18 января — День прорыва блокады Ленинграда — Новости
18 января 2020, 09:00
Скачать оригинал
77 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, на долгие 872 дня сковавшее в своих оковах город на Неве. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. 7 февраля 1943 года в Ленинград, после полуторагодового перерыва, пришел первый поезд с «Большой земли».
История обороны Ленинграда – одна из ярких страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Серьезные и тяжелые испытания выпали тогда на долю пожарных, которые уже с первых дней войны стали готовить город к противопожарной обороне. С самого начала пожарная охрана города была военизирована и стала одной из служб МПВО.
В августе 1941 года был создан Комсомольский противопожарный полк.
Первая массированная атака на Ленинград произошла в понедельник, 8 сентября 1941 года. Налет начался в 18 часов 55 минут. За два часа фашисты сбросили на город 6327 зажигательных и фугасных бомб. Вспыхнуло 178 пожаров. В тот же день пожарная охрана города понесла первые потери…
Позже стали известны приказы фашистского командования, требовавшие открывать артиллерийский огонь по первому дыму и зареву пожара, чтобы затруднить его тушение, дабы любыми способами уничтожить город.Так, во время тушения огня на заводе «Красный выборжец» противник обрушил на боровшихся с огнем бойцов более 30 снарядов, на нефтебазе «Красный нефтяник» – 126, на Кировском заводе – более 140 снарядов. Огнеборцы гибли на пожарах практически каждый день. Николай Тихонов писал: «Они молча хоронили своих убитых, перевязывали раненых, не зная отдыха, работали день и ночь, спасая Ленинград от уничтожения огнем».
Под артиллерийским и минометным огнем, терзаемые мучительным голодом, неся страшные потери, пожарные ни разу не покинули своего боевого поста и ликвидировали в осажденном городе 1152 крупных пожара и 16 тысяч возгораний.
Более того, именно тогда родились новые методы борьбы с пожарами: создание противопожарных разрывов, использование снега для тушения, впуск холодного воздуха для придания пламени желаемого направления. Например, пожар, начавшийся в ночь на 12 января 1942 года в Гостином Дворе, тушили без воды, засыпая снегом и песком. Чтобы остановить огонь, голодные обессиленные люди разбирали конструкции здания.
Помимо тушения пожаров работники пожарной охраны выполняли и ряд других функций. Когда в городе была массовая смертность, они рыли траншей для похорон умерших. В летние месяцы личный состав производил ремонт печей, чистил дымоходы, ремонтировал уличные водопроводные магистрали. Также огнеборцы Ленинграда принимали участие в постройке оборонительных сооружений на подступах и в самом городе, некоторые бойцы были откомандированы на строительство «Дороги жизни». Из-за недостатка в городе электроэнергии на пожарных было возложено водоснабжение хлебозаводов и бань.
За годы войны пожарная охрана города на Неве потеряла две трети личного состава, а это 2067 человек, 1070 из них умерли от голода и истощения. Ленинградский гарнизон потерял 53% боевых машин, тысячи метров рукавов и несколько зданий пожарных команд. Было уничтожено более 30 километров линий пожарной связи.
В июле 1942 года за образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина. Более тысячи пожарных были награждены медалями и орденами. Это единственный случай такого высокого награждения пожарных за весь период Великой Отечественной войны.
«Профессия пожарных отнесена к самым опасным профессиям на земле. И в мирное, и в военное время пожарные находятся постоянно в боевой обстановке на грани между жизнью и смертью. Но то, что совершали ленинградские пожарные в течение 900 дней жестокой блокады города на Неве, было огромным человеческим подвигом».
Поделиться:
Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной
Да Нет
Диктант Победы — ПРАВДА О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» И КАК РАБОТАЛА «ДОРОГА ПОБЕДЫ»
20.01.2022 статья
ПРАВДА О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» И КАК РАБОТАЛА «ДОРОГА ПОБЕДЫ»
С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков (после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза).
