Как устроена система залпового огня «Смерч»
Истории
Забудь все эпитеты, которыми мы награждали предшественниц «Смерча». Теперь он официально самая разрушительная штука из всех когда-либо появлявшихся на страницах сайта MAXIM. И он за нас!
40
Реактивная система залпового огня (РСЗО) «Смерч» 9К58 была создана на тульском предприятии «Сплав» и в настоящее время не имеет аналогов в мире.
Это самая мощная установка подобного назначения. А назначение у нее простое: уничтожение живой силы, бронированной техники, артиллерии, тактических ракет и зенитных комплексов противника, вертолетов на стоянках, командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры, а также всего, что будет по глупости ошиваться рядом.
РСЗО «Смерч»
- Источник:
- Андрей Аксенов
Что? Ты говоришь, что примерно для этого создается любое оружие? Верно.
Неживое тоже не уцелеет — не важно, защищено оно броней или скрыто в массиве бетона. Залп бригады из шести «Смерчей» способен остановить продвижение целой дивизии или превратить в горящие руины небольшой город.
Поэтому, кстати, установку не планируется использовать в мелких конфликтах — стрелять из нее, скажем, по террористам. «Смерчу» подавай массивные цели, причем такие, которых гарантированно не жалко.
Отклонение ракеты от цели не превышает 10–20 метров. Подготовка к бою «Смерча» занимает всего три минуты, а еще через одну машина снимается с места, поэтому для ответного огня она почти неуязвима.
РСЗО «Смерч» 9К58
- Источник:
- Андрей Аксенов
Изначально существовал вариант «Смерча» с двенадцатью пусковыми трубами на могучем шасси МАЗ-543М.
Зато четырехосное шасси КамАЗ-6350 намного легче. Машина теперь может разъезжать по дорогам общего пользования, а шоссейные мосты грузоподъемностью до 25 тонн под ее тяжестью не рухнут. Так что, если кто живет за речкой, пусть не радуется. Впрочем, что там речка! Дальность полета ракет — 90 километров. Трепещите все в этом радиусе!
Все соперники стреляют ракетами GRLMS и уступают «Смерчу».
LIMAWS (R), Великобритания
РСЗО LIMAWS (R)
Дальность стрельбы, max: 60 км
Калибр ракеты: 227 мм
Масса ракеты: 296 кг
Кол-во реактивных снарядов в залпе: 6
Масса: 8800 кг
Шасси: 6×4 Supacat
Длина/ширина/высота: 8,3/2,5/2,8 м
Скорость движения по шоссе, max: 60 км/ч
Экипаж: 2 человека
MLRS М270, США
РСЗО MLRS М270
Дальность стрельбы, max: 60 км
Калибр ракеты: 227 мм
Масса ракеты: 296 кг
Кол-во реактивных снарядов в залпе: 12
Масса: 24 945 кг
Шасси: Гусеничное M269
Длина/ширина/высота: 6,86/2,97/2,6 м
Скорость движения по шоссе, max: 60 км/ч
Экипаж: 3 человека
WS 1B, Китай
РСЗО WS 1B, Китай
Дальность стрельбы, max: 180 км
Калибр ракеты: 302 мм
Масса ракеты: 708 кг, боевая часть — 150 кг
Кол-во реактивных снарядов в залпе: 4
Масса: 20 000 кг
Шасси: 6х6 HF-4
Длина/ширина/высота: 8,3/2,5/2,8 м
Скорость движения по шоссе, max: 90 км/ч
Экипаж: 4 человека
Нравятся такие игрушки? Читай также: «Как устроен артиллерийский комплекс „Берег“».
Автор текста:Николай Поликарпов
РСЗО Смерч — описание, характеристики, конструкция, история создания
Советская реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» является РСЗО третьего поколения и стоит на вооружении России и ещё 14 стран.
