поверенного. Но насколько я помню, они имели дело с режимом Кармаля. Единственным другим посольством в ситуации, похожей на нашу, было пакистанское, которое было посольством только по названию. Они были окружены так же, как и мы, афганской тайной полицией и КГБ. Поверенный сказал мне, что он не может никуда идти, кроме дома и офиса. Они с трудом могли достать еду. Они встречали самолет PIA [Pakistan Airways], который прилетал и возвращался в Пешавар раз в неделю. Так они получили некоторые предметы домашнего обихода, но с сумками у них были настоящие проблемы.

С этим у нас получилось больше. Я думаю, что Советы решили, что, хотя главная причина, по которой мы были там, заключалась в том, чтобы шпионить за ними, в более широкой схеме их отношений с Соединенными Штатами Кремль знал, что нас нужно терпеть. Но пакистанцы считались сторонниками пуштунов, которые возглавляли кампанию по изгнанию Советов, и к ним не проявляли особой терпимости.

В большинстве посольств — разумеется, во всех западных и японских — были поверенные в делах. Весь советский блок и индийцы имели послов. У саудовцев и иранцев были подопечные. Это произошло потому, что никто, кроме стран Блока и Индии, официально не признал правительство Кармаля. Но немногие были столь сдержанны, как мы. У большинства были постоянные консульские связи, а у некоторых — коммерческие.

Самым вопиющим исключением стал турок, оставшийся после советского вторжения. Он был очень высокопоставленным кадровым офицером, которому Анкара не предлагала другую работу. Он отказался уехать и убедил свое правительство, вопреки яростным возражениям с нашей стороны, что он мог бы принести больше пользы обоим правительствам, если бы остался в Кабуле. Я хорошо его узнал, потому что родился в Турции, и позаботился о том, чтобы он узнал об этом с самого начала. Он и его жена были очень добры ко мне. Он даже предложил мне турецкий дипломатический паспорт на случай, если я захочу «уехать в деревню». Глупо, потому что он не мог этого сделать.

Советы продолжали доставлять военную технику, за которой мы часто наблюдали с крыши канцелярии. Наше посольство находилось по соседству с главной телевизионной станцией, и Советам не нравилось, что мы там находимся, но мы все равно пошли. Они часто посылали нам вертолеты и другие самолеты, чтобы усилить сообщение.

Из гостиницы «Интерконтиненталь» на холме к северу нам был лучше виден строящийся огромный лагерь Красной Армии. Одна дорога по его периметру нам не была запрещена, поэтому мы иногда заходили туда, чтобы проверить последние поступления. Среди них были самоходные артиллерийские установки, танки, БТР, БМП [по-русски «боевая машина пехоты», слева], ракетные установки и так далее.

Большая часть Кабула была похожа на часть лагеря Красной Армии, который становился все больше и больше. Советы захватили многие здания, открыли свои собственные больницы и имели несколько штабов то здесь, то там. Это была настоящая военная оккупация. С точки зрения количества войск, эта оккупация, вероятно, была больше, чем наша сегодняшняя, и в последнее время мы ввели больше войск.

Помимо попыток отследить все это, мы хотели знать, была ли какая-либо часть сопротивления успешной… Иногда сами Советы спрашивали нас: «Почему они сопротивляются? Мы пришли сюда как братья, но они продолжают создавать проблемы».

Чтобы понять, что происходит, все, что нам нужно было сделать, это стоять ночью снаружи и слушать, особенно в отеле Intercontinental и других высоких точках обзора в городе. Оттуда мы могли видеть аэропорт и, сразу за ним, равнину Шамали. Почти каждую ночь мы видели сигнальные ракеты и жужжащие боевые вертолеты, стреляющие трассирующими пулями. Редко выпадал день или ночь, когда в самом Кабуле или его окрестностях не велись какие-либо военные действия, большая часть которых была видна нам из первых рук. Мы получили достоверные сообщения о том, что происходит в остальной части сельской местности, особенно вокруг баз ВВС Баграм и Шиндан.

«Казалось, что откусили больше, чем смогли прожевать»

Пока мы пытались отследить успехи сопротивления, мы увидели, что правительство в самом Кабуле терпит неудачу. Он состоял из жалкой группы людей, которые не могли справиться с ситуацией и часто не очень ладили с Советами. Они точно не ладили друг с другом.

Племенные и этнические разногласия, которые всегда были важным фактором в истории Афганистана, продолжали мешать. Я подозреваю, что они продолжат это делать. Мы начали видеть, что Советы плохо приспосабливаются и плохо держат ситуацию под контролем. Казалось, что они откусили больше, чем смогли прожевать.

Меня допросили, когда я вернулся в Вашингтон в конце своей поездки, и я совершенно твердо сказал, что Советы могут быть изгнаны. Я довольно подробно рассказал, как это можно было сделать — по сути, тайная операция с самого начала, если бы у нас не хватило смелости сразиться с Советами с помощью наших вооруженных сил в такой обстановке. Я не могу претендовать на то, что начал все это, но я думаю, что то, что я сказал в своем отчете, было важным фактором в конечном предприятии.