18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать коридор. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях (под обстрелами и в мороз) буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. «Коридор жизни» днем был смертельно опасен, так как местность простреливалась врагом. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс. железнодорожников получили государственные награды.
[…]
Корреспондент портала «История.РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни».
Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению
Источник: РВИО
– Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны – Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»?
– Я бы хотел сказать, что эту железную дорогу нельзя рассматривать в отрыве от операции «Искра», отдельно её изучать нет смысла. В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. приобрел достаточно прочное положение, но это не так. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить.
Состав двигается по «Дороге Победы». Источник: http://www.navalmuseum.ru
Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Г. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины (свыше 2 тыс.), неразорвавшиеся снаряды и бомбы.
Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года – это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.
Низководный мост. Источник: https://www.pinterest.se/
– Значит, после пробития коридора и постройки дороги ключевой задачей наших войск было прекратить эти обстрелы, отодвинуть фронт?
– Верно, нам требовалось отодвинуть фронт на юг на 10-15 км, занять высоты и освободить железную дорогу с нормальной колеей. Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться.
У Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной армии
– Вы уже отмечали, что ситуация под Ленинградом напрямую зависела от общего положения дел в ходе войны. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?
– Нельзя отрывать одно от другого. И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. Не следует забывать, что против группы армий «Север» у Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной Армии, а это серьезно. А если мы затронем более ранний период – 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать.
Фото: Стела «Стальной путь», посвящённая Дороге Победы. Установлена на станции Петрокрепость. Источник: https://ru.wikipedia.org
– Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа?
– Налаживалась в первую очередь работа самой дороги, налаживался порядок движения. Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую – из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь. Самая большая проблема – это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях. Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года. Во многом этот коридор и дороги стали тем фактором, который позволил Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Это позволило зимой 1944 года провести ту операцию, которую мы сейчас знаем как Красносельско-Ропшинскую, когда с двух изолированных участков (Ораниенбаумского плацдарма и самого города) были нанесены равные по силе удары, приведшие к бегству немцев от города на 60-100 км. Без «Дороги Победы» это было бы невозможно.
«Дорога Победы» была на несколько порядков эффективнее «Дороги жизни»
– Если сравнить «Дорогу Победы» и знаменитую «Дорогу жизни», насколько разница в снабжении при помощи этих транспортных артерий была ощутима?
– На порядки. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно. А уж обеспечить город – и подавно.
– Что касается работы временной ветки, она велась по принципу «Дороги жизни»? То есть туда – припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди?
– В начале такой схемы не было. Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным.
Карта операции «Искра». Источник: http://encyclopedia.mil.ru/
Детальное планирование и героизм солдат – ключ к успеху
– Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты.
– Я могу сказать, что в своей работе сделал первую попытку рассмотреть операцию «Искра», используя максимальное количество доступных документов – как советских, так и немецких. Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом.
– Здесь я бы хотел уточнить, мы говорим о тяжести боев и о том, что они действительно дорого стоили нашей стране, но тем самым мы одновременно подчеркиваем и тот беспримерный подвиг, который каждый боец совершал в ходе прорыва блокады.
– Да, это так. С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. И да, большая самоотверженность простых солдат сделала возможным успех операции в тяжелых условиях. Относительно планирования также можно сказать, что это не случайные удары, а в целом спланированная и осуществленная операция, которая отличалась от более ранних попыток деблокировать Ленинград. Это была первая операция, сочетавшаяся со стратегическим наступлением наших войск, достаточно хорошо подготовленная. Впервые Ленинградский фронт наносил ощутимый удар из города, навстречу Волховскому фронту, и силы были примерно равными. Действительно, готовились, планировали, ставили правильные и реальные задачи войскам. Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось.
Автор: Никита Буранов
Источник: портал «История.РФ»
Обратная связь
Как вас зовут?
