фото и история создания уникального советского самолета
Увидев на спутниковых снимках огромный силуэт уникального летательного аппарата, американцы ужаснулись и дали ему прозвище «Каспийский монстр», неправильно расшифровав кодовое название КМ (корабль-макет). «Несправедливо забытое детище гениальных конструкторов — экранопланы — были столь многообещающим техническим прорывом», что так ни разу и не вышли из стадии опытной эксплуатации за сто лет своей истории. Рассказываем, как разбивается о суровую реальность миф о революционных и универсальных «не-самолетах» и «не-кораблях».
YouTube
Пожалуй, каждому, кто хоть краем глаза или уха интересовался оригинальными разработками советских инженеров, встречались высокопарные заявления, подобные тем, что указаны в начале первого абзаца. Кроме того, нередко всплывают утверждения, будто такие экранопланы и экранолеты как «Каспийский монстр» не имели аналогов за рубежом, а их разработка была свернута лишь из-за подковерных дрязг в партийном руководстве.
История «Каспийского монстра»
Разработчиком и создателем «Каспийского монстра» был Ростислав Алексеев. Мужчина был без ума от парусного спорта и высоких скоростей, поэтому еще во время учебы в Горьковском институте он придумал проект быстроходного катера на подводных крыльях для дипломной работы. После выпуска из учебного заведения молодой инженер усовершенствовал проект и отправил его наркому Военно-морского флота Николаю Кузнецову. Однако Кузнецов отказал Алексееву, объяснив это тем, что во время войны стране нужны танки, а не катера.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из-за этого Ростислав Алексеев стал работать мастером по выпуску танков Т-34 на заводе «Красное Сормово», а по ночам продолжал заниматься созданием скоростных катеров. Сначала он создавал лишь модели суден и испытывал их на заводском затоне. Из этих опытов родился проект поразительного транспорта – экраноплана.
Испытания первого «Каспийского монстра» проходили около острова Чечень у Каспийского моря. Туда огромную машину почти месяц везли по Волге из Горького, закрыв маскировочной сеткой. Во время испытаний американский спутник-шпион сфотографировал «Каспийского монстра». Снимок был опубликован в журнале Time – после этого огромный экраноплан стали обсуждать и опасаться во всем мире. Его рассматривали как новую военную угрозу от СССР. «Каспийский монстр» мог летать над поверхностью воды с той же скоростью, с которой в небе летали самолеты.
После того, как испытания «Каспийского монстра» прошли, команда под руководством Алексеева начала работать над другими экранопланами разных типов. Например, вариант для десантников назвали «Орленком». На его борту были пулеметы, могли поместиться 200 солдат и 2 танка.
youtube
Нажми и смотри
Последователь «Каспийского монстра» – экраноплан «Лунь»
Боевая машина «Лунь» стала последователем «Каспийского монстра» и более усовершенствованным вариантом «Орленка». На этот экраноплан установили противокорабельные ракеты и спустили на воду в 1986 году. Помещенное на «Лунь» оружие сделало его убийцей авианосцев и сильно встревожило экспертов ЦРУ и военных. Из-за того, что «Лунь» летал очень низко, заметить его на радаре было практически невозможно, а в скорости на воде с экранопланом никто не мог сравниться.
Сегодня «Лунь» часто путают с «Каспийским монстром», однако важно понимать, что это два разных экраноплана одного проекта. «Каспийский монстр» утонул при испытаниях и сейчас лежит на дне Каспийского моря.
«Лунь» же, наоборот, хорошо сохранился и находится на суше в Дербенте. Сейчас для исторического экраноплана готовят бетонный постамент, на котором он будет стоять. До берега махину транспортировали с помощью нескольких кораблей Каспийского флота: часть из них буксировала «Лунь», часть – следила за безопасностью движения. Для того, чтобы вытащить экраноплан на сушу использовали тракторы с тросами и специальными воздушными подушками. За один день таким образом получалось сдвинуть «Лунь» всего на несколько сантиметров, но в итоге с задачей все-таки удалось справиться.
