Около 30 кораблей и судов обеспечения построят в 2019 году для ВМФ России

25 ноября 2018, 22:33

Новая техника ВС РФ

МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Около 30 кораблей и судов обеспечения различного класса планируется построить в 2019 году для Военно-морского флота России, сообщил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев.

Читайте также

Боевые корабли ВМФ России

«Планируется, что в 2019 году для Военно-морского флота будет построено около 30 кораблей и судов обеспечения различного класса. Продолжатся работы над созданием атомных подводных лодок пятого поколения, которые будут обладать еще более совершенными характеристиками», — сказал Королев в интервью газете «Красная Звезда», опубликованном в понедельник.

По его словам, в 2019 году в состав ВМФ также должны войти атомные подводные лодки «Князь Владимир» и «Казань», построенные на северодвинском предприятии «Севмаш».

Кроме того, будет продолжаться строительство серии дизель-электрических подводных лодок проекта 636. 3 для подводных сил Северного флота, а также серийное строительство для ВМФ не менее 12 единиц новейших дизель-электрических подводных лодок типа «Лада», сообщил главком.

Королев добавил, что в общем, по итогам 2018 года, ВМФ России получит 416 единиц современного вооружения и военной техники, в том числе боевые корабли и катера, суда обеспечения, авиационную технику, а также радиолокационные и зенитно-ракетные комплексы.

Головной корабль «Ураган»

Малый ракетный корабль (МРК) «Ураган» проекта 22800 «Каракурт» будет принят в состав Военно-морского флота России в декабре текущего года.

Читайте также

Чем гордится Военно-морской флот России

«Совсем недавно, головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» завершил государственные испытания в северных морях, продемонстрировав высокие мореходные качества и высокую надежность, значительно превзошедшие проектные показатели. МРК «Ураган» будет принят в состав ВМФ в декабре текущего года», — сказал Королев.

По его словам, на предприятии «Пелла» (Санкт-Петербург) реализуется строительство серии малых ракетных кораблей проекта 22800. «Для Балтийского флота будет построено шесть таких кораблей, а всего для ВМФ — 18 единиц», — уточнил главком.

«Ураган» является головным кораблем проекта 22800 («Каракурт»). Он разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Как сообщалось ранее, ВМФ России должен получить в общей сложности 18 кораблей этого типа. Водоизмещение МРК составляет порядка 800 т, скорость может превышать 30 узлов. Они оснащаются, в частности, ударным ракетным комплексом «Калибр».

Как сообщалось ранее, малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» планируется переименовать в честь российских городов. Так, головной корабль серии «Ураган» должен был носить имя «Мытищи».

Испытания фрегата «Адмирал Касатонов» 

Испытания фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов» запланированы на декабрь текущего года, а испытания большого десантного корабля «Петр Моргунов» начнутся в 2019 году.

Читайте также

Долгий путь на флот «Адмирала Горшкова»

«В декабре текущего года планируются испытания фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов», в следующем году начнутся испытания новейшего большого десантного корабля «Петр Моргунов» [проект 11711]. Именно эти корабли океанского класса мы планируем принять в состав ВМФ в ближайшее время», — отметил главнокомандующий Военно-морского флота России.

Он напомнил, что в этом году в состав ВМФ приняты фрегаты «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Макаров», большой десантный корабль «Иван Грен», ледокол «Илья Муромец» и морское судно тылового обеспечения «Эльбрус».

Фрегат «Адмирал Касатонов» является вторым (и первым серийным) кораблем проекта 22350. Головной корабль «Адмирал Горшков» передан флоту летом 2018 года, строительство еще двух фрегатов серии («Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков») продолжается на стапелях верфи. Фрегаты 22350 являются самыми современными кораблями российского флота в своем классе, их водоизмещение составляет около 5 тыс. т, они могут развивать скорость до 29 узлов. Помимо прочего фрегаты вооружаются ракетами «Оникс» и «Калибр», а также зенитным ракетным комплексом «Полимент-Редут».

Большой десантный корабль «Петр Моргунов» был заложен в Калининграде 11 июня 2015 года, спущен на воду в этом году. По решению флота, эта серия будет состоять всего из двух единиц — головного корабля «Иван Грен», который строился более 20 лет из-за многочисленных переделок проекта, и первого серийного (второго по счету) — БДК «Петр Моргунов». Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 6 тыс. т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Предыдущий проект большого десантного корабля 1171 (шифр «Тапир») составляет 4,3 тыс. т, а самые многочисленные корабли этого класса в ВМФ РФ (проект 775) — 4,4 тыс. т. 