Выберите темуОставить отзывЗапись на площадкуРегистрация площадокМеждународные площадкиТехнические проблемы
Ваше сообщение
Главархив опубликовал новые видеоролики к годовщине снятия блокады Ленинграда / Новости города / Сайт Москвы
Культура
С работы. Фото С. Струнникова. Ленинград. 1942–1943 годы. Главархив Москвы
Пользователям доступны видеозаписи, на которых московские школьники читают новостные материалы из газеты «Правда», описывающие жизнь Ленинграда во время блокады с 1941 по 1944 год.27 января 1944 года советские войска полностью освободили Ленинград от блокады немецко-фашистских войск. В память об этой дате Главархив Москвы и городской Департамент образования и науки опубликовали новые ролики в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» в рамках проекта «Дневники детей войны». На видео юные москвичи читают материалы из газеты «Правда», описывающие жизнь Ленинграда в блокадные годы. Кроме того, в виртуальном музее пользователям доступны около 300 статей и заметок из газеты «Правда» за 1941–1944 годы. Там же можно посмотреть онлайн-сборник детских воспоминаний об оккупации Московской области, которые легли в основу проекта «Дневники детей войны».
«Ленинград — город беспримерного мужества, стойкости и отваги. Подвиг его жителей и защитников вошел в мировую историю. Ленинград был скован значительными силами гитлеровской армии, что не позволило врагу развить наступление в другие районы СССР. К дате полного освобождения города от фашистской блокады мы поделились с горожанами материалами, которые хранятся в Главархиве Москвы. Они дают возможность познакомиться с жизнью города и его защитников с конца августа 1941 года, когда было прервано железнодорожное сообщение, до конца января 1944-го, когда восстановили пригородное движение пассажирских поездов», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
В дни блокады, несмотря на регулярные артиллерийские обстрелы и бомбежки, ленинградцы продолжали учиться и работать. Об этом свидетельствуют публикации в газете «Правда» — наиболее влиятельном издании в СССР. Например, в одном из номеров газеты можно было прочесть следующее сообщение: «Ленинградцы, находясь в блокаде, наладили выпуск 52 видов вооружения и боеприпасов для Советской армии». Не прекращалась в городе и культурная жизнь — работали театры и библиотеки, издавались книги. В 1941 году в Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович написал одно из наиболее значимых своих произведений — Cимфонию № 7. В статье для газеты «Правда» композитор рассказывал: «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают».
А писатель-ленинградец Павел Лукницкий, работавший во время Великой Отечественной войны военным корреспондентом, так описывал на страницах «Правды» Ленинград, уже год находящийся в кольце блокады: «Издали, при первом взгляде, город будто не изменился — чистые улицы, цветущие сады и парки, на улицах — трамваи, автомобили, прохожие. Но вглядись: вот разрушенный, разъятый бомбой сверху донизу дом; вот другой, сплошь прогоревший, скалящий голые стены; вот еще дома, истыканные осколками немецких снарядов. Вглядись в парки, сады, скверики! Не клумбы с цветами, не просто яркая, сочная трава, а огороды повсюду! Каждый клочок земли в Ленинграде использован для огородов».
Единственная транспортная магистраль, соединяющая Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. Этот путь назвали Дорогой жизни. В газете «Правда» корреспонденты сообщали следующее: «По водам Ладожского озера шли корабли и баржи с продуктами и боеприпасами, через линию фронта летели самолеты гражданского и военного воздушных флотов, нагруженные продовольствием и оружием». Жители сел и деревень Ленинградской области направляли в город обозы с продуктами, а зимой почти у линии фронта по замерзшей Ладоге в осажденный город проложили ледовую дорогу.