Мифы о «Каспийском монстре»
Миф первый — уникальность
Основа всей концепции таких как «Каспийский монстр» экранопланов — экранный эффект или граунд-эффект (ground effect). Он выражается в увеличении подъемной силы крыла при полете на небольшой высоте над ровной поверхностью. Его открыли независимо друг от друга почти все авиаторы, которые начали разрабатывать самолеты с низким расположением крыльев (низкопланы).
Примерно тогда же, в 20-30-х годах XX века, и появились первые попытки его использовать, а не просто учитывать при пилотировании (а в авиации он чаще мешал, чем помогал).
Эскизные проекты и даже прототипы той или иной степени проработки экранопланов и экранолетов (этот вариант может еще и как самолет летать) создавались во многих странах — например, в Германии, США, Финляндии. Однако они не получали финансирования по объективным причинам: авторы самых разных идей на эту тему так ни разу и не смогли представить мало-мальски внятных расчетов, какую задачу будет готовый летательный аппарат выполнять лучше, чем уже существующие транспортные средства.Стоит заметить, что идея подобных «Каспийскому монстру» экранопланов даже в XXI веке будоражит умы не только отечественных инженеров и фанатов авиации. В Северной Америке, компания отличающаяся особенно теплым отношением к военным контрактам (тем более на какие-нибудь фантастические по сложности и размерам проекты) — Boeing — в самом начале 2000-х годов тоже предложила своего «монстра» в качестве скоростного средства переброски большого количества бронетехники и солдат через океан.
Исполинский Pelican ULTRA, по идее, должен был весить, в зависимости от варианта конструкции 1 800, 3 000 или 4 500 тонн, из которых 30-40% приходились на полезную нагрузку.
Нет, это не шутка, несколько тысяч метрических тонн. Что на эту откровенную фантастику ответили в Минобороны и Конгрессе неизвестно, но в отчете о конкурсе, на который Boeing предложила данный концепт, «Пеликан» даже не упоминается.
Миф второй — универсальность
Такие экранопланы как «Каспийский монстр», как правило, заявляются в качестве средства избежать недостатков самолетов и кораблей одновременно. Причем, вне зависимости от того, какую сферу применения собирается закрывать разработчик конкретного изделия — гражданскую или военную.
Экранопланы по типу «Каспийского монстра» не требуют аэродрома для взлета, могут в случае неполадки просто сбросом газа сесть на воду и ждать помощи (а не упадут и разобьются).
Наличие помимо маршевых двигателей еще и группы стартовых позволяет при отказе одного из них или даже нескольких спокойно продолжить полет. Грузоподъемность экранопланов выше, чем у самолетов. При этом, они быстрее кораблей в разы — при крейсерской скорости в 400-600 километров в час, они оставляют позади даже самые быстрые суда на воздушной подушке или подводных крыльях.
На деле, «Каспийский монстр» и другие экранопланы как и многие «гибриды технологий», скорее наследуют все недостатки «родителей», но не предлагают чего-то взамен. Им необходима такое же сложное, частое и высококвалифицированное обслуживание, как и самолетам. Значит, для них придется делать свои порты-аэродромы, без взлетно-посадочной полосы (ВПП), но со всей материально-технической базой. Кроме того, для экраноплана «взлетка» — это водная гладь (да, теоретически, может быть любая ровная поверхность, но на практике используют только воду), которая имеет неприятную особенность очень быстро менять свои свойства в зависимости от погодных условий.
При базировании на берегу моря или океана вполне легко может возникнуть ситуация, когда вылетая на рейс в штиль, такой экраноплан как «Каспийский монстр» не сможет приводниться из-за высоких волн уже через пару часов. При этом, скорости все равно меньше, чем у самолетов, а наличие тяжелых «лишних» двигателей (стартовых) и дополнительного топлива для их работы во время взлета нивелирует экономический эффект от более высокой потенциальной эффективности аэродинамической схемы, работающей за счет экранного эффекта.