Теги:

РоссияНовая техника ВС РФКоролев, Владимир Иванович

Флотский реестр. Какие корабли усилят ВМФ России к 2020 году

https://ria. ru/20180403/1517784281.html

Флотский реестр. Какие корабли усилят ВМФ России к 2020 году

Флотский реестр. Какие корабли усилят ВМФ России к 2020 году — РИА Новости, 03.03.2020

Флотский реестр. Какие корабли усилят ВМФ России к 2020 году

Стратегические подводные атомоходы, современные многоцелевые фрегаты, малошумные дизельные подлодки и суда обеспечения различного класса — до 2020 года в состав РИА Новости, 03.04.2018

2018-04-03T08:00

2018-04-03T08:00

2020-03-03T09:50

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151479/99/1514799904_0:232:3228:2048_1920x0_80_0_0_f92dedef5797e7bf2b062f3f4636151f.jpg

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151479/99/1514799904_446:0:3177:2048_1920x0_80_0_0_22c89642df291b374b4829540cf87d07.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, владимир королев (вице-адмирал), вмф рф, подводные лодки проекта 955 «борей», апл ясень, министерство обороны рф (минобороны рф), россия

Безопасность, Владимир Королев (вице-адмирал), ВМФ РФ, Подводные лодки проекта 955 «Борей», АПЛ Ясень, Министерство обороны РФ (Минобороны РФ), Россия

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Стратегические подводные атомоходы, современные многоцелевые фрегаты, малошумные дизельные подлодки и суда обеспечения различного класса — до 2020 года в состав Военно-морского флота России должны войти до 50 новых кораблей. Главком ВМФ Владимир Королев подчеркнул, что программа кораблестроения 2018-2020 годов будет выполнена полностью и в срок. О том, какие новые морские платформы получит российский флот, — в материале РИА Новости.

Подводный флот

Сегодня в составе ВМФ числятся три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей». К-535 «Юрий Долгорукий» несет боевое дежурство на Северном флоте, К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском. До 2020 года запланирован ввод в строй еще одного атомохода — подводного крейсера модернизированного проекта 955А «Князь Владимир». Корабль сейчас проходит заводские и государственные испытания. Экипаж уже сформирован и подготовлен в Учебном центре ВМФ. Ожидается, что «Князь Владимир» отправится служить во флот до конца текущего года.

«Нас не слышно, но мы здесь». Репортаж с самой тихой подлодки в мире

19 марта 2018, 08:00

От базового проекта модернизированная субмарина отличается лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управления вооружением. «Борей-А», как и его «старшие братья», будет нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Следующий по степени готовности крейсер «Генералиссимус Суворов» к 2020-му вряд ли успеет встать в строй, как и другие корабли проекта — «Император Александр III» и «Князь Пожарский». По сообщениям СМИ, их спустят на воду не раньше 2022-го. Дальнейшее развитие серии — лодки проекта «Борей-Б» с улучшенными характеристиками — включены в госпрограмму вооружений до 2027 года.

© Фото : предприятие СЕВМАШАтомный подводный ракетный крейсер проекта «Борей»

© Фото : предприятие СЕВМАШ

Помимо «стратегов», уже в 2019 году флот должен получить первый модернизированный многоцелевой атомоход «Казань» проекта «Ясень-М», проходящий заводские испытания. Головной корабль серии «Ясень» — «Северодвинск» — находится в строю с 2014-го. Следующий в очереди «Ясень-М» — «Новосибирск» — еще не спущен на воду, поэтому вряд ли успеет встать в строй к 2020-му. Зато все шансы на это есть у двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» — «Санкт-Петербург» и «Кронштадт». Первая находится в опытной эксплуатации с 2010-го, вторую спустят на воду до конца 2018-го. Кроме того, Тихоокеанский флот в ближайшие два года должны пополнить дизельные «Варшавянки» — субмарины проекта 636. 3 «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», несущие как торпедное вооружение, так и крылатые ракеты «Калибр».