18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда, в результате ожесточенных боев удалось восстановить с ним сухопутную связь. И несмотря на то, что еще год город оставался осажденным, прорыв в блокаде стал переломным моментом. Он придал его жителям и защитникам сил и уверенности в приближающейся победе. В газете «Правда» стали появляться объявления «Требуются дамские портнихи», афиши о вечерах юмора в филармонии. А 27 января 1944-го блокада Ленинграда была полностью снята. В «Правде» по этому поводу сообщалось следующее: «27 января 1944 года Ленинград салютовал своим героям: блокада города была полностью снята. Ленинград выстоял, выстрадал, вытерпел! Мужественный, гордый боец, он еще прекраснее сегодня, закаленный в сражениях, суровый и непреклонный!»
Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» был создан в 2020 году к 9 Мая. В основу экспозиции легли документы и предметы, которые горожане сдали на вечное хранение в Главархив в рамках акции «Москва — с заботой об истории». В прошлом году в музее разместили документы, рассказывающие о помощи московских водителей автобусов и грузовиков жителям оккупированного Ленинграда. Материалы показывают, как в январе 1942-го в город выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей. Также пользователям доступны фильм-лекция о блокадном Ленинграде и снимки фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова.
Проект «Дневники детей войны» заработал 20 апреля 2021 года — в день окончания битвы за Москву, его создали Главархив и столичный Департамент образования и науки. В основу проекта легли письма детей разного возраста, в которых они делились воспоминаниями о тяжелых событиях ноября — декабря 1941-го, когда им пришлось жить в немецкой оккупации в Солнечногорском районе Московской области. Эти воспоминания для видео прочитали почти 60 московских школьников. Проект планируют завершить в апреле этого года.
Теги
история Главархив блокада Ленинграда видеозаписи Дневники детей войны
Сферы
Культура
Департаменты
Главное архивное управление города Москвы, Департамент образования и науки города Москвы
Все новости
Блокада Ленинграда: 872 дня борьбы со смертью — Общество и культура
МОСКВА, 17 янв. /ТАСС/. Семьдесят пять лет назад, 18 января 1943 года, советские войска прорвали блокаду Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в ходе военно-стратегической операции «Искра» в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. Ленинград — единственный крупный город в мировой истории, выдержавший почти 900-дневное окружение.
Блокада
Взятие Ленинграда в 1941-1945 Великая Отечественная война была одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня.
10 сентября немецкие летчики Люфтваффе разбомбили и сожгли городские склады, в результате чего Ленинград остался без значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе были израсходованы запасы топлива и воды, прекратилась подача электроэнергии и тепла. Голод охватил город осенью 1941. В Ленинграде была введена карточная система для обеспечения жителей продуктами питания. К 20 ноября 1941 года хлебный паек сократился до 250 граммов в день для рабочих и до 125 граммов для остального населения. было разрушено более 150 000 артиллерийских снарядов и около 10 000 зданий и сооружений.
Несмотря на блокаду, в городе продолжали работать более 200 предприятий, в том числе семь верфей, построивших 13 подводных лодок. Промышленность блокадного Ленинграда выпускала 150 наименований продукции военного назначения. Всего за годы блокады ленинградские предприятия изготовили около 10 миллионов снарядов и мин, 12 тысяч минометов, 1,5 тысячи боевых самолетов, выкатили и отремонтировали 2 тысячи танков. Несмотря на бомбежки, в 1919 году в городе проходили театрализованные и музыкальные представления.41-1942. В марте 1942 года в городе возобновилось движение трамваев, а 6 мая на стадионе «Динамо» на Крестовском острове состоялся первый футбольный матч.
Дорога жизни
С сентября 1941 г. по март 1943 г. поставки в осажденный город осуществлялись по единственному военно-стратегическому транспортному пути, пролегавшему через Ладожское озеро. В периоды навигации припасы доставлялись по воде, а при замерзании озера доставлялись автотранспортом по ледяной дороге. Ледовый маршрут, который ленинградцы называют «Дорогой жизни», начал работу 22 ноября 19 года.41. Использовался для доставки боеприпасов, вооружения, продовольствия и топлива, эвакуации больных и раненых, детей, а также оборудования заводов и фабрик. За время работы по Дороге жизни было эвакуировано около 1 376 000 человек и перевезено 1 615 000 тонн грузов.