С кораблями сравнение также не в пользу экранопланов. Суда выбираются в качестве транспортного средства не за скорость, а за экономичность — перевозка тонны груза по воде всегда будет самым дешевым способом ее перемещения. А даже примерные расчеты экономики перевозок на экранопланах, в лучшем случае, показывают стоимость транспортировки тонны груза на них ненамного дешевле (а то и дороже), чем на самолете.
Для применения в военных целях уникальные аппараты вроде «Каспийского монстра» и вовсе не годятся.
и вовсе не годятся. Незаметность на радарах за счет низкой высоты полета нивелируется этой самой высотой полета. РЛС корабля всегда будет выше, чем РЛС экраноплана и увидит его раньше, чем «революционная» атакующая единица. Если же речь идет об атаке с использованием данных, полученных от самолета ДРЛО, то никаких преимуществ перед истребителями или бомбардировщиками (ракетоносцами) у экраноплана опять же нет — он медленнее, дороже и требует собственной базы вместо аэродрома. При этом, он менее маневренный и является легчайшей целью для авиации противника без возможности что-то ей противопоставить.
Миф третий — успех
Как бы впечатляюще ни выглядели эскизы «Каспийского монстра» и других экранопланов, без каких-либо революционных разработок в сфере двигателестроения, конструкционных материалов или способов движения успеха иметь они не будут. Причин для этого масса.
В первую очередь, безопасность и экономичность.
Самолеты не просто так летают на высоте 9-11 тысяч метров. Это оптимальный потолок с точки зрения плотности атмосферы (а, следственно и сопротивления воздуха), прочности конструкции для поддержания внутреннего давления и эффективности работы двигателей. Можно летать и выше, где еще меньше сопротивление среды, но тогда придется делать либо очень прочный (тяжелый и дорогой) корпус, либо выдавать всем пассажирам кислородные маски и скафандры.
«Каспийский монстр» и сделанные по схожему принципу экранопланы летают у самой земли, где воздух создает максимальное сопротивление, из чего следует повышенный расход топлива. Масса стартовых двигателей, которые на протяжении всего рейса, за исключением первых его минут, являются мертвым грузом, также уменьшает потенциальную грузоподъемность. Наконец, полеты у побережья или вдоль русел рек для экранопланов заказаны. Из-за птиц, линий электропередач и, как ни странно, необходимости маневрировать. Данный тип летательных аппаратов вынужден поворачивать по очень большому радиусу (несколько километров для «Луня» и КМ) — крениться, как это делают самолеты, они не могут из-за малой высоты полета.
Отдельная проблема — «зависимость» от погоды, которая гораздо выше, чем у самолетов: когда последние прекрасно взлетают и садятся, «революционное» транспортное средство уже вынуждено прятаться в укрытие уже при 4 баллах по шкале Бофорта. Что произойдет с экранопланом, если он на скорости 400-600 километров в час вдруг «поймает» волну, к счастью, не знает никто. Все потерянные на испытаниях машины ушли на дно без жертв и в результате ошибок пилотирования, которое, к слову, гораздо сложнее, чем привычная работа летчика.
Так почему же такие экранопланы как «Каспийский монстр» все равно пытаются делать?
А кто запретит? Коммерческого эффекта они не снискали, но это не значит, что попытки устранить или обойти проблемы экранопланов нужно оставлять. Возможно, какой-нибудь энтузиаст найдет такое техническое решение, которое сделает их конкурентоспособными. И это будет замечательно. Главное, чтобы это делалось не в ущерб гораздо более важным разработкам, например, созданию современных экологичных и экономичных самолетов.