Несмотря на то, что система создавалась ещё в СССР, сегодня она – одна из наиболее мощных и разрушительных в мире, поскольку способна за один залп из пусковой установки накрыть площадь в почти 70 гектаров.
Разработка
Находящаяся на вооружении БМ-21 Град и 9К57 Ураган не устраивали советских военных небольшой дальностью стрельбы. При этом стрельба неуправляемыми реактивными снарядами на дальние дистанции была практически невозможна из-за резкого падения точности.
Американские коллеги, создавая MLRS, столкнулись с такой же проблемой и ограничили дальность стрельбы 40 километрами.
Перед отечественными конструкторами поставили задачу разработать НУРСы, способные точно поражать удалённые от пусковой установки цели.
Выходом из положения стали корректируемые снаряды, во время полёта придерживающиеся нужной траектории с помощью выключения сопел.
16 декабря 1976 года на предприятии СПЛАВ начались опытно конструкторские работы по созданию новой системы залпового огня, соответствующей требованиям армии. Они велись под руководством Ганичева, которое позже взял на себя Г.А. Денежкин. График испытаний был настолько плотным, что Денежкин в момент рождения ребёнка был на полигоне.
Почти в новогодние праздники 1982 года РСЗО «Смерч» прошла государственные испытания, после чего, 19 ноября 1987 года, была принята на вооружение.
Конструкция
Внушительно выглядящая боевая машина, несущая на себе пусковую установку, создана на Минском автомобильном заводе в Белоруссии. Изначально это было шасси 79111, позже применили шасси МАЗ-543М и МАЗ-543А. Благодаря колёсной формуле 8х8 и дизелю мощностью 525 л.с. каждое из них отличается высокой проходимостью.
Пусковая установка представляет из себя пакет, состоящий из 12 трубчатых направляющих, расположенных на поворотном основании.
Для наведения на цель установка двигается электроприводом по вертикали в диапазоне от 0° до +55°, по горизонтали – на 30° влево и столько же вправо.
Для устойчивости при стрельбе применили интересное техническое решение, когда гидравлические опоры, смонтированные лишь между третьим и четвёртым мостами, выдвигаются и вывешивают заднюю часть боевой машины.
Помимо боевой машины, в комплекс «Смерч» входят:
- транспортно-заряжающая машина;
- радиопеленгаторный комплекс;
- машина с топографическим оборудованием.
Транспортно-заряжающая машина создана на аналогичном боевой шасси, оборудована краном и перевозит 12 реактивных снарядов.
Вооружение
Главное особенностью РСЗО «Смерч» стали снаряды калибра 300 мм с системой управления полётом. Электронно-временное устройство передаёт сигналы в блок управления, который с помощью газодинамических рулей постоянно корректирует траекторию полёта снаряда. Дополнительно стабилизация осуществляется благодаря раскрутке.
Конструкторам удалось добиться точности, при которой отклонение НУРС не более 0,21% от дальности стрельбы. При залпе на максимальную дистанцию разброс составляет всего 150 метров.
Двигатели НУРС твердотопливные, а головная часть бывает как моноблочной, так и разделяющейся, несущей 72 боевых элемента в себе. Длина снаряда 7,5 метра, масса 800 кг.
Используются различные боевые части, например, осколочно-фугасная, кассетная, термобарическая. Также возможно дистанционное минирование поверхности с помощью снарядов с минами. Последней разработкой стал беспилотный разведывательный аппарат, запускаемый внутри снаряда и разворачивающийся в момент нахождения над целью.
Едущая боевая машина всего за 3 минуты разворачивается в боевое положение, ещё 38 секунд занимает залп из 12 снарядов, ещё минута требуется на сворачивание и покидание позиции, с которой велась стрельба. Заряжание осуществляется с помощью крана на транспортно-заряжающей машине и составляет примерно 20 минут.
Боевое применение
Во время второй чеченской войны, в период с октября 1999 года до марта 2003 года, Перекопская гвардейская реактивная артиллерийская бригада ордена Кутузова применяли «Смерч», нанося удары по Новолакскому и Ботлихскому районам в Дагестане.