Надводный флот

Новых крупных надводных кораблей класса «эсминец» и выше в составе ВМФ к 2020 году точно не будет. Но в строй вступят сразу несколько платформ рангом пониже. К 2020 году Черноморскому флоту (ЧФ) должны передать три сторожевых корабля проекта 11356 «Буревестник» — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов». Эти фрегаты уже спущены на воду и проходят испытания. Сейчас ЧФ располагает тремя «Буревестниками» — кораблями «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович».

Кроме того, за два года Северный флот должен пополниться двумя фрегатами дальней морской зоны более «продвинутого» проекта 22350. Головной корабль «Адмирал Горшков» начали строить на «Северной верфи» еще в 2006 году. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный после распада СССР. Перед судостроителями поставили задачу создать принципиально новый фрегат, напичканный самыми современными технологиями, многие из которых раньше на флоте не использовались.

Сложность и амбициозность проекта — основная причина того, что срок передачи корабля флоту несколько раз «сдвигался вправо». Ожидается, что он вступит в строй в августе 2018-го. Второй фрегат серии — «Адмирал Касатонов» — проходит заводские испытания и будет готов к морской службе не раньше 2019 года.

© Фото : Минобороны РФМалый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 «Буян-М». Архивное фото

© Фото : Минобороны РФ

Отдельно стоит остановиться на планах перевооружения ВМФ малыми ракетными кораблями (МРК), которые западные аналитики уже окрестили «новым москитным флотом России». Действительно, пять действующих МРК проекта 21631 «Буян-М», несмотря на скромное водоизмещение в 941 тонну, обладают более чем серьезными боевыми возможностями. Каждый несет по восемь крылатых ракет «Калибр», что в совокупности с небольшими габаритами и малой радиолокационной заметностью делает эти корабли силой, способной угрожать даже крейсеру. Именно «Буяны» открыли боевой счет ВМФ России в сирийском конфликте осенью 2015-го ударом «Калибров» из Каспийского моря по базам террористов ИГ*.

В апреле 2018-го в состав Черноморского флота должен войти еще один МРК «Вышний Волочек». Три корабля из заложенных пяти — «Игнушетия», «Грайворон» и «Орехово-Зуево» — передадут флоту до 2020-го.

Другой тип МРК, который пополнит в ближайшие годы Военно-морской флот, — корабли проекта 22800 «Каракурт». Им будет комфортнее в открытом море, чем «Буянам», и их обеспечат более совершенным радиолокационным комплексом. Первые два корабля проекта — «Ураган» и «Тайфун» — достраиваются на плаву. Еще четыре — «Шквал», «Буря», «Шторм» и «Охотск» — находятся на стапелях судостроительного завода «Пелла» в разной степени готовности. По сообщениям СМИ, они вступят в строй до 2020 года.

ВМФ будет совершенствовать ракетное оружие многоцелевых субмарин

17 марта 2018, 23:03

Из других «малюток» следует упомянуть патрульные корабли проекта 22160 — «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин» и «Сергей Котов». Они строятся для Черноморского флота, и им предстоит выполнять задачи по охране территориальных вод страны, борьбе с пиратством, а также поддерживать своих более крупных «собратьев» в бою. Каждый корабль вооружат установками для пуска крылатых ракет «Калибр», оснастят набором средств для борьбы с надводными целями и подводными лодками. Всего в серии запланировано шесть кораблей, однако к 2020-му успеют достроить только первые четыре.

Из вспомогательных судов в ближайшие два года флоту передадут четыре минных тральщика проекта 12700, два больших десантных корабля проекта 11711 «Иван Грен» и «Петр Моргунов», а также ряд узкоспециализированных катеров, разведывательных и гидрографических кораблей. Очевидно, что Военно-морской флот России пытается восстановить свои силы, серьезно потрепанные лихими 90-ми и безденежными нулевыми. Черед крупных надводных кораблей придет немного позже — на период госпрограммы вооружений до 2027 года.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

Черноморский флот

13 мая 2017, 08:01

ВМФ России на Тихом океане: забытый флот? | Proceedings

Провозглашенный Москвой «поворот к Азии» в основном материализовался с 2014 года благодаря более тесным связям с Китаем, возобновлению диалога с Японией и растущему интересу России к Корейскому полуострову. С тех пор Кремль стремится продемонстрировать евроатлантическому сообществу свою способность обходить санкции и отстаивать свой статус тихоокеанской державы. Несмотря на многочисленные вызовы безопасности на Азиатско-Тихоокеанской арене, Москва игнорировала Тихоокеанский флот ВМФ России. В последнее время ни поразительное усиление китайского флота, ни незаметное увеличение японских морских сил самообороны не заставили Москву заняться обновлением своего военно-морского потенциала в Тихом океане.