Советское ноу-хау на новый лад. Зачем американцы реинкарнируют «Каспийского монстра»
Бостонская компания Regent сообщила, что получила первый контракт на сумму $465 млн на приобретение экраноплана Seaglider. Эта машина представляет собой гибрид самолета и корабля, способный «летать» над водной поверхностью со скоростью около 300 км в час и на дальность почти 600 км. Также фишкой проекта является то, что экраноплан работает на электрической тяге — модно и экологично. Американцы не скрывают, что вдохновлялись идеями русского конструктора Ростислава Алексеева, создавшего в прошлом веке экраноплан «Лунь», прозванный на Западе за мощь и скорость «Каспийским монстром».
Летящие по волнам
Экраноплан — бесспорное ноу-хау советской промышленности. От корабля он унаследовал грузоподъемность, от самолета — скорость. Ростислав Алексеев разработал и технически обосновал возможность полета корабля над морем благодаря эффекту аэродинамического экрана, что из-за отсутствия сопротивления воды позволяет развивать скорость в сотни километров в час.
При этом самые современные корабли с атомными энергетическими установками вряд ли разгоняются больше 70 км в час.
В отличие от судов, экраноплан летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, перемещаться надо льдом или тундрой.
Экраноплан «Лунь»
© Алексей Жигайлов/ТАСС
Представленный в начале 1990-х экраноплан «Лунь» демонстрировал скорость 500 км в час. Для этого на корабле-самолете было установлено восемь реактивных двигателей (Для сравнения, самый большой пассажирский самолет СССР того времени — Ил-86 — имел всего четыре). Он перемещался на 2 тыс. км и нес груз 140 тонн. На тот момент это был абсолютный рекорд. По грузоподъемности он сравним с шестимоторным военно-транспортным Ан-124 «Руслан». Экраноплан мог переносить шесть пусковых установок самых мощных на тот момент противокорабельных ракет 3М-80 «Москит» на борту.
«Москит»
Полностью титановая ракета размером с истребитель МиГ-21 была предназначена для уничтожения авианосцев противника.
Она летает на расстояние почти 200 км. На каждой ядерная или фугасная боевая часть весом до полутонны. Скорость ракет такова, что их не видят радары. Кроме того, снаряд постоянно меняет высоту и направление полета, выписывая над водой замысловатую «змейку»; резко набирает и сбрасывает высоту в результате чего полностью сливается с окружающей обстановкой. По словам моряков, заметить «Москит» можно только у самого борта корабля, когда увернуться от него уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе Sunburn — «Солнечный ожог».
«Обычными» носителями ракет этого типа были эсминцы 956 проекта типа «Современный», но на них стояло всего четыре ракеты, а скорость кораблей не превышала все те же 70 км в час. На их фоне «Лунь» казался настоящим прорывом. Залп «Москитов» гарантированно топил авианосную группировку противника. При этом скольжение атакующего корабля для противника также оставалось до последнего незаметным — во время полета экраноплан создавал вокруг себя облако водяной взвеси, скрывающей его от вражеских радаров.
Американцы узнали про «Лунь» случайно с помощью космических снимков, полученных при мониторинге военной обстановки в Каспийском море. Анализ информации показал, что у СССР имеется средство морского нападения, от которого у Запада нет средств обороны.
Запретная красота
Однако самолет-корабль моряки не приняли. Как рассказал бывший замглавкома ВМФ, а до этого командующий Черноморским флотом, участник испытаний экранопланов, адмирал Игорь Касатонов, при всей красоте «бумажных» характеристик, корабль оказался крайне неэффективным. Губило основное преимущество — скорость, ну и менее значимая для военных экономичность. Адмирал отметил, что в акватории Каспийского моря еще можно было «побегать», но на стратегических коммуникациях, при интенсивном судоходстве «Лунь» был просто опасен. В итоге проект закрыли.
Читайте также
Конструктор заявил, что боевой экраноплан «Лунь» остается мощнейшим оружием XXI века
Сегодня первый и последний представитель семейства боевых экранопланов стоит на берегу Каспия рядом с будущим военно-патриотическим парком «Патриот» в Дагестане.