Снятие блокады
12 января 1943 года войсками Волховского и Ленинградского фронтов была начата операция под кодовым названием «Искра», направленная на разгром группировки немецких войск южнее Ладожского озера и восстановление сухопутной связи Ленинграда с остальная часть страны.
18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота прорвали окружение города и восстановили сухопутную связь с остальной частью страны. В этот же день советские войска освободили город-крепость Шлиссельбург и отбросили противника от всего южного побережья Ладожского озера. По образовавшемуся коридору за 17 дней проложили железную и автомобильную дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.
14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов перешли в Ленинградско-Новгородское стратегическое наступление. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь этой победы в городе был дан салют из 324 артиллерийских орудий, состоявший из 24 залпов. Это был единственный салют за годы Великой Отечественной войны, проведенный не в Москве.
К концу блокады в городе осталось не более 800 тысяч жителей из 3 миллионов человек, проживавших в Ленинграде и его пригородах до блокады. По разным оценкам, от голода, бомбежек и артиллерийских обстрелов погибло от 641 тысячи до 1 миллиона ленинградцев. Почти 34 тысячи человек получили ранения, 716 тысяч жителей остались без крова и 1,7 миллиона эвакуированы по Дороге жизни и по воздуху в 1941-1942.
Памятный
В декабре 1942 года учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Им были награждены 1,5 миллиона человек, в том числе ленинградцы и участники боевых действий, принимавшие участие в освобождении города. 1 мая 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина Ленинград был упомянут в числе первых городов-героев.
27 января ежегодно отмечается в России как День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. По данным администрации Санкт-Петербурга, на январь 2017 года в Санкт-Петербурге проживало 102,4 тыс. жителей и защитников блокадного города. Еще около 30 тыс. человек, переживших блокаду Ленинграда, проживали в других городах и странах.
Операция Искра — Прорыв блокады Ленинграда
18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был довольно скромным (ширина коридора, соединявшего город со страной, составляла всего 8-11 километров), политическое, материальное, экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная дорога (после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная трасса Р21) и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». С середины февраля в Ленинграде стали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Прорыв блокады стал поворотным моментом в битве за Ленинград. Даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками была окончательно устранена — инициатива на северо-западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой ситуации Ставка ВГК сочла возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести еще более масштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградская область. Однако операция «Поляризация» закончилась неудачей. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочное железнодорожное сообщение между городом и страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийский обстрел. Это было только 19 января.44 о том, что Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады в ходе Ленинградско-Новгородской операции.
К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Немецкое командование, понимая всю серьезность положения, разрешило оставшимся в окружении частям в районе Шлиссельбурга и Липки пробиться на юг к Синявину, для чего «группе Хюнера» предстояло удержать Рабочие поселки № 1 и № 1. 5 до последней возможности.
18 января 1943 г., 9 часов 30 минут, 1-й отдельный стрелковый батальон 123-й отдельной стрелковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта во главе с заместителем командующего по политчасти майором Мелконяном, старшим лейтенантом Калуговым, сержантом Анисимов встретился с частями 372-й дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта во главе с майором Мельниковым и командиром 440-й разведроты старшим лейтенантом Ишимовым на восточной окраине Рабочего поселка № 1. У В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование.
18 января немецкие войска из района Рабочего поселка № 5 нанесли контрудар по 136-й стрелковой дивизии, чтобы обеспечить прорыв своих окруженных частей. Атака была отбита и 136-я стрелковая дивизия, преследуя противника, ворвалась в Рабочий поселок № 5, где до 12 часов дня группа старшего лейтенанта Брытешко, сержанта Трегуба и красноармейца Трунова встретилась с первым стрелковым батальоном. под командованием лейтенанта (впоследствии майора) Носкова А. В. 424-й стрелковый полк 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии. Чуть позже в тот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронетехники 61-й танковой бригады полностью очистили от противника Шлиссельбург, а в исходе дня передовые части 34-й лыжной бригады установили контакт с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, окончательно взявшей Липки.