Также РСЗО применяли на Украине и в Сирии.
Экспорт и зарубежные аналоги
В 1989 году принята модификация 9К58 «Смерч», созданная на базе МАЗ-543М. При этом дистанцию огня увеличили с 70 до 90 км, для наведения стали использовать спутниковые системы, сократили экипаж до 3 человек.
В 2007 году публике показали систему 9К58 Кама на базе четырёхосного КамАЗ-6350 с 6 направляющими вместо 12. Машина разработана для больше мобильности при меньшей массе и габаритах. Также Россия рассчитывает поставлять их на экспорт.
Основными операторами машины являются Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Индия и Кувейт. Всего машина стоит на вооружении 15 стран.
Эпилог
Для своего времени «Смерч» стал революцией.
Огромная мощь, сравнимая с тактическим ядерным вооружением, высокая точность, достаточная дальность стрельбы и хорошая мобильность.
Сегодня эта РСЗО остаётся одним из самых мощных в мире сухопутных оружий, демонстрируя в каждом из вооружённых конфликтов со своим участием огромную эффективность.
Многоцелевой самолет Tornado — Airforce Technology
Многоцелевой самолет Tornado для штурмовиков и противовоздушной обороны.
Ракеты Sidewinder (вверху) и Skyflash (внизу) входят в арсенал оружия Tornado.
Крылатые ракеты Storm Shadow, которые были введены в эксплуатацию на самолетах Tornado в марте 2003 года в поддержку операции «Иракская свобода».
Морской штурмовик GR 1B «Торнадо» с стреловидными крыльями.
Всего 142 самолета GR 1 Tornado Королевских ВВС были модернизированы до конфигурации Tornado GR 4 в рамках программы обновления RAF Tornado среднего возраста.
Вариант ПВО Tornado F3 был разработан для удовлетворения требований к истребителю-перехватчику большой дальности и продолжительности полета.
Panavia Tornado GR 1 демонстрирует свои возможности полета на малых высотах.
Многоцелевой самолет Tornado используется в пяти различных модификациях: ударный самолет-интердиктор Tornado GR 1 для непосредственной авиационной поддержки; противодействие воздушному нападению и подавление обороны; тактический разведывательный самолет GR 1A; Дальний морской штурмовик Tornado GR 1B и дальний истребитель ПВО Tornado F3. GR 4 — это промежуточное обновление GR 1.9.0003
Tornado поступил на вооружение в 1980 году и прекратил производство в 1998 году. Tornado был произведен Panavia, консорциумом BAE Systems, EADS (ранее Daimler-Chrysler Aerospace) и Alenia Aeronautica.
Tornado GR 1 ударный самолет-перехватчик
«Tornado был произведен Panavia, консорциумом BAE Systems, EADS (ранее Daimler-Chrysler Aerospace) и Alenia Aeronautica».
Самолеты Tornado GR 1 interdictor strike (IDS) состоят на вооружении ВВС и ВМС Германии (290), ВВС Италии (90), Королевских ВВС Великобритании (186) и Королевских ВВС Саудовской Аравии (96).
Самолет оснащен усовершенствованным сенсорным и защитным комплексом для выполнения миссий на малых высотах с глубоким проникновением в любую погоду днем и ночью.
Самолет оснащен двумя 25-мм пушками по бокам фюзеляжа. Самолет оснащен широким спектром вооружения. Для непосредственной авиационной поддержки и перехвата самолет обычно оснащается железными бомбами, кассетными бомбами и бомбами с лазерным наведением. В качестве средства защиты он оснащен противорадиолокационными ракетами.
Самолет «Торнадо» ВВС Германии будет вооружен ракетой класса «воздух-воздух» с инфракрасным наведением IRIS-T, разрабатываемой компанией BGT.