Согласно планам, корабль-самолет станет главным его экспонатом. По фото, выложенным блогерами в интернет, внутри «Луня» сохранилось практически все оборудование.
В отличие от боевого советского экраноплана, американский Seaglider — машина исключительно гражданская, для пассажирских перевозок между прибрежными районами на небольшие расстояния, где невыгодно использовать авиацию.
Как отмечают разработчики, новый экраноплан на этапе разгона использует подводные крылья. Взлет происходит при скорости от 30 до 70 км в час, после чего он продолжает полет уже над поверхностью воды. При этом отмечается крайняя безопасность экраноплана — в случае отказа восьми электродвигателей машина просто спланирует к поверхности воды.
Как уточняют в Regent, заказчиками Seaglider уже стал ряд крупнейших паромных и авиационных компаний. Их привлекают прежде всего скорость — экраноплан в шесть раз быстрее паромов — и цена, вдвое дешевле самолетов. При этом указанный транспорт довольствуется обычной портовой инфраструктурой, которая намного дешевле той, что требуется в аэропортах.
Сегодня экранопланами озабоченны, помимо Regent, и куда более серьезные игроки. Например, американская DARPA — управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США. Совместно с Boeing она пыталась создать экранолет Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способный перевозить 1,2 тыс. тонн груза на дальность 18 тыс. км. Пентагон вроде идею поддержал, но флотские высказались категорически против — их смутили огромные размеры предлагаемой машины. В результате проект не получил развития.
Отечественная наработка
Российская промышленность также помнит наследие Ростислава Алексеева. В КБ его имени создают несколько экранопланов нового поколения, в том числе А-050 «Чайка-2». Проект, пусть пока виртуальный, но ему уже вменяют возрождение «Каспийского монстра». Во всяком случае, так считают журналисты американского издания We Are the Mighty. В материале говорится, что судно на динамической воздушной подушке должно было быть введено в эксплуатацию еще в 2020 году.
Автор статьи уточняет, что А-050 станет развитием экспериментального «Каспийского монстра».
Читайте также
В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан
По информации на сайте разработчика, «Чайка-2» предназначена для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. Обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме второго класса. Может использоваться в качестве служебно-разъездного, санитарного, транспортного средства, для мониторинга экологического состояния внутренних водных акваторий.
В грузовом отсеке экраноплан способен нести спасательный катер, который можно спускать на воду при аварийно-спасательных и досмотровых работах, после чего грузить обратно на судно и «улетать». Также уточняется, что «Чайка» будет оснащена системой синтетического зрения. С ее помощью бортовой компьютер получит возможность распознавать объекты в радиусе нескольких километров, сканировать их, анализировать погоду и предлагать, как лучше всего обойти препятствие.
Как отмечают разработчики, возможности аппарата делают его универсальным судном, поэтому есть вероятность, что «Чайку» придется сертифицировать сразу в двух регистрах — и в морском, и в авиационном.
Модель экраноплана А-050 «Чайка-2»
© Ладислав Карпов/ТАСС
Все это будет реализовано в 34,8 метрах длины судна, тогда как «Лунь» составлял 74 метра. Полное водоизмещение машины — 54 тонны. При полете в режиме экрана (когда экраноплан «парит» на небольшой высоте над водой за счет повышенного давления под крылом) судно способно развивать скорость 360–400 км в час, а во внеэкранном режиме — до 450 км в час. Максимальная дальность в первом случае будет равна 3 тыс. км. Для обслуживания «Чайки-2» необходим экипаж из четырех человек.
На предприятии говорят, что, помимо гражданской версии, ЦКБ выполнило опытно-конструкторскую работу по разработке спасательного экраноплана большего водоизмещения.
Читайте также
В Хабаровском крае намерены запустить производство экранопланов
Лоббистами проекта возрождения «бегущих» над волнами кораблей в РФ в разное время выступали некоторые влиятельные чиновники.