Я не мог ничего с этим поделать, но я не особо задумывался о том, как с этим справилось ЦРУ. У меня, конечно, было мнение и впечатление, что Советы цепляются за свои ногти. Я сказал, что их можно и нужно вытолкнуть из Афганистана, и что простые афганцы могут сделать их жизнь настолько невыносимой, что это произойдет. Это было встречено с изрядным недоверием, но, в конце концов, моя основная идея была принята.

Официально мы вообще не имели дела с афганцами, но, например, когда мы ходили на прием в советское посольство, там были афганские министры, иногда включая премьер-министра. Советы часто вели западных дипломатов в одну комнату, а «друзей» — в другую, так что мы не всегда смешивались. Но однажды мы это сделали. В большинстве случаев мы только обменивались рукопожатиями и говорили «привет», но некоторые из них хотели поговорить с американцами. Один или два дали нам самую лучшую информацию, то ли намеренно, то ли по ошибке, трудно сказать.

Администратор и я, иногда вместе, иногда по отдельности, ездили в министерства по бумажным делам, но никогда не вступали в предметные беседы. Если бы у нас возникали проблемы или афганская бюрократия не отвечала, мы шли бы в советское посольство и требовали действий. Они, конечно, каждый раз говорили, что они не управляют страной, так как она не их. Мы бы ответили, что они оказали влияние там, где его не было у нас. Обычно это срабатывало.

«Советский солдат , дежуривший у посольства, похоже, просил политического убежища»

Инцидент, который стал решающим моментом в этом процессе, произошел однажды, когда я пришел на работу и обнаружил одного из моих офицеров в сильном волнении. Я был поверенным в то время. Он сказал мне, что советский солдат, дежуривший у посольства, вошел со своим оружием, передал его морской гвардии и, похоже, просил политического убежища.

Мы вытащили консульский справочник, в котором было несколько полезных фраз, переведенных на русский язык, но человек казался неграмотным. Никто из нас не мог поговорить с ним напрямую, потому что у нас не было русскоязычного персонала. Я немедленно позвонил в оперативный центр и попросил указаний. Мне сказали сидеть смирно и ничего не делать, пока они не вернутся ко мне.

Я призвал их поторопиться, потому что Советы должны были узнать. И действительно, к тому времени, как я повесил трубку, нас окружил большой контингент советских военных. Шли часы, а затем и дни, петля становилась все туже и туже.

Солдат оказался 21-летним пехотинцем, несчастным в Армии, и особенно недовольным своим начальством, одно из которых дало ему пощечину. Позже он сказал нам, что хотел уйти из этой богомерзкой армии, где офицерам досталось все, а рядовым ничего. Он много рассказывал нам о жизни в Красной Армии. Мы продержали его неделю под все более жестким давлением. Нас окружили танки и снайперы, расположившиеся на стенах по периметру… (Фото: Илья Абишев)

Мы боялись, что Советы попытаются его вытащить, поэтому спрятали его, как могли. Мы не хотели, чтобы он находился в секретной части посольства, поэтому мы держали жалюзи закрытыми и перемещали его по первому этажу в неурочные часы. Он был примерно моего роста, так что я дал ему обноски, рубашку и пару свитеров…

Он оказался немцем по национальности из Западной Сибири. Я привел немецкого поверенного, надеясь, что он сможет с ним поговорить, но мальчик смог вспомнить только пару детских стишков на немецком языке, так что это не сработало. Наконец, посольство в Москве прислало к нам одного из своих политработников для перевода. Думаю, мы стали всемирным посмешищем в прессе. Вот мы и были в центре расположения Красной Армии, и никто не говорил по-русски.

Хок Миллс уехал из страны на отдыхе и вернулся примерно через пять дней. Советский посол приставал к моему секретарю, становясь все более и более настойчивым, но мне было приказано с ним не разговаривать. Когда он вернулся, Хоук поговорил с ним и принял его требование о встрече с солдатом в соответствии с правилами Женевской конвенции по консульским вопросам. Наконец, министерство согласилось допустить его к солдату при условии, что наш офицер из Москвы будет переводить, что будет присутствовать поверенный Миллс и что солдат согласится поговорить с послом.

Итак, сотрудник московского посольства… и я долго гуляли с солдатом пару дней. Он продолжал отказываться слушать наши объяснения. Он настаивал на том, что не вернется в свою часть, и что мы должны вывезти его из Афганистана… В какой-то момент я спросил его, действительно ли он думает, что мы сможем улизнуть его. Это немного замедлило его, но затем он спросил: «А как насчет ЦРУ?» Я сказал ему, что это так не работает; этого не произойдет.

Наконец он понял, что застрял, и сказал, что если мы гарантируем, что он сможет остаться, если ему не понравится то, что он услышал, и это его единственная настоящая надежда, он поговорит с послом и увидит, что у него есть.