Комплексный набор навигационного оборудования включает радар отслеживания рельефа местности, картографический радар Raytheon Systems, доплеровский радар Decca Type 72 и трехосную цифровую инерциальную навигационную систему BAE Systems FIN1010.
Торнадо имеет многорежимный автопилот APFD и полетный директор от BAE Systems. Система TACAN (тактическая аэронавигация) самолета — AD2770 от BAE Systems или Alcatel SEL AG Sector-TACAN. Система посадки по приборам — Cossor.CILS75/76.
В июле 2002 года ВВС Италии подписали контракт с Panavia на модернизацию 18 самолетов Tornado IDS. MLU включал в себя: новую спутниковую систему GPS Litef, радиостанцию, радиовысотомер Galileo Avionica и Thales TACAN, а также возможность развертывания боеприпасов с GPS и лазерным наведением, а также крылатую ракету Storm Shadow.
Первый был доставлен в июле 2004 г., а поставки завершены в 2007 г. Контракт на модернизацию еще 15 самолетов был подписан с Alenia Aeronautica в ноябре 2007 г. с поставкой в 2009 г.-2011. Четыре модернизированных самолета были переброшены в Афганистан в ноябре 2008 г.
В сентябре 2006 г. компания BAE Systems получила контракт на модернизацию 80 истребителей Tornado ВВС Саудовской Аравии.
RAF Tornado GR 4, обновление среднего жизненного цикла
Более 140 (142) самолетов GR 1 Tornado Королевских ВВС были модернизированы до конфигурации Tornado GR 4 в рамках программы RAF Tornado среднего жизненного цикла.
Первый поступил на вооружение в 1998 г., а GR 4 получил допуск к эксплуатации в апреле 2001 г. Окончательная поставка состоялась в июне 2003 г. Планируется, что модернизированные самолеты останутся в эксплуатации до 2025 г. Новые системы были разработаны компанией BAE Systems.
«В сентябре 2006 года компания BAE Systems получила контракт на модернизацию 80 истребителей Tornado ВВС Саудовской Аравии».
Программа включала в себя достижения в области систем, стелс-технологий и авионики. Цифровая шина авионики связывает новые системы и полностью интегрирует улучшенный комплекс защитных средств самолета. Оружейная шина сконфигурирована для управления выпуском широкого спектра вооружений и может адаптироваться к будущим типам вооружений с помощью блоков управления ракетами и программирования оружия.
Модернизированные навигационные системы, в том числе глобальная система позиционирования (GPS), цифровая система картографирования местности BAE Systems Terprom и лазерная инерциальная навигационная система (INS) Honeywell H-764G теперь интегрированы в основную систему авионики самолета.
GR 4 оснащен проекционным дисплеем пилота, многофункциональным проекционным дисплеем и цифровой картой.
На модернизированный самолет был интегрирован тепловизионный лазерный целеуказатель BAE Systems TIALD, обеспечивающий высокоточное автономное наведение оружия с лазерным наведением. С февраля 2007 года ряд самолетов GR 4, работающих в Ираке, оснащаются блоком наведения Rafael «Litening» III.
Сопутствующий проект
Многоцелевой боевой истребитель Eurofighter Typhoon
Eurofighter Typhoon, рассчитанный на четыре страны, представляет собой носовой истребитель ближнего боя с треугольным крылом, работающий вне зоны видимости, с возможностью атаки надводных целей.
GR 4 оснащен передним инфракрасным датчиком (FLIR). Тепловое изображение проецируется на лобовые и лобовые дисплеи пилота.
GR 4 допущен к перевозке усовершенствованных бомб Paveway II с наведением GPS/INS (глобальная система позиционирования/инерциальная навигационная система).
Raytheon получила контракт на интеграцию Paveway IV в Tornado в феврале 2008 г., который был завершен в июле 2009 г..