По их мнению, создание экранопланов укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством в последние годы. Ее суть в создании возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые труднодоступные ее регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург с Калининградом, а Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком.
Впрочем, все это пока проекты. Почему же дело не доходит до их реализации на практике? По всей видимости, из-за тех же вопросов, что не смогли решить еще в советское время, — скорости экранопланов. Поэтому пока концерн «Калашников» (входит в «Ростех») и КБ Алексеева строят более простые, но не менее технологичные суда на подводных крыльях — «Кометы» и «Метеоры». Как с ними обращаться с точки зрения логистики куда понятней, чем с летающими над волнами экранопланами.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.
ru
запрещенных фотографий изнутри советского экраноплана
Варианты печати:
- Изображений
- Мультимедиа
- Встроенный контент
- Комментарии
Ссылка скопирована в буфер обмена
Регионы
Предыдущий Следующий
Последние новости
Российский фотограф пробрался в единственный в мире экраноплан, способный нести ядерное оружие, и сделал редкие снимки его интерьера.
Это экраноплан класса «Лунь», ранее сверхсекретный советский военный корабль, который мог скользить прямо над волнами со скоростью реактивного самолета, уклоняясь от радаров и противокорабельных мин.
Экраноплан во время испытаний на Каспии в 1980-е гг. Машина была оборудована шестью пусковыми установками вдоль хребта, которые могли стрелять 
Транспортное средство использовало так называемый «граунд-эффект» — подушку высокого давления, которая образуется под крыльями чрезвычайно низколетящего самолета, увеличивая скорость и подъемную силу. Часто можно увидеть, как морские птицы, скользящие по волнам, используют то же явление.
Экраноплан в 2010 годуПосле распада СССР и последующего закрытия программы «Лунь» «убийца авианосцев» простаивал в этом плотно охраняемом доке на побережье Дагестанской области России.
Этим летом 31-летняя российская урбанистка Лана Сатор прочитала о том, что экраноплан буксируют морем в Дербент, город в Дагестане, где он должен быть перемещен в «патриотический парк» и выставлен на постоянную экспозицию.
С Когда экраноплан барахтается в волнах, ожидая своей последней перевозки в военный тематический парк, Сатор сказала Азаттыку, что в последнюю минуту забронировала билет на рейс стоимостью 150 долларов со своей базы в Москве в Дагестан.
Около часа ночи 7 августа Сатор и его друг запихнули фотоаппараты в водонепроницаемые сумки, пошли вдоль залитого лунным светом побережья, а затем пошли вброд по волнам к машине. Сатор говорит, что вокруг крыла море выкопало «глубокую дыру в песке», но паре в конце концов удалось взобраться на борт и заглянуть в открытую дверь судна.
Товарищ Сатора — его футболка все еще мокрая от брода к крылу — внутри экранопланаВнутри входа Сатор говорит, что «горели лампочки и очень громко гудел генератор». Потом они увидели охранника.
Органы управления внутри экранопланаОхранник каким-то образом спал сквозь грохот генератора. С шумом, заглушающим их шаги, Сатор и ее компаньон — с обеих капала морская вода — смогли прокрасться мимо него и в чрево советского зверя.
Пара направилась от охраны в корму судна, достала камеры и вспышки и принялась за работу.
Сатор говорит, что она была скорее взволнована, чем напугана, когда они незамеченными прокрались через тускло освещенные отсеки. Судно мягко покачивалось на волнах, как лодка.
Кабина корабля: экраноплан требовал экипажа из 15 человек, когда он был в эксплуатации.После почти часа изучения задней части экраноплана пара снова на цыпочках прошла мимо дремлющего охранника и направилась вперед, где Сатор смог сфотографировать похожую на самолет диспетчерскую.