Ядерное сдерживание под давлением

Основными задачами Тихоокеанского флота России являются: ядерное сдерживание, защита морской энергетической инфраструктуры и демонстрация флага при заходах в порты на Азиатско-Тихоокеанском этапе, в Индийском океане и в средиземноморский. В то время как Государственная программа вооружений России на 2011-2020 годы подходит к концу, Москва уже разработала следующую оборонную программу, охватывающую период 2018-2027 годов. Военно-морской флот не должен получить львиную долю, как это было в начале 2010-х годов, когда ему было выделено 25 процентов от тогдашних 664 миллиардов долларов, заложенных в бюджете. Из пяти российских военно-морских флотов, а именно Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского, а также Каспийской флотилии, Тихоокеанский и Балтийский флоты являются «самыми большими неудачниками» завершающего плана обороны. Тем не менее, ядерная стратегическая составляющая Тихоокеанского флота обновляется, поскольку Москва по-прежнему глубоко привержена сохранению стратегического сдерживания как на Северном, так и на Тихоокеанском ТВД.

 

В состав флота уже вошли две новые подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 955 «Борей»: К-550 пр. «Александр Невский» , введена в строй в конце декабря 2013 года, и К-551 пр. «Владимир Мономах» , введена в строй в декабре 2014 года. Оба принадлежат 25-й ПЛ дивизии , дислоцированной в Вилюшинске, недалеко от Петропавловска-Камчатского. Эти новые подлодки призваны заменить оставшиеся ПЛАРБ типа «Дельта III», а также стратегические подводные лодки типа «Дельта IV» Северного флота. Для «Борея» разработана новая межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Несмотря на то, что он был официально введен в состав ВМФ, он столкнулся с трудностями и неудачами во время летных испытаний, что дает ему самый высокий уровень отказов среди всех российских программ баллистических ракет подводных лодок (36 процентов по состоянию на апрель 2018 года). «Булава» никогда не испытывалась ни на одной из подводных лодок Тихоокеанского флота, хотя с 2003 года она уже 34 раза запускалась с Северного флота.0015 Рязань — предположительно находится в резерве. Таким образом, российские силы ядерного сдерживания в Тихом океане, по-видимому, находятся под давлением только двух полностью действующих платформ и одной сомнительной ракеты.

Бюджетные ограничения, хронические задержки и технологические проблемы, а также предстоящие стратегические переговоры с США могут повлиять на разработку плана вооружений на 2018-2027 годы. Поскольку срок действия нового договора СНВ истекает в 2021 году, Москве и Вашингтону придется вести переговоры о его продлении. Кремль может быть заинтересован в дальнейшем снижении уровня стратегических векторов, поскольку это может обеспечить некоторую экономию оборонного бюджета. Это время совпадет с моментом, когда Россия сможет заложить ПЛАРБ нового поколения. Если США и России удастся продлить договор, Москва может заказать меньше ПЛАРБ или сократить количество ракет на каждую подводную лодку, что повлияет на стратегический баланс в Тихом океане. Однако, учитывая нынешний уровень напряженности и недоверия между русскими и американцами, продление договора кажется маловероятным.