Самолеты вооружены противотанковым ракетным комплексом Brimstone, поступившим на вооружение с вводом в эксплуатацию (IOC) на самолетах GR.Mk4 в марте 2005 г., и крылатыми ракетами Storm Shadow, поступившими на вооружение на самолете Tornado. в марте 2003 г. в поддержку операции «Иракская свобода».
На GR4 также можно установить разведывательную капсулу Goodrich Raptor, которая заменяет текущую систему VICON от Thales Optronics (Vinten). «Раптор» состоит из разведывательной системы ДБ-110 с дневным ПЗС-датчиком и средневолновым индиевым инфракрасным датчиком.
Обеспечивает целеуказание днем и ночью в режиме реального времени с дальностью 72 км (электронно-оптическая) и 36 км (инфракрасная). В сентябре 2002 г. капсула получила начальную боевую готовность для развертывания в ходе операции «Иракская свобода» в 2003 г.
Она была допущена к эксплуатации в январе 2008 г.
и была развернута в Ираке в июне 2008 г.
GR 4 подвергся дальнейшей модернизации кабины, нового многофункционального дисплея пилота Astronautics и BAE Systems TARDIS (усовершенствованная радиолокационная система отображения и информации Tornado).
Модернизация поступила на вооружение в 2009 году.
Самолет-разведчик Tornado GR 1A
Маловысотный скоростной разведчик Tornado GR 1A состоит на вооружении ВВС Германии, Италии и Саудовской Аравии. Самолет обеспечивает разведку в режиме реального времени с возможностью просмотра разведывательных данных в полете, записи для послеполетного анализа и мгновенного доступа с земли к записанным изображениям.
Электрооптический комплект состоит из трех встроенных инфракрасных датчиков, связанных с системой видеозаписи, обеспечивающих круглосуточное наблюдение от горизонта до горизонта.
Морской штурмовик Tornado GR 1B
Морской штурмовик GR 1B Tornado состоит на вооружении Королевских ВВС. Самолет оснащен четырьмя противокорабельными ракетами Sea Eagle.
Он может наносить удары на расстоянии более 400 миль от базы и может запускать ракеты с дистанции.
Вариант противовоздушной обороны Tornado F3 (ADV)
Вариант противовоздушной обороны F3 (ADV) Tornado вооружен ракетами класса «воздух-воздух» малой и средней дальности. Типичная боевая нагрузка будет включать четыре ракеты малой дальности Sidewinder и четыре ракеты средней дальности Skyflash.
Самолеты Tornado F3 были первыми самолетами, оснащенными ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности MBDA ASRAAM, которые поступили на вооружение в январе 2001 г. и были объявлены готовыми к развертыванию в сентябре 2002 г.
Всего 100 RAF F3 Торнадо были модернизированы, чтобы нести ракеты класса «воздух-воздух» AIM-20 AMRAAM, систему Raytheon IFF 4810 SIFF (преемник идентификации «свой-чужой») и лазерную инерциальную навигационную систему Honeywell.
Самолет оснащен радаром Foxhunter компании BAE Systems, который обеспечивает возможность дальнего поиска и позволяет самолету поражать цели за пределами видимости.
Самолет Tornado F3 во время тренировочного полета потерпел крушение 2 июля 2009 г. в Глен-Кинглас в Аргайл, Шотландия. Флот RAF Tornado F3 был выведен из эксплуатации в марте 2011 года и заменен на Eurofighter Typhoon.