Станция оператора радара: Сатор говорит, что некоторые места на Луне были загромождены «курицей и пирожными», оставленными людьми, готовившими судно для всеобщего обозрения. Наконец, около 3 часов ночи, с десятками фотографий на своих камерах, пара еще раз прошла мимо охранника, который, как они заметили, перевернулся во сне, и сошла с крыла в теплую морскую воду, которая к тому времени была достаточно глубоко, чтобы они неожиданно рухнули над головой. Благополучно добравшись до берега и наблюдая за тем, как ничего не подозревающий охранник выходит из корабля, чтобы потянуться и зевнуть на рассвете, Сатор сказала, что ее миссия «можно считать выполненной».
Рекомендуемый
Брифинг по расширенной Европе: Украина может получить больше боеприпасов из ЕС; НАТО оглядывается на трудный год
Наверх
Познакомьтесь с «Каспийским морским чудовищем», 302-футовым советским суперсамолетом времен холодной войны — отчет Робба
Два года назад российские власти вытащили «морского монстра» из удаленной военной пристани на Каспийском море, крупнейшем в мире внутреннем водоеме. Но 302-футовый экраноплан типа «Лун» не был легендарной Несси, плавающей в глубинах озера Лох-Несс. Это был гибрид лодки и самолета, построенный во время холодной войны, весом 380 тонн, с размахом крыла 148 футов и максимальной скоростью 340 миль в час.
Военный самолет, предназначенный для атаки атомных подводных лодок и авианосцев НАТО, впервые поступил на вооружение в 1987 году.
Он был выведен из эксплуатации после распада Советского Союза в начале 1990-х годов. Корабль класса «Лунь» три десятилетия скрывался на военно-морской базе в Каспийском море, прежде чем его перевезли на пляж для возможного размещения в местном морском музее.
Это был не первый из гигантских экранопланов, разработанных Советами. км был разработан в 1960-х годах и поступил на вооружение в 1966 году. Самый большой самолет того времени, 340-футовый, имел максимальную скорость 311 миль в час. Некоторые источники говорят, что это было ближе 460 миль в час. Поскольку он летел так низко, радар не мог его обнаружить. Несмотря на его скорость и скрытность, он никогда не использовался в качестве оружия войны.
КМ разбился в 1980 году из-за неопытного пилота на дросселях. Остается на дне Каспийского моря.
В то время как два неудачных экраноплана решили судьбу гигантских Каспийских морских монстров, русские недавно анонсировали меньшую версию на 12 человек, получившую прозвище «Маленькое морское чудовище», для гражданского использования. Другие военные и частные компании в США, России, Китае и Сингапуре также экспериментируют с граунд-эффектом.
Находясь где-то между лодкой и самолетом, экраноплан летает не так, как обычный самолет. Это экраноплан, который перемещается на высоте от 6 до 20 футов над водой. Эффект земли — это явление, при котором подъемная сила самолета увеличивается, а его лобовое сопротивление уменьшается, когда крылья вступают в тесный контакт с землей. Искажения воздуха и давления могут быть проклятием для пилотов самолетов, которые иногда чувствуют, что их самолеты скользят дальше, чем предполагалось, во время посадки.
Но Советы придумали, как использовать эту естественную воздушную подушку для создания чего-то практичного, по крайней мере, они так думали. В качестве тактического снаряжения, по крайней мере на бумаге, гигантские экранопланы блестят. Они могут вместить столько войск, сколько корабль, и летать так же быстро, как самолет. Но «Морские чудовища» так и не достигли цели стать быстрыми, незаметными кораблями, способными топить военные корабли НАТО. Ненастная погода и большое море мешали безопасным полетам.
После буксировки на берег в 2020 г. Предоставлено Getty ImagesРынок экранопланов как бы возрождается. В прошлом году Россия объявила, что продает Ирану шесть небольших экранопланов для неуказанных целей, а другой российский производитель недавно заявил, что разработал экраноплан на 12 человек для гражданского использования.
Возможен ли прыжок на рынок предметов роскоши? Это, безусловно, то, что планирует сингапурская Wigetworks со своим Airfish 8.