Сокращение возможностей

Бывшие советские подводные и надводные силы Тихоокеанского флота были выведены из эксплуатации с 1991 года, и никаких реальных планов по их замене нет. Столкнувшись с опасным истощением своего военно-морского потенциала на Тихом океане, Кремль в конце концов отреагировал: в сентябре 2016 года Министерство обороны разместило заказ на шесть новых подводных лодок класса «Кило» на Адмиралтейских верфях (Санкт-Петербург). Они аналогичны Черноморскому флоту, который выпустил крылатые ракеты «Калибр» из вод Средиземного моря по целям в Сирии. Кили двух первых блоков были заложены в конце июля 2017 года, и ожидается, что все пять будут введены в строй к 2022 году. Этим подводным лодкам предстоит столкнуться с восемью японскими подводными лодками класса Soryu (еще три блока должны быть введены в строй к 2021 году) и девять южнокорейских подводных лодок типа Son Won II (производные от немецкой Type 214). В отличие от российских подлодок «Кило», японские и южнокорейские лодки оснащены воздушно-независимыми двигательными установками (ВЭУ), что повышает их автономность. Новый «Килос» заменит пять старых дизельных подводных лодок проекта 877. Их основная задача — защита ПЛАРБ, вылетающих или возвращающихся с боевых задач. Кроме того, вторая ПЛАРК нового типа «Ясень» — 9-й0015 Казань , может быть принята на вооружение Тихоокеанского флота в 2019 году. Несмотря на свою дороговизну, этот проект является современным для российских подводных сил. Подлодки «Кило» и «Ясень» будут оснащены крылатыми ракетами «Калибр».

Крупные надводные корабли Тихоокеанского флота — один ракетный крейсер и три-четыре больших десантных корабля — являются платформами советской эпохи. Тем не менее, они по-прежнему составляют костяк надводных сил Тихоокеанского флота России, несут флаг и плавают в Индийском океане и Средиземном море. Отсутствие какой-либо программы замены поставит под угрозу способность России проецировать военно-морскую мощь со своих тихоокеанских баз в ближайшее десятилетие. В июле 2017 года в состав Тихоокеанского флота вошел первый новый боевой надводный корабль постсоветского периода: 2000-тонный корвет 9.0015 Совершенный , который строился на Амурских верфях (Комсомольск-на-Амуре) 11 лет. Четыре корабля-систершипа проекта «Совершенный» проекта должны быть введены в состав Тихоокеанского флота до конца десятилетия, если больше не будет задержек. Россия также планирует ввести в строй ограниченное количество новых малых ракетных кораблей проекта 22800, которые оснащены ракетами «Калибр». Контракт должен быть размещен в этом году с Амурским судостроительным заводом. Ожидайте некоторых задержек, учитывая плохую репутацию этой верфи.

Привратник выхода на Северный морской путь

При отсутствии конкретного плана модернизации своих возможностей в открытом море Тихоокеанский флот будет сталкиваться со все большими трудностями при демонстрации флага в Мировом океане в ближайшие годы. Ввод в строй новых военно-морских платформ превратит Тихоокеанский флот в мощную прибрежную силу численностью человек в течение 2020-х годов с улучшенными возможностями по предотвращению доступа/запрещению зоны (A2AD), обеспечиваемыми обновленными возможностями подводных лодок в зеленых водах (типа Kilo) и небольшими надводными кораблями, оснащенными калибр. Помимо ядерного сдерживания, основная роль Тихоокеанского флота будет развиваться, все больше внимания будет уделяться прибрежной войне. В случае крупного кризиса на Азиатско-Тихоокеанской арене ТОФ России должен быть способен перекрыть доступ к Берингову проливу, перекрыв восточный выход в Арктику. Новые российские морские платформы будут плавать под защитой уже развернутых зенитно-ракетных комплексов С-400, ПКР «Бастион», а также береговых батарей «Бал». План Москвы по ремилитаризации Курильских островов вписывается в эту картину, поскольку это позволит России обеспечить доступ и контролировать ситуацию на пути в Арктику.

Россия признает рост торгового судоходства вдоль своего северного фланга и в некотором роде приветствует его как потенциальный канал для инвестиций в развитие экономически депрессивных регионов. Однако Москва намерена установить правила игры для обеспечения безопасности на Крайнем Севере. Возрождение советских военных объектов вдоль северных берегов России и на островах в арктическом регионе должно дать Москве возможность контролировать, обеспечивать безопасность и, в случае необходимости, закрывать Северный морской путь для судоходства. С этой точки зрения укрепление российского Дальнего Востока представляется восточным продолжением более широкого военного плана, простирающегося от российско-норвежской границы до Курильских островов. В случае возникновения крупного кризиса на Азиатско-Тихоокеанской арене Москва намерена отправить боевую группу на восток с Северного флота по арктическому маршруту, сценарий, который ВМФ отрабатывал шесть лет. Такой подход признает, что в российском стратегическом мышлении Северный и Тихоокеанский театры военных действий имеют тенденцию к слиянию.