Другие проекты
Посмотреть больше Tornado допущен к перевозке почти всего оружия воздушного базирования, имеющегося на вооружении НАТО, включая кассетные бомбы, боеприпасы против взлетно-посадочных полос и ядерное оружие. Самолет также имеет ограниченные возможности по воздуху с ракетами Sidewinder AAM. Варианты RAF IDS первоначально обозначались как Tornado GR1, а позже модифицированные самолеты обозначались как Tornado GR1A, Tornado GR1B, Tornado GR4 и Tornado GR4A. GR1 поставлялся в темно-сером/темно-зеленом камуфляже с запахом по периметру, но в конце 19-го века он был изменен на темно-серый. RAF Tornado GR1Групповой полет RAF Tornado GR.1 и прототипа Tornado F.2. RAF Tornado GR1 был версией первого поколения ударного самолета Panavia Tornado Королевских ВВС. Первый из 228 GR1 был доставлен 5 июня 19 г.79, и этот тип поступил на вооружение в начале 1980-х годов. 142 самолета были модернизированы до стандарта GR4 с 1997 по 2002 год, после чего от обозначения GR.1 отказались. «Торнадо» был разработан для нанесения ударов с малой высоты по целям стран Варшавского договора в Европе с использованием как обычных, так и тактических ядерных вооружений, т.е. МЫ.177. Однако окончание холодной войны помешало ему когда-либо увидеть такое применение. Главной особенностью GR.1 был его радар слежения за рельефом местности, который позволял выполнять полет на малых высотах без участия руки в любую погоду, но текущая доктрина избегает полетов на экстремальных малых высотах и полагается на инерциальную навигацию с обновлениями GPS, а не на TFS. Его фактический боевой дебют состоялся в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Около 60 GR1 были переброшены Великобританией на авиабазы в Мухарраке (Бахрейн), Табуке и Дахране в Саудовской Аравии. После окончания начальной фазы войны GR.1 были переведены на выполнение ударных задач среднего уровня. Однако им не хватало ни оборудования, ни подготовки, чтобы должным образом выполнить эти миссии. В экстренном случае Великобритания отправила отряд самолетов Blackburn Buccaneer, оснащенных лазерным целеуказателем Pave Spike, что позволило GR.1 сбросить высокоточное оружие. Была начата еще одна аварийная программа, в ходе которой некоторые GR.1 были оснащены системой TIALD. 1999 г. ознаменовался дальнейшими действиями GR1 в Косовской войне. Самолеты эксплуатировались на базе RAF Bruggen в Германии в течение первой части войны, выполняя задачи по точным ударам. Позже они переехали на базу на Корсике незадолго до окончания войны, чтобы приблизиться к зоне боевых действий. После войны в Косово выпуск GR1 был снят с производства, поскольку все больше и больше самолетов модернизировались до стандарта GR4. Последний GR.1 был модернизирован в 2003 г. и возвращен в Королевские ВВС 10 июня. [8] RAF Tornado GR1B Tornado GR1B был специализированным противокорабельным вариантом RAF Tornado GR1. Базируясь в Шотландии в Королевских ВВС Лоссимут, они заменили Blackburn Buccaneer в противокорабельной роли, доставив противокорабельную ракету Sea Eagle. Когда ударные самолеты Tornado GR1 Королевских ВВС были обновлены до стандарта GR4 в конце 1990-х не было соответствующей версии GR4B GR4. Было решено, что специализированный противокорабельный вариант самолета больше не нужен, поскольку угроза со стороны надводных кораблей, против которых был разработан GR1B, уменьшилась, а также потому, что срок годности ракеты Sea Eagle подходил к концу. и не было планов по его замене из-за дороговизны. RAF Tornado GR4RAF Tornado GR4 во время операции «Иракская свобода». РАФ Торнадо GR4 (ЗА597) на английской авиавыставке со стреловидными крыльями. Еще в 1984 году Министерство обороны Великобритании начало исследования по обновлению среднего срока службы (MLU) самолета, чтобы исправить недостатки GR1. Это обновление стандарта Tornado GR4 