Итак, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Однако общий фронт 67-й и 2-й ударных армий был еще недостаточно плотным и значительная часть окруженной немецкой группировки (около 8000 человек), рассредоточившись и бросив тяжелое вооружение, прорвалась через Рабочий поселок № 5 к южнее и к 20 января вышла из окружения в районе Синявино. Отступая, немецкие войска заняли заранее подготовленную позицию на рубеже 1-й и 2-й городки – Рабочий посёлок № 6 – Синявино – западная часть Круглой рощи, где дислоцировались полицейские дивизии СС, 5-я горнострелковая и 1-я пехотная дивизия уже закрепилась. Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий.
Тем не менее, эта операция позволила еще раз доставить продовольствие и припасы в осажденный Ленинград, где к этому времени от голода и немецких артиллерийских обстрелов погибло более полумиллиона мирных жителей.
Похожие товары:
27 января — День снятия блокады Ленинграда(машинный перевод Подскажите) День 27 января вошёл в историю подвига нашего народа как День подъёма блокады Ленинграда и стал Днем воинской славы России. Приказом Верховного Главнокомандующего Ленинграда от 1. 05.1945 г. город-герой; 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета Город-герой СССР Ленинград награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда»; 27 января в Российской Федерации День воинской славы Россия — День освобождения советскими войсками города Ленинграда от отмечается блокада его фашистскими войсками. 27 января 2014 года исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинград. Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась почти 900 дней и был снят 27 января 1944 года. Все это время единственным способом, которым продукты в осажденный город доставляли и дети и тяжелораненые были вывезены, проложены по льду Ладожского озера и получили название — «Дорога Жизнь». Блокада была прорвана 18, 19 января.43, но до полного вывоза 27 января 1944 г. ленинградцам пришлось ждать еще целый год. За годы блокады было потеряно, по разным данным, от от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе число явилось 632 тысячи человек. Только 3% из них было потеряно от бомбардировок и обстрелов, остальные 97% умерли от голода. Военные историки утверждают, что за всю историю войн ни один город мира не отдал столько жизней, сколько Ленинград за Победу. 22 июня 1941 — в день начала Великой Отечественной войны — в Ленинграде и во всех на территории Ленинградской области было введено военное положение. В ночь на 23 июня фашистская авиация впервые попыталась совершить налет на Ленинград, но безуспешно. Ни один самолет противника не был допущен к город. 24 июня Ленинградский военный округ был преобразован в Северный. фронт. С моря Ленинград прикрывал Кронштадт — одну из баз Балтики флот. С выходом фашистских войск на территорию Ленинградской области с 10 июля началась героическая оборона города. Первые фашистские бомбы были сбросили на Ленинград 6 сентября, после чего город стал подвергаться систематические налеты вражеской авиации. На сентябрь — 19 ноября41 воздушная тревога предупреждение появлялось в Ленинграде 251 раз. Но угроза Ленинграду была сильнее, единство его жителей сильнее. В первые месяцы блокады для уведомления Ленинграда жителей о налетах вражеской авиации на улицах было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть оповещала население о налетах и воздушной тревоге. знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения транслировался во время рейдов через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм… релиз. Тревогу объявил диктор Михаил Меланед. В осаде В Ленинграде не было района, куда не мог бы попасть вражеский снаряд. Следовательно были определены районы и улицы, где есть риск стать жертвой вражеской артиллерии, был самым большим. Там люди писали краской или вывешивали специальное предупреждение таблички с известным текстом: «Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасен». По плану Гитлера город должен был быть уничтожен, а войска защищавшие его, уничтожаются. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск немцы решили уморить город голодом. Каждый его жители от мала до велика стали защитниками Ленинграда. Армия нац. было создано ополчение, тысячи ленинградцев вошли в партизанские отряды и сражались на фронтах, строили оборонительные рубежи. В первые месяцы войны эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценности музеев и учреждений. 20 августа фашистские войска занял Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград-Москва. Подразделения Северная армия не смогла сразу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную приблизились к городу. С 4 сентября систематические обстрелы города началось. 8 сентября 1941 противник взял Шлиссельбург, сухопутное сообщение Ленинград с Континентом остановился, — так началась 900-дневная блокада. в блокированного города насчитывалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тысяч детей. К началу блокады в городе не было достаточные запасы продовольствия. На 12 сентября 1941 г. все запасы — хлеб, зерно и мясные — были рассчитаны на 30-35 дней, 45 и 60 дней соответственно. Уголь на самой жесткой экономии хватило бы до ноября, жидкого топлива до конца сентября. Начаты нормы питания, введенные по карточной системе. уменьшение. Зима 1941 года в России была ранней, а в Ленинграде еще и лютой, стволовой показания термометра часто опускались до — 32 градусов по Цельсию. Голод косил людей с тысячи. Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г., когда нормы доставка хлеба бойцам на передовой линии обороны сокращена до500 в день стало пиком голода в блокадном Ленинграде. Для работающих горячих цехов норма изготовлялась до375, для рабочих других производств и инженеров — до250, для служащие, иждивенцы и дети — до125. Других продуктов практически не было. Ежедневно от голода в Ленинграде умирало более 4 тысяч человек. превышала показатели смертности в мирное время в сто раз. Мужская смертность значительно превышал женский. К концу войны женщины составляли главную часть населения города. Сообщение осажденного города со страной проходило через Ладогу на «Дорога жизни», единственная стратегическая магистраль, существовавшая с сентября 1941 г. Март 1943 г. На нем проходила эвакуация населения и промышленное оборудование из Ленинграда, доставка в город продуктов питания, топлива, подкрепления, боеприпасы и вооружение. Особое значение для меня имела «Дорога жизни» в Первая блокадная зима. По нему в Ленинград свыше 360 тысяч тонн грузов было доставлено, 539,4 тысячи человек эвакуированы. Всего грузов перевезен в Ленинград по «Дороге жизни» на весь период ее действия произведено свыше 1615 тыс. тонн, за это время из города около 1,37 млн. людей эвакуировали. За подачу в город нефтепродуктов по дну р. проложен Ладожский трубопровод. «Дорогу жизни» постоянно обстреливали и бомбили гитлеровцы, чтобы парализовать эту спасительный способ. Для защиты «Дороги жизни» от ударов с воздуха и обеспечения его безаварийной эксплуатации силами и средствами ПВО Ленинградской фронт, войска ПВО страны, Балтийский флот и Ладожское была поднята военная флотилия. Массовый героизм людей, обеспечивающих движение на «Дороге жизни» увековечены в памятниках и мемориальных ансамблях. центральное место среди них занимает архитектурно-скульптурная композиция разорванное кольцо» на Ладожском озере, Румболовский горный ансамбль во Всеволжске, памятник «Цветок жизни» в селе Ковалево, посвященный детям блокадный Ленинград, мемориальный комплекс с обелиском в пос. Черная речка, где в братской могиле солдаты, погибшие на «Дороге Жизнь» ушел из жизни. Блокада Ленинграда впервые была прорвана 18 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Прибалтийским флот. Враг был отброшен от города. Операция под кодовым названием «Искра» была выполненные при развернутом зимой генеральном наступлении Советской Армии 1942-1943 гг. после окружения фашистских войск под Сталинградом. Против Советские войска действовали 18-й немецкой армией группы «Север». Предназначен для переноски операции: на Волховском фронте — 2-я Ударная армия, на Ленинградском фронте — 67-я армия. |