Общая военно-морская позиция России в Тихом океане в ближайшие годы останется в основном оборонительной, но, в отличие от Черного моря, на Дальнем Востоке потребуется гораздо больше кораблей, подводных лодок, самолетов и личного состава, если Россия хочет установить прочный контроль. На данном этапе неясно, намерена ли Москва заказывать новые фрегаты, не говоря уже об эсминцах, для Тихоокеанского флота. Если это произойдет, российский Тихоокеанский флот все равно не сможет компенсировать тоннаж китайского флота, но укрепит способность России реализовать стратегию A2/AD на Дальнем Востоке.


Д-р Деланоэ является заместителем руководителя Франко-российского аналитического центра «Обсерво» в Москве.

 

Глобальная морская держава? ВМФ России ждет неопределенное будущее. Глобальные дела. Universidad de Navarra

Схемы заголовков

  • Регионы
                    • Темас
                                  • Публикации
                                                    • Actividades
                                                              • Ацерка
                                                              • Колабора

                                                              Имея всего один — и ненадежный — авианосец и уже значительные бюджетные проблемы на постройку новых, Москва справится с усилением присутствия НАТО на Балтике и в Арктике

                                                              En la imagen

                                                              Авианосец «Адмирал Кузнецов» [Creative Commons ]

                                                              Со вступлением Финляндии и Швеции в НАТО перед ВМФ России встанут вызовы, с которыми он не сталкивался уже долгое время. Статус ее авианосца и негативные перспективы развития новых значительно затруднят реализацию амбиций России, как это отражено в ее новой военно-морской доктрине. Что еще хуже, Москва теперь не может использовать Балтику, как раньше, не без высокого риска нападения на их корабли. Но что более важно, с официальным присоединением Финляндии и Швеции Североатлантический союз будет ближе, чем когда-либо, к военным базам России в Арктике, то есть к ее Северному флоту. И это России не нравится.

                                                              Военно-морские амбиции России

                                                              Российский флот находится в эпицентре крупного внутреннего (и внешнего) конфликта. Опубликовав в конце июля 2022 года последнюю Военно-морскую доктрину, Москва очень четко заявила о своей цели — стать крупной мировой военно-морской державой. Четко сформулированы его интересы и основные угрозы, с которыми столкнется флот сейчас и в ближайшие годы. И хотя в документе упоминается главное препятствие на пути к достижению такого статуса глобальной военно-морской державы, похоже, что это может быть более серьезной проблемой, чем считалось ранее. Доктрина очень прямолинейна, когда формулирует свои основные цели, а также различные угрозы и вызовы, с которыми придется столкнуться на пути к их достижению. Однако за этим должна последовать правильная стратегия, которая позволит российскому флоту воплотить такое видение в твердую реальность; и именно это окажется более затратным, чем планировалось изначально.

                                                              Во-первых, потому что у России пока не было хороших времен в процессе создания глобального и мощного флота. Еще в 2009 году президент Медведев предвидел, что к концу 2020-х годов Россия сможет стать сильным военно-морским флотом с пятью или шестью авианосцами. Учитывая их беду и с потоплением «Москвы», и с бесконечным ремонтом «Адмирала Кузнецова», Россия останется без авианосца (как минимум) до 2024 года; и, таким образом, не имея существенной возможности оказывать влияние на Мировой океан еще несколько лет. Во-вторых, — и Вашингтон, безусловно, будет к этому весьма благосклонен, — вероятное включение Финляндии и Швеции в НАТО полностью изменит стратегическую обстановку в регионах Балтики и Северной Европы, ограничив боеспособность ВМФ и переместив присутствие Альянса дальше на север.

                                                              Наконец, хотя доктрина могла указать, учитывая нехватку кораблей и средств ВМФ, необходимость расширения флота, это, скорее всего, будет слишком дорого. Так было всегда, но с учетом расходов бюджета, предназначенных на продолжающийся конфликт в Украине, в этот раз будет еще больше.

                                                              «Адмирал Кузнецов», проклятие для ВМФ?

                                                              У России (а раньше у Советского Союза) были бесконечные финансовые проблемы, связанные с развитием флота перевозчиков на протяжении многих десятилетий. Перевозчики — дорогое вложение. Кроме того, ее единственный авианосец, могучий «Адмирал Кузнецов», имел долгую историю осложнений и неудач. Находясь на действительной службе с 1990-х годов, его карьера была полна поломок и отказов, последние из которых послужили причиной его временного снятия с вооружения в 2017 году. переделайте работу до конца. В 2018 году, через несколько месяцев после прибытия большого авианосца, на палубу упал плавкран, повредивший судно и трагически оборвавший жизнь рабочего.