улучшит возможности в роли среднего уровня, сохранив при этом исключительную способность Tornado к проникновению на низком уровне. RAF Tornado GR1A/GR4AGR.1A был разведывательным вариантом RAF IDS. Он также состоит на вооружении ВВС Саудовской Аравии. С обновлением стандарта GR1 до стандарта GR4 GR1A также стал GR4A. GR4A оснащен установленной внутри TIRRS (система инфракрасной разведки Tornado), по одной с каждой стороны фюзеляжа, и одним разведывательным датчиком IRLS (Infra-Red LineScan), установленным на нижней стороне фюзеляжа. Пакет датчиков заменил 27-мм пушку. В отличие от большинства разведывательных пакетов, которые хранят свои изображения на 35-мм пленке или аналогичной пленке, GR1A использовала видеоленту для сохранения информации. Королевские ВВС заказали 30 планеров либо в виде перестроенных GR1, либо в качестве новых, и 25 самолетов были модернизированы до стандарта GR4A. Люфтваффе IDSTornado IDS (тогда) военно-морской авиации Западной Германии ( Marineflieger ), июнь 1984 г. Немецкие ВВС (Люфтваффе) получили 212 IDS Tornado. 13 января 2004 г. тогдашний министр обороны Германии Петер Штрук объявил о серьезных изменениях в вооруженных силах Германии. Главной частью этого объявления является план сокращения парка немецких истребителей с 426 в начале 2004 г. до 265 к 2015 г. Если предположить, что весь немецкий заказ на 180 истребителей Eurofighter Typhoon будет выполнен, то численность Tornado сократится до 859. Marineflieger IDSАвиакрыло ВМС Германии (Marineflieger) получило 112 IDS Tornado. В конце 2004 года последний отряд «Торнадо» был расформирован. Роль морского боя взяла на себя Люфтваффе, которое модернизировало часть своих Tornados, чтобы нести ракеты Kormoran II и AGM-88 HARM. Aeronautica Militare IDSIDS Tornado ВВС Италии. ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana) получили 100 IDS Tornado. 57 находились в эксплуатации по состоянию на июль 2004 г. В июле 2002 г. Италия подписала контракт с агентством НАТО по управлению истребителями Eurofighter и Tornado (NETMA) и компаниями-партнерами Panavia на первоначальную модернизацию 18 IDS. Alenia Aeronautica отвечает за модернизацию, первая из которых была завершена в ноябре 2003 г. [12] На первом этапе модернизации будет представлен модернизированный комплект авионики, новые цифровые радиостанции, возможности SATCOM и новые возможности вооружения для перевозки боеприпасов Joint Direct Attack, усовершенствованных бомб Raytheon Paveway III с лазерным наведением и MBDA Storm Shadow. Торнадо ECRЛюфтваффе Торнадо ECR. Управляемый Германией и Италией, ECR представляет собой вариант IDS, предназначенный для миссий SEAD. Впервые он был доставлен 21 мая 1990 года. ECR оснащен системой обнаружения источников излучения (ELS), которая предназначена для обнаружения радиолокационных станций противника. ЭКР оснащена AGM-88 HARM. 35 ECR Люфтваффе были доставлены новыми, а Италия получила 16 переоборудованных IDS. Немецкие ECR были оснащены инфракрасными системами визуализации Honeywell для разведки, однако опыт эксплуатации привел к удалению этой системы; Было сочтено непрактичным, чтобы один самолет выполнял и SEAD, и разведку. Итальянские ECR (IT-ECR) отличаются от самолетов Люфтваффе тем, что они никогда не были оснащены средствами разведки, а в качестве конверсии IDS они оснащены двигателями RB199 Mk.103. ECR Люфтваффе оснащены двигателями RB199 Mk.105, которые имеют немного более высокую тягу. Первый IT-ECR был доставлен 27 февраля 1998 г. и официально принят 7 апреля.
Торнадо АДВ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

90-е. В ходе операций над Ираком некоторые GR1 получили песочно-розовую окраску. GR4, участвовавшие в войне в Ираке 2003 года, были окрашены в светло-серый цвет. Образцы ВМС Германии обычно имели характерный черный / синий / серый камуфляж.