                                                              Вскоре после этого, в 2019 году, однажды во время ремонта в Мурманском доке над палубой авианосца поднялся густой столб черного дыма. Как выяснилось, корабль загорелся, когда какой-то кусок металла упал на промасленную ткань и перекинулся через электрические кабели. Затем док частично затонул прямо на своем месте (мурманские сооружения несколько устарели), и с тех пор у ВМФ России накопились проблемы, суть которых в том, что Россия не будет эксплуатировать свой единственный авианосец до 2024 года. скорее. Но даже если и так, старый корабль последние годы находится в очень плачевном состоянии, что породило пресловутое выражение «провинишься — отправишься на «Кузнецов». Не вдаваясь в подробности, в некоторых из своих последних миссий авианосец путешествовал в сопровождении буксиров для оказания помощи в случае поломки.

                                                              Однако еще до того, как случились такие несчастья, а особенно сейчас, Россия искала возможность создания еще одного авианосца. Кроме того, учитывая мощь, накопленную американскими атомными авианосцами, Москва также настаивала на создании атомных авианосцев. Авианосец «Ульяновск» стал первой попыткой воплотить это видение в жизнь. Заложенный в конце 1980-х годов, он стал немедленным ответом на массовое наращивание ВМС США во время правления администрации Рейгана, которое длилось два срока (так называемый «Флот из 600 кораблей»). К сожалению, два запланированных судна проекта были отменены. Затем в 2018 году начались исследования ядерных двигателей для нового суперавианосца, получившего название «Проект 23000e». Предусмотренное судно, получившее прозвище «Шторм», является лучшим шансом для России добиться желаемого статуса и возможностей военно-морского флота. Однако, по словам Брента Иствуда, это займет у России около десяти лет и обойдется примерно в 5,5 миллиардов долларов. И опять же, учитывая то, как развиваются события на Украине, еще предстоит увидеть, как в экономическом плане окажется Россия после окончания конфликта.

                                                              Таким образом, перспективы российских авианосцев на данный момент не очень хорошие. А может быть, их и не было вовсе. Бесконечные проблемы, с которыми столкнулся «Адмирал Кузнецов», теперь являются главным препятствием на пути к амбициям, отраженным в новой доктрине, которая, похоже, не отражает реально все препятствия и вызовы, с которыми ВМФ столкнется в ближайшие годы. Любой другой проект, который ВМФ предпринимает, пока конфликт на Украине все еще активен, был бы в данный момент слишком дорогим и практически недостижимым в краткосрочной перспективе.

                                                              Балтийское море: к морю НАТО?

                                                              Еще один вызов, с которым сейчас столкнулась Россия, связан с решительным вступлением Финляндии и Швеции в НАТО. С традиционно нейтральными позициями на протяжении всей холодной войны, образуя северный барьер между двумя противоборствующими блоками, и в последующие десятилетия две скандинавские страны теперь вот-вот станут членами Североатлантического союза в результате событий на Украине. Этот исторический сдвиг в их внешней политике, немедленно принятый большинством членов НАТО (поначалу казалось, что Турция сопротивляется этому), полностью изменит стратегическое мировоззрение в Балтийском регионе. Теперь все страны с побережьем, за исключением крошечного западного побережья России и Калининграда, то есть Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония и Германия, являются странами НАТО. Что это значит?

                                                              Во-первых, альянс, несомненно, увидит более тесное сотрудничество между странами Балтии, с большей свободой судоходства, повышенной ситуационной осведомленностью и более легким доступом через его воды. Это делает его идеальным театром военных действий для любой из этих стран, которые теперь смогут плавать по региону с большей свободой, чем угрозы и враждебные действия, к которым привык российский флот. Но самое главное, что Балтийский флот России, базирующийся в Калининграде, также увидит себя в невыгодном положении по сравнению с остальными союзными флотами. Если Калининград уже был в месте стратегической слабости, то теперь дислоцированные там силы и линкоры остаются против превосходящего соперника и риска перебоев в снабжении. В случае начала каких-либо враждебных действий в этом районе союзный блок располагал бы большей силой и усиленным оперативным взаимодействием, что смягчило бы негативные последствия.

                                                              Эстонский генерал-лейтенант Мартин Херем недавно заявил об этом очень ясно: «[Присоединение Швеции и Финляндии] значительно облегчает нам защиту нашей страны, особенно с моря и воздуха… По сути, Балтийское море становится почти внутренними водами НАТО.» Действительно, Россия теперь сталкивается с более крупным и сплоченным соперником и больше не может рассчитывать на возможность обратиться к Финляндии или Швеции в отношениях со странами НАТО. Балтийский флот сейчас будет испытывать гораздо более высокий уровень нагрузки. Как выразился Роберт Фарли, «ни в каком мыслимом конфликте российские военные корабли (даже подводные лодки) не могли бы использовать Балтийское море, не подвергаясь риску неминуемой гибели». А с Финляндией НАТО теперь сможет смотреть на российские арктические базы и военные аванпосты с гораздо более близкого расстояния, чем раньше. Повышение ситуационной осведомленности позволит лучше подготовить вооруженные силы и быстрее реагировать на любые потенциальные боевые действия с севера.

                                                              Тем не менее, эту балтийскую дилемму, которая сейчас возникает, можно уравновесить растущим расширением российского военного присутствия в Арктике. В течение многих лет Москва стремилась создать крупнейший в мире флот ледоколов, в который входят ледоколы класса «Арктика», самые большие и мощные в мире на сегодняшний день, и не имеющие себе равных ни одно другое судно в мире. Не удовлетворившись этим, России предстоит построить еще несколько, что составит уже более сорока судов. С ними потенциал для коммерческих маршрутов через регион через его порты намного проще, что обеспечивает более легкий доступ и пропускную способность судоходства по региону и, следовательно, лучшую позицию для контроля будущих коммерческих маршрутов на Крайнем Севере. В этом смысле Россия оказалась на несколько шагов впереди остальных членов НАТО в регионе, у некоторых из которых есть только один или два ледокола.

                                                              Для сравнения: у Королевского военно-морского флота Канады в эксплуатации только два ледокола (вдобавок к 18 ледоколам Береговой охраны), а у США всего три, что еще более тревожно. Норвегия, Швеция и Финляндия вносят важный вклад в общий ледокольный потенциал НАТО, но поскольку альянс постепенно обращает свое внимание на Арктику как на зону первостепенных интересов, осознание потенциала России для эффективного контроля над регионом будет недостаточно. . Ледоколы являются центральным элементом арктической морской стратегии, и НАТО необходимо будет построить их больше, чтобы противостоять амбициям Москвы.

                                                              Легкого выхода нет

                                                              Тем не менее, даже с контролем над Арктикой и одним из самых мощных подводных флотов в мире этого недостаточно для российского флота, стремящегося стать мировой морской державой. А учитывая то, как развивается конфликт на Украине, военное поражение там также поставит Черноморский флот в деликатное положение. С потерей «Москвы» и бюджетными проблемами, которые, скорее всего, возникнут после окончания конфликта, ВМФ столкнулся с очень серьезными проблемами. Поражение на Украине означало бы, что теперь у украинцев есть противокорабельное оружие, которого у них раньше не было, и которое можно использовать для потопления других кораблей. Таким образом, Черноморский флот, да и вообще ВМФ, мог оказаться, как сказано, в сложном положении и с неясными перспективами на ближайшее время.

                                                              Таким образом, ВМФ России в ближайшие годы предстоит непростой период со значительными бюджетными проблемами и нехваткой средств для развертывания в открытом море. Стратегический сдвиг в Балтийском регионе сделал ее флот в Мурманске практически беспомощным против гораздо более крупного соперника, а с Финляндией в качестве соседа НАТО теперь ближе, чем когда-либо, к российским северным базам в Арктике. Хотя это во многом будет зависеть от исхода Украины и того, как сложится ее экономика после этого, кажется очевидным, что ВМФ России не должен быть тревожным фактором для НАТО с точки зрения глобальной военно-морской мощи. Без флота авианосцев, что равносильно отказу от авианосных ударных групп, амбиции, отраженные в недавней доктрине, останутся для Москвы в значительной степени недостижимыми.

                                                              Это не означает, что Россия не может проецировать мощь в некоторых регионах мира, таких как Арктика или Черное море.