Самолет RAF Tornado IDS имеет лазерный дальномер и маркированную систему самонаведения (LRMTS) под фюзеляжем по правому борту, прямо перед передней стойкой шасси в аэродинамическом обтекателе. Эта система состоит из лазера, который можно использовать для измерения наклонной дальности точки на земле относительно самолета. Затем эта информация используется авионикой самолета для расчета информации о наведении экипажа. Лазерный датчик LRMTS также может использоваться для приема отраженной лазерной энергии от стороннего лазера, что позволяет экипажу находить цели, отмеченные войсками на земле или другом самолете. Лазер нельзя использовать для наведения бомб с лазерным наведением. Самолеты IDS, поставляемые в Италию, Западную Германию и Трехнациональный учебный центр Tornado, не имеют системы LRMTS, но имеют ее на самолетах, поставляемых Королевским ВВС Саудовской Аравии.
[6] На ранних этапах операции Granby RAF Tornado GR.1 использовались для обстрела иракских военных аэродромов с использованием неуправляемых бомб массой 1000 фунтов (450 кг) при бомбометании с высоты и оружия JP233 для блокирования взлетно-посадочной полосы. Было потеряно шесть RAF Tornado и один итальянский Tornado. Из самолетов RAF 4 были потеряны при доставке неуправляемых бомб, один был потерян после доставки JP233 и один был потерян при доставке бомб с лазерным наведением. [7]
После войны британские войска оставались в Персидском заливе, а GR1 базировались на авиабазе Али Аль-Салем в Кувейте для операций над южной бесполетной зоной. Базирующиеся там GR.1 принимали участие в операции Desert Fox в 1919 г.98.
У него не было возможности отслеживать доставку с помощью своего радара, и он полагался на ГСН ракеты для обнаружения целей.
Модернизация GR4 не была одобрена до 1994 года, после того как она была пересмотрена с учетом уроков, извлеченных из действий GR1 во время войны в Персидском заливе 1991 года. Одним из основных изменений стал переход от проникновения низкого уровня к атакам среднего уровня при сохранении возможностей низкого уровня. Контракты были подписаны с British Aerospace (позже BAE Systems) в 1919 году.94 для модернизации 142 самолетов GR1 до стандарта GR4, работы начались в 1996 году и были завершены в 2003 году. Up Display), улучшенные дисплеи в кабине, возможности NVG (очки ночного видения), новые системы авионики и вооружения, обновленные компьютерные системы и приемник глобальной системы позиционирования. Обновленная система вооружения позволила интегрировать новейшее наступательное вооружение, например ракеты Storm Shadow и Brimstone, и разведывательное оборудование, такое как модуль RAPTOR. По состоянию на конец 2006 года парк GR4 оснащается новым 12,8-дюймовым многофункциональным дисплеем в задней кабине вместо круглого комбинированного дисплея радара и проекционной карты (CRPMD): Информационная система усовершенствованного дисплея радара BAE Systems Tornado (TARDIS).
) представляет собой жидкокристаллический дисплей с активной матрицей. [9] [10] ТАРДИС в настоящее время устанавливается на самолеты Группы оперативной оценки быстрых реактивных самолетов и вооружения (41-я эскадрилья RAF), а затем устанавливается на все самолеты GR4.
GR4A сохраняет почти все наступательные возможности GR4. Поскольку RAPTOR станет основным разведывательным датчиком Tornado на службе RAF, TIRRS будет прекращен. С этой целью тактическое разведывательное крыло RAF в RAF Marham, которое включает 2-ю эскадрилью и 13-ю эскадрилью, теперь использует варианты GR4A и GR4, поскольку датчики, характерные для GR4A, не важны для разведывательной роли.
0126 [11]
. Дальнейшая модернизация разрабатывается Alenia, которая улучшит возможности миссии, новую подсистему средств защиты (DASS) и возможности связи MIDS. Решение о том, обновлять ли весь парк, последует после покупки 109Правительство Италии решило заменить Tornado на истребители F-35 Lightning II. [13] 
B., 36° Stormo
Блок оперативного преобразования GR4